Греческая православная церковь чем отличается от русской
Содержание
- LiveInternetLiveInternet
- 10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви
- В чем сходство и отличие греческого и российского православия?
- Греция
- Крупнейшие города
- Православие в Греции
- Церкви
- История термина
- Элладская православная церковь
- История
- Устройство и управление
- Современное состояние
- Святые
- Святыни
- Монастыри
- Храмы
- Фото
- Видео
- Информация для паломников
- Ссылки
- Подкатегории
- Святыни Греции
- Церковь Святых Апостолов (Афины)
- Парфенон
- Храм Преображения Господня (Афины)
- Базилика Святого Димитрия Солунского (Салоники)
- Митрополичий собор Святителя Григория Паламы (Салоники)
- Монастырь Святых Сорока мучеников (Спарта)
- Голский монастырь Пресвятой Богородицы (Спарта)
- Собор Андрея Первозванного (Патры)
- Храм Святого Спиридона Тримифунтского (Корфу)
- Женский монастырь Пантократор (Корфу)
- Собор Апостола Тита (Крит)
- Монастырь Панагия Палиани (Крит)
- Филеримский монастырь (Родос)
- Монастырь Пресвятой Богоматери Цамбики (Родос)
- Монастырь Панормитис (Родос)
- Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы (о. Тинос)
- Монастырь Святителя Николая Чудотворца (Андрос)
- Пещеры Апокалипсиса (Патмос)
- Святая Гора Афон
- Метеоры
- Женский монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова (Суроти, Салоники)
LiveInternetLiveInternet
Отличия греческого православия от русского
———————————————————————————
«В главном — единство, во второстепенном — разнообразие, во всем — любовь!» блаженный Августин.
В каждом приходе есть свои традиции, свои особенности.
Отличия в греческом и русском Православии:
1. В богослужении http://www.pravbeseda.ru/library/ind…ge=book&id=223 Литургия не более 1,5 часа (с 1943), без Всенощного Бдения вечером только вечерня, утром только утреня и Литургия (без часов). В Иерусалимской церкви престол служит жертвенником. греческие священники принимают исповедь сидя. Не так много свечей. У греков, у сербов, у болгар женщины не поют в хоре, хор только мужской. Это до сих пор держится.
2. В технике пения.
3. 1 большая просфора вместо 5-ти.
4. Исповедовать имеет право только иеромонахи получившие на это благословение и приезжающие из монастыря. По другим источникам нужно не менее 3 лет прежде чем священник станет духовником.
5. в богослужебной одежде: камилавка имеет небольшие поля вверху цилиндра и составляет неотъемлемую принадлежность священнического сана, скуфьи все круглые, риза (фелонь) без шейной вершины, богослужебные цвета различаются ( на пасху служат в белой ризе).
6. Широкое распространение получили также новая редакция Устава Великой церкви (Византийского), осуществлённая в XIX веке и предназначенная для приходского богослужения (распространена в церквях греческого языка и в Болгарии). http://liturgica.narod.ru/bibliot/greek.html
7. Диптих, принятый в Константинопольской Церкви отличается от диптиха в Русской П.Ц.
8. Все епископы — митрополиты возглавляющие епархию, титул епископа носят все викарные архиереи.
9. в храмах с XIX века скамейки, до этого стасидии.
10. В греческих церквах католиков перекрещивают. ( только неизвесно после снятия анафем в 1965 году в Константинопольской, Элладской и в других греческих церквях до сих пор перекрещивают католиков?)
11. На рубеже XVIII—XIX веков в греческой Церкви появился новый канонический сборник с толкованиями — «Пидалион» (то есть «Кормчая»), составленный Никодимом Святогорцем и иеромонахом Агапием и давший начало новой синтагматической коллекции, теперь уже чисто греческой.
В России в 1839 году был впервые издан сборник основных канонических документов (без государственных законоположений), получивший название Книга Правил (полное название: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец), являющийся основным нормативно-каноническим кодексом в современной РПЦ.
12. Библия греческой православной Церкви отличается по составу от церковнославянской Библии и русской Библии. Во-первых, в греческой Библии нет 3-й книги Ездры. Во-вторых, в греческую Библию, наряду с принятыми у нас тремя Маккавейскими книгами входит 4-я Маккавейская книга. Однако эти различия не воспринимаются Православными Церквами как богословски значимые.
Вот еще об отличиях: http://www.taday.ru/text/867374.html http://pravhram.prihod.ru/articles/view/id/5000
Влияние Запада: григорианский календарь с 1924, скамейки, женщины без платков и в брюках, две колокольни греческих храмов, Евангелие читается лицом
В греческом храме.
Греческая православная церковь Св Троицы в Чикаго
Греческий православный священник ожидает начала Рождественского крестного хода во дворе церкви Рождества Христова, расположенной на западном берегу городка Бетлехэма.
10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви
Как известно, русские и греки – единоверные народы. Греция по праву считает себя наследницей Византии, от которой Русь приняла не только веру, но и книжность и культуру.
Казалось бы, православные традиции в Греции и в России должно практически совпадать. Но есть ряд особенностей, которые отличают греческое благочестие от русского.
О наиболее интересных, примечательных и необычных греческих достопримечательностях мы уже писали. А теперь для читателей “Фомы” приводим 10 самых распространенных отличий церковной практики в Греции. Знание их позволит вам не попасть в курьезную ситуацию, когда вы посетите эту благословенную страну.
Тем более, что число россиян, которые выбирают Грецию для семейного отдыха или посещают ее с паломническими целями, неуклонно растет.
Итак.
1. Если вы встречаете человека в рясе – неважно, священник он или простой монах, скажите «Эвлогитэ» (Благословите) и поцелуйте руку. То же касается и монахинь в монастырях. В Греции священники кресты надевают только во время архиерейских служб. Также и настоятельницы крестов не носят. Поэтому лучше благословиться у послушницы, чем обидеть игуменью (внешне они неотличимы).
Православный священник. Калабака, Греция. Фото Nagarjun
2. Если вы оказались в Греции в августе, имейте в виду, что Успение Пресвятой Богородицы (Кимисис тис Феотоку или просто Декапендавгусто) – самый почитаемый здесь праздник. Недаром его еще называют «летняя Пасха». Он отмечается 15 августа (греки празднуют по Новому Календарю). Это праздник сугубо семейный – большие города пустеют – все стремятся вырваться к морю, на острова. Ваше путешествие на этот период лучше планировать заранее (трансферы, отели, паромы).
Никаких деловых мероприятий с 8 по 20 августа лучше не планировать.
Остров Родос. Фото Milos Golubovic
3. На Успение празднуются все чудотворные и местночтимые иконы Богородицы. Да. В один день! Если вам повезет, вы попадете на крестный ход, который бывает 14 августа вечером (когда спадает жара). В Греции крестные ходы отчасти напоминают наши парады, поскольку сопровождаются одним или несколькими духовыми оркестрами, которые исполняют бравурные марши. При этом верующие ложатся на землю.
Икона Пресвятой Богородицы. Фото roberic
4. На Успение именины празднуют чуть ли не половина греков. Такие имена, как Мария, Мара, Мариос, а также Панайот или Панайота (от греч. «Панагия» – Пресвятая, т.е. Богородица) здесь очень популярны. Так что у вас нет шансов не встретить именинника. При встрече надо пожелать ему «Хроня полля!», то есть «Многая лета!».
5. Утреня в церкви служится отдельно от вечерни, что для нас, привыкших ко всенощным, непривычно.
Монастырь Агиа Лавра, город Калаврит. Фото Ava Babili
6. Греки причащаются, по возможности, в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. Принимать исповедь может не каждый приходской священник. А только имеющий посвящение в сан духовника. Обычно это опытный клирик, который «гастролирует» по приходам епархии. Его расписание известно заранее и вывешено при входе в храм. К исповеди греки относятся очень серьезно.
Крит, Греция. Spyros Papaspyropoulos
7. Греки очень трепетно относятся к своей истории. Право, им есть чем гордиться! Поэтому не удивляйтесь, что батюшка может украсить вход в приходской дом статуей Аполлона или Афродиты.
Фото Μanu
8. К этому же «культу» истории можно отнести и огромную популярность древнегреческих имен. Не удивляйтесь, встретив на улице Аполлона, Эврипида, Ликурга или Артемиду. Этих имен нет в святцах, но греки нашли выход – все отмечают именины в день Всех Святых.
Крит, Греция. Фото Spyros Papaspyropoulos
9. Церкви в Греции открыты с утра до позднего вечера. Как правило, перед иконами подсвечников нет, как нет и свечных лавок. Свечи ставят в притворе, где есть вытяжка (особенно это актуально для древних церквей с фресками). Сколько монет вы опустите в свечной ящик, взяв свечи, – дело вашей совести. Нормальное пожертвование – 3-5 евро.
Часовня на острове Антипарос, Греция. Фото A_Peach
10. Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – обеденный отдых. С 13.00 и до 17.00, особенно в летнее время все умирает. Это важно знать, планируя посещение действующих монастырей. Не только колотить в двери, но даже звонить в это время неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, и вам всегда будут рады.
Афины ночью. Фото faungg’s photos
В чем сходство и отличие греческого и российского православия?
«Закон божий» здесь изучается в школах и прочих учебных заведениях как один из основных предметов, лидеры духовенства являются постоянными членами правительства, церковные документы и акты о гражданском состоянии — официальные государственные документы.
В стране 98% православных, поэтому святынь и храмов в Греции — колыбели Православной веры — более чем достаточно, но обойти вниманием самый крупный православный храм Греции — Святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах — нет никакой возможности.
Патры — неофициальная столица полуострова Пелопоннес, с точки зрения греков — город огромный. Ещё бы — целых 200 тысяч населения!
Третий, после Афин и Салоников. Хотя если вспомнить, что население Пелопоннеса — 900 тысяч, а всей Греции — 12 миллионов, то все встаёт на место.
Святой апостол Андрей — покровитель города, и основная причина этого скорее в том, что один из самых почитаемых Святых не только вёл проповеди в здешних местах, вселяя Веру, исцеляя больных и страждущих, но и претерпел здесь в 66-м году нашей эры свою мученическую смерть на кресте X- образной формы, нареченную впоследствии «Андреевским крестом». Храм Святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах
Фото: Владимир Голубков, личный архив
В IV веке святые мощи были перенесены из Патр в Константинополь.
На месте казни на кресте в VI веке соорудили храм, переживший многочисленные пожары и землетрясения, междоусобицу и набеги завоевателей. Но время безжалостно и неумолимо…
В знак почитания своего святого покровителя город в начале XX века принял решение о строительстве нового грандиозного храма. Первый камень заложили в 1908 году, а потом войны, безденежье и невзгоды надолго отодвинули завершение работ.
Храм в сегодняшнем виде был закончен и освящён только в 1974 году. Это действительно один из важнейших и грандиозных храмов Греции! Поражает продуманность архитектурных решений и насыщенность внутреннего пространства, богатство интерьеров с одновременным чувством какой-то легкости и свободы.
Несмотря на кажущуюся молодость храма, ощущается его мощная энергия и намоленность, особый смысл которой придаёт наличие здесь мощей Святого апостола Андрея — Честной главы Андрея Первозванного и Святого Креста, возвращённых в 1964 и 1980 году Ватиканом в Патры. Рака с Главой Святого Апостола Андрея Первозванного
Фото: Владимир Голубков, личный архив
Святой Андрей Первозванный издревле был особо почитаем православной Русью, поскольку вёл проповеди Евангелия и в землях Скифии, на которых позднее образовалась Русь, дойдя до места, где впоследствии возник Киев, и предсказав принятие христианской веры будущим обитателям Руси.
Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден — Орден апостола Андрея Первозванного, а русский военно-морской флот сделал своим стягом Андреевский флаг — голубой крест формы Х на белом фоне.
Находясь в храме, невольно приглядываешься к символике и некоторым отличиям в убранстве наших и греческих храмов.
Вот на мозаике пола многочисленные изображения рыб, это понятно — ведь помимо того, что многие апостолы, да и сам Святой Андрей, были рыбаками, силуэт рыбы у ранних христиан был символом оповещения, своеобразным паролем.
Независимо от народа и языка, стоило одному при встрече незнакомца нарисовать палочкой на песке изогнутую волнообразную линию, а второму пририсовать вторую, чтобы обоим сразу становилось ясно — они единоверцы.
Но большое количество двуглавых орлов, увенчанных короной… Фото: Владимир Голубков, личный архив
Все встает на свои места, когда вспоминаешь, что это Софья Палеолог, вторая жена Ивана III и бабушка Ивана Грозного, внесла после падения Византии в русскую геральдику такой элемент — двуглавого орла.
Одна из основных «скреп» оказалась позаимствованной. Двуглавый орёл на желтом фоне — официальный флаг и символ Греческой православной церкви. Орлы повсюду — на стенах, на полу, на громадной резной люстре, на стульях…
Стоп! А откуда стулья в церкви?
Греки говорят на эту тему: «Лучше думать о Боге сидя, чем стоя — о больных ногах!» Что же, возможно, они и правы… Фото: Владимир Голубков, личный архив
Ещё одно важное отличие: прихожанки здесь закрывают плечи и колени, как и у нас, но оставляют головы непокрытыми.
Эта особенность религии появилась относительно недавно, всего лишь с 1825 года, после освобождения страны от ненавистной и кровавой турецкой оккупации. Этакий массовый революционный порыв женщин-гречанок: «Мы не будем больше покрывать платками головы, мы не хотим походить на мусульманок!» И церковь своих революционных женщин поддержала.
Как бы и чем бы ни отличались вопросы жизни, веры и быта двух наших народов, но определенное родство душ, культуры и истории ощущается в Греции на каждом шагу…
Неспешный ход мыслей прервал выскочивший как из-под земли цыганёнок, за ним явно гнались — он поминутно оглядывался.
Ну что же, Патры город туристический — держи ухо востро!
Богу — богово, а… Любят цыгане воровать у храмов, что поделаешь? Недаром ходит байка, что Бог к цыганам благоволит и чуть ли не благословляет их воровство, ведь по легенде цыгане украли гвоздь, когда Христа распинали… Цыгане — везде одинаковые.
Теги: Патры, православный храм, особенности религии, Андрей Первозванный, туристический город, Греция
Греция
Гре́ция (греч. Ελλάδα (i), Elláda), официальное название — Гре́ческая Респу́блика (греч. Ελληνική Δημοκρατία , Ellīnikī́ Dīmokratía) — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто пятое по территории. Столица — город Афины. Государственный язык — греческий.
Крупнейшие города
- Афины
- Салоники
- Патры
Статус автономного региона имеет монашеская республика Афон, расположенная в центральной и южной части восточного полуострова Халкидики Айон-Орос. Это самоуправляемая община двадцати православных монастырей, что с 1313 года находятся под непосредственной церковной юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским соглашением 1923 года. В отличие от других епархий Константинопольского Патриархата, на Афоне используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, а также объект мирового наследия ЮНЕСКО.
Православие в Греции
Гре́ческое правосла́вие (греч. Ελληνορθόδοξη Εκκλησία) — обобщающее название нескольких церквей в рамках более широкого евхаристического общения в православии, имеющих общие культурные традиции, литургия в которых также традиционно проводится на греческом диалекте койне, языке оригинала Нового Завета. В настоящее время в неё входят церкви на территории Греции, Болгарии, Ливана, России, Сербии, Румынии, Польши, Украины, Белоруссии, Кипра, Турции, Иордании, Израиля, Палестины, Египта, Сирии, Албании, Эфиопии и Италии.
Церкви
Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:
- четыре древних Патриархата:
- Константинопольская православная церковь во главе со Патриархом Константинопольским, включая четыре епархии Константинопольского Патриархата:
- Греческая православная архиепископия в Фиатирии и Великобритании
- Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
- Греческая православная архиепископия Америки
- Греческая православная архиепископия Австралии
- Александрийская православная церковь
- Антиохийская православная церковь
- Иерусалимская православная церковь
- Константинопольская православная церковь во главе со Патриархом Константинопольским, включая четыре епархии Константинопольского Патриархата:
- Две национальные автокефальные церкви:
- Элладская православная церковь
- Кипрская православная церковь
Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.
История термина
Исторически термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи. В течение восьми веков христианской истории большинство крупных интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви состоялась в рамках империи или в сфере её влияния, поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с национальным пробуждением своих народов.
Элладская православная церковь
Элла́дская (Гре́ческая) правосла́вная це́рковь (официально Це́рковь Элла́ды, греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.
История
Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.
По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет. 29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.
В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.
4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.
В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.
Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.
С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.
Устройство и управление
Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.
Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.
Современное состояние
Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.
Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.
Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).
На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.
Святые
- Святитель Спиридон Тримифунтский
- Святой Григорий V, Патриарх Константинопольский
- Святой великомученик Димитрий Солунский
- Святая мученица Параскева
- Святитель Нектарий Эгинский
- Святитель Григорий Палама
- Святой исповедник Иоанн Русский
Святыни
Все святыни Греции и Святой Горы Афон
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины) («Большая Митрополия»). Мощи:
- свщмч. Григорий V Константинопольский (XIX в.),
- прмц. Филофея Афинская (XVI в.).
Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры):
- мощи ап. Андрея Первозванного (глава, часть мощей; также часть креста, на котором был распят апостол).
Мужской монастырь Агиа Лавра (Калаврита):
- прп. Алексий, Человек Божий (IV в.) (глава),
- прав. Филарет Милостивый (VIII в.) (глава).
Монастыри
Основные монастыри Греции
Монастыри Метеоры
Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.
Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.
Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).
Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)
Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.
Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.
Адрес: Греция, о. Патмос
Женский монастырь вмчч. Феодоров (Корфу)
справа
Монастырь святых Феодоров основан в V веке, один из древнейших на острове Корфу. Принадлежит Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Η Μονή των Αγίων Θεοδώρων Στρατιάς. Престольный праздник монастыря — первая суббота Великого поста (воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона.
Монастырь святых великомучеников Феодоров называют жемчужиной окрестностей Керкиры — является одним из древнейших на острове. Изначально это был женский монастырь, куда уходили жены, матери, дочери и сестры благородных и состоятельных семейств Корфу.
Он был основан вблизи развалин дорического храма Артемиды (590—580 гг. BC) и античного города (Палеополи), сейчас это местечко Стратиа в районе Гарица. Из руин античного языческого храма добывался материал для постройки собора монастыря.
Адрес: Корфу, Стратиа
Храмы
Основные храмы Греции
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.
Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.
Адрес: Греция, Афины, площадь Митрополеос.
Телефон: +30 (21) 032-213-08.
Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)
справа
Собор Андрея Первозванного — святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название — Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.
1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.
В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.
В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.
Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.
26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.
Адрес: Патры 262 22, Греция
Телефон: +30 261 033 0644
Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)
справа
Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.
Адрес: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)
Фото
-
Собор Андрея Первозванного (Патры)
-
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)
-
Собор Панагия Спилиотисса (Керкира)
-
Собор Святого Дионисия Ареопагита (Афины)
-
Собор Святого Спиридона (Керкира)
-
Собор Трёх Мучеников (Ханья)
Видео
Информация для паломников
Свечи
В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.
Получение благословения
У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).
Записки в греческих храмах
На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. .
На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» — ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на — α или — η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на — ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.
У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон. Для сугубого поминовения можно купить в хлебной лавке просфору и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию – древнейшая христианская традиция. С недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России, Белоруссии и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).
Поведение в храме
Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.
На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.
Ссылки
Паломничество в Грецию. Фоторассказ о. Константина Пархоменко
Критские зарисовки. Фоторассказ о. Константина Пархоменко
Рекомендации паломнику в Греции
СВЯЩЕННАЯ АФИНСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ. ТУРИЗМ И ПАЛОМНИЧЕСТВО В ГРЕЦИЮ
Три дня на Корфу
Православный Крит
Страна, куда хочется возвращаться снова и снова. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Фессалоники: начало и конец путешествия. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Греция. Македонские пейзажи. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Греция. Монастыри Метеора (27 апреля). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Афины, 29 апреля. Центр и Акрополь. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Греция, Пелопоннес, 28 апреля (Эпидавр, Навплион, Микены). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Греция, Неа-Макри, 30.04. Два монастыря (Благовещенский и Преображения). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Греция. О. Эвбея, 30 апреля – 1 мая (окончание). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
Путеводитель по Афону
Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I
Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II
Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть III
Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть IV
Подкатегории
В этой категории отображается 7 подкатегорий из имеющихся 7.
Г
С
- ► Списки монастырей (Греция) (1 С)
- ► Списки храмов (Греция) (2 С)
Святыни Греции
• Церковь Св. Апостолов • Парфенон • Храм Преображения Господня • Базилика Св. Димитрия • Собор Св. Григория Паламы • Монастырь Св. Сорока мучеников • Голский монастырь • Собор Андрея Первозванного • Храм Св. Спиридона Тримифунтского • Женский монастырь Пантократор • Собор Апостола Тита • Монастырь Панагия Палиани • Филеримский монастырь • Монастырь Богоматери Цамбики • Монастырь Панормитис • Икона Благовещения • Монастырь Николая Чудотворца • Пещеры Апокалипсиса • Афон • Метеоры • Монастырь Иоанна Богослова
Паломничество по святым местам всегда считалось одной из самых почитаемых традиций нашего народа. Истинные верующие отправлялись в путь, чтобы поклониться значимым христианским святыням, получить благословение в своих начинания и почтить память предков.
На сегодня паломничество не утратило своей актуальности, и многие наши соотечественники стремятся посетить христианские святыни Греции, поскольку эта страна является настоящим оплотом православия. Именно здесь были возведены первые храмы и основаны многие духовные традиции.
Церковь Святых Апостолов (Афины)
Церковь является одним из старейших храмов Афин и находится на территории древнегреческой Агоры. В прошлом веке храм был отреставрирован, и теперь он предстает перед нами в своем первоначальном виде. Здесь можно увидеть фрески поствизантийского периода, перенесенные из ныне разрушенной церкви Святого Спиридона.
Парфенон
Парфенон ассоциируется у нас с языческой историей, хотя более тысячи лет — это место было местом паломничества христиан. Именно здесь находились евангелие, переписанное самой святой царицей Еленой, и мощи святого Макария Египетского. Несмотря на то, что реликвии исчезли в результате многочисленных войн, Парфенон по-прежнему занимает важное место среди святынь Греции.
Храм Преображения Господня (Афины)
Храм датируемый 14 веком находится на северном склоне Акрополя. Крестово-купольный византийский храм с южной стороны имеет маленькую часовню Святой Параскевы.
Базилика Святого Димитрия Солунского (Салоники)
Это — самая крупная в городе церковь, которая была построена христианами еще в 306 году и названа в честь проповедника и покровителя Салоник. Мощи Святого Димитрия в древности были мироточивыми. Прихожане, поклонявшиеся святому, набирали миро в стеклянные ампулы.
Митрополичий собор Святителя Григория Паламы (Салоники)
Собор представляет собой величественное здание, расположенное в центре города. Назван он в честь святителя архиепископа Салоник, известного своими богословскими трудами, сочинениями полемического, аскетического и нравственного содержания. Мощи Св. Григория были перенесены в митрополичий собор из кафедрального храма Святой Софии в Салониках.
Монастырь Святых Сорока мучеников (Спарта)
Монастырь находится в пещере и украшен множеством красивых фресок, выполненных известным мастером Константином Манассисом. Чтобы защитится от нападений, позже монахи построили новый более крупный монастырь с большим количеством помещений. Одной из достопримечательностей храма является круглое здание с большой печью посередине, возле которой монахи грелись по очереди. В южной части монастыря была четырехэтажная башня с бойницами и наблюдательным пунктом, но теперь от нее осталось лишь три этажа.
Голский монастырь Пресвятой Богородицы (Спарта)
Монастырь находится на северо-восточном склоне Тайгетского перевала. В годы турецких набегов сюда стекались беженцы, ища укрытия в горах. В монастырских церквях хорошо сохранились многие фрески, однако в главном храме они потемнели и расплылись из-за высокой влажности. Главной иконой обители считается одна из наиболее известных православных святынь Греции — икона Божией Матери «Живоносный источник».
Собор Андрея Первозванного (Патры)
Собор известен благодаря хранящимся здесь мощам великомученика. По преданию святой апостол Андрей Первозванный проповедовал не только в Греции, но и освятил место основания будущей столицы Руси — Киева. Благодаря его проповедям большинство населения Патр приняло христианство.
Храм Святого Спиридона Тримифунтского (Корфу)
Храм воздвигнут в честь набожного праведника, который помогал нуждающимся и больным людям. За его доброту Бог наградил Спиридона даром чудотворения. В церкви хранятся нетленные мощи святого и ежедневно сотни людей приходят сюда, дабы приложиться к святыне и попросить об исцелении. Внутри храма есть множество золотых и серебряных паникадил, мраморный иконостас, иконы в золотых рамках и висящие на цепочках металлические фигурки с изображением людей и отдельных частей тела — так прихожане благодарят св. Спиридона за помощь.
Женский монастырь Пантократор (Корфу)
Монастырь расположен на севере Корфу. Он известен даже за пределами Греции благодаря иконописи сестер обители, которые творят в византийском стиле и удивительно яркой цветовой гамме.
Собор Апостола Тита (Крит)
Собор сочетает в себе различные архитектурные стили, ведь он много раз переходил от одного направления религии к другому. В храме находятся мощи апостола Тита, чудом уцелевшие в одном из пожаров XVI века.
Монастырь Панагия Палиани (Крит)
Монастырь Панагия Палиани — самая древняя святыня острова, знаменитая на весь мир благодаря чудесному миртовому дереву. Растение стало произрастать из дерева, изображенного на иконе, и постепенно скрыло ее. Это миртовое дерево растет теперь в храме, а его ветви считаются целебными.
Филеримский монастырь (Родос)
Это одна из самых знаменитых святынь Родоса, представляет собой уединенное место, на котором ранее располагался античный город.
Монастырь Пресвятой Богоматери Цамбики (Родос)
Монастырь посещают женщины, которые не могут зачать ребенка. Согласно легенде, храм построен на земле турка, жена которого часто молилась иконе Божьей Матери с просьбой дать ей ребенка. Спустя несколько лет она забеременела, и благодарный муж подарил все земли монастырю.
Монастырь Панормитис (Родос)
Монастырь Панормитис имеет свою особенную ценность — икону архангела Михаила, к которому люди обращаются со своими просьбами. Говорят, что можно написать просьбу на клочке бумаги, закрыть в бутылке и бросить в море. Если это сделает истинно верующий человек, то она прибудет в бухту и желание обязательно исполниться.
Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы (о. Тинос)
Остров был провозглашен священным островом Богородицы, поскольку именно находится главная святыня Греции — чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Монастырь Святителя Николая Чудотворца (Андрос)
В Монастыре святителя Николая Чудотворца находится чудотворная икона, которая мироточит более 20 лет.
Пещеры Апокалипсиса (Патмос)
Пещеры Апокалипсиса венчают собой святые места Греции, ведь именно здесь Иоанну Богослову явилось Откровение Божие, а ученик Прохор в пещере записал со слов евангелиста последнюю книгу Евангелия Апокалипсис.
Святая Гора Афон
Редкое путешествие по стране обходится без посещения Святой Горы Афон, на которой каждый мужчина может получить духовные впечатления и благодатную пищу для души. Здесь находится уникальная православная монашеская республика с многовековой историей и мужским населением. Во времена расцвета на Святой Горе насчитывалось более 180 православных монастырей. Сегодня их число сократилось до 20 и среди них есть греческие, болгарские, русские, сербские и румынские храмы. Все они пользуются правом самоуправления.
У Афонских монастырей есть несколько подворий за пределами Святой горы и самым известным из них считается женский монастырь Ормилия, где подвизается свыше ста монахинь. В этом благословенном месте путники могут очиститься от греха и страданий, переосмыслить свои поступки и восстановить душевные силы.
Метеоры
Любой, кто посещает святыни Греции, хочет непременно побывать в Метеорских монастырях. Эти необычные храмы расположены на возвышающихся над землей скалах, которые будто парят над плодородной равниной. Первые монахи — выходцы из Афона, появились в Метеорах еще 13-14 веках. Постепенно численность их стала увеличиваться, в период расцвета здесь было более 20 действующих монастырей.
Сейчас эти христианские святыни Грециинасчитывают лишь 6 обителей. В самом значимом из них мужском монастыре Преображения Господня («Великая Метеора») находятся мощи основателей местного монашества святых Афанасия и Иоасафа и чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Во всех монастырских музеях есть экземпляры древнейших пергаментных рукописей, императорских хрисовул и облачений.
Женский монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова (Суроти, Салоники)
Перечисляя православные святыни Греции, обязательно стоит упомянуть данный монастырь, расположенный внебольшом городке Суроти, недалеко от Салоник. Здесь по старым афонским традициям живут 67 сестер. Они проводят службы при свечах, угощают посетителей лукумом и холодной водой.Тысячи паломников со всего мира стремятся к одной из главных святынь Греции — могиле старца и основателя монастыря Паисия Святогорца, чтобы почтить память этого выдающегося человека.
Паломничество по святым местам Греции позволит верующим прикоснуться к целебным мощам и чудотворным иконам, помолиться в греческих храмах, увидеть древние иконы и фрески, чудом дошедшие до наших времен.
Добавить комментарий