Гордость
Содержание
Гордость
- Энциклопедия изречений святых отцов. Гордость
- Гордость – генеральный штаб страстей прп. Паисий Святогорец
- Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах. Мытарство 11: гордость
- О безумной гордости прп. Иоанн Лествичник
- О духе гордости прп. Иоанн Кассиан Римлянин
- Гордость старец Сергий (Шевич)
- Страсть гордости и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
- Демонская твердыня (О гордости) свящ. Александр Ельчанинов
- Отсутствие смирения – гордость Н.Е. Пестов
- Сущность гордости схиигумен Савва
- Гордыня свящ. Павел Гумеров
- Помоги, Господи, изжить гордыню сост. игумен Митрофан
- Страсть гордости свящ. Сергий Дергалев
- О гордости монах Кирилл (Попов)
Го́рдость – 1) грех; наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения.
Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, считая прочих людей ниже себя.
Гордость превращает человека во врага Богу, поскольку Бог есть Сама Любовь и Само Смирение, и всякий человек есть Образ Божий. Обладая всем всевозможным совершенством, Бог не замыкается в Себе. Он творит разумных существ по Своему Образу и стремится дать им участие в Своей вечной блаженной Жизни. Он ищет вечного соединения с человеком, Сам становится Человеком через Боговоплощение, сочетая в Себе Божественное и человеческое естество, даруя каждому верующему в Него возможность об́ожения.
Главные признаки гордости и тщеславия:
- обидчивость
- гневливость
- осуждение, невысокое мнение об окружающих
- навязывание своей воли, стремление к спорам, самонадеянность
- любовь давать советы, вмешиваться в чужие дела
- печаль от малейших неуспехов, несбывшихся планов
- зависть
- мнительность
- мстительность
- перфекционизм
- стремление браться за всё, во всё вмешиваться
- нежелание слушать и принимать увещевания, обличения и советы
- болезненное переживание критики
- самооправдание
- потребительское отношение к Богу, Церкви и людям
- искажение Учения Церкви, опора исключительно на свой разум
- искание похвал
- отсутствие авторитетов, надменность
- неумеренность в желаниях
- стремление много и подробно рассказывать о себе
- стремление казаться оригинальным, удивлять, острить
- жажда интереса к своей персоне от других
- старание пройти вне очереди, получить лучшее
- перекладывание ответственности за свои страдания на других
- трудность самому попросить прощения и простить кого-либо
- стремление к непомерным подвигам
Всякая ли гордость греховна?
Гордость как чувство, способствующее самовозвеличиванию и превозношению над ближними греховна всегда. Понимаемая в этом значении гордость относится к числу наиболее вредоносных и разрушительных грехов.
Именно гордость послужила причиной падения ангелов (Ис.14:12-15). Гордость же побудила Адама решиться ослушаться Бога (Быт.3:5). Во времена Ветхого Завета гордость отдельных правителей способствовала заговорам, кровопролитию и войнам.
Гордого человека очень трудно направить в русло спасения. Ведь считая себя самым достойным, он часто пренебрегает помощью ближних в советах, наставлениях и даже молитвах. Во времена Нового Завета гордость не раз становилась причиной образования ересей и церковных расколов.
Однако нередко понятием «гордость» обозначается совершенно другое душевное чувство, далекое от пренебрежения к ближним. Так, кто-то, питая уважение к деду-герою, может сказать: я горжусь своим дедом. А кто-то, радуясь успехам Отечества, произнесёт: я горжусь своим государством, своей страной.
По сути первое и второе значения гордости представляют разные понятия. С определенной долей условности можно сказать, что в народном употреблении слова «гордость» и «гордость» могут использоваться как омонимы. Ведь в первом варианте под гордостью подразумевается завышенное мнение гордеца о самом себе, возвеличивающее его собственное «Я», а во втором случае речь идёт об уважении (или даже благоговении) других.
Конечно, и такое, казалось бы, близкое многим гражданам чувство, как гордость за Отчизну, народ, может сопровождаться надменностью и кичливостью. При таком положении вещей речь идёт о гордости греховной.
Чем гордость отличается от гордыни?
Иногда слова «гордость» и «гордыня» справедливо употребляются как синонимы. Между тем в ряде случаев они имеют расхожие, а иногда и взаимно контрастные значения.
Так, гордыня может означать не просто гордость, но подчеркнуто высокую степень этого вида греха (греховного расположения души).
С другой стороны, слово гордость может употребляться, к примеру, не в смысле самовозвеличивания, а в значении радостной удовлетворенности (ср.: гордиться Отечеством); слово же «гордыня» имеет нравственно негативный окрас и в подобном контексте не употребляется.
Что такое гордость ума?
Как глубоко укоренившаяся в грешнике страсть, гордость может влиять на различные силы души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.
Понятие «гордость ума» может быть интерпретировано двояко.
В первом значении гордость ума понимается как внутреннее превозношение, связанное с восхищением грешника своими интеллектуальными способностями, либо результатами своей умственной деятельности. Случается, что сами себе такие люди кажутся исключительными или даже незаменимыми, гениальными, выдающимися.
О таких грешниках говорится в Книге пророка Исаии: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!» (Ис.5:21).
Особую группу грешников, зараженных «гордостью ума» (понимаемой в выше приведённом значении), представляют еретики, противополагающие собственное разумение церковному.
Во-вторых, «гордость ума» может пониматься в смысле поражения страстью гордости разумной силы (сферы) души.
Такого рода грешники далеко не всегда склонны считать себя «самыми умными» людьми. Гордость ума может проявляться в них в том, что они не желают слушать и слышать советы других.
В крайнем проявлении зависимость от этой страсти проявляется в том, что грешники начинают высмеивать и оспаривать справедливость и мудрость Божьего Промысла, Божьего Суда.
Для чего Бог поступил так-то и так-то? — ведь было бы лучше, если бы Он поступил этак и этак. Почему Бог не создал человека таким образом, чтобы тот никогда не грешил? Зачем Он создал людей, о которых заведомо знал как о будущих обитателях ада? Почему он не уничтожит диавола, зная, что тот противодействует его замыслам и вредит людям? — В ряде случаев эти и подобные вопросы (если, конечно, они не вызваны благочестивой любознательностью, а направлены на осуждение Бога), могут указывать на зараженность вопрошающих гордостью ума.
***
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12).
Нижегородский архиепископ Иаков: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя люди сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
***
См. ГРЕХ, ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕНИЕ
Что такое гордость?
Гордость связана с пониманием личных преимуществ. Когда человек добивается чего-то в жизни, он гордится собой. Гордым человеком можно назвать того, кто не может поступить вразрез с собственными жизненными принципами. Даже если человек находится в опасности, и ему предлагают сделать что-то, что спасет его, но это что-то противоречит внутренним убеждениям человека, то он никогда этого не сделает. Так гордый человек показывает всем вокруг, что он не собирается сворачивать с лично выбранного пути. Таким образом подчеркивается, что человек владеет чувством собственного достоинства, помогающее ему не вестись на поводу у остальных людей.
На вопрос «Что такое гордость?» каждый человек ответит по-своему. Различные писатели размышляли по поводу этого, в своих художественных текстах демонстрируя свое видение гордости.
Гордость как уверенность в выбранном пути рассматривается в повести «Капитанская дочка», написанной А.С. Пушкиным. Главный герой имеет чувство собственного достоинства, поэтому не позволяет другим людям сбить его с выбранного жизненного пути. Главный герой не хочет присягать Емельяну Пугачеву, хотя и знает, что его жизнь находится в огромной опасности. Гринев не способен пойти против самого себя, предать Родину – значит, предать и унизить самого себя. Гринев не может пойти на такое, потому что ему мешает гордость. Если бы герой пушкинской повести перешел на сторону предводителя восстания, то он своими же руками осрамил бы собственную честь. Гордость, по мнению Петра Гринева, – защита не только своего достоинства, но и достоинства близких ему людей. Когда Швабрин оскорбляет Маша Миронову, Гринев не может не вступиться за нее, потому что, оскорбив возлюбленную Петра, Швабрин фактически оскорбляет и самого Петра. Гринев вступается за честь Маши Мироновой. Так, А.С. Пушкин показывает, что гордый человек всегда может отстоять свою точку зрения и защитить свою честь.
Что такое гордость, показывает и М.Ю. Лермонтов в «Песне о купце Калашникове». Степан Парамонович Калашников, услышав рассказ своей жены Алены Дмитриевны о том, что ее честь была осрамлена царским опричником Кирибеевичем, не мог не встать на ее защиту. Купцом Калашниковым оскорбление чести жены обозначало и оскорбление достоинства всей его семьи. Купец Калашников не опускает руки, хотя и понимает, что царский опричник обладает вседозволенностью. Главный герой ставит свою жизнь под удар, чтобы вступиться за собственное достоинство. Купец Калашников мог смириться с тем, что произошло, и жить дальше, но для него важно было показать, что нельзя совершать злодеяния с ним и с его семьей. То, что купец Калашников смог постоять за свою жену, раскрывает понятие гордости.
Подводя итог к вышесказанному, нужно сказать о том, что гордость – понятие, не имеющее конкретного определения, потому что каждый человек понимает гордость по-разному. Часто она синонимична понятию чувства собственного достоинства, потому что гордый человек всегда готов постоять за себя и своих близких.
Понравилось сочинение? А вот еще:
гордый
Смотреть что такое «гордый» в других словарях:
-
ГОРДЫЙ — ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордые приемы, обращение, свойственные гордому человеку. Горделивый, смягчает свойство… … Толковый словарь Даля
-
гордый — Горделивый, высокомерный, заносчивый, надменный, кичливый, спесивый, чванный; брезгливый, презрительный, пренебрежительный, претенциозный; самолюбивый, обидчивый, надутый. Гордец, гордыбака, гордянка, гордячка. Делать гордым возгордить, вскружить … Словарь синонимов
-
Гордый — Гордый: «Гордый» эскадренный миноносец проекта 7. «Гордый» эскадренный миноносец проекта 57 … Википедия
-
ГОРДЫЙ — ГОРДЫЙ, гордая, гордое; горд, горда, гордо, горды. 1. Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство. «Неприступная, гордая, действительно достойная девушка.» Достоевский. 2. Высокомерный, презрительно относящийся… … Толковый словарь Ушакова
-
ГОРДЫЙ — ГОРДЫЙ, ая, ое; горд, горда, гордо, горды и горды. 1. Исполненный чувства собственного достоинства, сознающий своё превосходство. Г. человек. Г. взгляд. 2. Заключающий в себе нечто возвышенное, высокое (высок.). Гордые мечты. 3. чем. Испытывающий … Толковый словарь Ожегова
-
гордый — гордый, кратк. ф. горд, горда, гордо, горды и устаревающее горды; сравн. ст. не употр … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
-
гордый — • на редкость гордый • неимоверно гордый • необыкновенно гордый • необычайно гордый • страшно гордый … Словарь русской идиоматики
-
Гордый — ГАРДЕНИН ГОРДЫЙ ГОРДЫХ Гордена гордец или гордячка. А вместо о под воздействием аканья. Вот частушка, которую пели девушки Архангельской губернии: Твой папашенька богатый, Не позволит бедну взамуж взять. Твоя маменька гордёна, Во глаза буде… … Русские фамилии
-
гордый — ая, ое; горд, горда/, горды/ и го/рды 1) Исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения. Гордый мужчина. И ничего то она никогда ни у кого не попросит; гордая, сама скорей отдаст последнее (Достоевский). 2) Выражающий гордость. Гордый … Популярный словарь русского языка
-
гордый — Общеславянское – gъrdъ. Древнерусское – гърдъ, гърдыъ. Старославянское – гръдъ, гръдыъ. Слово присутствует в древнерусском с XI в. в значении «гордый», «важный», а также с другими значениями (дивный, строгий, страшный). Существительное «гордец»… … Этимологический словарь русского языка Семенова
Слово гордый
Слово состоит из 6 букв: первая г, вторая о, третья р, четвёртая д, пятая ы, последняя й,
Слово гордый английскими буквами(транслитом) — gordyi
- Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
- Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
- Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
- Буква д встречается 1 раз. Слова с 1 буквой д
- Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
- Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
Значения слова гордый. Что такое гордый?
Гордый (эсминец, 1960)
«Гордый» — эскадренный миноносец проекта 57-бис, построенный для Советского Военно-Морского Флота в конце 1950-х годов. В 1966 году переклассифицирован в большой ракетный корабль. В 1975 году переклассифицирован в большой противолодочный корабль.
ru.wikipedia.org
Генрих X Гордый
Генрих Гордый (нем. Heinrich der Stolze; ок. 1108 — 20 октября 1139) — герцог Баварии под именем Генрих X с 1126 года, герцог Саксонии под именем Генрих II с 1137 года, маркграф Тосканы с 1137 года, из рода Вельфов.
ru.wikipedia.org
Тарквиний Гордый
Луций Тарквиний Гордый (лат. Lucius Tarquinius Superbus или Тарквиний II) — согласно римскому преданию, последний, седьмой царь Древнего Рима в 534—509 г. до н. э. Известен своей тиранией. Был изгнан из Рима.
ru.wikipedia.org
Тарквиний Гордый. Луций — согл. рим. преданию, последний (7-й) царь Др. Рима (534/533 — 510/509 до н.э.). Традиция припис. Т. Г. хар-рные черты правителя-тирана. Убийством Сервия Туллия он достиг трона, жестоко угнетал народ повинностями и налогами…
drevniy_mir.academic.ru
Тарквиний Гордый Луций (Lucius Tarquinius Superbus), согласно римскому преданию, последний (7-й) царь Древнего Рима, 534/533 — 510/509 до н. э. Традиция приписывает Т. Г. характерные черты правителя-тирана…
БСЭ. — 1969—1978
Тарквиний II Гордый
ТАРКВИНИЙ II ГОРДЫЙ. Легендарный римский царь, правивший в 534—510 гг. до Р.Х. Внук Тарквиния I Древнего. Овладев царской властью, Сервий Туллий всемерно старался сохранить хорошие отношения с потомками предыдущего царя — Тарквиния I.
Монархи. Античность. — 2002
Симеон Иванович Гордый
СЕМЕН (СИМЕОН, СОЗОНТ) ИВАНОВИЧ ГОРДЫЙ (1316–1353) – великий князь московский и владимирский. Старший сын Ивана Калиты и его жены Елены. Родился 7 сентября 1316 в Москве. Заняв после смерти отца московский великокняжеский стол в 1340…
Энциклопедия Кругосвет
Семён Иванович Гордый (1316 — 1353), великий князь московский и владимирский. Старший сын великого князя Ивана Калиты. Заняв московский великокняжеский стол (1340), получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское (1341).
Москва. Энциклопедический справочник. — М., 1992
Симеон Иоаннович Гордый — сын Ивана Даниловича Калиты, занимал великокняжеский московский стол с 1341 по 1353 год. По смерти Калиты Симеон отправился в орду и без особенных затруднений получил ярлык, по которому «вси князи Русские под руце его даны».
Русский биографический словарь. — 1896-1918
Горд
Горд (фр. Gordes) — коммуна во французском департаменте Воклюз региона Прованс — Альпы — Лазурный Берег. Является центром одноимённого кантона. Горд расположен в 31 км к востоку от Авиньона.
ru.wikipedia.org
Горда
Горда (Грод и т.п.) — царь гуннов-христиан (вероятный последователь Виталиана), погибший в 527/528 г. в Приазовье при насильственном крещении окрестных народов.
Энциклопедический фонд России
Гордое
Гордое — посёлок в Гвардейском районе Калининградской области. Входит в состав Знаменского сельского поселения. Во время Первой мировой войны, 14 (27) августа 1914 года, в Бюргерсдорфе располагался штаб 25-й пехотной дивизии русской армии.
ru.wikipedia.org
Русский язык
Го́рд/ый.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Примеры употребления слова гордый
Первый, как и Тёркин, был не гордый, «согласен на медаль, и то не к спеху».
Гордый за себя юный талант не забыл и о всей команде.
Безусловно, в таких условиях фаворитами являлись именно Хеки, но гордый аутсайдер в очередной раз показал свой характер.
Разве это нормально и правильно, что человек, взявший на себя ответственность олицетворять собственным видом гордый и никем не побежденный российский ВДВ, откровенно бит панамским парнем?
- Слова из слова «гордый»
- Слова на букву «г»
- Слова, начинающиеся на «го»
- Слова c буквой «й» на конце
- Слова c «ый» на конце
- Слова, начинающиеся на «гор»
- Слова, начинающиеся на «горд»
- Слова, оканчивающиеся на «дый»
- Слова, заканчивающиеся на «рдый»
Предложения со словом «гордость»
Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:
Мы нашли 80 предложений со словом «гордость». Также посмотрите синонимы «гордость».
Значение слова
- Личность весьма притягательная для окружающих, чему способствуют его самоуверенность, самомнение и гордость.
- Иногда он горд просто до надменности, но эта гордость и помогает ему в преодолении препятствий.
- Помню ту неописуемую гордость и радость, которые я испытала, обнаружив, что, разбрызгивая вокруг воду, плыву сама и меня никто не держит.
- Впервые я почувствовал гордость за то, что я еврей, и эта гордость была связана с Израилем.
- Как и в этом, видна истинно сатанинская гордость этого полуденного демона, как называли его протестанты!
- Гордость оказалась сильнее, да и астрология тоже сделала свое дело.
- И все же, когда меня призвали в армию, я испытывал ни с чем не сравнимую гордость защитника отечества.
- Ее неукротимый дух, свет от которого исходит со страниц этой книги, вызывает у читателя гордость за принадлежность к человеческому роду.
- Я познакомился с самим фюрером, и гордость переполняла меня.
- Иоанну исполнилось уже тринадцать лет, в нем говорила уже гордость, сознание собственного достоинства и величия.
- Но у него была гордость солдата, не желавшего знать и не желавшего верить, что рядом с ним какие-то другие части плохо дерутся.
- Не могу отрицать, что испытываю гордость в такие моменты.
- Известно, что гордые люди тяжело переживают гордость других.
- Впоследствии он понял и оценил гордость отца.
- Физический труд не гордость и не слава, а проклятие людей.
- Как можно было в одночасье разбазарить всю нашу славу, гордость и честь?
- Графиня Адель и так с трудом мирилась с причудами мужа, которые заставляли страдать ее гордость.
- Национальная гордость сквозила во всем, отражаясь в блеске стальных штыков и в глянце начищенных сапог.
- В этом самозваном маге, не носившем пояс для меча, Кир чувствовал тайную гордость.
- Знает же прекрасно, что это лауреатство составляет тайную и явную мою гордость.
- Упрямство сковало меня по рукам и ногам, а гордость и понятие «неудобно» просто не давали дышать.
- Как же: у советских собственная гордость!
- Чтобы обуздать и горе, и гордость, она завела себе серьезного поклонника, отношения с которым были отнюдь не платоническими.
- Не для того ли, чтобы питать национальную гордость воспоминаниями о своих великих поколениях?
- А вот святые отцы Церкви говорят, что гордость, даже при всех других добродетелях, одна безвозвратно губит человека!
- Его национальная гордость возмущалась пренебрежением, которое последние открыто высказывали немцам.
- Зажала гордость в кулак, запихала ее подальше и станцевала так, как будто от этого зависела моя жизнь.
- Со своей стороны мы в рекогносцировочных силах испытывали гордость за свои решительные действия.
- Главную его гордость составляла скрипка, приобретенная им с рук и висевшая на гвозде над кроватью.
- Молодой Меттерних не разделял отцовскую сентиментальность и стоическую гордость.
- Вот какой ответ диктовали императору его оскорбленная гордость и вспыхнувшее недоверие.
- Ему не позволяла сделать это его гордость.
- Сам Фрейд всегда ощущал себя евреем и не раз выражал гордость своим происхождением, что можно видеть по двум нижеследующим примерам.
- Гордость двадцатипятилетнего молодого человека была задета.
- Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца.
- Как безмерна была ее гордость, когда она повернулась и посмотрела на изумленную безмолвную толпу герцогов, графов, рыцарей и епископов.
- Я испытывал гордость и волнующее предчувствие приключения, к которому примешивался страх.
- Он не прочь помириться и принять во внимание требование противника, лишь бы это не слишком затрагивало его гордость и его политику.
- Пришло письмо от матери, и гордость за меня в словах ее письма стала настоящим бальзамом для моих душевных ран.
- Вынужденный умолять о мире, он своей манерой держать себя, своей речью, давал заметить, как страдала его гордость от такого шага.
- http://sinonim.org/
- Современные поклонники Круппа высказывают предположение, что Альфреда вела национальная гордость.
- Какая гордость распирала меня до того, как по пилоту, которого я сбил, зазвонил колокол.
- При каждом упоминании о наших победоносных армиях меня распирала гордость.
- Все ее напускное высокомерие, гордость и величие, действовавшие внушительным образом на простых смертных, исчезло в плену.
- Теперь Эхнатону и Нефертити было двенадцать и одиннадцать, и они должны были испытывать гордость от военных спектаклей, поставленных Аем.
- Отец испытывал невероятную гордость, демонстрируя окружающим, как его сын стреляет по летающим вокруг амбара голубям.
- Его маленькая гордость немало страдала от всего остального.
- В такой ситуации Джейн не могла не ощутить, что ее гордость страдает, и, следовательно, не могла не понять, что эта гордость у нее есть.
- После него ее даже стали называть «советской Одри Хепберн», она превратилась в настоящую гордость ВГИКа.
- И экипажи подводных лодок впервые ощутили гордость за выбранную профессию.
- Последнее, что слышит доблестный генерал, гордость Венеции: «пустоголовый мавр».
- Тогда Николаев зажал свою гордость в кулак и первым сделал шаг к примирению.
- Для него ведь гордость приятнее пьянства.
- Его гордость, честолюбие и самоуверенность были безграничны, а результаты его работы доказали, что он имел право на это.
- Время показало, что это наша забытая гордость.
- Слуги знали свое место, как тогда говорили, но осознание своего места обозначало не подхалимство, а гордость, гордость профессионалов.
- Крестьянским трудом вспоен и вскормлен великий художественный талант земли русской, слава и гордость нашей литературы и нашего народа.
- Победы революционного народа затронули их интересы, подорвали их благосостояние, уязвили их гордость.
- Демарат нашел способ примирить гордость Дария-правителя с его личными предпочтениями как мужа и отца.
- Мы потом друг друга похвалили, прочувствовали собственную возвращающуюся гордость и вопросительно посмотрели на «маму».
- Не ради этого ли все было затеяно: провокация Микеле Стено, озлобленная гордость Фальера, заговор и казнь?
- Знаете ли, что такие слова не что иное, как первородный грех: гордость?
- Какой бы расчетливой умницей она ни представала в «Записках», ее гордость невыносимо страдала от таких отношений.
- Не гордость, конечно, заставила его сопротивляться, а необыкновенная самокритичность.
- Здесь я впервые испытал гордость за своих противников, которые убивали моих братьев.
- С ним улетучилась вся наша самоуверенность и гордость.
- Итак, завеса, скрывающая конфликт между двумя женщинами, сорвана, с пылающими гневом глазами стала гордость против гордости.
- Но неустрашимо противостоит гордость гордости, ни одна не хочет уступить и не уступит.
- Наполеон полагал свою гордость в том, чтобы его ответ царю был извещением о победе.
- Наши успехи в жизни вызывали в тебе только бескорыстную гордость.
- В нем вы не чувствуете ничего ожесточенного, его гордость поглощена христианской кротостью.
- Отбросим гордость, простим от всего сердца всем, кто в чем-либо согрешил пред нами.
- Его застали врасплох, уязвили его гордость?
- Нас охватила гордость, но и тревога не отпускала: что случилось с Вегенером?
- Нас также переполняла гордость оттого, что танковые дивизии формировались в основном из бывших кавалерийских полков.
- Из семерых детей в живых остались только дочь Мария-Анна и сын Вольфганг, любимец и гордость матери.
- Фамильная гордость восторжествовала над всеми чувствами и правилами.
- Разумеется, все эти мысли и мыслишки кажутся мальчику в высшей степени оригинальными и питают его гордость.
- Если при этом я почувствовал гордость, то она была непродолжительна.
- Его гордость заранее отметала всякое сострадание.
Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.
Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.
- Поиск занял 0.036 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.
Гордость житейская
Человеконенавистник, искушая Господа Иисуса Христа, не ограничился первым искушением. Он использует другое, более опасное искушение — тщеславие. Он предлагает Спасителю, чтобы Господь показал всенародно в столице иудейской Иерусалиме Свое Божественное достоинство и всемогущество, и тогда народ пойдет за Ним. Для этого диавол берет Христа, поставляет Его на крыше иерусалимского храма и говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6, 16; Мф.4, 6–7; Лк. 4, 9-10). При втором искушении диавол опять хочет, чтобы Спаситель явил чудодейственную силу, но обратил ее уже не на удовлетворение телесных потребностей, а на исполнение тщеславных намерений. Господь отражает и это искушение ссылкой на Священное Писание.
Впоследствии это искушение повторилось в жизни Спасителя еще раз, когда Он начал открыто говорить «ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту» (Мф. 6, 21). И Апостол Петр, отозвав Господа в сторону, возразил Ему: «Да не будет этого с Тобою» (ст. 22). Однако Господь указывает Петру, что в этом его благожелании и выражении человеческой любви есть нечто сатанинское, несознаваемое намерение искусить, соблазнить Господа, подобно тому, как сам сатана в пустыне, под видом благожелания, предлагал Иисусу противобожественные способы легко и скоро совершить предназначенное Ему от Бога дело. Иисус Христос отверг этот соблазн с такой же силой и решительностью, с какой отразил Он слова искусителя в пустыне: «Отойди от меня, сатана… потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (ст. 23).
Ученики Господа, следовавшие за Ним как за проповедником будущего Царства, но царства, по их понятию, земного, царства Израильского, не могли еще в тот момент уяснить, зачем их Учителю нужно страдать. Они как бы говорили: «Ведь Ты же Чудотворец и, если захочешь, можешь стать царем хоть сейчас, и народ пойдет за Тобой». И Господь, возводя их ум от земли к духовному, указывает, что, размышляя так, они думают «не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23).
Господь дает Своим пастырям благодатную силу для прохождения служения; но нельзя злоупотреблять этой силой для своего самолюбия. Христос упрекал Своих Апостолов за то, что они просили у Него разрешения низвести огонь на селения, не принявшие их. Господь ответил им, что он пришел не губить, а спасать души человеческие. В противном случае это будет лишь искушением Бога, подобным тому, какое допустил некогда народ еврейский, требовавший от Моисея извести им воду из скалы, говоря: «Точно ли Господь среди нас?» (Исх. 17 гл.).
Этот соблазн «святости» (чудотворения) является для пастыря самым опасным из всех искушений. Опасность его в том, что он проистекает из побуждений высшего порядка, из стремления к особому нравственному совершенству, а может совершенно незаметно вовлечь пастыря в грех прелести, т. е. духовного самообольщения.
При сем своем делании пастырь стоит у святыни. Ежедневно предстоя престолу, он является посредником между людьми, ищущими святости, и Богом, Источником святости. Всякое священнодействие, совершаемое священником, есть дерзновенное прошение у Бога чуда. И при каждом священнодействии это чудо происходит, независимо даже от личных достоинств иерея, его ума, внешности, способностей. Вода освящается, грехи прощаются, евхаристические Дары прелагаются в Тело и Кровь, освящаются иконы, кресты, облачения, дома и вообще «всякая вещь». Все обычное и привычное по молитве его становится освященным, необычным и неприкосновенным для непосвященного.
Все это проистекает из самой сущности священное лужения. Священник молится, ходатайствует, призывает, а благодать Духа Святого все восполняет, врачует, прелагает, освящает.
И как некогда диавол приступил ко Господу с требованием показать чудо, броситься вниз с кровли храма, так и к священнику в какую-то минуту его жизни приступает искуситель и соблазняет его той же самой мыслью о чуде. Здесь лукавый голос начинает искушать священника, внушая ему, что он сам по себе, в силу своих совершенств и дарований, уже достиг особой силы и степени святости и может стать чудотворцем. Иерей прекрасно понимает, что освящающая сила принадлежит Святому Духу, но возможность достигнуть освящающего действия он может приписывать себе, своим духовным достоинствам, своему подвигу.
В жизни священник на каждом шагу встречается с такими обстоятельствами, которые, при известных условиях, могут особенно благоприятствовать развитию в нем страсти гордости. Паства очень часто оказывает самое высокое уважение своему священнику и каждое слово его считает непререкаемой истиной. Его все называют «батюшкой», «отцом святым» и другими лестными словами. А если он хорошо проповедует и заботится о благолепии храма и совершает со страхом Божиим службу, то прихожане преклоняются пред ним. Все это вместе взятое может погубить священника, если только он не будет приписывать все Богу, помогающему ему в этом служении.
Следует отметить еще одну сторону в жизни пастыря на приходе, которая очень часто ввергает его в пропасть искушений. В окружении всякого пастыря иногда находятся такие экзальтированные (восторженные) личности, которые всегда стремятся кого-то обожать, кому-то служить, перед кем-то преклоняться. Они легко и быстро находят себе предмет обожания в любом мало-мальски незаурядном пастыре. Каждое его слово ловится на лету, голос его приводит в трепет и волнение, каждый шаг и жест толкуется в особом смысле. Такой пастырь уже не может, по их мнению, ошибаться, каждое его слово — жемчужина мудрости, каждая его проповедь затмевает Златоуста, его молитвенность — огонь пред Богом. В приходе начинают распространяться особые слухи: «Наш-то батюшка святой… Он ведь не от мира сего… Он себя замаривает… Он ночи напролет Богу молится» и т. д.
Хуже всего, если неопытный в духовной борьбе пастырь сам начинает легко поддаваться таким обольщениям, начинает сам верить в свои мнимые дарования, незаметно для себя входить в роль такого «целителя», «молитвенника», «святого». Вместо того, чтобы с первого же момента решительно, может быть, даже и резко — ибо резкость в таком случае и полезна и оправданна — отвергнуть и отсечь подобного рода лжеумиления и преклонения, пастырь увлекается этим, впадает в ложное настроение и тем губит себя и других.
Нужно сказать, что ни один из истинных подвижников не заявлял о своей святости и не стремился обратить на себя внимание окружающего мира. Об этом говорит Священное Писание и житийная литература. Совершенно другое замечается у пастыря, который в самом начале не отверг это искушение мнимой святости.
Но как же преодолеть пастырю это искушение? Пастырь, прежде всего, должен обратить внимание на пример Самого Спасителя, так как Он победил это искушение. Диавол, искушая Господа, предлагал Ему броситься с кровли храма, чтобы совершилось чудо. Вслед за этим ненужным чудом последовала бы рабская привязанность людей ко Христу, которые бы, таким образом, никогда не создали Царства Божия на основах любви, смирения, духовной радости и в духе мира. Господь, отвергнув это искушение, отверг тем самым и рабскую привязанность людей к Себе. Он этим также показал, что для спасения нужна живая вера, а не чудо (правда, Спаситель совершал чудеса, но не по повелению диавола). Поэтому и пастырь должен отвергнуть искушение — рабски привязать к себе верующих. Он должен отвергнуть уже самую мысль, что достиг своего нравственного совершенства. Священник должен возгревать в себе все священное, духовное, небесное; сам все более и более должен укореняться в атмосфере молитвенности и священнодействия. Он ничего не должен приписывать своим личным дарованиям, не считать себя никаким особым молитвенником и избранником, а, наоборот, смирять себя в своих собственных глазах и в глазах паствы.
Пастырь также должен отвергнуть мысль о своевольном мученичестве, которое основывается не на любви ко Христу и к пастве, а только на тщеславии. Конечно, преодолеть это искушение пастырь может только тогда, когда он будет вести богоугодную жизнь, непрестанно очищать свое сердце от страстей. Это единственный путь, по которому он должен идти, чтобы быть истинным продолжателем дела Христова.
«Будь добрым пастырем, — пишет архиеп. Антоний, — и мученичество всегда будет при тебе — и в жизни, и в смерти». Когда пастырь будет жить во Христе, тогда он утвердится в истинной святости, будет истинным мучеником, распинаясь со Христом ради паствы, тогда и будет достойным носителем благодати Христовой.
Из всего сказанного можно заключить, что самой удобной почвой для этого искушения, как и для прочих, является гордость. Нужно сказать, что не чужды ее и старые пастыри, если они не ведут постоянной борьбы с этим злом. Пастырь, который не стремится к преодолению этого искушения, честолюбиво возвышается над своими собратиями, часто подчеркивая свою образованность, культуру, академическое знание и другие свои мнимые превосходства. Отсюда и происходит частое «осуждение, непослушание, насмешки, раздоры, свары, хвастовство» среди пастырей, что им как раз не подходит. Конечно, горделивый пастырь не достигает своей цели. Тогда и появляется на почве ошибок и неудач упадок необходимой пастырю энергии, даже веры и любви. Оскорбленное чувство самолюбия вызывает у пастыря подозрения к собратьям и верующим, которые, по его мнению, устраивают ему какие-то козни. Пастырское служение такого священника сводится к чиновничьему требоисправлению. Он начинает все рассматривать только с точки зрения своего «я» и подчинять своей эгоистической цели.
Но как же освободиться пастырю от этого искушения? Прежде всего, следует горделивому самолюбию противопоставить смирение и исполнять заповедь Спасителя, Который говорит: «Кто хочет быть больший между вами, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будем всем рабом» (Мк. 10, 43–44). Эту заповедь должен пастырь исполнять именно потому, что он является продолжателем дела Спасителя, а «Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).
Пастырю следует стремиться к утверждению в ангелоподобной жизни и не забывать, что он является служителем Бога. Св. Димитрий Ростовский, поучая пастырей, говорит: «Если ты служитель Божий, если ты пастырь словесных овец, если ты учитель, то будь по жизни своей непорочен, как ангел Божий. Возвещая Слово Божие, не делай дел демонских».
Епископ Неофит, разбирая этот вопрос в своем курсе Пастырского богословия, говорит, что степень смирения и братской услужливости ярко выражает подготовленность пастыря к ответственному пастырскому служению, как и является оценкой самого этого служения. Не гордость, а смирение украшает пастыря. Смирением же пастырь стяжает благодать Божию, необходимую в пастырском служении.
«Гордость и самообольщение относительно своей мудрости или праведности, — говорит святой Григорий Двоеслов, — препятствует видеть свет истины… кто приписывает себе небывалый блеск праведности или мудрости, тот далек от совершенного знания и тем более удаляется от истинного света, чем более о себе мечтает, как и замечено о некоторых в Писании: «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1, 22).
«Облекитесь смиренномудрием, — пишет св. ап. Петр, — потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 6). Но как же приобрести себе смирение? Чтобы приобрести его, как говорится в книге душеспасительных изречений, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже и всякой бессловесной твари…; когда укоряют в чем-либо, то молча, кротко, объясняя истину; отвергнуть свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения — вот истинный путь к смирению.
Победить эту страсть можно, если пастырь будет постоянно поучаться в Слове Божием и проводить свою жизнь согласно его требованию, подражая во всем Пастыреначальнику, Который был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
Готовящийся к священству еще заранее должен приучить себя к мысли, что если всякое звание дает человеку не только права, но и возлагает на него известного рода обязанности, то тем большие обязанности возлагает на него звание служителя Христова. Пастырь должен помнить, что дело служения спасению людей есть не столько дело самого пастыря, сколько дело Божие, и, следовательно, ему нечем гордиться и величаться. Служителю алтаря нужно знать, что рано или поздно гордость откроется пред всеми, потому что она противна Богу и людям.
В борьбе с искушениями пастырь обязан возводить ум «горе», чтобы думать «о том, что Божие» (Мф. 16, 23), а не мыслить по-плотскому, ибо «помышления плотские суть смерть… суть вражда против Бога… живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 7, 6–8).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Добавить комментарий