Грузинская православная церковь в Санкт-Петербурге
Содержание
Белоснежная, ажурная, легкая, она выделяется на фоне городского пейзажа. А еще в начале девяностых уродовала его серым бесформенным полуразрушенным пятном. Чудо преображения произошло, когда церковь отдали во владение грузинской общины Санкт-Петербурга: за три года во славу Божию был проделан колоссальный труд, и вновь освящена православная церковь, построенная с благословения святого Иоанна Кронштадского еще в конце девятнадцатого века по проекту известного архитектора храмов Н.Н. Никонова.
Грузинский народ трепетно хранит православные традиции почти два тысячелетия: на его земле похоронены Иоанн Златоуст и два апостола Иисуса Христа. И эта церковь не первая из обустроенных грузинами в России. Построена она в русском стиле, но внутреннее убранство несет отпечаток грузинской культуры. Это одноярусный иконостас и, прежде всего, изображение виноградной лозы в его отделке и обрамлении икон.
Святыней церкви является чудесно обретенная в начале восемнадцатого века икона Божьей матери, которая, по преданиям, появилась в доме Скрипицыных в Москве. Икона являлась служанке, которая «видела во сне и трижды заявляла домохозяевам, что у них в доме, в трубе печи Пресвятая Богородица»», но на рассказы девицы внимания не обратили, пока из печной трубы на шесток не упала завернутая в холст икона. Отсюда ее название «Шестокская». С тех пор образ совершил много чудес по молитвам христиан, и теперь к нему обращаются прихожане этого храма.
Службы здесь ведутся на грузинском и русском языке. И та самая чудотворная икона Богородицы, именем которой назван храм, благосклонно отвечает на молитвы и грузин, и русских. Да и всех прочих людей, не разделяя их по национальному признаку.
Икона Богородицы Шестоковская
Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям.
Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, отчего она и получила второе название — Шелтомежская.
Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами.
В 1887 году в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель.
Грузинская Православная церковь в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге есть немало храмов и церквей, которые в течение длительного времени были закрыты, а в настоящее время возвращаются верующим, возрождаются буквально из небытия благодаря вере и труду неравнодушных людей. Одной из таких церквей является Грузинская Православная церковь, что на Старорусской улице, 8/2.
Историческая справка
В конце XIX века купчиха Бильдеева купила земельный надел для строительства подворья Шестоковского монастыря. Освящение первого камня производил сам Иоанн Кронштадтский 28 декабря 1896 года. Храм возводили по проекту зодчего Никонова. Он был построен в стилистике XVII века, повторяя шатрово-купольные храмы, которые строили архитекторы Москвы и Ярославля. В середине февраля 1900 года освятили главный придел.
Работы обошлись в 110 тысяч рублей, средства собирали всем миром, руководил сбором знаменитый петербургский священник Иоанн Кронштадтский. Меценатами, выделившими крупные суммы, были горожане Кумович и Степанов, о чем сохранились свидетельства в документах.
К 1904 году был пристроен флигель с кельями для сестер монастыря и помещениями богадельни. Люди со всего города и с окраин приходили помолиться в храм перед чудотворной иконой Шестоковской Богоматери.
17 августа 1932 года вышел указ о закрытии церкви. Здание лишилось куполов и барабанного основания, и было передано штабу ПВО. После войны его передали институту «Спецпроектирования». Была произведена масштабная реконструкция, возведены перекрытия, разделившие пролеты на три этажа. А там, где находился алтарь, были устроены кабинеты.
Лишь в конце 1992 года полуразрушенный храм был возвращен Церкви, а весной следующего года передан грузинской диаспоре. Работы по реставрации велись более 10 лет, но и сейчас ведется восстановление.
Царские дары от грузинского народа
Аристо Багратиони — один из инициаторов восстановления храма, является прямым потомком грузинского царя Ираклия II. В то время он проживал в Северной столице. Свою лепту внесли и другие представители грузинского народа. Иконостас расписывал Заурия Цхадая известный художник вместе с сыновьями.
Чудотворные иконы
До революции грузинским подворьем в Петербурге был Трехсвятительский храм, где хранилась икона Трех Святителей вселенских. Когда начались гонения на церковь, один из русских прихожан спрятал у себя великую святыню. Когда же грузинская община обрела новый храм, он без колебаний принес ее. Прихожане уверяют, что лики святых были затемнены и почти неразличимы, но во время Рождественской службы образы стали проявляться и теперь икону можно разглядеть в мельчайших деталях.
Еще одной чтимой у православных иконой, тоже хранящейся в Грузинской церкви, является Чудотворная Шестоковская икона Божьей Матери. Образ был найден в 1770 году в доме Николая Скрипицына, майора из Москвы. Их служанке несколько раз снился сон, что Богородица в печи. Об этом женщина рассказывала хозяевам, но растолковать сновидение не удавалось до тех пор, пока однажды из печной трубы на шесток не выпала икона, завернутая в холст. Вскоре образ был передан в небольшую церковь в селе Шелтомеж в Тверской области, где находилось родовое имение майора. Именно при этой церкви в конце XIX века было подворье женского монастыря. С тех пор икона стала именоваться Шестоковской или Шелтомежской.
Храм в наши дни
За годы восстановления Грузинской церкви он превратился из убогого здания, портившего вид улицы в белоснежную, ажурную и легкую церковь, которая стала украшением. Проделана колоссальная работа, восстановлены купола и кресты.
В православной святыне проводятся служения на грузинском и церковнославянском языках. Сюда идут на службу не только представители грузинской диаспоры, но и люди других национальностей, находя здесь утешение. Хотя постройка возведена в русском стиле, внутреннее убранство наполнено грузинским колоритом. В частности, это одноярусный иконостас и виноградные лозы, украшающие ризы икон.
Храм Шестоковской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге стал связующим звеном между русской и грузинской культурой, объединяющим два народа.
Добавить комментарий