Храм воздвижения креста
Содержание
- Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника
- Воздвижение Креста Господня. Богослужение
- Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста
- Чин Воздвижения Креста Господня
- Воздвижение Креста Господня. Иконы
- Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
- Храмы в честь Воздвижения Креста Господня
- Крестовоздвиженский монастырь в Москве
- Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения
- Крестовоздвиженская церковь
- Иркутск, Крестовоздвиженская церковь: описание, адрес, как доехать
- Что посмотреть в Иркутске в первую очередь?
- История церкви
- Строительство колокольни
- Храм в XIX веке
- Храм в XX веке
- Реконструкция
- Архитектура храма
- Резные украшения
- Совмещение стилей
- Внутреннее убранство
- Зимний храм
- Иконостасы
- Полы
- Как работает церковь сегодня?
- Как добраться?
- История собора
- Церковь Воздвижения Креста Господня
- Россия
- Украина
- Молдова
- Беларусь
- Европа
- Мир
- Не действующие, не сохранившиеся
- См. также
- Примечания
Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из господских двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника
День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.
Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.
Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.
Библиотека Русской веры
Поучение на Воздвижение Честнаго Креста. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Воздвижение Креста Господня. Богослужение
Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения. После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже» выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост — пища поставляется только с растительным маслом. В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений — Феофан, Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихер на литии мы слышим:
Проњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори.
Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:
Пріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. Пріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Днeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Днeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.
В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни» для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.
Библиотека Русской веры
Канон Воздвижению креста Господня →
Читать онлайн
В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах — через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.
Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста
Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст:
Спаси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.
Русский текст:
Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Вознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.
Русский текст:
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
Чин Воздвижения Креста Господня
На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.
Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.
Воздвижение Креста Господня. Иконы
В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX — началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.
Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста. Ярославль. Около 1681 года | Воздвижение Креста. Новгород. Конец XV века |
Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены — по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.
Воздвижение Креста. Начало XVIII века | Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма |
Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.
27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу», или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась».
Праздник Воздвижения был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» или «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.
Храмы в честь Воздвижения Креста Господня
Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее — склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.
Крестовоздвиженский собор, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)
В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский храм. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах. В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. Москва
Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней. В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых. В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.
Храм Воздвижения Креста Господня. Коломенский кремль
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен монастырь в г. Белёв Тульской области. Женский Крестовоздвиженский монастырь был построен в 1625 году. «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь — деревянная, во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. К 1680 году в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 году был упразднен. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768 году Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. В 1869 году был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже: в центре — в честь Воздвижения Креста Господня, справа — в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева — во имя святителя Николы. На втором этаже: слева — во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа — в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале XX века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении. В 1980-х гг. XX века начались восстановительные работы, но быстро закончились.
Крестовоздвиженский Белёвский монастырь
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подверглась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь была построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из наиболее ранних деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с двумя прирубами (с запада и востока) и трапезной. Церковь обладала прекрасным по пропорциям крыльцом. Отдельно стоящая девятистолбная колокольня была построена в 1605 году и являлась одной из древнейших построек этого рода. Крестовоздвиженская церковь горела в 1919 году.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623 г.
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины. Постройка датируется приблизительно 1570 и приблизительно 1570 гг. Неподалеку стоит огромная сторожевая башня (XVI-XVII вв.). Она примыкает к руинам Крестовоздвиженской церкви и одноименному мужскому православному монастырю. Когда-то башня входила в систему городских укреплений. В 1852 году в ее первом ярусе была устроена теплая церковь. А в советское время этот первый ярус местные милиционеры использовали как тир.
Руины храм во имя Воздвижения Креста Господня и башня в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Дрогобыч Львовской области Украины. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества эпохи украинского Возрождения. Храм возводился за счет владельцев солеваренной промышленности Дрогобыча и находится невдалеке от строений старого солеваренного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, много перестроек и реконструкций. Сначала она была трехсрубная одноверхая, а впоследствии — перестроена на двоверхую церковь и использовалась с оборонительной целью. Рядом с этим храмом в 1661 году возвели деревянную колокольню, таким образом церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.
Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Дрогобыч Львовской области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Луцк Волынской области Украины. Храм был возведен в 1619-1622 гг., имел ярко выраженный оборонный характер. Это один из ранних образцов трансформации деревянного зодчестве в каменное, в частности, традиционного типа деревянного трехсрубного трехглавого храма. Трехчастная осевая композиция храма подчеркивалась тремя куполами. Притвор имел вид оборонной башни с лестницей, ведущей к своду. В 1803 году церковь была разрушена пожаром. В 1888 году на месте храма была устроена часовня, а к 1890 году целиком отстроена церковь, включившая уцелевшую древнюю апсиду с сохранившимся арматурным фризом XVII века с килевидными нишами.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Луцк Волынской области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Тернополь Тернопольской области Украины. Храм был возведен в 1570 или 1627 гг. Первые официальные упоминания о церкви Воздвижения Честного Креста найдены в грамоте князя Константина Острожского от 1570 года. Изначально церковь не имела высокой башни, на каменной плите, установленной над входом, высечена точная дата завершения строительства этой трехъярусной звонницы — 28 июля 1627 года. В начале XVIII столетия, во время притеснения православия на территории Речи Посполитой, церковь Воздвижения Честного Креста была закрыта и довольно долгое время использовалась под склад. И только в 1760 году началось возрождение церкви. Позже на церковном дворе построили кирпичную колокольню с невысоким декоративным шпилем. В 1831 году во время огромного пожара в городе крыша храма полностью сгорела, но ее быстро восстановили. В первой половине XX века, во время войн, церковь была значительно разрушена и лишь в 1954-1959 гг. капитально реставрирована.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Тернополь Тернопольской области Украины
Крестовоздвиженский монастырь в Москве
Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове.
Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 год
Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.
Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения
Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в старообрядчестве. На Воздвижение Креста Господня храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Самарской области, г. Чайковского Пермского края, села Давыдово Московской области, г. Меленки Владимирской области.
Храм РПСЦ во имя Воздвижения Честна́го Креста в с. Давыдово Московской области
Праздник является престольным также для мужского Мануйловского белокриницкого монастыря (Румыния) и храма села Великоплоское Одесской области (Украина).
Храм Воздвижения Креста Господня. Село Великоплоское
Празднику Воздвижения посвящены храм Русской древлеправославной Церкви поселка Тарбагатай республики Бурятия и зарубежных поморских общин: г. Харькова (Украина), деревни Капустино Могилевской области, г. Поставы Витебской области, г. Червень Минской области, дер. Перелазы и дер. Юзофово (Литва).
Храм Воздвижения Креста Господня. Перелазы
Храмовой праздник отмечают и общины старообрядцев часовенного согласия г. Ревда и г. Невьянск Свердловской области.
Часовня Воздвижения Честного Креста Господня. Невьянск
Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.
Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище
В начале XIX века община разделилась на две части — мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится.
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь, также церковь Воздвижения Креста Господня — один из старейших православных храмов Иркутска. Выполнял функции кафедрального собора в 1929-1936 и 1948-1991. Здание построено в стиле сибирского барокко. Находится по адресу: Иркутск, ул. Седова, 1.
К середине XVIII Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В городе даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала иркутская Крестовоздвиженская церковь. Городская летопись относит начало строительства здания к маю 1747 года, а клировые ведомости сообшают, что новый храм был освящен 11 сентября 1758 года.
Сибирское барокко
О храмах, подобных Крестовоздвиженскому, историк русской архитектуры академик И.Э. Грабарь писал:
«Виртуозность отделки храма при сравнительно скудных средствах поистине изумительна. Обтесывая и укладывая кирпич и впрямь и вкось, вытесывая колонки и балясы.и устраивая хитро сплетенные карнизы, зодчие достигали поразительного эффекта, когда кирпичные узоры давали впечатление богатых тканей и хитро вытканных ковров».
«Хитро вытканный ковер» представляют собой и стены Крестовоздвиженской церкви, где, по словам И. Грабаря, «наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковер, с своеобразным привкусом соседнего Востока».
В 1779 году с северной стороны церкви был возведен теплый (остальные были холодные, не отапливались) придел «в честь источения Святой Богородицы». В подражание основным объемам он получил ярусное завершение. Однако окончательный облик сооружения оформился в 1860 году, когда по проекту гражданского архитектора В.А. Кудельского к западной стене колокольни было «прикладено каменное глухое крыльцо» в виде довольно значительного объема, украшенного во вкусе своего времени фронтончиком, полуколоннами, большими полуциркулярными окнами.
Возведенная некогда на окраине, где брал начало Заморский тракт, Крестовоздвиженская церковь оказалась со временем в центре Иркутска, на перекрестке, от которого веером расходятся оживленные улицы.
Академик И.Э. Грабарь отмечал:
«В большое изумление приводит живучесть традиционного стремления «приукрасить» в отдаленной и поздней по времени Крестовской церкви в Иркутске.»
Интерес к необычной церкви исследователи проявили еще в XIX столетии. В 1887 году Императорская Археологическая комиссия включила Крестовоздвиженскую церковь в Свод памятников отечественной старины. Тогда же протоиереем Г. Можаровым была составлена метрика на церковь, как на памятник архитектуры.
Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский исскуствовед Г К. Лукомский восхищенно писал:
«Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамски да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей».
В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы — воистину, «своеобразный привкус соседнего Востока!»
Крестовоздвиженская церковь стала образцом для подражания. Мотивы убранства Крестовоздвиженской церкви можно встретить на стенах собора Посольского Спасо-Преображенского монастыря на Байкале, в других, более поздних по времени церквах Иркутска.
После 1917
Храм выполнял функции кафедрального собора в 1929—1936 и 1948—1991. В 1936 году богослужение в храме было прекращено. Тогда же с колокольни сняли колокола, самый старый из которых был отлит в 1753.
- Официальный сайт Иркутской епархии
- Достопримечательности России
Иркутск, Крестовоздвиженская церковь: описание, адрес, как доехать
Несмотря на то что этот красивый сибирский город не является крупным туристическим центром, многие туроператоры утверждают, что здесь есть на что посмотреть. В Иркутске, который славится уникальной архитектурой, до наших дней сохранилась старинная планировка. В нее входит более 600 исторических построек. Только в этом городе установлен монумент туристу. А в шестидесяти километрах от него находится озеро Байкал, привлекающее многочисленных туристов.
Что посмотреть в Иркутске в первую очередь?
Вам будет интересно:Галичское озеро (Галичский район, Костромская область): описание, отдых, рыбалка
Если вы собираетесь в ближайшее время посетить этот город, рекомендуем вам посетить следующие достопримечательности:
Вам будет интересно:Эконом-класс в самолете: места, обслуживание. Билет на самолет: расшифровка
Особой популярностью у гостей, интересующихся культовой архитектурой, пользуются храмы Иркутска. В городе насчитывается 26 храмов, соборов, церквей. Большинство из них прекрасно сохранились, некоторые реконструируются и восстанавливаются. В этой статье мы подробно расскажем об одной из главных достопримечательностей Иркутска. Это исторический, культурный и архитектурный памятник — Крестовоздвиженский храм.
Вскоре после основания города у подножия Крестовой горы был установлен крест, который определил место будущего храма. К середине XVIII века Иркутск достиг пика своего развития и стал оспаривать у Тобольска звание столицы Сибири. Здесь возникла архитектурная школа, которая разрабатывала направления сибирского барокко. Его ярким примером стала построенная в городе одна из самых красивых церквей Сибири. Культовое сооружение, расположенное в центре Иркутска, внесено в список уникальных соборов России.
Вам будет интересно:Сколько лететь до Красноярска из Москвы? Путешествуем по России
Вначале это была небольшая деревянная церквушка. Но в середине XVIII века на ее месте был возведен необыкновенной красоты каменный Крестовоздвиженский храм, сочетающий русские, буддийские и украинские элементы.
История церкви
Долгое время история храма оставалась малоизученной. Много работ исследователей было посвящено архитектуре Крестовоздвиженской церкви в Иркутске, вобравшей в себя элементы барокко в сочетании с восточноазиатскими мотивами. А вот о людях, в разное время служивших здесь, было известно мало. Долгое время не упоминалось, что в 1812 году в этом храме зачитывали манифест об объявлении войны, в 1861-м – указ об отмене крепостного права, в 1945 году здесь прошел благодарственный молебен в честь победы над фашистской Германией.
Строительство Крестовоздвиженской церкви в Иркутске началось в далеком 1747 году и было завершено через тринадцать лет. Главной особенностью архитектуры храма, бесспорно, являются декорированные стены — настолько ярко восточные мотивы, пожалуй, не выражены ни в одном православном храме нашей страны.
Изначально храм должен был быть освящен в честь Святой Троицы, как и его деревянный предшественник. Однако народное название «Крестовский» так укоренилось, что приняли решение назвать церковь — «Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Первый из приделов храма был назван Троицким. Сейчас в храме их пять.
В строительство церкви свои коррективы вносили суровые сибирские морозы. Стало ясно, что не обойтись без зимнего приземистого придела, который можно было протопить и проводить службы в зимнее время. Новый придел освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского, который на тот момент почитался в городе, а всероссийское его прославление состоялось в первой половине XIX века. Первым правящим епископом Нерчинским и Иркутским стал владыка Иннокентий.
Строительство колокольни
Вам будет интересно:Чем заняться и куда с детьми сходить в Томске
Вместе с зимним храмом велось строительство колокольни, которая вначале имела не столь массивное завершение, как сегодня. Внешне колокольня немного напоминает румынские православные церкви, хотя, скорее всего, это сходство случайно. Именно колокольню лучше всего видно с подножия Крестовой горы. Она стала доминантой уникального храмового комплекса. Колокольный звон Крестовоздвиженской церкви в Иркутске разносился за многие километры по берегам Ангары благодаря расположению колокольни.
Храм в XIX веке
Во второй половине XIX века церковь претерпела последние изменения во внешнем облике. В 1860 году была пристроена просторная паперть ко входу с крыльцом и двумя резными лестницами. Они вели в летнюю и зимнюю части церкви. А в самом конце XIX века перестроили завершение колокольни, которая с тех пор стала более массивной.
Храм в XX веке
Из всех городских культовых сооружений Крестовоздвиженской церкви в Иркутске выпала самая счастливая доля. Совсем ненадолго она закрывалась в советское время, и внутреннее убранство храма осталось практически нетронутым. А после возобновления богослужений (1943) она стала главным культовым сооружением города.
Гражданская война несколько отсрочила наступление новых властей на Крестовоздвиженскую церковь Иркутска. Однако это было лишь временное затишье. Гонения на храм начались в 20-е годы прошлого века. Зная о художественной ценности сооружения, новые власти не решились его уничтожить и открыли в нем антирелигиозный музей.
Благодаря такому использованию Крестовоздвиженская церковь в Иркутске не только уцелела, но и спасла бесценные экспонаты: сюда свезли утварь и иконы из взорванного Казанского собора. Кроме того, удалось спасти иконостасы и образы XVIII века, которые все это время оставались на своих прежних местах. Музей работал десять лет. После прекращения оголтелой антирелигиозной кампании в стране (1943) храм было решено вернуть РПЦ.
Церковь была открыта одной из первых в городе и области. На первую рождественскую службу (1944) пришли пятнадцать тысяч человек. Территория церкви была заполнена верующими полностью. Они стояли до лютеранского кладбища, где сегодня установлена скульптура Бабра. Тогда священнослужители открыли окна и вели службу в двух частях церкви одновременно. Поскольку это был единственный действующий храм в городе, он получил статус Кафедрального. Памятником архитектуры храм был признан в 1948 году.
Реконструкция
В 2015 году в церкви начались масштабные ремонтные работы. Строители обнаружили в летней части церкви место, где, по мнению ученых, в конце XVIII века располагался алтарь. Интересно, что на плане строения 1804 года этот объект уже не отмечен. Следовательно, алтарь скрывался в кладке столетиями. Планируется восстановить его, но, к сожалению, не в первозданном виде – он утерян.
Архитектура храма
Архитектура церкви, которая находится в центре Иркутска, на улице Седова, уникальна. Кубический объем в высоту продолжается высоким ярусным барабаном с плавно убывающим размером ярусов. Типично украинская форма кровли имеет особенность — ее колоколообразное завершение словно разрезано дополнительным ярусом. Этот прием более характерен для сибирского барокко.
Трапезную широкую часть, которая в большинстве храмов не имеет куполов, венчают сразу два колоколообразных завершения. Они немного уступают по высоте центральному барабану, но образуют необычную для русских церквей треугольную композицию. Подобный купол имеет и Иннокентьевский придел, расположенный с северной стороны.
Резные украшения
Перед храмом выступает паперть с крыльцом. Можно заметить явное влияние неоготики в ее центральном прясле. Все поверхности стен, включая паперть и придел, покрывает разнообразная изысканная резьба. Такие резные фасады характерны для иркутского барокко, но больше нигде резьба в таком многообразии форм не представлена.
Многие орнаменты отличаются буддийскими элементами, которые повторяют форму традиционных святилищ (ступ). Декор храма отличается большим количеством острых углов, которые нехарактерны для православного культового зодчества. О мастерах, возводивших и украшавших храм, к сожалению, не сохранилось никаких сведений, но исследователи предполагают, что среди них были крещеные буряты, которые привнесли в отделку церкви национальные мотивы.
Как и многие церкви Иркутска, эта продолжительное время была полностью побелена, но сегодня Крестовоздвиженский храм обрел свой первоначальный вид. Декоративные элементы окрашены в красно-кирпичный цвет, что эффектно выделяет их на фоне белоснежных стен. В таком же стиле оформлена и окружающая храм мощная ограда.
Вам будет интересно:Гостиницы в Армавире: обзор, рейтинг, адреса и фото
Совмещение стилей
Каждая экскурсия по Иркутску в свой маршрут включает посещение этого храма. Если вы посетите его в составе экскурсионной группы, гид обязательно обратит ваше внимание на еще одну особенность сооружения — соединение стилей Восточной Азии и Запада. Обратите внимание на купола, которые напоминают купола восточноазиатских храмов, типичную для восточных стилей витиеватость по периметру церкви, а по правой стороне от главного входа можно увидеть стилизованный узор в виде круга сансары.
Внутреннее убранство
Чтобы изучить уникальный интерьер Крестовоздвиженской церкви, рекомендуем вам принять участие в экскурсии по Иркутску. Опытный экскурсовод расскажет вам много интересного об истории храма, о его святынях. В первую очередь вы попадете в светлую и просторную паперть. Затем, пройдя через это помещение, окажетесь в трапезной части. Ее своды опираются на две мощных колонны, которые украшают скульптуры и резьба.
По обеим сторонам от них располагаются боковые Троицкий и Успенский приделы. Они отличаются только освещенностью — Троицкий более светлый, поскольку примыкает к освещенной внешней стене, а со стороны Успенского построен еще один придел.
Через арку между двумя приделами можно пройти в помещение перед центральным престолом. Оно изолировано от трапезной. Здесь стены окрашены в насыщенный синий цвет, а по их периметру располагается несколько красивых медальонов с изображениями святых. В этой части церкви находятся хоры. Они располагаются как в древнерусских церквях, напротив алтаря на большой высоте, на западной стене.
Зимний храм
В северной стене трапезной, у Успенского придела, находится дверь, ведущая в зимний храм. Это очень просторное помещение, хотя потолок здесь значительно ниже. На восточной стене располагается алтарь Иннокентьевского придела. Перед солеей располагаются уникальные огромные подсвечники. Их успели вывезти из Казанского собора, который, как известно, был взорван.
Иконостасы
Создатели не скупились на средства для украшения этого храма Иркутска. Даже в боковых приделах церкви находятся высокие иконостасы. Они прекрасно сохранились до наших дней и являются самым ценным элементом в интерьере Крестовоздвиженской церкви. Особенно мощный иконостас находится в главном престоле. Он состоит из четырех чин, но иконы каждого из них располагаются в два ряда, поэтому он выглядит как восьмиярусный.
Верхние иконы сложно рассмотреть снизу, они хорошо просматриваются только с хоров, куда ведет красивая винтовая лестница. Иконостас венчает резная Голгофа со скульптурными изображениями ангелов и святых. Иконостас Троицкого придела позолочен, а в Успенском он окрашен салатной краской. Количество икон и размеры иконостасов одинаковы.
Полы
В отличие от большинства городских храмов, где пол сегодня выложен современной плиткой, в Крестовоздвиженском храме сохранились старые деревянные половицы, которые часто можно увидеть в сельских церквях. Они помещению придают особый уют.
Как работает церковь сегодня?
Храм входит в состав иркутской епархии. В июле 1988 года его настоятелем назначен митрополит Иркутский и Ангарский Вадим (в миру Владимир Анатольевич Лазебный). Храм работает ежедневно. Литургия проводится каждый день в 9:00, в праздничные дни совершаются две литургии. Зимой неотапливаемая часть церкви может быть закрыта, а все службы проводятся в Иннокентьевском приделе.
Как добраться?
Храм находится по адресу: город Иркутск, ул. Седова, 1. От площади Кирова до храма можно за пятнадцать минут дойти пешком по улице Ленина. Церковь располагается на левой стороне.
Если вы предпочитаете воспользоваться общественным транспортом, то вам подойдут трамваи № 1, 2, 4а, маршрутные такси № 2, 68, 150, автобусы № 7К, 16с, 25, 41, которые довезут вас до остановки «Филармония».
История собора
Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге.
Список причта, служившего с 1718 по 1918 годы
История возникновения собора
История собора давняя и славная — она восходит к первым годам существования Санкт-Петербурга. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями.
По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.
Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек.
В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена часовня, купленная и привезённая с охтинских заводов. 25 февраля 1731 г. протопоп Петропавловского собора Петр Григорьев освятил престол, и часовня стала церковью. Через три года в ней появился Никольский придел, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк.
Строительство каменной Крестовоздвиженской церкви
Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали. В 1740 году причт и прихожане Иоаннопредтеченский церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, «понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается».
Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) — во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.
Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери
Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел — во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.). В 1861 году в ней был освящён придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя.
Колокольня Крестовоздвиженского собора
В 1804 году архитектором Постниковым (1766 — 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажен высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя — четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1872 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Крестовоздвиженская колокольня — одна из красивейших колоколен Петербурга — важнейшая градостроительная доминанта района. В годы строительства колокольни была установлена и ограда протяжённостью 610 м.
Перестройка храмов
Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.
Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.
После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.
Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: «В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским». 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня — Николая Чудотворца.
Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трёх нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится предел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева — придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном — во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.
Крестовоздвиженский собор в XIX веке
Шли годы. Город рос, окраина перестала быть окраиной, и приход храма становился все более многочисленным. В храме молились жители Лиговой стороны, в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.
Казаки на улицах Петербурга
Кроме часовен в ограде, храму принадлежали еще две: первая — в ампирном стиле на Лиговке, около Расстанной улицы, выстроенная в 1893-1894 гг. по проекту В. Ф. Пруссака купцом Н. Алексеевым — в память спасения Цесаревича в Отсу, перед которой в Егорьев день кропили святой водой ямщицких лошадей, и вторая — в 2-х верстах, около Царскосельской железной дороги, куда 25 июня шёл крестный ход. Её возвели в 1895-1896 гг. крестьяне Ямской слободы — в благодарение Господу за спасение Императора Александра III в Борках.
В 1856-1874 гг. настоятелем церкви был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, духовный писатель и проповедник, издатель журнала «Духовная беседа», а с 1883 — прот. Владимир Григорьевич Гуляев, видный пастырь и законоучитель, занимавший это место более 30 лет, до самой революции.
В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным.Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.
Особенною чертою в деятельности Общества за всё время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. В 1913 году было организовано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости».
Крестовоздвиженский собор в XX веке
В феврале 1932 г. Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу; с 40‑х годов в ее помещении располагались производственные мастерские радиотехнического техникума № 2.
С 1924 года по июль 1938 года собор относился к Патриаршей Церкви.
Существовал «Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва» о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения «Союзкинопрокат» ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг. были расстреляны восемь священнослужителей Крестовоздвиженского храма.
Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия закрыта предположительно также в 1938 году.
Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. В суровую зиму 1941-1942 гг. в храм свозили умерших блокадников, лишь весной они были захоронены на Волковском кладбище.
История возрождения прихода
Возрождение храмов началось с возвращения их Русской Православной Церкви. В 1991 году Митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.
Уже через три недели после передачи колокольни Церкви на ней был воздвигнут четырехметровый титановый крест.
Первый молебен в небольшом храме свв. Кирилла и Мефодия состоялся 24 мая 1991 года.
Состояние церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в документах оценивалось как руины. Храм был варварски изуродован: перегорожен на два этажа, купол и крест были снесены. Внутри помещались мастерские с тяжелыми токарными, деревообрабатывающими станками, пол был залит асфальтом. В алтаре – раздевалка для рабочих, в притворе – баня, всё загажено и закурено. Снаружи он выглядел как большой сарай с облупленной штукатуркой. Казаки, несмотря на весь ужас поругания храма, взялись за дело.
Казакам пришлось много потрудиться, чтобы очистить храм от станков и строительного мусора. Первое богослужение состоялось на Троицу 1993 года.
Храм восстал из руин при значительной материальной поддержке благотворителя Ю.Л. Петрова. Были разобраны перекрытия, выполнен капитальный ремонт, воздвигнут купол. В деревянный крест, венчающий купол, была вложена и частица Мамврийского дуба, под которым праотцу Аврааму явилась Святая Троица.
Современность
Действующей является церковь во имя Тихвинской Божией Матери. В ней освящены три престола: центральный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, южный — в честь свв. Царственных Мучеников, северный — в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.
Весной 1999 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил главный придел церкви.
Центральный придел церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери
В 2001 году был освящен южный придел – во имя свв. Царственных Страстотерпцев. Это первый в городе престол, посвященный Царю – Мученику Николаю и его Семье.
Придел свв. Царственных Страстотерпцев
В 2005 году северный придел был освящен во имя св. благоверного великого князя Александра Невского.
Придел св. блгв. князя Александра Невского
Реставрационные работы
С 2008 года за счёт средств городского бюджета идёт реставрация архитектурного комплекса собора: отреставрирована колокольня собора, позолочены купола, в 2014 году начались работы по реставрации кровли собора.
Активное участие в восстановительных работах принимают казаки: за короткое время (зимы 2012/2013 и 2013/2014 годов) они освободили внутреннее пространтсво собора от бетонных перекрытий и перегородок, ведут работы по подготовке собора к совершению богослужений. Всего было вывезено на свалку около 900 тонн строительного мусора. Список нужд опубликован в разделе сайта Помощь Собору.
Отреставрированные купола Крестовоздвиженского собора
Внутренний вид собора. Освящение куличей, апрель 2014 года
Память свв. Царственных Страстотерпцев
У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения императора Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск.
26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.
Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены талантливым петербургским скульптором Сергеем Алиповым.
Рядом с Памятниками размещена постоянная экспозиция, рассказывающая о жизни и подвиге свв. Царственных Страстотерпцев.
Макеты стендов были любезно предоставлены Екатеринбургской епархией, Духовно-просветительским центром «Патриаршее подворье» Храма-Памятника на Крови.
Приходская жизнь
В приходе Крестовоздвиженского казачьего собора несут свое послушание Крестовоздвиженское казачье Братство и Сестричество во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Центр приходской жизни – богослужение. В Крестовоздвиженском соборе сложился настоящий, крепкий приход, где люди знают друг друга, заботятся о немощных и пожилых, вместе переживают радости и беды, опекают и обучают детей, интересуются историей России и своего родного храма. Совместные праздники и совместные поездки еще больше объединяют людей. Приходская газета «Воздвижение» знакомит прихожан с традициями казачества, с событиями приходской жизни, с историей собора, с судьбами священников и тех, кто раньше молился в Крестовоздвиженском храме.
Сегодняшняя приходская жизнь становится продолжением прошлых десятилетий и веков, и в молитве предстоит Господу единый и живой приход Крестовоздвиженского казачьего собора.
СТИХОТВОРЕНИЕ «Крестовоздвиженский приход»
Крестовоздвиженский приход —
Ступенька каждая знакома.
Крестовоздвиженским путем
По жизни будем мы ведомы.
Надежда к Вере нас зовет,
К Любви, — что есть всему основа.
Крестовоздвиженский восход
Над миром воссияет снова!
Мы поклоняемся Кресту,
Владыко, Твоему. Хранимы
Крестовоздвиженским огнем,
Горящим в нас неугасимо.
Казачий храм, огромный дом,
В себя вместивший всю Россию.
Сияет солнце над крестом,
И чередой дожди косые,
Сменяясь на посту парадном,
Идут, Обводный пузыря, —
Непобедимая охрана
Могучего богатыря:
Защита веры и страны.
Спасенье. Истина. Богатство.
Мы православию верны –
Крестовоздвиженское братство!
Ковчегом Ноевым плывет
Он в городе Петра Святого –
Крестовоздвиженский приход,
Крестовоздвиженское слово.
Ольга Ивановна Григорьева
27 сентября 2016 года
Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (Крестовоздвиженская церковь (храм, собор, монастырь)) — соборы и церкви освящённые в честь православного праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Россия
Москва
- Крестовоздвиженская церковь (Московский Кремль) (1681)
- Церковь Воздвижения Креста Господня в Преображенском (старообрядческая) (1811)
- Церковь Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке
Московская область
- Церковь Воздвижения Креста Господня в Коломне (1837-1930-е гг, реставрирована в 1980-х гг)
- Собор Воздвижения Животворящего Креста Господня Успенского Брусенского монастыря в Коломне (1855)
- Храм Воздвижения Честнаго Креста в c. Давыдово
- Крестовоздвиженская церковь в Серпухове
Нижний Новгород
- Крестовоздвиженский женский монастырь (бывш. Зачатьевский) (XIV в.)
- Крестовоздвиженский храм в селе Большое Окулово
Екатеринбург
- Крестовоздвиженская церковь
Другие регионы
- Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского мужского монастыря Пермского края (1902)
- Крестовоздвиженский собор Верхотурского Николаевского монастыря Свердловской области
- Крестовоздвиженский собор Онежского Крестного монастыря
- Крестовоздвиженский собор Свято-Юрьева монастыря под Новгородом (1823)
- Крестовоздвиженский собор в Калининграде (1930)
- Крестовоздвиженский собор в Лесосибирске Красноярского края
- Крестовоздвиженский собор в Омске
- Крестовоздвиженский собор в Петрозаводске
- Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, Ярославской области (1658)
- Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге (XVIII)
- Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь в п. Кылтово Республика Коми (XIX в)
- Крестовоздвиженский женский монастырь в Кизляре Дагестан
- Крестовоздвиженский монастырь в Севске Брянской области
- Крестовоздвиженский храм Нило-Столобенской пустыни Тверской области
- Крестовоздвиженский храм Казанского Богородицкого монастыря (XIX в.)
- Свято-Крестовоздвиженского храм в п. Новосёлово Красноярском крае (2005);
- Церковь Воздвижения Креста Господня в с. Аннино Рязанской области;
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Антушково);
- Крестовоздвиженский храм в Белгороде (1863);
- Церковь Воздвижения Креста Господня в Берёзово, Рамонского района Воронежской области;
- Крестовоздвиженский храм в Ижевске;
- Крестовоздвиженская церковь в Иркутске (1747-1758);
- Крестовоздвиженский храм в Мантисаари в Карелии;
- Крестовоздвиженская церковь в Палехе Ивановской области (1807);
- Крестовоздвиженский храм Животворящего Креста Господня в с. Серга Пермского края;
- Крестовоздвиженская церковь в Приютном, Калмыкия;
- Крестовоздвиженский корпус Толгского монастыря в Ярославле (1886);
- Крестовоздвиженский храм в Уфе;
- Крестовоздвиженская церковь в Элисте, Калмыкия.
- Кресто-воздвиженский южный престол Храма Казанской иконы Божией Матери О́птиной пу́стыни в Калужской области (1811, восстановлен в 1996)
Украина
- Крестовоздвиженская церковь на Подоле в Киеве.
- Крестовоздвиженский храм в Диёвке Днепропетровска (1812)
- Крестовоздвиженский храм в Горняке Донецкой области
- Церковь Воздвижения Креста Господня в Каменец-Подольске (1799, деревянная)
- Кресто-Воздвиженский храм в п. Лесная Дача Луганской области
- Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве
- Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве
- Крестовоздвиженский кафедральный собор Ужгорода (униатская)
- Свято-Кресто-Воздвиженский храм в п. Черкасская Лозовая Харьковской области (1-я пол. XVIII в)
- Крестовоздвиженский храм в с. Лиман Харьковской области
- Церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии
Молдова
- Кресто-Воздвиженский (трапезный) храм Кицканского мужского монастыря под Тирасполем
Беларусь
- Крестовоздвиженский костёл в с. Быстрице Гродненской области (1523)
- Крестовоздвиженский собор Спасо-Ефросиниевского женского монастыря в Полоцке Витебской области (1897, арх. В. Ф. Коршиков)
Европа
- Крестовоздвиженский собор в Женеве (1863, арх. Д. И. Гримм)
Мир
- Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь
- Крестовоздвиженский скит в горах Си-шань близ Пекина в Китае
Не действующие, не сохранившиеся
- Крестовоздвиженский монастырь в Москве
- Храм Воздвижения Креста Господня Крестовоздвиженского монастыря в Москве
- Собор Воздвижения Честного Креста Господня Ново-Алексеевского монастыря (с XIX в.) в Москве (1692)
- Крестовоздвиженский храм Алексеевского стародевичьего монастыря в Москве (1692—1926)
- Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах в Москве (1886-в 1930 гг)
- Храм Воздвижения Креста Господня (Армянская) в Москве (1779—1930)
- Маровский Крестовоздвиженский мужской монастырь в п. Красные Мары (1642—1780, 1885—1927, восстанавливается с 2009 г.)
- Крестовоздвиженский собор (зимний) в Соликамске Пермского края (1709—1929), с 2005 г. восстанавливается
- Крестовоздвиженская церковь (1787—1933) в Туле
- Храм Воздвижения Креста Господня в Элисте (XIX в.- 1939)
- Крестовоздвиженский храм в Смоленске (2-я пол. XVIII в.)
- Крестовоздвиженская церковь (1800—1930) в Муроме
- Воздвиженская церковь — разрушена в 1930-е гг с. Архангел Владимирской области
- Крестовоздвиженская церковь (одно из названий Мироносицкой, Тихвинской церкви в Харькове) (XVII-1841-1930)
- Крестовоздвиженская церковь в Днепропетровске (1901 г. (арх. Ф. М. Вержбицкий)
- Крестовоздвиженская церковь на Пересыпи в Одессе
- Воздвиженская церковь при Казанском Императорском Университете
- Воздвиженская церковь при 1-й Императорской гимназии в Казани
- Крестовоздвиженский придел Успенской церкви Архангельска (2-я пол. XVII в.- 1930), с 2000 г. восстанавливается
См. также
- Церковь Воздвижения Святого Креста
Примечания
- В советское время был разрушен. Восстановлен 2007 г.
- Ныне собор переосвящён, в храме сооружён небольшой иконостас. Регулярных богослужений в соборе не проводится. Монастырь ныне не действует
- В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей
- Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, возможно, стоит уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном объекте.
Добавить комментарий