Храм всех скорбящих радости
Содержание
- Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
- Икона царевны Натальи Алексеевны
- Петербургский список
- Тихвинская часовня
- Часовня при столбе
- После наводнения
- Святыня купцов Куракиных
- Чудо с грошиками
- Петербургская чудотворная
- Сооружение новой часовни купцом Орловым
- Первые чудеса. Исцеление Николая Грачева
- Исцеление Веры Белоногиной
- «Паровик идет до Скорбящей…»
- Новая каменная часовня
- Строительство храма во имя иконы «Всех Скорбящих Радость с грошиками»
- В советское время
- Современная история
- Молитвы перед иконой Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
- Чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радость
- Как живет в храме древняя Владимирская икона Божией Матери
- Церковь иконы Всех скорбящих радости
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Икона Божией Матери
“Всех скорбящих Радость»
Икона царевны Натальи Алексеевны
История этого чудотворного образа начинается в Москве. В 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей, сестра Патриарха Иоакима Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший её пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать молебен с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное и получила исцеление. С тех пор многие страдающие болезнями, находящиеся в скорбях люди, молитвенно обращаясь к Богородице, через Её чудотворный образ стали получать исцеление и избавление от бед.
Список царевны Натальи Алексеевны
В 1711 году, когда царская резиденция была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, царевна Наталья Алексеевна, благоговейно почитавшая чудотворную икону, сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих реликвий в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой истинный образ. В любом случае, обе иконы — и московская и петербургская равно почитались как чудотворные. Список царевны был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны за Литейным двором на Шпалерной улице. И в московской и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.
Петербургский список
В Петербурге икона стала одной из главных святынь, с нее делали многочисленные списки. На петербургском образе Божия Матерь изображалась в полный рост без Божественного Младенца. Левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя. Голова Богородицы покрыта белым покрывалом, верхняя одежда темно-синего цвета, а нижняя — темно-красного; сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских деревьев. Богородицу окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, и посланные для утешения их Ангелы, указывающие на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. На свитках — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери: «нагим одеяние», «больным исцеление». Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Один из таких списков из часовни у Стеклянного завода прославился в 1888 году.
Тихвинская часовня
Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена на территории Императорского Стеклянного завода в XVIII веке. Ее возведение, по преданию, было связано с чудесным явлением. В том месте, где была поставлена Тихвинская часовня, прежде был перевоз от Стеклянного завода с левого берега Невы на правый. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет икона. Подплыв к плоту, где причаливают лодки, она остановилась. Вынув икону из воды, лодочники увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Увидев в этом особую милость Божию, местные жители близ этого места, где явилась и была обретена икона, построили часовню в честь Пресвятой Богородицы Тихвинской. До 1882 года она принадлежала к приходской Скорбященской церкви, которая располагалась над воротами Александро-Невской лавры; с 1882 по 1898 год — к Борисоглебской Калашниковской церкви, а с 1898 года, после освящения построенного у самой часовни нового храма, она перешла в ведение причта вновь образованного прихода Скорбященской церкви на Стеклянном заводе.
Часовня при столбе
Скорбященская часовня
в первоначальном виде.
Рис. Из книги
прот. С. С. Наркевича, 1905 г
Первая часовня была деревянной, «в одну квадратную сажень в основании и в две сажени высоты». По внешнему своему виду она напоминала часовни, встречающиеся в селах на больших дорогах. Некогда над ней висел образ св. Ильи пророка, поэтому раньше часовню называли Ильинской, и в день св. пророка Ильи, ежегодно совершался крестный ход к часовне и перед ней служился молебен св. пророку. В церковных книгах встречается также название » часовня при столбе», или «Никольская часовня», поскольку при часовне стоял столб с изображением на нем святителя Николая.
Св. пророк Илия. Свт. Николай.
Мозаика над южным входом. Мозаика над северным входом.
Художник В. А. Фролов Художник В. А. Фролов
После наводнения
Тихвинская часовня
в перестроенном виде
Во время большого наводнения 1824 года часовня была подмыта и перенесена течением на противоположный берег Невы к деревне Клочки. Жители Клочков оставили часовню у себя, а икону Божией Матери возвратили в селение Стеклянного завода. Новая часовня для нее была построена одним из братьев Туляковых (Дмитрием), который поддерживал её впоследствии и снабдил другими образами. Когда же эта часовня совсем обветшала, жители селения Стеклянного завода на свои пожертвования соорудили новую Тихвинскую часовню (1870 г.) и перенесли в нее все бывшие в прежней часовне иконы, в числе которых находился уже и образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Святыня купцов Куракиных
Эта небольшая икона Богородицы была подарена в часовню ладожским купцом Семеном Ивановичем Матвеевым в благодарность за чудесное спасение от потопления, о чем сказано в его духовном завещании. Однажды в ненастье купец перевернулся на лодке вместе с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, уцепившись за доску, боролся с волнами. Когда же силы совсем ему изменили, он взмолился Божией Матери о заступничестве. Подул боковой ветер и доску с утопавшим прибило к тому месту, где стояла Тихвинская часовня. Матвеев возблагодарил Владычицу Небесную за свое спасение и пожертвовал в часовню икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Этот образ, как особо чтимая семейная святыня, получен был им от своей матери, происходившей из рода купцов Куракиных. Говорят, что один из купцов Куракиных принял эту икону, когда она была прибита волной к берегу Невы.
Чудо с грошиками
5 августа (23 июля по ст. стилю) 1888 года над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня сгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, обгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия.
Петербургская чудотворная
Уже на следующий день к часовне начало стекаться множество богомольцев, стали распространяться известия о чудесных исцелениях от иконы (одним из первых чудес было исцеление расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели). По благословению митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Народу было так много, что молебны совершались с утра до вечера. Весть о прославлении святой иконы разнеслась по городам и весям России. Со всех ее концов потекли просьбы о молитве перед новоявленным образом, в том числе и от инославных. В Петербург стали прибывать сотни паломников помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Маленькая часовня не могла вместить всех желающих, люди молились под открытым небом, опускаясь на колени прямо на землю, часами терпеливо ждали очереди, чтобы войти внутрь, отстоять молебен, приложиться к образу. Для того, чтобы немного увеличить площадь часовни, был сооружен тиковый навес.
Скорбященская часовня после прославления в 1888 г.
Сооружение новой часовни купцом Орловым
С наступлением осени приток богомольцев не уменьшался. Навес стал плохой защитой от дождя и ветра, поэтому купец Орлов, арендовавший смежный с часовней участок земли, построил новую, более просторную часовню. Она была сооружена в виде шатра над маленькой старой часовней. Впереди старой часовенки, в новой, был поставлен иконостас, подобный церковным иконостасам, только царские врата в нем заменяли железные решетчатые двустворные двери, через которые можно было войти внутрь старой часовенки. Прославленная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» поместили в иконостасе на месте храмовой иконы. Десятки лампад день и ночь мерцали пред святой иконой, а громадных размеров подсвечник часто оказывался недостаточен для помещения всех возжигаемых богомольцами свечей.
Фото Скорбяшенской часовни 1900-е годы
Первые чудеса. Исцеление Николая Грачева
История сохранила многие удивительные свидетельства о чудесной помощи, истекающей от иконы. Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился 14-летний сирота Николай Грачёв, с детства страдавший жестокими припадками, причинявшими ему невыносимые страдания. У мальчика почти отнялись руки и ноги. Однажды, после особенно сильного припадка, впавшему в забытье мальчику явилась Богородица со святителем Николаем и повелела поехать в «часовню, где упали монеты», где он исцелится. Мальчик уговорил сестру отвезти его часовню, где с ним повторился припадок. В часовне было множество народа. Когда начался молебен, все молились об исцелении страждущего и во время пения кондака приложили его к святой иконе. После этого, на глазах оцепеневшего народа, мальчик встал и самостоятельно подошел к кресту и приложился к иконе. У всех на глазах произошло настоящее чудо! Мальчик впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. В доме, где произошло чудесное явления Пресвятой Богородицы Николаю Грачеву, позже была устроена церковь и при ней приют для умственно отсталых детей. Смотрительницей и воспитательницей в этом приюте работала сестра Николая — Екатерина Грачева.
Двор детского приюта Братства во имя царицы Небесной
Исцеление Веры Белоногиной
7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, страдавшая неизлечимой болезнью горла, в результате которой потеряла голос. Болезнь была смертельной. И вдруг она увидела во сне Пресвятую Богородицу, которая повелела ей усердно молиться и отслужить молебен перед святой иконой в Петербурге. После молебна женщина получила моментальное и полное исцеление от своего недуга.
«Паровик идет до Скорбящей…»
Еще многие болящие и страждущие, прибегавшие с молитвой к Пречистой Владычице, получили исцеление перед Ее святым образом. Икону стали называть «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Часовня в поселении Стеклянного завода сделалась местом паломничества не только жителей Петербурга, но и многочисленных богомольцев со всей России. О популярности ее свидетельствует тот факт, что на планах города появилось не только указание местонахождения часовни, но и название — Скорбящей Божией Матери. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Паровик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы.
Новая каменная часовня
Каменная Скорбященская
часовня
В 1906–1909 годы для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена была построена большая каменная часовня в «русском стиле», включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую.За образец для постройки архитектор А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века. Это была самая большая в России часовня: она могла вмещать до 800 человек.
Строительство храма во имя иконы «Всех Скорбящих Радость с грошиками»
В 1893 году император Александр III с супругой и детьми молился в часовне и пожертвовал деньги и земельный участок на строительство каменного храма. Строительство Скорбященской церкви (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. В. Иванов) рядом с часовней началось в 1894 году и завершилось в 1898. Главный придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен 2 августа 1898 года епископом Ямбургским Вениамином.
Храм во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
Слева — деревянная часовня
В советское время
Скорбященская церковь действовала до 1932 года, потом была закрыта и в 1933 году разобрана. Часовня в 1932–1938 годах действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Это обстоятельство спасло часовню от сноса. В советское время в часовне размещался производственный цех резино-технических изделий «Гуммилат». При «изъятии церковных ценностей» с чудотворной иконы сняли драгоценную ризу.
Храм Святой Живоначальной Троицы
(«Кулич и Пасха»)
Чудотворную икону прихожане прятали в домах, а весной 1946 года передали в храм Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»), возвращенный верующим после войны. В этом храме на проспекте Обуховской обороны в Санкт-Петербурге она находится и в настоящее время.
Современная история
Часовня в советское время
В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана Санкт-Петербургской епархии.
С 1991 года часовня действует как храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Трудами настоятеля и братии монастыря храм восстановлен.
Современный вид часовни-храма
Возрождено внутреннее и внешнее благолепие храма: восстановлены шатры, установлены, как и в дореволюционные годы, кресты с хрусталиками, отреставрировано внутреннее убранство. По благословению настоятеля храма игумена Пахомия сделана точная копия чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Воссоздан киот, который точно повторяет оригинал. Киот освящен 30 января 1995 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром.
Икона в киоте
В 1998 году, в память 110-летия чудесного прославления иконы, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образ получил название «Санкт-Петербургской иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками».
Празднование Петербургской иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 23 июля/ 5 августа
Молитвы перед иконой Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
Стихира, глас 2-й
Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый. Имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва первая
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радость
День почитания — 6 ноября.
Икона прославилась многочисленными исцелениями от физических недугов, в том числе и смертельных. Молятся о здравии как собственном, так и своих родных и друзей. Просят у Богоматери перед иконой «Всех скорбящих радость» и излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби.
Молитва перед этим образом помогает и в других житейских вопросах. Если на сердце лежит «груз», дела не ладятся, случились семейные распри, трудности с работой и прочее – об успешном исходе всего этого можно молиться Богородице перед иконой «Всех скорбящих радость».
Перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость» с монетками, помимо всего перечисленного выше, молятся в нужде.
Матерь Божия «Всех скорбящих Радость» — икона, прославление которой началась с 1688 г. в Преображенском храме, который расположен был на Ордынке. Информация о том, каким образом икона оказалась в церкви, нет. Вероятнее всего, произошло это в 1685 г., когда Евдокия Васильевна Акинфова сделала крупное пожертвование, после чего на местности этой был возведен каменный храм.
Причиной прославления иконы стало радостное событие: исцелилась Евфимия Петрова Папина, которая была сестрой Московского патриарха Иоакима. Записи Преображенского храма сообщают о том, что лежала Евфимия на одре своем еле живая, страдая от болезни, не покидавшей ее уже несколько лет. И никто уже не думал, что единоутробная сестра патриарха Великого останется не сем свете, избавившись от страданий.
Однажды, взывая к Матери Божией с просьбами избавить ее от болезни мучительной, услышала бедная голос, который спросил ее, почему же она не прибегает к общей Целительнице. На вопросы о том, где же найти ей такую целительницу, получила Евфимия ответ, что находится в Преображенской церкви образ Богородицы, который называется «Всех скорбящих Радость». Найти святыню можно с левой стороны в трапезе, где становятся женщины. Также сказал голос, что молебен с водосвятием поможет больной в исцелении. В ответ на спасение женщина должна будет прославлять имя Богородицы, не забывая ее милосердия.
Придя в себя, страдалица узнала, что в Преображенском храме действительно есть такая икона: «Всех скорбящих Радость». Поверила она голосу из сна, попросила принести святыню в свой дом, и случилось чудо: после молебен полностью исцелилась Евфимия от болезни неизлечимой. Состоялось прекраснейшее событие 2 октября, с того момента множество чудес после молитв перед иконой происходило. Случившееся в истории сохранили, как «Сказание об иконе», написанное опосля чудесного исцеления.
Антиминс на престол, посвященный чудотворной иконе, был выдан в 1713 г. Преображенской церкви, с того времени церковь чаще называли Скорбященской, а не Преображения Господня, как это было раньше.
Как живет в храме древняя Владимирская икона Божией Матери
6 июля Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери. Как известно, одна из величайших святынь Руси уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент «НС».
В храме-музее свт.Николая в Толмачах, в особом пуленепробиваемом киоте, хранится Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Внутри киота поддерживается необходимая температура
Напомним, что святыня была перенесена в храм свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в 1999 году, на праздник Сретения Владимирской иконы. Тогда же храму был официально присвоен статус храма-музея, со своим особым музейным режимом. С тех пор войти в церковь можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка, рядом с колокольней. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено оставить в гардеробе верхнюю одежду и одеть бахилы.
Оборудованный как музейный зал с искусственно созданным климатом, температурным режимом и сигнализацией, он в то же время остается самостоятельным храмом, где по праздникам и выходным дням проходят богослужения и даже горят свечи (правда, разрешается использовать только свечи из натурального воска). В рабочие дни с 10 до 12 утра — это храм, а с 12 до 16 — музей.
В помещении храма поддерживается постоянный температурный режим, за ним следят приборы установленные по всему периметру храма. Прибор, который следит за влажностью в храме
Специально для Владимирской иконы на заводе Минатома РФ изготовили особый пуленепробиваемый киот. Внутри киота поддерживается температура +18 градусов и относительная влажность около 60 процентов. Это климатические стандарты, признанные оптимальными для сохранения произведений темперной живописи, написанных на деревянной основе. Сохранность иконы, работоспособность климатической установки внутри киота и систем безопасности ежедневно проверяют инженеры — сотрудники Третьяковской Галереи.
Крепление иконы. Впереди оно украшено декоративной облицовкой
Деревянный, резной киот Владимирской иконы с тыльной стороны больше похож на холодильник — каждый день инженеры, сотрудники музея приходят проверять температурный режим внутри капсулы, где хранится икона и активность системы сигнализации
Пуленепробиваемое стекло установлено и с тыльной стороны иконы, где изображены Орудия Страстей Господних. Киот стоит таким образом, что можно обойти икону сзади и посмотреть на изображение с обеих сторон
Второй точно такой же киот находится у правого придела храма. Он приготовлен для иконы «Троица», созданной преподобным Андреем Рублевым. На праздник Троицы, на несколько дней, икону выставляют в этом киоте для поклонения верующим. Все остальное время там хранится ее копия. Но настоятель храма прот.Николай Соколов надеется, что когда-нибудь и эта святыня будет доступна для верующих в домовом храме галереи, тем более что для этого уже созданы все необходимые условия.
Справа от входа в центральный придел находится второй пуленепробиваемый киот, с возможностью поддержания особых климатических улсловий — он приготовлен для иконы прп.Андрея Рублева — Троица. Сейчас, пока вопрос о переносе этой иконы еще не решен, в киоте хранится ее копия. Но на Праздник Троицы, летом, в этот киот на время устанавливают оригинальную икону
История иконы:
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование), где она хранилась в Успенском соборе. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. Икона стояла в Успенском соборе Московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас она в Оружейной палате). В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.
Дни памяти Владимирской иконы Пресвятой Богородицы:
Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (8 сентября) в память чудесного спасения Москвы в 1395 году, 23 июня (6 июля) в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480-м году и 21 мая (3 июня) в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521-м году.
Когда можно помолиться перед иконой:
Каждую пятницу в 17 часов совершается пение акафиста.
По средам в 10 часов утра совершается водосвятный молебен.
Каждый день с 10 до 12.00 перед иконой можно помолиться и зажечь свечу. В «музейном режиме» — с 12.00 до 16.00, когда храм работает, как один из музейных залов Третьяковской галереи, вход в храм осуществляется только через центральный подъезд Третьяковской галереи. Перед иконой тож еможно помолиться и оставить свечу, которую зажгут сотрудники храма во время богослужения.
Екатерина СТЕПАНОВА
Версия для печати
Тэги: Иконы Святыни Богородица Церковное искусство
Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского , который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла «встреча» иконы великим князем, митрополитом и епископами, и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, «бежал, гонимый силою Пресвятой Девы». Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.
В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории «великое стояние на Угре»: Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат, а после 1917 года долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви свт. Николая в Толмачах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах. 26 августа/ 8 сентября, в день Сретения Владимирской икон она выносится с крестным ходом в Сретенский монастырь.
Церковь иконы Всех скорбящих радости
Монументальная церковь жёлтого цвета на Большой Ордынке производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Открытия на этом не заканчиваются: войдя внутрь, мы можем увидеть её интерьеры практически такими же, как и много лет назад.
Изначально в XVI веке на этом месте находилась деревянная церковь, имевшая совсем иное посвящение – в честь Варлаама Хутынского. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был уже назван Спасо-Преображенским, при нём создан Варлаамовский придел. В 1683 – 1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же наименованием. Но вскоре именно отсюда пойдёт слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева – родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме был освящён второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.
В 1783 – 1791 годах трапезная часть церкви и её колокольня были выстроены заново на средства купца Афанасия Долгова, чья усадьба располагалась напротив (её главный дом сохранился до наших дней). Для проведения работ храмоздатель пригласил своего родственника – известного русского архитектора Василия Баженова. По завершении работ в трапезной предполагалась и перестройка основной части храма, однако тогда этого сделано не было. Дело Долгова и Баженова было завершено через 40 лет, уже после пожара Москвы: на средства братьев Куманиных и сыновей Долгова архитектор Осип Бове в 1832 – 1836 годах вместо старого храма XVII века выстроил новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом. Достройка храма была проведена очень аккуратно: Бове специально старался, чтобы его творение выглядело гармонично с баженовским. В итоге обе части были выдержаны в общей стилистике и цветовой гамме – белые детали на жёлтом фоне. Классицистическая трапезная Баженова, с четырёхколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трёхъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, имеющей тонкий декор в виде медальонов с херувимами и растительными мотивами. Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.
В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался. Всё это позволяет нам и сегодня любоваться не только великолепной отделкой его фасадов, но и богатым внутренним убранством с иконостасом и чугунными полами. С 2010 года при церкви возрождён Синодальный хор, чьё прекрасное исполнение духовных песнопений можно услышать во время богослужений и на концертах.
С июня 2012 года по ноябрь 2013 года в храме параллельно с богослужением проходили ремонтно-реставрационные работы. Здание сильно пострадало от времени – почти полностью разрушена железная кровля, стены изъедены грибком, в аварийном состоянии находятся окна и двери.
В ходе реставрации усилиями настоятеля иеромонаха Георгия (Исакова), прихожан и благодетелей был возрожден первоначальный облик храма. На прихрамовой территории была восстановлена колокольня.
В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «За лучшую организацию ремонтно- реставрационных работ».
Добавить комментарий