Храм иверской иконы

О храме

  • Духовенство
  • Святыни Храма
  • Летопись

Храм Воскресения Христова в Сокольниках был построен в 1909-1913 гг. по проекту архитектора П.Толстых. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма его высокопреосвященством митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, убитым в Киеве в 1917 году. А через пять лет величественный храм был закончен постройкой и 22 декабря 1913 года освящен его высокопреосвященством Макарием, митрополитом Московским и Коломенским.

Храм является выдающимся образцом церковной постройки в стиле «русский модерн». Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем.

Прежде строительства храма о.Иоанн был настоятелем маленького больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при старой Остроумовской больнице в Сокольнической слободе. В то время (кон. ХIХ — нач. ХХ века) Сокольники были рабочим районом, где жили, в основном, небогатые люди. О.Иоанн не жалел сил для того, чтобы помочь своей пастве и духовно, и материально. Но он постоянно ощущал недостаточность оказываемой помощи: люди были задавлены заботами о «хлебе насущном», редко посещали храм, да и не могла маленькая больничная церковь вместить всех желающих помолиться, особенно в праздники. И вот, словно бы ответом на неустанные молитвы о.Иоанна о своей пастве, явилась ему в сонном видении сама Царица Небесная и повелела построить в Сокольнической слободе красивый вместительный храм, чтобы виден он был издалека, а звон с его колокольни мог бы напоминать окрестным жителям о покаянии и необходимости духовной жизни. Проснувшись о.Иоанн был чрезвычайно смущен этим видением, ведь денег на постройку храма у него не было: маленький больничный храм, да еще расположенный в небогатом районе не приносил достаточного дохода. И вот о.Иоанн день за днем, месяц за месяцем все откладывает строительство, все не решается к нему приступить. И тогда во второй раз повторилось его видение, но увидел он теперь Матерь Божию с ликом строгим и властным. Убоявшись оказаться непокорным и положившись на Волю Божию, о.Иоанн приступает к строительству, даже не задумываясь, чем же он станет расплачиваться.

И вот внешние работы были практически завершены, подходил срок расчета со строителями, а денег, несмотря на пожертвования прихожан, все еще было недостаточно. О. Иоанн горячо молился Господу и Матери Божией, и помощь не замедлила явиться.

Предание гласит, что был в Москве один богатый купец-коммерсант, который по обету решился пожертвовать значительную сумму на храм Божий. Он молился, чтобы Господь указал ему храм, наиболее нуждающийся в данное время в такой помощи. Во сне явились свв. апп. Петр и Павел и рассказали о строительстве величественного храма в Сокольнической слободе. Пробудившись наутро, жертвователь не замедлил отправиться в Сокольники, нашел недавно выстроенный храм и вручил о.Иоанну свое пожертвование. Предание гласит, что пожертвованная сумма была как раз достаточной для расчета с рабочими.

Материальные трудности не оставляли о.Иоанна на протяжении всего строительства. Когда храм уже был закончен и готов к освящению, наступил срок окончательного расчета с рабочими, а средств вновь было недостаточно. И вот накануне вечером к о.Иоанну зашел некий старец-паломник и попросил приюта. О.Иоанн поместил его в одной из келий-пристроек вновь возведенного храма, накормил и весь вечер провел в беседе с этим паломником. Когда же наутро о.Иоанн пришел к старцу, то келья, отведенная накануне ему, оказалась пуста, а на столике лежали деньги, значительное пожертвование на строительство храма. О.Иоанн почти ничего не знал о своем госте, помнил только его имя — Николай. Видя такое явное чудо, помощь Божию, о.Иоанн возблагодарил Бога и Святителя Его Николая за поддержку начинания. С тех самых пор святитель Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых святых храма.

И вот храм был возведен. Величественный (площадью 960 кв.м) и высокий (высота главного купола 34 м, боковых приделов 22 м) двухэтажный девятикупольный храм имеет форму креста. Любая деталь в храме имеет не только свое прикладное, но и духовное, символическое значение. Так 9 куполов издавна возводили на Руси в честь 9 Чинов Ангельских, служащих и молитвенно предстоящих пред Престолом Божиим. Вновь возведенный храм имел и свою особенность. Все православные храмы строились неизменно алтарем на восток. Вновь же возведенный храм Воскресения Христова, что в Сокольниках, обращен алтарем на юг, на Гроб Господень в Иерусалиме (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Храм имеет, кроме главного алтаря, освященного в честь Воскресения Христова, два придела. Правый придел храма освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (в память о том больничном храме, в котором начинал служить о.Иоанн Кедров), левый — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (в память об их помощи при строительстве храма). Нижний храм освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время здесь совершается таинство крещения.

Резные иконостасы выполнены по проекту архитектора П.Толстых из кипариса. Впоследствии для икон были сделаны киоты художественной резьбы из дуба, изготовлены величественные паникадила в византийском стиле. В отличие от золоченого иконостаса нижнего храма, главный иконостас сохранил естественный темный цвет кипариса. Мы привыкли видеть золоченые иконостасы православных храмов, поэтому внутреннее убранство храма воспринимается строгим, даже немного печальным. Существует предание, рассказываемое старейшими прихожанами, что во время строительства храма о.Иоанна Кедрова постигло несчастье: скончалась его дочь. И вот в молитвенную память об этом скорбном событии он повелел не золотить иконостасы и 8 куполов храма.

По древней православной традиции храм Воскресения Христова имеет высокую паперть. Паперть имеет любой православный храм. Это не только вход внутрь храма, но и восхождение, путь на небо, путь к Богу. Благочестивые христиане приходили в храм задолго до начала службы и, поднимаясь на паперть, на каждой ступеньке произносили молитву мытаря: «Боже, милости буди мне, грешному». Таким образом, смиряясь, человек стремился восходить, приближаться к Богу, стать достойным свидетелем и молитвенным участником величайшего христианского таинства — литургии.

Даже в трудный для России и Русской Православной Церкви XX век храм Воскресения Христова в Сокольниках не закрывался. Его двери всегда были открыты для прихожан, не умолкала служба в этих стенах. Поэтому из многих закрывавшихся храмов и часовен привозились сюда чудотворные иконы и другие святыни, дорогие сердцу православного москвича.

Главной такой святыней является икона Божией Матери Иверская — копия с чудотворной иконы Иверская — «Вратарница», что находится на Афоне. По заказу митрополита Новгородского Никона, впоследствии Святейшего Патриарха, в Иверской монастыре на Афоне с нее был сделан список. В 1648 году он был доставлен в Москву. Икона была торжественно встречена царем и патриархом у Воскресенских ворот. Позже на этом месте построили специальную часовню, в которую и поместили икону, Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон. С 1669 года она находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот близ Московского Кремля. В самые ответственные дни Российского государства, во дни войн и народных бедствий пред Иверской иконой совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны на этом святом месте являлись обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Император Николай II, прибывая в Москву, прежде всего приходил к Иверской часовне поклониться чудотворной иконе.

В 1929 году, после разрушения часовни, икона была перенесена в Храм Воскресения Христова в Скольниках. Интересно заметить одну деталь. Иконостас главного алтаря был закончен в 1913 году. Слева от Царских Врат, где издавна помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, в храме Воскресения Христова в Сокольниках мы видим изображение именно Иверской иконы, любимой и почитаемой москвичами. А ведь, как мы уже отметили, иконостас выполнялся в 1913 году, т.е. за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская изберет этот храм для своего пребывания.

Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. Внизу иконы мы видим еще одну помещенную здесь святыню. В «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня.

В храме находятся и другие величайшие святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.

В храме проводятся огласительные беседы, ежедневно — богослужения. Имеется баптистерий для крещения взрослых. Действует воскресная школа и приходская библиотека, издается газета «Приходской вестник».

Храм Афанасия Брестского
Оставить отзыв

Храм в честь преподомученика Афанасия Брестского — православная церковь в микрорайоне Зарица в Гродно.

История храма началась в 1999 году и связана с регистрацией его общины. В это же время начался сбор средств на возведение храма. В отсутствии какой-либо постройки для молитвы прихожане приглашали священника прямо к себе домой, где и проводились богослужения.

В 2005 году настоятелем храма был назначен Вячеслав Гапличник. На строительной площадке была установлена обычная военная палатка, где 18 сентября была проведена первая служба.

К 2008 году завершилось строительство небольшого деревянного храма. Его торжественное освящение провёл епископ Гродненский Артемий.

На данный момент продолжается сбор средств. Параллельно возводится основной каменный храм. При церкви функционирует детская воскресная школа, а также организовано молодёжное братство.

В августе 2016 года в храме произошёл неприятный инцидент. Неизвестный мужчина вскрыл ящик для пожертвований, забрал все деньги и скрылся с места преступления. К счастью, сотрудники милиции быстро нашли и задержали нарушителя. Всего было украдено около 100 долларов и более 10 деноминированных рублей.

Московская Вратарница

Вся сущи в вышних, но и нижних не отступая, благоизволила еси, Богомати, якоже древле Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.

Иверская икона Бгородицы в Иверской часовне на Красной площади

Образ Иверской иконы Божией Матери издавна считается одним из самых почитаемых в России. А появился он на Руси во времена царствования Алексея Михайловича, когда, наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря и будущий патриарх Никон обратился в Иверон с просьбой даровать святыню Московскому царству. И 13/26 октября 1648 года список был доставлен в Москву.

Сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в Успенском соборе Кремля и в домовой церкви царицы Марии Милославской. Затем сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, положившем конец столетнему владычеству над городом Литвы и Речи Посполитой. А вот дальнейшая судьба списка точно не известна. Согласно одной версии, икона была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Согласно другой, икону поместили на Воскресенских вратах Китай-города, которые позднее получили название Иверских. Сначала в нише под навесом, а затем – в специально возведенной часовне. Впрочем, возможно, это был уже третий список (второй был доставлен на Валдай), сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.

Иверская часовня

Иверская часовня

Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны в часовне собирались десятки тысяч москвичей. Редкий купец, начиная дело, не приходил сперва поклониться Иверской иконе Божией Матери. А российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль именно через Воскресенские ворота. Специально для часовни было сделано еще несколько списков чудотворной иконы. Был заместительный список, который выставлялся, когда постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов или выставлялся в других храмах и монастырях для торжественных поклонений и молитв. Не исключено, что были и выносные копии.

В 1929 году часовня была закрыта большевиками, а спустя два года разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники во время проведения парадов. Один из образов тогда был передан в Сокольнический храм Воскресения Христова, другой – в фонд Третьяковской галереи. Является ли один них привезенным с Афона подлинником, сейчас установить трудно.

По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит все московское духовенство поочередно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами: на сайте часовни можно прочитать современные свидетельства благодатной помощи от Иверской иконы Божией Матери.

Сокольнический храм Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Как уже отмечалось, один из образов Вратарницы был передан из Иверской часовни в Сокольнический храм Воскресения Христова – он был одним из немногих, которые не закрывались и после революции. Благодаря этому сюда поступали многие святыни из закрытых и уничтоженных храмов и часовен. Кроме того, примечателен такой факт, связанный с иконостасом храма. Слева от царских врат, где обычно помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, мы видим изображение именно Иверской иконы. При этом иконостас был закончен в 1913 году, то есть за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская избрала этот храм для своего пребывания.

Мать после молитвы перед образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и… увидела его

Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. А внизу иконы в «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня. Каждую неделю в храме служатся молебны и акафисты чудотворной иконе. И Божия Матерь скоро откликается на просьбы молящихся.

Как рассказывают сотрудницы храма, чудеса здесь происходят постоянно. Многие пары, среди которых немало знаменитостей, смогли родить долгожданного ребеночка после десяти лет брака. Мать после молитвы перед святым образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и увидела в толпе перед парком. Хотя до этого с полицией искали, и все безрезультатно. Немало происходит исцелений; по свидетельству родных и близких, даже из комы выводит невредимыми Пресвятая Дева. Не отказывает и в мелочах – например, в поисках пропавшей сережки. И каждому она по-Своему показывается.

Образ в золотой ризе потемнел от времени, но верующие видят и черты лица, и локоны, и даже движение одежды, как это было с оператором съемочной группы, приехавшей снимать фильм об Иверской иконе Богородицы.

Храм-музей святителя Николая в Толмачах

Храм-музей святителя Николая в Толмачах

Этот храм до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения возобновились только в 1993 году. Сейчас в богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы функционирует как один из залов Третьяковской галереи, посвященных религиозному искусству. Именно сюда была передана долгое время хранившаяся в запасниках Иверская икона Божией Матери. После тщательного изучения сотрудниками галереи выяснилось, что живопись соответствует второй половине XVII века. Кроме того, икона была выносной и почитаемой. Об этом свидетельствуют приспособления для выноса и сохранившиеся внизу за полозом монетки. Икону расчистили, но оставили практически без реставрации, чтобы люди видели, что это старинный намоленный образ.

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

В 1792 году с заместительного списка Иверской часовни был сделан еще один список для вновь отстроенного храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Десять лет этот образ пребывал в часовне, а затем был передан храму, где находился вплоть до его закрытия в 1929 году. Затем, чтобы сберечь чудотворный образ от уничтожения, приход отдал его на хранение в церковь святителя Николая в Кузнецах. Там же он остается и поныне, поскольку старинной иконе требуются особые условия содержания, а в Иверском храме до сих пор не завершена реставрация.

Накануне открытия храма краски образа вновь стали светлыми, а оклад серебристым

Сейчас в храме три образа Иверской иконы. Первый после открытия принес настоятель протоиерей Григорий Ивануса. Это был образ Вратарницы, которым его еще в юности благословила старенькая монахиня Таисия и предрекла, что он станет настоятелем храма в честь этой иконы. До времени старинная икона, потемневшая от времени, хранилась в батюшкином доме, а накануне открытия храма краски ее вновь стали светлыми, а оклад серебристым. И это не единственное чудо, связанное с Иверской иконой.

По свидетельству отца Григория, в первый же год зимой в храме отключили отопление за неуплату: не уследили по неопытности, и долг составил 12,5 млн. рублей. Служить было сложно, но вместе с бедой пришла и помощь. Необходимую сумму передала знакомая владелицы охотничьего магазина, разместившей у себя «ящик» для пожертвований церкви в честь Иверской иконы. Там же лежали свечи и записки с названием храма. Знакомая тоже открыла свое дело, но оно не шло. Устав от неурядиц, она приехала просить помощи у подруги. И только в магазине, увидев название храма на записках, вспомнила об одном событии. За несколько месяцев до этого ей приснилась необыкновенно красивая Женщина в голубом одеянии, наказавшая передать необходимую сумму в храм в честь Иверской иконы Божией Матери. «Мы как апостол Фома. Веруешь? Верую, но пальцы вложить надо».

Сейчас у иконы служатся молебны и акафисты. За стеклом в окладе появились украшения – свидетельства чудесной помощи Владычицы: кто-то получил исцеление, кто-то – долгожданного ребенка.

Помимо этой в храме еще две Иверские иконы: старинный образ, написанный неизвестным монахом в 1912 году, находится в алтаре, и ростовой в центре храма – подарок издательства. Возможно, со временем вернется и первый список из церкви святителя Николая в Кузнецах.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь

После упразднения Новодевичьей обители в 1922 году Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 2008–2010 годах икона несколько раз передавалась в возрожденный монастырь для поклонения, а в 2012-м была возвращена окончательно. Святыня перенесена в Успенский собор, поскольку историческое место пребывания Иверской иконы Божией Матери – Смоленский собор открыт для посещения только в летнее время.

atompups

Построен на средства прихожан в 1909—13 по проекту архитектора Павла Александровича Толстых.
Инициатором строительства был московский протоиерей церкви во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» при Бахрушинской больнице — Иоанн Кедров. Поэтому в народе этот храм иногда называли — Кедровская церковь.
По приданию, хранящемуся в семье Кедровых, три раза Богородица являлась во сне священнику и повелевала ему начать строительство этого храма. Однако отец Иоанн не начинал в виду отсутствия денег, но после третьего раза решился на постройку. В 1907 году из Дворцового ведомства пришло разрешение на приобретение участка земли, необходимого для строительства. Был организован сбор народных пожертвований. Жертвователей оказалось так много, что собрали около 300 тысяч рублей. История сохранила память о случае, когда на этот храм один гражданин пожертвовал 40 тысяч рублей сам пожелал остаться неизвестным. Стройка была поистине народной — на народные деньги. Отцу Иоанну приснился план церкви с алтарем не на восток, как во всех православных храмах, а на юг, в сторону храма Гроба Господня в Иерусалиме. Таким образом, это единственный храм в Москве с алтарем обращенным в сторону Святой земли. И еще этот храм считается единственным образцом стиля модерн в церковной архитектуре Москвы.
Закладка храма состоялась 29 июня 1909 года и была совершена митрополитом Московским Владимиром.
На old.mos.ru выложена фотография, которая, видимо, и запечатлела этот момент:
А на этой фотографии мы уже видим само строительство, 1912 год:
Храм был освящен 22 декабря 1913 года во имя главного христианского праздника — Воскресения Христова. Левый придел — 4 января 1915 года во имя первоверховных апостолов Петра и Павла , правый — 18 октября 1915 года в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» . 9 сентября 1916 года был освящен подземный придел, сооруженный в молитвенную память о почившем старце А.К. Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Ныне в подклети — придел Рождества Христова. Здесь совершается таинство Святого крещения.
Первые фотографии отстроенного храма 1914 год:
Первый Крестный ход на Пасху 1914 года:
Обязательно рассмотрите эту фотографию.
29 августа 1919 года.Общая фотография на праздновании 25-летия церковного служения отца Иоанна Кедрова. Он в центре рядом со своим близким другом Патриархом Тихоном (Белавиным). Они так и шли рука об руку, и в радости, и в горе. И по делам НКВД вместе проходили, и сохранность храма обеспечили.
А так храм выглядел в районе 1930 года:
Теперь вернемся непосредственно к архитектуре. 9-ти купольный 2-х этажный храм имеет форму креста, площадь его составляет 960 кв.м. Высота главного купола — 34 метра, боковых приделов — 22 м.

Храм— одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию.
В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость.
Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство.
Замечательные резные иконостасы выполнены из кипариса по проекту архитектора А.П. Толстых в духе эклектики. В последствии для икон сделали киоты художественной резьбы из моренного дуба, изготовили величественные паникадила в византийском стиле. Первый хор храма был составлен из слепых . Это один из последних московских храмов, построенных в дореволюционной России.
Так выглядело убранство храма на момент открытия:
Детали храма можно рассматривать бесконечно. Я даже не знаю, с какой стороны он менее красив, чем с другой. Невероятно красив и притягателен в каждой мелочи и детали:
В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.
В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940 — 1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.
И главная святыня Храма — Икона Иверской Божией Матери :
На этом фото мы видим Патриарха Кирилла во время службы на фоне святыни:

История появления ее в Храме такова. С иконы Иверской Божией Матери, находившейся в царской семье, был сделан список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.
Из личных наблюдений могу сказать, что возле иконы всегда есть небольшая очередь из 3 — 5 человек, чтоб к ней приложиться, причем это в будний день и рабочее время.
И еще немного фотографий Храма. Спасибо всем, кто фотографировал:
Над входом в Храм есть надпись:
«Азъ есмъ светъ — верьте в светъ да сынове света будете» (фото увеличивается):
Что касается внутреннего убранства, то стены и потолок изначально были белыми, а напольные иконостасы из темного дерева, тем самым вид был довольно строгий. Но мне случайно попалось интересное фото 1980 года, где отображен совершенно другой вид убранства внутри:
Под этой фотографией шел гневный текст :
«В 1950-х гг. стены, до того пустующие, были частично расписаны в сентиментально-слащавой манере. При этом в алтарном своде поместили огромный Глаз в треугольнике (Всевидящее Око), которым в свое время возмущался небезызвестный священник Сергий Желудков. К счастью, приходу хватило сознательности, и в 1990-е гг. Глаз ликвидировали. Но на представленном фото 1980-х гг. мы можем его лицезреть.»
В настоящее время Храм внутри выглядит так (фото со службы Патриарха Кирилла):
Храм имеет собственный сайт и активно духовно живет: http://www.voskresenie-sokolniki.ru/ Он ни на один день не закрывался, что кажется практически невозможным, учитывая советские времена, и количество попыток власти использовать его под светские нужды. Но его отстояли — невероятно, но факт.
В следующем году ему исполнится 100 лет. Немного по меркам церковной архитектуры. Но таких храмов не было «до» и «после» уже, понятно, не будет. Год постройки был тот самый 1913 год — наивысший год расцвета Российской Империи. Модерн во всей своей невероятной красоте. Что-то от самых корней и сказки. Что-то от исконно народного, записанного на подкорке. В общем, это последнее не по мотивам, а отражающее состояние «здесь и сейчас» 100 лет назад, при этом живое и активное. Давайте его беречь.
P.S. Информация бралась из разных источников, спасибо всем, кто писал на эту тему. Особо отмечу книгу Ф.Евдокимова «Сокольники от истоков до начала ХХ века», как настоятельно рекомендуемую к прочтению.

Tags: 1910-е, Москва, Россия, Сокольники, архитектура, икона, история, модерн, русский стиль, храм

  • последние события
  • января

    28 января 2020 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром обороны Российской Федерации генералом армии Сергеем Кужугетовичем Шойгу.

    Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром обороны РФ С.К. Шойгу

  • января

    28 января 2020 года в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя состоялось заседание секции «За историческую память и преемственность поколений».

    В Университете МВД России прошло заседание секции МРОЧ «За историческую память и преемственность поколений»

  • января

    27 января 2020 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами прошло совещание с руководителями епархиальных «военных» отделов.

    В Синодальном отделе обсудили пастырские аспекты деятельности священника в силовых структурах

  • января

    В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках — главном храме Воздушно-десантных войск прошла череда рождественских богослужений.

    Представители командования ВДВ посетили рождественские богослужения в Главном храме Воздушно-десантных войск

  • декабря

    26 декабря 2019 года состоялось последнее в этом году заседание Общественного совета при МВД России, на котором были подведены итоги работы за 2017-2019 годы.

    Епископ Клинский Стефан награжден медалью МВД России «300 лет российской полиции»

  • декабря

    25 декабря 2019 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

    Председатель Синодального отдела принял участие в совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви

  • декабря

    Если Вы испытываете трудности с передвижением и Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, Вы можете попросить о помощи и задать интересующие Вас вопросы сотрудникам храма.

    Объявление

  • декабря

    19 декабря 2019 года председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан совершил в домовом храме Национального центра управления обороной РФ (НЦУО) благодарственный молебен.

    В Национальном центре управления обороной РФ совершен благодарственный молебен

  • декабря

    17 декабря 2019 года, в день памяти великомученицы Варвары и 60-летия образования Ракетных войск стратегического назначения епископ Клинский Стефан совершил Божественную литургию в храме во имя святой великомученицы Варвары в подмосковной Власихе, где расположен Главный штаб РВСН.

    В День памяти св. вмц. Варвары епископ Клинский Стефан совершил литургию в главном храме РВСН