Где распространено христианство
Содержание
Распространение христианства в России
В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, Российская православная церковь утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России.
По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года, в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так:
· 58,8 млн или 41 % — исповедуют православие и принадлежат к русской православной церкви
· 5,9 млн или 4,1 % — исповедуют христианство, но не считают себя ни православными, ни католиками, ни протестантами
· 2,1 млн или 1,5 % — исповедуют православие, но не принадлежат к русской православной церкви и не являются старообрядцами
· 300 000 или 0,2 % — протестанты (лютеране, баптисты, евангелисты, англиканцы)
· 140 000 или 0,1 % — католики
· 36 млн или 25 % — верят в Бога, но конкретную религию не исповедуют
· 18 млн или 13% — не верят в Бога
Остальные 12, 5 млн или 8,5% исповедуют другие религии.
Согласно исследованию Левады-Центра на ноябрь 2012 года, процент верующих в России распределился следующим образом:
· православие — 74 %
· католицизм — 1 %
· протестанты — 1 %
· ислам — 7 %
· ни к какому вероисповеданию — 10 %
· атеист — 5 %
· затрудняюсь ответить — 2 %
остальные 2% относились к другим вероисповеданиям
Данные фонда «Общественное мнение» на июнь 2013 года следующие:
· Не считаю себя верующим человеком — 25 %
· Православие — 64 %
· Другие христианские конфессии (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) — 1 %
· Ислам — 6 %
· Другие религии — 1 %
· Затрудняюсь ответить, не могу назвать определенную конфессию — 4 %
Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан .
Если рассмотреть распространение христианства по национальностям то представляется такая картина :
· Из коренных россиян на Севере европейской части и Северном Урале православия придерживается основная масса верующих карелов, вепсов, коми, коми-пермяков, удмуртов; в бассейне Волги — большинство верующих марийцев, мордвы и чувашей; в Сибири — большая часть верующих хакасов, шорцев и якутов; на Северном Кавказе — более половины верующих осетин. Кроме того, православие исповедуют часть алтайцев, бурятов, ненцев, хантов, манси, эвенков, эвенов, чукчей, коряков и другие верующие из числа малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.
· Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев — протестанты лютеранского толка. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.
· Имеются в России и сторонники протестантизма, главным образом сектантского. В России есть и евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и другие приверженцы сектантского протестантизма. Они встречаются в основном в западных регионах России.
>Христианство в России>Христианство в России
В России представлены все три основные направления в христианстве:
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм
Статистика христианских конфессий
Официальная статистика о доле жителей России, исповедующих различные религии, отсутствует, однако, по некоторым оценкам, около 50 % населения являются неверующими и 30—40 % — православными .
Количество католиков приблизительно оценивается в 400—500 тыс. (в пользовании Римско-католической церкви находится 230 приходов — при этом четверть из них не имеют своих храмовых зданий). Армянская апостольская церковь располагает 65 приходами ; протестантов — около 1 млн, свидетелей Иеговы — около 150 000 .
Православие в России
Основная статья: Православие в России
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».
Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.
Русская Православная Церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России; полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году (см. статью Крещение Руси), согласно традиционной историографии. (См. статью Русская православная церковь)
По мнению руководителя «Русского Общественного Движения» политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современных российских обществе и политической жизни: «Русской православной церкви было разрешено возродиться при Сталине в качестве института, в который канализировалась архаичная русскость. <…> РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР, а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа.»
Наиболее крупными неславянскими православными народами России являются чуваши, марийцы, мордва, коми, удмурты и якуты.
Также православными является большинство осетин, что делает их единственным крупным православным этносом на Северном Кавказе.
Распространенность православия в России
Согласно опросу ФОМ, в 2000 году исповедующими православие считали себя 56 % жителей России. В 2007 г. по данным ВЦИОМ, православными себя считали в РФ 63 % респондентов; по другим данным того же ВЦИОМ, всего о том, что они «верят в Бога» (то есть, не только православные) в 2007 году заявило 55 % опрошенных.
Процент россиян, посещающих церковные службы
Данные приведены согласно .
Год | 1991 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 2002 | 2003 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
От 1 до неск. раз в месяц | 5 | 5 | 7 | 6 | 7 | 5 | 9 | 8 | 6 |
От 1 до неск. раз в год | 20 | 35 | 28 | 30 | 17 | 16 | 22 | 18 | 30 |
Реже | — | — | 21 | — | 16 | 14 | 11 | 15 | 18 |
Не посещали | 65 | 45 | 43 | 63 | 60 | 62 | 55 | 59 | 46 |
Число опрошенных | 3000 | 2000 | 2957 | 1698 | 2404 | 2406 | 1703 | 2107 | 2107 |
Косвенные показатели распространенности
В качестве косвенных показателей распространенности православия в России используют данные по посещаемости храмов, отношению россиян к православным праздникам, заповедям и др.
По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992—1994), то есть около половины одного процента фактического населения города.
Однако чаще, чем раз в месяц, ходят в храм лишь 6 % россиян. Реже одного раза в год посещают храмы 18 % россиян, а несколько раз в год — 31 %..
10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский оспорил статистику посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих». Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.
Упадок практической религиозности в Русской Православной Церкви по сравнению с 90-ми годами XX века признал патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов».
Согласно опросу ФОМ, только 13 % россиян ассоциирует Рождество с религиозным содержанием праздника, в общей сложности 46 % опрошенных связывают Рождество с колядованием и гаданиями. Во время Великого поста 83 % россиян сохраняют свой обычный режим питания.
По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей, заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса.
Интерпретация данных социологических опросов
По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания.
Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил:
По приведенным данным можно только сказать, что 30 % — действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14 % — это просто не христиане
См. также
- Старообрядчество
Католицизм
Основная статья: Католицизм в России
Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.
После большевистской революции в октябре 1917 года некоторое время Католическая церковь в России продолжала свободную деятельность, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы. В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде.
С начала 90-х годов Католическая церковь получила возможность нормального функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.
В настоящее время на территории России функционирует около 230 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:
- Архиепархия Матери Божией
- Преображенская епархия в Новосибирске
- Епархия Святого Иосифа в Иркутске
- Епархия Святого Климента в Саратове
Оценка числа католиков в России может носить только приблизительный характер. Чаще всего называются цифры от 200 до 600 тысяч человек.
Протестантизм
Основная статья: Протестантизм
Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:
- Лютеранство
- Евангельские христиане-баптисты
- Евангельские христиане-пятидесятники
- Меннониты
- Адвентисты седьмого дня
- исконно российские формы протестантизма: молокане и духоборы.
В 2000 году был создан Консультативный совет глав протестантских церквей, куда вошли представители крупнейших протестантских церквей России: баптисты, пятидесятники и адвентисты.
Большинство российских протестантов признают базовые ценности Реформации: спасение одной верой и одним Писанием. В богослужениях помимо проповеди к исправлению жизни имеют значение только два таинства: крещение и причастие. Однако евангельских христиан-баптистов отличает кальвинистский подход в символической интерпретации таинств, тогда как лютеране настаивают на истинном присутствии Бога в таинствах. Также баптисты отрицают крещение детей, считая, что их несознательность является препятствием для совершения таинства
Лютеранство
- Лютеранская церковь в России
Примечания
- 1 2 Религиозные объединения Российской Федерации. М.: Республика, 1996; Религия, свобода совести и государственно-церковные отношения в России. Изд.2. М.: РАГС, 1997
- 1 2 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
- Цели пастыря. Патриарх Кирилл попытается стать Путиным для церкви Частный корреспондент, 28 января 2009.
- Опубликована подробная сравнительная статистика религиозности в России и Польшесайт Religare.ru 06 июня 2007
- Статья в Газете.ру «РПЦ в России — большинство, напоминающее меньшинство»
- Пресс-выпуск ВЦИОМ № 679 20.04.2007
- Борис Дубин. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов)
- Николай Митрохин. Русская православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. М., 2006, стр. 40
- Вера, религия, церковь. Фонд «Общественное мнение» (16.08.2000).
- По данным Московской патриархии, рождественские богослужения в Москве посетили около миллиона человек. Интерфакс.ru 10 января 2008 года
- Реальное число посетивших храмы на Пасху много больше данных МВД, считают в Московском патриархате. Интерфакс.ru 28 апреля 2008 г.
- Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятелям ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 года// Церковный вестник. 2003, № 1 — 2, стр. 17
- http://religion.ng.ru/events/2007-01-17/3_rozhdestvo.html
- http://www.religare.ru/article53383.htm
- http://lenta.ru/news/2008/04/28/darkage/
- Кремль пришел к вере на волне укрепления национального самосознания, считает американская газета. NEWSru.com 18 декабря 2007 г.
- Born Again. Putin and Orthodox Church Cement Power in Russia. by Andrew Higgins: Оригинал статьи в Уолл-стрит Джорнал от 18 декабря, 2007 г.
- http://www.religare.ru/2_61871.html
- Сергей Иваненко. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов
- Консультативный совет глав протестантских церквей России обсудил в Москве государственно-церковные отношения
> Смотри также
- Религия в России
- Ислам в России
- Иудаизм в России
- Буддизм в России
Ссылки
- Карта религий России
- Религия в светском обществе
- Статья о религиозном составе населения России
- Сергей Филатов, Анастасия Струкова: «От протестантизма в России к русскому протестантизму»
- Доклад США о свободе вероисповедания в РФ, 2007 (на англ. яз.)
Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан¹ • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия¹ • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция¹ • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Акротири и Декелия • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Косово • Приднестровье
¹ В основном в Азии
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Абхазия • Гонконг • Западный берег реки Иордан • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Сектор Газа • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Россия | ||
---|---|---|
Государственный строй | Гражданин • Конституция • Президент • Федеральное собрание • Конституционный суд | |
Государственные символы | Герб • Гимн • Флаг | |
География | Геология • Минеральные ресурсы • Рельеф • Климат • Гидрография • Почвы • Растительный мир • Животный мир • Экология | |
Население | Демографическая ситуация в Российской Федерации • Численность населения • Воспроизводство населения • Возрастная и половая структура населения • Миграции населения • Размещение населения • Города России • Сельское расселение • Этнический состав населения • Языки | |
История | Предыстория • Киевская Русь • Феодальная раздробленность • Великое княжество Московское/Царство Русское • Российская империя • СССР/РСФСР • Российская Федерация | |
Экономика | История • Промышленность • Сельское хозяйство • Транспорт • Связь • Полезные ископаемые • Туризм • Внешние связи • Экономические районы | |
Вооружённые силы | Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морской флот • Космические войска • Ракетные войска стратегического назначения • Воздушно-десантные войска | |
Религия | Христианство • Православие • Ислам • Иудаизм • Буддизм • Католицизм • Протестантизм | |
Культура | Наука • Образование • Литература • Архитектура • Изобразительное искусство • Музыка • Балет • Драматический театр • Цирк • Кинематограф • Рунет • Праздники | |
Спорт | Футбол • Хоккей • Баскетбол • Теннис • Лёгкая атлетика • Волейбол • Автоспорт | |
Наука | История науки • Популяризация науки • Научная литература • Псевдонаука • Паранаука • Академические дисциплины • Науковедение | |
Проекты Википедии | Портал о России • Проект о России |
Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.
Предпосылки возникновения
В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.
Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.
Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.
Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.
Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.
Этапы формирования христианского вероучения
Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.
Вот они:
- Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
- Период приспособления.
- Период борьбы за господство.
- Период Вселенских соборов.
- Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
- Дальнейшее развитие и распространение по миру.
Стадия актуальной эсхатологии
Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.
В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.
В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.
Период приспособления
Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.
Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:
- Антиохии;
- Риме;
- Иерусалиме.
Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:
- вместо обрезания вводят крещение;
- вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
- праздничные субботы заменяют воскресенья.
Христианство начинает укреплять свои позиции.
Период борьбы за господство
С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.
Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.
Период Вселенских соборов
С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).
Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.
В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.
В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.
Разделение церкви: католицизм и православие
Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).
Развитие христианства и распространение по миру
Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.
На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.
За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.
«Ветвь» христианства |
Католицизм |
Православие |
Протестантизм |
---|---|---|---|
Отличительные черты |
Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище. |
Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие |
Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши. |
Сфера распространения |
Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба |
Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония |
Великобритания, Болгария, Бразилия |
Значение христианства
Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).
Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.
Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.
В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.
Добавить комментарий