Герб византии двуглавый орел

Двуглавый орёл — наследие предков

160 лет назад, 11 апреля 1857 года, русский царь Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла. Вообще, герб русского государства видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Но серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики. Также под руководством Кене был изменен рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведен в соответствие с международными правилами геральдики. 11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи — двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов — Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.

Наследие предков
Герб и цвет нации несут символическое и историческое значение. Необходимо помнить, что государственные символы (образное выражение государственности, нации, её идеологии) занимают в жизни народа чрезвычайно важное место, хотя в повседневной жизни это обычно и незаметно. Древнейшими русскими символами, которые происходят со времен индоевропейцев-ариев, были солнцеворот, сокол-рарог, двуглавый орел, красный цвет.
Одной из исторических эмблем Руси-России является двуглавый орёл. По своей древности и глубине значения он уступает разве, что всаднику поражающему дракона-змея, который в более позднем, уже христианском понимании, известен как Георгий Победоносец. Всадник символизирует громовержца (Перуна, Индру, Тора и т. д.), который поражает змея (символ Велесе-Волоса, владыки Нави). Это один из базовых мифов индоевропейцев-ариев.
Двуглавый орел (птица) отмечен в самых различных культурах. В частности, в шумерской и индийской мифологиях. Так, Гандаберунда — двуглавая птица в ведийской (индуистской) мифологии (II тыс. до н.э.). Имя этой птицы состоит из двух слов — ганда (сильный), берунда (двухголовый). В Вишну-пуране рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного оружия, которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону. Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура — Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII—XVI вв.


Княжество Майсур (Индия)
Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы, но и как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение принципов дхармы (дисциплины и порядка). Кроме того, в буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды.
Активно использовали этот символ и в северных индоевропейских (арийских) культурах. Надо сказать, что многоголовость различных животных, мифических существ — это одна из особенностей славянской мифологии. Не зря ещё один из древнейших символов суперэтноса русов — это Триглав, триединый Бог следит за всеми царствами земли: Явью, Правью и Навью (в Индии известен, как Тримурти, в христианстве — Троица). Различные Двуглавы, Триглавы-Трояны, четырехголовые Святовиды-Свентовиды, Семиглавы и т. д. — это признак суперэтноса русов.
Особенно часто в древности встречается двуглавый орел в Малой Азии и на Балканском полуострове. В Малой Азии он встречается со времен могущественной державы II тыс. до н. э. — Хеттского царства. Её основателями были индоевропейцы-арии, прародиной которых предположительно был Балканский полуостров. Хеттская империя успешно соперничала с Египтом. Хетты одними из первых овладели тайной выплавки железа, контролировали всю Малую Азию и проливы из Средиземного в Чёрное море. Это был великий арийский (индоевропейский) народ, который поклонялся богам Пирве (Перуну) и Сивату (Свету). Гербом хеттов был двуглавый орёл, который сохранился не только на штандартах, каменных барельефах, но и печатях. Хеттский орёл — это важнейшее, вещественное доказательство преемственности индоевропейских культур, преемственности империй.

Гандаберунда в храме Рмешвара в Келади, Индия

Двуглавый орёл — символ Хеттского царства
Однако и хетты переняли орла у более древней арийской культуры. В Анатолии есть и более древние поселения. В частности, раскоп у поселения Алача-Уюк (англоязычная форма — Аладжа-хююк»). Это поселение бронзового века — IV — III тыс. до н. э. И здесь наряду с многочисленными скульптурными и бронзовыми изображениями свастик-солнцеворотов и других арийско-индоевропейских традиционных символов, знаков-оберегов, были обнаружены рельефы двуглавого орла. Таким образом, мы наблюдаем древнейшую преемственность арийско-индоевропейской культуры: Алача IV тыс. до н. э. — Хаттуса II тыс. до н. э. — Византия I-II тыс. н. э. — Русь XV-XXI вв. н. э.
Русские геральдисты отмечали, что изображение двуглавого орла было известно в древней Птерии (город в Мидии). Оно относилось в периоду рубежа VII-VI вв. до н. э. По свидетельству Ксенофонта, у персов в примерно то же время символом верховной власти служил орёл. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов. В древности орел и лев считались символом царственности. В Древнем Риме римские полководцы имели изображения орла на своих жезлах, это был символ главенства над войсками. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.
Западные геральдисты XVII столетия рассказывали легенду, как двуглавый орёл стал государственной эмблемой Рима. При въезде Юлия Цезаря в Рим над ним носился в воздухе орёл, который напал на двух коршунов, убил их и бросил к ногам великого полководца. Удивлённый Юлий счёл это знаком, который предсказывает ему победу и приказал увековечить его, прибавив к римскому орлу вторую голову. Однако, скорее всего, появление второй головы должно быть отнесено к более позднему времени, когда произошло разделение империи на две части — Восточную и Западную Римские империи. Тело у орла было единым, что означало общие интересы и происхождение, но с двумя головами, обращёнными на запад и восток. Такой орёл и был принят как эмблема империи Константином Великим (272 — 337), или под другим источникам, Юстинианом I (483 — 565). Видимо, намного позднее такое же символическое значение придавалось двуглавому орлу Австро-Венгрии.
Но двуглавый орёл не был официальным символом Византийской империи, как многие считают. Он был эмблемой династии Палеологов, правившей в 1261 — 1453 гг., а не всей Византийской державы. В мусульманском мире, который воспринял древнюю индоевропейскую (арийскую) символику, двуглавый орел олицетворял высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, волей к победе и воинственностью. Двуглавый орёл был расположен на флаге турок-сельджуков. Его использовал Конийский султанат (Иконийский султанат, или Румский султанат, или Сельджукский султанат) — феодальное государство в Малой Азии, просуществовавшее с 1077 по 1307 годы. Двуглавый орел сохранился как символ Коньи.

Конья

Эмблема династии Палеологов
После начала крестовых походов, двуглавый орёл появляется в западноевропейской геральдике. Так, он отмечен на монетах Людвига Баварского и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских. Германский король и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1122 — 1190) первым начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих видел этот символ в Византии. До 1180 года на государственных печатях, монетах и регалиях, как и на личных вещах императора, двуглавый орёл не отмечен. Ранее символом германских владык был одноглавый орел, но начиная с императора Фридриха Барбароссы, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Только с XV столетия двуглавый орёл стал государственной эмблемой Священной Римской империи. Орёл изображался чёрным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами. В XIX — начале XX столетий двуглавый орел был гербом Австро-Венгрии. Кроме того, в Сербии двуглавый орёл стал гербом рода Неманичей. Это была правящая династия в XII-XIV вв.

Двуглавый орёл на гербе Священной Римской империи
Русь
На Руси двуглавый орёл отмечен в XIII столетии в Черниговском княжестве, а в XV веке — в Тверском и Московском княжествах. Имел некоторое хождение двуглавый орёл и в Золотой Орде. Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды с изображением двуглавого орла. Некоторые исследователи даже утверждают, что двуглавый орёл был государственным гербом Орды. Но большинство историков не поддерживают эту версию. На печати Ивана III Васильевича, которая досталась от Василия II Васильевича, был изображён лев, который терзал змею (лев был символом Владимирского княжества). В конце XV века появилось два новых символа: всадник (ездец), который использовали ещё в Древнерусском государстве и двуглавый орёл. Формальным поводом, чтобы использовать этот символ, был тот факт, что женой Ивана III была Софья Палеолог, для которой орёл был родовым знаком. Эмблема Палеологов представляла собой чёрный силуэт, вытканный чёрным шелком на золотом поле. Он был лишен пластики и внутреннего рисунка, фактически являясь плоской орнаментальной эмблемой.
Таким образом, двуглавый орёл был известен на Руси еще до приезда византийской принцессы. К примеру, «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла. Двуглавый орёл не был символом Византийской империи, и великие русские князья приняли его, чтобы подчеркнуть свое равенство с западноевропейскими монархами, быть равными германскому императору.


Перемышльская земля (XIII в.)

Черниговское княжество
Государь Иван III воспринял появление этой эмблемы в Русском царстве очень серьёзно. Для современников великого князя родство византийской императорской династии с домом Рюрика была актом огромного значения. Фактически Русь оспаривала права сильнейшего государства Западной Европы — Священной Римской империи на данный символ. Московские великие князья стали полагаться преемниками римских и византийских императоров. Старец Филофей с первой половине XVI столетия сформулирует концепцию «Москва — третий Рим». Согласно этой концепции в истории было два Рима, третий стоит (Москва), а «четвертому не быти». Москва становилась наследницей христианских и мессианских традиций Рима и Константинополя. Иван III Великий принял этот герб не только как династический знак своей супруги, а как геральдический символ Русского государства в будущем. Первое достоверное употребление двуглавого орла в качестве государственного символа эмблемы относится к 1497 году, когда великокняжеская грамота на земельные владения удельных князей была скреплена печатью на красном воске. Лицевая и оборотная стороны печати несли изображения двуглавого орла и всадника, поражающего змея. Одновременно изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.
Византийский орёл на русской земле приобрёл новые черты, «обрусел». На Руси, ранее упрощённый, безжизненный графический силуэт, наливается плотью, оживает, готов к полёту. Это могучая, грозная птица. Грудь орла прикрывает древнейший, исконный русский символ — Небесный Воин, Победитель зла, покровитель воинского начала Руси (Перун — Георгий Победоносец). Орла изображали золотым на красном поле.
В правление царя Ивана IV двуглавый орёл окончательно стал гербом России. Сначала герб Русского царства дополнялся единорогом, а затем всадником-змееборцем. Всадник традиционно воспринимался как изображение государя — «князь великий на коне, а имея копье в руце». То есть царь на Руси, по древнейшей арийской традиции, был воплощением Перуна — Георгия Победоносца — защитника Правды на Земле. До царствования Михаила Романова над головами орла находилось две короны. Между ними изображали русский восьмиконечный крест — символ православия. Только у большой печати Бориса Годунова у орла впервые появляется три короны, они обозначали Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Окончательно третья корона появилась в 1625 году, её ввели вместо креста. Три короны с этого времени означали Св. Троицу, в более позднее время, с конца XIX столетия стали считать символом триединства трех частей русского суперэтноса — великорусов, малороссов и белорусов. Со времени правления Алексея Михайловича русский орёл почти всегда держит в руках скипетр и державу.
С XV и до середины XVII века русский орёл всегда изображался с опущенными крыльями, что определялось восточной геральдической традицией. Только на некоторых печатях Лжедмитрия, очевидно под западным влиянием, крылья орла подняты. Кроме того, на одной из печатей Лжедмитрия I всадник-змееборец был повёрнут направо согласно западноевропейской геральдической традиции.
Во времена правления царя Петра Алексеевича, с утверждением в 1699 году ордена св. Андрея Первозванного, московский герб почти всегда окружён цепью ордена. Сам двуглавый орёл. Под влиянием западных традиций, становится чёрным. Всадника с 1727 года стали официально называть Святым Георгием. При императрице Анне Иоанновне специально приглашённый гравёр И. К. Гедлингер к 1740 году подготовил Государственную печать, которая с небольшими изменениями просуществует до 1856 года. Император Павел Петрович, ставший гроссмейстером Мальтийского ордена, в 1799 году введёт в российский герб мальтийский крест на груди, на котором будет помещён московский герб. При нём же будет сделана попытка разработать и ввести полный герб Российской империи. К 1800 году будет подготовлен сложный герб, на котором будет 43 герба. Но до гибели Павла этот герб не успеют принять.
Герб Московского княжества (XV в.)
Герб Царства Русского (XVII в.)
Государственный герб России (1730 г.)
Российский герб, предложенный императором Павлом I (1800 г.)

Государственный герб России (1825 г.)
Необходимо сказать, что до царствования Александра III, пропись русского двуглавого орла никогда не была точно установлена законом. Поэтому форма, детали, атрибуты и характер менялись в различные царствования весьма легко и часто значительно. Так на монетах XVIII столетия, видимо, под влиянием петровской антипатии к Москве, орел изображался без герба старой столицы. Скипетр и держава иногда заменялись лавровой ветвью, мечом и другими эмблемами. К концу правления Александра I орлу придали не геральдическую, а совершенно произвольную форму, которую заимствовали во Франции. Она была впервые помещена на изготовленной во Франции для императорского дома серебряной посуде. Этот двуглавый орёл имел широко распущенные крылья и держал в лапах перевитые лентами громовые стрелы, жезл и факел (в правой), лавровый венец (в левой). Исчезла династическая Андреевская цепь, на груди орла появился сердцевидный, заострённый кверху щит с московским гербом.
При Николае I было два типа герба. У упрощённого герба были только основные элементы. На втором на крыльях появились титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом). Сам герб предельно монументален, гармонично входит в новый архитектурный стиль, известный как «Николаевский ампир». Крылья как бы распластаны над Россией, словно защищая её. Головы грозные и мощные.
При государе Александре II провели геральдическую реформу, её главным автором был барон Кёне. Появляется корона над московским гербом, причём св. Георгий изображен в образе средневекового рыцаря в серебряных латах. Форма орла подчёркнуто геральдическая. На малом государственном гербе также появились щиты с гербами территорий в составе Российского государства. 11 апреля 1857 года приняли целый комплект гербов — Большой, Средний и Малый государственные гербы и прочие, всего сто десять рисунков.
Большой государственный герб Российской империи (1857 г.)

Большой государственный герб Российской империи (1882 г.)
Малый государственный герб Российской империи (1883 г.)
В 1892 году, в правление Александра III, в Своде Законов Российской империи появляется точное описание государственного герба. На грудь орла вернётся Андреевская цепь. Чёрные перья будут густо осыпать грудь, шеи и широко распростертые крылья. Лапы несут скипетр и державу. Клювы орлов грозно раскрыты и языки выпростаны. Суровый взгляд огненных глаз обращён на восток и запад. Вид орла был торжественен, внушителен и грозен. На крыльях помещались гербы. На правом: Казанского, Польского, Херсонеса Таврического царств, соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. На левом крыле: Астраханского, Сибирского, Грузинского царств, Великого Княжества Финляндского.
Как национальный символ русского народа и русской государственности двуглавый орёл прошёл три династии русских самодержцев — Рюриковичей, Годуновых и Романовых, не утратив значения верховной государственной эмблемы. Сохранился двуглавый орёл и в период Временного правительства, когда с ним конкурировала свастика — знак солнца и символ вечности. Временное правительство отложило решение вопроса о государственном гербе до созыва Учредительного собрания, а на своей печати поместило двуглавого орла, перерисованного с печати Ивана III, без корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем на груди орла и пр.
Герб Российской республики (1917 г.)
Для первого государственного герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была избрана эмблема «серп и молот», предназначавшаяся первоначально для государственной печати. В вершине гербового щита располагались буквы РСФСР. Не считая этих букв в гербовом щите, первый советский государственный знак был составлен в соответствии с геральдическими канонами. Основное изображение — эмблема «серп и молот» в лучах восходящего солнца. Девиз подчёркивал политическую направленность отличительного знака социалистического государства. В 1978 году была добавлена красная звезда в верхней части герба.
2-й съезд Советов СССР 31 января 1924 г. утвердил конституцию, где было указано, что герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой с надписью на ней — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Надпись была на шести языках — русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюркско-татарском. Наверху — красная пятиконечная звезда. С изменением числа союзных республик надпись на ленте давалась в 1937-1946 гг. на 11 языках, в 1946-1956 гг. — на 16, с 1956 г. — на 15 языках.
Герб РСФСР использовался до 1993 года, была изменена только надпись на щите — «Российская Федерация». В 1993 году двуглавый орел вернулся на герб Российского государства. Предложенный проект государственного герба — двуглавый орёл без корон, скипетра, державы и других «царских» атрибутов — был отвергнут, оставшись на металлических деньгах как эмблема Центробанка. Гербом стал двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи — в иной цветовой гамме, без территориальных гербов на крыльях орла, без цепи ордена Св. Андрея Первозванного. Согласно Конституции РФ, государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой закон — «О Государственном гербе РФ» — принят 25 декабря 2000 г. Герб представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также без геральдического щита.

Ныне двуглавый орёл символ вечности Русской государственности, её преемственности с великими империями древности. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для Руси-России оборонять рубежи на Западе и Востоке. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют единство трех частей Руси (Русской цивилизации) — Великой России, Малой России и Белой Руси. Скипетр и держава обозначают незыблемость государственных устоев нашей Родины. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле — борьба со злом во всех его проявлениях. Отступление от этой программы приводит к смуте и краху Российской государственности. Исторически Русь-Россия является защитницей Правды на Земле. В настоящее время, когда инволюция (упрощение) и деградация охватили человечество, и Запад распространил идею «золотого тельца» (материализм) на всю планету, что привело к глобальной смуте, это особенно важно. Падение русской цивилизации, которая является носителем этики совести на планете, приведет к глобальной катастрофе (разрушению нынешней человеческой цивилизации).
Двуглавый орел вернулся к нам. Этому древнему символу не менее шести-семи тысяч лет. Будем надеяться, что и другие незаслуженно забытые, а то и специально оскверненные родовые символы и знаки суперэтноса русов (как солнцеворот) в итоге будут полностью возвращены и займут со временем достойное место на Руси-России. Они хранили русов-славян на протяжении многих тысяч лет.
Современный государственный герб Российской Федерации

История двуглавого орла

История двуглавого орла

Герб государства неразрывно связан с его историей.

Герб

Слово герб. происходит от немецкого слова .эрбе., что значит наследство. Герб . символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.

История двуглавого орла

Двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева.Первые изображения двуглавого орла . наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей.

На гербе хеттов, орёл хватает когтями двух зайцев.

Затем в VI . VII годах до нашей эры двуглавый орел, как знак власти, появляется в Мидийском царстве .

В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

3. Герб России: из века в век

На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III и Софьи Палеолог, — племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога.

Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом — годом когда Великая княгиня Ольга совершила путешествие в Византийский Царьград и приняла христианство.

Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом. (сыном княгини Ольги)

В 988 году святой князь Владимир крестил Русь.

«Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений.

Духовенство из Византии, переносило понятие о государе, как о человеке, поставленном от бога не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка…”

С конца XV века, на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе….

В те времена, когда Иоанн III (1462 . 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды.

Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

В царствование Василия III (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва — Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III..

Изображение московского герба на груди орла становится традиционным.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец cмутам, возникшим в результате, смерти Иоанна Грозного, и борьбы за власть, политических группировок, того времени (самозванцы, семибоярщина, польские князья).

Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством.

Над орлом появились три короны, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великороссов, малороссов и белороссов.

В период царствования Алексея Романова отмечено появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, родства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, а в конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Государственный Герб Алексея Михайловича явился прототипом его последующих официальных изображений.

У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах — скипетр и держава.

Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”.

Описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725).

Россия очень изменилась во времена его правления.

Если обобщить, заслуги Петра Великого, то их можно свести к тому, что Россия стала одной из ведущих держав мира, и стояла выше, чем большинство европейских государств.

Бывшая до того, «сухопутным» царством, в результате упорных военных кампаний, политических, экономических, и иных усилий, Россия создала свой Флот, отвоевала часть побережья Варяжского (Балтийского) Моря. И получила серьёзный политический вес во всей Европе.

Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений.

В связи с принятием Петром I, в 1721 году, императорского титула, на гербах взамен царских корон стали изображать императорские.

Цвет орла изменился на черный.

На крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств.

На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским.

Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России..

После петровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”.

Во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, орел больше похож не на орла, а на орлицу.

Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования.

В 1764 году, было упразднено гетманство в Малороссии, что окончательно уничтожило автономию Запорожской сечи и прилегающих к ней территорий.

Указом Павла I, от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии.

При Александре I на Гербе, крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века..

Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью.

Восставшие декабристы были подвергнуты суду — 5 из них, — расстреляны. Остальные сосланы в Сибирь.

После восстания в Польше (1830-1832) Император Николай I ограничил ее статус, и лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск.

Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года.

В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России.

В 1829 Николай I короновался и как царь Польский.

И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб.

Первый вариант Большого государственного герба Российской империи был утверждён 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881).

В центре Большого государственного герба помещен щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел.

Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен “герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне…”. Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский. В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.

Второй и последний вариант Герба Утверждён в 1882 году, указом Александра III.

В Большой Государственный герб, добавлен щит с гербом Туркестана (Туркестан вошел в состав России в 1867 году), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских, и т.д. Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви).

Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отражена “триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество”.

Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз “Съ нами Богъ”, восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью.

Царь, идея самодержца выражена в атрибутах власти — государственные регалии России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого ордена святого Андрея Первозванного.

Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — стремление к единению.

Большой государственный герб Российской Империи, создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.

«Схема Большого Герба Российской Империи»

Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных принадлежащими им коронами; гербы царств:

I. Казанского.

«в серебряном щите чёрный коронованный Зилант; язык, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые…»

Прим.: Герб увенчан «шапкой Казанской», подаренной Иваном Грозным хануЕдигеру (в крещении царю Симеону). Шапка украшена золотыми пластинками с чернью и растительными орнаментами.

II. Астраханского.

«в лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона, с пятью дугами и зелёною подкладкою; под нею серебряный восточный меч, с золотою рукоятью, острым концом вправо…»

Прим.: Герб увенчан «астраханской шапкой» первого наряда царя Михаила Фёдоровича (1627). «Шапка» изготовлена в 1627 году в Москве, отделана финифтью и драгоценными камнями.

III. Польского.

«в червлёном щите серебряный коронованный орёл с золотыми клювом и когтями…»

Прим.: Герб увенчан короной Анны Иоанновны с большим рубином и алмазным крестом вверху.

IV. Сибирского.

«в горностаевом щите два чёрных соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной — золотую пятизубцовую корону, другою — червлёный лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз, поставленные стрелы…»

Прим.: Герб увенчан алтабасной (парчовой) шапкой третьего наряда царя Иоанна Алексеевича, украшенная золотыми запонами.

V. Херсониса Таврического.

«в золотом щите чёрный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами, орёл с червлёными языками и золотыми клювами и когтями; на груди в лазуревом, с золотыми краями, щите — золотой осьмиконечный крест…»

Прим.: Герб увенчан подобной шапке Мономаха короной Петра I (шапка второго наряда).

VI. Грузинского «щит четверочастный, с оконечностью и малым в середине щитом.

В среднем малом щите герб Грузии: в золотом поле Св. Великомученик и Победоносец Георгий, в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червлёной приволоке, сидящий на чёрном коне, покрытом багряницею с золотою бахромою, и поражающий червлёным копьём зелёного, с чёрными крыльями и червлёными глазамии языком, дракона.

В первой части — герб Иверии: в червлёном щите серебряный скачущий конь, с углах, верхнем левом и нижнем правом, серебряные звёзды о восьми лучах.

Во второй части — герб Карталинии: в золотом щите огнедышащая гора, пронзённая крестообразно двумя чёрными стрелами, остриями вверх.

В третьей части — герб Кабардинских земель: в лазуревом щите, на двух серебряных, крестообразно, остриями вверх, положенных стрелах — малый золотой щит с червлёным, обращённым вправо полумесяцем, в трёх первых четвертях серебряные шестиугольные звёзды.

В четвёртой части — герб Армении: в золотом щите червлёный коронованный лев.

В золотой оконечности — герб Черкасских и Горских князей: скачущий на чёрном коне черкес, в серебряном вооружении, червлёной одежде и чёрной из меха приволоке, с чёрным копьём на правом плече…»

Прим.: Герб увенчан грузинской короной. Корона царя Грузии Георгия XII была изготовлена в России при императоре Павле ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом и выслана в Грузию в 1798 году. В 1801 году корона последнего грузинского царя была отправлена в Санкт-Петербург, где вошла в состав Российских императорских регалий. Корона имела восемь золотых дуг, сверху держава и крест из яхонтов и бриллиантов.

VII. Соединённые гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского, в щите, разделённом вилообразно на три части.

В первой серебряной части — герб:новгородский два чёрные медведя, поддерживающие кресла золотые, с червлёною подушкою, на коей поставлены, крестообразно, с правой стороны скипетр, а с левой крест, над креслами золотой трисвечник с горящими свечами, в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы…»

Во второй лазоревой части — герб киевский: святой архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом.

В третьей червлёной части — герб вдладимирский: золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест.

Прим.: Герб увенчан «шапкой Мономаха» — главной короной московских князей допетровской Руси. Предание гласит, что эту регалию прислали императоры Василий и Константин великому князю киевскому Владимиру в 988 году. «Шапка» отделана сканью и собольим мехом.

VIII. Герб великого княжества Финляндского.

«В червлёном щите, золотой коронованный лев, держащий в правой лапе меч прямой, а в левой — меч выгнутый, на который опирается заднею правою лапою (лев), сопровождаемый восемью серебряными розами…»

IX. Родовой Его Императорского Величества герб.

«Щит рассечённый. Вправо — герб рода Романовых: в серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом, на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево — герб Шлезвиг-Голштинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностью и малым в середине щитом. В первой червлёной части — герб норвежский: золотой коронованный лев с серебряною алебардою, во второй золотой части — герб шлезвигский: два лазуровые леопардные льва, в третьей червлёной части — герб голштинский: пересечённый малый щит, серебряный и червлёный, вокруг оного серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита, в четвёртой части — герб стормарнский: серебряный лебедь с чёрными лапами и золотою на шее короною, в червлёной оконечности — герб дитмарсенский: золотой с поднятым мечом всадник на серебряном коне, покрытом чёрной тканью, средний малый щит также рассечённый: в правой половине герб ольденбургский — на золотом поле два червлёные пояса, в левой — герб дельменгорстский — в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом крест. Этот малый щит увенчан велико-герцогскою короною, а весь щит — королевскою».

Над сенью главного щита помещались шесть щитов.

Над сенью главного щита шесть щитов:

X. Щит соединенных гербов княжеств и областей Великороссийских

— герб Псковский: в лазуревом поле идущий барс, сверху выходящая божья десница;

— герб Смоленский: в серебряном поле пушка черная, станок золотой, на пушке птица золотая без ног;

— герб Тверской: в червлёном поле золотой трон, на нём царская на зелёной подушке корона;

— герб Югорский: в серебряном поле выходящие из лазуревых облаков руки в червлёной одежде, держащие серебряные копья:

— герб Нижегородский: в серебряном поле червлёный олень;

— герб Рязанский: в золотом поле стоящий князь с мечом и ножнами;

— герб Ростовский: в червлёном поле серебряный олень с золотым ошейником;

— герб Ярославский: в серебряном поле чёрный медведь с золотой алебардой;

— герб Белозерский: в лазуревом поле две серебряные рыбы с косой крест; под серебряным же полумесяцем, в главе справа, золотой крест с шариками на концах (Белозерское княжество, одно из старейших на русском Севере, стало вассалом Москвы в 1238 году);

— герб Удорский: в чёрном поле идущая серебряная лисица с червлёными глазами и языком.

XI. Щит соединенных гербов, княжеств иобластей юго-западных:

— герб Волынский: в червлёном поле серебряный вольный крест;

— герб Подольский: в лазуревом поле под золотым крестом золотое солнце о 16 лучах;

— герб Черниговский: в серебряном поле чёрный коронованный орёл, держащий в левой лапе длинный золотой крест; клюв и ноги золотые.

XII. Щит соединенных гербов княжеств и областей белорусских и литовских:

в малом щите герб великого княжества Литовского. В 1-й части щита герб Белостокский. В 2-й части — герб Самогитский. В 3-й части — герб Полоцкий. В 4-й червленной — герб Витебский. В оконечности — герб Мстиславский.

XIII. Щит соединенных гербов областей прибалтийских: — герб Эстляндский: в золотом поле три лазуревых леопардовых льва;

— герб Лифляндский: в червленом поле серебряный гриф о четырех ногах с крыльями и хвостом; в передних ногах меч; на груди имя Его Императорского Величества;

— гербы Курляндский и Семигальский: щит четверочастный. В первой и четвертой частях — герб Курляндский: в серебряном поле червленый лев в червленой короне. Во второй и третьей частях — герб Семигальский: в лазоревом поле выходящий серебряный олень, с шестью отростками на рогах, увенчаный герцогской короной;

— герб Карельский: в червлёном поле две выходящие руки в серебряных латах, держащие серебряные мечи, над ними золотая корона.

XIV. Щит соединенных гербов северо-восточных областей: в малом щите герб Пермский.

— герб Пермский: в червленом поле белый медведь, над ним Евангелие золотое, а над ним крест серебряный;

— герб Вятский: в золотом поле выходящая вправо из лазуревых облаков в червлёной одежде рука, держащая червлёный же натянутый лук со стрелою; в правом углу червлёный с шариками крест;

— герб Болгарский: в зелёном поле, разделённым белым крестом, серебряный идущий агнец с червленой хоругвью, древко золотое;

— герб Обдорский: в серебряном поле чёрная идущая лисица с червлёными глазами и языком;

— герб Кондинский: в зелёном поле дикий человек с дубовым поясом и венком на голове, держащий правой рукой на плече серебряную булаву.

XV. Герб Туркестанский.

В Российской Империи, также применялись варианты Среднего, и Малого Герба, которые использовались как Герб Наследника Цесаревича и Великого Князя, и Малый Герб, изображение которого помещалось на Государственных кредитных билетах, соответсвенно.

Герб, Наследника Цесаревича и Великого Князя

Малый Герб, изображение которого применялось на Государственных кредитных билетах.

Война имперских символов

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение»1. Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл — властелин воздуха — один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть2. Символом Римской империи (27г. до н. э. — 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла — священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом4.

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему — двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова)5. Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

1. Герб Римской империи до IV века,

(SPQR — Senatus Populusque Quiritium Romanus, что в переводе с латинского означает: Сенат и народ Рима)

Герб Римской империи (Константина Великого) с IV века

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась7. В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми8. Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви

1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи

и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника — Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное — православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб — двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва — символическим «Третьим Римом».

1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I

Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира…», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и… богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.

1. Герб Наполеона

2.Герб Священной Римской Империи Германской Нации с 1441 г. до 1806 г.

3.Герб Австро-венгерской империи до 1806 г.

Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе — римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).

1. Герб Наполеона начала XIX в.

2.Герб России (Александра I) начала XIX в.

Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители — души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР — преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.

1. Герб III Рейха (Германской империи)

2.Герб современной Германии, являющейся основным политическим игроком Европы, и одновременно, вассалом и опорой США

Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия — СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону — империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб — двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы — основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по — прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой — оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» — «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине — вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.

1. Герб («Большая Печать») США

2. Герб России

Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) — это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов9. Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу — двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему — чёрного двуглавого орла на золотом фоне — как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр — аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески — Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 — 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

Металлоискатели в России / Только белая техника!

Двуглавый орел – правда и вымысел

Известная концепция «Москва-Третий Рим» была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Она гласит: «Москва – третий Рим. Два Рима пали (Рим и Константинополь), третий – Москва стоит, четвертому не бывать!». Кстати, одно из посланий предназначалось для Великого князя Московского Ивана III.

Великий князь Московский Иван III.

Эта мессианская концепция и вместе с тем женитьба Ивана Великого на византийской принцессе Софье Палеолог, как думают многие, и привели к версии, что герб России — продолжение традиций Византии. Это достаточно устоявшееся представление, и тем не менее, это миф. Попробуем его разобрать.

Во-первых, двуглавый орел Палеологов ни в коем случае не являлся государственным гербом Византии. Более того, он не был гербом этой династии.

Орел Палеологов

Хотя на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии Софьи Палеолог, как раз был выткан черным шелком двуглавый орел. Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.

На французской миниатюре XIV века изображен император Иоанн VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе, подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла!

Византия.

Сложность в изучении ранней геральдики (до конца XV века) в России и Византии заключается в том, что на щитах родовых эмблем почти не изображали, а на печатях, как правило помещали святого покровителя и имя владельца. Одним из первых, кто отошел от этой традиции, был Великий князь Иван III.

Чтобы понять, почему именно двуглавый орел стал символом Московской Руси, нужно изучить печать 1497 года. Это первое известное изображение на государственных документах сохранилось на жалованной грамоте Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона, а на обратной ее стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 годом и сохранилась до наших дней, и это первое известное официальное использование двуглавого орла.

Часто упускают из вида, что двуглавый орел был очень популярен в средневековье в Западной Европе именно как геральдический символ! Предполагается, что европейцы узнали этот символ во время крестовых походов на Восток к Святой Земле, и он стал часто использоваться в европейской геральдике.

Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих Барбаросса во время крестового похода посещал Византию и мог видеть этот символ во дворце. Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. В качестве герба империи двуглавый орел утвердился в правление Сигизмунда I (1368–1437). В 1410 году Сигизмунд I стал императором Священной Римской империи, где гербом королей оставался одноглавый орел, но как только король наследовал императорский трон, на печатях появлялся орел двуглавый.

Герб Священной Римской империи на монете

С такой печатью познакомился Иван III, когда в конце 80-х годов XV века установил контакты и дипломатические отношения с домом Габсбургов – первых по значению монархов тогдашней Европы, в результате чего начался обмен посольствами, грамотами, переговорами «для приятельства и любви». При всей своей силе и могуществе Иван III, как человек исключительно прагматического ума, не мог не понимать, что на новом уровне русской государственности потребуются чисто внешние атрибуты, которые подтверждали бы крепость и силу его власти «в глазах мировой общественности». Отсюда и новое написание на западноевропейский манер титула на печати, и новая символика, аналогичная европейской. Это еще одно свидетельство о стремлении Ивана Васильевича поставить себя наравне с первым монархом Европы императором Священной Римской империи.

К концу XV века политика молодого независимого Московского государства была направлена на объединение под своей властью земель, ранее принадлежавших Золотой Орде и возврат русских княжеств, захваченных Литвой.

Еще во время монетной реформы 1535–1538 годов, когда правила Елена Васильевна Глинская, мать Ивана Грозного, в России появилась копейка. Так назывались серебряные монеты, на которых изображался «князь велики на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозвашеся денги копейные».

Композиция, представленная на копейке, очень напоминает изображение «Чуда Георгия о змие» с печати Ивана III, только под копытами коня нет дракона. Корона на всаднике копейки свидетельствовала, что это изображение государя.

Печать Ивана III

Ту же корону с пятью зубцами можно видеть и на всаднике, который во времена Ивана IV «перебрался» на грудь двуглавого орла. Именно Иван Грозный повелел поместить драконоборца, украшенного короной, на грудь двуглавого орла. Таким образом, со времени Ивана IV двуглавый орел и воин-драконоборец воссоединились в одной фигуре. Впоследствии это сочетание символов и превратится в Государственный герб России.

Создание новой печати казалось для современников настолько важным событием, что об этом записано в летописи: 3 февраля 1561 года «учинена» печать – «орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инрог» — единорог – мифический зверь с прямым рогом, тоже заметим, символ европейской культуры и мифологии.

Печать 1577 года

В «Словаре древнерусского языка» указывается, что слово «герб» в ХVI веке использовалось лишь в посольских делах, когда речь шла о других странах, с которыми Россия поддерживала дипломатические связи. Для Ивана Грозного титул «царь», означенный на печати, был очень важен. Иван Васильевич был человеком книжным, прекрасно разбирающимся в мировой истории и политике. Он изучал родословную Рюриковичей. Это занятие привело великого князя в выводам, что Рюриковичи — это потомки римского императора Октавиана Августа Цезаря. Титул «Цезарь» и «Август» в то время старались примерить на себя почти все европейские монархи, и в итоге русский великий князь теперь мог говорить с ними на равных, как потомок династии римских императоров. Конечно, это была больше политическая конструкция, чем историческая правда. Но теперь официальный титул Ивана IV говорил о его исключительных правах на власть, о силе и величии государства. На монетах с этого времени чеканят — «Царь и Великий князь всея Руси».

Действительно, первый русский царь использовал печать и эмблемы прародителей своих и «римскую печать» – изображение двуглавого орла, а также учреждал новые печати, например, печать 1577 года по типу печатей тех европейских государств, с которыми вступал в дипломатические контакты. На этой печати вокруг двуглавого орла, увенчанного короной, располагаются гербы российских земель и титулы Ивана IV.

Эта большая государственная печать — уже настоящий прообраз герба, а некоторые эмблемы русских земель здесь представлены впервые. Например, герб Вятской земли, присоединенной к Москве еще Иваном III — натянутый лук со стрелой — все еще хранит тайну своего значения и происхождения.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых

Тематическая подборка:

Двуглавый орел в церковной символике и политические спекуляции

Двуглавый орел в церковной символике появился довольно давно.

Конечно, этот символ возник задолго до христианских времен и встречается еще в культурах Древнего Востока. Например, одно из первых изображений двуглавого орла относится уже к XIII веку до Рождества Христова, это рельеф из Хеттусы – столицы древнего Хеттского царства.

Хеттский двуглавый орел, XIII в. до Р.Х.

Но мы не намерены углубляться, нас интересует, прежде всего, появление этого изображения в церковной символике — и потому мы обратимся к Византии.

Сейчас двуглавый орел считается гербом Византийской империи. На самом деле, это не совсем так. Герб – это все же западноевропейский феномен, который возник примерно в эпоху Крестовых Походов. В Византии своего герба как такового не было. Но имела место быть своя оригинальная система символов государственной власти (как, например Константинов крест). Но вот двуглавый орел, в качестве знака власти Императора, относится именно ко времени после 4-го Крестового Похода, когда Константинополь был завоеван католическими армиями, а земли Империи были разделены между завоевателями. И сперва он появляется в роли византийского символа именно в западных гербовниках и только потом принимается самой Византией.

Двуглавый орел дома Палеологов

Последняя византийская династия Палеологов, которой удалось вернуть Константинополь и на короткое время восстановить Империю, уже во всю использовала изображение двуглавых орлов в качестве собственного династического символа. И это продолжалось до падения Византии как государства — до 1453 года, когда Константинополь пал под ударами османских завоевателей, а последний Император Константин XI погиб, защищая свое наследие.

С этого момента двуглавый орел как символ стал существовать одновременно в двух плоскостях – светской и церковной.

С одной стороны, двуглавым орлом, в качестве герба стали пользоваться монархи, так или иначе претендующие на наследие Римской или Византийской Империи. Так, двуглавый орел стал гербом Священной Римской Империи Германской нации (а после ее ликвидации – Австрийской Империи). В разное время двуглавый орел входил и в гербы балканских государств, возникших на бывших византийских территориях: Сербии, Черногории, Югославии, Албании.

Также двуглавый орел продолжал использоваться членами дома Палеологов, которым удалось бежать в Италию. Именно этот, палеологовский, вариант двуглавого орла и пришел в Москву вместе с невестой Великого Князя Иоанна III – Софией Палеологиней, племянницей последнего Византийского василевса Константина XI, и со временем стал российским гербом.

Прорись печати Великого Князя Иоанна III

С другой стороны, на покоренных турками территориях, двуглавый орел стал символом власти церковной. Случилось это, как ни парадоксально, по воле завоевателей. Первый, избранный с разрешения султана после падения Византии, патриарх Константинопольский — Геннадий II Схоларий — стал не только предстоятелем Церкви, но и главой христианской общины в Османской империи – этнархом. В связи с этим Константинопольские первоиерархи переняли некоторые элементы прежней императорской символики. Облачение патриарха стало более пышным, оно все более походило на церемониальные императорские одежды: некогда простой белый омофор стал напоминать императорский пояс – лор, митра – корону-стемму последних Палеологов. То же произошло и с императорским двуглавым орлом. Только теперь он означал не царскую, а архиерейскую власть. И в качестве напоминания о таковой стал украшать архиерейские престолы, орлецы, горние места, помещаться на Царских вратах храмов и т.д.

Император Иоанн VI в парадном облачении, на подножии изображены двуглавые орлы

Стоит отметить, что это не было новшеством, и ранее элементы придворного церемониала проникали в церковную обрядность на протяжении всей византийской истории. Император время от времени жаловал представителям Церкви те или иные знаки собственной власти. И двуглавый орел на орлецах некоторых иерархов появляется ещё в XIII веке в качестве особой императорской милости (здесь интересно отметить, что на Руси, где орлец не являлся царской наградой, на этом богослужебном элементе изображался и сейчас, как правило, изображается «обычный» одноглавый орел).

Современный греческий орлец

Потому двуглавые орлы в качестве церковного, а не государственного символа власти появляются у нас не из Петербурга и Москвы, а из Константинополя и Афона. Здесь орел остается и сейчас не только напоминанием о Византии, но именно знаком духовного владычества. Сейчас двуглавого орла можно встретить в качестве оформления храмов во всех Восточных Поместных Церквях.

Напольная мозаика. Кипр. Монастырь св. Неофита

Резной киот. Израиль. Лидд (Лод). Храм св. Георгия.

Напольная мозаика. Ведикобритания. Лондон. Греческий храм св. Софии

Не исключением являются и храмы нашей Церкви. То, что речь идет именно оцерковном, а не государственном символе, можно убедиться, просто внимательно рассмотрев самого орла. Например, двуглавый орел, вырезанный на спинке кресла Киевских Митрополитов, которым пользовался покойный Митрополит Владимир и которым пользуется нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, имеет на груди щит с греческими буквами альфой и омегой. Эти буквы напоминают нам о Царе Царствующих, Господе Иисусе Христе, который есть «…Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:12-13), и больше ни о ком.

К сожалению, в последнее время можно слышать возмущенные голоса людей, которые в националистическом угаре обвиняют Украинскую Православную Церковь в использовании российской государственной символики. Но ведь двуглавые орлы в украинских храмах в том или ином виде присутствовали издавна. И если для паломника, например, из Греции в этом нет ничего удивительного, то для несведущих псевдопатриотов это соблазн. В этом, конечно, нет ничего удивительного, символика очень часто становится соблазном для людей с узким кругозором. Время от времени вспыхивают нелепые скандалы, когда очередной «ревнитель благочестия» в древнем церковном символе вдруг углядит «масонский знак» или «дьявольский жест» (а стоит напомнить, что своего двуглавого орла использут так же масоны). Но если до сих пор подобные эксцессы мотивировались ревностью о вере (пусть и не по разуму), то теперь мотивация пребывает исключительно в политической плоскости. А это весьма печально.