Храм на челомея
Содержание
- Снос храмов и монастырей в СССР. Как это было. Часть 5.
- Список храмов, снесённых при советской власти
- Волгоград (Царицын)
- Москва
- Список разрушенных храмов в Москве в современных границах города
- Санкт-Петербург
- Киев
- Красноярск
- Новосибирск
- Саратов
- Ташкент
- Тверь
- Тольятти
- Томск
- Тула
- Харьков
- Ярославль
- Литература
- Примечания
- См. также
- Ссылки
- Разрушенные храмы Замоскворечья. Часть I
- Центры, где проводится церковная реабилитация и Чин присоединения к Православию
Снос храмов и монастырей в СССР. Как это было. Часть 5.
Часть 1. http://cat-779.livejournal.com/14181.html
Часть 2. http://cat-779.livejournal.com/14524.html
Часть 3. http://cat-779.livejournal.com/14660.html
Часть 4. http://cat-779.livejournal.com/14924.html
«Главенствующую» роль в «культурной революции» Ленин отводил партии большевиков, на которую возлагалась задача обеспечения идейно-целенаправленного, социалистического характера всех процессов в сфере культуры, торжества «миросозерцания» марксизма. Партийные органы стали на путь прямой подмены государственных органов, внедрили административно-командный стиль руководства культурным строительством. Все это пагубно сказалось на процессе развития всех областей культуры после Октября 1917 г.
Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября 1917 года (7—8 ноября по новому стилю), к власти пришли большевики.
Самыми первыми декретами новоявленного правительства были: Декрет о земле и Декрет «о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».
Произошёл юридический , идеологический, культурный, энергетический переворот. В те далёкие времена народ не сразу мог осознать большевисткое «планов громадьё» и этих планов зловещую суть.
27 октября (по ст. ст.) 1917 года II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов был принят Декрет о земле, согласно которому, принадлежавшие Церкви земли, среди прочих, переходили «в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле».
Изданная 2 ноября 1917 года Советом народных комиссаров «Декларация прав народов России» провозглашала, среди прочего, «отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений».
Согласно декрету «О расторжении брака» (16 декабря 1917 г.) и декрету «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (18 декабря 1917 г.) брак объявлялся частным делом, а соблюдение или несоблюдения религиозных обрядов больше не оказывало влияние на юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми.
Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров Российской Республики 20 января (2 февраля) 1918 года и вступивший в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации.
Этими четырьмя основными декретами с первых дней советской власти было узаконено право на геноцид русского народа в потрясающиx масштабax.
Именно эти первые четыре декрета лягут в основу политики большевиков, в результате которой у трофейного населения будет отобрано всё до последней нитки-земля, имущество, ценности, дети, нравственность и культура.
Механизм порабощения российского народа:
«Уже в первые дни Советской власти одной из основных задач нового режима стало максимальное изъятие оружия у частных лиц. 10 декабря 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет «О сдаче оружия», в котором, в частности, указывалось:
«1. Обязать все население, все учреждения гражданского ведомства сдать находящееся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца;
2. За укрывательство оружия, задержание сдачи его или противодействие сдаче виновных подвергать лишению свободы на срок от одного года до десяти…»
Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, и лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не изымалось только у членов РКП (б), но не более одной винтовки и одного револьвера на человека. При этом оружие закреплялось за конкретным владельцем.
Согласно инструкции к данному декрету, право на хранение и ношение оружия давали обычные партийные билеты. Таким образом, в советской России право на оружие приобрело партийную принадлежность».
Человек, не имеющий оружия , превращается в раба, который не может защитить себя и свою семью.С таким человеком правительство и бандиты, которых стало очень много в послереволюционные годы голода и разрухи, могли делать всё, что им заблагорассудиться. Правительство же, после конфискации оружия у населения, это изъятое оружие против населения и повернуло.
После конфискации оружия у собственного населения неминуемо следовал тотальный геноцид этого же населения, власть лишая собственное населения права на оборону, в конечном итоге использует свое превосходство для жесткого подавления инакомыслия.
Весной 1922 года большевики, разоружив население и отразившие к тому времени внешние угрозы, перешли к этапу активной борьбы с религиозными институтами и прежде всего с православной церковью, которая рассматривалась ими как крупнейший очаг внутренней «контрреволюции». 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих.
Необходимо понять железную логику большевиков: до тех пор, пока они не были уверены в том, что закрепились на российской территории и не разоружили население, они не смогли бы начать изымать церковные ценности, устраивать гонения на священнослужителей , сгонять население в города под видом коллективизации и сносить храмы и монастыри !
Их встретил бы такой организованный вооружённый отпор, что они не смогли бы удержать власть!
» большевистское правительство для пополнения валютного запаса с размахом продавало за границу бесценные картины, иконы, драгоценности. Об истинных масштабах этой распродажи рассказала изданию «Ъ-Власть» в 2001 году искусствовед Наталья Семенова, попытавшаяся составить список утраченного.
По ее данным, за период с 1917 по 1923 год продано 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры – 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря – 384 бриллианта; из Оружейной палаты – золотого и серебряного лома 40 пудов. Но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было. Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. На покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию. А в 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Норману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде осталось только 71. К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысяч. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств – несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.»
http://pravo.ru/news/view/109884/
Изъятие церковных ценностей началось очень удачно, большевиками было награблено огромное количество золота, серебра, драгоценных камней, икон, и т.д. Предвкушая дальнейшую добычу, было решено начать разграбление храмов по всей огромной стране.В 1928 году Главнауки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность «сооружения» к памятникам — момент его постройки. Сооружения, построенные:
до 1613 г. — были объявлены неприкосновенными;
в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;
в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады;
после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
в 1991 Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР. Руководствуясь этим критерием, на местах был инициирован массовый снос храмов — общее их количество уменьшилось с 79 тысяч в 1917 до 7,5 тысяч —году.
Снос церквей в СССР
Правительство СССР приняло ряд организационных мер для создания индустрии разграбления и разрушения церквей, монастырей, часовен, крепостей-звёзд, для чего поработило Туркестан, расчленило его на отдельные республики и заставило переориентировать на монокультуру -хлопок, который шёл на производство пороха для взрывных работ.Экономики республик Средней Азии были изуродованы так, что они в дальнейшем уже не смогут жить без поставок хлеба и товаров из России! И это аукнется нам в 21-ом веке многомиллионным нашествием мигрантов!
Далее, в 1930 году был создан ГУЛАГ, одной из основных целей которого и было разграбить и снести эти неугодные большевикам архитектурные постройки.
Заключённые ГУЛАГа не только грабили церковные интерьеры, они искали спрятанные документы, архивы, драгоценные металлы и камни, технологии..В церквях хранились записи о рождении, крещении, имущественные акты. Всё это или почти всё, было изъято.
Правительство СССР понимало, что после отделения церкви от государства и церкви от школы, разграбления церковных ценностей и сноса храмов, монастырей и крепостей-звёзд наступит идеологический и культурный вакуум. Трофейным населением надо было управлять и заставить его быть себе лояльным, для этого надо было скрыть все свои преступления и показать своё правление в самом выгодном свете.
Кроме того, надо было скрыть свою вину за разрушение храмов, переложить её на предыдущие правительства!
Для этого необходимо переписать историю, создать новое мировоззрение, новую культуру, новое образование, показать себя в самом выгодном свете, вычеркнуть из народной памяти всё плохое, за что нет прощения ! Дети, внуки и правнуки убитых и обобранных советской властью с самого начала большевистского переворота, не должны знать прошлое, быть верными идеалам КПСС и нерушимости СССР, верить в идеалы дружбы народов, братства, должны работать с энтузиазмом и строить коммунизм в аскетических условиях.
У большевиков было всё схвачено с первых дней советской власти, был создан Наркомпрос (народный комитет просвещения), который был затем преобразован в Главнауку, потом будет создана Академия наук СССР.
Главнаука (Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями) — государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды науки и культуры в РСФСР в 1921—1930 годах. Был сформирован в составе Академического центра Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) в 1921 году.
В 1918 году был образован Научный отдел Наркомпроса, первым его возглавил Д. Б. Рязанов. В 1921 году отдел был преобразован в секцию академического центра Наркомпроса — Главнауку.
Акаде́мия нау́к СССР (АН СССР) ― высшее научное учреждение СССР с 1925 по 1991 год, объединявшее ведущих учёных страны, подчинённое непосредственно Совету Министров СССР, до 1946 года — Совету народных комиссаров СССР.
В 30-е годы был создан Союз писателей СССР.
Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР.
Создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Сталин осыпал членов Союза писателей немыслимыми благами: машины, квартиры, дачи, высокая зарплата, премии!
Обратите внимание на количество членов Союза писателей СССР, с таким количеством хоть каждый год всю мировую историю переписывай, перетряхивай архивы и библиотеки, изымай неугодные книги и включай в архивы и каталоги библиотек любые фальшивки!
Численный состав Союза писателей СССР по годам (по данным оргкомитетов съездов СП):
1934—1500 членов
1954 — 3695
1959 — 4801
1967 — 6608
1971 — 7290
1976 — 7942
1981 — 8773
1986 — 9584
1989 — 9920
В 1976 году сообщалось, что из общего числа членов Союза, 3 665 пишут на русском языке.
Союзы советских художников в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах образовались в разное время на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». Единый СХ СССР был создан в 1957. 1-й съезд состоялся в 1957. Высший руководящий орган — Всесоюзный съезд. Исполнительные органы — Правление и Секретариат.
Пиши и редактируй учебники для всех учебных заведений СССР на всех языках народов СССР,рисуй красочные картинки для пущей убедительности, направляй молодое неопытное поколение в нужное советской власти русло! Так создавалась информационная матрица, в которую впечатали всех родившихся в послевоенные годы.
И, конечно же, наши книги по истории самые-самые правдивые! Это прежние цари-самодержцы разрушали храмы, уничтожали церковные документы и книги, спаивали и уничтожали русский народ, а вот советское правительство ведёт к светлому будущему и строит развитой социализм и коммунизм!
А в стране, тем временем, продолжали разрушать храмы, грабить их интерьеры, подвалы, фундаменты, продолжали для этих целей производить порох в огромных количествах, переписывалась история, но советский народ об этом ничего не знал, разрушение храмов происходило вплоть до самого конца существования СССР.
В 1965 году был создан Союз кинематографистов СССР. Так советское правительство и КПСС получили возможность показать нам нашу историю в выгодном для них толковании, впечатать нам в сознание, КАКОЙ НА САМОМ деле была наша история!
Неудивительно, что всю нашу историю мы знаем по учебникам и по фильмам, созданным уже в советские послевоенные годы! Нам показали «правду» о нашем прошлом, из которой были тщательно вырезаны все негативные моменты первых десятилетий советской власти.
Что самое главное: всей идеологической работой руководила КПСС!
Не имея в кармане партбилета, невозможно было стать руководителем даже самого малой организации!
За весь период существования СССР только партийная верхушка и их приближение не знали, что такое голод и дефицит. За несогласие с политикой КПСС могли отлучить от сытной кормушки. Поэтому переписать историю и заставить молодое поколение вызубрить школьные уроки, на которых она преподавалась, не составляло трyдностей.
А вот эту информацию в школах и в институтах нас не заставляли изучать:
«В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей.
В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей.»
Потом вину за эти преступления переложат на русских царей.
Фальсификаторы хорошо постараются, чтобы нарисовать убедительные средневековые гравюры и картинки, писатели напишут правдоподобный рассказ о том, что-де в старину запросто делали порох примитивным способом, и этого количества пороха хватало, чтобы взорвать храмы толщиной 1-3 метра.
Не верьте! Производство пороха-это очень сложный и опасный технологический процесс. Даже СССР в первые годы с огромным трудом смог наладить его производство!
Реальная цена промышленного производства пороха в СССР-это порабощение Туркестана и переориентирование всей его экономики на производство и переработку хлопка, и порабощение российского крестьянина, который кормил хлебом узбекского дехканина и его семью, потому что каждый клочок земли засевался хлопком!
Фальсификаторы, покажите промышленное производство пороха во всех деталях, тогда можно будет поверить, что храмы можно было взрывать до начала 20-го века за их ненадобностью!
Покажите весь производственный процесс от начала до конца: добыча сырья, транспортировка, оборудование, технологии, а не просто картинки, на которых этот процесс нарисован и описан. Любой художник Вам может нарисовать правдоподобные картинки и любой писатель без труда красочно и ярко опишет, но покажите это технологу, знакомому с производством, и эта фальшивка лопнет, как мыльный пузырь!
А ещё пусть господа фальсификаторы ответят, почему храмы и крепости-звёзды так хорошо сохранились на «загнивающем и бездуховном» Западе, и почти не сохранились на территории бывшего СССР?
Крепость Акко, Израиль.
Разрушенный храм села Лаки (Горянка). Крым.
Зачем на самом деле правительству большевиков разрушать такое количество храмов, монастырей, крепостей-звёзд на огромной территории страны, не жалея ни людских, ни материальных ресурсов?
В основе механизме порабощения народа лежит фальсификация истории.
Пока народ помнит свою историю, его невозможно поработить!
Чтобы написать для захваченного трофейного населения новую историю, сначала надо уничтожить все доказательства существования старой, иначе как обьяснить существование около 100 тысяч храмов, монастырей, крепостей-звёзд, великолепных культурных ценностей, украшений из драгоценных металлов и камней, книг, портретов, статуй и т.д., одним словом всего того, чего правительство большевиков никогда не сможет создать ? Как заставить народ терпеть голод, холод, нищету и убогость, когда перед глазами такая роскошь, созданная в «дремучие» времена без руководства КПСС ? Большевики ничего не могли предложить народу, поэтому уничтожали и распродавали всё ценное, что уже было создано, чтобы народ думал, а вот , на Западе, там могут создавать, а Россия всегда была отсталой, а лапотный русский мужик всегда был тупым и ленивым пьяницей. И только благодаря правительству СССР весь народ, наконец-то увидел свет в окне, приобщился к цивилизации и культуре.
Как заставить всю страну перейти на топливную энергетику, несущую голод, дефицит и разруху, если раньше добывали бестопливные виды энергии : из атмосферного электричества, солнечную и ветровую , если не разрушить их носители-церкви и крепости звёзды ?
Как сделать трофейное население неимущими рабами? Юридически, после прихода к власти правительства большевиков, правительство отняло у церкви право регистрировать акты о рождении и бракосочетании.
Советское государство стало выдавать новорожденным свидетельство о рождении, но не значит ли это, что все, родившиеся после октябрьского переворота дети, стали собственностью государства большевиков и корпорации СССР, так же как и всё движимое и недвижимое её имущество, включая недра?
Смысл монополизирования актов о рождении ЗАГСами СССР-это превращение всех нас в предмет, в собственность корпорации СССР и дальнейшее право этой корпорации распоряжаться нами, как ей будет выгодно. Мы-не люди, мы имущество , трудовые ресурсы.
То же самое происходит в корпорации США, там свидетельства о рождениии торгуются на фондовой бирже Нью-Иорка, как и нефть, металлы и прочие ресурсы, и во всём мире, учитывая глобальный характер мировой экономики
Обратите внимание на серию и номер Вашего свидетельства о рождении, напечатанный красным цветом.
Этот номер-секьюрити номер на мировом фондовом рынке, по этому номеру Вас могут найти в компьютере и проверить Вашу стоимость, т.к. Вы стоите денег. Под залог свидетельства о рождении государство может оформить займы у международного банка, иначе зачем нумеровать свидетельства о рождении ?
Посмотрите видео п, начиная с 3:20, там и без перевода многое будет понятно:
Мы не помним нашу родословную дальше, чем бабушек-дедушек, прабабушек-прадедушек, мало кто может найти в архивах информацию ранее 1917 года. Уничтожая храмы, крепости звезды и церкви, советское правительство изъяло все книги о регистрации рождений, имущественные акты, ценные документы, теперь мы не можем доказать, что наши предки когда-либо жили на этой земле и имели какое-либо имущество!
Большевики захватили нашу землю и наши документы, подтверждающие наши родословные и имущество, а взамен пообещали коммунистический рай и создали нам иллюзорную матрицу прошлого и настоящего.
Сейчас наступил момент, когда ложь фальшивой истории всплывает на поверхность, эта матрица рушится, у многих людей наступает ломка, как у наркомана. Привычная доза лжи и пропаганды не поступает, поэтому и кажется в СССР было лучше!
Наступило время восстанавливать не только храмы, но и настоящую православную религию, написанную в тех самых запрещённых советской властью старых книгах.
Уничтожение и разграбление культурного достояния России после октября 1917 г. http://cultoboz.ru/9/156———1917-
Религия в СССР http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
Как Россия от свободного оборота оружия пришла к несвободному
СДАЕМ ОРУЖИЕ: АМЕРИКА СРАВНИВАЕТ СЕБЯ С РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИЕЙ
Конец корпорации СССР
The Truth About Your Birth Certificate
Список храмов, снесённых при советской власти
Список храмов, снесённых при советской власти
Список храмов, снесённых при советской власти
В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Основным объектом гонений была Русская Православная церковь.
- В 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч церквей и 1253 монастыря.
- В 1991 году в России оставалось около 7,5 тысяч церквей и 16 монастырей.
Точное количество взорванных или разобранных (а не, к примеру, переделанных в склады) церквей до сих пор неизвестно.
Список ниже, в разбивке по городам, призван дать только общее представление о масштабах культурных потерь страны.
Волгоград (Царицын)
Лишь несколько церквей в современном Волгограде сохранились с дореволюционных времён. Основная масса современных храмов города была построена за последние 20 лет, некоторые из них являются отстроенными заново в прежнем виде Царицынскими храмами.
- Александро-Невский собор — крупнейший кафедральный собор города. Построен в 1916 г., уничтожен в 1932 г..
- Храм Иоанна Предтечи — первый храм Царицына, построен в 1664 г., уничтожен в 1932 г., восстановлен в 2000 г..
Москва
На территории Москвы (в границах 1960 года) в 1917 году было 848 храмов, в 1991 имелось 171 действующих и 263 закрытых. 433 храма были уничтожены.
- Храм Христа Спасителя был построен в 1883 году (строился 44 года), в память о спасении России от наполеоновского нашествия. Взорван 5 декабря 1931 года. Восстановлен в 1995—1998 годах.
Список разрушенных храмов в Москве в современных границах города
Кремль
- Собор Спаса, что на Бору (Преображенский собор)
- Храм Константина и Елены, что в Тайницком саду
- Храм Благовещения, что на Житном дворе
- Собор Алексия Митрополита, в Чудовом монастыре
- Храм Андрея Первозванного, в Чудовом монастыре
- Храм Чуда Архистратига Михаила, в Чудовом монастыре
- Храм Иоасафа Белгородского, в Чудовом монастыре
- Собор Вознесения Господня, в Вознесенском монастыре
- Храм Михаила Малеина, в Вознесенском монастыре
- Храм Екатерины Мученицы, в Вознесенском монастыре
- Часовня Печерской Божией Матери, при церкви Ризположения
- Храм Петра и Павла, в Малом Николаевском дворце
- Храм Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору, в Боровицкой башне (Здание сохранено)
Китай-Город
- Собор Казанской Божией Матери
- Часовня Великого Совета Ангел, у Спасских ворот
- Часовня Великого Совета Откровение, у Спасских ворот
- Часовня Александра Невского, у Никольских ворот
- Часовня Николая Чудотворца, у Никольских ворот
- Часовня Иверской Божией Матери, у Воскресенских ворот
- Собор Николая Чудотворца, в Никольском Греческом монастыре
- Храм Спаса Нерукотворенного Образа, в Богоявленском монастыре
- Часовня «Афонская», Богоявленского монастыря
- Храм Троицы, что на Полях
- Часовня Сергия Радонежского, при Храме Троицы, что на Полях
- Часовня Пантелеимона Великомученика, на Никольской
- Храм Владимирской Божией Матери, что у Никольских ворот
- Храм Николая Чудотворца «Большой Крест»
- Храм Ипатия Гангрского
- Храм Николая Чудотворца «Москворецкого»
- Храм Николая Чудотворца «Мокрого»
- Часовня Христа Спасителя, на Москворецкой
- Часовня Владимирской Божией Матери, у Никольских (Владимирских) ворот
- Часовня Сергия Радонежского, у Ильинских ворот
- Часовня Боголюбской Божией Матери, у Варварских ворот
Белый город
- Собор Рождества Христова (Храм Христа Спасителя)
- Храм Марии Египетской, в Сретенском монастыре
- Храм Николая Чудотворца, в Сретенском монастыре
- Собор Иоанна Златоуста, в Златоустинском монастыре
- Храм Благовещения, в Златоустинском монастыре
- Храм Троицы, в Златоустинском монастыре
- Храм Захарии и Елизаветы, в Златоустинском монастыре
- Собор Никиты Мученика, в Никитском монастыре
- Храм Димитрия Солунского, в Никитском монастыре
- Храм Воскресения Словущего, в Никитском монастыре
- Часовня Никиты Мученика, в Никитском монастыре
- Храм Кира и Иоанна, что на Солянке
- Часовня Саввы Сербского, при Храме Кира и Иоанна, что на Солянке
- Храм Спаса Преображения, что на Глинищах
- Храм Смоленской Божией Матери, при Орловской лечебнице
- Храм Гребневской Божией Матери. Лубянская площадь
- Храм Успения Пресвятой Богородицы, что на Покровке
- Храм Николая Чудотворца, что на Столпах
- Храм Воздвижения Креста Господня (Армяно-Григорианская)
- Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что на Малой Лубянке
- Храм Евпла Диакона, на Мясницкой
- Храм Флора и Лавра, что у Мясницких ворот
- Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Большой Лубянке
- Храм Вознесения Господня, что в бывшем Варсонофьевском монастыре
- Храм Рождества Богородицы, что в Столешниках
- Храм Григория Богослова. Богословский переулок
- Храм Параскевы (Пятницы), что в Охотном ряду
- Храм Георгия Мученика, что в бывшем Георгиевском монастыре
- Храм Казанской Божией Матери, при Храме Георгия Мученика, что в бывшем Георгиевском
монастыре
- Храм Алексия Митрополита, что на Глинищах
- Храм Сергия Радонежского, что на Большой Дмитровке
- Часовня Александра Невского. Моисеевская площадь
- Храм Георгия Мученика, что на Красной горке
- Храм Димитрия Солунского, что у Тверских ворот
- Храм Николая Чудотворца, что в Хлынове
- Храм Казанской Божией Матери, при Храме Николая Чудотворца, что в Хлынове
- Храм Николая Чудотворца, что в Гнездниках
- Храм Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот
- Храм Воздвижения Креста Господня, что в бывшем Крестовоздвиженском монастыре
- Храм Тихона Амафунского, что у Арбатских ворот
- Храм «Знамения» Божией Матери, что на Знаменке
- Храм Николая Чутотворца «Стрелецкого»
- Храм Ржевской Божией Матери, что у Пречистенских ворот
- Храм Похвалы Богородицы, что в Башмаках
- Храм Ирины Мученицы, при Архиве МИДа
- Храм Рождества Богородицы, в доме Голицына (Здание сохранено)
- Храм Стефана Пермского, при Первой мужской гимназии (Здание сохранено)
- Храм Александры Царицы, при Александровском военном училище (Здание сохранено)
- Храм Николая Чудотворца, что в Сапожке, при Манеже
- Храм Николая Чудотворца, при Храме Успения, что на Успенском Вражке
- Храм Александра Невского и Сергия Радонежского, при Генерал-Губернаторском доме (Здание
сохранено)
- Храм Саввы Сторожевского, на подворье Саввино-Сторожевского монастыря (Здание сохранено)
- Храм Иоанникия Великого, при лазорете в доме Лианозова (Здание сохранено)
- Храм Марии Магдалины, при Императорском Театральном училище (Здание сохранено)
- Храм Николая Чудотворца, при госпитале в здании Строгоновского училища (Здание
сохранено)
- Храм Марии Магдалины, при Николаевском женском училище (Здание сохранено)
- Храм Екатерины Мученицы, при Воспитательном доме (Здание сохранено)
Земляной город (Москворецкая часть)
- Собор Зачатия Святой Анны (Рождество Богородицы), в Зачатиевском монастыре
- Собор Страстной Божией Матери, в Страстном монастыре
- Храм Антония и Феодосия Печерских, в Страстном монастыре
- Храм Алексея, человека Божия, в Страстном монастыре
- Храм Успения Пресвятой Богородицы, что на Остоженке
- Храм Троицы, что в Зубове
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Грязях
- Храм Параскевы (Пятницы) «Божедомской»
- Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Старой Конюшенной слободе
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в Левшине
- Храм Николая Чудотворца, что в Плотниках
- Храм Троицы, что на Арбате
- Храм Николая Чудотворца «Явленного»
- Храм Николая Чудотворца, что на Песках
- Храм Николая Чудотворца, что на Курьих ножках
- Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Кречетниках
- Храм Ржевской Божией Матери, что на Поварской
- Храм Рождества Христова, что в Кудрине
- Храм Бориса и Глеба, что на Поварской
- Храм Воскресения Словущего, что в Бронниках
- Храм Спирдона Тримифунтского, что на Козьем болоте
- Храм Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте
- Храм Рождества Христова, что в Палашах
- Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Тверской
- Храм Пимена Великого, что в Старых Воротниках
- Храм Спаса Преображения, что на Песках, за Петровскими воротами
- Храм Сергия Радонежского, что в Пушкарях
- Храм Николая Чудотворца, что в Драчах
- Храм Спаса Преображения, что в Пушкарях
- Храм Панкратия Священномученика, близ Сретенки
- Храм Николая Чудотворца, что в Мясниках
- Храм Трех Святителей, что у Красных ворот
- Храм Харитона Исповедника, что в Огородниках
- Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Казенной слободе
- Храм Грузинской Божией Матери, что на Воронцовом поле
- Храм Николая Чудотворца, что в Воробине
- Храм Николая Чудотворца, что в Кошелях
- Храм СергияРадонежского, при Сергиевском приюте (Здание сохранено)
- Храм Марии Магдалины, при Императорском Коммерческом училище (Здание сохранено)
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы, при Александро-Мариинском приюте (Здание сохранено)
- Храм Троицы, при Мухановской богаденьне
- Храм Серафима Саровского, при Серафимовском комитете Красного Креста
- Храм «Походный», при Общежитии для юных добровольцев
- Храм Спасителя исцелившего слепорожденного, при Глазной больнице (Здание сохранено)
- Часовня Спасо-Влахернского женского монастыря, на Малой Дмитровке
- Храм Воскресения Словущего, в Доме Гражданского губернатора (Здание сохранено)
- Часовня Иверской Божией Матери, в Сухаревой башне
- »Храм Николая Чудотворца и Татианы Мученицы, при Доме княгини Юсуповой (Здание
сохранено)
- Храм Спаса Всемилостивого, при Работном доме (Здание сохранено)
- »Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, при Четвертой мужской гимназии (Здание
сохранено
- Храм Филарета Милостивого, при Филаретовском епархиальном училище (Здание сохранено)
- Храм Осии Пророка, при Покровских казармах (Здание сохранено)
- Храм Александра Невского, при Императорской практической академии коммерческих
наук (Здание сохранено)
- Храм Елизаветы Праведной, при Елизаветинской женской гимназии (Здание сохранено)
Земляной город (Заяузье)
- Храм Стефена Архидиакона
- Храм Космы и Дамиана «Старого», в Старых Кузнецах
- Храм Космы и Дамиана «Нового», в Таганской слободе (Здание сохранено)
- Храм Воскресения Христова, что в Гончарах
- Храм Спаса Всемилостивого, что в Чигасах
- Храм «Взыскания Погибших» Божией Матери, при убежище Святой Марии
- Храм Анны Пророчицы, при Мазуринском доме призрения (Здание сохранено)
Земляной город (замоскворечье)
- Храм Космы и Дамиана, что в Нижних Садовниках
- Храм Николая Чудотворца, что на Пупышах
- Храм Космы и Дамиана, что в Кадашах
- Храм Петра и Павла, что на Большой Якиманке (Здание сохранено)
- Храм Спаса Преображения, что в Наливках
- Храм Казанской Божией Матери, что у Калужких ворот
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках
- Храм Параскевы (Пятницы), что на Пятницкой
- Храм Илии Пророка, при Храме Параскевы (Пятницы), что на Пятницкой
- Храм Никиты Мученика, что в Старых Толмачах
- Храм Воскресения Словущего, что в Монетчиках
- Храм Троицы, что в Больших Лужниках
- Храм Иоакима и Анны, что на Якиманке
- Часовня Иоанна Воина, при Храме Иоанна Воина, что на Большой Якиманке
- Часовня Николая Чудотворца, Николаевской Берлюковской пустани, у Большого Каменного моста
- Храм Константина и Елены, при Пятницком попечительстве (Здание сохранено)
- Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, при Мариинском женском епархиальном училище
(Здание сохранено)
- Храм Спаса Нерукотворенног Образа, при Ляминском детском приюте
- Храм Елизаветы Преподобной, при Общежитии Турковицкого женского монастыря (Здание
сохранено)
- Храм Андрея Стратилата, при Учительском институте (Здание сохранено)
- Храм Владимира Князя, при Долгоруковском ремесленном приюте (Здание сохранено)
- Храм Александра Невского, при Приюте Императора Александра II (Здание сохранено)
- Храм «Скоропослушницы» Божией Матери, при Подворье Русского Пантелеимонова монастыря на
Афоне (Здание сохранено)
- Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, при Мариинском женском училище (Здание
сохранено)
В пределах окружной железной дороги и Лужники
- Собор Александра Невского, что в Миуссах
- Собор Богоявления, что в Дорогомилове
- Храм «Всех Скорбящих Радость» Божией Матери, в Скорбященском монастыре
- Храм Тихвинской Божией Матери, вСкорбященском монастыре
- Храм Рафаила Архангела, в Скорбященском монастыре
- Храм Трех Святителей, в Скорбященском монастыре
- Собор Воздвижения Креста Господня, в Алексеевском (Новом) монастыре (Здание сохранено)
- Храм Михаила Архангела, в Алексеевском (Новом) монастыре
- Храм Симеона Сродника Господня, в Андроньевом монастыре
- Храм Евграфа Мученика, в Андроньевом Монастыре
- Собор Всех Святых, во Всехсвятском
(Единоверческом) монастыре
- Часовня, на Монастырском кладбище, во Всехсвятском (Единоверческом) монастыре
- Часовня, в Покровском монастыре
- Собор Успения Пресвятой Богородицы, в Симоновом монастыре
- Храм Спаса Всемилостивого, в Симоновом монастыре
- Храм Николая Чудотворца, в Симоновом монастыре
- Храм Иоанна Патриарха Цареградского, в Симоновом монастыре
- Храм Александра Свирского, в Симоновом монастыре
- Часовня «Надкладезная», в Даниловом монастыре
Санкт-Петербург
В городе было уничтожено около ста церквей.
- Спас-на-Водах, построен в 1911 году в память моряков погибших в Цусимском сражении. Взорван в 1932 году. На месте храма возведена и 24 мая 2003 года торжественно открыта часовня.
- Храм Спаса на Сенной, построен в 1753 году. Взорвана в 1961 году по указанию Хрущева.
- Знаменская церковь (Церковь во имя входа Господня во Иерусалим). Построена в в 1765—1768 годах (в дереве), перестроена в камне в 1794—1804 годах. Была разобрана в 1936 году (По другим данным в 1941 году). В 1955 году на месте церкви был открыт наземный вестибюль станции метро «Площадь Воссстания».
См. также: Храмы Санкт-Петербурга#Утраченные
Киев
Всего за время советской власти в городе было разрушено 145 православных храмов и церковных памятников.
- Десятинная церковь, построена между 986 и 996 годами, совместно русскими и византийскими мастерами. Первая каменная церковь Киевской Руси. Время постройки совпало со временем крещения Руси при князе Владимире. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. Была разрушена в 1240 году татаро-монголами при взятии Киева. Заново отстроена в 1842 году (архитектурно в другом стиле). Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. Взорвана в 1928 году. 3 февраля 2005 президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви .
- Михайловский собор, построен в 1108—1113 годах. Был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей. Разобран и снесен в 1934—1936 годах. Восстановлен и официально открыт 30 мая 1999 года. Один из главных храмов Украинской православной церкви КП.
Красноярск
- Воскресенский собор (Красноярск)
Новосибирск
- Церковь Пророка Даниила — первая церковь, построенная в Новониколаевске. Снесена в 1925 году.
Саратов
- Александро-Невский кафедральный собор
- Княже-Владимирский собор
Ташкент
- Ташкентский военный Спасо-Преображенский собор, построен в 1886 году. Был одним из красивейших и оригинальных зданий в Ташкенте. Взорван в начале 1930-х годов.
Тверь
- Отроч монастырь, основан в 1206 году. В нем в декабре 1569 Малюта Скуратов по приказу Ивана Грозного задушил митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Здесь же двадцать лет, с 1531 по 1551 годы, в заточении провел знаменитый книжник и переводчик Максим Грек. Известна «Повесть о Тверском Отроче Монастыре», созданная во второй половине 17 века, в которой описана легенда об основании монастыря. Взорван в 1936 году, при расчистке места под здание Калининского речного вокзала. Архитекторы, проектировавшие речной вокзал (П. П. Райский и Е. Н. Гаврилова), рискуя своей головой, сместили здание вокзала с той территории, которую занимали основные монастырские постройки , что вероятно и позволило сохранить одно из зданий монастыря — Успенский собор, уцелевший до настоящего времени.
- Сретенский собор (монастырь «Савватиева пустынь») первоначально заложен около 1390 года, в камне, вероятно, с 1679 года, первое уп. каменного храма — 1772 г. Взорван в 1936 году.
Тольятти
- Троицкий собор
- Успенская церковь
Томск
- Троицкий кафедральный собор на Новособорной площади, строился с 1845 по 1900 годы, закрыт в 1930 году, в 1934 году окончательно разрушен.
- Благовещенская церковь на площади Батенькова
- Духовская церковь (на пересечении ул. Карла Маркса и пер. Совпартшкольного)
- Сретенская церковь (на пересечении ул. Магистратской и пер. Карповского, построена в 1908, разрушена в 1930)
- Ярлыковская церковь (Преображенская) на пересечении ул. Карташова и ул. Дзержинского (строилась с 1846 по 1868 годы, в 1930-е закрыта, в 1944 снесена)
- Лютеранская кирха (строилась с 1856 по 1864 годы, в 1930 году закрыта, в 1936 году разобрана, заново построена в 2006 году на новом месте)
- список неполный
Другие храмы Томска, такие как Богоявленский собор, Воскресенская церковь, Знаменская церковь, Петропавловская церковь (в районе спичфабрики), Казанский храм Богородице-Алексиевского мужского монастыря, Церковь Александра Невского, Польский костёл, Красная мечеть, Белая мечеть, Хоральная и ещё две синагоги, были переоборудованы (часто очень значительно) и использовались для других целей. Сейчас некоторые из них восстановлены, восстановление остальных ведётся.
Тула
- Казанская церковь (1856) (находилась на месте ПЛ № 4)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (1762) (находился на месте фонтанов у «Белого дома»)
- Крестовоздвиженская церковь (1787) (находилась на месте современной Крестовоздвиженской площади, снесена в 1933 году)
- Троицкая церковь (1738) (в начале моста, ведущего сейчас в Пролетарский район)
- Храм в честь Сретения Господня (1773) (находилась на месте сквера С. И. Мосину)
- Храм Донской иконы Божией Матери (1857—1964) (угол ул. Чапаева и Марата)
- Храм Воскресения Христова (1649) (на территории оружейного завода)
- Храм Святого Тихона Амафунтского (Кремль) (находился под колокольней Успенского собора)
- Знаменская церковь (1856) (находилась в колокольне Преображенского храма)
- Николо-часовня (на месте магазина «Дом обуви»)
- Храм Смоленской Иконы Божией Матери (угол ул. Циолковского и пер. Котовского)
- Храм Марии Магдалины (1902) (угол пр-та Ленина и ул. Жаворонкова)
- Церковь Иконы Божией Матери «Прежде Рождества Дево» (1890—1891) (пр-т Ленина, выше пересечения с ул. Первомайской)
- Храм Рождества Богородицы (угол ул. М. Тореза, ул. Л. Толстого и пр-та Ленина)
- Покровский храм (ул. М. Тореза) (1861) (находился при тюрьме)
- Храм Казанской Иконы Божией Матери (1739) (находилась на углу ул. Верхняя Студёнка и Ликбеза)
- Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (1844) (на территории Машзавода)
- Храм Святителя и Чудотворца Николая (1783) (находилась в поселке Глушанки)
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век) (находилась в деревне Рудаково)
- Лютеранская кирха (находилась на улице Октябрьской, 66)
Харьков
- Собор Святого Николая (Харьков) на Николаевской площади, построен в 1896 году (на месте старого каменного храма 1770 года). Снесён в 1930 году.
- Церковь Рождества Христова, каменное здание 1735 года, перестраивалась. Разрушена в 20-х гг.
- Мироносицкая церковь, каменное здание 1783 года, капитально перестроена в 1840 году. Снесена в 1930 году.
- Михайловская церковь (в районе пл. Руднева). Каменное здание 1787 года, перестраивалась. Разрушена в 1970 году.
- Церковь Всех Святых на Холодногорском кладбище, 1828 год.
- Святодуховская церковь на пл. Восстания (Конной), 1840-е гг.
- Кирилло-Мефодиевская церковь (на месте парка им. Артёма), 1885—1897 гг.
- Церковь Рождества Богородицы («Новая Каплуновская»), угол улл. Пушкинской и Краснознамённой.
- Александро-Невская церковь на Заиковке, 1881 год.
- Лютеранская церковь на ул. Гоголя, 2, 1914 год. Снесена в 1950-х гг.
- Соборная мечеть на ул. Ярославской, возле набережной. Построена в 1905 г., снесена в 1920-е годы. В настоящее время восстановлена.
Ярославль
- Успенский кафедральный собор (1215, перестроен 1644-46, фрески 1674, разобран на кирпич 1937);
- церковь Никиты Мученика (1641, разрушена 1929);
- Варварьинский приход: холодная церковь Варвары Великомученицы (1651-58, фрески 1742-43, уничтожена 1931) и теплая церковь при ней (1715);
- Воскресенская церковь Кирилло-Афанасьевского монастыря (1660);
- Власьевский приход: холодная церковь Власия Столпника (известна с 12 в., каменная с 1679, уничтожена 1933) и зимняя церковь Толгской Богоматери (1702);
- церковь Иоанна Богослова (1679, надстроена 1700, снесена 1934);
- церковь Косьмы и Дамиана (1686, разобрана в 1930-е гг., паперть переоборудована в магазин для партийной элиты в 1985);
- Вознесенская церковь в Толчкове (1686) — теплая при храме Иоанна Предтечи в Толчкове;
- Всехсвятский приход: холодная церковь Всех Святых (1689) и теплая церковь Жен Мироносиц (1697);
- церковь Пятницы на Всполье (1689);
- Духовский приход: холодная церковь Св. Духа (1690) и теплая церковь Трех Святителей (1815), разобраны в 1938;
- Петропавловский приход: грандиозный храм Петра и Павла на Волге (известен с 12 века, каменный с 1691, уничтожен 1937) и зимняя Никольская церковь (1840);
- Златоустинская церковь в Кремле (1691, снесена 1929);
- церковь Рождества Богородицы (известна с 12 века, каменная с 1720);
- две церкви Семеновского прихода (1723-38, снесены 1933);
- церковь Пятницы в Калашной (1739, разобрана 1937);
- церковь Донской Богоматери (1747);
- Троицкая церковь в Тверицах (1771, уничтожена 1939);
- Успенская единоверческая церковь (1869, снесена в 1980-е);
- многоглавая Покровская церковь (1905, снесена 1929);
- церковь Рождества Иоанна Предтечи — теплая при Николонадеинском храме;
- теплая церковь (17 век) при Николомеленском храме.
- Покровская церковь на Божедомке — теплая церковь при храме Владимирской Богоматери.
Литература
- Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4-х томах. Издательство: АСТ ISBN 5-17-027698-2
Примечания
- Алексий II. Речь к раввинам г. Нью-Йорка 13.11.91
- Александро-Невский собор в Царицыне
- Храм Иоанна Предтечи в Волгограде
- «Краткая иллюстрированная история московских храмов, т.1 стр. 10.
- «Невидимые храмы города на Неве», Петербургский дневник
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6
- Энциклопедия Санкт-Петербурга
- Оцициальный веб-сайт УПЦ, интервью митрополита Владимира «Церковь на Украине такая, какую ей дал Господь»
- Прабабка Владимира, первая крещеная киевская княгиня, первая по времени деятельности канонизированная святая на Руси
- Lenta.ru, «В Киеве скинхеды и огнепоклонники попытались захватить Десятинную церковь»
- О любви княжеского отрока Григория к дочери церковного причетника красавице Ксении и о том, как в день свадьбы князь отнял невесту у своего любимца, а тот ушел от людей в лес и основал там монастырь. Институт Русской Цивилизации, «Повесть о Тверском Отроче Монастыре»
- «Неопалимая свеча Отроч монастыря», газета Тверская жизнь 21 сентября 2004 года
- «Вече Твери»
- Русская Православная Церковь Московский Патриархат, «Савватиева Пустынь»
- Егоров А. В. Тверской монастырь Савватьева пустынь. XIV—XXI вв. Святыни, тексты, исследования. / А. В. Егоров, П. С. Иванов. — СПб.: Ассоциация «Невская книга», 2006.
- Русские церкви (Справочник-путеводитель). Савватиева пустынь
См. также
- Дехристианизация Франции во время Французской революции (на английском)
Ссылки
- Проект Храмы России
- ПОЛИТБЮРО И ЦЕРКОВЬ. 1922—1923
Разрушенные храмы Замоскворечья. Часть I
На Большой Ордынке есть дом № 25 – здание первой автоматической телефонной станции. Помимо исторического здания в комплекс входит появившаяся в 1990-х годах пристройка. На первый взгляд это ничем не примечательное здание, но стоит приглядеться к его фасадам — и вы увидите интересные мозаики. Если обойти пристройку со всех сторон, то можно насчитать дюжину мозаик: по четыре на трех фасадах. На мозаиках изображены церкви – это видно невооруженным глазом. Но это не простые храмы, а замоскворецкие храмы, разрушенные в советское время. После революции 1917 года в Замоскворечье была уничтожена двадцать одна церковь.
Девять из этих церквей – домовые при приютах, богадельнях, училищах, попечительстве о бедных и других богоугодных учреждениях. Остальные двенадцать изображены на фасадах. Автор этих замечательных мозаик — художник М.М. Дубцов, который известен москвичам благодаря панно «Немецкая слобода в XVII веке» на фасаде жилого дома у станции метро «Бауманская» и панно в центре техобслуживания завода АЗЛК в Кузьминках. Жители Москвы должны сказать спасибо Михаилу Матвеевичу за то, что он сохранил память о разрушенных замоскворецких церквях.
Мы годами (а порой и всю жизнь) ходим по знакомым улицам и переулкам, не догадываясь, что когда-то их украшали роскошные храмы – настоящие жемчужины Москвы, без которых раньше было трудно представить первопрестольную столицу. Двадцать одна церковь (и еще две часовни) – это слишком существенная потеря для сравнительно небольшого Замоскворечья (я имею ввиду часть, ограниченную Москвой-рекой и Садовым кольцом). Каждый из утраченных храмов достоин отдельной книги. И когда-нибудь эти книги обязательно будут написаны. Я же лишь немного расскажу обо всех разрушенных в советское время замоскворецких церквях.
Церковь Великомученика Никиты в Старых Толмачах. На углу Новокузнецкой улицы и Старого Толмачевского переулка до 1935 года возвышалась церковь Никиты в Старых Толмачах, или в Татарской слободе. Топонимические уточнения отсылают нас к древним московским урочищам – Старым Толмачам (поселению устных переводчиков – толмачей) и Татарской слободе, которая располагалась в районе современной Татарской улицы и Татарских переулков. Деревянный храм известен с 1613 года. В конце XVII века была выстроена каменная церковь Сретения Господня с приделом во имя великомученика Никиты в трапезной.
К середине XIX века Никитский храм (в Москве церкви именовались, как правило, по особо почитаемому приделу) обветшал, и было принято решение разобрать его и построить новый. К 1863 году новый храм был построен по проекту знаменитого московского зодчего М.Д. Быковского. Церковь Никиты в Старых Толмачах – одно из интереснейших творений Быковского. Архитектор придал церкви черты древнерусской архитектуры: пятиглавие, килевидную форму наличников, сдвоенные колонки, украшенные плетенкой. Но это не обычная стилизация. В пятиглавии Никитского храма центральная глава была намного больше и массивнее четырех боковых.
Центральную главу венчал огромный купол на широком световом барабане. К Кузнецкой улице (до 1922 года Новокузнецкая называлась так) церковь была обращена восточной стороной, что предопределило прямую линию стены и отсутствие апсиды. Церковь образовывала выразительный композиционный акцент в застройке этой части Замоскворечья. Описанные особенности делали храм Никиты не похожим ни на один другой московский храм. Тем трагичнее для Москвы его потеря. В 1935 году церковь была разрушена. На ее месте построен конструктивистский жилой дом (Новокузнецкая, 4/12) для работников милиции.
Церковь Троицы в Лужниках. Улица Бахрушина до советского переименования носила название Лужнецкой или Лужниковской – по находившейся здесь в XVII веке конюшенной дворцовой слободе Большие Лужники. В древности на этом месте располагались лужки для выгона скота. Церковь в слободе документально известна с 1625 года. Самое древнее ее название – Николая Чудотворца Мирликийского в Конюхах. Первый каменный храм был возведен в середине XVII века и освящен во имя Троицы. К концу века у Святотроицкого храма появился придел в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи.
В 1730 году с южной стороны к церкви был пристроен Никольский придел – в память о древнем храме. В середине XVIII века церковь украсили невысокой стройной колокольней. В 1785-89 годах храм Троицы в Лужниках значительно перестроили и расширили. Последний раз церковь обновлялась в 1858-61 годах. Святотроицкий храм знаменит своими прихожанами. В приходе церкви в разное время жили известнейшие и богатейшие купцы: например, меценат, коллекционер, создатель Театрального музея А.А. Бахрушин и московский городской голова М.Л. Королев, который был старостой храма Троицы в Лужниках.
В начале 1930-х годов храм Святотроицкая церковь была разрушена по просьбе завода «Мосэлектрик». К сожалению, Москва потеряла прекрасный храм, представлявший собой одноглавый четверик с трапезной и трехъярусной колокольней. На месте церкви была построена школа № 525 Замоскворецкого района. Сегодня школа носит имя народного артиста СССР Р.А. Быкова, который в ней учился в 1937-47 годах. В 2003 году почтили память об утраченном храме: на территории школьного двора, на том месте, где до Октябрьской революции 1917 года находился главный алтарь церкви, была установлена памятная Троицкая часовня.
Церковь Спаса Преображения в Наливках. В первой половине XVI века великий князь Василий III выстроил для воинов защитников Москвы (иностранные путешественники называли их «телохранителями») целый город Нали, или Наливки. Историк С.М. Соловьев объясняет это название тем, что воинам было позволено пить (и наливать) мед и пиво в любое время дня и года. Но есть и другая версия происхождения этого топонима – по рощам, которые назывались наливками. Кроме того, Наливками могли именовать заливные или наливные луга, коих в этой части Москвы было немало. Церковь в Наливках впервые появляется в документах в 1642 году.
Возведение каменного храма началось в 1713 году, но работы были остановлены указом царя Петра I о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга. Главный престол во имя Спаса Преображения освятили только в 1738 году. Через несколько лет у Спасопреображенской церкви появился Никольский придел. Новая большая теплая трапезная с двумя приделами (второй – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») построена в 1840-х годах по проекту архитектора М.Д. Быковского. Главную церковь перестраивали во второй половине XIX века. Тогда в храме появился Михаило-Архангельский придел.
Церковь Спаса Преображения в Наливках имела несколько ярких деталей. Крупный приземистый храм в стиле позднего классицизма венчал невысокий, как будто приплюснутый барабан с куполом. Внутри просторной церкви отсутствовали столбы и колонны, а округлые своды обильно освещались резными паникадилами с разноцветными лампадами вместо свечей. Храм был закрыт и снесен в 1929 году. В 1930-х годах на его месте построили два ничем не примечательных жилых дома в пять этажей для кооператива «Замоскворецкий рабочий» (современный адрес: 1-й Спасоналивковский переулок, 17 – на углу с Казанским переулком).
Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках. В конце XV века в Замоскворечье (на территории современной Болотной площади) появился огромный Государев сад. Его обслуживали три слободы царских садовников, одна из которых – Нижние Садовники – дала название Садовнической улице. Единственная церковь Нижних Садовников была ярчайшим образцом московской архитектуры эпохи русского узорочья. Первое упоминание о храме Космы и Дамиана исследователи датируют 1625 годом, но с большой долей вероятности можно утверждать, что церковь на этом месте существовала и раньше.
В 1657 году в Нижних Садовниках появилась первая каменная церковь. Главный престол освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери, а почитаемый Космодемьянский придел разместился в правой апсиде. В XVIII веке придел был перемещен в трапезную. Глядя на дореволюционные фотографии храма Космы и Дамиана, можно увидеть, насколько нарядным, или, как говорили раньше, изукрашенным, он был. Особенно выделялся наружный портал Космодамианской церкви с южной стороны. Бла¬годаря талантливому мастеру портал как будто бы превратился в причудливой формы вход в сказочный мир.
Нам остается лишь сожалеть о том, что Замоскворечье лишилось такой красоты! Без преувеличения, это был один из самых красивых храмов Москвы. На мой взгляд, это главная потеря Замоскворечья. Церковь Космы и Дамиана разрушили в 1932 году. На ее месте – юго-восточное крыло шестиэтажного жилого дома на углу Садовнической улицы и Комиссариатского переулка, который до революции назывался Космодамианским – по церкви. Единственное напоминание о стоявшем здесь когда-то замечательном храме – памятная доска на здании на углу Комиссариатского переулка и Космодамианской набережной.
Церковь Воскресения Словущего в Монетчиках. Монетчиковские переулки получили свое название по проживавшим здесь в начале XVIII века монетчикам – рабочим Кадашевского монетного двора. Слобода монетчиков интересна тем, что она была последней слободой в Москве. После переноса столицы императором Петром I в Петербург почти все ремесленные слободы разорились, так как потеряли своего главного заказчика – Государев двор. Монетная же слобода просуществовала до 1730-х годов. Церковь на этом месте известна с 1672 года и впервые упоминается под названием Воскресения в Стрелецкой слободе.
До появления здесь монетчиков территорию Монетной слободы занимало поселение стрельцов. Удивительно, но первый каменный храм по¬явился в Монетчиках только в 1750 году. В это же время была построена отдельно стоящая барочная колокольня – по одной из версий, это проект зодчего Д.В. Ухтомского. После пожара 1812 года церковь Воскресения в Монетчиках значительно перестроили: сделали новую трапезную, внесли в оформление фасадов классицистические мотивы. В приходе Воскресенского храма жили известные прихожане, например, издатель И.Д. Сытин, на средства которого в церкви появились беломраморные иконостасы.
Несколько лет недалеко от храма жила семья А.Н. Островского. Будущий великий драматург каждое воскресенье посещал церковь в Монетчиках. В начале 1930-х годов храм был закрыт и разрушен. На его месте построили типовое школьное здание, в котором разместилась школа № 529. В этой школе в начале 1950-х годов учился будущий многолетний мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2004 году старое здание школы снесли, и 1 сентября следующего года дети пошли в новую современную школу. Перед перестройкой жители Замоскворечья надеялись, что церковь Воскресения в Монетчиках возродится на прежнем месте.
Церковь Николая Чудотворца на Пупышах. Местность, на которой построили храм, была заболоченной. Отсюда и название церкви. Пупыши — это кочки на болоте. До прорытия Водоотводного канала территория часто подтоплялась во время таяния снега и весенних паводков. Сегодня церковь Николы на Пупышах украшала бы Космодамианскую набережную. Деревянный храм известен с 1565 года. В конце XVII века появилась первая каменная церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом. В 1730-х годах на средства купцов Щеголевых Николо-Пупышевский храм был перестроен.
Приблизительно в то же время в трапезной появился придел иконы Богоматери «Утоли моя печали», в котором хранился список с почитаемой чудотворной иконы. Следующая крупная перестройка случилась в середине XIX века, когда трапезная, приделы и колокольня были заменены новыми. Церковь Николы на Пупышах представляла собой пятиглавый храм с сильно вытянутым вверх четвериком, трапезной и шатровой колокольней. Возможно, столь необычная форма четверика связана с тем, что на этом храме делались специальные отметки высоты воды в большие паводки. Ни¬коло-Пупышевскую церковь закрыли в 1931 году.
Сначала ее изуродовали и приспособили под невзрачное общежитие работников конного транспорта. С 1934 года Никольский храм стали разбирать на материалы для нужд Метростроя. В 1950-х годах церковь окончательно разрушили, чтобы построить корпус огромного девятиэтажного жилого комплекса на набережной Максима Горького (ныне Космодамианская набережная, 40-42). Местные жители считали, что ступеньки из камня, которые вели на спортплощадку во дворе дома, остались от трапезной разрушенного храма. Сегодня на месте церкви Святителя Николая на Пупышах парковка автомобилей и гаражи-ракушки.
По благословению священноначалия во всех викаритствах г. Москвы организован приём лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий и отпавших от Православия.
Встречи и консультации, касающиеся церковной реабилитации, — как для уклонившихся в неправославные религиозные течения, так и для их родственников — проводятся по нижеуказанным адресам.
Адреса и время приема:
- Центральное викариатство
Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова при храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, ул. Большая Ордынка, дом 20, стр.10
Еженедельно по вторникам с 12.00 по 17.00
- Северное викариатство
Храм Всех Святых на Соколе, Ленинградский просп., 73а
Еженедельно по пятницам, с 12.00 до 16.00, в классе воскресной школы
Прием ведет священник Максим Абд, телефон: +7(916)394-53-14, е-mail: [email protected]
- Северо-восточное викариатство
Храм Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в Леонове, ул. Докукина, 15 с.1
Еженедельно по субботам с 12:00 до 15:00,
Прием ведет диакон Антоний Косых, телефон: +7925-729-32-40 (звонить с 14.00 до 16.00), E-mail: [email protected]
- Восточное викариатство
Храм Иоанна Предтечи в Сокольниках, Колодезный пер., д. 2а.
Еженедельно по воскресным дням после литургии
- Юго-Восточное викариатство
На территории храма святителя Луки архиепископа Симферопольского на пересечении улиц Белореченская и Перерва в доме причта. Адрес жилого дома рядом с храмом: ул. Перерва д.68/35
Еженедельно по воскресеньям с 13:30 до 14:30
Прием ведет протоиерей Сергий Волков, телефон: +7(917) 557-57-39, е-mail: [email protected]
- Южное викариатство
Храм Апостоля Фомы, ул. Москворечье д. 4, к. 6
Еженедельно по пятницам с 19:00 до 20.00
Прием ведет священник Иоанн Кочегаров, телефоны: +7(499)398-02-64, +7(925)704-23-30 и +7(926)430-33-27, е-mail: [email protected]
- Юго-Западное викариатство
Миссионерский центр Преподобного Иосифа Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом Беляеве, ул. Академика Челомея, вл. 3Б
Прием ведет руководитель Центра Андрей Иванович Солодков, телефон: +7(916)874-38-09, e-mail: [email protected]
- Западное викариатство
Храм Архистратига Божия Михаила близ Бородинской Панорамы, Кутузовский проезд д.3
Еженедельно по субботам с 14:00 до 17:00
Прием ведет диакон Георгий Ключников, телефон: +7(916)459-70-64, эл- адрес: [email protected]
- Северо-Западное викариатство
Храм Рождества Христова в Митине г. Москвы, г. Москва, ул. 1-ая Муравская, д. 39.
Еженедельно, каждую среду с 15.00 до 19.00
Прием ведет Пом. викария по противосектантской работе священник Михаил Желтов,
чтец А. Мстиславский, телефон: +7 965 283 53 77 е-mail: [email protected]
10. Викариатство Новых территорий
Храмовый комплекс Церковь Иконы Божией Матери Всецарица и Храм Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в г. Москве в г. Щербинке, ул Железнодорожная д. 15
Еженедельно по четвергам с 10.00 до 15.00
Прием ведет священник Павел Мальнов , телефон +7(985)306-28-58, е-mail: [email protected]
11.Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской ставропигиальный монастырь, Моск. область, г. Истра, ул. Советская д.2
Телефоны: 8 (498) 314-68-38; 8 (910) 461-18-57
12. Душепопечительский православный центр во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, ул. Новороссийская, д. 12А,
Еженедельно по четвергам с 13.00 до 18.00, и по пятницам с 11.00 до 19.00
Прием ведет монах Иоанн (Аддливанкин), телефон: +7 (495) 359-21-30 +7 (926)-085-95-85; е-mail: [email protected]
Центры, где проводится церковная реабилитация и Чин присоединения к Православию
1. Миссионерский центр Преподобного Иосифа Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом Беляеве
Адрес: г. Москва, ул. Академика Челомея, вл. 3Б
Образована распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 марта 2018 года.
Задача комиссии ― повысить уровень апологетических знаний прихожан, противостоять сектантским и неоязыческим заблуждениям в нецерковной среде, выводить адептов из сект и возвращать их в лоно Православной Церкви.
Направления деятельности комиссии:
- обеспечение выполнения поручений Святейшего Патриарха в отношении антисектантской работы в Московской городской епархии;
- координация работы приходов столицы с людьми, пострадавшими от нетрадиционных религий и сект;
- проведение аналитической работы и сбор статистических данных о деятельности сектантов и других неправославных религиозных функционеров в Москве;
- обмен опытом и обсуждение текущих вопросов, касающихся антисектантской работы и реабилитации лиц, отпавших от Православия;
- подготовка и повышение квалификации приходских специалистов по антисектантской работе;
- взаимодействие с общественными организациями в области просветительской и воспитательной работы по противодействию сектантской активности;
- методическое обеспечение антисектантской работы на приходах;
- обеспечение информационной поддержки антисектантской работы в Московской городской епархии, в том числе на различных интернет-площадках.
Состав комиссии:
секретариат
- протоиерей Роман Марков, настоятель храма Преображения Господня в Старом Беляеве ― председатель
- Конь Р.М. ― заместитель председателя
- Януль Н.А. ― секретарь
члены комиссии
- протоиерей Олег Стеняев
- священник Евгений Тремаскин
- Солодков А.И.
- Тумин А.А.
- Юдин В.В.
- Куприянчук В.Н.
- Худиев С.Л.
***
Контактные данные
Адрес: г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 3Б (Миссионерский центр преподобного Иосифа Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом Беляеве).
Тел.: +7 (968) 652-72-28 (Миссионерский центр), 8 (916) 874-38-09 (секретарь).
Сайт: http://svetfavora-komissiya.ru.
E-mail: [email protected]
Приемные часы: вторник, с 15.00 до 20.00.
***
Центры церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия.
***
Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 21 декабря 2018 года:
Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, создана в марте 2018 года с целью систематизации на уровне Московской епархии работы с лицами, подпавшими под влияние сектантских организаций и нетрадиционных религиозных течений. За прошедшее с момента создания время был разработан документ «Принципы работы Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, в Московской городской епархии», регламентирующий основные направления деятельности комиссии. В частности, в нем проработаны вопросы осуществления профилактики распространения сектантства как в среде последователей религиозных заблуждений, так и в светской среде.
За период 2-4 квартала отчетного года осуществлены следующие задачи:
- пошли церковную реабилитацию и присоединены к Православной Церкви 141 чел.;
- проведено 4 заседания комиссии, заслушаны руководители действующих центров реабилитации лиц, отпавших от Православия;
- назначены ответственные за противосектантскую работу в каждом викариатстве;
- подготовлен методический материал по проведению консультационных и обучающих мероприятий для ответственных по викариатствам, сотрудников центров по церковной реабилитации, представителей приходов и подворий;
- разработан и введен в пилотном режиме в школе православного миссионера «Просветитель» учебный курс «Сектоведение и церковная реабилитация»;
- разработан и введен в эксплуатацию сайт комиссии http://svetfavora-komissiya.ru;
- начат сбор информации о сектантских организациях в г. Москве, а также о состоянии приходской и иной противосектантской работы.
В настоящее время в Московской епархии действуют 6 центров, осуществляющих противосектантскую работу в различных формах: проведении диспутов, бесед, тестирований, реабилитационных мероприятий, раздаче просветительской литературы. В двух центрах совершаются чинопоследования присоединения к Православной Церкви.
Добавить комментарий