Фильм шевкунова о византии

ДОКУМЕНТ: Полная стенограмма фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок». Часть вторая

Часть I

Большой проблемой стала постепенная утрата реального контроля над отдаленными областями и провинциями. Особенно остро чувствовалось противоречие между провинциями и сытой, богатой столицей – Константинополем, который во многом жил за счет нищих окраин. В начале 13 века византийский писатель Михаил Хониат с горьким упреком писал, обращаясь к жителям столицы: «Разве не вливаются реки всех богатств в столицу, как в единое море? Но вы не желаете выглянуть из-за своих стен и ворот. Не хотите посмотреть на окружающие вас города, ждущие от вас справедливости. Вы посылаете в них одного за другим налоговых чиновников с их зубами звериными, чтобы пожирать последние останки. Сами же вы остаетесь у себя, предаваясь покою и извлекая богатство».

Даже столичный градоначальник, эпарх Константинополя, обладал совершенно особым статусом в стране, и современники иногда уподобляли его власть власти царской, «только без порфиры», как говорили они. Один из таких эпархов однажды столь бурно увлекся строительством многоэтажных домов в столице, что останавливать его пришлось специальным императорским указом о запрете строительства в столице зданий больше 10 этажей.

Вся политическая, культурная и общественная жизнь, по сути, происходила в Константинополе. Правительство не хотело замечать, что создается серьезнейший дисбаланс и забытая столицей провинция все больше нищает. Постепенно в ней острее стали проявляться центробежные тенденции. Губернаторы отдаленных территорий тоже зачастую вели свою лукавую игру. Собиравшиеся в провинции налоги бессовестно разворовывались. И полбеды, если уворованные деньги шли на личное обогащение губернаторов и их приспешников. Хуже, когда на государственные же средства создавались настоящие воинские формирования под видомотрядов для охраны правопорядка. И порой эти войска были более боеспособны, чем регулярная армия. Когда государство слабело, провинции отделялись. Государство почти беспомощно смотрело на этот процесс. Но мятежные губернаторы, освободившись от власти центра, недолго оставались в плену своих радужных надежд. Вместе с несчастным населением их областей они почти мгновенно попадали под жестокую власть иноверных. При этом население истреблялось или попадало в рабство, а самостийные территории заселялись турками и персами.

**

Демографическая проблема была одной из самых острых в Византии. Империю постепенно заселяли чуждые народы, уверенно вытесняя коренное православное население. На глазах происходила смена этнического состава страны. В чем-то это был неизбежный процесс. Рождаемость в Византии становилась все более низкой. Но и это было не самое страшное. Такое временами случалось и раньше. Катастрофа была в том, что народы, которые теперь вливались в империю, больше не становились ромеями, а навсегда оставались чужими, агрессивными, враждебными.

Теперь пришельцы относились к Византии не как к своей новой родине, а лишь как к потенциальной добыче, которая рано или поздно должна перейти в их руки.

Происходило это еще и потому, что империя отказалась заниматься воспитанием народа, в угоду появившимся в начале эпохи Возрождения демагогическим веяниям о государственной идеологии как о насилии над личностью. Но свято место пусто не бывает. Добровольно отказавшись от своей тысячелетней идеологической функции воспитания народа, византийцы допустили влияние на души и умы своих граждан не столько независимой и вольной мысли, сколько целенаправленной агрессии, нацеленной на разрушение основных устоев государства и общества.

**

А ведь у них был потрясающий, ни с чем не сравнимый опыт. Лучшие правители империи умело использовали свое великое наследство – богатейший опыт управления и подчинения. В результате жестокие варвары, приобщенные к великой христианской культуре, оказывались самыми надежными союзниками, получали громкие титулы, обширные поместья, входили в число высших сановников государства и сражались за интересы империи на самых отдаленных рубежах.

Что же касается демографических вопросов и извечной головной боли всякой империи — сепаратизма окраин, — то лучшие византийские императоры оставили своим наследникам проверенные способы имперского решения этих задач. Например, создание условий для массового переселения жителей из центральных областей в отдаленные провинции. Это сразу давало настоящий взрыв рождаемости и уже во втором поколении необычайную жизнеспособность переселенцев на новом месте.

Но весь этот опыт был жестоко осмеян, этим великим опытом преступно пренебрегли в угоду чужому мнению – и, наконец, безвозвратно потеряли.

**

Но что же это было за мнение? Чьим взглядом вдруг так стали дорожить византийцы? Что могло так повлиять на их умы, что они одну за другой стали совершать столь самоубийственные ошибки?

В это трудно поверить, но столь громадный пиетет и зависимость у византийцев постепенно сложилась по отношению к тому самому варварскому некогда западу, который завистливо и алчно столетиями взирал на богатства Византии, а потом холодно и системно наживался на ее постепенном разрушении.

**

Византия была особым государством, которое отличалось и от запада, и от востока. Все признавали этот факт, но одни восхищались им, другие эту самобытность ненавидели, третьи ею тяготились. Как бы то ни было, но отличие Византии по отношению к остальному миру было объективной реальностью. Начать с того, что Византия была единственной в мире страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией. Уже эта география во многом определяла ее уникальность. Очень важно, что Византия по природе своей была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал государство как одну из высших личных ценностей. Это было совершенно непостижимо для западного мира, где в священный принцип были уже тогда возведены индивидуализм и частный произвол.

**

Смыслом существования, душой Византии было православие, ничем не поврежденное исповедание христианства, в котором тысячелетие принципиально не меняли никаких догматов. Такого демонстративного консерватизма запад просто не выносил, называл его нединамичным, тупым, ограниченным, и, в конце концов, с угрюмым фанатизмом стал требовать, чтобы Византия модернизировала всю свою жизнь по западному образцу. В первую очередь, религиозную, духовную сферу, затем интеллектуальную и материальную. По поводу уникальности и своеобразия Византии, запад, несмотря на свою порой поразительную страстную любовь к этой цивилизации, вынес свой приговор: все это должно быть уничтожено. Если потребуется, то вместе с Византией. С ней и с ее духовными наследниками.

**

Неплохой орган. Тоже изобретен и создан в Византии. В 9 веке его завезли сюда, в Западную Европу, и с тех пор, как видите, он здесь прижился. Но, конечно же, нелепо говорить, что запад был виновен в неудачах и падениях Византии. Запад лишь преследовал свои интересы, что вполне естественно. Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя. Эти великие принципы были просты и с детства известны каждому византийцу. Верность Богу, его вечным законам, хранящимся в Православной Церкви, и безбоязненная опора на свои внутренние традиции и силы.

**

Столетиями византийские императоры, мудрые и недалекие, успешные правители и бездарные полководцы, святые на троне и кровавые тираны, когда перед ними вставала неизбежная необходимость судьбоносного выбора, знали, что следование этим двум правилам является залогом жизнеспособности их империи.

**

В Священном Писании, которое с детства было знакомо каждому византийцу, об этом было сказано совершенно определенно: «Во свидетеля пред вами призываю сегодня небо и землю. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

**

В Византии с конца 13 века образовались две партии. Одна призывала опираться, в первую очередь, на свои внутренние силы, безусловно верить в них, развивать колоссальный потенциал своей страны. Западно-европейский опыт они были готовы воспринимать избирательно, после серьезной проверки временем и лишь в тех случаях, когда перемены не будут касаться фундаментальных основ веры и государственной политики. Другая партия, прозападная, представители которой, указывая на несомненный факт того, что Европа развивается все более успешно, стали громче и громче заявлять, что Византия исторически исчерпала себя как политическое, культурное и религиозное явление, и требовали коренной перестройки всех институтов государства по образцу западно-европейских стран.

**

Представители прозападной партии, тайно – а чаще и открыто – поддерживаемые европейскими правительствами, одержали безусловную победу над имперскими традиционалистами. Под их руководством в стране были осуществлены ряд важнейших реформ, включая экономическую, военную, политическую и, наконец, идеологическую и религиозную. Все эти реформы завершились полным крахом и привели к таким духовным и материальным разрушениям в империи, что она осталась совершенно беззащитной перед напором войск своего восточного соседа – Османского султаната.

**

В первую очередь западная партия начала пересмотр отечественной культуры, истории и веры своей страны. Но вместо здоровой критики они предложили обществу пагубное самоуничижение. Все западное превозносилось, свое презиралось. Византийская история искажалась, вера и традиции осмеивались, армия подвергалась унижению.

Из Византии стали создавать некоего всемирного монстра. Богатая византийская молодежь теперь уже не училась в своей стране, а уезжала учиться за границу. Лучшие умы византийской науки эмигрировали на запад. Государство перестало уделять им должное внимание.

Император Федор II предрекал: «Отринутая наука станет врагом нашим и ополчится на нас. Она либо отдаст нас на погибель, либо сделает варварами. Пишу это, охваченный мрачной тоской». Предчувствия императора не обманули его. Во время последней роковой осады Константинополя выдающийся ученый-литейщик предложил императору создать большие артиллерийские орудия, которые могли бы разметать турецкое войско. Но казна была пуста, а константинопольские богачи денег не дали. Не получив платы, оскорбленный Урбан предложил свои услуги султану Мехмету. Султан ухватился за этот шанс, который давал ему возможность разрушить непреступные стены города. Он открыл неограниченное финансирование проекта и в конце концов пушки Урбана, лучшего ученика византийской школы баллистики, решили судьбу империи.

**

Задолго до этого по западному образцу была поведена военная реформа. В Византии столетиями существовала проверенная, хотя и не всегда эффективная система так называемого стратиотского ополчения – национальной регулярной армии с рекрутским набором юношей с 18 лет. Со временем в византийской армии назрели серьезные перемены. Для войска нового типа требовались значительные капиталовложения. Тот самый стабилизационный фонд Василия II был предназначен именно для создания эффективной армии. Фонд, как мы помним, промотали, а армию решили кардинально изменить, построив ее по образцу профессиональной западной. В то время умы византийцев были пленены образом западных рыцарей, закованных в латы и доспехи – последние достижения тогдашней оборонной промышленности. «Мои византийцы – как глиняные горшки, – презрительно говорил о византийских военных один из императоров, – а западные рыцари – как «металлические котлы». Короче говоря, в результате реформы свою регулярную армию разрушили, профессиональную так и не создали. В конце концов был взят курс на блок с Западом в рамках нового военно-политического союза, а на деле это выразилось в том, что в самые критические военные периоды пришлось прибегать к профессиональной армии, но не своей, а наемной… А что такое наемная армия, какова ее верность и боеспособность византийцы сполна узнали на своем очень горьком опыте.

Пытаясь опираться на опыт Запада, государство становилось все более и более неэффективным. Но упрямо искало спасение в новом копировании западных образцов.

Последним и самым страшным ударом для Византии стала церковная уния с Римом. Формально это было подчинение Православной Церкви Римскому папе в чисто прагматических интересах. Очередная внешняя агрессия поставила перед страной выбор: рассчитывать на Бога и на свои собственные силы или поступиться вековыми принципами, на которых основывалось их государство, но за это получить военную и экономическую помощь латинского Запада. И выбор был сделан. В 1274 году император Михаил Палеолог решился на коренную уступку Западу. Впервые в истории посланцы византийского императора в Леоне признали главенство Римского папы.

***

Выгоды, полученные византийцами от этой сдачи идеологических позиций, оказались мизерными. Расчеты западнической партии не только не оправдались – они рухнули. Союз с Римом не продлился долго. Папа-грекофил, который из лучших побуждений втянул Византию в унию, вскоре после этого скончался, а его преемник, новый понтифик, оказался совсем другим, чем его предшественник: интересы латинского Запада были для него превыше всего. Он требовал, чтобы Византия полностью изменилась, перестроилась по образу и подобию Запада. Когда ожидаемых Западом изменений не произошло, папа отлучил своего новоиспеченного духовного сына императора Михаила Палеолога от Церкви и призвал Европу к новому крестовому походу на Византию. Обращенные в униатство православные были объявлены плохими католиками. Византийцы должны были зарубить на носу, что Западу нужно только полное и безусловное религиозное и политическое подчинение. Непогрешимым для византийцев должен был стать не только папа, но сам Запад.

Другой страшнейшей потерей от предательства веры стало утрата доверия народа к власти. Византийцы были потрясены предательством их высшей ценности – Православия. Они увидели, что и с главным в жизни – истинами веры – оказывается можно играть. Смысл существования византийцев был потерян. Это было последнее и главное, что разрушило страну. И хотя далеко не все приняли унию, но дух народа был сломлен. На место прежней жажды жизни и энергичной решимости к действию пришла ужасающая общенародная апатия и усталость. Народ перестал хотеть жить.

Этот ужас порой случается в истории с отдельными народами и целыми цивилизациями. Так вымерли античные эллины, среди которых в первые века нашей эры начался необъяснимый демографический кризис. Люди не хотели жить, не хотели продолжать свой род. Редкие семьи, если и создавались, часто не имели детей. Рождавшиеся дети умирали от отсутствия родительской заботы. Аборты стали повсеместным явлением. Царило засилье самых мрачных оккультных и гностических систем, характеризующихся ненавистью к жизни. Самоубийства стали одной из основных причин смертности населения. Это сознательное вымирание народа получило в науке название «эндогенный психоз II–III веков» – массовой патологии психики и утраты смысла дальнейшего существования.

Примерно то же самое началось в Византии после заключения унии. Кризис государственной идеологии привел к тотальному пессимизму. В обществе царили духовно-нравственный упадок, неверие, увлечение астрологией и самые дикие суеверия. Алкоголизм стал настоящим бичом для мужского населения. Появился болезненный интерес к давно забытым мистериям древних греков. Увлеченная неоязычеством интеллигенция сознательно и цинично разрушала в народе основы христианской веры. Начались процессы депопуляции и кризиса семьи. Из 150 известных нам византийских интеллектуалов на рубеже XIV и XV веков только 25 создали семью.

Это лишь немногое, к чему привело Византию решение элиты пожертвовать высшими идеалами ради практических выгод. Рушилась душа: в великом народе, давшем миру грандиозные образцы полета духа, теперь повсеместно царил сплошной цинизм и склоки. Русский паломник в начале XIV века писал: «Греки – это те, у которых нет любви».

**

Лучшие умы Византии с печалью взирали на постепенную смерть империи, но их голоса уже никто не слушал. Видный государственный деятель Феодор Метохит, не видя никакого средства спасения для Византии, оплакивал прежнее величие «ромеев» и их «погибшее счастье».
Он оплакивал империю «терзаемую болезнями, легко страдающую от всякого покушения соседей и являющуюся беспомощной жертвой судьбы и случайностей».

Новая уния, в какой-то уже совсем безумной надежде на помощь Запада подписанная во Флоренции, ничего не изменила. А для самих византийцев это был новый моральный удар огромной силы. Теперь не только христолюбивый царь, но и патриарх разделяли веру латинян.

Но, несмотря на предательство отдельных иерархов, Православная Церковь устояла. «Все были против унии», – сообщает нам византийский историк.

«О жалкие ромеи! – пророчески писал из своего затвора монах Геннадий Схоларий, после подписания Флорентийской унии и за 14 лет до падения Константинополя. – Зачем вы сбились с праведного пути: удалились от надежды на Бога и стали надеяться на силу франков? Вместе с городом, в котором скоро все будет разрушено, отступили вы и от благочестия вашего! Милостив буди мне, Господи! Свидетельствую пред лицом Божиим, что неповинен я в этом. Обратитесь, несчастные граждане, задумайтесь, что вы делаете?! Вместе с пленом, который скоро постигнет нас, вы отступили и от отческого предания и стали исповедовать нечестие. Горе вам, когда придет на вас суд Божий!»

(звук грома и изображение молнии на экране)

Слова Геннадия Схолария сбылись абсолютно буквально. А ему самому пришлось нести неимоверно тяжкий крест горького патриаршества – он стал первым православным патриархом плененного турками Константинополя.

Приближался роковой 1453 год. В апреле султан Мехмет, совсем еще мальчишка, такой же примерно, как нынешние стамбульские студенты-второкурсники, ему был 21 год, осадил Константинополь. Султан буквально бредил идеей захвата столицы ромеев. Его старшие наставники – визири, один из которых был тайным агентом Византии, – уговаривали его снять осаду: слишком опасно было бы воевать на два фронта – все были уверены, что с Запада вот-вот придут на помощь войска. Но султан оказался непослушным воспитанником.

А обещанной помощи из Европы, конечно же, так и не пришло. К партии западников в Константинополе прибавилась еще и протурецкая партия. Как ни печально, но в среде политиков не было только настоящей византийской имперской партии.

Турецкую партию возглавил первый министр и адмирал мегадука Лука Натара. Он во всеуслышание объявил, что «лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару». Скоро именно ему, первому министру, суждено было сполна испытать, что такое на самом деле «царствующая турецкая чалма». Когда султан Мехмет II захватил город, он среди общего грабежа и дикой резни решил поставить градоначальником именно Луку Натара. Но перед этим, узнав, что у него есть четырнадцатилетний сын необычайной красоты, потребовал его в свой гарем, состоявший из мальчиков. Когда потрясенный Нотара ответил отказом, султан приказал немедленно обезглавить и мальчика и самого мегадуку Луку.

Развязка неизбежно приближалась.

Архимандрит Тихон читает молитву «Царю Небесный»

Стены Константинополя.

29 мая 1453 года после многомесячной осады, сопровождавшейся героическим сопротивлением защитников города, туркам удалось прорваться на верхнюю стену. Защитники, испугавшись, обратились в бегство. Последний византийский император Константин Палеолог остался один, покинутый всеми. Держа в руках меч и щит, царь воскликнул: «Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?» Но некому было ответить. Враги обступили его, и после недолгой схватки турок, который оказался сзади, убил самодержца ударом в спину.

**

Что еще добавить?.. Теперь здесь живет совершенно иной народ, царят иные законы, иные нравы. Византийское наследие, чужое для пришельцев, было либо разрушено, либо в корне изменено. Потомки тех греков, которые не были уничтожены завоевателями, на долгие столетия превратились в бесправных изгоев на своей земле.

Мстительная ненависть Запада к Византии и к ее преемникам, совершенно необъяснимая даже для них самих, на каком-то глубочайшем генетическом уровне, как это ни парадоксально, продолжается до сих пор. Без понимания этого поразительного, но несомненного факта, мы рискуем многого не понять не только в давно минувшей истории, но и в истории XX и даже XXI века.

В нашей стране до революции велись серьезные исследования Византии. Но из теоретических знаний не сделали должных выводов… В первое же десятилетие советской власти исследования по византологии были свернуты, а потом и официально запрещены. Больше того, на всякий случай большевики репрессировали всех остававшихся в России византологов, лишь немногие смогли убежать за границу.

Исследования по византологии в нашей стране были возобновлены в 1943 году решением на самом высоком государственном уровне, по личному указанию Сталина. Казалось бы: 43-й год… что, не нашлось другого времени? Да нет, просто бывший семинарист Джугашвили наконец-то понял, у кого надо учиться истории.

А великий город, который так часто забывал отеческие древние законы, и которому за это не сохранили даже его имени, все еще способен на последнее свое служение: рассказать о небывалом величии и грандиозности падения великой империи.

Пение муэдзина над Стамбулом усиливается и сменяется звуками акафиста Пресвятой Богородице.

Надпись на экране: Все факты, изложенные в фильме, основаны на подлинных исторических событиях

Титры

В сюжете:

29 сентября 2008, 16:15 МОНИТОРИНГ СМИ: Телеканал РТР покажет новый фильм отца Тихона
26 сентября 2008, 13:50 МОНИТОРИНГ СМИ: Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Ошибаться могут и самые высшие иерархи Церкви».
Наместник Сретенского монастыря прокомментировал недавние заявления Католикоса-Патриарха Грузии Илии II
20 сентября 2008, 14:41 «Византийский урок» архимандрита Тихона (Шевкунова) признан телевизионным «антисобытием года» в России за «безбожную пропаганду»
30 мая 2008, 16:22 Братия московского Сретенского монастыря посетила с паломничеством Венецию
24 апреля 2008, 12:18 Алексий II считает неуместным проведение исторических параллелей между Византией и современной Россией, как в фильме «Византийский урок»

Опубликовано: 11.02.2008 в 17:15

Рубрики: Лента новостей

Гибель Империи. Византийский урок

Тут не требуются особые слова, яркие изречения о том, “как же прекрасна и правдива “Гибель Империи”! Здесь все весьма и весьма просто: либо зритель успешно прочувствует всю смысловую опцию до того одухотворенного периода своего жизненного пути, на котором он сможет действительно по – достоинству оценить сей шедевр великолепного русского кинематографа. Это уже отнюдь не подспорье для стандартизированного фентезийного ужаса “с водярой, мишкой и балалаей”. Здесь все уходит значительно глубже.
Этот фильм посвящается любому великому и не очень представителю рода человеческо – славянского, который крепко верит, что наша Русь – не просто результат чужеродного вмешательства, а образовавшаяся самостоятельно чудесная Валария, со своими собственноручно созданными “законодательностями и ценностями. Все дело в удивительном, особом менталитете: все, абсолютно все удивительно упрямые и доверчивые люди истинной Руси четко и горячо — отчаянно понимают, что именно они способны принести славу своему Отечеству, спасти его от всех грабителей, сумев сохранить не только яркие народнические черты, но и типичные богатства. Создано оно и для всех, кто уверенно сумел прочувствовать точку зрения, предложенную создателями данной картины: если и можно кому – то из властных представительных лиц ясно вмешиваться в чужое подсознательное мировоззренческое основание, то только при этом вершить и создавать чужие судьбы. Но все это делается только лишь ради облагороженных целей..
“Они все вроде и чужие, а вроде и свои друг другу”: — изрекает, устало потирая голубые глаза, утомленный автор сего проекта, и, как знать — невольно хочется ему поверить, прочувствовать все так же. На самом деле вся давняя история вершилась давным – давно, и никто не знает досконально (несмотря на все происки наших историков – берестокопов), как же все было там на самом манерном устройстве. Данная кинокартина изумительно воплощает славянскую веру в великого и насыщенного от судеб всего нашего народа, всех его представителей и “батюшки, царя, государя, в конце концов”, именно он смог бы спасти нашу Державу, какой бы развалившейся она в конце концов не была. Все, что происходило после Великой революции – не более чем заговор, желание всех возмущенных дарами нашей красавицы “жидований” разрушить, развалить нашу прекрасную страну. К слову признаться честно, им это фактически почти удалось – Россия еле – еле удержалась на грани экономических прорух, однако спасли, вытянули её из болота глухой нищеты свои же, словене.
Наверное, словами чуть ли возможно суметь все же передать все те чувства. Все, что преследовал автор, показывая ясную открытость, жертвенность, отражается в каждом мелькании мысли творца: здесь и явное сражение каждого народа за свое (и совместное, надо признать) единство, и желание покоряться (но и оставаться свободными) сплетаются в единое патриотическое чувство.
Будем же, братия, молиться и неустанно верить в лучшее, ибо наша страна – наша Другая Русь – всегда сумеет оправиться, поднять уставшую от войн и столь частых встрясок золотоносную главу и укажет всем “прочим” свой истинный путь хода, который всегда будет идти вместе с царем милым! Великая Слава России – такой, какая она есть! Пусть же она всегда такой останется и приумножит свое влияние, вернув и создав более четкую царскую власть. А другие? Не поймут…

Гибель империи. Византийский урок

У этого термина существуют и другие значения, см. Гибель империи.

Гибель империи. Византийский урок.

Жанр

публицистический

Режиссёр

Ольга Савостьянова

Автор
сценария

Тихон (Шевкунов)

Оператор

Виталий Токарев, Платон Конухов, Виталий Пересыпкин

Композитор

Эдуард Артемьев, Илья Снегов, Фёдор Степанов,
византийские песнопения в исполнении хора Сретенского монастыря

Студия

РТР, Продюсерский центр «Мастерская»

Длительность

71 мин

Страна

  • Россия

Язык

русский

Дата выхода

30 января 2008 года

«Гибель империи. Византийский урок» — документально-публицистический фильм Тихона (Шевкунова). По словам автора «Мне хотелось в форме притчи предупредить, показать, что может случиться в России, если вовремя не предпринять соответствующие меры».

Премьера состоялась на телеканале «Россия» 30 января 2008 года. Фильм вызвал широкую общественную дискуссию.

Основная концепция картины восходит к московскому митрополиту Зосиме, который в 1492 году в своём труде «Изложение Пасхалии» впервые выдвинул тезис «Москва − Третий Рим».

Ведущий — архимандрит Тихон (Шевкунов) — от первого лица даёт свою версию краха Византийской империи. Съёмки производились в современных Константинополе (Стамбуле), Венеции и Москве.

Центральной линией фильма является пропаганда сильного государства. На примере гибели такой великой империи, какой была Византия, проводится мысль, что государство с большой территорией и большим числом народов, входящих в него, обязано быть сильным, иначе оно распадётся как в силу центробежных сил, объективно существующих в любом многонациональном государстве, так и в силу желания окружающих это государство соседей поживиться за чужой счёт. В качестве таких соседей, по фильму, выступают народы тогдашней Западной Европы (именующиеся в фильме просто «Запад»), бывшие в те времена, о которых идёт речь в фильме, очень далёкими от цивилизованности, и именовавшиеся как в Римской, так и в Византийской империях варварами (германцы, англосаксы, французы и т. д.). По фильму, эти «варвары» разграбили Константинополь и, грамотно используя его несметные богатства, дали основной толчок своей цивилизации, ныне именуемой «Западной».

В фильме проводятся аналогии с российской историей. Автор рассказывает об истории Византии, сравнивая её с историей современной России, Российской империи и Советского Союза. Проводится прямая аналогия с событиями новейшей истории, как, например, борьба государственной бюрократии с олигархами, оранжевая революция на Украине и отделение Сербии и Болгарии от Византии, укрепление вертикали власти и т. п.

Однозначную позицию авторы заняли по национальному вопросу, особенно актуальному в государствах имперского типа. Внимание уделяется равенству всех народов империи между собой. Одновременно в качестве положительного момента указывается на смешанное происхождение православных императоров Византии и приводится краткая родословная некоторых из них. Критикуется имевший место греческий национализм, религиозный фактор ставится выше национального (что созвучно подходу иерея Даниила Сысоева).

Ссылки

  • «Византийский урок» — официальный сайт фильма
  • Фильм «Гибель империи. Византийский урок» в wmv-формате. Продолжительность 1:11:02 мин. Размер 103.1 Mb
  • Дикторский текст литературного сценария фильма «Гибель империи. Византийский урок»
  • Фильм «Гибель империи. Византийский урок» Подборка материалов из СМИ / Православие.Ru
  • Обсуждение фильма. Телепередача «Национальный интерес», ТК «Россия» (flv-файл)

За

  • «Византийский набат» (письмо пяти историков в редакцию «Независимой газеты»). // НГ-Религии. — 2.4.2008.
  • Володихин Д. М. Наследие Второго Рима. Опыт краткой апологии. Агентство политических новостей, 13.2.2008.
  • Кириллин В. М. Назидание о грядущем. Научный богословский портал «Богослов.ru», 08.03.2008.
  • Козлов М. Е., прот., Бурега В., Кириллин В. М. Возрождение сатиры, или Урок отца Тихона. // Татьянин день. — 21.03.2008.
  • Лункин Р. Н. Фильм-катастрофа. Портал-Credo.ru, 11.02.2008.
  • Максименко В. Г. Византийский урок как историческая развилка. Фонд стратегической культуры, Православие.ру, 28.02.2008.
  • Нарочницкая Н. А. Споры вокруг Византии // Российская газета. — № 26. — 7.2.2008.
  • Покровская А. М. Византийское предупреждение. Православие.ру.
  • Расторгуев В. Н. «„Гибель Империи. Византийский урок“ — это фильм-притча». Русская линия, 5.02.2008.
  • Распутин В. Г. О фильме «Гибель империи. Византийский урок» // Советская Россия : газета. — 28.02.2008.
  • Сергейцев Т. Н., Петрова О. Какая современность нам нужна? // Профиль : журнал. — № 7 (563). — 25.2.2008.
  • Тукмаков Д. Спасти Империю! Завтра : газета. — № 7 (743). — 13.02.2008.
  • Тутина Ю., Тростников В. Н. Самобытно или по-западному // Аргументы и факты : газета. — № 7 (1424). — 13.02.2008.
  • Фефелов А. В окопах Цареграда // Завтра : газета. — № 7 (743). — 13.02.2008.
  • Холмогоров Е. С. Византийский урок // Спецназ России : газета. — № 4 (139). — Апрель 2008.
  • Ямщиков С. В. Империя — не мистерия // Завтра : газета. — № 8 (744). — 20.02.2008.

Против

  • Завольский Д. «Возвращение в Царьград, или Езда в остров Простодушных» // Живой журнал
  • Завольский Д. «Повесть о погибели Швамбранского царства» // Наше время, № 213. от 05.05.2008
  • Занемонец А. Фильм «Византийский урок глазами историка». // Regions.ru, 18.02.2008 г.
  • Лебедев В. П.. «Византийский синдром» // Лебедь, 17-02-2008
  • Можегов В.Роковая симфония. (недоступная ссылка) // НГ Религии, 20 февраля 2008 г.
  • Иванов С. А. «Факты, основанные на событиях». // «Ежедневный журнал», 01.02.2008 г.
  • Муравьёв А. В. «Тень Гиббона над руинами Царьграда». // Портал-Credo.Ru
  • диакон Александр Мусин «Если довелось в империи родиться, надо знать уроки Византии». // Портал-Credo.Ru, 20.02.2008 г.
  • Новодворская В. И. «Чтоб землю в Стамбуле чекистам отдать». // Грани.ру, 12.02.2008 г.
  • Переседов И. В нужном месте поставили крестик. // Новая газета № 08 от 4 Февраля 2008 г.
  • Ревзин Г. И. Гибель истории. Уроки отца Тихона. // Газета «Коммерсантъ», 31.01.2008 г.
  • Строев С. А. «Медвежий агитпроп в византийском антураже». «CONTRTV.RU», 26.02.2008 г.
  • Фаликов Б. З. Битва кремлёвских пастырей // Газета.ру
  • Холмогорова Н. «Легко ли быть византийцем?». // Агентство политических новостей, 04.02.2008 г.
  • «Russia and its history: A Byzantine sermon». The Economist, 14 февраля 2008 г.
  • «Византийский урок» (Подборка отзывов и интервью)

Мнение представителей Русской Православной Церкви

  • Исторические оценки архимандрита Тихона в фильме «Византийский урок» являются его личной трактовкой — митрополит Кирилл. Комментарий председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла (Гундяева) // Интерфакс-Религия, 20 февраля 2008 г.

Мнение авторов фильма

  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Коммерсантъ», № 15 (3832 от 1 февраля 2008 г.
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Главная причина падения Византии — в духовном разложении элиты». «Итоги», № 9 (611) от 25 февраля 2008 г.
  • «Византийское зеркало» (беседа c византологом Павлом Кузенковым — научным консультантом фильма). Московский Комсомолец, № 24690 от 12 февраля 2008
  • Встреча автора фильма «Византийский урок» со студентами Московских духовных школ. Видеозапись, стенограмма. Богослов.Ру, 17 сентября 2008 г.

Другие

  • Премьера фильма в Афинах. Репортаж из Греции. Вести, 20 октября 2009 г.

Падение Византийской империи

Византийская империя в середине XII века всеми силами отбивалась от нашествия турок и нападений венецианского флота, неся при этом огромные людские и материальные потери. Падение Византийской империи ускорилось с началом крестовых походов.

Кризис Византийской империи

Крестовые походы против Византии ускорили её распад.После взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году, Византия была поделена на три независимых друг от друга государства-Эпирскую, Никейскую и Латинские империи.

Латинская империя со столицей Константинополем просуществовала до 1261 года. Осев в Константинополе, вчерашние крестоносцы, основную массу которых составляли французы и генуэзцы, продолжали и дальше вести себя как захватчики. Они глумились над святынями православия и уничтожали предметы искусства. Кроме насаждения католицизма иноземцы обложили и так обедневшее население непомерными налогами. Православие стало объединяющей силой против захватчиков насаждавших свои порядки.

Рис. 1. Богоматерь у Распятия. Мозаика в церкви Успения в Дафни. Византия 1100г..

Правление Палеологов

Император Никеи Михаил Палеолог был ставленником аристократической знати. Ему удалось создать хорошо обученную маневренную никейскую армию и овладеть Константинополем.

  • 25 июля 1261 года войска Михаила VIII взяли Константинополь.
    Очистив город от крестоносцев, Михаил был венчан на императорство Византии в соборе Святой Софии. Михаил VIII пытался стравить между собой двух грозных соперников-Геную и Венецию, хотя позднее был вынужден отдать все привилегии в пользу последней. Несомненным успехом дипломатической игры Михаила Палеолога стало заключение унии с папой в 1274 году. В результате унии удалось предотвратить очередной крестовый поход латинян на Византию во главе с герцогом Анжуйским. Однако уния вызввала волну недовольства во всех слоях населения. Несмотря на то что император взял курс на реставрацию старого социально-экономического строя, он смог лишь отсрочить надвигающийся закат Византийской империи.
  • 1282-1328 гг. Период правления Андроника II.
    Этот император начал своё правление упразднением унии с Католической Церковью. Годы правления Андроника II отмечены неудачными войнами против турок и дальнейшей монополизацией торговли венецианцами.
  • В 1326 году Андроником II были предприняты попытки возобновить отношения между Римом и Константинополем,
    однако переговоры зашли в тупик из-за вмешательства патриарха Исайи.
  • В мае 1328 года в ходе очередных междоусобных войн Андроник III, внук Андроника II штурмом взял Константинополь.
    В годы царствования Андроника III внутренней и внешней политикой ведал Иоанн Кантанкузин. Именно с ведома Иоанна начал возрождаться военный флот Византии. С помощью флота и высадки десанта византийцами были отвоёваны острова Хиос, Лесбос и Фокиды. Это был последний успех византийских войск.
  • 1355 год. Полновластным правителем Византии стал Иоанн Палеолог V.
    При этом императоре был потерян Галлиополий, а в 1361 году под ударами турок-османов пал Адрианополь, который затем стал центром концентрации турецких войск.
  • 1376 год.
    Турецкие султаны стали открыто вмешиваться во внутреннюю политику Византии. Например, с помощью турецкого султана византийский трон занял Андроник IV.
  • 1341-1425гг. Правление Мануила II.
    Византийский император постоянно ездил на паломничество в Рим и искал помощи Запада. Не найдя в очередной раз союзников в лице Запада, Мануил II был вынужден признать себя вассалом Османской Турции. и пойти на унизительный мир с турками.
  • 5 июня 1439 года. Новым императором Иоанном VIII Палеологом была подписана новая уния с Католической Церковью.
    Согласно договору, Западная Европа обязывалась оказывать военную помощь Византии. Как и его предшественники, Иоанн предпринимал отчаянные попытки пойти на унизительные уступки ради заключения унии с папой. Русская Православная Церковь новой унии не признала.
  • 1444 год. Поражение крестоносцев под Варной.
    Не до конца укомплектованное войско крестоносцев, частично состоявшее из поляков и большей частью из венгров попало в засаду и было полностью вырезано турками-османами.
  • 1405-29 мая 1453 год.
    Правление последнего императора Византии Константина XI Палеолога Драгаша.

Рис. 2. Карта Византийской и Трапезундской империй 1453 год.

Османская империя давно стремилась к захвату Византии. К началу правления Константина XI у Византии оставался лишь Константинополь, несколько островов в Эгейском море и Морея.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Византийская империя
  • 2. Османская империя
  • 3. Византийская империя при Юстиниане
  • 4. Византийская империя и восточнохристианский мир

После оккупации Венгрии турецкие войска под руководством Мехмеда II вплотную приблизились к воротам Константинополя. Все подходы к городу были взяты под контроль турецкими войсками, все транспортные морские пути перекрыты. В апреле 1453 года началась осада Константинополя. 29 мая 1453 года город пал, а сам Константин XI Палеолог погиб, сражаясь с турками в уличном бою.

Рис. 3. Вступление Мехмеда II в Константинополь.

29 мая 1453 года историками принято считать датой гибели Византийской империи.

Западную Европу ошеломило падение центра Православия под ударами турецких янычар. Вместе с тем ни одна Западная держава толком не оказала помощи Византии. Предательская политика западноевропейских стран обрекло страну на гибель.

Причины падения Византийской империи

Экономические и политические причины падения Византии были взаимосвязаны между собой:

  • Огромные финансовые затраты на содержание наёмной армии и флота. Эти затраты били по карману и без того обнищавшего и разорившегося населения.
  • Монополизация торговли генуэзцами и венецианцами вызывало разорение венецианских купцов и способствовало упадку экономики.
  • Центральная структура власти была крайне нестабильна из-за постоянных междоусобных войн, в которые, к тому же вмешивался султан.
  • Погрязший во взятках аппарат чиновников.
  • Полнейшее безразличие верховной власти к судьбам своих сограждан.
  • С конца XIII века Византия вела непрекращающиеся оборонительные войны, которые вконец обескровили государство.
  • Окончательно подкосили Византию войны с крестоносцами в XIII веке.
  • Отсутствие надёжных союзников не могло не сказаться на падении государства.

Не последнюю роль в падении Византийской империи сыграла предательская политика крупных феодалов, а также проникновение иноземцев во все культурные сферы уклада жизни страны. К этому стоит добавить и внутренний раскол в обществе, и неверие различных слоёв общества правителям страны, и в победу над многочисленными внешними врагами. Неслучайно многие крупные города Византии сдавались без боя туркам.

Что мы узнали?

Византия была страной, обречённой на исчезновение в силу многих обстоятельств, страной, неспособной на перемены, с насквозь прогнившим чиновничьим аппаратом, да к тому же окружённой внешними врагами со всех сторон. Из описываемых событий в статье можно кратко узнать не только хронологию распада Византийской империи до её полного поглощения Турецкой империей, но и причины исчезновения этого государства.

Тест по теме

Оценка доклада