Грузинские православные имена
Содержание
- Красивые грузинские имена для мальчиков
- Список грузинских имен для мальчиков и их значения:
- Хитон Иисуса Христа
- Святые места в Грузии – православные монастыри и храмы
- Знамениты святые места в Грузии
- Развод по-грузински
- Грузия
- Крупнейшие города
- Грузинская православная церковь
- История
- Святые
- Святыни
- Храмы
- Монастыри
- Фото
- Видео
- Ссылки
- Подкатегории
- Страницы в категории «Грузия»
Красивые грузинские имена для мальчиков
21 ноября 2019 в 17:50
Из каких имен состоит грузинский именослов? Какие имена на данный момент пользуются популярностью? В грузинском именнике, как и в любом другом народе, есть исконно национальные имена, такие как Чичико — человечек, Мзекала — солнце-дева. Многие грузинские имена мальчиков и девочек были образованы из нарицательных существительных и прилагательных. Также в грузинский именослов вошли персо-арабские имена.
Христианство на грузинскую землю пришло давно, и вместе с ним пришли и библейские имена. Правда, многие имена были адаптированы под особенности местного языка так, Моисей стал Мосэ. Грузинская церковь предлагает самые различные христианские имена, вошедшие в православные Святцы.
Помимо этого грузинский именослов пополнился и русскими именами. Следует отметить, что многие грузинские имена мальчиков заканчиваются на «о». Если вы хотите дать своему ребенку грузинское имя, то советуем вам просмотреть нижеследующий список мужских имен, и подобрать для себя самый подходящий вариант.
Выбирая грузинские имена мальчиков, помните, что имя должно сочетаться с фамилией и отчеством ребенка. Ребенку лучше выбирать яркое, звучное имя, тогда и ребенок будет живым, старательным и веселым.
Список грузинских имен для мальчиков и их значения:
На букву А
- Або – в честь святого мученика Або Тбилели, принявшего христианство
- Авто – сердце родины
- Антон – воин, предводитель
- Автандил – сердце родины
- Амиран – правитель, высокий
- Арчил – правильный, открытый, благославенный
- Алика – защитник
- Алико – защитник
- Алекс – защитник
На букву Б
- Бадри – полная луна, идеальное создание
- Барам – изгнавший демона Веретре
- Бесо – сын любимой жены, сын десницы
- Бесарион – лесистое ущелье
- Бердиа – дарованный Богом, подарок Господа
- Бердо – дарованный Богом, подарок Господа
- Битчия – юноша, мальчик
- Биджо – юный
- Бичико – мальчик
На букву В
- Вано – милость Божья
- Васо – царский
- Вахтанг – волчье тело, волк
- Важа – мужественный, рыцарь
- Вепхо – тигр
На букву Г
- Генацвале – друг
- Геронти – старый человек, старейший
- Гия – земледелец
- Гоги – храбрый
- Гиорги – земледелец
- Гогита – земледелец
- Гоча – старец, маленький
- Гурам – изгнавший демона Веретре
На букву Д
- Давид – любимый
- Дато – возлюбленный
- Даниэл – судья Божий
- Джано – влюбленный, с пылающим сердцем
- Джансуг – влюбленный, с пылающим сердцем
- Джанико – влюбленный, с пылающим сердцем
- Джумбер – молодой лев
- Дурсун – остающийся
На букву З
- Заза – старец, старик
- Звиад – спесивый, высокомерный
- Зураб – красный драгоценный камень
На букву И
- Иаго – идущий за кем
- Илиа – крепость Господня
- Илья – крепость Господня
- Иракли – герой, слава Геры
- Ираклий – герой, слава Геры
- Иванэ – милость Божья
На букву К
- Каха – из Кахетии, победитель
- Коба – последователь
На букву Л
- Ладо – владеющий миром
- Лаша – светлый, свет
- Леван – лев
- Ломи – лев
- Лев – лев
- Леон – лев
- Левтер – свободный
- Лука – свет
- Лукиан – свет
- Лукиа – свет
- На букву М
- Малхаз – князь
- Мамука – восход солнца
- Мгелико – волчонок
На букву Н
- Николай – побеждающий народ
- Николоз – победивший народ
- Никандро – победитель мужей
- Нугзар – очень молодой
На букву О
- Отар – ароматный, лекарство
- Отиа – ароматный, лекарство
На букву П
- Павле – маленький, мелкий
- Павлиа – маленький, мелкий
- Павлико – маленький, мелкий
- Петрэ – камень, скала
- Патриа – камень, скала
- Петиа – камень, скала
- Пета – камень, скала
- Пето – камень, скала
- Петруа – камень, скала
- Петуа – камень, скала
На букву Р
- Реваз – великий, выдающийся
- Резо – великий, выдающийся
- Резико – великий, выдающийся
- Ростом – богатырь
- Рожден – мученик
- Рустам – богатырь, могучий
На букву С
- Саба – старик, лишенный свободы
- Серги – высокий, высокочтимый
- Серго – высокий, высокочтимый
- Сергиа – высокий, высокочтимый
- Сосо – прибавление, увеличение
- Сула – душа
- Сулико – душенька
На букву Т
- Тамта – Богу посвященный, сильный, мужественный
- Тамази – близнец
- Тамаз – сильный наездник
- Тариэл – царь
- Тенгиз – великий, сильный
- Темур – железо
- Тимур – железо
- Тит – честь, почет
- Титиа – честь, почет
- Титико – честь, почет
- Тито – честь, почет
- Торнике – победитель
На букву Х
- Хвича – блестящий, мерцающий
- Чичико – человечек
На букву Ш
- Шалва – мир
- Шавела – мир
- Шалико – мир
- Шалика – мир
- Шалута – мир
- Шота – огонь
- Шукри – земледелец
На букву Я
- Яго – идущий за кем
Грузия как одна из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии, обладает великими христианскими святынями. Путешествуя по Грузии, не проезжайте мимо, а получите представление о Святынях Грузии, значимых для православного мира.
Грузия гордится несколькими христианскими святынями. Грузины очень религиозны, помнят все церковные праздники и активно крестятся при виде церкви.
Судьба этих святынь была непростой, ввиду непростой истории самой Грузии. Часто, чтобы не пропасть они проделывали долгий и сложный путь, чтобы снова вернуться на родную землю.
Список святынь Грузии не очень большой, но значимый. Вот главные из них:
- Хитон Господень;
- Крест Св. Нины;
- Хитон Богородицы
Хитон Иисуса Христа
Не путать с туринской плащаницей. В плащаницу Иисус был завернут после снятия с креста, а в хитоне или в ризе, одет во время казни.
О том, как попал Хитон Христа в Грузию (в античном мире известную как Иверия) сказано в Священном писании. В те времена в Иберии проживало много евреев и сестра местного раввина, веря в пришествие мессии, попросила своего брата привезти из Иерусалима что-то, принадлежащее мессии.
Римские воины, присутствовавшие при казни, могли заполучить вещи казненного. Хитон, однако, решили не рвать, а кинули жребий, у того, кому он достался раввин и выкупил Хитон.
Вернувшись в Мцхету, раввин передал Хитон своей сестре Сидонии. Услышав о страшной смерти Спасителя на Кресте, Сидония умерла от горя, держа в руках Святыню. Никак не могли вынуть эту одежду из рук девицы, так и похоронили ее. Позднее над местом ее могилы вырос ливанский кедр.
Забегая вперед, сообщу, что тот кедр был использован через три столетия при строительстве первого православного храма Светицховели, что в переводе с грузинского означает «столп животворящий». Кедр с могилы Седонии срубили, но не смогли сдвинуть с места, после молитва Св. Нины свершилось чудо и он сам встал на нужное место.
Как при жизни Св. Нины, так и на протяжении веков это место славилось своей чудотворной силой. Хотя многие исторические свидетельства повествуют о том, что Хитон был вырыт во времена нашествия Чингизхана в 1228 году.
Еще через несколько веков оказался у другого завоевателя Персидского шаха Абаса, который в 1625 году передал Хитон патриарху Филарету. Стало быть, Хитон Господень, а по-русски Риза находится в Успенском соборе Кремля.
Однако, грузины не очень хотят в это верить и 14 октября празднуют церковный праздник в честь Хитона Господня.
Все о чем идет речь происходило в Мцхте в 20 км от Тбилиси.
Сейчас на месте первого храма времен Св. Нино стоит величественный Собор Светицховели, под ним-то и лежит Святыня Грузии — Хитон Господень. Посетите собор с экскурсией, чтобы не упустить много других интересных фактов.
О святой Нино и истории христианства в Грузии можно почитать .
Крест Св. Нино
Равноапостольная просветительница Грузии Св. Нино пришла из Каппадокии в этустрану с целью найти Хитон Господня и, проповедуя христианство в этом языческом крае, способствовала тому, чтобы народ принял христианство.
Придание гласит, что благословила на это подвиг молодую девицу сама Богородица, чьим уделом считалась Иберия, вложив ей в руки крест из виноградной лозы.
Другое придание гласит, что Св. Нино, чудом избежав смерти, взяла виноградную лозу и сделал из веток крест перевязав его своими волосами. Так или иначе Св. Нино проповедовала христианство всю свою жизнь на территории Грузии: в горных районах, в Кахетии…
Именно благодаря чудесам, сопровождавшим ее деяния царь Мириан принял христианство со своей свитой. Познакомиться ближе с деяниями Святой Нино можно во время экскурсии в Мцхету и в Сигнаги, где в монастыре Бодбе находится ее могила.
Где сейчас крест Святой Нино
Крест Святой Нины, после долгого пребывания в Армении и России вернулся на свою родину в Грузию. Это одна из немногих реликвий, возвращенных в Грузию, и не русской православной церковью, а Императором Александром I в 1802 года. В настоящее время еще одна Святыня Грузии — крест Св. Нино хранится в Кафедральном Соборе в старом городе в центре Тбилиси.
Хитон Богородицы
Согласно историческим источникам Хитон Богородицы хранился в одном из монастырей в Константинополе до падения Византийской империи в 1453 году.
Оттуда она попала в Западную Грузию, а затем к местному правителю рода Дадиани.
После революции Хитон Божьей Матери из монастыря, где хранился отправился во дворец Дадиани, переоборудованный под музей, где и хранится по сей день.
Речь идет о Дворце Дадиани в Зугдиди и посетить его можно по дороге в Сванетию.
Раку с Хитоном девы Марии выносят в соответствующий церковный праздник, увидеть раку нельзя, она хранится «за семью печатями».
Утраченные Святыни Грузии:
Один из 4-х гвоздей с Креста, на котором был распят Иисус Христос. Византийский император Константин прислал Крест Царю Мириаму в IV веке. На протяжении веков Святыня принадлежала грузинским царям, пока в 1688 году один из них при переезде в Москву не прихватил его с собой.
Сейчас Крест Господень хранится в Храме Христа Спасителя в Москве.
Хотите узнать больше? Обращайтесь, наши гиды всегда в вашем распоряжении.
С вариантами экскурсий можно познакомиться .
Святые места в Грузии – православные монастыри и храмы
Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.
Знамениты святые места в Грузии
Бодбийский монастырь
Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.
Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.
Патриарший собор Светицховели
Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.
Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.
Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
Монастырь Самтавро
В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро, состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.
Внутри строения содержится много интересных святынь:
- икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
- мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
- икона Иверской Божьей Матери;
- могила царицы Наны;
- часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.
Собор Сиони
Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.
Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.
Монастырь Джвари
По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.
Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.
Другие грузинские святыни
Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:
- Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
- Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
- Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
- Монастырь Моцамета – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
- Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.
Монастырский комплекс Шемокмеди Шемокмеди Гелатский монастырь Собор Влахернской иконы Божьей Матери Монастырь Моцамета Храм Метехи Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
Святыни Грузии стоят того, чтобы их посетить. На протяжении многих столетий они олицетворяют собой чистую душу грузинских жителей, отражая славную и насыщенную событиями историю этого края.
Развод по-грузински
РАЗВОД ПО-ГРУЗИНСКИ
(ШУТКА)
Ника Квижинадзе
Киносценарий
ИНТ. СЕЛЬСКИЙ СУД
Перед СУДЬЕЙ, щупленьким беззубым старичком с насмешливым взглядом, в засаленной белой рубахе и потрепанном костюме, стоит РУСУДАН, костлявая женщина средних лет, и с укоризной смотрит на мужа ВАСО, здоровенного кахетинца с обиженным лицом.
СУДЬЯ
(смущенно улыбаясь)
Развести вас мне нетрудно. Веская причина нужна. Ты, Васо, расскажи, что случилось? Только так, чтобы я понял.
РУСУДАН
Я скажу.
ВАСО
(Русудан, грозно)
Опять?
РУСУДАН
Ладно, молчу.
СУДЬЯ
Ну?
ВАСО
Проснулся я вчера утром, а она
(кивает на жену)
мне и говорит…
НАТ. СЕЛО ДОМ ВАСО УТРО
По сельской дороге бредет стадо коров. Крестьяне выгоняют скотину на улицу. Русудан выводит их хлева корову. Передав ее пастуху, она возвращается во двор. Посреди двора Русудан вдруг останавливается, как вкопанная.
ТИТР:
РАЗВОД ПО-ГРУЗИНСКИ
Мстительно улыбнувшись, Русудан решительно разворачивается и идет в сторону дома.
ИНТ. ДОМ ВАСО СПАЛЬНЯ УТРО
Васо сладко спит в кровати. Входит Русудан. В ее руках медный таз. Она бросает уничтожающий взгляд на безмятежное лицо Васо и, размахнувшись, бросает таз на пол. Раздается жуткий звон. Васо открывает глаза и поднимает голову.
РУСУДАН
(сделав невинное лицо)
Вай ме, прости, дорогой, случайно получилось.
Русудан выходит на веранду и останавливается перед дверью, прислушиваясь.
Убедившись, что жена ушла, Васо поворачивается на другой бок и закрывает глаза.
РУСУДАН
(кричит с веранды)
Кстати, Васо, у тебя вино в пятом квеври прокисло.
Васо вскакивает, как ошпаренный.
ВАСО
(в страшной тревоге)
Что ты сказала?
РУСУДАН
(кричит с веранды)
Прокисло, тебе говорю!
Русудан уходит. Васо сидит на кровати, дико вращая глазами.
ВАСО
(зло)
Ну и язык!
НАТ. СЕЛО ДОМ ВАСО УТРО
Васо выходит на веранду. Он подтягивает живот и делает несколько незатейливых упражнений. Появляется сын Бадри. Ему лет десять. Он такой же крепыш, как и отец.
БАДРИ
Неправильно делаешь, папа! Надо вот так.
Показывает. Васо, махнув рукой, бросает упражнения и спускается в марани.
ИНТ. МАРАНИ УТРО
Васо входит в марании и принюхивается.
ВАСО
Это что за женщина!
Опускается на колени и начинает водить носом возле каждого из десяти закопанных в землю квеври. Удовлетворенно крякнув, Васо идет к выходу, но в дверях замирает в нерешительности. Он возвращается, берет лопату и вскрывает один из квеври. Васо зачерпывает граненым стаканом вино, придирчиво смотрит на свет, делает глоток. По его лицу расползается блаженная улыбка.
ВАСО
Слава богу!
В дверях появляется Бадри.
БАДРИ
Дай попробую. Точно скажу, прокисло или нет.
ВАСО
Сделай так, чтоб я тебя не видел.
БАДРИ
Я то уйду, а ты жалеть потом будешь.
Уходит. Васо допивает стакан и прислушивается к ощущениям.
НАТ. ДВОР ГЕЛЫ УТРО
ГЕЛА, сгорбленный старик, вскапывает огород.
ГОЛОС ВАСО
(за кадром)
Гела! Сосед!
ГЕЛА
Чего тебе!
ГОЛОС ВАСО
(за кадром)
Иди, вино попробуй. А вдруг испортилось?
ГЕЛА
Шутишь!
ИНТ. МАРАНИ УТРО
В марании входит Гела. Васо молча подает ему стакан вина. Тот выпивает и задумывается.
ГЕЛА
(причмокивая)
Знаешь, что-то мне цвет не нравится. Вроде густота не та.
ВАСО
Какая еще густота?
ГЕЛА
Не хочу тебя обижать, но мне кажется и терпкость слабовата. Давай вместе попробуем.
Соседи опорожняют стаканы и многозначительно смотрят друг на друга.
ГЕЛА
Может, Миха пригласим? Он точно скажет.
ВАСО
Только не его, завистника. Обманет.
ГЕЛА
Хорошо. Тогда Анзора. Специалист!
. . . . . . . . . . . .
В марании входит огромный толстяк АНЗОР, с большими пышными усами. Васо протягивает ему стакан вина.
АНЗОР
Ты что мне даешь? Разве так вино пробуют? Давай рог.
Васо молча подает Анзору рог.
АНЗОР
Без тоста не могу, извини.
Гела, давай выпьем за нашего дорогого Васо, этого замечательного человека. И за его семью. За Русудан, за его сынишку Бадри. Дай вам бог здоровья и процветания.
Анзор медленно опорожняет рог и закатывает глаза к небу. С минуту он стоит неподвижно.
АНЗОР
(с досадой)
Вах, вах!
ВАСО
Ты чего кряхтишь? Дело говори!
АНЗОР
Чистил?
ВАСО
Кто?
АНЗОР
Квеври хорошо чистил перед тем, как сок заливать?
ВАСО
А ты как думал, не чистил что ли?
АНЗОР
Какой то привкус непонятный.
ВАСО
Ты в своем уме? Какой еще привкус?
АНЗОР
А ну, налей еще!
Васо наполняет рог.
АНЗОР
А этот тост я хочу поднять за мир во всем мире!
ГЕЛА
Тебя зачем позвали? Пей быстрей.
АНЗОР
Не торопи, сам знаю.
Я же не папуас, чтобы спешить в таком важном деле.
Выпивает.
АНЗОР
(после многозначительной паузы)
Ничего не пойму.
ВАСО
(в панике)
Так пойми, дорогой. Пойми.
В дверях появляется долговязый МИХА с длинным носом и хитрым прищуром глаз.
МИХА
Привет, Васо. На селе говорят, что у тебя вино прокисло. Я не поверил. Дай попробую.
Он снимает со стены ковш, черпает вино и мигом выпивает. Постояв немного и подумав, он повторяет операцию.
МИХА
(обреченно)
Чистый уксус!
ВАСО
Как?
МИХА
Говорю тебе.
ГЕЛА
(примирительно)
Не прав, ты, Миха. Цвет, терпкость, согласен, не те. Но что касается уксуса, так его не чувствую.
МИХА
Не чувствуешь? Тогда смотри. Наполняю ковш, пью… Чувствую, уксус! Давай вместе. Держи ковш, я из стакана.
(быстро наполняет вином ковш и стакан)
Пьем!..
(выпивают)
Так. Ну что, уксус?
ГЕЛА
(неуверенно)
Не знаю.
ВАСО
Вы, наверное, все чокнутые!
Васо выхватывает ковш из рук Гелы, черпает вино и залпом выпивает. Его лицо бледнеет.
ВАСО
Не может быть!
АНЗОР
Может. Давай теперь все вместе попробуем.
ИНТ. СЕЛЬСКИЙ СУД
Судья записывает рассказ Васо.
СУДЬЯ
И что же было дальше?
РУСУДАН
Я скажу. Дальше все напились до чертиков. На ногах не стояли. Я сама их потом развозила по домам на телеге.
ВАСО
(с презрением)
Тебя никто не спрашивает, женщина.
РУСУДАН
Уважаемый судья, запиши там. Насчет вина я пошутила, а он и вправду подумал!
ВАСО
(Русудан, грозно)
Пошутила?
(Судье)
Мне из-за нее пришлось открыть мой самый лучший квеври, пятый, мою гордость! Я хранил его на 100-летие моей любимой бабушки!
РУСУДАН
Во-первых, вы выдули вчера не пятый, а четвертый квеври. А во-вторых, я сама больше не собираюсь с тобой жить, пьяница несчастный!
ВАСО
(с ужасом в глазах)
Как четвертый?
РУСУДАН
Нет, вы видели, господин судья, до чего можно допиться? Скоро он сына родного узнавать не будет. Разводи нас немедленно!
Васо поворачивается и выбегает из комнаты.
СУДЬЯ
(бросаясь за ним)
Васо, ты куда? А развод?
НАТ. СЕЛО УТРО
Васо бежит по дороге, за ним бежит Судья, за судьей — Русудан. Васо сворачивает к своему дому, вбегает во двор и бросается в марани.
ИНТ. МАРАНИ УТРО
Васо вбегает в марани.
ВАСО
(отсчитывая от стенки квеври)
Раз, два, три, четыре, пять!
Крышка сорвана на четвертом квеври. Васо бросается на глиняный пол возле пятого квеври и подозрительно водит носом. Он берет лопату и с лихорадочной поспешностью вскрывает заветный сосуд. Васо наполняет стакан и делает глоток. В дверях появляется Судья.
СУДЬЯ
Ну что, Васо?
ВАСО
(с предсмертным стоном)
Иди, сюда. Попробуй вино. Ничего понять не могу!
КОНЕЦ
Грузия
Гру́зия (груз. საქართველო , Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица — Тбилиси. Государственный язык — грузинский.
Крупнейшие города
- Тбилиси
- Батуми
- Кутаиси
Грузинская православная церковь
Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.
Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
История
Ранний период
Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.
Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.
Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.
Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.
Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.
Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.
Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.
После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.
Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.
Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.
Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.
Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.
Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.
Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.
Христианство как государственная религия
В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.
В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..
При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.
В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.
Грузинский экзархат Российской Церкви
В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.
С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;
К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.
После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.
Восстановление автокефалии. Новейший период
12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.
27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.
Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.
В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.
Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.
В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.
Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.
Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».
Отношения с Московским Патриархатом
Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».
9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».
12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).
Святые
- Преподобный Гаврии́л (Ургебадзе) Самтаврийский, архимандрит
- Мученик Гео́ргий Афонский
- Преподобный Дави́д Гареджийский
- Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Святыни
Все святыни Грузии
Храмы
Основные храмы Грузии
Троицкая церковь (Гергети)
Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.
Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.
В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.
Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.
До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.
Светицховели (Мцхета)
Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.
Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.
В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).
Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)
Храм был возведён в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.
В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.
В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е — передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.
Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.
В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.
Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25
Монастыри
Монастыри Грузии
Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)
Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.
В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.
Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).
Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.
Давидо-Гареджийский мужской монастырь
справа
Дави́д Гаре́джа— комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.
Адрес: Гора Гареджи, Кахетия, Грузия
Проезд: Монастырь находится в 45 километрах на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но ей редко пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, однако это нерегулярный вид транспорта. Можно ехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно (пустыня), оттуда также можно добраться на частном транспорте. Вся дорога асфальтированная.
В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания).
В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября).
Икалтойский мужской монастырь
справа
Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским (ზენონი იყალთოელი) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.
В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.
В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.
Адрес: Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто.
Фото
Видео
Ссылки
- Официальный сайт Грузинской Православной церкви
- Грузинская православная церковь. Неофициальный сайт
- Съемка с воздуха ,Самые красивые церкви и храмы Грузии
- По стране святого Георгия. Тбилиси (фото)
- Паломничество в Грузию
- Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)
- Грузия Православная (ВИДЕО)
- Грузия: страна любви, святости и простоты
- Съемка с воздуха ,Самые красивые церкви и храмы
Подкатегории
В этой категории отображается 5 подкатегорий из имеющихся 5.
Г
Страницы в категории «Грузия»
Эта категория содержит единственную страницу.
- Грузия (святыни)
Добавить комментарий