Фильмы об отечественной войне
Содержание
- 20 жёстких и захватывающих фильмов про войну
- 1. Спасти рядового Райана
- 2. Апокалипсис сегодня
- 3. Лев пустыни
- 4. Тропы славы
- 5. Подводная лодка
- 6. Храброе сердце
- 7. Цельнометаллическая оболочка
- 8. Бункер
- 9. Большой побег
- 10. Мост через реку Квай
- 11. По соображениям совести
- 12. Взвод
- 13. Охотник на оленей
- 14. На западном фронте без перемен
- 15. Дюнкерк
- 16. Доблесть
- 17. Искупление
- 18. Империя солнца
- 19. Чёрный ястреб
- aloban75
- 1. «Летят журавли», 1957 год, режиссёр Михаила Калатозов.
- 2. «Молодая гвардия», 1948 год, режиссёр Сергей Герасимов.
- 3. «А зори здесь тихие…», 1972 год, режиссёр Станистав Ростоцкий.
- 4. «Аты-баты шли солдаты…», 1977 год, режиссёр Леонид Быков.
- 5. «В бой идут одни «старики», 1973 год, режиссёр Леонид Быков.
- 6. «Отец солдата», 1973 год, режиссёр Резо Чхеидзе.
- 7. «Они сражались за Родину», 1975 года, режиссёр Сергей Бондарчук
- 9. «Иваново детство», 1962 года, режиссёр Андрей Тарковский
- 10. «Иди и смотри», 1985 года, режиссёр Элем Климов
- Новые темы:
20 жёстких и захватывающих фильмов про войну
О советской классике, посвящённой Великой Отечественной войне, мы уже писали ко Дню Победы. Здесь же собраны лучшие иностранные картины, снятые по мотивам различных вооружённых конфликтов.
1. Спасти рядового Райана
Saving Private Ryan
- США, 1998 год.
- Драма.
- Длительность: 169 минут.
- IMDb: 8,6.
Сразу трое братьев из семьи Райан погибли на полях Второй мировой войны. Тогда командование решило вернуть домой единственного оставшегося в живых Джеймса Райана. Для спасения рядового отправляют Джона Миллера с командой из восьми военных. И это станет самым опасным заданием в их жизни.
Потрясающий фильм от легендарного Стивена Спилберга считается одним из лучших примеров картин об ужасах войны. Он сумел показать масштабные сражения и вписать в них камерную историю о спасении всего одного человека. В съёмках в качестве статистов участвовали 250 солдат ирландской армии, а также для ленты создавали немецкие танки «Тигр» на основе работающих советских Т-34.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
2. Апокалипсис сегодня
Apocalypse Now
- США, 1979 год.
- Драма.
- Длительность: 194 минуты.
- IMDb: 8,4.
В разгар вьетнамской войны по реке в Камбожде отправляют спецагента. Он должен найти и убить сошедшего с ума полковника, установившего власть в отдалённом районе. Но по пути герой видит такие ужасы войны, что постепенно теряет связь с реальностью.
Фрэнсис Форд Коппола создал один из самых известных фильмов антивоенной направленности. Он довольно далеко отошёл от оригинальной книги Джозефа Конрада «Сердце тьмы», которую неоднократно пытались воплотить на экране. Но именно Коппола сумел донести ту атмосферу безумия, которая творится во время военных действий.
Интересно, что картину снимали на Филиппинах, и местное правительство предоставляло съёмочной группе вертолёты. А в перерывах эти вертолёты участвовали в реальных сражениях с повстанцами.
3. Лев пустыни
Lion of the Desert
- США, ВСНЛАД, 1980 год.
- Драма, исторический.
- Длительность: 173 минуты.
- IMDb: 8,4.
Действие картины разворачивается в 1929 году. Бенито Муссолини назначает генерала Родольфо Грациани на должность губернатора Ливии. Но сопротивление, возглавляемое бывшим учителем Омаром Мухтаром, не признаёт правителя. И, несмотря на разрыв в вооружении, они не позволяют захватчикам окончательно завладеть страной.
4. Тропы славы
Paths of Glory
- США, 1957 год.
- Драма.
- Длительность: 88 минут.
- IMDb: 8,4.
Во время Первой мировой войны на Западном фронте полковник Дэкс командует пехотным полком французской армии. Союзники никак не могут взять неприступную вражескую позицию. Однако начальник корпуса приказывает организовать очередную атаку. А после ожидаемого провала требует расстрелять троих случайных, якобы струсивших солдат.
Великий Стэнли Кубрик сумел не только показать необоснованную жестокость военного руководства, но и создал один из эталонов кинореализма. Например, сцена, где генералы общаются с солдатами, снята одним кадром без монтажа. Она длится больше минуты, при этом в ней задействованы десятки актёров, а на фоне происходят взрывы.
5. Подводная лодка
Das Boot
- ФРГ, 1981 год.
- Драма, триллер.
- Длительность: 150 минут.
- IMDb: 8,3.
Осенью 1941 года немецкая подводная лодка должна отправиться в Атлантический океан. Матросы пытаются успеть хорошенько поразвлечься в последний день, а в плавание с ними собирается военный корреспондент. Но все разговоры о любви и шутки заканчиваются, когда лодка добирается до места боевых действий.
Режиссёр Вольфганг Петерсен приложил все усилия, чтобы показать персонажей максимально реалистично. В течение года съёмок актёры худели, бледнели и обрастали бородами, как настоящие подводники.
6. Храброе сердце
- США, 1995 год.
- Исторический, биография.
- Длительность: 178 минут.
- IMDb: 8,3.
Действие разворачивается в Шотландии XIII века. Уильям Уоллес рано лишился отца, погибшего от рук англичан. Дядя Оргайл увёз его в Европу и дал хорошее образование. Вернувшись уже взрослым, Уильям возглавляет борьбу за независимость своей страны от Англии.
Режиссёрская работа Мэла Гибсона, также сыгравшего здесь главную роль, стала триумфатором «Оскара» 1996 года. Лента была номинирована в 10 категориях и забрала пять статуэток, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
7. Цельнометаллическая оболочка
Full Metal Jacket
- США, Великобритания, 1987 год.
- Драма.
- Длительность: 116 минут.
- IMDb: 8,3.
Действие разворачивается на американской базе подготовки морской пехоты. Новобранцев муштруют по самым жестоким методам, наказывая всех за проступки одного. В результате не каждому удаётся сохранить здравый рассудок. Но когда уже подготовленных солдат отправляют во Вьетнам, становится ещё страшнее.
Этот фильм прославил Ли Эрми: именно он сыграл знаменитого грубого сержанта Хартмана. Хотя изначально вообще не должен был сниматься в картине. На самом деле Эрми — бывший военный, и его наняли в качестве консультанта. Но режиссёр Стэнли Кубрик понял, что лучше эту роль никто не сыграет.
Смотреть в iTunes →
8. Бункер
Der Untergang
- Германия, Италия, Австрия, 2004 год.
- Драма, исторический.
- Длительность: 156 минут.
- IMDb: 8,2.
К апрелю 1945 года советские войска уже подошли вплотную к Берлину. Нацистская верхушка прячется в секретном бункере. При этом Гитлер уверяет, что Германия всё же победит, и планирует уничтожить всю страну.
Любопытно, что часть этой картины снимали в Санкт-Петербурге неподалёку от Балтийского вокзала. Ходят слухи, что состояние домов в этом районе очень напоминало разруху в Берлине 1945 года.
9. Большой побег
The Great Escape
- США, 1963 год.
- Драма, боевик, приключения.
- Длительность: 172 минуты.
- IMDb: 8,2.
Основанная на реальных событиях история рассказывает о группе американских, британских и канадских военнопленных, которые во время Второй мировой войны раз за разом пытались освободиться из плена. Попав в самый строгий лагерь, они придумали план очередного бегства, отвлекая охранников более очевидными попытками.
Этот фильм стал популярен далеко не сразу. Но сейчас его часто приводят как пример истории о настоящем мужестве и стойкости. И, кстати, «Большой побег» Квентин Тарантино цитировал в своём новом фильме «Однажды в… Голливуде».
10. Мост через реку Квай
The Bridge on the River Kwai
- США, Великобритания, 1957 год.
- Драма.
- Длительность: 155 минут.
- IMDb: 8,1.
Во время Второй мировой войны группа британских военных попадает в плен к японцам в джунглях Бирмы. Руководящий солдатами подполковник Николсон считает, что они всё ещё находятся на службе. А потом парней направляют строить железнодорожный мост через реку Квай под командованием свирепого полковника Сайто.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
11. По соображениям совести
Hacksaw Ridge
- США, Австралия, 2016 год.
- Драма.
- Длительность: 139 минут.
- IMDb: 8,1.
Десмонд Досс мечтал стать врачом. И в начале Второй мировой войны отправился на фронт добровольцем, но поклялся никогда не брать в руки оружие, а только спасать людей.
В основу сюжета легла реальная история капрала Десмонда Досса — первого отказника по соображениям совести, который получил высшую военную награду США Медаль Почёта.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
12. Взвод
- США, 1986 год.
- Драма.
- Длительность: 115 минут.
- IMDb: 8,1.
В 1967 году рядовой Крис Тэйлор отправляется добровольцем в приграничный район между Вьетнамом и Камбоджей. Вскоре он понимает, что кошмар войны не только в том, что приходится сражаться с партизанами. Тэйлор наблюдает за разделением внутри своих же войск и жестокостью офицеров.
Что интересно, главную роль изначально предлагали Эмилио Эстевезу. Но в итоге в картине снялся его младший брат Чарли Шин. И отчасти поэтому фильм сравнивают с «Апокалипсисом сегодня», где сыграл их отец Мартин Шин.
Смотреть в iTunes →
13. Охотник на оленей
The Deer Hunter
- США, Великобритания, 1978 год.
- Драма.
- Длительность: 183 минуты.
- IMDb: 8,1.
В центре сюжета трое американцев русского происхождения. Действие начинается с того, что один из них женится, а потом все герои отправляются во Вьетнам. На войне они попадают в плен к вьетконговцам, и выбраться удастся не всем.
После выхода картину много критиковали за однобокое отображение войны во Вьетнаме. Но это не помешало «Охотнику за оленями» взять премии «Оскар» за лучший фильм и режиссуру.
14. На западном фронте без перемен
All Quiet on the Western Front
- США, 1930 год.
- Драма.
- Длительность: 138 минут.
- IMDb: 8,0.
Экранизация одноимённого произведения Эриха Марии Ремарка рассказывает о простом немецком солдате Пауле Боймере. Наслушавшись агитационных разговоров учителя, он отправился на войну. Но увиденное там сделало Пауля пацифистом. Однако другие так и не захотели его понять.
Картина вышла в 1930 году и сразу сделала исполнителя главной роли Лью Эйрса звездой. А во время Второй мировой актёр отказался воевать и пошёл в армию санитаром и инструктором по оказанию медицинской помощи.
Смотреть в Google Play →
15. Дюнкерк
- Великобритания, США, Франция, Нидерланды, 2017 год.
- Драма, боевик.
- Длительность: 106 минут.
- IMDb: 7,9.
В 1940 году потерпевшая поражение англо-французская армия оказалась заблокирована на берегу в районе Дюнкерка. Спастись от полного уничтожения солдаты могли только по морю. Но большим кораблям не удавалось подойти близко к берегу, да и с воздуха постоянно грозила опасность.
Кристофер Нолан использовал в этом фильме свой излюбленный приём — нелинейное повествование. На суше действие развивается в течение недели, на море — за один день, а в воздухе всё происходит за час. При этом все линии показывают параллельно.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
16. Доблесть
- США, 1989 год.
- Драма, исторический.
- Длительность: 122 минуты.
- IMDb: 7,8.
Во время Гражданской войны в США полковник северян Шоу добровольно вызвался стать командиром первого в истории страны подразделения темнокожих солдат. Он в краткие сроки должен обучить их и повести в бой. Но Шоу приходится столкнуться как с жестокостью врагов, так и с расовыми предрассудками своих товарищей.
17. Искупление
- Великобритания, Франция, 2007 год.
- Мелодрама, военный.
- Длительность: 123 минуты.
- IMDb: 7,8.
У тринадцатилетней Брайони Таллис богатая фантазия. И однажды она слишком ярко додумала обстоятельства изнасилования её сестры. Главным подозреваемым становится ни в чём не повинный Робби. Его отправляют сначала в тюрьму, а потом на фронт Второй мировой войны.
Джеймса Макэвоя, сыгравшего одну из главных ролей, номинировали на «Золотой глобус» и BAFTA, а сама картина заработала 7 номинаций на «Оскар».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
18. Империя солнца
Empire of the Sun
- США, 1987 год.
- Драма.
- Длительность: 153 минуты.
- IMDb: 7,8.
Вторая мировая война. Юный Джим Грэхем теряется во время вторжения японцев в Китай. Мальчик остаётся без родителей и вскоре попадает в лагерь заключённых. Там ему предстоит бороться за выживание и всеми силами сохранять достоинство.
Одну из своих первых ролей 12-летний Кристиан Бэйл сыграл у Стивена Спилберга. И в первую очередь это история о том, как юный герой создаёт свой мир, чтобы сохранить спокойствие и рассудок в тяжёлой ситуации.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
19. Чёрный ястреб
Black Hawk Down
- США, Великобритания, 2001 год.
- Драма, боевик, исторический.
- Длительность: 144 минуты.
- IMDb: 7,7.
Миротворческие силы ООН пытаются навести порядок во время столкновений в Сомали в 1993 году. США отправляет в страну своих солдат, чтобы те захватили полевого командира, установившего тиранию.
Наряду с профессиональными актёрами в этом фильме снялось и несколько реальных участников событий, на которых основана картина.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
>20. Тонкая красная линия
aloban75
Есть фильмы, которые не оставят равнодушными никого, даже избалованных спецэффектами современных подростков. А всё потому, что в них настоящая история страны и народа, настоящая любовь, трагедия и то щемящее, о чём очень трудно сказать словами.
В обзоре 10-ка советских фильмов о Великой Отечественной Войне, которые обязательно стоит показать своим взрослеющим детям.
1. «Летят журавли», 1957 год, режиссёр Михаила Калатозов.
Афиша к премьере фильма Летят журавли.
Фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о простых людях, в судьбы которых безжалостно вторглась война.
Летят журавли. Кадры из фильма.
«Летят журавли» стал единственным советским фильмом, награжденным «Золотой Пальмовой Ветвью» Каннского фестиваля.
Летят журавли. Кадры из фильма.
Никита Хрущёв после просмотра фильма его не оценил, а главную героиню, роль которой исполнила Татьяна Самойлова, назвал «шлюхой».
Летят журавли. Кадры из фильма.
Перед показом фильма в Каннах Пабло Пикассо сказал Татьяне Самойловой: «Уверен, после показа Вашей картины Вы станете звездой», а после просмотра фильма назвал его гениальным.
2. «Молодая гвардия», 1948 год, режиссёр Сергей Герасимов.
Премьерная афиша к фильму Молодая гвардия.
Кто-то из них был признанным хулиганом, кто-то вовсе не помышлял о подвигах, кто-то не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине, но всех их объединило желание сбросить фашистское иго.
Кадры из фильма Молодая гвардия.
В начале 1960-х фильм подвергли серьёзным исправлениям из-за выявления новых фактов и обстоятельств, связанных с «Молодой гвардией», а так же из-за решений КПСС о культе личности Сталина.
Кадры из фильма Молодая гвардия.
Сцену казни молодогвардейцев снимали глубокой ночью, но всё равно собрались тысячи людей со всех окрестностей, лично знавшие молодогвардейцев. Ведь после трагических событий прошло всего 5 лет.
Многие рыдали, а родители погибших героев падали в обморок.
3. «А зори здесь тихие…», 1972 год, режиссёр Станистав Ростоцкий.
Премьерная афиша фильма А зори здесь тихие.
Девчонкам, мечтающим о большой любви и семейном тепле приходится вступить в неравный бой с вражескими десантниками.
А зори здесь тихие. Кадры из фильма.
В фильме довоенное и послевоенное время показано в цвете, а война — в чёрно-белых цветах.
А зори здесь тихие. Кадры из фильма.
Писатель Борис Васильев, по одноименной повести которого и снимался фильм, приезжал на съёмки всего один раз и заявил, что он останется поклонником спектакля Любимова, а с концепцией киноверсии не согласен.
В фильме была сцена, где юные зенитчицы загорают на брезенте голышом. Режиссёру пришлось её убрать.
Ростоцкий, защищая эпизод, говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
4. «Аты-баты шли солдаты…», 1977 год, режиссёр Леонид Быков.
Премьерная афиша фильма Аты-баты шли солдаты.
Трагедия, комедия, лирика и героизм переплелись в фильме о комсомольском взводе, ценой собственной жизни остановившем колонну немецких танков.
Аты-баты шли солдаты. Кадры из фильма.
«Блюстители нравственности» обвиняли Быкова в «пропаганда разврата». И это при том, что единственная в фильме любовная сцена длится пару минут, а герои в одежде, застёгнутой на все пуговицы, просто разговаривают.
Аты-баты шли солдаты. Кадры из фильма.
«Мужчина не плачет, мужчина огорчается», — одна из самых известных цитат этого фильма.
5. «В бой идут одни «старики», 1973 год, режиссёр Леонид Быков.
Премьерная афиша фильма В бой идут одни старики.
В этом фильме есть всё: и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… А «старикам» не больше 20-ти лет.
В бой идут одни старики. Кадры из фильма.
Фильм «В бой идут одни старики» снят по воспоминаниям советских летчиков. Прототипом главного героя фильма лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) стал Герой Советского Союза Виталий Попков, служивший в годы войны в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор.
Два самолета были подарены полку оркестром Утесова, и на одном красовалась надпись «Веселые ребята».
На сдачу фильма в Госкино Украины были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и летчики-фронтовики, в том числе и трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов Александр Покрышкин. Фильм его потряс настолько, что когда в зале зажгли свет Покрышкин, не стесняясь, вытирал слёзы.
6. «Отец солдата», 1973 год, режиссёр Резо Чхеидзе.
Афиша фильм Отец солдата.
Фильм о человечности, семье, подвиге, любви и победе.
Отец солдата. Кадры из фильма.
Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен. Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти.
Отец солдата. Кадры из фильма.
Резо Чхеидзе признавался, что лучшей рецензией на фильм для него является письмо из Севастополя, в котором рассказывался удивительный случай. В милицию явился человек и признался, что совершил кражу. Объясняя мотивы своего поступка он заявил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».
Режиссёр Резо Чхеидзе: «Немногим героям фильмов у нас поставлены монументы. А в Кахетии до сих пор стоит огромнейший памятник отцу солдата Махарашвили, главному герою фильма. Это памятник всем тем мужчинам, женщинам, старикам, детям, которые победили в страшной войне XX века. В той деревне, где поставили скульптуру, 300 человек не вернулись с войны»..
7. «Они сражались за Родину», 1975 года, режиссёр Сергей Бондарчук
Премьерная афиша фильма Они сражались за Родину.
Июль 1942 года. Подступы к Сталинграду. Обескровленные и измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои и несут огромные потери…
Звёздный актёрский состав фильма.
Фильм снимался в местах, где проходили реальные бои, и роя окопы, съёмочная группа находила много человеческих костей которые сразу отдавали на перезахоронение. Саперы постоянно находили остатки мин.
Юрий Никулин в фильме Они сражались за Родину.
Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила.
8. «Судьба человека», 1959 года, режиссёр Сергей Бондарчук
Премьерная афиша фильма Судьба человека.
Фильм рассказывает о русском солдате, который в годы войны подвергся страшным испытаниям, остался без дома и без семьи, оказался в концлагере, но сумел не только выжить, но и отстоял своё право быть человеком.
Кадры из фильма Судьба человека.
Юному актёру, который сыграл роль Ванюшки, было всего 5 лет. Режиссёр долго не мог выбрать никого из детей, которых родители приводили на пробы. А Павлика Борискина Бондарчук увидел, когда то пришёл с отцом в Дом кино на сеанс какого-то детского фильма.
Кадры из фильма Судьба человека.
Выдающийся итальянский режиссер Роберто Росселлини, посмотрев фильм, с восхищением отметил: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне».
9. «Иваново детство», 1962 года, режиссёр Андрей Тарковский
Премьерная афиша фильма
… Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку.
Иваново детство. Кадры из фильма.
Повесть «Иван» Владимира Богомолова, по которой снимался фильм, впервые была напечатана в журнале «Знамя» в 1957 году. Впоследствии повесть переиздали 200 раз и перевели на 40 языков.
Иваново детство. Кадры из фильма.
Фильм «Иваново детство» стал первой советской кинокартиной, завоевавшим «Золотого льва».
«Такой войны мы еще не знали, такую войну нам никто еще не показывал», — так отозвался о фильме после просмотра Карен Шахназаров.
10. «Иди и смотри», 1985 года, режиссёр Элем Климов
Фильм основан на реальных событиях и документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Алеся Адамовича.
Первоначально фильм должен был называться «Убейте Гитлера». Название стало единственной цензурной правкой, на которую согласился режиссёр.
Кадры из фильма Иди и смотри.
Журнал «TimeOut» после премьеры фильма написал: «Фильм Климова без каких-либо недомолвок утверждает, что если Бог и есть, то в начале 40-х он брал очень долгий перерыв на обед».
Кадры из фильма Иди и смотри.
http://cont.ws/post/327435
10 советских фильмов о Великой Отечественной Войне, которые нужно показать своим детям
Знаменитые фильмы о войне, в которых отражена история страны. Режиссёры Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай и Станислав Ростоцкий, актёры Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Смирнов, Николай Гриценко и многие другие не понаслышке знали о том, сколько горя принесла Великая Отечественная война и сколько счастья было 9 мая 1945 года…
«Судьба человека» (1959)
Фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Шолохова был дебютной работой Сергея Бондарчука, после которого о нем заговорили как о режиссёре с большим будущим. История о шофёре Соколове, который во время войны попал в плен, прошел через концлагерь, потерял всю семью, но сохранил доброе сердце и способность любить, производила неизгладимое впечатление и на читателей, и на зрителей. Военнопленные долгое время считались врагами народа, но к концу 50-х отношение изменилось…
Сергей Бондарчук решил не только снять этот фильм, но и сыграть главную роль. Подбор основных актёров прошел довольно быстро, сложности возникли только с мальчиком на роль усыновленного Соколовым сироты. После долгих проб Бондарчук отправился в кинотеатр на детский сеанс и начал присматриваться к детям. Переговорив там же в кинотеатре с отцом шустрого пятилетнего Павлика Борискина, режиссёр получил разрешение снимать мальчика в драме.
После премьеры Сергей Бондарчук сразу стал известным режиссёром. Фильм «Судьба человека» собрал 39 миллионов зрителей, получил главный приз на ММКФ 1959 года и ряд призов других международных кинофестивалей, а режиссёр-дебютант получил Ленинскую премию. Кадр из финала фильма до сих пор считается одним из лучших и самых узнаваемых кинокадров.
«Они сражались за Родину» (1975)
Второй фильм Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова о самом тяжёлом сражении на подступах к Сталинграду и небольшом стрелковом подразделении, обеспечивающим переправу воинских частей через Дон. В условиях ожесточенных боёв солдаты переживали личные драмы и радости…
Ассистенты Бондарчука ездили по всей стране, чтобы собрать актерский состав — 57 актёров только на значимые роли, еще 80 актёров второго плана и массовка! Главные роли играли сам Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов и Василий Шукшин. Режиссёр принципиально утверждал на главные роли актеров, которые застали и помнили войну. Он сам, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский и многие другие участники съёмочной группы во время войны были на фронте, а для режиссёра было важно, чтобы актёры не играли, проживали роли и чувствовали своих героев.
«Они сражались за Родину» стал последним фильмом для Василия Шукшина — актер умер во время съёмок. Последние сцены с участием солдата Лопахина снимали в павильоне «Мосфильма» с помощью дублёра — актера Юрия Соловьёва. Озвучивал Лопахина актёр Игорь Ефимов, чьим голосом говорит Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го…», Борислав Брондуков в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и многие другие.
По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм стал лучшим фильмом 1976 года, а еще через год режиссёр и оператор фильма стали лауреатами Государственной премии им. братьев Васильевых.
«Небесный тихоход» (1945)
«Небесный тихоход», пожалуй, самая популярная из немногочисленных комедий о войне. Три фронтовых друга поклялись не влюбляться до конца войны и даже спели про это знаменитую песню про «первым делом, первым делом самолеты, ну, а девушки — а девушки потом…». Однако знакомство с летчицами женской эскадрильи и очаровательной журналисткой заставило их пересмотреть взгляды.
На роли Булочкина и Тучи были без проб утверждены Василий Меркурьев и к тому моменту уже заслуженный артист СССР Николай Крючков, а вот капитана Кайсарова искали долго и в конце концов нашли среди преподавателей театрального училища — Василий Нещипленко преподавал там биомеханику.
Хотя фильм был снят по заказу правительства СССР — в 1944-м году все надеялись на близкую победу и кинематографистам поступил указ «срочно снять веселый фильм о наших доблестных воинах» — после премьеры на него обрушились критика. Комедию на военную тему посчитали легкомысленной идеей. Зрители, как это часто бывало, мнение не разделили и вывели «Небесный тихоход» в лидеры проката, Николай Крючков, Василий Меркурьев и Василий Нещипленко стали олицетворением храбрости, оптимизма и мужской дружбы, а песни из фильма пользовались огромной популярностью.
В 1970-м году фильм отрестраврировали и переозвучили. Вмешалась цензура и в результате фильм стал на 10 минут короче. Вырезали сцену заигрывания друзей с медсестрой, рассказ профессора медицины в исполнении Фаины Раневской о семейных драмах, убрали шутку про «мёртвый час» в больнице, сравнение «Пионерской правды» с газетой Times, подробности спасения Кайсарова и многое другое. В 2012 году фильм отреставрировали и раскрасили, а заодно вернули все вырезанные сцены.
«В шесть часов вечера после войны» (1944)
В 1944 году фильм «В 6 часов вечера после войны» и его герои стали символом веры в скорое окончание войны и мирное будущее. Ведь Василий и Варя через всю войну пронесли свое обещание встретиться в День Победы на московском Каменном мосту, и вот этот день наступил…
Название было позаимствовано у Ярослава Гашека — в романе про похождения бравого солдата Швейка главный герой и его друг сапер Водичка назначают встречу в трактире «У чаши» в шесть часов вечера после войны.
Основную часть фильма снимали в Ташкенте — вся Москва была картонной, построенной в павильоне Ташкентской киностудии. По замыслу сценариста Виктора Гусева фильм должен был заканчиваться трагически, но для режиссёра Ивана Пырьева было важно снять не пронзительную драму, а фильм-заклинание. Ради этого он готов был пожертвовать сценарием, реальностью и чем угодно ещё, но снять то, о чем мечтали зрители.
Евгений Самойлов, воодушевивший солдат на победу и подаривший всем надежду на встречу с любимыми, после выхода фильма стал народным героем. Премьера состоялась за полгода до 9 мая 1945 года, и фильм, предсказавший будущий конец войны и победный салют, безусловно стал лидером проката.
«В бой идут одни „старики“» (1974)
Леонид Быков был сценаристом, режиссёром и исполнителем главной роли в фильме про «поющую эскадрилью». Командир истребительного авиационного полка капитан Титаренко после боевых вылетов дирижирует самодеятельным оркестром, поэтому для него важны не только военные навыки прибывшего пополнения, но и их музыкальные таланты. В оркестр новичков определяют сразу, а в небо не выпускают еще долго…
Леонид Быков сам мечтал быть лётчиком, но в лётное училище его не приняли из-за попытки приписать себе возраст и маленького роста. Фильм «В бой идут одни старики» был для него данью юношеской мечте. Сценарий он писал на основе реальных событий, правда, происходящих в разное время и в разных местах.
Во время работы Быков консультировался с военными лётчиками и в результате у многих героев были прототипы: капитан Титаренко — это Герои Советского Союза Виталий Попков и Иван Лавейкин, а фамилию капитан получил от лётчика Дмитрия Титоренко, Вано — лётчик Вано Габуния, Зоя — заместитель командира эскадрильи «ночных ведьм» Надежда Попова, Кузнечик — снова Виталий Попков и лётчик Сергей Луганский. Идея с нотами на самолете Титаренко была взята у штурмовика Василия Емельяненко, летавшем на «музыкальном» Ил-2. Из реальной жизни взяты и фразы: «Махнул не глядя!» и «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельём всех фрицев распугали».
Фильм занял четвертое место в прокате за 1974 год, что стало большой неожиданностью и для создателей, и для прочивших провал чиновников от кино. Ведь фильм сначала не хотели выпускать на экраны — помогли лётчики-фронтовики, в том числе и легендарный Иван Покрышкин, которые лично ходили заступаться за достоверность и художественные качества фильма Леонида Быкова.
«Семнадцать мгновений весны» (1973)
Премьера телесериала «Семнадцать мгновений весны» про советского разведчика с нордическим характером, внедренного в высшие эшелоны гитлеровской власти, состоялась в 1973 году. Во время показа улицы пустели, а все дела откладывались на час…
Всё началось с того, что режиссёр Татьяна Лиознова прочитала одноименный роман Юлиана Семенова и загорелась снять по нему фильм. Она связалась с автором и добилась чтобы он отозвал уже написанный сценарий из «Ленфильма» и передал ей. От себя она вписала в действие романтические линии, добавила несколько персонажей и сюжетных поворотов.
На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский и Арчил Гомиашвили, но первый не смог два года отдать поездкам на съемки в Москву и Ригу, а второго Леонид Гайдай утвердил на главную роль в комедии «Двенадцать стульев». В результате роль получил Вячеслав Тихонов, который к Штирлицу относился без восхищения и стремился «убрать пьедестал», на который обычно ставили героев фильмов про разведчиков. Эта роль стала триумфальной для Вячеслава Тихонова, принесла ему государственную премию и премию КГБ СССР, а фильм до сих пор собирает рейтинги во время каждого показа.
«» (1972)
Повесть «…А зори здесь тихие» писателя Бориса Васильева была опубликована в 1969 году в журнале «Юность», и сразу стала одним из самых популярных в 70-х произведением о Великой Отечественной войне. Через год режиссёр Станислав Ростоцкий взялся за экранизацию драматичной и трогательной истории про старшину Васкова и пять девушек-добровольцев, устроивших партизанскую засаду в карельских лесах.
Станислав Ростоцкий сам воевал, был ранен и вытащен с поля боя хрупкой медсестрой, потерял на фронте ногу, поэтому эту историю переживал очень глубоко. Просматривая готовый материал на монтаже, режиссёр сам не мог сдержать слёз… И бы поражен, когда председатель Госкино заявил ему: «Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?». Несколько месяцев про картину никто не вспоминал, а затем ее неожиданно не только пустили в кинотеатры, но и отправили на Венецианский кинофестиваль. В 1972 году фильм «…А зори здесь тихие» получил приз Венецианского кинофестиваля, а позже был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Баллада о солдате» (1959)
Фильм, завоевавший международное признание, снял фронтовик Григорий Чухрай. Он хотел рассказать историю своего поколения, ушедшего воевать прямо со школьной скамьи, и счастливый случай свел его со сценаристом-фронтовиком Валентином Ежовым. В результате сотрудничества получилась пронзительная история про солдата, получившего шесть суток отпуска перед получением ордена. По дороге домой ему встречается столько людей, которым нужна помощь, что на долгожданную встречу с матерью у него остается всего несколько минут…
Создатели фильма не хотели снимать подвиги, их цель была рассказать, что на фронте были не супергерои, а обычные люди, с обычными чувствами и желаниями. Поэтому и актёров режиссёр искал с типичными лицами, без ярко выраженных черт. Владимира Ивашова утвердили быстро, а вот исполнительницу главной женской роли искали долго, пока не обратили внимание на первокурсницу из массовки — Жанну Прохоренко. У них не было большого опыта и мастерства, и это оказалось то, что было нужно Чухраю.
Картину оценили не только в СССР, её смотрели на кинофестивалях в Каннах, Сан-Франциско, Италии, Лондоне — всего «Баллада о солдате» получила около 100 международных наград и номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
«Отец солдата»(1964)
В основу сценария легла реальная история из жизни грузинского сценариста Сулико Жгенти, который в 18 лет ушёл добровольцем на фронт. Вместе с ним служил пожилой колхозник — единственный взрослый среди молодых солдат. Он фактически был отцом для всех, старался всех опекать, и его все очень любили. Однажды будущий сценарист увидел, как он раскопал штыком землю и посадил найденное зернышко пшеницы. Это сказало о человеке даже больше, чем слова. Звали его Георгий Махарашвили.
Позже Жгенти написал сценарий о пожилом человеке, который вслед за сыном оказался на войне, и предложил его режиссёру Резо Чхеидзе. Тот пришел в восторг и сразу решил, что главную роль отдаст знаменитому в Грузии драматическому актёру Серго Закариадзе. Он играл в театре ведущие роли — короля Лира, царя Эдипа, и на спектакли с его участием приезжали со всего Советского Союза. Режиссёр приехал к Закариадзе и начал пересказывать сценарий — сначала актёр слушал довольно равнодушно, но к концу истории разрыдался и сказал, что будет счастлив сняться в «Отце солдата»…
Фильм произвёл большое впечатление на зрителей в СССР и за рубежом. «Отец солдата» получил призы международных кинофестивалей в Риме и Сан-Франциско, Серго Закариадзе вручили Ленинскую премию, а в городе Гурджаани поставили памятник отцу солдата Махарашвили в память обо всех, кто прошёл через войну.
«Двадцать дней без войны» (1976)
Киноповесть о немолодом военном журналисте, который поехал в мирный Ташкент навестить семью погибшего товарища, встретил свою позднюю любовь и прожил двадцать дней без войны, была снята по мотивам книги Константина Симонова «Из записок Лопатина». Сам автор читал закадровый текст.
Снимал фильм Алексей Герман, который как никто другой, мог понять этот сюжет… В пятилетнем возрасте он попал в Ташкент в числе эвакуированных из Ленинграда, и на всю жизнь запомнил ощущения общей беды и неустроенного быта, тоску по родным местам и разговоры о похоронках.
На главную роль он пригласил бывшего фронтовика Юрия Никулина, но актёр неожиданно отказался. Режиссёру пришлось приложить много усилий, чтобы уговорить Никулина, а потом ещё вместе с Симоновым отстоять его перед худсоветом, который не хотел, чтобы «Балбес» играл драматическую роль… На съёмках Никулин так глубоко переживал судьбу своего героя, что сначала сильно похудел, а потом на нервной почве начал много есть и сильно поправляться.
На съёмках Герман всегда стремился к правде жизни и добивался этого самыми разными путями… Однажды для того, чтобы вызвать нужные эмоции у огромной массовки на площади, он врубил через городские динамики запись песни «Вставай, страна огромная». Потом он рассказывал, что случилось чудо — лица людей изменились настолько, что каждого можно было снимать крупным планом…
Добавить комментарий