Храм рождества христова на придаче
Содержание
Всем привет. Как думаете, что это за развалина? Как ни странно, это бывшая церковь Рождества Христова. И к сожалению её собрались сносить. Да да, вроде бы эпоха, когда взрывали церкви канула в далёкое прошлое, но тем не менее. Но, обо всём поподробнее.
Фото 1.
http://vmulder.livejournal.com/36418.html вот тут я изложил примерно её историю. Церковь хорошо потрепали, гады, аспиду и алтарную часть напрочь снесли.
Фото 2.
Ну а теперь, немного истории. До революции в этих местах располагалась Слобода Придача. Здесь во II половине XVIII века были построены суконные мануфактуры, принадлежащие промышленникам Тулиновым. После восстания рабочих в 1857 г. наследник Тулиновых Вигель продал эти земли военному ведомству и здесь располагался известный на всю округу дисбат.
Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте.
Среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. В 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В состав города слобода вошла только после революции в 1930 году.
Что же касается самой церкви, то церковь Рождества существовала с 1680 года, правда была она деревянная. За 100 лет она обветшала и на её месте в 1795 году построили каменную.
Фото 3.
Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.
Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов.
Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».
В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа.
Фото 4.
В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.
Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.
Фото 5.
Улица Димитрова ранее называлась Большак или Большая дорога, по ней проходила тогдашняя «московская траса» и когда люди ехали с юга в Воронеж, то первое, что они видели была церковь Рождества Христова, чья 30 метровая колокольня возвышалась на фоне воронежских степей.
Несмотря на то, что эта церковь была своего рода визитной карточкой города, ни рисунков, ни фотографий старых не сохранилось. Есть лишь этот рисунок, найденный на БВФ и выполненный преподавателями ВГАСУ. И то, весьма абстрактно.
Фото 6.
После революции церковь закрыли. Её перестроили под клуб-театр, который долго не просуществовал и здание церкви было пущено под промышленные нужды. В 1941 году здание было переоборудовано под прядильную фабрику и был проведен капитальный ремонт здания. Верхние ярусы трапезной и колокольня были снесены. С мая 1944 года здание церкви использовалось как общежитие для пленных немцев, которые восстанавливали завод №16. После войны здание церкви служило цехом завода «Автозапчасть», в 90е-нулевые здесь располагался пункт приёма цветного металла.
Итак, перед нами остатки портика.
Фото 7.
А вот перед нами надгробье могилы купчихи Анкидиновой, почётной гражданки города Воронежа. Вот так совершенно небрежно могильная плита была просто выброшена. Хорошо хоть её не разбили на куски. Анкидиновы были в своё время известные придаченские купцы и меценаты. Их лавки располагались приблизительно на месте улицы Старых Большевиков.
Фото 8.
Фото 9.
Кстати сказать, рядом с церковью к северо-востоку от неё находилось Придаченское кладбище. На территории же самой церкви под оградой были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. До революции их могилы были целы.
Придаченское кладбище продолжало существовать и после революции. В 1920-1930-е годы когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан.
В 1960-х годах здесь, на кладбище был построен проектный институт, могилы были снесены, а надгробия исчезли и на месте кладбища был вырыт котлован для строительства. Надгробье Анкидиновой — единственное, пожалуй, что напоминает нам о этом старом кладбище. Перед нами старое фото, сделанное мной в 2012 году.
Фото 10.
Недалеко от церкви найден вот такой вот пол. Что это и от чего он был — загадка.
Фото 11.
Фото 12.
Внезапно! Прямо на входе в «церковь» рельсы!
Фото 13.
Вот так они идут внутрь и заканчиваются слепо.
Фото 14.
Старые сводчатые окна
Фото 15.
Куски свисающей арматуры на фоне бизнес-центра, что стоит на кладбище.
Фото 16.
Старая арка, заложенная кирпичом.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Ну диггер я или не диггер? Везде найду хабар.
Фото 24.
Фото 25.
Злобные местные собаки, которых кормит странная бабка.
Фото 26.
Фото 27.
Ну что, поднимаемся на второй этаж.
Фото 28.
Второй этаж напомнил мне небезызвестный завод «Красный Треугольник» в Питере.
Фото 29.
А вот и сапоги.
Фото 30.
Фото 31.
Вид сверху. Новый собственник решил всё сравнять с землёй.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
Внезапно удалось найти вот такой вот нежданчик — старые фрески, похороненные под слоем штукатурки, но чудом сохранившиеся. Сюда бы команду реставраторов, чтобы аккуратно сняли штукатурку и смогли бы восстановить роспись.
Фото 37.
Вот такой вот загадочный старец в плаще. Лица не видно.
Фото 38.
Ну и под конец — поднимемся на чердак.
Фото 39.
Фото 40.
Из интересностей найден вот этот клеймёный кирпич.
Фото 41.
Вот такая выдалась прогулка. Честно сказать, обидно, что этот своеобразный памятник разным эпохам будет снесён. Ощущается некая двуликость, вроде как эпоха, когда сносились церкви давно прошла, строится куча новых церквей, но эта церковь ничем не хуже остальных, но почему-то её решили снести. Честно сказать, те, кто её сносят на мой взгляд куда хуже и подлее самых упоротых большевиков 20-х — 30-х годов, что взрывали храмы и уничтожали усадьбы. Почему, да потому что те большевики были в основном из бедноты и не обладали каким либо культурно-историческим образованием. Да и церкви для них символизировали не культурное наследие, а пережиток ненавистной эпохи царизма и сносили они их часто даже из благих побуждений, на благо строительства коммунизма, искренне веря, что снося церковь или перестраивая её под промышленные нужды они строят новый мир.
Нынешние же власть и деньги имущие имеют доступ к любым источникам информации в виде интернета или же книг, достаточно образованы и юридически подкованы. Для них лучше снести «гнилую и неугодную историю», дабы создать слащавую ауру гламура, успеха и чистого города и при этом получить прибыль с бизнес-центров, нежели оставлять такие вот реликты и тем более их восстанавливать. Они, скорее всего, прекрасно знают, что это святая земля, что здесь было кладбище, что это была церковь, но юридически-то она не имеет никакого статуса памятника, а значит можно спокойно разрушать, ведь по закону всё чисто. И при этом они тоже ходят в церковь, потому что это модно! Вот такое лицемерие и холодный расчёт! Подобного лицемерия по городу полно. Когда уничтожили лестницу и бордюр из могильных плит, вместо того, чтобы из этих плит сделать какой-нибудь мемориал их просто куда-то убрали, нет истории, нет проблемы, нет греха, нет истории. Большинству конечно же пофиг, но есть краеведы, которые помнят всё.
Я надеюсь, что общественные активисты всё-таки смогут достучаться до нужных людей, которые смогут изменить всю абсурдность подобной ситуации и этот своеобразный памятник нескольким эпохам всё-таки оставят, а возможно и отреставрируют эту замечательную визитную карточку Придачи и город получит новую достопримечательность.
Оформлено с помощью «Обрамлятора»
Воронеж. Церковь Рождества Христова на Придаче.
Церковь Рождества Христова на Придаче
Слобода Придача вошла в состав Воронежа не так давно, лет семьдесят назад. Ее имя сохранилось в памяти, к тому же оно упоминается в названиях рынка и товарной станции. Происхождение наименования слободы объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача — от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е.А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. В документах 1616 года есть упоминание о том, что размещенные на ногайском (левом) берегу реки для защиты крепости от татарских набегов казаки сбежали. Их место заняли «разных чинов» люди, поверстанные в однодворцы. За службу они получили земельные наделы. По сведениям за 1798 год, там насчитывалось 2168 человек, в ведомости значились приказные служители, посадские люди, мещане, однодворцы и экономические (государственные) крестьяне.
Во второй половине XVIII века на Придаче появились корпуса суконной мануфактуры, принадлежавшей известной далеко за пределами Воронежа семье промышленников Тулиновых. Каменные строения в приречной части целое столетие исправно производили грубое сукно для армейских мундиров и шинелей, то есть, как бы мы сейчас сказали, работали на государственный заказ. К моменту крестьянской реформы на Придаче насчитывалось 336 дворов, где проживали 2380 человек.
В 1857 году на фабрике (ее хозяином к этому времени стал наследник Тулиновых, Филипп Николаевич Вигель) произошло волнение работных людей. Из 650 казенных мастеровых 350 составляли женщины. Недовольные тяжелыми условиями труда, они отказались выходить к прядильным станам. Случилось не что иное, как забастовка, первая в Воронеже, и Придаче впору гордиться социальным приоритетом. Среди зачинщиц стачки документы выделяют работниц Екатерину Земцову и Анну Постухину. Работу фабрика уже не возобновила: в 1862 году мастеровых освободили от крепостной зависимости, и они не согласились остаться у Вигеля даже в качестве наемных рабочих.
Каменным корпусам не суждено было долго пустовать. Ф.Н. Вигель продал их военному ведомству, и в них разместились сначала арестантские роты, а потом дисциплинарный батальон. Эта штрафная воинская часть была известна во всей России своей жестокой дисциплиной. В 1905 году здесь вспыхнуло восстание. «18 ноября, во второй половине дня, город облетела весть о том, что восстал дисциплинарный батальон в пригороде Воронежа и слобода Придача, где находились казармы батальона, захвачена восставшими.
Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте», — это из воспоминаний участника революционного движения И.В. Шаурова (1964), нашего земляка. Выступление подавили силой, но батальон все же вскоре расформировали.
Читателям, надеюсь, стало ясно, что среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. Добавлю еще, что в 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В 1930 году Придача вошла в городскую черту Воронежа.
На Придаче ранее всех левобережных пригородных поселений появилась церковь. До строительства собственных храмов к ней были приписаны жители слобод Монастырщенки и деревни Отрожки. Деревянный храм во имя Рождества Христова возведен на Придаче примерно в 1680 году. Дважды он перестраивался — в 1745 и 1773 годах. Столетие для жизни деревянной церкви — срок вполне почтенный, поэтому неудивительно, что постройка обветшала, ей не помогал никакой ремонт. В 1785 году прихожане начали строить каменную церковь «в прежнее наименование», освятили ее 22 марта 1795 года.
Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.
Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов.
Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».
В церковной ограде были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы в конце позапрошлого столетия. К северо-востоку от церкви, у развилки дорог на Отрожку и на Усмань, находилось Придаченское кладбище. В 1920-1930-е годы, когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1940 году на этом кладбище была погребена Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина, в 1966 году ее прах перезахоронен на Левобережном кладбище. Сохранялся Придаченский погост до 1960-х годов. С началом строительства высотного здания проектного института могилы были снесены, надгробия исчезли, часть территории ушла под котлован, часть под сквер.
Из священников Придаченской Рождественской церкви сохранились упоминания об отце Петре, рапортовавшем в 1732 году епархиальному начальству о ветхости храма. Священник Герасим Андреев в 1777 году был благочинным десяти церквей Воронежского уезда. В 1805 году в храме служили два священника — Стефан Архипов и Тимофей Смирнов, диаконом был Стефан Самбикин, были еще два дьячка и два пономаря. В приходе вместе с соседними деревнями числилось 415 домов, 2467 человек. В документах 1830-х годов упоминается весь причт: священник Феодор Чекалин, диакон Иаков Иванов сын Фомин да диакон Михаил Автономов сын Бондаренко.
В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.
Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.
В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа, работы обошлись в пять тысяч рублей. По Клировой ведомости 1911 года в храме значатся: священники Иоанн Скрябин (с 1880 года) и Митрофан Романовский (с 1902 года), дьякон Иоанн Баженов (с 1905 года), псаломщики Димитрий Тростянский (с 1900 года) и Иоанн Курбатов (с 1910 года). Старостой Рождественской церкви был крестьянин Николай Асьминин. Приход в самой Придаче насчитывал 548 домов и 2812 человек населения.
Жизнь общины и храма в первые десятилетия текущего столетия не стала достоянием гласности. Одно ясно: 1917 год оказался для церкви рубежным. 31 октября 1932 года облисполком утвердил протокол областной комиссии по церковным делам. Формулировку стоит привести целиком, не меняя безграмотного стиля и пунктуации: «Учитывая многочисленное ходатайство граждан слободы Придача высказавшихся 2215 человек и наказ избирателей о закрытии церкви и переоборудовании таковой под клуб-театр, на что райсовет имеет соответствующие средства и принимая во внимание имеющиеся две церкви одного направления, расположенные в 3 километрах, где верующие могут отправлять религиозные обряды, решение райсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под клуб-театр утвердить». Упомянутые церкви «одного направления», которые осенью 1932 года еще действовали, находились в слободе Монастырщенка и в селе Отрожка.
Клуб-театр, похоже, ненадолго задержался в церкви, если вообще был там открыт, а не выдвигался просто как повод для ее ликвидации. В предвоенные годы культовое сооружение использовалось под промышленные нужды. В 1941 году проводились капитальный ремонт и переоборудование здания под прядильную фабрику. Очевидно, результатом этого ремонта стало уничтожение верхних ярусов купола и колокольни, сводов трапезной и превращение оставшегося строения в промышленный цех. В мае 1944 года церковь упоминается в решении горсовета: ремонтная база № 31 освободила помещение хлопкопрядильной фабрики и его возвращали горпромкомбинату. Но обстоятельства изменились, и осенью 1944 года Рождественский храм использовался под общежитие военнопленными немцами, которые восстанавливали завод № 16.
Сейчас церковное здание занимает ремонтный завод «Автозапчасть» (ул. Димитрова, 51). Не зная этого заранее, вряд ли кто сумеет рассмотреть за высоким забором остатки храма. Да и как узнать его в краснокирпичном ремонтном цехе; фотографировать цех не было смысла, представления о церкви снимок все равно не даст. Изображений же той поры, когда храм Рождества Христова действовал и имел благолепный вид, разыскать не удалось, поэтому его и нет среди иллюстраций к этой книге. Из Страховой описи 1916 года известно лишь, что храм вместе с колокольней имел длину в 25 сажень (53 м), ширину 8 сажень 1 аршин (18 м), высоту — 5 сажень (10,5 м), колокольня в три с половиною яруса, ее высота до карниза — 14 сажень (30 м). Церковь венчал один купол о 12 окнах.
Рождественская церковь на Придаче
Православный храм
Церковь Рождества Христова
Россия
Воронеж, Железнодорожный район, ул. Димитрова, 51
Православие
Воронежская
Левобережное Воронежское благочиние
Каменная церковь
классицизм
1680 год
1785—1795 годы
1932 год
Сергия Радонежского и Фёдора Стратилата
Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 361710909900005 (ЕГРОКН). Объект № 3632373000 (БД Викигида)
частично разрушена, восстанавливается
Медиафайлы на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова.
Рождественская церковь — частично разрушенный и восстанавливаемый православный храм в городе Воронеже. Расположен в бывшей слободе Придача (Железнодорожный район города). Старейшее (конец XVIII века) из сохранившихся зданий левобережной части Воронежа и один из старейших храмов левобережья.
Церковь была закрыта в 1930-е и стала использоваться в промышленных целях. При переоборудовании были уничтожены барабан с куполом, объёмы приделов, верхние ярусы колокольни и своды трапезной, оборудован верхний этаж. К началу XXI века от церкви остались кирпичные прямоугольные объёмы храмовой части, трапезной и колокольни с двускатной крышей. В начале ноября 2015 года частный собственник храма, не внесенного властями к тому времени в перечень объектов исторического и культурного наследия Воронежской области, начал его снос. В результате был частично разрушена апсидная часть храма, в которой находился алтарь. Благодаря преданию этого факта огласке в средствах массовой информации разрушение церкви было приостановлено; храм Рождества Христова и участок под ним площадью 2,8 тыс. м² на безвозмездной основе был передан в собственность Воронежской епархии. В феврале 2016 года в храме прошла первая служба с 1930 года.
В настоящее время церковь располагается в центре старой части бывшей слободы Придача, на улице Димитрова, под углом к красной линии улицы. Изначально располагалась на перекрёстке Большой дороги и Кузнечной улицы. Изображений храма, кроме отдельных фрагментов, до приспособления его под хозяйственные нужды долгое время не было обнаружено, в 2017 году краеведами города была найдена старинная фотография храма.
Архитектура
Основной объём храма Храм в сентябре 2015 года (видно ещё частично сохранившуюся алтарную апсиду)
В архитектурном плане церковь относится к типу храмов «корабль» и выстроено в стиле классицизма. К церкви с востока пристроена апсида, с запада — прямоугольная традиционная трапезная и колокольня. Углы её объёма с двумя горизонтальными рядами окон, обозначены лопатками, несущими антаблемент. На восточных углах лопатки широкие, оштукатуренные под ленточный руст. Венчающий карниз и карнизы фронтонов дополнены поясом сухариков. Карниз, опоясывающий здание под антаблементом, прерывается на восточном фасаде арочным киотом, в котором было прорезано прямоугольное окно, а также прямоугольным окном с навершием в виде прямоугольной рамки, украшенной небольшой круглой розеткой.
Храм в начале XX века имел длину 25 саженей (53 м), ширину 8 саженей и 1 аршин (18 м) и высоту — 5 саженей (10,5 м). Колокольня была в три с половиной яруса, а её высота до карниза достигала 14 саженей (30 м). Церковь венчал купол с 12 окнами.
История
Строительство деревянного храма
Деревянная церковь Рождества Христова в слободе Придача на этом месте появилась в 1680 году, ранее всех левобережных пригородных поселений. До строительства собственных церквей к Рождественскому приходу относились и жители близлежащих слободы Монастырщенка и деревни Отрожка. Храм дважды перестраивался в XVIII веке в 1745 и 1773 годах.
Строительство каменного храма
В 1785 году на том же месте началось строительство каменной церкви, взамен обветшавшего деревянного. 22 марта 1795 года большой кирпичный храм был также освящён во имя Рождества Христова. В приходе церкви в 1805 году числилось 415 домов и 2467 человек. 16 февраля 1847 года здесь встречали из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Воронежского и Задонского Игнатия (Семёнова).
Через полвека церковь уже не могла вмещать всех верующих и началась её очередная перестройка. 26 октября 1856 года церковь была закончена и освящена. Позднее рядом с главным алтарём были пристроены приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Фёдора Стратилата (пристроен в 1880-е годы). В трапезной имелись приделы евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. Церковь имела 66 десятин земли, каменную лавку и две кузницы. Доходы от которых шли на содержание причта.
В 1896 году у церкви была выстроена каменная одноэтажная воскресная школа; её строительство обошлось в 5 тысяч рублей. 6 декабря 1898 года на службе в храме была произнесена проповедь в честь тезоименитства Государя Великого Николая II, сочинённая известным русским мыслителем Николаем Фёдоровым, проживавшим в то время в Воронеже и присутствовавшим на богослужении. В 1911 году в приходе церкви насчитывалось 548 домов и 2812 человек.
Изучение кирпичной кладки показало, что стены четверика относятся к середине XIX века, а кладка трапезной заметно отличается — она сохранилась с конца XVIII века. Вероятнее всего, основа колокольни, с её огромными полуколоннами, также относится к концу XVIII века.
Закрытие храма
Протокол областной комиссии по церковным делам
Учитывая многочисленное ходатайство граждан слободы Придача высказавшихся 2215 человек и наказ избирателей о закрытии церкви и переоборудовании таковой под клуб-театр, на что райсовет имеет соответствующие средства и принимая во внимание имеющиеся две церкви одного направления, расположенные в 3 километрах, где верующие могут отправлять религиозные обряды, решение райсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под клуб-театр утвердить.
31 октября 1932
В 1922 году из церкви были изъяты ценности. В 1930 году слобода Придача вошла в состав города Воронежа. 31 октября 1932 года был утверждён протокол областной комиссии по церковным делам: решено церковь закрыть и переоборудовать под клуб-театр. Однако уже в конце 1930-х годов здание стало использоваться в промышленных целях. В 1941 году после капитального ремонта тут расположилась прядильная фабрика. Переоборудование под промышленные нужды значительно изменило здание. Так, вероятно при капитальном ремонте, были уничтожены барабан с куполом и держащие их столпы, объёмы приделов, верхние ярусы колокольни и своды трапезной. Во время Великой Отечественной войны здание относилось к ремонтной базе. Во время военных действий в храме располагался наблюдательный пункт Красной Армии, а на погосте проводились захоронения погибших бойцов, что нашло отражение в работах советского журналиста-фотографа Совинформбюро Семёна Фридлянда. После освобождения Воронежа, в 1944 году, здание было возвращено горпромкомбинату. В итоге в здании церкви было обустроено общежитие для немецких военнопленных, которые восстанавливали завод № 64 (авиазавод).
Вид на церковь и прилегающую территорию до демонтажных работ на территории бывшего завода
В 1952 году недействующая церковь была безвозмездно передана Воронежскому ремонтно-подшипниковому заводу треста «Союзремонтподшипник» (с 1956 — Воронежский завод «Автозапчасть»). В советское время, вероятно, был надстроен верхний этаж, треугольный фронтон и полукруглое окно в алтарной части
Русская православная церковь вела затяжные переговоры с городскими властями, чтобы они помогли перевести храм на баланс епархии, однако так как мэрия была не вправе принуждать собственника здания к каким либо действиям по отчуждению имущества переговоры так ни к чему и не привели.
К началу XXI века от церкви остались кирпичные прямоугольные объёмы храмовой части, трапезной и колокольни с двускатной крышей. Здание долгое время было окружено пристройками производственного характера и высоким забором и только отдалённо напоминало культовое сооружение.
Попытка сноса здания
18 ноября 2015 года была снесена алтарная часть храма. Здание с многовековой историей, являющееся едва ли не самым старым зданием на Левом берегу Воронежа, не было внесено в перечень объектов исторического и культурного наследия Воронежской области, поэтому здание могло быть снесено как обычный дом. Однако, из-за вмешательства воронежских общественников и духовенства работы по демонтажу здания временно прекратились. По мнению воронежского историка и краеведа Ольги Рудевой окончательно остановить работы может только волевое решение властей. Высказываются мнения, что на месте церкви предполагается строительство жилых домов или торгово-развлекательного центра строительной компанией «Выбор», принадлежащей депутату областной думы. Представители строительной компании «Выбор» от комментариев насчёт будущего здания церкви и территории отказались.
Сохранившаяся фреска
При проведении экскурсии 20 ноября в церкви была обнаружена сохранившаяся старинная фреска (созданная, предположительно в XIX веке на средства горожан), скрытая под слоем краски и штукатурки. Также 20 ноября состоялся и народный сход у стен Рождественского храма. Был организовали сбор подписей в защиту бывшего храма. Письмо подписали более 3 тысяч воронежцев. При проведении экскурсии, по некоторым сообщениям, стало известно и о том, что строительная компания отказалась от сноса здания и передаст его епархии. Несколько позже в руинах сломанной алтарной апсиды были обнаружены фрагменты ещё одной фрески, предположительно с образом святителя Митрофана Воронежского.
Официальной реакции на снос церкви от главы региона Алексея Гордеева, главы города Александра Гусева и епископа Воронежского и Лискинского Сергия не последовало. На сайте change.org было размещено обращение к президенту России Владимиру Путину и главе региона Александру Гордееву с просьбой, вернуть храм православным верующим.
Передача епархии и восстановление
25 ноября 2015 года пресс-служба строительной компании «Выбор» заявила, что здание бывшего храма Рождества Христова и участок под ним площадью 2,8 тыс. м² на безвозмездной основе передается в собственность Воронежской епархии. В здании планируются комплексные работы по реконструкции и реставрации. Ведётся работа по включению здания храма в перечень объектов исторического и культурного наследия Воронежской области.
Состояние здания при его передаче оказалось весьма плачевным: алтарь разрушен, штукатурка на стенах осыпалась, перила на лестницах сняты, окна разбиты, всюду застоявшийся запах горюче-смазочных материалов. В январе 2016 года начался временный ремонт церкви, возводится алтарь. Первая служба прошла в феврале 2016 года. К концу 2017 года разработаны 2 проекта реконструкции церкви, во многом не учитывающие её исторический облик.
Захоронения
В церковной ограде были похоронены протоиерей из Острогожска Андрей Фёдоров и старец Авраамий (перекрестившийся мусульманин-турок). К северо-востоку от храма было обустроено Придаченское кладбище. Здесь в 1910 году была похоронена почётная гражданка Воронежа Анна Анкиндинова. В 1920—1930-е годы, когда были уже закрыты Чугуновское и Новостроящееся кладбища, а Коминтерновское ещё не было открыто, здесь хоронили воронежцев. В 1940 году на Придаченском погосте была похоронена Феоктиста (Шульгина) (в 1966 перезахоронена на Левобережном кладбище). Придаченское кладбище было утрачено в 1960-х годах, при строительстве здания проектного института и сквера рядом с ним. В настоящее время сохранились остатки склепов и могильный камень почётной гражданки Воронежа Анны Анкиндиновой.
Причт
Среди духовенства, служившего в храме, известны: священники Пётр (1732), Герасим Андреев (1777), Стефан Архипов (1805), Тимофей Смирнов (1805), Феодор Чекалин (1830-е). В 1911 году священниками в церкви значились Иоанн Скрябин (с 1880 года) и Митрофан Романовский (с 1902 года).
Настоятелем храма с 7 декабря 2015 года является иерей Виталий Котаев.
Примечания
- Из сохранившихся зданий XVIII века, сохранилась только Троицкая церковь в Боровом, которая была построена в 1792—1794 годах. Её строительство началось на 7 лет позже, но открыта и освящена она была на год раньше Рождественской церкви.
- Из сохранившихся старше только Церковь Михаила Архангела в Репном, которая известна с 1629 года.
- В советское время эти улицы были переименованы в честь Георгия Димитрова и Веры Засулич, соответственно. Улица Веры Засулич до нашего времени не сохранилась.
- Имеются в виду ещё действовавшие в 1932 году Успенская церковь на Монастырщенке и Казанская церковь в Отрожке
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Акиньшин, 2003, с. 70.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Шулепова, 2009.
- 1 2 3 Чесноков, 2009.
- 1 2 3 4 5 6 Павел Попов. Второе рождение храма Рождества Христова, Коммуна № 61 (26601) (1 августа 2016). Архивировано 12 августа 2016 года. Дата обращения 3 августа 2016.
- Найдена фотография церкви на Придаче (недоступная ссылка). Дата обращения 12 декабря 2017. Архивировано 6 ноября 2017 года.
- 1 2 Ольга Гнездилова. В Воронеже сносят храм Рождества Христова XIX века, Моё! (18 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Акиньшин, 2003, с. 68.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Акиньшин, 2003, с. 69.
- Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии. — Воронеж, 1884—1885. — С. 112.
- 1 2 3 4 5 Михаил Супруненко. Воронежцы сообщили о вероятном сносе одной из старейших церквей города, РИА «Воронеж» (18 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- 1 2 Архивная справка ГАВО
- 1 2 3 Анна Кар. На месте старинного воронежского храма могут вырасти многоэтажные жилые дома, Галерея Чижова (19 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- 1 2 3 4 Вернуть воронежский храм Рождества Христова православным верующим, Четыре пера (19 ноября 2015). Архивировано 20 ноября 2015 года. Дата обращения 19 ноября 2015.
- 1 2 Михаил Супруненко. Воронежский краевед расскажет о попавшем под снос Рождественском храме, РИА «Воронеж» (19 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- Жители Воронежа протестуют против сноса храма XIX века, Общественное телевидение России (20 ноября 2015). Дата обращения 20 ноября 2015.
- 1 2 3 4 Станислав Шевченко. В Воронеже сносят старинную церковь, чтоб построить на её месте многоэтажку, Комсомольская правда (18 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- 1 2 3 Михаил Жеребятьев. Потерянный храм, Портал-Credo.Ru (20 ноября 2015). Дата обращения 21 ноября 2015.
- Постройка середины XIX века пошла под снос на улице Димитрова, Вести-Воронеж (19 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- 1 2 3 В Воронеже старинный храм оказался под угрозой уничтожения – по закону, ИА «Регнум» (18 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- 1 2 Что в Воронеже сделали с Рождественской церковью, Четыре пера (18 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015. (недоступная ссылка)
- Подчиненные Максима Увайдова закрывают глаза на снос одного из старейших воронежских храмов, Четыре пера (18 ноября 2015). Архивировано 20 ноября 2015 года. Дата обращения 19 ноября 2015.
- Илья Ершов. В Воронеже начали разрушать остатки одной из старейших церквей города, Блокнот-Воронеж (18 ноября 2015). Дата обращения 19 ноября 2015.
- Многоэтажку планируется построить на месте старинного храма в Воронеже, Интерфакс (19 ноября 2015). Архивировано 20 ноября 2015 года. Дата обращения 19 ноября 2015.
- Воронежцы протестуют против сноса древнего храма, АиФ-Черноземье (19 ноября 2015). Дата обращения 23 ноября 2015.
- 1 2 3 4 Елена Миннибаева. Воронежский реставратор: «Фреску в храме на Придаче написали в XIX веке», РИА Воронеж (25 ноября 2015). Дата обращения 27 ноября 2015.
- Анна Кумицкая. Воронежские краеведы добились отмены сноса старинного храма, АСИ (23 ноября 2015). Дата обращения 23 ноября 2015.
- Ольга Гнездилова. В старейшем храме Левого берега, который пытаются снести, под штукатуркой нашли старинную икону, Моё! (21 ноября 2015). Дата обращения 21 ноября 2015.
- Анна Грачёва. Старинная икона остановила уничтожение храма в Воронеже. Блокнот-Воронеж (21 ноября 2015). Дата обращения 21 ноября 2015.
- Виктор Лиходзиевский. Добрый знак Воронежу: храм на Придаче приоткрыл икону, строители отказываются от сноса. Блокнот-Воронеж (21 ноября 2015). Дата обращения 21 ноября 2015.
- Илья Ершов. Воронежскую общественность возмутили попытки уничтожить старейший храм на Придаче, Блокнот-Воронеж (19 ноября 2015). Дата обращения 21 ноября 2015.
- 1 2 «Выбор» передаст здание бывшего храма Рождества Христова в воронежском микрорайоне Придача в собственность епархии, Коммерсант.ru (25 ноября 2015). Дата обращения 25 ноября 2015.
- Ольга Гнездилова. Старейший храм левого берега, который едва не снесли, передадут епархии, Моё! (25 ноября 2015). Дата обращения 25 ноября 2015.
- Михаил Супруненко. Воронежский краевед: храм Рождества Христова войдет в реестр памятников, РИА Воронеж (21 ноября 2015). Дата обращения 27 ноября 2015.
- 1 2 Храм Рождества Христова в Воронеже: Рассвет, спасение, возрождение, 36on.ru (13 октября 2017). Дата обращения 12 декабря 2017.
- 1 2 Елена Миннибаева. Вторая жизнь святыни. В Воронежском храме на Придаче начали возводить алтарь, РИА «Воронеж» (15 января 2016). Дата обращения 4 февраля 2016.
- Указ № 230 от 7 декабря 2015 года «О переводе священника Виталия Котаева»
Литература
- ГАВО, ф.51, оп.1, д.591; ф.1439, оп.1, д.6;
- Акиньшин А. Н. Церковь Рождества Христова на Придаче // Храмы Воронежа. — 2-е изд., испр. и доп.. — Воронеж: Кватра, 2003. — С. 67—70. — 240 с.
- Акиньшин А. Н., Хаханова Л. П. Улица Димитрова, дом 51 // Историко-культурное наследие города Воронежа / Рук. науч. пр.: Э. А. Шулепова. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. — С. 475. — 576 с. — ISBN 5-900270-43-2.
- Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии // Воронежский край XVIII века в описаниях современников. — Воронеж, 1992. — С. 124—125.
- Чесноков Г. А. Слободские церкви // Утраченные храмы Воронежа. — Воронеж: Кватра, 2009. — С. 24. — 32 с.
Ссылки
- Официальный сайт церкви
- Воронеж. Церковь Рождества Христова на Придаче // Народный каталог православной архитектуры
- Церковь Рождества Христова на Придаче
Как унизили и вернули церковь Рождества Христова на Придаче в Воронеже
От деревянной постройки до каменного храма – история культового сооружения полна удивительных страниц.
Ну вот и заканчивается светлый праздник Рождества Христова. В Воронеже, как мы сообщали ранее, богослужения прошли во всех православных храмах. Начался праздник с обращения митрополита Сергия. Он, к слову, затронул тему украинского раскола и призвал всех верующих объединиться вокруг патриарха Кирилла. Однако все это – события, происходящие в другом государстве. Когда-то в нашем самом городе Воронеже православные христиане уже переживали некое подобие раскола. Тогда общество разделилось на верующих и неверующих. Ярким примером тому служит церковь, располагающаяся в квартале Придача. Удивительно, но именно она носит символичное название Рождества Христова.
Построили церковь деревянной еще в 1680 году. Она стояла и стоит на пересечении улицы Димитрова (в старину называлась Большаком) и Ленинского проспекта (в давние времена не имел названия и был простым главным трактом). Храм стал объединять все поселения воронежского левобережья – Придачу, Монастырщенку, Отрожку. Эти слободки не имели своих церквей. Их жители были прихожанами храма Рождества Христова.
К слову, церковь на Придаче перестраивалась дважды – в 1745 и 1773 годах. Однако время было нещадно к постройке, и она обветшала. Взамен нее был построен и освящен каменный дом. Постепенно он вырос в полноценную церковь, которая имела 66 десятин земли, лавку и две кузницы. Доходы шли на содержание притча (всех служителей). А позднее там выстроили воскресную школу, где читалась проповедь в честь тезоименства императора Николая II.
На земельном участке подле храма также было расположено кладбище. По рассказам, там были похоронены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, принявший крещение турок, известный своей подвижнической жизнью. Только обломки могильных плит напоминают сегодня об этом.
Но и в XX веке время оказалось нещадно к храму Рождества Христова на Придаче. Когда в Воронеж после революции пришли большевики, они стали закрывать многие церкви. Не обошла судьба и рождественский храм. В 1922 году из него изъяли все ценности, а еще через 10 лет его переоборудовали в клуб-театр. Именно тогда, во времена воинствующего атеизма, как говорят некоторые историки, и произошел истинный раскол. Он был невидимый, но отчетливо читался в сердцах людей.
Церковь на Придаче была буквально унижена. Ее начали использовать в промышленных целях. Все это значительно изменило облик храма. Сначала в нем расположили прядильную фабрику, затем там располагался наблюдательный пункт Красной армии во время войны, а после Победы – шарикоподшипниковый завод.
Здание церкви в начале этого десятилетия
Времена шли, и больше не стало власти большевиков и коммунистов. Однако казалось, что церковь Рождества Христова канула в лету окончательно. Переговоры епархии о возвращении ей здания были безуспешными.
Но вот, 18 ноября 2015 года с помощью экскаваторов и тракторов был начат разбор сохранившихся стен церкви старейшего православного храма, чтобы построить на данном месте многоэтажный жилой дом. Рабочие полностью разрушили апсидную часть храма, в которой располагался алтарь. Грудью на защиту старинного храма встал благочинный протоиерей Григорий Самойлов (настоятель Казанского храма).
Протоиерей Григорий Самойлов (справа) поздравляет священника-ветерана с Днем Победы
Эта история разнеслась по СМИ и дошла до руководства региона. Снос был остановлен. Сейчас в уцелевшем здании снова ведутся службы и идут разговоры о его переустройстве в полноценную церковь Рождества Христова.
Проступившая икона в храме
Добавить комментарий