Гефсиманский сад
Содержание
- Христианский Восток
- Христианский Восток. Краткая справка
- Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
- Ветхозаветные времена
- История Израильского царства
- Родина святых
- Христианские Церкви
- Константинопольская Православная Церковь
- Александрийская Православная Церковь
- Антиохийская Православная Церковь
- Иерусалимская Православная Церковь
- Православные арабы
- Древние Восточные Церкви
- Византия
- Страницы истории
- Христиане и мусульмане
- Византия и Святая Русь
- Связи Востока и России
- Церковные и дипломатические связи
- Культурные и торговые связи
- История русского паломничества
- Иерусалим — центр мира
- Синай
- Афон
- Русское рассеяние на Востоке
- Русская Палестина
- Египет
- Ливан
- Тунис
- Турция
- Греция
- Христианство на Ближнем Востоке сегодня
- Аналитика
- Интервью и статьи
- Иностранная пресса
- Археология
- Библейская археология
- Военные конфликты и памятники истории
- Христианский Восток. Краткая справка
- Святые места
- Традиции паломничества
- О чудесах
- Паломничество вчера и сегодня
- Россия
- Москва и окрестности
- Дивеево и Нижний Новгород
- Урал и Сибирь
- Юг России
- Север России
- Болгария
- Храмы и монастыри
- Святыни
- Греция
- Святые и святыни
- Храмы и монастыри
- Афон
- В паломничестве по Греции
- Египет
- Монастыри
- Храмы
- Израиль
- Святые места
- Храмы и монастыри
- Паломничество по Святой Земле
- Служение на Святой Земле
- Иордания
- Святые места
- Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
- Русский паломнический центр на Иордане
- Италия
- Святыни Италии
- Храмы
- Кавказ
- Святыни и святые места
- Паломнические заметки
- Кипр
- Почитаемые святые
- Храмы
- Монастыри
- Ливан
- Храмы и монастыри
- Палестина
- Святые места
- Храмы и монастыри
- Подворья РДМ
- Сирия
- Святые места Сирии
- Храмы и монастыри
- Война в Сирии и ее культурное наследие
- Турция
- Черногория
- Храмы и монастыри Черногории
- Святыни
- Праздники на Святой Земле
- Рождество
- Пасха
- Троица
- Богородичные праздники
- Информация для паломника
- Реликвии Искупления в современном мире
- В Израиль без визы
- Авиабезопасность Израиля
- Что взять с собой в Израиль
- Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
- Адреса монастырей
- Гостиницы РДМ
- Музей путешествий и паломничества по святым местам
- Приглашаем в паломничество
- Традиции паломничества
- Православная культура
- Святая Земля в культуре Руси
- Паломничество и русская литература
- Паломничество и культура
- Образ Святой Земли в русской литературе
- Путешествия русских писателей на Восток
- Священное Писание в русской литературе
- Стихи о Библии и Евангелии
- Ветхий Завет в русской литературе
- Евангельская история в стихах русских поэтов
- Авторские строки
- Русская литература и христианство
- Обзоры
- Перечитывая классиков
- Православная литература как жанр
- Псалмы и молитвы в русской поэзии
- Молитва в творчестве русских поэтов
- Стихи-молитвы русских поэтов
- Переложение псалмов в русской поэзии
- Святая Земля и Восток в живописи
- Ветхий Завет в живописи
- Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
- Статьи
- Евангелие в русской живописи
- Иоанн Предтеча
- Бегство в Египет
- Христос-отрок
- Христос в пустыне
- Христос в уединении на Генисаретском озере
- Проповедь Христа и евангельские притчи
- Чудеса Христа в русской живописи
- Женщины, служившие Христу
- Страстной цикл
- Образы и деяния апостолов в русской живописи
- Страшный суд в русской живописи
- Статьи
- Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
- БАСИН П.В. (1793-1877)
- БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
- БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
- ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
- ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
- ГЕ Н.Н. (1831-1894)
- ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
- ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
- КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
- КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
- ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
- ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
- НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
- ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
- ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
- РЕПИН И.Е. (1844-1930)
- РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
- СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
- СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
- ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
- ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
- Первые христиане и мученики в русской живописи
- Святой Николай Чудотворец в русской живописи
- Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
- Образ Владимира святого в русской живописи. Е. А. Скоробогачёва
- Калики перехожие в русской живописи
- Образ странника-богомольца в русской живописи
- Выезды и походы на богомолье в русской живописи
- Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
- Монашеская жизнь на полотнах русских художников
- Лица монашествующих на полотнах русских художников
- Православная вера глазами русских художников
- Крестный ход в русской живописи
- Православные праздники в искусстве
- Рождество Христово
- Крещение Господне — 19 января
- Сретение Господне — 15 февраля
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
- Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
- Пасха
- Вознесение Христа, Троица, Духов день
- Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
- Преображение или яблочный Спас — 19 августа
- Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
- Богородичные праздники
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
- Паломнические реликвии
- Евлогии с Востока
- Храмоздательство и церковное искусство
- Храмовая архитектура
- Храм в русской живописи
- Ставрография
- Иконопись и иконография
4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)
После Первосвященнической молитвы Господь «вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин. 18: 1). В Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима узкой долиной с потоком Кедрон, Господь остановился в месте, где «часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18: 2). Туда немногим позже приведет воинов Иуда Искариот, прекрасно знавший, где Господь мог находиться. В ожидании прихода Иуды Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, удалился для молитвы. Эту молитву мы называем молением о Чаше: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Мк. 14: 33–42). Евангелист Лука дополняет рассказ других евангелистов указанием на явление ангела, укреплявшего Христа (Лк. 22: 43), и что напряжение молитвы и смертное томление Христа привели к появлению тяжелого пота, который, как капли крови, падал на землю (Лк. 22: 44).
Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил».
В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41–42). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.
Давайте вначале посмотрим евангельский текст: там говорится, что Господь ужасался, тосковал, скорбел душой, находился в борении. Какого рода было это борение? Когда мы говорили об искушениях в пустыне, то опирались на утверждение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Иисус не был борим помыслами, что диавол нападал на Него извне. Исходя из этого, предполагать, что в Гефсимании в личности Христа открылось какое-то греховное раздвоение мыслей и желаний, невозможно. Трудно представить себе и то, что желал избежать смерти и страданий Тот, Кто сказал ученикам: «Не бойтесь убивающих тело».
Святые отцы говорят, что молитва в Гефсимании являет истинность воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)». То есть боязнь смерти во Христе относится к так называемым неукоризненным страстям добровольно воспринятой Им человеческой природы и указывает, как и испытываемая Им жажда, алкание, желание сна на то, что человеческая природа во Христе непризрачна, реальна.
Естественное для всех людей неприятие смерти должно было сильнее проявиться во Христе в силу Его безгрешности. «Я не знал бы, как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему» (блж. Августин). У нас всех есть опыт ежедневного умирания и приобщения к смерти через грехи, во Христе же смерть не имела себе места. Смерть Христа могла быть только добровольной, Он не имел необходимости умирать. Как Адам до грехопадения мог не умирать, но умер вследствие своего непослушания, так Христос, как новый Адам, исцеляет непослушание Адама, подчиняет человеческую волю воле Божественной и свободно принимает смерть за чужой грех как Агнец Божий (см.: Ин. 1: 29). Свт. Филарет Дроздов: «Какую горечь, какую тягость заключала в себе сия таинственная чаша, о которой Он и молился: Да мимо идет, являя тем истинное воспринятое человечество, не чуждое немощи, хотя чуждое греха, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий».
Некоторые толкователи говорят, что основной причиной скорби Спасителя был не страх страданий и смерти, а то, как ученики их воспримут: «Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того, как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними появилась скорбь. Итак, печаль Его происходит не от Него самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы… Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26: 31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, то Он и опасался, что они будут отрицать, что Он – Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым… Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения». Блж. Иероним, продолжая ту же мысль, говорит, что Господь страдал не из-за боязни предстоящего страдания, «но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима».
В соучастники молитвы («Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» – Мф. 26: 38) Господь взял с Собой только трех апостолов, которые на горе Преображения «видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). «Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению». Но удержало ли Петра, Иакова и Иоанна знание о Христе от смущения и соблазна в Гефсимании во время моления Христа? Видим, что даже лучшие из апостолов не смогли бодрствовать со Спасителем и поддались духу чрезмерной печали от неизбежности разлуки, несмотря на троекратный призыв Христа собраться с силами и провести это последнее время общения с Ним в молитве, чтобы не впасть в искушение от немощи плоти (в ближайшем смысле подразумевается бегство апостолов, отречение Петра и соблазн Распятия). Евангелист Матфей отмечает, что преимущественно упрек Спасителя обращен к Петру (Мф. 26: 40), который только что на Тайной вечере собирался ради Христа даже умереть, а теперь не мог удержаться от сна на короткое время. В богослужении Великого Четверга противопоставляется неразумной самоуверенности и бездеятельности апостолов бдение и активность Иуды: «Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте, Долготерпеливе слава Тебе».
Гефсиманское моление Спасителя, помимо всего сказанного, стало руководством молитвенного делания для христиан. Так, свт. Филарет Московский, во-первых, видит в Гефсиманском молении (когда Господь, «приближаясь к пределу Своего земного поприща, дабы принести Богу Отцу молитву, сколь важную и таинственную по предмету, столь же трудную по обстоятельствам, удалился сперва с тремя избранными учениками от собора прочих, а потом и от трех избранных в совершенное уединение, рекши: Седите ту, дондеже шед помолюся там») образ молитвы уединенной «во всевозможном отлучении от всего сотворенного, погружающей душу в единое присутствие Божие».
Во-вторых, Гефсиманское моление Христово побуждает христианина усилить аскетический подвиг: «Когда подумаешь, что это Единородный Сын Божий, от вечности с Отцом и Святым Духом царствующий на пренебесном Престоле и теперь сего Престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвою исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире довольно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, дабы ему не слишком стыдно было пред сим Божественным уничижением? При таком размышлении как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, может быть, для нашей лености!»
И, наконец, в-третьих, память о «победоносном Гефсиманском поприще Иисусовом», где «сила всех возможных искушений побеждена силою молитвы Христовой, и сия победоносная сила не прешла, но пребывает и пребудет, потому что Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)» удержит верующего от уныния и безнадежной скорби. «Там, недалеко от Агнца Божия, вземляющего грехи мира, повергнись с твоими грехами, скорбию, тугою, страхом от разверстых челюстей смерти и ада и помяни, что горечь твоей чаши уже наибольшею частию испита в великой чаше Христовых страданий, что под бремя, на тебе тяготеющее, уже подложил Свою облегчающую руку крепкий Гефсиманский Подвижник, что твой Спаситель, совершивший для тебя всецелое дело твоего спасения, ожидает от тебя только сообщения страстей Его (Флп. 3:
10), какое возможно для твоей, хотя немощной, веры, любви и благодарности».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
О том, что оливковые деревья живут до 100 лет, знают многие. Но есть на нашей планете оливы, возраст которых почти в 100 раз больше — эти оливы и сегодня все еще растут в Гефсиманском саду, названном по имени местности Гефсимания, которая располагается восточнее Старого города Иерусалима. Сад этот совсем небольшой, всего лишь 47*50 метров и олив здесь всего 8, но каких древних и с какой историей!
Считается, что само название местности «Гефсимания» произошло от арамейского слова «гат шамна», что в переводе значит «масличный пресс». И глядя на склоны Елеонской (Масличной) горы (кстати, самая высокая в пригороде Иерусалима — 793 м), у подножия которой и лежит сад, в это веришь — оливковых деревьев здесь море:)
На снимке Церковь всех наций или Базилика Агонии Господней — францисканский католический храм, постоенный на той скале, где Иисус Христос совершил Моление о чаше в последнюю ночь перед арестом. А слева за оградкой как раз тот самый Гефсиманский сад. Согласно текстам нескольких Евангелий в саду во время молитвы Христа, его и нашел Иуда, а затем целуя Христа, таким образом указал на него преследователям.
В конце 20 века католики решили таки узнать точный возраст этих восьми олив и пригласили специалистов из Национального Исследовательского Совета Италии. Исследования продолжались три года и в результате радиоуглеродного анализа старейших частей стволов трех деревьев ученые установили, что оливы были посажены в 1092, 1166 и 1198 н.э. Тесты ДНК же показали, что все 3 дерева близкородственные, т.е. ведут свое происхождение от одного дерева. Не сложно теперь посчитать сколько же лет оливочкам в Гефсиманском саду и получившаяся цифра, честно говоря, потрясает — старейшему из них почти 1000 лет или 10 веков!
Францисканский кустод Святой Земли Пьер-Баттиста Пиццабалла разрешил все оставшиеся сомнения в вопросе были ли масличные деревья Гефсиманского сада свидетелями страстей Христовых — «Сад в этом месте произрастал как во времена Христа, так и в Византийские времена. Неоднократно, подобно церквям Иерусалима, его сжигали, вырубали, но христиане восстанавливали церкви, возрождали сад. 8 деревьев в Гефсиманском саду — потомки того самого дерева, которое было свидетелем Страстей Христовых».
Вот тебе и оливочки;)
Гефсимания
У этого термина существуют и другие значения, см. Гефсимания (значения). Общий вид на Гефсиманию, Елеонскую гору, долину Кедрон (она на переднем плане) и церкви (древние оливы видны на фото слева от церкви Всех Наций)
Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים, гат шманим; арам. ܓܬ ܫܡܢܐ, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.
Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад (47 × 50 м) в Гефсимании; в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы. Традиционно почитается, как место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место — что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь. В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив.
Упоминание в Евангелиях
Одна из восьми древних олив Гефсиманского сада
Согласно Евангелиям, сюда приходил с учениками, здесь молился перед арестом, был предан и арестован Иисус Христос (Мф. 26:36-57; Мк. 14:32-53; Лк. 22:39-53; Ин. 18:1-13):
|
Местоположение евангельского Гефсиманского сада
Существует четыре участка, о которых утверждается, что именно там Иисус молился в ночь предательства:
- Возвышающаяся над садом Церковь Всех Наций с так называемой «Скалой Агонии».
- Возле Гробницы Богородицы, расположенной дальше к северу.
- Местоположение, признаваемое Греческой православной церковью — к востоку.
- Сад в ведении Русской православной церкви, рядом с Церковью Марии Магдалины.
Д-р Уильям МакКлюр Томсон, автор книги Земля и Книга (The land and the book, 1860) , пишет: «Когда я впервые приехал в Иерусалим, — и в течение многих лет после того, — этот клочок земли был открыт для каждого в любое время, когда бы ему ни захотелось прийти и медитировать под растущими там очень старыми оливковыми деревьями. Однако в течение последних нескольких лет латиняне преуспели в установлении единоличной собственности на него, и возвели вокруг него высокую стену. Греки выдумали другой участок, чуть севернее этого. Мое собственное мнение таково, что и те, и другие ошибаются. Это место расположено слишком близко к городу, и настолько примыкает к оживлённой дороге, ведущей на восток, — которая всегда должна была быть крупной транспортной магистралью, — что наш Господь навряд ли выбрал бы его для уединения в эту опасную и мрачную ночь. Я склонен помещать сад в сокрытой от глаз долине в нескольких сотнях ярдов к северо-востоку от нынешнего Гефсиманского сада».
Церкви Гефсимании
Камень на котором молился Христос и алтарь церкви Всех Наций
В христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества. Известно, что на месте моления Иисуса в IV веке была построена византийская церковь, позднее разрушенная. В середине XII века была построена новая церковь, впоследствии также разрушенная. С 1681 года Гефсиманский сад находится в собственности францисканцев, в 1848 его обнесли каменной оградой.
В настоящее время в Гефсимании находятся несколько христианских церквей:
Церковь Всех Наций
Основная статья: Церковь Всех Наций
Католическая францисканская церковь Всех Наций построена в 1919—1924 годах. Перед алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста. В храме всегда полумрак в память того, что события, которым он посвящён, происходили ночью. На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство. Стены украшены мозаиками: «Гефсиманское моление», «Поцелуй Иуды» и «Взятие Христа под стражу».
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Основная статья: Гробница Богородицы
Чуть севернее Гефсиманского сада находится православная церковь Успения с гробницей Богородицы, построенная в XII веке на месте где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Согласно преданию в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. В самой нижней части храма находится гробница, в которой апостолы похоронили Деву Марию. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и Армянской апостольской церкви.
Русская православная церковь Святой Марии Магдалины
Церковь Святой Марии Магдалины
Основные статьи: Церковь Святой Марии Магдалины (Гефсимания) и Гефсиманский монастырь
Русская православная церковь Святой Марии Магдалины построена в 1885—1888 годы императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны. Является образцом русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами. Внутри иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. В храме имеются иконы кисти Василия Верещагина. При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова РПЦЗ, созданный в 1934 году
Возраст древних олив Гефсиманского сада
В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив. Исследование, проведенное Национальным Исследовательским Советом Италии в 2012 г., показало, что некоторые из них относятся к числу древнейших, известных науке. В результате радиоуглеродного анализа старейших частей стволов трёх деревьев были получены даты 1092, 1166 и 1198 н. э. Тесты ДНК показывают, что деревья были изначально высажены от одного родительского растения.
Прочие сведения
В честь Гефсимании в России названы Гефсиманский Черниговский скит близ Троице-Сергиевой лавры и Гефсиманский скит Валаамского монастыря, а также «Гефсиманский сад» около Новоиерусалимского монастыря в Истре.
> В культуре
- иерей Олег Скобля. Песня «Гефсиманский сад» (2011).
- ст.‑слав. Геѳсїманїйскаѩ весь: Гефсимания же, село, где находится гроб святой Богородицы, близко от Иерусалима, на потоке Кедронском, в Долине плача, и расположено от Иерусалима в среднем направлении между юго- и северо-востоком (Житие и хождение игумена Даниила из русской земли)
- известно, что этим именем во времена Спасителя называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и Гефсиманской пещеры (Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.:Индрик, 2008. С.194)
- Gethsemane (lightplanet.com) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2013. Архивировано 20 апреля 2016 года.
- Wycliffe Bible Encyclopedia, «Gethsemane», p. 675, 1975, ISBN 0-8024-9697-0
- William McClure Thomson. The land and the book. Harper & brothers (1860).
- Easton’s Bible Dictionary, Gethsemane
- Гефсиманский сад
- Гефсиманский сад. Церковь всех наций
- Храм Успения и гроб Богородицы в Гефсимании Архивная копия от 6 января 2005 на Wayback Machine
- Монастырь во имя святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду
- 1 2 3 Оливковые деревья в Иерусалиме одни из древнейших в мире (Haaretz), http://www.abc.net.au/news/2012-10-20/jerusalem-olive-trees-among-oldest-in-world/4324342, Reuters 20 октября 2012
- Гефсиманский скит на острове Валаам
- Олег Скобля. Гефсиманский сад
См. также
- Моление о чаше — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед арестом.
- Гефсимания (церковь Горицкого монастыря в Переславле-Залесском)
- Гефсиманский скит
- Гефсимания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гефсиманский сад (статья в Электронной энциклопедии Кругосвет)
- Гефсиманский сад (статья в католической энциклопедии) (англ.)
- Гефсиманский сад. Стихотворение Б. Л. Пастернака
- Влас Михайлович Дорошевич. «В земле обетованной. Сад Гефсиманский»
- Сайт православного монастыря Святой Марии Магдалины в Гефсимании.
GND: 4093450-0 · VIAF: 131141799 · WorldCat VIAF: 131141799
LiveInternetLiveInternet
Евангелие от Луки Глава 22, стих 42
После совершения Тайной Вечери — Своей последней трапезы, на которой Господь установил Таинство святой Евхаристии, — Он пошёл с апостолами к Елеонской горе.
Спустившись в ложбину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.
Господь желал уединения, чтобы в молитве к Своему Отцу Небесному излить Своё сердце. Оставив большую часть учеников у входа в сад, трёх из них — Петра, Иакова и Иоанна — Христос взял с Cобой. Эти апостолы были с Сыном Божиим на Фаворе и видели Его во славе. Теперь свидетели Преображения Господня должны были стать свидетелями Его душевных страданий.
Обращаясь к ученикам, Спаситель сказал: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Евангелие от Марка глава 14, стих 34).
Мы не можем постигнуть скорби и тоски Спасителя во всей их глубине. Это была не просто печаль человека, знающего о своей неминуемой смерти. Это была скорбь Богочеловека о падшем творении, вкусившем смерть и готовом обречь на смерть своего Творца. Отойдя немного в сторону, Господь стал молиться, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Восстав от молитвы, Господь возвратился к трём Своим ученикам. Он хотел найти для Себя утешение в их готовности бодрствовать с Ним, в их сочувствии и преданности Ему. Но ученики спали. Тогда Христос призывает их к молитве: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
Ещё дважды Господь отходил от учеников в глубину сада и повторял ту же молитву.
Скорбь Христа была так велика, а молитва столь напряжённа, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
В эти тяжелейшие минуты, как повествует Евангелие, «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его».
Окончив молитву, Спаситель пришёл к Своим ученикам и вновь нашёл их спящими.
«Вы всё ещё спите и почиваете, — обращается Он к ним, — вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня».
В это самое время сквозь листву деревьев стали проглядывать огни фонарей и факелов. Появилась толпа людей с мечами и кольями. Они были посланы первосвященниками и книжниками, чтобы схватить Иисуса, и, видимо, ожидали серьёзного сопротивления.
Впереди вооружённых людей шёл Иуда. Он был уверен, что после Тайной Вечери найдёт Господа здесь, в Гефсиманском саду. И не ошибся. Предатель заранее условился с воинами: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите».
Отделившись от толпы, Иуда подошёл ко Христу со словами: «Радуйся, Равви», — и поцеловал Спасителя.
В ответ он услышал: «Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?»
Предательство уже совершилось, но мы видим, как Христос пытается вызвать раскаяние в душе Своего неразумного ученика.
Между тем приблизилась стража. И Господь спросил стражников, кого они ищут. Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея». «Это Я», — последовал спокойный ответ Христа. От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Тогда Спаситель сказал им: если они ищут Его, то пусть берут, а ученикам пусть дадут уйти свободно. Апостолы хотели было защитить Своего Учителя. Пётр имел при себе меч. Он ударил им раба первосвященника по имени Малх и отсёк ему правое ухо.
Но Иисус остановил учеников: «оставьте, довольно». И, коснувшись уха раненого раба, исцелил его. Обращаясь к Петру, Господь сказал: «возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» И обратившись к вооружённой толпе, Христос сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня; каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь — ваше время и власть тьмы».
Воины связали Спасителя и повели к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Своего Божественного Учителя, в ужасе разбежались.
Сбылись горькие слова Спасителя, сказанные им накануне Гефсиманской ночи: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада».
Эту горькую чашу страданий и мучительной смерти на кресте Христос принимает добровольно, ради спасения всего человечества.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла Глава 2, стих 7
И молился Спаситель Отцу:
«Дорогой мой Отец» — Иисус умолял,
«Пронеси мимо чашу сию».
Волновалась душа и к престолу неслась
Ввысь молитва Иисуса Христа.
Капли пота, как кровь, по ланитам струясь,
Торопливо сбегали с чела.
Черным бархатом землю окутала ночь
И раскинула россыпи звезд.
«Вы бодритесь, друзья, Я прошу вас помочь», —
Он в поддержке нуждался всерьез.
Но сморило мужчин, задремали они,
Только бодрствовал Вышнего Сын.
«Если можно, Отец, Ты решенье смени,
Помоги Своим Словом живым».
В предрассветной тиши глас Иисуса молил,
И смертельно скорбела душа.
«Будет воля Твоя», — Он Отцу говорил,
И поднялся с колен не спеша.
В Гефсиманском саду Божий Сын получил
Подкрепленье и силу Отца.
На Голгофе Спаситель всю волю свершил
Всемогущего Бога Творца.
(Марина Н.)
Добавить комментарий