Где похоронен иоанн креститель
Содержание
- Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи
- Масада
- Описание
- История
- Византийский монастырь на территории Масады
- Ссылки
- Обезглавливание Иоанна Крестителя (Караваджо)
- Композиция
- История создания
- Примечания
- За что Иоанн Предтеча лишился головы?
- Кто такой Иоанн Предтеча?
- В чём смысл праздника?
- Текст книги «Откровения ангелов-хранителей. Путь Иисуса»
- Смерть Иоанна Крестителя
- Иисус в Назарете. «Нет пророка в своем отечестве»
- К Иисусу приходят его мать, братья и сестры
- Ловцы душ человеческих
- Укрощение бури
- Иисус исцеляет бесноватого в Гадаринской области
- Иисус узнает о смерти Иоанна Крестителя
- Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода
- Насыщение людей пятью хлебами и двумя рыбами
- Сколько людей жило в Иерусалиме во времена Иисуса
- Шествие Иисуса по воде к ученикам
- Новые темы:
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи
Тимофей Китнис в роли ведущего в документальном сериале “Неизвестная Европа” с главой Иоанна Крестителя в руках. Амьен, Франция
История честной главы Иоанна Предтечи– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.
Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.
Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.
Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия. Фото www.wikipedia.org
Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть – и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).
Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена – он видел только лицевую часть.
Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.
С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене – и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли – Людовик Святой, его сын Филипп Отважный – и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.
Фото www.thomas-tdf.de
В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.
Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.
Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.
Читайте также другие материалы об Иоанне Предтечи
Масада
У этого термина существуют и другие значения, см. Масада (значения).
Крепость
Израиль
Южный округ
Masada
(Масада)
№ 1040 в списке объектов всемирного наследия (en)
iii, iv, vi
Иудейская пустыня
2001 (25-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе
Маса́да (ивр. מצדה, мецада́ — «крепость») — древняя крепость у юго-западного побережья Мёртвого моря, в Израиле. Недалеко от города Арад, у шоссе Эйн-Геди — Эйн-Бокек. Масада внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стены крепости.Канатная дорога.Внутри крепости.
Описание
На вершине одной из скал Иудейской пустыни, поднимающейся на 450 метров над Мёртвым морем, в 25 году до н. э. царь Ирод I Великий, потомок идумеев, принявших иудаизм, построил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода постройки 37—31 годов до н. э. В крепости сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота.
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. С запада к крепости можно подняться по тропе, проложенной по сооруженной римлянами искусственной насыпи (примерно за 30 минут). Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600 на 300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен. На плато были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.
Одна из наиболее поразительных находок — синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана. Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.
У начала змеиной тропы предусмотрена парковка для автомобилей. Есть туристический информационный центр, где можно купить билеты для посещения крепости и для подъёма на фуникулере. В информационном центре открыт музей с археологическими находками, обнаруженными при раскопках. В крепости проводят концерты и различные массовые культурные мероприятия.
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. |
История
В 66 году н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был уничтожен. В 67 году н. э. в Масаде обосновались сикарии, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну. В 70 году н. э., после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось тысяча человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду ещё три года.
Около девяти тысяч рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана. Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.
Согласно книге Иосифа Флавия, в ночь на 15-е нисана (первый день праздника Песах): Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми — предпочесть смерть мучительному и позорному рабству (отрывок их речи Элазара бен Яира, произнесённой в ночь падения Масады (Иосиф Флавий, Иудейская Война, VII, 320—336)):
«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев — вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству — как и постановили заранее….»
В своём описании Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жён и детей, а затем по жребию друг друга.
«…затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя…Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти» (VII, 9,1)
Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой.
Таким образом последний очаг еврейского сопротивления был ликвидирован. На территории Масады разместился римский легион.
Сопоставление еврейских и римских исторических хроник, а также археологические находки на территории крепости, в числе которых — каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, косвенно это подтверждают.
Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 году. Основательные же раскопки были проведены в 1963—1965 годах. С 1971 года на Масаде действует канатная дорога, соединяющая подножие скалы с её вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.
Византийский монастырь на территории Масады
На территории крепости находятся развалины византийского монастыря. С конца XIX столетия исследователем М.-Ж. Лагранжем (Marie-Joseph Lagrange, 1855—1938) предложено идентифицировать развалины как лавру Марда. Той же точки зрения придерживались известные исследователи Delau, Abel, Festugière, Chitty, Hirschfeld.
На указанной территории находилась церковь, построенная Евфимием Великим и существовавшая ещё во времена Кирилла Скифопольского (около 550 г.). Во второй половине VI века на месте указанной церкви располагалась уже другая церковь, развалины которой были обнаружены в крепости при археологических раскопках. Видимо, именно к этому времени, монашеское поселение в Масаде стало лаврой. Существование лавры на рубеже VI и VII веков (около 580—600 гг.) описано блаженным Иоанном Мосхом:
«Недалеко от Мертвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес (в лат. переводе Мардес. — С.), на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мертвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за овощами (лат. пер.: за маслинами. — С.), они взнуздывали осла и говорили ему: „Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами“. Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому»
— «Луг Духовный», новелла 158.
Существовала лавра предположительно до VII века.
> См. также
- Иудейская война
- Иосиф Флавий
- Задача Иосифа Флавия
- Гамла
> Примечания
- Масада // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Микловиц, Глория. Масада: последняя твердыня. М., Текст, 2010.
Ссылки
- Подробный рассказ с анализом событий и находок
- Масада — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Трёхмерный обзор Масады
- Масада
- Панорама Масады
- Барух Пасынков: «Масада больше не падет»
- Национальный парк Масада
- Масада
- Старый город Акко
- Белый город в Тель-Авиве
- Библейские холмы
- Мегиддо
- Хацор
- Беэр-Шева
- «Путь благовоний» в пустыне Негев
- Халуца
- Мамшит
- Авдат
- Шивта
- Священные места бахаев в Хайфе и Западной Галилее
- Всемирный центр бахаи
- Всемирный дом справедливости
- Усыпальница Бахауллы в Бахджи
- Памятники антропогенеза у горы Кармель
- Пещеры Мареши и Бейт-Гуврина в Иудейской долине
- Некрополь Бейт-Шеарим
- Старый город и крепостные стены Иерусалима
Обезглавливание Иоанна Крестителя (Караваджо)
Караваджо
Обезглавливание Иоанна Крестителя. 1608
итал. Decollazione di San Giovanni Battista
Холст, Масло. 361 × 520 см
Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Медиафайлы на Викискладе
«Обезглавливание Иоанна Крестителя» — картина итальянского художника Караваджо, написанная в 1608 году на Мальте. Единственная известная на данный момент картина с его подписью.
Композиция
На картине изображена казнь Иоанна Крестителя в присутствии Саломеи, приготовившей для его головы золотое блюдо. Стоящая рядом женщина, идентифицируемая как Иродиада или просто случайная свидетельница, с ужасом наблюдает, как надзиратель приказывает палачу довершить казнь отсечением головы Иоанна кинжалом. Данная сцена, популярная у итальянских художников вообще и у Караваджо в частности, упоминается в Библии лишь косвенно, и вероятнее всего позаимствована из сборника «Золотая легенда».
Как и прочие работы позднего творчества Караваджо, картина характерна минимумом деталей и реквизита. Размеры полотна позволили изобразить персонажей примерно в натуральную величину, несмотря на то, что значительная часть картины представляет собой пустое пространство.
Согласно книге искусствоведа Джона Варриано «Караваджо: искусство реализма» (2006) фоном для картины послужило изображение тюрьмы из уложения о наказаниях Ордена госпитальеров .
История создания
Подпись художника в крови Иоанна Крестителя
Картина написана в 1608 году в качестве алтарной по заказу мальтийского Ордена госпитальеров, кавалером которого Караваджо стал в том же году, и является самой большой из всех алтарных картин мастера. Со времени написания она постоянно находится в соборе Святого Иоанна на Мальте, для которого и создавалась. Служба в Ордене оказалась для Караваджо недолгой — вскоре он вновь оказался в тюрьме за преступление, записей о котором не сохранилось, однако ему удалось осуществить побег с острова. Спустя полгода после принятия в Орден он был заочно лишён сана мальтийского рыцаря с формулировкой «гнилой зловонный орган». Церемония прошла в Оратории — том же самом зале, где находилось творение Караваджо.
Тема казни Иоанна Крестителя была продолжена художником в последующих работах. Одна из них находится в Лондонской национальной галерее, другая — в Королевском дворце в Мадриде. Возможно, Караваджо намеревался отправить какую-то из картин в дар Великому магистру Ордена Алофу де Виньякуру, чтобы заслужить его прощение, но точных сведений об этом нет.
«Обезглавливание Иоанна Крестителя» дошла до нашего времени в очень плохом состоянии, пройдя реставрацию только в 1950-е годы к знаменитой выставке в Риме 1955—1956 годов, обратившей к работе значительный интерес.
Во время реставрационных работ на картине была обнаружена подпись автора, символически помещённая им под лужей крови раненного Иоанна, и которая немедленно стала предметом дискуссий. Одни считают, что Караваджо подписался f. Michelang.o (где f означает его принадлежность к братству Ордена), но более распространено мнение, что подпись гласит «Я, Караваджо, сделал это», подразумевая собой признание в преступлении — возможно, в убийстве Рануччо Томассони в 1606 году, из-за которого художнику пришлось бежать из Рима.
Примечания
- Юноша с корзиной фруктов (1593)
- Больной Вакх (1593)
- Гадалка (1594)
- Мальчик, укушенный ящерицей (1594)
- Шулера (1594)
- Музыканты (1595)
- Лютнист (1595)
- Отдых на пути в Египет (1595—1596)
- Вакх (1596)
- Медуза (1597)
- Юдифь и Олоферн (1598)
- Призвание апостола Матфея (1600)
- Мученичество святого Матфея (1600)
- Распятие Святого Петра (1601)
- Обращение Савла по дороге в Дамаск (1601)
- Святой Матфей и ангел (1602)
- Неверие апостола Фомы (1602)
- Ужин в Эммаусе (1602)
- Амур-победитель (1602)
- Поцелуй Иуды (1602)
- Иоанн Креститель (1602)
- Жертвоприношение Исаака (1603)
- Положение во гроб (1603)
- Иоанн Креститель в пустыне (1604)
- Мадонна ди Лорето (1604—1606)
- Смерть Марии (1606)
- Ужин в Эммаусе (1606)
- Молитва Святого Франциска (1606)
- Семь деяний милосердия (1607)
- Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608)
- Пишущий Святой Иероним (1608)
- Давид с головой Голиафа (1609—1610)
За что Иоанн Предтеча лишился головы?
Обратимся к первоисточникам и представим достоверное описание кончины Иоанна Предтечи, которое нам оставили ученики Христа, писатели первого века Матфей, Марк, Лука.
После смерти Ирода Великого, того правителя, что пытался убить младенца Христа, римские власти разделили территорию Палестины на четыре части, в каждой из которых назначили правителем своего ставленника. Ирод Антипа, о котором и пойдёт речь, получил от императора Августа в управление Галилею. Он оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата.
Этот самый Ирод приказал взять под стражу Иоанна и бросить его в тюрьму из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа, на которой он женился. Иоанн говорил Ироду: «Нельзя тебе жить с женой брата». Ирод боялся Иоанна, он знал, что Иоанн — праведный и святой человек, и берёг его. Ему нравилось слушать его, хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение.
Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Иисус, он послал своих учеников спросить у Него: «Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?». Иисус ответил им: «Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите: слепые снова видят, калеки ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, бедным возвещают Благую Весть. И счастлив тот, кто во Мне не усомнится».
«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос). Commons.wikimedia.org
Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «Зачем вы ходили в пустыню? Посмотреть на тростник, как он под ветром колышется? Думали увидеть человека в пышной одежде? Но люди в пышных одеждах живут во дворцах. Кого же вы думали увидеть? Пророка? Да, вы видели пророка, и, говорю вам, он больше, чем пророк. Не было никого во всём роде человеческом, кто был бы выше Иоанна».
Иродиада, ненавидящая Иоанна, добивалась его смерти, но ничего не могла поделать. Подходящий случай выдался в день рождения Ирода, когда тот устроил пир для вельмож, военачальников и галилейской знати. Туда явилась дочь Иродиады, и пляска её так понравилась Ироду и гостям, что царь сказал ей: «Проси у меня чего пожелаешь. Всё дам, чего ни попросишь, до половины царства!». Она, спросив у матери, требовала сейчас же принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь сильно опечалился, но не решился ей отказать из-за клятвы, данной перед гостями. Он тут же послал телохранителя и приказал принести ему голову. Тот отрубил в тюрьме Иоанну голову и принес её на блюде. Ученики Иоанна, узнав об этом, пришли, забрали тело и похоронили.
Если не знать предыстории, если не понимать той миссии, что нёс Иоанн Предтеча, то представленное описание казни выглядит почти безысходным. Особую грусть вносит честное свидетельство о недоумениях Иоанна относительно Христа, а значит, и относительно смысла того свидетельства и служения, что совершал Иоанн до своего ареста.
«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо). Commons.wikimedia.org
Кто такой Иоанн Предтеча?
По свидетельству евангелистов, Иоанн родился от престарелых родителей за полгода до рождества Христова. Отец его был из священнического рода и во время богослужения в Иерусалимском храме ему было откровение от Бога, что, несмотря на бездетность, у них на склоне лет родится сын: «Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовёшь его Иоанном. Он даст тебе великую радость, и многие будут радоваться его рождению. Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни пива, но исполнится Духа Святого с самого рождения. Многих из народа Израиля вернёт он Господу, их Богу». Так и случилось.
Иоанн Креститель, картина Эль Греко. Фото: Commons.wikimedia.org
О детстве и юности Предтечи ничего не известно. Как и о Господе Иисусе Христе. Повествование о них начинается с 30-летнего возраста. Дело в том, что по древним израильским законам только на тридцатом году жизни человек мог стать учителем, только с этого периода его голос, его мнение могли быть услышаны и приняты народом. Поэтому и Иоанн, и Христос неукоснительно соблюдают это предписание, о чём и говорят евангелисты, подчёркивая легитимность их проповедей и учений.
За полгода до начала проповеди Иисуса Христа в малонаселённых, пустынных землях израильской страны появился удивительный человек. Сейчас бы его назвали аскетом. Это и был Иоанн Предтеча. Он вёл одинокий, безупречный в нравственном и религиозном отношении образ жизни, носил простую, недорогую, грубо пошитую одежду из верблюжьего волоса и питался только тем, что давала ему окружающая скудная природа: сушёными кузнечиков (так называемыми акридами) и мёдом диких пчёл.
Иоанн призывал людей к покаянию, то есть осмыслению своей жизни, признанию своих грехов и стремлению жить более нравственно, исполняя заповеди Божьи. Как знак свершившегося духовного очищения, Предтеча крестил людей, то есть окунал их в воды реки Иордан, за что и получил прозвище Креститель. В проповеди Иоанна не было бы ничего особенного для тех времён, если бы не свидетельство, что он послан подготовить пришествие Мессии Спасителя, что требуемое им раскаяние — это не самоцель, а лишь подготовка к встрече с Тем, кого можно узнать, понять и, самое важное, принять только через раскаяние, через отказ от зла и стремление к жизни с Богом.
Иоанн называл себя не более чем голосом вопиющего в пустыне. Не самим вопиющим, то есть кричащим, но лишь голосом, подразумевая, очевидно, что к людям через него обращается сам Бог.
В чём смысл праздника?
Иисус Христос очень высоко ценил Иоанна. Мы уже видели, что Он называл его главнейшим из пророков, величайшим из рождённых женщинами. И дело тут не только в удивительных личных качествах Иоанна: его вере, его аскезе. Думаю, дело прежде всего в трудности, почти неисполнимости того служения, что нёс Иоанн.
Предтеча являет нам удивительный пример веры и, главное, понимания своего места и роли. Главная миссия Иоанна была исполнена в день крещения им Христа. Имевший безусловный духовный авторитет в народе Иоанн встречает Иисуса, свидетельствует о нём как о Мессии и недвусмысленно даёт понять о своём «умалении» и начавшемся «возрастании» Христа. Часть учеников Иоанна по прямому указанию его становятся первыми учениками Иисуса.
Мало кто прославился принятием такой миссии и доведением её до конца. Быть не более чем чьим-то голосом, который должен умолкнуть с приходом говорящего, — это очень непросто. Представьте себе: Иоанн всего за полгода прославился на всю страну, обрёл уважение и авторитет в народе настолько, что его совету внимали и воины, и учителя религиозного закона, и цари. По сути, он стал религиозным лидером, объединившим вокруг себя множество людей. И от всего этого он должен был отказаться, направить своих учеников и последователей к Тому, предтечей, провозвестником Кого он послан быть — ко Христу. Иоанн не просто возвеститель воли Божьей, он тот, кто с самого начала пошёл на жертву, с самого начала жил ради того, чтобы прославился другой.
Церковь именует Иоанна Предтечу последним пророком и первым мучеником. И действительно, Иоанн оказался как бы на грани двух эпох. С одной стороны, он исполнил пророческое служение, возвещая людям волю Божью, подготавливая приход Иисуса. С другой стороны, он пострадал за Божью правду, за своё служение Христу.
Празднуя «Усекновение главы Иоанна Предтечи» христиане вспоминают великого человека, его жизнь и кончину, учатся у него вере в Бога, доверию Богу, стремлению исполнить своё предназначение до конца. Но это в общем. Думаю, что непосредственно для нашего времени, когда страх сковал сердца и волю многих людей, важно свидетельство об Иоанне как о непримиримом возвестителе правды и обличителе зла и неправды.
P.S. К сказанному надо упомянуть, что день «Усекновения главы Иоанна Предтечи» — постный. Православные христиане призваны воздержаться от мясных и молочных продуктов и тем на деле почтить память великого праведника. В народе есть поверье, что недопустимо есть ничего круглого. Этот обычай порождён простым необразованным народом и не имеет никакого отношения к церковной дисциплине. Можно предположить, что это отголоски языческого прошлого наших предков.
Вероучению Православной Церкви, богослужению и праздникам будет посвящён православный лекторий для молодежи при Политехническом музее г. Москвы.
СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.
— Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, — говорил царь Ирод.
Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.
— Нет, это Иоанн Креститель, — твердил царь Ирод.
В свое время заключил царь Ирод Иоанна Крестителя в темницу из-за Иродиады, жены своей. Когда-то она была женой брата Ирода — Филиппа, а Иоанн говорил царю Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата своего». За эти слова Иродиада хотела убить Иоанна, но Ирод не позволял, ибо боялся праведности и святости своего узника. Царь Ирод с удовольствием слушал его и многое делал по слову Иоанна Крестителя.
Однажды созвал царь Ирод пир по случаю дня своего рождения. И на этом пиру дочь Иродиады так хорошо танцевала, что Ирод пообещал ей исполнить все, что она захочет. «Чего просить?» — спросила дочь Иродиаду. «Проси голову Иоанна Крестителя». Подошла дочь Иродиады к Ироду и сказала: «Хочу, чтобы ты мне сию минуту дал на блюде голову Иоанна Крестителя». Опечалился царь, но перед гостями не хотел нарушить своего слова. Послал Ирод оруженосца за головой Иоанна. Пошел оруженосец в темницу, отсек голову и отдал на блюде девице, а та поднесла матери своей. Узнали о том ученики Иоанна Крестителя и похоронили тело учителя своего.
КАК БЫЛИ НАКОРМЛЕНЫ ТЫСЯЧИ
Собрались апостолы к Иисусу и рассказали ему все, что они сделали и чему научили людей.
— Идите в пустынное место и отдохните немного, — молвил Иисус.
Узнали о том люди, побежали вослед, а некоторые шли впереди Иисуса. Сжалился над ними учитель, потому что были они как овцы без пастуха, стал учить их и говорил им до самого вечера.
— Нужно послать людей в окрестные деревни и селения, пусть купят себе хлеба, — решили апостолы.
— Вы дайте им есть, — ответил Иисус.
— У нас только пять хлебов и две рыбки, — сказали ученики.
— Рассадите всех на траве.
Сели люди на траву рядами по сто и пятидесяти — пять тысяч человек, кроме детей и женщин.
Взял Иисус пять хлебов и две рыбы, поглядел на небо, благословил хлеб и разломил.
Потом роздал хлеб и рыбу ученикам, и те разламывали и передавали дальше, и остальные разламывали, ели и дальше передавали, пока все не насытились. Стали потом собирать остатки, и остатков набралось двенадцать коробов.
ПО МОРЮ КАК ПО СУХУ
После того велел Иисус ученикам сесть в лодку и отправиться на другую сторону, пока он будет говорить с народом. Отпустив народ, взошел Иисус на гору помолиться и вечером оставался там один.
Лодка с учениками была уже на середине озера, и било ее волнами, потому что поднялся встречный ветер.
В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус прямо по воде. Апостолы увидели его, подумали, что это призрак, и от страха вскричали.
— Успокойтесь, — сказал им Иисус. — Это я.
— Если это ты, Господи, повели мне прийти к тебе по воде, — обратился к Иисусу Петр.
— Иди, — сказал Иисус.
Сделал Петр несколько шагов, но потом испугался ветра и начал тонуть.
— Спаси меня, Господи! — закричал Петр.
Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал:
— Маловерный! Зачем ты усомнился?
И когда вошли они в лодку, ветер утих.
ПЕТР
— За кого меня принимают люди? — спросил Иисус своих учеников.
— Одни за Иоанна Крестителя, другие за пророка Илию, а иные еще за какого пророка.
— А вы за кого меня принимаете?
— Ты — Христос, Спаситель, Сын Бога, — сказал Петр.
— Блажен ты, Петр, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Небесный. И я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на камне этом я воздвигну церковь мою, и никто ее не одолеет. Тебе я дам ключи от Царства Небесного, и все, что ты свяжешь на земле, будет связано и на небесах, а все, что развяжешь на земле, и на небе будет развязано.
Тогда запретил Иисус ученикам рассказывать кому бы то ни было, что он — Спаситель.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Текст книги «Откровения ангелов-хранителей. Путь Иисуса»
Смерть Иоанна Крестителя
Иродиада, жена царя, тайно подслушивала все разговоры Ирода с Иоанном Крестителем и подсматривала за ними через специальное устройство в стене.
Ее пугала способность Иоанна видеть невидимое, знать все тайное. Дело в том, что Иродиада была гулящей женщиной, мужа своего она не любила, и у нее был молодой любовник. И каждый раз, прислоняясь ухом к потайному устройству, Иродиада с замиранием сердца ждала, что сейчас Иоанн расскажет царю о ней всю правду.
Иоанн был мудр и не стал вносить раздор в эту семью, потому что он видел, что царь Иродиаду любит. И если дойдет дело до разбирательств, то Ирод невольно встанет на сторону своей жены.
Неудивительно, что Иродиада панически боялась Иоанна и ненавидела его всей душой. Поначалу она думала, что Иоанн, попав в темницу, начнет перед ней заискивать, превозносить ее красоту, льстить и пытаться завоевать расположение.
Вышло все полностью наоборот. Мало того что Иоанн не признал Иродиаду, он как-то раз при ней и Ироде рассказал притчу о неверной жене, которую казнил узнавший об изменах муж.
Ирод не понял истинного смысла этой притчи. Иродиада прекрасно поняла скрытый намек этого рассказа.
Иродиада еще больше стала бояться за свою голову, поэтому она стала просить царя казнить Иоанна или выслать его из страны. От него следовало избавиться любым путем.
Иоанн не постоянно сидел в темнице. Антипа, стараясь сделать Иоанна своим другом и советником, отпускал его на волю, надеясь таким образом завоевать расположение пророка.
Однако непокорный и своенравный Иоанн тут же принимался за старое – собирал людей и проповедовал всеобщее братство и равенство. Ирод просто был вынужден снова арестовывать Иоанна и помещать его в темницу.
Ирод Антипа настолько уважал Иоанна, что отказывался казнить последнего даже тогда, когда окончательно понял, что Иоанн никогда не станет его советником и не будет служить при царском дворе.
В Библии об этом упоминается в следующих строчках (Мк, 6, 19–20):
Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж: праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
Иродиада, поняв, что Иоанна никто казнить не собирается и сам пророк добровольно страну не покинет, решила действовать самостоятельно.
По приказу Иродиады Иоанну подсунули отравленные фрукты – персики и виноград, начиненные змеиным ядом. Это был распространенный способ убийства при царском дворе – всегда, во все времена, у всех народов.
Яд действовал постепенно, не сразу. Иоанн слабел с каждым днем, и для всех было загадкой, что именно с ним происходит.
Предчувствуя свою скорую смерть, Иоанн попросил, чтобы к нему пустили его учеников. Он передал им свою последнюю волю, пожелав, чтобы его похоронили на высоком холме возле монастыря, в котором прошло его детство.
На том самом холме, на котором он любил сидеть в одиночестве, мечтать о будущем и, плача от бессилия, засыпать под звездным небом. Именно на этом холме было ему то знаменитое видение, изменившее Иоанну всю жизнь, когда к нему подошел красивый высокий старец в белых одеждах с посохом в руке и произнес: «Ты успокойся. Сейчас твое время еще не пришло. Оно придет гораздо позже. А сейчас ты не должен оставаться здесь. Здесь для тебя все чужое, все не твое – место не твое, вера не твоя… Ты должен идти на Восток».
Над головой старца сиял сверкающий нимб.
Иоанн погиб 12 декабря в 25 году нашей эры. В этот день очень часто с неба падает дождь или снег, кажется, что сама природа оплакивает великого человека.
В Библии смерть Иоанна описана совсем по-другому (Мк, 6, 21–29):
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским;
дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
Иона тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
По легенде, когда Иродиаде принесли на серебряном блюде отрезанную голову Иоанна, она взяла шпильку и воткнула ее в язык Крестителя, сказав: «Теперь не будешь говорить против меня плохое».
В этой легенде причудливым образом переплелись правда и вымысел. На самом деле история с танцем Саломеи является чистой выдумкой. По обычаю тех времен перед гостями обычно плясали рабыни-проститутки, и дочь царя просто не могла уподобиться им и опуститься до такого унижения.
А вот то, что после смерти Иоанна ему отсекли голову и отрезали язык, это правда. Дело в том, что Иоанн сочинял удивительно точные и едкие эпиграммы на всех обитателей дворца, поэтому смерть насмешника вызвала в их рядах полный восторг. Жена Ирода собственноручно вырезала язык мертвому пророку.
Иисус в Назарете. «Нет пророка в своем отечестве»
Из Каны Иисус зашел в свой родной городок Назарет, в котором он родился и вырос. От Каны до Назарета было примерно 5 километров пути.
В субботний день Иисус пришел в назаретскую синагогу, раскрыл священную книгу пророка Исайи и стал читать вслух:
«Дух Господень на мне;
ибо он помазал меня нести благую весть нищим,
и послал меня исцелять разбитые сердца,
проповедовать пленным освобождение,
слепым прозрение,
отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное».
После этого Иисус закрыл книгу, отдал ее служителям и стал говорить: «Нынче исполнилось это писание, которое вы только что слышали».
Все мужчины, сидевшие в синагоге, уже знали о тех чудесах, которые творил Иисус в Кане Галилейской и Иерусалиме. Но тем не менее односельчане Иисуса только переглядывались друг с другом и спрашивали: «Это кто, сын плотника Иосифа?»
В их глазах он как был сыном плотника, так им и остался. В других городах Иисуса воспринимали как Спасителя и Мессию, а в родном Назарете его никто не хотел воспринимать всерьез.
Иисус, видя все это, с горечью произнес: «Конечно, вы скажете мне: врач! исцели самого себя; сделай и здесь, в своем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
Истинно говорю вам: нет пророка в своем отечестве».
Даже родственники Иисуса – его мать, родные братья и сестры не понимали его. Его речи казались всем опасными и крамольными. Иисус в открытую говорил о том, о чем многие боялись даже думать.
Он пытался вдохновить людей на то, чтобы скинуть ненавистное римское иго. Он говорил о том, что не следует надеяться на Церковь. Священники уже давно отдалились от простого народа, живут по каким-то своим, придуманным правилам, думают только о своей наживе, стараясь лишь для обмана соблюдать внешние приличия.
На словах священники говорят одно, а делают совсем другое. Священникам на самом деле и так живется неплохо, они и при римском иге чувствуют себя превосходно.
Каждый человек рожден для того, чтобы быть свободным. Но для начала человек должен обрести свободу в собственной душе. Он должен найти в себе силы и желание стать свободным.
Эта речь привела односельчан Иисуса в ярость. Возмущенная толпа поволокла Иисуса к краю обрыва, чтобы скинуть его вниз. Напуганные родственники Иисуса отошли в сторону и не знали, что делать.
И тогда Иисус просто загипнотизировал всю толпу. Люди успокоились, расслабились и расступились перед Иисусом. Он прошел сквозь строй людей и, не оглядываясь, направился в город Капернаум.
Город Назарет отверг своего лучшего сына.
К Иисусу приходят его мать, братья и сестры
Мать Иисуса и братья его пришли к нему из Назарета в Капернаум. Не заходя к нему в дом, они послали к Иисусу сообщить, чтобы он вышел к ним. По обычаю сын должен был сразу выполнить просьбу матери.
Но Иисус был рассержен на родственников за то, что они отошли от него в тот момент, когда разъяренная толпа хотела сбросить его с обрыва в Назарете. Иисусу тогда показалось, что его все предали.
Поэтому когда Иисусу сказали, что его снаружи дома ожидают мать, братья и сестры, то он ответил: «Кто матерь моя и братья мои? – И обозрев всех сидящих вокруг, добавил: – Вот матерь моя и братья мои. Кто будет выполнять волю Божью, тот мне брат, и сестра, и матерь».
Позже Иисус все-таки вышел к родственникам, и все разъяснилось. Никто его не предавал, просто мать, братья и сестры сильно испугались в тот момент и не знали, что делать, как себя вести.
Ловцы душ человеческих
Однажды, когда народ теснился к нему, чтобы слышать слово Божие, Иисус, стоявший у озера Галилейского, увидел две лодки, стоявшие на озере. Рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, хозяином которой был его ученик Петр, Иисус просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Петру: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова».
Петр сказал ему в ответ: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову твоему закину сеть».
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке Иакову и Иоанну, сыновьям Зеведеевым, чтобы пришли помочь им. Те пришли и помогли, и улов наполнил обе лодки так, что они начинали тонуть.
Увидев это, Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный».
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных.
И сказал Петру Иисус: «Не бойся; отныне будешь ты ловцом душ человеческих».
И, вытащив обе лодки на берег, оставили они все и последовали за Иисусом.
Укрощение бури
Иисус на лодке вместе с учениками отправился в путь в землю Гадаринскую на восточном побережье Галилейского озера. С ними были и другие лодки.
Иисус в дороге уснул. Поднялась великая буря; волны били в лодку так, что она стала наполняться водой.
Ученики разбудили Иисуса и сказали ему: «Учитель! Неужели тебе нужды нет, что мы погибаем?»
Иисус, встав, успокоил бурю – он обладал настолько мощной энергией, что мог воздействовать на стихию.
Наступила полная тишина. И Иисус сказал своим ученикам: «Что вы так испугались? Или у вас нет веры?»
И в очередной раз все свидетели этого чуда испугались и перешептывались между собой: «Кто же это такой, что ему и ветер и море повинуются?»
Иисус исцеляет бесноватого в Гадаринской области
И когда он прибыл на другой берег в страну Гадаринскую, его встретил сумасшедший, живший в пещерных гробницах, настолько свирепый, что никто не рисковал проезжать мимо его места обитания.
Этого бесноватого многократно сковывали оковами и цепями, но он всегда разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был его укротить. Всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. В одежду он не одевался и всегда ходил голый.
Увидев Иисуса издалека, прибежал и поклонился ему и, вскричав громовым голосом, сказал: «Что тебе до нас Иисус, Сын Божий? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня. Пришел ты сюда раньше времени меня мучить».
Иисус сказал: «Выйди, дух нечистый, из этого человека».
И спросил: «Как тебе имя?»
И он ответил: «Легион имя мне, потому что нас много».
Далее по библейскому тексту следует знаменитый эпизод со свиньями. Вот он.
Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиней. И вот все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. И было свиней около двух тысяч.
Этот абзац – яркий пример постороннего вмешательства в евангельское сказание. У древних греков был обычай сбрасывать свиней в море, считалось, что таким образом можно избавиться от своих грехов.
Похожий обычай был у иудеев – только на этот раз в роли носителя человеческих грехов выступал козел, которого изгоняли в пустынное место. Отсюда, кстати, и взялось выражение – «козел отпущения».
Свинья же у иудеев, напротив, считалась нечистым животным, поэтому ни о каком двухтысячном (!) стаде даже речи быть не могло.
Откуда же взялись свиньи в библейском тексте? Их добавил туда греческий переводчик Евангелий. В те времена считалось само собой разумеющимся, что переводчик, работая над чужим текстом, вносил в него по своему разумению добавления, которые могли бы служить пояснениями для его соотечественников.
Греческий переводчик, пересказывая еврейскую историю для других греков, добавил вставку со свиньями, которая, с точки зрения греков, выглядела весьма уместно и безупречно.
С еврейской точки зрения эта вставка выглядела просто абсурдно. Вот так проявилась разность культур.
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали всем обо всем и о том, что было с бесноватым. И вот весь город вышел навстречу Иисусу.
Приходят к Иисусу и видят, что бесноватый, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
И, увидев его, просили, чтобы он отошел от пределов их, ибо были они объяты великим страхом. И когда он вошел в лодку, бесноватый просил его, чтобы быть с ним.
Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус, и все дивились.
Иисус узнает о смерти Иоанна Крестителя
Иисус тяжело перенес весть о гибели Иоанна. Он был безутешен в своем горе. На три дня удалился от всех и плакал как маленький ребенок.
Жизнь, казалось, потеряла для него всякий смысл. Как будто потерял все – мать, отца, братьев и сестер, всех в одном лице, потому что Иоанн был ему за всех сразу.
Это был для него самый близкий человек. Иисус часто шел к нему за советом, не столько за советом – чтобы услышать подтверждение своим словам и мыслям, которые роились у его в голове.
Даже после смерти отца Иосифа Иисус не так убивался, как после смерти Иоанна. Хотя отец для Иисуса тоже очень многое значил. Иосиф полюбил его как свое дитя. Часто его жалел, баловал, многому учил. Все доброе, чистое, что было в Иисусе, было заложено в нем от природы, но много доброты, терпения, сердечности и открытости Иисус получил от Иосифа.
Смерть Иоанна не остановила Иисуса, а, наоборот, воодушевила его выполнить то, о чем просил Иоанн. Иоанн толкнул Иисуса на тот путь, на который он встал.
Иисус сам был готов к этому, но Иоанн, как старший товарищ, как брат, подтолкнул его к этому, поддержал морально, добавил веры и решимости идти на правое дело.
Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода
Царь Ирод, услышав об Иисусе, слава которого росла с каждым днем, сказал в смятении: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
Другие люди говорили: «Это пророк Илия!»
А иные говорили: «Это пророк или как один из пророков».
Насыщение людей пятью хлебами и двумя рыбами
Иисус, узнав о смерти Иоанна Крестителя, удалился на лодке в пустынное место и провел там трое суток в одиночестве в глубокой печали.
Люди, услышав об этом, пошли за ним пешком из разных городов. На берегу озера собралась огромная толпа народа. Все переживали за Иисуса, ждали, когда же он вернется к ним.
После этого пошел Иисус на западную сторону Галилейского озера, в окрестности города Тивериада.
За ним последовало множество народа, потому что все видели чудеса, которые он творил над больными.
Иисус взошел на гору и там сидел со своими учениками.
Приближался иудейский праздник – Пасха.
Иисус, увидев, сколько народа собралось возле него, спросил Филиппа: «Где нам купить хлеба, чтобы их накормить?»
Тот ответил: «Даже если купить хлеба на 200 динариев, не каждому достанется по кусочку».
Один из учеников Иисуса, Андрей, брат Симона (Петра), добавил: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки. Но что это для такого множества?»
Иисус сказал: «Велите им возлечь». На поляне улеглось множество людей. Как говорится в Библии – «около пяти тысяч человек».
С помощью гипноза Иисус внушил всем людям чувство сытости. Под гипнозом людям казалось, что они едят жареную рыбу с хлебом.
Удовлетворив таким образом чувство голода, люди пришли в изумление.
Сколько людей жило в Иерусалиме во времена Иисуса
В Библии говорится, что Иисус накормил пятью хлебами 5000 человек. Это сильное преувеличение. На самом деле Иудея в те времена была малонаселенной страной, за Иисусом ходили группы людей в 20, 50, 70, 100, максимум 300 человек, и это считалось по тем временам огромной толпой.
Кстати, у историков древности постоянно встречаются в рукописях совершенно невероятные цифры. Если им верить, то получается, что в древности туда-сюда передвигались армии в сотни тысяч бойцов, в битвах участвовали десятки тысяч воинов.
Как правило, такие сообщения основывались на непроверенных слухах, которые, как известно, всегда преувеличивают каждую мелочь.
Даже в наше время, к примеру, трудно представить себе поход 300-тысячного монгольского войска на конях через всю Азию до Европы. Такую армаду воинов и коней просто невозможно прокормить.
Ранее в старину, выступая в поход, каждый полководец преувеличивал численность своего войска в несколько раз для устрашения неприятеля.
После сражения в победных рапортах численность неприятельской армии также раздувалась до немыслимых размеров. Типичный рассказ о прошедшей битве выглядел следующим образом: нас было мало, а их десятки тысяч, но мы их все равно победили, потому что мы герои.
Особенно красиво это выглядит в древних русских сказках. Вышел богатырь в одиночку против несметных полчищ врага, которые наступали живой стеной. Не устрашился богатырь: махнул палицей налево – открылась улица, махнул направо – переулочек. И положил витязь вражеских голов «многая тысяча», а сам невредимый вернулся домой.
Если посмотреть на карту современного Иерусалима, то можно заметить, что все исторические места, связанные с именем Иисуса, расположены на пятачке площадью примерно в 1 кв. км. На этой площадке есть все – и храм, и дворец Ирода, и крепость прокуратора, и даже Голгофа с Гефсиманским садом, находящиеся в то время за городскими стенами.
Сколько человек могло проживать на такой крохотной площади? Несколько тысяч, не более.
Если верить древним историкам, в этом небольшом, по современным меркам, городке творились великие дела – Иерусалим то и дело осаждали вражеские армии в 60–70 тысяч, по нескольку месяцев штурмуя неприступную крепость.
То в самом храме (на площадке длиной 150 метров) как-то раз зарезали 6 тысяч человек, то около города распяли 2 тысячи человек, то за Иисусом ходили 5-тысячные толпы, то одних священников в Иудее было 20 000 человек.
Неудивительно, что в некоторых современных книгах можно встретить рассуждения типа «в Иерусалиме в то время жило 150–200 тысяч или даже один миллион человек». На 1 квадратном километре!
Как правило, многие цифры, встречающиеся у древних историков, завышены примерно в 10 или 100 раз.
На самом деле в Иерусалиме во времена Иисуса проживало всего около семи тысяч человек.
Шествие Иисуса по воде к ученикам
Иисус же, узнав, что люди хотят сделать его царем, опять удалился на гору один.
Иисус сказал своим ученикам, чтобы они сами без него сели в лодку и отправились на другой берег озера. Иисус тем временем пока останется с людьми.
Отпустив народ, Иисус взошел на гору помолиться наедине и весь вечер оставался там один.
Лодка с учениками уже достигла середины озера. Встречный пронизывающий ветер дул в лицо путникам, высокие волны бились о борт лодки.
Среди ночи Иисус, идя по озеру прямо по воде, стал приближаться к ученикам.
Человек, обладающий огромной силой воли, крепким духом и мощной энергией, способен на чудеса. Все, наверное, знают о тех чудесах, которые могут творить индийские йоги и тибетские монахи, – хождение по углям, глотание огня, лежание на гвоздях, невосприимчивость кожи к острым предметам. Это только малая часть того, на что способен человек. Люди с огромной энергетикой могут творить невероятное – ходить по воде, летать над землей, останавливать свое сердце, а потом снова запускать его.
Иисус все это умел и учил этому своих учеников. Но ученикам не хватало веры в свои силы, и они не могли полностью повторить то, что делал Иисус. Находясь рядом с таким великим человеком, который ежедневно на их глазах творил чудеса, они тем не менее постоянно сомневались и опасались неведомого.
Им казалось, что Иисус что-то недоговаривает, не все им объясняет.
Когда ученики увидели Иисуса, идущего по морю, они встревожились и от страха стали кричать: «Это призрак!»
Но Иисус тотчас заговорил с ними и успокоил их: «Ободритесь, это я, не бойтесь».
Петр сказал ему в ответ: «Господи! Если это ты, повели мне прийти к тебе по воде».
Он же сказал: «Иди».
Петр, сильно поверив в чудо, вышел из лодки и пошел по воде. Могучая вера держала его на поверхности. Как только вера Петра в чудо ослабла и он подумал, что может утонуть, так он сразу же начал тонуть. Петр, испугавшись сильного ветра и высоких волн, ослаб духом, засомневался и тут же пошел ко дну.
Он закричал: «Господи! Спаси меня!»
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и упрекнул его: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»
Когда они вошли в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Иисусу и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».
И, переправившись через Галилейское озеро, прибыли они в землю Генисаретскую.
Добавить комментарий