Храм святой Софии константинопольской

Софийский собор в Константинополе

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм — значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) — матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно — величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой…

Константинополь, Софийский собор

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим христианским храмом, да и ныне больше его только собор Св. Петра в Риме. Поэтому посетить Стамбул и не увидеть Софийский собор, все равно, что не побывать на Красной площади, которая хоть и не самое интересное место в Москве, но место знаковое, бренд, как бы сейчас сказали.


Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I. Этот и ряд последующих церквей неоднократно горели. Последний сгорел в 532г во время восстания «Ника».


Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать украшением. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Под руководством архитекторов трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал.
Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Это вам не Зенит-Арена!:)


Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).


Собор пострадал от землетрясения 989 года, здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены еще более тяжелые и грубые контрфорсы. Далее до середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось.


Великий собор требовал великого штата, и при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников.


16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом печального разделения церквей на Православную и Католическую.
8. Мраморные урны из Пергама.

Собор действительно огромен, и производит впечатление даже сейчас. Представляю себе, что должны были чувствовать люди в то время.


11. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
12. Пуп Мира или Омфалос.
13. Выемки в местах, где ранее стояли колонны?
14
30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-София.
15. Мраморный резной минбар был построен в конце XVI века при султане Мураде III.
В 1935 году храм приобрёл статус музея.
При султане Махмуде I в 1739—1742 гг. была проведена перестройка собора в ходе которой в алтарной части появился михраб. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
Современный михраб относится к XIX. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезенные в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.

17. Цитаты из Корана, висящие на стенах собора.

«Плачущая колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

По плавной лестнице можно подняться на второй этаж. Купол поддерживается порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта.

24. Своды второго этажа
Гробница Энрико Дандоло – 41-й венецианский дож. Один из инициаторов изменения планов 4-го Крестового похода, когда был взят и разграблен Константинополь. Умер в возрасте 98 лет, что для тех времен прямо таки невообразимая цифра.

На мраморных парапетах второго этажа собора Святой Софии встречаются надписи скандинавскими рунами. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

28. Со временем варягов и многие другие оставляли тут свои автографы.
29. По фрескам я сделаю отдельный репортаж.

31. И не кириллица, и не глаголица…

33. Рядом стоит саркофаг с крестом

В следующей части будем смотреть сохранившиеся византийские фрески.

Святая София — олицетворение премудрости, сил ду­ха и му­же­ства

Категории

  • Всё о янтаре49
  • Религия81
  • Искусство57
  • Украшения63
  • Сувениры32
  • Советы99
  • Новости37
  • Другое29
  • Скидки до 15% к празднику 8 Марта
  • Скидки до 14% ко Дню святого Валентина
  • Скидки до -15% ко Дню Крещения Господня
  • Скидки до -15% ко Дню Святого Василия Великого
  • Рождественские скидки до -15%
  • Новогодние скидки до -15%
  • Скидки до -15% ко Дню святого Николая Чудотворца
  • Настоящая Чёрная пятница в Янтарь Полесья™
  • Встречайте Halloween с Ukrburshtyn.com
  • Скидки до -15% на изделия из янтаря Янтарь Полесья™
  • Облачение иконы в оклад: интересные факты
  • Дарим 9% скидку на украшения Янтарь Полесья™
  • С Ореховым Спасом! Дарим скидку 15%
  • Хранительница брака и семьи – история праведной Наталии
  • Акция 1+1=10% и 15% ко Дню Независимости
  • С Яблочным Спасом! Дарим скидку 15%
  • Яблочный Спас – праздник добра, надежды и благодарности
  • Ко дню Крещения Киевской Руси скидка -12%
  • Как достичь успеха и процветания – секреты древних мудрецов
  • Скидки до -15% к празднику Святой Троицы
  • Образчик отваги, мудрости и самоотверженности – всё о святой Варваре
  • Самоцветы для любви и радости – символика, свойства и особенности
  • Скидка 10% ко Дню матери!
  • Натуральный янтарь – от волшебного зелья к проверенному препарату
  • Святая правительница Киевской Руси – житие и духовная миссия
  • Скидки до 15% в новом магазине «Янтарь Полесья»™ в Киеве
  • Скидки до -15% к Светлой Пасхи
  • Белый янтарь — свойства и особенности камня
  • Колье пластрон — шик в одной детали
  • Репродукция: известные картины в каждом доме
  • К Международному дню ювелира дарим скидку -12%
  • Символ удачи — четырехлистный клевер
  • Первое церковное таинство – всё о крещении
  • Новогодняя акция «Чем больше — тем выгоднее!»
  • Главный зимний праздник – как сделать его незабываемым?
  • Ко дню святого апостола Андрея Первозванного
  • -10% к открытию магазина Янтарь Полесья™ в Хмельницком!
  • Та, кто славила Иисуса – житие праведной Анны
  • Загадочные полотна – какие тайны скрыты в работах художников?
  • Скидки до -15% ко Дню Святого Михаила
  • Оберег для самых близких – какими бывают и что символизируют подобные святыни?
  • Скидки до 15% в новом магазине Янтарь Полесья™ в Киеве
  • Господни апостолы – история и почитание
  • Перстни для вечеринок, праздников и торжеств – всё о стильных аксессуарах
  • Покровитель православных христиан – всё о праведном Трифоне
  • Святыня всех угодников Божиих – символика, происхождение и почитание
  • Спиридон из Тримифунта – житие святого
  • Изделия из янтаря для самых маленьких – целебные свойства солнечных самоцветов
  • Уникальные сокровища – как происходит оценка солнечных самоцветов
  • Живописное произведение или криминальный объект – истории об украденных полотнах
  • Дракон – символика, история и значение волшебного зверя
  • Дарим 13% скидку на украшения Янтарь Полесья™
  • Небесный врач – всё о святом Пантелеймоне
  • Современно, стильно, эксклюзивно – всё об ожерельях-чокерах
  • Праведная Анна – олицетворение кротости, благодати и доброты
  • Эффектно и неординарно – всё об украшениях для ног
  • Житие апостола Луки – образец милосердия, доброты и альтруизма
  • Оформляем дом – стильно, оригинально, необычно
  • Величайший владыка Киевской Руси — все о князе Владимире
  • Чудесные оттенки, происхождение и особенности зелёного янтаря
  • Невероятные ювелирные изделия – фантазия из металла и самоцветов
  • К празнику Ивана Купала скидки до -10%
  • Икона Матрона Московская, в чем помогает образ подвижницы
  • Взгляд в вечность – лучшее изображение звёздной ночи
  • Реликвии католиков и православных – особенности святынь
  • Украшаем офис – оптимальные интерьерные аксессуары
  • Акция 1+1=10% и 15%
  • Образ «Всевидящее Око» – история, особенности, свойства
  • И. И. Шишкин – лучшие произведения живописца
  • Натуральный янтарь в Одессе – всё о новом магазине!
  • Гармония сказки и были на полотне В. Васнецова «Богатыри»
  • Модульные картины для интерьера – секреты цвета и размещения
  • Янтарные панно – от замысла до шедевра
  • Авторские украшения из натуральных камней
  • Гармония дизайна и аксессуаров: выбираем стильные сочетания
  • Реликвия всех христиан – предания и факты об Остробрамской иконе
  • Украшения из янтаря: модные изделия ручной работы
  • Расписываем яйца к Пасхе – интересно, креативно, неординарно
  • Рельефные, объемные картины из янтаря
  • Аксессуары и ювелирные изделия – что будет популярным в 2018?
  • Когда человек становится святым – всё о канонизации
  • Образ, который покровительствует малышам – история и особенности
  • Алые солнечные самоцветы – причины возникновения, особенности, свойства
  • Как отличить природный янтарь и как его использовать – советы и рекомендации
  • Картина Репина И. Е. – всё о великом полотне
  • Подбираем украшение на подарок девушке
  • Камень янтарь: фото, свойства и значение для человека
  • Аксессуары Элизабет Тейлор – коллекция прекрасной женщины
  • Акцент на глаза – какие аксессуары их подчеркнут?
  • Ухаживаем за сувенирами и аксессуарами – основные рекомендации
  • Новогодние сюрпризы – выбираем лучший!
  • Оригинальные тренды – надеваем несколько аксессуаров
  • Сувениры, подобранные с душой – как найти идеальный сюрприз
  • Образ «Взыскание погибших» – история и чудотворения
  • «Ночная терраса кафе» – всё о знаменитом полотне Винсента ван Гога
  • Поздравляем с переездом – советы, рекомендации, примеры сюрпризов
  • Самый известный шедевр эпохи Возрождения: история, описание, значение
  • Уникальный лик Небесной Царицы – всё о реликвии «Державная»
  • Образ «Всех скорбящих Радость» – как появился и чем прославился
  • Минимализм: лаконичность, элегантность, изящество
  • Картина «Лебеди» из самоцветов – красиво, оригинально, стильно
  • Новый магазин ТМ «Янтарь Полесья» в Одессе – знакомство с красотой солнечного камня
  • Тайны иконописи: что означают древние реликвии?
  • Объёмные полотна: как рисует картины незрячий живописец
  • Расцветка и прозрачность янтаря
  • Особенности обращения к Господу – как творить молитвы и крестные знамения?
  • Метаморфозы и превращения – удивительные произведения живописца из Мексики
  • Реликвии Иисуса Христа – значение и особенности
  • Тест: Цвета известных картин расскажут, какой вы гений
  • Портрет из янтаря на память
  • Тайны солнечных самоцветов – что скрывается в застывшей смоле?
  • Лик Девы Марии из Леушинской обители – история, значение, особенности
  • Тайна янтарного чертога: новая версия
  • Выбираем сюрприз для крестника: советы и подсказки
  • Аксессуар, олицетворяющий любовь – как выбрать неординарный сюрприз
  • Фигурки из янтаря
  • Как православные христиане справляют Вознесение Господне: традиции и обычаи
  • Чудесный образ Иисуса Христа – особенности, история, традиции почитания
  • Рубашка – удобно, практичо и стильно
  • Праведник, чтимый всеми христианами – житие, почитание, сотворённые чудеса
  • Как преподнести подарок – креативные способы
  • Святые подвижники из Севастия – история праведников-легионеров
  • Мерные иконы для малыша – особенности написания и выбора
  • Новая жизнь аксессуаров – что такое позолота?
  • Примеряем кольца – особенности и секреты выбора
  • Правила пользования янтарными изделиями
  • Детские аксессуары – виды, особенности, характеристики
  • Выбираем образ небесного защитника – советы и рекомендации
  • Чернение серебра: изысканно и долговечно
  • Небесный защитник христианина – когда взывают к Ангелу Хранителю?
  • Приобретаем колье – советы, правила, рекомендации
  • Реликвия, несущая надежду – всё о святыне «Знамение»
  • Образа-реликвии – к каким святыням взывать, чтобы защитить дом и семью?
  • Самые креативные и необычные украшения
  • Реликвия Богородицы «Всецарица» – всё об удивительной иконе
  • Аксессуары-2017: тренды и модные тенденции
  • Браслеты Шамбала: философия Тибета на вашем запястье
  • Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных»
  • Объявляем начало интересного конкурса! Приз — бусы из янтаря!
  • Как найти уникальный сувенир – советы по выбору картины
  • Как ухаживать за янтарем в домашних условиях
  • Георгий Победоносец – житие, почитание, совершённые чудеса
  • Глиптика – история, технологии, коллекции
  • Как выбирать икону для дома – правила, советы и рекомендации
  • Величайшее творение гения Ренессанса – о чём говорит улыбка Джоконды?
  • Образ Феодоровской Богородицы – происхождение, история, совершённые чудеса
  • Открытие нового магазина ТМ «Янтарь Полесья» в ТРЦ «ART MALL» г.Киев
  • «Сикстинская Мадонна» — величайший шедевр эпохи Возрождения
  • Удивительная сила образов – в чём помогают разные иконы?
  • Неизвестные работы гениев – с чего начиналась и чем заканчивалась карьера великих живописцев
  • Создаём стильный образ – какие оттенки будут наиболее актуальными в 2017?
  • Преподобный Сергий Радонежский – пример кротости, милосердия и доброты
  • Интерьерные аксессуары – как привнести в дом уют, тепло, радость
  • Изысканность, гармония, роскошь – прекраснейшее полотно модерна
  • Статуэтка бога Хотей – внесите в свой дом изобилие
  • Три лика Господа: толкование образов Святой Троицы
  • Реликвия Богородицы «Нерушимая стена» – образ, хранящий дом, семью и душу
  • Янтарь с инклюзами
  • Какой бывает живопись – виды, особенности, характерные признаки разных стилей
  • Картины с цветущей сакурой – история, значение, особенности
  • Образ Пречистой Девы, к которому взывают во всякой нужде
  • Что значит панно с иероглифами и как его подобрать?
  • Иконография Богородицы: типы, значение, символика
  • Высокое искусство или абсурд – самые странные и дорогие картины
  • Как выбрать лучшие новогодние сюрпризы: подсказки, советы, рекомендации
  • С чем носить ювелирные украшения из янтаря
  • В чём встречать 2017 год Петуха, как подготовиться к празднику
  • Ложечка из серебра – подарок-оберег для малыша
  • Как отличить натуральный янтарь от подделки
  • Аксессуары для смелых красавиц – как выбрать и с чем носить крупные серьги?
  • Венчальные иконы из янтаря
  • История, толкование и знамения образа Казанской Богоматери
  • Декоративные тарелки, инкрустированные янтарем
  • Иконы Спасителя: как изображают Иисуса Христа в православной традиции
  • Подарок автомобилисту-мужчине на день рождения
  • Украинская святыня – история появления и чудеса Почаевской Богородицы
  • Шарики из янтаря: технология и применение
  • Шедевры украинского гения – секреты и особенности картин Т. Г. Шевченко
  • Икона Покров Пресвятой Богородицы
  • Аксессуар в подарок: каким должен быть желанный и оригинальный сюрприз?
  • Иконы – произведения искусства в православной церкви
  • Удивительные произведения искусства – какими бывают картины современных художников
  • Творящая чудеса икона Пресвятой Богородицы Семистрельная
  • Как выбрать оригинальный и желанный сюрприз для мужчины?
  • Лошадь в учении фен-шуй – что означает и для чего используется
  • Икона Богородицы «Неупиваемая чаша» – образ, избавляющий от зависимостей
  • Неизъяснимая красота космоса – всё о картине «Звёздная ночь»
  • Образ «Нечаянная Радость» – предания и чудеса, связанные с иконой
  • Модульные картины – разновидности и свойства
  • Образ святого Николая – оберег для дома и хранитель семьи
  • Триптих из янтаря
  • «Тайная вечеря» — гениальная работа Леонардо да Винчи
  • Янтарь с инклюзами
  • Чудотворная икона Богоматери из Владимира – история и значение святыни
  • Выбираем сюрприз для самых близких, или что понравится вашей бабушке на день рождения?
  • Петриковская роспись – уникальное искусство и визитная карточка Украины
  • Какому знаку зодиака подходит янтарь?
  • Тихвинская икона Божией Матери — хранительница и защитница детей
  • Денежное дерево из янтаря – оригинальный подарок и могущественный талисман
  • Как выбрать образ для домашнего иконостаса – советы и рекомендации
  • Выбираем интерьерные аксессуары по фен шуй
  • Образ Ченстоховской Богородицы – происхождение и история чудотворной реликвии
  • Как создаются буддистские картины: особенности и специфика рисунков тханка
  • Образ Богородицы «Неопалимая Купина» – икона, хранящая от бед и огня
  • Буддийские чётки – аксессуар для успокоения, размышлений и медитаций
  • Образ Богородицы «Неувядаемый Цвет»: символика и особенности иконы
  • К чему снится янтарь – изучаем магию солнечного камня
  • Серебряные столовые приборы – изысканность, благородство, профилактика заболеваний
  • Икона Матери Божьей «Умиление» – история и значение иконы
  • Украшения для шатенок: принципы и правила подбора
  • Советы блондинкам: как правильно сочетать аксессуары и цвет волос
  • Украшения для рыжеволосых – как оттенить внешность тициановской красавицы?
  • И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»: как картина стала знаменитой
  • Икона с пронзённым ликом – образ Богоматери-Вратарницы
  • Шедевры китайских мастеров – характеристики и принципы живописи
  • Обручальные кольца – выбираем эксклюзивные и привлекательные модели
  • Ювелирный интернет магазин: секреты и особенности приобретения товара в интернете
  • Аксессуары, которые стали шедеврами – самые дорогие колье
  • Как почистить любимые украшения – способы и тонкости ухода за ювелирными изделиями
  • Подбираем цепочку – нюансы и секреты ювелирных изделий
  • Драгоценные камни, хранящие женское здоровье
  • Разновидности пасхальных яиц – богатство народных традиций
  • Как правильно подобрать аксессуары для полных девушек – учитываем особенности телосложения
  • Как серебро влияет на человеческий организм?
  • Элегантность, изысканность, шик – выбираем серебряные драгоценности
  • Примеряем броши – советы и подсказки
  • Целительная сила янтаря
  • Портрет з бурштину — оригінальний та цінний подарунок!
  • Влияние цвета на психику, здоровье и настроение, или как лечиться цветом
  • 6 величайших шедевров мирового искусства
  • Выбираем свадебные сюрпризы – секреты, рекомендации, советы
  • Чётки – религиозное и практическое значение аксессуара
  • Обереги христианина – как их правильно выбирать и носить
  • Талисман, который всегда с вами
  • Сундучки с сокровищами – как лучше всего хранить украшения
  • Подсвечник – источник уюта, комфорта, красоты
  • Мундштук – история появления, модификации, принцип действия
  • Дизайнерские аксессуары – как выбирать и с чем носить
  • Будьте в тренде – как подбирать гардероб в 2016 году
  • Выбираем сувениры – правила, секреты, рекомендации
  • Как хранить ювелирные украшения – правила и советы
  • День св. Валентина – как сделать праздник запоминающимся?
  • Национальные сувениры из янтаря – стиль, патриотичность, элегантность!
  • Как сориентироваться в разнообразии украшений – советы и рекомендации
  • Как совместить свой знак Зодиака и аксессуары?
  • Янтарь в мировой истории: камень царей, скрипачей, купцов и мореходцев
  • Браслеты – история и происхождение аксессуара
  • Новые грани стиля – кольца с полудрагоценными камнями
  • Чётки – путь к умиротворению и духовному росту
  • Натюрморт – особенности и история жанра
  • Стиль «Винтаж» — изысканность, элегантность, изящество!
  • Как встречать и что ожидать от 2016 года – времени Огненной Обезьяны
  • Кулоны – история и современность
  • Мастерство радовать – как подбирать лучшие подарки
  • Акция! Скидка -20% на каждый второй товар
  • Янтарь – магический самоцвет и оберег в доме
  • Ювелирные украшения сквозь призму времени и стиля
  • Как появилась «Чёрная пятница»
  • Бусы из янтаря – капельки Солнца на нитке
  • Как правильно подобрать браслет: хитрости и секреты
  • Переделка и подгонка колец: секреты и тонкости
  • Правильно подбираем кольцо
  • Cекреты и маленькие хитрости, как правильно носить бусы
  • Как дарить подарки: правила и советы
  • Янтарные бусы — украшение, содержащее частичку Солнца
  • Применение янтаря в медицине
  • Роскошные украшения и сувениры из серебра
  • Серебряные запонки: скромная элегантность
  • Правила обращения с цепочками, кулонами
  • Как выбрать нательный крестик
  • Кулон для бизнес-леди: каким он должен быть
  • Ювелирный интернет-магазин — идеальная покупка!
  • Как подобрать серьги к прическе
  • Как распознать настоящий интернет-магазин и не быть обманутым
  • Как добывали янтарь
  • Происхождение янтаря
  • Насекомые в янтаре
  • Классификация и цвет янтаря
  • Тханка — предмет буддийского изобразительного искусства
  • Изготовление ювелирных украшений из янтаря. Часть 6
  • Происхождение янтаря
  • Полезные свойства янтарной лампы
  • Плененные янтарем
  • Использование янтаря в современном искусстве
  • О цветах янтаря подробно
  • Иконы из пластин — изделия премиум класса
  • Янтарная кислота
  • Украшения в жизни женщины
  • Мелочь а приятно. Магнит из янтаря
  • Магические и лечебные свойства янтаря
  • Самоцветы красоты и здоровья
  • Славянские иконы
  • Янтарная кислота и ее польза для здоровья
  • Янтарная комната
  • Обработка янтаря
  • Добыча янтаря
  • Украинский янтарь
  • 16 неизвестных фактов о янтаре
  • Знаете ли вы?
  • Ювелирные изделия из янтаря
  • Интересные факты о янтаре
  • Старинные легенды о янтаре
  • Янтарь для красоты и молодости
  • Янтарь в вашем доме
  • Ювелирные изделия из янтаря
  • Изделия из янтаря всегда в моде
  • Подарок на долгую память
  • Пейзажи в интерьере
  • Волшебный камень янтарь
  • Самые популярные подарки и сувениры из янтаря
  • Подарок на день рождения
  • Картины из янтаря
  • Янтарь. Магия камня
  • Топ 10 предметов создающих уют в доме
  • Эликсир молодости Янтарная кислота в борьбе со старостью
  • Изделия инкрустированные янтарем
  • Полезные ювелирные изделия
  • Янтарные панно – солнечное тепло в вашем доме «Янтарная Комната» началась с янтарного панно
  • Как быстро подобрать оригинальные подарки и сувениры?
  • Какие бываю бусы?
  • Третьяковская галерея
  • Украшайте дом цветами
  • Ценность янтаря
  • Эксклюзивные подарки солидным мужчинам
  • Янтарная статуэтка
  • «Янтарная Комната» началась с янтарного панно
  • Оригинальные кольца с янтарем
  • Янтарь для женщин
  • Это интересно! Как отличить натуральный янтарь от искусственного
  • Почему важно иметь православную икону в доме?
  • Семейные иконы
  • Серебряные кулоны. Эксклюзивные украшения из янтаря
  • Казанская икона Божьей Матери
  • Украшения которые лечат
  • Лучший подарок на свадьбу — православная икона из янтаря
  • Янтарная лампа — произведение искусства
  • Детская комната и иконы
  • Ваш дом не забудут, если увидят красивые янтарные картины
  • Триптих картины
  • Как носить брошь?
  • Дорогие подарки из янтаря
  • С чем и как носить бусы?
  • Как выбрать украшения в ювелирном магазине?
  • Подбираем серьги: все тонкости и хитрости
  • Мужские аксессуары: запонки и зажимы
  • Подарок девушке. Как удивить?
  • Серебряные украшения с натуральными камнями
  • Магия колец. Как носить кольцо с пользой.
  • Авторские украшения из натуральных камней
  • Тайная вечеря Леонардо да Винчи: история известной иконы
  • Модный аксессуар — курительные трубки и мундштуки
  • Мода на янтарь
  • Как носить брошь?
  • Инклюз в янтаре, что это такое?
  • Как ухаживать за ювелирными украшениями
  • Серебряные украшения — модный тренд
  • Икона Святого Николая Чудотворца
  • Репродукция из янтаря «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • Репродукция Ван Гога «Ирисы» выполнена из янтаря
  • Ювелирные украшения — хитрости современных женщин
  • Ювелирный этикет: соблюдайте правила и вы будете безупречны!
  • Тренд сезона: крупные кольца и браслеты поверх одежды
  • Как правильно подобрать украшения
  • Портрет из янтаря — эксклюзивный подарок
  • Венчальные иконы из янтаря
  • Как подобрать кольцо
  • Как выбрать картину для интерьера
  • Обработка янтаря. Часть 1
  • Обработка янтаря: раскрой, шлифовка и полировка янтаря. Часть 2
  • Обработка янтаря: сверление и осветление янтаря. Часть 3
  • Изготовление ювелирных украшений из янтаря. Часть 5
  • Янтарь в прикладном творчестве. Мозаика. Часть 7
  • Способы украшения ювелирных изделий. Часть 8
  • Обработка янтаря: резьба, точение, скульптура. Часть 4
  • Густав Климт — «Древо жизни»
  • Ценные подарки: как выбрать?
  • Солнце на пальце: кольца с янтарем
  • История мужских галстуков и зажимов
  • Способы крепления ювелирных камней
  • Как правильно носить запонки
  • Как добывают янтарь | Добыча янтаря

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

Схема храма Святой Софии

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Видео про собор Святой Софии

Где находится храм Святой Софии на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле

Храм Святой Софии — самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453 году столица Византии — город Константинополь, — был захвачен турками-османами и переименован в Стамбул, главный храм православного христианского мира — храм Святой Софии, — был немедленно превращен в мусульманскую мечеть.

Однако, согласно новой хронологии, этот храм не мог быть построен ранее XIV века н. э. Более того, он несет в себе многочисленные признаки постройки XVI века, то есть уже эпохи османов-атаманов.

Но как могли османы, будучи мусульманами, построить христианский храм? Ответ дает новая хронология, согласно которой религиозное разделение между православием и мусульманством зародилось лишь в XV веке н. э. (а не в VII веке, как утверждает скалигеровская версия) и окончательно завершилось лишь в XVII веке. Поэтому в XVI веке в Турции еще могли строиться (и строились) христианские храмы, а в России — храмы, не отличимые по своему убранству от мусульманских мечетей. Как, например, храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве , т. 6; .

Напомним основные моменты нашей реконструкции, относящиеся к храму Святой Софии. Который мы в ходе наших исследований по хронологии уже давно предположительно отождествляли с храмом Соломона — Сулеймана Великолепного -.

Согласно новой хронологии библейский Соломон и византийский император Юстиниан, живший якобы в VI веке н. э. — одно и то же историческое лицо, см. -. В этой связи стоит отметить, что Юстиниан и Сулейман носили практически одно и то же имя-прозвище. Само имя «Юстиниан» означает ПРАВОСУДНЫЙ. А султана Сулеймана называли Сулейманом ЗАКОНОДАТЕЛЕМ , с. 242.

Документы говорят, что одно из самых выдающихся деяний султана Сулеймана Великолепного — это постройка огромной мечети в Стамбуле. Сегодня считается, что это — так называемая «Мечеть Сулеймана». Якобы именно она была возведена в 1550–1557 годах архитектором Синаном по указанию султана , с. 59. См. рис. 1.1. Это — самая большая мечеть Стамбула. Более того, она — центр целого комплекса построек. По своему великолепному инженерному исполнению она сильно выделяется среди остальных мечетей Стамбула, но, согласно новой хронологии, это гораздо более поздняя постройка, скорее всего, не ранее XVIII века, лет через 200–250 после Сулеймана , т. 6. Что косвенно подтверждается и тем, что центральный купол этой мечети, оказывается, «БЫЛ ОФОРМЛЕН В XIX ВЕКЕ братьями Фоссати» , с. 60.

Рис. 1.1. Мечеть в Стамбуле, приписываемая сегодня Сулейману Великолепному — Соломону. Взято из , с. 60.

Но для чего было приписывать Сулейману Великолепному позднейшую мечеть? И что же в таком случае строил Сулейман на самом деле? Если «отнять» у него приписываемую ему сегодня «мечеть Сулеймана», то что же останется?

Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века гигантский храм Святой Софии, рис. 1.2 — рис. 1.4. Это был ПЕРВЫЙ храм такого огромного размера. Ранее таких больших зданий в Царь-Граде не строили. Поэтому инженеры еще не обладали достаточным опытом мегалитического строительства. Конечно, они старались на совесть. Тем не менее, постройка вскоре стала расползаться под давлением чудовищной массы купола. И тут мы с удивлением узнаем, что следующий за Сулейманом Великолепным султан — Селим II — в 1573 году вынужден был укрепить стены Святой Софии при помощи огромных каменных «быков», принявших на себя нагрузку купола, распиравшего стены , с. 64.

Рис. 1.2. Храм Святой Софии в Стамбуле. То есть, как мы начинаем понимать, библейский храм Соломона. Фотография 2006 года.

Рис. 1.3. Вид храма Святой Софии — храма Соломона в XIX веке. Взято с современной открытки. Aytur, Hocapasa Camii Sok. Plevne Han №. 2 Kat 2/7-8. Sirkeci — Istambul.

Рис. 1.4. Старинное изображение храма Святой Софии, сделанное англичанином, бывшим в плену у османов-атаманов, и относимое к эпохе королевы Елизаветы I, 1596–1662. Надо сказать, что оно заметно отличается от изображений храма Святой Софии в XIX–XX веках. Взято из , с. 44.

Таким образом, складывается следующая картина. По-видимому, в 1550–1557 годах Сулейман действительно возводит Святую Софию. Это — первый опыт строительства огромных храмов. Опыт оказался не совсем удачным. Примерно через двадцать лет храм стал расползаться до такой степени, что Селиму II пришлось укрепить его «быками». Трудно себе представить, будто храм Святой Софии был возведен или «восстановлен» в VI веке н. э., простоял так до XVI века и только якобы через ТЫСЯЧУ ЛЕТ, стал расползаться под нагрузкой купола! А вот если храм был возведен в 1550–1557 годах, то картина становится вполне понятной.

Далее. Храм Святой Софии выложен из КИРПИЧА , с. 111. Спрашивается, когда кирпич вошел в употребление для построек? Точно ответить мы не можем, но в ходе нашего анализа древней и средневековой истории — мы уже высказали мысль, что кирпич правильной формы, в виде параллелепипеда, стал широко использоваться для построек лишь в XV–XVI веках. До этого клали из камня. Самые первые кирпичи эпохи XIII–XIV веков выглядели еще как булыжники, не имевшие определенной формы. Например, именно из таких БЕСФОРМЕННЫХ КИРПИЧЕЙ В ВИДЕ БУЛЫЖНИКОВ, вперемешку с обычными камнями, сложены древние стены в основании собора св. Петра в Женеве, датируемые историками эпохой XI века. Согласно новой хронологии, это, скорее всего, XII–XIV века.

Лишь потом строителям пришла в голову идея, что здания очень удобно складывать из мелких стандартных параллелепипедов-кирпичей. С этой точки зрения возведение Святой Софии ИЗ КИРПИЧА именно в XVI веке выглядит вполне естественно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >