Храм Марии египетской

Церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре

Вид с востока на Владимирский собор 1679 года. На переднем плане церковь преподобной Марии Египетской. Фото 1928 года Некогда на территории московского Сретенского монастыря находилась церковь Марии Египетской. Она была расположена между Владимирским собором и Николаевской церковью. При этом, какое-то время церковь Марии Египетской существовала как приходской храм.

Трудно предположить, чтобы внутри монастыря был создан самостоятельный приход. Видимо, приход возник еще до организации монастыря. Это предположение подтверждает крупный специалист девятнадцатого века, знаток истории Москвы С.К. Кондратьев. В заметке о постройке деревянной церкви Марии Египетской после 1378 года он пишет: «Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 году на этом месте казнен последний из рода Вельяминовых, и вскоре построена древняя церковь во имя преподобной Марии Египетской».

Здесь идет речь о событиях, связанных с ликвидацией Великим князем Дмитрием Ивановичем правления тысяцких в Москве. Не дождавшись своего назначения тысяцким вместо умершего отца, Иван Васильевич Вельяминов выступил против княжеской власти. В августе 1379 года он «мечем потят бысть на Кучкове поле у града у Москвы».

Вероятно, казнь состоялась не на месте предполагаемой постройки церкви Марии Египетской, а на месте некогда существовавшего Варсонофьевского монастыря. Это подтверждает следующее свидетельство: «Здесь был прежде Варсонофьевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище для погребения странников убогих и погибших насильственной смертью».

Московская земля после смерти Ивана Даниловича Калиты была поделена между тремя его сыновьями. Кучково поле стало принадлежать князю Андрею Ивановичу Боровскому. Он умер в 1353 году. В том же году родился его сын Владимир. Князь Владимир Андреевич стал одним из героев Куликовской битвы, заслужив прозвище Храброго. На Кучковом поле в 1386 году его мать, княгиня Мария, основала Рождественский монастырь.

Резонно предположить существование в конце четырнадцатого века большого загородного двора Владимира Андреевича, князя Боровского, а затем Серпуховского. В этом доме, а может быть, и дворце, расположенном на высоком участке Владимирской (Ярославской) дороги, постоянно проживала княгиня Мария. Подобные княжеские дворы были привычным явлением на основных дорогах. Да и в будущем Сретенский монастырь служил первой остановкой во время богомолий князей и царей. Кроме того, во время случавшихся раздоров с Великим князем Серпуховской князь мог укрыться в своем огороженном дворе, а не оставаться во вдруг оказавшейся недружелюбной столице.

Церковь преподобной Марии Египетской 1385 года. Реконструкция Г. А. Романова Таким образом, Рождественский монастырь был устроен рядом с княжеским двором, а каменная с 1385 года церковь Марии Египетской была домовой церковью, посвященной персональной святой покровительнице княгини Марии. Церковь могла быть пристроена к деревянному дому, что было общепринято. Таким предназначением объясняются скромный вид и размеры храма.

Каменное здание церкви Марии Египетской, просуществовавшее до 1930 года, было построено в 1385 году и много раз ремонтировалось и перестраивалось. А княгиня Мария в конце жизни постриглась в Рождественский монастырь под именем инокини Марфы. В нем она и скончалась в 1389 году.

Сретенский монастырь. Фото 1881 года На месте бывшего двора князя Серпуховского в 1395 году Великим князем Московским был основан Сретенский монастырь. Помимо прочих целей его устройство имело для московских властей и большое политическое значение. Маленькая княжеская крепость, превращавшаяся время от времени в неприятельскую, каким являлся двор Серпуховского князя, заменялась православным монастырем, оплотом московской власти.

Косвенное свидетельство тому мы находим в летописи. В 1388–1389, а потом в 1389–1390 годах было розмирье между Великим князем Василием Дмитриевичем и его двоюродным дядей Владимиром Андреевичем Серпуховским. Результатом замирения были территориальные уступки Серпуховскому князю Волоколамска и Ржева. Скорее всего, это была, в том числе, и плата за переход к Московскому князю Кучкова поля.

Большое значение в то время отводилось почитанию персональных святых покровителей, оказывалось внимание и храмам, им посвященным. Это доказывает посещение церкви в 1668 году Патриархом Иоасафом Вторым в честь святой покровительницы первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны, урожденной Милославской. «Марта 31, святейший Патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египетской и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны».

Если посмотреть на старый план Сретенского монастыря, то видно, что Владимирский собор, поставленный на месте первоначального деревянного, и церковь Марии Египетской размещены под углом к улице, а церковь Сретения-Николы с трапезной и колокольней вдоль нее. Это можно объяснить разным расположением дороги в конце четырнадцатого и в конце пятнадцатого веков. Сначала от вершины холма происходило разветвление пути. Одна дорога шла прямо, а другая — сворачивала с тракта к близлежащему селу, бывшему на месте известного городища у Садового кольца. Этой дороге и соответствует поворот храмов. Кстати, существующая трасса Трубной улицы в прилегающем к Садовому кольцу участке и поныне ориентирована на Сретенский монастырь. В пятнадцатом веке село утратило свое значение, возможно в связи с устройством многочисленных загородных огородов и дворов.

Храм Сретения стал уже вдоль прямой дороги алтарем на север, откуда принесли чудотворную икону Владимирской Богоматери.

Вид на церковь преподобной Марии Египетской с южной стороны, из двора Сретенского монастыря. Видны железные обручи, которыми в 1883 году был охвачен храм. Фото начала двадцатых годов XX века Как можно увидеть на фотографиях, сделанных перед разрушением церкви Марии Египетской в мае 1930 года, это был маленький одноглавый храм. Из-за ветхости еще в 1883 году стены снаружи были охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Он был квадратным в плане, со стороной квадрата около пяти метров. Непропорционально большая луковица главы с украшенным барабаном сооружена в 1687 году.

Церковь много раз перестраивалась, например в 1784 году и после 1812 года. В процессе разборки была раскрыта арка, возможно, принадлежавшая первоначальному алтарю. Ее форма и маленькие размеры могут служить подтверждением сооружения здания в четырнадцатом веке, поскольку в то время в церквах устанавливались не иконостасы, а алтарные преграды и не было необходимости в больших алтарных помещениях. Подобные завершения полушаром алтарных выступов имеются, например, у приделов храмов Св. Софии в Киеве или Новгороде, у новгородских церквей четырнадцатого века.

В августе 1700 года чрезвычайный посланник Петра Первого, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, ездивший в Константинополь для заключения мирного договора России с Турцией, получил в дар от Иерусалимского Патриарха часть мощей преподобной Марии Египетской (кость правой ноги). В феврале 1707 года серебряный ковчег с этой святынею был торжественно перенесен в Сретенский монастырь. В праздник Марии Египетской в течение недели ковчег выставлялся в церкви Марии Египетской для народного поклонения.

Вид с северо-востока на церковь преподобной Марии Египетской. Фото 1928 года После закрытия прихода в 1723 году в помещении церкви был устроен придел преподобной Марии Египетской, относящийся к расположенной рядом церкви Святого Николая Чудотворца. В девятнадцатом веке проведение служб в приделе было прекращено.

В Сретенском монастыре торжественно отмечались православные праздники, особенно связанные с его историей. «Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апреля — память преподобной Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; «21 мая, 23 июня и 26 августа — праздники иконы Владимирской Богоматери. Все даты даны по старому стилю.

Около 1926 года Сретенский монастырь был окончательно закрыт. Газета «Рабочая Москва» за 1 сентября 1928 года поместила фотографию обнесенных забором строений Сретенского монастыря, снабдив ее сообщением: «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь».

Ирония судьбы состояла в том, что окончательным поводом для сноса большей части строений монастыря послужило требование помощи дороге, той самой дороге, которой столько лет верой и правдой служил монастырь. По мнению новых руководителей Москвы, индустриальный город именно на этой улице нуждался в серьезном повышении «интенсивности транспортных потоков».

Разборка церкви преподобной Марии Египетской. Открытая арка могла принадлежать первоначальному алтарю. Май 1930 года В 1928-1930 годах исчезли с лица Москвы памятник времен Дмитрия Донского и памятник победы над Большой Ордой. Сначала была разобрана древняя церковь Сретения на Кучковом поле, затем церковь Святого Николая и трапезная. Потом была снесена колокольня над Святыми воротами и прилегающие к ней кельи. В последнюю очередь уничтожили стоявшую совсем в стороне от улицы церковь Марии Египетской. За нее долго боролись люди, не испугавшиеся в страшное время защищать памятник истории и культуры. Разборка церкви преподобной Марии Египетской была начата 6 мая 1930 года. От архитектурного ансамбля Сретенского монастыря сейчас остались строения Владимирского собора, палат и бывших служебных помещений.

25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь был доставлен ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. Мощи великой святой были привезены из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос. Таким образом мощи вернулись на свое место.

К сожалению, тенденция к сносу исторической застройки Москвы, приносимой московскими властями в жертву «транспортным потокам», продолжается и в девяностые годы. Ложатся дома под бульдозеры на пробиваемом третьем кольце Москвы. Подобно неумолимому острию ножа устремился к сердцу города Новокировский проспект. Но потеря исторической памяти – по идейным причинам или из-за денег – никогда не остается безнаказанной. Только платить за это придется не только жадным чиновникам, а всем нам.

Мария Египетская

У этого термина существуют и другие значения, см. Мария (имя).

Мария Египетская


«Святая Мария Египетская со сценами жития»
(икона XVIII века)

Родилась

середина V века

  • Александрия, диоцез Восток, преторианская префектура Востока, Римская империя, Древний Рим

Умерла

522

  • Палестина

Почитается

в Православии, Католицизме, Англиканстве

В лике

преподобных

День памяти

В Православной церкви — 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля

Покровительница

кающихся и борющихся с плотской страстью

Медиафайлы на Викискладе

Преподобная Мари́я Еги́петская (в старообрядческом написании — Ма́рия Еги́птяныня; ? — 522 год) — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля. Мария Египетская почитается также Англиканской церковью.

Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон — Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину.

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме есть часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Жизнеописание

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Мария Египетская
(картина Хосе Риберы)

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Встречи с Аввой Зосимой:

Старец Зосима даёт гиматий Марии Магдалине. Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е. Практически весь фресковый цикл этой капеллы после Воскресения Иисуса заимствует сюжеты из жизни Марии Египетской, наделяя ими житие Магдалины

  • Первая встреча

Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы она прикрыла свою наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

  • Вторая встреча

Через год, как и сказала Мария, Зосима из-за болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

«Святая Мария Египетская с житием». Икона. (в центре погребение святой аввой Зосимой)

  • Третья встреча — погребение преподобной Марии

По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.

Богослужебное почитание Марии Египетской

«Святые Андрей Критский и Мария Египетская». Икона
«Святые Мария Египетская и Алексий, человек Божий»
(икона работы царских изографов, XVII век)

«Мариино стояние»

Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») — за этой службой читают житие преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» (крестные знамения с небольшим поклонением). Из-за этого в прежние времена можно было услышать: «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, почитаемой церковью как образец истинного покаяния, является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Служба очень продолжительна и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) во время богослужения.

Православные молитвы

Тропарь (восьмой глас): В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак (третий глас): Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

Кондак (четвёртый глас): Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва: О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

В искусстве

В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически нет, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины по тем же сюжетам. Обратная ситуация в иконописи — в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.

В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением святых Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала её своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период её жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года».

> См. также

  • Марья — зажги снега

Примечания

  1. Не Ма́рья.
  2. 1 2 3 4 Полный православный богословский энциклопедический словарьместо = СПб.. — Изд-во П. П. Сойкина, 1912. — Т. II. — С. 1555.
  3. Мария Египетская (недоступная ссылка). Дата обращения 19 ноября 2015. Архивировано 19 ноября 2015 года.
  4. Большой путеводитель по Библии / пер. изд. Дрёмер Кнаур, Мюнхен. — М., 1993. — С. 289.
  5. Мария Египетская. Православие.ру.
  6. Здесь и далее цитаты из жития Марии Египетской в изложении Димитрия Ростовского.
  7. Творим же на кийждо тропарь метания 3 — Типикон, последование Великого Повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста.
  8. В современной богослужебной практике РПЦ уставные указания о поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях.
  9. Тысяча поклонов староверов Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Челябинский рабочий. — 05.04.2001.
  10. Сайт «Молитвослов»
  11. Молитвы святой преподобной Марии Египетской
  12. А. В. Муравьёв, А. А. Турилов, А. Ю. Никифорова, T. B. Толстая. Алексий, человек Божий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 8—12. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  13. Святыни Сретенского монастыря

Мария Египетская:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Ссылки

  • ЖИТИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ )
  • Преподобная Мария Египетская

Основные события

Смежные персонажи

Прочее

В массовой культуре

На землях московского Сретенского монастыря некогда стояла церковь Марии Египетской. Территориально храм был построен между Владимирским собором и Николаевской церковью. В своё время церковь Марии Египетской была приходским храмом.
Историки говорят, что каменное здание церкви Марии Египетской с 1385 года было домовой церковью, которую посвятили святой покровительнице княгини Марии. Возможно церковь была пристройкой деревянного дома (так раньше делали), поэтому у храма небольшие размеры и скромный вид.
Здание церкви Марии Египетской из камня было воздвигнуто в 1385 году. Княгиня Мария ближе к смерти постриглась в Рождественский монастырь и получила имя — инокиня Марфа.
Церковь Марии Египетской была маленьким одноглавым квадратным храмом 5х5 метров. Ещё в 1883 году церковь стала разрушаться под натиском времени, стены снаружи пришлось скрепить железными коваными обручами, а внутри храма были установлены подпорки.
Луковица главы храма с барабаном по отношению к храму непропорционально велика, она была построена в 1687 году.
Храм значительно перестраивался в 1784 году и после французских бесчинств 1812 года.
В 1700 году думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев привёз дар от Иерусалимского Патриарха. Это была часть мощей преподобной Марии Египетской (кость правой ноги). В 1707 году серебряный ковчег с этой святыней перенесли в Сретенский монастырь, а в праздник Марии Египетской на неделю ковчег выставляли в церкви Марии Египетской для людского поклонения.
Приход закрыли в 1723 году, а в помещении церкви устроили придел преподобной Марии Египетской от расположенной рядом церкви Святого Николая Чудотворца. В 19 веке проводить службы в приделе перестали.
Совсем обветшавшая церковь Марии Египетской была снесена в мае 1930 года. От архитектурных построек Сретенского монастыря остались строения Владимирского собора, палаты и служебные помещения.
В 2004 году в московский Сретенский монастырь привезли из греческого монастыря Святителя Николая, что на острове Андрос, ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святые мощи вернулись на прежнее место.

>Мария Египетская – сокровище пустыни

Слово мученика о Преподобной Марии

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о ее обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении, поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нем есть строка, емкая и глубокая, передающая суть ее истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершенное Богом. Вот что говорит свмч. Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил ее в пустыне ночью, эту — из великих грешниц — великую праведницу…».

Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удается не часто. Ведь что означают слова свмч. Серафима, что увидел он? — Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет… Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешниц — великая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется все это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и еще больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет… Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем», благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть еще раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого.

Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Святая Мария Египетская — иконы жития

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всем ее облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от нее народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Ее попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее ее далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что все произошедшее с ней не случайно: ее не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю ее жизнь.

Окольные пути

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни все было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы ее, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли Марию Египетскую жить среди падших, а порок, подчинивший ее волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты. В Иерусалим ее привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определенных планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Ее привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили ее. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог ее видит.

Изумленная явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала все сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд Марии Египетской упал на икону Божией Матери.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

По пути Марии Египетской (фото)

Преображение

Господь, выведший Марию Египетскую из мира, устроил и то, что старец, монах Зосима, удалившийся на время Великого поста в заиорданскую пустыню, стал изумленным свидетелем ее подвига. Скрытый «отшельник», тенью промелькнувший мимо него в пустыне, был черен от палящего солнца, неимоверно худ, волосы его были короткими, скатанными, как войлок, и белыми, как снег. Завидев старца, пустынник бросился бежать и остановился, лишь вняв его мольбам. Попросив у монаха часть одежды, чтобы прикрыть тело, человек обратился к нему, назвав по имени… Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал ее уже не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, — от души просвещенной, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех ее был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришел, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землей.

Ровно через год, как они условились, старец пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и стал свидетелем чуда. Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как посуху, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни. Повинуясь ее просьбе, отец Зосима вновь пришел на место их первой встречи через положенный срок и нашел ее уже умершей. На твердой, как камень, земле было начертано имя Рабы Божией — Мария, и время упокоения — это был день ее последнего земного причастия.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к ее молитвам. Ее пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твердое решение положить предел греховной жизни. У икон преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у ее образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие своему Создателю, а с ними мир и спасение.