Феодор санаксарский житие
Содержание
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
У многих христиан его имя сразу ассоциируется с исцелением, и есть немало свидетельств об этом. Молитва преподобному Феодору Санаксарскому способна помочь даже в самых сложных жизненных ситуациях.
Житие преподобного Феодора
В мирской жизни о нем известно как о дворянине Ушакове Иване Игнатьевиче. Он появился на свет в Ярославской провинции в 1718 году. Изначально родители определили его на военную службу в Санкт-Петербург, где базировался гвардейский Преображенский полк. Возможно он бы и стал великим главнокомандующим, но в житие Феодора Санаксарского вмешался случай.
Однажды во время гуляния его друг упал замертво. Именно данный факт показал ему насколько не прочно счастье в этом мире. В возрасте 20 лет он бросает все и становиться отшельником. Сначала пребывал в чаще леса на береге Двины, а после в келии Площанской пустыни. Из-за отсутствия документов был схвачен и доправилен в Петербург.
Эти шесть лет значительно изменили его внешний вид. Особым дивом была для всех смиренность в нем. Императрица простила ему побег и вернула все прежние чины, но он попросил разрешения стать монахом. После некоторого времени в Александро-Невской Лавре и случилось сие событие. У него всегда было желание отправиться в Саровскую обитель. В 1757 году с некоторыми своими последователями он отправился туда.
Девушки были пристроены в Никольском монастыре, а мужчины поселились в Саровской пустыне. Проведя там два года он отправился в Санаксарскую обитель с целью ее восстановления. Помогали ему в этом благотворители. В 1762 году его рукоположили в иеромонаха. Все отмечали его строгость и твердость.
Дни почитания
В 1774 году из-за доноса его сослали в Соловецкий монастырь. Только чрез 9 лет он смог вернуться назад. Скончался он в 1791 году.
Дни памяти выпадают на:
- 4 марта;
- 4 мая;
- 5 июня.
В чем помогает Феодор Санаксарский
Ни для кого не будет секретом, что все мы в определенные периоды жизни обращаемся за помощью к святым. Запомните, что большую роль в этом процессе играет наша вера. Чем она сильнее, тем больше есть вероятность получения положительного результата. Помыслы Ваши должны быть чисты, а сердце искренним.
Самые распространенные прошения к его святому лику:
- об исцелении от душевных и телесных недугов;
- о принятии правильного решения;
- о разрешении сложной жизненной ситуации;
- об укреплении веры;
- о даровании чуда;
- о материальном благосостоянии;
- о прощении грехов и прочее.
Молитва у иконы святого Феодора
Достаточно часто верующие покупают изображения святых для домашнего иконостаса. Найти в церкви настенную икону Феодора Санаксарского не просто. Есть упоминание о том, что она находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы в городе Хабаровске. А вот в качестве домашних вариантов они продаются в свечных лавках.
Произношение заветных слов перед ней поможет Вам сосредоточиться на происходящем и не отвлекаться на прочие вещи. Если есть желание преклонится к мощам, то сделать это можно в месте его последнего пристанища. Чаще всего используется молитва. Вот как она выглядит.
«О, радосте наша! Пастырю наш, преподобне отче Феодоре! Воздыхаем из глубины сердца нашего и со слезами вопием ти: видиши наше неможение, во мраце страстей пребывание, сил душевных разслабление, своеволием обдержание, плотоугодием пленение и всякия добродетели обнищание! Виждь плач и недоумение наше! Вразуми ны и настави на спасения стези, испроси нам у великодаровитаго Бога нищеты нашея познание, слезное покаяние, нелицемерное смирение и в молитве непрестанное терпение, да сими благость Его к себе приклоним ко прощению грехов и сподобимся с тобою вечно пребывати во Царствии Небеснем, поюще и благословяще Всесвятую Троицу: Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
На службах часто можно услышать и тропарь Феодору Санаксарскому.
«Ревностию Крестителю уподобляяся, /
от юности Богови угодив, /
старец благодатный
множеству ученик явился еси, /
с ними же ликуеши на Небесех. /
Феодоре преподобне отче наш, /
моли Христа Бога //
спастися душам нашим.»
Наиболее чтят память о нем на его родине и в обители, которую он отстроил. Есть также некоторые сооружения, которые названы на его честь. Так, например, церковь Феодора Санаксарского в городе Саранск. Ее поместили на территории заброшенного кирпичного здания банно-прачечного комбината. Передали общине храм в 2001 году и тогда же началась его перестройка. Периодически производятся реконструкционные работы. Те, кто желают его посетить, могут найти всю информацию на официальном сайте.
Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Феодоре:
Многие годы я страдала тяжким недугом, который выражался в сильных головных болях.
Лечилась у врача-невропатолога. Была неверующей. Однажды обратилась к экстрасенсу, и
там со мной случился припадок — тело стало корежить судорогами. Очень мне было плохо.
Наконец, однажды лечащий врач мне сказала: «У нас тебя не вылечат», — и посоветовала
съездить в Троице-Сергиеву лавру. Так я постепенно пришла к Богу. Часто ездила в лавру,
была на отчитках, но исцеления не происходило.
В 1990 году я гостила у своей сестры в Санкт-Петербурге, и она предложила сходить в
часовню блаженной Ксении. Придя туда, я сперва сомневалась: «Чем она мне поможет?»
Но именно через блаженную Ксению почувствовала я чудотворящее милосердие Божие. В
часовне познакомилась я с матушкой Екатериной, которая сказала мне: «Тебя вылечат в
мужском монастыре, ты приедешь совершенно другая». Эти слова я запомнила на всю
жизнь. Через год приехав в родной Темников к родителям, я ходила молиться в храм, и
местный батюшка посоветовал мне посетить возрождавшийся Санаксарский монастырь и
могилку отца Феодора (Ушакова). И вот здесь-то и начали сбываться слова матушки
Екатерины об исцелении. Благодатным заступничеством перед Господом старца Феодора
я полностью избавилась от своей болезни. Теперь Санаксарский монастырь и могилка
старца Феодора — родное для меня место, куда я постоянно езжу за духовной помощью и
поддержкой. Продолжаю бывать и в Петербурге и всегда благодарю Ксению блаженную.
А матушке Екатерине в память об исцелении подарила брошюру «Жизнеописание и
наставления старца иеромонаха Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля
Санаксарского монастыря», изданную в г.Темникове в 1992 году.
В июне 1995 года застала матушку в глубокой скорби после потери сына Георгия. По ее
просьбе, приехав в Санаксарский монастырь, заказала сорокоуст о его упокоении.
Стрелавина Мария, Московская область
Когда моему сыну Георгию было 46 лет, Господь призвал его от временной жизни в
вечную.
Однажды, придя домой после работы в часовне блаженной Ксении Петербургской, я
прилегла отдохнуть и, задремав, увидела сон: неописуемой красоты сад, и в этом саду
вижу своего умершего сына. Спрашиваю его: как тебе тут, Юра, живется? А он отвечает:
«Мне хорошо, мама, только прошу тебя: съезди поблагодари иеромонаха Феодора,
который за меня молится». Тут я увидела как бы цветочную дорожку, уходящую в небо, и
дивные голоса запели величание преподобному Феодору.
Открываю глаза, на душе светло, сердце радуется. Долго я вникала, кто же это у Господа
Феодор, перебрала в памяти всю нашу родню, а у нас в роду были и монахи, и
священники, но Феодора среди них не оказалось. И только позже, когда я искала на полке
с книгами нужный мне акафист, я обнаружила вдруг брошюру «Жизнеописание и
наставления старца иеромонаха Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля
Санаксарского монастыря», — и все вспомнила, и понятно мне стало, какого Феодора
нужно благодарить за молитвы о моем сыне.
Созвонившись с Марией, договорилась о встрече в Москве, а затем вместе поехали в
Санаксарский монастырь. Побыв три дня в святой Санаксарской обители, помолившись в
храме и на могилке старца Феодора, я почувствовала такую благодать, которую не
передать словами. И теперь для меня этот сон-видение — несомненное доказательство, что
иеромонах Феодор Санаксарский давно уже прославлен Господом на небе и настало время
прославить его и на земле.
Яковлева Екатерина Авдеевна, Санкт-Петербург
Летом 1996 года у меня произошло рожистое воспаление ноги, сопровождавшееся
высокой температурой и тяжелым недомоганием. По прохождении двухнедельного курса
лечения в городской больнице я был выписан в здравом состоянии, но затем болезнь
возобновилась. Нога отекла, открылись гнойники, поднялась высокая температура.
Будучи в таком тяжелом состоянии, я во сне увидел свою ногу совершенно здоровой, с
заживленными ранами. Разбудил меня иеромонах нашего монастыря отец Ф., который
принес масло из лампады с могилы старца Феодора. После __________помазания я получил
облегчение, а по прошествии двух недель — полное выздоровление.
Иеродиакон А., насельник Санаксарского монастыря
Насельнику Санаксарского монастыря иеромонаху В. жительница Темникова рассказала,
что испытывала сильные боли в ногах, была прикована к постели. Во сне ей явился монах
с крестом на груди и, проснувшись, она почувствовала облегчение настолько, что смогла
прийти в монастырь. Когда ей показали портрет старца Феодора, она узнала того монаха.
С группой паломников нашего города в июле 1997 года я отправилась в поездку по пяти
монастырям. Посетили и Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Приехали
туда поздно ночью. В этой гостеприимной обители нас разместили на ночлег в братской
трапезной. Со стен, с потолка на нас смотрели лики святых угодников Божиих. Какая же
благодать ночевать в таком месте!..
В углу трапезной стоит большой портрет санаксарского старца — иеромонаха Феодора
(Ушакова). Строгий лик. Большие скорбные глаза внимательно всматриваются в каждого
из нас. Иноки предложили поужинать, выпить вкусный монастырский квас.
Мы легли спать. Я помолилась. Не спалось. В полудремоте то открою глаза, то опять
закрою. У иконы Божией Матери горела лампадка. Слабый огонек ее бросал легкий отсвет
на портрет батюшки Феодора. Тихо и покойно было на душе. И со мной начал
разговаривать ласковый голос, который спросил: «Матушка, сколько же ты абортов
сделала? Разве можно?» Начал меня как бы учить, вразумлять, что нельзя этого делать,
что дети страдают от этого. И мне показали таких детей, их страдания, но помню смутно:
сидят они на каких-то лавках раздетые, голенькие совсем, некоторые полуодетые. Что-то с
ними делают, но не могу вспомнить, что. Я так расстроилась от увиденного, что не смогла
сразу ответить на вопрос, а потом говорю: «Два или три. Да нет, наверное, три». После
этого я уснула.
Днем, после молебна у схиигумена Иеронима, было елеопомазание. Когда я подошла к
старцу, то первое, что он меня спросил, были слова: «А сколько же вы абортов сделали?»
Я ему ответила: «Два или три. Да нет, наверное, три». Потом батюшка сказал: «Да. Грех.
Большой грех». Повторился точно такой же разговор, какой произошел ночью в
трапезной. Батюшка мне объяснил, как молиться, что я должна делать для спасения своей
души. Сейчас каждый день стараюсь молиться иеромонаху Феодору Санаксарскому,
прошу у него помощи в разных делах.
Раба Божия Татьяна, г. Балаково
Вместе с группой самарских паломников 10 декабря 1997 года я пришла на утреннюю
службу в церковь Санаксарского мужского монастыря с желанием исповедаться и
причаститься Святых Таин Христовых. Было пять часов утра. Вдруг мне захотелось сесть.
Ноги налились тяжестью, и я присела на лавочку, продолжая молиться, испрашивая у
Господа прощения грехов не только себе, но всем прибывшим со мной.
Запомнились слова одного дивеевского старца-странника о том, что нужно приезжать в
Дивеево семьями и молиться Господу, чтобы Он смилостивился над нами, над всем
грешным миром и продлил его существование, то есть отсрочил день Страшного Суда. И
я, грешная, тоже молила Бога об этом. Вдруг мое внимание привлекли облака, которые я
увидела в проеме окна, возле алтаря, на бледно-голубом предрассветном небе. Справа от
окна находилась хоругвь с изображением Владимирской Божией Матери и висела икона
Всех святых. Под иконой стоял большой подсвечник. Облачное небо заполнило все
пространство от иконы до хоругви. «Откуда небо, облака?» — пронеслось у меня в голове.
И я машинально посмотрела на другие окна. За ними тьма, рассвет еще не начинался.
Опять смотрю на то место, где появилось небо. И вдруг увидела на облаках молящегося на
коленях монаха. Необычное поведение и одежда монаха меня удивили. Одежда уж очень
была опрятна, казалось, только что сшита и отглажена. Я тоже поднялась с лавочки, стало
стыдно, что сижу. «Какой благочестивый монах, как молится, весь ушел в молитву! А ты
сидишь, лодырь!» — подумала я со стыдом и со слезами стала просить у Господа прощения.
Но в голове появились лукавые мысли: нарисован, видишь, не шелохнется. И как бы в
ответ на мои сомнения монах поклонился. Я долго созерцала моление монаха и молилась
сама, уже боясь сесть на лавку. Усталости как не бывало. Видение исчезло так внезапно,
что я не успела сообразить, сколько времени оно длилось.
Целый день я ходила и думала: кто же такой этот благочестивый монах? Решилась
спросить у схиигумена Иеронима. Рассказала ему все, как видела. «Кто это?» — спросила я
его. Он выслушал меня внимательно, потом посмотрел на меня, улыбаясь, и говорит: «Это
сам Феодор Ушаков — вот кто!»
Я вспомнила, что как только мы приехали, я сразу, еще не заходя в храм, а только
перекрестившись на него, пошла на могилку старца Феодора. Приложилась ко кресту и
просила подвижника помолиться за меня, грешную, и за моих детей. Вот он и молился. И
мне, недостойной, явился сам и вдохновил меня на молитву. Я верю, что он вымолит у
Господа все, о чем просила.
Не могу объяснить своего состояния, но я, созерцая это видение, была сама вся в молитве.
О, как мне было в этот миг хорошо! Как отрадно душе!
Раба Божия Валентина, г. Самара
Как и большинство людей моего поколения, я родилась и выросла в атеистической среде.
Была и в пионерах, и в комсомоле, состояла и членом партии. К вере пришла милостью
Божией в тридцать три года. Мое обращение в православную веру, изменение или, вернее,
перерождение моего сознания почти полностью связано с Рождество-Богородичным
Санаксарским монастырем. Здесь я впервые исповедовалась, впервые причастилась
Святых Таин. Здесь, милостью Божией и с помощью братии монастыря, зарождалось в
душе моей новое понимание жизни, и душа восставала из той мерзости, в которую я ее
повергала. Здесь я научалась азам христианской жизни.
До приезда в монастырь житейские проблемы захлестывают, и кажется, нет выхода. А вот
побываешь в монастыре, помолишься, постоишь у могилки старца Феодора, побеседуешь
с ним мысленно, расскажешь печали свои, и — о чудо! — все житейское становится мелким,
незначительным, душа успокаивается.
В последние годы я не работаю, но привычка все домашние дела откладывать на субботу
оставалась у меня очень долго. И хотя я понимала, что неправильно поступаю, но
продолжала пропускать всенощную. Оправдывала себя, что это необходимо семье, что
домашние дела тоже важны, что такое мое послушание. Но совесть мучила, и каждую
субботу передо мной вставал вопрос: как же быть? И у духовника я как-то забывала об
этом спросить. Эти мои муки длились с полгода. И вот однажды, вернувшись из
Санаксарского монастыря, где Господь сподобил пожить дней десять, я вижу во сне
старца Феодора, как он изображен на портрете в трапезной: аскетического вида, в черной
мантии, в клобуке. Старец смотрит на меня строгими глазами и, подняв тонкий длинный
палец вверх, говорит дважды: «На всенощную в субботу ходи!» Затем указывает перстом
на меня и повторяет в третий раз: «На всенощную — ходи!» До сего дня, вспоминая об
этом, ясно слышу голос старца, басистый, строгий, слегка старчески надтреснутый.
С тех пор лишь однажды я ослушалась повеления старца, и весь мой труд, что я делала
вместо того, чтобы быть на всенощной, пошел прахом. И как только теперь закрадется
мысль пропустить по неотложности дел или по немощи субботнюю вечернюю службу, в
душе возникает строгий голос старца Феодора: «На всенощную — ходи!»
ТатьянаШлаева, пос. Зубова Поляна, Мордовия
Мне, вдове Валентине Коршуновой, дано послушание строить церковь на месте
уничтоженной в селе Коршуновка Моршанского района Тамбовской области. В этих
трудах надежда только на Господа. Посещая святые места, прошу помощи в
строительстве у всех угодников Божиих. Недавно побывала и в святой обители
Санаксарской и слезно просила отца Феодора (Ушакова) помочь нам. Поставила свечи на
канун и на могилку отца Феодора — и вот результат: на следующей же неделе после моего
возвращения из Санаксара получили помощь, которой как раз хватило на то, чтобы
заказать ограду! После этого попросила сестру Зою, которая поехала в монастырь,
поставить свечку на канун отцу Феодору и на его могилку, и неожиданно получила еще
одно пожертвование. Благодарю Господа и угодника Божия отца Феодора Санаксарского
Председатель приходского совета Никольской церкви Коршунова Валентина
Я работаю на двух работах и подрабатываю швеей дома. И взялась сшить безрукавки для
монастыря: хотелось чем-то помочь Санаксарской обители. И вот шила и боялась, что не
успею сшить к сроку, то есть ко дню отправления в паломническую поездку, а нужно
было сшить тридцать штук. Хотя я и профессиональная швея, но машинка у меня совсем
старая. Я очень переживала, просила помощи Божией в этом деле. И вот, я не знаю, что
это было за видение, вам судить, но помощь мне была оказана. Вижу себя как будто в
комнате, входит преподобный отец Феодор (такой, как в самарской газете «Благовест» №
12 за 1997 год, где я о нем и о монастыре читала), в черной монашеской одежде, положил
руку свою мне на голову и сказал: «Благословляю тебя, не переживай, ты все успеешь
сделать». И я сразу успокоилась, мир воцарился в душе. После этого я на развалюхе-
машинке стала шить очень быстро, и все спорилось у меня. Я по четыре безрукавки в день
сшивала — это кроме того, что делала основную работу и еще один заказ, да еще сторожем
подрабатывала.
Я и не предполагала, что смогу поехать с группой в паломническую поездку, собиралась
передавать безрукавки со своей подругой, потому что денег на поездку у меня не было, — и
вдруг чудо совершилось: меня взяли безплатно добрые люди.
И что еще удивительно: один заказ домашний (ребенку брюки к 1 сентября) я не успевала
выполнить. Так поездку внезапно отложили до следующего дня, этого вполне хватило
доделать заказ. Такой объем работы, что я проделала в те дни, невозможен для одного
человека, вдобавок скажу, что мне делали когда-то операцию на сердце (был врожденный
порок), так что здоровье мое слабое. А тут и про болезни свои забыла, дело спорилось. И я
уверена, что мне помог во всем преподобный отец Феодор Санаксарский, который
заботится о cвоей братии.
Раба Божия Людмила, Саратовская обл., г. Балаково
Наместник Санаксарского монастыря архимандрит Варнава рассказал следующее. В
одной из деревень в окрестностях Темникова в 1995 году произошел несчастный случай.
Была весна, на реке Мокше появились проталины и полыньи. Ребятишки 7 — 12 лет
катались с крутых береговых горок, бегали, играли на льду. Не заметив полыньи, двое
ребят провалились под лед и утонули.
Мать одного из утонувших сразу пришла в Санаксарский монастырь, поведала свою беду
и просила у отца Варнавы с братией святых молитв ко Господу, чтобы найти ребенка. И
вот после братской молитвы у могилы старца Феодора — небесного наставника монастыря
— под утро следующего дня отец мальчика видит сон, в котором ему было указано место
на реке, где он должен искать. Проснувшись, он пошел туда и обнаружил тело сына.
Мать же второго утонувшего только через две недели (когда первый малыш был уже
похоронен) пришла в Санаксар за помощью. Отец наместник попросил братию молиться
Господу и старцу Феодору теперь уже о втором парнишке. И вот под вечер, после
братской молитвы, одному из участников поисковой группы бросился в глаза какой-то
непонятный лоскуток размером не больше половины ладони, тихо качавшийся у берега на
поверхности воды. Когда тронул его багром — оказалось, что это всплывшее пальто
мальчика. Тут же извлекли и его тело, которое исстрадавшиеся родители смогли по-
христиански предать земле.
***
В начале моего дьяконского служения я столкнулся с большой проблемой. По причине
рассеянности и нерасторопности я допускал серьезные ошибки в службе. Это
расстраивало и даже раздражало чередных священников и прочих присутствующих в
храме. Понимая, что помимо людей мое нерадение оскорбляет Господа, я сильно
переживал.
Однажды утром на пути в храм ко мне пришла совершенно ясная мысль обратиться за
помощью к отцу Феодору. Я зашел на его могилу, приложился к кресту и с твердой верой
воззвал к нашему небесному покровителю. В этот день я совершил свое служение хорошо,
допустив лишь незначительную неточность. Я возблагодарил Господа и Его угодника за
помощь. С тех пор я всегда старался перед службой заходить на могилу отца Феодора.
Если же это не удавалось, то даже простое молитвенное обращение к отцу Феодору
помогало мне избегать многих нарушений.
По долгу своего послушания мне приходилось также следить за неугасимой лампадой на
могиле отца Феодора. Футляр, в котором была установлена лампада, был весьма
неудобен, к тому же она сильно коптила и загрязнялась при использовании
морозостойкого масла в холодное время года. Поэтому, когда наступали холода, уход за
лампадой требовал большого терпения.
Как-то раз после вечерней службы я отправился на могилу отцаФеодора, чтобы исполнить
свою каждодневную обязанность. Зимой к этому времени лампада обычно угасала из-за
нагара на фитиле. Я почистил фитиль и попытался зажечь его, но ветер помешал мне
сделать это. После нескольких попыток я почувствовал, что сильно замерз, а пальцы на
холодном ветру совсем потеряли чувствительность. Потеряв всякую надежду, я
малодушно решился оставить это дело до утра. Совесть же не давала мне покоя: «Как
можно оставить незажженной лампаду, огонь в которой должен поддерживаться
постоянно?» К тому же я вспомнил, что не спросил благословения и помощи у того, за
чьей лампадой я ухаживаю. «Отче Феодоре, помоги!» — в мыслях я обратился к нему и
зажег спичку. Трудно сказать, что произошло: то ли ветер ослаб, то ли изменилось его
направление, но лампаду я все-таки зажег. С чувством глубокой признательности я воздал
благодарение Богу и еще более укрепился в надежде на помощь и заступление Его
угодника.
Иеромонах М.
Зовут меня Нина Яковлевна Авдеева (в девичестве Ушакова). Недавно отметила я свое
пятидесятилетие. Основные годы прожиты, как и у многих, в мирской суете: забота о
семье, работа, болезни, воспитание детей…
Сознательно я приняла таинство крещения только в сорок восемь лет, но в Господа верила
всегда, потому что в детстве Он трижды спасал меня от верной гибели.
Много было трудностей и испытаний в жизни, но вот стала я чаще посещать церковь,
усердно молиться дома, а последние три года соблюдать христианские посты — и новые
чувства пришли ко мне: облегчение, радость, умиротворение. И вот в Рождественский
пост 1997 года произошло со мной необычное. Ночью не спалось. Лежу с открытыми
глазами. И вдруг вижу перед собою из темноты возникший светлый лик седовласого
старца с непокрытой головой. А одежды на нем черные, монашеские. От неожиданности я
испугалась. Но старец сразу перекрестил меня трижды. Видение исчезло. Лежу и думаю:
сон это или померещилось мне? Только подумала, как вдруг опять: тьма как бы
расступилась, и я словно с высоты птичьего полета вижу церковь, излучину реки… И все
это — удивительно яркого цвета. Испуг сменился удивлением: что же происходит? И в
третий раз вижу: священник перед маленькой церквушкой, а вокруг него — море людей.
Долгое время я пыталась понять, что это за старец и почему он явился мне? Через год от
иерусалимских паломников ко мне пришло известие о существовании Санаксарского
монастыря. Когда я прочитала об этом, то теплая волна прокатилась по моему сердцу, и с
этого момента я стала мечтать о посещении этих мест. Получив благословение на поездку,
я встретила Светлую Христову Пасху в стенах монастыря. Добиралась, как говорится, «на
ощупь», но, видимо, сам преподобный Феодор помогал мне в пути.
Приехали вечером, отстояли пасхальную службу, а утром, знакомясь с окрестностями,
вдруг узнала и церквушку, и излучину реки, а войдя в трапезную, я обмерла: с портрета
смотрел на меня старец из моего видения — Феодор Ушаков.
Покидаю монастырь с великим ликованием в сердце и надеждой побывать здесь еще.
Нина Авдеева (Ушакова), г. Северодвинск Архангельской области
В мордовском поселке N проживает молодая женщина Лариса. Весной 1999 года она
вышла замуж, с мужем повенчались, и вскоре Лариса забеременела.
У нее и раньше прибаливали почки, а тут вдруг, на втором месяце беременности, здоровье
резко ухудшилось. Врачи поставили диагноз: тяжелая форма пиелонефрита. Были
сильные отеки, анализы показывали очень плохую картину. Болезнь угрожала
преждевременными родами. Врачи настаивали на прерывании беременности и курсе
лечения и направляли больную в Республиканский центр г. Саранска. Лариса
отказывалась лечь в больницу.
Лариса человек малоцерковный, но мать ее верующая, прихожанка местного храма.
Естественно, что своею скорбью о дочери она поделилась в церкви.
Одна из ревностных прихожанок местного храма, раба Божия Лидия — давняя и
постоянная паломница Санаксарского монастыря. В мае 1999 года, после обретения
честных мощей преподобного Феодора, иеромонах монастыря Ф., у которого Лидия
постоянно исповедуется, благословил ей частицу гроба преподобного, которую она
хранила у себя дома. Узнав о тяжелом положении Ларисы, Лидия пришла к ней.
Движимая состраданием и имея несомненную веру в помощь Божию, она сказала Ларисе:
«Ты должна обратиться к Богу, Господь милостив. Сейчас в Санаксарском монастыре
готовится прославление преподобного Феодора, покровителя и молитвенника о нашей
земле. У меня есть частица его святого гроба. Ты должна прежде всего исповедаться за
всю жизнь — искренне, без утайки, а затем причаститься. Потом молись преподобному
Феодору, проси помощи, а частицу его гроба прикладывай к пояснице и ко лбу. А главное
— верь, что Господь по молитвам преподобного Феодора поможет тебе»
Лариса все сделала так, как ей было сказано. Через неделю она почувствовала облегчение:
отеки исчезли, результаты очередных анализов были нормальными. Обрадованная, она
еще усерднее стала молиться. Беременность протекала хорошо. Перед родами Лариса еще
раз исповедалась и причастилась. И в положенный срок родила здоровую девочку.
Заисал иеромонах В.
Летом 1999 года, сразу после прославления преподобного Феодора Санаксарского, в моей
семье произошел следующий случай.
Как-то вечером моя матушка Валентина готовила ужин — варила пельмени. Кастрюля с
кипящим бульоном стояла на плите, крышка была открыта. Маленькая дочь наша,
Гликерия, которой был год и три месяца, сидела тут же в кухне, у стола. Ей пора была
спать, и матушка, взяв ребенка по привычке подмышку и намереваясь унести ее, подошла
__________к плите, чтобы помешать ложкой кипящее варево. В этот момент девочка зацепила ногой
кастрюлю — и кипяток вылился, обварив обе стопочки ног. Ребенок закричал, мы с
матушкой заметались: она сунула ножки ребенка под холодную воду из-под крана, я стал
искать мазь от ожога, звонить в дежурную аптеку, родственникам… Ребенок кричал,
ступни были багрового цвета — для нежной кожи младенца ожог был чрезвычайно силен.
В этой панике мне бросился в глаза стоящий на тумбочке пузырек со святым маслом,
взятым из лампады над мощами преподобного Феодора в дни его прославления; это масло
нам только что привезли наши прихожане, побывавшие в монастыре. Я взял пузырек и
ваткой, омоченной в масле, помазал ножки дочери, горячо молясь преподобному
Феодору, прося его помощи. Прошло несколько минут — и до того разрывавшееся от крика
дите вдруг успокоилось. Мы с матушкой уложили ее в кроватку, и она быстро заснула.
Она спала больше часа, и вдруг мы слышим: она ходит в кроватке. Краснота, вздувшаяся
на обваренных ножках, почти вся сошла, остался один лишь маленький волдырик на
ступне. Более никакого лечения не понадобилось. Но мы с матушкой долго еще не могли
прийти в себя. Это настоящее чудо. Мы благодарим Господа и угодника Его
преподобного Феодора. Низкий поклон Санаксарской братии, просим ваших святых
молитв.
Иерей ВиталийШумилов, настоятель храма во имя Смоленской иконы Божией
Матери, г. Дубна, Московская область.
Я, раба Божия София, получила исцеление у мощей преподобного Феодора Санаксарского
в дни прославления его в июле 1999 года.
Я ехала сюда с такой верой и надеждой на исцеление — и оно произошло. В Москве я
сильно болела, даже передвигалась с великим трудом, дома ходила, что называется, «по
стеночке», но я говорила: «Мне бы только добраться до монастыря…» И вот здесь стояла у
мощей три дня — и молилась, и просила помочь мне: и духовно, и телесно. Но долго не
получала ожидаемого, и только на второй день пришла мысль: покайся в забытом грехе. И
я вспомнила то, что раньше даже не считала за грех. И после того как вспомнила —
полились слезы, я плакала и продолжала стоять у мощей. Слезы были такие благодатные,
слезы очищения… Так мне сейчас легко и отрадно, что не знаю, чему больше радуюсь: что
прошли телесные недуги, или тому, что осознала свой грех, поняла себя, поняла, почему не было покоя в душе, почему меня раздражало многое в этой жизни…
У меня прошло воспаление уха, оно у меня щелкало, щелкало все это время, пока я стояла
у мощей; были спазмы сосудов головы, и я чувствовала во время стояния, как проходили
какие-то импульсы в голове, то есть я ощущала, как шло исцеление. Еще у меня болели
суставы плечевые (артроз), и я чувствовала, как ходит боль с одного плеча в другое и под
лопатку, то есть я все это ощущала физически и так же физически ощущала какие-то
волны, которые исходили от мощей.
Еще хочу добавить, что все те дни перед прославлением я ежедневно приходила к
маленькой монастырской кладбищенской церкви, меня тянуло к этому храму, он был
закрыт, но я сидела возле него допоздна на бревнышках, и это место было для меня какое-
то благодатное. И однажды, 9-го числа, накануне торжеств, я вдруг на куполе этого храма,
на какие-то полминуты, увидела образ… одним словом, увидела преподобного Феодора.
Но он не был таким строгим, как на портрете в трапезной, он был очень добрый,
благостный. Я теперь только узнала, что в то время в церкви кладбищенской находились
мощи, которые 10 июля на всенощной торжественно перенесли в соборный монастырский
храм, но тогда я об этом не знала — и все ходила туда, утром по росе, днем, вечером,
сидела на бревнышках…
Я так благодарна Богу за то, что Он сподобил меня побывать здесь, в Санаксарском
монастыре, и я буду молиться преподобному Феодору до конца своей жизни.
София Мельникова, г.Москва.__
ФЕОДОР САНАКСАРСКИЙ
Прп. Феодор Санаксарский
Феодор (Ушаков), Санаксарский (1718 — 1791), иеромонах, преподобный
Память 19 февраля, 21 апреля (обрет. мощей), в Соборах Брянских, Ростово-Ярославских и Тамбовских святых
В миру Иван Игнатьевич Ушаков, родился в 1718 г. и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. В молодости Иван Игнатьевич служил в Преображенском полку в Петербурге, но один случай заставил молодого сержанта сменить гвардейский мундир на убогую монашескую рясу. Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши так сильно повлияла на Иоанна, что он тайно бежал из Петербурга.
Три года он прожил на берегах Двины, потом, когда перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, был найден сыскной командой. В Петербурге на вопрос императрицы Елизаветы Петровны о причинах своего побега Иван Игнатьевич откровенно ответил, что спасение души предпочитает всем сокровищам мира сего. По его просьбе, он был уволен в монашеское звание. После трехлетнего пребывания в Александро-Невской Лавре, в 1747 г. был пострижен с именем Феодор.
В Лавре Феодор подвизался около десяти лет, был отмечен как истинный монах будущим Императором Петром III. Нашлось, однако, много завистников его славе, и в 1757 г. Феодор отправился давно желанную Санаксарскую пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии.
В то время Санаксарская обитель была бедной и полупустой. Феодор энергично взялся за благоустройство монастыря. В 1762 г. Тамбовский епископ Пахомий (Симанский), зная о. Феодора, призвал его к себе, убеждая принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же был убежден епископом и рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля Санаксарской пустыни.
По уставу, положенному Феодором, богослужения в обители совершались по 10-12 часов. Каждый брат был обязан немедленно исповедовать любой помысел своему духовнику. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. В кельях не полагалось иметь никаких запоров. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. На общие монастырские труды — на покосы, ловлю рыбы — обязаны были ходить все. С братией выходил на работы и сам настоятель.
Для духовно-нравственного просвещения Феодор постоянно говорил общие поучения для братии — в храме, трапезе и в кельях, научая отсекать свою волю, внимать советам старцев и подвизаться тесным, скорбным путем. Не оставлял о. Феодор без наставлений и мирян, обращавшихся за утешением и вразумлением. Богатым советовал не прилепляться к богатству, уделяя из него бедным, бедняков призывал к неленостному труду и честному исполнению своих обязанностей.
Сама жизнь настоятеля была поучительной — старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость.
При такой благочестивой жизни Феодора имя его становилось все более известным, и к нему стремились многие люди. В 1765 г. по указу Императрицы Санаксарская пустынь стала именоваться Богородицким монастырем. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная.
Когда Феодор оставил Александро-Невскую Лавру, за ним вместе отправились многие его ученики и ученицы из Петербурга. Учениц Феодор разместил в Николаевском женском монастыре в Арзамасе, затем они были переведены в Алексеевский девичий монастырь. Хотя община управлялась настоятельницей, благочестивые труженицы всегда обращались за советами к отцу Феодору.
Со временем о. Феодору пришлось пережить тяжелое испытание. По доносу Темниковского воеводы, основанному на ложных обвинениях, старец в 1774 г. был сослан в Соловецкий монастырь. Для допросов о. Феодор был вызываем в Воронеж, а оттуда заезжал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое святителю Тихону. Он принял о. Феодора с великой любовью. Ученики святителя говорили, что никому другому он не был так рад, как о. Феодору; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал о. Феодора через весь монастырь, очень низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старцу пришлось прожить девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз о. Феодор был близок к смерти, и его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом.
Но и в этом месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая молитв к прохождению трудных путей монашества.
Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II о. Феодор получил полную свободу и возвратился в родную Санаксарскую обитель. С великой радостью монахи и монахини встречали своего любимого духовного отца, плача от радости, целуя ему руки и кланяясь до земли в ноги. Преподав пастырское благословение, он благодарил всех за память и любовь.
Водворившись в своей любимой обители, старец продолжал усердно работать Господу. После непродолжительной болезни о. Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 г. Он был погребен в обители, могила ограждена чугунной решеткой, а на могиле положена плита с надписью о времени кончины подвижника и восстановителя Санаксарской обители.
Святые мощи прп. Феодора были обретены 4 мая 1999 года.
10-11 июля 1999 года в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре торжественно прославлен в лике местночтимых святых Саранской епархии.
6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.
Тропарь, глас 4.
От юности твоея сынове Христа возлюбил еси, и токмо Господеви служити восхотев, благую часть избрал еси, яже не исхищается смертию. Единому на потребу себе предав и Жизни Подателю, от Него же сподобился еси даров божественного учительства и духовного разсуждения, окормляя всех прибегающих к тебе и ищущих души спасение, богомудре старче Санаксарский Феодоре.
Литература
- Жизнеописание и наставления старца иеромонаха Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля Санаксарской обители. Темников, 1992.
Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Феодору Санаксарскому
Кондак 1
Избранный угодниче и добрый воине Царя Небеснаго, заповедей Евангельских изрядный делателю, всех прибегающих к тебе ко спасению наставниче, смирением велие дерзновение стяжавый ко Господу, выну моли о нас, недостойных чадех твоих, да зовем ти: Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Икос 1
Ангельское житие твое провидя и многих ко спасению привести имущаго, от юности избрав тя Христос в жилище Себе, дары многими тя почти: мы же, прославляюще тя прославльшаго, бренными устнами вопием ти:
Радуйся, в разум истины пришедый;
радуйся, яко врага и вся страсти одолел еси.
Радуйся, яко звание учительства от Господа приял еси;
радуйся, яко научил еси нас спасения пути.
Радуйся, вся злострадания кротко претерпевый;
радуйся, яко данный тебе талант сторицею преумножил еси.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 2
Видев печальный конец плотскаго жития и безчинныя утехи мирския в смертоносный яд вменив, вразумившему тя Господу, взывал еси: Аллилуиа.
Икос 2
Разум божественный желая стяжати, вся земная во уметы вменил еси, да безценный бисер, Христа, приобрящеши. Темже пустынное житие избрал еси, сего ради вопием ти:
Радуйся, человеческая пристрастия отринувый;
радуйся, безстрастия возжелевый.
Радуйся, своеволие оставивый;
радуйся, плотоугодие возненавидевый.
Радуйся, яко немощную плоть духом побеждал еси;
радуйся, яко вместо земнаго веселия небесное стяжал еси.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 3
Силою Божиею укрепляемь, велия подвиги подъял еси: покаяние начало положив, плоть непрестанно озлоблял еси и, все упование на Господа возложив, вопиял еси Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея нрав незлобивый и сердце милующее, неразумным гонителем твоим вся обиды прощал еси, наипаче умолял еси от возлюбленныя тя пустыни не отлучати. Темже, видяще таковое твое во юности преуспеяние, восхваляем тя:
Радуйся, кроткий пустынножителю;
радуйся, от юности непрелестный подвижниче.
Радуйся, от демонов ненавидимый;
радуйся, за Христа поношения претерпевый.
Радуйся, все упование на Господа возложивый;
радуйся, в вере своей не посрамивыйся.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 4
Буря безбожия и противных ветров воста тогда на Русь святую, и не бе места во обителех истинным рабом Христовым, сего ради и ты странствия и скитания подъял еси, обаче на всяком месте возлюбленному Богу вопиял еси: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав повеление Спасителево, не отвратился еси воздати кесарево кесарю и, представ на суд мира сего, вспять не обратился еси, темже ублажаем твердость твою, взывающе:
Радуйся, любовь к миру до конца умертвивый;
радуйся, яко вся земная презрел еси.
Радуйся, вышняго Царя паче земнаго убоявыйся;
радуйся, славы суетныя не восхотевый.
Радуйся, несмущенною твердостию царицу удививый;
радуйся, верою крепкою суд на милость преложивый.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 5
Боготечная звезда возсиял еси в столице северней, темный запад унылаго жития благочестием своим озарив и научая собою Просветителю душ вопити: Аллилуиа.
Икос 5
Видя себе ко ангельскому чину причтена, Бога восхвалял еси, вся благая желания исполняющаго: чада спасения же в тебе истиннаго отца и пастыря обретоша, с нимиже и мы поем таковая:
Радуйся, чистым житием к себе души привлекавый;
радуйся, постничеством всех удивлявый.
Радуйся, яко обеты иноческия строго соблюл еси;
радуйся, яко непрестанную молитву возделал еси.
Радуйся, в разсуждении Златоусту подобник быв;
радуйся, яко свыше дар врачевания душ приял еси.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 6
Проповедника боговещаннаго тя видя и стадо овец Христовых окрест тебе умножающееся, паки воста на тя завистник древний, злобу и клевету во уста недостойная вложив; ты же, провидя козни его, Подателю благосердия пел еси: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия свет радости в души твоей, егда, место гневу дав, псаломски в пустыни саровстей водворился еси, обаче и паству твою на тучныя пажити монашескаго жительства привел еси, с неюже ликующе, и мы рцем:
Радуйся, гонителем мщения не давый;
радуйся, смирением их победивый.
Радуйся, яко словопрений удалялся еси;
радуйся, среди житейския молвы пустыннаго духа не угасивый.
Радуйся, шумом мира тяготивыйся;
радуйся, яко горлица пустыннолюбная, из него воспаривый.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 7
Хотя человеколюбец Господь воинство иноков преумножити и чрез тя сие ко спасению привести, из славнаго Сарова в тишину Санаксара пресели тя и тамо, яко светильник горящий и светящий, на свещнице тя постави, со чады поющаго: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и дивное явление зрим на месте сем, видяще тя, яко единаго от древних, лучами святости сияющаго, среди дремучих лесов обитель святую, яко град велик, воздвизающаго: темже зело удивляеми, благодарно воспеваем ти:
Радуйся, воли Божия усердный исполнителю;
радуйся, всякое послушание от него радостно приемляй.
Радуйся, великаго труда не убоявыйся;
радуйся, всю надежду на Щедродавца возложивый.
Радуйся, место сие молитвами своими освятивый;
радуйся, потом и слезами сие удобривый.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 8
Странное чудо и боголепное зрится, яко в немногих летех храм велик во славу Пречистыя созидается, и обитель иночествующих, древним подобная, твоими труды укрепляется, в нейже монаси мнози Строителю спасения единым гласом вопиют: Аллилуиа.
Икос 8
Весь закон, еже по Бозе жития, явлен тебе имея, наставник искусный и предивный был еси, вражия коварства и хитрости мглу, яко луч солнечный, разсеял еси, темже по достоянию слышиши:
Радуйся, бесов прогонителю;
радуйся, страстей искоренителю.
Радуйся, иноческаго общежития устроителю;
радуйся, церковнаго благолепия ревнителю.
Радуйся, исцелявый прощением;
радуйся, врачевавый терпением.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 9
Всякую неправость в себе искоренивый, тщался еси и ближнему сие благо доставити, сего ради неустанно трудился еси, наставляя, обличая и запрещая; льстивое же чадо твое, не терпя отеческих прещений, оклевета тя пред сильными мира сего, не ведуще пети: Аллилуиа.
Икос 9
Витийства сугубаго недостанет, во еже сказати терпение твое скорбей многих, егда в заточении многолетнем во обители Соловецтей пребывал еси; мы же ныне, якоже и чада твоя тогда, со слезами взываем:
Радуйся, яко человекоугодие презрел еси;
радуйся, яко безчинных строгостию исправлял еси.
Радуйся, давидски гонения терпевый;
радуйся, скорби в небесный дар вменявый.
Радуйся, выну к Богу духом горевый;
радуйся, яко и Бог с тобою пребысть.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 10
Спасти хотя верных множества, великий началопастырь многими дары обогати тя, егда, яко злато, огнем страданий очищена паки в родную обитель возврати, яже, усретши тя, светом ангелоподобнаго лика твоего озарися и радостно воспевает праведному Воздаятелю: Аллилуиа.
Икос 10
Стена несокрушимая Православным явился еси, пламенными молитвами лукавыя духи попаляя, трезвыми советы от заблуждения ограждая, божественною любовию сердца согревая; всем быв вся, многих спасл еси, сего ради приими хвалы сия:
Радуйся, на крест радостно возшедый;
радуйся, на кресте не роптавый.
Радуйся, распятием сим до конца ветхая в себе умертвивый;
радуйся, яко в страдании ум к Богу возводил еси.
Радуйся, яко непрестанно горе сердце имел еси;
радуйся, земный ангеле и небесный человече.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 11
Пение всякое побеждается, егда восхощет воспети многочисленныя подвиги твоя; всенощная бдения, непрестанная пощения, слез излияния, болезней и теснот благодушное терпение, яже во все время жития твоего, яко дар должный, Всевышнему приносил еси, темже и сподобился еси от Него со ангелы пети: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарный светильник старчества благодатнаго явился еси во времена мрачная забвения и благоуханное цветение его провозвестил еси житием своим, да не увянет цвет духовный в Российстей земли; ныне же на небесех живый, от земных приими песнь сию:
Радуйся, умнаго делания подвижниче;
радуйся, любве чистыя приятелище.
Радуйся, Евангельския мудрости вместилище;
радуйся, яко, паче своея, пользы ближних искал еси.
Радуйся, яко добрый виноградарь явился еси;
радуйся, яко ни едину же розгу презрел еси.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 12
Благодать Божия яви нам, недостойным, в последняя времена мощи твоя святыя, имиже обитель твою от конечнаго разорения сохранил еси, наипаче же к новей жизни возродил еси, темже и ныне умоли за ны, чада твоя, да не явимся неблагодарни за толикую милость к нам и нерадению да не предадимся, обаче да усердно воспеваем Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще равноангельное и многоскорбное твое житие, восхваляюще благость Божию, до конца нас не оставившую и за грехи не презревшую, зрим убо наше убожество и скудоумие, во еже воспети тя по достоянию, обаче не отвратися пения сего:
Радуйся, оставляяй согрешающему;
радуйся, небрежное житие обличавый.
Радуйся, в Бозе утешение имевый;
радуйся, яко о миролюбцех рыдал еси.
Радуйся, монашества крепосте необоримая;
радуйся, священства украшение.
Радуйся, преподобне Феодоре, стада Христова пастырю богомудрый.
Кондак 13
О священная главо, богоносне отче наш Феодоре, славу преподобных и венец исповедников стяжавый и в незаходимей сияяй славе! Якоже прежде, тако и ныне не забуди стадо твое, но управи е к вечному спасению, зовущее о тебе Богу: Аллилуиа.
Сей кондак читается трижды, затем — икос 1 и кондак 1.
Молитва
О радосте наша! Пастырю наш, преподобне отче Феодоре! Воздыхаем из глубины сердца нашего и со слезами вопием ти: видиши наше неможение, во мраце страстей пребывание, сил душевных разслабление, своеволием обдержание, плотоугодием пленение и всякия добродетели обнищание! Виждь плач и недоумение наше! Вразуми ны и настави на спасения стези, испроси нам у великодаровитаго Бога нищеты нашея познание, слезное покаяние, нелицемерное смирение и в молитве непрестанное терпение, да сими благость Его к себе приклоним ко прощению грехов и сподобимся с тобою вечно пребывати во Царствии Небеснем, поюще и благословяще Всесвятую Троицу: Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Ревностию крестителю уподобляяся, от юности Богови угодив, старец благодатный множеству ученик явился еси, с нимиже ликуеши на небесех, Феодоре преподобне отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Мира суету и вся яже в нем тленная оставив, преподобне, в Санаксарскую обитель вселился еси, идеже ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению, сего ради и Христос тебе даром разсуждения и учительства обогати, темже и мы вопием ти: спасай ны, Феодоре, святыми твоими молитвами.
cм. также:
Диссертация: Преподобный Феодор Санаксарский
Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный возродитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века.
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата богословия иеромонаха Агапита (Юркова)
Свято–Троицкая Сергиева Лавра,
Сергиев Посад, 2002
Икона преподобного Феодора,
написанная на Святой Горе Афон.
Введение | |
Глава 1 | Жизненный путь преподобного старца Феодора |
Глава 2 | Образ старчествования преподобного Феодора, его прижизненное и посмертное почитание, и прославление в лике святых |
Глава 3 | Гимнография, посвященная преподобному Феодору |
Заключение | |
Библиография | |
Приложение |
Служба преподобному и богоносному отцу нашему Феодору Санаксарскому — PDF Нотное приложение к Службе преподобному Феодору — PDF Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Феодору Санаксарскому — PDF Акафист преподобному Феодору в редакции иеромонаха Тихона (Коберника) Акафист преподобному Феодору, составленный диаконом Владимиром Борзуновым |
Введение
Прославленный 10–11 июля 1999 года первым из теперь уже целого сонма святых Саранской и Мордовской епархии преподобный старец Феодор Санаксарский (1718–1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) никогда не был обделен вниманием писателей, издателей и ученых.
Его славное имя, строгая подвижническая жизнь, ревностное старческое служение и удивительные по самоотверженности подвиги были отмечены и деятелями церковно–исторической науки.
Достаточно упомянуть таких ученых мужей, как Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970), подобно святому Феодору бывший в свое время офицером и писавший о нем в своих широко известных трудах «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество. 988–1917» (1952); протоиерей Сергий Четвериков, наиболее глубоко исследовавший жизнь, учение и влияние на православное монашество Молдавского старца Паисия Величковского и упоминавший о заслугах старца Феодора Ушакова в своем фундаментальном труде «Правда христианства», в разделе о росте православного старчества в веках; и Иван Михайлович Концевич (13.10.1893–6.07.1965), также бывший офицер, выпускник Парижского Богословского института, преподававший затем Патрологию в Свято–Троицкой Духовной Семинарии, и автор вышедшей в 1952 году книги «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая стала впоследствии первой главой задуманного им большого труда «Оптина пустынь и ея время», увидевшего свет уже после его кончины.
О. Сергий Четвериков упоминает Марию Петровну Протасьеву, которая «была духовной дочерью известного старца Феодора Ушакова и по его благословению была избрана сестрами начальницей женской Алексеевской общины в Арзамасе», а по смерти старца Феодора обращалась за руководством к старцу Паисию, который отвечал ей письменно, а также архимандритов Игнатия, Макария и Феофана, через которых распространялись Паисиевы предания, но лишь первого из них называет бывшим учеником Феодора Санаксарского .
В своей последней работе о старчестве И.М. Концевич уделяет отцу Феодору (Ушакову) четыре с лишним страницы (С.62–66), пересказывая то, что вспоминал о нем бывший его ученик Новоезерский архимандрит Феофан (Соколов). Повествуется в том же «Предварительном обзоре» его книги и о двух других учениках старца Феодора – архимандритах Игнатии и Макарии, с указанием тех суровых воспитательных мер, к которым прибегал преподобный, закаляя их дух.
На странице 69 Концевич повторяет следом за проф. Субботиным , что «в Санаксарской обители … послушник (учился) терпению, трудолюбию, строгому исполнению монашеских правил и безпрекословному послушанию…» . Заслугу знакомства послушника Феодора Соколова с практикой умного делания автор целиком и полностью относит на счет старца Введенской островной пустыни Клеопы, старца Тисманского молдавского монастыря Феодосия и других учеников преподобного Паисия . А сам Субботин к тому же противопоставляет суровости Феодора Санаксарского любвеобильность и кротость старца Клеопы, и вообще ставит второго выше первого, говоря о получаемых от отца Клеопы «более совершенных уроках монашеской жизни» . И.М. Концевич так не считает, но приводит 16 кратких наставлений архимандрита Феофана, который передавал «то, что сам слышал, как сам научился: слышанное от старцев простых и неученых, и говорит вам неученый» и, высоко оценивая их, находит здесь отражение духа древнего заволжского монашества. Евангельского духа любви, кротости и смирения, являющегося как там, так и тут основным мотивом, ибо это плод того же умного делания .
И.К. Смолич в главе «Старчество и аскетизм вв.» своей книги «Русское монашество» называет русское старчество «в полном смысле слова аскетическим движением, или течением, в жизни монашества двух последних столетий» и указывает на то, что благодаря трудам прямых учеников старца Паисия, в это течение, возрождавшее аскетический дух древней Церкви, включились не только Саров и Оптина, но и другие обители.
«К таким обителям принадлежит Санаксарская пустынь (Тамбовской епархии), основанная в 1659 г., в период монастырской колонизации Понизовья, – в ту пору это была одна из самых удаленных обителей. Братия этой пустыни всегда была очень немногочисленна, и в 1753 г. обитель приписали к Саровской пустыни. Лишь в пору двукратного настоятельства старца иеромонаха Феодора Ушакова (1762–1774, 1783–1791) монашеское житие в обители вышло на правильный путь и в ней введен был общежительный устав. На последнюю четверть XVIII и 1–ю половину XIX в. приходится расцвет аскетического подвижничества в этой пустыни, тесно связанной с Саровской обителью и другими пустынями, отличавшимися строго аскетическим строем жизни» . Но непонятно по каким причинам относит этот маститый ученый старца Феодора «к ученикам Паисия», еще и «прямым», и даже помещает его имя в таблицу «Школа старца Паисия Величковского» . Сомнительным является и его указание на «расцвет аскетического подвижничества в этой пустыни» (с 1765 года называвшейся монастырем) не на первую четверть второй половины XVIII столетья, а на «последнюю четверть и 1–ю половину XIX в.». Это скорее относится к самому Сарову, где тогда славились своими подвигами преподобный Серафим, игумен Назарий, Марк Молчальник, настоятели этой обители Ефрем и Исайя. После кончины старца Феодора, наступившей 19.02.1791 года, равного ему в Санаксаре больше не было. Кроме того, с 1783 по 1791 годы он уже не настоятельствовал в возобновленной им обители, а жил там на положении обычного иеромонаха, большую часть этого времени был насильственно изолирован от братии и паломников и до 27 декабря 1788 года жил взаперти.
В главе «Расцвет» книги «Жизнь и учение старцев» Игорь Корнильевич Смолич уделяет достаточно много места ученику отца Феодора Новоезерскому архимандриту Феофану и кратко передает содержание его рассказов об этом старце, упоминает и другого известного ученика отца Феодора – иеромонаха Игнатия, но все же предпочитает говорить о тесных связях Феофана (Соколова) «с кругом учеников старца Паисия» . Таким образом, ценные сами по себе публикации названных ученых, в тех их местах, которые относятся к личности и трудам старца Феодора с одной стороны содержат ряд фактических неточностей, а с другой – ограничивают его вклад в возрождение монастырского старчества упоминанием о строгости жизни в организованном им в Санаксаре монашеском общежитии, хотя и приводят примеры его личного старческого руководства рядом учеников, ставших затем с легкой руки Санкт–Петербургского и Новгородского митрополита Гавриила (Петрова) основными движущими силами в проводимой этим святителем линии возрождения общежительных монастырей и насаждения в них духовничества.
События, предшествовавшие и сопутствовавшие канонизации святого, вызвали появление серии новых публикаций о нем. Эта в основной своей массе житийная литература в лучших своих образцах уточняет даты основных событий его жизни и имена связанных с ними лиц, но все же с той или иной степенью обстоятельности повторяет или прямо пересказывает уже известные его жизнеописания. Фактов накопилось много, но никто не предпринимал еще попытки целенаправленного исследования особенностей старчествования этого прославленного подвижника.
Непосредственное соприкосновение с преподобным и богоносным отцом Феодором Санаксарским, которое нам довелось пережить в мае–июне 1999 года при проведении освидетельствования его святых мощей и составлении проекта посвященной ему полной бденной службы, расположили нас из благоговения к памяти этого великого мужа, постараться по возможности полно и объективно оценить самобытность и значимость понесенных им во второй половине XVIII века подвигов и трудов по возрождению русского монастырского старчества, чему и посвящается предлагаемая вашему вниманию диссертационная работа.
Добавить комментарий