Храм похвалы Пресвятой Богородицы

Храмы в честь праздника Похвалы Богородицы в Московском Кремле

Похвала Богоматери с Акафистом. Середина XVI в. Фрагмент

В 625 году от Рождества Христова в субботу 5-й недели Великого поста Константинополь осадили иноверцы персияне. Император с войском вышел врагам навстречу, но те коварно напали на беззащитную столицу с моря. Весь город пал в слезной молитве пред образом Пресвятой Богородицы. И после того, как патриарх опустил в море край иконы, поднялся шторм и потопил вражеские корабли. Так в чудесно спасенном Константинополе утвердился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Богородицы». Именно с этого праздника в далеком XII веке началась история Москвы и самого Кремля.»Похвалився, на Русь пошли…»

Праздник Похвалы Богородицы стал историческим днем рождения Москвы. В канун этого церковного праздника, в пятницу 4 апреля 1147 года, суздальский князь Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха) принимал у себя в гостях князя новгород-северского Святослава Ольговича – отца того самого князя Игоря, который потом был воспет в «Слове о полку Игореве». В те годы Русь раздирали междоусобные войны за киевский великий престол. Князь Святослав Ольгович, союзник князя Долгорукого, потерпел сильную неудачу, бежал от недругов в Суздальские земли, но потом с поддержкой Долгорукого несколько укрепил свое положение и получил от него знаменитое приглашение: «Буди, брате, ко мне на Москву».

Приняв приглашение, Святослав прибыл с малолетним сыном Олегом и с малой дружиной. Эта встреча состоялась примерно на том месте, где потом расположился великокняжеский двор в Кремле близ Боровицкой башни и где позднее был построен Большой Кремлевский дворец. Встречен гость был очень радушно: хозяин подарил его сыну «пардуса» – вероятно, ценную шкуру барса, но может быть, и живого зверя, а самого князя щедро угостил.

Однако шел Великий пост, к тому же была пятница, а оба князя были православными христианами. И потому великий пир, знаменитый «обед силен» в честь дорогого гостя был благочестиво дан на следующий день, в субботу, на праздник Похвалы Богородицы. Это событие попало в летопись, словно в предзнаменование русской столице. Уже в 1156 году то место на Боровицком холме было обнесено деревянными крепостными стенами. А потом в нем появились и храмы, посвященные празднику Похвалы Богородицы – «престольному празднику» Москвы.

Минуло несколько столетий. Шел 1451 год. Москва стараниями русских митрополитов и великих князей уже стала столицей объединенной Руси. Еще стоял обветшавший белокаменный Кремль, построенный во времена Димитрия Донского. Еще не пало татаро-монгольское иго, но век его близился к концу, а Москва уже провозгласила себя преемницей Византии. Уже была подписана Флорентийская уния, которую не признала Москва, и Второй Рим – Константинополь, доживал свои последние годы, готовясь уступить место Третьему Риму. Уже стал митрополитом Московским святитель Иона, впервые поставленный в Москве собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха.

И еще возвышался в Кремле старый Успенский собор, построенный при Иване Калите, – главный русский храм, посвященный Пречистой Богоматери, Ее кремлевский чертог в столице державы, провозгласившей себя Домом Пресвятой Богородицы. У него было два придела. Первый, Дмитровский, в южной части алтаря, основали в память о первом главном соборе Москвы во имя Димитрия Солунского, что стоял в Кремле до основания Успенского собора в 1326 году. Вторым был Петроверигский придел, освященный в честь тезоименитства святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, основавшего московский Успенский собор. Пришло время появиться третьему приделу.

В июле 1451 года, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, ногайский царевич Мазовши совершил свой знаменитый набег на Москву, прозванный «скорой татарщиной». Он внезапно появился у стен Кремля, осадил его, дал тяжкий бой и ночью столь же внезапно отступил от города, бросив весь обоз с награбленным добром. Это было истинное чудом, и святитель Иона, митрополит Московский, освятил в благодарность Пречистой Заступнице Москвы свой домовый митрополичий храм в честь Положения ризы, поскольку победа пришлась на день этого праздника.

Однако Москве угрожало новое бедствие. Ведь, как считают ученые, этот набег был совершен ради того, чтобы заставить московского князя платить хану дань. И отступать от своего желания хан не хотел. Прошло всего несколько лет, и в 1459 году на Русь грянул с ордой сам отец царевича Мазовши, ногайский хан Седи-Ахмет, с похвальбою, что покорит Русь. «Похвалився, на Русь пошли», – сообщал современник.

Опасность была велика: это грозило не только разорением, но и закабалением. Навстречу грозному хану вышел «со многими силами» молодой княжич Иван Васильевич, будущий великий князь Иван III. Молился весь город. И в этот раз отпор врагу был дан на далеких рубежах: московское войско не дало хану переправиться через Оку, и тот повернул назад. Замысел хана был низвергнут.

В благодарность за новое чудесное спасение Москвы от кровавого нашествия святитель Иона восславил Пречистую Деву в главном храме, посвященном Ей на Руси. В Успенском соборе он основал каменный придел в честь праздника Похвалы Богородицы. Его современники так объяснили посвящение придела: в воспоминание татарской «похвальбы», повергнутой Богоматерью. Однако очевидна и другая, сокровенная и глубокая мысль: как некогда персы были чудесно отброшены силой Богоматери от Константинополя, так и татары-иноверцы бежали из пределов православной Русской земли и от святых стен Москвы – Третьего Рима, поскольку к тому времени Константинополь, подписавший предательскую Флорентийскую унию, уже пал под ударами турков.

Так у Успенского собора появился третий придел. Тогда это был маленький каменный храм, поставленный отдельно рядом с собором с южной стороны. И когда ровно через 20 лет, в 1479 году, в Москве был освящен новый Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, все приделы были перенесены в его алтарь: в северной части освятили Петроверигский придел, в южной – Похвальский и Дмитровский.

Каждый придел со временем получил свое особое назначение. В Петроверигском приделе молились покоившемуся в нем святителю Петру и присягали перед его гробом на верность государю. В Дмитровском приделе цари переоблачались, когда венчались на царство. А Похвальский придел был отдан духовенству. Именно в нем избирали кандидатов на митрополичий, а потом и патриарший престол. Но и снова возносились в нем молитвы о спасении.

Новое чудо Богоматери было явлено летом 1521 года, когда на Москву напал крымский хан Мехмет-Гирей. В конце июля его уже ждали на подступах столицы. Город готовился к осаде, и москвичи усердно, непрестанно молились о помощи и спасении, призывая Пресвятую Богородицу. Ростовский архиепископ Иоанн, находившийся тогда в Москве, взял у митрополита благословение на подвиг молитвы за отечество. И затворившись в Похвальском приделе, он день и ночь молился Богоматери. Грозные знамения были тогда даны Москве. У самых ворот Успенского собора молился и святой Василий Блаженный. Вдруг он услышал шум, а потом увидел, как двери храма отворились и от Владимирской иконы исшел глас: «За грехи людей я повелением Сына Своего с русскими чудотворцами покину этот город». И Владимирская икона сошла с места, а храм наполнился огнем. И было дано святому юродивому откровение, что Господь помилует Москву лишь по молитвам Царицы Небесной.

В то же самое время одна слепая инокиня Вознесенского монастыря чудесно увидела, как из Спасских ворот под колокольный звон выходят из Кремля святители Петр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский с чудотворным образом Богоматери. А навстречу им шли преподобные Сергий Радонежский с Варлаамом Хутынским и просили не покидать града. Все вместе они вознесли молитву перед Владимирской иконой, и шествие вернулось обратно в Кремль, в Успенский собор. В тот самый час враг отступил от Москвы. По преданию, Бог послал на защиту православного града ангельское войско, и татарские всадники, впав в неописуемый ужас, бежали прочь, как ни посылал их хан взять московскую землю. И снова явленное чудо напомнило о празднике Похвалы Богородицы.

Именно в приделе в честь Похвалы совершалось главнейшее для Русской Церкви событие: в нем избирали русских митрополитов, а потом и патриархов. До конца XVI века для избрания митрополита епископы собирались в Похвальском приделе под главенством архиепископа Новгородского, определяли трех кандидатов и записывали их имена в особые запечатанные бумаги. После долгой молитвы глава собрания брал одну записку, распечатывал и оглашал имя нового митрополита. Затем избранника в том же Похвальском приделе нарекали в митрополита и оттуда вели его в государев дворец. Государь же, приняв у себя нареченного митрополита, вместе с ним отправлялся вновь в Успенский собор для молитвы у чудотворных иконы и святых гробниц святителей. На другой день нареченного митрополита поставляли в Успенском соборе.

Особый чин был составлен для поставления патриарха, но оговорим одну особенность. Со временем Похвальский придел перенесли на самый верх, в юго-восточную главу Успенского собора, провели к нему узкую винтовую лестницу из алтаря и служили там раз в год на престольный праздник, поскольку помещение придела стало крохотным. Считается, что это произошло в XVII веке. Однако один старинный историк утверждал, что это произошло столетием раньше, на том основании, что Константинопольскому патриарху будто бы понравился Похвальский придел именно «в виду его недоступности и высоты». И якобы именно там, в куполе собора, состоялось заседание высшего духовенства для избрания первого русского патриарха Иова в 1589 году. Другие свидетельства противоречат этому факту. Наречение первого патриарха действительно происходило в Похвальском приделе, но тогда он явно еще располагался в алтарной части, поскольку во время чина поставления Иов не один раз удалялся в Похвальский придел и вновь возвращался из него в собор – вряд ли ему приходилось столь часто пользоваться винтовой лестницей и подниматься в купол.

Бесспорно, что именно в Похвальском приделе собралось тогда высшее греческое и русское духовенство для избрания первого патриарха. Теперь процедура немного изменилась. Выбрав трех кандидатов – Иова, митрополита Московского, Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Ростовского, список принесли государю. Царь пожелал Иова, после чего тот был объявлен «нареченным» патриархом. И 26 января 1589 года в Успенском соборе Константинопольский патриарх Иеремия посвятил в сан патриарха Иова, для чего был составлен особый чин службы. После поставления царь вручил патриарху Иову посох святителя митрополита Петра. В Похвальском же приделе состоялось наречение патриархов Ермогена и Филарета. И во время поставления все патриархи переоблачались в Похвальском приделе, наподобие того, как цари переоблачались в Дмитровском приделе во время венчания на престол.

На южной стене Успенского собора находится икона «Похвала Богородицы с акафистом» конца XIV века, исполненная сербским мастером – это самая ранняя на Руси сохранившаяся икона с иллюстрациями к акафисту.

Наследство Потешного дворца

Московский Кремль. Вид с севера на Потешный дворец и восстановленную в 1-й пол. 2000-х гг. церковь Похвалы Богородицы. Фото — Иванов Ю. В.

Многие москвичи ныне удивляются: откуда взялась красивая, пряничная церковь, возвышающаяся над кремлевской стеной со стороны Моховой улицы? Это восстановили из небытия храм в честь Похвалы Богородицы, разобранный еще до нашествия Наполеона.

В 1390 году в свите великой княгини Софии Витовтовны, привезшей из Литвы на Русь два чудотворных образа Богоматери – Смоленский и «Благодатное Небо», приехал в Москву литовский дворянин Вячеслав Сигизмундович Корсак. Он стал родоначальником сразу двух известных дворянских династий: от его старших внуков произошли Корсаковы и Римские-Корсаковы, от младших – Милославские.

Милославские были сначала довольно захудалой фамилией и особыми почестями не жаловались. Лишь в Смутное время выделился один стольник при патриархе Филарете. А затем Даниил Иванович Милославский дослужился до воеводы в Сибири и Курске. Его сын Илья был в 1642 году направлен с посольством в Турцию. Кочевать бы ему по морям да на чужбине, но молодому царю Алексею Михайловичу приглянулась его дочь Мария. И государь женился на ней в январе 1648 года – в день праздника Поклонения веригам святителя Петра, а заодно выдал ее младшую сестру за своего фаворита боярина Б.И. Морозова. Через неделю после свадьбы царь пожаловал тестю боярский чин, высокую должность и подарил двор в Кремле рядом со своими теремами.

Обрадованный боярин выстроил каменную Петроверигскую церковь на Покровке на месте одноименного деревянного храма, воздвигнутого Иваном Грозным, так как его венчание на царство состоялось также в праздник Поклонения веригам. А свое кремлевское владение превратил в роскошные боярские палаты, наподобие государевых теремов, как и подобало царскому тестю. Уже в 1652 году в них была устроена великолепная домовая церковь о трех главах, освященная в честь Похвалы Богородицы (вероятно, так боярин благодарил Царицу Небесную за оказанную ему милость) с приделами во имя Алексея, человека Божия, и Марии Египетской – по именинам молодых царственных супругов. Ради благочестивого соблюдения канонов алтарь был на особых кронштейнах вынесен на воздух, чтобы не располагать его над жилыми покоями, и маленькую колокольню поставили на западной стороне. Ярославские мастера написали для этой церкви храмовый образ Похвалы Богородицы, который ныне экспонируется в соборе Двенадцати апостолов.

Церковь увенчала палаты невероятной красоты – они были символом допетровской Москвы. Их «потаенным» прообразом считают Теремной дворец, который тщеславный боярин принял за образец для подражания. Дом Милославского называют и первым «небоскребом» средневековой Москвы: он был о четырех этажах, не считая глубокого погреба, забитого заморскими винами, с дорогим висячим садом, с белокаменными наличниками, украшенными резьбой с изображением фантастических животных – грифонов, птицы Сирин. На фронтоне красовались лев и единорог – символы царской единодержавной власти и ее могущества, что означало принадлежность хозяина дома к царской семье. И даже парадный въезд украшали львиные ворота. Его, действительно, превосходил лишь царский Теремной дворец.

Кремлевский дом выражал статус «главного боярина». А всего через полгода после свадьбы, в июне 1648 года, грянул Соляной бунт и бывшего фаворита Морозова отстранили от государственной деятельности, передав бразды правления царскому тестю. После Соляного бунта Милославский стал первым боярином в Думе, руководил девятью приказами (министерствами), в том числе важнейшими – финансовым и военным, участвовал в создании главного законодательного кодекса – Соборного уложения. Говорят, что государственным деятелем он был неважным и основательно запустил все хозяйство, предавшись утехам тщеславия, к коему был очень склонен. Царица же всегда была на стороне отца. Так он сосредоточил большую власть и сумел остаться «на плаву» даже после Медного бунта 1662 года, хотя Милославского народ считал главным виновником обесценивания денег, ибо он ведал всеми делами казны.

В 1668 году Илья Данилович Милославский мирно скончался «первейшим боярином», но отпевали его не в домашней церкви в честь Похвалы Богородицы, а в церкви Троицкого подворья в Кремле. Он ушел из жизни вовремя, когда удача еще была благосклонна к нему. На следующий год умерла его дочь Мария, и царь женился на Наталье Нарышкиной, после чего начались династические интриги за наследника престола и за влияние на престол. Палаты Милославского перешли казне. А царь очень любил свою вторую жену, веселую и молодую, и когда она зачала наследника, старался ее всячески ублажать. В 1672 году (год рождения царевича Петра Алексеевича) царь устроил для супруги потешный театр – первые на Руси театральные представления. Эти «потехи» давали не только в Преображенском, но и в бывших владениях Милославского, и его дом отныне стал именоваться Потешным дворцом.

Так гласит традиционная версия. Однако существует другое, менее известное мнение: палаты Милославского изначально были Потешным дворцом, который был отдан царскому тестю для устройства кремлевского дома. Дело в том, что Потешная палата была известна в Москве со времен Бориса Годунова. А первый Романов устроил в подвале своего Теремного дворца особую Потешную хоромину, где его развлекали («потешали») скоморохи, шуты, фокусники, сказители, гусельники и скрипачи. И будто бы царь Алексей Михайлович построил новый, отдельный Потешный дворец, а потом подарил его под двор своему тестю. С потехами тогда возникли серьезные сложности, ибо суровый духовник молодого Алексей Михайловича, знаменитый протопоп Стефан Вонифатьев запретил ему «труб и органов и всяческих потех» даже на свадьбе с Милославской. Но потом он сам попал в немилость к царю и постригся в монастырь, а новая царица Наталья Кирилловна очень любила светские развлечения, шутки и забавы. И тогда бывшее владение царского тестя снова стало Потешным дворцом, только уже с домовой церковью, которая неуместно соседствовала с «потешной залой». Однако благочестивый Алексей облагородил представления: вместо скоморошьих «смехотворных хитростей» стали представлять мистерии на ветхозаветные темы, вроде «Навуходоносор, царь Вавилонский».

В 1676 году Алексей Михайлович умер. Потешный дворец стал новым царским теремом, так как семья царских домочадцев была очень многочисленной. К тому же враждовавшие Милославские и Нарышкины разделились домами. В Потешном дворце, который соединили с царским теремом каменным переходом, обосновалась девичья половина Кремля – царевны. Здесь жили родные сестры Петра I, для них была обновлена домовая церковь в честь Похвалы Богородицы, но потехи во дворце остались. Царевна Софья, весьма склонная к театральным драмам, не только сама сочиняла многие пьесы, но даже сама играла в них роли – в труппе, собранной наспех из придворных. А младшая сестра Петра Наталья Алексеевна ставила политические спектакли по поводу стрелецкого бунта, где в аллегории демонстрировалась «неудачность восстаний и всегда несчастный их конец».

В стенах Потешного дворца часто бывал и сам Петр I. По преданию, именно здесь Никита Зотов обучил его грамоте. А когда в марте 1698 года Петр уехал за границу, после раскрытия заговора и накануне нового стрелецкого бунта, он передал Потешный дворец князю Федору Юрьевичу Ромодановскому под Приказ тайных дел. Для театральных же представлений в 1701 году была построена деревянная «Комедийная храмина» на Красной площади, дабы привлекать к светскому искусству и простой народ.

После переноса столицы в Петербург Потешный дворец оставался единственным комфортным пристанищем – Петр уделял Кремлю мало внимания, а царевны, напротив, сохранили в нем дух жизни. На коронации здесь остановилась Анна Иоанновна, а в 1735 году она повелела перенести в Потешный дворец трофеи Северной войны, где через два года они погибли в страшном пожаре, погубившем и кремлевский Царь-колокол. Серьезно пострадала тогда и церковь Похвалы, ее пришлось заново обновлять. Очень любила Потешный дворец и царственная дочь Петра императрица Елизавета, а при Екатерине II здесь жил архитектор В.И. Баженов, когда пытался возвести в Кремле пресловутый Большой императорский дворец. Домовая церковь здесь уже была ни к чему.

И в самом начале XIX века в Потешном дворце расположилась комендатура Кремля со служебной квартирой коменданта, от чего ближайшая к нему кремлевская Колымажная башня стала называться Комендантской. Архитектор И.В. Еготов перестроил дворец под новые нужды. В 1806 году бывший домовый храм упразднили и разобрали его главы с алтарем. Над бывшей трапезной сохранилась башенка, на которой устроили дозорную вышку. О церкви в честь Похвалы Богородицы забыли на два столетия.

После революции Потешный дворец был отдан новым жильцам Кремля под различные нужды. С лета 1931 года в нем находилась квартира Сталина, и именно здесь, в одной из комнат покончила с собой Надежда Аллилуева. После этого Сталин вновь поменял квартиру и переехал в здание Сената.

В настоящее время в Потешном дворце располагается Федеральная служба охраны Кремля. И только в наши дни ученые получили полный доступ к древнему памятнику. В подвале даже нашли колокол бывшей домовой церкви. Проведя необходимые археологические и научные изучения, решили восстановить храм в честь Похвалы Богородицы, ибо это оказалось возможным. Так Москва возвратила себе очередной храм, а Кремль обогатился новообретенным наследием допетровской эпохи. Ведь ныне Потешный дворец остался уникальным памятником частного кремлевского владения: это единственный уцелевший боярский двор в Кремле, переживший всех своих соперников.

Отметим, что за кремлевскими стенами еще были храмы, посвященные празднику Похвалы Богородицы. Один из них до конца XVIII века находился в Новинском монастыре на Смоленке. Другой (где, кстати, нашли надгробную плиту с могилы Малюты Скуратова) был обыкновенным приходским и стоял на Волхонке подле храма Христа Спасителя, разделив с ним его участь. Так что возрождение Похвальского храма в Кремле – очень радостное, знаменательное для Москвы торжество.

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде или Похвальская церковь — необычное религиозное место. В советские годы соборы разрушали или превращали в общественные заведения, а здесь произошло наоборот — неработающий кинотеатр переделали в храм. Решение принято по причине того, что на этой локации раньше стояла часовня, которую снесли для новой постройки. C 1991 года культурный объект практически не функционировал. В 2003 году закрыт в аварийном состоянии, а через 2 года передан епархии.

Детская площадка на территории, © Официальная группа храма Вконтакте

Церковь проводит для прихожан богослужения в праздничные и выходные дни. Привозит мощи святых и почитаемые лики. Благоустраивает территорию, на которой теперь играют дети, и проводятся мероприятия. Продвигается просветительская деятельность в виде воскресной школы и православного клуба, а также ведётся благотворительное направление. Верующих туристов заинтересует несколько ценных икон, которые постоянно выставляются для молитв.

Церковь внутри, © Официальная группа храма Вконтакте

Расписание храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде

Церковь открыта каждый день с 08:00 до 18:00, без перерывов и выходных. Церковная лавка работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 18:30. Расписание богослужений:

  • главная молитва в 5-ую субботу Великого поста — престольный праздник;
  • по пятницам в 10:00 — Водосвятный молебен;
  • по субботам в 08:00 — Божественная литургия, в 09:30 — Панихида, в 16:00 — Всенощное бдение;
  • по воскресеньям в 08:00 — Божественная литургия.

Церковь, © Официальный сайт храма

История церкви

В 2005 году заброшенное здание бывшего кинотеатра «Мир» отдали Камышинской епархии для создания прихода. В июле этого же года прошла первая служба. Помещения были в плохом состоянии, поэтому произвели частичный ремонт и вывоз мусора, и установили алтарную часть. В 2009 году после выбора нового иерея, прошёл ряд благоустройств: проведена канализация, куплены вещи для богослужений, поставлен колодец со Святой водой, расчищена территория. В 2010 году построили дополнительное сооружение — крестильню, и провели электричество. В 2011 году открыли воскресную школу и детскую площадку, поставили купол.

С 2012 года проводятся масштабные ремонтные работы: от покраски стен до реставрации фасадов. Дополняется иконостас и росписи на потолке. К входным группам пристроили сени с куполами. Перед автомобильной дорогой поставили церковную лавку. В 2018 году поставили новый купол. Приход организовал бесплатную юридическую помощь и материальную поддержку малоимущим. На открытой площадке проходят праздничные мероприятия, как Пасха и Масленица. Ищите подробную информацию о праздниках на официальном сайте храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде.

Внутреннее убранство, © Официальная группа храма Вконтакте

Архитектура и внутреннее убранство

Пространство устроено в бывшем кинотеатре, поэтому церковь не имеет привычную архитектуру. Здание прямоугольной вытянутой формы с немного выступающей треугольной крышей. Главная дверь оформлена выдающимися вперёд колоннами, по центру между ними висит лик, почитаемой здесь Пресвятой Богородицы. В нижней части на одинаковом расстоянии находятся окна, а в верхней нише сделаны круглые углубления, на которых изображены иконы. На крыше создана пристройка для купола. Сам он небольшого размера из синего и золотого металла с крестом на верхушке.

Внутри устроено несколько комнат, в том числе администрация и библиотека. Зал для прихожан выкрашен в светло-голубой цвет. У одной из стен стоит большой иконостас с золотым оформлением. По периметру висят иконы, на потолке использована роспись. В середине красуется позолоченная люстра. Немного сбоку установлено деревянное распятие. Из Франции в качестве подарка сюда привезли иконы Петра и Феврония с частицами мощей и мученика Вонифатия. Пару раз в год доставляют и другие святыни, к которым допускают посетителей.

Иконы, © Официальная группа храма Вконтакте

Правила посещения

Место открыто для всех на бесплатной основе. По желанию оставляются пожертвования на любую сумму. Женщины при входе должны покрыть колени и голову. Платок можно взять при входе безвозмездно, и при выходе вернуть на место. Внутри сохраняйте тишину и фотографируйте без вспышки. В магазинчике предлагается купить свечки, которые устанавливаются в зале на специальных подставках.

Как добраться до храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде

Здание расположилось в удобной локации — лицевым фасадом к основной улице города рядом с общественным транспортом: остановка «Кинотеатр Мир» — автобусы № 2, 12, 25, 52, 53, 54, 57, 77 и 85, маршрутные такси № 3с, 5, 8с, 9с, 15, 28, 64а, 70а, 90а, 963. Ближайшая трамвайная остановка — «ул. Острогожская», маршруты № 1, 3 и 4.

Для поездки на автомобиле выставляйте GPS-координаты — 48.695749, 44.467270. Путь держите по трассе Е119, она же Череповецкая улица. Такси заказывайте через приложение Везёт, Яндекс или Такси 34. Если вы находитесь недалеко от железнодорожной станции «Волгоград 2», то можете дойти пешком.

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы». В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары — в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.

Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери

Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице». С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название — «Акафист Благовещения», хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век

В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля — совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.

источник: храм Святой Троицы на Воробьевых горах

Богородичные праздники

«Владимирская икона Божией Матери»

Богородичные праздники — дни годового богослужебного круга в исторических церквях, установленные в честь Пресвятой Богородицы.

Происхождение

Почитание различных дней памяти, связанных с именем Девы Марии начинается уже в ранней церкви. Большое влияние на их формирование по причине отсутствия в канонических Евангелиях подробностей её земной жизни оказали апокрифические евангелия детства, особенно Протоевангелие Иакова. Также влияние на формирование Богородичных праздников оказало почитание мест, связываемых верующими с её земной жизнью (например, со II века почиталось место Благовещения в Назарете, ещё до Первого Вселенского собора почитали гробницу Богородицы в Иерусалиме).

Особое развитие Богородичные праздники получают после IV века когда Рождество Христово начинают отмечать 25 декабря. Древнейшие проповеди на этот праздник (Зенона Веронского, Максима Туринского, папы Льва I и др.) прославляют Деву Марию, а впоследствии на следующий день после праздника Рождества Христова на востоке был установлен праздник Собора Пресвятой Богородицы (празднование закреплено на Шестом Вселенском соборе).

Первыми собственно Богородичными праздниками являются Благовещение (празднование установлено в IV веке) и Успение (с конца VI века). Рождество Богородицы стали праздновать с VII века, а Введение Богородицы во Храм с VIII века.

Православная церковь

В число Богородичных праздников в Православной церкви входят:

Название праздника Изображение Дата празднования Статус праздника Песнопение
Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября двунадесятый Тропарь, глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

День памяти святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы 9 (22) сентября малый Кондак, глас 2

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и Неискусомужную.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря) двунадесятый Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 (22) декабря малый Тропарь, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря (8 января) малый Кондак, глас 6

Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Тем же звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Благовещение 25 марта (7 апреля) двунадесятый Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Суббота Акафиста 5-я суббота Великого поста Кондак, глас 7

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

День освящения храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе пятница Светлой седмицы Тропарь, глас 4

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 2 (15) июля малый Кондак, глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси, священную ризу Твою, еюже священное тело Твое прикрывала еси, покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан похвало.

Успение праведной Анны 25 июля (7 августа) малый Тропарь, глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Тем же к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа двунадесятый Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии 31 августа (13 сентября) малый Тропарь, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Тем же молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.

Также особые празднования установлены в честь почитаемых богородичных икон. Относительно праздника Сретения Господня отмечают, что он по своим богослужебным особенностям также может считаться Богородичным праздником.

В Русской церкви к Богородичным праздникам относится Покров Пресвятой Богородицы 1 (14) октября, который по своим богослужебным особенностям соответствует двунадесятому празднику, но не имеет такого статуса и относится к великим.

Богослужение на двунадесятые Богородичные праздники имеет свои особенности по сравнению с Господскими двунадесятыми праздниками. Перед ними также совершается всенощное бдение, но если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Ряд Богородичных праздников сопровождается днями предпразднства и попразднства.

Католическая церковь

В Католической церкви отмечаются некоторые из Богородичных праздников, существующих в православии, а также существует ряд собственных праздников. Богородичные праздники могут иметь статус торжества (высший ранг), праздника или памяти.

Название праздника Изображение Дата празднования Статус праздника Песнопение
Торжество Пресвятой Богородицы 1 января торжество Входное песнопение

Радуйся, Матерь Святая, родившая миру Владыку; Он на земле и на небе Царь во веки веков

Благовещение 25 марта торжество Коллекта

Боже, Ты соблаговолил, чтобы Слово Твоё во чреве Девы Марии восприняло человеческую плоть; сподобь нас, исповедующих Искупителя нашего как Бога и Человека, стать общниками Его Божественного естества.

Посещение Девой Марией Елизаветы 31 мая праздник Коллекта

Всемогущий, вечный Боже, Ты вдохновил Пресвятую Деву Марию, носившую во чреве Сына Твоего, посетить Елизавету; молим Тебя, чтобы и мы, вдохновлённые Твоим Духом, вместе с Богородицей всегда могли величать Тебя.

Праздник Непорочного Сердца Марии на тринадцатый день
после Дня Святой Троицы
память Входное песнопение

Сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.

день памяти Её родителей святых Иоакима и Анны 26 июля память Входное песнопение

Восхвалим святых Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, Приснодевы Марии, ибо Господь дал им благословение, которого ожидали все народы

Успение и Вознесение Девы Марии 15 августа торжество Входное песнопение

Славное возвещается о Тебе, Мария, ибо ныне возносишься над хором ангельским и вовеки торжествуешь с Христом

Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября праздник Входное песнопение

Будем с радостью праздновать Рождество Пресвятой Богородицы, ибо из неё взошло Солнце правды — Христос, Бог наш.

Дева Мария Скорбящая 15 сентября память Входное песнопение

Сказал Симеон Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдёт душу.

Пресвятая Дева Мария Розария 7 октября память Коллекта

Просим Тебя, Господи Боже, исполни Твоей благодати сердца наши. Из ангельского благовестия узнали мы о воплощении Сына Твоего; через Его страдания и Крест приведи нас ради заступничества Пресвятой Девы Марии к славе Его воскресения.

Введение Богородицы во храм 21 ноября память Коллекта

Господи, мы чтим славную память Пресвятой Богородицы и молим Тебя, по Её заступничеству удостой нас полноты благодати Твоей.

Непорочное зачатие Девы Марии 8 декабря торжество Коллекта

Боже, непорочным зачатием Девы Марии Ты приготовил достойную обитель для Сына Твоего и заслугами смерти Её Сына, которую Ты предвидел, уберёг Её от всякого порока. Просим Тебя, ради Её заступничества сохрани и нас в чистоте, чтобы мы удостоились прийти к Тебе.

Праздник Сретения Господня также иногда причисляют к числу Богородичных праздников, второе название этого праздника в католичестве — «Очищение Марии». Праздник Благовещения считается как Богородичным праздником, так и праздником, посвящённым Спасителю, в связи с чем на равных употребляются два названия «Благовещение Девы Марии» и «Благовещение Господа Иисуса Христа». Существуют также праздники в честь некоторых признанных церковью явлений Девы Марии, наиболее известные из них — Дева Мария Лурдская (11 февраля), Дева Мария Фатимская (13 мая) и Дева Мария Гваделупская (12 декабря). На богослужениях в Богородичные праздники вне зависимости от их статуса духовенство носит облачения белого, праздничного цвета.

См. также

  • Христианские праздники
  • Православные праздники
  • Двунадесятые праздники
  • Господские праздники
  • Непереходящие праздники
  • Переходящие праздники

Примечания

  1. Порядок приведён по церковному календарю то есть начиная с 1 (14) сентября.
  2. Сретение Господне // Иоанн (Маслов). Конспект по литургике Архивная копия от 17 января 2010 на Wayback Machine

Литература

  • Ткаченко А. А., Лукашевич А. А. Богородичные праздники // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 5. — С. 509–512. — ISBN 5-89572-010-2.

ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Святая Церковь с древних времен прославляют Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками (Ис. 7,14; Пс. 11,4; 11,16) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. I, 41-48).

Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III-м Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею.

Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:

1. Рождество Пресвятой Богородицы

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы

3. Благовещение Пресвятой Богородицы

4. Успение Пресвятой Богородицы.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.

(8 сентября)

Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.).

Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине.

Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь(в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».

Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в., — Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — св. Андреем Критским, в VIII в. — св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. — Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так о древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».

ОСОБЕННОСТИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Возглас: «Слава Святей…», предначинательный псалом, «Блажен муж…»

На «Господи, воззвах» 8 стихир, гл.6-й. «Слава, и ныне» — стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня.

На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.

Первая паремия из кн. Бытия (28,10-17) — о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.

Вторая паремия (Иезек. 44, 2-4) — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.

Третья паремия (Притч. 9,1-11) — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

На литии — пять стихир праздника, гл. 6-й. На стиховне — 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на «Бог Господь…» (трижды) и в конце утрени (единожды) — тропарь праздника, гл. 4-й: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее поется величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».

После величания, малой ектении и седальна праздника -поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: Помяну имя Твое…». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо…».

Примечание. Практическое отправление полиелея следующее. При пении «Хвалите имя Господне…» священник выходит на середину храма и по окончании хвалитных псалмов поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем канонарх произносит стих одного из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: «Слава, и ныне» и дважды «Аллилуиа». Третий раз «Аллилуиа» и заключительное величание поет священник. Далее следует малая ектения и прочее последование.

Но если праздник совпадет о воскресным .днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после псалма «Хвалите имя Господне…» священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их — малая ектения и т.д.

Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия: «Слава: Молитвами Богородицы…», «И ныне» — то же. Затем «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, гл. 6-й: «Сей день Господень…» и молитва «Спаси, Боже, люди твоя…»

ПРИМЕЧАНИЕ: 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея», как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские н Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, неделю Ваий и Пятидесятницу. (Этот же антифон поется еще в Неделю св. апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника).

КАНОНОВ два: первый — св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй— св. Андрея Критского (VII в.). Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

По 3-й песни — седален праздника, гл. 4-й. «Слава, и ныне» — той же. По 6-й — кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

Катавасия — ирмосы ближайшего великого Господского праздника — Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь по дважды.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую» поется первый припев:

«Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матере» и ирмос 2-го канона.

«Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем».

Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию».

После 9-й песни — светилен «От ноплодныя днесь Анны…» «Слава, и ныне» — «Адаме обновися…».

На хвалитех — стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст.

НА ЛИТУРГИИ

На Блаженны берутся тропари с первого канона песнь 3-я на 4 и с другого канона песнь 6-я на 4.

В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся…»; а в Господские — при совершении службы священником (но не архиереем) — «Приидите, поклонимся…» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак праздника. По входе — тропарь, «Слава, и ныне», кондак праздника. Вместо «Достойно» — Задостойник «Чужде матерем девство…» с припевом. (Так на всех литургиях в попразднство, включая и отдание праздника. Обычно Задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом). Прокимен, гл. 3, песнь Богородицы «Величит душа моя…», стих: «Яко призре на смирение…»; Апостол, Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54. Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один День предпразднества (7 сентября) и четыре дня попразднества. Отдание его бывает 12 сентября.

Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события — праведным Иоакиму и Анне.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Рождества Богородицы.

Православный храм

Церковь Рождества Богородицы на Сенях


Княгиня Евдокия устанавливает в только что построенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Тип здания

Крестово-купольный храм

Основатель

Евдокия Дмитриевна

Дата основания

1393 год

Строительство

1393—1394 годы

Статус

ОКН № 7732864042№ 7732864042

Сайт

kreml.ru/ru/kremlin/buil…

Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы на Сеня́х (Воскреше́ния Ла́заря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца.

История храма

Внутренний двор Большого Кремлёвского дворца. Золотой купол в центре фотографии — Рождественская церковьКрест напрестольный. Москва. Мастерские Кремля. 1652. ГИМ. Вклад царя Алексея Михайловича и Марии Милославской в церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле.

Церковь была построена в 1393—1394 гг. по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского.

Н. Н. Воронин полагал, что храм был заложен в память Куликовской битвы, так как посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы, который по церковному календарю совпадал с датой Куликовской битвы. Однако С. В. Заграевский показывал низкую вероятность заложения храма в честь 13-й («несчастливой») годовщины битвы.

Церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини.

Церковь 1393—1394 годов сохранилась до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырёхстолпная трёхапсидная церковь, построенная из белого камня. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор.

Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ.

В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками.

В 1479 году, вероятно, по причине пожара, верх здания обрушился, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый надстроил храм на уровне жилого яруса дворца новым объёмом, в котором разместился главный престол Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в качестве подклета, в котором был устроен придел Лазаря, ранее, видимо, располагавшийся в алтаре.

Об облике алевизовского храма мы можем судить только по чертежу «Кремленаград» начала 1600-х годов, где он показан трёхглавым с тремя апсидами и двумя приделами (вероятно, появившимися не ранее второй половины XVI в.)

При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681—1684 гг. здание было перестроено и превратилось в одноглавую церковь с прямоугольным алтарем и трапезной с западной стороны. Лазаревский придел при этом был упразднён. В XVIII в. подклет превратился в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлёвского дворца верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была вновь устроена придельная церковь Воскрешения Лазаря.

> Современное состояние

В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт.

  1. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961—1962. Т. 2. С. 253.
  2. Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII-первой трети XIV века. М., 2003. С. 72 Архивировано 12 октября 2006 года.
  3. Церковь Рождества Богородицы на Сенях
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961—1962. Т. 2. С. 253—262.
  • Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1982. С. 329—330.

Ссылки

  • Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Москва. Кремль. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного. Основательницей церкви стала княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского.

Новая церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые живописцы Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол. Дворец и церковь соединяли переходы с сенями, поэтому храм именовали «что у Государя на сенях» или «Богородицы на сенях». В конце 17 века при царе Феодоре Иоанновиче храм опять перестраивали. К нему добавили трапезную над проездом с Кормового на Сытный дворец. Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами.

Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма. Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ. В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нем нет, доступ в него отсутствует.