Харизма в православии

Харизматы

Харизматы

Протестантизм

Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения

Вальденсы · Лолларды · Гуситы

Реформистские церкви

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство

Пост-реформационные движения

Пуританство · Баптизм · Пиетизм · Пятидесятничество · Харизматизм

«Великое пробуждение»

Ривайвелизм · Методизм · Евангелизм · Ученики Христа

Реставрационизм

Адвентизм · Движение Реставрации

Харизматическое движение (англ. Charismatic movement — от греч. χαρισμα; дар (благодати), дарование; также называемое Неопятидесятничеством) — движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков и незначительно среди православных. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и значительные различия. В русском языке существует также термин неопятидесятники, который обычно применяется по отношению к харизматическому движению представителями сектологии, которые, по большей части, являются представителями православной Церкви. Сами харизматы относятся негативно к употреблению этого термина применительно к своим общинам. В зарубежном религиоведении данный термин не применяется.

В России обычно сами представители харизматического движения называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники), против чего, в свою очередь, выступают представители классических пятидесятников. В некоторых регионах для того что бы не путать пятидесятников и харизматов — харизматы называют себя Христианами Евангельской Веры (ХЕВ).

Течения

Харизматическое движение не представляет собой одной деноминации или одного объединенного вероучения. Оно делится на несколько направлений, которые зачастую имеют больше различия в богословии, в то время как форма проведения богослужений практически не отличается.

Среди основных движений можно выделить (в мировом масштабе): «Движение веры» (лидеры: Кеннет Хейгин, Кеннет и Глория Коупленд, Джерри Савелл, Джесси Дуплантис, Крефло Доллар, Кейт Батлер); Католическое харизматическое движение; движение «Виноградник»; Движение Обновление («торонтовское» благословение) и независимые харизматические Церкви. Этим список не ограничивается, в действительности их намного больше.

Особенности вероисповедания

Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений. Однако подавляющее большинство Харизматических Церквей согласны с утверждениями Апостольского символа веры. Большинство являются тринитариями.

Также они разделяют большинство догматов протестантизма об «оправдании верой» и «только Писание».

Глоссолалия

Основная статья: Глоссолалия

Практика глоссолалии является общей для харизматического движения, как и для пятидесятников. Её суть заключается в убеждении харизматов в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом» может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на языках, которых он никогда не понимал, или тех, которые понимал. Например, на английском, немецком, итальянском и других. А также на ангельских языках. Крещение Духом Святым по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения сопровождается знамением говорения на иных языках. Это основано, например, на этих местах Библии:

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками
(Мк.16:17)

Итак языки суть знамение…
(1Кор.14:22)

Эта вера строится на некоторых местах из Нового Завета, а именно из книги Деяний и 1-го Послания апостола Павла Коринфянам. Так, например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошёл на Апостолов в День Пятидесятницы:

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
(Деян.2:4)

Харизматы, как и пятидесятники, верят, что это особенные языки на которых может молиться Дух Святой в человеке, а говорить слова человек. Например, это основывается на данном тексте:

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными
(Рим.8:26)

Смысл произнесенной молитвы, по мнению харизматов и пятидесятников, может истолковать Дух Святой в человеке через дар истолкования языков:

А потому, говорящий на языке, молись о даре истолкования
(1Кор.14:13)

История

В 1901 году в баптистских общинах США возникло течение под названием «Движение святости», положившее начало быстро распространившемуся движению пятидесятников, получившему название харизматического (греч. χάρισμα — харизма, — теологический термин, для обозначения особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов).

Своему возникновению оно обязано группе студентов во главе с методистским пастором Чарльзом Пархемом (1873—1929). В канун нового 1901 года, рассуждая о причинах упадка христианской веры в протестантском мире, они пришли к выводу, что скорей всего причина этого упадка кроется ни в чём ином, как в отсутствии явно выраженного «дара говорения на иных языках».

В Библейском институте Бетел в г. Топика штата Канзас (США) в 1901 году группа верующих вдруг стала молиться глоссолалией. Спустя девять лет Миссия с ул. Азуза в г. Лос-Анджелес повторила то же самое. Полностью это движение расцвело между 1920 и 1940 гг. под руководством методистской проповедницы из Лос-Анджелеса Эми Семпл МакФерсон. В 1945 году это необычное явление проникает в Христианское Общество деловых людей, которое затем переименовывается в «Общество Полного Евангелия».

Проникновение в Россию

В Россию учение харизматов проникло в 1901 г. В г. Выборг прибыл проповедник Уршан и в 1913 г. им уже была основана в Хельсинки (бывшая территория Российской империи) первая пятидесятническая община. Уршан расколол большую баптистскую общину, после чего рукоположил в пресвитеры г-на Смородина, который вскоре перебрался в Санкт-Петербург и там активно распространял это учение. Эту ветвь пятидесятников называют «смородинцами». Свою вновь образованную в Питере общину он назвал «Христиане в Духе апостольском». Смородин сумел распространить учение по северным губерниям России: Новгородской, Тверской, Костромской, Псковской, Великоустской.

Другая крупная ветвь пятидесятников называется «воронаевской». Г-н Воронаев, бывший баптист, эмигрировавший в Америку, где закончил баптистскую семинарию и попутно познакомился с учением о «духовном крещении». Вскоре утвердился в необходимости последнего, принял харизматические дары, а в 1922 году прибыл в Одессу. Длительное время посещал молитвенные собрания баптистов, нелегально общаясь с ними индивидуально, наставляя в необходимости духовного крещения. Происходит раскол внутри баптистских общин Одессы, и Воронаев уже открыто заявляет о себе как лидере вновь образованной общины, которую он именовал «Христиане веры евангельской» (ХВЕ). Воронаев, в отличие от Смородина (последний лояльно был настроен к баптистам), как пресвитер и руководитель вновь созданной общины занял непреклонную позицию в том, что баптистские проповедники не могут быть братьями по духу и допускаться к кафедре «пока не осознают своих ошибок в вопросе крещения Духом». Вскоре это движение охватило юг Украины, и целые баптистские общины в полном составе переходили в харизматы. Уже к 1927 г. на Украине насчитывалось 350 общин воронаевского направления. В 40-х годах их насильственно влили во ВСЕХБ, так как государственные чиновники не видели большой разницы в учении тех и других.

Современность

В настоящий момент ситуация достаточно сложна. Несмотря на строго консервативную точку зрения целого ряда лидеров в регионах, наличие церквей с «новыми формами служения» по всей России не было чем-то необычным для Российской Церкви ХВЕ, хотя с начала 90-х гг. этот общероссийский союз считался традиционно пятидесятническим. Противоречия в среде харизматов и пятидесятников возникают, главным образом, из-за разнящихся взглядов на вопросы миссионерства и проведения служений. Так, харизматы признают и используют новые формы в богослужении и в миссионерской работе, а консерваторы отвергают идеи новых теологических доктрин (где, к примеру, делается акцент на процветании и здоровье), а также слишком эмоциональные, по их мнению, формы служения. Представители консервативного пятидесятнического движения четко разделяют пятидесятников и харизматов. Отличие этих двух течений епископ нижегородского объединения ХВЕП Дулесин видит не во внешнем стиле служения, а в разном подходе к учению. Харизматов Дулесин считает представителями либерального развития христианской церкви, а пятидесятников видит фундаменталистами, не отходящими от чистоты учения. Харизматы, по его мнению, больше всего заботятся о правах личности гражданина, о том, «…как приспособиться к мирской жизни…», а также допускают возникновение новых учений, таких как учение о богатстве и здоровье.

Будущее теологии пятидесятничества (некоторые версии развития)

По версиям многих теологов, развитие современного пятидесятничества, скорее всего, придет к данным вариантам:

  • акцент на личностное развитие верующего
  • акцент на харизматические дары
  • акцент на особенности Движения веры

Основные различия между пятидесятниками и харизматами

Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической лежат в плоскости придания акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине.

Современное положение в обществе

Сегодня харизматические церкви играют довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него оздоравливающее влияние.

Традиционно широко распространена благотворительность, принимается посильное участие в социальных проектах по месту нахождения той или иной харизматической общины. В различных населенных пунктах представлена сеть пятидесятническо-харизматических организаций, бесплатно помогающих наркоманам и алкоголикам избавиться от своей зависимости. Вместе с тем, деятельность таких организаций подвергается мониторингу правоохранительных органов, что, зачастую, вызывает недоумение пациентов и их родственников . Как отметил один из интервьюируемых (кем?) участников такого проекта,

«…Когда мою 17-летнюю дочь пьяной подбирали на улицах, а потом меня штрафовали за это на 500 рублей, в милиции и прокуратуре по этому поводу никто не переживал. А теперь, когда появилась надежда, что мой теперь уже совершеннолетний ребенок не умрет где-нибудь под забором, у меня требуют объяснений…»(источник?)

Так, одним из подобных реабилитационных центров является реабилитационный центр «Новая жизнь», г. Кингисепп, Ленинградской области. На примере этого центра видно, что, в отличие от коммерческих центров, христианские центры реабилитации помогают любому обратившемуся. Выходцы из центра в Кингисеппе создали 17 новых центров по стране. Всего в России евангельскими христианами организовано около 300 таких центров. Также, к примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих. Периодически пятидесятники встречают сопротивление в своей социальной деятельности со стороны государственных и муниципальных чиновников и православных, но преодолевают все препятствия «с „харизматической“ агрессивностью и бескомпромиссностью».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Лункин, Роман Харизматы и консерваторы: друзья-враги в одном союзе (рус.). «Русский Архипелаг». — переиздание публикации в информационно-аналитическом бюллетене «Русское Ревью» за июль-2005.. Проверено 23 апреля 2008.
  2. 1 2 Фонд «Возрождение» вновь подвергся атаке со стороны милиционеров (26 июля 2007, 12:20:20). Проверено 6 ноября 2007 г..
  3. 1 2 Надежда Кеворкова Издание «Газета»: Приют для безнадежных (29 июня 2007, 00:25:13. Материал опубликован в «Газете» #44 от 16 марта 2006 г.). Проверено 6 ноября 2007 г..

См. также

Статьи

  • Пятидесятники
  • Консерватизм в христианстве
  • Либерализм в христианстве
  • РОСХВЕ

Персоналии по теме

  • Экман, Ульф
  • Ряховский, Сергей Васильевич
  • Маттс-Ула Ишоель

Внешние ссылки

  • «Харизма» — все о харизматическом движении. Постоянно пополняющаяся подборка материалов о пятидесятническо-харизматическом движении. Духовность, практика харизматического движения. Пятидесятники. Харизматические лидеры. Дары Святого Духа. Глоссолалия. Движение Обновления в Святом Духе. Альфа-курс. Католики, православные, протестанты о харизматах. Статьи, мультимедиаматериалы, форум, юмор.
  • сайт московской харизматической церкви «Роса»
  • Адреса Церквей штатов Вашингтон (США)
  • Христианская Харизматическая церковь «Высшее Призвание» Россия, г. Уссурийск

Внешние ссылки с критикой

  • Серафим (Роуз). «Харизматическое возрождение» как знамение времени- с сайта «Православие.ру»
  • Раздел «Неопятидесятники» сайта центра по вопросам сектантства св. Иринея Лионского
  • Информационный центр по вопросам сектантства при соборе св. Александра Невского: «Движение веры». Критика со стороны православия.
  • Международная научно-практическая конференция: «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма» на сайте iriney.ru
  • В. М. Чернышев «Из истории харизматического движения» критика со стороны православия на сайте eparhia-saratov.ru
  • «Глазная мазь» — cайт христианского учения. Постоянно выполняющаяся подборка критических материалов.
  • Критические заметки о харизмато-пятидесятническом «даре языков» со стороны баптизма, сайт rusbaptist.stunda.org

Харизматы. Опасайтесь харизматических сект!

Вновь о харизматах! В очередной раз обратимся к проблеме харизматических сект. На сегодняшний день это самое агрессивно настроенное по отношению к Православию протестантское направление. Но вме­сте с тем – и позволяющее под Православие маскироваться. Не­однократно встречались случаи, когда представители секты «Но­вое поколение» выходили на улицу и собирали деньги якобы на восстановление храма.

Но сейчас на поверхность всплыл один из самых шокирующих и удручающих аспектов харизматического движения: харизматы заявляют о своей «внеконфессионапьности». Идеология такова: главное заговорить на «языках», а в какую церковь ты ходишь – становится не важным. Поэтому теперь на вопрос: «Читали ли вы Библию?», ответ: «Я православный» – не пройдет. Теперь в продолжение диалога можно услышать: «Я тоже!» И душа затре­пещет: «Неужели и наши лучшие из лучших вышли на улицу да­вать отпор сектантам!..» Но нет, это все те же сектанты, только тактика иная.

Где истоки этого маскарада? В одной из епархий служил свя­щенник, звали его Сергий Журавлев. Неизвестно, каким образом, но он стал захаживать на харизматические посиделки. И посте­пенно перебрался к харизматам. Как говорят люди, с ним знако­мые, его прельстили карьерным ростом. Сейчас он «архиепис­коп»! Перебравшись к харизматам, он не стал снимать с себя свя­щенническое облачение и «проповедовал» в нем. «Рукополагали» его в «архиепископы» небезызвестные своим агрессивно настро­енным отношением к Православию сектанты Ледяев и Аделаджа. Именно там, в середине 90-х, лежит основа харизматического пе­реодевания под Православие.

Итак, новая тактика харизматов: ты православный, хорошо, оставайся православным, тебя в «Слово жизни» навсегда никто не зовет. Только ты поговори и признай, что и у харизматов, как и у православных, действует Дух Святой, что говорение на «язы­ках» есть дар «Святого Духа» и что, будучи православным, ты то­же должен получить дар «говорения», ведь ты православный и признаешь те дары, о которых говорит Святое Писание.

Тут выходит на поверхность новая сторона деятельности ха­ризматов – экуменизм в самом уродливом его виде. Независимо от того, к какому христианскому направлению ты относишься, главное – молиться на языках, остальное неважно, в том числе и догматические различия. Некоторые харизматы с претензией на интеллектуальность пытаются утверждать, что исихазм и «говоре­ния на языках» «с одного куста сорваны». И в данной ситуации сектантского наступления православным необходимо распознать все их трюки и не поддаться на провокации.

Кто такие ХАРИЗМАТЫ

Нам все же не избежать еще одного разговора о «языках». Те­перь мы обратимся к его социальной и культурно-исторической среде. У любого явления должны быть причины появления, и мы их попытаемся вскрыть. На сегодняшний день харизматические секты наиболее распространены в США (там существует около 200 «церквей» пятидесятнического и неопятидесятнического на­правлений), в черной Африке и на постсоветском пространстве.

Проанализировав ситуацию, мы поймем, почему именно в этих регионах. Обратимся к истории США периода возникновения пятидесятнического движения. К тому времени этой стране едва перевалило за сотню – для государства это еще слишком мало. И все это время США представляло из себя поле битвы. Поле битвы за выживание. Как известно, США – страна эмигрантов. От хорошей жизни в другую страну не поедешь. Приезжая, начина­ешь все с нуля, это всегда нелегко.

К этому еще беспрестанные войны с индейцами, которые проходили по всей стране, принося разруху. А последняя крупная война проходила в 1891 году в са­мом центре США, в Луизиане, за девять лет до первого «говоре­ния». К этому еще и гражданская война. Проанализировав пяти­десятилетнюю историю США до первого «говорения», можно прийти к выводу: страна наконец стала отходить от неимоверно­го напряжения. У людей появилась возможность реализации сво­их духовных поисков.

Американцы как протестанты, в доктрину которых изначально не заложены даже минимальная работа над собой и самосовершенствование, рассудили вполне для себя логично. Им было необходимо, с одной стороны, наполнить свою сухую религиозную доктрину хоть каким-нибудь мистицизмом, с другой – наполнить ее так, чтобы это было доказательно и на­глядно. Почему остановились именно на «языках», а не на каком- либо еще даре? А потому, как и проверить невозможно, и при этом зрелищно и доказательно, что мистицизм налицо, можно даже сказать – на лице.

Как известно, первое «говорение» произошло в 1900 году, а после Лос-Анджелесского «говорения» 1906 г. (в афро-американской общине, заметьте это) это явление стало всемирно извест­ным. В последующем это получило название «рождение свыше» и «крещение Духом святым». «Рождение свыше» – это раскаяние в грехах перед членами общины и водное крещение. Водное кре­щение харизматы не признают как Таинство, но до него адепт не может участвовать в акте хлебопреломления (хотя есть направле­ния в харизматизме, отбрасывающие водное крещение совсем). Эта позиция явно противоречит тексту Священного Писания: «Крестись и омой грехи свои» (Деян. 22: 16). Но это общепроте­стантское заблуждение. Нас же сейчас больше интересует во­прос «говорения» и «крещения Святым Духом».

Выясним, каким образом получают «дар говорения»

Смысл всего вероучения харизматов состоит в акте крещения Святым Духом, внешним знамением которого является обретение спо­собности говорить с Богом на иных языках. Они строят свою кон­цепцию на примере сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и на сотника Корнилия Деян. гл. 2,10.

Рассмотрим сам способ получения Святого Ду­ха. Протестанты утверждают, что Он может сойти в любой мо­мент. Но это противоречит тексту Нового Завета. Для принятия Святого Духа кроме особых случаев знамения необходимо было возложение рук. В Православии Таинство Миропомазания может совершить только священник и епископ. Диакон Филипп не мог совершить возложение рук на некрестившихся самарян (Деян. 6:5).

Поэтому Апостолы Петр и Иоанн возложили руки на Сама­рин, и они приняли Духа Святого (см. Деян. 8 глава). Филипп так­же крестил евнуха царицы Эфиопской, который был проездом в Палестине, для поклонения в Иерусалиме (это очень важное замечание), и Дух Святой сошел на него. Но при этом он не гово­рил «языками». Сделано это было для распространения веры Христовой в Эфиопии. Апостол Павел возложил руки на учени­ков Иоанновых и на них снизошел Святой Дух (Деян. 19:6). Ана­ния, не имеющий власти апостольской, смог только покрестить Савла (Деян. 19: 18,19).

Апостол Павел говорит прямо о двух Та­инствах: Крещении и Миропомазании: «Учение о крещениях, о возложении рук» (Евр. 6:2). Значит, для получения Святого Духа необходимо священнодействие, которое протестанты не исполь­зуют.

Помазание и возложение рук еще с апостольского века ис­пользуются равнозначно. Вот что пишет об этом Апостол Иоанн: «Дети! Впрочем, вы имеете помазание от Святого» (1 Ин. 2:18, 20); и Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазав­ший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (1 Кор. 1:21).

Харизматическое движение

В 60-х годах XX в. появляется так называемое неопятидесятничество или харизматизм. Экуменическое движение в разгаре, в разгаре и увлечение разного рода язычеством. Весь мир с упо­ением следит за исследованиями этнографа Тура Хейердала. Че­ловечество узнает о камланиях и различного рода языческих ри­туалах. Язычество начинает проникать во все сферы культуры и жизни общества. Проникает оно и в христианское сектантство. Экстатическое поведение в общении с духами у шаманов и пля­ски харизматов во многом сходны. По своему действию на пси­хику они подобны.

И для «говорения на языках», и для камлания шаманов, то есть для вхождения в состояние транса почти всегда необходима толпа. Совсем не исключено, что алтайский шаман и пастор харизматов общаются с одними и теми же духами. Еще одна общая черта шаманизма и харизматизма – исцеление. Харизматы всегда обещают 100% результаты в лечении от всего. К шаману чаще всего тоже обращаются за помощью в лечении бо­лезни. Феномен выздоровления после шаманских практик может иметь две природы: 1) прямое вмешательство бесовщины; 2) элемент самовнушения (а самовнушение, как известно, дело великое).

В США до сих пор еще существуют отдельные заведения «только для белых» или «только для черных». Не избежали этого и религиозные организации. И самой крупной харизматической сектой США является афро-американская «Церковь Бога во Хри­сте». В Америке вообще много протестантских сект (не только ха­ризматической направленности), ориентированных только на афро-американское население, это к вопросу о вселенскости! (сравните (Кол. 3:11).

В Африке

Почему черная Африка? Если мы обратимся к ранним фор­мам религии на этом континенте, то сможем обнаружить там осо­бое почитание жрецов, колдунов, шаманов. А так как общие чер­ты у харизматов и шаманов налицо, то это во многом объясняет популярность среди народов Африки харизматических сект. Есть еще одна особенность, объясняющая, почему именно Африка и постсоветское пространство.

Это законы о государственно-цер­ковных отношениях и религиозная ситуация в данных регионах. Несмотря на начало XXI века, Африка во многом продолжает ос­таваться языческой – в таких крупных государствах как Конго, Ан­гола, Мозамбик, Замбия, Зимбабве процент язычников варьиру­ется от 34 до 54 %, а это во многом контингент, на который и рас­считывают харизматы. Не всегда здоровые и сытые африканцы рады любому, кто их накормит (видимо, не случайно из неспокой­ной Африки к нам приехали известные сектанты Мадава и Аделаджа). Имея хороших спонсоров в США, харизматам это не труд­но сделать.

В Европе

В цивилизованных странах Европы есть понятия «государст­венных церквей». Кроме Франции, они есть во всех европейских государствах. Пусть вас не смущает то, что «Слово жизни» при­было к нам из Швеции, оно и прибыло к нам потому, что им не совсем уютно на родине. Для примера: все граждане Швеции (независимо от их религиозных убеждений) обязаны платить де­сятину в Шведскую Церковь (таково официальное название лю­теранской церкви в Швеции). И «Слово жизни» тоже!

У нас

В нашей стране, как только появилась возможность вести ак­тивную религиозную жизнь и реализовывать свои духовные по­требности, в изобилии появились шарлатаны от религии. К сожа­лению, Украина пошла по американскому пути построения госу­дарственно-церковных отношений, совершенно не учитывая ро­ли Православия в жизни, истории и культуре своей страны. Не­ужели мы не способны отличить подлинное христианство от сур­рогата? Мы гордимся своей культурой, но при этом не делаем ни­чего, чтобы ее сохранить…

Давайте поразмышляем

А теперь оставим все доводы и зададим, прежде всего себе, вопросы: для чего мы приходим в храм, что является центром жизни каждой православной общины и что являлось центром этой общины еще с апостольского века? Ответ ясен – это Евха­ристия, таинство таинств. Господь говорит: «Я хлеб живой, сшеший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, кото­рый Я дам, есть плоть моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). Евхаристия – это та бескровная жертва, которая будет совершаться «доколе Он придет» (1 Кор. 11:26). Апостол Павел посвящает Евхаристии 10 и 11 главы первого послания к Корин­фянам, где он говорит о особой значимости этого таинства. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от од­ного хлеба» (1 Кор. 10: 17).

Это то же послание, в котором он говорит о дарах Духа, в том числе и «говорениях». Посмотрим по «богословским» трудам ха­ризматов, что они думают о причастии, насколько внимательно они читают Писание.

Меня некоторое время интересовал вопрос причащения у ха­ризматов, как они после такого транса причащаются. И однажды после их воскресных радений я подошел к «словожисту» и задал вопрос: «Как часто в вашей общине причащаются?» Ответ пора­зил меня глубиной своего кощунства: «Раз в месяц, чтобы не было привыкания к алкоголю, но причащаются все».

Теперь берем одну из популярнейших книг харизматов Ульфа Экмана «Жить по­беждая. Фундамент христианской жизни». Тут, на странице 10, можно уже найти рецепт спасения, поместившийся в трех стро­ках. А на сороковой он воспитывает в своих адептах просто немеряную гордыню: «Он призвал меня быть ловцом человеков … по­этому, во имя Иисуса Христа, я считаю себя ловцом человеков и поймаю! Люди будут приходить ко спасению по моему свиде­тельству (выделено мной А. К.)».

Это значит, что каждый харизмат, поговоривший на языках, может идти проповедовать! Этим можно объяснить, что харизматы не всегда знают догматику, пы­таясь рассказать что-то прохожим. Вот что по этому поводу пи­шет святитель Феофан Затворник: «Вам желательно бывает оце­нить себя поопределеннее, что вы такое. На что же это вам? И как же вы не видите тут врага, который пролагает вам дорогу к самоцену, – сей пагубнейшей язве? Небось, красно при этом раскрашает, сколько от этого польза, – и все духовных!!!

А вы и порыва­етесь к тому, врага т.е. слушаете, и в пагубу спешите. Только поддайтесь, и он тотчас подпустит вам яду самоцена, и вы пуститесь мечтать о се­бе, что вот уж как хватили, не то, что те- то и те-то. И начнете вы на всех смот­реть, как с колокольни, смотреть т.е. вражескими глазами. Вот и польза ду­ховная!» Даже христианин, весьма нерадивый, если его спросить: «Кто Такой Бог?», сможет ответить только то, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Кто с этим будет спорить? А вот Экман, христианин знающий, ответит: «Бог есть Бог избыт­ка» И о том, что Бог хочет дать тебе успех во всем (там же), и т. д. и т. п. – о причастии ни слова. Во всей книге он не решился выделить ни одной главы, в которой бы говорилось о причастии или о его значении.

Итак, мы выяснили, что вокруг Чаши харизматы не объединяются (правомер­но ли их вообще называть христиана­ми?). Значит, они объединяются вокруг чего-то другого. По всей их культовой практике видно, что они объединяются вокруг молитвы на «языках», потому как именно ей отдают предпочтение перед всем остальным в своем «богословии» и культовой практике. Посему их можно назвать «язычниками», а не христианами…

Ранняя Церковь не знала таких радений, которые характерны у харизматов. Хотя радость, изливаемая : верующими, может быть и похожей по форме, но разной по содержанию. Мно­гих, например, шокирует поведение пра­вославных арабов в Великую Субботу, они скачут и кричат, но без всякой ха­ризматической трансовости и «говоре­ний», «всякое дыхание да славит Госпо­да» как может. Просто менталитет у нас, славян, один, а у арабов – другой. По – этому православный из Украины и из Па­лестины радуется всем сердцем одному и тому же, только в разной форме.

Но закончить я бы хотел словами о. Андрея Кураева из его последней кни­ги «Советы молодым»: «Слишком часто не от Христа люди прячутся в сектах, а от нас. Значит, нам нужно стать «христианнее» – тогда и люди через нас увидят Христа».

При написании статьи была использова­на следующая литература: Толкование по­сланий св. Апостола Павла по трудам свт. Феофана Затворника. Протопресвитер Михаил Помазанский. «Православное Дог­матическое Богословие»; Географ1я релш. С.В. Павлов, К.В. Мезенцев, О.О. Любимце­ва. Энциклопедия «Религии мира»; Ульф Эк­ман. «Жить, побеждая».

Харизма

Из диалога между Альбертом Шпеером, рейхсминистром вооружения гитлеровской Германии, приговорён нюренбергским трибуналом к 20 годам тюрьмы, c собеседником:

Собеседник: — Как по вашему, господин Шпеер, что позволяет человеку достичь высот в жизни и карьере?

Шпеер: — Личная харизма, вне всякого сомнения.

Валентина, наша давнишняя прихожанка, взволнованная, с руками, нервно сжимающими носовой платок, кажется ещё мгновение и она заплачет.

— Батюшка, я так согрешила, так согрешила. Даже не знаю, что теперь делать.

Этой весной одни люди здесь же в деревне, продали нам небольшой дачный участок. Причём уступили по очень сходной цене, а деньги разрешили отдавать по частям. Участок хороший, ухоженный, с маленьким, но очень уютным домиком. Бывшие владельцы — пожилая супружеская пара. Однажды хозяин, как обычно, шёл к себе на дачу, но оступился и упал. Упал и сломал ногу, вот здесь – и она показала на себе, где именно.

Человек долго лечился, и работать, как и прежде, уже не мог. Потом вдобавок с ним ещё и инсульт приключился, так его и вовсе парализовало. Сейчас без помощи жены он и повернуться не в состоянии. А ещё и лекарства потребовались дорогостоящие.

Вот хозяйка и решила продавать дачу, пока та смотрелась вполне прилично. Предложили нам с мужем, сын ходил смотреть, ему понравилось, мы её у них и приобрели. Была я дома у прежней хозяйки и там познакомилась с её больным супругом. Такой хороший человек, а как страдает. Вот из чувства жалости к болящему и благодарности, что недорого уступили нам свою дачу, я и подала в алтарь заздравный сорокоуст по тяжкоболящему Николаю.

Проходит, наверное с месяц, и та женщина звонит мне домой рано-рано утром и я слышу в трубке её тревожный голос:

— Валя, прости, что беспокою. Звоню тебе как человеку верующему. Других-то я никого не знаю. Спросить хочу, что мне с моим делать? Представляешь, сегодня ночью, наверно часа в три утра, он начинает сползать с постели. Это мой-то парализованный, и пытается на ноги встать. Я ему кричу: «Отец, куда собрался»?! А он в ответ: «Мать, в церковь пойдём».

Фото: Evgeniy Kolotuschenko, photosight.ru

Валь, какая ему церковь? Он же совсем неверующий, их и мамка в детстве никого не крестила. О Боге за всю жизнь ни разу не заговорил. Сколько лет мимо храма на дачу ходили, так он хоть бы раз в его сторону глянул. А тут такое. Чего делать -то, Валь? Ты там у себя в церковь вхожа, поспрашивай попа-то.

— Батюшка, — снова глаза Валентины готовы разрыдаться, — я как услыхала, что старик не крещёный, так за голову и схватилась. Ведь за него, некрещёного, целый месяц в алтаре частицу вынимали. Вот как я вас подвела. И как мне сейчас со всем этим быть?

— Как быть? Звони им. Раз у человека появилось желание в храм идти, а, тем более при таких делах, его крестить нужно, и без всякого промедления.

Тем же вечером мы договорились о крещении. А через три дня после крещения старик умер. Отпевали его в воскресенье по окончании литургии.

Я отпевал и поражался всему этому стечению обстоятельств. Кто-то кому-то сделал добро. Благодарный человек, не зная, что тот другой не крещён, подаёт его имя для поминовения в алтаре. А у него в нашем церковном понимании даже имени нет. Оно даётся при наречении перед оглашением и дальнейшим крещением. Священник молится, всякий раз вынимая из просфоры частичку за члена церкви с конкретным именем, в конце литургии погружая её в чашу с Кровью Христовой.

А здесь о ком молились? Но вот результат – после нескольких отслуженных литургий парализованное человеческое тело, обретая в себе остаток сил, пытается ночью подняться с одра и отправиться в церковь. Мы успели его покрестить, причастили и через несколько дней отпевали в храме. Не чудо ли?

Так и этого мало. Оказалось, ближайшие родственники усопшего тоже некрещеные. Сегодня крестилась вся его семья. Точно как в те давние евангельские времена.

Не устаю поражаться удивительной силе священнической молитвы. Вот сколько раз бывало, никак не могут близкие уговорить умирающего родственника пригласить батюшку на дом. Нет, и всё тут. Начинаем молиться, оканчивается сорокоуст, и, как правило, соглашается. Ещё замечаю, поминаешь кого-нибудь, порой месяцами, а он в храме даже не появляется. Думаешь, ладно. И прекращаешь о нём молиться. Неделя пройдёт, другая – глядишь, он тут как тут. Человек словно чувствует, что остался без молитвенного покрова.

У каждого священника немало таких примеров. Бывает, после службы подаёшь кому-нибудь просфору, а он в ответ благодарит и сообщает, что сегодня у него как раз именины или юбилей. И потом думает, что наш батюшка прозорливец.

А священник вовсе не прозорливец, просто на нём благодать такая. И сообщается она во время совершения таинства священства. Она им не заработана, не выстрадана, как у подвижника веры, но вручается специально для служения, как молоток тому же плотнику. И особо явственно проявляется эта благодать во время литургии и произнесении проповеди. Проповедь – это не просто слова, и уж тем более не искусство. Она больше напоминает пророчество. Знаю по собственному опыту, хоть и готовишься заранее к воскресному слову, а выйдешь на амвон и скажешь то, что от себя и не ожидаешь. Потом слышишь, как говорит кто-нибудь после службы: «Шёл в церковь и всё думал над таким-то вопросом. А батюшка в проповеди дал на всё ответ».

Кто-то может подумать, мол, случайность это. Но так может говорить только тот, кто совсем не представляет, что такое литургия, и не понимает, что служится она не одним только священником, но и всем собранием верных. «Вы – род избранный, царственное священство…» — апостол Пётр имеет ввиду всех христиан, а не только пресвитеров. Литургия – означает «общее дело». В этом таинстве мы соединяемся единым духом в единое церковное тело, и священником в одиночку оно не совершается.

Недавно, после воскресной службы, когда я давал крест, последней подошла незнакомая женщина лет пятидесяти.

— Батюшка, ты бы обо мне помолился. Больно уж я стала строптивой.

И в двух словах рассказала о своих бедах, и об одиночестве, извечной проблеме русских женщин, и о мужиках, которым неинтересна её душа. «Им только тело подавай».

— Матушка, по поводу души давай я с тобой поговорю. Ты что-нибудь о Евангелии слышала?

— И слышала, и читала. И не только Евангелие, но и ещё множество разных церковных книжек, мне их наш батюшка давал. Только, знаете, нигде в ваших книжках не написано, как стать счастливой. Так что разочаровалась, больше ничего не читаю, а только злюсь, уже до ненависти дошла.

— А Евангелие?

А что «Евангелие»? Надоело, батюшка, быть кругом положительной. Ну Его, этого Христа. Мне о тебе хорошо отзывались, так что я тебя прошу — помолись, чтобы я маленько угомонилась. Сама себя порой ненавижу.

Никогда ещё за годы, проведённые в Церкви, мне не приходилось слышать что-либо подобное. Человек совершенно не представляет, зачем и к Кому идёт в храм. Неужто только к священнику? Но без Христа я пуст, и самое большее, что могу — посочувствовать, но никак не помочь. Мы же не экстрасенсы. Без веры и упования на Него в церкви делать нечего. И не только в церкви.

Знаю одного чиновника, он к нам в деревню к тёще своей приезжает. А тёща та – наша постоянная прихожанка, и, конечно же, активный миссионер. Как человек грамотный и облечённый властью, зять к тёщиной пропаганде относится с пониманием и лёгким сарказмом. Единственно, в чём бабушка преуспела, так в том, что убедила любимого зятя носить с собой в портмоне маленькую иконку с текстом девяностого псалма на обороте.

Как-то ему срочно понадобилось решить одно важное дело, и для этого нужно было немедленно попасть на приём к министру. Вопрос требовал безотлагательного решения, а на приём он заранее не записывался. Попросил секретаря доложить о себе и принялся ждать.

Проходит полчаса, час, нет ответа. Вдруг видит, выходит министр из кабинета и быстрым шагом направляется к выходу:

— Сегодня меня уже не будет, — бросает секретарю и убегает.

Что делать?! В этот момент он почему-то вспоминает о тёщиной иконке с молитвой. В отчаянии достаёт ее из портмоне и начинает читать незнакомый ему текст. Секретарь наблюдает за странными манипуляциями чиновника:

— Что это вы делаете?

— Сейчас-сейчас, — останавливает тот секретаря, — и дочитывает текст до конца. Прячет иконку в бумажник, и в этот момент всё тем же быстрым шагом возвращается министр:

— Хорошо вспомнил, а то уже чуть было не уехал. Нам же с Ивановым, — показывает в сторону нашего чиновника, — нужно переговорить. И делая приглашающий жест рукой, указывает на двери кабинета:

— Заходи.

Что это, случайность, или проявление благодатной помощи в ответ на, пускай и неумелую, но искреннюю просьбу о помощи?

Один из монахов, побывавших на Афоне, рассказывал, как недавно к ним приезжал один наш очень высокопоставленный деятель. Перед его приездом братия всё задавалась вопросом, где его размещать и какими деликатесами потчевать? Не каждый день такие люди к ним наведываются. А тот через помощников, в свою очередь, спрашивает отцов монахов, во что ему одеваться и как себя вести, чтобы никого не смущать. Келью просил выделить самую обычную и трапезу разрешить ему вместе с братией.

Обычно те, кто бывает на Святой горе, не ограничиваются пребыванием в одном монастыре, а стараются побывать и в других местах. Вот и этот высокопоставленный паломник отправился поклониться известным святыням.

Наш монах, что рассказывал об этом посещении, вскоре после него ехал с тем же шофёром, что возил гостя по святым афонским местам.

— Только мы отъехали, а он уже просит, — говорит шофёр, — дай я порулю. Вообще, он хорошо водит. Проехали ещё немного, и на тебе, откуда ни возьмись появляется осёл и перегораживает нам дорогу. Никогда раньше такого не было. Откуда он взялся? Выходим, пытаемся его прогнать, осёл ни в какую. Наконец, общими усилиями, вместе со всеми нас сопровождающими, отогнали настырное животное и поехали дальше.

И вот уже вечером возвращаемся к нам в монастырь, а на том же самом месте снова стоит тот давешний осёл. Вспомню, как мы опять его отгоняли, о-о-ой, и смех, и грех.

На общей трапезе с монахами гость молча ел и слушал чтение жития дневного святого. Потом спросил сопровождавшего его монаха:

— Это вы что же, специально для меня читали?

— Нет, что вы, за трапезой читается житие святого, память которого приходится на сегодняшний день.

— Надо же, случайность, а попали в точку.

Вот и думай, случайно вышел осёл на дорогу перед большим человеком или нет? Может это и не простой осёл, а та «Валаамова ослица», но только мужского рода? Кто знает, в одном уверен, люди такого уровня не могут, без присущей им харизмы, править народами. Вопрос в другом – из какого источника она проистекает?

Харизма, или благодать, это и есть проявление в человеке присутствия божественных энергий. И даётся она на конкретное делание — служение Богу и людям. Благодатью священники совершают служение у престола, благодатью испрашивается исцеление болящих, мудрость царям и дерзновение пророкам. Вся наша жизнь освящается спасительной благодатью.

Но, как известно, свято место пусто не бывает. Стоит только, отказавшись от высшего призвания, начать выстраивать собственную систему мироздания, в центре которой место Истины займёт кто или что угодно, но только не Источник благ, она отходит. И вот уже вместо ангелов тебя начинают окружать аггелы, а вместо творческих божественных энергий тобою движут силы совсем иного рода. Наверно, ими и вдохновляются люди, подобные Шпееру.

Несколько лет назад слушал удивительную историю о проявлении епископской харизмы, причём тоже из уст очевидца. Он сопровождал делегацию от лица руководства нашей Церкви, которая посещала святую гору Афон, а точнее Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. По благословению священноначалия несколько епископов отправились поздравить с девяностолетием архимандрита Иеремию, игумена этой древней обители.

Архимандрит Иеремия

— Прибыли в монастырь, где с почётом были приняты братией. После обычных приветствий все направились в храм и стали молиться, в первую очередь поминая виновника торжества. Всё шло как обычно, кроме одного — самого игумена в храме не было.

— А где же отец Иеремия? — интересуется наконец один из епископов.

— А он у себя в келье. С утра ещё ушёл умирать.

— Как умирать?! Мы же его поздравить приехали.

Собираются и всей делегацией направляются в келью к настоятелю. Заходят и видят отца архимандрита лежащим на кровати поверх одеяла и опирающимся спиной о подушку. Белая борода, по плечам длинные седые волосы. Старший из епископов подошёл к старцу, благословил его и задаёт вопрос:

— Что же это вы надумали, ваше высокопреподобие? Мы приехали вас поздравить от лица всей полноты нашей Церкви, а вы – помирать.

— Так сколько же можно жить, владыки святые? Девяноста лет, куда больше? Пора и честь знать.

Нужно сказать, — продолжал рассказчик, — что старец, несмотря на почтенный возраст, оставался всё ещё достаточно крепким и лично продолжал заниматься вопросами закупки всего необходимого для нужд монастыря. В определённый день садился в грузовичок рядом с водителем, и отправлялись они на рынок. Поскольку поездки за продуктами совершались всегда в одно и тоже время, то и торговцы их уже ждали. Стоило только монахам появиться, как к грузовичку уже тащили корзинки и сетки с продуктами. За что-то брали деньги, что-то жертвовали с просьбой помолиться о близких.

— Почему сам? — говорит отец Иеремия. Однажды послал вместо себя одного монаха, дал ему денег. Бес его и подловил. Искусился бедняга, хоть и сумма-то была небольшая. Да только денег человек в руках давно не держал. Вот он с ними и скрылся. После этого случая боюсь ещё кого-нибудь в искушение вести, потому сам и езжу.

Вспоминается фильм «Остров» и монах, которого играл актёр Пётр Мамонов. Решил герой Мамонова, что всё, исполнил он на земле своё предназначение, вину искупил, можно и помирать. Лёг в гроб, руки сложил, вздохнул и уснул. Но это в кино, а с отцом игуменом такое могло произойти и наяву. Люди такой духовной высоты сами решают свою судьбу. Только епископы вмешались и не позволили.

— Нет, батюшка, дорогой. Нет тебе на то нашего благословения — помирать. Благословляем жить ещё, как минимум пять лет здесь в монастыре. Нужен ты братии, Церкви нужен.

Юбиляр полежал ещё несколько времени, потом с сожалением вздохнул:

— Разве только за послушание… — и принялся вставать.

И послушание исполнил, потом мы его ездили поздравлять уже с девяностапятилетием.

Я и лично неоднократно сталкивался с проявлением епископской харизмы. Однажды в разговоре с владыкой мне очень хотелось задать ему вопрос о его отношении к одному выдающемуся церковному деятелю прошлого столетия. Но разговор шёл на другую тему, и мне было неудобно самолично менять его направление. Вдруг епископ встал из-за стола и куда-то вышел. Через минуту он уже возвращался с папкой в руках. Сел рядом со мной, развязал тесёмки и достал из неё листок бумаги:

— Вот посмотри, это мнение отца Иоанна Крестьянкина о том человеке, что тебя интересует.

Я взял в руки и прочитал отзыв известного старца, отпечатанный на пишущей машинке. Получается, что вопрос, крутившийся в моей голове, был услышан моим собеседником, и я получил совершенно внятный ответ, так, как если бы задал его вслух. Таких случаев на моей памяти было несколько, так что мой вам совет — в разговорах с людьми духовными не стоит давать волю собственным мыслям.

В 1971 году, через год после кончины патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой лавре был созван поместный собор, на котором главным вопросом значилось избрание нового предстоятеля Русской Православной Церкви. Вообще-то патриарх Алексий ушёл из жизни ещё в 1970, но проводить поместный собор власти не разрешили, поскольку смерть патриарха совпала с таким славным мероприятием, как празднование столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

И вот через год, наконец, приступили к выборам. Сами выборы прошли открыто, так каждый из более чем семидесяти архиереев вставал и во всеуслышание заявлял, что он и вверенная его окормлению епархия отдают голос за патриаршего местоблюстителя митрополита Пимена.

Понятно, что в обществе победившего социализма при выборе претендента в патриархи решающим оставалось мнение тогдашних властей, все это прекрасно понимали, и тем не менее голосование проходило очень торжественно. Наконец председательствующий объявляет, что новым патриархом избран митрополит Пимен.

— И только после избрания, — как вспоминал один из непосредственных участников тех событий, насельник лавры и одновременно преподаватель Московской духовной академии, — вдруг все вспоминают, что новый патриарх не имеет духовного образования, вообще никакого.

Время, что обычно мы посвящаем учёбе, молодой иеромонах всё больше проводил в местах заключения. Хотя это тоже неплохая школа, особенно в отношении молитвы. Но и при желании окончить какую-нибудь семинарию в годы воинствующего безбожия было невозможно, их не было вовсе. Поскольку после известных революционных событий и вплоть до окончания войны духовное образование в нашем отечестве находилось под запретом. Но правила требовали, чтобы кандидат в патриархи в обязательном порядке имел свидетельство о таком образовании.

— Как же нам тогда выйти из положения? – спрашивает новоизбранный патриарх присутствующих здесь же представителей академии.

— Придётся сдавать квалификационные экзамены, ваше Святейшество, — возможно в шутку, отозвался один из преподавателей. Какую-то секунду патриарх собирался с мыслями, и потом ответил:

— Ну что же, устав – закон для всех, придётся садиться за парту.

Наверно, патриарх мог бы повести себя и по-другому, ведь уже избран, зачем самому себе создавать дополнительные трудности, но не стал.

Я сам был преподавателем семинарии и, конечно же, понимаю, никто из профессоров не стал бы самому патриарху ставить на экзамене неудовлетворительную оценку, а при затруднениях, напротив, старался бы всячески помочь. Но только согласитесь, как бы это выглядело со стороны, такой человек, символ полноты церковной, и вдруг не может ответить на вопрос экзаменатора, а тот, сам краснея, ставит его святейшеству вымученную четвёрку. Кому это нужно? Сдавать — так сдавать.

И вот, патриарх прибывает в лавру преподобного Сергия, в которой сам же некоторое время являлся наместником. Прибытие патриарха в любую епархию, любой монастырь — это ещё и великий праздник, особое торжество. Святейшего Пимена встречают все насельники лавры, учащиеся и учащие Московских духовных школ. Торжественно звонят колокола. Помню, сам в начале девяностых видел, как однажды лавра встречала патриарха Алексия II, цветы, что бросали ему под ноги, и ещё множество старушек, периодически подбегавших к нему за благословением. Мы все стояли, обратившись к нему в полупоклоне, а он шёл и по ходу шествия нас благословлял.

Трудно представить, что после такого всеобщего изъявления чувства уважения тебе предстоит идти к этим же людям, которые только что тебя приветствовали, и подтверждать право на это уважение.

Весь профессорско-преподавательский состав духовных школ ожидал святейшего в актовом зале. Когда тот вошёл, тогдашний ректор академии епископ Филарет, нынешний экзарх Беларуси, приветствовал его замечательной речью. Кто слышал проповеди и выступления митрополита Филарета, знает, какой это учёный талантливый человек. И тот может себе представить, что это была за речь.

Патриарх стоял, опираясь на посох, и молча слушал. Ему, по большому счёту, в общем-то, простецу и самоучке, предстояло ответить этим более молодым премудрым знатокам богословия, истории и ещё множества разной другой церковной учёности, и при этом оставаться на высоте своего положения.

Когда приветственная речь была окончена, поблагодарив выступающего, патриарх стал говорить ответное слово.

— Что мы ожидали услышать? Наверно, какие-то дежурные выражения благодарности, но вместо них мы стали свидетелями блестящего удивительно глубокого и богословски насыщенного выступления человека, подтвердившего своё право носить столь высокий церковный сан. Не веря своим ушам, мы стояли с широко открытыми от удивления глазами. Потом, не сговариваясь, все вместе поклонились ему в благодарном поклоне.

Вопрос о необходимости проведения дальнейшего испытания патриарха на знание им основ православного вероучения отпал сам собой. Более того, даже говорить об этом после такого слова казалось неуместно и даже бестактно.

С того дня прошло уже более сорока лет, а я всё продолжаю находиться под впечатлением чудесного явления патриаршей харизмы.

Читайте также другие рассказы автора:

Святые младенцы

Улыбка

Дружба народов

Гонорар

Дежавю

Мишка и Маришка

За мир во всем мире

Тайна

У этого термина существуют и другие значения, см. Харизма (группа).

Харизма — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности.

Это наделённость (по мнению определённого круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера — политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество харизмы традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо «потусторонними», мистическими силами. Обычно под харизмой понимают эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на людей. Некоторые исследователи выделяют также так называемый сексуально-мистический аспект харизмы. Они полагают что оба этих компонента действуют вместе взаимодополняюще и, более того, по-видимому, усиливают друг друга. Как сексуальное, так и мистическое особым образумливают состояние сознания, серьезно способствуя возникновению веры в особые качества их носителя.

Происхождение термина

Слово χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

В христианстве обозначает «дар Бога». В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов обычно передаётся словом «благодать»; в английском — «grace».

Религия

В Ветхом Завете

См. Дух Божий (Руах Яхве)

В Новом Завете

В ранней христианской традиции харизма — это содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям («дар» проповеди, чудотворения, пророчества и т. д.).

Как богословский термин «харизма» — это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. (См. Сошествие Святого Духа). Харизма, по мнению некоторых, может изливаться на людей и в настоящее время при духовном общении со Святым Духом (например, во время молитвы).

Эти духовные дары Святого Духа классифицируют по тройственному принципу:

  • тройные дары откровения — мудрость, знание и умение различать духов;
  • тройные дары силы — вера, чудеса и исцеление;
  • тройные дары речи — пророчества, глоссолалия и толкование языков. (Последняя группа даров считается наиболее распространенной).

Харизматики — христиане, верующие в обретение через обряды и молитвы благодати (харизмы) в виде даров Святого Духа. Характерно для пятидесятников.

Современное употребление

В социологию термин ввёл Эрнст Трельч. Понятие харизматического авторитета занимало важное значение в рамках анализа немецким социологом М. Вебером идеальных типов государств. По его классическому определению: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». Феномен харизмы имеет место в малых и особенно больших группах, где наблюдается персонификация идеалов в процессе сплочения. Харизма чаще всего возникает в экстремальных исторических условиях, когда формируется соответствующая социально-психологическая потребность. Качества харизматического лидера, действующего на религиозной или политической арене, иногда мистифицируются. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, избавителем, полубогом, осуществляющим «великую миссию» приписываются все успехи его сторонников. Даже явные неудачи оборачиваются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы или происки врагов, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость).

Среди известных истории религиозных харизматических личностей — Иисус Христос, Будда и Мухаммад. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это знаменитые государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан, Тигран или Наполеон. В XX веке среди таких деятелей — Гитлер и Муссолини, Рузвельт и Черчилль, Ленин, Сталин и Троцкий, но также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и её морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

Обиходное выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы следовать за ним.

Вопреки распространённому заблуждению, этот термин не должен применяться для описания или упоминания характеристик неодушевлённых предметов. Например: «харизматичный дизайн».

  • Харизматическая власть
  • Харизматическое движение
  • Харизматический культ
  • Харизматический лидер

Литература