Где отпевали Пушкина

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Leonsija Храм, где отпевали А.С.Пушкина

Сегодня 10 февраля День памяти Великого русского поэта — Александра Сергеевича Пушкина. На Мойке 12, где поэт окончил свои дни, сегодня будут читать его стихи, зажигать свечи и вспоминать поэта. А мой рассказ о храме, где отпевали А.С.Пушкина и откуда он отправился в свой последний путь, в Святогорской мнастырь…

Посмертная маска А.С.Пушкина

«…Я долго смотрел один ему в лицо после смерти. Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти… Это было не сон и не покой. Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу. Это не было также выражение поэтическое. Нет, какая-то глубокая удивительная мысль на нем разливалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание… В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну! Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина».

В.А.Жуковский

Храм Пушкина…его имя неотделимо от истории Конюшенного храма, который вместе с церковью Иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе, храмом Вознесения Господня в Москве и Успенским собором Святогорского монастыря принято объединять под своеобразным титулом — «Пушкинские храмы».

История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все «английское» привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720 -1724 гг. по проекту архитектора Н.Гербеля.В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.
В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини.

Через 10 лет в 1746 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 г. В 1822 г. церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 гг. архитектором П.Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен стасова украшают барельефы: «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста», выполненные в 1822 г. В.Демут-Малиновским.
Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 г. его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников. В росписи стен в первой четверти XIX века «клеевой мастер» Ф.Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по искизам Стасова новый, круглый «полуциркульный» иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге.

Иконостас Фотография 1919 г.

Все резные части иконостаса были покрыты червонным золотом, а под резьбой была проложена жесть, выкрашенная малинойо краской. Такое неожиданное и торжественное решение иконостаса восхищало посетителей церкви. Наконец, особой достопримечательностью храмового убранства была грандиозная люстра главного купола на 108 свечей, созданная по Высочайше утвержденному рисунку известным английским фабрикантом Джоном Банистером из серебро-апликированной меди с украшениями из серебра. Вес сложного трехъярусного сооружения составлял немногим менее двух тонн, высота — около 4 метров, ширина 2,5 метра.

Интерьер Церкви Фотография 1919 г.

Храм славился своими святынями: древним Образом Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного, Плащаницей, а также иконой Знамение. Все они были привезены из Византии во время царствования императрицы Анны Иоановны. Эти святыни, кроме древности своей, замечательны еще и тем, что были почитаемы с давнего времени не только народом, но и российскими царями. Так в 1814 году, по преданию, Образ Всемилостивейшего Спаса находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: «Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе». В Турецком походе также была и Плащаница из храма.

Вообще же, помимо икон иконостаса, стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена «печальная колесница» Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей.

Поселившись на Мойке Пушкин оказался между двумя храмами: Спаса на Конюшенной и церковью в Зимнем дворце, тоже Спаса Нерукотворного образа. Знаменитое стихотворение 1836 года: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Странное совпадение с названием храма, в котором вскоре будут его отпевать, — Спаса Нерукотворенного Образа, может быть случайное, а может быть и… провидческое.
И Александрийский столп, выше которого возносится своей главою нерукотворный памятник — рядом с Конюшенной площадью — еще и довольно точной географической координатой события.

8 февраля 1937 года произошла роковая дуэль между А.С.Пушкиным и Ж.Дантесом. Раненый поэт провел свои последние часы в доме на Мойке 12.

Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий, который прошел с русской армией войну 1812 года, видел смерть и такую страшную, какая только может быть на войне… Награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени. Возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: «Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!»

«Наталья Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ее, Двора Е.И.В. Камер-Юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29-й день сего января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов до полудня»

Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места, Исакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Та была простой и не столько величественной. Статус же Конюшенной церкви был придворный. «О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение» — пишет Жуковский. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту.

Тело Пушкина решено было перенести в храм Спаса Нерукотворного Образа не днем, а в полночь…
«После смерти Пушкина, — писал П.А. Вяземский, — я находился при гробе его почти постоянно до выноса тела в церковь, что в здании Конюшенного ведомства. Вынос тела был совершен ночью, в присутствии родных Н.Н. Пушкиной, графа Г.А. Строганова и его жены, Жуковского, Тургенева, графа .Вельегорского, Аркадия Ос. Россети, офицера Генерального штаба Скалона и семейств Карамзиной и князя Вяземского. Вне этого списка пробрался по льду в квартиру Пушкина отставной офицер путей сообщения Веревкин, имевший по объяснению А.О. Россети, какие-то отношения к покойному. Никто из посторонних не допускался. На просьбы А.Н. Муравьева и старой приятельницы покойника графини Бобринской (жены графа Павла Бобринского), переданные мною графу Строганову, мне поручено было сообщить им, что никаких исключений не допускается. Начальник штаба корпуса жандармов Дубельт, в сопровождении около двадцати штаб — и обер — офицеров присутствовал при выносе. По соседним дворам были расставлены пикеты. Развернутые вооруженные силы вовсе не соответствовали малочисленным и крайне смирным друзьям Пушкина, собравшимся на вынос тела».

После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.
«Долго ждали мы окончания церковной службы; наконец на паперти стали появляться лица в полной мундирной форме; военных было немного, но большое число придворных… В черных фраках были только лакеи, следовавшие перед гробом… Гроб вынесен был на улицу посреди пестрой толпы мундиров и салопов… Притом все это мелькнуло перед нами только на один миг. С улицы гроб тотчас же вынесен был в расположенные рядом с церковью ворота в Конюшенный двор, где находился заупокойный подвал»…
Среди многочисленных документов, связанных с похоронами Пушкина, кажется, только один стоит как бы в стороне от неприлично оживленной скорбной толкотни.
«1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т. Император Николай».
И вроде и намека нет на живое чувство в намеренно суховатом перечне, но почему-то боли от невосполнимой потери, живого сострадания семье Пушкина здесь больше, чем в самых прочувствованных соболезнованиях.

Пушкин завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, где было приобретено им место.
«3 февраля в 10 часов вечера, — пишет В.А. Жуковский, — собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани, сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих»…

Памятник на могиле А.С.Пушкина в Святогорском монастыре

А что же храм? А храм продолжил «жить»… 2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы 18 в. здесь венчался известный церковный композитор М.С.Березовский.

После 1917 г. храм сильно пострадал, был разграблен. Ввели целый ряд перепланировок, и уже в 1923 году сожгли весь церковный архив. Были сняты кресты с обоих колоколен, полностью было разграблено и внутреннее убранство храма. Ценные иконы первоначально поступили в Эрмитаж, а потом были утрачены (скорее всего просто проданы за бесценок и вывезены за пределы России). Знаменитая бронзовая люстра с 1929 года висит в здании Адмиралтейства.

Институт «гидропроект» в церкви до 1991 г.

Возвращен церкви в 1991 г. Регулярно совершаются теперь торжественные панихиды по А.С.Пушкину (6 июня и 10 февраля), идет полным ходом реставрация и уже много удалось восстановить в интерьере храма.

* * * Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

(А.С.Пушкин)

Как хоронили Пушкина. Жена поэта приехала на могилу спустя два года

День смерти Пушкина, 10 февраля, отмечается в стране как день памяти поэта. О трагических событиях дуэли и смерти в квартире на Мойке, 12, известно досконально. А вот дальнейшая история — отпевания и особенно похорон в Святых Горах — уже не так знакома.

Под стражей

Пушкин скончался 29 января (по старому стилю) в 2 часа 45 минут пополудни. Отпевание было назначено на 1 февраля в Исаакиевском соборе, были даже выданы специальные «билеты». Однако накануне ночью тело из квартиры перенесли в Конюшенную церковь — Пушкин был её прихожанином. Как вспоминал Жуковский: «В минуту выноса, на который собрались не более десяти ближайших друзей, жандармы заполнили ту горницу, где мы молились об умершем. Нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей, проводили тело до церкви».
Пришедшие к Исаакиевскому собору люди нашли его запертым, но молва быстро распространила известие о том, где будет отпевание. Вскоре площадь вокруг Конюшенной церкви «представляла собой сплошной ковёр из человеческих голов», мужчины стояли без шапок.

В храм пускали только по «билетам». Когда кончилось отпевание, гроб вынесли из храма, перетащили через соседние ворота в заупокойный подвал. «Всё мелькнуло перед нами на один только миг», — писал студент-очевидец. Студентам, кстати, строго запретили в этот день покидать занятия.

Гроб поставили «в особо устроенной комнате, где в ту пору хранилась погребальная колесница, на которой привезено было из Таганрога тело покойного императора Александра I».

А. С. Пушкин 29 января 1837 (гравюра Л. А. Серякова, 1880) Фото: Commons.wikimedia.org

Последние спутники

3 февраля ночью тело Пушкина тайно увезли в Псковскую губернию, где находилось родовое имение семьи — Михайловское. За год до смерти Пушкин похоронил в этих местах, в Святогорском монастыре, мать и купил место для себя. Гроб в специальном ящике обернули рогожей, поставили в простую телегу без кузова, называемую дроги, и завалили соломой.

Сопровождать тело поэта Николай Первый повелел Александру Тургеневу, приятелю Александра Сергеевича. Единственным по-настоящему близким к Пушкину человеком оказался его слуга Никита Козлов — «дядька», который был приставлен ещё к мальчику Саше и находился рядом с барином всю жизнь. Тургенев так описал процессию: «Я с почтальоном — в кибитке позади тела. Жандармский капитан впереди покойного. Дядька стал на дрогах и не покидал его до самой могилы. Морозы в тот год стояли лютые. А Никита как встал на задок возка, припав головой к гробу, так и застыл». Жандарм Ракеев вспоминал: «Смотреть было больно, так убивался. Не отходил почти от гроба, не ест, не пьёт».

До Святых Гор домчались всего за 19 часов, благодаря подорожной, выданной самим императором: кортеж мог не останавливаться на каждой станции, а ехать «поспешно». 5 февраля вечером прибыли в Святогорский монастырь. Похороны состоялись 6 февраля в 6 часов утра. Тургенев вспоминал: «Немногие плакали.
Я бросил горсть земли, выронил несколько слёз. Предложили мне поехать в Михайловское. Мы вошли в домик поэта… Всё пусто. Дворник, жена его плакали».

Более подробные воспоминания оставила Екатерина Осипова — дочь приятельницы Пушкина, хозяйки Тригорского, Прасковьи Александровны, которая в те дни была нездорова. «Мы обе — сестра Маша и я — поехали, чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких. Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни похоронили Александра Сергеевича в присутствии Тургенева и нас, двух барышень. Уже весной, когда начало таять, распорядился настоятель монастыря отец Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно». Действительно, поначалу в промёрзшей земле выдолбили лишь небольшое углубление и закидали гроб снегом.

Кирпичный склеп в земле для «окончательных похорон» был сделан на средства Прасковьи Александровны Осиповой. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приехала только через два года, в 1839-м.
Памятник она установила в 1841 году.

Памятный обелиск на месте дуэли Пушкина, ст.м. Чёрная речка, Санкт-Петербург. Фото: Commons.wikimedia.org

10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. На Мойке 12 в этот день читают его стихи, зажигают свечи… А мы рассказываем о храме, где великого русского поэта отпевали в феврале 1837 года.

История Конюшенной церкви начинается с создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и прочими дворами, как это было принято в Англии.

Конюшенный двор был сооружен в 1720 – 1724 гг. по проекту архитектора Н.Гербеля.

В постройках двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

В 1736 году в связи с желанием служащих придворных конюшен иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела возвести здесь церковь. Именно тогда в помещении над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного (её автором источники указывают Доменико Трезини). Освятили церковь в 1737 году.

В 1746 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь (освящена в 1747 году).

К началу XIX века старый храм обветшал, и в 1817-1823 годах здание перестраивалось по проекту архитектора В. П. Стасова. До перестройки Конюшенного двора церковь располагалась в двухэтажном служебном помещении. В.П.Стасов предложил разместить храм на втором этаже над главными воротами, с этим предложением согласились зодчие К. Росси и А. Модюи.

Для оборудования церкви в старых стенах пришлось устроить новые оконные и дверные проёмы. Некоторые стены сносились, строились новые. В 1823 г. церковь была отстроена и заново освящена. Здание стало доминирующим сооружением Конюшенной площади. Храм завершался пологим куполом и круглыми звонницами. Стройный четырехколонный портик ионического ордера установлен в глубокой лоджии, позже заложенной.

Фасад храма украсили барельефы «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста», выполненные выдающимся мастером В. И. Демут-Малиновским (http://www.nrfmir.ru/ru/content/skulptory-peterburga-vi-demut-malinovskiy)

Одной из главных святынь храма был большой Нерукотворный образ Спасителя, привезенный из Константинополя и переданный церкви при Анне Иоанновне; тогда же из Константинополя были привезены иконы Знамения Пресвятой Богородицы и плащаница, вышитая шелками и жемчугом.

Интерьер Конюшенной церкви создавали художники С. А. Бессонов и Ф. П. Брюлло, лепщик Н. П. Заколупин. Иконостас был изготовлен скульптором-резчиком П. Крейтаном.

Великолепны были также царские врата работы А.Е.Егорова, образ Архангела Михаила, написанный В.К.Шебуевым, и шесть восьмиугольных икон Двунадесятых праздников кисти Ф.П.Брюлло. Помимо икон иконостаса, стены и пилоны церкви украшало более 140 икон.

Интерьер храма украшают десять дорических колонн, которые поддерживают хоры по его сторонам. Восемь из них кирпичные, а две деревянные, облицованные жёлтым мрамором.

Наконец, особой достопримечательностью храмового убранства была грандиозная люстра главного купола на 108 свечей, созданная известным английским мастером Джоном Банистером из серебро-аппликированной меди с украшениями из серебра. Люстра представляла собой чашу, по краям ее располагалось сто четырнадцать шандалов и шесть небольших чаш, висящих на кронштейнах. Вес этого сложного трехъярусного сооружения составлял «всего 22 пуда», а его высота достигала четырех метров, при общей ширине светильника два с половиной метра.

В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена «печальная колесница» Александра I, на которой тело императора привезли из Таганрога. Позднее колесница была передана в Конюшенный музей.

Издатель П. П. Свиньин так описывал церковь: «Внутренность храма освещается 17 большими окнами, сверх того верхними окнами особо, а алтарь одним, в котором вставлено жёлтое стекло, изливающее свет наподобие солнечного сияния.
Широкая правильная колоннада составляет вход и как бы преддверие сего великолепного храма. Выйдя из сей первой части его, взор поражается богатством и красотою иконостаса, образующего полуциркульную выпуклость. И если изящество его резьбы привлекает прежде всего внимание зрителя, то серьёзное и продолжительное удивление обратит на себя живопись иконостаса».

История Конюшенной церкви неотделима от истории отечественной и мировой культуры. 8 февраля 1937 года произошла дуэль между А.С.Пушкиным и Ж.Дантесом. Смертельно раненый поэт провел свои последние часы в доме на Мойке 12.

Перед смертью Пушкина исповедовал священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий. По свидетельству кн. П.А.Вяземского, выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: «Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!»

«В течение трёх дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пёстрою толпою вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях <…>», – вспоминала княгиня Ек.Н. Мещерская-Карамзина.

За три дня, пока гроб с телом поэта стоял в его доме, с ним пришли попрощаться 32 тысячи человек.

Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе. Однако Исаакиевский собор только строился и там не было места, Исаакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Статус же Конюшенной церкви был придворный, и необходимо было «особенное позволение» императора на отпевание в ней. Николай I это позволение дал.

Площадь перед зданием храма, по свидетельству очевидцев этого печального дня, напоминала «сплошной ковер из человеческих голов». Но доступ в саму церковь в этот день строго ограничили.

С. Н. Карамзина писала брату:

«Конюшенная церковь не велика, и туда впускали только тех, у кого были билеты, то есть почти исключительно высшее общество и дипломатический корпус, явившийся в полном составе.<…>

Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, едва только кончилось богослужение и открыли двери; и ссорились, давили друг друга, чтобы нести гроб в подвал, где он должен был оставаться, пока его не повезут в деревню. Один очень хорошо одетый молодой человек умолял Пьера (Мещерского) позволить ему хотя бы прикоснуться рукой к гробу, тогда Пьер уступил ему своё место, и тот со слезами его благодарил».

После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.

В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения – в Святогорский монастырь в Псковской губернии, где поэт завещал себя похоронить. За год до смерти Пушкин похоронил в Святогорском монастыре мать и купил место для себя. Гроб с телом поэта в специальном ящике обернули рогожей, поставили в простую телегу без кузова и укрыли соломой.

Сопровождать тело поэта Николай I повелел Александру Тургеневу, приятелю Александра Сергеевича. Единственным по-настоящему близким к Пушкину человеком оказался его слуга Никита Козлов – «дядька», который находился рядом с барином всю жизнь и неизменно сопровождал его. Он же провожал поэта и в последний путь.

Тургенев так описал процессию: «Я с почтальоном – в кибитке позади тела. Жандармский капитан впереди покойного. Дядька стал на дрогах и не покидал его до самой могилы. Морозы в тот год стояли лютые. А Никита как встал на задок возка, припав головой к гробу, так и застыл».

До Святых Гор домчались всего за 19 часов, благодаря подорожной, выданной самим императором: кортеж мог не останавливаться на каждой станции, а ехать «поспешно». 5 февраля вечером прибыли в Святогорский монастырь. Похороны состоялись 6 февраля в 6 часов утра, еще затемно. Тургенев вспоминал: «Немногие плакали. Я бросил горсть земли, выронил несколько слёз. Предложили мне поехать в Михайловское. Мы вошли в домик поэта… Всё пусто. Дворник, жена его плакали».

Так завершился земной путь великого русского поэта. А земля, где покоится его прах, стала местом паломничества. В наши дни Пушкинские горы – заповедник, хранящий память о Пушкине – ежегодно посещают сотни тысяч людей.

Но вернемся к Конюшенной церкви. В 1857-1862 годы архитектор П.Садовников произвел перестройку церкви. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Тогда же была обновлена роспись стен храма М. Н. Трощинским.

В 1878 году в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырёх образов.

После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, в мае 1923 года – закрыта. Иконостас был вывезен в Музей отжившего культа, а архив сожжён. Вскоре здесь открыли Клуб конной милиции. Памятная доска на фасаде Конюшенной церкви напоминает о том, что «В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ», 28-е отделение милиции и НИИ «Гидропроект». Библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены. Сохранился уникальный светильник: до 1990-х годов люстра украшала вестибюль главного корпуса Адмиралтейства.

Новая община Конюшенной церкви образовалась в 1989 году. В 1999 году была проведена реставрация, воссоздан иконостас, из Адмиралтейства вернули паникадило. Восстановлением иконостаса занимался мастер Пикалов, новые образа написал В. Г. Корбан. Торжественное освящение храма состоялось 14 мая 2000 года.

Сегодня Конюшенная церковь – действующая православная церковь Спаса Нерукотворного Образа. Каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину

В церкви, где отпевали Пушкина, будет отслужена панихида

Санкт-Петербург, 8 февраля 2006 г.

Торжественное памятное собрание, которое проводится ежегодно, 10 февраля 2006 года состоится во дворе дома № 12 на Мойке при стечении общественности. В собрании примут участие представители творческой интеллигенции, правительства России, администрации Санкт-Петербурга, иностранные гости. Эта памятная дата является значительным событием в истории России и в жизни Всероссийского музея А.С.Пушкина.

В дом на Мойке в 1837 году привезли смертельно раненого Пушкина после роковой дуэли. Сюда, к дверям пушкинской квартиры, приходили жители и гости Санкт-Петербурга, чтобы узнать о состоянии здоровья поэта. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) в 2:45 пополудни остановилось сердце поэта. “Солнце нашей поэзии закатилось”, – писали в одной из газет того времени. В 1925 году за Музеем-квартирой А.С.Пушкина был официально закреплен статус музея. С тех пор не прекращается традиция приходить на Мойку поклониться памяти поэта, сообщается на сайте «Музеи России».

В преддверии этой даты 5 февраля в Музее-Лицее (г. Пушкин, Садовая ул., 2) состоялось открытие выставки тисненных фотокартин Елены Егоровой ““Приют задумчивых триад”. Пушкинские усадьбы и парки”. А после открытия – литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти А.С.Пушкина.

8 февраля в 16:00 в фойе концертного зала Всероссийского музея А.С.Пушкина (наб. реки Мойки, 12) состоится открытие выставки “Живопись Василия Шиханова” (справки по тел. (812) 314-81-25).

9 февраля на Мойке, 12 в 11:00 будет проводиться научная конференция II Беляевские чтения “Музей в контексте эпохи” (справки по тел. (812) 314-75-88).

10 февраля 2006 года в 14:30 традиционно будет проводиться торжественная церемония во дворе музея на Мойке, 12. Слово о Пушкине скажут директор Всероссийского музея А.С.Пушкина С.М.Некрасов, и.о. директора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Ю.М.Прозоров, поэт, исполнитель, академик РАН А.М.Городницкий, заведующая мемориальным музеем-квартирой А.С.Пушкина Г.М.Седова. В церемонии примут участие деятели литературы и искусства, представители администрации Санкт-Петербурга. Прозвучат стихи поэта и музыка композиторов пушкинского времени в исполнении засл. артиста России Алексея Емельянова и детского хора Государственной телерадиокомпании “Петербург” под управлением засл. деятеля искусств Станислава Грибкова. В 14:45 будет объявлена минута молчания. После торжественной церемонии в 15:45 в концертном зале музея состоится демонстрация фильмов, посвященных А.С.Пушкину (справки по тел. (812) 312-08-29).

10 февраля мемориальный музей-квартира А.С.Пушкина и основная литературно-монографическая экспозиция “А.С.Пушкин. Жизнь и творчество” открыты для посетителей с 10:30 до 13:.45 и по окончании памятного собрания до 17:00. В этот день по музею-квартире А.С.Пушкина посетители традиционно пройдут тем маршрутом, каким шли современники поэта в последние дни января 1837 года.

Сотрудники музея проводят пешеходную экскурсию “Последний путь Пушкина” (от дома на Мойке, 12 к церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, где отпевали поэта).

10 февраля в этом храме также служится панихида.

>Над главными вратами. Чем знаменита Конюшенная церковь

Плащаница из Византии

22 февраля 1857 года здесь отслужили панихиду в память о композиторе Михаиле Глинке, который скончался в Берлине 3 февраля 1857 года. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Ещё ранее, в 1826 году, на первом этаже церкви была помещена траурная колесница, на которой привезли тело императора Александра I из Таганрога, где он умер. В 1878 году на этом месте была установлена часовня с иконостасом из четырёх образов.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа построена в 1736 году по просьбе служителей Конюшенного ведомства. Государыня Анна Иоанновна не только одобрила просьбу, поручив разработку проекта архитектору Николаю Гербелю, но и выписала из Византии бесценные христианские святыни: Образ Спаса Нерукотворного, шитую шёлком Плащаницу и икону «Знамение». Поначалу построили деревянную церковь, а спустя десять лет на её месте возвели каменный храм.

В 1817-1823 годах его перестроили по приказу Александра I, который уделял большое внимание городскому строительству. Старая церковь, по мнению государя, не соответствовала новому облику столицы.

Проект нового храма разработал Василий Стасов. Коренной москвич, ученик зодчего Василия Баженова, он трудился в Петербурге с 1811 года. Именно ему принадлежит идея разместить храм на втором этаже Конюшенного двора над главными воротами. Капитальные строительные работы были завершены в 1822 году. Главный церковный зал украсили десять колонн. Его освещала четырёхметровая люстра, изготовленная английским мастером Джоном Банистером.

Клуб для чекистов

Именно в этой церкви 1 февраля 1837 года отпевали Александра Сергеевича Пушкина. Церковь с трудом вместила всех желающих проститься с поэтом. Впускали не всех. Конюшенная площадь была заполнена народом, пришедшие поклониться праху спорили за право нести гроб. После отпевания гроб с телом поместили в подвал, а ночью 4 февраля отправили к месту погребения в Святогор-ский монастырь.