Грех

7

смертных грехов: чревоугодие, гнев, зависть, похоть, алчность, гордость и лень. Все знают, но не все из нас считают каждый из семи по списку грехом. Кто-то руководствуется своими личными взглядами, кто-то исходя из реалий устройства теперешнего общества. Кто-то не понимает, кто-то лукавит, кто-то не верит, но главное – никто не замечает как эти семь из нас медленно делают рабами наших пороков и приумножают, расширяют “ассортимент” наших грехов. Далее подробнее.

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть. Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность.

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смерных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется ниже.

1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Праздность, лень, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреть больше, чем того требуется.
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.

Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека. В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку:

всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31-32)

В Книге Притчей (Притч 6:16-24) говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:

– Гордый взгляд
– Лживый язык
– Руки, проливающие невинную кровь
– Сердце, кующее злые замыслы
– Ноги, быстро бегущие к злодейству
– Лжесвидетель, наговаривающий ложь
– Сеющий раздор между братьями

Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Мем не менее, ниже мы рассмотрем каждый из семи, т.к. каждый из них упоминается в Библии.

ГОРДЫНЯ

Христиане, в отличие от атеистов, знают, что гордость по своей сути греховна. Она опасна тем, что имеет вид непомерно высокого самомнения и может придавать неверную направленность индивидуальным силам, толкать человека на путь дерзкого пренебрежения религиозными и светскими авторитетами.

Гордыня является самым главным грехом потому, что влечет за собой все остальные. Гордыня – это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Господа, ведь ослепленный гордыней грешник, гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Не стоит забывать и то, что гордыня именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад. Высокомерие влечет за собой заниженную оценку, а затем и презрение, окружающих нас людей, вопреки словам Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:1-2)

В христианской традиции гордость (гордыня) рассматривается как противоположность добродетели смирения. Гордыне сопутствует состояние самообмана, заставляющее человека ложно истолковывать и публично демонстрировать превратно понимаемое представление о собственном достоинстве. Поэтому для гордеца, пребывающего во мраке самообособления, недоступно такое состояние души и духа, как мудрость.

Грех гордыни может иметь вид противопоставления себя не только людям, но и Богу. Однако, любые богоборческие притязания выглядят при этом как безумные предприятия, не имеющие оправданий. Понимание этого присутствует уже в языческих религиях, где позиции титанической, прометеевской богоборческой гордыни выглядят как достойные не одобрения, а осуждения. В Ветхом Завете аналогичный феномен представлен в истории Вавилонского столпотворения, вызвавшего гнев Бога. (Быт 11:1-9)

Библейская традиция характеризует путь, которым движутся гордецы, как ложный и гибельный. И он не может быть иным, поскольку людей в подобных случаях вдохновляет отец лжи – дьявол, главный враг человека, стремящийся отвратить его от Бога и погубить.

Достаточно полное определение гордыни дал Иоанн Лествичник: “Гордыня есть отречение от Бога, демонское изобретение, уничижение человеков, матерь отчуждения, исчадие похвал, признак бесплодия, предшественница умоисступления, причина падучей болезни, источник раздражительности, дверь лицемерия, опора демонов, противление Богу, корень хулы, неведение сострадания, жестокий истязатель, охранительница грехов, бесчеловечный судья. Где совершилось падение, там уже была гордость: Гордыня – это яблоко, сгнившее внутри, а снаружи блистающее красотою: есть крайняя нищета души”.

Ссылки в Библии

А. Обоснованная гордость

2. Слава подобной гордости должна быть
– в благодати Божией (2Кор 1:12)
– в Иисусе Христе (Рим 15:17-18)
– в Святом Духе (Рим 15:18-19)

Б. Грешная гордыня

4. Предостережения от подобной гордости. (Притч 8:13; Притч 16:5; Притч 16:18; Притч 21:4; Притч 21:24; Лк 18:9; Рим 12:16; 1Ин 2:16)

ЗАВИСТЬ

Она опасней всех армий мира. Ее жертвы – среди богатых и бедных, среди молодых и стариков, среди ученых и неучей. Она – главное препятствие для успеха всякого начинания. Она – повсюду: в домах и мастерских, в конторах и на улицах. Ее след – духовное разрушение, унижение и смерть. И мало кому удалось избежать ее. Она часто стучит и в твою дверь. Твой смертельный враг, чье имя – зависть.

Зависть – один из грехов, запрещенных Десятью Заповедями; он заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. Предметом зависти может быть как материальное богатство, так и нематериальные вещи (красота, успех, добродетель и т.п.) (Еккл 4:4). Дело в том, что упование на Бога предполагает, что все, чем обладает человек, происходит от Бога: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). При этом важно, что Бог каждому человеку дает то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божьим. Желание обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит замыслу Творца. Кроме того, зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Творца. Именно поэтому зависть разрушительна для человека: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч 14:30). Зависть становится причиной жестокости и насилия людей друг над другом: завидующий пытается силой добыть то, что не принадлежит ему (Мих 2:2). Таким образом, зависть, как и многое другое, является нарушением общего для всех людей закона о любви к ближнему (Рим 13:9).

Апостол Павел в послании к Галатам включает зависть в число «дел плоти», противопоставляемых им плодам Духа. Кроме того, апостол в послании к Тимофею особо отмечает, что зависть не обязательно направлена на материальные блага. Весьма существенной причиной ее является желание первенства и власти. Наиболее ярким и трагическим примером зависти является зависть фарисеев и книжников к Господу Иисусу Христу, приведшая к Крестной Смерти Спасителя.

Избавиться от зависти не так уж и сложно. Прежде всего желание и мольба о милости Божьей, второе это противоположность зависти – счастье. “Нищий довольный своим статусом уже счастлив”. Не нужно обращать внимание на “несправедливость” устройства окружающего вас мира, обратитесь лучше к заповедям Господним.

Слово, переведенное как “блаженны”, является синонимом слову “счастливы”. Почему Иисус не ставит в один ряд счастье человека с тем, что он имеет: успех, обеспеченность, власть и т.д.? Он говорит, что счастье это следствие определенного внутреннего состояния, которое не зависит от того, что происходит вокруг, пусть даже человека злословят и преследуют. Счастье является следствием взаимоотношений с Творцом, ведь именно Он дал нам жизнь и лучше всех знает, в чем ее смысл, а значит и счастье. Зависть появляется только тогда, когда человек не любит и поэтому не счастлив. Появляется пустота в душе, которую некоторые безуспешно пытаются заполнить вещами или мыслями о них.

Ссылки в Библии

А. В Ветхом Завете
– примеры зависти (Быт 37:11; Чис 16:1-3; Пс 105:16-18)
– заповедь не завидовать (Притч 3:31; Притч 23:17; Притч 24:1)

ГНЕВ

Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева. Очень часто гнев порождает один из самых стражных грехов – убийство. Из причин вызывающих гнев хотелось бы отметить прежде всего самомнение, самолюбие, завышенную самооценку – частую причину обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Как одну из причин гнева можно рассматривать зависть – ничто так не раздражает, как благополучие ближнего…

Два мудреца жили в одном и том же скиту в пустыне Сахара, и вот один из них сказал другому: «Давай, что ли, побранимся с тобой, а не то вскорости перестанем понимать толком, какие страсти нас мучают». «Я не знаю, как затевать ссору», – ответил второй пустынник. «Сделаем так: я поставлю эту миску сюда, а ты скажешь: «Это – мое». Я же отвечу: «Она принадлежит мне!» Мы начнем спорить, а потом и поругаемся». Так они и поступили. Один сказал, что миска – его, а другой возразил. «Не будем терять времени, – сказал тогда первый. – Забирай ее себе. Ты не слишком удачно придумал насчет ссоры. Когда человек сознает, что обладает бессмертной душой, он не станет спорить из-за вещей».

Справиться с гневом самому не легко. Молитесь Господу прежде, чем дела ваши делаете и милость Господня избавит вас от гнева.

Ссылки в Библии

А. Гнев человека

3. Мы можем быть ввержены в геенну огненную из-за гнева (Мф 5:21-22)

4. Мы должны позволять Богу мстить за грех (Пс 93:1-2; Рим 12:19; 2Фес 1:6-8)

Б. Гнев Иисуса

– на несправедливость (Мк 3:5; Мк 10:14)
– на кощунство в Храме Божием (Ин 2:12-17)
– на последнем суде (Откр 6:16-17)

В. Гнев Бога

1. Божий гнев праведен (Рим 3:5-6; Откр 16:5-6)

ПРАЗДНОСТЬ

Праздность – избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).

В Библии не говорится о лени как о грехе, но говорится как о непродуктивной черте характера. Под ленью понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8); ленивый – обуза для других людей (Притч 10:26). Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13) и свидетвуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11; Притч 10:4; Притч 12:24; Притч 13:4; Притч 14:23; Притч 18:9; Притч 19:15; Притч 20:4; Притч 24:30-34). Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.).

АЛЧНОСТЬ

В Библии вы не найдёте слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием проблему жадности. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально и внимательно рассматривает этот человеческий порок. И делает оно это, разложив жадность на её составляющие:

1. Сребролюбие (есть любовь к деньгам) и любостяжание (стремление к обогащению). «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5:5).
Сребролюбие, будучи корнем всех зол (1Тим 6:10), является фундаментом жадности. Все остальные составляющие жадности и все остальные человеческие пороки берут начало в сребролюбии. Господь учит нас не быть сребролюбивыми: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр 13:5).

2. Лихоимство и мздоимство
Лихоимство – это требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Мзда – награда, вознаграждение, плата, возмездие, барыш, корысть, прибыток, взятка. Мздоимство – взяточничество.

Если сребролюбие является фундаментом жадности, то лихоимство – правая рука жадности. Об этом пороке в Библии сказано, что он исходит из сердца человека: «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк 7:20-23).

Библия называет лихоимцев и мздоимцев нечестивыми: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Еккл 7:7). «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Притч 17:23).

Слово Божье предупреждает нас о том, что лихоимцы Царства Божия не наследуют: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор 6:9-10).

«Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток , затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис 33:15-16).

3. Алчность:
Алчность – жажда наживы. Природа алчного человека хорошо описана в книге пророка Амоса «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: когда же пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» (Ам 8:4-6). «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1:19).

Десятая Заповедь запрещает нам желать чужого добра: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17). Иными словами, эта заповедь обращается к человеку с призывом: «Не будь алчным!»

4. Скупость:
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор 9:6-7). Отличается ли скупость от алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения.

5. Корыстолюбие
«Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя» (Пс 9:24). «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Притч 15:27).

Корыстолюбие – это грех, за который Господь наказывал и наказывает людей: «За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца» (Ис 57:17). Слово Божье предупреждает христиан, «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1Фес 4:6).

Отсутствие корыстолюбия – обязательная черта истинных служителей Божьих: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив…» (1Тим 3:2-3); «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы…» (1Тим 3:8).

6. Зависть:
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч 28:22). «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; “ешь и пей”, говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (Притч 23:6-8).

Десятая Заповедь запрещает нам желать чужого добра: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17). Однако известно, что подобные желания чаще всего возникают у людей из-за зависти.

7. Эгоизм:
Об эгоизме у нас уже была достаточно глубокая беседа. Мы не будем к ней возвращаться, напомним лишь, что составными частями эгоизма являются похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы это назвали триединой природой эгоизма: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин 2:16).

Жадность является составной частью эгоизма, ибо похотью очей является всё, чего желают ненасытные глаза человека. Именно против похоти очей предупреждает нас десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17). Итак, эгоизм и жадность – два сапога – пара.

8. Ненасытность:
Слово Божье предупреждает о том, что глаза человека ненасытны: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Притч 27:20). «У ненасытимости две дочери: “давай, давай!”» (Притч 30:15) «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Еккл 5:9) «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. “Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?” И это – суета и недоброе дело!» (Еккл 4:7-8).

Основная причина жадности, – это духовная пустота: духовные голод и жажда, с которой рождается человек на свет. Духовная пустота образовалась в душе человека в результате духовной смерти, ставшей последствием его грехопадения. Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но без Бога жадность стала чертой характера человека. Что бы он ни делал, он не в состоянии заполнить эту духовную пустоту. «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6:7).

Жадный человек, не понимая, в чём причина его неудовлетворённости, пытается заглушить её материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же как духовную жажду не утолить ведром воды. Всё, что нужно такому человеку, это обратиться к Господу, который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту в душе.

Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис 55:1-3).

Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35).

В следующий раз, когда у вас появляется желание на ком-то нажиться или возникнет нежелание с кем-либо делиться, вспоминайте слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35)

Ссылки в Библии

А. Заповедь об алчности

– в Ветхом Завете (Исх 20:17; Втор 5:21; Втор 7:25)
– в Новом Завете (Рим 7:7-11; Еф 5:3; Кол 3:5)

Б. Алчность приводит к другим грехам (1Тим 6:10; 1Ин 2:15-16)

В. Удовлетворяться тем, что имеешь – средство против алчности

– заповедано (Лк 3:14; 1Тим 6:8; Евр 13:5)
– опыт Павла (Флп 4:11-12)

ЧРЕВОУГОДИЕ

Чревоугодие – это грех против второй заповеди (Исх 20:4) и есть один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие, то, по слову апостола, у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:19).

Сладости могут стать идолом, предметом вожделений и постоянных мечтаний человека. Это несомненно чревоугодие, но уже в мыслях. Этого также нужно остерегаться. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41).

Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе, на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф 6:25). Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

СЛАДОСТРАСТИЕ

Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф 5:27-28). Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе. (Исх 22:19; 1Тим 1:10; Лев 18:23-24; Лев 20:15-16; Втор 27:21; Быт 19:1-13; Лев 18:22; Рим 1:24-27; 1Кор 6:11; 2Кор 5:17)

Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне — смирение; жадности — щедрость; зависти — любовь; гневу — доброта; сладострастию — самоконтроль; чревоугодию — умеренность и воздержание, а лени — усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.

Сме́ртный грех — так некоторые представители христианства называют грехи, которые, по их утверждению, ведут к гибели души.
Вопреки распространённому заблуждению, «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.
В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку:
«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»(Мф.12:31-32)

гордость

В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:

  • Гордый взгляд
  • Лживый язык
  • Руки, проливающие невинную кровь
  • Сердце, кующее злые замыслы
  • Ноги, быстро бегущие к злодейству
  • Лжесвидетель, наговаривающий ложь
  • Сеющий раздор между братьями

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.» (Прит.6:16-24)


Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях.
В 590 году папа Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:

  1. luxuria (похоть)
  2. gula (обжорство)
  3. avaritia (алчность)
  4. acedia (уныние)
  5. ira (гнев)
  6. invidia (зависть)
  7. superbia (гордыня)

Уныние. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя.

Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век).
В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia).
Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей, на одну больше:
* чревоугодие,
* прелюбодеяние,
* сребролюбие,
* гнев,
* печаль,
* уныние,
* тщеславие,
* гордыня.
—————BOSCH, Hieronymus————————
————- Семь смертных грехов-1480————-
BOSCH, Hieronymus
The Seven Deadly Sins
c. 1480
Oil on panel, 120 x 150 cm
Museo del Prado, Madrid
Jheronimus Bosch 4 последнюю очередь (ад)
Таблица смертных грехов (зависть)
Jheronimus Bosch Таблица смертных грехов (Гула)
Таблица смертных грехов (гордыня)
Похоть.

4_last_things Last_Judgment
Jheronimus Bosch Таблица смертных грехов (Лень
:Jheronimus Bosch 4 last things
Jheronimus Bosch 4последних вещей (смерти)
Jheronimus Bosch Таблица смертных грехов (Гнев)
Jheronimus Bosch Таблица смертных грехов (Блуд)

—————-Pieter Bruegel the Elder-1558————-
Семь смертных грехов и семь заместителей
========================================
============The Seven Deadly Sins / Desidia
After Pieter Bruegel the Elder
Published by Hieronymus Cock
Date1557 Терпение.Аллегорическая фигура, сидит прикованное к блоку в центре с крестом в руках Вокруг нее выстраиваются различные демонические существа, справа полый ствол дерева заполнен существами, фигурами и птицами, слева река заполнена более странными существами , на дальнем плане город вдоль реки, на горизонте заходящее солнце.
========================================================
Семь смертных грехов / Зависть
The Seven Deadly Sins /Алчность (Жадность)
The Seven Deadly Sins /Гнев (Злоба)
The Seven Deadly Sins /Гордость
The Seven Deadly Sins / Похоть или разврат
The Seven Deadly Sins / Чревоугодие (Обжорство
—————— Georg Pencz -1541 —-
==================================================
The seven deadly sins / Luxuria ( Блуд (Похоть))
The seven deadly sins / Invidia (Зависть )
The seven deadly sins / Ira (Гнев (Злоба) )
The seven deadly sins / Avaritia ( Алчность (Жадность))
The seven deadly sins / Gula ( Чревоугодие (Обжорство))
The seven deadly sins / Pigritia (Гордость)
The seven deadly sins / Superbia ( Гордыня (Высокомерие) —————————
————After Abraham Bosse -1639-1650———-
=================================================
The Seaven deadly Sins / Зависть
The Seaven deadly Sins -Похоть или разврат
The Seaven deadly Sins /Гнев (Злоба)
The Seaven deadly Sins / Чревоугодие (Обжорство)
The Seaven deadly Sins / Алчность (Жадность)
The Seaven deadly Sins / Sloth Лень
The Seaven deadly Sins / . Гордыня (Высокомерие)
After Abraham Bosse
================================
============George Glover c.1630 ================
Sloth
Sloth Лень
The Seven Deadly Sins / Luxuria.Lust.Похоть
The Seven Deadly Sins / Ira. Гнев (Злоба)
Envy Зависть
Avarice Greed Жадность(Latin, avaritia )
Gluttony Чревоугодие (Обжорство)
The Seven Deadly Sins / Гордыня (Высокомерие)
================================================
——————Jacques Callot-1618-1625——-
======================================================
Deadly sins / Блуд (Похоть)
Deadly sins / Pigritia Гордыня
Gula (gluttony)Чревоугодие
Superbia -Pride-Гордость
Ira (wrath)Гнев
=================Отдельные гравюры========================
———————————————
The deadly sins
Title (object)
Superbia (Pride)
Print made by Hans Ladenspelder
Date
1540-1543 (circa)
whole-length female nude, standing in a niche; holding a mirror in her left hand. c.1540-3
Engraving
Botteghino che fa sempre facende
sin1687
Дьявол продает товары от своего стойла для удовлетворения желаний семи человек, представляющих семь смертных грехов.
————————
Septem Peccata Mortalia (Семь смертных грехов)
Опубликовано Теодор Галле
Date
1612-1633
Гордыня (Высокомерие)
After Hendrik Goltzius
Print made by Jacob Matham
Date
1587 (c.)
Демоны с семи смертных грехов, как мечи. Иллюстрация к Иоганн фон Kaisersberg Гейлер, «Das Buch Granatapfel», Аугсбург: J. Отмар, 1510.
WIERIX, Иероним
апатия

гравирование
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Рыцарь стоит с мечом и щитом, семь мечей, представляющих семь смертных грехов, под его ногами,

ГРЕХ

Смотреть что такое «ГРЕХ» в других словарях:

  • грех — грех, а … Русское словесное ударение

  • грех — грех, а … Русский орфографический словарь

  • грех — грех/ … Морфемно-орфографический словарь

  • ГРЕХ — муж. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо … Толковый словарь Даля

  • грех — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах 1. Для верующего человека грех… … Толковый словарь Дмитриева

  • ГРЕХ — в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли бога. Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физич. заразы или нечистоты, происходящей от нарушения… … Философская энциклопедия

  • ГРЕХ — Большая разница, не хочет человек грешить или не умеет. Сенека Мы живем так, что внезапно увидеть нас значит поймать с поличным. Сенека Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Иоанн Златоуст После смерти нас встречают два вопроса. Злой ангел … Сводная энциклопедия афоризмов

  • грех — а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу… … Энциклопедический словарь

  • грех — Грехопадение, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, провинность, упущение; беззаконие. Грехи молодости. Отпущение всех вольных и невольных прегрешений. Прости, Господи, согрешения мои. .. Ср … Словарь синонимов

  • ГРЕХ — ГРЕХ, греха, муж. 1. У верующих нарушение религиозно нравственных предписаний (рел.). Самоубийство грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. «В наши горячие дни замедление темпов тяжелый… … Толковый словарь Ушакова

Систематическое богословие. Учение о грехе: Хамартология

Главная – Ресурсы – Систематическое богословие. Учение о грехе: Хамартология

Определение греха

Если человек предназначен быть отражением природы Бога, то его надо оценивать не в сравнении с другими людьми, а по тому, как он соотносится с божественными нормами. Несоответствие этим нормам – грех. «Грех – есть беззаконие» (Ин.3:4). Какой бы ни был грех, по сути это нарушение или отвержение Божьего закона. Это нечто противоположное Богу.

Природа греха

Грех – это отказ считать Бога Богом, когда на Его место ставится что-то другое, замена Бога. «Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим» (Исх.20:3). Сутью греха является идолопоклонство в любой форме.

Источник греха

От начала сатана согрешил через гордость, которая предшествовала падению (Ин.8:44, 1Ин.3:8)
Грехопадение Адама и Евы (Быт.3). Грех берет свое начало от свободы выбора человека.

Понятие первородного греха

Грех Адама повлиял не только на его жизнь, но и на все человечество (Рим.5:12-21, 1Кор.15:21-22). Это получило название первородного греха.
Несколько фактов касательно первородного греха (Рим.3:21-24, 5:12):
— все человечество было объединено в Адаме
— после грехопадения Адама все люди имеют искаженную природу
— зло пришло в мир (Было ли зло сотворено Богом? Пример: столовая соль, состоит из Na и Cl, которые отдельно являются ядами для человека)
— всеобщая греховность человечества
— законность наказания (осуждение и смерть). Предупреждение Бога — Быт.2:17
— последствия грехопадения оказали влияние как на человека, так и на землю (Быт.17-18). Природа пришла в беспорядочное состояние, творение стенает (греч. «разочарование, пустота», Рим.8:19-22), потеряв первоначальное предназначение.
— нуждаются в спасении

Характеристики греха

Грех познается законом (Рим.7:7-12, Гал.3:24, Рим.3:20).

Это немногое перечисление характеристик греха, мы можем видеть также всевозможные сочетания этих составляющих. В итоге все известные грехи являются бунтом против Бога.

Однако, грех – это не только отдельные действия, но также и сущность, или природа человека (Еф.2:3). Это также внутренняя управляющая сила или состояние, выражающееся внешне (Мтф.5:27-28). Грех выражается как в поступках, так и в мотивах, греховных мыслях, отношении.

Степень греха. Есть грехи по незнанию и преднамеренные, тайные и публичные, по слабоволию и в самоуверенности, с дерзостью. Для Бога любой грех является грехом, Он реагирует на него. Отличаются лишь последствия и причиненный ущерб (Лук.12:47-48). Грех к смерти (1Ин.5:16-17). Грех, который не будет прощен – хула на Святого Духа (Мтф.12:31). Произвольный (греч.добровольно) грех, за который не остается жертвы – Евр.10:26.

Совершаются как неверующими, так и верующими.

Греховные поступки могут совершаться против Бога, другого человека, самого себя. Однако сам грех в итоге совершается против Бога (Лук.15:18,21)
Грех может быть активным – совершение зла, либо пассивным – отрицание добра (Лук.10:30-37, Иак.4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех).

Причины греха

Последствия греха

По своей природе грех является разрушением.

Грех разделяет человека с Богом (Еф.2:12-19, 4:18).

Грех вызывает вину. Существует вина объективная, которая имеет отношение к самому проступку, осознает ли его грешник или нет. А также субъективная, которая относится к чувству вины в самом человеке. Чувство вины может быть удовлетворено прощением, а может быть чисто психологическим и причинять страдания (1Ин.3:19-20).

Отношение Бога к греху

Безгрешность Иисуса

Иисус не имел в себе греховной природы, был совершенной жертвой за нас (2Кор.5:21, Евр.4:15, 7:26-27, 1Петр.1:19, 2:22, 1Ин.3:5).

Восстановление после греха

Грех вызывает чувство вины, нуждается в прощении. Непрощенный грех продолжает оказывать влияние на человека.

Избавиться от греха можно только через кровь Иисуса Христа, приняв Его жертву. Искупление. Бог прощает грехи, это Его желание. Происходит по благодати, Рим.3:24-26.

Условие возрождения – облечение в новую природу, которая заменяет старую греховную природу Еф.4:21-24. Эта замена может произойти только извне человека (Иез.11:19-20, 1Петр.1:3). Прообраз – принятие водного крещения.

Два факта искупления: умерли для греха, живы для Бога, для праведности, Рим.6:22, 1 Петр.2:24.

Прощение грехов прошлых, настоящих и будущих Рим.3:25-26!!!

Скачать материал

Как рождается грех блуда?

Прежде всего, это волеизъявление самого человека. Без нашего согласия, без нашей воли – это невозможно.

Продолжение рода – наше естественное желание, но когда мы делаем из этого источник наслаждения – это уже грех и похоть. Этот грех отнюдь не удел лишь взрослых, нередко можно слышать, что блудные или даже извращенные помыслы посещали человека, когда ему было 5-10лет, то есть еще до полового созревания.

И необходимо помнить историю Ноя и его сына Хама, который увидел наготу своего отца. А что сейчас творится! Например, многие берут с собой детей мыться в баню, – мол, а что туту такого, они же еще маленькие. И никто не понимает, что этим мы сами растлеваем своих детей.

Сыновья Ноя Сим и Иафет прикрывают наготу отцу, который опьянел после вина

«Подобное стремится к подобному, так и плоть желает плоти» – говорит Прп. Иоанн Лествичник. На грех необходимо внутреннее согласие, после которого появляется желание, которое выражается в похоти, что подталкивает нас на действие, будь то насилие или преступление.

Смертные грехи

Список нарушений религиозных заповедей (а именно такое определение носит понятие «грех») весьма обширен, однако главными, или же смертными, являются далеко не все. К последним относятся те пороки, которые порождают другие нелицепритяные поступки. Подробно мы их расписывать не будем, поскольку тема нашего разговора несколько иная, ограничимся просто перечислением.

  1. Гордыня.
  2. Зависть.
  3. Гнев.
  4. Уныние.
  5. Алчность.
  6. Чревоугодие.
  7. Прелюбодеяние (блуд).

Вот о последнем мы с вами и поговорим более подробно.

Влияние блудной страсти на тело человека

Как и любой грех, прелюбодеяние чревато последствиями, которые могут сыграть с человеком злую шутку. Предлагаем более подробно разобрать данный вопрос.

  1. Многие верующие считают, что совершающий прелюбодеяние человек крадет кусок плоти у ближнего, тем самым совершая воровство.
  2. Совершая грех, человек автоматически существует в этом мире наравне с животными.
  3. Считается, что прелюбодействующий одержим нечистым духом, он приравнивается к дьяволу, который не в силе очиститься от греха. Такое состояние Библия назвала глубокой человеческой пропастью.
  4. Мусульманская зина способствует разрушению человеческой плоти. Грех уничтожает здоровье провинившегося. Считается, что грешник сам выбирает для себя путь, который в результате приведет его к смерти.
  5. Человек, совершивший прелюбодеяние, лишается своего имущества. Тот, кто до совершения греха жил богато и купался в роскоши, обязательно станет нищим.
  6. Согрешив, человек дает повод для сплетен и пересудов, навлекает на себя позор, что непосредственно вредит его репутации. Здесь уместно высказывание «Когда человек умирает — дурная слава продолжает жить!»
  7. Прелюбодеяние влечет за собой смертную казнь. «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка».
  8. Не покаявшись в своих грехах, человек уничтожает душу. Как говорят, похоть сопровождает грешника и его душу в пламя ада.
  9. Прелюбодей уничтожает не только свою душу, но и душу избранника. На самом деле это одно из самых ужасных последствий прелюбодеяния, потому как, согрешив, виновный тащит в ад и душу партнера.
  10. Господь может разгневаться на прелюбодея и лишить его разума и рассудка.
  11. В семье, где есть место прелюбодейству, никогда не будет любви и взаимопонимания.

На данный вопрос каждый человек должен ответить самостоятельно. Ведь кто-то, прочитав данную статью, отнесется ко всему вышесказанному с пренебрежением; кто-то в своей жизни уже не раз сталкивался с прелюбодеянием, но не знает, как с этим бороться, а потому и пытаться не будет; существуют и те люди, которые сделают правильные выводы и постараются достойно прожить свою жизнь.

Как уберечься от соблазна? Наверное, здесь нужна просто вера, вера в себя и в своего спутника жизни. Искренняя, чистая любовь, уважение и взаимопонимание, разум и умение держать себя в руках сделают свое дело: вы обязательно проживете со своей второй половинкой долгую и счастливую жизнь, исполненную смысла.

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха.

Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать.

Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.

Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.

Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.

У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.

Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить.

Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь.

Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Многие из нас с ними знакомы, так как они взяты у Прп. Иоанна Лествичника, поэтому я их просто напомню: угождение страсти и покой во всем, расслабление, осуждение, хула и хульные помыслы, самолюбие, смехотворство (колкости и безвременный смех) и прочее.

«Прежде всего, – как говорит Свт. Феофан Затворник, это потеря сил организма, и его истощение, и его слабость». В древности ни один воин или атлет не разделял своего ложа ни с женой, ни с женщиной перед битвой или соревнованием, так как уже тогда знали, что человек слабеет после этого примерно на 25%.

Дебелость тела – человек становится менее способным управлять своим телом, так как оно становится непослушным.

Развитие привычки ко греху и зависимости от него, когда человек уже не может без этого жить. Особенно это проявляется у тех, кто принял монашеский постриг. Хорошо если человек пришел в монастырь девственником, а тех, кто познал грех, мучают воспоминания и мечтания.

Блуд производит в теле человека мрачность и духовный смрад – и это настоящая правда. Бесы блуда зловонны, и совращенный ими человек перенимает это зловоние, и тело его становится смрадным, нечистым.

Дебелость и нечувствие души, и, как итог, мучение и смерть. После блудного греха душа очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опустошена, она изранена, и блудный грех он очень сильно оскверняет душу и колеблет ум. Согрешивший блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, так как ум не может постичь всю глубину своего падения. Именно падения, так как только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим.

Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, так как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика (человека, отступившего от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений), то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий(вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви, духовные лекарства и духовное закаливание). А за прелюбодеяние отлучали от Причастия от 9 до 15 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!

Преподобный Иоанн Лествичник

Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.

Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.

Что именно является прелюбодеянием?

И все-таки, что же люди имеют в виду, говоря о таком грехе, как прелюбодеяние? Что это такое? Только ли внебрачная интимная жизнь, связь с чужим спутником или, может, что-то еще? Очень многие сегодня не могут отличить грех от человеческих взаимоотношений, которые полны любви и дальнейших планов на совместную счастливую жизнь. Для того чтобы вы смогли разобраться в данном вопросе, приведем несколько примеров, которые ярко характеризуют греховные сексуальные связи:

  1. Одинокий неженатый парень вступил в половую связь с замужней дамой — это яркий пример прелюбодеяния, который в дальнейшем будет наказуем.
  2. Женатый мужчина вступил в сексуальную связь с замужней дамой — это также относится к рассматриваемому нами прегрешению, ибо сердце женщины принадлежит другому.
  3. Интимные отношения между родственниками (брат с сестрой, племянница с дядей и т. д. ) тоже являются смертным грехом.

Помимо вышеуказанного, к прелюбодеянию можно смело отнести любую сексуальную фантазию, в которой присутствует женщина, принадлежавшая другому мужчине. Так, например, Йешуа говорил: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Теперь неразрешенным остается вопрос о том, что не является прелюбодеянием, и можно ли вступать в связь с незамужней женщиной? Остановимся на этом пункте более подробно:

  1. Связь между одиноким неженатым парнем и незамужней девушкой не является прелюбодеянием только в том случае, если партнеры планируют в ближайшее время вступать в брачный союз. В случае если после совершенного полового акта парень не решается предложить даме руку и сердце — это называется блудом.
  2. Мужчина, который уже состоит в брачных отношениях, переспав с незамужней одинокой женщиной, обязан сделать ей предложение и позвать к себе в дом на место второй жены, только в этом случае сексуальная связь не будет считаться прелюбодеянием, в ином случае подобного рода интимные отношения называются блудом.

Что такое блуд и прелюбодеяние, мы с вами боле-менее разобрали, теперь необходимо поговорить о последствиях и наказаниях, которые может потерпеть каждый совершивший подобного рода грех. За проявленную похоть к противоположному полу, измену, бесчестие, либо же за любое другое похожее прегрешение неженатый мужчина заслуживает сто сильных ударов плетью, помимо этого его изгоняют из общества ровно на год.

Так наказывается прелюбодеяние в Исламе. И, смеем вас заверить, это еще цветочки. Причем неважно, кого уличили в проступке — мужчину или женщину, покараны будут оба. Хотя, конечно, с женщины больший спрос. Что касается прелюбодеев, которые состоят в браке, либо же состояли до того, как совершили грех, с ними поступают максимально жестоко, закидывая камнями до последнего вздоха.

Блуд прогоняет Святого Духа, и человек теряет дерзновение пред Богом.

Осатанение человека – это то, к чему приходит человек, одержимый страстью блуда. Он уподобляется сатане, так как этот грех – один из самых им любимых.

Общее влияние блудной страсти на человека

«Блуд – это плотская страсть, она является отрицанием христианства внутри нас» (Свт. Феофан Затворник). Когда человек совершает блудный грех – он отрекается от Христа и прогоняет Его, становясь язычником и безбожником. Блуд – это одна из самых страшных страстей.

Всецелое закабаление человека ко греху происходит через блуд. А также он уничтожает все доброе, что есть в человеке. Он разрушает и расхищает все, что человек создал в своей душе, не оставляя и камня на камне.

Скорби. Беды. Напасти. Болезни. И даже смерть.

1. рукоблудие и блуд – запрет на причастие на 7 лет;

2. прелюбодеяние, содомия, скотоложство – отлучение от Свв. Тайн на 15 лет;

3. ночное осквернение – если человек перед этим не распалял себя, а это произошло просто по физиологическим причинам, то он может причаститься.

Об этом говорится в правилах Свтт. Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Тимофея Александрийского.

Признаки блуда

Сытое чрево – это первый признак того, что человека ждет блудное искушение.

Мечтательный сон, долгий сон или наоборот бессонница (когда человек лежит и мечтает) – все это следствие объедения.

Нехватка сна – когда человек не высыпается, тоже будет борение страсти.

Обессиливание – человек, который часто предается блудной страсти, теряет свои силы, как физические, так и духовные.

Противление к молитве. Печаль, уныние, беспросветная тьма – это состояние крайнего отчаяния, поскольку душа у человека умирает. Умирает от истощения духовных сил, Божьей благодати. Блуд уничтожает нас изнутри, а после этого приходит бес отчаяния и заполняет все собой, толкая человека на самоубийство.

Свободное обращение с ближними (особенно с противоположным полом) – когда человек развязно ведет себя с окружающими его людьми. Авва Дорофей советовал вообще не смотреть в лицо своему собеседнику, а смотреть в землю, т.к. он учил своих учеников, что, разговаривая с другим человеком, ты разговариваешь с образом Божиим, то есть с Богом. Поэтому он учил благоговению в общении между людьми. В современном обществе уже и уважение-то редко услышишь в голосе, не то что благоговение.

Частые ночные осквернения – то есть если более одного раза в месяц с человеком случается подобное, то с уверенностью можно сказать, что блудная страсть в нем прогрессирует. И нужно срочно браться за борьбу с ней.

Невоздержание в семейной жизни – то есть не соблюдение постов.

Что конкретно мусульмане считают прелюбодеянием?

Прелюбодеяние в Исламе считается страшным преступлением. Заметим, что заповедь, посвященная сексуальной низости человека, имеет у них название «зина». Для мусульман «зина» — это совокупление с женским полом без заключенного по шариату договора. По их мнению, именно из-за этого греха мир сегодян терпит ужасные катастрофы и бедствия.

Помимо этого, сыны Аллаха считают, что любая интимная связь с женщиной, которая отдала другому мужчине свою невинность и сердце, рано или поздно приведет к краху и концу света. Также Пророк Мухаммад отмечал, что все люди, позволившие себе прелюбодействовать, лишены веры. Если же вера покидает человека, он ослабевает и становится незащищенным. Что ж, вопрос: «Прелюбодеяние. Что это такое для мусульман?» можно считать закрытым. Подведем краткие итоги:

  1. Во-первых, для мусульман «зина» — это внебрачная интимная связь с чужой женщиной.
  2. Во-вторых, это вожделенный взгляд в сторону женщины.
  3. В-третьих, даже распутное слово подпадает под эту категорию.

Об этом грехе посланник Аллаха говорил так: «Прелюбодеянием глаз является взгляд, прелюбодеянием языка являются слова». Сам же Аллах призывает всех молодых людей, у кого на сегодняшний день есть возможность жениться, делать это как можно быстрее, потому как единственный шанс уберечь себя от лишних взглядов, распутных слов и зины — это брак. В случае если на данный момент такой возможности нет — соблюдение поста есть единственное спасение.

Какова расплата за сладкий грех?

Сегодня за грех прелюбодеяния мусульмане испытывают жестокое наказание — хадд. Оно подразумевает под собой телесные пытки. Однако возможна такая кара лишь в том случае, если грешник пребывает на территории Ислама, является умственно уравновешенным и не отсталым, осведомлен о греховном прелюбодеянии.

Как видите, все довольно серьезно. Кстати, в былые времена наказание было не менее суровым. Так, если вступившая в брак женщина не являлась девственницей, ее забивали камнями до смерти, а в случае если муж дал ложное обвинение, он не имел права развестить с ней и был обязан заплатить ее отцу 100 сикелей.

Православие и прелюбодеяние

А что такое прелюбодеяние в православии? В первую очередь под этим грехом подразумевается измена, интимная связь между обрученным с особой, состоящей в браке, а также половой акт свободного человека с обрученным. Обмениваясь перстнями во время венчания, муж и жена дают обет своей верности и любви перед Богом, Крестом, Евангелием.

Нарушив ранее обещанное, они тем самым как бы обманывают своих свидетелей. Грех прелюбодеяния в православии не подразумевает телесного наказания провинившегося, однако вызывает осуждение со стороны Бога. Кроме того, считается, что провинившийся человек делится на две половины, как бы разрываясь между супругой и любовницей, или же между супругом и любовником.

Многие верят в то, что разделенное тело рано или поздно умирает, забирая вместе с собой все узды брака. Поэтому можно сделать вывод, что нарушенное обещание о верности и любви друг к другу всегда будет считаться грехом, который, так или иначе, скажется на жизни изменника либо изменницы. И помните, что брак, заключенный перед Богом, не может быть расторжен. Разве что кто-то из супругов уйдет в мир иной.

1 Кор. 7, 39: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».

Женщина и прелюбодеяние

Однажды, дабы поставить Иисуса в неловкое для Него положение перед всем народом, религиозные вожди привели блудницу, которую после назовут «женщина, взятая в прелюбодеянии». По закону Моисея, ее должны были убить, закидав камнями. Вожди умело воспользовались ситуацией, предложив уничтожить падшую особь женского пола.

На самом же деле единственной их целью было — искусить Иисуса, поймать на кривом слове, чтобы иметь повод для всеобщего осуждения. Но все их старания оказались напрасными. Единственное, что произнес Иисус, звучало примерно так: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень». Разумеется, площадь, на которой собралась толпа, начала освобождаться, и в конечном итоге на улице осталась лишь грешница и Он.

Искупаем грех прелюбодеяния

В Коране Аллах говорит: «Воистину, прощение Аллаха тем, которые совершают дурной поступок по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах — знающий, мудрый!» Многие люди знают, как раскаяться за множество совершенных при жизни проступков и не повторять их вновь. Но ведь раскаяние — это полдела.

За ним грядет искупление. И вот тут все гораздо сложнее. Как искупить грех прелюбодеяния? Очень много людей обращается с таким вопросом к духовному наставнику или к священнику в церкви. Вопрос, конечно, сложный. Как уже было сказано выше, прелюбодеяние является одним из смертных грехов, который разрушает человеческие жизни.

Тем не менее, как говорят служители церкви, если искренне и действительно с огромной верой раскаяться, попросить прощения, Всевышний простит грешника и подарит шанс на дальнейшее существование. Чтобы в дальнейшем уберечься от соблазна греховного, есть одно хорошее средство — молитва от прелюбодеяния и блуда.

Блуд и семейные отношения.

Может ли блуд присутствовать в семейной жизни? Нечистота блудная может, но блуд нет! Потому что блуд – это незаконное употребление друг друга, а в браке все по закону. Когда семейный человек не может воздерживаться во время поста – это показывает, что он немощен и болен блудом.

Нечистота блудная в семейной жизни выражается в извращениях, неестественном употреблении другого пола. Это все смертный грех, и он должен быть искореняем. Я не буду говорить о них подробно, но отмечу один из них, так как многие могут не знать, что это грех – это обоюдное рукоблудие. Некоторые думают, что это не грех, но это не так. Многие начитались секс пособий для оживления семейной жизни и начали это практиковать, не зная, что это осквернение.

Подобные мелочи настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы стали воспринимать их как норму. Мы стали забывать о том, что Господь постоянно призывает нас к чистоте, к святости, к молитве. Мы должны к этому стремиться всей своей душой. Никто не говорит, что мы святые, но стремление к святости должно стать нашей потребностью, как в воздухе. Нужно напоминать людям об их сне, будить их, а не отмахиваться от греха житейским мудрованием.

Отношения до брака должны быть без греха. Есть такая пословица: «Как начнешь, так и кончишь». То есть начал с греха свою семейную жизнь, ну и грехом и продолжишь. Кто может, пусть лучше воздержится от блуда.

Бесы, ничто так не любят, как блуд, потому что посредством блуда они быстрее всего получают нашу с вами погибель. Поэтому каждый христианин должен бояться его, бороться с ним и не потакать греху, а называть белое – белым, а черное – черным.

Многие из людей, преданных блудницам, не только потерпели от этого вечную и бесконечную смерть, но и здесь, как злые, зло погибли, подвергшись бедствиям от распутных женщин (свт. Иоанн Златоуст).

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества (прп. Иоанн Лествичник).

Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого (прп. Симеон Новый Богослов)

В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин).

От пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения (прп. авва Исайя).