Храмы и монастыри суздаля

Содержание

На прошлых выходных выбрались компанией из четырех человек во Владимирскую область — эдакое двойное свидание длиной в два дня 🙂 Первым пунктом программы стал славный город Суздаль.
01. Осмотр города начинаем конечно же с Торговой площади. На фото Воскресенская церковь на торгу, построенная в 1720 году на месте одноименной деревянной. Воскресенская среди городских церквей занимала главенствующее положение, поэтому все прибывающие в суздальскую епархию архиереи сначала останавливались именно в ней, а уже потом направлялись на молебен в Рождественский собор.
В центре городского герба изображен сокол — символ красоты и храбрости. Корона на его голове показывает, что Суздаль имеет богатую историю: в первой половине XII века город был центром Ростово-Суздальского княжества, с середины XIII века — столица самотоятельного Суздальского княжества, в первой половине XIV века — столица Новгородско-Суздальского княжества. Синий цвет символизирует честь, славу, преданность, истину, добродетель и чистое небо. Красный — храбрость, мужество, великодушие, любовь, религиозные и политические идеалы.
02. Торговые ряды постройки 1806-1811 годов.
03. В северной части рядов находится Кресто-Никольская церковь 1770 года, построенная в честь избавления от «морового поветрия» (чумы), свирепствовавшего веком раньше — в 1654 году.
04. Внутреннее убранство.
05. А на этой фотографии на фоне Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря видны сразу две церкви — церковь Антипия, епископа Пергамского (на переднем плане) и церковь Лазаря Праведного Воскрешения (на заднем). Тут, наверное, стоит упомянуть одну отличительную особенность города: большинство церквей здесь парные — зимние и летние. Как следует из названия, в летних служба велась в теплое время года, а в зимних — в холодное. Просто зимнюю церковь отапливать было легче.
06. Панорама излучины реки Каменки. А сколько храмов вы сможете насчитать на этом снимке? 🙂 (панорама кликабельна до 4234×1280)
07. Слева на снимке видны еще две парные церкви — зимняя Пятницкая (1772) и летняя Входо-Иерусалимская (1702-1707).
08. Хоть в Березку отправляй.
09. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно, каменная церковь была поставлена на этом месте в 1650 году на месте сгоревшей деревянной. После сильнейшего пожара в 1719 году она была перестроена.
10. Здание пожарного отряда №1 постройки конца XIX века. Памятник архитектуры, между прочим.
11. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 1720 год. Судя по всему ее не так давно отреставрировали, в конце 2014 года она представляла собой довольно печальное зрелище.
12. Летняя церковь Святого Николая, 1720-1739 годы.
13. А вот и глава парной ей зимней церкви Рождества Христова (1775).
14. Ну а мы движемся в сторону кремля. В городе, кстати, очень много китайских туристов.
15. В кремле находится Никольская церковь из села Глотово, построенная в 1766 и перевезенная в Суздаль в 1960 году.
16. На противоположном берегу Каменки стоит церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1744).
17. Ну и собственно то, ради чего — Богородице-Рождественский собор. Был построен в 1222-1225 годах. В 1445 году Суздаль сожгли крымские татары, в результате этого пожара обвалилась верхняя часть собора. В 1528 году старые стены разбираются до аркатурного пояса и заменяются кирпичными, прежде трехглавый собор становится пятиглавым, в XVII он расписывается изнутри.
18. Соборная колокольня.
19. Убранство собора.
20.
На улице темнеет и холодает, мы решаем поужинать и двигать к месту нашего ночлега. Да-да, идею блока про еду и ночлег стырил у Лебедева.
Ужинаем в ресторане Погребок (ул. Кремлевская, 5)
★★★⋆⋆
Вкусная медовуха, ничешные пельмени, пиво так себе, цены кусаются.
Ночуем в гостевом доме Эко Хаус у реки (ул. Виноградова, 43)
★★★★★
Гостеприимная хозяйка, уютные номера, вкуснейшие завтраки.
21. На следующее утро идем смотреть Спасо-Евфимиев монастырь. По дороге встречаем котеечку.
22. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696-1706).
23. Посадский дом постройки XVII-XVIII веков, единственный сохранившийся в городе каменный жилой дом того времени.
24. Вот мы и подходим к монастырю.
Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, однако он сменил свое название на нынешнее в честь первого своего игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского. Нынешний облик монастыря сложился в XVI-XVII веках. В 1445 году у стен монастыря произошло сражение между русским войском под командованием великого князя московского Василия II и казанским войском под командованием казанских царевичей Махмуда и Якуба, в котором Василий потерпел поражение и был взят в плен.
25. Монастырские стены.
26. По ним, кстати, можно погулять.
27. Я фотографирую, как фотографирует Рита 🙂 «We need to go deeper» 🙂
28. Экспонаты на втором ярусе проездной башни.
29. Надвратная Благовещенская церковь поcтройки XVI-XVII веков. В XVI веке именно по этой церкви проходила южная граница монастыря.
30. Аптекарский огород.
31. Успенская трапезная церковь, построенная в 1525 году.
32. Спасо-Преображенский собор, который строился с 1507 по 1594 год. В 1507-1511 года здесь появилась маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее дошедшее до нас сооружение монастыря, возведенное над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к церкви было пристроено здание собора, а сама она стала называться Евфимиевским приделом.
33. Интерьер. Можете передать привет Рите, Кате и Илье — вон они справа на снимке собор рассматривают 🙂
34. Монастырская звонница.
35.
36. Усыпальница князей Пожарских.
37. К сожалению, у монастыря было и темное прошлое. В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1923-1939 годах тюрьма была превращена в политизолятор. После начала Великой Отечественной войны здесь был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. В 1943 году монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской армий (в частности, в нем содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс). В 1946-1967 году на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних.
38.
39.
40. Прощаемся с монастырем, да и с городом тоже и едем во Владимир.
Перед отъездом перекусываем в кафе Блинная (ул. Ленина, 135, на территории монастыря)
★★★★⋆
Отличные сырники и сочники, самообслуживание.
Stay tuned!

Церкви Суздаля — 20 главных святынь

Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения — монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв.Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско — Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 января:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru — промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для Android и IOS

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен. У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена. Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела. В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в. Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Собор Рождества Богородицы

К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита. В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери. Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения». Богородице — Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название — Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля. Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах. Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью. Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.

Воскресенская церковь

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня. Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.

Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь. Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.

Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря

Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века. В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. «нарышкинского» барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез. На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря

После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря — игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма. С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке — обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке — добавлен Сергиево-Радонежский придел.

Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям. Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века. Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину. Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении. Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым — 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризположенский монастырь

Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви — Ризположенская. Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.

Борисоглебская церковь

Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв. Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской. Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница. На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора — пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.

Кресто-Никольская церковь

Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни»Кресты», которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора. Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.

Цареконстантиновская церковь

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось. В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в.здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых — Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г. На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря. Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.

Успенская церковь

Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции. К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие «нарышкинскому» барокко. В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.Варганова.

Петропавловская церковь

Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью. Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.

Васильевский монастырь

Васильевская обитель входит в «пятерку» монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами. На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета. Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть. Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.

В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня. Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой). Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.

Церковь Вознесения Господня

Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками. В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.

После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины. Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.

Никольская церковь

Церковь Николы является типичным примером т. наз. «клетских храмов». Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев — Польский район, Владимирская область). В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св.250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль. Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню. По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре — мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.

В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели:

>Церкви Суздаля на карте

Храмы Суздаля

Это — служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий, в противном случае перенести в один из проектов.
Данный шаблон не устанавливается на информационные списки и глоссарии.
  1. Борисова Сторона улица: Борисоглебская церковь 1749 г.
  2. Васильевская улица: Васильевский собор XVII век.
  3. Васильевская улица: Свято-Васильевский мужской епархиальный монастырь (XVII в.).
  4. Гастева улица: Собор Александровского монастыря 1695 г.
  5. Гастева улица: Александровский монастырь в Суздале (1240 г.)
  6. Иванова Гора улица: Ильинская церковь (1744 год).
  7. Коровники улица: Храм Козмы и Дамиана 1800 г. (старообрядческая)
  8. Коровники улица: Церковь Воздвижения Креста Господня 1696 г.
  9. Красная площадь: Ризоположенский собор (1560)
  10. Красная площадь: двухшатровые Святые врата (1688 г.)
  11. Красная площадь: Преподобенская колокольня (1813—1819 гг.)
  12. Красная площадь: Ризоположенский женский монастырь г. Суздаля (1207 г.)
  13. Кремлёвская улица: Входо-Иерусалимская церковь (1707 год)
  14. Кремлёвская улица: Успенская церковь XVI—XVII век.
  15. Кремлёвская улица: Пятницкая церковь (1772 год)
  16. Кремлёвская улица 20 корп. Кремль: Колокольня Рождественского собора XVII век.
  17. Кремлёвская улица 20 корп. Кремль: Архиерейские палаты (XV—XVIII вв.) Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  18. Кремлёвская улица 20 корп. Кремль: Рождественский собор (XIII—XVI вв.)
  19. Кремлёвская улица 20 корп. Кремль: Церковь Николы из с. Глотова Юрьев-Польского района (1766 год)
  20. Лебедева улица: Церковь Рождества Христова 1771 г.
  21. Лебедева улица: Никольская церковь XVIII век
  22. Ленина улица 148а корп. Смоленская церковь: Смоленская церковь (1698—1707 гг.)
  23. Ленина улица 22 корп. церкви: Ризоположенская церковь (1777) с колокольней
  24. Ленина улица 22 корп. церкви: Знаменская церковь (1749)
  25. Ленина улица 148а корп. Смоленская церковь: Церковь Симеона Столпника 1749 г.
  26. Ленина улица 55а корп. церковь Иоанна: храм Иоанна Предтечи 1720 г.
  27. Ленина улица 65а корп. Кресто-Никольская: Кресто-Никольская церковь 1765 г.
  28. Ленина улица 73б корп. церкви: Лазаревская церковь (1667 год)
  29. Ленина улица 73б корп. церкви: Антипьевская церковь (1745 год)
  30. Ленина улица 106 корп. Художественн. Училище: Блохинская богадельня с домовой церковью Святых Мучеников, в Херсоне епископавших 1834 г.
  31. Михайловская улица (Михали): церковь Александра Невского кон. XIX в.
  32. Михайловская улица (Михали): церковь Михаила Архангела 1769 г.
  33. Михайловская улица (Михали): церковь Флора и Лавра нач. XIX в.
  34. Покровская улица 76 корп. Покровский монастырь: Покровский собор (1510—1518 гг.) Покровского монастыря в Суздале
  35. Покровская улица 76 корп. Покровский монастырь: Надвратная Благовещенская церковь Покровского монастыря (1511—1514)
  36. Покровская улица 76 корп. Покровский монастырь: Свято-Покровский женский епархиальный монастырь г. Суздаля (1364 г.)
  37. Пушкарская улица: Церковь Воскресения Христова из с. Патакино 1776 г.
  38. Пушкарская улица: Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево 1756 г.
  39. Советская улица: Храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских
  40. Соковская улица: Петропавловская церковь XVII в.
  41. Соковская улица: Никольская церковь XVIII в.
  42. Спасо-Евфимиев монастырь: мужской Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале (1352 г.) Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  43. Спасо-Евфимиев монастырь: Спасо-Евфимиевский монастырь, Братский корпус XVII в.
  44. Спасо-Евфимиев монастырь: Келейный корпус Спасо-Евфимиева монастыря (XVII—XIX века)
  45. Спасо-Евфимиев монастырь: Спасо-Преображенский собор (1594 год)
  46. Спасо-Евфимиев монастырь: Звонница Спасо-Евфимиева монастыря XVI—XVII века.
  47. Спасо-Евфимиев монастырь: Трапезная Успенская церковь 1525 г.
  48. Спасо-Евфимиев монастырь: Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год)
  49. Спасо-Евфимиев монастырь: Надвратная Благовещенская церковь XVI—XVII века
  50. Торговая площадь: Цареконстантиновская церковь XVIII век
  51. Торговая площадь: Воскресенская церковь (1720 год)
  52. Торговая площадь: Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — Скорбященская церковь 1778 г.
  53. Торговая площадь: Казанская церковь (1739 г.)
  54. Шмидта улица: Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1703 год)
  55. Шмидта улица: Тихвинская церковь (1650—1700 гг.)
  56. Шмидта улица 7 корп. церковь: Церковь Богоявления Господня 1781 г.
  57. Ярунова гора улица: Косьмодемьянская церковь 1725 г.

  1. Знаменское кладбище: Часовня Знаменского кладбища.
  2. Красноармейский переулок: Неизвестная часовня на старом кладбище
  3. Крупской улица: неизвестная часовня на ул. Крупской

Уничтоженные в советское время

  1. Церковь Димитрия Солунского (1773, 1812) — разобрана для строительства городской бани в 1936—1937 гг., резной иконостас пошёл на табуретки и столы красноармейцам.
  2. Георгиевская церковь (теплая, 1751) — разобрана в 1936—1937 гг. на кирпич для строительства гаража сельхозтехникума.
  3. Церковь Афанасия и Кирилла в Кремле (1719) — разобрана на кирпич для нужд тюрьмы, размещённой в Спасо-Евфимиевском монастыре.
  4. Благовещенский собор (теплый) — сломан в 1959—1962 гг. в ходе реставрации Богородице-Рождественского собора как поздняя пристройка. Разобраны были также северный и южный приделы собора.
  5. Церковь Похвалы Богородицы (1725) — в 1937 г. сброшены купола, постепенно разобрана до начала 1950-х гг. Двери и каменные плиты пола были взяты в здание райкома ВКП(б).
  6. Церковь Варвары Великомученицы (теплая, 1737) — в 1937 г. сброшены купола, постепенно разобрана до начала 1950-х гг.
  7. Церковь Иоанна Златоуста (1727, 1799) — в 1939 г. разобрана колокольня, церковь разобрана к концу 1950-х гг.
  8. Церковь Иоанна Богослова при церкви Ильи Пророка — разрушена в 1937 г. вместе с колокольней Ильинской церкви
  9. Никольская церковь (1718, теплая при сохранившейся Борисоглебской церкви) — снесена в 1936—1937 гг.
  10. Троицкий собор с колокольней (колокольня принадлежала Троицкому монастырю, сам собор — Ризположенскому до их объединения в 1764 г.) (1700)
  11. Церковь Спаса Нерукотворного (1734) — снесена в 1930-е гг. вместе с оградой и воротами сохранившегося Предтеченского храма.
  12. Церковь Всех Святых на Втором (Знаменском) городском кладбище (1794) — в 1928 г. продана на слом.
  13. Боголюбская церковь на Первом городском кладбище (1789) — в 1928 г. продана на слом.
  14. Церковь Андрея Первозванного — разрушена вместе с рядом стоящей колокольней Тихвинской церкви.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Первые упоминания в летописи о небольшом городке Суздаль датируются 11 веком. В 1024 году после неурожая в окрестностях города, поднялось восстание. Подавлять бунт из Киева прибыл Ярослав Мудрый. Именно это событие описано в летописи и считается самым первым упоминанием о городе, а, значит, датой его основания.

Чтобы осмотреть город и посетить основные достопримечательности, потребуется несколько дней. Без номера в одной из гостиниц в Суздале Вы не останетесь. Город туристический и основной вид деятельности местных жителей связан с туризмом.

Суздаль находится во Владимирской области и входит в Золотое кольцо России. С 1978 года ЮНЕСКО включила Суздальский кремль с Рождественским собором и Спасо-Евфимьевский монастырь в список Всемирного наследия. Количество церквей, монастырей и соборов в Суздале впечатляет. Именно поэтому он и считается городом-музеем.

В 1125 году князь Юрий Долгорукий сделал Суздаль центром Ростово-Суздальского княжества, город стал укрепляться, начали строиться монастыри. Но после смерти Юрия, столицей княжества стал Владимир, но это не повлияло на дальнейшее развитие города. В 14 веке Суздаль становится центром Суздальского епископства, что обусловило дальнейшее развитие города. Кремль, монастыри, деревянные шатровые церкви, каменный собор, храмы… В 16 веке на каждого восьмого жителя приходится одна церковь, город получает степень архиепископии и становится одним из религиозных центров Руси.

Несмотря на то, что многие архитектурные ансамбли не сохранились до наших дней, а были разрушены польско-литовскими войсками, нашествием крымских татар или просто не выстояли под воздействием стихий, в городе сохранилось много уникальных сооружений, которые передают дух истории времен Руси, ее религиозную жизнь.

Голосуй звездами за статью!

Суздаль — город множества церквей

Всё-таки Суздаль и правда удивительный городок. Ему как-то удаётся сохранять и поддерживать атмосферу, от которой приезжающие сюда и говорят «как будто находишься в позапрошлом веке». И если с лицом города — видами и зданиями — проще (всё можно отреставрировать в соответствующем облике), то с атмосферой как раз сложнее. Туристов здесь больше, чем местных жителей. Последние на первых по-полной стараются сделать бизнес — за пирожок просят 70р, за местные огурцы — 15р/штука, помидоры предлагают по 2 сотни за кг, а билет в музей-монастырь стоит 400 — чуть дешевле, чем в Московский Кремль.
И при всём этом, сотни штативов фотографов не затоптали ароматные полевые цветы на древних валаx в самом центре города, тысячи туристов не распугали на них кузнечиков. Можно присесть на берег реки, смотреть на рябь и на древние постройки, бросать камушки в воду, вдыхать свежий воздух и ловить лицом ветеp. Наверное от всего подобного и тянет вернуться в это раскрученное место.
1. Cуздаль стоит на небольшой речке Каменка. Правда, это сейчас она небольшая, но когда-то была судоходной и даже входила в торговый путь «из варяг в греки».
Вид с кремлёвских валов на Ильинский луг и Ильинскую церковь 18-го века. Говорят, она стоит на Ивановой горе, где в языческие времена было капище Ивана Купалы
2. Если посмотреть с тех же валов в другую сторону, то откроется вид на Ризоположенский монастырь, основанный еще 800 лет назад
3. Конечно же я не смог не спуститься с валов к Каменке
4. Вдалеке виднеется Воскресенская церковь 18-го века на Торговой площади. Чуть ближе Входоиерусалимская и Пятницкая церкви. В последней в рамках Фестиваля лоскутного шитья располагалась одна из выставок, её ещё посмотрим
5. А это главный храм города — Богороодице-Рождеественский собор Суздальского Кремля. С 13-го века, когда был построен, он до нас дошёл с большими искажениями и изменениями во внешнем виде.
Ещё с первых моих приездов в Суздаль мне нравится его главный купол, похожий на перевёрнутую репку с корнем)
6. Колокольня при соборе
7. Огороды каких-то сотнях метров от Кремля и главного собора. Вот так собираешь урожай, а в шаге уже много сотен лет звонят колокола да и вообще творились некоторые события истории России
8. Кремлёвские валы 12-го века. Читал, что одно время за катание с них на санках и ледянках брали плату, но под возмущение народа этот маразм отменили.
Ухожено, аккуратно, прекрасные фонари. Ходить правда по такой дорожке неудобно, не зря по обочине протоптана новая народная тропа
9. На валах, как и сотни лет назад, растут цветы, стрекочут кузнечики и летают насекомые. Красота! Не хочется уходить.
Никольская церковь 18-го века запечатлена в фильме «Женитьба Бальзаминова» — на неё крестилась барыня
10. Цареконстантиновская церковь с интересными кокошниками над окнами
11. Колокольня Скорбященской церкви похожа на Никольскую. Да и вообще такая храмовая архитектура типична для Суздаля
12. И снова колокольня с суздальским шатром. Антипиевская церковь
13. Что бросается в глаза в Суздале, так это отсутствие многоэтажек. До сих пор самым высоким зданием в городе является колокольня Ризоположенского монастыря, построенная в начале 19-го века в честь победы над Наполеоном
14. У этого монастыря ещё интересные двухшатровые Святые ворота, построенные в 17-м веке
15. А на территории обильно цветут цветы
16. Не типичный по архитектуре для Суздаля Ризположенский собор монастыря, возведённый в 16-м веке. Однако главки мне очень нравятся. Вообще приятно смотреть, когда завершения храмов не золотые
17. Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому и 22-метровая Проездная башня Спасо-Евфимиевского монастыря
18. Монастырь довольно известный даже за пределами Суздаля. Не спорю, там красиво, но отдавать за входной билет 400 рублей (многовато, если прямо) меня задушила жаба. Поэтому я погулял только вдоль стен и вышел на смотровую к Каменке
19. Торговая площадь и Воскресенская церковь 18-го века — самый центр города
20. Каменка и Покровский женский монастырь 14-го века, куда раньше ссылали опальных цариц и женщин известных фамилий России. Одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная здесь в монахини. Также здесь томились жена Ивана IV Анна Васильчикова и вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская
21. Далее я прошёлся вверх по реке до вида на Спасо-Евфимиевский монастырь
22. Здесь оказался Суздаль, которого я прежде не никогда не видел. Даже не скажешь, что находишься в городе
23. Прелесть в одном из дворов
24. Ждун. Суздальский тип)
25. Шрек отдыхает
26. Некий Я любит пельмени
27. Ретротехника
28. Вау!
29. Вечерний вид на Кремль
30. Суздаль располагается во Владимирском Ополье — особом районе, который по природе отличается от окружающих лесных. Поля здесь могут простираться на несколько километров, а леса встречаться лишь островками. Почвы достаточно плодородные, в народе их называли «Владимирский чернозем». Будете в этих местах, сверните с дороги на поле с колосками. Настроение точно поднимется)

Суздаль-2017:
Фестиваль лоскутного шитья. Шествие
Фестиваль лоскутного шитья. Арт-проект Лоскутное поле

Монастыри Суздаля

Старинный Суздаль хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю. Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Возле дороги, ведущей на Кидекшу, на восточной окраине города с XIII века стоит Васильевская обитель. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, эта обитель возникла на месте, где до нее стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Как самостоятельный монастырь, обитель просуществовала до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, ее приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Сегодня почти весь монастырский комплекс принадлежит мужской монашеской общине.

Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы увидеть необычный Васильевский собор, сооруженный в 1660-е годы. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает одна главка. Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает старинную крепость. Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. С монастырской колокольни прекрасно видны живописные суздальские просторы.

Территория обители расположена на Васильевской улице.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Казань