Гора сорокадневного искушения

Содержание

Символ Веры

Гора Сорока Дней (Джаблъ Курунтуль по-арабски), расположенная на юго-востоке Иерихона, получила своё название от Сорока дней поста Христа. Древняя христианская традиция связывала эту гору с местом в пустыне, куда Христос, после принятия крещения, ушёл поститься и освободиться от дьявола (Матф. 4:1-11, Лук. 4:1-13, Марк. 1:12-13).

Первый монастырь на вершине горы был построен в 340 г. Святым Харитоном, назвавшим его Лавра Дока, происходящее от ивритского названия горы Док.

Именно с вершины этой горы, согласно традиции, дьявол пытался искусить Христа, показывая ему все царства мира. Место Поста находится сегодня внутри монастырской церкви. В византийскую эпоху на этом месте находилась лишь часовня.

Монастырь Святого Харитона на вершине горы был разрушен персами и прекратил свое существование. В конце 19 века

Патриархия построила на месте Поста новый монастырь, оставив развалины древнего на вершине горы.

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался. В последний раз восстановлен в конце XIX в. при содействии России.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он сообщает, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

В народных поверьях Иудейская пустыня считается жилищем демонов. И правда, на свете мало найдется мест более печальных, более покинутых и в то же время таинственных и величественных. Безжизненные горы Иудейской пустыни похожи на гигантские могилы. Они заканчиваются крутым обрывом. Вот в этот забытый богом край и отправился Христос на встречу с дьяволом-искусителем.

В монастыре есть смотровая площадка, с которой открывается величественный обзор от оазисов Иерихона до долины реки Иордан и Мёртвого моря. Мы выходили на эту площадку и смотрели на эти места. Вид — величественный и прекрасный. Рядом гора как бы нависает над Иерихоном. Внизу — глубокая пропасть, восотой около 400 метров. Площадка представляет собой узкий длинный балкон с металлическим решётчатым ограждением, прикреплённый прямо к скале. На ней дует сильный ветер. Ни каждому человеку по силам находится на этой площадке. Здесь понимаешь, каково было здесь Спасителю, да ещё быть искушаемому диаволом.

Вход в монастырь закрывала тяжелая металлическая дверь с символическим изображением горы и креста. Кажется, что эта дверь скрывает не просто монастырские покои, а истину, ту самую истину, которую познал Иисус и которая укрепила его веру. С замиранием сердца входят под прохладную сень монастыря. Его стены частично врублены в скалу, а частично нависают над ней. Узкий проход выводит к пещере. Именно здесь дьявол предложил целый мир постившемуся 40 дней Иисусу.

Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор — фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, «с евроремонтом». Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с «живой водо» и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.

А вот и главный монастырский храм, в довольно большой пещере в горе. Но главная святыня монастыря не здесь, чтобы ее увидеть надо пройти несколько дальше

иконостас

До главной святыни монастыря идти совсем недалеко. Небольшая комната, в ней камень с горящей лампадой (часть скалы), над ним престол (иногда здесь совершается литургия). На этом камне по преданию Спаситель молился и постился здесь сорок дней.

Ученые до сих пор спорят, кто в действительности приходил к Иисусу. Одни утверждают, что искусителем был посланник власть имущих. Он, дескать, пытался обольстить Христа и привлечь его на службу Синедриону. Другие предполагают, что Иисус боролся со своими помыслами, страстями и сомнениями. Как бы там ни было, из пустыни Христос вернулся совсем другим.
Сегодня на том месте, где Христос молился, возведена церковь Благовещения Богородицы.

На горе Каранталь, Искушения

Над горой Каранталь завывают ветра.
В Ерихо нестерпимо пылает жара.
Солнцем выжжены склоны окрестные гор,
и в белесом тумане — пустыни простор.
Жил в горах, здесь, пустынник анахорет,
на вершине в пещере один, много лет.
Он поднялся на гору себя испытать,
измениться в душе, ближе к Господу стать.
Жизнь монаха в пещере всегда нелегка,
но источник здесь был в нём журчала вода.
В годы древние был здесь пророк — Елисей,
горечь вод он очистил, молитвой своей.
Приносили порою из Ерихо,
только финик сушеный, постился легко.
Здесь когда то Иисус искушенье принял,
власть над миром ему сатана предлагал.
В дивном месте монах совершал подвиг свой
и навеки сроднился с суровой горой.
Был он духом силен, и отважен, и смел.
Сатана подступиться к нему не посмел.
Все попытки молитвою он отражал.
Днём и ночью молился с молитвою спал.
Как-то тёмною ночью в сезоне дождей,
плач монах услыхал у пещеры своей.
В этом месте, безлюдном, никто не живёт,
кто в разгар непогоды на гору взойдёт?
Полог ветхий у входа монах приподнял,
там девица рыдает — одна, среди скал.
Вся промокла девица, руки в страхе, дрожали,
и струею из глаз её слёзы бежали.
Жалость вспыхнула в сердце монаха тотчас:
«Заходи, обогреешься ты в трудный час.
Он в пещеру девицу к себе пригласил,
ветхий полог, надежно, вход в пещеру закрыл.
Обсушилась девица, раскинула косы,
хороша и стройна. ( Ну какие вопросы?)
Лишь слепой не заметит её красоты,
сквозь лохмотья светили «соблазна черты».
Уж уснула девица, мерцает свеча,
вдруг, накрыла монаха волна — горяча!
Страсть и похоть напали, возбудили всего,
и стрелою молитва бежит от него.
С вожделеньем боролся монах — не упасть!
Столько лет жил в молитве. Такая напасть.
Удержать от паденья, он слёзно молил,
чтоб Господь вожделенья источник закрыл.
Значит боль испытай! Руку тянет к свече
и с молитвой свечи стал огонь горячей.
Держит руку над яркой свечею монах
и бежит от него вожделенье и страх.
Разгорелась молитва. Рука — обгорела,
но уж утро на помощь к нему подоспело.
Пробудилась девица, с улыбкой глядит,
а монах на коленях, в молитве стоит.
Зарыдала девица, покинули силы
и прощенья она у него попросила.
Ведь орудием духа девица была,
искушенье блуда — вожделенья полна.
Не поднял на девицу монах даже глаз,
и, конечно, простил, ведь Господь его спас.
Но покинул девицу злой дух навсегда
и монашества постриг приняла она.
Поселилась на дальней, соседней скале,
так легенда сегодня поведала мне.
На горе Каранталь — Искушенья горе,
в древнем, каменном, греческом монастыре,
продолжают монахи с страстями борьбу.
Изгоняются страсти жестокие в Тьму.
Гора Каранталь — гора сорокадневного
искушения, (карант — сорок)
Иисус молился на камне 40 дней,
искушаемый сатаной, который предлагал
ему царства Мира
Ерихо — город Иерихон в
Палестинской автономии, Израиль
Святой Харитон — первомонах, согласно
преданию, подвизавшийся в этом месте и
жестоко искушаемый духами гордыни и похоти,
послужил прообразом в произведении
А.Толстого — «Отец Сергий»

Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон — самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Название города по одной версии происходит от слова «луна» — «яреах» на иврите, по другой — от слова «запах», «благоухание» — «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония — единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство — остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание — книга Иисуса Навина.

Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб — «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо — сам город не восстанавливался — отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.

Библейский Иерихон

Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет — по крайней мере до 7 в. — существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.

Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские — Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея — Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу — летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.

Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде — opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре — opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле — здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.
Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона — это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним — Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей — Элиша — опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни — 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. — начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.

Иерихон сегодня

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом — насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана —руины иродовских строении, театра и ипподрома — Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета — арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 — 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.

Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй — довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами — сидения — лежанки с каменными подголовниками. Далее — огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее — там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.

Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом — туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками — арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон — часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.

LiveInternetLiveInternet

Хотя монашеская жизнь на горе Каранталь затеплилась ещё в четвертом веке, нынешний греческий монастырь был построен здесь полторы тысячи лет спустя. Его главная святыня — камень, на котором, согласно Преданию, молился Господь Иисус Христос, когда сорок дней пребывал в пустыне и был искушаем дьяволом перед тем, как выйти на Своё земное служение. И, конечно, святыня не меньшая — это сама пещера, в которой Он пребывал в течение всего периода Своего добровольного удаления от мира.

В Иудейской пустыне, на северо-западной окраине древнего Иерихона, расположилась святая обитель, название которой, как и название горы, в которую она буквально вросла.

Гора Каранталь многим верующим Христианам известна как гора Искушения куда Иисус Христос ушел поститься и молиться после своего крещения в реке Иордан. Эта гора возвышается над одним из древнейших городов Святой земли Иерихоном, куда по сей день приезжают паломники и туристы, чтобы увидеть места куда ступала нога Господа. В нынешнее время на горе располагается православный греческий монастырь в котором по преданию хранится камень который служил для Иисуса опорой во время его молитв.

Данный храм был возведен именно в память о сорокадневном посте Господа который постился сам и велел делать то же ученикам своим. Правда первый монастырь на горе Каранталь был основан в 340 году Преподобным Харитоном Исповедником. На сегодняшний день монастырь Искушения является одним из самых древних монастырей возведенных в Иудейской пустыне. При внимательном осмотре горы можно заметить что вся она испещрена различными пещерами которые были вырыты первыми монахами-отшельниками.

Сегодня насельником монастыря служит всего один отец Герасим, который утверждает что монастырю уже более ста лет. По его словам монахи жили здесь с VI века что подтверждают вышеупомянутые пещеры в горе Искушения. Сейчас эти кельи пустуют так как сюда уже не приходят новые монахи. Сам Отец Герасим служит в монастыре уже 30 лет и в нынешнее время с ним подвизается только дьякон Ануфрий.

Несмотря на то что в монастыре почти нет монахов, он никогда не пустует за исключением ночи. А все потому что сюда каждый день приезжают паломники и туристы большая часть которых приезжает именно из России. Особый интерес у посетителей вызывает церковь устроенная в самой большой пещере монастыря а также небольшая пещера которую называют Часовня Искушения. Именно здесь хранится камень возле которого по преданию молился Христос.

Для паломников-христиан место называемое горой Искушения является великой святыней, где осознается вся немощь и грешность, местом где хочется молиться слезно всем сердцем, очищая больную душу пред Господом. Это святое место как бы закрепляет воспоминания об Иисусе Христе, который на горе Каранталь провел сорок дней противостоя искусителю в великом посте и молитве.

Гора Искушения (Израиль)

Гора Каранталь (Израиль)

Гора Каранталь (Искушения) находится на Палестинской территории западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне. Эта гора возвышается над одним из древнейших городов Святой земли Иерихоном. На её вершине располагается монастырь Искушения, где единственным насельником в настоящее время является греческий монах. Название Каранталь монастырь унаследовал от крестоносцев. Каранталь означает «сорок». Именно столько дней провел в пустыне Иисус. Все внутренние помещения монастыря вырублены в скале, а в пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения). На гору Искушений ведет канатная дорога. Протяженность ее 1330 метров. Канатная дорога побила два рекорда: это самой длинная подвесная дорога на Ближнем Востоке и одновременно дорога, расположенная в самом низком месте на Земле, нижняя станция почти на 300 метров находится ниже уровня мирового океана. Есть широкая горная тропа, по которой можно подняться пешком.

Наш путь по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.


Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка. Наш гид временно оставил нас. Ему нельзя ездить на территорию Палестины, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки. Приехали в Ерихон, расположенный неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море.

Далее наш путь в Каранталь. Наконец перед нашим взором приблизилась гора высотой 380 м. именуемая христианами горой Искушения или Сорокадневной горой. На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения.

Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Здесь находится греческий православный мужской монастырь Искушения, построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы.

Поднимаемся постепенно вверх, сверху открывается великолепная панорама на город вдали. Время нашей экскурсии октябрь, поэтому идти не так жарко.

Добрались до железных ворот монастыря. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь.

За дверью идёт длинный узкий коридор — фактически идём по карнизу горы, к которому пристроены стены. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

В монастыре круглый год стоит прохлада, частично вырубленные и естественные своды пещеры надежно защищают от капризов погоды.

Главный монастырский храм, в довольно большой пещере.

Выходим на длинный балкон, который нависает над глубокой пропастью 300 — 400 м.

На склоне окружающих гор, видны пещеры, служившие в ранние времена кельями первых насельников монастырского города на горе Каранталь.

Пройдя до конца мы попадаем в пещеру-церковь, где и расположены святыни монастыря.

Низкий вход в пещеру, в которой Иисус Христос проводил время во время сорокадневного поста на горе Каранталь..

Много картин изображают это историческое событие, и есть высказывания из Евангелия:

«Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их. И говорит Ему: всё это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

В этом повествовании описаны три искушения: славой, богатством и властью. Как в великом, так и в малом.

Картина под названием Искушение Христа 1933.

Здесь та самая пещера.

Снова выходим через низкий свод обратно.

Главной святыней монастырского храма является камень, на котором молился Иисус. Мы по очереди в благоговении прикладываемся к нему.

Ознакомившись с внутренними помещениями, выходим из храма и спускаемся уже за 15 минут к автобусу.