Гаврила гаврилович солодовников

Гаврила Солодовников: скупой делец и щедрый благотворитель

Нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло.
Святитель Григорий Богослов

Гаврила Солодовников В конце декабря 1825 года в Серпухове, в семье небогатого купца третьей, самой нижней, гильдии родился пятый по счету ребенок, которому суждено было стать одним из самых богатейших купцов XIX века. Звали его Гаврила Солодовников.

Глава семейства торговал канцелярским товаром, и будущий миллионер с самого детства познал тяжелые трудовые будни. В лавках отца ему приходилось вкалывать подметалой, приказчиком и мальчиком на побегушках. Работы было столько, что не хватало времени на учебу, и, по свидетельствам современников, он так и не научился писать без ошибок.

После смерти батюшки в 1842 году шестнадцатилетний юноша получил свою часть наследства и немедля отправился в Москву, где занялся мелкой розничной торговлей. Вскоре он приобрел небольшую текстильную фабрику, а уже через четыре года стал купцом высшей первой гильдии. Отец тщетно стремился к этому всю жизнь, а Гавриле удалось осуществить его мечту в 20 лет. Объемы производства на его фабрике росли, и молодой предприниматель занялся оптовой торговлей. Дела шли в гору, капиталы увеличивались, и спустя время он прославился на всю империю как один из самых успешных оптовых торговцев. В 1860-х Солодовников уже вовсю вкладывал средства в различные отрасли, включая банковскую сферу, операции с недвижимостью и строительство железных дорог.

Говорили, что он носит перештопанный халат, а в трактире заказывает только вчерашнюю гречку

Как только Гаврила Гаврилович стал публичной личностью, по Москве поползли слухи о его невероятной скупости и невиданной хитрости. Уверяли, что в деловых отношениях он нечист на руку, ему нельзя верить на слово, а жаден до такой крайности, что при своих миллионах носит перештопанный халат, редко дает чаевые, без зазрения совести стягивает яблоки у разносчика, а в трактире питается только вчерашней гречкой, потому что дешевле.

Известный в те времена публицист Влад Дорошевич после смерти Солодовникова в 1901 году посвятил купцу фельетон, в котором уверяет, что его «знала вся Москва, и вся Москва терпеть не могла». Там же в подробностях описано, каким бессовестным способом расчетливый предприниматель приобрел дом Татищева на Кузнецком мосту. Подслушав разговор, что при покупке этого здания торговая контора «Волков и сыновья» сбила цену с 275 000 до 250 000, Солодовников тут же перекупил его по первоначальной стоимости. Ранее подобным образом хваткий купец завладел соседним зданием, перехитрив своего партнера и друга Ускова. Тот имел неосторожность похвастаться Гавриле Гавриловичу, что оно достанется ему на полмиллиона дешевле, после чего тот быстренько перекупил его по первоначальной цене (за 2,5 миллиона). Впоследствии оба этих здания он соединил и устроил там торговые ряды, которые стали широко известны под вывеской «Солодовниковский пассаж».

Вид пассажа от Неглинной улицы

Дорошевич описывает, как хозяин там управлял делами: «Помещения прямо за грош сдает. “Мне больших денег не надо. Был бы маленький доходец”. Торговцы и накинулись. Магазины устроили, великолепие. Публика стеной валит. А Гаврил Гаврилыч по пассажику разгуливает и замечает: к кому сколько публики. А как пришел срок контрактам, он и говорит: “Ну-с, публику к месту приучили – очень вам признателен. Теперь по этому случаю вы вместо двух тысяч будете платить шесть. А вы вместо трех и все десять”. Попались голубчики в ловушку. Он их и облупливает. Стонут!»

У Владимира Гиляровского в книге «Москва и москвичи» можно найти следующие строки: «В Сандуновские бани приходил мыться владелец универсального пассажа миллионер Солодовников, который никогда не спрашивал сколько, а совал двугривенный… Парильщики не только не получали жалованья, а половину своих “чайных” денег должны были отдавать хозяину или его заместителю – “кусочнику”, “хозяйчику”. Парильщик знал свою публику и кто сколько дает. Получая обычный солодовниковский двугривенный, не спрашивает, от кого получен, а говорит: “От храпаидола…” – и выругается».

Антон Чехов упоминает Солодовникова в «Осколках московской жизни»: «Денег у него куры не клюют. Он тоже обитает в моем районе, и поговорить о его деле, которое тоже кончилось на днях, – мое дело. Петербургская судебная палата, отменив приговор окружного суда, обязала папашу выплачивать детям и “ей” только по 2000 каждому. То есть по стольку, сколько стоит свинья клоуна Танти. Дети сугубого миллионера, загребающего деньжищи лопатою, будут получать до совершеннолетия только по 2000…»

Речь идет о нашумевшем судебном процессе 1881 года, который затеяла гражданская жена Гаврилы Гавриловича Аделаида Андреевна Куколевская. Причиной стал тот факт, что ее возлюбленный нашел себе другую зазнобу и перестал содержать пятерых детей, родившихся в течение пятнадцати лет совместной жизни. На суде Солодовников обвинил бывшую пассию в расточительности, предъявил ворох чеков на покупки, а также все счета, затраченные на женщину, после чего вообще отказался признавать своих отпрысков.

О личности Гаврилы Гавриловича среди современников блуждала и масса других нелицеприятных слухов. Впрочем, если в целом судить о репутации русского купца по народным пословицам, сказкам и классической литературе, то она во все времена была незавидной. Торгашей наши предки, мягко говоря, не жаловали и почитали за хитрых, расчетливых скупердяев. В этом смысле характер Гаврилы Гавриловича, исходя из сохранившихся свидетельств, в точности соответствовал устоявшемуся в народе образу «алтынников» и «копеечников», который характеризуется старой пословицей: «Чем богатее, тем скупее».

Как будто неслучайно испокон веков коммерцию на Руси называли «гостьбой», а предприимчивых торговцев, не только иноземных, но и своих, – «гостями». Так и гостевал веками русский купец в родном государстве вплоть до конца XIX столетия. Чужаком он оставался и для дворянина, и для простолюдина, хотя подавляющее большинство торговых династий вышло из простого народа – крестьян и податных мещан.

В отличие от Западной Европы, богатство не вписывалось в привычные нормы русской культуры, настолько сильна была у наших предков проповедь нестяжательства, а в стремлении к наживе усматривался грех сребролюбия, о чем говорят русские поговорки: «У богатого черт детей катает»; «Будешь богат, будешь и рогат»; «Кто богат, тот горд и рогат». Так что приосанившиеся соседи в народе вызывали если не зависть, то подозрения в мошенничестве («Что народ, то и вера; что купец, то мера»; «Купец божится, а про себя отрекается»; «Купец что стрелец: оплошного ждет»).

А уж насколько прочно карикатурный образ купца прописался в русской литературе, известно со школьной скамьи: «самоварники», «аршинники», «протобестии», «надувалы морские». Николай Васильевич не был одинок в своей искрометной сатире по отношению к торговому сословию. Одиозные персонажи из этой среды порицаются и высмеиваются в произведениях Плавильщикова, Крылова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и других, но наиболее ярко они представлены у Александра Островского. Видный предприниматель, драматург и публицист Александр Сергеевич Ушаков в середине 1860-х годов с сожалением сокрушался, что купец нашими писателями изображается как «или отребие общества, или плут, или смешон, и является в таком виде, говорит таким языком, как будто бы он совершенно из другого мира».

Традиции широкой благотворительности и общественного попечения развивались именно в среде русского купечества

А ведь именно хваткие «капиталистые мужички» – основатели торговых династий, разбогатевшие за счет трудолюбия и смекалки, – положили начало незыблемым традициям широкой благотворительности, которой всегда славилось русское купечество. Социальная активность и общественное попечение в этой среде с давних времен было явлением устойчивым и регулярным. И, как это ни странно, одно из самых щедрых пожертвований на общественные нужды за всю историю Российской империи связано с именем Гаврилы Гавриловича Солодовникова. Так что портрет этого человека, нарисованный слухами современников, нуждается в существенном дополнении.

В современной Москве на улице Гиляровского недалеко друг от друга возвышаются два монументальных пятиэтажных особняка в стиле модерн с фасадами красно-белой расцветки и множеством оригинальных деталей. На фоне общей застройки здания ярко выделяются своей парадной, торжественной архитектурой. Построены они в самом начале ХХ столетия на деньги Гаврилы Солодовникова как доходные дома для малоимущих жителей. По его завещанию в столице должен был вырасти целый квартал подобных многоэтажек. Причем на это полагалась лишь треть от всей суммы его пожертвований. Вторая треть ушла на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях», а третью купец повелел «отдать на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде для выучки детей всех сословий и… на устройство там и содержание приюта безродных детей».

Сумма, завещанная Солодовниковым на общественные нужды, колоссальна: 20 162 700 рублей

Сумма, которую он завещал на общественные нужды, стала настоящей сенсацией и взбудоражила всё общество: 20 162 700 рублей. Об этом писали в газетах и трубили на каждом углу, потому что столь баснословного пожертвования в России до тех пор не случалось.

При всей своей сомнительной репутации Гаврила Гаврилович никогда не скупился на благотворительность. Но, как это часто бывает, сия сторона его жизни интересовала современников гораздо меньше, чем грязные и порочащие слухи. Конечно, дыма без огня не бывает, но в подобном случае уместно вспомнить слова Анны Ахматовой: «Люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбереженных сплетен».

Как бы там ни было, в 23-летнем возрасте, еще не заработав свои миллионы, Гаврила Солодовников вместе с предпринимателем Алексеем Лобковым основал Варваринский сиротский дом, пожертвовав на его содержание 200 000 рублей. Всю жизнь он оставался его деятельным попечителем. Во время Крымской войны 1853–1856 годов он выделил 100 000 рублей на устройство госпиталей для военнослужащих. В 1891 году отдал 200 000 на строительство концертного зала и прочие нужды Московской консерватории и еще столько же – на возведение клиники кожных и венерических болезней при медицинском факультете Московского университета (ныне Клиника кожных и венерических болезней имени В.А. Рахманова). В 1894-м Солодовников потратил 200 000 на постройку театра своего имени (ныне Московский театр оперетты).

Театр Солодовникова на Большой Дмитровке

Как водится, едва ли не каждую его лепту публика объясняла пресловутой выгодой: пожертвовал на госпиталь – и в результате получил звание почетного гражданина Москвы. Помог консерватории – наградили орденом, построил больницу – заработал дворянское звание. Да и самое крупное в истории России завещание якобы мотивировано простым тщеславием. Неслучайно же при жизни говаривал: «Вот умру, тогда узнаете, кто таков был Гаврила Гаврилович». Как говорится, «шла людская молва и была такова». Но, как свидетельствует другая русская пословица: «у злой Натальи – все люди канальи, а кто видит добрые дела, тому и жизнь мила»…

Своим родственникам богатый купец завещал 815 000 рублей, при этом часть суммы предназначалась его сотрудникам, друзьям, знакомым и просто землякам-серпуховчанам. «Большие деньги должны попасть в сильные руки», – говорил он при жизни. Оставив на благотворительность более 20 миллионов, Гаврила Гаврилович подробно расписал, каким образом их надобно расходовать, и распорядился, что «делать это следует не спеша… в течение пятнадцати лет, чтобы недвижимость, капиталы в акциях, процентные бумаги и прочее продать по выгодной цене».

Доходный дом Солодовникова в 1910 году

Сын купца, он же главный душеприказчик, Петр Гаврилович Солодовников по завету покойного батюшки совсем не торопился с исполнением его воли. В результате в 1909 году удалось построить лишь два упомянутых дома для бедных в районе Мещанских улиц. Первый получил название «Свободный гражданин» и предназначался для одиноких холостых жителей, а второй, «Красный ромб», строился для семей. По тем временам новостройки были обустроены по последнему слову техники и имели высокоразвитую инфраструктуру с подключенным электричеством, лифтами, магазином, столовой, баней, прачечной, библиотекой, летним душем и медицинским кабинетом. При этом квартиры в «солодовках», как их называли москвичи, действительно были доступны по смешным ценам: однокомнатная квартира в «Гражданине» сдавалась за 1,25 рублей в неделю, а в «Ромбе» – за 2,5. При этом средняя оплата труда столичного рабочего составляла 1,48 целковых в день. «Большинство этой бедноты, – писал Солодовников в завещании, – составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы».

С возведением остальных домов Петр Гаврилович промедлил вплоть до роковых событий 1917 года, хотя ему удалось выгодно вложить деньги и увеличить оставшуюся сумму завещания до 40 миллионов рублей. В результате с приходом большевиков сын купца эмигрировал во Францию, а солодовниковские миллионы бесследно растворились в хаосе советской действительности.

«В Глазове, Вятской губернии, среди лесов и болот… встретил дворец-гимназию. “На капиталы Солодовникова”»

Пожертвования на благо ближних, соизмеримого с тем, какое оставил после себя Гаврила Гаврилович, в России так больше и не случалось. Тем не менее для многих этот странный человек остался, мягко говоря, непонятым. В его личности проявилась вся та широкая, противоречивая и необузданная натура русского человека со свойственным ему максимализмом, которую, по мнению Федора Михайловича Достоевского, «хорошо бы сузить». На вопрос: о чем свидетельствует такая широта и поляризованность? – Дмитрий Сергеевич Лихачёв очень точно ответил: «о внутренней свободе русского человека, в котором сквозь завесу дурного может неожиданно вспыхнуть самое лучшее, чистое, совестливое».

Так что понимать поступки Гаврилы Гавриловича Солодовникова во всем их глубоком противоречии необязательно. Ему можно только от всего сердца поверить, прислушавшись к словам святителя Василия Великого: «Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал хорошего. И нередко, осмыслив общее, а не частности, найдешь, что он лучше тебя».

Ему поверил великий Иван Шмелёв. В 1930 году в изгнании он написал заметку-памятку «Душа Москвы», где с трепетом и благодарностью поминал столичное купечество, называя его в противовес Островскому «светлым царством»: «Много я ездил по России, бродил по глухим углам и узнавал такое – не поверишь. Ни в Питере, ни в Москве не знали. Знали на местах и не дивились: чему же удивляться – “добрый человек”, и все. Иначе как же? Помню, в Глазове, Вятской губернии, среди лесов и болот… встретил дворец-гимназию. “На капиталы Солодовникова”. На пустыре, во тьме, чудеснейший “дворец света”, воистину свет из тьмы. И это – “темное царство”! Нет: это свет из сердца».

Финансируя строительство Московской консерватории. Гаврила Гаврилович в 1894 году решил открыть и театр имени себя. Вскоре на Большой Дмитровке был построен Театр Г. Г. Солодовникова. Сегодня в его помещении находится знаменитый Московский театр оперетты.


Крупнейший меценат Российской империи Гаврила Солодовников слыл большим оригиналом. Тратя миллионы на театры и бедноту столицы, купец обделял деньгами своих близких, а сам ел пустую гречку. Об этом странном человеке нам согласилась рассказать автор путеводителя «Жизнь и судьба русских промышленников-меценатов в городе Москве» Нинель Валиева.
— Гаврила Гаврилович Солодовников действительно был богатейшим меценатом дореволюционной Москвы. Он считается «крёстным отцом» Московской консерватории. На его деньги было создано несколько театров и множество доходных домов для бедноты, госпиталей и училищ. При этом коллеги по цеху Гаврилу Солодовникова не любили, считая чудаком, страшным скупердяем и махинатором. Гаврила Гаврилович прекрасно знал, что о нём говорят в модных салонах города, но нисколько не переживал по этому поводу, ибо пребывал в уверенности, что настоящую славу он обретёт после смерти. И оказался прав.
— Какова история Солодовникова? Сам ли он заработал миллионы или они достались ему по наследству?
— Гигантское состояние Гаврилы Гавриловича — целиком и полностью плод его предпринимательской жилки, удачи и невероятного трудолюбия. Родился Солодовников зимой 1825 года в Серпухове. Отец мальчика был небогатым купцом третьей гильдии, торговал канцелярскими товарами. Дело отца не приносило больших барышей, да к тому же Гаврила был пятым ребёнком в семье и на существенное наследство рассчитывать не мог. Едва мальчик подрос, отец определил его на работу в собственную лавку. Гаврила начал с простого уборщика — «подметалы», дорос до помощника приказчика, а затем с благословения отца возглавил лавку. Работа занимала много времени, и учёба у способного юноши оказалась на втором плане. По свидетельству современников, Гаврила Гаврилович всю жизнь писал с ошибками.
— И как же Солодовников сколотил столь солидный капитал?
— После смерти отца в 1842 году 16-летний Гаврила получил свою часть наследства и отправился в Москву. Мелкая розничная торговля, которой поначалу занялся будущий миллионер, дала хороший процент прибыли. В отличие от большинства купцов, не будучи кутилой, Солодовников быстро скопил денег и приобрёл текстильную фабричку. К 20 годам его уже приняли в первую купеческую гильдию. А тем временем производство росло, потребовался надёжный сбыт. Так Гаврила создал крупную компанию по оптовой торговле. Капиталы его уже были не копеечными, и в 1860-е годы Солодовников начал вовсю инвестировать деньги в банковскую деятельность, недвижимость, строительство и инфраструктуру железных дорог. И удачно! Фамилия Гаврилы Гавриловича вскоре появилась в списке богатейших людей России.
— Почему же столь успешного дельца сторонились остальные купцы и промышленники Москвы?
— Дело в сложном характере Солодовникова и его своеобразном отношении к деньгам. Обладая гигантскими капиталами, в быту промышленник был скуп до сумасшествия. Современники утверждали, что дома он носил штопаный-перештопаный халат и стертые тапочки, а на обед в дешёвых трактирах просил подать ему дешёвую вчерашнюю гречку. Чаевые никогда не давал из принципа, зато любил бесплатные угощения на ярмарках. Кто ж будет любить такого скрягу? Газетчики шутили, что Гаврилу Солодовникова вся Москва знает и вся Москва терпеть не может.
В 1881 году гражданская жена Солодовникова А.А. Куколевская подала на купца в суд, когда узнала, что тот завёл себе новую пассию: она волновалась не столько за себя, сколько за пятерых детей, нажитых ей от Гаврилы Гавриловича за 15 лет совместной жизни, и резонно опасалась, что прижимистый миллионер откажется обеспечивать своих отпрысков, если уйдёт из семьи. Её тревоги оказались ненапрасными. В суде Солодовников гневно предъявил множество чеков за покупки и обвинил женщину в страшной расточительности. Суд встал на сторону Куколевской и присудил скупцу выплачивать пособие ей и детям до достижения ими совершеннолетия. Об этой вздорной истории упомянул даже А.П. Чехов в «Осколках московской жизни»: «Денег у него куры не клюют… Петербургская судебная палата, отменив приговор окружного суда, обязала папашу выплачивать детям и «ей» только по 2000 каждому. То есть по стольку, сколько стоит свинья клоуна Таити. Дети сугубого миллионера, загребающего деньжищи лопатою, будут получать до совершеннолетия только по 2000…»
В бизнесе Гаврила Гаврилович тоже был не особо щепетильным. Так, однажды через соглядатаев узнал, что на Кузнецком Мосту продаётся дом Татищева. Купец подождал, пока цена снизится до минимума в 250 тысяч рублей, после чего и купил его. Одновременно по случаю выведал у своего партнёра Ускова, что тот собирается купить соседнее здание, сторговав у прежнего владельца 500 тысяч рублей. Получив эту информацию, Солодовников сам вышел на владельца дома и купил его, опередив болтливого товарища.
— И как же человек с таким характером мог быть меценатом и благотворителем?
— Душа человеческая — потёмки. При всей своей скупости Гаврила Гаврилович постоянно жертвовал крупные суммы денег на облегчение быта московской бедноты. И делал это с купеческим размахом. По сей день на улице Гиляровского стоят два помпезных здания в стиле модерн. Внешне — чисто аристократическое жильё. Однако же это бывшие доходные дома для малоимущих жителей города, построенные на средства Солодовникова. Здания были оснащены электричеством, в них работали лифты. На нижних этажах располагались магазины, столовая, баня, библиотека, прачечная и даже медицинский кабинет. Первый дом получил название «Свободный гражданин». В нём должны были проживать холостые горожане. Второе здание именовали «Красным ромбом», и предназначалось оно для семейных. Жильё в них сдавалось за самую минимальную цену. Однокомнатная квартира в «Свободном гражданине» стоила 1 рубль 25 копеек в неделю, а в «Красном ромбе» — 2 рубля 50 копеек. При этом рабочий в начале XX века зарабатывал в Москве около 1 рубля 50 копеек в день.
По сей день на улице Гиляровского стоят два помпезных здания в стиле модерн. Внешне — чисто аристократическое жильё. Однако же это бывшие доходные дома для малоимущих жителей города, построенные на средства Солодовникова.
В 1891 году Гаврила Гаврилович пожертвовал 200 тысяч рублей на строительство концертного зала Московской консерватории.
В Крымскую войну 1853-1856 годов Солодовников из своих личных сбережений выделил 100 тысяч рублей на обустройство госпиталей для военнослужащих.
— Однако же благотворительность Солодовникова не ограничивалась только социальными проектами…
— Это да! Купец любил музыку и театр. В 1891 году Гаврила Гаврилович пожертвовал 200 тысяч рублей на строительство концертного зала Московской консерватории и на протяжении всей жизни выделял значительные денежные суммы на его содержание.
— Чем же купец руководствовался в своей благотворительности — честолюбием или желанием помочь окружающим?
— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Безусловно, Гаврила Гаврилович был честолюбивым человеком. Понимая, что при жизни признания от окружающих ему не добиться, он хотел остаться в истории после своей смерти. В последние годы его любимой присказкой были слова: «Вот умру, тогда узнаете, кто таков был Гаврила Гаврилович». Купец не обманул. Сумма, оставленная им по завещанию на общественные нужды, составила астрономические 20 миллионов рублей. Подобного Москва ещё не видывала. О небывалой щедрости купца, который при жизни ел вчерашнюю гречку, писали все московские газеты.
Не забыл Солодовников и свою малую родину. В Серпуховском уезде были обустроены профессиональные школы для обучения детей всех сословий, а также приют для безродных детей.
А вот своим родственникам и друзьям миллионер оставил всего 815 тысяч рублей. Купец искренне считал, что капиталы, заработанные на труде простых людей, должны быть возвращены им в виде благотворительных вложений!

Журнал: Все загадки мира №23, 11 ноября 2019 года
Рубрика: Русский феномен
Нинель Валиева, беседовал Дмитрий Соколов

Гаврила Солодовников: плохой человек и хороший благотворитель

Это важный вопрос, актуальный и ныне: можно ли быть плохим человеком и хорошим благотворителем? Жизнь мультимиллионера Солодовникова доказывает, что можно. Так был ли в его душе свет?

Гаврила Гаврилович Солодовников, кон. 19 в. Фото с сайта radiovera.ru

Не так много было в Москве конца XIX века мультимиллионеров. Солодовников – из их числа. Репутация у него была чудовищная. А он говорил: «А вот умру, узнаете, кто такой был Гаврила Гаврилович».

Процветающий предприниматель

Гаврила Солодовников – купец потомственный. Его отец, Гавриил Петрович Солодовников, тоже был купцом. Правда, последней, третьей гильдии. Промышлял большей частью на ярмарках – торговал там канцелярскими товарами. Солидные воротилы подписывали колоссальные контракты, а он за гроши продавал им для этих контрактов бумагу и перья. А сын его Гаврила – будущий мультимиллионер и герой настоящего повествования – мел в отцовской лавке пол, носил заказчикам товар и, разумеется, мечтал о будущем.

Когда отец умер, Гаврила Гаврилович с жалким наследством перебрался в Москву. Но, видимо, мечты сопровождались планами, идеями. Он повел дело настолько блистательно, что уже к 20 годам вышел в первую гильдию. А мультимиллионером признан был под сорок. В то время его капитал составлял более 10 миллионов рублей. На вопросы же, зачем ему все эти деньги, Солодовников обычно отвечал: «А вот умру, — Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович».

Пассаж Солодовникова на Кузнецком мосту в Москве, 1903 г. Фото с сайта economicportal.ru

Самым известным делом Солдатенкова был пассаж на углу Петровки и Кузнецкого моста. Петровский пассаж. Поэт В. Ходасевич вспоминал: «Чаще всего мы ходили в Солодовниковский пассаж, в котором я знал наизусть все магазины: Ускова (материи), Рудометкина (приклад, сейчас же у входа, слева), Семенова (также приклад, но ужасно дорого!).

Пассаж был местом прогулок, свиданий, ухаживаний. Московские львы в клетчатых серых брюках разгуливал и по нему с тросточками или стояли у стен, «заглядывая под шляпки», как тогда выражались.

Пианист Лабоди, автор популярных вальсов, и крошечный офицер Тишенинов (впоследствии генерал) считались, кажется, первыми сердцеедами».

А под Рождество газеты сообщали: «Вновь открыто отделение детских игрушек в Венском магазине. Пассаж Солодовникова, № 62. Предлагает уважаемой публике в обширном выборе товар русских и заграничных фабрикантов. «Рождественский базар». Картонажи, елочные украшения, бонбоньерки, игрушки, игры, занятия, куклы и т. д.».

Кстати, когда один из современников спросил у Солодовникова, как ему удается с такой фантастической скоростью богатеть, тот вынул из стола обычную тетрадь и сказал: «Вот вся моя бухгалтерия. Если вы хотите богатеть, не имейте бухгалтеров и канцелярий. Всё ваше дело должно быть в вашей голове. Не следует заводить дело больше того, что вмещает ваша голова».

Храппаидол

А вот официанты, банщики, цирюльники, извозчики и прочая подобная инфраструктура Солодовникова недолюбливала. Да не то слово – ненавидела. Гиляровский писал: «В Сандуновские бани приходил мыться владелец пассажа миллионер Солодовников, который никогда не спрашивал – сколько, а молча совал двугривенный, из которого банщику доставался только гривенник.

Сандуновские бани, нач. 20 в. Фото с сайта archnadzor.ru

Парильщики не только не получали жалованья, а половину своих «чайных» денег должны были отдавать хозяину или его заместителю – «кусочнику».

Кроме того, на обязанности парильщика лежала еще топка и уборка горячей бани и мыльной.

Мыльня в Сандунах, нач. 20 в. Фото с сайта archnadzor.ru

«Кусочник» следит, когда парильщик получает «чайные», он знает свою публику и знает, кто что дает. Получая обычный солодовниковский двугривенный, он не спрашивает, от кого получен, а говорит:

– От храппаидола… – и выругается».

Но это прозвище не интересовало нашего героя. Он искренне не понимал – а зачем платить больше?

Сам питался скудно, в день на те же самые 20 копеек. Требовал, чтобы половой подал ему вчерашней гречки – она стоила какие-то совсем уж гроши. На вкус, однако же, от свежесваренной практически не отличалась, чем и пользовался Солодовников.

Днем ходит в затрапезном, сто раз чиненном халате – а почему бы нет, когда никто не видит. А экипаж его был уникальным. Задние колеса на резиновом ходу, а передние — обычные, кучер «и так поездит». Стянуть яблоко у разносчика – святое дело.

Да, отнюдь не джентльменство было его самой сильной стороной. В историю вошел процесс, который затеяла против Солодовникова его сожительница, некая Куколевская. Влас Дорошевич писал: «Он прожил с г-жой Куколевской много лет, имел от нее кучу детей, – затем ее бросил.

Влас Михайлович Дорошевич, журналист — фельетонист. Фото с сайта az.lib.ru

Г-жа Куколевская предъявила иск, требуя на содержание детей.

Солодовников отстаивал законное право бросать женщину, с которой жил, необыкновенно мелочно и гадко.

Он представил на суд все счета, по которым платил за нее, перечень подарков, которые ей дарил, и доказывал, что она ему и так дорого стоила.

Его адвокатом был знаменитый Лохвицкий. Человек большого ума, таланта и цинизма.

В своей речи он спрашивал:

– Раз г-жа Куколевская жила в незаконном сожительстве, — какие же у нее доказательства, что дети от Солодовникова?

Эта речь, этот процесс легли несмываемым пятном на знаменитого адвоката.

А за Г. Г. Солодовниковым, с легкой руки В. И. Родона, так на всю жизнь и утвердилась кличка «папаши».

В театре «Эрмитаж» пели «на злобу дня» куплеты:

Над владетелем пассажа

Разразился страшный гром:

Этот миленький папаша

Очутился под судом.

Хоть улики были ясны,

Но твердил сей муж прекрасный:

«Не моя в том вина!

Наша жизнь, вся сполна,

Нам судьбой суждена!»

Но Солодовников, по своему обыкновению, не обращал внимания. Пускай поют, денег не требуют.

Интерьер одного из магазинов в Пассаже Солодовникова, нач. 20 в. Фото: neglinka-msk.livejournal.com

Рекламные жетон и проспект магазинов в Пассаже Солодовникова

А в упомянутом выше пассаже он использовал довольно эффективную технологию. Сегодня это происходит сплошь и рядом и даже не считается предосудительным, но в Солодовниковскую эпоху почиталось подлостью. Тот же Дорошевич гневался: «Построил пассаж, – помещения прямо за грош сдает. «Мне больших денег не надо. Был бы маленький доходец». Торговцы и накинулись. Магазины устроили, – великолепие. Публика стеной валит. А Гаврил Гаврилыч по пассажику разгуливает и замечает: к кому сколько публики. А как пришел срок контрактам, он и говорит: «Ну-с, публику к месту приучили, – очень вам признателен. Теперь по этому случаю, вы, вместо 2 тысяч, будете платить шесть. А вы вместо трех и все десять». Попались, голубчики, в ловушку. Он их и облупливает. Стонут!»

А Солодовников знай себе счетами щелкал.

«Под действием высокого искусства»

Экономил на себе и на обслуге – зато не экономил на благотворительности. Когда на Большой Никитской улице стали отстраивать новое здание Консерватории, именно он сделал первый благотворительный взнос. И далеко не символический – 200 тысяч рублей.

Консерватория на Большой Никитской, 1901-1903 гг. Фото с сайта ruorchids.ru

На эти средства выстроили мраморную лестницу, которая, по словам прессы, «символизировала духовное возвышение человека под действием высокого искусства».

Кроме того, на улице Большой Дмитровке у Солодовникова имелся свой театр. Он был выстроен в 1894 году. Газеты сообщали: «Устроен театр по последним указаниям науки в акустическом и пожарном отношениях, – занимались рекламой газеты. – Театр, выстроенный из камня и железа, на цементе, состоит из зрительного зала на 3100 человек, сцены в 1000 кв. сажен, помещения для оркестра в 100 человек, трех громадных фойе, буфета в виде вокзального зала и широких, могущих заменить фойе, боковых коридоров».

Театр Солодовникова на Большой Дмитровке, 1913 г. Фото с сайта mos-history.ru

Правда, приемная комиссия нашла в театре некие недоработки, такие как «плохая вентиляция», «множество неудобных мест с плохой видимостью» и «асфальтовые полы», но большинство из них со временем было устранено, и в 1895 году театр был открыт. Сейчас здесь размещается Московский театр оперетты.

На деньги Солодовникова в Москве была с нуля отстроена клиника кожных и венерических болезней (ныне – Кафедра кожных и венерических болезней Первого Московского государственного медицинского института имени Сеченова). Он же и оборудовал это благотворительное учреждение в соответствии с последним на тот момент словом медицинских технологий. Открытие состоялось 2 марта 1895 года. Клиника сразу была признана лучшим подобным учреждением Европы. Столь необычный, казалось бы, выбор продиктован был просьбой московских властей – именно об этом учреждении попросили Солодовникова в городской управе. Действительно – не каждый меценат отважится прославить себя таким образом. Но здесь сработало природное солодовниковское пренебрежение к общественному мнению.

Варваринский сиротский приют, 1905 — 1906 гг. Фото с сайта optimisty.com

Был Солодовников и попечителем, а также крупным жертвователем Варваринского сиротского приюта, и множества других благотворительных проектов – всех не перечесть.

За эти пожертвования Гаврила Солодовников получил звание действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора.

Свет из сердца

Гаврила Гаврилович Солодовников скончался в 1901 году, с удовольствием и с пользой прожив три четверти века. Было обнародовано завещание. Город оцепенел от неожиданности.

Из 20 977 700 рублей, составлявших на тот момент солодовниковский капитал, более 20 миллионов было завещано на благотворительность.

Все эти солодовниковские штучки, вся эта гречка вчерашняя, фокусы с арендаторами пассажа и прочее, за что его Гаврилу Солодовникова при жизни ненавидели и презирали, превратилась в комплекс домов для одиноких и бедных в районе Мещанских улиц, в которые предоставлялись вместе с мебелью, и в которых действовало электрическое освещение – не каждый хорошо оплачиваемый специалист мог себе подобное позволить. Превратились они в «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях». Упоминалось в завещании и «устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде для выучки детей всех сословий и… на устройство там и содержание приюта безродных детей».

Родильный приют им. Солодовникова, нач. 20 в. Фото с сайта smitanka.ru

Многих удалось облагодетельствовать Гавриле Гавриловичу – что при жизни, что после смерти.

Иван Шмелев писал: «Много я ездил по России, бродил по глухим углам и узнавал такое не поверишь. Ни в Питере, ни в Москве не знали. Знали на местах и не дивились: чему же удивляться – «добрый человек», и все. Иначе как же? Помню, в Глазове, Вятской губернии, среди лесов и болот… встретил дворец-гимназию. «На капиталы Солодовникова». На пустыре, во тьме, чудеснейший «дворец света», воистину свет из тьмы. И это – «темное царство»! Нет: это свет из сердца».

А Б В Г Д Е З И К М Н О П Р С Т У Х Ч Э

Для нахождения нужного вам вопроса воспользуйтесь поиском браузера по странице (Ctrl + F) или алфавитным указателем ниже.

А

А батрак может самостоятельно на следующий статус заработать?

Конечно, может, но долго и нудно… или быстро – к примеру, продав букет выращенных цветов богатому императору за 5 золотых или выиграв приз в конкурсе красоты.

Могу ли я завести еще одного клона-батрака?
Возможно иметь на аккаунте только одного батрака, все остальные клоны должны состоять в более высоких социальных сословиях.

Доход в золотых

Б

Нет

Суперкорм.

Кулаком.

Будет

Может дополнительно питаться для ускоренного усвоения материалов во время получения общего образования.

В

остров Душистых лугов.

утёс Логово росомахи.

ущелье Диковинных садов.

остров Скалистый Берег.

водопады Поющих радуг.

В состояние черного пара

Социальный фонд активных игроков

Кусок общака.

В отделе биотехнологий.

Плащи / куртки / жилетки.

Власть.

Работа

Если у Вас на аккаунте уже есть клон более высокого статуса

Для работы на частном предприятии

Крестьянин.

Мещанин и выше

Крестьянин.

Батрак.

турнир «битва титанов»

турнир «Кусок общака»

30 единиц.

С общим врагом

Бонус к военным знаниям

В течение трех минут

Автоподача еды в трапезную из хранилища недоступна

Это считается отгулом, зарплата и опыт на предприятии за этот день не начисляются.

Клон обделён возможностью найти смерть, в любом её проявлении.

Взимает ли Торговый советник на аукционе Ценных бумаг плату за свою работу?
Да, 0,01 за создание заявки и 0,001 за захват лота

да, чем ниже сытость животного в процентном отношении, тем ниже все его характеристики

Спать на земляном полу – или спать на мягкой пуховой перине под теплым одеялом и с роскошным видом из окна… конечно, влияет!.

На муляжи.

На Фондовой бирже.

В разделе меню «Персонаж».

Мажорка.

Батрак.

Все остальные клоны на аккаунте имеют статус не ниже ремесленника.

Надеть сколько угодно ружей одновременно

Выйдя на охоту, клон совершает серию выстрелов 1 раз
В 15 минут

Стреляет транквилизаторами, зверь успокаивается и откупается от охотника лесными дарами.

Г

При победе в Боевых турнирах.

Рядом с домом вашего клона.

На ярмарке

В меню «Работа»

Где можно приобрести еду?
На товарной бирже.

В административных единицах и княжествах

На странице Ценные бумаги — Финансовый отчет.

В разделе Рантье – Недвижимость – Динамика строительства.

В отделе биотехнологий Государственной фермы.

В чате

Д

Нет

На нем работали клоны

Платного обучения в университете

Платного обучения в университете.

Ремесленники и батраки.

Охотничий билет, ружье и заряды для данного типа ружья

Усовершенствовать предприятия

Их можно дарить клонам, прикладывая к письму букет; также государство скупает цветы для поздравлений героев военных операций.

Для чего Князья строят дворцы?
Это одно из необходимых условий становления императором

Строительство.

Для участия в спортивных забегах на Свинодроме

до 20 ед.

Нет, участвовать могут только хряки.

Да

Е

Часть поступит на зарплату, остаток пропадет

Возвращается в суму

Трюфелями.

Горстью орехов.

Хмелем.

В подвале.

Охранник по возможности будет отбиваться кулаками

Лисичками

Медом.

Лукошком грибов.

Если пойти на охоту в сосновый бор, то там можно встретить лося, который откупится от вас:
Корзиной ягод

Развить его до огромного города.

Если построить собственный дом, крепкий и надежный, можно самому охранять его от разбойников?
Да, можно охранять самому, а можно нанять охрану

Выигрыш не может быть выше значения вашей ставки

Это собственное государство внутри государства – концентрация власти и начало становления финансовой империи….

Нет

Срок не ограничен.

Да есть, и это возможность извлечения высоких доходов.

Да возможно, если позволяют условия трудоустройства конкретного предприятия.

З

6 ед. работоспособности.

Автоматически без вмешательства хозяина поселения

Следующий шаг на пути развития – клон получает больше возможностей.

Ощутить вкус батрацкой работы – грязной суеты много, результата мало.

Там можно продать заработанное золото или, наоборот, купить необходимый объем золота.

Все как и в реальном мире: чем больше опыта, тем больше возможностей открывается перед клоном.

Согласен с обоими высказываниями (правильный ответ).

Получать зарплату и/или опыт

Зачем нужны земельные грамоты?
Чтобы построить поселение или княжество.

Все перечисленное

Для торговли ценными бумагами Земли Клонов.

Хранить в одном месте игровые ценности и передавать их клонам.

И

Черного жемчуга

Нет, характеристики фиксируются перед продажей

Выкупать ресурс невозможно, князь только перерабатывает ресурс.

Нет нельзя. Император – это князь.

2 камня и 2 древесины

К

1 раз в сутки.

Ежедневно

2 дня.

Как в игре по-другому называется раздел «Игровой счет»?

Калита

Как зовут заморского генерала, с которым сражаются княжеские дружины?

Вебмен

Купить его на аукционе «Сказок»

Все перечисленное

Использованием пристрелянного ружья (с меньшей оставшейся прочностью) и ношением охотничьей амуниции.

Добавив еду в трапезную или применяя кольца работоспособности

Посредством активации карт предоплаты (сертификатов) или покупкой клонеро у банкиров

2,5%

Соляные.

Каков налог, взимаемый на товарной бирже в момент продажи товара?
2,5%

Какова государственная пошлина за получение статуса ремесленника?
5 золотых

5% от стоимости текущего социального статуса

1 клонеро = 35 рублей

5 золотых

3 золотых

Защитить казну дома.

2 клонеро

Рябушки несут драгоценные яйца

6 хряков.

Иметь статус ремесленник или выше и показатель удачи от 10 единиц и выше

5 золотых монет.

Хряк.

500 единиц.

3000 единиц.

Ровно 20 кур.

6 единиц.

Не более трёх раз.

4, по 1 каждого вида

Цыпленок.

Раны порки.

Дух навозный.

Кража курицы инопланетянами

Калита.

Огнемет

Эликсир Гостеприимный кров.

Суточный оборот превысил 50 тысяч золотых.

Клон в статусе Мещанин и выше, приобретший земельную грамоту.

Какой максимальный базовый уровень может быть у недвижимости (домов)?
50

Какой минимальный социальный статус требуется клону для того, чтобы он мог создать собственное поселение?
Крестьянин.

3 дня

3 дня.

Мещанин.

Молоко

Сало.

Меткий стрелок

Спортивный режим.

Режим высиживания.

Драгоценные камни.

Император (эра мегалитов).

30 дней

Крестьянин.

Сказочные курочки-рябы.

Первый

Эликсир здоровья.

Быков и коров.

Намерение.

Опыт

Адрес электронной почты.

Золото и чёрный жемчуг.

Опыт.

Подготовленный свободный насест или птичий двор.

Мясо + Шкуру.

Молоко.

Батрак.

Крестьянин

Клон в статусе крестьянина и выше.

Клон в статусе крестьянина и выше.

Прииск считается отработанным и автоматически исчезает.

Клон обделен возможностью найти смерть, в любом ее проявлении.

На тренировочной арене.

Князь.

Ремесленнику.

Да, совершенно верно, могут. Но для этого клон должен развиваться, в батраках много не наработаешь….

Вступают в Бандитское войско

Если доходность превысит 40% (относительно номинала).

«Прокачанных» бандитов с хорошими знаниями.

Кого нельзя продать на аукционе клонов?
Батрака

Князь или Владелец административной единицы минимального уровня развития «Село»

Государство

Старый Крыс.

Любой игрок (в статусе ремесленника или выше), приобретя одноименные ценные бумаги и получая доход от выращивания какао на реальной Земле Клонов.

Правитель, развивший все княжеские предприятия до 6 уровня, а Университет – до 7 уровня.

Любой князь

Князь или Градоначальник (владелец административной единицы).

Только государство

Князь, усовершенствовавший все предприятия в княжестве до 3 уровня или владелец административной единицы уровня «Город»

Кто может построить Дворец?
Любой князь

Клон в статусе ремесленника и выше

Клоны различных социальных сословий, кроме батраков.

Клоны различного статуса, кроме батраков

Сам князь – владелец княжества.

Кто содержится в коровнике?
Крупный рогатый скот

Это игроки, которые могут помочь ввести средства в игру или вывести средства из игры.

Государство.

Берется на исполнение в Государственный кабинет.

Первого и второго уровня.

М

Возможно иметь на аккаунте только одного батрака, все остальные клоны должны состоять в более высоких социальных сословиях

Могут все

Нет, батрак слишком жалок для этого.

Можно.

Да.

Не может

Выкупать ресурс невозможно, князь только перерабатывает ресурс

Да может, конечно, кто ж ему запретит

Может, ему даже необязательно увольняться из охраны на время турнира.

Не может.

Можете, если повысите статус уже имеющемуся клону-батраку

Можно, с вероятностью 1 к 30

Да.

Да, можно, по обычным правилам.

Можно.

Нельзя

Нет

Можно, если на полях дома не ведутся работы

На Фондовой бирже

Н

1000 бумаг.

Все перечисленное

Смертные и бессмертные

120 дней

На 30 суток

15 единиц

Дома и предприятия

На купоны Государственной фермы.

Купоны работоспособности.

Княжество.

«Скупой меценат»: на чем зарабатывал купец Гаврила Солодовников

В известных литературных произведениях часто отмечали скупость, жестокость и безграмотность русских купцов. Стереотип закрепился в умах многих поколений читателей, и люди до сих пор продолжают считать купцов предприимчивыми хитрецами, которые выжимали последние копейки у простых людей.

Гаврила Гаврилович Солодовников вполне соответствовал общественному мифу: экономил на мелочах, ради личных амбиций поступал, как ему заблагорассудится, мог обмануть ближайших партнеров. Странноватый купец, ставший героем исторических анекдотов, не раз удивлял современников — как при жизни, так и после смерти.

Ранние годы. Переезд в Москву и начало карьеры

Гаврила Гаврилович Солодовников родился в семье серпуховского купца в 1826 году. Его отец состоял в третьей гильдии и не был особо богат. По слухам, торговать хлопчатобумажными товарами он начал на Украине, а позже обзавелся собственными лавками и торговал на ярмарках. Когда родился Гаврила, в семье было уже четверо сыновей — по мере взросления отец приобщал их к семейному делу. Часто утверждают, что у Солодовниковых было предприятие по изготовлению солода, но, похоже, это просто попытка объяснить происхождение фамилии.

Гаврила с детства помогал отцу — подметал полы в магазине. Солодовников-старший таким образом готовил сына к будущей деятельности на купеческом поприще, ну и почти бесплатно получал дополнительного помощника: он часто приговаривал, что богатство складывается из копеек. Гаврила Гаврилович перенял эту склонность к экономии — она сделала его одновременно очень богатым и известным своей скупостью.

Гаврила Гаврилович так и не получил систематического образования, и многие считали его человеком почти неграмотным. Некоторые исследователи считают, что купец просто хотел создать такое впечатление о себе и допускал ошибки только в тех случаях, когда мог получить от этого пользу.

В юности Гаврила Солодовников сменил несколько должностей в семейном бизнесе, поработав в том числе и приказчиком. Неизвестно, как бы развернулась жизнь будущего предпринимателя, если бы в 1842 году не умер его отец. По завещанию семейный капитал был разделен на пять частей, и каждый из братьев, получив долю, начал собственное дело. Самым амбициозным оказался 16-летний Гаврила Гаврилович: он отправился покорять Москву и приобрел небольшую текстильную фабрику, ставшую его главным проектом. По некоторым источникам, эта покупка была сделана не сразу — сначала он просто открыл лавку, где торговал мануфактурными товарами.

Биографы предпринимателя, которым нужно было описать этот период его жизни, сталкивались с проблемой: Солодовников умел хранить свои секреты и не распространялся о себе. В разных источниках его описывают диаметрально противоположно: одни говорят о нем как о человеке замкнутом, но предприимчивом, а другие подчеркивают его умение заводить знакомства и втираться в доверие. Вполне вероятно, что Гаврила Гаврилович просто умел составить о себе мнение, которое было ему выгоднее в определенный момент.

Как бы то ни было, фабрика под руководством будущего миллионера быстро развивалась, а сам он уже в 20 лет воплотил мечту своего отца и стал купцом первой гильдии. Многие его современники шли к этому несколько десятков лет. Впрочем, ничего революционного Солодовников не сделал — просто вовремя понял перспективы развития текстильной отрасли. Если за что-то и хвалить предпринимателя, так это за умение идти на риск: в первое предприятие Солодовников вложил все деньги. Если бы он разорился — остался бы без крыши над головой.

Развивая фабрику и увеличивая объемы производства, Гаврила Гаврилович открывал собственные лавки, вывозил продукцию на ярмарки, но главным направлением его деятельности была оптовая торговля. Вскоре работа позволила ему получить достаточно свободного капитала, чтобы начать работать и в других отраслях.

Предпринимательская деятельность и имидж

К 1860 году предприниматель стал одним из крупнейших оптовых торговцев в Российской империи. Рост прибыли обозначился на его амбициях, и Солодовников стал гораздо больше денег вкладывать в другие отрасли. Следующим его предприятием стало приобретение домов и земельных участков, на аренде которых Гаврила Гаврилович, по некоторым источникам, зарабатывал около 400 тысяч рублей в год. Впрочем, часть исследователей относят эти занятия к более позднему периоду.

Кроме того, в 1860-х годах Солодовников стал вкладывать деньги в железные дороги (в частности в Московско-Самарскую): их строительство только начиналось и обещало немалые дивиденды. Также Гаврила Гаврилович вошел в Московский земельный, Нижегородско-Самарский земельный и Азовско-Донской коммерческий банки — стать акционером банка тогда стремился каждый уважающий себя купец. Позже он стал приобретать доли в различных фирмах и товариществах, но сам управлять не стремился — предпочитал спрашивать с других и получать пассивный доход.

Став публичной личностью, Солодовников все больше привлекал внимание современников: люди видели в нем типичного скупого богача из литературы. Стали говорить, что он экономит на мелочах: в трактирах обедает дешевой вчерашней кашей, выхватывает фрукты у лоточников, банщикам дает минимальные чаевые. Многие знали, что купец живет в скромных условиях, экономит и на доме, и на мебели. По слухам, он заставлял своих арендаторов привозить ему пустые ящики, которыми будто бы отапливал помещение. Часть из этих историй подтверждалась, другие оказывались выдумкой, которая хорошо подходила к карикатурному образу.

При этом Солодовников был безусловно талантливым предпринимателем, безжалостным как к должникам, так и к партнерам. Говорили, что он способен забрать последнее у того, кто задолжал. Впрочем, на деле такие рассказы не всегда подтверждались. Есть история о том, как Солодовников, сидя в гостях, узнал, что предприятие хозяина на грани разорения. Тогда он угостил приятеля обедом — правда, дешевым, какой предпочитал сам, — а после одолжил ему денег, чтобы исправить ситуацию.

Легенды о скупости купца удивительным образом сочетались с репутацией Солодовникова-филантропа. Еще в 1848 году благодаря его финансированию был основан Варваринский сиротский приют. Во время Крымской войны он жертвовал деньги госпиталям — правда, современники приписали этот жест к попытке получить звание почетного гражданина Москвы. В дальнейшем Гаврила Гаврилович совершит много громких пожертвований, но его дурную славу это перевесит только в наше время.

Солодовниковский пассаж. Судебная тяжба

В 1862 году Солодовников пришел в гости своему другу купцу Ускову. Тот, не удержавшись, рассказал Гавриле Гавриловичу, что почти заключил крупную сделку и скоро купит за 2 миллиона рублей новое здание, которое планируется перестроить под пассаж. Главной причиной хвастовства Ускова стала не сама покупка, а то, что он сбил цену с 2,5 миллионов.

Солодовников поспешил воспользоваться информацией: навестил владельцев и заплатил им положенные 2,5 миллиона. Как сложились его дальнейшие отношения с Усковым, история умалчивает, но можно предположить, что они вряд ли остались друзьями. Многие купцы начали опасаться обсуждать дела в присутствии Гаврилы Гавриловича. Более того, о нем пошла слава как о беспринципном дельце, который не умеет держать слово и готов на что угодно, лишь бы оно обещало выгоду.

Некоторые считают, что Солодовников сам построил пассаж, а история с Усковым — не более чем поздняя мистификация. Впрочем, легенда об обмане популярнее.

Под руководством Гаврилы Гавриловича Солодовниковский пассаж стал одним из популярнейших мест в Москве, и дело не столько в приписываемой ему роли в борьбе за права женщин, а в качественном обслуживании и большом разнообразии товаров. Также здесь была своя доставка: сейчас это норма, а тогда была новинка. Благодаря этому проекту предприниматель получил звание почетного потомственного гражданина Москвы и вошел в предпринимательскую элиту. Многие современники стали интересоваться, каким образом Солодовников богатеет, — тот обходился общими фразами и подчеркивал, что у него нет бухгалтеров, а всю свою канцелярию он держит в голове.

На первых порах Солодовников сдавал места в пассаже довольно дешево, что позволило ему привлечь и торговцев, и клиентов, довольных сервисом и низкими ценами. Вскоре оказалось, что это был рекламный трюк: как только владелец пассажа заметил, что место стало известным и привлекает покупателей, он сразу начал повышать цены для съемщиков как минимум вдвое.

В 1866 году Солодовников стал миллионером, но это мало повлияло на его привычки предпринимателя: он, как и прежде, продолжал экономить деньги. В 1874 году Гаврила Гаврилович расширил Солодовниковский пассаж за счет соседнего торгового дома Татищева. Есть мнение, что предпринимателю и в этот раз повезло узнать необходимую информацию: он подслушал в юридической конторе разговор о продаже соседнего с пассажем дома. Сумма сделки составляла 275 тысяч рублей. Покупатели пытались сбить цену до 250 тысяч, но не успели: требуемую сумму владельцам здания заплатил Солодовников.

В 1878 году пассаж и дом Татищева были наконец соединены, а на втором этаже появился небольшой театр. С покупателями у Солодовниковского пассажа проблем не было никогда: предприниматель сумел сделать из него популярное место для прогулок и свиданий. Нельзя не отметить, что этот проект Гаврилы Гавриловича пережил несколько пожаров, революции и приход большевиков. История здания закончилась во время бомбардировок в 1941 году.

В 1881 году Москва смаковала новую историю с участием Солодовникова: на него подала в суд Аделаида Андреевна Куколевская, мать его детей. Она рассказала, что сожительствовала с Солодовниковым более 15 лет и у нее от купца пятеро детей. Солодовников выдавал на детей деньги до 1881 года, когда окончательно разорвал с ней все отношения и нашел новую пассию. Главной проблемой было вовсе не наличие любовницы, а нежелание предпринимателя идти на компромисс и признавать детей.

Первое время Солодовников отбивался тем, что был просто благодетелем Куколевской без каких-либо личных связей. Но услышав, что о нем свидетельствуют, купец стал предъявлять чеки на покупки и суммы затраченных на женщину счетов, заявив, что деньги она тратила нецелесообразно, да и обошлось это ему недешево.

Куколевская доказывала, что предприниматель оставил ее ни с чем и может выдавать гораздо больше, — а Солодовников пытался снизить сумму, аргументируя, что заплатил достаточно. В конце концов Аделаиде Андреевне (или, скорее, ее детям), претендующей на 300 тысяч рублей, присудили около 12 тысяч в год. По тем временам это было неплохо. Этот суд впоследствии стал известен репликой адвоката Солодовникова: он спросил, как Куколевская докажет, что ее дети от купца, если сожительство не было скреплено законом. Итоги слушаний многие посчитали справедливыми. Имиджу купца сильнее навредило само разбирательство, чем решение суда: оно подчеркнуло его репутацию скряги, хранящего все чеки и записывающего все покупки.

В погоне за дворянским званием. Солодовниковский театр

В начале 1890-х годов Солодовников решил добиться звания статского советника, что позволяло войти в дворянское сословие. Многие биографы считают, что это решение было вызвано усталостью предпринимателя от издевательских шуток и песен. Вместо того чтобы улучшить свой имидж, он решил войти в более привилегированный класс. Одного богатства здесь было мало — требовались еще и конкретные действия на благо общества.

Предприниматель обратился к властям, и ему предложили возвести венерологическую клинику. Солодовникову идея не понравилась: такой клинике должны были присвоить имя того, кто ее возвел. Представив вывеску, купец решил повременить с вхождением в дворянское сословие. Дальше были еще две попытки, и каждая из них заканчивалась тем же предложением от местных властей. В конце концов Солодовников все же сдался и принялся за строительство — правда, потребовал, чтобы его имени не было в названии медицинского учреждения. Он все же получил потомственное дворянство — вместе со званием статского советника, которое приравнивалось к генеральскому. Построенная им в 1894 году лечебница сейчас известна как Клиника кожных и венерических болезней МГМУ.

За год до возведения клиники Солодовников принялся за еще один громкий проект — создание театра. Такие заведения в то время строили многие представители купеческой элиты, а Гаврила Гаврилович, привлекавший людей в свой пассаж при помощи театральной залы, понимал, что дело может быть еще и финансово выгодным. Он подошел к проекту с размахом: нанял знаменитого архитектора Константина Терского и несколько раз заставил его вносить изменения в проект, пытаясь сделать его более глобальным. Ради большей вместимости Солодовников даже сократил количество торговых площадей внутри здания, чего с ним никогда раньше не случалось. Концертное здание на 3000 мест стало едва ли не одним из самых больших в Москве.

Строительство заняло около восьми месяцев. В конце 1894 года театр Солодовникова был готов. Казалось бы, дело осталось за малым — пройти проверку и получить одобрение от властей. Но городская комиссия отказалась принимать здание: из-за стремления к масштабности пострадало качество работы. Проверка выявила большое количество нарушений: отсутствие запасных выходов, проблемы с вентиляцией, несоблюдение санитарных норм. Претензии были ко всему — от планирования до внутренней отделки.

Солодовников не хотел идти на большие траты и просто стал водить для проверки комиссии в другом составе. Некоторые источники обвиняют предпринимателя в попытках подкупа — но это скорее попытка еще больше дискредитировать репутацию купца. Автор проекта Терский, который также оказался под шквалом критики, привел в здание 40 специалистов — участников российского съезда архитекторов. Те несколько часов изучали здание, но избегали внятно высказываний о нем, чем фактически подтвердили мнение властей.

Ни одна из комиссий театр не одобрила, а купец не сдавался — и дело дошло до судебной тяжбы. Солодовников действовал чуть ли не в трех направлениях: удерживал позиции в суде, приводил в порядок здание и искал труппы для театра. Последнее заняло не так много времени: купец умел продавать свои проекты. Когда Солодовников понял, что желающих приехать на гастроли много, он стал выбирать из вариантов, охотно давая обещания и отказываясь от них, если появлялись более выгодные претенденты. Купца не смущало то, что здания у него еще не было, а труппы, которым он сорвал планы, могут обанкротиться.

Больше всего досталось режиссеру Артемьеву: он заключил с Солодовниковым устный договор, по которому не только согласился платить на 2000 рублей больше, но и не имел свидетелей, которые смогли бы подтвердить некоторые пункты соглашения. Впрочем, Артемьев допустил классическую ошибку, понадеявшись на слово Солодовникова. Для других купцов сдержать такое обещание было делом чести, но для Гаврилы Гавриловича оно ничего не стоило: он менял условия договора, как пожелает.

Артемьев набрал персонал и готовился выступать, но разрешения властей еще не было. Режиссер влез в долги, а купец получал деньги, даже когда театр простаивал. Труппа Артемьева ждала целый год, актерам приходилось жить за счет добровольных пожертвований от коллег. В конце концов Артемьев подал в суд на Солодовникова, но, похоже, не добился желаемого.

Тяжба о здании с местными властями шла с переменным успехом. В конце концов специальный комитет в Петербурге дал рекомендации: сделать больше выходов, расширить фойе и проходы в залах, расчистить улицы. Солодовников решил, что выполнять все предписания не обязательно, и начал устранять самые явные нарушения. Параллельно он вел переговоры с московским генерал-губернатором Великим князем Сергеем Александровичем, и в 1895 году тот все же разрешил эксплуатацию здания.

Первое время в нем выступала труппа режиссера Лентовского. Самым крупным арендатором стал Савва Мамонтов со своей Частной оперой. Стоит отметить, что дальнейшее отсутствие проблем и разрывов договоров свидетельствует о том, что Гаврилу Гавриловича полностью удовлетворила сумма, выплачиваемая предпринимателем. Впрочем, влияние Мамонтова и его финансовые возможности вряд ли оставляли Солодовникову шанс провернуть очередную сделку.

В 1898 году театр существенно пострадал от пожара, и общественность сразу вспомнила о том, что в здании с самого начала были нарушены нормы безопасности. Благодаря усилиям пожарных никто не пострадал, а уже к концу года театр был восстановлен. Сюда вернулась Частная опера Мамонтова, которая продолжала тут выступать до 1904 года. В дальнейшем здание переживет еще несколько пожаров, перестройку, сделанную купцом Зиминым, революцию и Отечественную войну. В 1961 году здесь расположился Московский театр оперетты.

Прощальный поклон

Последнее громкое деяние, связанное с именем Гаврилы Солодовникова, произошло после его смерти, в 1901 году. Есть предположение, что семье предпринимателя пришлось нанимать пустые кареты, чтобы создать впечатление, что на похороны купца приехало много людей. Эта версия ничем не подтверждена, но известно, что на похоронах присутствовали только родственники и несколько близких друзей.

Для своих недоброжелателей Солодовников, как оказалось, подготовил прощальный подарок. Открыв завещание предпринимателя, родные узнали, что близким — не только семье, но и разного рода управляющим — он оставляет в наследство чуть больше 800 тысяч рублей. Остальные деньги, а это была астрономическая сумма в 20 миллионов, ушли на благотворительность. При этом Солодовников сам расписал, на какие проекты пойдет его наследство, и потребовал неукоснительно выполнить его желание.

Две трети суммы должны были пойти на постройку женских училищ, профессиональных школ и детских приютов. Остальную сумму предписывалось потратить на возведение жилья для бедных и рабочих сословий. Воплотить волю Солодовникова должен был его сын Петр, на это в завещании отводилось около 15 лет. Чтобы понять дальнейшие действия наследника, нужно знать, что Гаврила Гаврилович с детства приучал детей к экономии, наследства им не обещал и стремился, чтобы они начинали свои предприятия.

О Петре Гавриловиче недостаточно информации, чтобы можно было уверенно назвать его скупым человеком, но, безусловно, воспитание отца не прошло даром. После оглашения завещания московские власти не дождались начала строительства. В ответ на их обращения Солодовников-младший объяснял, что времени впереди много, а экономика пока что нестабильна, да еще и стройматериалы подорожали. В конце концов городской управе пришлось даже выдать специальное постановление, которое предписывало провести переговоры с распорядителем имущества Солодовникова и наконец начать строительство.

В 1904 году Петр Гаврилович был вынужден начать действовать, но перед этим успел еще несколько раз отказать властям в строительстве. Работа закончилась в 1909 году. В первом доме под названием «Свободный гражданин» должны были селиться холостые люди, а в «Красном ромбе» — семьи. В народе эти здания потеряли свои оригинальные имена, связанные с работами французского утописта Фурье, и стали называться солодовками.

В каждом из хорошо обустроенных домов располагались собственные магазины и лифты, было подключено электричество. В «Красном ромбе» был еще и детский сад. Если бы туда заселились, как хотел Гаврила Гаврилович, рабочие, для них это был бы настоящий рай. Власти, решили иначе, и первыми сюда вселились государственные служащие, которые усиленно выбивали деньги у душеприказчиков. Также квартиры понравились представителям дворянского сословия — естественно, не самым богатым. В конце концов сюда заехали и рабочие, но скорее для подтверждения того, что последняя воля Солодовникова выполнена. Оба дома сохранились до нынешнего времени.

Петр Гаврилович, будучи видным банкиром, выгодно вложил деньги, предназначенные для строительства еще нескольких домов, и увеличил сумму чуть ли не до 40 миллионов рублей. Московские власти из них больше ничего не получили: они требовали отчетностей, но Солодовников-младший их не давал. Немного позже он заявил, что осуществит постройку в ближайшие 20 лет и что ему как финансисту виднее, когда начинать строительство.

После прихода к власти большевиков Петр Гаврилович эмигрировал в Париж, но деньги, похоже, не вывез, и солодовниковские миллионы оказались на счетах СССР. Так окончилась история этого купеческого рода. В 2001 году именем подзабытого предпринимателя была названа национальная премия фонда «Торговля нового тысячелетия».

Гаврилу Солодовникова нельзя причислить к крупным промышленникам или к людям, повлиявших на развитие определенной отрасли. Его успех был построен на умении заключать выгодные сделки, оценивать перспективы и вкладывать деньги. Эти качества, дополненные беспринципностью и готовностью пожертвовать репутацией, позволили Солодовникову превратиться в одного из богатейших людей Российской империи с капиталом около 21 миллиона рублей. При жизни он стал одним из наиболее обсуждаемых и высмеиваемых купцов — хотя это не отменяло его меценатской деятельности, какие бы мотивы ей ни приписывались.