Грамота об отпущении грехов у католиков

Индульгенция

Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521Католический епископ, предоставляющий пленарные индульгенции для общественности во времена бедствия. Фреска стены итальянского художника Лоренцо Лотто, Суарди, Италия, около 1524 года.

Индульге́нция (лат. indulgentia от лат. indulgeo, в долгу, «терпеть, позволять») — в католической церкви освобождение от временного наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.

История

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II. До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями (которые использовались как средство личного обогащения духовенства) и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища.

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты. Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 году и дополненном в 1999 году.

Богословское обоснование

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200—1263). Эта концепция была признана Католической церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция — это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими».

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и т. д.

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).
  • Отсутствие привязанности к какому-либо греху.

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

«Индульгенция» XVIII века с текстом на церковно-славянском языке и подписью Патриарха Иерусалимского, продававшаяся греческими монахами в Валахии

В XVI—XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя подвергалась большому влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια). Это были настоящие индульгенции — грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии.

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике. Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года. В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια), а латиняне — „индульгенциями“ (лат. intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.». Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке).

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια) существовала вплоть до середины XX века

Примечания

  1. О временной и вечной каре за грехи см. раздел «Богословское обоснование» в этой статье
  2. 1 2 о. Г. Церох, А. Горелов. Индульгенция, Католическая энциклопедия, том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  3. М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. Индульгенция // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII. — С. 632-645. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  4. 1 2 3 4 5 Индульгенции. – 1471 –. Катехизис Католической церкви. Дата обращения 6 июля 2016.
  5. Индульгенция // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  6. Индульгенция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)
  8. Δοσίθεος Νοταράς, Ιστορία περί των εν Ιεροσολύμοις πατριαρχευσάντων, Βουκουρέστι 1715, σελ. 884.
  9. Καρμίρης Ιωάννης, Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας, τόμ. Β΄, Graz-Austria, 1968, σελ. 867—868. (Кармирис, Иоанисс, Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, t. 2, Graz-Austria, 1968, 867—868.)
  10. Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23
  11. Алексей Лебедев. История греко-восточной церкви под властью турок.
  12. «Так, например, Филипп Илиос обнаружил индульгенцию, датированную 1955-м годом» Сергей Говорун Индульгенция в истории греческой церкви

Литература

  • Катехизис католической церкви. Стр. 1471.
  • Г. Церох, А. Горелов. Индульгенция, Католическая энциклопедия, том II, издательство Францисканцев, 2005 год.
  • М. С. Иванов, Е. В. Казбекова, В. В. Тюшагин. Индульгенция // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII. — С. 632-645. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  • Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187—189.

Ссылки

Индульгенция:

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Декрет о индульгенциях на сайте Святого Престола (лат.)
  • Индульгенции в истории Греческой Церкви.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4141067-1 · LCCN: sh85065813

Под индульгенцией обычно понимают папскую грамоту о прощении грехов за деньги в католической церкви.

О ней чаще всего говорят как о доходном бизнесе, «торговле праведностью», вызывавшей массовое недовольство и ставшей одной из причин Реформации.

Но в реальности все обстояло далеко не так просто. Документально оформленное прощение грешников действительно часто становилось инструментом обогащения. Однако это лишь один из аспектов богословской проблематики — и отнюдь не только католической.

Определение понятия

Indulgentia — это, прежде всего, теологическое понятие. Но в практике церкви оно получило документальное оформление, а после распространения печатного станка окончательно утвердилось первое и основное значение слова как название соответствующей бумаги, выданной священнослужителем.

Происхождение слова

Название папской грамоты об отпущении грехов в католической церкви происходит от латинского глагола indulgeo, что значит «терплю, позволяю».

То есть изначальный смысл слова и самого понятия был в уступках человеческим слабостям, исправления и снисхождения человеческим грехам, а не «акте купли-продажи».

Значение понятия в истории

Основы концепции начали закладываться еще в первые века христианства, а уже к XIII-XIV вв. она получила свое окончательное оформление. На исходе средневековья искупление грехов все чаще становится доходным мероприятием — «диплом о прощении» активно покупается и продается. Его определение в истории изменилось, стало нарицательным, и в наши дни обозначает разрешение на беззаконные или аморальные деяния как таковое.

Богословское обоснование

Католическая церковь исходит здесь из идеи освобождения от временного наказания за грехи. Церковная доктрина гласит, что даже после раскаяния духовная природа человека оказывается повреждена и ухудшена, что, в свою очередь, создает новую почву для греховности и разрушает жизнь верующего. Особенно актуальным это считается в случае так называемых смертных грехов, ведущих к погибели души.

Однако у христианина есть шанс спастись от временной кары за греховные деяния.

Для этого необходимо миновать следующие этапы:

  1. Пройти таинство исповеди у священника.
  2. Принять причастие.
  3. Совершить ряд благих деяний (молитва, пост, раздача милостыни или иная благотворительность, паломничество к святым местам).
  4. Показать преодоление своего искушения к данному греху.

Позднее в католичестве оформилось представление о так называемой сокровищнице сверхблагих дел. Суть ее в том, что заслуги святых и праведников создают некую сумму добрых деяний человечества перед Богом, своего рода запас, благодаря которому церковь и имеет возможность выдавать индульгенцию верующим.

История индульгенции

Основы доктрины начали закладываться еще в раннем христианстве. В первые века нашей эры остро стояла проблема отступников — людей, которые из-за угроз или преследований демонстрировали внешнее отречение от веры либо формальную лояльность к государственному языческому культу. Таких верующих было немало, для разрешения вновь участвовать в церковной жизни им требовалось пройти суровые процедуры очищения и покаяния. Актуальным стал вопрос смягчения наказания, дабы упростить оступившимся возврат в лоно церкви. Данная практика позднее получила оформление через исповедные книги — своего рода инструкции священникам по части послаблений в отпущении грехов.

Появление и развитие

Однако полноценное оформление концепция получила уже в средневековой Европе с дальнейшим развитием богословской мысли. Рождение самого термина датируется XI веком. Доктрина обретает целостность и системность, в XIV веке догмат о сокровищнице сверхблагих дел принят официально, а единоличным правом полностью прощать грехи стал обладать римский папа.

Дальнейшая судьба

В эпоху Возрождения с развитием товарно-денежных отношений дух наживы проникает и в церковную среду — отпущением грехов начинают активно торговать. Сохранились свидетельства того, когда разрешительными грамотами на разного рода деяния чуть ли не запасались впрок. Поэтому в 1521 году римская курия издает предписание — запретить любые материальные взносы или денежные расчеты при предоставлении свидетельств о прощении грехов.

Современное положение

В 1967 году папой Павлом VI принимается Indulgentarium Doctrina. Этот документ провел ревизию древней практики отпущения грехов и регламентировал ее порядок в наши дни. В 1999 году в него были внесены незначительные изменения.

Применение в религии

Явление имело место не только у католиков — хотя как раз благодаря влиянию Рима оно получило распространение и в греческой церкви после захвата Византии турками. Константинополь пал, а многие ученые греки стали получать образование за границей. Западные веяния активно проникают на Восток.

В православии

Грамота о прощении грехов называется по-гречески синхорохартией. В практику православной церкви она вошла в общепринятом смысле слова — именно как документ, покупавшийся за деньги и не требовавший прохождения таинств и иных очистительных обрядов.

И если на Западе к такой порочной практике пришли постепенно, то в восточных церквях она была заимствована уже в готовом виде. В 1727 году выдача синхорохартий получает официальное признание константинопольского патриарха. В дальнейшем как «латинское» явление была запрещена непосредственно торговля ими, но не выдача как таковая. Последние известные примеры датируются серединой ХХ столетия.

В католицизме

Как видно, изначально не имевшее четких правил послабление к каявшимся грешникам обрело системный характер и оформилось в доктрину. Однако в дальнейшем это стало превращаться в бизнес, далекий от идеалов христианской веры. Церковь с ним боролась, но не всегда успешно. Лихоимство и коррупция среди клира стали одной из главных причин начала Реформации и возникновения протестантизма — направления христианства, где роль церковнослужителей как посредников между верующим и Богом сведена к минимуму.

Видео о выступлении Мартина Лютера против индульгенции

Мартин Лютер и другие инициаторы Реформации активно выступали против покупки грамот об искупления грехов.

В 1857 году в афинской газете Век (Αιών), в № 1.525, 1.526 и 1.530, напечатан был тариф за прощение грехов (Ταρίφα των σογχωροχαρτίων). Самый тариф последний раз был издан в Париже Julien de Saint-Acheul’ем в 1820 году, причем в надписании значилось, что означенный тариф установлен папою Иоанном XXII и обнародован папою Львом X, в 1514 году.

Гл.XVI. §1. «Изувечивший клирика получает прощение за 63 лиры* и 14 сольдо». *Как золотые, так и серебряные монеты разделялись на три категории: фунт (лира), сольдо (двадцатая часть фунта), динарий (двенадцатая часть сольдо) прим. ред.

§2. «Простое разрешение от этого преступления стоит 27 лир и 1 сольдо».

§3. «Если будет изувечен аббат или настоятель какого-нибудь церковного учреждения, – прибавляется шесть лир».

§4. «За изувечение епископа прибавляется к прежней цене 27 лир».

§5. «Мирянин, изувечивший мирянина, уплачивает за полное прошение 27 лир и 1 сольдо».

Гл.XVII. §1. «Добровольный убийца, желая вступить в клир, может купить себе прощение за 45 лир, 19 сольдо и 6 динарий».

§4. Если убитый умер не от удара, но от чего-либо другого, и убийца не имел в виду причинить смерть, – чтобы стать священником и получить полное прощение, он должен уплатить 131 лиру, 14 сольдо и 6 динарий».

§5. «Прощение за убийство, совершенное епископом, священником, начальником церковного учреждения или рыцарем ордена св. Иоанна, стоит 179 лир, 14 сольдо».

§6. «Если убийца – игумен, апостольский протонотарий или занимающий равную должность, доплачивает 146 лир, 5 сольдо, за каждое, совершенное им, убийство».

§8. «Если двое сговорятся убить одного, – получают прощение за 134 лиры, 14 сольдо».

§9. «Если один убьет зараз многих, – платит за прощение 131 лиру, 14 сольдо».

§10. Если один убьет многих при разных обстоятельствах, получает прощение, приплачивая за каждое убийство 90 лир, 11 сольдо».

Гл.XVIII. §1. «Клирик, убивший случайно, платит 27 лир и 1 сольдо».

§3. «Желающий заблаговременно запастись прощением за всякое случайное убийство, которое он может сделать в будущем, платит 168 лир, 15 сольдо».

§5. «Совершивший случайное убийство, без принятия всех предосторожностей, уплачивает 87 лир, 3 сольдо».

§7. «Если убийство произойдет при зрелищах или играх, запрещенных для духовенства, клирики и священники должны заплатить за прощение 141 лиру, 14 сольдо».

Гл.XIX. §1. «Если клирик убьет кого-либо из самозащиты, платит 27 лир».

§2. «Чтобы получить заблаговременно отпущение подобного убийства в будущем, следует уплатить 76 лир и 6 сольдо».

Гл.XX. §1. «Мирянин, убивший клирика, получает прощение, подвергшись публичному покаянию по правилам и уплатив 27 лир».

§2. «Клирик, имея обритую бороду или поставленный на священнодействие, убив священника, подвергается запрещению, доколе не подвергнется публичному покаянию по правилам и не уплатит 137 лир, 6 сольдо».

§3. «Если сговорятся многие и убьют священника, виновник сообщества уплачивает за прощение полную цену, сообщники его – половину».

§4. «Если при одном и том же обстоятельстве один убьет многих священников, сколько бы их ни было, платит за прощение в шесть раз больше».

§5. «Если кто-либо убьет многих священников при разных обстоятельствах, за первое убийство уплачивает положенную цену полностью, за другие – половину».

§6. «Если убийца священника не пожелал бы подвергаться публичному покаянию, – приплачивает 63 лиры и 14 сольдо».

§7. «Если пожелает этого убийца многих священников, приплачивает еще 18 лир».

§8. «Убивший епископа или какого-либо клирика высшего ранга платит 131 лиру, 14 сольдо».

§9. «Убивший аббата платит 24 лиры».

Гл.XXI. §1. «Прощение простого убийства мирянина стоит 15 лир, 2 сольдо, 6 динарий».

§2. «Убийца многих мирян при одном и том же случае платит столько же, как и за убийство одного».

Гл.XXII. «За убийство отца, или матери, или сестры следует уплатить для прощения 17 лир, 14 сольдо, 6 динарий».

Гл.XXIII. §1. «Убивший свою жену платит за прощение столько же, как и отцеубийца».

§2. «Убивший жену и пожелавший вступить в новый брак за получение прощения платит 32 лиры, 13 сольдо».

§3. «Помогавшие мужу в убийстве жены платят по 2 лиры с головы».

Гл.XXIV. §1. «Отец или мать, задушив свое дитя, платит за прощение 17 лир, 14 сольдо».

§2. «Отец и мать, задушивши свое дитя по обоюдному согласию, уплачивают 26 лир, 1 сольдо».

Гл.XXV. §1. «Женщина, принявшая снадобье, с целью умертвить плод во чреве, и отец, приготовивший оное, платят каждый по 17 лир, 14 сольдо».

§2. «Если приготовит снадобье не муж, а посторонний, – платит 16 лир, 18 сольдо, 6 динарий».

Гл.XXVI. «Колдунья или колдун, отрекшись от чародейства, прощаются за 27 лир».

Гл.XXVIII. «Святотатец, вор, поджигатель, грабитель и им подобные получают прощение за 131 лиру, 6 сольдо».

Гл.XXXI. §12. «Каждый клир, препятствующий исполнению булл и повелений апостольского престола, платит за прощение 131 лиру и 14 сольдо».

§17. «Епископ, давший обет посетить Рим для поклонения гробам свв. апостолов и не исполнивший его, получает прощение за 45 лир».

§18. «Епископское отлучение искупается платою 26 лир».

§19. «Папская анафема искупается платою 45 лир, 9 сольдо и 6 динарий», и проч. и проч.

Индульгенция: как отпускали грехи в Средние века

Помимо мирян, индульгенции могли получать госпитали, благотворительные учреждения и меценаты, а также правители, занимавшиеся строительством дорог, мостов и подобных сооружений. Григорий IX даровал индульгенцию всем, кто согласился поселиться на только что отвоеванной у арабов Мальорке, а Александр VI — тем, кто осмелился переселиться в Америку.

Индульгенции могли выдавать не только папы, но и епископы, папские легаты и представители нищенствующих орденов. Кроме того, существовали священники, «профессионально» занимавшиеся распространением индульгенций. Их называли квестариями, и именно их злоупотребления привели к дискредитации индульгенций. После начала Реформации Католическая церковь осудила продажу индульгенций (это произошло на Тридентском соборе в 1563 году). Однако выдача индульгенций практикуется и по сей день, а регламентирует ее булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), выпущенная в 1967 году. 

Чем это интересно для науки: Для профанного знания характерно понимание индульгенции как документа, дарующего полное отпущение грехов, который можно приобрести за деньги. Это узкое понимание термина, которое в современной историографии уже опровергнуто, но долгое время консенсуса по этому вопросу не существовало.

Индульгенции, особенно те, что приобретались от имени уже умерших грешников, позволяют исследовать представления средневековых людей о чистилище (идея которого, как показал Жак Ле Гофф, сформировалась на рубеже XII–XIII веков). Благодаря индульгенциям можно изучать повседневную жизнь, экономические процессы, происходившие в Европе XIV–XV веков, и множество более специальных вопросов, например соотношение понятий «грех» и «преступление» в средневековом каноническом праве.

Верить ли сегодня в индульгенции?

Сегодня «индульгенция» зачастую является словом-пугалом. Из популярных изданий можно узнать, что «из-за индульгенций» началась Реформация, что индульгенции – это выдумка папства, и что за них нужно платить деньги. И это не удивительно, ведь даже редко какой католик может вразумительно ответить на вопрос о том, что такое индульгенции, чему они служат и каковы возможности их получения.

Само слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia, означающее «доброжелательность, дарование милости, милость, прощение». Однокоренное с ним слово indultor переводится на русский как «тот, кто прощает, поддерживает». В Катехизисе Католической Церкви говорится: «Индульгенция – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина которых уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими» (ККЦ 1471). Индульгенции имеют непосредственное отношение к осуществлению «власти ключей», доверенной Господом Своей Церкви (ср. Мф 16, 19; Мф 18, 18). Они основаны на Священном Писании, говорящем о спасении путем совершения добрых дел, и на участии в общении святых, одним из аспектов которого является общность духовных благ (сокровищница Церкви). Из нее, а также из заслуг Христа, молитв и добрых дел Пресвятой Девы Марии и всех святых Церковь может черпать умилостивление. Это общение и способно помочь человеку после получения прощения принести соответствующее удовлетворение и получить исцеление. Поэтому Церковь открывает перед грешником свою сокровищницу для отпущения временной кары.

Поскольку индульгенции появились в контексте покаянных практик и до сих пор с ними связаны, то следует начать с краткого обзора истории Таинства Покаяния.

Развитие церковных покаянных практик

Древняя Церковь как «община святых» требовала от христиан огромного нравственного усилия. Ввиду ожидавшегося скорого Второго пришествия необходимо было сохранять себя в святости и без порока. В этом причина большой суровости в отношении к грешникам. Во II веке из общины верующих исключались христиане за грехи идолопоклонничества и отступничества от веры, за убийство и разврат. Эти грехи получили название главных, или смертных грехов (peccata capitalia, mortalia). Впавший в эти грехи христианин умирал для Бога и Церкви. Правда, за исключением некоторых епископов-ригористов, Церковь уже тогда допускала возможность покаяния. Виноватые в тяжелых преступлениях верующие приговаривались епископом к запрету посещений церковных собраний. Прощение грехов в данном случае могло быть даровано «через многотрудное крещение, вторую доску после кораблекрушения», то есть через покаяние. Покаянные действия состояли в умерщвлениях плоти (постах, ночных бодрствованиях), в молитвах и испрашивании у верующих молитв за себя.

Время покаяния могло быть сокращено на основании так называемых libelli pacis (своего рода верительных грамот), выдававшихся исповедниками кающимся в подтверждение восстановления их христианского состояния. Это была своего рода indulgentia, а такой исповедник выступал в данном случае как indultor, хотя эти термины в то время не использовались. Но именно эта доброжелательность и милость по отношению к грешнику (indulgentia) явилась «праосновой» позднейших индульгенций.

В III веке перед Церковью возникла угроза превратиться в гетто «совершенных», которые не общаются с грешниками и отступниками. Осознав эту угрозу, Церковь стала смягчать покаянные практики. Всем христианам, ради слабости отпавшим от веры, была открыта возможность снова вернуться в Церковь, при соблюдении покаянной дисциплины. Церковь стала допускать возможность одноразового покаяния после крещения. Поэтому многие люди откладывали это покаяние (а часто и крещение) до момента смерти.

В V веке вместо публичного покаяния стала входить практика частного исповедания грехов перед пресвитером. В VI–VIII веках миссионеры, работавшие в Британии, принесли на континент практику повторяемой исповеди, издавна существовавшую в кельтских и англо-саксонских церквях. Выслушав такую исповедь, священник налагал соответствующую епитимию. В зависимости от совершенного греха была предусмотрена особая покаянная практика. Специальные пенитенциарные книги содержали тарифные сопоставления молитв, постов или милостыней за отдельные грехи (например, день поста можно было заменить милостыней или 50 псалмами). При таком отношении к грехам возникала опасность, что в центре внимания будут не нравственное сознание и личная вина кающегося грешника, но только само действие, требующее исправления. Деперсонализация вины часто заходила так далеко, что некоторые пенитенциарные книги предусматривали даже оплату грешником своего «избавителя». Случалось так (в том числе и на Руси), что состоятельный грешник в качестве покаяния давал деньги на строительство церкви или монастыря, где монахи должны были молиться и поститься за него.

Возникновение индульгенций

В Х веке распространился обычай отпущения грехов сразу же после исповеди, до совершения покаянных практик, которые все более и более сокращались. Порядок Таинства Покаяния (исповедь, покаянные практики, то есть епитимия, и прощение грехов) «перевернулся». Индульгенции стали играть роль, подобную той, какую играли в древней Церкви libelli pacis, выдававшиеся исповедниками кающимся. Впервые индульгенции появились в XI веке и были крайне редки. Индульгенции выражали утвержденные церковным правом прощения временных наказаний. Индульгенция на 100 дней означала, что Церковь освобождала кающегося от временного наказания, для изглаживания которого прежде необходимо было 100 дней покаянных практик, либо – как стали выражаться позднее – «сокращала пребывание в чистилище» на столько же дней. Как видим, эта вторая формулировка, которая прижилась в сознании католиков, несколько затмевает первоначальный смысл индульгенций.

Многими практика индульгенций воспринималась критически, и следует признать, что часто такая критика была справедливой, ибо не всегда практика индульгенций шла в паре с покаянием и обращением грешников. Наиболее известными являются факты «покупки» индульгенций во времена крестовых походов. Тем не менее, начиная с XIII века, многие католические богословы занимались обоснованием практики индульгенций. Все они подчеркивали необходимость искреннего раскаяния как условия получения индульгенций. Положительное и авторитетное изложение учения об индульгенциях дал святой Фома Аквинский. Связав полноту власти прощения грехов Христом, апостолами и Папой, он ссылался на непогрешимость соборной Церкви в этом вопросе. Он также принял и развил учение о духовной сокровищнице Церкви. Тем не менее, верный духу своего времени, он истолковывал индульгенции в юридических категориях и даже пренебрег первоначальной связью индульгенций с исповедью.

Несмотря на расхожее мнение, «отец Реформации» доктор Мартин Лютер был против не индульгенций, но лишь против злоупотреблений, с ними связанных. В знаменитых «95 тезисах» он, в частности, писал: «Бог никому не прощает грехов, если при этом не приведет кающегося к смирению перед священником, как своим заместителем» (7), и далее: «Всех христиан следует поучать, что Папа вовсе не считает, будто бы покупка индульгенции может быть поставлена наравне с делами милосердия» (42), а также: «Следует научать христиан, что, давая индульгенции, Папа нуждается и требует от нас благочестивых молитв более, нежели денег, поступающих к нему» (48).

Современное католическое учение об индульгенциях не отступает от пояснений, данных Тридентским Собором (1545–1563), который подчеркнул их существование и напомнил о необходимости их связи с исповедью. В период с XVI века до наших дней Папы упорядочили практику предоставления индульгенций, установив их количество и подлинность.

Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium Второго Ватиканского собора вновь напомнила о существовании общения благ (LG 49). Папа Павел VI в Indulgentiarum doctina (1967) упростил практику индульгенции, отменив сроки индульгенций, и с того времени существуют только два их вида: полная и частичная.

Индульгенции посвящены 9 и 10 параграфы буллы Иоанна Павла ІІ Incarnationis mysterium («О провозглашении Великого Юбилея 2000 года», 1998). «Индульгенция являет полноту милосердия Отца, который являет всем Свою любовь, проявляющуюся прежде всего в прощении грехов», – говорит Святейший Отец. Он вновь напоминает о «сокровищнице Церкви», «которая состоит из добрых дел святых. Молиться с намерением получить индульгенцию – значит войти в это духовное общение и таким образом полностью открыть себя для других». В преддверии Великого Юбилея Папа Иоанн Павел ІІ постановил, «что во время всего юбилея все верующие, должным образом подготовленные, могут обильно использовать дар индульгенций».

Кто же может получить индульгенцию? Должно быть выполнено несколько условий. Это должен быть крещеный, не отлученный и находящийся в состоянии освящающей благодати, по крайней мере, на момент завершения действия, связанного с индульгенцией. Кроме того, индульгенция может быть получена только за себя или за усопшего.

К условиям полной индульгенции относятся отсутствие склонности к любому греху; исполнение действия, связанного с индульгенцией: исповедь, причастие и молитва в намерениях Святейшего Отца. Требуется, чтобы все эти три действия были совершены в один день. Индульгенция может быть получена только один раз в день.

При невозможности исполнения хотя бы одного из этих условий индульгенция будет частичной.

Все практики получения индульгенции (например, стояния и размышления Крестного пути) должны быть утверждены Церковью.

И в заключение. Желая получить индульгенцию, каждый обязан помнить, что ни дорогостоящее паломничество в Рим или Святую Землю, ни иные практики, связанные с индульгенциями, не будут иметь смысла, пользы и действия, если, приступая к ним, мы закроем свои сердца перед Божией благодатью. Мы подлинно станем участниками индульгенций лишь тогда, когда предварительно приготовим себя на принятие Божией благодати сокрушением сердца, подлинным желанием преобразить свою жизнь, совлечься «ветхого человека» и облечься в «человека нового» (ср. ККЦ 1473).

Александр Доброер (Католический катехетический журнал «Радуга», №3 2011)

Источник: Рускатолик.рф

Римско-католическое учение о сокровищнице заслуг и индульгенциях

92. При рассмотрении основных пунктов разногласия между пра­вославными и католическими богословами уже было дано основ­ное понятие о так называемой сокровищнице заслуг в римско-ка­толическом учении о спасении (см. раздел «Римско-католическое учение о спасении»), а также о ее связи с учением о чистилище и вытекающем из него учении об индульгенциях — одной из форм дополнительного удовлетворения, с помощью которой католик может избавить себя от посмертных мук в чистилище.

Само слово «индульгенция» означает послабление, милость, снисходительность. Согласно современному католическому праву римской церкви, индульгенцией называется отпущение перед ли­цом Божиим временной кары за грехи, уже отпущенные на испо­веди. Выражение «перед лицом Божиим» значит, что индульген­ция освобождает от кар, уготованных Богом, то есть от мук в чистилище. При этом, как учит Римско-католическая Церковь, засчитывается в качестве удовлетворения необходимое количество добрых дел из сокровищницы заслуг. Согласно римско-католи­ческому учению, ключами к сокровищнице заслуг владеет высшая церковная власть, прежде всего папа.

С юридической точки зрения это вполне естественное поня­тие. Один человек потрудился лишь в меру собственного спасе­ния, то есть он принес адекватное удовлетворение справедливости Божией: у него и покаяние и сатисфакция были вполне достодол­жные. Другой потрудился недостаточно, принес недостаточное удовлетворение, и потому будет пребывать в чистилище. Третий же потрудился сверх меры, нужной для его спасения, то есть со­вершил больше добрых дел и имеет больше заслуг перед Богом, чем это требуется для собственного спасения. По католическому воззрению, это и есть сверхдолжные заслуги, или сверхдолжные добрые дела, которые вместе с сверхдолжными заслугами святых составляют сокровищницу заслуг. Их высшая церковная власть может перераспределять и вменять эти заслуги тому, кто на са­мом деле ее не имеет.

Такая индульгенция для того, кто ее принимает, связана с обязательным исполнением определенных, заранее оговоренных благочестивых поступков. Первоначально условием получения ин­дульгенции было участие в крестовом походе. Позднее и до на­стоящего времени индульгенции стали давать, например, за про­изнесение определенной молитвы заданное число раз, посещение указанной святыни с соблюдением определенных правил, прохож­дению крестным путем, — тарифицированное пожертвование, упот­ребление освященного особым образом предмета (креста, четок, медальона) в соответствии с определенными предписаниями и т.п.

93. Условия получения индульгенций и их эффективность устанав­ливаются папой или уполномоченными им на то епископами. В индульгенции точно указывался срок, на какой она сокращает чистилищные муки: 40 дней, год, 100 лет и т. п. Максимальный срок, на какой когда-либо до сих пор давалась частичная индуль­генция, — 154 000 лет. До последнего времени римско-католи­ческие богословы учили, что сроки эти зависят не от внутреннего расположения человека, получившего индульгенцию, а единствен­но от воли того, кто ее устанавливает.

Совершенно очевидно, насколько индульгенция искажает ду­ховную жизнь католиков, внося в отношения между человеком и Богом такую меру, счет, когда человек держит в подсознании факт, на сколько дней, месяцев, лет сокращается ему пребывание в чистилище за каждую такую молитву, дело благочестия и т.п. Это мера не духовного возрастания и приближения к Богу, а мера зачета, снижения наказания.

Появление индульгенций было подготовлено учением Запад­ной церкви раннего средневековья о покаянии. Уже до XI в. по­являются индульгенции как (первоначально частичные) сокраще­ния наложенных епитимий, даруемые в индивидуальных случаях епископами по их усмотрению и в зависимости от усердия каю­щегося и внешних обстоятельств. Сопровождающие дарование таких «сокращений покаяния» милостыни или паломничества яв­лялись не заменой или выкупом части покаяний, а внешним пока­зателем раскаяния и религиозности грешника, позволяющим ему получить льготу.

Собственно индульгенции появились лишь в XI в. и касались не индивидуальной, а общей, распространяющейся на всех, удов­летворивших требуемым условиям, меры, исходящей от верховной церковной инстанции (епископа, папы) и принципиально осво­бождающей от дел покаяния (частично или вполне). Церковь, наложившая епитимью во имя Бога, считает себя вправе и осво­бодить от нее.

94. Развитие учения о покаянии, признанном в XII—XIII вв. та­инством, существо которого стали видеть в самом акте раскаяния и исповеди (contritio-confessio) и отпущении грехов священником, выделило идею удовлетворения и заставило иначе ее обосновать. По мнению схоластиков, начиная с Абеляра (1079—1143), грех-вина (culpa) отпускается священником в силу раскаяния грешни­ка, но это раскаяние лишь в исключительном случае достаточно для удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому не­обходимо выкупить у Бога наказание (poena) за грех делами по­каяния на земле или муками в чистилище. Таким образом, индульгенция становится не только освобождением от наложенной Церковью епитимьи, но главным образом отпущением земных и загробных наказаний за грех. Но ввиду того, что при таком по­нимании удовлетворения (satisfactio) человек рассматривается как должник не Церкви, а Бога, Церковь же расширяет свою власть на трансцендентную загробную сферу, нужно было найти основа­ние отпущения Церковью дел покаяния без соответствующего ви­димого эквивалента, требуемого идеей справедливости Божией, иначе говоря — понять индульгенцию как выкуп, в чем не было необходимости, пока отпускалась наложенная Церковью епити­мья. Это основание было найдено в учении о сокровищнице зас­луг, находящейся в распоряжении Церкви (епископов и, главным образом, папы).

Дальнейшим шагом в развитии теории индульгенций оказыва­ется сочетание ее с отпущением самого греха. С XIV в. высшим видом индульгенции (plenissimma remissio) является так называе­мая полная индульгенция, освобождающая и от вины, и от нака­зания (indulgentia a poena et a culpa), причем, конечно, предпола­гается исповедь этих грехов до или после получения индульген­ции, так что под отпущением греха (culpa) следует разуметь от­пущение его в случаях, резервированных епископу или папе, пу­тем ли, назначения особых пенитенциариев, или путем передачи особому священнику права отпускать такие грехи лицам, получив­шим индульгенции.

С другой стороны, предполагаемое индульгенцией расширение прав Церкви и папы на чистилище повело к тому, что сначала епис­копы, а с XV в. и папы стали даровать индульгенции душам умер­ших, находящимся в чистилище, так как и на них распространялась дарованная Церкви власть вязать и разрешать, и молитвы и мессы за них давно признавались действенными. Такие индульгенции про­давались родственникам и друзьям умершего; в них пропадал момент предполагаемых раскаяния и исповеди грешника, но зато и отпуска­лись только несовершенные дела покаяния, так как вина находящим­ся в чистилище была отпущена уже на земле.

95. Доходность индульгенций приводила все к большему их раз­витию и к изысканию новых поводов их дарования. Не без влия­ния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индуль­генций, откровенно денежными интересами руководствовались проповедники и продавцы их.

Это вызывало протест и против самих индульгенций, и против торговавшей ими Церкви, главным образом папства. На индуль­генции нападали и противники католичества, как еретики XII XIII и следующих веков, так и богословы, и Соборы, тем более что в массах терялось понимание самой природы индульгенций и забывалось о ее необходимой связи с искренним раскаянием ц исповедью. Некоторые отрицали возможность и даже существо­вание полных индульгенций, другие нападали на индульгенции для умерших, третьи возвышались до принципиального их отрицания Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформационного движения в XVI столетии.

Акцентируя самые слабые, с догматической точки зрения, стороны учения об индульгенциях следует, однако, избегать ши­роко распространенного, но неверного полемического взгляда, что индульгенция — это отпущение грехов, которое получается за деньги. Индульгенция в любом случае связана с таинством Пока­яния, то есть если человек не получил прощения за вину греха, то никакая индульгенция действенной не будет (речь идет о живущих).

Практика выдачи индульгенций существует в Римско-католи­ческой Церкви и в настоящее время. Она была предметом об­суждения на II Ватиканском Соборе (1962—1965). Некоторые участники его говорили о необходимости сделать практику выдачи индульгенций более приемлемой для религиозного сознания хрис­тиан, если уж ее никак нельзя отменить вообще раз и навсегда.

В 1967 г. папа Павел VI издал новую «Доктрину об индуль­генциях» (Indulgentiorum doctrina), согласно которой прямая зави­симость между индульгенцией и сроком пребывания в чистилище больше не фиксируется, но сама практика индульгенций сохраня­ется. Новые правила несколько ограничивают возможности полу­чения полной индульгенции, ибо то, «что даруется обильно, це­нится мало». Согласно новым правилам, католик может получить только одну полную индульгенцию в день (для себя лично или для кого-нибудь из умерших). Кроме того, отныне для получения полной индульгенции обязательно соответствующее внутреннее настроение, без которого может быть выдана лишь частичная ин­дульгенция. Согласно новому указанию, частичные индульгенции будут даваться без уточнения срока. Через предметы, освящен­ные простым священником, теперь могут даваться только частичные индульгенции. Несколько сокращена категория священных предметов, имевших до сих пор индульгенцирующую силу, исключенные из этой категории священные предметы потеряли эту силу 1 апреля 1967 г. В дополнительном разъяснении папы пре­дусмотрена возможность, в некоторых исключительных случаях, индульгенции, даже полной, без предварительной исповеди.

96. Едва ли нужно доказывать несоответствие всей этой практики практике Древней Церкви и ее несогласие с духом Евангелия. Даже некоторые римо-католики признают сейчас, что от форма­лизма, которым проникнута практика индульгенций, недалеко до фетишизма.

Вопрос о спасении человека — важнейшая часть христиан­ского вероучения, и именно в понимании спасения лежит одно из самых существенных вероисповедных расхождений Православия и Католичества. Как указывает патр. Сергий (Страгородский) — «Православие и инославие противоположны между собой… как два совершенно отличных, не сводимых одно на другое, мировоз­зрения: правовое и нравственное».

Сущность спасения, по православному учению, состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которой мы по­беждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей. Способ совершения нашего спасения — не внешнесудебный, не магический, а подразумевающий внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией.

В католической же сотериологии получил преобладание раци­оналистический юридизм: в учении об искуплении, последствиях первородного греха, в теории сатисфакции. И здесь юридическое, внешнее, идея заслуги, удовлетворения, зачета получает преобла­дание над нравственным и органическо-мистическим учением о нашем спасении через воплощение, страдание и воскресение Сына Божия и через наше внутреннее органическое участие в его искупительной жертве и Его просветленной жизни. Главная опас­ность юридического учения для духовной жизни католика именно в том, что при желании человек может ограничиться только вне­шним деланием. Так что здесь имеют место великий соблазн и, в некотором смысле, победа врага рода человеческого, которые для многих и многих католиков исказили подлинный путь ко спасению.