Хорватская православная церковь
Содержание
Религия в Сербии
Субтитры
Разобрать этнические и религиозные сходства и различия в таком государстве или регионе как Югославия совсем непросто. В этом видео я постараюсь вам их разъяснить. Разобрав это, мы поймем какие рычаги запустили Первую мировую войну. И, конечно же, поймем причины распада Югославии, который проходил крайне тяжело в период падения коммунистического режима в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Прежде всего, нужно понять происхождение самого слова Югославия. Оно дословно переводится как «южные славянские государства». «Юго» — южный, а «славия» относится к славянским государствам. Под славянскими языками имеются ввиду языки, на которых говорят в этом регионе, а также в большой части Восточной Европы, то есть на территории современной России. Голубым цветом на карте отмечена территория, где сербскохорватский является основным языком. Сербскохорватский — основной язык этого региона. На этой территории говорят на множестве диалектов, таких как хорватский, черногорский или сербский. Но, как говорят лингвисты, эти языки очень похожи, и их можно определить как один язык — сербскохорватский. На нем говорят в современной Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. И эта лингвистическая особенность, объединяющая регион. Помимо этого, словенский язык также относится к семье славянских языков, и близок к сербскохорватскому. В Македонии также говорят на славянском языке. Он близок к болгарскому и не сильно отличается от сербскохорватского. Как видите, эта территория объединена с языковой точки зрения. Что разделяет эту общность, так это религия и история. Если перенестись на сотни лет назад, эта территория контролировалась разными империями: Австро-Венгерской, Османской империей. В Австро-Венгрии была Римско-католическая церковь, в Османской империи — мусульманство. Эти империи главенствовали в различных частях этой территории на протяжении сотен лет. И в результате мы имеем смешение религий, которые зачастую определяют этническую принадлежность людей. Это привело к распаду государства на фоне религий, распаду бывшего государства Югославия. Розовым я отметил области, которые преимущественно находились под влиянием Римско-католической церкви. Преимущественно, потому что здесь все смешалось. Словения, Хорватия в основном находились под влиянием Римско-католической церкви. Что касается Сербии и Черногории, они находились под влиянием Восточной Православной церкви. В Косово жило крепкое мусульманское сообщество. До распада Косово было в принципе частью Сербии и Черногории, несмотря на такое различие религий. В Боснии и Герцеговине все очень сильно перемешалось. Приблизительно у половины населения, хотя это менялось на протяжении веков, основной религией был ислам. И что может сбить с толку, когда говорят «босниец», то имеют ввиду боснийского мусульманина. Боснийский мусульманин. Но в Боснии и Герцеговине также есть диаспоры сербов, которые исповедуют Восточное Православие. Поэтому вот эту часть я тоже отметил коричневым. Это примерно треть населения. Также в этом регионе большой процент населения принадлежит Римско-католической церкви. Их можно назвать боснийские хорваты. Здесь легко запутаться, если изучать их историю или смотреть новости. Я помню, что когда смотрел новости в 1990-е, я действительно был сбит с толку. Когда говорят о боснийском мусульманине, имеют ввиду мусульманина, живущего в Боснии. Его принято так называть. Если же речь идет о боснийском хорвате, то имеется ввиду хорват по национальности, живущий в Боснии, приверженец римско-католической церкви. Под боснийским сербом, имеется ввиду тот, кто этнически считает себя сербом или серб, который живет в Боснии и Герцеговине. Но, вероятнее всего, исповедует восточное православие. То есть, языковые и этнические связи очень крепкие, но из-за религий и массы диалектов, здесь также много различий. Особенно, когда ситуация стала очень напряженной в период падения коммунизма. Я надеюсь, теперь вы имеете достаточное представление о сходствах и различиях на этой территории, что поможет понять причины Первой мировой войны, или, по крайней мере, что явилось «пусковым механизмом». А также объясняет чудовищную ситуацию, которую мы наблюдали в начале 1990-х годов. И заканчивая наш краткий обзор, скажем, что до Первой мировой войны Югославия не была единым государством, пока в процессе Первой мировой войны в некотором роде, не было сформировано стремление создать это государство. Эта этническая, эта лингвистическая группа стремилась освободиться от влияния Австро-Венгерской и Османской империй. На момент вступления в Первую мировую войну Османская империя подходила к своему закату, что дало шанс жителям этой территории продвинуться вперед в формировании своего единого государства. Первая мировая война стала катализатором, помогла формированию государства Югославия. С разных точек зрения, оно оставалось единым до падения коммунистического строя. И хотя Югославия была социалистическим, коммунистическим государством в период Холодной войны, у него всегда были достаточно странные и отчужденные отношения с Советским союзом. Однако после падения коммунизма, который в каком-то смысле удерживал Югославию единой, эти религиозные и этнические различия, откровенно говоря, привели к распаду государства Югославии. Subtitles by the Amara.org community
Хорватская православная церковь
Хорва́тская Правосла́вная Це́рковь (хорв. Hrvatska pravoslavna crkva) — автокефальная поместная православная Церковь, существовавшая на территории Независимого государства Хорватия как единственная дозволенная православная юрисдикция, но не имевшая признания со стороны прочих поместных православных церквей.
История
Первое упоминание о проекте особой православной церкви для хорватов появилось в 1902 году в одной загребской газете. Тогда эта церковь должна была избавить православных хорватов от необходимости посещать сербские церкви и дать им национальную церковь. Но из-за малочисленности православных хорватов этот утопический проект даже тогда не получил широкой поддержки.
5 мая 1941 года усташское правительство опубликовало постановление, по которому Сербская православная церковь переставала действовать на территории Независимого Государства Хорватии; ещё раньше, сразу по провозглашении НГХ 10 апреля 1941 года в Загребе, властями был арестован сербский митрополит Загребский Досифей (Васич). 2 июня последовало распоряжение о ликвидации всех сербских православных народных школ и детских садов.
Уже в начале 1942 года становится ясно, что ожесточённые репрессии по отношению к сербам не приносят результатов. Немцы оказывают давление на Павелича, требуя смягчить репрессии, которые вызывают сопротивление сербов, и четники становятся с ней силы на территориях, оккупированных Италией.
Тогда усташи разрабатывают проект Хорватской православной церкви. Предполагалось привлечь в эту церковь не хорватов (с точки зрения усташей истинный хорват может быть только католиком), а переживших геноцид сербов, которые нуждались в духовном окормлении. Следует отметить, что из 577 довоенных представителей православного духовенства на территории Хорватии 219 были убиты, а большая часть оставшихся в живых изгнана в Сербию ещё весной 1941 года, поэтому паства, оставшаяся без духовного пастыря, должна была, по расчётам усташей, потянуться в новую церковь в поисках поддержки. Так усташи надеялись посеять смуту среди сербов и расколоть их.
Таким образом, 3 апреля 1942 года был принят закон, согласно которому была образована неканоническая Хорватская Православная Церковь. Прошение об этом было подано бывшим российским священником Василием Шурланом. Долго искать лидера новой церкви не пришлось: им согласился стать престарелый архиепископ Русской зарубежной церкви Гермоген (Максимов), вскоре возведённый в сан митрополита. За уход в раскол архиепископ Гермоген был исключён из состава Архиерейского Синода РПЦЗ и запрещён в служении.
В середине ноября 1942 года состоялась Скупщина в Сербской Ясеници (на освобождённой партизанами территории НГХ), где «военные священники» СПЦ из партизанских отрядов в своём послании осудили основание ХПЦ как обычную «усташскую творевину».
Хорватская православная церковь была разделена на три епархии: Загребскую митрополию, Сараевскую епархию, Зеницкую епархию, Шидскую епархию. В течение трёх лет церковь получала значительную поддержку фашистского режима, и действовала только в районах, которые контролировали хорватские войска.
В августе 1944 году Гермоген (Максимов) в сослужении с румынским митрополитом Виссарионом (Пую) рукоположил во епископы иеромонаха Спиридона (Мифку). Других епископов в ХПЦ не было. Вдовствующими кафедрами управляли наместники из числа священников.
После разгрома режима усташей Югославской освободительной армией прекратила своё существование и ХПЦ. Часть её активистов подалась на Запад, а епископы и главные священники были расстреляны или повешены новыми властями.
Попытки возрождения
Согласно сведениям в хорватских СМИ, после распада Югославии ХПЦ пытался восстановить Радослав Виличич (Radoslav Metodije Viličić), хорват-католик, перешедший в православие в 1993 году в афонском монастыре Григориат. Попытки в марте 2010 года в городе Задар объявить о восстановлении ХПЦ были осуждены политическим руководством Хорватии..
В декабре 2012 года через СМИ было объявлено о создании в городе Задар общины во главе с Александром Ивановым, в течение 30 лет бывшим священнослужителем в Болгарской Церкви, болгарином по происхождению. В коммюнике Далматской епархии Сербской православной церкви, которая полагает Хорватию территорией в пределах своей исключительной церковной юрисдикции, по этому поводу отмечалось, что новообразованная «ассоциация открыто восхваляет в своей программе идеи усташей, фашистов и творцов геноцида, что противоречит как принципам, на которых основана Республика Хорватия, так и положительному опыту европейской демократии». Александр Иванов рассматривает свою структуру как преемника Карловацкой патриархии, существовавшей в 1848—1920 годах в Австро-Венгрии на территории нынешней Хорватии.
5 октября 2013 года община в Задаре, именующая себя Хорватской православной церковью, провозгласила автокефалию, о чём объявила на своём сайте и в хорватских СМИ
3 мая 2014 года ХПЦ канонизировала Гермогена (Максимова).
Примечания
- 1 2 Хорватская Православная Церковь | Национальное Возрождение России
- ЈАСЕНОВАЦ — Хрватска православна црква
- Izložba slika — ikona Jeromonaha Panteleimona (недоступная ссылка). Дата обращения 17 февраля 2017. Архивировано 18 февраля 2017 года.
- 1 2 3 Otkrivamo: Tko stoji iza Hrvatske pravoslavne crkve
- Josipović: HPC se poziva na ustaški režim i širi netoleranciju! Jutarnji list, 19 марта 2010.
- I ministar Biškupić protiv obnove Hrvatske pravoslavne crkve
- В Хорватии пытаются возобновить раскольническую «Хорватскую православную церковь» Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия».
- Osnovana Autokefalna hrvatska pravoslavna zajednica Zadar!
- Arhiepiskop Aleksandar. «Hrvatska pravoslavna Crkva bila je, jest i bit će». Zagreb, 2017, стр. 105.
Литература
- М. В. Шкаровский Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны // Вестник церковной истории. 2007. № 3. С. 221—262.
- Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (От организации до ликвидации) (1942—1945): Взгляд из XXI века. Институт славяноведения РАН, 2010
- Arhiepiskop Aleksandar. «Hrvatska pravoslavna Crkva bila je, jest i bit će». Zagreb, 2017.
Ссылки
- HRVATSKA PRAVOSLAVNA CRKVA
- Хорватская Православная церковь на сайте Иерархия литургических церквей
- Хорватская Православная Церковь
Автокефальные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Исторические автокефальные |
|
||||
Автономные |
|
||||
Само- управляемые |
в составе РПЦ | в составе КПЦ | другие | ||
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами. |
Роль Римо-католической церкви в геноциде сербского народа на территории «Независимого государства Хорватия»
22‒23 мая в Баня-Луке прошла Седьмая Международная конференция о Ясеноваце, посвященная памяти сербов, евреев и цыган, ставших жертвами усташского геноцида 1941‒1944 г. Организаторами явилась ассоциация Ясеновац-Донья Градишка. Председателем ассоциации является всемирно известный специалист в истории Второй мировой войны и хорватского геноцида Срболюб Живанович. Для него история хорватского геноцида над сербами является во многом делом личным: усташи на его глазах убили его родителей. В годы диктатуры Тито профессор Живанович подвергался преследованиям за раскрытие страшной правды об уничтожении 700000 сербов, 80000 цыган и 20000 евреев в хорватских концлагерях в годы Второй Мировой войны. Конференция собрала более 60 участников из Сербии, России, Англии, Франции, США. Первым выступал президент республики Сербской Миодраг Додик, который призвал к внимательному изучению трагедии Ясеноваца для того, чтобы она не повторилась. В числе участников был наш постоянный автор ‒ протодиакон, д.и.н., кандидат богословия Владимир Василик. Сегодня мы публикуем его доклад.
Мемориал Ясеновац
В настоящее время официальный Ватикан и католические церковные историки пытаются представить хорватский геноцид сербского народа во время Второй Мировой войны только как результат племенной вражды и крайнего национализма, к которому Католическая церковь якобы не имеет никакого отношения.
В особенности католические публицисты стремятся выгородить монсеньера Алоизия (Степинаца), Загребского архиепископа, беатифицированного папой Иоанном Павлом II и канонизированного папой Франциском I, а также папу Пия XII, при котором происходил геноцид. Рассмотрим, так ли это на самом деле?
Архиепископ Степинац и усташи
Сразу после немецко-итальянско-венгерско-болгарской оккупации Югославии режим усташей издал расовые законы для т. н. «Независимого государства Хорватии», по образу и подобию Нюрнбергских расовых законов. Формально они были направлены против сербов, евреев и цыган. Однако в действительности их мишенью стали, прежде всего, сербы, Православие и православное сознание. Уже 17 апреля 1941 года, в день капитуляции Югославии, был утвержден закон о защите народа и государства, вводивший смертную казнь за угрозу интересам хорватского народа или существованию Независимого государства Хорватия. 25 апреля принимается закон о запрещении кириллицы, 30 апреля ‒ о защите «арийской крови и чести хорватского народа» и о расовой принадлежности и т.д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный». 5 мая 1941 года усташское правительство опубликовало постановление, по которому Сербская Православная Церковь переставала действовать в Независимой Хорватии. 9 мая был арестован сербский митрополит Загребской епархии Досифей (Васич). 2 июня последовало распоряжение о ликвидации всех сербских православных народных школ и детских садов. За этими постановлениями стояли католические идеологи, в т.ч. Загребский архиепископ Алоизий (Степинац).
Эти постановления принимались параллельно с начавшимся истреблением православных священнослужителей. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д.
Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников.
«С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью».
А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче:
«Шестого мая 1941 года, в день своих именин ‒ святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко ‒ Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946-м году, их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле».
А вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича):
«В начале немецкой оккупации Югославии в 1941-м году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром (Брале), который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории».
Убийства сербских православных священнослужителей явились лишь прологом к страшной трагедии православных сербов в Независимом государстве хорватов. Число убитых до сих пор является предметом спора. Так, комиссия Синода Сербской Православной Церкви установила, что 800 тысяч православных сербов было убито, 300 тысяч изгнано, 240 тысяч насильственно перекрещено. На наш взгляд, эти данные можно увеличить. 700 тысяч человек было умерщвлено хорватами только в Ясеноваце. Большая часть из них ‒ православные сербы. Остальные ‒ евреи, цыгане.
Усташи казнят заключённых в концлагере Ясеновац
Ясеновац ‒ не единственный лагерь. Был еще лагерь в Ядовно, где, по различным подсчетам, было убито от 35 до 75 тысяч человек. Около 70 тысяч человек (в основном женщины) было уничтожено в Старой Градишке. Отметим, что в числе охранниц там служили… католические монахини. Нельзя не упомянуть и о лагере в Слано на о. Паго, где усташи уничтожили около 10 тысяч сербов. И это лишь несколько из 20 хорватских лагерей, где сербы подвергались планомерному истреблению. Многие же сербы не доходили до лагерей.
Смерть узников лагерей была страшна. Кто-то умирал от голода, непосильного труда, эпидемий. Кого-то расстреливали. Но большую часть умертвили холодным оружием ‒ резали глотки специальными ножами-«серборезами», разбивали головы молотами, отрезали руки, ноги, пальцы, уши, губы, выкалывали глаза, женщинам отрезали груди. Существуют рассказы о том, как один усташ носил бусы из сербских глаз, а другой ‒ ремень, с которого свисали сербские языки. Некоторых сербов принуждали пить еще теплую кровь их зарезанных родственников, а затем резали и их.
В XX веке повторились зверства Тридцатилетней войны (1618‒1648), когда хорватские солдаты Валленштейна отрубали чешским детям руки и накалывали их на свои шляпы. Но можно ли объяснить эти бесчеловечные, людоедские поступки лишь балканской дикостью хорватов, их архаическим фанатизмом? Нет.
Как известно, идеология дает искомую твердость убийце. Идеологию усташей (буквально повстанцев) и их главы (позднее ‒ поглавника, или президента марионеточного Независимого государства Хорватия) лучше всего охарактеризовать как клерикальный фашизм. Усташи экстремистскими способами стремились к полной независимости Хорватии, а достигнув ее, объявили гражданами только арийцев ‒ хорватов и немцев, а всех прочих (сербов, евреев, цыган) ‒ только собственностью государства, как скот. Павелич был категоричен: для «окончательного решения хорватской проблемы» требовалось одну треть сербов истребить, другую окатоличить, третью ‒ изгнать. «Или за Дрину, или в Дрину» ‒ был его лозунг. А вот как его осуществляли: по Дрине плыли тела с табличками ‒ «В Белград. Королю Петру». Или плыли отрезанные детские головы с надписями: «Мясо для белградского рынка». Отметим, что Павелич был… благочестивым католиком: даже в изгнании, в Аргентине, он каждый день слушал мессу. Хорватское государство он мыслил как католический бастион, противостоящий Православию, исламу и коммунизму. Он неуклонно боролся за традиционные католические ценности и, апеллируя к ним, призывал своих сподвижников к безжалостности: «Мы не имеем права быть гуманными».
И во всем этом принимала участие Римо-католическая церковь и ее представители. 5 мая 1941 года Павелич и министр образования и культа Миле Будак приняли «Закон о религиозном обращении», принуждавший православных принимать католичество. Это тот самый Миле Будак, который заявил в своей речи в Госпиче 22 июня 1941 года:
«Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом, скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль».
Отметим, что эту людоедскую речь перепечатали в официальном периодическом издании курии Загреба «Katolicki List».
Вслед за этим то же самое издание выпустило сообщение архиепископа Загреба монсеньора Алоиза (Степинаца), который называл сербов «ренегатами Католической церкви» и одобрял новый закон. Данное издание 31 июля того же года призывало ускорить процесс обращения сербов в католичество. В 1943-м году Степинац писал в Ватикан, что в НГХ обращено в католичество 240 тысяч сербов.
Вот в какой обстановке совершалось «обращение», точнее ‒ насильственное окатоличивание сербов. Характерен призыв священника Дионисия Юричевича к жителям г. Стаза, куда он прибыл для насильственного крещения православных:
«Мы все прекрасно знаем, куда будут высланы те, кто откажется от крещения. Эти южные области я уже очистил от всех, от младенцев до стариков. И, если будет необходимо, я сделаю это и здесь, потому что сегодня не грех убить даже семилетнего ребенка, если он мешает нашему усташскому режиму… Не обращайте внимания на мое священническое облачение. Знайте, что я, при необходимости, возьму в руки автомат и истреблю всех, кто будет противостоять государству и усташским властям».
Обращение сербов в католицизм
Но и перекрещивание не всегда спасало от гибели. Часто усташи запирали новокрещенных в православных церквях и сжигали их заживо или убивали новообращенных иным способом, объясняя им: «Нам нужны не ваши тела, а ваши души». Отметим, что перекрещивание касалось только крестьян: городские сербы подлежали уничтожению, поскольку считались носителями сербского национального сознания, негодными для перевоспитания.
Все это, по сути дела, одобрял монсеньор Алоизий (Степинац). Более того, римский папа Пий XII благодарил Степинаца и католических священников за усилия по обращению «схизматиков». Он же докладывал папе о том, что в католичество обращено 240000 православных сербов.
В уничтожении православных сербов активнейшее участие принимали католические священники, католические монахи и монахини. Вторым комендантом страшного Ясеноваца был францисканский священник Мирослав Филипович. «Каждую ночь он выходил из дома, чтобы руководить бойнями, и возвращался на рассвете в одежде, испачканной кровью… Однажды, когда он обедал, к нему подвели пленника. Филиппович встал и убил его. Потом сел и спокойно закончил есть, сказав: “Позовите могильщика”». Рассказывают про него также, что он с удовольствием пил кровь своих жертв, говоря: «Дайте мне напиться коммунистической и жидовской крови». Он был далеко не единственным клириком-палачом в Ясеноваце. В нем прославились монахи-надзиратели концлагеря Ясеновац ‒ Майсторович, Брклянич и Буланович, убивавшие узников лагеря.
Монахи-францисканцы руководили резней в деревнях Дракулич и Сарговац близ Баня-Луки, в результате которой погибло около 2000 сербов. Монах Августин (Чевола) с оружием в руках возглавлял отряд усташей, устраивавший «чистки» сербов. Монах Сидоние (Шольц) насильно обращал сербов в католичество, не останавливаясь перед убийствами сербских священников и сербов-мирян, не желавших перейти в католичество. Приходской священник Удбины Мате Могуза в своей проповеди призвал верующих изгнать или уничтожить сербов в Хорватии.
И таких примеров были тысячи. По подсчетам Международной комиссии по Ясеновацу, 1400 католических священников, то есть 2/3 из них, так или иначе приняли участие в геноциде. Бесчеловечная жестокость католических клириков настолько превосходила все мыслимые понятия о дозволенном, что приходилось вмешиваться даже немцам, которые, не дрогнув, могли расстрелять 100 сербских заложников за одного убитого немецкого военнослужащего. Так, священник Мата Граванович вместе с несколькими усташами был казнён гитлеровцами за… зверства по отношению к сербам. Участие католических священнослужителей в геноциде продолжалось вплоть до конца войны.
Понимая, что репутацию всего хорватского духовенства спасти не удастся, католические апологеты пытаются защитить от нападок Алоизия (Степинаца), архиепископа Загребского, представив дело так, что он или не знал о преступлениях подведомственного ему духовенства и паствы, либо активно боролся с ними. Ни первое, ни второе утверждение не выдерживают никакой критики. Алоизий Степинац был слишком властным и информированным человеком, чтобы не знать, что творится в его епархии. Что же касается того, что он якобы боролся с преступлениями подчиненного ему духовенства, то мы не видим никаких следов подобной борьбы. Как глава военного духовенства, Степинац не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений. Более того, он раздавал палачам в награду иконки и кресты вместо того, чтобы отлучать от церкви. Он приветствовал «поглавника» и его программу, принимал его милости и награды, всеми средствами укреплял новую власть и публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. Следовательно, он как минимум на пропагандистском уровне и на уровне административного прикрытия участвовал в геноциде сербов.
Велика роль Степинаца и в нейтрализации возможной оппозиции геноциду в Ватикане. В 1941-м году он активно добивался дипломатического признания Ватиканом Независимого Государства Хорватии, которое и было получено de facto. Более того, папа Пий XII принимал в Риме делегации хорватских усташей, хотя в Рим стекались свидетельства об их злодеяниях. Но, благодаря дипломатической деятельности Алоизия (Степинаца), а еще более ‒ нежеланию папы им верить, они оставались «гласом вопиющего в пустыне». В результате Анте Павелич относительно позиции Ватикана мог не беспокоиться: представитель «Независимого Государства Хорватия» Никола Русинович писал, что в разговоре с ним о преступлениях усташского режима заместитель секретаря Ватикана Иоанн Баттиста Монтини отметил, что «Ватикан воспринимает отрицательные сведения о Хорватии с некоторым недоверием». Единственный человек в Ватикане, протестовавший против геноцида сербов, высокоученый богослов кардинал Эжен (Тиссеран), оказался в положении юродивого, которого никто не желал слушать. Подобная глухота Пия XII была связана не только с сервилизмом по отношению к Гитлеру и Муссолини: папе нравился пыл Анте Павелича и его подданных по распространению «истинной веры» среди «схизматиков», а также импонировала его брутальная решимость по проведению в жизнь целостного католического проекта, который к тому же явится крепостью против социализма, в противоположность либеральной дряблости западных демократий. Кроме того, прельщала возможность раз и навсегда устранить на Западных Балканах конкурента католицизму ‒ Сербскую Православную Церковь. Ну, а что касается нескольких сотен тысяч убитых православных… Война все спишет, а победителей не судят. К тому же при неудаче всегда можно отмежеваться от диких хорватских националистов.
Павелич и Степинац
После войны Ватикан принял активнейшее участие в операции «Крысиная тропа» по спасению усташей, в том числе и клириков, от заслуженного суда. В Риме помощь хорватам оказывали австриец, по происхождению хорват, Алоиз Гудал и Понтификальный хорватский колледж святого Иеронима, которым руководил Крунослав Драганович. Благодаря ему целый ряд усташских вождей и поддерживавшие их священники во главе с епископом Иваном (Шаричем) сбежали из Хорватии с награбленным золотом и укрылись в Риме. Не исключено, что Павелич ушел от возмездия лично благодаря Пию XII: когда американский разведчик Уильям Гоуэл попытался искать кровавого «поглавника» НГХ в Ватикане, папа настоял на его выдворении.
Тем не менее возмездие все же настигло ряд палачей, в т.ч. одетых в рясы. После окончания войны югославские власти арестовали наиболее замешанных в преступлениях священников. Несколько сотен католических священнослужителей были отданы под суд, а в конце процесса многие из них были приговорены к смертной казни. Не избежал судебного процесса и Алоизий (Степинац), которого за коллаборационизм и участие в геноциде приговорили к 16 годам заключения с каторжными работами. Однако в заключении Степинац был освобождён от каторжных работ и провёл в тюрьме лишь пять лет, после чего был сослан на поселение в Кразич. В общем, по меркам того сурового времени, он отделался «легким испугом». Ну, а затем его сделали «почетным великомучеником», пострадавшим… от коммунизма. В 1998-м г. папа Иоанн-Павел II беатифицировал его, а в 2015-м году папа Франциск причислил к лику святых. Это и оскорбление сотен тысяч жертв усташского геноцида, и признание сопричастности Ватикана к этим преступлениям. Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Папа не отлучил палачей от церкви, хотя в 1949-м отлучил всех коммунистов. Более того, он сделал все, чтобы поддержать бесчеловечный режим усташей на международной арене, а потом постарался спасти десятки, если не сотни палачей, устраивая им бегство по «Крысиной тропе».
Чем объяснить подобное бесчеловечие и забвение основных христианских ценностей?
Есть такая категория в христианском аскетическом богословии ‒ «прелесть», или духовный самообман, отчасти связанный с влиянием демонских сил. Спаситель неслучайно предупреждал, что придет час, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что тем он служит Богу (Ин. 16, 2). Подобное страшное ослепление, к сожалению, является закономерным результатом католической аскетики и католического богословия, в частности, теории спасения добрыми делами. Ведь «доброкачественность» дела проверяется его целью, а цель, как известно, оправдывает средства. Весьма возможно, что палачи могли ощущать себя «мучениками совести» ‒ людьми, принимающими на себя грехи ради великого и светлого будущего хорватского народа, ради торжества «святой католической веры». Оправдывая себя, могли припомнить и какие-нибудь ветхозаветные цитаты типа: Возвеселится праведник, умоет руки свои в крови грешника (Пс. 57, 1). А совершая массовые изнасилования с последующими убийствами, усташи могли входить и в экстатическое состояние.
И обо всем этом надо знать и помнить.
Фашистская Хорватия и геноцид сербов в годы Второй мировой войны
(2 фото)
Существовавшее в 1941-1945 гг. Независимое Государство Хорватия до сих пор мало отражено в исторической науке. Во многом это объясняется геноцидом сербов в Хорватии в те годы и тем, что после окончания Второй мировой войны хорваты и сербы вновь начали жить в одном государстве – Югославии. Югославские историки не хотели «сыпать соль на межнациональные раны». А западные и отечественные исследователи не уделяли независимой Хорватии должное внимание. Тем не менее, ситуация изменилась в конце 1980-х гг. когда сербско-хорватские противоречия обострились вновь и затем переросли в боевые действия. Объявившую независимость Хорватию охватила националистическая истерия. Некоторые хорватские политики и чиновники открыто заявляли, что если «сербский вопрос в Хорватии» не был решен в 1941-1945 гг, его нужно решить, получив независимость.
В какой-то степени они не преувеличивали. Политика хорватских властей в годы ВМВ была нацелена именно на очищение Хорватии от сербов и на создание однонационального государства. Хорватия тех времен встала на путь геноцида. В данной работе отражены основные моменты и примерные цифры жертв этой политики.
В апреле 1941 года гитлеровская Германия напала на Югославию, которая была захвачена в течение нескольких дней. 10 апреля гитлеровцы вступают в Загреб, где местное население встретило их с ликованием. В отсутствии лидера усташей (хорватских нацистов) Анте Павелича (он всё ещё находился в эмиграции) усташский ветеран Славко Кватерник провозглашает НДХ (хорв. Nezavisna Drzava Hrvatska – Независимое Государство Хорватия). Особую роль сыграли и хорватские части в составе королевской армии. Многие из них подняли мятеж (как полки в Бьеловаре) или переходили на сторону немцев.
Страны Оси разделили Югославию на оккупационные зоны. По сути, дележ Королевства отображал ревизионистские стремления побеждённых в Первой мировой войне стран. Словения была разделена между Германией и Италией. Рим также получил Далмацию, острова в Адриатике и Черногорию. Территории большей части Хорватии, Боснии и Герцеговины и Воеводины были оформлены в НДХ. Остальную территорию Воеводины передали Венгрии. Косово и Метохия отошло к Албании. На той территории, что осталась от Сербии, немцы установили оккупационный режим во главе с генералом Миланом Недичем и его «Правительством национального спасения».
15 апреля в Загреб в черной фашистской форме прибыл Павелич. В тот же день НДХ было признано Германией и Италией. Границы нового «государства» были определены чуть позже в соответствии с договорами с Берлином (13 мая) и Римом (18 мая). В этом вопросе усташам пришлось пойти на некоторые уступки в отношении Италии. По разным оценкам от 1,8 до 1,9 миллиона человек в НДХ были сербами и составляли примерно треть от населения страны.
Павелич и его соратники никогда не скрывали своих целей. Через несколько дней после прихода к власти они начинают принимать ряд дискриминационных по отношению к представителям других национальностей законов. 17 апреля утверждается закон о защите народа и государства, 25 апреля – о запрещении кириллицы, 30 апреля – о защите «арийской крови и чести хорватского народа» и о расовой принадлежности и т.д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный».
22 июня 1941 года в Госпиче заместитель Павелича и министр по делам религии и образования Миле Будак произнес знаменитую речь, которая стала квинтэссенцией действий усташей по отношению к сербам. Он сказал: «Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них». Затем он добавил: «Для сербов, евреев и цыган у нас найдется три миллиона пуль». 26 июня часть его речи была опубликована газетой «Hrvatski List».
Уже весной началось массовое обращение сербов в католичество. Священники в сопровождении вооруженных отрядов усташей ездили по городам и селам Краины и Боснии и Герцеговины и обращали сербов в свою веру. Исследовавший данный вопрос английский историк Ричард Уэст в одной из своих книг ссылается на текст боснийской газеты, в которой говорилось об обращении в католичество 70.000 сербов в диоцезе Баня-Лука. Но необходимо отметить, что свои устремления католическое духовенство направляло в первую очередь на сербских крестьян. Все те, кто имел среднее образование, а также учителя, торговцы, зажиточные ремесленники и православные священники считались носителями «сербского сознания» и подлежали поголовному уничтожению.
Летом 1941 усташи начали полномасштабную реализацию программы Будака. Военизированные отряды обрушились на сербские села. Во многом это было связано с тем, что нападение Германии на Советский Союз и уход значительной части оккупационных войск на фронт развязали хорватским фашистам руки. Пока немецкие и итальянские войска контролировали НДХ, усташи не решались начать масштабные чистки и ограничивались одиночными акциями. Но когда немцы основную часть своих войск перебросили на восток, а итальянцы расположились на побережье Адриатики маховик террора набрал обороты.
Вырезались целые села, хорватские нацисты не щадили никого. Они не гнушались и пытать жертв перед смертью. Людей расстреливали, сжигали, бросали с обрывов и скал, закапывали живыми. Огромное количество трупов бросали в воды Дрины, Дравы и Савы чтобы они достигли Сербии. К некоторым прикреплялись таблички с надписями вроде «Паспорт для Белграда», «Уважаемый для Сербии», «В Белград королю Петру».
Только за шесть недель 1941 года усташи убили троих православных епископов и 180.000 сербов. По данным официальной статистики, примерно столько же человек бежали из НДХ в Сербию к августу того же года.
Именно сербы составили подавляющее большинство жертв усташского режима. В Глине, Дворе-на-Уне, Доньем Лапце сербы составили 98% пострадавших; в Войниче, Коренице, Вргинмосте – 96%; в Новской и Новой Градишке – 82%; в Славонской Пожеге – 80%.
В апреле-мае 1941 года в НДХ начинают создаваться первые концлагеря. Они были узаконены 23 ноября того же года под названием «Лагеря интернирования и работ» специальным поставновлением Павелича и Артуковича. Лагеря были разбросаны по всем территориям, которые контролировали усташи. Всего их было 22. Из них только 2 просуществовали до конца войны — в Ясеноваце и Стара Градишка. Управление ими возлагалось на «Усташскую службу надзора». Первым управляющим лагерями стал Мийо Бабич, но в июне 1941 он был убит сербами. Его заменил закоренелый усташский фанатик Векослав Любурич.
Первый свой лагерь усташи создали по причине того, что обычные тюрьмы были переполнены заключенными. Он был организован в Данице близ Копривницы в последних числах апреля. Первая партия заключенных из 300 человек прибыла туда 29 апреля. В июне в нем содержали уже 9.000 человек. в конце 1941 лагерь был закрыт, часть узников убили, остальных отправили в другие лагеря.
23 мая 1941 гоад свою работу начал лагерь Ядовно. Прибывавших узников уничтожали сразу же, сбрасывая с обрыва. В конце июля было убито уже 10.000 человек. Спустя месяц лагерь закрыли, к тому времени было убито по разным оценкам от 35.000 до 75.000 человек.
18 мая был создан лагерь Керестинец в замке в двадцати пяти километрах от Загреба. Туда свозили представителей интеллигенции и известных людей из столицы НДХ. 8 июля началась ликвидация заключенных, 16 июля лагерь был закрыт — уничтожать стало некого.
25 июня первые узники прибыли в лагерь на острове Паг. Меньше чем за два месяца там было убито 10.000 человек. Занявшие остров итальянцы оставили массу жутких свидетельств о результатах деятельности этого лагеря.
1000 уцелевших была отправлена в лагерь Крушчица в Боснии. Содержавшиеся в нем женщины и дети подвергались всевозможным издевательствам. Когда в конце сентября число узников дошло до трех тысяч, лагерь был закрыт, а заключенных распределили между лагерями Ясеновац и Лобоград.
Лагерь Лобоград был создан в старинном замке, где в ужасных условиях содржались 1.500 женщин и около 100 детей. Многие из них погибли от эпидемии тифа. Выжившие в октябре 1942 года были отправлены в Освенцим. откуда никто из них уже не вернулся.
В декабре 1941 усташи открыли лагерь в Джаково, куда посместили 1.830 еврейских женщин и детей и около 50 сербок. Лагерем управлял Йозо Матьевич. 24 февраля в лагерь привезли еще 1.200 женщин и несколько сотен детей. В Джаково свирепствовали эпидемия тифа и надзиратели-усташи. В июне 1942 лагерь был закрыт, а 2.400 женщин и детей отправили в Ясеновац.
Осенью 1941 года список усташских лагерей пополнил еще один -в Стара Градишка. Он предназначался. в основном, для женщин и детей. За четыре года в нем убили окло 75.000 человек. Когда партизаны освободили его, они нашли в нем только трех мужчин и трех женщин, которые выжили благодаря тому, что спрятались в колодце.
Наиболее известным «лагерем смерти» НДХ является Ясеновац. Он был создан в мае 1941 года. Сначала он состоял из группы бараков, однако затем перерос в целый комплекс, состоящий из нескольких секторов: для сербов, евреев, хорватов-противников усташей и цыган. Людей в нем убивали каждый день. В январе-феврале 1942 в Ясеноваце запустили две кремационные печи, спректированные усташским полковником Хинко Пичилли. За три месяца их работы было кремировано пятнадцать тысяч тел. До декабря 1941 все дети оставались вместе со своими семьями, затем 400 из них поселили в отдельный барак, а после этого убили. Периодически в лагере устраивались «соревнования» на ловкость между палачами. Победителем этих соревнований был Петар Брзица, студент францисканского колледжа в Широки Бриег и член братства Крестоносцев. Ночью 29 августа 1942 года он убил 1.300 человек. В течении зимы 1944-1945 гг. ритм казней ускорился. В марте-апреле 15.000 новых узников были уничтожены сразу по прибытии в Ясеновац. В конце месяца лагерь был ликвидирован. Точное число убитых в нем неизвестно до сих пор.
Результатом преследований сербов в Хорватии стало массовое партизанское движение. Зародившееся в Далмации оно получило отклик на территории всей Югославии. Первыми на борьбу с оккупантами поднялись офицеры королевской армии, возглавляемые Дражей Михайловичем. Они сформировали боевые отряды и заявили о себе как о продолжателях традиций сербских четников. После нападения Германии на Советский Союз борьбу против захватчиков начали и югославские коммунисты под руководством Иосипа Броз Тито.
Именно сербы составляли подавляющее большинство сопротивляющихся немецким и хорватским фашистам на территории страны. На территории НДХ до осени 1943 года в партизанских подразделениях сербов было от 92% до 95%. В отрядах четников эти цифры были еще больше.
Однако такая картину не устраивала Тито, у которого было свое видение борьбы с фашизмом. С конца 1943 года он регулярно организовывал пропаганду и амнистии для усташских солдат, призывая их переходить на сторону партизан.
Амнистии для усташей повторялись неоднократно – 30 августа, 11 сентября, 21 декабря 1944 года и т.д. Но по отношению к воюющим вне партизанских отрядов сербам Тито был немилосерден. В приказе штабам от 1943 года говорится, что офицеров подразделений четников необходимо уничтожать сразу после краткого допроса и сбора информации. Солдат же ликвидировать в том случае, если они откажутся присоединиться к партизанам.
В конце 1943 года после капитуляции Италии в ряды партизан начинается прилив хорватов из прибрежных областей, что несколько меняет этнический состав армии Тито. Любопытно, что хорватов в своих частях Тито нередко ставил на должности комиссаров и ответственных за политическую работу.
oper_1974
В карательных акциях на территории Югославии (особенно против православных сербов) «отличились» организованная из мусульман албанская горная дивизия СС «Скадерберг» и хорватская горная дивизия СС «Ханджар» организованная из мусульман-босняков.
Они «работали» в контакте с карательными отрядами хорватских усташей (хотя усташи были фанатичные католики). Так же в антипартизанских и карательных акциях на Балканах была задействована горная дивизия СС «Принц Евгений» организованная из балканских фольксдойче.
7-я добровольческая горная дивизия СС «Принц Ойген» сформирована в марте 1942 из фольксдойче Хорватии, Сербии, Венгрии и Румынии. В дивизию попало некоторое количество сербов, румын и венгров, а также отдельные участники хорватских карательных отрядов.
14 октября 1944 г. основные части дивизии были уничтожены или сдались в плен 2-й болгарской армии, воевавшей в составе Третьего Украинского фронта, на территории бывшей Югославии.
13-я горная дивизия СС «Ханджар» — соединение войск СС, набранное из добровольцев боснийцев-мусульман в 1943 году. Солдаты этой дивизии носили круглые шапки-фески; в петлицах изображалась рука, держащая над свастикой короткий меч-ятаган, или ханджар. Дивизия «Ханджар» (хорватская № 1) была самой многочисленной из дивизий войск СС и насчитывала в своих рядах 21 065 человек.
Использовалась в операциях против югославских партизан и для захвата и уничтожения евреев, цыган и сербов в Независимом государстве Хорватия в 1944. Дивизия «Ханджар» была вовлечена в «самые отвратительные зверства по отношению к сербскому населению».
Поскольку большинство бойцов дивизии (60 %) были мусульмане, то из их рациона была исключена свинина и им было позволено читать пятикратный намаз. В дивизию также набирались хорваты-католики и этнические немцы Югославии.
Переподготовка дивизии была произведена осенью 1943 г., когда внутри формирования был зафиксирован бунт — единственный внутренний бунт в дивизии СС за всю историю этих соединений. Так дивизия прославилась единственным в истории СС мятежом против рейха.
Бунт был подавлен с помощью военной силы, зачинщики расстреляны, а дивизия вскоре возвращена на Балканы и задействована в боях с партизанами Тито.
21-я горная ваффен-дивизия СС «Скандербег» — горнострелковая дивизия Ваффен-СС сформированная из албанских добровольцев и существовавшая с мая по ноябрь 1944 года.
Ядро дивизии составлял батальон албанских коллаборационистов, воевавших против югославских партизан в Восточной Боснии ещё в составе 13-й горной дивизии СС «Ханджар». Помимо албанцев-мусульман, в дивизии несли службу югославские фольксдойче, занимавшие посты младших и старших офицеров.
23 мая 1944 года Фитцхум доложил о первых неудачах албанских частей в боях с партизанами и о роспуске сразу четырёх батальонов, созданных вермахтом. По словам генерала, большинство албанских офицеров армии и жандармерии были жадными, бесполезными, недисциплинированными и не способными к учёбе.
Вскоре немцы убедились, что большинство албанцев-мусульман, служивших в дивизии, были заинтересованы не столько в службе, сколько в уничтожении сербов-христиан и евреев.
Также «Скандербег» обвиняется в изгнании 10 тысяч славянских семей из Косово, места которых заняли албанцы, прибывшие из бедных районов Северной Албании с разрешения итальянских властей (за годы войны в Косово перебрались 72 тысячи албанцев). Подобные случаи террора происходили всё чаще и чаще.
Дивизия также устраивала резню албанских партизан, однако чаще всего она была причастна именно к убийствам, изнасилованиям и избиениям сербов, а также арестам евреев. В военных операциях с участием сил вермахта и СС дивизия практически не была замечена.
В июне 1944 года дивизия «Скандербег» отправилась на масштабные манёвры в Восточную Черногорию, и в Андриевице солдатами дивизии были казнены 400 православных христиан.
Апофеозом жестокости со стороны дивизии к местным жителям стала резня в Велике, произошедшая 28 июля. Солдаты дивизии «Скандербег» вместе с военными отрядами националистов «Балли Комбетар» и полицаями из отрядов вулнетари за 2 часа истребили практически всё население деревни. Погибло 428 женщин, детей и стариков, а деревня была потом сожжена вместе с теми, кто ещё остался жив (впрочем, некоторые жители сумели избежать и такой смерти).
Албанцы участвовали в нескольких малозначительных операциях вермахта на Балканах: во время операции «Драуфгенгер» в Черногории летом 1944 года «Скандербег» охранял шахты по добыче хрома в Косово, однако при нападении партизан дивизия была разбита, а её выжившие военнослужащие дезертировали или попали в плен к партизанам.
1 сентября взбунтовались находившиеся в Тетово и Гостиваре подразделения дивизии, были перебиты все германские офицеры. На тот момент дивизия насчитывала менее 7 тысяч человек — около трети от запланированной немцами численности. За два месяца службы из дивизии дезертировало 3,5 тысячи человек.
В конце 1944 года в состав дивизии включили моряков кригсмарине, сократив число этнических албанцев менее чем до 500 человек, однако даже это не спасло дивизию от разгрома во время Косовской операции в ноябре. Формально дивизия была расформирована 1 ноября 1944 года, а выживших солдат определили в 7-ю горную дивизию СС «Принц Ойген».
21-я горная дивизия СС «Скандербег» была признана крупной военной ошибкой Третьего Рейха: никто из военнослужащих дивизии не был награждён Железным Крестом за время службы, да и само подразделение прославилось больше своими преступлениями против гражданского населения, чем сражениями в составе немецких войск.
Геноцид сербов (1941-1945 гг.) — уничтожение, преследование и дискриминация сербов в годы Второй мировой войны на территории оккупированного Королевства Югославия. Точное число жертв неизвестно до сих пор. По разным оценкам, именно в результате геноцида погибло от 197 000 человек до 800 000 человек.
Основным организатором геноцида был фашистский режим усташей в Независимом Государстве Хорватия и немецкие оккупационные администрации. В официальном докладе НОАЮ, опубликованном 26 мая 1945 года, названо общее число жертв войны (люди всех национальностей погибли или умерли в результате войны) — 1 685 000.
Позже, Государственной комиссией по расследованию военных преступлений на территории Югославии было установлено, что общее число жертв войны 1 706 000 человек. Около 240 000 сербов были насильно обращены в католичество, ещё 400 000 были вынуждены бежать в Сербию. Эти действия изменили этническую карту территорий современных Хорватии, Боснии и Герцеговины и Сербии и крайне отрицательно сказались на отношениях между сербами и хорватами.
Усташский лидер, Младен Лоркович, в своём выступлении 27 июля 1941 года сказал следующее: «…долг хорватского правительства сделать так, чтобы Хорватия принадлежала только хорватам. Наш долг заставить молчать навсегда те элементы, которые больше всего способствовали попаданию Хорватии под сербское господство в 1918 году. Одним словом, мы должны уничтожить сербов в Хорватии!»
На протяжении войны папа Пий XII неоднократно получал сообщения о творимых в НГХ преступлениях против православного населения и об участии в них католических священников и монахов, однако отказался что-либо предпринять.
Аналогичную позицию заняли Степинац и католический архиепископ Белграда Йосип Ужице, которым регулярно доставляли информацию об уничтожении сербов. Против террора усташей в Ватикане протестовал только кардинал Эжен Тиссеран. Архиепископ Загреба в начале существования НГХ безоговорочно поддерживал Павелича и его усташей. Оказать им поддержку он призвал и население страны.
Tags: вторая мировая, противник
Добавить комментарий