Храм святого Владимира
Содержание
Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург)
У этого термина существуют и другие значения, см. Князь-Владимирский собор. Не следует путать со Владимирским собором в Санкт-Петербурге.
Православный собор
Собор Святого благоверного князя Владимира
Россия
Санкт-Петербург, улица Блохина, дом 26
Православие
Санкт-Петербургская
Орден Святого Владимира в 1845—1917 годах
Собор
Переходный от барокко к классицизму
А. Ринальди, И. Е. Старов
Антонио Ринальди
Екатерина II
1708 год
1766—1789 годы
Главный — святого равноапостольного князя Владимира; северный — святителя Николая Чудотворца; южный — Успения Пресвятой Богородицы.
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520273100006 (ЕГРОКН). Объект № 7810361000 (БД Викигида)
Отличное
Медиафайлы на Викискладе
Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге — православный храм, находящийся в квартале, ограниченном проспектом Добролюбова, Храмовым переулком, улицей Блохина и переулком Талалихина (напротив станции метро «Спортивная»). Являлся капитульным храмом ордена Святого Владимира.
Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Владимир Сорокин.
История
Первые храмы
Первая деревянная церковь Святого Николая на этом месте была построена в 1708 году. Затем в 1713—1719 годах здесь строилась мазанковая Успенская церковь. Эта церковь имела три придела: центральный Успенский и боковые Никольский и Предтеченский. Службы в Никольском и Предтеченском приделах начались в 1717 году. Успенский придел был освящён 5 апреля 1719 года. По царскому повелению церковь получила статус собора.
В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.
Строительство каменного собора
В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.
В 1772 году разразился пожар, уничтоживший деревянный Успенский собор и повредивший ещё не достроенный каменный.
8 сентября 1772 года освятили Успенский придел. На этом в строительстве собора опять наступил перерыв, и только в 1783 году оно вновь возобновилось под руководством архитектора И. Е. Старова, который внёс изменения в оформление фасадов. 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира.
Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.
1790—1917 годы
В 1823 году устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас.
С 1845 году собор стал капитульным храмом ордена Святого Владимира.
В 1859—1866 годах боковые Успенский и Никольский приделы перенесены в боковые нефы. Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря.
В 1872—1873 годах архитектором Н. Ф. Брюлловым построена ограда с двумя часовнями.
В 1882—1886 годах на пожертвования прихожан была по проекту архитектора Н. Н. Ковригина построена часовня святого Александра Невского на углу Большого проспекта Петроградской стороны. Часовня была освящена 2 июня 1886 года.
После 1917 года
С июля 1922 по август 1923 года собор был обновленческим, затем до 14 июня 1927 года принадлежал группе «Живая церковь», будучи возглавляемым протопресвитером Владимиром Красницким.
С 8 ноября 1926 года по 21 ноября 1927 года собор был временно закрыт; затем передан в пользование общине Патриаршей Церкви.
С 1938 по 1941 год — кафедральный собор, резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).
В 1940—2001 годах здесь находилась икона Казанской Божией Матери (ныне возвращена в Казанский собор).
В 1989 году была выбита юбилейная медаль в честь 200-летия собора.
В 2015 году состоялась реставрация крыши, куполов и фасадов собора, приуроченная к 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира. Она была проведена по программе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга за счёт средств городского бюджета. В ходе работ впервые с постройки собора была проведена реставрация крестов собора, изготовленных в 1766 году по проекту архитектора Антонио Ринальди. На 2016 год запланированы работы по реставрации фасадов внутренней части колокольни, крылец и ограды сада.
Настоятели
Настоятели | |
---|---|
Даты | Настоятель |
… — … | … |
1717—1721 | священник Иоанн Максимов |
1722 — … | протоиерей Симеон Ярмерковский |
1725—1730 | священник Михаил Иванов |
1730—1739 | священник Петр Федотов |
1740—1745 | протоиерей Тимофей Семенов |
1745—1778 | протоиерей Иаков Борисов |
1779—1786 | протоиерей Емеллиан Пименович Черенцовский |
1787 | священник Матфий Иванов |
1787 — 1 (12) марта 1793 | священник Тимофей Автономов (…—1793) |
1793—1796 | священник Василий Третьяков |
1796 — 20 апреля (2 мая) 1824 | протоиерей Михаил Борисович Каменский (…—1824) |
1824 — 2 (15) декабря 1856 | протоиерей Николай Макаров (…—1856) |
1857—1858 | протоиерей Константин Тимофеевич Никольский (1824—1910) |
1858—1859 | священник Николай Черновский |
1859—1862 | священник Александр Петрович Соколов |
1862—1868 | протоиерей Владимир Петрович Полянский (1810—1869) |
1868—1869 | иерей Павел Николаевский |
1869 — 4 (16) марта 1886 | протоиерей Алексий Антонович Светлов (1829—1886) |
3 (15) апреля 1886 — 1887 | протоиерей Евфимий Петрович Голинский (1827—1906) |
1887—1911 | протоиерей Василий Иванович Полетаев |
1911—1912 | протоиерей Никанор Михайлович Темномеров (1862—1912) |
1912—1919 | протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1872—1937) |
август 1919 — май 1922 | протоиерей Михаил Фёдорович Союзов |
1922—1926 | протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий (обновленец) |
ноябрь 1927 — арестован 9 августа 1930 | протоиерей Павел Иоаннович Виноградов (1874 — расстрелян 1938) |
1930 — арестован 17 февраля 1932 | протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973) |
1 марта 1932 — 14 ноября 1936 | протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952) |
ноябрь 1936 — 4 марта 1937 | архиепископ Николай (Ярушевич) (1891/1892—1961) |
март — арестован 27 августа 1937 | епископ Тихон (Рождественский) (1881—1937) |
ноябрь 1937 — 4 марта 1938 | протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952) |
март 1938 — 19 мая 1939 | протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) |
май 1939 — 17 февраля 1941 | протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947) |
февраль 1941 — 3 февраля 1942 | протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1888—1985) |
февраль — 1 июля 1942 | протоиерей Николай Иванович Ломакин (…—1965) |
июль 1942 — 12 января 1944 | протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) |
январь 1944—1945 | протоиерей Филофей Петрович Поляков (…—1958) |
1945 — 24 апреля 1947 | протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947) |
1947—1948 | епископ Симеон (Бычков) (1882—1952) |
30 июня 1949 — 23 февраля 1953 | протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973) |
… — … | … |
август 1967 — 26 ноября 1969 | протоиерей Евгений Владимирович Амбарцумов (1917—1969) |
1974… — 1981… | протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род.1932) |
1987-1997 | протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род1932) |
16 сентября 1997 — настоящее время | протоиерей Владимир Устинович Сорокин (род. 1939) |
-
Вид на собор с северо-запада
-
Аэрофотосъёмка собора и проспекта Добролюбова
-
Колокольня в Рождество 2016 года
-
Вечерний вид храма с набережной Макарова
-
Крест, венчающий центральный купол собора
-
Четыре таких креста венчают боковые купола собора
-
Крест, венчающий колокольню собора
-
Ангелы над входом в собор
Примечания
- Первая церковь
- На купола Князь-Владимирского собора после реставрации вернулись кресты
- Освящены кресты Князь-Владимирского собора
- В 2016 году продолжится реставрация Князь-Владимирского собора
- Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917—1945 гг. (по документам ЦГА СПб.). — СПб.: ДЕАН+АДИА-М, 1996. — С. 54—55. — ISBN 5-88976-009-2.
- Возвращенные имена (недоступная ссылка — история ).
- Сорокин Владимир, протоиерей, профессор (недоступная ссылка). Сайт Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Дата обращения 25 сентября 2010. Архивировано 16 февраля 2012 года.
> Литература
- Галкин А., Берташ А., Шкаровский М. Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. — СПб., 2005.
Ссылки
- Официальный сайт Князь-Владимирского собора
- Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
- Короткометражный фильм «Спасибо старцу за мольбу» с участием настоятеля Князь-Владимирского Собора протоиерея Владимира Сорокина (недоступная ссылка — история ).
- Этюд Князь-Владимирского собора
Церковь Святого Владимира в Старых Садех
Старосадский переулок, 11, стр. 1
Храм Святого Владимира расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.
Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали как покровителей лошадей.
До 1711 года при храме Святого Владимира в Старых Садех числилась богадельня, где прозревалось до 88 больных и престарелых. Позже богадельню закроют. Сегодня на этом месте стоит дом причта.
В 1737 году храм горел, после чего здание восстанавливали. Не прошел мимо постройки и пожар 1812 года.
Каждый раз в результате восстановления внешний вид святыни менялся: колокольня 17 века была перестроена, кокошники храма разобраны. Сегодняшний храм, квадратный в плане, почти не напоминает прежнюю древнюю постройку. Лишь часть нижнего яруса и южный портал остались от проекта Алевиза Фрязина.
Во Владимирском храме издавна отмечался день Усекновения — главный праздник Ивановского монастыря, стоящего недалеко. Раньше в этот день возле храма святого Владимира в Старых Садах имела место т.н. шерстяная ярмарка.
Храм был открыт весь день, поскольку большое количество приезжих торговцев собирались вместе и на вырученные деньги служили молебны. В результате, уже утром людей в здании церкви было столько, что пройти внутрь было практически невозможно.
Праздник длился 2 дня. За это время священник отслуживал порядка 800 молебнов.
В конце 19 века ярмарки возле храма уже не устраивали, однако по привычке люди еще долго собирались в праздничный день на молебны.
В 1933 году церковь в Старосадском переулке закрыли и начали разбирать. Храмовые главы разрушили, внутреннее убранство уничтожили. Если бы не вмешались местные органы охраны, памятник истории, наверняка, снесли бы.
Здание передали Исторической библиотеке, и в скором времени здесь разместился библиотечный резервный фонд. Однако в 1980 году в храме случился пожар. Все книги сгорели. Не пощадил огонь и остатки росписей храма.
В 1990 году внешние отделочные работы Владимирской святыни были завершены. Храм вернули РПЦ. Через год в здании провели первую после длительного перерыва литургию. Богослужения возобновились лишь в 1998 году.
Теперь церковь имеет пять темных куполов с крестами и остроконечную башню с колокольней с левой стороны здания.
На сегодняшний день в здании есть воскресная школа, детский сад, православная гимназия, школа церковного пения, издательство, Благотворительное братство имени князя Владимира и учебная столярная мастерская.
Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах
Церковь св. князя Владимира в Старых Садах
Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.
Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.
Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.
Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».
Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенных храмов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.
Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.
А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного. Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.
Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.
И в том же столетии в возрожденном Владимирском храме был рукоположен в священники Михаил Соболев. Он долго служил потом в разных московских церквях. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и, находясь уже в преклонном возрасте, служил на этом трудном поприще 4 года. Его сын, о. Александр тоже стал священником – в возрожденной ныне Благовещенской церкви за Тверскими воротами в Петровском парке, где когда-то служил его отец.
А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.
Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.
В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».
Вот на Ивановской горе старинный,
И стариной своей красив,
Образчик теремов, весь в окнах узких, длинный
Дипломатический Архив.
Для нашей юности дворянской
В нем основался быт гражданской:
Рассадник на Руси до нынешних годов
Вождей, сановников, певцов.
Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.
В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.
И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».
Однако соседство с крупнейшей московской библиотекой не могло не сказаться на судьбе Владимирской церкви и обойти ее стороной в советские годы. В 1937 году храм стали разбирать, но не закончили, и на долгое время в здании расположились фондовое хранилище Исторической библиотеки с устроенными наскоро стеллажами – там они и сгорели в пожаре в 1980 году. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма, – даже воздвигли крест на колокольню. Только в 1991 году в храме возобновились богослужения, и к нему был приписан Ивановский монастырь. Теперь там есть воскресная школа, православная гимназия, и действует созданное благотворительное братство во имя св. князя Владимира.
Добавить комментарий