Хиротесия
Содержание
- Хиротесия
- Примечания
- Протоиерей Артемий Владимиров — Благодать священства
- Глава из книги Благодать священства
- Что такое Таинство священства?
- Священник — посредник между Богом и людьми
- Священник — символ Христа
- Священник — свидетель в Таинстве исповеди
- Священник не может существовать без народа
- Кто может стать священником?
- О священниках и священстве на «Правмире»:
Хиротесия
- Хиротония и хирофесия свящ. Николай Афанасьев
- Понятие о хиротонии и хиротесии Гермоген Шиманский
- Хиротесия и хиротония Полный православный б.-э. словарь
- Хиротесия Полный православный б.-э. словарь
- Хиротесия церковнослужителей прот. Владислав Цыпин
- Хиротесия. Новая Скрижаль архиеп. Вениамин
- Таинство Священства (Рукоположение) Вячеслав Пономарев
- История чинов хиротесий Православной Церкви иеродиакон Николай (Летуновский)
- Чин посвящения в чтеца и певца прот. Геннадий Нефёдов
- Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви проф. М.Э. Поснов
- Чиновник. Чин поставления во чтеца и певца
Хироте́сия (греч. χειροθεσία, от от χει̃ρ – рука и τίθημι – полагать, класть) – возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира, в церковнослужители; также именуется посвящение священнослужителей в правительственные степени.
Хиротесия отличается от хиротонии, в которой сообщается благодать священства и осуществляется посвящение в священнослужители.
Хиротесия (руковозложение), в отличие от хиротонии (рукоположения), совершается вне алтаря, в храме. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит епископу, а в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели – архимандриты и игумены.
Чин хиротесии во чтеца и иподиакона может совершаться:
1. На Божественной литургии:
– после чтения часов или после облачения Архиерея, на середине храма.
– во время мирной ектении, на середине храма.
– при совершении литургии несколькими архиереями одним из младших архиереев во время облачения первого архиерея, в алтаре.
2. Во время Всенощного бдения.
3. Во внебогослужебное время. В этом случае место совершения чина определяется Архиереем.
«В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей – хиротесия – не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносятся таинственные слова призывания благодати, рукополагающей во Священство. Посвящение в разные степени церковнослужения сопровождается облачением в священные одежды, соответствующие каждому чину, Ее носят «ради Божественного служения, дабы не прикасаться к чему-либо из предметов священных, или чтобы не надевать одежды священства прямо и непосредственно на одежды мирские. Под этими одеждами должен быть «совершенно сокрыт внешний мирской человек со всеми его суетными стремлениями».
А. Дмитриевский
Видео: Хиротесия во иподиакона
См. ЧТЕЦ, ПЕВЕЦ, ИПОДИАКОН
Хиротесия во чтецов студентов-свещеносцев, завершающих обучение в Сретенской духовной семинарии
Хироте́сия (др.-греч. χειρο-θεσία — «руковозложение», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τίθημι — «ставить, класть; возлагать») в христианстве — возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира — в церковнослужители (в современной практике Православия — в чтецы или иподиаконы). Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).
Хиротесия в отличие от хиротонии совершается вне алтаря, в центре храма. Это указывает на то, что значение хиротесии несколько ниже, чем хиротонии, но не умаляет значение хиротесии. Хиротесия — есть посвящение на какое-то отдельное частное служение. Например: хиротесии в священные чины протодиакона, протоиерея, игумена, архимандрита, архиепископа и митрополита.
Через хиротесию также осуществляется посвящение клириков в правительственные степени (то есть степени иерархии священноначалия). Посвящение игумении женского монастыря также происходит через хиротесию.
Порядок совершения церковного обряда хиротесии находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.
> См. также
- Хиротония
- Интронизация
- Коронация
- Монашеский постриг
- Наречение во епископа
Примечания
- Хиротесия // «Азбука веры», интернет-портал.
- Прот. Владислав Цыпин. Церковнослужители: Церковное право. М., 1994 Архивная копия от 4 июля 2012 на Wayback Machine
- Прот. Владислав Цыпин. Духовенство // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XVI. — С. 374-390. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8.
- 1 2 Что такое Хиротония и Хиротесия
- Таинства и обряды Православной Церкви — прот. Г. Нефедов
- Архиерейский чиновник. Книга 1. Чи́нъ на поставле́ніе чтеца̀ и҆ пѣвца̀ быва́етъ си́це:
Протоиерей Артемий Владимиров — Благодать священства
12 3 4 5 6 7
Артемий Владимиров
Благодать священства Заметки о пастырском служении
Перед тайной Священства…
С лова преподобного Ефрема Сирина как нельзя лучше подходят к новой книге протоиерея Артемия Владимирова: «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство Священства! Оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и его-то Христос, снизойдя, даровал нам, недостойным. Припадаю, со слезами и воздыханиями прошу, всмотримся в сие сокровище Священства, в хранящих оное достойно и свято».
Автор благоговеет перед тайной Священства, при этом и сам прилагает все усилия, чтобы хранить его «достойно и свято». Это последнее может быть особенно полезно читателю в том смысле, что речь в книге идёт не об отвлечённых, неизвестных автору на практике предметах, а о той жизни, которой он живёт сам.
Кому адресована эта книга? Конечно, в первую очередь тому, кто с трепетом и благим дерзновением готовится вступить на стезю пастырского служения или по крайней мере раздумывает об этом. Впрочем, и состоявшиеся пастыри тоже, думаю, почерпнут здесь многое на духовную свою пользу. Благочестивым мирянам будет небесполезным узнать не только о духовной власти пастырства и связанных с ней обязанностях и возможностях, но и о внутреннем кресте священника, борющегося, так же, как и они, за своё спасение в вечности – до изнеможения, и, увы, не всегда без преткновений.
В начале своей осознанной церковной жизни, когда я относился к категории адресатов книги – к «юношеству, интересующемуся темой священства», мне пришлось услышать из уст автора – уже тогда известного пастыря, проповедника и миссионера, несколько мыслей о служении священника, которые навсегда покорили моё сердце. Вопросов, однако, у меня осталось после беседы ещё больше, и ответы мне пришлось искать самому не без трудностей и препятствий. Думаю, что совершил бы меньше ошибок, если бы имел под рукой что-то подобное этой простой, доброй и мудрой книге. Готов рекомендовать «Заметки…» каждому, кто желает, чтобы пастырское служение стало для него, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, «благословением и трудом, и долгом жизни».
С искренним почтением и братской о Христе любовью к дорогому автору – благодарный читатель, Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский
Вместо предисловия
Позвольте, дорогие мои читатели, с первых строк этой небольшой книги объясниться с вами. Моё намерение – представить вашему вниманию пастырские размышления о призвании священника. Они ни в коей мере не претендуют на статус учебника по пастырскому богословию или практического руководства для пастырей. Это именно заметки, наблюдения, отчасти вынесенные мною из прочитанного, отчасти – из того, что я подметил вокруг себя и обрёл в собственном опыте пастырства.
Замысел книги был мне подсказан игуменом Лукой (Степановым), возглавляющим кафедру теологии Рязанского государственного университета и являющимся моим научным руководителем в написании диплома. Намеренно ограничив объём этих заметок, чтобы они получились компактными и неутомительными для чтения, я облёк содержание книги в форму свободного размышления, о чём свидетельствует её название.
От читателей не утаится, что автор не избегал острых и даже болезненных тем, на иные из которых не дано ясных ответов. Такова действительность, призывающая нас к непрестанному обдумыванию явлений жизни и неспешному формированию собственного суждения в согласии с соборным разумом Церкви. Упомянутая мною особенность предлагаемого материала обусловлена не тщеславным желанием автора подискутировать, но имеет целью совершенно иное: помочь кому-то из читателей в неспешном и осознанном выборе призвания священства.
Буду рад предложить книгу юношеству, интересующемуся темой священства, а также всем любознательным читателям.
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Московского Алексеевского женского монастыря
Вы – соль земли…
Вы – свет мира.
Мф. 5, 13, 14
О пастырском служении
Вступление
С вященство – драгоценный Божий дар грешному человеческому роду. Благодать пастырства была излита на апостолов в час их поставления на служение Церкви всемогущим Богом в день святой Пятидесятницы, и с тех пор преемственно передаётся в веках через возложение на избранного Церковью рук епископских. Дар священства вышеестественен, иноприроден человеку и храним в лоне Святой Соборной Апостольской Церкви во всей его целостности. Поставленный на свещник пастырства верный христианин, по благословению своего епископа, литургисает вместе с народом Божиим, приносит Бескровную Жертву. Он призван учительствовать, проповедовать Слово Божие, духовно просвещать и окормлять свою паству в соответствии со Священным Преданием и Писанием Церкви.
Священник участвует во всех Таинствах Церкви как исполнитель архиерейского благословения, кроме одного – он не может рукополагать диаконов и пресвитеров, будучи сам рукоположен епископом. Благодать священства делает рукоположенного христианина особым человеком, меняет в достойном избраннике мысли и чувства, делает его ходатаем пред Богом за народ. Священство, поставленное Спасителем на столь великую высоту, подлежит строгому суду Слова Божия. Вы – соль земли… Вы – свет мира, – обращается Господь к Своим ученикам1. Его слова прежде всего относятся к пастырскому служению. Священство – это возжжённый светильник, ярко светящий всем, кто входит в дом Божий. Священство – это город, который не может укрыться от взоров, ибо он воздвигнут «на верху горы». Благодать священства, являющая себя в предстоянии Божию Престолу, совершении Евхаристии, молитвенном ходатайстве за людей, словесном назидании бессмертных человеческих душ, – предмет благоговейного отношения к нему со стороны самого пастыря. Священство – это многоветвистое дерево с обильной кроной и спелыми душистыми плодами – дарами Духа Божия. В ветвях этого чудесного дерева обитают птицы небесные – благочестивые христиане, стремящиеся жить под пастырским руководством и составляющие вместе с пастырем единую духовную семью. Главное назначение иерея – спасение душ вверенных ему людей. Заветные чаяния пастыря осуществятся в полной мере на Страшном Суде. Тогда он дерзновенно воскликнет пред лицем Господа: «Се аз и дети, яже ми даде Бог»2.
Истинные и мнимые признаки призвания к священническому служению
Современные родители часто прививают своим детям идею лидерства и чувство собственной исключительности. К сожалению, не все понимают, какими бедами и напастями в жизни подрастающего поколения оборачиваются эти нехристианские педагогические установки. Думая укрепить юных и подготовить их к встрече с жестоким миром, горе-воспитатели мостят им гати из тщеславия и гордости через погибельное болото страстей, главные из которых – гнев, блуд и уныние.
И если вести речь о признаках избранничества, то, думаю, это в первую очередь послушливость и кроткое, мирное устроение души, чурающейся жестокости и всякого вида агрессии к людям. Данные качества нисколько не противоречат идеалу мужества, не препятствуют выковывать такие черты характера, как умение дружить, готовность заступаться за слабых, отстаивать правду и прочее. Физическое развитие, занятия спортом совершенно необходимы юношам – будущим защитникам, кормильцам, тем, кто намеревается стать главой семьи и имеет своим нравственным идеалом служение Церкви и Отечеству.
Ныне растление достигает необыкновенных размахов и проникает во все поры общества. Неусыпную борьбу падший дух ведёт за не утверждённые в добре юные души. Верный знак, светлая печать будущего пастыря – сохранение невинности души и тела, девство, сердечное целомудрие, выражающееся в решительном отвращении от всего нечистого и пошлого. Увы, соблазн имеет для нынешних подростков особо притягательную силу. Итак, главной задачей родителей и воспитателей является ограждение детей от духа растления, созидание нравственно чистой среды обитания для христианской поросли.
Нередко мальчики, наделённые талантом чуткости, доброты к людям и ко всему живому, находят впоследствии свой путь к священству. Безусловно, очень и очень важно духовное просвещение, воцерковление маленьких христиан. Далеко не все из них сохранят при вступлении в переходный возраст трепетную веру и молитвенность души, но посеянное в детские годы, как правило, даёт свои ростки много лет спустя. Прекрасно, если благочестивые родители посвящают своих чад Богу «от пелён», всецело вверяя их Промыслу Божию. Но последнее совсем не исключает собственных усердных трудов в созидании детской души.
Глава из книги Благодать священства
Интернет
Священники давно стали активными пользователями, завсегдатаями, «гражданами» виртуального информационного царства.
И это совершенно оправдано. Батюшки – «ловцы человеков» (главное, самим не уловиться на отравленную блесну) – везде, где присутствуют бессмертные души, должны быть и они, будь то Северный полюс или Южный, воздух или земля, вплоть до «компьютерного зазеркалья»…
Ни для кого не секрет, что в интернете сегодня находится семь десятых всего человечества. В безбрежных информационных сетях зреет решение многих вопросов, в том числе и геополитической значимости. Едва ли не вся молодёжь нырнула в эти глубокие воды и не спешит возвращаться на поверхность. И церковные структуры в наши дни уже не обходятся без собственных сайтов и порталов. Эпоха интернета стала особым временем, когда практически не утаишь в мешке приватности никакого новостного шила. И тайное, и явное выкладывается на всеобщее обозрение. Твои сокровенные размышления (хорошо, непостыдные мыслишки) становятся предметом всенародного обсуждения. Информационный невод вбирает в себя доброе и дурное, ожидая либо всеобщего электрического коллапса, либо пришествия Господня и Страшного Суда, что друг другу не противоречит…
Я сейчас не буду говорить ни о положительных сторонах интернет общения, ни о его издержках, о которых и без меня все наслышаны… Мои заметки – о другом. Всё чаще и чаще приходит на мысль, что человеческая душа, с её бездонной глубиной и Богу ведомыми способностями, остаётся самым совершенным творением, в сравнении с которым головокружительные успехи Билла Гейтса и последние усовершенствованные модели айфонов и айпадов – лишь «жалкий лепет оправданья» и набор ржавых формочек в песочнице перезревшей цивилизации эпохи постмодернизма.
Вот почему нам, пастырям, успешно совершающим свою просветительскую миссию «в фейсбуках и ютубах», нельзя забывать о своём духовном первородстве и отказываться от него (предстояния Живому Богу) ради чечевичной похлёбки виртуального общения и накопления разнородных сведений. Священник – это не освящённая водокачка, скачивающая и перекачивающая из «интернет-жил» водянистую информацию, нуждающуюся в очистке и перегонке. Иерей – это не мальчик по (компьютерному) вызову для обслуживания капризов и суетных запросов публики, лукаво прячущейся за фосфоресцирующим плоским экраном. Как и в любом общении, и в этом формате пастырю должно хранить своё достоинство, являть выдержанность суждений и компетентность оценок, не позволяя вырываться наружу ничему «личному», страстному, пропитанному нечистым духом «миродержца».
Но вернёмся к разговору о душе пастыря и о его вечном призвании – общении с Богом лицом к лицу, предстоянии пред славой Божества в молитвенном ходатайстве за народ. Наше сердце – дивный орган богозрения! Никому никогда не измерить число «пикселей» духовного ока, устремлённого к вечности. Не поддаётся учёту количество мегабайтов памяти человеческой и объём информации, хранимой в сердечной «флешке». Приступит человек, и сердце глубоко, – по слову Псалмопевца Давида . Всей жизни мало, чтобы исследовать сокрытые в душе лабиринты и анфилады, тем паче очистить её от окалины греха, убедившись в силе евангельских слов: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят .
Вспомним, дорогие читатели, преподобного Сергия Радонежского, который без помощи дисплея созерцал на молитве ход Куликовской битвы и молился за каждого павшего русского богатыря. Не забудем и «убогого Серафима», как величал себя светильник Саровской пустыни, денно-нощно возжигавший свечи перед келейной иконой и знавший (по падению свечи), кто из духовных его чад подвергся напасти и не устоял пред лицом погибельного искушения. Удивимся тому, как последний старец Троицко-Сергиевой Лавры (после её закрытия в безбожные годы), приложив к уху монашеские чётки «вызывал на связь» своего «собинного друга» – митрополита Трифона (Туркестанова) – и тот услышал (!) «звонок» и тотчас приехал проститься с умирающим старцем… Обратив взор в глубину веков, увидим преподобную Марию Египетскую, молящуюся на «возду;сех» словами Давидовых псалмов и библейских пророков, книги которых она никогда не держала в своих руках, но изучала их через просвещение от Духа Божия… Ей же Господь открывал все бытовые детали из жизни далёкой мужской обители, откуда прибыл к ангелу пустыни смиренный пресвитер Зосима, написавший житие преподобной.
Таким же даром Бог почтил нашего современника, схиархимандрита Виталия (Сидоренко), ученика Глинских старцев, кавказского подвижника, последние годы жизни проведшего в советском Тбилиси в послушании у замечательного православного аскета, святителя Зиновия (Мажуги). Господь открывал отцу Виталию малейшие подробности из жизни его московских духовных чад, как будто они непрестанно беседовали по скайпу.
Остаётся только безмолвствовать и удивляться жизнеописанию недавно причисленного к лику святых афонского старца Порфирия Кавсокаливита, обладавшего исключительным даром ведения, как будто он находился в центре космических исследований, напичканном радарами и излучателями последнего поколения…
А потому, братия, не будем предпочитать интернет-радение, притупляющее физическое и духовное зрение, общению с живой природой, когда душа воспоминает о сокровенной сердечной молитве Создателю, соединённой с печалованием о всём сущем.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Что такое Таинство священства?
— Ваше Преосвященство, что такое Таинство священства, в чем его смысл и значение?
— Говоря языком катехизиса, мы определяем священство как «Таинство, в котором через епископское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово». По сути говоря, из этих слов явствуют три необходимых и достаточных элемента для совершения Таинства. Первое — наличие канонически легитимного епископа как свидетельство неразрывности епископской преемственности от апостолов. Второе — рукоположение должно совершаться над «правильно избранным» кандидатом. Это уже момент не только канонический, но еще и моральный. Поскольку каноническое право просто не может дать всех исчерпывающих критериев вышеупомянутой «правильности» кандидата, то избрание происходит во многом субъективно, что ставит епископат перед особой нравственной ответственностью за совершаемый выбор. К великому сожалению, практика того времени, когда ради укомплектованности приходов духовенством очень часто закрывались глаза на нравственный и образовательный ценз ставленников, еще долгое время будет давать о себе знать.
Третий (особенно актуальный сейчас) элемент формулировки катехизиса — Святой Дух сообщает ставленнику благодать для претворения в жизнь двух совершенно конкретных целей: совершать таинства и пастырски окормлять членов общины. И если первая из этих целей весьма определенна и конкретна, то вторая вновь открывает нам просторы для субъективного восприятия и игры воображения. Что значит «пасти стадо Христово»? Здесь уже, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Причем мнения эти зачастую вызывают очень неоднозначную оценку общества. По моему скромному мнению, ряд недавних заявлений отдельных представителей Церкви, а также некоторые печально известные происшествия являются, мягко говоря, не самым удачным способом явить нашему обществу дух евангельского пастыря. Но если немного отступить от «физики» и обратиться к «лирике», то я бы сказал так: «священство — это ежедневные ответы на вечные вопросы». Смысл жизни священника — явить всем людям, всем детям Божиим бытие другой реальности и другого измерения: измерения добра, измерения прощения, верности своим идеалам, уважения и любви. Таким образом, смысл священства — быть совестью человечества, его путеводной звездой, надеждой — утопающим в отчаянии и горе, опорой — сломленным и раздавленным, любовью и пониманием — для всех и во всем. Цель же священства — быть верным работником в винограднике Вселенной, где хозяин — Сам Бог.
— Почему человек не может сам напрямую общаться с Богом? Для чего нужны «посредники»?
— Сама формулировка Вашего вопроса a priori ошибочна. Человек не только может, но и должен сам общаться с Богом, никакие посредники и переводчики ему здесь не нужны. Такова воля нашего Божественного Отца о каждом из нас — достичь совершенного духовного возраста, самостоятельности и ответственности в духовной жизни. В конечном счете, именно для этого нам и дана земная жизнь — пройти путь самосовершенствования и подготовиться к вечному общению с Абсолютным Благом. Бог хочет видеть в нас интересных собеседников, духовно взрослых и самостоятельных, глубиной и широтой своего внутреннего мира являющих образ и подобие Самого Творца. Но чтобы стать таковыми, нужно пройти определенный путь. И как некоторый маяк на этом нелегком пути, всегда показывающий правильный ориентир, Бог Сам благословил нашему земному миру иметь священство.
Но такова уж отличительная особенность нашего века, что мы все спешим упростить, свести к элементарному, совершить профанацию священного, поскольку для действительно глубоких и серьезных вещей у нас уже не осталось ни сил, ни времени, ни способностей души. Потому и раздаются ныне возгласы, что для общения с Богом священники не нужны, что для духовной жизни не нужно посещать церкви и так далее. Подобные люди мне представляются столь же наивными, как и те, кто покупают учебник «Английский за две недели» или «Немецкий для домохозяек», полагая, что через месяц уже начнут читать Шекспира и Гете в оригинале.
Без священника невозможно не общение с Богом, но совершение особых священнодействий — Таинств. Без епископа невозможно совершение Таинства хиротонии.
— Почему Таинство хиротонии всегда воспринималось как особое общецерковное дело?
— В ранней Церкви священники и епископы нередко были избираемы народом. Вспомним истории избрания святителей Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, ставших епископами против собственного желания, но после настойчивых просьб со стороны паствы. Безусловно, такая практика идеальна, поскольку никто лучше самих прихожан не сможет определить, кто именно должен быть избран приходом для осуществления пастырской деятельности. Но со временем рост числа общин и индифферентность со стороны паствы стали причиной для перехода к иной практике — когда кандидата в священство избирает сам епископ.
— Можно ли сказать, что в Таинстве священства священнослужитель переходит некий рубеж? Как этот переход меняет или должен менять рукополагаемого?
— Безусловно, пересекая границу Царских врат и вступая во Святая Святых, ставленник пересекает тем самым и определенный рубеж своей жизни. Но я бы определил этот рубеж не как новый уровень жизни, а как новый уровень ответственности за поступки и принимаемые решения. Автоматически принятие сана никак не меняет человека. Благодать врачует немощи и дополняет отсутствие даров лишь тогда, когда человек начинает служить честно и жертвенно. Выйдя из алтаря в новом облачении, в душе он остается носителем всех тех же добродетелей и недостатков, что были присущи ему и до рукоположения.
Но меняется другое: меняется цена ошибки и уровень ответственности за поступки. Отныне человек призван быть для верных образом «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою», и несоответствие этому призванию может иметь самые страшные и пагубные последствия не только для самого пастыря, но и для людей, и для всей Церкви. Ошибку священника (а ошибка в греческом языке есть синоним греха) можно в некотором смысле сравнить с врачебной ошибкой. Разница лишь в том, что последствие ошибки врача — страдание или смерть тела, а ошибка священника влечет за собой страдания и омертвение душевной и духовной сфер человека.
— Служба в Церкви, наверное, сродни службе в армии: Патриарх или правящий епископ определяет, когда и кому быть рукоположенным в тот или иной сан, а также — где нести священнику свое послушание. В армии, как известно, приказы не обсуждают. Насколько строго в этом плане обстоят дела в Церкви? Учитываются ли, скажем, пожелания рукополагаемых о том, где им служить?
— Иерархичность всегда подразумевает под собой четкую организацию, вертикаль духовной власти и авторитета. С одной стороны, решения священноначалия не обсуждаются, но, с другой стороны, человечность и взаимопонимание еще никто не отменял в этом мире. Я думаю, что любой архиерей всегда пойдет навстречу своему священнику, если его просьбы действительно аргументированы и адекватны.
— Почему изменилась древняя практика назначения на епархию или на приход пожизненно?
— Это действительно актуальный и насущный вопрос. Согласно древней практике, епископ, поменявший в третий раз кафедру, должен быть отстранен от своего служения. И в этом есть определенная правда: если человек не способен наладить адекватный диалог с верующими, если он не обладает необходимыми качествами для административной работы, если он трижды не смог стать отцом, другом и помощником для своей паствы, то это говорит о его неспособности к епископскому служению. Говоря в светских категориях, такой человек должен быть отстранен от занимаемой должности. Аналогичная ситуация и со священниками: если прихожане трижды отказывают в доверии священнику, то это уже тревожный сигнал, дающий повод задуматься о личности священника.
К великому сожалению, прихожане из века в век все более и более охладевали и отдалялись от активного участия в жизни общины, в жизни Церкви. А потому мы пришли к тому, к чему пришли: сейчас большинство приходит в храмы лишь для того, чтобы удовлетворить свои религиозные надобности. В лучшем случае — раз в неделю помолиться и причаститься, совершенно не участвуя в жизни приходской семьи. Закономерным следствием этого стало смещение центра тяжести церковной жизни в сторону священноначалия, которое оказалось вынуждено самостоятельно принимать все кадровые решения.
— В последнее время в околоцерковной среде можно услышать голоса, осуждающие Священноначалие. Насколько миряне и священнослужители имеют право открыто говорить о своих суждениях, принимать решение о том, поминать им правящего архиерея или нет, слушаться ли Священноначалие?
— Здесь Вы поднимаете интереснейший вопрос нашей церковной действительности: имеет ли человек Церкви право на собственное мнение, и может ли он использовать это право для критики решений Священноначалия. Здесь сразу же оговорюсь: речь пойдет лишь о людях Церкви, участвующих в ее духовной и общественной жизни и деятельности. Те же многие, кто ныне с пеной у рта врываются со своей внешней критикой во внутрицерковные споры, автоматически выпадают из нашего диалога. Итак, может ли христианин иметь свое мнение? Думаю, что наилучшим ответом здесь станут слова блаженного Августина: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Если мы говорим о всех тех вопросах и проблемах, по которым Церковь сформулировала свое единое официальное мнение (а мнение такое может быть сформулировано лишь Собором — Поместным или Вселенским), то от христианина требуется принятие этого мнения, его рецепция по всем пунктам. Например, если говорить о богословской составляющей учения Церкви, о ее догматах, то необходимым элементом присутствия в пространстве Церкви и соучастия в ее литургической жизни является полное и безоговорочное принятие всего догматического корпуса ее учения.
Но если речь идет о вопросах второстепенных, по которым Церковь не имеет единой и определенной соборной точки зрения, но имеет лишь совокупность отдельных мнений своих представителей, то здесь от христианина не требуется отказываться от личного мнения, если оно отлично от услышанных. Но даже если частное мнение высказывается представителем церковной иерархии, имеющим подлинное уважение и авторитет в глазах народа, это мнение, как показывает практика, всегда будет услышано паствой. Я очень хорошо помню один из социологических опросов середины 90-х годов, согласно которому самым авторитетным человеком в России оказался не какой-либо политик или общественный деятель, а человек Церкви — Патриарх Алексий. Говоря о том принципе, согласно которому в Восточной Церкви принимаются все решения, мы употребляем термин «соборность». Это означает, что исторически Церковь была одним из первых демократических институтов в мире. В отличие от западной модели, где во главе всей Католической Церкви стоит единый суверен, Церкви Востока всегда уважали мнение всех членов церковного организма, что служило гарантией от ошибки или произвола отдельных его представителей. А потому вынесенное соборное мнение всегда было мнением всей полноты Церкви, соответственно, и рецепция этого мнения должна быть абсолютной.
Но здесь есть и еще один момент. Соборность подразумевает не только необходимость принятия всеми членами Церкви соборного решения, но и возможность для всех членов Церкви участвовать в его рассмотрении и принятии. Об этом мы тоже не имеем права забывать: каждый голос и каждое мнение — и епископа, и священника, и простого прихожанина — должны быть ценны для нас. В этом и заключается соборность Церкви.
— Преподобный Серафим Вырицкий говорил: «Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов». Но если батюшка грешит и об этом знает весь приход, как ему доверять? Ведь от священников ждут если не прижизненной святости, то хотя бы некоей чистоты и высоты.
— Частично я уже коснулся этого вопроса выше. Если говорить с точки зрения богословия, то личные несовершенства священника не препятствуют совершению таинств, потому что совершителем их является Христос. Но когда прихожане видят надменного, гордого и не отличающегося высотой духовной жизни человека в рясе, который еще и пытается их чему-то учить с амвона, то люди не задумываются о высоком богословии, а просто уходят из Церкви.
Мы, священники, нередко говорим другим и сами себе, что о Церкви нужно судить по учению Иисуса Христа, а не по нравственному состоянию служителей. Какой же колоссальный обман совершаем мы этими словами по отношению к Богу и к самим себе! Когда две тысячи лет назад босые рыбаки ступили на пыльные дороги просвещеннейшей империи своего времени, то никому не были интересны их теоретические положения о Боге-Троице и загробной жизни, эллинский мир видел философские учения и поинтереснее, но они за считанные десятилетия покорили весь этот мир другим — своей жизнью и своими поступками. Мир судил не по их словам, а по их делам. Сам Христос сказал, что по делам их узнаете их. Вот она — та доминанта, на основе которой можно вынести самое правильное решение.
Прошлый век принес в наш мир такие понятия, как PR-технологии, механизмы пропаганды и влияния на массы. Умные и мыслящие люди уже давно не верят словам и тому, что видят через призму СМИ. Но критерий, заданный Христом, и поныне актуален: видя реальные дела, мы можем вынести правильное суждение. Если прихожане видят, что священник после службы избегает общения с ними, садится в свою иномарку и едет общаться с сильными мира сего, то разве будет доверие к его словам с амвона, пусть это даже и будут самые изысканные слова?
С другой стороны, часто священник действительно является человеком грешным и несовершенным, но если он неподдельно любит свою паству, если он всегда выслушает и проявит свое неравнодушие, то разве люди отвернутся от такого служителя Божиего, разве станут его частные прегрешения поводом осудить Церковь и учение Иисуса Христа?
Отличительная харизма новозаветного священства в том, что священники Нового Завета — не просто «служители культа», но проповедники, своей жизнью, словами и делами возвещающие миру Благую Весть о том, что мучениям человечества пришел конец; что, в конце концов, в правление Августа, единоначальствовавшего на земле, в мире родился, проповедовал, был распят и воскрес Сам Бог и Творец.
Я убежден, что перед современными священниками стоит колоссальная по своей трудности и важности задача — совершить новую евангелизацию нашего общества, вновь завоевать доверие людей и явить народу другое лицо Церкви: Церкви нестяжательной, Церкви со своим мнением, Церкви, где царствуют уважение, разум и любовь. Задача эта утопическая, но не утопично ли прозвучало когда-то для двенадцати босых рыбаков, что их сети поймают весь мир?
Епископ Гатчинский Амвросий
Беседовала С. Павленко
>Священники, священство
Священник — посредник между Богом и людьми
Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia — хиротония).
Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.
Священник — символ Христа
Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.
Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».
Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…»
Священник — свидетель в Таинстве исповеди
Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь — только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, как поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, » священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует — это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача — помочь выбрать правильное решение. Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».
Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно.
Священник не может существовать без народа
В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву.
Кто может стать священником?
В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи…» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.
Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».
О священниках и священстве на «Правмире»:
- Зачем нужны священники?
- О священниках|Ответы священников на вопросы
- Как стать священником, или правило парашюта
- Мифы о священниках
- Архиепископ Егорьевский Марк: Разумный священник не станет ездить на Лексусе!
- От чего устает священник
- Священники тоже люди
- Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода?
- Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны
- Брак священника, или Битва за кольцо
- Исповедь тюремного священника
- Ответ священника философу
- Священник, старец, духовник…
- Дневник сельского священника
- Священник должен поддерживать высокий уровень публичной риторики
- Друг-священник: почему бы и нет?
- Каково быть «бывшим» священником?
- Священник цинично шутит, заболел или выпивает. Что это с ним?
- Протоиерей Олег Тэор: Священник нужен в армии как отец
- Священники большого города. Отец Антоний Лакирев
- Исповедь плохого священника
Добавить комментарий