Глинская пустынь монастырь

Глинская пустынь

Монастырь

Глинская пустынь


Надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери

Страна

Украина

Местоположение

село Сосновка, Глуховский район, Сумская область

Епархия

ставропигиальный монастырь Украинской православной церкви Московского Патриархата

Тип

мужской

Реликвии и святыни

Икона Спаса Нерукотворнаго, список Глинской иконы Божией матери и мощи преподобных старцев глинских.

Настоятель

Антоний (Крипак), епископ Путивльский, викарий Киевской митрополии

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (укр. Різдва Богородиці Глинська Пустинь) — ставропигиальный мужской монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы.

История

По преданию, Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

В конце 1689 года по просьбе монахов Молченского Печерского Путивльского монастыря патриарх Иоаким приписал Глинскую пустынь к их обители, что было ещё раз подтверждено соответствующим указом царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 1693 года.

Пустынь до Октябрьской социалистической революции

В 1703 году Пётр I пожаловал Крупецкую волость (к ней относилась и Глинская пустынь) гетману Мазепе, который в том же году передал волость в ведение Киевской епархии; не будучи формально отделённой от Молченского Печерского Путивльского монастыря, Глинская пустынь на деле вновь обретает самостоятельность. В 1708 году, после измены гетмана Мазепы, Крупецкая волость была пожалована Петром I А. Д. Меншикову, который становится щедрым благотворителем Глинской пустыни. В 1715 году по просьбе иноков обители и с разрешения Меншикова пустынь снова переходит в ведение Киевской епархии.

После опалы А. Д. Меншикова (1727) Глинская пустынь снова официально передаётся в ведение Молченского Печерского Путивльского монастыря (указ царицы Анны Иоанновны от 1731 года). Окончательное отделение от Путивльского монастыря последовало в 1764 году, когда Глинская пустынь была объявлена самостоятельным заштатным монастырём.

XIX век — период расцвета Глинской пустыни, которая славится своими старцами.

Монастырь закрыт в 1922 году. Чудотворная Глинская икона вывезена в село Шалыгино, после чего бесследно исчезла (ныне известны лишь списки). На территории бывшего монастыря находились поочерёдно детский городок, сельскохозяйственная артель, колхоз, промкомбинат.

Во время Великой Отечественной войны пустынь, находившаяся на захваченной немцами территории, была вновь открыта в 1942 году.

Коммунистическая власть вновь закрыла монастырь, 12 июля 1961 года монахи были выселены из монастыря, здания и всё имущество бывшей обители переданы Сосновскому дому инвалидов.

В августе 1994 года Глинская пустынь была вновь открыта.

Монастырь сегодня

Сегодня монастырь поднимается из руин и укрепляет свою духовную жизнь. Перестраивается надвратный храм, расширяется построенная после открытия монастыря Никольская церковь, строятся новые здания. Монахи живут по чиноположению Афонской горы (как это и было до закрытия обители). Ранний подъём, длинные богослужения и послушания. На территории монастыря также работают заводы — молочный, свечной — и работает иконописная мастерская.

Настоятели

  • преподобный игумен Филарет (Данилевский) († 1841)
  • схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) (1888 — 12 марта 1912)
  • наместник монастыря Лука (Коваленко), архимандрит, затем епископ
  • наместник монастыря Антоний (Крипак), с 23 декабря 2010 года архимандрит, с 13 мая 2012 года епископ.

XX век, прославление Глинских святых

Основная статья: Собор Глинских святых

После распада СССР и обретением Украиной независимости, в августе 1994 года Глинская пустынь была вновь открыта, а её преподобные старцы, а также схимитрополит Серафим (Мажуга), который начинал свой иноческий путь в этой обители, были причислены к лику святых.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской православной церкви Московского патриархата принял решение о канонизации 13-ти подвижников Глинской пустыни. 25 марта 2009 года Священный Синод УПЦ благословил включить в Собор Глинских Святых еще три имени.

Галерея

Ближний скит в честь Богоотец
Иоакима и Анны (1997—1998)
Надвратный храм во имя
иконы Иверской Божьей Матери
Монахи Глинской пустыни
(фото 1958 года)

Примечания

  1. Глинская-Рождество-Богородицкая пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. «Благодать молитвы, которую несли Глинские старцы передавалась окружающим». Беседа с протоиереем Александром Чесноковым
  3. Собор Глинских святых
  4. Собор преподобных отцев Глинских // Энциклопедии «Древо».

Ссылки

  • Монастырь Глинская пустынь (недоступная ссылка) на сайте Глуховской районной государственной администрации
  • Глинская пустынь, Официальный сайт Ставропогиального мужского монастыря Глинская Пустынь.
  • Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь // Православная энциклопедия
  • Глинская пустынь. Очерк соврем. состояния Обители. С видом монастыря и портр. замечат. глин. подвижников. В 2-х ч. — Курск : Епарх. тип., 1912.

Литература

  • Александр Чесноков, Зиновий Чесноков. Подвиг святой жизни: Святые старцы Глинской пустыни. XX век. — 1-е издание. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 288 с. — ISBN 978-5-7533-0754-5.

В социальных сетях

Словари и энциклопедии

>СВЯТЫНИ Глинской пустыни (Украина, Сумская область)

Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (ставропигиальный)

Глинская пустынь возникла в глухом месте, среди дремучих лесов Крупецкой волости, в 160-ти верстах от Курска, 36-та верстах от Путивля. Ныне это село Сосновка Глуховского района Сумской области. Именно там, в XVI веке, крестьяне, ставившие на деревьях ульи, на высокой сосне увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, от которой исходил свет. Когда прошел страх, стали молиться Матери Божией, собираясь у сосны с родственниками и односельчанами. Вскоре у корней этой сосны появился источник. Приходящие получали помощь Царицы Небесной, исцеление душевных и телесных недугов. Некий пустынник построил там часовню и подвизался в посте и молитве. Народное почитание свитого места не прекращалось, а слух о чудесах от явленной иконы привлек иноков ближайшего монастыря — Путивльского Молченского, находившегося в 40 верстах от места явления иконы. Монахи поставили новую часовню и в ней исполняли свое правило. Их можно назвать первыми иноками новой обители, названной Глинской скорее всего потому, что ее земли принадлежали Глинским, из рода которых была жена Ивана Грозного — Елена. Есть и другая версия: будто был здесь удобный участок, с хорошей глиной, которую брали местные крестьяне для изготовления глиняной посуды. Сейчас трудно об этом судить. Почва там песчаная, совсем не подходящая для гончаров.

Архивные материалы свидетельствуют о внешнем благолепии и процветании обители в конце XIX века. Пустынь, обнесенная каменной оградой, имела пять отдельных и четыре домовых храма. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, каменный, с колокольней, трехпрестольный, построен в 1770-1781 годах тщанием Преосвященного Кирилла, епископа Севского и Брянского. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, каменный, трехпрестольный, возведен в 1843-1849 годах на пожертвования благотворителей. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, каменный, однопрестольный, сооружен над святыми вратами в 1726-1731 годах также на средства благотворителей. Храм во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, каменный, с колокольней, однопрестольный, построен в 1848 году в скиту, на месте Сретения чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на средства ахтырского помещика Константина Дмитриевича Хрущева. Пятый храм — в честь Нерукотворного Спаса, деревянный, однопрестольный — поставлен в 1892 году на месте подвигов старца схиархимандрита Илиодора, в трех верстах от обители, на средства схимонахини Севского женского монастыря Рафаилы и монахини Анны — графини Гейден. При этой церкви был учрежден скит. В 1906 году здесь выстроили каменную колокольню с двумя келлиями. Домовые храмы были построены в основном в конце ХIХ века: во имя Архистратига Михаила — в 1893 году в деревянном доме Сеймских монастырских мельниц при городе Путивле, храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня выстроен в 1896 году на средства благотворителей при новой монастырской больнице, храм во имя Крестителя Господня Иоанна устроен в 1899 году в Спасо-Илиодоровском скиту также на пожертвования. Четвертый домовый храм — в честь Вознесения Господня — освящен в 1907 году в деревянном доме при хуторе Негровском.

СВЯТЫНИ Глинской Пустыни

Икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская»

Глинский Нерукотворный Образ Спасителя

Мощи прославленных Глинских старцев находятся в Глинской пустыни. Празднование совершается 9/22 сентября.

Икона «Собор преподобных старцев Глинских».

На иконе изображены 13 преподобных Глинских старцев, в разное время подвизавшихся в этой святой обители (причтены к лику святых в 2008 году). В 2008 и 2010 гг. состоялись прославления 16 Глинских подвижников в лике святых. Их мощи теперь хранятся в Свято-Никольском храме.

Преподобный Филарет (Данилевский);

Преподобный Илиодор (Голованицкий);

Преподобный Иоанникий (Гомолко);

Преподобный Серафим (Амелин);

Преподобный Иннокентий (Степанов);

Преподобный Василий (Кишкин);

Преподобный Макарий (Шаров);

Преподобный Лука (Швец);

Преподобный Архипп (Шестаков);

Преподобный Евфимий (Любимченко);

Преподобный Феодот (Левченко);

Преподобный Мартирий (Кириченко);

Преподобный Досифей (Колченков).

В конце прошлого века в Глинской обители подвизалось до 700 насельников, включая послушников, которых было большинство. Содержание от казны пустынь не получала, довольствовалась собственными средствами, трудами братии, помощью усердствующих к обители благотворителей.

Ежегодно 19 июля совершался крестный ход из Глинской пустыни в город Глухов с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Это происходило в память об избавлении жителей города от холерной эпидемии в 1848 году и для отвращения бед на будущее. Святую икону устанавливали на площади города, в особо устроенной каменной часовне, где и совершалось всенощное бдение, после которого чудотворную икону переносили в городской собор. На другой день, после литургии, бывал крестный ход от собора к часовне, в которой служили акафист. Затем святыню принимали в храмах и домах. 2 августа святая икона возвращалась в обитель, а на следующий день, после литургии, совершался крестный ход в ближний скит, где тоже служили акафист. Такой же крестный ход с чудотворной иконой Богородицы бывал 9 сентября по случаю престольного праздника в скитской церкви во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. По просьбе верующих, святую икону иногда приносили на источник, находившийся на лугу с юго-западной стороны пустыни.

В 50-е годы к остаткам ограды прилепились маленькие каморки, где выполнялись разные послушания, работали, например, сапожник, кузнец, столяр. Желающие попасть в обитель ехали до Глухова, а дальше или шли пешком, или добирались на попутной машине. Письма и посылки приходили на ближайшую станцию Локоть, за ними ездил на лошади монах Афанасий. Каждому паломнику старались найти место на ночь и за трапезой. Для этого не надо было ни рекомендации, ни знакомства, ни вклада. Кто оставался больше трех дней, благословлялся выполнять общие послушания (на огороде, к примеру, или на кухне).

В последующие годы в святой обители был по-прежнему строгий устав. Утреннее богослужение начиналось в четыре часа, и богомольцы стекались в полутемный храм, где горела одна свеча — в руках монаха, читающего утренние молитвы (электричества тогда в обители не было, пользовались керосиновой лампой или свечами). После утренних молитв шла полунощница, по окончании которой и начиналась утреня, по шестой песни канона с амвона читался Пролог. После утрени служили молебен перед чтимой иконой Рождества Пресвятой Богородицы — списка с чудотворной иконы, явленной в XVI веке. Примерно в шесть часов утра все расходились на послушания. А те, кто работал на поварне, уходили после шестопсалмия. Служащий иеромонах брал огонь от лампады перед Чудотворным образом Богоматери и давал повару, который разжигал печь благословенным огнем.

Литургия была одна. Начиналась она в будние дни около девяти часов, затем в храме читались заказные акафисты. Часа в два был обед. Сначала в трапезную шли монахи, после них — богомольцы, В монастыре готовили не только для братии, но и для паломников, которые обеда получали бесплатно хлеб. Бесплатной была монастырская гостиница.

Вечерня начиналась в пять часов, после которой был перерыв на ужин.

Затем совершалось повечерие, читали каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю и молитвы на сон грядущим. По окончании службы монахи исполняли келейное правило. Встречи и всевозможные разговоры с паломниками в это время не допускались. Если совершалась всенощная, то богослужение кончалось совсем поздно. Первый час читали в час ночи, а во втором все расходились по своим местам. Праздничные службы начинались в шесть утра. В 1961 году монастырь снова был закрыт, а насельники — разогнаны. В пустыни разместили психоневрологический интернат.

Мы приглашаем запорожцев и гостей города преклониться перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская» в Свято-Покровском соборе г. Запорожье — до 5 сентября.

Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)

Украина Сумская область село Сосновка

Идёт загрузка карты…Глинская пустынь. Храм святителя Николая

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) — ставропигиальный мужской монастырь УПЦ МП, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы (ныне относится к Киевской митрополии Московского Патриархата). При обители имеется гостиница.

История

В 1-й пол. XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям. С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны. На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, который воздвиг часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в 3-й день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился. После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В кон. XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители.

1-е документальное упоминание о Глинской пустыни — как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» — относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась — с перерывами — до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским (обе причины гипотетичны).

К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов (с перенесением самой чудотворной святыни). В наши дни традиция восстановлена: крестный ход совершается 1 сент.

На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». Прп. Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит о. Макарию отзыв о Глинской пустыни свт. Феофана Затворника.

Глинская пустынь в 1910 году

Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всё общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.

Старцы святой жизни, имевшие дары Святого Духа, жили в обители уже в кон. XVIII в. Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника о. Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Переходили в пустынь и опытные подвижники. Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад.

Преобразования о. Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству.

В 1922 г. пустынь была закрыта, в 1942 г. — возродилась. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.; посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам. В 1961 г. последовало 2-е закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни». В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сент. 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

Ввиду особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества ей посвящена огромная литература. Выдающееся место в историографии монастыря принадлежит фундаментальному труду глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» (печать — 1994), где систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов восстановленного о. Иоанном архива обители). Все направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы автором с академической полнотой. Избранный о. Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга.

Описание

На момент закрытия в 1922 г. обитель имела ок. 30-ти построек, включая следующие храмы: Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (кон. XVIII в. с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Св. вратами (1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896 г. в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского, были уничтожены; к 1942 г. от прежней застройки осталось 6 строений, из них после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната.

К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы (по инициативе мирянина Сергея Петровича Самоброда, который, находясь в реанимации после ДТП, имел видение о том, что после исцеления должен будет позаботиться об этом колодце). С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом.

Святыни

  • В 1999 г. в дар монастырю передана старинная точная копия чудотворной Глинской иконы Божией Матери (1846)
  • В 2006 г. в обитель возвращена другая ее чтимая святыня — старинный образ Нерукотворного Спаса (с 1961 г. монашествующие берегли его за пределами пустыни).
  • В 1990-х гг. в монастыре обретены мощи прп. Серафима (Амелина).
  • В 2006 г. обретены мощи прп. Филарета (Данилевского) и прп. Феодота (Левченко)
  • В 2007 г. обретены мощи прп. Архиппа (Шестакова); к моменту прославления Собора свв. Глинских (2008) обретены также мощи прп. Макария (Шарова)
  • В 2009 г. на Михайловском кладбище Сухуми обретены и перенесены в Глинскую пустынь мощи прп. Серафима (Романцова).
  • В 2005–2007 гг. обнаружены также могилы прп. Илиодора (Голованицкого), прп. Иннокентия (Степанова), прп. Иоанникия (Гомолко).

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Икона Пресвятой Богородицы «Иверская» — 26 октября, 25 февраля, 6 мая

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Память свв. Глинских — 9 (22) сентября

Местонахождение

Адрес: 41442, Украина, Сумская область, Глуховский район, с. Сосновка

Телефон: (05444) 6–74–37

Проезд:

В распоряжении монастыря есть междугородний автобус «Богдан» (Isuzu), рассчитанный на 27 пассажиров, который может обслуживать организованные группы паломников. Например, есть возможность встречать группы паломников на железнодорожных станциях Конотоп, Кролевец, Воронежская, Шостка или Путивль, а также доставлять в соседние монастыри Сумской и Черниговской областей.

Где остановиться

На территории обители действует дом для паломников, рассчитанный на 40 мест. Желающим бесплатно предоставляются отдельные кровати с матрацами, одеялами, подушками и чистым постельным бельем. Также в доме есть санузел и душ с горячей водой.

Паломники имеют возможность бесплатно питаться при братской трапезной качественной едой, которой питается вся без исключения братия монастыря.

Фото

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

  • Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)

  • Глинский образ Спаса Нерутворного

  • Храм Иверской иконы Богородицы, Глинская пустынь

  • Икона Собор Глинских Старцев

Видео

Ссылки

Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь

Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик

Н.В. Маслов. Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)

Монахиня Варвара (Пыльнева) «Глинская мозаика». Воспоминания паломников о Глинской пустыни

Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)