Где находится рай
Содержание
- Райский сад — в поисках библейского Эдема
- Что такое райский сад?
- Где был эдемский сад?
- Райский сад — Библия
- Райские сады в исламе
- Демоны райского сада
- В полной гармонии творения и Творца
- «Рай существует, но уже не на земле»
- За рамками компетенции науки
- «Тщетно думать о том, что было при сотворении мира»
- Сомнительная достоверность
- «Каждый христианин должен быть немного «атеистом»»
- «Критическое восприятие – милость Божья»
- «Любовь евангельская – это уже рай»
- Где находился библейский рай?
- Где находится Рай?
- Эдем — рай на земле
- Царство Божие — небесный Эдем
- Царство Божье внутри человека
- Возвращение рая на землю
Райский сад — в поисках библейского Эдема
«…И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал…». Во время молитвы мы смотрим на восток, и не осознаем, что с тоской ищем и не можем найти наше древнее Отечество, которое для нас создал Господь, и которое мы потеряли…но может быть все-таки не навсегда?
Что такое райский сад?
Райский сад – это волшебное место, которое Бог создал для первого человека, сотворил ему жену, где вместе с Адамом и Евой жили в мире и согласии звери, птицы, росли прекрасные цветы и чудесные деревья. Адам возделывал и сохранял сад. Все живое существовало там в полной гармонии с собой и Творцом. Два замечательных дерева росло там – Древо Жизни и второе — Древо Познания Добра и Зла. Единственный запрет был в раю – не есть плоды с этого дерева. Нарушив запрет, Адам навлек на землю проклятие, превратив цветущий Эдем в райский сад дьявола.
Где был эдемский сад?
Существует несколько версий местонахождения Эдема.
- Райская обитель шумерских богов – Дильмун. Описание эдемского сада есть не только в библии, исследователями найдены шумерские таблички, в которых рассказывается о чудесном саде.
- Археологические исследования доказывают, что первые домашние животные и растения появились на территории Ирака, Турции и Сирии.
- Есть интересная точка зрения, что Эдем – это не географическое понятие, это временная эпоха, во времена которой на всей земле был идеальный климат, и цветущим садом была вся земля.
Попытки найти место, где был эдемский сад на земле, начались примерно в средние века и не прекращаются в наши дни. Имеют место и странные гипотезы — что рай находился внутри земли. Некоторые ученые считают, что точные координаты найти нельзя, потому что Эдем был уничтожен во время всемирного потопа. Кто-то видит проблему поиска Эдемского рая в сейсмоактивности места, и невозможности идентификации по этой причине. Огромное количество научных и околонаучных гипотез не дает точного ответа на вопрос — существовал ли Эдем на земле, и, скорее всего, очень долго не даст.
Райский сад — Библия
Кто-то отрицает само существование эдемского сада. Однако в Библии точно описано его местонахождение. Эдем – это территория, на востоке которой Бог и создал рай. Из Эдема вытекала река и разделялась на четыре русла. Два из них – это реки Тигр и Евфрат, а два другие – повод для споров, потому что названия Гихон и Фисон нигде больше не упоминаются. Одно можно сказать с уверенностью – райский сад находился в Месопотамии, на территории современного Ирака. К тому же геосинхронными спутниками установлено, что, как и сказано в Библии, в междуречье Тигра и Ефрата было действительно четыре реки.
Райские сады в исламе
Упоминание о райских садах есть во многих религиях: Джанна – так называется райский сад в исламе, расположен он в небе, а не на земле, правоверные мусульмане окажутся там только после смерти — Судного дня. Праведникам будет всегда по 33 года. Исламский рай – это тенистые сады, роскошные одежды, вечно юные девы и любимые жены. Главная награда праведнику – лицезрение Аллаха. Описание исламского рая в Коране очень красочно, но дается понять, что это лишь малая часть того, что в действительности ожидает праведников, ибо невозможно почувствовать и описать словами известное только Аллаху
Демоны райского сада
Недолго длилось блаженство Адама и Евы в раю. Первые люди не знали зла, не нарушая единственный и главный запрет – не есть плоды Древа познания. Сатана, заметив, что Ева любознательна, а Адам прислушивается к ней, приняв облик змея, стал уговаривать её попробовать плод запретного дерева: «Люди станут подобны богу…» Ева, забыв про запрет, не только сама попробовала, но и Адама угостила. Многие знания – многие печали, Змей в райском саду заставил незадачливых прародителей убедиться в этом, когда за непослушание Господь обрек их на болезни, старость и смерть.
Где находился тот Эдемский сад, в котором жили первые люди? О географическом положении рая, библейской археологии, достоверности находок и гипотез, а также о пути к утерянному раю – протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Лукас Кранах Старший — Рай
О земном местонахождении рая из Священного Писания достоверно известно лишь то, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на Востоке» (Быт. 2:8). Сказано также о реке для орошения рая, которая разделялась на четыре реки: Фисон, обтекающую землю Хавила, богатую золотом, бдолахом и ониксом, Гихон, обтекающую землю Куш, Хиддекель (Тигр), протекающую перед Ассирией, и Евфрат. И если география Тигра и Евфрата нам хорошо известна, то реки Фисон и Гехон по сей день являются предметом дискуссий. Неизвестными, несмотря на многочисленные версии, остаются также и земля Хавила, и «бдолах».
Вопрос о географии рая, как и все неизвестное, вызывает интерес и у церковных, и у светских исследователей. Святоотеческое учение рассматривает не столько географическое положение рая, сколько духовное состояние райского блаженства, утраченное после грехопадения: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21).
Однако, возможно, что для многих людей с устойчивым атеистическим мировоззрением библейская археология и, в частности, «райская география» послужат своеобразным началом осязаемости библейской истории, помогут понять, что Библия – это не «мифологический сборник», а Книга, в которой соединяется видимая, понятная всем реальность и Реальность Высшая, запредельная. Таким образом, историческая достоверность Библии для кого-то может стать началом Богопознания.
В полной гармонии творения и Творца
Эдемский сад. Ватиканский кодекс. XII век
Все мироздание содержит в себе многочисленные свидетельства Божественности своего происхождения. Важнейшим из них является трехсоставность (трихотомичность), отражающая Троичность Лиц Божества. Эта трехсоставность проявляется во всей Вселенной, во всей живой и неживой природе, в антропологии и, конечно же, в трихотомичности порядка, установленного Богом на земле.
В лаконичном и содержательном повествовании книги Бытие сказано, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Впоследствии слова «Едем» и «рай» стали почти тождественны. Но в первичном, библейском, значении Едем – это название местности, а рай – дивный Божественный сад на востоке Едема, в котором Господь поместил первых людей. В этом райском саду наши прародители общались с Богом непосредственно и пребывали в полной гармонии творения и Творца – в райском блаженстве.
Существует устойчивая богословская точка зрения, согласно которой в таком мироустройстве также узнается трехсоставность: рай, Едем и весь остальной мир. Позже, спустя почти три тысячелетия, в устройстве Иерусалимского Храма рай стал прообразом Святая Святых, Едем – святилища, а мир за пределами Едема – двора. Эта же трехсоставность сохраняется и в устройстве нашего Новозаветного православного храма: рай – алтарь, Едем – трапеза (центральная часть храма, где и собираются молящиеся) и притвор, символизирующий внешний мир.
«Рай существует, но уже не на земле»
Лука Джордано. Изгнание из Рая
Райское блаженство прародителей длилось недолго. После грехопадения Господь изгнал их из Едема «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24) Изгнание из рая было началом тотального изменения во всей природе. Земля стала проклята и начала растить «терние и волчцы» (Быт. 3:17–18). Можно сказать, что рай как место соединения мира видимого и невидимого, как место особого пребывания Божия, общения Господа с человеком с этого момента прекратил свое земное существование.
Таким образом, слово «рай» для православных христиан имеет два значения: метафизическое – как место блаженного пребывания праведников в Царстве Небесном и географическое, которого после изгнания Адама и Евы уже не существует. Вот и получается, что рай существует, но уже не на земле. И сколько бы ни искал человек место бывшего географического положения рая, сколько бы ни был увлечен научным интересом, а то и простым любопытством, этот вопрос навсегда останется тайной. И если мы окажемся на месте бывшего Едема и даже рая, то никак его не сможем узнать – он ничем не отличается от окружающей территории.
Также нужно учитывать, что рай существовал на земле до Всемирного потопа. После потопа земной ландшафт существенно изменился.
За рамками компетенции науки
И все же вопрос о географическом местоположении Едема неизбежно будет вызывать научный интерес. Археология как наука окончательно ответить на этот вопрос никогда не сможет, это за рамками ее компетенции. Потому что Библия, единственный достоверный источник в данном вопросе, для науки не является стопроцентным документом. Ведь Священное Писание – это не учебник древнейшей истории или географии. Это Книга о промыслительных деяниях Божиих в судьбах человечества, о падении и восстании человека на пути поиска Господа, о спасении падшего человечества. А для науки это сборник религиозно-мифологических текстов.
Хотя ученый мир и признает, что любая мифология, «в частности и христианская», строится на определенных исторических началах, но тем не менее наука должна предоставить факты, достаточно обоснованные, доказанные, проверенные путем опыта и эксперимента. Конечно, есть ученые, которым только дай волю, они и саму Божественную природу попытаются подвергнуть эксперименту. Для них не убеждение, что самый первый подобный эксперимент – Вавилонскую башню – не дал довести до конца Сам Господь. И, слава Богу, любой подобный эксперимент неизбежно обречен на провал. «Не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6:16).
В переводе с иврита Едем (Ган эдэн) – «сад наслаждений». Согласно другой версии – «блаженство». Конечно, это слово можно истолковывать по-разному. Но смысл в том, что оно означает блаженное состояние духа – особое присутствие Божие, синергию, взаимодействие Божественной и человеческой природы. Поэтому слова рай, Едем в любом значении: библейском, литургическом, рай на земле, или Царство Божие, или же блаженное, райское состояние духа праведников уже в этой, земной жизни, находятся за рамками компетенции науки. Для нас, христиан, как и для иудеев, важно не географическое положение Едема, а то, что рай – это место особого пребывания Божьей благодати. Поэтому о географическом местонахождении рая имеет смысл думать разве что ради интереса к общему миропознанию.
«Тщетно думать о том, что было при сотворении мира»
Томас Коул. Эдемский сад
Итак, рай на земле – это тема библейской археологии, которая так и не может ответить на самый главный вопрос: где он был? В книге Бытие, как отмечалось выше, говорится о четырех реках, на которые разделялась река, выходившая из Эдема. Две из них – Тигр и Евфрат. А вот о реках Фисон и Гихон версии существуют разные. Например, Гихон. Это может быть поток Кедрон, который берет начало из источника Гион в Иерусалиме, известного как Источник Девы Марии. Есть также гипотеза, что Гихон это Нил. Существует предположение, что Фисон и Гихон – реки Арагва и Кура на Кавказе. Есть даже догадки, что Фисон – это река Аракс.
Впрочем, существует и более смелая географическая версия, якобы Фисон и Гихон – это… Инд и Ганг! Получается очень широкое местоположение – от Месопотамии до Кавказа и даже Индостана.
Правда, есть и более правдоподобная гипотеза, согласно которой речь идет не о четырех, а о двух реках с их притоками. Тем более что в древности на востоке началом считался не исток, а дельта реки. Тигр и Евфрат, сливаясь, образуют одну реку – Шатт-эль-Араб. И действительно одна река вверх по течению разделяется на четыре… Но даже в послепотопные времена Тигр и Евфрат, не сливаясь, впадали непосредственно в Персидский залив. Слияние образовалось позже, в результате отступления вод Персидского залива.
Кто знает, что более достоверно? Для Бога нет ничего невозможного. Земной ландшафт постоянно меняется, и русла рек смещаются. Например, если путешествовать по левому берегу Днепра, то по всему протяжению мы увидим множество мелких водоемов, стариц, озер, и все это – бывшее русло Днепра.
А в Бытии-то ведь речь идет о допотопной (в прямом смысле) географии. А уж после потопа и сами реки могли исчезнуть – это же был вселенский катаклизм. Мало того, после потопа мог измениться и земной ландшафт. Земная кора только кажется чем-то стабильным. На самом деле она не статична, а постоянно движется. Если сравнить современный вид площадей старинных городов с их изображениями на полотнах художников XVII–XVIII вв., то нетрудно заметить, как сильно они изменились, даже закованные в брусчатку и плиты.
Поэтому вероятность «географического попадания в рай» достаточно низкая. И тщетно думать о том, что было при сотворении мира и что сохранилось до наших дней. Сказать можно лишь одно: скорее всего, Едем был где-то в Месопотамии.
Сомнительная достоверность
Смысл библейской археологии в том, чтобы найти достоверные подтверждения сказанному в Священном Писании или истории Церкви. Возможно, что-то уточнить, исключить ложную версию. Безусловно, это важно: церковная научная деятельность должна идти на уровне с современной светской наукой. Но даже самые грандиозные церковно-археологические открытия не могут сами по себе ни прибавить, ни убавить веры. Мы веруем не потому, что находим аргументированные доказательства. Примерно то же самое можно сказать и о чудесах. Если человек не способен верить, то даже такие чудеса, как воскрешение мертвых или прозрение слепорожденных, никогда не заставят человека уверовать в Бога. И напротив, ни опровергнутая достоверность библейской археологической находки, ни «чудо», оказавшееся простым фокусом какого-нибудь проходимца (увы, бывает и такое), не могут поколебать веру православного христианина.
Ни для кого не секрет, что достоверность многих церковно-археологических реликвий или мест, связанных со священными событиями, мягко говоря, весьма условна. Например, в Иерихоне как минимум три дерева «претендуют» на то, что именно на него влез мытарь Закхей. Как минимум два места представляют местом Вознесения Господня.
В древности жители Ефеса категорически отказывались признавать Иерусалим местом Успения Пресвятой Богородицы – они были твердо убеждены, что этим местом мог быть только Ефес. Да и такие известные святыни, как Хитон Христов в Трире или даже Туринская Плащаница, тоже не имеют бесспорных доказательств. Или, например, место Преображения Господня. В Евангелии сказано лишь то, что Господь взошел на гору высокую. Но не конкретизируется, на какую именно. До IV века в Церкви преобладало мнение, что это была гора Елеон. Но после того как св. Елена построила монастырь на Фаворе, утвердилось мнение, что Преображение Господне было именно там. Хотя многие исследователи оспаривают возможность этого. Ученые сходятся на том, что это был один из отрогов горы Ермон.
Так это или нет – для нас сегодня не важно. По крайней мере, точного места Преображения сегодня знать никто не может. Ведь Фавор – это не отдельно стоящая сопка, а горная гряда. Но есть экскурсоводы, готовые показать доверчивым паломникам якобы «это самое место». А паломники потом возвращаются домой «с полными карманами счастья»: «А я сподобился побывать на месте Преображения Господня!».
«Каждый христианин должен быть немного «атеистом»»
Такая радость на каком-то уровне духовного развития может быть помощником в вере. Но вера должна укрепляться наряду с укреплением добродетели трезвения. Как это ни парадоксально, но впервые в истории атеистами стали называть именно христиан. Это прозвище древним христианам дали римские язычники, поскольку христиане отрицали веру в теосов – языческих божков. И это, пожалуй, симптоматично.
У христиан должно быть развито здоровое критическое мышление. В противном случае вера легко превращается в наивно-глуповатую легковерность, о которой строго предупреждает св. апостол Павел: «Негодных же и бабьих басней отвращайся…» (1 Тим. 4:7). Некоторую осторожность и даже недоверчивость Господь, пожалуй, нам простит легче, чем легковерность и падкость на сенсации.
Если человек ищет чудеса, это не говорит о том, что он ищет Бога. Это как раз то, о чем Господь предупреждает в очень жесткой форме: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12:39). Когда человек замкнут на поиске чуда и, в частности, тех артефактов, которые должны каким-то образом подтвердить истинность его убеждений, то он легко может прийти в состояние, которое в православии называется «прелесть». И такие люди есть в каждом храме и в каждой паломнической группе.
«Критическое восприятие – милость Божья»
Ян Брейгель. Эдемский сад
Многие археологические находки не очень достоверны. В частности, это касается могилы Адама. Среди православных многие убеждены, что это Голгофа, о чем существует некое предание. Возможно, его придумали и греки, у которых с древнейших времен и по сей день сохранилась очень сильная склонность к мифотворчеству.
Паломникам, особенно паломницам, такие предания очень нравятся. Но относиться к ним нужно критически: интересоваться подтверждениями в Священном Писании, и если ссылаются на святых отцов, то конкретизировать, на каких именно. Иногда вырванные из контекста цитаты Священного Писания и святоотеческой литературы могут истолковываться несколько тенденциозно.
Бывает, мы что-то услышим, и это вызывает неприятие даже не на уровне сознания, а на уровне внутреннего мировосприятия – можно сказать, совести. Вот тогда это попахивает теми самыми «негодными бабьими баснями». Поэтому нужно быть очень осторожным и несколько раз переспросить, откуда эта информация и такие выводы. Может, имеет смысл еще раз перечитать, чтобы понять?!
Известно, что самое неправильное понимание Священного Писания – буквальное. Сказано: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», но это не значит, что надо выкалывать глаза.
Библия – книга, написанная Духом Святым, и понять ее можно только в Духе. Ну а поскольку Священное Писание имеет Божественное происхождение, то оно имеет и Божественные свойства. А для людей, которые не ищут Бога и тем более пытаются найти подтверждение, что Его нет, Священное Писание «закрыто» – они его не поймут. Его духовный смысл для них непонятен.
Выдающийся немецкий ученый и публицист XVIII века Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Книга – это зеркало, и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». В данном случае такой человек не способен в Священном Писании найти ничего, что там сказано на самом деле.
Точно так же и с поиском рая. Если этим занимается светская наука археология, она не найдет ничего. Даже когда библейская археология сможет найти могилу Адама и стопроцентно ответить на вопрос, где именно находился рай на земле, я к этому отнесусь абсолютно спокойно.
«Любовь евангельская – это уже рай»
Мы ищем, прежде всего, Божией правды, Царство Божие – «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20–21). Служение Богу в человеках – и есть путь к утерянному раю. Это поможет увидеть, что каждый человек – искорка Божественности, которая пробуждает уже не земную, а христианскую любовь. А христианская любовь имеет райскую систему отношений. Вот именно любовь в евангельском понимании – это уже рай. Там, где есть любовь, там есть Царство Божие на земле. Вот там и существует рай вне зависимости от географического положения – от Арктики и до Антарктиды.
Беседовала Марина Богданова
Где находился библейский рай?
Если верить Библии, то первые люди Адам и Ева жили в райском саду, откуда были с треском изгнаны после того, как нарушили запрет Бога и отведали плод с древа познания. Сегодня история Адама и Евы воспринимается всего лишь как миф, а рай кажется чем-то виртуальным. Даже верующий человек на вопрос, где же расположен, этот рай, скорее ответит: «На небе». Между тем, в Ветхом Завете рай — это место на Земле. Более того, у него было вполне ясное для людей того времени местоположение.
Давайте попытаемся определить, где произошло грехопадение!
Так представляли себе рай в XVI веке
Рай по имени Эдем
Наверняка, вы, как и я, представляете рай как сад. Наше слово рай — древнее, появившееся у славян до того, как они разделились на разные народы. Во всяком случае, в большинстве славянских языков слово рай звучит как рай. В Библии до перевода на славянские языки для слова рай использовались два обозначения – «Эдем» и «парадиз». В книге Бытия (2:8,9) сказано:
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Современные лингвисты выдвигают самые разные версии происхождения слова «эдем». Одни говорят, что оно берет начало от аккадского «эдину» и значит степь или даже равнинную пустынь, другие возводят к древнееврейскому слову «эдна», то есть удовольствие. Так или иначе, Эдем лингвистически не связан с садом. Но то, что Бог произрастил в Эдеме «всякое дерево», заставляет отождествлять Эдем с садом Бога. Например, в той же книге Бытия (13:10) мы находим:
Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская Вообще, следует помнить, что Ветхий Завет — это не только религиозное, но и поэтическое произведение. Его тексты полны сравнений, аналогий и метафор. Эдем был садом только в метафорическом смысле. Тем не менее, в более позднее время понятия рай и сад стали тождественными. Так рай из Эдема превратился в «парадиз». Это слово попало в Библию из персидского языка и значило просто сад. Впервые парадиз встречается в Песни песней Соломона (4:13) и используется для возвеличивания женского влагалища:
Рассадники твои — парадиз с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами. Но уже в евангелии от Луки (23:43) Иисус обещает распятому рядом с ним разбойнику:
Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в парадизе. Поэтому давайте примем к сведению, что древний Эдем был географическим пространством, где встречались деревья со съедобными плодами, но это не значит, что он действительно напоминал сад.
Библейские координаты
Книга Бытия (2:10-14) сообщает о том, что в Эдеме брало начало несколько рек:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Парат.
Хорошая подсказка, если не считать того, что на современной карте рек с такими названиями нет.
Другой подсказкой могут быть слова пророка Иезекииля (Иезекииль 28:14, 28:16):
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней… …и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней Как и все старозаветные пророки, Иезекииль был очень странным парнем, что называется «не от мира сего». Верить ему трудно, однако стоит надеяться, что в его времена сохранялись кое-какие воспоминания об Эдеме, поэтому сообщение о горе с огнистыми камнями было понятно как ему, так и вполне нормальному царю Тира, к которому он обращался.
Согласитесь, что подсказок не много. Четыре неизвестных реки и одна загадочная огнистая возвышенность. Тем не менее, за два прошедших века в научной и богословской литературе возникло целое направление исследований местоположения библейского рая. Многие из этих исследований предлагают весьма экзотичные версии, которые мы рассматривать не будем. Попытаемся найти Эдем самостоятельно с чистого листа.
Реки Эдема
Упомянутые мною авторы двух предыдущих столетий общими усилиями определили две библейские реки из четырех — Парат и Хиддекель. Парат на древнееврейском, очевидно, значит плодоносная и отождествляется с Евфратом. Нынешние арабы и курды называют ее Фарат или Фират.
Название Хиддекель выводят от глагола «колоть, сокрушать». Эту реку отождествляют с быстрым Тигром. Могут возникнуть сомнения. Ведь в русском синодальном переводе Книги Бытия сказано: она протекает пред Ассириею. В других переводах — к востоку от Ассирии: ipse vadit ad orientem Assyriae на латинском, which flows east of Assyria на английском, płynie ona na wschód od Aszszuru на польском, es el que pasa al este de Asur на испанском и так далее. Ассирия была огромной империей, которая тянулась на востоке до Персидского залива и современного Центрального Ирана, но ее сердцем была область вокруг города Ассур. Город располагался на западном берегу Тигра, то есть Тигр протекал к востоку от него.
Сложнее с рекой Фисон. О ней сказано, что она обтекала землю Хавила. Более того, ее название происходит от древнееврейского глагола «пуш», то есть «обтекать». Казалось бы, найдем Хавилу, тогда определим Фисон. Но для исследователей прошлого это оказалось не легкой задачей. Они пытались соотносить Хавилу с Египтом, а Фисон с Нилом, либо Хавилу – с Индией, а Фисон с Индом, а также Хавилу с Закавказьем, а Фисон – с грузинской Риони.
В Библии название Хавила закреплено не только за землей, богатой на золото, бдолах и оникс, это также и личное мужское имя. Его происхождение не ясно. Хавила может означать «круглый», но также «печальный», «могучий», «слизь» и даже «слоистый». Почему бы не предположить, что слово Хавила связано с ониксом, для которого характерны кальцитовые наслоения в форме «слизи»? Оникс был одним из самых почитаемых камней в библейские времена. Он украшал одежду первосвященников Израиля. Его привозили из Египта, Аравии и Армянского нагорья (на территории современной восточной Турции).
Рядом должны были находиться источники золота и бдолаха. Золото в Израиль текло из Египта, Аравии и все той же Восточной Турции. Бдолахом называют ароматическую смолу, которую доставляли с юга Аравии. Но бдолах – это также яркие, блестящие каменья, встречающиеся в различных горных регионах.
На территории восточной Турции действительно есть место, где добывают золото, и где в древние времена добывали оникс и полудрагоценные камни. Оно расположено к западу от реки Тигр и к югу от потока Маден, впадающего в Тигр. Ныне этот поток перекрыт дамбой Кралкизы и превращен в большое водохранилище. Самое интересное, что там даже есть селение Чавли. Ну, чем не земля Хавила? Получается, что Маден и есть Фисон!
С тремя реками разобрались. Попытаемся найти четвертую!
Отдельный случай реки Гихон и путаница с Кушем
Название реки Гихон значит «то, что течет» или «то, что вытекает». К сожалению, единственной подсказкой о локализации этого притока или вытока является страна Куш, о которой в книге Бытия не сказано ничего. Так, словно о ней и без того было хорошо известно. Действительно, в Библии слово «куш» или образованные от него понятия встречаются несколько десятков раз (в русских переводах они часто заменяются словом «Эфиопия» греческого происхождения). Например, в книге Пророка Иезекииля (29:10) сказано:
и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь от Мигдола до Сиены, до самого предела Куша. Египетский Куш находился к югу от страны фараонов на территории современного Судана. Мы его также знаем под названием Нижняя Нубия. В 4 тысячелетии до нашей эры там возникла собственная цивилизация, о которой можно прочитать на нашем сайте (От Кермы до Мероэ). В XVI веке до нашей эры египтяне завоевали Нижнюю Нубию и дали ей название Каш (или Куш). Позднее, ее жители добились самостоятельности и сами захватили Египет. Из Каша происходил фараон Кашта.
Получилась забавная ситуация, когда египетское слово «Каш», означающее южную страну с людьми с черным цветом кожи, совпало по звучанию с древнееврейским словом «куш», которое переводится как «темный». Поэтому людей с темным цветом кожи в древнем Израиле стали называть кушитами. Пророк Иеремия даже задавался вопросом (13:23): «Может ли кушит переменить кожу свою и барс – пятна свои?» В книге Бытия Куш (в русском переводе Хуш) также является именем собственным внука Ноя. Считалось, что от него пошли чернокожие кушиты. Позже это создало целую мифологию о происхождении христиан-эфиопов, так что нынешние эфиопы уверены, что Куш – это и есть Эфиопия (хотя она не имеет никакого отношения к древней Нубии), а библейская река Гихон – это Голубой Нил.
Очевидно, путаница между райским Кушем и африканским Кушем возникла еще во времена составления Библии. Однако теологи постепенно смогли найти несоответствия. Ведь, если предположить, что райские Куш и Гихон в Африке, то они оказываются слишком удалены от известных Парата и Хиддекеля. Кроме того, если Куш, внук Ноя, ничем особым не прославился, то его сын Нимрод – очень известный персонаж, охотник перед ликом Господа и властитель Месопотамии. Ему приписывали богоборство и строительство Вавилонской башни.
Теологи XIX века пытались объявить Гихон каналом между Тигром и Евфратом или притоком нижнего Евфрата, а Куш отождествляли с Вавилоном, страной халдеев и даже с иранским Хузестаном, где в древности находилось могущественное государство Элам. Они объясняли путаницу между африканским и азиатским Кушем якобы тем, что кушиты в древности захватили Аравию и Месопотамию. Хотя в наши дни теория об африканском нашествии звучит смешно, попытки найти Куш и Гихон в Азии продолжаются. Мы внесем в этот поиск свою лепту.
Около озера Ван в 240 км к востоку от истока Тигра находится действующий вулкан Немрут. Местные жители напрямую отождествляют его с библейским Нимродом. Возможно, именно его упоминал Иезекииль, говоря об «огнистых камнях». В армянской летописи под 1441 годом рассказывается об очередном извержении Немрута:
В страшном огне загорелись камни красного цвета, и, грохоча словно гром, поднимались громадные глыбы. Склоны вулкана покрыты черным базальтом. Почему бы не предположить, что здесь находилась темная страна Куш?
Однако от озера Ван не течет никаких рек. Оно принимает многочисленные ручьи, особенно активные весной. Немрут прочно запечатал выход его вод. Причем, это случилось в такой глубокой древности, что вряд ли составители Библии что-нибудь слышали об этом. Зато в 300 км к юго-западу от вулкана есть еще одна гора Немрут. В некотором смысле она даже более знаменитая, чем ее огнистый тезка. Люди начали обживать ее склоны еще в каменном веке, позднее где-то поблизости добывали медь, которую по Евфрату сплавляли в Месопотамию. Возможно, уже тогда она имела религиозный смысл. В 62 году до нашей эры царь Антиох I построил на ее вершине величественную гробницу, которая относительно хорошо сохранилась до наших дней и внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом с горой Немрут протекает река Кяхта, приток Евфрата, известная древним грекам как Нимфаес. Вдоль ее русла когда-то проходил торговый путь в Сирию и на Ближний Восток. Наверняка, им пользовались купцы, которые посещали древний Израиль. Кяхта-Нимфаес вполне может претендовать на звание реки Гихон. Правда, в том случае, если в легендах, что легли в основу библейского рассказа о рае, гора Немрут перепутана с вулканом Немрут, и страна Куш перенесена от озера Ван ближе к Евфрату.
Идентификация рая
Истоком реки Тигр считается озеро Хазар, а Евфрата – слияние рек Мурат и Карасу. Если их соединить с истоками потока Маден и реки Кяхта, то получится неправильный четырехугольник. Наверняка, раем считалось место чуть больше этого четырехугольника. Окрасим близлежащую местность в зеленый цвет и наложим получившуюся картинку на карту Ближнего Востока и Малой Азии. Вся территория рая уместится на востоке современной Турции.
На границе бронзового и железного веков, когда, очевидно, появились первые библейские записи, здесь жили индоевропейцы-хетты и родственники кавказских народов-хурриты, потом появились тревожившие соседнюю Ассирию каски (возможно, предки армян). Эта земля, где Таврские горы примыкают к Армянскому нагорью. В общем, красивое место с наличием симпатичных ландшафтов, горных лесов и полезных ископаемых. Но таких симпатичных мест в той же Турции или на Кавказе можно найти много. Почему же для составителей Библии рай находился именно здесь?
Обращаясь к библейскому мифу о рае, богословы, литераторы и художники веками эксплуатировали тему грехопадения, так что рай стал прочно ассоциироваться со счастливым началом истории человечества и трагедией изгнания. Эта ассоциация создала непроглядный туман, поэтому исследователи двух прошлых столетий полагали, что ищут место начала и изобилия. Между тем, в мифологических представлениях разных народов место появления предков всегда является более сакральным, чем изобильным. Изгнание из рая – это лишение не изобилия, а единения с творцом. Мы можем предположить, что рай мог быть каким-то древним религиозным центром, связанным с представлениями о начале. Не обязательно начале самих древних евреев. Их предки узнали о нем от представителей других народов, путешественников, торговцев или завоевателей.
Неправильный четырехугольник и зеленое пятно, обозначенное нами на карте, уже в древности были часто посещаемым регионом, куда вели торговые и военные пути. О нем должны были хорошо знать жители Ближнего Востока и Месопотамии. Но что за религиозный центр находился там? Подсказку могут дать археологи, которые обнаружили на холме Гёбекли-Тепе в 36 км от Евфрата древнейшее мегалитическое сооружение возрастом около 12 тысяч лет. Холм расположен на горном плато, которое в наше время кажется безжизненным. Однако люди стали осваивать его сразу после окончания ледниковой эпохи. Рядом с основными раскопками были найдены карьеры для добычи камня и бассейны для сбора дождевых вод.
Задолго до появления земледелия, изобретения колеса и гончарного круга Гёбекли-Тепе привлекал древних строителей и художников. Во времена древнего Рима и Византии на нем устраивали кладбища, так что первые археологические раскопки в 1963 году не позволили выявить наиболее древние слои. Раскопки 1996 – 2014 годов показали, что исследователи имеют дело с целым храмовым комплексом, действовавшим с 9130 до 7370 годов до нашей эры.
Неолитический ритуальный центр Гёбекли-Тепе. Фото фонда wikimedia
Комплекс Гёбекли-Тепе представляет собой искусственные каменные образования, окруженные Т-образными колоннами. На некоторых сохранились вырезанные фигуры людей, зверей и птиц. Колонны весят от 10 до 50 тонн. Для их перемещения и установки требовались значительные трудозатраты, добровольное участие десятков или даже сотен человек. Немецкий археолог Клаус Шмидт, возглавлявший раскопки с 1996 года, полагал, что Гёбекли-Тепе был местом паломничеств.
Любопытно то, что мегалитические сакральные сооружения эпохи неолита находят по всему югу обозначенного на карте зеленого пятна. Они уходят дальше на юго-восток к границам современной Сирии. Например, в Невали-Чори на берегу Евфрата выявили поселение 9 – 10 тысячелетия до нашей эры, рядом с которым было святилище, чуть меньшее по размерам чем то, что обнаружили в Гёбекли-Тепе. Там были найдены вырезанные из известняка скульптуры человеческих голов и птиц. В Чайоню на восточном склоне Таврского хребта поселение и храмовый комплекс 8 – 7 тысячелетий соседствовали с местом добычи самородной меди. Всего раскопано 9 мегалитических сакральных мест. Создается впечатление, что культура, созданная основателями Гёбекли-Тепе, некоторое время расширялась.
В 2006 году биологи, исследовавшие склоны потухшего вулкана Карача-Даг в 96 км на северо-восток от от Гёбекли-Тепе, обнаружили ростки дикой пшеницы, которая, судя по всему, являлась прямым генетическим предком 68 сортов современной пшеницы. Пшеница была древнейшим известным одомашненным злаком. Предполагается, что одомашнивание произошло в 9 тысячелетии. Таким образом, люди Гёбекли-Тепе и соседних религиозных центров стали первыми известными нам крестьянами. Некоторые биологи указывают на то, что горные склоны зеленого четырехугольника – это еще и место одомашнивания садовых яблонь.
Клаус Шмидт считал, что выходцы из Гёбекли-Тепе оказали важное влияние на жителей соседней Месопотамии, что позже воплотилось в легендах шумеров о горе Экур, откуда якобы пришли навыки земледелия, животноводства и ткачества. Шумеров и тем более древних евреев времен составления Библии отделяли тысячелетия от эпохи неолита и раннего медного века. Истинные знания о первичном сакральном регионе вокруг Гёбекли-Тепе были утеряны. Сохранились лишь отголоски легенд. У шумеров – об Экуре. У евреев – о рае. Истинном рае, откуда черпались новые знания и технологии. Рае на Земле.
Дмитрий Самохвалов
Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Где находится Рай?
Библия нам сообщает, что Бог насадил свой райский сад на востоке Эдема. Из Эдема выходила река, которая далее разделялась на четыре реки — Фисон, Тихон, Хиддекель, Евфрат. Первые люди жили в раю, пока не вкусили запрещённых плодов с Древа познания добра и зла.
Отсюда вытекает следующее: если Бог насадил рай в Эдеме, то Эдем никак не может занимать площадь меньшую, чем рай. Следовательно, Эдем — это территория, местность, а рай — изолированное пространство в данной, местности, инкубатор для первых людей — Адама и Евы, заповедник с мировым древом по центру, а после изгнания первобытной семьи — место для размещения бесплотных душ праведников. Но где же находилась эта пресловутая местность?
Координаты счастья
Библия вполне ясно сообщает, что рай и Эдем расположены не на небесах, а на земле. Иными словами, хотя Библия книга туманная, речь идёт о вполне конкретной местности, которую в древности легко было узнать по её описанию, — а иначе зачем столь точно указывать адрес рая и Эдема? Особой приметой, по которой древним было несложно отыскать эту местность, служила речная система. Но сегодня сложно сообразить, что древние авторы Библии имели в виду — большую реку, разделявшуюся на четыре рукава, четыре реки, сливающиеся в одно русло, или пять рек, соединённых между собой буферным озером.
В зависимости от того, как расположены Эдем и рай относительно друг друга, меняется и картина речной системы. Если рай находился внутри Эдема, то полноводная река орошала рай, а на выходе разделялась на четыре реки, или четыре рукава. Если рай и Эдем располагались рядом, вблизи друг от друга, то большая река текла по Эдему и раю, а четыре русла лежали уже за их пределами.
Названия библейских рек современному человеку мало что говорят. Единственная узнаваемая река Евфрат. Да и под рекой Хиддекель знатоки угадывают Тигр. Но вот с Фисоном и Тихоном просто беда — что за реки, где они текли, совершенно непонятно.
В основном Эдем помещали где-то между Тигром и Евфратом, а также на Армянском нагорье, вблизи горы Арарат, где, как известно, причалил ковчег Ноя. Армения считалась хорошим местом для размещения Эдема и рая: недалеко находятся истоки Евфрата и Тигра, а Фисон и Тихон ассоциировались с Фасисом и Араксом. Даже в XVII веке ботаник Турнефор был уверен, что рай находится между Эрзерумом и Тифлисом!
Нередко Эдем располагали в странах, география которых была плохо или совсем не изучена — в Индии, Китае, на далёких тропических островах, в южных и западных морях, о которых до XV века представление было весьма смутным. А когда неисследованных мест осталось немного — Эдем переместился в дебри Африки, дикие леса Южной Америки, а то и вовсе на крайний север или крайний юг…
Джон Мандевилль, например, размещал рай на плоской вершине горы, которая почти касается Луны. То есть хотя и на земле, но практически на небе. Его рай был обнесён замшелой стеной, а в самом центре этого рая находился колодец, из которого низвергались четыре реки и растекались далее по землям и странам! Фисон он соотносил с индийским Гангом, Тихон — с Нилом.
На исходе версий
Но традиционно между собой боролись две версии: Малого и Большого Эдема. Согласно первой версии Эдем с его раем находился между Тигром и Евфратом, то есть в Месопотамии. Согласно второй — между Евфратом и Гангом. Размеры Эдема, соответственно, различались в десятки раз!
Эти версии пробовали было объединить: Эдем поместили между Евфратом и Гангом, а рай — между Тигром и Евфратом. Но поискам Эдема это, конечно, ничуть не помогло. Но радикальнее всего с раем и Эдемом поступил Лютер. Он попросту объявил, что искать нечего: и рай, и Эдем смыло Всемирным потопом.
Однако и в наши дни интерес к поиску Эдема нисколько не угас. Это связано как с успехами библейской археологии, так и с появлением нетрадиционных теорий развития человечества.
И всё же в основном учёные помещают сады Эдема в традиционные места — в Месопотамию, Северную Африку или на Кавказ. Месопотамская версия основывается на реальности Тигра и Евфрата, русла которых до сих пор остались на прежних местах. Это — Малый Эдем Средневековья. От глаз исследователей он скрыт песками… или водами Персидского залива. Именно на дно Персидского залива помещает Эдем и райский сад профессор археологии Юрис Зарине из США.
По его версии, около шести тысячелетий назад обильная плодородная земля, на языке шумеров «эдем», была затоплена, и шумерцам пришлось бежать от стихии. На дне залива до сих пор находят древние артефакты — статуи, фундаменты строении, линии дорог…
Североафриканская версия размещает Эдем между Нилом и Евфратом, на землях так называемого Плодородного Полумесяца, где родились древнейшие цивилизации древности. Некоторые учёные расширяют границы Эдема до Кавказских гор.
Воистину, за Кавказ идёт настоящая битва. Недаром ведь Кавказ называют колыбелью человечества. Особенно стремятся расположить Эдем на Кавказе турки, жители бывших советских республик и патриотически настроенные россияне. Например, адыгейцы и кубанские казаки упорно размещают библейский Эдем на Кубани и северных отрогах Кавказа.
Лучшим доказательством местным искателям рая служит обилие яблоневых садов! Главный библейский фрукт, действительно, отлично чувствует себя в Краснодарском крае!
Более смелые умы оригинально помещают Эдем и рай на черноморское дно — именно там была, по их мнению, родная земля Ноя, которую погубили воды Всемирного потопа. Но даже если удастся найти на кавказском Арарате Ноев ковчег, это нисколько не приблизит нас к местоположению Эдема! Ведь Ной воспользовался своим судном спустя поколения после выхода людей за пределы рая. Так что Эдем и райский сад находились явно в другом месте…
Впрочем, несколько версий выглядят совсем фантастично. Эдем предлагают искать в затонувшей Атлантиде, в замёрзшей Антарктиде, на месте погибшей Арктиды или в подземной стране мудрецов Агартхи.
А может быть, он давно найден?
Ветхий Завет — это древнейший свод мифов и легенд, которые основаны на реальных событиях.
Исход людей из рая — всего лишь метафорическая попытка объяснить миграции древних народов. Захария Ситчин утверждает, что люди были созданы для рабского труда путём генной инженерии более высоко развитой цивилизацией аннунаков, и первоначально компактно проживали в «райских кущах», то есть е инкубаторах. Затем «боги-астронавты» расселили их по всей Земле и стали использовать для добычи полезных ископаемых и выращивания сельхозпродукции. В раю люди были рабами. И они стремились освободиться от хозяев-аннунаков. Некоторым удалось бежать. Так появились древние номады — кочевники-скотоводы, потомки которых и сочинили потом Ветхий Завет.
Раем люди называют высшее блаженство, которое может испытать человек. Библия дает описание рая в православии на различных уровнях: духовном, душевном и физическом. Очень часто христиане Царство Небесное называют раем, местом, дарованным Создателем для счастливой жизни во славу Творца.
Эдем — рай на земле
Внимательно читая Библию, видим, что впервые слово «рай» описано в Бытие 2:8.
Перед этим Всевышний сотворил Небо и землю, светила, растения и животный мир, а только потом на востоке основал райский уголок Эдем, место нахождения которого можно определить по географической карте. В Библии говорится о том, что из Эдема вытекала одна река, которая разделилась на четыре: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат.
Эдемский сад
Если первые две реки канули в небытие, то Тигр и Евфрат существуют и поныне, что служит для атеистов неоспоримым доказательством существования Эдема. Современные христиане отождествляют понятия рай и Эдем, хотя Эдем — это название местности, а рай — место пребывания Божественной сущности. Удивительна милость Господня и Его забота о Своих детях. Любящий Отец вначале подготовил все для блаженства первых людей, а потом создал их самих.
Адам с Евой были выгнаны из места блаженства, но первая земная пара не потеряла любви Божьей. Адам и Ева могли пребывать в непосредственном общении с Создателем, они видели Его и наполнялись Его милостью. Трудно представить чувства людей, которые были «окутаны» любовью Творца.
В устройстве эдемского сада богословы мира проследили три составляющих, соединенных воедино:
- рай;
- Эдем;
- внешний мир.
Эдем стал прообразом для создания скинии, шатра, созданного по описаниям, данным Создателем. Скиния служила для евреев местом храмовых служений во время передвижения по пустыне и состояла из Святая Святых — рай, Святилища — Эдем, наружного двора — внешний мир.
Скиния и служение в ней
В устройстве современных храмов также можно провести параллель с местом обитания первых людей. Алтарь — символ небесного уголка, трапеза ассоциируется с Эдемом, а притвор — символ внешнего мира.
Не стоит искать место нахождения райского сада на современных картах, ведь он был создан еще до потопа, после которого земная кора изменилась.
Для православных верующих Эдемский сад стал местом, дарованным Творцом, где нет страданий, болезней, нет самой смерти. Велико обетование Всевышнего, данное в Откровении Иоанна. Оно говорит том, что на земле небесный уголок будет восстановлен. (Откр. 21:1)
Важно! Описание рая в православии подразумевает не только географическое расположение Эдемского сада, а блаженство пребывания в любви Создателя духом и душой как ныне, так и в вечности.
Царство Божие — небесный Эдем
Великим утешением для людей, потерявших своих близких, является возможная встреча на небесах. Царство небесное, обещанное Иисусом Христом, находится на небе и на земле, в сердцах христиан.
Целью земной жизни, наполненной страданиями, войнами, катаклизмами, волнение за завтрашний день и своих потомков, является переход в Небесный Иерусалим.
В евангелии от Матвея 25:34 звучит обетование о наследовании приготовленного эдемского уголка на Небесах, Иисус обещает пить вино со своими учениками в царстве Отца. (Матв. 26:29)
В Откровении Иоанна описан рай на небе, который пророк видел своими глазами.
Видение Иоанна Богослова
По свидетельствам преподобных Феодоры, Ефросиньи, святого Андрея Юродивого (каждый из них в свое время был поднят в небеса до третьего неба), небесный уголок существует.
Свидетельство Андрея Юродивого
Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским.
Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество…
Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал.
Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами.
Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости» Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».
Царство Божье внутри человека
Красной нитью через весь Новый Завет проходит весть о Царстве Божьем, дарованном Иисусом Христом. Творец есть любовь, наполняясь этим чувством к другим людям, человек наполняет свое сердце особым блаженством, Небесным раем.
Иисус Христос посылал Своих учеников нести людям Благую весть о будущей жизни в вечности. (Луки 9:2)
Понимая истинность существования уголка блаженства на небесах, человек перестает бояться смерти, он старается прожить свой земной, очень короткий путь так, чтобы вечную жизнь провести не в аду, а в окружении ангелов и свете Святой Троицы. Воцерковленный человек, наполняясь любовью, царящей в Православной Церкви, своей земной жизнью совершает подвиг подготовки к переходу в Небесный Иерусалим.
Прощение грехов от Бога
Одним из путей, которым православные могут попасть в окружение ангелов на небе, является прощение. На протяжении своей земной жизни человек вольно или невольно обижает людей, и сам обижается на них. Святая Церковь по великой Милости Создателя даровала верующим людям таинства Причастия и Исповеди.
Читайте об исповеди и причастии:
- Таинство Исповеди
- О Таинстве Причастия
- Какие молитвы принято читать перед исповедью и причащением?
Поражает ответ истинно православных на слова «Прости меня», после чего звучит «Бог простит». Люди имеют великое доверие к Богу, если человек простил от чистого сердца, то Всевышний обязательно простит, это Его обетование. «Бог простит» — не просто отговорка, это вера в любовь Отца, Сына и Святого Духа.
Очень часто православный человек, слабый духом, смотрит на грехи другого и сравнивает свою жизнь с чужой. Самое страшное, что в Судный день каждому верующему и неверующему придется встретиться с Богом лицом к лицу, и рядом не будет близких, родных, соседей и друзей. Каждый даст ответ самостоятельно, почему не принял Иисуса Христа в свое сердце, не получил «входной билет» в небесный рай.
Сын Божий сказал, что только Он является дорогой, ведущей к Богу Отцу. ( Иоан. 14:1-6) Только имею веру во Христа, через Его откровения человек преобразуется изнутри, наполняя свое сердце Царством Божьим.
По слова митрополита Илариона рай является состоянием души человека, блаженством, которое дается почувствовать только православным, наполнившимся любовью Творца. Высказывания митрополита вторят словам евангелиста Луки, который написал, что Царство Божье находится внутри христиан. (Лук. 17:20)
Научиться служить Богу через любовь к людям, стать руками Иисуса на земле, наполнять мир христианской любовью — вот пути к наполнению присутствием Божьим в сердцах православных.
Возвращение рая на землю
Псалом 37:29 утверждает, что истинно праведные станут наследниками новой земли, которую Бог сотворит на нашей планете. Исходя из молитвы «Отче наш», можно проследить мысль, что Христос указал христианам на приход Царства Божьего на землю.
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе Новое небо и новая земля в Библии
О мировом правительстве на земле во главе с Христом писал пророк Даниил (Дан. 2:44), когда Божье правление соберет народы и воцарится новый рай.
Новое время проповедовал и пророк Исайя, обещая, что старые времена будут казаться страшным сном. На новой горе Сион будет радость и веселье, а печаль и горе удалятся.
Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.
Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.
Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки.
И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.
И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему, но он будет для них одних. Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.
Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.
И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
Пророк Иоанн получил указание сообщить людям благую весть о том, что Бог обещает вернуть рай на землю таким, каким он был в Эдеме без боли, скорби и проблем. Новый Иерусалим, царство радости, любви и блаженства описано в 21 главе Откровения, апостол подчеркивает, что в это время люди снова получать дар видеть и общаться с Творцом.
Для того чтобы встретиться с Богом в будущем, по словам протоиерея Чаплина, нужно наполниться верой в Бога так, чтобы знать Его на земном уровне и быть уверенным в том, что узнаешь Создателя на небе, и Он узнает тебя.
Бог предлагает людям Свою любовь взамен на верность, послушание, и тогда Он наполнит верующих мудростью при одном условии — они не будут самостоятельно искать истину, вкушая плод Добра и Зла, вкушая грех.
Важно! Человек, пытающийся сам, без познания Божьих наставлений, разобраться с грехами и праведностью, обязательно будет ослеплен дьяволом через деньги, секс, власть, гордыню и непрощение. Только слово Божье открывает истинный рай — блаженство пребывания в Божьем присутствии. Что такое рай в православии и как туда попасть
Добавить комментарий