Храм митрополита алексия
Содержание
LiveInternetLiveInternet
Адрес: Россия, город Москва, улица Николоямская, дом 60.
Проезд:От станции метро «Площадь Ильича» троллейбусом № 53 две остановки по ул. Сергия Радонежского до одноименного храма.
Год постройки:Между 1748 и 1751.
Архитектор:Д.Ухтомский
Архитектурные стили::Барокко, Елизаветинское барокко
Церковь. Действует.
Престолы:Феодоровской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Алексия, митрополита Московского
Московская епархия (городская) / Покровское благочиние
Cайт:http://alexiy-hram.ru/
Координаты:55.746526, 37.665627
Церковь Митрополита Алексия в Рогожской слободе (Николоямская улица, 60). Построена жителями ямской Рогожской слободы в 1748—51, сменив два предшествующих храма: деревянный, известный с 1625, и кирпичный, сооружённый в 1701. Одно из лучших зданий в Москве в стиле зрелого барокко (его проект, принадлежит архитектору Д.В. Ухтомскому). К массивному двухсветному четверику храма (главный престол — иконы Фёдоровской Богоматери) с востока примыкает скруглённая в плане апсида, с запада — двухпридельная трапезная (престолы Алексия Митрополита и Николая Чудотворца) и колокольня, сохранившаяся на высоту двух нижних ярусов. По верху стен здания, равномерно расчленённых пилястрами, проходят широкие многообломные карнизы. Большие арочные окна обрамлены крупными фигурными наличниками с лучковыми навершиями. На четверике храма окна второго света выделены навершиями в виде разорванных фронтонов. Архитектура храма характеризуется гармоничной простотой объёмного решения и стилистической чистотой форм. Церковь расположена на «стрелке», при пересечении Николоямской и Малой Коммунистической улиц (бывшие Большая и Малая Алексеевские улицы). Прежде её силуэт с главой, поднятой на высоком двухъярусном барабане (не сохранился), и трехярусной колокольней замыкал перспективу древней Владимирской дороги (ныне шоссе Энтузиастов). С большого расстояния, при подъезде к Москве, церковь воспринималась вместе с церковью Сергия в Рогожской слободе, стоящей на Николоямской улице почти напротив, как единый живописный ансамбль. По красной линии Малой Коммунистической улицы, с южной стороны от церкви, фрагментарно сохранилась одновременная ей ограда.
Изначально деревянная, она была выстроена только в начале XVII века как обыкновенная приходская церковь для местного населения государевой слободы, названной по церкви Алексеевской. Так, строительством слободского храма именно здесь, напротив Спасо-Андроникова монастыря и на месте легендарной палатки его основателя почтили память московского святителя. Более того, жителями слободы были черные тяглецы, то есть обязанные к исполнению государственных повинностей. Может быть, именно поэтому главный престол храма был посвящен покровительнице правящей царской династии России.
До революции эту церковь считали лучшим и классическим образцом архитектуры московского елизаветинского барокко.
И интерьер лучшего образца московского елизаветинского барокко оставил о себе воспоминания. Богатым, позолоченным и со стороны алтаря барочным иконостасом, в котором были ценные иконы Новгородского письма XV — XVI в.в., восторгался Аполлинарий Васнецов. Более того, даже позднюю настенную роспись XVIII столетия он считал произведением искусства.
Еще одной достопримечательностью Алексеевской церкви был древний крест над ее центральной главой — он был перенесен туда с первого, разобранного храма. А в 1747 году, когда Ухтомский начал строительство этой церкви, при ней была устроена богадельня на 10 прихожанок, где помимо квартиры, старушки получали еще 7-8 рублей на руки ежемесячно. Разумеется, что средства на храм и на благотворительность собирали его прихожане — а православный приход этой церкви был замечательный. Достаточно только назвать имена Алексеевых и Челышевых.
Алексеевская церковь, поновленная в 1898 году, была ограблена весной 1922 года, закрыта в 1929 . В 1931 году ее начали ломать, но, к счастью, не сломали, хотя снесли колокольню до второго яруса, барабан с главой и крестом — тем самым, древним. В полуразрушенном здании с трубами и уродливыми навесными лестницами трудно было угадать церковь, — в нем работал завод, потом ремонтно-строительное управление.
А в годы перестройки вновь заговорили о лучшем московском памятнике елизаветинского барокко. И появились планы устроить тут заповедный островок вкупе с соседними старинными усадьбами на Николоямской. Потом пошли слухи о том, что здесь разместится культурный центр посольства Франции, но в итоге на свободной площади выстроили банк, а Алексеевскую церковь вернули верующим, и начался титанический труд ее восстановления. Реставрация начата в 1993.
Источники
http://wikimapia.org
http://www.forum-moskva.ru
История храма
Сохранившаяся до наших дней церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем.
Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Он приложил много сил и стараний для победы Руси над татаро-монголами, для объединения русских княжеств вокруг Москвы и сплоченного национального отпора иноземным завоевателям, и в то же время — для налаживания мирных дипломатических отношений с Ордой.
Авторитет святителя был велик и там. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов.
Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.
Однако в честь святителя Алексия в московской церкви на Николоямской был освящен, по традиции, придел, а главный престол посвятили чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, покровительнице Дома Романовых. Это единственная сохранившаяся московская церковь, освященная во имя древней православной русской святыни.
Эта икона, написанная, по преданию, еще самим евангелистом Лукой, первоначально находилась в Городецком Феодоровском монастыре близ Нижнего Новгорода, где стояла в соборном храме св. Феодора Стратилата. При нашествии Батыя жители бежали из разоренного городка и не успели взять с собой чтимый образ.
Однако икона вновь явилась сама в 1239 году костромскому князю, который, охотясь в лесу, вдруг увидел ее на дереве. И оказалось, незадолго перед тем жители Костромы видели, как незнакомый человек в богатой воинской одежде шел по городу и нес эту икону на руках — человек этот был очень схож с св. Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах.
Чудесно явленная икона была с благоговением поставлена в костромской храм — вновь во имя св. Феодора Стратилата, отчего и стала называться Феодоровской. Один из ее праздников приходится на 29 августа нового стиля в память о ее чудесном явлении и обретении.
Вскоре было явлены и другие чудеса от Феодоровской иконы. Когда татары устремились на Кострому, от образа произошло сияние, и огонь этот пожег вражеские полчища, обратившиеся в паническое бегство. А затем церковь сгорела, и люди видели чудотворную икону, поднявшуюся над пламенем — пав на землю, они слезно молили Богородицу не оставить их без Покрова. Тогда икона опустилась на землю и стала посреди площади, где для нее выстроили новый каменный храм.
И еще Феодоровская икона была моленным образом отца Александра Невского, князя Ярослава, который при крещении получил имя Феодора.
А в марте 1613 года инокиня Марфа благословила ею своего сына, Михаила Романова, на царство. Он долго не соглашался взойти на русский престол, и тогда архиепископ взял в руки эту икону и вместе с матерью будущего царя молвил ему: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». И когда Михаил согласился, то мать его пала перед образом на колени и со слезами молилась перед ним: «Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству».
Отсюда другой праздник Феодоровской иконе в память об избрании царя был установлен 27 марта по новому стилю. И семья Романовых украсила чтимый образ богатыми дарами и драгоценностями.
Вот так, неприметно, хотя и в центральной части Москвы, притаилась скромная церковь, связанная со столь значимыми событиями и лицами русской истории.
Изначально деревянная, она была выстроена только в начале XVII века как обыкновенная приходская церковь для местного населения государевой слободы, названной по церкви Алексеевской. Так, строительством слободского храма именно здесь, напротив Спасо-Андроникова монастыря и на месте легендарной палатки его основателя почтили память московского святителя. Более того, жителями слободы были черные тяглецы, то есть обязанные к исполнению государственных повинностей. Может быть, именно поэтому главный престол храма был посвящен покровительнице правящей царской династии России.
Кроме слободы, церковь дала старомосковское имя двум прилегающим к ней улицам — Большой и Малой Алексеевской. В советское время они были переименованы в Коммунистические улицы, потому что именно здесь, на Большой улице, в Октябре 1917 года действовали райком партии, Совет рабочих депутатов и Военно-Революционный Комитет Рогожско-Симоновского района.
А Николоямская улица, на которой стоит Алексеевская церковь, была названа так по другому местному храму, разрушенному после революции — св. Николая Чудотворца, «что в Ямах», то есть в ямской слободе, устроенной тут Борисом Годуновым. В Ульяновскую же ее переименовали еще при жизни Ленина.
В самой древности, до XV века, все эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. Потом великий князь Иван III забрал их себе и разбил тут свои излюбленные сады. И где-то здесь в начале XVII века войска Шуйского бились с поляками, а с 1671 году в этой местности поселились московские стрельцы — и все это было задолго до устроения здесь старообрядческого центра. Даже когда тут обосновались старообрядцы близ своего Рогожского кладбища, с ними тесно соседствовало православие — тому свидетели и Алексеевский, и Никольский, и Сергиевский, и Мартиновский храмы, и церковь Василия Исповедника, о которой пойдет речь в мартовской публикации.
Взамен первой деревянной Алексеевской церкви начала XVII века каменный храм был выстроен почти столетие спустя, в ранее петровское время.
А в середине XVIII столетия, при императрице Елизавете гениальный архитектор Дмитрий Ухтомский выстроил здесь ныне существующее здание Алексеевского храма, дожившее до наших дней в развалинах. Кто бы знал, что до революции эту церковь считали лучшим и классическим образцом архитектуры московского елизаветинского барокко. Чтобы представить, как она выглядела (и какой будет после современного ремонта) стоит только вспомнить, что этот же мастер построил знаменитую барочную колокольню в Троице-Сергиевой Лавре и Красные ворота в Москве, увы, теперь известные нам только по фотографиям. И почти напротив Алексеевской церкви, на той же Николоямской улице князь Ухтомский перестроил из древних палат дом купца Федора Птицына — одно из самых красивых сооружений на этой старинной московской улице.
И интерьер лучшего образца московского елизаветинского барокко оставил о себе воспоминания. Богатым, позолоченным и со стороны алтаря барочным иконостасом, в котором были ценные иконы Новгородского письма XV — XVI в.в., восторгался Аполлинарий Васнецов. Более того, даже позднюю настенную роспись XVIII столетия он считал произведением искусства
Еще одной достопримечательностью Алексеевской церкви был древний крест над ее центральной главой — он был перенесен туда с первого, разобранного храма. А в 1747 году, когда Ухтомский начал строительство этой церкви, при ней была устроена богадельня на 10 прихожанок, где помимо квартиры, старушки получали еще 7-8 рублей на руки ежемесячно. Разумеется, что средства на храм и на благотворительность собирали его прихожане — а православный приход этой церкви был замечательный. Достаточно только назвать имена Алексеевых и Челышевых.
Алексеевская церковь, поновленная в 1898 году, была ограблена весной 1922 года и спустя восемь лет закрыта. В 1931 году ее начали ломать, но, к счастью, не сломали, хотя снесли колокольню до второго яруса, барабан с главой и крестом — тем самым, древним. В полуразрушенном здании с трубами и уродливыми навесными лестницами трудно было угадать церковь, — в нем работал завод, потом ремонтно-строительное управление.
А в годы перестройки вновь заговорили о лучшем московском памятнике елизаветинского барокко. И появились планы устроить тут заповедный островок вкупе с соседними старинными усадьбами на Николоямской. Потом пошли слухи о том, что здесь разместится культурный центр посольства Франции, но в итоге на свободной площади выстроили банк, а Алексеевскую церковь вернули верующим, и начался титанический труд ее восстановления.
По материалам Елены Лебедевой на сайте Православие.Ру
http://alexiy-hram.ru
http://sobory.ru/article/?object=03336
Храм Алексия Человека Божия в Красном селе
Эту страницу предлагается переименовать в Храм Преподобного Алексия, Человека Божия, в Красном селе. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/22 октября 2017. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон. |
У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Алексия, человека Божия.
Православный храм
в Красном селе
Россия
Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 3.
православие
Московская
Богоявленское
Михаил Быковский
XIX век
1853 год
ОКН № 7732010003№ 7732010003
действует
Медиафайлы на Викискладе
Храм Алекси́я челове́ка Бо́жия — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. Подворье Патриарха Московского и Всея Руси.
Храм расположен в Красносельском районе Центрального административного округа города Москвы (Второй Красносельский переулок, дом 3, строение 1). Главный престол освящён в честь преподобного Алексия, человека Божия; приделы в честь Грузинской иконы Божией Матери, в честь преподобного Павла Латрийского.
История
Красное село
Храм Алексия человека Божия построен в Красном селе в 1853 году, в одном из старейших подмосковных поселений, существовавшем уже в XII—XIII веках. Первые летописные упоминания о Красном селе относятся к 1480 году. Село было расположено у древней Стромынской дороги. Эта дорога шла из Москвы через сёла Преображенское и Черкизово в село Стромынь (Ногинский район Московской области) и далее на Владимир и Суздаль. Своё название село получило по расположенному в нём Великому (Красному) пруду, площадь которого равнялась площади Московского Кремля (23 га).
К началу XVII века село стало большим и густонаселённым. В записях шведа Петра Петрейя, побывавшего в Москве в 1608—1611 годах, говорится, что «близ Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников, она называется Красное село». В середине XVIII века село вошло в черту города и стало окраиной Москвы.
В 1837 году из центра на окраину Москвы, в Красное село был переведён Алексеевский монастырь. Первым храмом монастыря стала местная приходская церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1841 году в ней был освящён придел в честь преподобного Алексия, человека Божия.
Строительство храма
Центральным храмом как Алексеевского, так и Ново-Алексеевского монастыря являлся храм Алексия человека Божия. В Алексеевском монастыре это был построенный в 1634 году двухшатровый храм — шедевр архитектуры XVII века. Для его возведения были приглашены ведущие русские архитекторы того времени Антип Константинов и Трифон Шарутинов. Через два года они принимали участие в возведении Теремного дворца. Алексеевский храм был разобран в 1838 году, во время подготовительных работ, предшествовавших строительству храма Христа Спасителя.
Фотография Николая Найдёнова 1882 года
В 1853 году в самом центре монастырских земель Ново-Алексеевского монастыря был построен храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором его проекта стал московский архитектор Михаил Быковский. По его же проекту монастырь был обнесён стеной с башнями.
Храм с восточной стороны завершается полуциркульными апсидами, а в центре западного фасада расположен ризалит. Храм венчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого практически равна высоте основного объёма.
Внешняя отделка храма выполнена по мотивам древнерусского зодчества XVI—XVII веков. Фасады храма украшены декоративными колонками с дыньками, а завершаются они развитой системой килевидных аттиков разной величины. Барабан храма украшен декоративными аттиками и арками аркатуры, имеющими аналогичное килевидное завершение.
Из прежнего Алексеевского монастыря в новый были перенесены многочисленные древние святыни, среди которых — чудотворные списки с Тихвинской, Грузинской икон Божией Матери и Целительницы (две последних после закрытия храма были переданы в храм Воскресения Христова в Сокольниках). В Алексеевский храм были переданы также многочисленные дары, преподнесённые прежнему Алексеевскому монастырю царской семьёй и знаменитыми людьми. Среди них была лампада 1630 года — дар патриарха Филарета, кадило — дар царя Михаила Фёдоровича, серебряный ковш — дар царя Алексия Михайловича. В библиотеке монастыря можно было найти редкие экземпляры церковных книг. Например, здесь хранились Евангелие 1630 года и Требник Петра Могилы.
В 1899 году по проекту архитектора Александра Латкова была произведена реконструкция храма. Располагавшаяся с западной стороны храма открытая паперть была встроена в его основной объём. Внутри храма были перестроены хоры, а в западной их части было оборудовано помещение для ризницы. Деревянный пол храма заменил пол, выложенный метлахской плиткой. С. Л. Конюховым был изготовлен новый иконостас, на котором были размещены новые иконы работы Т. И. Тюрина. Художником Е. Чернышевым были расписаны купола и верхние части северной и южной стен.
Советский период
В 1926 году Алексеевский монастырь был закрыт и все насельницы вынуждены были его покинуть. К началу XX века в монастыре было четыре храма: Крестовоздвиженский (1692 года), Алексия человека Божия, Всех Святых (1891 года) и Архистратига Михаила при больнице (1879 года). Из них советский период пережили только два — Всехсвятский и Алексеевский.
Здание храма Всех Святых использовалось под архив и как производственное помещение. Самый древний из четырёх — Крестовоздвиженский храм стал частью административного здания ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Алексеевский храм был переоборудован под дом пионеров, а на месте бывшего монастырского кладбища был устроен пионерский парк. В 1970-е годы храм Архистратига Михаила был снесён, а его место занял жилой дом. Во второй половине 1980-х годов по бывшему кладбищу была проложена автомагистраль, в настоящее время являющаяся частью третьего транспортного кольца.
Возрождение храма
В 1991 году Алексеевский храм был передан Русской православной церкви. С этого времени в храме начали восстановительные работы. 25 ноября 2002 года в Алексеевском храме были возобновлены богослужения. Первоначально он действовал как приписной храма Всех Святых. В марте 2006 года при храме преподобного Алексия человека Божия было учреждено Патриаршее подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.
Духовенство
- Настоятель храма протоиерей Валерий Привалов — в 1999 году окончил Московскую духовную семинарию. Имеет церковные награды: орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени, медаль преподобного Сергия Радонежского II степени.
- Протоиерей Дмитрий Шалаев — окончил Московскую духовную академию в 1998 году. Имеет церковные награды: медаль преподобного Сергея Радонежского II степени.
- Диакон Максим Кузнецов — имеет церковные награды: медаль преподобного Серафима Саровского II степени.
Примечания
- Стромынская дорога (недоступная ссылка). Дата обращения 6 января 2010. Архивировано 5 марта 2016 года.
- История Ново-Алексеевского монастыря (недоступная ссылка). Дата обращения 6 января 2010. Архивировано 11 апреля 2009 года.
- Грузинская икона Божией Матери. Православная Энциклопедия
- Ново-Алексеевский монастырь в Красном селе.
- 1 2 История храма на официальном сайте
- Храм Алексия человека Божия. www.st-alexis.ru. Дата обращения 30 марта 2019.
Ссылки
- Официальный сайт храма Алексия человека Божия в Красном селе
- Храм Алексия человека Божия на sobory.ru
- 1 сентября
- 17 век
- 18 век
- 1812
- 19 век
- 1917
- 23 февраля
- 3-я Тверская-Ямская
- 8 марта
- 9 мая
- Абрамцево
- Алевизов ров
- Александр I
- Александр II
- Александр III
- Александровская улица
- Александровский сад
- Алексеев
- Алексеев Ф.
- Алексеев Ф. Виды Москвы
- Алексеевский
- Алексей Михайлович
- Алексий Митрополит Московский
- Алтай
- Англия
- Андреев
- Андрей Рублев
- Андрияка
- Анненковы
- Антроповы ямы
- Аппиева дорога
- Аптекарский огород
- Арбат
- Армения
- Арну
- Архангельское
- Африка
- Б.Дмитровка
- Б.Никитская
- Баженов
- Байкал
- Бакунинская улица
- Балчуг
- Барановский
- Барселона
- Басманная слобода
- Бахрушины
- Беговая
- Белоруссия
- Белоусов
- Бенуа
- Берлин
- Бернес
- Берсеневка
- Беседы
- Билибин
- Битца
- Богатырёв
- Бодри К.
- Божедомка
- Бологое
- Болото
- Борисоглебский
- Боровск
- Бородинская панорама
- Ботанический сад
- Боярская площадка
- Братское кладбище
- Брейгель
- Бронная слобода
- Булгаковская Москва
- Бульварное кольцо
- Бунин
- Бутырка
- Бухара
- ВДНХ
- Вакидин
- Варварская площадь
- Варгунихина гора
- Варшавка
- Васильевская площадь/спуск
- Васнецов
- Ватикан
- Ватсон
- Введенское кладбище
- Вейс
- Вена
- Венгрия
- Венецианская хартия
- Венеция
- Вертинский
- Верхние торговые ряды — ГУМ
- Вешняки
- Византия
- Визбор
- Винно-соляной двор
- Винокур В.
- Витали И.
- Владимир
- Владимиров
- Владимирский Л.
- Внуково
- Военторг
- Воздвиженка
- Вознесения
- Войтехович В.
- Вокруг_Света_не вылезая _из_кресла
- Волга
- Волхонка
- Вольтерра
- Воробьёвы горы
- Воронеж
- Воронцово Поле
- Воскресенская площадь
- Врубель
- Вторая Мировая
- Вшивая горка
- Выползов переулок
- Высоко-Петровский монастырь
- Высоцкий
- ГАИ
- Гагарин
- Гагры
- Галилейское море
- Генералич И.
- Генплан Москвы
- Геппенер
- Германия
- Гиляровский
- Глазго
- Глазунов
- Гоголь
- Голицынская больница
- Гончары
- Городская Дума
- Городская трамвайная электростанция
- Гороховое поле
- Горюшкин-Сорокопудов
- Госбанк
- Гостиный двор
- Гражданская война
- Греция
- Грибоедов
- Грузины
- Грузия
- Губарев В.
- Гулливер
- Гуменюк В.
- ДР
- Данциг М.
- Двор
- Девичье поле
- Дедушкины
- Делабарт
- Делабарт Ж. Виды Москвы
- День Победы
- Депре
- Дербеневка
- Дергилёва А.
- Детский Мир
- Джардини-Наксос
- Джерих А.
- Дом Игрушек
- Дом Утюг
- Донской монастырь
- Дорогомиловка
- Дорогомилово
- Дорошевич В.
- Дрезден
- Дубровицы
- Дуровы
- Дьяково
- Дюма
- Дюрер
- Дядя Стёпа
- Египет
- Екатеринбург
- Елизавета Петровна
- Елисеевский
- Ельцева Д.
- Епархиальный дом
- Ереван
- Ермолова М.Н.
- Ечкины
- Женя Соседов
- Замоскворечье
- Зарядье
- Зацепа
- Заяузье
- Земский приказ
- Земский приказ — ГИМ
- Знаменка
- Зоопарк
- Иванов А.
- Иванов Вс.
- Ивановская горка
- Иерусалим
- Изенберг
- Измайлово
- Израиль
- Ильинка
- Ильф И.
- Иордан
- Ипатьевский дом
- Ипатьевский монастырь
- Ирод Великий
- Искья
- Исторические даты
- Италия
- Кабанова
- Кавказ
- Кадаши
- Казаков
- Казанский собор
- Казань
- Казарма
- Казённая слобода
- Каланчёвка
- Калининский/Корсун
- Калитники
- Калуга
- Калужское шоссе
- Калязин
- Камергерский переулок
- Каминский
- Канавка
- Каппель
- Карелия
- Каретный Ряд
- Кастильоне-делла-Пескайя
- Качанов.В.
- Кащей
- Кекушев
- Киев
- Китаев А.
- Китай
- Китай-город
- Китайгородская стена
- Клевер Ю.
- Кожевники
- Козельский А.
- Козиха
- Коктейль-холл
- Коломенское
- Коломна
- Колчак
- Константинополь
- Конёк-Горбунок
- Копейкин
- Корея Северная
- Корсаков Л.
- Косогов
- Косогов А.
- Кострома
- Кошели
- Кошко А. Ф.
- Кранахи
- Красная площадь
- Красные ворота
- Красный пруд
- Кремль
- Кремль. Утраты
- Крестовские башни
- Крутицы
- Крым
- Кудринка
- Кудрявцев
- Кузнецкий Мост
- Кузьминки
- Куманьков
- Купецио К.
- Кусково
- Кутузовка
- Кюри
- Кёнигсберг (Калининград)
- Лавра
- Лакруа
- Лейпциг
- Лентовский М.
- Лермонтов
- Лефортово
- Липецк
- Лондон
- Лопяло К.
- Лоскутный и Обжорный переулки
- Лубянка
- Лужники
- Лукка
- Луна
- Львиные ворота
- Любаров В.
- Люблино
- Лялина площадка
- М.Дмитровка
- М.Никитская
- МАРХИ
- МКАД
- Маврина
- Мадрид
- Маковский
- Малороссия
- Мамонова дача
- Манеж
- Манежная площадь
- Манхофф
- Маросейка
- Марьина Роща
- Масленица
- Масловка
- Маяковский
- Мелихово
- Мельников К.
- Метелица
- Мещанская слобода
- Митрополит Алексий
- Миусы
- Михаил Фёдорович
- Михеев Г.
- Молога
- Монастыри
- Монголия
- Монмартр
- Морозовы
- Москва
- Москва 1905
- Москва 1991
- Москва в деталях
- Москва-река
- Москворецкая улица
- Моховая
- Мурзилка
- Мурманск
- Муха А.
- Мытищи
- Мытная
- Мюръ и Мерилизъ
- Мясницкая
- Мёртвое море
- Набережные Челны
- Нагибин
- Найдёнов
- Неаполь
- Неглинка
- Незнайка
- Немецкая слобода
- Нескучный сад
- Нижегородка
- Нижний Новгород
- Никитские Ворота
- Никитский
- Николай II
- Николоямская улица
- Никольская улица
- Никулин
- Новая Москва
- Новгород Великий
- Новогиреево
- Новодевичий монастырь
- Новоекатерининская больница
- Новослободская
- Новоспасский
- Новый Год
- Ноева дача
- Носов
- Нью-Йорк
- Огородная слобода
- Одесса
- Омск
- Орёл
- Останкино
- Остия
- Остоженка
- Остров
- Островский А.Н.
- Охотный Ряд
- Павлов
- Палермо
- Палиха
- Памятники Москвы
- Пантелеймоновская часовня
- Параджанов
- Париж
- Парошин
- Пасха
- Патриарх Алексий II
- Патриаршие пруды
- Первая Мировая война
- Первоклассница
- Переяславка
- Пермь
- Петербургское шоссе
- Петров Н.
- Петровка
- Петровский парк
- Петровский пассаж
- Петровское-Разумовское
- Печатники
- Пиза
- Пиноккио
- Плевако
- Плющиха
- Плятт
- Поварская слобода
- Поволжье
- Подмосковье
- Покровка
- Покровское-Рубцово
- Покровское-Стрешнево
- Политехнический музей
- Польша
- Потылиха
- Почемучка
- Прага
- Преображенка
- Пресня
- Пречистенка
- Прибалтика
- Прокудин-Горский
- Псков
- Пугачёв
- Путинки
- Пушка
- Пушкин
- Пушкинская площадь
- Разгуляй
- Раневская
- Рахмановский переулок
- Рахматуллин
- Репников
- Рига
- Рим
- Рогожская
- Родос
- Рождественка
- Рождественский бульвар
- Рождественский монастырь
- Рокоссовский
- Ростов Великий
- Ростов-на-Дону
- Рубинин А.
- Русские святые
- Русско-японская война
- Рут Оркин
- Рэкхем
- Рябов В.
- Рябушинский
- СПб
- СССР
- США
- Садовники
- Садовое кольцо
- Самарканд
- Самотёка
- Сан-Джаминьяно
- Сандуны
- Саратов
- Сахалин
- Свиньин
- Селезнёвка
- Семёновская слобода
- Сергей Александрович
- Серебрякова
- Серебряники
- Серебряный Бор
- Серединка
- Серпуховка
- Сибирь
- Сиверская
- Сиена
- Сими
- Симонов К.
- Симоново
- Сиракузы
- Сицилия
- Слоновая улица
- Слюсарев
- Сокол
- Сокольники
- Солнцево
- Соловки
- Соловьиный дом
- Соломенная сторожка
- Софийский собор
- Софьина башня
- Сочи
- Средние ряды
- Средняя Азия
- Сретенка
- Сретенский монастырь
- Сталинград
- Стамбул
- Старая Ладога
- Старо-Екатерининская больница
- Стародубов А.
- Створа К.
- Стокгольм
- Столешники
- Стомахин И.
- Струков Д.
- Суздаль
- Султанов
- Сухаревка
- Сухаревская башня
- Сухов Д.
- Сухум
- Сущёвский вал
- Сыромятники
- Таганка
- Таганский полицейский дом
- Таллин
- Тамонькин Н.
- Таормина
- Тарковский
- Татьянин день
- Ташкент
- Твербуль
- Тверская
- Тверь
- Театральный проезд
- Тевдорадзе Л.
- Телешов
- Тель-Авив
- Теремной дворец
- Тестов
- Тиволи
- Тимирязевка
- Тифлис
- Тихвинская улица
- Тихонов
- Тишайший
- Тишинка
- Тобольск
- Толстой
- Томск
- Тоскана
- Третьяковы
- Троица
- Троицкая слобода
- Труба
- Трубная улица
- Трындины
- Тульская
- Тургеневская читальня
- Турция
- Тушино
- Уголок Дурова
- Угреша
- Украина
- Университет
- Усачёвка
- Ухтомский
- Фаворский
- Фанагорийские казармы
- Фентон Р.
- Фили
- Финляндия
- Флоренция
- Франция
- Фридлянд С.
- ХХС
- Хамовники
- Харьков
- Хитровка
- Ходынка
- Хомякова роща
- Хорошёвка
- Храпак Г.
- ЦДХ
- ЦПКиО
- Царин В.
- Царицыно
- Цветной бульвар
- Центральный телеграф
- Челентано
- Чертков
- Черёмушки
- Чески Крумлов
- Чесменская церковь
- Четырёхдомный переулок
- Чехия
- Чехов
- Чижов Б.
- Чистые пруды
- Читалкафе
- Чичкин
- Чуковский
- Шаболовка
- Шадр
- Шамбаров
- Швеция
- Шевченко
- Шелапутин И.
- Шервинский Е.В.
- Шерлок Холмс
- Шехтель Ф.
- Шотландия
- Шульц
- Шульц В.
- Шустовы
- Шухов
- Эдисон
- Эра милосердия
- Юон
- Юсуповский дворец
- Якиманка
- Яма
- Ян Непомуцкий
- Ярославка
- Яръ
- Яуза
- Яффо
- автобусы
- автомобили
- автомобиль Пузырёва
- агротуризм
- анонсы
- антиутопия
- аптеки
- арабские миниатюры
- археология
- астрономия
- аттракционы
- афишы
- бани
- баня
- бассейн «Москва»
- бензоколонки
- библейские места
- блины
- бочки с пивом-квасом-молоком
- бублики
- букинисты
- бутербродные
- былины
- быт старой Москвы
- вандализм
- велосипеды
- вертолёты
- видео
- вино
- водка
- водопровод
- военная Москва
- военная техника
- военные фото
- воздушные шары
- вокзалы
- вопрос
- вопросы
- воспоминания
- выборы
- вывески
- высотки
- выставки
- галоши
- говностроительство
- голубятни
- города и страны
- города мира
- городовые
- гостиница «Билло»
- гостиница «Большая Сибирская»
- гостиница «Метрополь»
- гостиница «Москва»
- гостиница «Националь»
- гостиница «Россия»
- гравюры
- графика
- граффити
- грибы
- гугль+
- дагеротипы
- дайджест
- дача
- дача Виллеров
- дача Муромцева
- двери
- дворец Разумовского
- дворики
- дворцы
- дебилы
- дело врачей
- деньги
- деревянная Москва
- деревянное зодчество
- дети
- детские книжки
- диафильмы
- дикари
- дирижабли
- довоенная Москва
- довоенные фото
- дом Булгакова
- дом Быкова
- дом К.Мейера
- дом СО «Россия» на Сретенском
- дом Телешова
- дом на набережной
- дом-корабль в Зарядье
- дома терпимости
- дома-монолиты
- дореволюционные фото
- дорожные знаки
- древлеправославие
- дураки вокруг нас
- дурдом
- железная дорога
- жж
- жж-сообщества
- живописная Москва
- живопись
- живопись — забытые имена
- животные
- жопа
- журнал «Московское наследие»
- журналисты
- заброшенности
- загадки
- загадочный Всехсвятский мост
- заметки фенолога
- значки
- игральные карты
- игрушки
- игры
- извозчики
- иконы
- икра
- интересный мир
- интернет
- интерьеры
- искусство — это деградация
- исторические даты
- история
- исчезнувшие кварталы Москвы
- к вопросу о дискуссиях
- кабаки загранишные
- кабаки советской эпохи
- каланчи
- календари
- караван-сараи
- кареты скорой помощи
- карикатуры
- картины
- карты
- карусели
- катастрофы
- кафе «Космос»
- кафе «Лира»
- кафе «Молодёжное»
- кафе «Московское»
- кафе «Север»
- кинематограф
- кино
- киносравнения
- кладбища
- книги
- колбаса
- колокола
- комиссионки
- коммуналки
- конка
- конопля
- конфеты
- концерты
- концерты на Хитровке
- коньяк
- корабельные крысы
- корабли
- коррида
- космос
- кошмары и ужасы
- кошмары и ужосы
- крематорий
- куда делись москвичи
- куклы И. Медянцевой
- кулинарии
- кулинария
- курьёзы
- кухни
- ледяное дыхание кризиса
- литературная Москва
- литографии
- лотерея
- лубок
- лытдыбр
- люди труда
- магазины
- магазины «Берёзка»
- магазины Торгсин
- макулатура
- малые реки Москвы
- манкурты
- марки
- мебель
- медицина
- мемуары
- метро
- мечеть
- милицейские стаканы
- милиция
- миниатюры
- митинги
- мифы
- мобилофото
- мода
- модерн
- мозаики
- мои воспоминания
- молоко
- монастыри
- мордокнига
- мороженое
- морские суда
- московская мозаика
- московская реклама
- московская топонимика
- московские бега
- московские бойни
- московские деревни
- московские домики
- московские кинотеатры
- московские надписи
- московские пассажи
- московские сады
- московские сёла
- московские трактиры
- московские тюрьмы
- московский общественный транспорт
- московское купечество
- мосты
- мотоциклы
- музеи
- мульты
- мыло
- наболевшее
- наводнение 1908 г.
- награды
- насекомые
- настенные знаки и таблички
- не знаю какой тэг поставить
- небо
- небоскрёбы
- неформалы
- новоделы
- нравы
- ню
- оldmos
- оldsp
- обсерватория на Пресне
- овощебазы
- одеколон
- опросы
- ордена и медали
- оружие
- открытки
- открытки с видами Москвы
- очереди
- палаты
- палаты Боровского подворья
- палаты Голицына
- памятники
- памятники Москвы
- память
- панорама Москвы
- папиросы
- паровая техника
- паровичок
- паровозы
- паровой трактор Хорнсби
- пассажи
- пельменные
- передвижка домов
- песочницы
- пивбар «Жигули»
- пивбар «Зелёная гадина»
- пивбар «Коралл»
- пивбар «Ракушка»
- пивбар «Яма»
- пивбар из «Берегись автомобиля»
- пивная в Петровском парке
- пивная на Рождественском
- пиво
- плакаты
- планетарий
- пляжи
- подвесная дорога Романова
- подземелья
- подметально-уборочные машины
- пожарные
- поздравительные открытки
- поздравления
- покушение на Брежнева
- политика
- политики
- полиция
- пончики
- портреты
- портреты государей
- послевоенные европейские снимки
- почти реклама
- праздники
- приглашения на ёлку
- приметы времени
- природа
- притчи Царя Соломона
- прогулки
- прогулки по старой Москве
- проекты
- проспект Мира
- проституция
- просто красиво
- птичий рынок
- пугачёв
- пулемёт
- путешествия
- пьянству-бой!
- радио
- развал СССР
- размышления
- революцьённая Москва
- реклама
- реконструкции
- репрессии
- ресторан «Квисисано»
- ресторан «Мавритания»
- ресторан «Метрополь»
- ресторан «Прага»
- ресторан «Савой»
- ресторан «Славянский базар»
- ресторан «Стрельна»
- ресторан «У Мартьяныча»
- ресторан «Эльдорадо»
- ресторан «Эрмитаж»
- ресторан «Якорь»
- ресторан «Яръ»
- ресторан Крынкина
- ретирады
- рисунки
- российская промышленность
- румынское кладбище
- русская проза
- русские горки
- русские люди
- русские офицеры
- рынки
- сад «Аквариум»
- сад «Эльдорадо»
- сад «Эрмитаж»
- самолеты
- светофоры
- сказки
- скорая помощь
- скриншоты
- скульптура
- сладгазвода
- сленг
- слов много — дела нет
- служба быта
- слухи
- снегоуборочные машины
- сносы
- советская Москва
- советская эпоха
- советские политики
- советские фото
- советский быт
- современное искусство
- современные фото
- соки в конусах
- сохраним Москву!!!
- спасибо Лукашенке
- спорт
- спортлото
- стадион «Динамо»
- старая Варшава
- старая Москва
- старая реклама
- старые газеты и журналы
- старые фото
- старый Тифлис
- старьёвщики
- статьи
- стихи
- стихийные бедствия
- стихоплётство
- столовые
- строительная техника
- стыдно
- судоподъёмник
- судьбы
- сушка белья
- сыр
- сюр
- табак
- такси
- талоны на книги
- театр
- театр «Антей»
- театры
- телевидение
- телефонные будки
- техника
- техногенные катастрофы
- точильщики
- трактир Егорова
- трактир Тестова
- трамваи
- транспорт
- триумфальные ворота
- троллейбусы
- тупые дегенераты
- убийство Шувалова
- убогая Москва
- ужос
- уничтоженное
- урны и мусорные баки
- усадьба Рюхардт
- усадьбы
- утюги
- уходящее культурное наследие
- учи старословенской
- учёные
- ушедшая Москва
- фалеристика
- фб
- феномены
- фильм А.Лошака
- фонтаны
- фото
- фоторесурсы
- френдполитика
- фрески
- футбол
- фэнтези
- х/ф «Покровские ворота»
- хлеб
- храм Василия Блаженного
- храм с необычной судьбой
- храмы
- ц.Александра Невского на Миусах
- ц.Алексия Митрополита в Рогожской
- ц.Владимирская
- ц.Вознесения на Гороховом поле
- ц.Воскресения Словущего
- ц.Воскресения в Кадашах
- ц.Гребнёвская
- ц.Иоанна Воина на Божедомке
- ц.Иоанна Предтечи в Дьякове
- ц.Людовика
- ц.Николы «Большой Крест»
- ц.Николы «Мокрого»
- ц.Николы «в Ямах»
- ц.Николы Притиска
- ц.Николы Стрелецкого
- ц.Николы в Блинниках
- ц.Николы в Драчах
- ц.Николы в Звонарях
- ц.Николы в Подкопаях
- ц.Николы в Сапожках
- ц.Николы в Толмачах
- ц.Николы в Хамовниках
- ц.Николы в Щепах
- ц.Николы на Курьих ножках
- ц.Николы при Строгановском училище
- ц.Николы у Соломенной сторожки
- ц.Покрова в Филях
- ц.Святого Духа у Пречистенских Ворот
- ц.Сергия в Крапивниках
- ц.Сергия в Рогожской
- ц.Симеона Столпника за Яузой
- ц.Троицы в Воробьях
- ц.Троицы в Листах
- ц.Троицы в Троицкой слободе
- ц.Успения на Покровке
- ц.Филиппа Митрополита в Мещанской слобод
- царская семья
- цветочницы
- цены
- цирк
- цирк на Цветном бульваре
- цитаты
- чай
- чайники
- часовни
- чебуречные
- человекообразные
- чертежи
- чистка обуви
- шарманщики
- шахматы
- шашлычные
- школа
- школьная реформа
- эротика
- этнографическое
- ювелирные украшения
- юмор
- юридическое
- ютуб
- я
- я в шоке
- ядерный взрыв
- языкознание
vladimirdar
Всего 39 фото
Давно я хотел рассказать о Спасо-Андрониковом монастыре и этой Церкви Преподобного Сергия Радонежского что в Рогожской слободе. Любопытно, что Спасо-Андроников монастырь был мной отснят детально в 2013 году, а в 2018-м еще и дополнительно. Что касается этой церкви то именно подробно я запечатлел её только сейчас совсем недавно поэтому этот пост и стал возможен для публикации. История монастыря неразрывно связана именно с Серигиевской церковью и этот материал станет Предтечей поста об Андрониковом монастыре и вы поймете впоследствии почему. Вообще же Сергиевская церковь всегда вызывала у меня особые светлые чувства хоть она и не так внешне затейлива как многие другие московские храмы, находится относительно далеко от метро, но связана с именем преподобного Сергия Радонежского самым непосредственным образом. Еще также хотелось открыть для читателя «разносторонний» образ этого старообрядческого московского храма в буквальном смысле. Будет много фотографий которые как мне представляется помогут увидеть цельный архитектурный образ этой церкви.
История местности, окружающей Храм, неразрывно связана с находящимся поблизости Спасо-Андрониковым монастырем и именами преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андроника Московского. Обитель во имя Всемилостивого Спаса (Андроников монастырь) была основана по обету возвращавшегося в 1365 г. из Константинополя митрополита Алексия, везшего с собой Нерукотворный Образ Спаса, которым Вселенский Патриарх благословил его на Русскую митрополию. Разыгравшийся по пути сильнейший шторм в Черном море, грозивший гибелью пассажирам корабля, утих 16 августа, как раз в праздник Образа Спаса Нерукотворного. В ознаменование избавления от неминуемой гибели Митрополит подал прп. Сергию благословение основать обитель во имя Спаса и направить его ученика Андроника для устроения монастыря. Впоследствии Преподобный неоднократно посещал обитель для поклонения Святому Образу.02.
Спасо-Андроников монастырь. Вид со стороны Андроньевской набережной.
Место монастырю определили на возвышении. Окруженное лесами, среди которых протекали судоходная тогда Яуза и Золотой Рожок (давший название кстати Золоторожскому валу), оно находилось у дороги от Таганки, ведшей на юг в Коломну, а затем в Рязань и Орду.
03.
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Костомаровский мост.
Рогожская ямская слобода
Храм преподобного Сергия Радонежского расположен на Николоямской улице. Эта улица получила своё название по расположенному когда-то на ней храму «Николы на Ямах» (снесен после революции). Ямами в то время называли почтовые станции с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. В 1595 году Борис Годунов устроил такие почтовые станции на всех московских заставах. Из Рогожской ямской слободы дорога уходила на Владимир и Нижний Новгород, а первой почтовой станцией было село Рогожи (известно с 1389 года, это современный Ногинск).
04.
В XVII веке район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме ямской слободы здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма преподобного Сергия стоит храм святителя Алексия, основанный в начале XVII века (на фото ниже слева на дальнем плане).
05.
В 1740-х годах, по соседней площади — Рогожская застава, прошла таможенная граница Москвы. В конце XVIII века, после сильнейшей эпидемии чумы в Москве, у Рогожской заставы, за территорией города была организована старообрядческая община. Рогожская старообрядческая община совместно с Преображенской являлись крупнейшими старообрядческими общинами у восточных границ Москвы.
06.
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе
В далеком 1365 году великий игумен земли Русской, основатель Св. Троице-Сергиевой лавры (около 1321-91 гг.), прп. Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю и зашел по дороге в Спасский монастырь помолиться у Нерукотворного Образа и навестить своего ученика, настоятеля обители (где в свое время также подвизался великий иконописец Андрей Рублев (1360-1430), ныне канонизированный Церковью), прп. Андрони́ка Московского. По окончании встречи Андроник в сопровождении братии отправился проводить Святого. По преданию, они попрощались на месте, где в память этого события впоследствии была воздвигнута в XVII-XVIII вв. сперва деревянная, а затем каменная часовня монастыря, именуемая «Проща» на улице Вороньей, ныне ул. Сергия Радонежского, дом 25.
07.
Часовня «Проща» на улице Вороньей (Сергия Радонежского, 25)
08.
Преподобный Сергий Радонежский
Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII века. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия.
В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, как отметилось выше, был ученик преподобного Сергия — Андрони́к.
09.
Касаясь темы некоей исконности старообрядчества в местности, окружающей Храм, необходимо отметить следующее. Охватывая территорию в 178 гектар между Таганкой и Рогожской Заставой, Рогожская слобода действительно издавна была известна сильными консервативными, идущими от старообрядчества, жизненными устоями. Но поскольку слобода, как и ее храмы, изначально возникла еще до раскола, вызванного реформами патриарха Никона, Рогожскую Ямскую слободу некорректно называть ни как исконно старо-, ни новообрядческой — таких же обрядов придерживалось и остальное население не только в округе, но и повсеместно.
10.
11.
Строительство храма
Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке. При нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи.12.
13.
Мозаичная икона Святой Троицы с предстоящими прп. Сергием и митрополитом Алексием апсиды Сергиевского храма.
14.
Вид на Сергиевский храм со стороны Добровольческой улицы (до 1918 года улица Хива́).
15.
На рисунке 1840-х годов видим старую шатровую колокольню храма перед трапезной выходящую за границы церковной ограды.
16.
Нынешнее здание храма было построено в 1818 году на средства прихожан. По воспоминаниям, значительную часть всего своего состояния вложил в это строительство статский советник Гавриил Петрович Смольянский, который был в этой церкви старостой. Свой окончательный вид основной объём храма получил после реконструкции 1834-1838-х годов, проведённой архитектором Ф.М. Шестаковым по проекту которого, в частности, возведено существующее поныне торжественное пятиглавие, появившееся на здании после пожара, случившегося в 1835 г. Также пожар имел место и в 1837 г. Факт этой реконструкции подтверждается, в частности, красной кирпичной кладкой в подвале летнего (главного) храма с клеймами известного в начале XIX в. производителя Балашева (небезынтересно отметить, что там встречаются и кирпичи, произведенные в Швеции).
Современная трёхъярусная колокольня смежная с трапезной была построена в 1864 году.
17.
18.
Интерьер храма был расписан в 1876 году изографом А.С. Рогожкиным, а самые поздние росписи относятся к началу XX века. В 1900 году интерьеры храма были отделаны архитектором И.Т. Барютиным.
19.
Храм Сергия Радонежского, 1883 год.
Вид на Сергиевский храм с Добровольческой улицы (вид издали).
20.
Опись 1823 года, засвидетельствованная благочинным николоямским прот. Петром Петровичем Платоновым, внутреннего убранства уготовляемой к освящению новосозданного Троицкого придела церкви Прп. Сергия в Рогожской. Из описи известно, что, среди прочего, в новоустроенном главном храме (летней, холодной церкви Живоначальной Троицы) находились досчатые царские двери, в коих вставлены иконы Благовещения на двух досках и четырех Евангелистов на четырех досках. Иконостас содержал иконы. На правой стороне — Спасителя, Живоначальной Троицы, Нерукотворного Образа Спасителя, Прп. Сергия Радонежского Чудотворца, Печерской Божией Матери, Алексия Человека Божия. На левой стороне — Смоленской Божией Матери, Похвалы Божией Матери, Успения Божией Матери, Всех Святых, Св. Николая Чудотворца, Богоявления Господня, Софии Премудрости Божией. На северной двери — Арх. Михаила, на южной двери — Арх. Гавриила. Над местными иконами в пяти ярусах находилось 26 икон Господских и Богородичных праздников, 27 апостольских, 21 пророческих, 9 преподобных, 11 праотец, а над оными ярусами — распятия Иисуса Христа с предстоящими.21.
По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены. С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.
22.
Горевшая и отстраивавшаяся Рогожская слобода, протянувшаяся вдоль Большой Алексеевской улицы, на пути в крупные торговые города Поволжья, к XIX в. становится центром хлебной торговли. Купечество, скопившее миллионные капиталы, держало под контролем хлебную торговлю с Поволжьем. От воли Рогожи к началу XIX в. зависели цены на хлеб не только в России — экспортере зерна, но и в Англии, тогдашней ведущей мировой державе. На организации хлебной торговли обитатели слободы нажили значительные капиталы. Помимо хлебной торговли, другим основным источников богатства рогожского купечества была чайная торговля.
Советский период
Примечательно, что в 1924 году регентом храма служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев.
В 1922 г. (с 21 марта по 5 апреля) власти изъяли 5 пудов 30 фунтов серебряных церковных ценностей и утвари. В 1922 г. сюда была перенесена чудотворная Черниговская-Гефси-манская икона Божией Матери из закрытого Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Икона пребывала в Сергиевском храме вплоть до его закрытия, а потом попала в Подмосковье в частные руки.
Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон. Так, например чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм Николы в Кузнецах, где она находится и в настоящее время (В Сергиевском храме есть её список). Однако большая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие — старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр также были отправлены церковные книги и даже бесценные ноты для слепых.
В Храме некоторое время размещался охраняемый секретный архив, в доме причта разместили коммуналки.
23.
В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.24.
В 1985 году храм был передан расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В здании храма решено было устроить экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы. Но в 1991 году храм преподобного Сергия был передан Русской Православной Церкви. Храм был освящён 4 декабря 1991 года.
Продолжим осмотр храма. В основании трехярусной колокольни на трех ее стенах выложены шесть больших мозаичных икон. Со стороны Николоямской улицы два мозаичных изображения…
25.
…Великого Князя Киевского Святого Владимира, Крестителя Руси…
26.
…и Святой равноапостольной Великой Княгини Ольги.
27.
Вход в храм осуществляется через объем нижнего яруса колокольни.
28.
Здесь со стороны двора также две мозаичные иконы — преподобного Сергия Радонежского…
29.
…и святителя Николая Мирликийского.
30.
На третьей стороне колокольни (со стороны двора) еще две мозаичные иконы…
31.
…Великого Святого Царя равноапостольного Императора Константина I…32.
Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константин, Константин I, Константин Великий (27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. В 324 стал единственным полновластным правителем римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин).
… и Святой Равноапостольной Царицы Елены, Елены Константинопольской.
33.
Флавия Юлия Елена Августа (ок. 250-330) — мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.
34.
Трапезная Сергиевской церкви
Страшные находки
Начиная с 1993 г. при проведении ремонтных работ вокруг Храма, у северной и южной стен и в подвале зимнего храма (трапезной) были обнаружены человеческие кости, среди которых выделялись черепа с пулевыми отверстиями. Наличие захоронений в подвале подтверждается и реставраторами-добровольцами, работавшими в 1980-е гг., еще до возвращения Храма Церкви. Это можно объяснить тем, что после ликвидации кладбища и расширения площади нового храма срытые захоронения оказались частично под землей вокруг храма, частично в подвале вновь выстроенного храма. Также это подтверждается и обнаружением при ремонтных работах в 2010 г. в подвале летнего храма костей и надгробий, относящихся к XVII-XVIII вв. На одном из таких надгробных крестов прочитывается надпись церковным шрифтом: ПРЕСТАВСЯ МИХЕЙ КУЗМИНЪ СНЪ ПЛОТНИКЪ.
Но среди этих захоронений также были, как и в 1990-е гг., обнаружены простреленные черепа, фрагменты одежды и обуви XX в. Очевидно, НКВД, заметая следы своих злодейских преступлений перед народом, зарыл останки жертв среди старых могил. Это тем более неудивительно, если учесть, что чекисты еще в 1918 г. облюбовали близлежащий Андроников монастырь, устроив там концлагерь.
35.
Рядом с колокольней и трапезной установлен Поминальный Крест с надписью «Замучены были дабы получить Воскресение» — убиенным, замученным и пострадавшим от богоборческой власти «в лютую годину гонений на Церковь за веру Христову». Установлен вблизи места обнаружения останков жертв советского режима
Последнее открытие произошло 16 февраля 2010 г. при взломе перегородки в подвале Храма, где останки конца 1930-х гг. были перемешаны с древними захоронениями. Многие монастыри и храмы, особенно с глубокими подземными пространствами, использовались как подвальные чекистские расстрельни, места и захоронения останков жертв террора. Не удалось достоверно установить из имеющихся доступных источников, совершались ли преступления в самих храмовых помещениях или же сюда свозили и закапывали тела из других мест расправы. Репрессии прокатились по всей стране, не миновав и дом № 57 (бывший и нынешний дом причта) по Николоямской улице. Репрессированы были жители кв. 32, 36 (Кузьмин Николай Васильевич, 1899 г. р., певчий Храма, расстрелянный 31.10.1937 г. в Бутове), кв. 37.
Очевидно ранее это и было здание церковного причта (на фото ниже). Сейчас здесь синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.
Добавить комментарий