Храм преображения село остров
Содержание
vladimirdar
Церковь Преображения Господня дворцового села Остров
Всего 58 фото
Об усадьбе Остров и Преображенской церкви я узнал относительно недавно. Восторженные отзывы и фотоотчеты посетителей этого необыкновенного места инициировали меня на его целевое посещение. Мои предположения об уникальности усадьбы Остров не только подтвердились, но и превзошли все ожидания – Церковь Преображения сразу запала тогда в душу. И, хотя, по большому счету от усадьбы Остров, кроме Храма Преображения Господня и его колокольни ничего толком не осталось, храмовый комплекс, и само это место сразу же заворожили своей чистой светлой, умиротворенной и мощной энергетикой.
Сначала я хотел съездить в Остров, написать о нем и рассказать о своих впечатлениях, но оказалось, что все не так просто). Сначала, в первое посещение, небо над церковью и всей округой было преддождевым и белесым, поэтому отснятый материал в таком природном контексте не давал мне покоя, — хотелось запечатлеть храм на фоне голубого неба и безмятежных летних кучевых облаков… Во вторую поездку мне это удалось, но теперь меня уже просто неуклонно тянуло в эти места нечто безграничное и властное…
Не так давно я посетил это великокняжеское загородное село Остров уже в четвертый раз и страстное желание узнать гораздо больше об этом чу́дном и загадочном Храме Преображения изменило все мои планы публикации об усадьбе Остров, тем более мои впечатления, фотоматериал и исторические сведения стремительно накапливались и я решил опубликовать уже целый цикл постов об этом необычном месте, и оно стоит того.
Здесь у себя в журнале я выложу историю усадьбы, расскажу об архитектуре Храма Преображения Господня, приведу свои соображения в память о каком событии возведена церковь и чудесах связанных с ним, опубликую мои фото этого храма и его приделов внутри и снаружи, видов окрестностей села Остров с колокольни и, самое любопытное — вы увидите результаты съемки со сторожевого дозорного поста этого грандиозного сооружения вдохновенных и талантливых русских зодчих и, напоследок — собираюсь углубиться в само понятие Преображения не только с точки зрения истории религии, но и вообще – о предназначении человека, его судьбе и преображении в душе каждого, и именно того кто может этого захотеть. Таким образом, в ЖЖ будет всего около пяти постов, и я постараюсь сделать их интересными и любопытными, что уже изначально, получается как бы само собой)
Далее под катом – краткая история дворцового села Остров, фото этого изумительного и загадочного храмового комплекса и его чу́дных окрестностей.
Впервые село Остров упоминается еще в 1328 году в духовном завещании сыновьям московского князя Ивана Калиты как одна из многих великокняжеских вотчин. В XV-XVII веках — это загородная резиденция русских великих князей и царей, одно из любимых мест отдыха Василия III. Позже здесь любили бывать Иоанн Грозный, Алексей Михайлович Тишайший. Еще в писцовых книгах XVII века отмечалось, что в Острове были государев двор, два сада и конюшенный двор.
Усадьбой Остров я заинтересовался еще во время подготовки моего поста о Николо-Угрешском монастыре. Оказалось, что до известного нашествия на Москву крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году, когда сам монастырь и село Остров были безжалостно разграблены и сожжены, еще в 1519 году Василий III отправился в свое родовое дворцовое село Остров, где был построен первый в своем роде уникальный великокняжеский дворец-терем и по пути остановился в Николо-Угрешской обители. С тех пор этот монастырь, что находится сейчас с противоположного берега Москвы-реки от Острова, пользуется большим его уважением и почетом, а выезды великого князя в село Остров в этом направлении становятся зело регулярными – здесь ведь издревле находились богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением. При Василии III жизнь села становится насыщенной — Остров отстраивается после его сожжения заново и процветает…
В петровские времена село было пожаловано любимцу Петра I князю А.Д. Меншикову, который основал здесь усадьбу. Когда сей «баловень судьбы безродный» попал в опалу, Остров вернули в собственность русских царей.
В 1765 году село Остров вместе с соседним селом Беседы было пожаловано в потомственное владение Екатериной II графу Алексею Григорьевичу Орлову, брату графа Григория Григорьевича Орлова – фаворита Екатерины II. Стоит сказать, что Орловы принимали самое деятельное участие в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, когда Алексей Орлов заставил Петра III подписать акт о своем отречении от престола в интересах Екатерины. Возможно он же и приложил свою руку к убийству Петра III. 03.
Источник
После восшествия на престол Екатерины II братья получат графский титул и будут пользоваться неограниченным доверием, щедростью и благосклонностью императрицы. За победу над турецким флотом в Чесменском бою, будучи командором эскадры русского флота, граф Алексей Григорьевич получил право именоваться графом Орловым-Чесменским…
За несколько лет граф отстроил в Острове богатейшую усадьбу. По его желанию здесь был разбит живописный парк с садами и оранжереями. В дворцово-парковый ансамбль входило около полусотни зданий и сооружений, скомпонованных по функциональному признаку в несколько групп, или “дворов”. Был построен один из лучших в стране конный завод, где выводили знаменитых «орловских рысаков», а также некое подобие современного стадиона или физкультурного поля, где устраивались физические забавы, в который принимал участие и сам граф, демонстрируя и подтверждая легенду о его редчайшей богатырское силе. Этот стадион, кстати, на удивление, в своей основе сохранился.
В этой усадьбе в 1782 году А.Г. Орлов с большим размахом справлял свою свадьбу с Е.Н. Лопухиной — почти «вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней». 04.
Источник
В 1786 году Евдокия Лопухина умирает, а год спустя и малолетний сын графа – Иван. Единственная дочь Анна становится после его смерти единственной наследницей. Она занимается благотворительностью, особенно обустройством Юрьевского монастыря под Великим Новгородом. В конце концов, она продает Остров в 1837 году в казну.
Интересен перечень строений, составленный графиней перед передачей усадьбы министерству государственных имуществ: «Дом двух-этажный, каменный и деревянные корпуса, амбары, сараи, погреба, скотный двор, людские кухни, колодец, конный двор с манежем, каменными конюшнями и другими следующими к нему строениями и кузницами с особенным каменным корпусом, больницею … и прочими заведениями, двумя хлебными магазинами с двумя ригами, с ветряной мельницей и каменною банею, с огородною и ананасною теплицами, фруктовым и английским садами со всеми находящимися в них фруктовыми растениями»…
Источник
В 1878 году Анна умерла и была похоронена в Юрьевом монастыре в «черном монашеском платье, и священники… величали ее Агнией и поминали шесть недель монахиней». Вот так и закончилась история этого дворянского гнезда Орловых в селе Остров.
Впоследствии усадьба начинает приходить в упадок. Многочисленные строения усадьбы сносятся, меняют свое назначение и постепенно исчезают. Часть построек купил соседний Николо-Угрешский монастырь, затем они принадлежали духовному ведомству, разместившему здесь богадельню. В 1868–1870 гг. знаменитый графский дом, интерьер которого был, кстати, искусно инкрустирован ценнейшими породами дерева, был перевезен на левый берег Москва-реки, на территорию Угреши. Дом тогда купили с торгов, разобрали, привезли в Угрешу и из этих материалов возвели деревянные с железной крышей архиерейские палаты с крестовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1977 году, при проведении реставрационных работ, архиерейские палаты, к сожалению полностью сгорели…
После Октябрьской революции богослужения в Преображенском храме продолжались до 1930-х гг., когда он был закрыт и в это же время погибли иконостас и предметы внутреннего убранства. К счастью, для хозяйственных и других нужд храм не использовался и стоял «пустой» несколько десятилетий, постепенно разрушаясь. В 1960-х гг. началось его исследование и реставрация под руководством Б. А. Альтшуллера. Наконец, в 1990 г. по ходатайству островских жителей и бабушек, причащавшихся в детстве в этом величественном храме, богослужение в нем возобновилось и был учрежден приход по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В настоящее время храм является Патриаршием Подворьем, регулярно проводятся богослужения, возобновлены реставрационные работы.
К счастью, от великокняжеского загородного комплекса сохранилась уникальная Преображенская церковь. Именно она сейчас и является напоминанием о былом величии Острова — этой загородной резиденции великих князей и русских царей.
Я тогда крайне заинтересовался историей усадьбы Остров и впечатлениями о Преображенском храме и решил обязательно съездить и внимательно исследовать эту замечательную церковь. На автомобиле ехать от Москвы совсем недалеко. И если бы не субботние пробки, домчаться сюда от МКАД можно всего за 10 минут по Старо-Каширскому шоссе повернув затем налево за Апаринками к поселку Володарского. Село Остров сейчас больше напоминает дачный поселок, старых домов практически нет и, совсем ничего не напоминает о бывшем большом царском селе… Захватывающая дух громада храма была видна издалека как величественный монументальный маяк и проезжая по узким проездам села я, наконец, добрался до Преображенской церкви.
Это так необычно – такое совершенное изумительное захватывающее архитектурное сооружение находится в таком позабытым сейчас людьми месте и так близко от Москвы. Но, сразу же бросается в глаза, что жизнь здесь определенно есть — вокруг церкви добротная кованая ограда, все мягко ухожено, кругом цветы и густая летняя зелень. На территории храма сразу же ощущаешь невыразимое чувство безмятежной и тихой радости. Это необъяснимо, но, по-хорошему, меня с этого момента будут преследовать эти чувства постоянно – хочется снова и снова бывать здесь. К тому же, наверное, я впервые встретил всецелое чуткое, душевное и открытое отношение служителей церкви ко всем тем, кто бывает и приезжает сюда. Но об этом позже…
Справа от входа на территорию находится симпатичная и уютная маленькая деревянная часовня Николая угодника – Николая Островного.
В старых иконах и изображениях Николай традиционно держит в одной руке меч, а в другой — здание церкви символизируя силу православной веры, его защиту и покровительство Церкви. Так вот, в этом резном изображении, похожем на удивительные деревянные церковные изваяния Пермских христианских древностей, Никола Островной держит в одной руке как раз Храм Преображения Господня, что сейчас парит надо мной и занимает все воображение.
Первое, что видишь прямо перед собой, войдя на территорию Храма Преображения – это колокольня из красного кирпича в псевдо-готическом стиле – она находится прямо перед храмом и вход в Церковь Преображения осуществляется именно через нее с трех сторон.
Эту колокольню построила дочь графа Орлова Анна в 1830 году.
Если смотреть от храма на север — прямо перед тобой утопает в зелени симпатичный дом священника…
…а чуть ближе и левее, у дорожки, что ведет к нему — находится маленькая уютная часовенка преподобного Серафима Саровского, в зарослях пурпурного барбариса… О ней я еще упомяну пару добрых слов в другом своем посте.
Именно с этой стороны на территории храма можно всецело полюбоваться и насладиться этим незабываемым архитектурным шедевром.
Поскольку неуемное желание поделиться своими ощущениями с читателями пересилило здравый смысл, передо мной ведь уже не стоит отчаянный выбор, какие фотографии разместить в 1-2 постах, и что необходимо удалять из того обильного множества фотографий, которые так легко проявились у меня, давайте, с Вами вместе, просто немного осмотримся, прогуляемся вокруг церкви, вдохнем чистый напоенный неведомой необычной свежестью воздух и попытаемся уловить ту незабываемую атмосферу, что являли здесь наши великие московские князья и русские цари. Напомню, что Остров все же являлся местом отдыха, царских увеселений и размышлений и, по определению, здесь и не должно быть замкнутой, аскетичной, надрывной и смиренной обстановки, что так часто ощущаются во многих монастырских обителях и храмах.
…Обойдем храм вокруг…
Следы реставрации проявляются повсюду, но древний белый камень, особенно цоколя, еще можно увидеть воочию и прикоснуться к нему и ощутить Историю… Вокруг много стройматериалов и специального оборудования — ведутся работы по укреплению фундамента храма в соответствии с федеральной программой охраны памятника.
Апсида северного придела святых Кира и Иоанна
Фотография, наверное, не передает как захватывает дух когда вот так находясь рядом с Храмом смотришь вверх в Небеса…
С южной стороны сохранилось одно захоронение героя войны 1914 года, георгиевского кавалера…
Обходим церковь далее… Взгляд воспаряет вместе с этим удивительным сооружением…
Когда то на этой территории вокруг церкви было старое кладбище. Местные жители рассказали мне, что здесь даже были похоронены французские солдаты и офицеры времен войны 1812 года. Но от всего кладбища сохранился вот только один надгробный памятник.
Там, где стоит этот одинокий свидетель Истории — в металлической изгороди есть проход, где по склону можно спуститься к подножию островного холма к заливным лугам, откуда открывается совершенно потрясающий вид на Храм Преображения…, ну а пока это виды с этого места, где мы будем спускаться…
Спускаемся по склону холма и перед нами начинает открываться тот самый вид Храма…, что знают многие…
Вот так выглядят заливные луга усадьбы Остров в августе…
Там на горизонте — Лыткарино…
Вот так они выглядят со «сторожевого дозорного поста» Церкви Преображения, но об этом — отдельный пост)
Ну, а теперь, неповторимый Храм Преображения Христова во всей своей красе!…
Вот он, красавец!
Это, что неземное. Впрочем, о неземном — это мой следующий пост, где я остановлюсь на архитектуре храма, его истории и многочисленных чудесах и тайнах…
А это вид с юго-восточной стороны, со стороны придела святой Екатерины.
Стоит сходить и на смотровую площадку, что находится за пределами ограды Храма Преображения. Она старая, с деревянным прогнившим помостом, так, что ступайте там осторожнее…
Это тот самый спортивный стадион о котором я упоминал. В мой приезд 23 августа там проходили баталии футбольных энтузиастов.
Там же мы видим и усадебный пруд заросший зеленой ряской. Обычно местные жители купаются здесь…
А это — классический вид на Дзержинский (бывшую Угрешу) и Николо-Угрешский монастырь.
Тот же вид, но было это в июне…
А вот — немного поближе… Виды монастыря уместнее посмотреть с колокольни…
А это уже правее, ближе к Лыткарино, немного видна Москва-река.
А вот так выглядит Храм Преображения Господня если находясь на смотровой площадке повернуться на 180 градусов… На первом плане — дом священника.
Восхитительное зрелище, не правда ли!?
К моему величайшему удовольствию и восхищению Храм «оказался живым», его великая сила и дух Преображения лучились отовсюду, от каждой пяди этой великой святой земли, от каждого цветка и простого камешка. От само́го храма и его величественного небесного божественного шатра, бесчисленных изящных главок и кокошников веет радостью Преображения и Божественным огнем, глаз не может оторваться от этой неописуемой красоты, а взор все впитывает и впитывает ее и, ему все мало… Определенно, русским зодчим удалось зарядить образ храма божественным Преображением и новым захватывающим воображение взглядом на новую Русь, Новую Россию стремящуюся в светлое и славное будущее.
© Vladimir d’Ar
Часть 2. Церковь Спаса Преображения в дворцовом селе Остров — Чудо проявления небесного воинства на московской земле явленное в архитектурном образе Храма Преображения Господня.
Часть 3. Храм Преображения Господня в селе Остров или Преображение — один взгляд изнутри.
Часть 4. Церковь Спаса Преображения в селе Остров или рассказ о приделах храма.
Часть 5. Сторожевой дозорный пост Храма Преображения Господня в селе Остров или немного впечатлений с Лестницы в Небо.
Церковь Спаса Преображения (Остров)
Россия Московская область село Остров
Храм Преображения Господня в селе Остров — православный храм — подворье Патриарха Московского и всея Руси. Храм является всемирно известным памятником русской архитектуры ХVI в
История
История храма Преображения Господня неразрывно связана с историей села Остров. Село Остров — одно из древнейших в Подмосковье. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте великого князя московского Ивана Калиты в 1328 г. В XIV-XVII вв. Остров — дворцовое село, служившее загородной резиденцией великих князей и российских самодержцев.
Холм, на плоской вершине которого расположены село Остров и его усадьба, далеко выдается в пойму реки. В весеннее половодье, когда Москва-река выходила из берегов, затопляя долину, то высокое место, на котором стоит церковь, превращалось в остров, окруженный со всех сторон водой, откуда и название – Остров.
В 1392, 1408, 1521, 1570, 1591 гг. оно разорялось татарами. Уже при Василии III здесь стоял княжий терем: Остров, Воробьёво и Воронцово были любимыми его подмосковными сёлами, в 1519 г он жил в Острове с мая до Петровского поста. Село любил и Иоанн Грозный. Летом 1547 г. его нашли здесь 70 псковичей, приехавших в Москву жаловаться на наместника. Грозный рассердился, палил им бороды, зажигал волосы свечой, дело могло кончиться для жалобщиков плохо, но известие, что в Москве упал большой колокол, заставило Грозного тотчас выехать в столицу.
В 1552 г., отправляясь к войскам, шедшим на Казань, Грозный ночью получил в Острове известие о том, что крымский хан напал на Тулу. Иоанн Грозный во 2-й половине XVI в. построил ныне существующую белокаменную церковь Преображения Господня. Одна из ранних записей о храме относится к 1646 г., когда после разорения в Смутное время и восстановления совершилось его освящение, на котором присутствовал царь Алексей Михайлович, и затем в государевых хоромах в с. Остров «был стол». «Храм каменный верх шатром» имел приделы Иоанна Богослова и преподобного Феодосия Киево-Печерского. Часто бывая в Острове, так как любил тут охотиться, Алексей Михайлович почти всегда заезжал в Угрешский монастырь на противоположном берегу р. Москвы и был здесь 17 раз: в 1653 г. всенощную слушал в Угреше, обедню в Острове, в 1668 г. — обедню в Угреше. В 1675 -1677 гг. писцовые книги отмечают в Острове государев двор, два сада, двор конюшенный
Шатровый храм Преображения Господня представляет собой однонефную церковь с куполом-шатром. Внешне шатер вписан в восьмигранник. В основании шатра церковь окутана ярусами кокошников, придающих облику высокого (до 39 метров) храма еще большую устремлённость к небу, и 12-ю малыми главками, увенчанными крестами. Приделы, примыкающие к центральному храму, выполнены в стиле Псковской архитектуры.
В церкви располагался наблюдательный пост. Под крестом было помещение для наблюдателей. Сюда ведёт лестница, пробитая в стене по шатру храма. В случае приближения неприятеля подавался знак дымом, который был виден в Москве.
В начале XVIII в. село было пожаловано А. Д. Меньшикову (1673-1729), который построил усадьбу. При императрице Елизавете Петровне оно пожаловано великому князю Петру Фёдоровичу (впоследствии император Пётр III), а в 1765 г. – графу А. Г. Орлову (1735-1807).
Граф Алексей Орлов заложил свою усадьбу: выстроил большой двухэтажный господский дом с флигелями и службами, оранжереи, теплицы, павильоны, конный завод, разбил фруктовый и английский сады. Здесь же граф вывел знаменитую породу лошадей – Орловских рысаков. Императрица Екатерина II восьмого сентября 1767 г., по приглашению графа А. Г. Орлова побывала на переосвящении двух приделов Преображенского храма. Оба придела были посвящены ей, Екатерине: один – именной, другой, в честь святых мучеников Кира и Иоанна, память которых отмечается 28 июня (по старому стилю), в день восшествия Екатерины II на престол.
В нач. XIXв. при церкви Преображения стараниями дочери графа Орлова Анны сооружена в псевдоготическом стиле новая каменная колокольня, а в 1830-х гг. усадьба была продана в казну. С 1870 г. усадебная земля вместе с храмом была передана Православной Церкви для устроения богадельни.
После Октябрьской революции богослужения в Преображенском храме продолжались до 1930-х гг., когда он был закрыт и в это же время погибли иконостас и предметы внутреннего убранства. К счастью, для хозяйственных и других нужд храм не использовался и стоял пустой несколько десятилетий, постепенно разрушаясь. В 1960-х гг. началось его исследование и реставрация под руководством Б. А. Альтшуллера. Наконец, в 1990 г. по ходатайству островских жителей и бабушек, причащавшихся в детстве в этом величественном храме, богослужение в нем возобновилось и был учрежден приход по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В настоящее время храм является Патриаршием Подворьем, регулярно проводятся богослужения, возобновлены реставрационные работы.
Современное состояние
Описание
Церковь Спаса Преображения относится к шатровым храмам, построена из известняка, имеет высоту около 40 м. Крестчатое в плане основание церкви несёт восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. Крестчатый столп декорирован 12 главками. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела в псковском стиле, перекрытых системой ступенчатых закомар. С севера, запада и юга храм обходит крытая галерея, выстроенная в первой трети XIX века.
В 1830 году к церкви была пристроена колокольня в псевдоготическом стиле. В конце 1990-х рядом была поставлена часовня преподобного Серафима Саровского, а летом 1999 года вторая — святителя Николая Чудотворца с деревянной скульптурой святого (как Никола Зарайский, он держит в руках меч и церковь, в данном случае островское Преображение).
Деятельность прихода
Воскресная школа
При храме действует воскресная группа для взрослых. Приглашаются все желающие.
Занятия проходят в доме притча. За чаепитием происходит беседа со священником.
Занятия по воскресеньям после Литургии:
- 12-00. Священное Писание. Преподаватель Священник Илия Пиэсис.
- 13-00. Хоровое церковное пение. Занятия проводят монахини Ставропигиального Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Занятия по субботам:
- Богослужебный Устав. 13-00. Иеродиакон Кронид Маленков.
- Церковное чтение 14-00. Иеродиакон Кронид Маленков.
Музей
На престольный праздник 19 августа 2016 г. в нашем храме был открыт краеведческий музей, посвящённый истории строительства и реставрации храма, богатой истории царского села Остров. Духовенству нашего храма, а также жителям села Остров. Здесь представлены исторические материалы и археологические раритеты: Карты, монеты, украшения, оловянные солдатики, древние книги, фотографии, древняя утварь храма и многое другое… Мы приглашаем вас посетить наш храм и окунуться в древнюю и богатую историю нашего храма и села Остров. Экспозиция со временем будет дополняться.
Престольные праздники
Преображение Господне — 19 августа
Как добраться
Адрес: 142714 Россия, Московская область, Ленинский район, Сельское поселение Молоковское, село Остров, храм Преображения Господня
Телефон: +7 (929) 5468390
Email: [email protected]
Проезд из Москвы от станции метро Домодедовская автобусом или маршрутным такси №367 до остановки Поворот на Остров, далее пешком 3,5 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Каширскому шоссе 4,5 км., поворот на Молоково, дорога через населённый пункт Мисайлово до поворота на Остров — 5 км, далее до Острова — 2,5 км. Нужно пройти через всё село, храм расположен на его северной окраине.
Паломнику
Расписание богослужений:
Богослужение совершается по воскресным и праздничным дням, в Двунадесятые и великие праздники.
В дни празднования в честь чтимых икон Пресвятой Богородицы и значимых святых раз в неделю по будням.
Акафисты читаются в честь чтимых икон Пресвятой Богородицы и значимых святых вечером накануне праздника.
Литургия по праздничным дням и вс в 9-00, по будням в 8-00 Всенощное бдение в 17-00 в зимнее время/ 18-00 в летнее время.
Исповедь совершается после Всенощного бдения и до Литургии в 8-30.
Панихида, Молебен в сб 10.00
Расписание богослужений на месяц
Фото
Видео
Остров. Церковь Спаса Преображения
Остров. Преображенская церковь
Церковь Преображения Господня с. Остров — Подмосковье
Храм Преображения Господня в селе Остров
Ссылки
Церковь Спаса Преображения (Остров)
Страница храма в соцсети
Остров. Церковь Спаса Преображения.
Деревня Остров впервые упоминается в 1328 году. Она всегда принадлежала великим князьям и царям: они любили здесь отдыхать, что неудивительно — места для охоты здесь были благоприятные! В ХVI столетии Остров являлся вотчиной Ивана Грозного. Очень часто высказывались предположения, что именно он распорядился возвести тут, на высоком холме, шатровую церковь — из белого камня, который добывали в расположенных неподалёку знаменитых мячковских каменоломнях.
Впервые в официальных документах Преображенская церковь упоминается во времена Алексея Михайловича. Сообщается, что в 1646 году государь присутствовал при её освящении. Впрочем, учёные полагают, что речь идёт о переосвящении храма после какого-то большого ремонта. В уникальном облике этой церкви слились воедино и древнерусские, и итальянские, и североевропейские мотивы. В её внешнем виде есть что-то и от коломенского Вознесенского храма, и от собора Василия Блаженного. Это дало повод исследователю Н.Д. Иванчину-Писареву приписать храм Алевизу Новому; свою версию он обнародовал в 1843 году в книге «Прогулки по древнему Коломенскому уезду». Также первой третью ХVI века датирует Преображенский храм и И.Э. Грабарь. «Мы знаем с точностью только время постройки коломенской церкви и приблизительно к тому же времени имеем основание приурочить закладку и островской… Весь сложенный из белого камня островский храм принадлежит ХVI веку, — отмечал учёный в «Истории русского искусства», вышедшей в свет в 1910 году.
Тщательно анализируя все имеющиеся документы, современный исследователь Борис Винников в статье «Церковь Преображения Господня в селе Остров. Храм-памятник избавления Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 году» приходит к выводу, что островская церковь, скорее всего, является одной из «наиболее ранних работ церковного и городового мастера Постника Яковлева». В качестве доказательства Б. Винников указывает на сходство деталей Преображенского храма с собором Покрова на Рву, добавляя, что столь ответственную работу не доверили бы зодчему без соответствующего опыта. В 1967 году в Острове проводили археологоические раскопки и выяснили, что «стена первоначальной апсиды, выступающей на восток от существующей примерно на 75 см… не была возведена и должна считаться свидетельством незавершённого архитектурного замысла, изменённого на этапе закладки церкви». На основании этого Винников делает вывод, что дворцовую церковь возвели в 1525-1527 гг. на основании храма, заложенного ещё в 1520 году. А сама эта устремлённая в небо церковь, в кокошниках, похожих на языки пламени («огненный» храм) будто бы поставлена в память об избавлении Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в канун праздника Преображения Господня.
В ХVII веке Преображенская церковь входила в главную дозорную систему на юго-востоке Москвы. На нём был оборудован пункт для наблюдения за противником, коим тогда являлись крымские татары. С шатра открывался обзор на всю приречную долину; дозорным, к слову, были видны сразу три архитектурных ансамбля — церковь в Петровском, Николо-Угрешский монастырь и храм Рождества Христова в Беседах. А потом Остров перешёл в частные руки. Дело в том, что новый царь — Пётр I — был слишком занят государственными делами, охотой он не увлекался, а после 1703 года вообще больше времени проводил в Петербурге, нежели в Москве; храм в Острове ветшал, а дворец и вовсе сгорел. Сначала хозяином имения стал А.Д. Меншиков. Он построил усадьбу, снабдив её хозяйственными постройками. При Петре II светлейший угодил в опалу, и имение вернули в императорскую казну. Ремонтом церкви всерьёз занялись только в середине ХVIII века. По крайней мере, к моменту восшествия на престол Екатерины II в храме Преображения Господня переосвятили приделы: северный — во имя святых страстотерпцев Киры и Иоанна, а южный — во имя великомученицы Екатерины. Матушка Екатерина пожаловала село графу А. Г. Орлову-Чесменскому, который развернул там активное строительство — в Острове появились ещё один господский дом в два этажа, сады и оранжереи, а также конный завод. А в Преображенской церкви граф венчался — с красавицей Евдокией Лопухиной. К сожалению, брак был недолгим, через четыре года Орлов овдовел. По смерти же самого владельца Острова — А. Орлова-Чесменского, село унаследовала его дочь Анна Алексеевна. С раннего детства она отличалась набожностью — в отличие от своего отца. По многу часов она проводила в Преображенской церкви в молитве. Анна Алексеевна была богатейшей наследницей и невестой, но личная жизнь её так и не сложилась. Она вела праведную жизнь, по совету архимендрита Фотия (Спасского) решила заняться благотворительностью, потратив много денег на благоустройство Юрьева монастыря в Новгороде, где настоятельствовал тогда архимандрит Фотий. Впрочем, не забывала Анна Алексеевна и об островском храме. Её стараниями к церкви была пристроена колокольня в модном тогда псевдоготическом стиле.
Первоначально храм окружала галерея. Долгое время гульбище оставалось открытым, но в 1830 году, практически со строительством колокольни, его полностью переделали, устроив над ним крышу. После этого в храм можно было войти только через главные западные двери, под колокольней. В 1837 году Анна Орлова-Чесменская продала усадьбу в казну. Село Остров перешло в ведение Министерства государственных имуществ, которое попросту не знало, что делать со «свалившимся на него» имением… До тех пор, пока в 1870 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) не решил возвести на территории бесхозной усадьбы богадельню для престарелых священников и их семей. Владыка, возглавлявший Московское епархиальное попечительство о бедных духовного звания, учредил даже комитет по строительству Островской владычной богадельни, которую решили обустроить в здании бывшего конного двора. Там разместили больницу, аптеку, баню и столовую. Богадельня могла принять до 250 человек. В ней освятили домовый храм — во имя святителей Петра Московского и Иннокентия Иркутского. Богадельню и её домовой храм закрыли почти сразу же после Октябрьского переворота — в 1918 году. А вот Преображенскому храму повезло больше — богослужения в нём совершались вплоть до 1940 года, когда его упразднили по распоряжению Мособлисполкома. С тех пор здание бывшей церкви никак не использовалось. Два десятка лет оно стояло пустым и разрушалось. Исследователи начали проявлять интерес к храму лишь в 1960-е годы.
Группа учёных под руководством известного архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера почти тридцать лет изучала и постепенно приводила в порядок запущенный храм. Реставраторы возвратили растёсанным оконным проёмам их первоначальный вид, восстановили малые главки вокруг главного шатра. Здесь же, в возрождённом храме, в 1990-е годы отпевали и его первого реставратора — Б.Л. Альтшуллера. В Преображенском храме села Остров от прежнего убранства не осталось ничего за те двадцать лет, что церковь стояла бесхозной. Были утрачены и колокола, и иконы и богослужебная утварь — растащили всё. Во время реставрационных работ в церкви случайно обнаружили лишь антиминс времён императрицы Екатерины II, правда, без мощей и подписи архирея. Всё убранство храма верующим пришлось создавать заново. Так, например, в главном храме поставили однорядный иконостас в византийском стиле ХII века, а в Киро-Иоанновском приделе — иконостас: трёхрядный, образа в котором хоть и написаны в наши дни, но выполнены в стилистике ХVI века. Вообще, почти все иконы в Преображенском храме, а также шитьё и другие предметы стилизованы под эпоху возведения церкви.
Благодаря усилиям прихожан и священника Леонида Гриликеса, который был настоятелем храма до 2012 года, на колокольне вновь появился полный набор колоколов. Игорь Грабарь сравнивал островскую церковь с собором Василия Блаженного, находя в них «фряжские элементы». В обоих храмах переплелись отечественные традиции и новаторские приёмы европейского Ренессанса. Третьим в список «просится» храм Вознесения в Коломенском, с которым у церкви в Острове тоже немало общего — в первую очередь, пространственно-планировочное решение. При всём при том Преображенская церковь отличается ярким своеобразием: обращают на себя внимание, например, развитый карниз четверика (с целью поместить на него двенадцать миниатюрных «апостольских» главок) и его укрупнёный декор — машикули почти «крепостные»! Непременно запомнится круглое «готическое» окно придела, оформленное изумительным солнцеобразным наличником, а уж совсем внимательный глаз разглядит уникальный конический карниз главы, не имеющий аналогов в шатровом храмовом зодчестве. Стык барабана и шатра подчёркнут рядом маленьких треугольных кокошников. Окна барабана — узкие, щелевидные, декоративно практически не выделенные. Обращает на себя внимание уникальный для шатрового зодчества приём: карниз барабана выполнен в виде развитого, широко расходящегося кверху конуса, на котором покоится крупная луковичная, с усложнением в форме вазы, глава. Четыре пояса кокошников зрительно приподнимают сильно заниженный восьмерик. Такому же зрительному увеличению восьмерика способствуют три ряда кокошников сверху, при переходе на шатёр, — восхождение, таким образом, получается практически непрерывным. Стоит отметить широкий карниз четверика — своего рода платформу для двенадцати маленьких глав, по числу апостолов, и развитые декоративные машикули. Приделы очень оживляют в целом простую композицию нижнего яруса храма. Три ряда полукруглых кокошников гораздо крупнее, чем кокошники при переходе на восьмерик и шатёр. Замысел зодчего становится ясен, когда смотришь на храм с востока: три яруса многрядных кокошников, уменьшающихся кверху, формируют как бы три этапа перехода от основания храма к стройному шатровому завершению. Как это часто бывает, поздние пристройки искажают внешний вид древнего строения. К сожалению, храм в селе Остров не миновала эта стилевая разноголосица. Строители колокольни пытались уменьшить негативный эффект, сделав её подчинённым элементом ансамбля, не оспаривающим доминанту храма. Более того, есть попытки хотя бы по форме, если не по стилю, приблизить декор колокольни к декору церкви. Тем не менее, псевдоготика выглядит чужеродно на фоне старинной постройки.
Интерьер Преображенской церкви в том виде, в котором она дошла до нас, не вполне соответствует «исходному варианту»: сказались и утраты ХХ века, и переделки предшествующих столетий. Так, сильно изменила не только облик, но и концепцию храма галерея-гульбище; невооружённым глазом видно, насколько различаются выделка, пластика и фактура старых и «новых» (ХIХ в.) стен. Древний белокаменный храм оказался как бы вписан в футляр позднейших пристроек, что вызывает у неподготовленного наблюдателя своего рода «когнитивный диссонанс»: все эти белокаменные порталы, колонны, торжественный декор, явно расчитанные на восприятие снаружи, теперь оказались деталями интерьера. Изучая интерьер церкви, знаменитый архитектор, исследователь храмового зодчества — В.В. Кавельмахер обратил внимание на то, что он совершенно «голый и пустой». Речь, конечно, идёт не об отсутствии внутренней отделки, а о пластике интерьера, которая в церкви Преображения предельно упрощена, если не сказать — безыскусна. Исследователь считал это датирующим признаком и на этом основании утверждал, что храм не мог быть построен раньше годуновской эпохи. Ещё одним признаком, позволяющим относить храм к началу ХVII века, учёный полагал углубления на стенах поперечного нефа. В этих местах размыкался карниз, и сюда должен был крепиться иконостас. Сейчас он однорядный, не закрывающий и вполовину алтарную нишу, но в прошлом, судя по наблюдению Кавельмахера, был высоким и большим, в полную ширину трансепта, — деталь, характерная для ХVI века. Шатёр занимает не больше четверти высоты, но ряд архитектурных приёмов (последовательно сужающиеся пояса кокошников, намеренное занижение восьмерика) формирует впечатление, что храм как бы весь состоит из шатра». Высота храма — около 40 метров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №133, 2015 г.
CastorTroy-CRD ›
Блог ›
Великокняжеское село Остров. Храм Преображения Господня
К югу от Москвы, в селе Остров сохранились остатки некогда знаменитой усадьбы. Для большинства это название ассоциируется только с сохранившейся здесь церковью, однако в эпоху своего расцвета это был один из самых обширных усадебных комплексов Подмосковья. В его дворцово-парковый ансамбль входило около полусотни зданий и сооружений.
Село Остров — одно из древнейших в Подмосковье. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте великого князя московского Ивана Калиты в 1328 г. В XIV-XVII вв. Остров — дворцовое село, служившее загородной резиденцией великих князей и российских самодержцев.
Преображенская церковь в селе Остров сооружена из белого камня во второй половине XVIвека по преданию царем Иоанном Грозным.
В 1392, 1408, 1521, 1570, 1591 гг. оно разорялось татарами. В 1521 году на Москву с огромным войском двинулся крымский хан Махмет-Гирей. Войско Василия III у Оки было разбито, и орда двинулась разорять Коломенские и Московские земли. Также были безжалостно разграблены и сожжены село Остров и Николо-Угрешский монастырь. Бытует мнение, что легендарная библиотека Ивана Грозного находится как раз в недрах островского холма.
Еще в 1519 году Василий III отправился в свое родовое дворцовое село Остров, где был построен первый в своем роде уникальный великокняжеский дворец-терем, и жил здесь «с мая до Петровского поста». Здесь ведь издревле находились богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением. При Василии III жизнь села становится насыщенной — Остров отстраивается после его сожжения заново и процветает…
Село любил и Иоанн Грозный. В 1552 году, отправляясь к войскам, шедшим на Казань, Грозный получил в Острове известие о том, что крымский хан напал на Тулу. Получив эти вести, Иван Васильевич отправил за Оку войско под началом князя Ивана Мстиславского, а сам во главе Царского полка и новгородской рати перешёл к Кашире. Мужество защитников Тулы во многом предопределило судьбу Казани, которая была захвачена 2 октября 1552 года. Крымское ханство не смогло связать русские силы на юге, чтобы поддержать Казань.
Во 2-й половине XVI в. Иоанн Грозный построил ныне существующую белокаменную церковь.
Одна из ранних записей о храме относится к 1646 г., когда после разорения в Смутное время и восстановления совершилось его освящение, на котором присутствовал царь Алексей Михайлович. Он часто бывал в Острове, так как любил тут охотиться. В 1675 -1677 гг. писцовые книги отмечают в Острове государев двор, два сада, двор конюшенный.
В петровские времена село было пожаловано любимцу Петра I князю А.Д. Меншикову, который основал здесь усадьбу. Когда сей «баловень судьбы безродный» попал в опалу, Остров вернули в собственность русских царей.
В 1765 году село Остров вместе с соседним селом Беседы было пожаловано в потомственное владение Екатериной II графу Алексею Григорьевичу Орлову, брату графа Григория Григорьевича Орлова – фаворита Екатерины II. За несколько лет граф отстроил в Острове богатейшую усадьбу. По его желанию здесь был разбит живописный парк с садами и оранжереями. В дворцово-парковый ансамбль входило около полусотни зданий и сооружений. Был построен один из лучших в стране, конный завод, где выводили знаменитых «орловских рысаков».
В этой усадьбе в 1782 году А.Г. Орлов с большим размахом справлял свою свадьбу с Е.Н. Лопухиной. В 1786 году Евдокия Лопухина умирает, а год спустя и малолетний сын графа – Иван. Единственная дочь Анна становится после его смерти единственной наследницей. В конце концов, она продает Остров в 1837 году в казну. Вот так и закончилась история этого дворянского гнезда Орловых в селе Остров.
Впоследствии усадьба начинает приходить в упадок. Многочисленные строения усадьбы сносятся, меняют свое назначение и постепенно исчезают. Часть построек купил соседний Николо-Угрешский монастырь.
Преображенский храм в 1930-х гг. был закрыт и в это же время погибли иконостас и предметы внутреннего убранства. Несколько десятилетий храм не использовался и стоял «пустой», постепенно разрушаясь.
В 1977 году, при проведении реставрационных работ, архиерейские палаты, к сожалению полностью сгорели…
К счастью, от великокняжеского загородного комплекса сохранилась уникальная Преображенская церковь. Именно она сейчас и является напоминанием о былом величии Острова — этой загородной резиденции великих князей и русских царей.
Последнее фото, вид сверху не мое, взял в инете для полноты картины.
Добавить комментарий