Хитон господень
Содержание
Риза Господня
Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин. 19:24).
См. также: Титло с Креста Господня
Исторический экскурс
Об обстоятельствах перенесения Ризы Господней из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские.
По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете — древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников — для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхету (см. «Истина и Жизнь» № 4/96). Хитон Господень оставался в Грузии до начала XVII столетия.
Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу.
В древнерусской письменности существует несколько сказаний о том, каким образом Риза Господня попала в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семёну Шаховскому (оно было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н.С. Тихонравова). Подлинные акты, свидетельствующие о доставке Ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; в 1879 г. они были изданы, впоследствии было опубликовано и «Дело о присылке в Москву шахом Аббасом Ризы Господней», принадлежавшее тому же архиву. Тексты посольских документов приведены в исследовании С. Белокурова «Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году» (1891). Там же помещены факсимильные фрагменты этой переписки.
Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это «альтернативное» предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии.
…Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».
Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля
Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.
Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».
Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.
Хотя Риза Господня была привезена в Москву в марте, из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной Ризы в Москве было установлено 10 июля (ст. ст.) — в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. Службу празднику, по благословению Святейшего Патриарха Филарета, составил митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) Киприан. В день праздника святыню выносили на середину храма для поклонения верующих.
По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. «На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге — образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце — Риза Господа нашего Иисуса Христа… Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем… Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. На ковчеге образ Распятие Господне, по краям обнизан жемчугом в одну прядь, во главе образ Спасов…»
Из других мест описи следует, что одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой.
Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.
Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред.
Поэтому в 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «…чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Павел I, приняв правление (1796–1801), велел перевезти этот ковчег с Ризой в Санкт-Петербург, в собор Зимнего Дворца. Ещё одна часть Ризы хранилась в Петропавловском соборе, «в крепости».
Второй ковчег с частью Ризы по-прежнему оставался в Успенском соборе Кремля. Вот как выглядела московская часть святыни: «Имеющаяся в Успенском соборе часть Ризы Спасителя несколько более квадратного вершка; она устроена в золотом ковчежце, который, в свою очередь, устроен в серебряном створчатом киоте (6 1/2 х 4 вершка), покрытом чернёными священными изображениями и украшенном в средине под стеклом 180-ю крупными бриллиантами, из коих один весит 7 1/2 карат». Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения.
В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к Балтийскому морю. Предстояли тяжёлые испытания, и царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения — каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе. Судя по описям, в 1701 г. здесь хранились пять ковчегов с восемью частями Ризы Господней. Две части Ризы были отправлены в Петербург, одна — в Ярославль.
На протяжении веков святыни, хранившиеся в Успенском соборе Кремля, оберегались от взора чужеземцев — они могли созерцать их лишь издали.
Не было доступа к Ризе Господней и во время «нашествия галлов», когда Москва была занята наполеоновскими войсками. Она вместе с другими святынями была своевременно вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе.
В 1837 г. А.Н. Муравьёв, исполнявший в те годы должность «секретаря за обер-прокурорским столом» в Святейшем Синоде, был в свите великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), когда тот в сопровождении митрополита Московского Филарета (Дроздова) осматривал храмы Московского Кремля. Посетил он и спасённую во время Отечественной войны 1812 г. ризницу Успенского собора. Рассказывая об этом визите, Муравьёв, в частности, отметил: «Его высочество вспомнил, что при крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на всё его потомство».
Это замечание подтверждается сведениями, содержащимися в ризничной описи церкви Зимнего дворца в Петербурге. В ней упомянут «образ Божией Матери Тихвинской, в золотой ризе, с крестиком, в котором частицы Риз Спасителя и Божией Матери. На обороте образа надпись: “Этим образом государыня императрица Мария Феодоровна благословила государя императора Александра Павловича в день его крещения 20 декабря 1777 года. А крестик возложен тогда же на него”». Отсюда следует, что Риза Господня находилась в ведении царской семьи, и российские правители могли распоряжаться святыней по своему благоусмотрению.
Опись церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге подтверждает, что ковчег с частью Ризы Господней был «принят в ризницу из комнат государя императора Павла I». В перечне содержатся подробные сведения о чтимой святыне: «Золотой ковчег, устроенный наподобие книги, содержит нашитую на шёлковой подушке часть Ризы, или Хитона Господа нашего Иисуса Христа. Ковчег украшен эмалевыми изображениями четырёх евангелистов и страданий Господних, также бриллиантами, яхонтами и изумрудами…» Кратко упоминается и о другом, серебряном ковчеге, в котором также хранилась часть Ризы: «Ковчег серебряный, вызолоченный, с частями Древа Креста Господня, Ризы Господней и мощей разных святых». Частица Ризы благоговейно сохранялась в дворцовой церкви и в начале ХХ столетия.
Другая часть Ризы Господней вплоть до 1917 г. хранилась в соборе свв. апостолов Петра и Павла («в крепости»). Возможно, «Петропавловская» часть Ризы была привезена в северную столицу по распоряжению Павла I, как и «дворцовая», однако достоверных сведений на этот счёт нет.
Частицы Ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Вот что пишет Александра Петровна Арапова — дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета».
После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.
Что касается «пушкинской» части Ризы Господней, то от сына великого поэта, Александра Александровича Пушкина, ладанка, по всей вероятности, перешла к его внучке. После октябрьского переворота эта святыня дома Пушкиных с внучкой Александра Сергеевича Еленой Александровной фон дер Розенмайер отправилась в Константинополь. В 1942 г. Елена Александровна умерла в Ницце. След пушкинской святыни потерялся…
Драматична и судьба частей Ризы Господней, которые пребывали в Московском Успенском соборе. «Большевики хозяйничали здесь беспощадно, систематически, беспощаднее, чем французы в 1812 году», — свидетельствовал в 1922 г. о состоянии соборов Кремля после «изъятия» церковных ценностей корреспондент газеты «Берлинер Тагеблатт» Пауль Шеффер.
О дальнейшей судьбе «московской» части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне».
Ещё одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 г., в связи с 250-летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского.
В конце 2003 г. администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь» сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции.
…Главный хранитель музея Марина Фесенко поставила на стол нечто, завёрнутое в большой кусок ткани, надела белые перчатки и развернула серебряный позолоченный ковчег, сделанный в виде Гроба Господня. Марина Леонидовна открыла крышку ковчега — в центре барельефа, изображающего расходящиеся в разные стороны лучи света, лежала восьмигранная серебряная панагия, украшенная четырьмя драгоценными камнями. В центре панагии под пластинкой слюды лежал кусочек льняной ткани размером с ноготь, представляющий колоссальную ценность для всего христианского мира.
Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным — за великие заслуги. Во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для хранения святыни они специально построили церковь Ильи Пророка, куда частица Ризы Господней и была передана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа.
Там святыня находилась до 1922 г., когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как выяснилось, всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.
В те годы такая форма спасения церковных святынь практиковалась повсеместно. Люди верили, что рано или поздно истинное значение этих ценностей откроется. Так и произошло. Научный сотрудник Ярославского музея «Спасский монастырь» Елена Бурдакова, готовившая очередную выставку, наткнулась на описание святыни в книге ярославского мецената Вахромеева, изданной в 1906 г. Случилось это на Пасху 2002 г.
9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года Риза Господня находится в Храме Христа Спасителя.
Почти три столетия Риза Господня сохранялась и почиталась на Руси. И хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, в чём повинны «новые неблагодарнии», память о ней остаётся в литургическом наследии Русской Православной Церкви. И это даёт надежду на духовное возрождение России: «Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам».
Местонахождение. Доступность для паломников
Фрагмент Ризы Господней находится в Москве, в Храме Христа Спасителя. Доступ к святыне — в субботние и воскресные дни. Адрес храма: ул. Волхонка, дом 15 (метро «Кропоткинская»).
Телефон для справок: (495) 637-12-76.
Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00), в воскресные дни и Великие праздники.
Видео
Ссылки
- О Ризе Господней
- Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
- Сайт о Ризе Господней
- Президент России передал Святейшему Патриарху Алексию фрагмент Ризы Господней, находившийся в собрании музеев Кремля
- Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда
- Сайт Храма Христа Спасителя
«Лоббизм — искусство прогноза, умение предугадать ход оппонента и принять ответные меры. Победа за тем, кто окажется на шаг впереди и выложит свои козыри позже всех остальных. Ты должна застать их врасплох, а не они тебя», — произносит, словно мантру, Элизабет Слоун, упрямо глядя нам в глаза. Этот гениально простой открывающий кадр лучше любой тщательно продуманной экспозиции представляет нам главную героиню — самую рисковую и успешную лоббистку Вашингтона. Буквально через считанные минуты мисс Слоун уверенной походкой отправится в Капитолий, где ей предстоит ответить на обвинения сенатора Рональда Сперлинга (маньяк Троица из «Декстера» и Черчилль из «Короны» — Джон Литгоу) в незаконных методах лоббизма. Едва начавшись, слушания в конгрессе условно откладываются развернутым флешбэком — действие переносится на три месяца назад.
С первых кадров британский режиссер Джон Мэдден («Влюбленный Шекспир», дилогия «Отель Мэриголд») не только погружает нас в мир изощренных лоббистских манипуляций и хитрых политических интриг, но и задает динамичный темпоритм, который успешно поддерживает до самого финала. Однако пугаться сложностей американской политики и запутанных обменов репликами не стоит: нить повествования вы не потеряете, даже если совсем не в теме, достаточно знать, чего касается вторая поправка к Конституции Соединенных Штатов (вторая поправка гарантирует право граждан на хранение и ношение оружия. — Прим. ред.).
Именно вокруг оружейной дилеммы строится основная коллизия: влиятельный бизнесмен Билл Сэнфорд обращается в престижную компанию, где работает Лиз Слоун, с заказом пролоббировать противодействие принятию билля Хитона — Харриса — законопроекта, ограничивающего свободу покупки и владения огнестрельным оружием. Но не тут-то было: Лиз изящно и недвусмысленно посылает Сэнфорда, а потом и собственного начальника и внезапно принимает предложение главы мелкой фирмы Родольфо Шмидта (Марк Стронг) возглавить кампанию против оружейного лобби. Теперь ее главным оппонентом станет бывший коллега — неутомимый любитель маффинов Пэт Коннорс (Майкл Стулбарг).
Поверить в пробудившиеся моральные принципы героини Джессики Честейн едва ли возможно, несмотря на то что именно необходимостью спокойно спать по ночам она мотивирует свой выбор в диалоге с боссом. Элизабет умна и азартна, решительна и остра на язык, бескомпромиссна и беспринципна, да и по ночам она не спит: то отправляется на роскошные приемы, то принимает мальчика по вызову. Запугивание, флирт, сарказм — у мисс Слоун тысячи масок, которые она мастерски меняет ради достижения одной цели — победы. Девиз героини можно сформулировать словами восемнадцатого президента США Улисса Гранта, облюбовавшего аверс пятидесятидолларовой банкноты: «Если не можешь победить честно, просто победи!»
На первый взгляд кажется, что такому персонажу очень легко потерять сопереживание зрителей, но на деле все иначе. Почему мы так отчаянно болеем за отрицательную героиню? Ответ очень прост: как пишет в своей книге «Миф и жизнь в кино» известный сценарист Александр Талал, «зритель любит активных героев. Антигерои не просто активны, но еще и преследуют цели, которые не всякий смеет преследовать, и ради них пойдут на такие шаги, на которые мало кто пойдет. Это завораживающее поведение, воплощение фантазии, в которой можно побыть плохим парнем, скинув оковы приличий и нравов, этики, морали и даже закона. И в чем-то такие герои вызывают восхищение и уважение, потому что идти к своей цели напролом дорогого стоит. На что большинство из нас не решается…».
Впрочем, антигеройность Элизабет не единственное, что заставляет восхищенно за ней наблюдать. Остроумие, бойкое чувство юмора, откровенность, упорство и перфекционизм вполне себе положительные черты. А самая главная и наглядная приманка — покоряющее обаяние и яркий талант Джессики Честейн. Рыжеволосая красавица, словно сошедшая с полотен прерафаэлитов, органично и убедительно смотрится как в образе нежной и женственной матери из «Древа жизни» (The Tree of Life) Терренса Малика, так и в облике сексуальной «принцессы покера» из «Большой игры» (Molly’s Game) Аарона Соркина. По словам самой актрисы, ключ к успеху банален — тщательное исследование персонажа и его мира. Например, готовясь к роли Рэйчел Сингер в фильме того же Мэддена «Расплата» (The Debt), Джессика читала множество материалов о холокосте, постигала тонкости израильского боевого искусства крав-мага, изучала немецкий язык и осваивала израильский акцент. Не менее основательно она подошла и к роли Элизабет Слоун: Честейн прочла книгу о политических интригах осужденного лоббиста Джека Абрамоффа (Capitol Punishment: The Hard Truth About Washington Corruption From America’s Most Notorious Lobbyist), не зная, что именно это произведение послужило главным источником вдохновения для сценариста Джонатана Переры, много и плодотворно общалась с вашингтонскими лоббистками, благодаря чему удалось добиться достоверности портрета героини и точности в деталях. Например, актрису удивил тот факт, что у семи из одиннадцати опрошенных женщин был черный лак на ногтях, который ассоциируется с готами или рокершами, но уж никак не с деловыми леди.
«Знаете, что лучше всего лечит от поражения? Победа». Этот очередной соркинский афоризм, вылетающий из уст рассерженной Молли Блум, вполне могла бы позаимствовать Элизабет Слоун, да только она не проигрывает. Никогда. Но ни слова больше о развязке. «Опасная игра Слоун» так же стремительна, напориста и внезапна, как ее главная героиня: лихие повороты сюжета не раз обрушатся на вас хлесткими дерзостями Лиз, а сногсшибательный финал непременно засияет ее всепобеждающей улыбкой. В конце концов этот захватывающий, умный и непредсказуемый фильм не о лоббизме, политике, интригах и манипуляциях. Это история о человеке, который от одержимости отчаянно-заразительной идеей триумфа любой ценой приводит к чему-то большему: «Убежденный лоббист не может верить в одну лишь победу».
Светицховели: тайна Хитона Христова (+ ФОТО)
14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.
По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.
Святая Сидония и Хитон Спасителя
Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.
Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.
Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня
Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.
Столп Животворящий
Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.
Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.
Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».
Волк и лев: святой царь Вахтанг
В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.
Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».
По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).
В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.
Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.
И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.
Сокровища храма
Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.
В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.
В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.
Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.
В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.
В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.
Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.
Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.
Символ Грузии
Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.
Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.
Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.
Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.
Вход на территорию собора
Стены собора
Стены вокруг собора
Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии
Купол собора
Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов
Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов
Фреска «Страшный суд»
Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом
Купол собора
Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза
Придел св. Николая
Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного
Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного
Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885
Икона собора Двенадцати Апостолов
В соборе
В соборе
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Фрагменты креста: Рождество Христово
Фрагменты креста: Сретение Господне
Крещение Господне
Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы
Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил
Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина
Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан
Алтарный крест
Потолок собора
Фреска «Спас Вседержитель»
В углу храма проходит исповедь
Часовня Гроба Господня
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена
Фреска: Спас Благое Молчание
Фреска: Исцеление расслабленного
Фреска: Спас Вседержитель
Фрески
Троица. Современная икона
Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи
В соборе
Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи
Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)
Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи
Окно часовни Гроба Господня
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Колодец
Современная икона прп. Марии Египетской
Современная икона св. Иоанна Предтечи
Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею
Могила царя Ираклия I
Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы
Патриаршее место
Жены-мироносицы (фреска)
Христос и самарянка
Исцеление слепого (фреска)
Фреска «Отечество»
Фреска Собор Двенадцати Апостолов
Фреска Троица
Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец
Икона «Слава Грузии»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака
Пророк Илия
Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть
Фрагменты центрального иконостаса
Фрагменты центрального иконостаса
Спаситель. Икона из центрального иконостаса
Фрагменты Царских врат центрального иконостаса
Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма
Внешние украшения храма
Прихрамовая территория
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Прихрамовая территория
Прихрамовая территория
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Колокольня собора
Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу
Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев
Собор Светицховели
Купол собора
Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели
В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.
В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.
В этом храме находится среди прочих святынь, тканный хитон Иисуса Христа.
Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые поехав в Иерусалим на Иудейскую Пасху, случайно присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, святой девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией.
Сидония просила своего брата Элиоза привезти из Иерусалима какую либо вещь к которой прикасался Христос. Элиозу удалось во время распятия Иисуса Христа выкупить хитон у одного из римских легионеров. Когда Элиоз вернулся в Мцхету, он узнал о смерти матери, которая говорила перед смертью, что ей так плохо, как буд-то в её сердце молотком загоняют гвозди. Именно в это время её сын Элоиз наблюдал за распятием Христа.
Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась от радости, её сердце не выдержало. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.
Возможно эта история была бы забыта в народе, если бы её потомки еврея Элиоза не передовали из уст в уста, так она дошла до мцхетского раввина Авиафара, который так же был потомком Элиоза.
Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Видя всё это, Авиафар отказался от служения в иудейской синагоги и принял православие. В последствии он тоже был причислен к лику святых.
Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.
Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».
В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.
Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».
По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).
В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.
Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.
И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.
Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.
В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.
В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.
Под этой башней покоится святая Сидония с хитоном Христа
Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.
Здесь находится плащ пророка Ильи
В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.
В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.
Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.
Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.
Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.
Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.
Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.
Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.
Интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.
Хитон Господень – это самая великая святыня Грузинской Церкви. В сакральном плане Хитон Господень, находящийся ныне, как в царственном кивоте, в соборе Светицховели, можно сравнить с духовным солнцем, льющим из недр земли свой незримый свет, или с подземным родником, который невидим для глаз, но питает собой корни цветов и растений. Это тот Хитон, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы. Из-за этой святыни Мцхета называли «вторым Иерусалимом». Внутри собора Светицховели построена часовня, похожая по форме на кувуклию – ту, которую воздвиг император Константин над гробом Господним в Иерусалимском храме Воскресения. Хитон Господень, привезенный из Иерусалима во Мцхета, связал духовными узами Палестину и Грузию, храм Воскресения и Светицховели. В сакральном плане Хитон Господень – это столп духовного пламени, достигающий небес, более дивный, чем тот, который вел Моисея с народом по Синайской пустыне среди враждебных племен в Обетованную Землю. Это место, где Ангелы нисходят на землю, а души людей в молитве восходят к небесам. В Евангелии говорится о том, как страдающая неизлечимой болезнью женщина, подойдя в толпе к Спасителю, тайно прикоснулась к Его Хитону и мгновенно исцелилась от недуга (Лк. 8, 43–48). И сегодня исцеления от Хитона Господня получают те, кто приходит к нему с верой и благоговением.
Сегодня Светицховели является популярным местом среди туристов и молодожен, красочные свадебные церемонии которых можно увидеть в соборе каждые выходные.
Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви.
Тропарь Животворящему Столпу и Хитону Господню
Тропарь, глас 8: Днесь празднует Святая Церковь, чтущи Столп Животворящий и Хитон Господень, иже Свет просияша во вся концы вселенныя и жизни святое миро источиша. Сего ради Всесвятей Богоматери и рождшемуся от Нея Христу покланяемся во спасение душ наших.
Белый хитон
О восприятии нашей истинной природы,
которая во всём
Белый хитон – это не Он
Пенобетон – это не Он
Розы бутон – это не Он
Шуба мутон – это не Он
Первой любви весна – да, это Она
Неба голубизна – да, это Она.
Праны земной стена – да, это Она
Рекламы неон – вроде не Он
Пакет макарон – тоже не Он
Мудрый Платон – вроде не Он
Толстый питон – тоже не Он
Над Пэнлаем сосна – да, это Она
Вешних дней новизна – да, это Она
Гор небес крутизна – да, это Она
Новый Афон – это ли Он?
Легкий шифон – это ли Он?
Антициклон – это ли Он
Дикий пион – это ли Он?
Никельодеон – это ли Он?
Додекадонон – это ли Он?
Плавных рук белизна – да, это Она.
Гам и тишина – да, это Она.
Левая сторона – да, это Она.
Поверхность и глубина – да, это Она.
Белый батон – вроде бы Он
Кит и планктон – вроде бы Он
Кислый лимон – вроде бы Он
Розовый слон – вроде бы Он
Та, что всегда нежна – да, это Она.
Нас пьянит без вина – да, это Она.
Света сердец страна – да, это Она.
Праведный сон – кажется, Он
Сфинкс и грифон – похоже, что Он
Богиня Каннон – явно ведь Он
Я, мы, ты, он – точно ведь Он.
Познавший судьбу
позабыл о судьбе,
Познавший себя –
забыл о себе.
Рождать – но не владеть,
Дарить – но не иметь.
Мритьерма амритам гамайя,
И да рассеется майя!
Добавить комментарий