Французская православная церковь
Содержание
- Православие во Франции
- История
- Юрисдикции
- Неканонические структуры
- Известные храмы
- Организации
- Примечания
- Ссылки
- Святыни Франции
- Кафолическая православная церковь Франции
- Современное состояние
- Литература
- Почему раньше в России высший свет разговаривал на французском языке, а не на русском?
- Религия во Франции
- Светская республика
- Религиозная принадлежность французов
- Секуляризация
- Ссылки и источники
- Смотри также
- «Православие во Франции имеет большое влияние»
Православие во Франции
Православие во Франции. В I тысячелетии н. э. епархии на территории Франции входили в состав единой Христианской церкви. Однако после раскола Церквей в XI веке вся территория Франции оказалась в юрисдикции Католической церкви. По состоянию на 2017 год во Франции проживает около 500 тысяч православных.
История
Первое упоминание о пребывании православного священника в Париже относится к 1727 году, когда в Париж прибыл иерей Даниил Яковлев, сопровождавший русского посланника. В 1738 году по просьбе посла был назначен постоянный священник иерея Андрея Геневский. 1757 году в Париж послана походная церковь, соответствующая уровню посольства: «утварь серебряная, ризы из дорогой парчи», иконостас на «голубом атласе с самыми лучшими на золоте красками».
В 1820 году в Марселе был основан первый греческий приход во Франции. В 1845 году состоялось освящение греческого храма Успения Божией Матери в Марселе, первого православного храма, построенного на территории Франции.
В 1853 году в Париже появилась первая румынская домовая церковь (22, rue Racine, Paris 75006).
По данным «Справочника Православной Церкви», опубликованного во Франции, количество православных во Франции в 2017 году составляет около 500 тысяч. Для сравнения, в конце XIX века во Франции было 20 тысяч православных, а в конце XX века — 200 тысяч. Это объясняется, главным образом, эмиграцией из традиционно православных стран, таких как Россия, Греция, Сербия, Румыния, Болгария и страны Ближнего Востока. В 2017 году заметно преобладание православных, приехавших из России и Румынии. Количество православных приходов во Франции на 2017 год составляет 278, монастырей – 21, епископов – 10, священников и дьяконов – 330.
Юрисдикции
Как и для многих стран, не относящихся к территории традиционного православия, для Франции характерно сосуществование большого количества юрисдикций, связанное как с различными странами происхождения православных верующих, так и с перипетиями истории XX века.
Константинопольская православная церковь
Галльская митрополия (греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Γαλλίας, фр. Metropole grec-orthodoxe de France) — основана в 1963 году для греческих приходов Франции, которые до этого момента входили в состав Фиатирской архиепископии с кафедрой в Лондоне. Глава — митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), председатель Ассамблеи православных епископов Франции. 38 приходов. До 2003 года митрополия включала также греческие приходы Испании, Португалии и Канарских островов, 20 января 2003 года выделенные в новую епархию с центром в Мадриде.
- Официальный сайт
- Страница на сайте Константинопольского патриархата: англ., греч.
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
Украинская епархия Западной Европы в составе Украинской православнаой церкви в диаспоре (фр. Diocèse ukrainien d’Europe Occidentale) — центр в Лондоне, 3 прихода во Франции. Самостоятельно не представлена в Ассамблее православных епископов Франции.
Русская православная церковь
Корсунская епархия Патриаршего экзархата в Западной Европе — основана в 1960 году в составе Западноевропейского экзархата РПЦ, просуществовавшего до 1990 года. Объединяет приходы РПЦ во Франции, Монако, Швейцарии и Лихтенштейне. Во Франции — 20 приходов и монастырей. Глава — митрополит Антоний (Севрюк).
- Официальный сайт
- Приходы и общины во Франции
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Женевская и Западно-Европейская епархия РПЦЗ (фр. Diocèse de Genève et d’Europe occidentale) — возникла в 1927 году в результате разрыва архиепископа Евлогия (Георгиевского), с Архиерейским Синодом РПЦЗ. Объединяет приходы на территории Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Во Франции 8 действующих приходов и 4 «временно не обслуживается» (всего в 10 городах). Кроме того, Каннский приход является ставропигиальным и подчиняется непосредственно Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви. Глава — епископ Ириней (Стинберг).
- Официальный сайт
- Список приходов
Архиепископия западноевропейских приходов, ранее — Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской православной церкви. Включает свыше 60 приходов и один монастырь, в том числе 43 прихода во Франции. Bо Франции до упразднения экзархата КПЦ архиепископия являлась крупнейшей православной епархией.
- Официальный сайт
- Русская страница
- Список приходов
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Сербская православная церковь
Епархия Франции и Западной Европы (серб. Епархиjа Западноевропска, фр. diocèse de France et d’Europe occidentale, англ. Serbian Orthodox Diocese of France and Western Europe) — основана в 1969 году для сербских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах и Испании. 16 приходов во Франции. Глава — епископ Лука (Ковачевич).
- Официальный сайт
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Румынская православная церковь
Румынская митрополия Западной и Южной Европы (фр. Métropole Orthodoxe Roumaine d’Europe Occidentale et Méridionale, англ. Romanian Orthodox Metropolitanate of Western and Southern Europe) — основана в 1974 для румынских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Испании, Португалии, Италии, Швейцарии, Великобритании и Ирландии. Глава — митрополит Иосиф (Поп). Во Франции — 91 приход.
- Официальный сайт
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Антиохийская православная церковь
Митрополия Франции, Западной и Южной Европы (фр. L’Archidiocèse Orthodoxe Antiochien d’Europe, англ. Antiochian Archdiocese of Europe) — основана в 2000 году. 4 прихода во Франции.
- Официальный сайт
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Болгарская православная церковь
Западно- и Среднеевропейская епархия (фр. Diocese Orthodoxe Bulgare d’Europe occidentale et Centrale, англ. Bulgarian Orthodox Diocese of Western and Central Europe) — 3 прихода во Франции (Париж, Лион и Страсбург).
- Официальный сайт
- Парижский приход
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Грузинская православная церковь
Митрополия Западной Европы (Georgian Orthodox Diocese in Western Europe) — центр в Брюсселе. Кроме того, один грузиноязычный приход (святой Нины) есть в составе Греческой митрополии Константинопольского патриархата.
Неканонические структуры
- Кафолическая православная церковь Франции (Église catholique orthodoxe de France) — западнообрядная юрисдикция, в некоторое время пребывала в составе РПЦЗ, Румынского патриархата
- Македонская православная церковь (Европейская епархия)
- РПЦЗ (В-В) (Марсельская и Западно-Европейская епархия)
- РПЦЗ (Агафангела) (Лионская и Западно-Европейская епархия)
- РИПЦ (Западно-Европейская Епархия)
Известные храмы
См. также Категория:Православные храмы Франции
- Церковь Александра Невского (Биарриц)
- Архангело-Михайловская церковь (Канны)
- Николаевский собор (Ницца)
- Православная духовная семинария во Франции
- Собор Александра Невского (Париж)
- Церковь Божьей Матери Скорбящей (Ментона)
- Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца (Ментона)
- Церковь святых Николая и Александры (Ницца)
Организации
- Ассамблея православных епископов Франции
Монастыри
В настоящее время во Франции существует 23 православных монастыря, которые распределены следующим образом по юрисдикциям:
- 8 — Константинопольский патриархат:
- Св. Николая, Le Bousquet d’Orb
- Успения Богородицы, Aspres sur Buëch
- Св. Антония Великого (подворье Афонского монастыря Симонопетра), Saint Laurent en Royans
- Покрова (подворье Афонского монастыря Симонопетра), La Bastide d’Engras
- Преображения (подворье Афонского монастыря Симонопетра), Terrasson.
- 1 — Антиохийский патриархат
- 4 — Русская Православная церковь
- 7 — Румынская Православная церковь
- 3 — Сербская Православная церковь
Учебные заведения
- Русская духовная семинария во Франции
- Свято-Сергиевский православный богословский институт
- Свято-Дионисиевский православный богословский институт
> См. также
- Список русских православных храмов во Франции
Примечания
- 1 2 3 4 Опубликованы данные о современном состоянии православной общины во Франции // sedmitza.ru, 23.07.2017.
- 1 2 3 Православная церковь во Франции – основные даты | Паломнический центр Корсунской епархии
- Статистические данные о положении Православия во Франции, 21 июня 2018
- L’information orthodoxe sur Internet I Orthodoxie.com (недоступная ссылка). Дата обращения 15 сентября 2009. Архивировано 10 июля 2009 года.
- List of French monasteries
> Литература
Ссылки
Orthodoxie France 2 (1 nov. 2012). (фр.)
- Православная Франция. Взгляд из России
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 сентября 2014 года. |
признанные государства
1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.
Святыни Франции
За последние годы Францию посетили сотни тысяч православных, но только единицы знают, сколько эта земля, несмотря на войны и революции, сохранила раннехристианских святынь. До 1054 года, когда единая Церковь раскололась на Православную и Католическую, святыни были общими. Сегодня во избежание путаницы и споров их принято называть раннехристианскими.
Терновый венец Спасителя
В октябре 2007-го гигантский Собор Парижской Богоматери не смог вместить всех желающих — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен у великой раннехристианской святыни, Тернового венца Спасителя. Толпа русских парижан вылилась на площадь. Терновый венец вместе с частицей Креста Господня были вынесены на алтарь, и молитва предстоятеля Православной Церкви впервые за тысячу лет зазвучала в центре Европы!
Реликварий, в котором хранится Терновый венец Спасителя. В Страстную пятницу католической Пасхалии святыню выносят из сокровищницы собора на амвон, чтобы верющие могли к ней приложиться
Терновый венец Спасителя находится в сокровищнице собора Нотр-Дам-де-Пари с 1806 года. Как же он оказался во Франции?
Последний император Латинской империи Балдуин II продал королю Франции святому Людовику IX многочисленные христианские реликвии, находившиеся тогда в Константинополе. Каково же было удивление святого Людовика, когда среди них обнаружился Терновый венец Спасителя! 9 августа 1238 года, сняв с себя королевское облачение, Людовик вместе со своим братом торжественно внес на плечах в столицу великую святыню. Через три года в Париж из Константинополя была перевезена и частица Креста Господня. Для этих реликвий в центре города на острове Ситэ была воздвигнута часовня Сент-Шапель, на строительство которой пошло в два раза больше средств, чем на покупку Тернового венца. Сюда же перенесли и фрагмент Честного Креста и один из гвоздей, вбитых в тело Спасителя. Терновые шипы, а их в Венце было 70, разошлись по храмам всего мира. Во время Французской революции Сент-Шапель была закрыта, но святыни удалось спасти — их тайно вынесли и спрятали в подвалах Национальной библиотеки.
Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном и Римским папой реликвии были возвращены парижскому архиепископу. Их поместили в специальные запаянные стеклянные ампулы, и с 1806 года до сего дня они находятся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери. В Страстную пятницу католической Пасхалии Святыни выносятся в собор на амвон, чтобы верующие могли к ним приложиться. У же несколько лет Великим постом православные архиереи Сербии, Болгарии, Греции, России служат в соборе молебны, читают акафисты при стечении огромного числа верующих со всей Европы.
Чудесное возвращение Иверской Божией Матери
В кафедральном храме Трех Святителей (РПЦ) в самом центре французской столицы находится чудотворная икона Иверской Божией Матери. История ее спасения из рук торговцев похожа на детектив.
В 1930 году эмигрант А. Н. Павлов в одной из парижских антикварных лавочек увидел огромную икону Божией Матери. Павлов стал расспрашивать хозяина, как к нему попала эта икона. Оказалось, она была вывезена одним французским офицером из Москвы в 1812 году, и теперь потомки этого офицера хотели продать ее. Весть об удивительной находке быстро облетела всю русскую эмиграцию. Явление Иверской было воспринято как настоящее чудо. Как известно, в 1812 году французские солдаты, разграбившие Москву, не пощадили и церквей. Из одного только Успенского собора было вынесено драгоценной утвари 18 пудов золота и 325 пудов серебра, были сорваны оклады с икон, а из Иверской часовни пропала главная святыня — Иверская икона. Позднее, в 1852-м, была написана ее точная копия, которая оставалась в часовне до революции 1917-го, именно ее образ и остался в памяти москвичей. В 1922 году все убранство часовни было опять изъято, на этот раз большевиками, а икона перенесена в храм Воскресения в Сокольниках.
Но вернемся к нашей парижской Иверской Богоматери. Русские эмигранты привели в магазин специалистов, которые внимательно изучили поверхность доски, взяли пробы лака и краски и в результате пришли к выводу, что перед ними, вероятнее всего, именно та самая икона, которая исчезла из Москвы в 1812 году и промыслом Божиим находилась почти 120 лет в безвестности. Хозяин-антиквар быстро сообразил, что является обладателем музейной редкости, и взвинтил цену. Эмиграции пришлось создать специальный комитет по сбору средств для выкупа святыни. В конце концов удалось собрать задаток, позволивший забрать икону из магазина.
Иверская икона Божией Матери начала путешествовать по всей Франции. Перед ней совершали молебны в православном соборе в Ницце и в Каннах. Тем временем русские эмигранты продолжали собирать деньги для окончательного выкупа. Но нужная сумма никак не набиралась. Икону пришлось снова вернуть в магазин. А. Н. Павлов, ее «первооткрыватель», был в отчаянии и отправился за советом к епископу Вениамину (Федченкову), основателю подворья Трех Святителей.
Как многие эмигрантские приходы, открытые в те 30-е годы в Париже, этот новый храм помещался в бывшем гараже. Приход только образовался, и денег остро не хватало. Каменные неоштукатуренные стены, фанерный иконостас, облачения, сшитые руками прихожанок… «Денег не было никаких, на которые можно было бы покупать пищу для живших при храме пяти монахов. Ели они только то, что прихожане складывали в картонные коробки у дверей одной кельи», — так рассказывал впоследствии митрополит Антоний Сурожский о жизни прихода Трех Святителей.
Выслушав удручающий рассказ Павлова, епископ Вениамин немедленно поехал в магазин и обнаружил, что икону отправили в подвал как трудно продаваемый товар. Епископу разрешили спуститься вниз, там среди завалов всякой рухляди он и увидел Иверскую, стоящую вниз головой. Владыка Вениамин был в ужасе. Упав на колени перед образом, он на глазах удивленного хозяина стал слезно молиться. Вероятно, это зрелище произвело на антиквара сильное впечатление — он неожиданно снизил цену и даже согласился пойти на продажу в рассрочку, более того — разрешил епископу забрать икону в храм.
Владыка Вениамин начал рассылать письма по всей Франции, призывая жертвовать на выкуп иконы кто сколько может. Эмигранты, состоятельные и бедствующие, стали присылать деньги. Прихожанка Наталья Соболева продала свое единственное изумрудное кольцо, и вырученная на этом сумма оказалась решающей. В январе 1932 года деньги были полностью выплачены, и икона водворилась на приходе.
После этого счастливого события двери храма в течение месяца не запирались ни днем ни ночью. Люди со всей Франции ехали приложиться к святыне. И по сей день каждую среду вечером православные христиане самых разных национальностей читают акафист перед чудотворным образом Иверской Божией Матери.
Как святая Елена исцелила монаха
Рака с мощами св. равноапостольной Елены, с 1820 года хранящяася в парижскйо еркви Сен-Лe-Сен_жиль. Долгое время рака находилась высоко над главным престолом. После того как к святыне потянулись православные, а вслед за ними и католики, святыню перенесли в крипту под алтарем
В центре Парижа на улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой покоятся мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Их история возвращает нас в IX век. Французский монах по имени Тёджист страдал неизлечимой болезнью, молился у раки св. Елены в Риме, в храме Свв. Маркеллина и Петра и получил исцеление. После этого он решил спрятаться в храме на ночь, выкрасть мощи и перевезти их во Францию. Ему это удалось. Но когда он привез мощи в свой монастырь около города Реймса и объявил об этом, монахи не поверили, что мощи настоящие, да и вообще осудили собрата-авантюриста. Вся эта история стала предметом большого «международного» епископского скандала. В конце концов папа простил монаха Тёджиста и повелел оставить святыню в монастыре. Но король Карл Лысый не был уверен в подлинности мощей, а потому приказал монаха Тёджиста подвергнуть пытке кипятком и «посмотреть, как защитит его святая Елена». Вся братия монастыря три дня стояла на коленях и непрерывно молилась. А сам Тёджист, уже однажды исцеленный св. Еленой, без страха согласился на подобную муку. Монах вышел из испытания невредимым и даже не получил ожогов! С этого времени у мощей святой начали происходить исцеления. Монастырь в Реймском епископстве, где хранились мощи, стал процветать и превратился в центр паломничества.
Во времена якобинских гонений в монастырь был направлен отряд с приказом конфисковать все монастырское имущество, а сам монастырь разрушить. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их в отдаленной деревенской церкви. Шло время, а с ним пришли и перемены, и уже состарившийся отец Грассар решился сообщить епископу Парижскому о том, где он спрятал мощи царицы Елены. Епископат решил найти достойное место в столице для помещения святыни, и в 1820 году в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже произошла торжественная передача мощей. С тех пор они там и пребывают. Правда, за последний век об их существовании католики почти забыли, поскольку мощи находятся в саркофаге, подвешенном под сводами церкви.
В 1997 году у св. Елены представителями трех православных юрисдикций (Константинопольской, Румынской и Московской) был совершен первый молебен, а в 2003-м — первая православная литургия. За последние годы в крипте церкви появились русские иконы, два раза в месяц здесь поют акафисты и служат литургию. По молитвам св. Елены при католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль образовалась православная община, и это святое место в центре Парижа зажило новой жизнью.
Под Покровом Божией Матери
Собор города Шартра, что в 90 км от Парижа, знаменит не только своей «чистой» готикой и изумительными витражами. Главная его достопримечтальность — хранящийся здесь Плат (Покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно он был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца. Покров был подарен собору королем Карлом II в 876 году. А в 911-м Шартр осадили норманны, и тогда епископ Жантельм, уповая на заступничество Богородицы, устроил крестный ход и вывесил Плат на городской стене. Произошло чудо — норманны обратились в бегство! В 1194 году весь город и собор были уничтожены пожаром. Одна из монахинь успела отнести ларец с Покровом в подземную часовню, где он находился вплоть до возведения нового собора Нотр-Дам-де-Шартр.
Шартрский собор — величайшее творение готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Здесь хранится Покров Богородицы — фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около 2 метров
Обретение главы святого Иоанна Предтечи
История главы св. Иоанна Предтечи связана со многими трагическими перипетиями, много раз за две тысячи лет она переходила из рук в руки, исчезала и обреталась. 14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Город был разорен и ограблен. Каноник Валлон де Сардон нашел в развалинах одного дворца странный футляр. Он открыл его и увидел череп, лежащий на серебряном блюде под стеклянным колпаком. На блюде была надпись по-гречески, из которой стало ясно, что это глава св. Иоанна Предтечи. Валлон де Сардон решил увезти главу к себе на родину на север Франции. Через два года, в 1206 году, епископ города Амьена торжественно встретил мощи св. Иоанна, а в 1220 в Амьене был заложен первый камень кафедрального собора, в котором упокоилась глава св. Иоанна.
После революции по всей Франции проходили описи церковного имущества с изъятием мощей, и реликварий подвергся надругательству. С мощей сняли все драгоценности, а саму главу было приказано отправить на кладбище. Но приказ не был исполнен. Мэр города тайно вывез сокровищницу и укрыл у себя в доме. Только через двадцать лет мощи св. Иоанна опять вернулись в собор.
За последние три столетия во Франции распространилось недоверие к святыням, и паломничество к Амьенской святыне угасло. В 1958 году по благословению епископа Амьена была собрана научная комиссия, которая, проведя тщательную экспертизу, пришла к выводу, что святая глава действительно принадлежит Иоанну Крестителю.
Можно ли жить по-божески без Бога?
Для русских людей, особенно для тех, кто помнит богоборческий строй СССР, может показаться странным, что и во Франции судьба святынь была нелегкой.
Французская революция тяжелым катком прошлась по Церкви. Раны вандализма до сих пор зияют на многих памятниках, скульптуры святых и ангелов обезглавлены, многие фрески замазаны штукатуркой, готические витражи разбиты. В начале XX века началась новая волна гонений. В школах запретили даже факультативную катехизацию, были закрыты сотни частных конфессиональных учреждений, из страны были изгнаны монашеские ордена, конфискованы церковные здания. Именно тогда был утвержден принцип «светскости» Французского государства.
Реформы Второго Ватиканского собора 1962 года только оттолкнули, а не привлекли молодежь. Казалось, что месса под джаз или гитару заманит заблудших овец в «современную» церковь. Но храмы опустели еще больше, их приходится продавать с молотка или сдавать в аренду под дискотеки и рестораны. В современной Франции вера подменилась актом гуманитарной помощи. Сегодня француз, подающий милостыню, отправляющий посылку голодающим африканским детям, считает, что он живет не только по совести, но и по-божески, и вполне может обойтись без Церкви, без молитвы, без слова Господня и уж наверняка без священника.
Долгие десятилетия французы были почти равнодушны к своим поистине драгоценным христианским реликвиям. За последние годы этот интерес возрос, кто знает, может в этом сыграли не последнюю роль и православные, которые ездят и в Амьен к Честной Главе св. Иоанна Предтечи, поклоняются Плату Божией Матери в 90 км от Парижа в городе Шартр, молятся у мощей царицы Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.
Кафолическая православная церковь Франции
Église catholique orthodoxe de France
Иоанн-Нектарий (Ковалевский)
Герман (Бертран-Харди)
Париж
Григорианское пение
григорианский
Кафоли́ческая правосла́вная це́рковь Фра́нции (фр. Église catholique orthodoxe de France, сокращённо ECOF, также известна как Православная церковь Франции, фр. l’Église Orthodoxe de France) — неканоническая юрисдикция, использующая в богослужении модифицированный галликанский обряд. В разное время пребывала в составе Московского патрирхата, РПЦЗ, Румынского патриархата.
В юрисдикции Московского патриархата
Появление и становление данной юрисдикции связано с именем Евграфа Евграфовича Ковалевского (впоследствии епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария), который в 1937 году, будучи священником, возглавил общину умершего архимандрита Иренея (Винэра), принятого незадолго до кончины в Русскую православную церковь с правом служить местным обрядом, пользоваться григорианским календарём, западными облачениями и т. д. Евграф Ковалевский, а также его брат Максим активно выступали с лекциями, много проповедовали, число общин росло.
В 1944 году Ковалевский создал Богословский институт святого Дионисия, взяв за образец Свято-Сергиевский богословский институт. Состав преподавателей достаточно представителен — члены Православной миссии Франции, созданной Евграфом Ковалевским и Владимиром Лосским, французские светские профессора различных христианских вероисповеданий.
В 1948 году объединение, возглавляемое Евграфом Ковалевским, стало называться «Православной Церковью Франции». Священнослужители обязаны были быть французскими гражданами. Богослужение совершалось на французском языке, литургию служили восстановленным галликанским обрядом. Стал издаваться журнал Contacts.
Тем не менее, множество ошибок и прежде всего легкомысленное отношение к церковной дисциплине — причастие инославных, неканонические венчания, вторичное рукоположение, использование эзотерических практик и многое другое — стали причиной критического отношения к детищу Евграфа Ковалевского со стороны священноначалия Московского Патриархата.
В юрисдикции Константинопольского патриархата
В 1953 году протоиерей Евграф Ковалевский вместе со значительной частью верующих общин западного обряда вышел из-под омофора Московской Патриархии и образуют «Французскую Кафолическую Православную Церковь» («Eglise catholique orthodoxe de France (ECOF)»). Примечательно, что ещё за несколько лет до ухода в раскол протоиерей Евграф тайно зарегистрировал Устав религиозной организации и саму организацию под названием «Французская Православная Церковь». Вместе с Ковалевским из юрисдикции Московского Патриархата вышел и Богословский Институт святого Дионисия.
До 1956 года протоиерей Евграф находился в юрисдикции Русского Западно-Европейского экзархата Константинопольского Патриархата, а затем в течение нескольких лет общины, подчинявшиеся протоиерею Евграфу, оставались независимыми.
В юрисдикции Русской зарубежной церкви
В 1960 году «Французская Православная Церковь» вошла в состав Русской Православной Церкви Заграницей, где получила наименование «Православная Кафолическая Церковь Франции». Присоединение к РПЦЗ осуществлял епископ Брюссельский и Западноевропейский Иоанн (Максимович), который с большим пиететом относился к древней галликанской литургической традиции и усматривал в её возрождении не только возврат к богослужебному многообразию древней нераздёленной Церкви, но и видел огромный потенциал для православной миссии в западном мире.
В 1961 году комиссия при Архиерейском Синоде РПЦЗ одобрила представленные протоиереем Евграфом Ковалевским богослужебные тексты галликанского обряда и допустила использование в общинах Французской Православной Кафолической Церкви григорианского календаря с сохранением старого стиля только в Пасхалии.
11 ноября 1964 года протоиерея Евграфа Ковалевского с согласия Синода РПЦЗ рукополагают в Скорбященском соборе Сан-Франциско во епископа Сен-Денийского. Хиротонию совершили архиепископ Иоанн (Максимович) и епископ Феофил (Ионеску). Епископ Иоанн-Нектарий возглавил 5-тысячную паству православных французов западного обряда.
После кончины архиепископа Иоанна (Максимовича) в 1966 году, Архиерейский Синод РПЦЗ в сентябре 1966 года поручил руководство делами Французской Православной Кафолической Церкви архиепископу Канадскому Виталию (Устинову). 9 октября архиепископ Виталий присутствовал на Генеральной ассамблее ФПКЦ, где он заявил о необходимости прекращения совершения западного чина литургии и настаивал на полном принятии византийского обряда. В знак протеста 19 октября епископ Иоанн-Нектарий заявил о выходе из РПЦЗ. Часть общин ФПКЦ отказалась покинуть РПЦЗ, они были оформлены как Французская миссия РПЦЗ, при этом галликанский обряд сохранялся в них при условии совершения византийского обряда как основного. В 1986 году часть этих приходов во главе с архимандритом Амвросием (Фонтрие) присоединилась к одной из неканонический старостильный Авксентиевский Синод, другие полностью перешли на восточный обряд.
В конце того же года епископ Иоанн-Нектарий обратился к предстоятелям Православных Поместных Церквей с просьбой о принятии ECOF с сохранением галликанского обряда. По докладу епископа Виталия (Устинова), епископ Иоанн-Нектарий «за несоответствующее поведение» был лишён сана, чего не признал. В 1967 году он был отлучён от Церкви Архиерейским собором РПЦЗ.
В юрисдикции Румынского патриархата
По предложению румынского священника-эмигранта Виргиля Георгиу, епископ Иоанн-Нектарий Ковалевский предпринял новые попытки урегулирования канонического статуса своей юрисдикции и в 1967 году начал переговоры с Румынским патриархом Юстинианом, но не успел их завершить, скончавшись в 1970 году. Присоединение «Православной Католической Церкви Франции» к канонической Румынской Православной Церкви состоялось только в 1972 году.
11 июня 1972 года для ПКЦФ был рукоположён епископ Герман (Бертран-Харди) с титулом Сен-Денийский.
В 1988 году из-за позиции Константинопольского патриархата возник конфликт с Румынским патриархатом, в марте 1993 года отозвавшим своё благословения на деятельность ECOF, и большинство приходов последней вышли из состава Румынской церкви. Приходы, которые не пожелали уходить в раскол, были организованы в особый деканат галликанского обряда, во главе которого встал протоиерей Григорий Бертран-Харди, брат низложенного епископа Германа. Эти приходы фактически стали биритуальными — по галликанскому обряду им разрешено служить только шесть раз в году.
Независимое существование
3 апреля 1997 года Ассамблея православных епископов Франции специальным постановлением выразила отрицательное отношение к ECOF.
В 2001 году ECOF потряс скандал — выяснилось, что епископ Герман Бертран-Харди тайно женился в 1995 году. 10 приходов после этого покинули ECOF и образовали «Союз Культовый Православных Ассоциаций Западного Обряда» (Union des Associations Cultuelles Orthodoxes de Rite Occidental, сокр. UACORO). Около 50-ти приходов и общин, тем не менее, остались верными своему епископу.
В скором времени Союз UACORO начал искать соединения с Православной Церковью. Один из приходов в Страсбурге присоединился к Корсунской епархии Московского Патриархата. В 2004 году UACORO начал переговоры с Сербским Патриархатом. 20 марта 2005 года епископ Афанасий (Евтич), председатель комиссии при Священном Синоде Сербской Церкви по переговорам с UACORO, призвал всех верующих Союза к незамедлительному обращению в Православную Церковь (любой юрисдикции). 15 июня Архиерейский Синод Сербской Церкви постановил, что члены UACORO могут быть приняты в общение только в индивидуальном порядке, но не как каноническая общность, а также при условии полного признания богослужебной традиции Православной Церкви, в частности Божественной литургии. В 2006 году многие члены UACORO в индивидуальном порядке (как духовенство, так и миряне) были приняты в Западноевропейскую епархию Сербского Патриархата. Остальные члены UACORO в декабре того же года учредили неканоническую «Православную церковь галлов» (l’Église Orthodoxe des Gaules). Сама «Кафолическая Православная Церковь Франции» по состоянию на 2006 год насчитывала около 30 приходов и 1 монастырь.
29 января 2016 года был создан Синод, в который помимо главы данной юрисдикции, епископа Германа (Бертрана-Харди), вошёл епископ Марсельский Кассиан (Мухин), перешедший из неканонической РПЦЗ(В-Ф). 31 января они рукоположили во епископа священника Жана-Луи Гийо, постриженного в монашество с именем Венедикт.
Современное состояние
На начало 2013 года церковь насчитывала 22 прихода во Франции, два в США и по одному в Германии, Аргентине и на Гаити.
Приходы ECOF используют литургию Святого Германа, представляющую собой переработку Галликанского обряда с элементами византийского, кельтского и мозарабского обрядов. Согласно исследованию епископа Афанасия (Евтича), обряд, практикуемый ECOF, нельзя назвать западным в полном смысле этого слова. По мнению Никиты Кривошеина в 2010 году сказал о КПЦФ: «Это странное формирование <…> в итоге оно оказалось бесхозным и стало практически сектой».
> См. также
- Западный обряд в православии
- 1 2 Летопись Церковной Истории (1961-1971гг
- В. В. Тюшагин. Галликанский обряд в православной Церкви // Православная Энциклопедия. Т. 10
- C – France | Rit Occidentale Francais
- Иерархия церквей | Приходы в составе Румынского патриархата
- Сообщение комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви по вопросу о присоединении французских приходов западного обряда Архивная копия от 28 апреля 2005 на Wayback Machine
- Епископ Афанасий (Евтич) призывает французских верующих западного обряда к возвращению в лоно Церкви Архивная копия от 19 марта 2009 на Wayback Machine
- Lettre du Saint-Synode de l’Église orthodoxe serbe concernant les conditions de réception des membres de l’UACORO dans l’Église orthodoxe Архивная копия от 23 ноября 2006 на Wayback Machine
- 1 2 Une nouvelle étape des discussions de l’Église serbe avec l’UACORO
- Réception de deux prêtres de l’UACORO au sein de l’Église orthodoxe serbe Архивная копия от 23 ноября 2006 на Wayback Machine
- Consécration de Mgr Benoit (ECOF) — Actualités des Eglises orthodoxes dites non canoniques
- Никита Кривошеин о соборе в Ницце и Париже 15.02.2010
Литература
- Lossky V. Pour une Orthodoxie Occidentale // Présence Orthodoxe. — 1980. — № 44. — P. 19—25 (фр.)
- Van Bunnen A. Une Église orthodoxe de rite occidental: l’Église Catholique Orthodoxe de France, mémoire de licence, Université catholique de Louvain, 1981. (фр.)
- Kovalevsky M. Orthodox et Occident: Renaissance d’une eglise locale. — Paris, 1990. (фр.)
- Жуньеви К. Попытка создания галликанской церкви: Католическая православная церковь Франции (ECOF) // Альфа и Омега : журн. — 2002. — № 4 (34). — С. 328—345.
- Тюшагин В. В. Галликанский обряд в православной Церкви // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 368—372. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
- Слесарев А. В. Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу // Минские епархиальные ведомости. — 2008. — № 2 (85). — С. 68-72.
- Бурега В. В., Тюшагин В. В. Иоанн-Нектарий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 139-142. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
- Шабанова Н. Ю. Православная католическая церковь Франции: история и современность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2011. — № 3—4. — С. 231—237
- Кострюков А. А. О некоторых причинах неудачи православия западного обряда // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — Вып. 2 (69). — С. 80—98.
- О западном литургическом обряде
Почему раньше в России высший свет разговаривал на французском языке, а не на русском?
Alex Ershov 3085 4 года назад Редактор, канд.ист.наук, российская история
Ответ на этот, казалось бы простой (а на самом деле — сложный) вопрос, требует некоторого погружения в исторический контекст.
До 1917 года «России» в современном понимании еще не было, а была Российская империя, т.е. политическая структура, которой единолично управляла семья Романовых-Гольштейн-Готторпских. Управление осуществлялось посредством привлечения на службу образованных дворян из разных стран. Сама династия Романовых, как и другие монаршие династии Европы, не была национальной (как бы сейчас сказали) династией. Более того, понятия «национального» (языка, культуры, истории и т.д.) на момент, когда российские аристократы говорили преимущественно по-французски (вт. пол. 18 — пер пол. 19), еще не было.
На рубеже 18 и 19 веков молодые представители дворянских родов относительно легко перемещались по территории Европы, устраиваясь на службу у тех монархов, где больше платили (таков был, например, мотив Жоржа Дантеса, когда он выбирал между Российской империей и Пруссией), или в тех странах, где им казалось легче устроить свою судьбу и добиться успеха. Для поступления на службу достаточно было предоставить рекомендацию и дать клятву верности монарху. После этого молодой дворянин получал подданство, пост в армии или на госслужбе, материальное обеспечение (пенсион), начинал вести светскую жизнь.
В рассматриваемый период дворяне не ощущали себя национальной элитой, наоборот, они существовали как бы поверх всех этнических и культурных границ. Жорж Дантес (тот, который стрелялся со своим дальним родственником Пушкиным) родился во Франции, начал службу в России, добился карьерного успеха в Германии. Дантес приехал с рекомендательным письмом Владимиру Адлербергу, выходцу из Швеции и состоявшему на службе у российского императора, который сам плохо говорил по-русски. Данзас, секундант Пушкина, был французом по рождению. Карл Бистром, разбиравший дело Пушкина-Геккерна, — остзейский дворянин.
Служилая дворянская элита большинства стран (а не только Российской империи) представляла собой микс из выходцев из различных уголков Европы. А для их успешного общения необходимо было использовать некий международный язык. В канцелярии Австро-Венгерской империи говорили (и вели делопроизводство) на латыни. В Российской империи — на французском.
Выбор Елизаветой Петровной французского языка для общения двора был обусловлен тремя факторами. Во-первых, Франция в середине 18 века считалась образцовой, достойной подражания монархией. Во-вторых, именно Франция поставляла российскому двору предметы роскоши, которые символизировали принадлежность высшему сословию. Обучение французскому в дворянских семьях повышало шанс отпрысков сделать карьеру, зажить более легкой и счастливой жизнью. Этому посвящен сюжет комедии Фонвизина «Бригадир». В-третьих, именно французский начал заменять латынь в качестве лингва франка, то есть языка международного общения.
В середине 19 века, после прокатившейся по Европе волны революционных движений, начало формироваться представление об высшем сословии как национальной элите. Приехавшие в Российскую империю, получившие посты и поместья представители разных народов стали называть себя «русским дворянством». Аналогичные процессы протекали и в других монархиях.
Религия во Франции
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. |
Франция — светское государство. Основная религия Франции — католицизм.
- 1 Светская республика
- 2 Религиозная принадлежность французов
- 2.1 Социологические опросы
- 2.2 Пресса
- 3 Секуляризация
- 5 Смотри также
Светская республика
Во Французской республике в течение века распространен секуляризм. Согласно статье 3 закона от 9 декабря 1905,
Республика не признает, не оплачивает и не субсидирует никакой религии. Соответственно, с 1 января, после вступления в силу настоящего Закона, все расходы, связанные с вероисповеданием должны быть удалены из бюджета государства, департаментов и коммун. Тем не менее, в бюджетные расходы могут быть включены услуги священника и обеспечение свободного исповедания религии в государственных учреждениях, таких как школы, колледжи, больницы, приюты и тюрьмы. Отменены государственные учреждения религии, с учетом положений, содержащихся в статье 3.
С 1905 года церковь и государство официально разделены во всей Франции, кроме Эльзаса и Мозель, которые не принадлежали ей на момент разделения.
В 2004 году принят закон, запрещающий ношение религиозной символики в государственных школах (Закон № 2004—228 от 15 марта 2004 года).
В ночь с 15 на 16 сентября 2011 года во Франции вступил в силу запрет на молитвы на улицах. Министр внутренних дел Франции Клон Геан заявил: «С момента вступления в должность я заявлял, что с молитвами на улицах необходимо покончить, потому что эта практика задевает чувства многих моих соотечественников, шокированных тем, что общественное пространство отдается под религиозный обряд». 14 сентября было подписано соглашение с мусульманскими ассоциациями парижского квартала Goutte d’Or (XVIII округ) о том, чтобы верующие, раньше молившиеся на улицах Мира и Полонсо, отныне собирались на намаз в близлежащих зданиях. Государство выделило мусульманской ассоциации помещение площадью 2 тыс. кв.м на условиях аренды на три года по фиксированной цене 30 тыс. евро в год.
Религиозная принадлежность французов
В принципе, законодательство Франции запрещает проводить опрос религиозной принадлежности. Приоритетом остается защита свободы религии в контексте светского республиканского государства. Однако такая оценка может быть выполнена институтом CSA, а также на основе данных из религиозных объединений.
Социологические опросы
Опрос CSA в 2003 году
- Католики : 62 %
- Индифферентны : 26 %
- Мусульмане : 6 %
- Протестанты : 2 %
- Иудеи : 1 %
Опрос, проведенный организацией Harris Interactive и опубликованный в The Financial Times в декабре 2006 года показал, что 32 % населения Франции считают себя атеистами, 32 % — агностики, и 27 % верят в Бога или в верховное существо.
Опрос Французского института общественного мнения (IFOP) в 2007 году для газеты La Vie
- Католики : 64 %
- Индифферентны : 27 %
- Мусульмане : 3 %
- Протестанты : 2,1 %
- Иудеи : 0,6 %
Пресса
Основные новостные организации оценивают религиозную принадлежность французов, основываясь на информации из различных источников.
Оценка Le Figaro за 2008 год:
- Католики : 35 миллионов
- Мусульмане : 2 миллиона
- Протестанты : 900 000
- Буддисты : 770 000
- Иудеи : 575 000
Секуляризация
После окончания Второй мировой войны во Франции произошло резкое снижение религиозной практики в рамках традиционных церквей и увеличение посещаемости мусульманских и протестантcких за счет миграции. В католической церкви наибольшую силу и влияние приобрело течение традиционалистов.
Это снижение в религиозной практике продолжается с 1960-х годов. Молодые католики 18-24 лет, однако, отличаются меньшим снижением религиозной практики.
Однако римско-католическая церковь остается преобладающей во Франции. Она оказала огромное влияние на французскую культуру. Так, большинство французских праздников являются религиозными. 90 % соборов также являются католическими. Большинство французов ощущают себя католиками, но верит в Бога значительное меньшинство.
Ссылки и источники
- Клод Геан: «С молитвами на улицах необходимо покончить»
- (фр.) Les Français et leurs croyances — опрос, проведенный институтом CSA в марте 2003 года для газет Le Monde и La Croix
- (англ.) Religion Important for Americans, Italians — Angus Reid Global Monitor, 30 декабря 2006 года
- (фр.) La Vie, № 3209, от 1 марта 2007
- Различные данные, предложенные Le Figaro в течение лета 2008 года, основаны на сведениях французского Института демографии, Единого фонда иудеев, Сантьяго-де-Компостела, Буддийского союза Франции
Смотри также
- Культура Франции
- Православие во Франции
- Буддизм во Франции
- Католицизм во Франции
- Ислам во Франции
- Агностицизм
- Атеизм
- Римско-католическая церковь
- Светское государство
Франция в темах | ||
---|---|---|
Вооружённые силы • Наука | ||
История | Галлия • Средние века • Абсолютизм • Великая французская революция • Реставрация Бурбонов • Третья республика • Франция в XX веке | |
Политика | Государственный строй • Конституция • Внешняя политика • Местное самоуправление • Президент Франции • Социальная политика | |
Cимволы | Герб • Флаг • Гимн • Символы Французской Республики | |
Экономика | Налогообложение • Валюта • Транспорт • Почта (история и марки) • Туризм (национальные парки • всемирное наследие) | |
География | Столица • Административное деление • Департаменты • Города • Реки • Население (французы) • Заморские владения (колонии) | |
Культура | Языки • Образование • Литература • Музыка • Архитектура • Спорт • Праздники • Кухня • Кино • Телевидение | |
Религия | Католицизм • Ислам • Протестантизм | |
Портал «Франция» • Проект «Франция» |
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии
«Православие во Франции имеет большое влияние»
– Отец Василий, первый вопрос, который возникает у всех при встрече с вами – каким образом вы, коренной француз, Пьер Паскье, стали православным, и не просто православным, но монахом и священником, оказались в России, и не просто в России, а в самой глубинке – в чувашском городке Алатырь? Как это случилось?
– Ответ простой – воля Божья. Когда я пошел по пути православия, когда принял сан монашества, я себя отдал Ему. Это aventure, приключение, и привело меня в глубину России, в Чувашию.
– Вы первым делом попали в Россию и потом приняли Православие, или наоборот?
– Я не люблю выражения «принимать православие» – думаю, что я уже давно был православным. Мой нынешний архиерей, митрополит Варнава, когда встретил меня в первый раз в 1993 году (я еще был греко-католическим монахом), когда он увидел, как мы живем и какие у нас мысли, сказал мне: «Отец Василий (я уже был в монашестве Василием, Basile по-французски), вы уже православный». И примерно 15 лет я ждал момента обретения полноты причастия с Православной Церковью. Это были 15 лет страданий, потому что я очень любил православие, но не мог причаститься с православными у Гроба Господня в Иерусалиме…
– Вы были монахом в Иерусалиме?
– Да, монахом в Иерусалиме, около Гроба Господня, там родина Иоанна Крестителя. И монастырь Иоанна Крестителя, именно где по преданию находится пещера, где он прожил первые годы жизни со своей матерью Елизаветой, и там она умерла; в монастыре есть ее гробница. Это недалеко от Эйн-Карем, недалеко от русского женского Горненского монастыря. Матушка игуменья Георгия из Горненского монастыря своей любовью очень влияла на мои решения. Мы общались с ними у Гроба Господня практически каждую неделю, с субботы на воскресение я там стоял, молился с ними, и плакал, потому что до причастия меня не допустили. И вот 15 лет я ждал этого момента. Потом встречи с митрополитом Варнавой, архимандритом Иеронимом, архимандритом Гурием, отцом Гермогеном – эти встречи очень влияли на мое решение. Когда я чувствовал поддержку, теплые слова, я уже не сомневался, что мне надо решиться. Решение я принял в 1993 году, когда я покинул униатский монастырь и вернулся на свою родину. И тогда было мое первое письмо к Святейшему Патриарху Алексию.
– А где ваша родина?
Франция, город Шоле. В Шоле, это небольшой город на западе Франции, я родился, а сам я родом из Vandee. Это знаменитый французский регион, который славился своими роялистскими настроениями и противился революции.
– И как вы попали в Москву?
– Когда я ждал ответ, мне вдруг позвонили из Москвы, и спросили на французском, но с акцентом, действительно ли я собираюсь приехать в Москву и принять Православие. Для меня это было неожиданно, но я, конечно, сказал что да. И попросил, чтобы мне помогли с приглашением, потому что без приглашения визы не дают. Эти люди, которые мне звонили, были из прихода Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Я о них мало что знал – это был, как их здесь назвали, «экспериментальный приход». Потом я получил приглашение и приехал сюда. Здесь я встретил отца Георгия Кочеткова, который, конечно, принял меня аккуратно, радушно, но сердце у меня было неспокойно: я чувствовал, что это не совсем то, чего я ждал. Меня приглашали принять участие в Причастии… Во время богослужения на следующий день я понял, что это не то, что я искал. Говорят, что это было какое-то направление… обновлени, или что-то… Но я не имею права осуждать, просто я чувствовал себя не в своей тарелке. И родные моих знакомых, которые жили здесь и с которыми я раньше встречался в Иерусалиме, поняли мое положение и старались помочь мне найти другой приход. Им стал приход отца Александра Шаргунова. С отцом Александром я чувствовал себя спокойно, тем более, что он говорит по-французски – это было для меня большим утешением, особенно в ту пору, когда я ничего не знал по-русски. Отец Александр сразу направил меня к владыке Арсению, в Патриархию, где я написал свое второе прошение. Ответ пришел в начале марта 1994 года, в начале Великого поста. И на первой неделе Великого поста, во вторник, меня пригласили в Даниловский монастырь, где через чин присоединения меня приняли в лоно Русской Православной Церкви. На следующий день была Литургия Преждеосвященных Даров, и я причащался. Это, конечно, были незабываемые ощущения, большое утешение, потому что я действительно чувствовал себя полностью в Православии. Второе причащение было в пятницу, и в субботу меня уже пригласили на богослужение с Патриархом в Даниловский монастырь, был как раз праздник князя Даниила. Это была большая честь – служить с Патриархом.
– Вы были диаконом?
– Да, меня приняли в сан диакона. Мне разрешили произносить ектении на французском, это тоже было для меня утешением, потому что славянский и русский я еще вообще не знал. Потом был обед с Патриархом и с монастырской братией. И я уже чувствовал себя в лоне Православной Церкви, уже не только мыслями или сердцем, а уже в полноте. Потом я получил направление в Псково-Печерский монастырь. До этого я встретил отца Тихона (Шевкунова), можно сказать, случайно: в Сретенском монастыре была как раз передача прихода. Отец Георгий передал здание храма новому монастырю – Сретенскому, который в то время был подворьем Псково-Печерского. С отцом Тихоном была чудная встреча, мы сразу полюбили друг друга, и до сих пор эта добрая любовь действует. Потом мы еще встречались в Псково-Печерском монастыре, и по благословению отца архимандрита Иоанна Крестьянкина, мне добавили миропомазание. Это было скромно, в Успенском храме. И отец Тихон, поскольку он присутствовал, стал моим крестным отцом. И по духу он действительно стал моим братом.
– И сколько вы прожили в Псково-Печерском монастыре?
– Прожил немного. Приехал в апреле, в конце Великого поста, и прожил до июня. В июне был небольшой перерыв, потому что у меня окончилась виза. В Пскове паспортный стол не знал, что со мной делать, и меня направили в Москву. Здесь я встретил архимандрита Иеронима (это нынешний наместник Троицкого монастыря), тогда он был еще иеромонахом. Он как раз возвращался из Святой Земли. Мы встретились на праздник Рождества Иоанна Предтечи, и решили ехать на Афон. Это была моя давняя мечта. И по благословению Патриарха Алексия мы поехали на Афон, на две недели. После возвращения я написал прошение на имя Патриарха о переводе меня в Чувашию, в епархию владыки Варнавы, который сегодня является митрополитом.
– Отец Василий, была какая-то интересная история, когда вы жили в Псково-Печерском монастыре и что-то красили, приехала какая-то французская делегация… Не могли бы Вы рассказать об этом?
– Да, было такое. Это были десантники, военные. Я не красил, а штукатурил кельи старца Симеона – теперь уже преподобного. Я немножко умею штукатурить. Вообще монах должен все уметь. И я научился в свое время штукатурить, а теперь меня попросили. Но с экономом мы не нашли общего языка, и до такой степени, что он назвал меня бараном. Ну, я со смирением принял, несмотря на то, что было обидно; я думаю, что монах не должен обижаться, а потерпеть все ради Бога, ради Христа.
– А что французская делегация?
– Они, конечно, удивлялись, что я оказался здесь, тем более что это еще в 1994 году – еще неясно, куда идет Россия, много еще соблазнов, много непонятного. И что француз будет делать в России, тоже было непонятно никому, даже мне непонятно.
– Они сразу узнали, что вы француз?
– Ну, конечно, я их встречал, мы приветствовали друг друга. Тем более что один из моих младших братьев тоже служит офицером французской армии. На эту тему мы нашли общий язык.
– Ваш брат был командиром этой группы?
– Да, мой брат сейчас даже полковник. Они были связаны, они служили в одном месте.
– А как вас встретила Чувашия?
– В Чувашии владыка меня встречал очень хорошо, с большой любовью, с большим вниманием. И я сразу нашел своего утешителя. «Варнава» – это и означает в переводе «сын утешения». Владыка для меня является, как сказать, высшим духовником и высшим духовным отцом. Когда я на него смотрю, я знаю, куда мне надо идти, как быть.
– Но вы же попали в самую, можно сказать, дыру…
– Ну, это полезно для монаха.
– Непролазная грязь, насекомые…
– Это все полезно для монаха. Конечно, были такие моменты, когда я не то что думал о возвращении, но просто задавал вопрос Богу, прямо Богу: «Господи, что Ты хочешь от меня? Почему вот такие условия?». А условия, где мы находились первое время, были ужасными: крысы; крыша, которая течет; постель, которую давно не стирали, в которой, может быть, спал до меня какой-нибудь пьяницы; все мокрое – в общем, ужасные условия. И после Иерусалима мне было, конечно, немного обидно. И я прямо плакал и говорил: «Господи, что Ты хочешь от меня, для чего это нужно?». Сейчас я понимаю, для чего это было нужно. Есть такая притча. Господь приглашает всех на гору Фавор, чтобы увидеть преображение. Есть бесплатный билет на автобус, на котором поднимают на эту гору преображения. Все это бесплатно, но они сидят далеко от Господа. А есть особый билет, за который надо платить и идти при этом пешком на эту высокую гору, и каждые сто метров надо еще платить, чтобы иметь возможность идти дальше. Я думаю, что вот такова и христианская жизнь, если она хочет полноты. Если мы хотим быть близко, надо платить.
– И чем же вы платили?
– Платил, проходя через смирение, унижение и так далее. Монах должен так жить. Если у монаха всё есть, есть комфорт, то он должен задуматься, не ошибся ли он, не заблуждается ли на своем пути. Если монах чувствует себя немножко тесно, тогда он, наверное, на правильном пути.
– Уже восемь или девять лет вы в Чувашии?
– Да, девять лет.
– Говорят, к вам туда чуть ли ни министр иностранных дел Франции приезжал?
– Нет, посол. Huber…
– Huber Colin de Verdiere?
– Да, да.
– Сейчас это генеральный секретарь МИД Франции…
– Да-а-а? Хорошо.
– И как ему понравилось у вас?
– Хорошо. Конечно, он удивился, потому что монастырь был в плохом положении, кругом строительство. Нам передали здания монастыря после советского периода в разрушенном виде. Он увидел, сколько мы уже сделали за короткий период и сколько еще осталось. Но он увидел, что такое вера, что такое чудеса. Потом он благодарил нас за приглашение переночевать в монастыре, потому что это большое событие для человека – кушать за трапезой. Конечно, все районные и областные власти были тоже.
– Вся трава была покрашена?
– Конечно. (Смеется.) Хорошая была встреча. Потом его провожали до границы Мордовии.
– Мы знаем, что Франция очень тщательно заботится о своих гражданах, и о распространении своей культуры. И, видимо, то, что вы были французским гражданином, также повлияло на визит посла?
– Да. Франция действительно заботится о своих гражданах через свои посольства и консульства. Они также заботятся о распространении языка: помогают школам, другим организациям. Наверное, он это сделал, помимо прочего, из духовного любопытства – побыть в монастыре.
– Но вас посещал не только посол Франции, но и сам Святейший Патриарх…
– Приезжал, но уже не ко мне. Это был его второй визит в Чувашию. Первый раз – в 1996 году, но тогда он посещал только Чебоксары. А в 2001 году – несколько городов, в том числе наш Алатырь. Это, конечно, большая честь для города, для каждого православного. Собирались тысячи людей, даже сам Святейший удивлялся. До сих пор его визит дает нам импульс. И мы были бы рады встретить его еще и третий раз.
– Отец Василий, вот вы хорошо отзывались о владыке Варнаве, но среди некоторых православных ходят такие слухи, что якобы он освящал какого-то идола…
– Да. Вы знаете, я действительно почитаю владыку Варнаву, он святой человек. И обвинять его в таком грехе – это неправильно. И эти события для нас, клириков Чувашской епархии, болезненны, потому что мы все любим владыку, он для нас отец.
– А что произошло?
– Просто один священник нашел повод (он давно искал этого повода) оскорбить владыку. Просто этот человек ненавидит владыку, я не знаю, по каким причинам. И он нашел тот повод, что владыка присутствовал при освящении монумента, памятника, посвященного нашей матери. Почему бы не быть памятнику в честь нашей матери, которая нас воспитала, за нас страдала и переживала? И этот монумент является культурным памятником, а не имеет никакого отношения к религии. В этом случае отец Андрей Берман глубоко заблуждается, потому что он служит в этом случае не чистоте православия, а своей гордыне и непослушанию. И он является, по моему мнению, идолослужителем своей гордыне. Это мое мнение.
– А в Вашем приходе есть еще иностранцы?
– Да, есть англичанка, тоже православная. Она работает в школе учительницей английского языка.
– Она специально переехала в Чувашию?
– Ее в свое время, лет восемь-девять назад, приглашали специально в Чебоксары, потом через знакомых она встретилась со мной и приехала в Алатырь, поскольку она искала духовного отца. Она знает французский, так что ей проще исповедаться, советоваться. Но, конечно, она русский знает в совершенстве, лучше, чем я, поскольку она учила язык в университете. А я русский не учил – просто впитывал его, как губка.
– А как вы находите общий язык с прихожанами, ведь там в основном деревенские бабушки?
– Это очень просто. Как говорится по-русски: каков поп, таков и приход. Если бабули видят, что батюшка горит в любви к Богу, то язык даже и не нужен, они смотрят в глаза, они видят, как батюшка живет, и они идут за ним. Если батюшка любит Христа, то даже если он бедный, малограмотный, они идут за ним. Поэтому очень просто. Конечно, я не говорю, что я именно такой батюшка, но я люблю Христа, я свою жизнь отдал Ему, и, наверное, люди это чувствуют.
– Отец Василий, в России некоторые жалуются, что трудно понять церковно-славянский язык, трудно на нем служить и так далее. Но вот вы француз и вам пришлось его осваивать…
– Я вам скажу так, что мне легче церковно-славянский язык, чем русский.
– Почему?
– Я не знаю почему, но, например, читаю по церковно-славянски без проблем, а по-русски возникают трудности. Евангелие я прекрасно понимаю, даже Типикон. Иногда бывают, конечно, какие-то трудности, но Евангелие, богослужение я прекрасно понимаю. Просто эти люди, которые не понимают, пусть они немного потрудятся, потерпят, и пусть они молятся – и они поймут. Я ведь не знал русского, но меня бросили в деревню, где говорили только по-русски, и я стал через некоторое время понимать. И также люди пусть ходят на богослужения, пусть молятся, слушают, и скоро они будут знать церковно-славянский язык. Только наша современная молодежь очень ленива и не хочет изучать, трудиться.
– Ленивы здесь, или во Франции?
– Здесь, в России.
– А во Франции?
– Также. Это современная болезнь нашей молодежи сегодня. Им просто, например, сидеть перед телевизором или перед компьютером, ни о чем не думать, компьютер все сделает – напишет, подумает. Современный человек является немножко инвалидом перед жизнью, перед историей.
– Отец Василий, вы в прошлом году побывали во Франции, после долгого перерыва, как вам понравилось?
– Конечно, я чувствовал радость, так как родина и есть родина. Видел, конечно, что там все прекрасно, красиво, порядок большой. Красиво, красиво. Но, вы знаете, уже последнюю неделю я чувствовал ностальгию, ностальгию по своей бедной Чувашии и по своим прихожанам, которые являются для меня братьями и сестрами. И Россия, Чувашия являются для меня родиной, потому что там я снова родился. Как сказал Господь: кто ушел от своей семьи или отечества ради Христа, тот обретет новых братьев, и сестер, и родину.
– А когда Вы были во Франции, как вас там принимали? Вы ведь уже приехали в качестве православного священника?
– Хорошо. Вы знаете, староста нашего прихода сказал: «Наш батюшка, как банан, в нем есть экзотика». И мое ощущение, что да, действительно есть немножко экзотики. Причем и когда я приехал в Россию, и теперь, когда приезжаю во Францию – там я тоже экзотика.
– А как Ваши родные отнеслись к вам?
– Хорошо. Конечно, они переживали, для них это неожиданное решение.
– Они католики?
– Они католики. Отец, конечно, переживал, и был против, но он всегда воспитывал нас в свободе, и в свободе совести. Поэтому он переживал внутренне. Я думаю, что теперь, после девяти лет он уже примирился с этим, даже если ему непонятно, почему я ушел из католичества и стал православным. Может быть, это ему непонятно, но ему понятно, что это воля Божья.
– А ваш брат?
– Брат также. Младший брат даже поставил перед собой вопрос о принятии православия. Он еще не принял, потому что у него дети, и одна из дочерей послушница в католическом монастыре, поэтому для него решение непростое, ведь нужно сохранить единство в семье. Я ему советовал подождать, не торопиться, я пятнадцать лет жил православно, хотя и официально не был православным. Самое главное – жить православно. Быть православным не по документу, а по жизни.
– Отец Василий, но ведь во Франции тоже много святынь, которые и православные почитают.
– Да, очень много. Покров Богородицы, омофор в Шартре; терновый венец; часть мощей святой Женевьевы… Во время Французской революции эти мощи были осквернены – это явно бесовские силы, потому что оскверняли мощи именно тех святых, которые покрывали Францию, создавали Францию.
– Некоторые сейчас говорят, что Православие во Франции все более распространяется. Правда ли это?
– Да. Да, это правда, и этому можно радоваться. Можно сказать, что Франция возвращается к своей первой любви. Хотя число православных там еще невелико, имеется, по-моему, около 200 приходов.
– У нас все считают, что Франция – чисто католическая страна…
– Уже давно нет. Скорее всего можно будет говорить о ней как о мусульманской, потому что католики перестали быть христианами, они светские. Католики – это только название. Церкви уже везде закрываются, один священник служит в 20-30 приходах, то есть священников не хватает. Еще немного, и не будет совсем клириков. Это кризис, кризис.
– А что, молодежь не ходит в храмы?
– Да, молодежь не хочет. И процент людей, которые действительно ходят в храм, очень низкий. Конечно, большинство жителей – католики, но больше людей посещает мечеть, чем католические храмы. И поэтому растет Православие, ведь много людей все равно ищут истину, ищут Церковь, ищут именно христианской жизни – а они найдут это в Православии. Я думаю, что еще немного, еще несколько лет, и Православие во Франции будет иметь большое влияние. И сейчас Православие – это авторитет. Это заметно на радио, по телевидению. Католики даже используют православное богословие, чтобы объяснить смысл того или иного праздника.
– А почему Вы сказали, что Франция возвращается к первой вере? У нас многие считают, что Франция всегда была католической.
– Нет, Франция была православной до XII века, до раскола между Западной и Восточной Церквями. Но даже этот раскол 1054 года был расколом между Римом и Константинополем, и не касался остальных. И до XII века Франция оставалась глубоко православной и по богослужению, и по богословию. И отголосок этого православия (это мое мнение) был даже в XIX веке, когда был введен новый догмат о папской непогрешимости – французская Церковь очень сопротивлялась этому. Но сегодня, конечно, все клирики во Франции убеждены, что папа не может грешить, когда он стоит на кафедре.
– Таким образом, можно сказать, что Вы вернулись к вере своих предков?
– Да, да, это именно так.
Православие во Франции имеет очень древнюю историю, восходя к I веку н. э., когда епархии на территории Франции входили в состав Единой Вселенской Церкви. Однако после раскола Церквей в XI веке вся территория Франции оказалась в юрисдикции Католической церкви и первые православные приходы нового времени появились лишь в XIX веке.
Согласно статистике к 1998 году Восточные Церкви насчитывали 450 тысяч своих последователей во Франции, 240 тысяч из которых — православноверующие различных Поместных Церквей. Хотя эти верующие являются гражданами Франции, по этническому происхождению они — выходцы из стран с традиционным православным присутствием: России, Греции, Румынии, Ливана и др.
Как и для многих стран, не относящихся к территории традиционного Православия, для Франции характерно сосуществование большого количества юрисдикций, связанное как с различными странами происхождения православных верующих, так и с перипетиями истории XX века.
Константинопольский патриархат
Греческая митрополия Франции (греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Γαλλίας, фр. Metropole grec-orthodoxe de France , англ. Greek Orthodox Metropolis of France]) — основана в 1963 году для греческих приходов Франции, которые до этого момента входили в состав Фиатирской архиепископии с кафедрой в Лондоне. Глава — митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), председатель Ассамблеи православных епископов Франции. 38 приходов. До 2003 года митрополия включала также греческие приходы Испании, Португалии и Канарских островов, 20 января 2003 года выделенные в новую епархию с центром в Мадриде.
- Официальный сайт
- Страница на сайте Константинопольского патриархата: англ., греч.
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе (фр. Archevêché des Églises Orthodoxes Russes en Europe Occidentale, греч. Πατριαρχικὴ Ἐξαρχία τῶν ἐν Δυτικῇ Εὐρώπῃ Ὀρθοδόξων Παροικιῶν Ρωσσικῆς Παραδόσεως) — создана в 1931 году для приходов, перешедших вместе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) под омофор Константинопольского патриарха. Включает свыше 60 приходов и один монастырь, в том числе 43 прихода во Франции. Глава — архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер). Bо Франции Архиепископия является крупнейшей православной епархией.
- Официальный сайт
- русская страница
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Украинская епархия Западной Европы в составе Украинская православная церковь в США (фр. Diocèse ukrainien d’Europe Occidentale) — центр в Лондоне, 3 прихода во Франции . Самостоятельно не представлена в Ассамблее православных епископов Франции.
Русская Православная церковь
Корсунская епархия Московского Патриархата — основана в 1960 году в составе бывшего Западноевропейского экзархата РПЦ, просуществовавшего до 1990 года. Объединяет приходы РПЦ во Франции, Швейцарии, Испании, Португалии и на Канарских островах. До декабря 2007 года также включала Патриаршие приходы Италии. Во Франции — 20 приходов и монастырей. Глава — архиепископ Иннокентий (Васильев).
- Официальный сайт
- Приходы и общины во Франции
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Женевская и Западно-Европейская епархия РПЦЗ (фр. Diocèse de Genève et d’Europe occidentale) — возникла в 1927 году в результате разрыва архиепископа Евлогия (Георгиевского), с Архиерейским Синодом РПЦЗ. Объединяет приходы на территории Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Во Франции 8 действующих приходов и 4 «временно не обслуживается» (всего в 10 городах). Кроме того, Каннский приход является ставропигиальным и подчиняется непосредственно Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви. Глава — епископ Михаил (Донсков).
- Официальный сайт
- Список приходов
Сербская Православная церковь
Епархия Франции и Западной Европы (серб. Епархиjа Западноевропска, фр. diocèse de France et d’Europe occidentale, англ. Serbian Orthodox Diocese of France and Western Europe) — основана в 1969 году для сербских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах и Испании. 16 приходов во Франции. Глава — епископ Лука (Ковачевич).
- Официальный сайт
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Румынская Православная церковь
Румынская митрополия Западной и Южной Европы (фр. Métropole Orthodoxe Roumaine d’Europe Occidentale et Méridionale, англ. Romanian Orthodox Metropolitanate of Western and Southern Europe) — основана в 1974 для румынских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Испании, Португалии, Италии, Швейцарии, Великобритании и Ирландии. Глава — митрополит Иосиф (Поп). Во Франции — 30 приходов и монастырей.
- Официальный сайт
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Антиохийский патриархат
Митрополия Западной и Центральной Европы (фр. Métropole orthodoxe antiochienne d’Europe occidentale et centrale, англ. Antiochian Orthodox Archdiocese of Western and Central Europe) — основана в 1980 для общин ливанских и сирийских православных арабов. 4 прихода во Франции. Глава — митрополит Иоанн (Язиги).
- Официальный сайт
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Болгарская Православная церковь
Митрополия Западной и Центральной Европы (фр. Diocese Orthodoxe Bulgare d’Europe occidentale et Centrale, англ. Bulgarian Orthodox Diocese of Western and Central Europe) — Глава — митрополит Симеон (Константинов). 3 прихода во Франции (Париж, Лион и Страсбург).
- Официальный сайт
- Парижский приход
- Список приходов на сайте «Православная Франция»
- Статья на orthodoxwiki
Грузинская Православная церковь
Митрополия Западной Европы (Georgian Orthodox Diocese in Western Europe) — центр в Брюсселе. Кроме того, один грузиноязычный приход (святой Нины) есть в составе Греческой митрополии Константинопольского патриархата.
- Французская православная церковь (фр. Église orthodoxe française)
- Македонская православная церковь
- Православная церковь галлов (фр. l’Église Orthodoxe des Gaules)
- Кельтская православная церковь (фр. l’Église Orthodoxe Celtique)
- РПЦЗ (В-В)
- РПЦЗ (Агафангела)
- РИПЦ
> Традиции
Русская традиция
> Особенности
Западный обряд в православии
- Archiprêtre Jean Roberti. Etre orthodoxe en France aujourd’hui, Hachette, Paris, 1998, p. 25
- Журнал № 146 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года
> См. также
- fr:Catégorie:Église orthodoxe en France
- Список русских православных храмов во Франции
> Литература
- Православная Франция. Взгляд из России
- Канонические епархии Православной Церкви во Франции
- Православные приходы и монастыри (список)
- Православная Церковь во Франции и ее каноническое устройство
- Православный французский интернет
- Путеводитель. Православные святыни Франции
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии
Добавить комментарий