Гроб господень
Содержание
- Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)
- Храм Гроба Господня
- Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).
- Кувуклия
- Что нашли археологи, вскрывшие Гроб Господень
- Всё о Храме Гроба Господня
- Внешнее убранство
- Внутреннее устройство
- Реставрационные работы
- Кувуклия в Храме Гроба Господня
- Кувуклия: описание и назначение
Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)
В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.
Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.
Храм Гроба Господня
Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.
Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.
Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.
Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.
Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.
Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.
В окне горят 3 неугасимые лампады.
Церковь cв. Елены с 13 ступенями.
Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.
В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).
На фото коптский монах затепляет лампаду.
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Двор храма Гроба Господня.
Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Служители храма Гроба Господня, охранники.
Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).
Очередь в кувуклию.
Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)
Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).
Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.
Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.
Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.
Кувуклия
Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.
Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.
Фото Юлии Маковейчук.
Что нашли археологи, вскрывшие Гроб Господень
На прошлой неделе археологи в присутствии представителей шести христианских церквей впервые за много веков подняли мраморную плиту, укрывавшую главную святыню христиан всего мира — Гроб Господень в Иерусалиме. Что же обнаружилось под камнем, который не сдвигали с места четыре века?
Согласно четырем Евангелиям, Иисус Христос был похоронен в пещере не горе Голгофе, неподалеку от места своего распятия. Христиане верят, что спустя три дня Иисус воскрес из мертвых и вознесся. Эту информацию ученые проверить, разумеется, не могут.
Однако прямых доказательств того, что человек, известный как Иисус из Назарета, был распят представителями римской администрации Иудеи и похоронен после распятия, не существует, поэтому историки допускают, что Гроб Господень мог быть реальным местом погребения Иисуса.
Долгую историю гроба Господня и сложно устроенного Храма, воздвигнутого в разные века христианскими правителями, мы уже рассказывали. Повторим коротко: все началось со святой Елены, которая в IV веке пришла на Голгофу и обнаружила пещеру с погребальным ложем (по некоторым источникам, на этом месте уже стоял храм, заложенный римским императором Адрианом во II веке).
В 1555 году (а возможно, и раньше) ложе накрыли мраморной плитой — как считается, для защиты от любителей сувениров. С тех пор никто не поднимал плиту, и к XXI веку у историков появилось огромное желание выяснить, что находится внутри.
Главный вопрос, который ставили перед собой археологи, звучал так: почему Святая Елена решила, что она нашла место захоронения Иисуса из Назарета? На раскопки ученым было выделено 60 часов, и вот что удалось выяснить.
Под мраморной плитой оказался наполнитель — слой каменного материала. Под ним находилась еще одна плита из мрамора с выбитым в камне крестом, а под ним — плита из известняка, которая и считается погребальным ложем.
Первый вывод: за семь веков поклонения никто не перенес святыню; каменное ложе, найденное святой Еленой, осталось на прежнем месте. Обнаружились так же косвенные доказательства того, что пещера была использована для захоронения по иудейскому обряду в начале первого века нашей эры.
Согласно Евангелиям, тело Христа положили в пещеру на Голгофе, принадлежавшую Иосифу из Аримафеи, состоятельному ученику Иисуса. Иудейская традиция запрещала хоронить умерших в черте города, поэтому известняковые скалы вокруг Иерусалима таят множество пещерных захоронений.
На Голгофе, неподалеку от Храма, была обнаружена каменоломня и камни, использовавшиеся для сооружения погребального ложа для умершего. Обстановка пещеры, расположенной внутри храма, и конструкция содержимого гробницы соответствует традициям захоронения начала первого века, заключают ученые.
У археологов нет доказательств того, что в пещере, где сейчас находится Храм Гроба Господня, был захоронен Иисус из Назарета, однако других мест, столь же подходящих под описанное в Новом Завете, нет, заключают археологи. Наука до сих пор не может ни подтвердить, ни опровергнуть предположение о том, что плита, почитаемая христианами всего мира, служила местом погребения того, кого христиане считают пророком и мессией.
Всё о Храме Гроба Господня
Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.
Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.
Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.
Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.
Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.
Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад.
Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.
Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0
Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.
В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.
22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.
Внешнее убранство
Фасад
Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.
Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0
Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.
Капелла франков
Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.
Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0
Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.
Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.
Ключи от храма
Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.
Недвижимая лестница
О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.
«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0
Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».
Рассечённая колонна и благодатный огонь
Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.
Внутреннее устройство
Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
Голгофа
К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.
Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0
Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.
Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0
Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).
Камень помазания
Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0
Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.
Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0
Гробница Иосифа Аримафейского
Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.
Кувуклия и Гроб Господень
Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.
Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain
До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.
Коптский придел
Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.
Обретение Креста
В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0
Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.
Пуп Земли
Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».
Пуп Земли
Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
Управление святынями
В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.
Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.
Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.
Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0
Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Реставрационные работы
22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.
Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.
Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара. Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.
С июля 2016 года в храме работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле.
В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.
Схождение Благодатного огня
Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D
Кувуклия в Храме Гроба Господня
Кувуклия: описание и назначение
Кувуклия храма Гроба Господня является частью целого архитектурного комплекса Храма Воскресения. На карте Кувуклия находится с западной стороны Храма внутри Ротонды.
Чтобы разобраться в значении Кувуклии, понять, что это такое, нужно знать происхождение слова. Термин имеет корни в греческом языке: «кувуклион» в переводе — «опочивальня», то есть Кувуклия это «опочивальня Господа», ведь в Кувуклии расположен Гроб Господень. Внешне Кувуклия представляет собой прямоугольное по периметру основания здание 8х6 м.
Это сооружение располагается в Храме Гроба Господня, прямо в центре Ротонды. Согласно плану Кувуклии, она делится на две комнаты:
Придел Ангела – первая, входная комната 3,4х 3,9 м.
Погребальная камера – маленькая комната 2,07х1,93 м.
Важно написать, в какой Конфессии проводятся службы. Так, литургия разбита на 3 этапа: с 01:00 проводится православная литургия, далее в 04:00 служат армянские верующие, после этого с 06:00-09:00 – время католиков. Часы работы храма разнятся от времени года. Так, апрель-сентябрь храм открыт с 5 утра до 7 вечера, а в остальные месяцы – до 5 вечера. При этом посещение — бесплатное.
Известность её широко распространена в мире не только из-за библейских преданий. Происходят в Кувуклии чудеса – схождение благодатного огня, который не обжигает кожу в течение небольшого промежутка времени. По этой причине в Кувуклии проводились научные исследования, которые должны были доказать или опровергнуть данное чудо.
Придел Ангела
Придел Ангела занимает восточную часть часовни, и экскурсия по Кувуклии внутри начинается с этой комнаты. Под потолком этой части Кувуклии-часовни можно насчитать 15 лампад.
Посередине комнаты находится камень, отломленный от двери Гроба. Он возложен на мраморный постамент и накрыт прочным стеклом. При проведении службы на постамент ставится святой престол. Библейские источники утверждают, якобы на этом сидел Архангел Гавриил, сообщивший жёнам-мироносицам весть о воскрешении Иисуса Христа.
Интересный факт: считается, что камень был массивней, но раскололся при захвате святыни мусульманами в первой половине XIII века, поэтому до нашего времени дошли лишь фрагменты камня. Более того, паломники в давние времена не стращались брать кусочки святыни, якобы «на мощи для благословения». Так что неудивительно, почему эта реликвия потеряла свой первоначальный размер.
Здесь стоит написать о камне «Моление о чаше», поскольку это ещё одна ценнейшая православная реликвия, однако хранится она не в Храме Воскресения, а в Церкви Всех Наций. Некоторые туристы путают две каменные реликвии, но важно их различать. Перед арестом Иисус молился Господу на камне в Гефсиманском саду. В молитве он проявил свою человеческую и божественную сущность, не желая принять страдания, но, в то же время, понимая, что этому необходимо быть. Камень, на котором он молился, впоследствии стал реликвией.
В Кувуклии на Пасху сходит Благодатный огонь через два отверстия с северной и южной стороны. Православным верующим огонь передаётся с севера, а южный выход используют армяне.
Гроб Господень
Погребальная камера, где находится Гроб Господень — это гробница, высеченная в природной скале. Кувуклия – маленькое строение само по себе, а погребальное помещение и того меньше: уместиться туда могут только 3-4 человека.
Погребальное Ложе занимает почти половину комнаты. Его размеры 200х80 см, а высота – 60 см. Тело захоронено головой на запад, ногами – на восток (к двери), как водится в обычаях православных верующих. Ложе изначально было выполнено из камня, но, тем не менее, сильно повредилось из-за ревностных паломников, стремящихся утащить кусочек реликвии. Поэтому в 1555 г. в Кувуклии после реставрации погребальное Ложе прикрыли плитой из белого мрамора, которая приобрела желтизну с течением времени. Занимательный факт: 2-3 столетия назад на плите образовалась трещина. Существует придание, что мусульмане хотели забрать мрамор для украшения мечети, но отказались после появления раскола. Возможно, они посчитали это знаком свыше.
Внутреннее убранство Кувуклии очень торжественно, как и подобает главной православной святыне. Отделка — из жёлтого и розового мрамора. По стенам Ложа можно заметить карниз: с его северной стороны стоит икона Воскресения Христова с Ангелами. Символом того, что представители различных христианских конфессий допускаются к служению, там располагаются два изображения Воскресения: католическое и армянское. По периметру стоят свечи и вазы со свежими цветами. Напротив входа находится православная икона Божией матери.
Под потолком погребальной комнаты развешаны лампады, общим числом 43: 13 для православных, 13 для католиков, 13 для верующих-армян и 4 для коптов. Обычно светят не все лампады, но в большие православные праздники горят все 43.
Добавить комментарий