Храм новомучеников и исповедников церкви русской
Содержание
> Собор Воскресения Христова на Крови
Цитата сообщения Майя_Пешкова
Собор Воскресения Христова на Крови
Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России
Александр II Николаевич — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
Место смертельного ранения Александра II. Храм Спаса-на-Крови. Оригинальная часть мостовой сохранена
Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.
Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883
Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором — архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.
Альфред Парланд
Он писал:
«Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу».
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император — Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату — великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.
Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.
Спас-на-крови был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров.
Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов.
В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.
Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы — по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны.
Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной — части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов. Высота самого высокого купола собора — 81 метр.
Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II. При этом тогда вдвое быстрее был построен дворец великого князя Владимира Александровича. Комиссия по строительству собора обнаружила растрату казённых средств в особо крупных размерах
Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови». Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.
Следствие быстро нашло виновного. Им стал сотрудник великого князя, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Фёдорович Исеев. Несмотря на ходатайство брата императора, Исеева сослали в Сибирь. Впрочем, ходили слухи, что жил он там весьма богато.
От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.
В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.
После закрытия в 1930 году собор стал использоваться как склад. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. Но в последний момент в судьбу Спаса-на-крови вмешалась война. Снести его попросту не успели.
Во время блокады храм использовался как морг, сюда свозили тела погибших. В один из куполов попал неразорвавшийся снаряд. После Великой Отечественной войны Спас-на-крови использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад
В 1970 году собор передали в качестве филиала музею «Исаакиевский собор». С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора. Говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок.
Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.
В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.
Внутреннее убранство собора
Храм планировался как мемориальный, посещать его в основном должны были члены царской фамилии и их гости, поэтому внутреннее убранство было выполнено с размахом и пышностью.
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров.
Все стены и своды собора покрыта мозаикой с изображением святых и библейскими сюжетами.
Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.
Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Владимир Александрович Фролов — выдающийся художник-мозаичист. Его работами были украшены множество российских храмов и советских административных зданий.Последней работой мастера стали мозаики для станции «Новокузнецкая», созданные по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде в 1943 году.
На набор мозаик у группы Фролова, насчитывавшей сорок человек, ушло 12 лет.
Особую роль в облицовке собора играет полированный пол из различных сортов итальянского мрамора.
Нижняя часть стен облицована неапольским серпентинитом.
В алтарной части храма имеются три полукруглых выступа.
В этих выступах справа и слева от иконостаса расположены киоты из розового родонита.
В киотах помещены мозаичные полотна с изображением Иисуса и святых.
Кроме того, киоты орнаментированы резьбой из уральской яшмы.
Иконостас храма был выполнен в Генуе по эскизам А. А. Парланда. Для него подобрали мрамор различных оттенков так, чтобы они плавно переходили друг в друга. Снизу он красно-коричневый с разноцветными прожилками, выше он постепенно светлеет, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым. Верхняя часть напоминает резьбу по дереву.
Свод алтарной части собора украшен огромной мозаикой Спаса в силах.
С противоположной стороны зала, прямо под колокольней, находится место убийства Александра II, накрытое сенью из ревневской яшмы.
Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.
Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.
Собор Воскресения Христова на Крови. Потрясающая красота!
flackelf показывает Собор Воскресения Христова на Крови
Или как его чаще называют Храм Спаса-на-Крови. Спас на крови (Храм Воскресения Христова) – архитектурная доминанта центра Санкт-Петербурга, уникальный памятник императору Александру II Освободителю.
Сегодня я впервые побывал внутри этого потрясающего собора, от которого иностранцы в Санкт-Петербурге пребывают в самом большом восторге. Возможно потому, что он наиболее русский по стилю в этом городе, который совсем не похож на ту же Москву, где такие храмы, причем по настоящему старинные, имеются в большом количестве.
Входной билет стоит относительно недорого — 250 рублей.
1.
Оригинал взят у varjag_2007
Сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
Таким образом этому храму всего чуть более ста лет. И до периода гонений на православную церковь, который начался с приходом большевиков, он простоял в своём первозданном виде всего каких-то 10-11 лет.
2. Площадь перед входом в собор. Тут всегда очень много туристов.
Видна Иверская часовня-ризница. В ней собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II. Построена в 1908 году.
3. Вход в собор осуществляется через это крыльцо, выполненное в виде богатого русского терема.
4. При строительстве храма были применены новые на то время технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. 20 века как-никак наступил, когда построили храм.
5. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
6. Все изображения в соборе не нарисованы, а именно выполнены из мозаики! Титанический труд, который занял целых 10 лет, из-за чего освящение храма состоялось только 6 (19) августа 1907 года в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
7.
8. Мозаики на стенах храма.
9. Иконостас
10.
11.
12. Князь Владимир, креститель Руси и княгиня Ольга.
Сейчас отказавшаяся от нашей общей истории Украина, тоже предъявляет свои отдельные права на этого князя, изображение которого есть на украинских деньгах.
13. Южный киот храма.
14. Северный киот.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Место где был убит император Александр. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.
23.
24. Во времена СССР к царю Александру II официально относились скорее нейтрально, нежели негативно как например к его предшественнику.
Особо из его деяний положительно отмечались — отмена крепостного права в 1861 году и война с Турцией за освобождение славян в 1877-78 годах.
Тем не менее именами народовольцев-террористов в СССР называли улицы во многих городах страны. В большинстве случаев эти улицы носят эти названия до сих пор.
25. Покушение на государя на набережной Екатерининского (сечас Грибоедова) канала.
26.
27.
28.
29. Во времена СССР храм пережил не лучшие времена.
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.
В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Снаряд был успешно обезврежен сапёрами.
Собор в 1968 году был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников. В 1970 году было принято решение об организации музея.
Реставрационные работы шли аж до 1997 года, в котором собор наконец открыли для посетителей.
30. Пол в храме выглядит вот так.
31. Внутреннее оформление выхода из собора.
32. Вид с площадки где стоит храм на канал Грибоедова.
Для того, чтобы построить храм точно на месте гибели государя, пришлось засыпать часть канала и сделать специальную прямоугольную площадку для собора.
33. Вот тут хорошо видно, как собор перекрывает собой часть бывшего Екатерининского канала.
34. С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
35. Всего существует 20 таких надписей. То что написано на некоторых актуально для современной России и по сей день.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43. Вот тут особо отмечен российский железнодорожный бум, который начался как раз в эпоху правления этого императора.
44.
45.
46. Поляки до сих пор ненавидят Россию за этот период своей истории. Польской государственности просто не было почти 100 лет, а Варшава находилась на территории Российской империи.
47. Совсем недавно Россия вновь прошла через это.
48.
49.
50. 2 года назад, а также в 2008 году, Россия была вынуждена вновь заниматься этим болезненным вопросом.
Как показывает история, конфликт вокруг Крыма имеет очень давний шлейф. А страны Запада, особенно англосаксы, вместе с турками, всегда оспаривали господствующее положение России на Чёрном море. Происходит это и в наше время.
51.
52. Это тоже весьма актуально в свете конфликтных отношений с современной Турцией.
53.
54. Именно с этого начался период пребывания Средней Азии в составе Российского государства. Формально он длился чуть более ста лет, но народы населяющме этот регион Евразии похоже привязались к России навсегда.
55. На западной стороне собора изображены гербы российских городов и земель.
56. Вот тут виден герб Киева, который представляет из себя изображение Михаила Архангела.
57. Вот тут на наружной стене показано место гибели государя, которое находится внутри собора, точно за этим распятием.
58. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
59.
60.
61. Утки на канале Грибоедова. Сейчас им хорошо, в городе не холодно, на воде появилось много проталин, люди охотно бросают им еду.
62.
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской
Храм, построенный на Лубянке, означает не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти. Поэтому храм такой светлый и победительный.
Как мы решили построить новый храм
Этот храм – новый, и его строительство на территории Сретенского монастыря было насущной необходимостью. Несмотря на то, что в округе практически нет жилых домов, на воскресные службы и в праздники к нам всегда приезжает так много верующих, что они просто не вмещаются в древний Владимирский собор. Многим приходилось оставаться на улице, поэтому нашему монастырю нужен был храм, который мог бы вместить всех желающих.
Прихожане Сретенского монастыря молятся на улице
Митрополит Тихон (Шевкунов)
Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Он рассказывал об идее построить новый храм так:
«Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей».
«Построить храм, прославляющий подвиг новомучеников, призвать их молитвы было важнейшей духовной задачей»
Строительство в рекордно короткие сроки
На возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги «“Несвятые святые” и другие рассказы», общий тираж которой уже превысил 2,5 миллионов экземпляров. Строительству храма помогали также ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования прихожан. Новый храм был построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.
Дмитрий Смирнов,
главный архитектор храма
Предшествовали строительству, как и положено, визуально-ландшафтный анализ, историко-культурное и археологическое исследования. Строительство храма и реконструкция территории монастыря начались в 2014 году и заняли 866 рабочих дней. Это были рекордно короткие сроки. Для того чтобы ускорить темпы работ, храм начали расписывать внутри еще в процессе строительства.
Главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов делился: «Мы открыли для храмового зодчества массу современных технологий – с камнем, чугунным литьем…» Для обеспечения микроклимата оборудовали систему вентиляции и кондиционирования воздуха; управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.
СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ХРАМА
режиссер Елена Чавчавадзе
СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ХРАМА
режиссер Вячеслав Митин
Храм поражает своим великолепием, светом и легкостью
Высота храма – 61 метр, и он имеет несколько этажей. В притворе находятся два бесшумных лифта для пожилых людей, имеется отдельный лифт для инвалидов-колясочников. У входа – небольшая шатровая колокольня с одним колоколом.
Был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили соборы на Руси
Основным отделочным материалом был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили белокаменные соборы на Руси, в первую очередь во Владимире и Суздале. Нам хотелось использовать именно этот камень, чтобы продолжить традиции русского зодчества. Хотя в архитектуре храма есть элементы и русского, и византийского стиля.
Храм поражает своим великолепием, светом, легкостью и объемом: он специально был создан таким светлым и радостным, чтобы показать торжество победы новомучеников над смертью.
Этот светлый и победительный храм утверждает торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти
Внутреннее пространство храма
Верхний храм возведен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний посвящен святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам.
Храм с самого начала задумывался как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. На лестницах помещены изображения пророчеств – уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них – например, знаменитое пророчество святого пророка Даниила (см.: Дан. 9: 24–27) – сбылись буквально с точностью до конкретных дней.
Слева от алтаря расположена кафедра. В древних храмах именно с кафедры читалось Евангелие и Апостол. Сейчас в русских храмах кафедры практически не встретишь. А вот в византийских, греческих храмах они встречаются достаточно часто.
Великолепный гранитный пол выложил православный итальянский мастер, а в алтаре подобный пол выкладывали русские мастера.
Иконы и фрески
Специально для храма было написано 47 икон, большая часть которых – в русско-византийских традициях. Общая площадь фресок храма – более 6 тысяч кв. метров. Росписи были выполнены командой из 30 художников-монументалистов под руководством Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной.
Наш храм посвящен исповедникам и новомученикам Церкви Русской, поэтому на фреске Распятия Христова вместе с Пресвятой Богородицей, святой равноапостольной Марией Магдалиной и другими женами-мироносицами стоят великая княгиня Елисавета Феодоровна, новомученица Татиана Гримблит и преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина). С правой стороны у креста изображены апостол Иоанн Богослов, мученик Лонгин Сотник, праведный Никодим и вместе с ними священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Философ Орнатский со своими сыновьями священномучениками Борисом и Николаем, расстрелянными за веру в 1918 году.
В куполе храма мы видим святых разных стран и эпох, которые вместе с нами предстоят Богу и участвуют в наших молитвах. Среди множества святых – святые Царственные страстотерпцы, а рядом с ними изображен недавно прославленный в лике святых их личный врач страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин. На фресках изображены и те новомученики, потомки которых до сих пор живут и помнят о подвиге своих родных. Например, на центральной фреске изображены два священноисповедника и мученика из семьи Правдолюбовых. Их внуки и правнуки приезжали на освящение собора и узнали своих дедушек.
Просветительский и Молодежный центры монастыря
В храмовом комплексе сейчас расположены Просветительский и Молодежный центры, аудитории для катехизаторских курсов, воскресная детская школа, зал церковных соборов, галерея для братии, трапезная, ризничная, котельная и множество других нужных монастырю помещений.
Как площадь превращается в огромный летний храм
В новом храме может поместиться до 2000 человек. Но это еще не все. Паперть храма тоже может использоваться для богослужений. На ней устанавливают Престол и жертвенник. Священники служат на паперти, а люди стоят вокруг, и тогда вся площадь превращается в огромный летний храм под открытым небом, где могут поместиться и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.
Освящение нового храма
Великое освящение храма и первая Божественная литургия были совершены Святейшим Патриархом Кириллом 25 мая 2017 года. На торжественной церемонии присутствовали Президент России Владимир Путин, который преподнес в дар братии монастыря икону святого Иоанна Крестителя XIX века, а также первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и другие иерархи Русской Православной Церкви.
После освящения храма Патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в древний монастырский собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и перенесли оттуда в новый храм мощи священномученика Илариона (Троицкого; 1886–1929) – небесного покровителя монастыря и его настоятеля в 1920-е годы. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 год. Эти камни – фрагменты ступенек церкви, по которым при жизни ходил владыка, в той церкви на Соловках он совершал службы. С ним по этим ступенькам поднимались и многие другие умученные за веру подвижники.
Вид на новый храм с Рождественского бульвара
Золотые купола нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской хорошо видны с разных точек Москвы. Он стал украшением старой части столицы.
Расписание богослужений
Новый храм открыт для посещения каждый день. Богослужения в нем совершаются: в будние дни – вечерняя служба в понедельник и Божественная литургия утром во вторник; по воскресным дням и великим праздникам – всенощное бдение накануне и поздняя Божественная литургия.
«Я переживаю это как чудо Божие»
Настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов (РПЦЗ) сказал о нашем новом храме:
Протоиерей Виктор Потапов
«Я переживаю это как чудо Божие. Такой храм построить на таком ограниченном пространстве – это удивительно. Храм стоит буквально на косточках, на крови тех, кто пострадал за веру, – и он посвящен Воскресению Христову, победе Христа над смертью, над адом. И его посвящение новомученикам и исповедникам, которые глубоко верили в этот центральный догмат нашей Церкви, имеет огромный смысл. Я рассматриваю его возведение как некий покаянный акт. Он стоит прямо напротив бывшего КГБ и будет постоянно напоминать людям звоном колоколов, совершаемой здесь молитвой о том, чего надо избегать. Молитвы святых новомучеников и исповедников Российских нас – Русскую Зарубежную Церковь и Московский Патриархат – объединили».
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) объяснял:
Профессор Алексей Иванович Сидоров
«Храм во имя Новомучеников, построенный на Лубянке, означает не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти. Разумеется, он стал и памятником всем, кто нашел в себе духовные силы противостоять богоборчеству и смуте, в которую обрушилась наша страна сто лет назад. Поэтому храм такой светлый и победительный».
Алексей Иванович Сидоров, патролог, доктор церковной истории, профессор, делился:
«На том месте, где в грязи и крови издевались над мучениками, вдруг возник храм, где их поминают и молятся им. Без помощи Божией было бы невозможно построить такой храм за три года. Зачем искать какие-то чудеса? Приходи в Сретенский монастырь – и вот оно, чудо!»
Прихожане Московского Сретенского монастыря
________________________
Ис. 7: 14: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»; Мих. 5: 2: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
См., например, Ис. 53: 5: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Да и вся 53-я глава Книги пророка Исаии – это пророчество о страданиях и славе Христа Спасителя. Также см.: Зах. 11: 12–13; Иер. 32: 9.
См., например: Пс. 15: 10; Ис. 53: 10, 13 и др.
См.: Ис. 25: 3–10; Дан. 7: 13–14; Иоил. 2: 10–11.
Пророк Даниил указал время пришествия Спасителя, рассчитав его в семидесяти седьминах «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима».
Новомученицу Татиану Гримблит власти преследовали, а затем и расстреляли за помощь арестованным, в том числе пребывавшим в узах и ссылке духовенству и верующим мирянам.
Преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина; † 1932) была игуменией Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Монастырь был преобразован большевиками в сельхозартель, однако в ней игуменией поддерживался монастырский уклад и велись богослужения.
За белокаменной стеной высятся золотые главы величественного храма. Редкие лучи осеннего солнца скользят по венчающим купола крестам. Стоит войти через приоткрытую калитку и сделать несколько шагов по территории обители, как начинаешь ощущать преисполняющую сердце радость от созерцаемого благолепия и соприкосновения с тишиной. В нескольких километрах от Кремля расположился довольно небольшой по площади, но при этом один из самых крупных по численности братии московских монастырей – Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. В его стенах насельники и паломники денно и нощно славят Имя Господа Бога нашего и молятся за весь мир.
Сейчас в этом укромном духовном оазисе посреди шумного, суетливого мегаполиса ничто не напоминает о трагических событиях начала XX века. Десятилетия безбожия, безумства и ненависти оставили на теле нашей страны кровоточащую рану, которая не затянулась до сих пор.По соседству с монастырской стеной располагается то самое здание на Лубянке, долгое время от случайных мыслей о котором у многих выступал холодный пот. В его кабинетах были вынесены тысячи смертных приговоров. Среди жертв репрессий были и насельники скромной обители.
2.
После закрытия обители в 1925 году, большинство монастырских построек были разрушены, в том числе и один из древнейших в столице храмов – храм в честь Марии Египетской. В уцелевших же помещениях обосновалось общежитие НКВД. На территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В 2011 году на проповеди, посвященной Неделе мытаря и фарисея, епископ Тихон (Шевкунов) назвал участок монастырской земли, пропитанный кровью святых мучеников, «антиминсом, тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме». В 1995 году в память о жертвах богоборческий власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест.
В наши дни в храмах Сретенского монастыря вновь звучат молитвенные песнопения, славится Имя Всевышнего, и вера постепенно оживляет наши сердца. Обитель стремительно возрождается: вот уже выстроен и освящен новый храм, при монастыре действует издательство, литературное кафе, активно ведется миссионерская деятельность.
3.
При Сретенском монастыре с 1999 года действует духовное училище. В 2002 году оно было преобразовано Сретенскую духовную семинарию. Ректором семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря. Сейчас более 200 воспитанников учатся в Сретенской семинарии, чтобы проповедовать Слово Божие по миру.
4. Духовная семинария
Первый год обучения юноши проводят в скиту под Рязанью. Там все устроено для полноценного учебного процесса: у курса есть свой духовник, из Москвы к учащимся приезжают преподаватели. При этом первый год, проведенный в удалении от привычной столичной жизни, помогает воспитанникам утвердиться в выбранном ими пути. Со второго курса семинаристы продолжают обучение в Московском корпусе. Здесь они не только учатся, но и несут некоторые послушания, участвуют во многих проектах обители.
В стенах семинарии сформировался знаменитый хор Сретенского монастыря, который поет на богослужениях в обители, а также участвует во многих концертах и фестивалях.
5.
Во время экскурсии, которую для нас организовали и провели Юлия rijaya_koshka и сотрудница паломнической службы Сретенского монастыря Мария, нашей группе благословили побывать в учебном корпусе. При входе нас встретила фреска, на которой Ангел Господень ведет человека за руку. Так Всемилостивый Господь протягивает свою руку каждому своему чаду. И лишь сам человек, своевольничая как капризный и непослушный ребенок, вырывает свою ладошку из руки Отца, а потом, потерявшись, и горько плачет вдали от своего Родителя.
6. В духовной семинарии
Стоило переступить порог семинарии, как сразу возникло ощущение, будто мы вошли в храм. Приглушенный мягкий свет, на стенах — лики святых. Центральное место занимает фреска «Иисус Христос и Его ученики». По обеим сторонам от Спасителя изображены подвижники благочестия разных времен. Рядом установлен интерактивный дисплей, на котором воспитанники семинарии могут узнать об изображенных на фреске святых и прочесть важные новости обители.
7. В духовной семинарии
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
Последний раз, когда я была в Сретенском монастыре, на его территории полным ходом велись строительные работы. Новый храм тогда был скрыт за ограждением. И вот благодаря приглашению Юли появилась возможность побывать в недавно освященном храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Уже издалека собор поражает благолепием. Своим торжественным видом он напоминает о Победе Спасителя над смертью и величии подвига Воинов Христовых, пострадавших за веру в богоборческие годы. Не все работы в храме завершены, поэтому мы смогли побывать только на небольшом, специально приготовленном для группы участке и приложиться к честным мощам владыки Илариона. Но даже краткое знакомство произвело сильнейшее впечатление.
15.
Необходимость строительства нового, большого храма в Сретенском монастыре ощущалась давно. Единственный уцелевший после лихолетья собор в монастыре в дни особых церковных праздников не вмещал всех верующих, и многим приходилось слушать богослужение, стоя на улице. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2012 году был проведен конкурс проектных работ. На рассмотрение жюри было представлено 48 эскизов, из которых был выбран проект, лучшим образом отражающий идею торжества духовной победы новомучеников и исповедников российский и решающий все поставленные заказчиком технические задачи. В 2014 году в Сретенском монастыре начались строительные работы, а в мае 2017 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения нового храма.
Стены собора, украшенные резными узорами из белого владимирского известняка, напоминают о древних храмах Владимирской земли. Глядя на причудливые орнаменты вспоминаются образы храмов Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Димитрия Солунского во Владимире, Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Верхний храм освящен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний – в честь святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В Иоаннопредтеченском храме расположен баптистерий, то есть купель для крещения. Когда наша группа зашла в собор, там как раз совершалось Таинство Крещения. Мы постарались не мешать и ограничились изучением фресок с библейскими сюжетами в притворе.
22.
Притча о званных на брачный пир:
«…Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.»
23.
24.
Притча о добром самарянине:
«… И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»
25.
Притча о сеятеле:
«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
<…> к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. «
26.
О фарисее и мытаре:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»
27.
28.
Войдя в верхний храм, вся наша группа на мгновение замерла от восторга – такой он величественный и торжественный. Взгляд старался охватить все пространство и вскоре остановился на фреске над алтарем с изображением Спасителя, окруженного сонмом святых Апостолов и Святых, в том числе и Новомучеников.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
27. Святой благоверный князь Александр Невский
Честные мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, ранее пребывали в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По окончанию строительства нового храма и освящения его в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской святыня была перенесена на новое место. Теперь верующие могут помолиться у раки с мощами святого в новом соборе.
28. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С детства мальчик стремился к знаниям. В возрасте пяти лет Володя, подражая Михаилу Ломоносову, вместе со своим трехлетним братом решил отправиться в Москву, чтобы учиться. Когда уставший братишка начал плакать, Володя сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Правда, в тот раз добраться до столицы отроку не удалось. Родители вовремя спохватились и возвратили детей домой. Но тяга к учебе в будущем архиепископе Верейском не угасала никогда.
В 1900 году Владимир окончил Тульское духовное училище. В 1906-м он с отличием завершил курс Тульской духовной семинарии и поступил в Московскую духовную академию. В 1910 году юноша окончил академию со степенью кандидата богословия и остался при ней в качестве профессорского стипендиата. 28 марта 1913 года в жизни Владимира Троицкого произошло очень важное и долгожданное событие. В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принял монашеский постриг с именем Илариона, а спустя два месяца был рукоположен в иеромонахи. 30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждили в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.
Архимандрит Иларион приобрел большой авторитет и как воспитатель учащихся Духовной школы, и как профессор-богослов, и как великий проповедник.
29. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
Когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, святитель Иларион, как член Поместного Собора 1917 — 1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества.
С приходом к власти большевиков начались гонения на Церковь, сопровождаемые арестами, репрессиями, изъятием церковных ценностей, осквернением святынь, варварским разрушением храмов, живодерскими издевательствами над верующими людьми, в том числе и над малолетними детьми, стариками и женщинами.
В первую очередь свой гнев богоборческая власть обрушила на священнослужителей и монашествующих. Архимандрит Иларион впервые был арестован в 1919 году и провел в Бутырской тюрьме три месяца. После освобождения о. Иларион поселился в Москве у своего земляка и друга по академии священника Владимира Страхова. Отец Владимир служил в церкви Святой Троицы в Листах, находящейся на Сретенской улице.
В 1920 году архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка был назначен наместником московского Сретенского монастыря.
30. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского
Епископское служение стало его Крестным путем. В день своего наречения о. Иларион сказал: «Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих. Прежде учил я, отныне должен вести ко спасению. Раньше мог я оставаться под спудом – ныне вы поставляете меня на свещнице церковном. Прежде я мог скрываться от людей и быть в любезной неизвестности – отныне должен светить людям светом добрых дел. Всей душою любил я жизнь академическую, от мира отрешенную, над миром возвышенную, уединенную, как бы пустынную. Ныне вы отнимаете надежду в эту пустыню снова и всецело возвратиться».
В сентябре 1921 года последовал новый арест. Поводом послужило то, что в престольный праздник Сретенской обители святитель Иларион добился у директора Третьяковской галереи И.Я. Грабаря разрешения взять на один день чудотворный Владимирский образ Божией Матери в Сретенский монастырь, что вызвало значительное скопление верующих. Некоторое время святитель провел в тюрьме, но вскоре был освобожден.
Спустя два года после его хиротонии о. Иларион был вновь арестован и отправлен в ссылку на год в Архангельск. Власти приняли декрет об изъятии церковного имущества и хотели принудить Патриарха Тихона направить духовенству соответствующий указ о сдаче ценностей. Богоборцы пытались оказать влияние на Святейшего посредством арестов приближенных к нему священнослужителей, в числе которых был владыка Иларион.
Помимо гонений со стороны самой богоборческой власти православная вера подверглась в начале XX века и другому нападению – обновленчеству. Сторонник Патриарха Тихона, архиепископ Иларион всеми силами старался противостоять церковному расколу и отступлению от истинной веры. В 1923 году он сослужил всенощное бдение в Сретенском монастыре, захваченном в то время обновленцами. Владыка Иларион великим чином освятил собор, который совершается в случае осквернения храмов. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в лоно Матери-Церкви.
В августе 1923 года Святейший Патриарх Тихон возвел о. Илариона в сан архиепископа.
Покровительствующие обновленцам чекисты не могли просить владыке отказ от сотрудничества и отступления от своих убеждений. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».
Кроткий, смиренный пастырь, исполненный христианской любви, и вместе с тем бесстрашный Воин Христов, архиепископ Иларион не оставил служения Христу и в лагере, своим примером являя образ истинного христианина. Находясь на Соловках, владыка сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он простодушно отдавал просящим все, что имел, не заботился о своих вещах и мирских благах. Владыка Иларион радовался мысли, что Соловки оказались школой истинных добродетелей — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Благодушие святителя не было избирательным и простиралось даже на советскую власть. И на нее он мог смотреть незлобивыми очами. А доброе и мудрое пастырское слово владыки помогло прийти к покаянию многим заключенным, отбывающим вместе с ним свое наказание.
Милосердный святитель не делал различий между людьми разного происхождения и сословий. Одинаково с любовью он относился и к людям с самого «дна», и к совузникам-священнослужителям, и к своим надзирателям. Однажды во время бури в море унесло лодку с военкомом Суховым. Надзиратели и заключенные на берегу были уверены, что лодка и люди на ней обречены на верную гибель. Никто из лагерных охранников не отважился отправиться на помощь терпящим бедствие. Но владыка, помолившись и во всем полагаясь на Бога, вместе с несколькими заключенными , несмотря на шторм, выдвинулся на поиски пропавшего судна. И по Божией милости случилось чудо – глубокой ночью баркас отца Илариона вернулся вместе со спасенными на борту.
В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была отлична от Соловков. В тюрьме владыка пользовался особыми льготами — ему позволили получать книги духовного содержания. Архиепископ Иларион погрузился в чтение святоотеческой литературы и сделал много толстых тетрадей с выписками, которые после тюремной цензуры передавал своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.
Григорианцы неоднократно склоняли о. Илариона присоединиться к расколу, но верный Христу пастырь не соглашался отступить от своего Учителя, что злило богоборческую власть. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг его предложение получить помилование и войти в группу архиеев, готовящих церковный переворот. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», — говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.
На Соловках с Божией Помощью святителю Илариону удалось совершить нечто совсем невообразимое для того времени и места – отслужить в лагере Пасхальное богослужение.
Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона закончился, но власти не желали его освобождения. В октябре священномученик был вновь осужден на три года. На этот раз владыку приговорили к высылке в Казахстан на три года, куда его отправили этапным порядком. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. В горячке владыку привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Когда о. Иларион в тяжелейшем состоянии оказался в больнице, доктора были уже не силах ему помочь. Врач, присутствовавший при кончине владыки, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…». Это произошло 15(28) декабря 1929 года.
Благодаря стараниям Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова) власти разрешили похоронить святителя в соответствии с его саном. Священномученик Иларион (Троицкий) был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы (г. Ленинград). В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.
Святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых 10 мая 1999 года, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был причтен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Священномучениче отче Иларионе моли Бога о нас грешных!
Другие посты в блоге о Сретенском монастыре:
1. Экскурсия по Сретенскому монастырю. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
2. Паломническая поездка «Православная Москва» с мотоклубом «Ночные Волки». Часть 1
Контакты монастыря:
Сретенский монастырь: г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19
Официальный сайт http://www.pravoslavie.ru
Паломническая служба монастыря: +7 (495) 640-30-40 (офис); +7 (985) 155-89-90 (моб. номер) группа ВКонтакте
При написании поста в качестве справочной информации использовались материалы с pravoslavie.ru, azbyka.ru, patriarchia.ru
Оригинал поста — http://katya-husky.livejournal.co…
Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке
Православный храм
Наместник Сретенского монастыря епископ Тихон (Шевкунов), Владимир Путин, патриарх Кирилл в день освящения храма 25 мая 2017 года
Россия
Москва
православие
Московская
Церковь
2013—2017 годы
Медиафайлы на Викискладе
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской (первоначальное предполагавшееся название — храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке — изменено в связи с изменением наименования соответствующего праздника) — православный храм ставропигиального Сретенского монастыря Русской православной церкви, расположенный в Москве.
Построен в 2014—2017 годах как «храм на крови» в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Представляет собой пример современной российской храмовой архитектуры. Автор проекта — архитектор Дмитрий Смирнов.
Пятиглавый храм имеет высоту 61 м и вмещает около 2000 человек. Стены облицованы владимирским известняком, украшенным резьбой. В состав храмового комплекса входит верхний храм Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, нижний храм святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов, ряд дополнительных помещений и подземная автостоянка. Имеется возможность проводить службы под открытым небом на площади перед храмом.
Выступление Владимира Путина на церемонии освящения храма
В советское время Сретенский монастырь был закрыт, там разместилось общежитие НКВД. Часть построек монастыря была снесена. На его территории проводились расстрелы.
Весной 2011 года патриарх Кирилл высказался за увековечение на территории Сретенского монастыря памяти погибших за веру в годы гонений на Церковь: «Самым лучшим было бы построить здесь, на этой омытой кровью земле, храм, который был бы храмом, посвящённым новомученикам и исповедникам российским».
С 3 октября по 10 декабря 2012 года проходил открытый конкурс проектов храма. К проектам предъявлялись следующие требования: хорошая вместительность (около 2000 человек), возможность проведения богослужений под открытым небом, возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма, наличие большого количества дополнительных помещений и подземной автостоянки. На конкурс было представлено 48 проектов. Победитель был объявлен в начале марта 2013 года, им стал проект ИП «Мастерская Смирнова», второе место занял «Моспроект-2». Согласно эскизному проекту Дмитрия Смирнова и Юрия Купера, новое здание превосходило по высоте существующий храм монастыря примерно на 10 м, а его площадь составляла более 10 тыс. м². Помимо собственно храма, проект предусматривал большое количество дополнительных помещений: казначейство, экономический отдел, переговорная, архив и склад антиалкогольной продукции, швейный цех и другие. В подземном пространстве разместится парковка на 90 автомобилей.
Осенью 2013 года планы осуществления проекта вызвали критику со стороны защитников исторического наследия, представителей архитектурного сообщества и части местных жителей. Строительство храма предусматривало снос нескольких строений монастыря, четыре из которых имели статус «ценных градоформирующих объектов». Против сноса застройки и строительства нового храма выступили представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Глава совета московского отделения ВООПиК Владимир Хутарев-Гарнишевский отмечал, что его строительство нарушит «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России»; он указывал, что при новом строительстве пострадает и ценный археологический пласт, сохранившийся с XIV века. Движение «Архнадзор» обращало внимание, что возведение здесь новых зданий прямо противоречит законодательству, так как в 2010 году территория монастыря была признана охранной зоной объекта культурного наследия. Константин Михайлов отмечал, что 40-метровое здание станет новой высотной доминантой района и разрушит исторический облик Рождественского бульвара.
С целью изменения границ охранной зоны памятника глава Москомнаследия Александр Кибовский обратился с соответствующим письмом к министру культуры Владимиру Мединскому. В ноябре 2013 года комиссия Москомнаследия одобрила снос шести монастырских строений для освобождения места под строительство. 19 декабря исторические постройки были снесены.
28 декабря 2013 года, в день памяти священномученика Илариона, патриарх Кирилл освятил место строительства храма. Перед началом строительства были проведены археологические работы. 8 сентября 2016 года, в престольный праздник — Сретения Владимирской иконы Божией Матери, были освящены и установлены главный купол и крест нового храма. Росписи в храме были выполнены группой из примерно 30 художников под руководством Дарьи Шабалиной и Михаила Леонтьева.
25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, патриарх Кирилл совершил великое освящение храма и провёл в нём первую божественную литургию. На торжественной церемонии присутствовал президент России Владимир Путин и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и другие иерархи Русской зарубежной церкви. После освящения храма патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в монастырский собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и перенесли оттуда в новый храм мощи небесного покровителя монастыря священномученика Илариона (Троицкого). В конце церемонии Владимир Путин преподнёс в дар храму икону Иоанна Крестителя XIX века.
Архитектура и оформление
Храм заметно отличается от первоначального проекта. Он имеет высоту 61 м и рассчитан на 2000 человек. Храм построен из бетона с использованием кирпича. Облицован храм известняком из Владимирской области, украшенным резьбой в виде орнаментальной вязи. На портале храма установлены бронзовые рельефы патриарха Тихона и архиепископа Илариона. Основной объём перекрыт монолитным железобетонным куполом площадью 334 м² и диаметром 18,5 м. Храм увенчан пятиглавием.
Храмовый комплекс имеет пять уровней и оборудован четырьмя лифтами. На верхнем уровне размещается храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. На его стенах — росписи с ликами новомучеников. В апсиде изображена Тайная вечеря, где присутствуют как апостолы, так и новомученики. Иконостас сделан невысоким, в византийском стиле. Нижний храм посвящён святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам, в его центре находится большой баптистерий (купель для крещения взрослых и детей). Стенки купели покрыты смальтовой мозаикой. Росписи нижнего храма посвящены теме вхождения в церковь и подвигу святых апостолов. Общая площадь росписей составляет 6 тыс. м². Помимо храмов, в состав комплекса входят галерея для братии, трапезная, аудитории для катехизаторских курсов, помещения для воскресной школы, редакции портала «Православие.ru», музея Туринской плащаницы, музея новомучеников, конференц-зал, ризничная, котельная и т. п.
Снаружи расположено большое патриаршее крыльцо, которое может выполнять функцию алтаря во время богослужений под открытым небом (площадь перед храмом вмещает до 7000 человек). У входа в храм — небольшая шатровая колокольня с одним колоколом.
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). О новом храме Сретенского монастыря. Православие.ru, 25.03.2013.
- Патриарх Кирилл освятил закладной камень в основание храма Новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре. Православие.ru, 28.12.2013.
- Журналы заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года. Журнал № 57: «Утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, следующие именования: „Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской“ вместо „Собор новомучеников и исповедников российских“ <…>».
- 1 2 3 Яковлева Е. Тайна храма на Лубянке. Российская газета (27 июня 2017). Дата обращения 19 мая 2018.
- Путин открыл новый храм на Лубянке. РБК (25 мая 2017). Дата обращения 20 мая 2018.
- Для возведения нового храма в центре Москвы снесут несколько зданий, относящихся к Сретенскому монастырю. NEWSru, 30.9.2013.
- 1 2 Сопова А. Вокруг проекта храма новомучеников на Лубянке разгорается скандал. Известия (5 марта 2013). Дата обращения 24 октября 2013.
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). О новом храме Сретенского монастыря. Православие.ru.
- 1 2 3 4 Дмитрий Смирнов — Восстановить разорванное звено. russdom.ru (7 июля 2017). Дата обращения 24 декабря 2013.
- 1 2 3 Туровский Д. Всё выше, выше и выше. Lenta.ru (15 октября 2010). Дата обращения 24 октября 2013.
- 1 2 3 Михайлов К. Сретенский гараж. Газета.ру (23 октября 2013). Дата обращения 24 октября 2013.
- Чесова А. Комментарий дня: Константин Михайлов о сносе построек Сретенского монастыря. The Village (15 ноября 2013). Дата обращения 24 декабря 2013.
- 1 2 3 Воронов А. Сретенку подвели под монастырь. Коммерсантъ (14 ноября 2013). Дата обращения 15 ноября 2013.
- Московские градозащитники попросили патриарха защитить Сретенский монастырь. Lenta.ru (4 октября 2013). Дата обращения 23 октября 2013.
- Снесены исторические здания Сретенского монастыря. Фронде.тв (20 декабря 2013). Дата обращения 20 декабря 2013.
- Начало строительства нового храма. Год 2013-й. Православие.ru. Дата обращения 19 мая 2018.
- 1 2 3 4 5 6 7 Храм. Россия 1. Дата обращения 19 мая 2018.
- Престольный праздник в Сретенской обители. Православие.ru. Дата обращения 11 сентября 2016.
- Почувствовать каждого святого. Православие.ru. Дата обращения 19 мая 2018.
- Путин и патриарх Кирилл откроют храм Новомучеников Российских на Лубянке. РИА Новости. Дата обращения 25 мая 2017.
- 1 2 3 Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку. Православие.ру. Дата обращения 19 мая 2018.
- В храме Новомучеников и исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба. Вести.Ru. Дата обращения 19 мая 2018.
- Как строился новый храм в Сретенском монастыре. Коммерсантъ (20 мая 2017). Дата обращения 20 мая 2018.
- Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Православие.ru
Историческая справка
Храм во имя Новомучеников и исповедников Российских строится во дворе разрушенной бесланской школы №1. 1 сентября 2004 года во время школьной линейки террористами было захвачено учебное здание, и в течение 52 часов в спортзале школы удерживали в заложниках более тысячи детей и взрослых. 3 сентября произошла трагическая развязка, в результате которой погибло 334 человека, из них почти 200 детей.
В 2006 году было принято решение о строительстве храма-на-крови на территории школы, где согласно историческим документам в свое время стоял храм в честь святого Георгия Победоносца, разрушенный после революции.
2 сентября 2010 г. был совершен чин закладки новой святыни. 15 мая 2012 года на средства спонсоров и меценатов было начато возведение храма. Спустя три месяца архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима совершил молебен на строительство и заложил капсулу с памятной грамотой в его основание. 3 октября 2014 года владыка Зосима совершил чин освящения новосооруженного креста над куполом. На сегодняшний день идут работы по сооружению колокольни и внутренней отделке.
Сайт Фонда строительства храма: beslan-hram.ru
Адрес: Северная Осетия-Алания, г. Беслан, ул. Коминтерна.
Добавить комментарий