Храм в кусково
Содержание
Церковь Спаса Всемилостивого в Кусково
С возведения храмов начиналось строительство многих дворянских вотчин, так поступил и граф Петр Борисович Шереметев. Реликвия для почитания досталась ему в наследство от отца, петровского дипломата Бориса Петровича. Подаренный, если верить преданию, лично Папой Римским золотой крест содержал частицу древесины креста, на котором распяли Спасителя.
Святыня по церковной терминологии именовалась частицей Древа Животворящего Христа, отсюда получила второе название церковь Спаса Всемилостивого в усадьбе Кусково.
Престол храма, именующегося и церковью Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, и освящен был в честь обретения реликвии. Главным отличием и достоинством строения является то, что церковь Спаса Всемилостивого никогда на перестраивалась и не имела существенных повреждений с момента окончания строительства в 1739 году. Советская власть определила храму музейное предназначение, что и гарантировало его сохранность.
Реклама
Местоположение и облик
Снимок, выполненный квадрокоптером при полете над Кусково, прекрасно позволяет разглядеть объект, для ясности на него указывает стрелка от надписи. Церковь Спаса Всемилостивого с верхнего ракурса отлично видна, благодаря отличающейся от других зданий окраске кровли. Колокольню выстроили отдельно от храма, немного ближе ко Дворцу и чуть дальше вглубь территории. Ближайшие к церкви достопримечательности — Кухонный флигель, павильон Грот и Итальянский домик.
Архитектурный стиль, которого придерживались строители церкви, сейчас именуют анненским барокко. Сложился он в период десятилетнего царствования Анны Иоанновны, умершей через год после освящения храма. Колокольня была построена значительно позднее, в 1792 году, по классическим канонам. Материалом для ее строительства по неизвестной причине было выбрано дерево, скорее всего в подражание графскому Дворцу, в основном деревянному.
Церковь Спаса Всемилостивого – одноглавая, восьмигранный барабан купола имеет ниши с размещенными в них скульптурами апостолов. На три стороны выходят одинаковые фасады, с востока размещена небольшая алтарная апсида. Три одинаковых крыльца без навесов оборудованы двухсторонними лестницами с коваными перилами. Ребристая крыша с темной кровлей и светлые стены отличаются от всех окружающих зданий.
Хотя и постриженные, кроны деревьев не позволяют досконально рассмотреть украшающие здание живописные и скульптурные изображения. На выходящем к западу центральном фронтоне находится барельеф богу Саваофу, он же Яхве, он же Иегова. Это всего лишь вариации имени Божьего, используемые в Ветхом Завете. Древние иудеи писали его без гласных букв, считая слишком святым для произношения.
Войдем в церковь Спаса Всемилостивого
Внутреннее храмовое убранство, открывающееся перед входящими в церковь Спаса Всемилостивого, удивляет своей скромностью и лаконичностью. Аккуратно побеленные стены не содержат ни лепнины, ни живописных росписей. Из украшающих элементов можно упомянуть только ковровую дорожку посередине нефа, ведущую к алтарному иконостасу. Тут же расположена лавка с религиозной атрибутикой.
Между особо чтимыми иконами и самим иконостасом, на видном месте находится необычный для современных храмов подсвечник. Прямоугольная металлическая плоскость, содержащая множество гнезд для свечей, выполнена как единое изделие с распятием, заключенным в украшенную камнями рамку. Самая красивая деталь подсвечника – его опорная тумба, украшенная бронзовыми вставками и обрамлениями.
Неброско выглядит и оформление алтарного иконостаса, в основном разрисованного однотонными узорами. Крупные и редко расположенные рисунки выглядят непривычно, по сравнению с поистине дворцовой роскошью некоторых соборов. Тревожно и контрастно на общем блеклом фоне смотрятся святые врата в их верхней части, переливающейся темными и светлыми оттенками красного.
Позолотой сверкают лишь некоторые святые образа, в том числе верхняя икона Святой Троицы. Таковы же крупные иконы Богоматери с младенцем слева от Святых ворот и самого Спасителя – справа. Необычна форма створок боковых проходов в алтарное пространство, сделанных в форме вертикально срезанных половин арок. В правой даже просматривается помещение для переодевания священнослужителей.
Устройство уже виденного в полную величину подсвечника для заздравных свечей вполне традиционно, в отличие от роскошного прямоугольного.
Пламя свечей, поминальных и заздравных, никогда не отождествлялось с языческим поклонением огню. Это скорее отголоски эпохи зарождения христианства и гонений на новую религию. Жизнь и поклонение Христу проходили первоначально в пещерах, где просто не было иного источника света. Постепенно сформировался ныне незыблемый обычай ставить свечи в храмах, а службу проводить в полумраке.
Вернемся к внешнему виду
Упущенный в начале рассказа восточный вид на церковь Спаса Всемилостивого все же стоит привести, хотя бы в конце обзора. Нужно отметить двойной купол здания и отсутствие многократно описанного ангела, поддерживающего крест.
Скорее всего, фигуре понадобилась реставрация после долгой службы. Интересна и видимая только отсюда крыша апсиды веерной формы, и облик деревянной колокольни. Состоит она из трех ярусов и купола со шпилем, вздымающим крест выше главного купола.
Вид с южного направления можно было бы совсем упустить как повторяющий зеркально предыдущие, но не все упомянуто в тексте. Церковь Спаса Всемилостивого украшена накладными пилястрами, играющими в основном декоративную роль. Такие же элементы, только меньшей величины, использованы и в восьмигранном световом барабане.
Остается упомянуть обелиск, видимый со стороны аллеи вдоль Большого пруда усадьбы Кусково. Каменная четырехгранная пирамида на четырех шарах. С пятым на вершине не находит толкования в большинстве комментариев. Лишь один источник утверждает, что таким обелиском отмечено место гибели коня одного из Шереметевых. Если узнаете подробности – просьба сообщить.
Москва православная. Все храмы и часовни (149 стр.)
Последнее по времени здание было возведено в начале XIX в. Церковь имела придел Покрова Пресвятой Богородицы (по приделу храм часто называли Покрова на Грязех). Церковь закрыли в 1930 г., а снесли в 1933 г.
Спаса Всемилостивого Казанского Головинского монастыря церковь (уничтожена).
Монастырь в окрестностях современного Кронштадтского бульвара был создан в 1886 г. на основе находившейся здесь женской общины. Спасская церковь была выстроена в середине XIX в., когда на этих землях существовало имение В.И. Головиной. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. храм, как и все другие монастырские церкви, был закрыт. Спасский храм вместе с другими постройками обители снесли в конце 1960-х – начале 1970-х годов, когда здесь развернулось массовое жилищное строительство.
Спаса Всемилостивого в Кускове церковь (улица Юности, дом № 2).
В 1737–1739 гг. в усадьбе Кусково ее владелец граф Б.П. Шереметев выстроил на месте деревянной каменную однопрестольную церковь в стиле барокко. В настоящее время церковь является старейшей из усадебных построек. Четырехугольный храм завершен восьмигранным барабаном с куполом и богато украшен в стилистике барокко. В интерьере сохранились ниши со скульптурными композициями и другие элементы первоначального убранства. Колокольня была сооружена в 1792 г. (архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин). Церковь закрыли в 1930-е гг. и передали в ведение музея. С 1978 г. церковь реставрировали. Освящена вновь 14 августа 1998 г.
Спаса Всемилостивого при Работном доме церковь (Большой Харитоньевский переулок, дом № 22).
Работный дом для перевоспитания нищих и бродяг размещался с конца 1830-х гг. в здании начала XIX в. в Большом Харитоньевском переулке. На его верхнем втором этаже была устроена домовая церковь. Из архивной описи 1919 г. можно узнать, что в храме было девять Евангелий в серебряных окладах, пять серебряных крестов, более шестидесяти икон (из них около десяти в серебряных ризах).
Владимирская икона Божией Матери была одета в вызолоченную ризу с эмалью и украшена мелкими бриллиантами. В церкви хранилась металлическая доска с врезанными в нее крестами-мощевиками. После Октябрьской революции 1917 г. Работный дом переименовали Дом по оказанию трудовой помощи рабочим с пониженной трудоспособностью (Дом трудпомощи). Храм был закрыт и опечатан 10 сентября 1921 г. На склад церковного имущества Моссовета вывезли наиболее ценные серебряные предметы. В 1970-1980-х гг. в здании бывшего Работного дома размещалась детская спортивная школа.
Спаса Всемилостивого в Симоновом монастыре церковь (уничтожена).
В Симоновом монастыре к началу XX века существовало шесть храмов, из них два надвратных. Над древними западными вратами находился небольшой храм Всемилостивого Спаса, сооружение которого было связано с военными событиями конца XVI в.
В 1591 г. монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события и был в 1593 г. сооружен Спасский храм.
Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные Царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.
Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 г.
Спаса Всемилостивого в Скорбященском монастыре собор (Новослободская улица, дом № 58, строение 5).
Пятиглавый монастырский собор в русском стиле, с шатровой колокольней и с приделами иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Двенадцати апостолов выстроили в Скорбященском монастыре в 1894 г. по проекту архитектора И.Т. Владимирова на средства благотворительницы А.А. Смирновой (в монашестве Рафаилы). Собор имел главный престол во имя Спаса Всемилостивого (Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня) и приделы – Двенадцати апостолов и иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм закрыли в 1929 г. и перестроили, уничтожив главы, но, в отличие от других строений Скорбященского монастыря храм уцелел. Рядом с собором сохранилась часовня над могилой храмоздательницы. В 1990-е гг. он был возвращен Русской Православной Церкви, а в 2003 г. богослужение возобновилось.
Спаса Всемилостивого при храме архангела Михаила в Тропареве церковь (проспект Вернадского, дом № 90).
Дом причта с крестильным храмом выстроили в 1990–1991 гг. и освятили 1 декабря 1991 г. В нем находятся Смоленская икона Божией Матери XVII века, образ благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей, частицы мощей святителя Николая и священномученика Харлампия. При храме действуют воскресная школа и приходская библиотека.
Спаса Всемилостивого в Чигасах церковь (уничтожена).
В местности между 3-м и 5-м Котельническими переулками в XV–XVI веках находился мужской Спасский монастырь, игумен которого по прозвищу Чигас построил в обители первый каменный храм. Монастырь сгорел в пожаре 1547 г., причем летопись упоминает о гибели «подписи чудной Дионисия иконописца», то есть фресковой росписи храма XV столетия. Позже монастырь был восстановлен.
В документах 1625 г. Спасская церковь в Чигасах упоминается как приходская. В 1641 гг. построили Екатерининский придел, а в 1647 г. к нему пристроили каменную колокольню. В начале XVIII в. церковь и колокольню разобрали, и на их месте выстроили новые. С 1722 г. известен придел мучеников Кирика и Иулитты. В 1733 г. построили придел великомученицы Екатерины, в иконостасе которого вплоть до закрытия храма находилась икона святой Екатерины 1732 г.
Облик храма, сложившийся в первой трети XVIII века, не изменялся впоть до сноса церкви. В главном иконостасе все иконы, кроме помещенных на дверях и на Царских вратах, были современны постройке храма – первой трети XVIII в. или XVII в. Историки особо отмечали редкую по композиции икону с изображением крестного хода 1 августа, а также иконы «Явление Божией Матери преподобному Сергию» 1671 г., святителя Николая XVII в. и пророка Илии начала XVIII в. Все иконы иконостаса Екатерининского придела были написаны в 1733–1736 гг. В алтаре придела мучеников Кирика и Иулитты находилась икона святителя Николая XVII в. В иконостасе этого придела помещались храмовый образ мучеников Кирика и Иулитты XVII в. и Тихвинская икона Божией Матери, на ризе которой была надпись, что сей образ писал в 1712 г. монах Корнилий Уланов. Храм славился своими потирами начала XIX в. черного серебра со стразами, дарохранительницей в виде Сионской горницы с литым изображением Христа и апостолов, напрестольным крестом 1814 г., шитыми золотом хоругвями XVIII в.
В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в Спасочигасовскую церковь передали часть церковного имущества домового храма Третьяковской богадельни: несколько икон, Евангелие, два напрестольных креста, плащаницу. Церковь закрыли в 1926 г., и ее помещения использовались для светских нужд. Затем храм был уничтожен, а на его месте выстроили двенадцатиэтажный жилой дом (5-й Котельнический переулок, дом № 12).
Спаса Нерукотворного Образа в Барыковской богадельне церковь (Барыковский переулок, дом № 4; уничтожена).
Домовая церковь находилась на втором этаже западной пристройки к зданию богадельни, созданной купцом И.И. Барыковым. О бывшем здесь раньше храме свидетельствуют полукруглый выступ алтарной апсиды и киот для иконы.
Главной святыней храма, почитаемой всей Москвой, был чудотворный образ Спаса Нерукотворного на северной церковной стене. Спаситель был изображен на кирпичной неоштукатуренной стене. По сторонам от Христа – два ангела. Икона была около двух с половиной метров высотой и два метра шириной. Она находилась в позолоченном металлическом киоте и была украшена трехпудовой позолоченной серебряной ризой с драгоценными камнями.
Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково
Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг.
В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль».
Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного.
На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде».
По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.
Однако самая первая деревянная церковь появилась здесь, в родовой вотчине Шереметевых еще в XVII веке. Род Шереметевых был одним из самых знатных в России. Они приходились дальними родственниками Романовым, так как вместе с ними были прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы), и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми, так как основатель их фамилии, Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Что оно означало – неизвестно до сих пор, но зато в историю давно вошла поговорка: «Богат, как Шереметев». Действительно, по своему фамильному состоянию они равнялись только с Юсуповыми. Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: именно из-за нее царь убил своего сына. Когда государь вошел в палаты, беременная невестка была одета в простое домашнее платье, что тогда считалось неполным одеянием, и он пришел в ярость. Сын же осмелился защищать жену.
Род Шереметевых был славен доблестной государевой и военной службой: они поддержали Михаила Романова, потом Петра I, участвовали в Ливонской и Северной войнах, за что получали множество земельных владений, ставших основой их сказочного богатства. Среди них оказалась и подмосковная вотчина Кусково, которая пробыла в их собственности почти 400 лет – до 1917 года. Впервые она упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради «охотной забавы». Густые леса с дикими животными, болотистая местность с птицей сулили большое приволье. Ученые расходятся в версиях о происхождении имени шереметевской деревни. Возможно, что она уже в те времена именовалось Кусково, но по преданию, это имя родилось позднее, в первой половине XVIII столетия, при графе П.Б. Шереметеве, который называл свое владение «куском». При нем и появилась здесь эта роскошная усадьба, а прежде тут стоял простой деревянный дом с садом и деревянная домовая церковь. Неизвестно, была ли она тогда Спасской, или ее переосвятили потом, в честь подаренной святыни. Первым стал обустраивать Кусково первый русский граф и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, задумавший превратить ее из обыкновенного охотничьего угодья в загородную летнюю резиденцию – в духе петровской придворной моды. По его замыслу, новые хоромы должны были оказаться не хуже меншиковских. Строить, однако, пришлось из дерева, так как каменное строительство в Москве было в ту пору запрещено царским указом.
Однако смерть графа в 1719 году прервала эти планы, а по его завещанию все дворовые люди были отпущены на свободу с годовым содержанием. Имение перешло к малолетнему Петру Борисовичу, который затем сумел осуществить отцовский замысел с невиданным размахом. Именно при нем Кусково стало «подмосковным Версалем» – он твердо задался целью построить усадьбу красивее, чем у других вельмож и затмить их роскошью и богатством. Общие работы начались в 1740-х годах под «смотрением» мастера Ю. Кологривова, а потом крепостного Федора Аргунова, и окончились во второй половине XVIII века, когда ими уже руководил известный московский архитектор Карл Бланк.
Однако свою грандиозную стройку Петр Шереметев благопристойно начал с возведения новой домовой церкви: девизом их рода было изречение «Бог охраняет все!» В 1737-1739 г.г. на месте старой деревянной церквушки вырос каменный красавец храм. Он больше никогда не перестраивался и дошел до нас в своем первозданном виде, став самым старым памятником усадьбы Кускова. Считается, что это — редчайший в современной Москве памятник «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.
Внутреннее убранство храма соответствовало его внешнему великолепию: красивый резной иконостас, оклады образов с драгоценными камнями и жемчугом, золоченые царские врата и роскошное двухъярусное трехметровое паникадило с двумя ярусами из 18-ти свечей, украшенное фигурами серафимов. Исторической реликвией здесь были воздухи, расшитые золотом и жемчугами, по преданию, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. Она однажды была гостьей хлебосольного Кускова.
Домовая церковь играла очень большую роль в жизни усадьбы, без нее не обходилось ни одно торжество. Ее престольный праздник даже отмечался народными гуляниями: в этот день всякий, кто был прилично одет, мог приехать сюда насладиться музыкой или театральным представлением, а для простого народа на природе ставили столы со щедрым праздничным угощением. Интересно и то, что граф Николай Петрович Шереметев, оставшийся в памяти России женитьбой на крепостной актрисе Прасковье Жемуговой, имел обычай справлять свой день рождения непременно с медом, хотя он родился за два месяца до престольного праздника домовой церкви – видимо, в этом была дань традиции отеческой усадьбы. При нем в 1792 году крепостные архитекторы А.И. Миронов и Е. Дикушин построили красивую деревянную колокольню с золоченым шпилем.
Церковные богослужения, колокольные звоны, крестные ходы не только обязательно сопровождали праздники усадьбы, но и сами были ее праздниками. На день Спаса Всемилостивого за Литургией следовало водоосвящение: когда священник погружал крест в воду, гремел пушечный салют, а специальная яхта посреди пруда мгновенно распускала праздничные разноцветные флажки.
Вскоре после церкви в 1769 – 1775 г.г. был построен главный дворец, обращенный парадным фасадом к роскошному зеркальному пруду, в котором плавали лебеди и утки. Дворец был предназначен исключительно «к великолепию» — не столько для жилья, сколь для торжественных приемов гостей, с фейерверками, с модными светскими гуляниями, с множеством «отрад и приятностей». (Для себя граф построил в рощице «дом уединения», куда не пускал никого, кроме слуг и ближайших друзей.) Архитектором дворца был, по всей вероятности, сам Карл Бланк, хотя иногда называют имя французского зодчего Шарля де Вальи. Еще одна особенность — редчайший для Москвы барочно-рокайльный стиль сооружения, традиционный в ту пору для столичного Петербурга.
Роскошный деревянный дворец был окрашен в символический нежно-розовый цвет «утренней зари». У парадных дверей гостей встречали сфинксы. Все здесь должно было поражать великолепием и удивлять не переставая, невиданными новшествами: взору гостей представали изумительные полотна Рембрандта Рафаэля, Ван-Дейка, Веронезе, люстры из горного хрусталя, модная анфилада, коллекция оружия и даже седло короля Карла XII, доставшееся графу Б.П. Шереметеву в Полтавском сражении вместе с королевским скакуном. А на праздничный стол кушанья подавались в посуде из чистого золота.
И в парках усадьбы гостям предлагали продолжить удивительное развлечение. Этот парк был одним из самых больших в России XVIII столетия. Достопримечательностями стали Итальянский домик, устроенный для выставки итальянских картин, Голландский домик с изразцами в память о петровской эпохе, грот, построенный для отдыха в летний зной, Эрмитаж, предназначенный для уединенного отдыха и приема избранных без слуг: специальная машина поднимала туда гостей на диване, а за ними следовал стол, накрытый на 16 приборов. Зимний сад и оранжерея поражали лавровыми, лимонными, померанцевыми, апельсиновыми деревьями. Огромные стеклянные двери были устроены специально для дам, чтобы они могли свободно проходить сюда в своих пышных платьях, не умещавшихся в обычные двери.
Посещали Кусково и августейшие особы. В 1754 году сюда приехала Елизавета Петровна (специально к приезду гостьи Шереметевы обустроили французский парк). В ее честь задали грандиозный праздник с диковинными блюдами, ночной иллюминацией и экспозицией китайского фарфора. А готовясь к приему Екатерины II граф Петр Борисович устроил во дворце парадную опочивальню, но никто никогда не воспользовался ей, хотя императрица и посетила Кусково в августе 1774 года, после победы России над Турцией. Праздничный обед для нее и свиты накрыли в прохладном гроте. По преданию, императрица, отдыхая, собственноручно набросала рисунок ажурной решетки, которую потом изготовили в Кусково по этому эскизу. Другой визит государыни состоялся в 1787 году на московских торжествах в честь 25-летия ее коронации – за год до смерти графа Петра Шереметева.
Именно он стал обустраивать в Кускове первый крепостной театр с оперными и балетными труппами и школой для талантливых детей. Его не сохранившееся здание в парке спешно строил Шарль де Вальи в итальянском стиле к именинам графа, Петрову дню, стараясь сделать ему приятное. На его сцене впервые явилась дочь кусковского кузнеца, Прасковья Ковалева, имевшая тогда сценический псевдоним Горбунова (ее отец был горбун). В этих домашних спектаклях любил участвовать сам «Крез меньшой», как прозвали наследника, графа Николая Петровича Шереметева. Бросив гостей, он часто садился «меж холопов своих» играть на виолончели. В 1798 году граф дал вольную своей гениальной крепостной актрисе, а чрез три года женился на ней.
Смерть Прасковьи в 1803 году подорвала здоровье Н.П. Шереметева. Вскоре он сам умер от простуды. Его единственному наследнику Дмитрию было всего 9 лет, когда началась Отечественная война. В Кусково расквартировались армия маршала Нея и разграбила все, что было можно: отдирали даже дорогую бархатную обивку стен. Сам маршал увозил в Париж лучшие картины и гобелены.
После разгрома наполеоновской армии Кусково отремонтировали, но без прежней роскоши. Дело было и в средствах, и во вкусах нового хозяина Д. Н. Шереметева. Призванный на службу, он находился в тех самых войсках, которые стреляли по восставшим на Сенатской площади в декабре 1825 года. Трагедия декабристов настолько потрясла его юную душу, что он замкнулся в себе, уединился и глубоко ушел в религию, проводя дни в молитве и постах. Многолюдные шумные праздники в Кусково прекратились, театр разобрали, а после отмены крепостного права содержать регулярный парк с садовниками стало не под силу даже Шереметевым. В конце XIX века новый наследник продал большую часть земельных угодий Кускова под дачные участки, но родовое гнездо не тронул, (хотя оно и приносило убытки), а выстроил для себя деревянный домик рядом с опустевшим дворцом.
В 1919 году в Кусково открылся краеведческий музей, где экспонировались чучела животных, обитавших в местных лесах. Восстановление исторического памятника далось реставраторам огромным трудом. Музей открылся здесь в 1930-х годах, и в залах дворца экспонировалась уникальная морозовская коллекция фарфора из их бывшего особняка в Подсосенском переулке. Настоящим подвигом стало спасение кусковского дворца в 1941 году, когда укрытое маскировочным камуфляжем здание нельзя было отапливать – разница внешней и внутренней температур разрушила бы его старое дерево. И, тем не менее, уже в 1943 году возобновились реставрационные работы по воссозданию исторического облика усадьбы Кускова, какой мы видим ее теперь.
А в октябре 1991 году была восстановлена и вновь освящена домовая Спасская церковь. Ныне на колокольне звонят восемь колоколов, отлитые по старинным образцам.
Храм Спаса Всемилостивого в Кусково
Кусково, где расположен храм, известно с 16 века как усадьба одной из самых знатных дворянских семей страны — Шереметевых. Ныне — это музей под открытым небом, представляющий собой целый ансамбль архитектурных сооружений 18 века.
Видное место здесь занимает Храм Спаса Всемилостивого, с его возведением связана отдельная история. Владевший Кусково в 17 в. Борис Петрович Шереметев, совершая дипломатическую поездку по Европе, был удостоен аудиенции у Папы Римского. Глава Ватикана в знак особого расположения подарил графу золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Сам Борис Петрович распорядиться этой реликвией не успел, так как вскоре скончался. По завещанию усадьба, а вместе с ней и священная частица перешли сыну – Петру Борисовичу.
Новый владелец, как и его отец, был большим ценителем европейской культуры, и, находясь под впечатлением от красот парижских дворцов, решил, что может создать в Кусково ансамбль ничуть не хуже. Строительство дворцового комплекса началось с возведения новой церкви. И это не случайно, так как Шереметевы часто руководствовались своим семейным девизом: «Бог охраняет все!». Таким образом, в 1737 г. на месте старой деревянной церквушки был сооружен новый величественный храм, сердцем которого и стала та самая реликвия, привезенная старым графом из Рима. Недаром другое его название — Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Примечательно, что храм никогда не перестраивался, а потому дошел до нас практически в неизменном виде, являя собой уникальный памятник «анненского барокко».
Особенной роскошью отличалось внутреннее убранство храма: резной иконостас и образы святых были сплошь украшены драгоценными камнями и золотом. Но наиболее ценными считаются тканевые покровы для священных сосудов, расшитые, по преданию, самой императрицей Елизаветой Петровной. По центру располагался богато украшенный расписной престол, посвященный Животворящему Кресту Господню.
После революции Храм Спаса Всемилостивого был упразднен и с 1919 г. по 1991 г. существовал как музей русской истории. В 1991 году храм возвращен церкви и заново освящен. С 2010 года храм получил статус объекта культурного наследия и охраняется государством.
Добавить комментарий