Храмы в вышнем волочке

Содержание

Богоявленский собор (Вышний Волочёк)

Православный собор

Собор Богоявления Господня

Страна

Россия

Местоположение

Вышний Волочёк

Конфессия

православие

Епархия

Тверская и Кашинская

Архитектурный стиль

псевдорусский

Дата основания

1810 год

Строительство

1810—1814 годы

Дата упразднения

1931 год

Реликвии и святыни

Богородичные иконы

Статус

ОКН № 6930765000№ 6930765000

Состояние

действующая церковь

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский собор.

Собор Богоявления Господня — православный собор в Вышнем Волочке.

Здание храма построено из кирпича в 1810—1814 годах на острове между двумя рукавами Цны на месте ветхой деревянной церкви во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила. В 1864—1866 годах собор был основательно перестроен. От первоначального объёма сохранились части восточной и западной стен, превращенные в столбы, южная и северная стены, возможно, частично световой барабан, опирающийся на четыре столба.

В 1931 году собор был закрыт, но не разрушен, здание использовалось в складских целях. Вновь открыт храм был не как большинство церквей в конце 1980-х или 1990-е годы, а уже в 1945 году.

Сегодня Богоявленский собор является главным действующим храмом Вышнего Волочка, духовным оплотом православных горожан и одной из главных достопримечательностей города. До 1984 года в нём пребывала чудотворная Андрониковская икона Божией Матери (украдена). В храме в иконостасе и киотах сохранились иконы XVII—XVIII веков, в том числе резной образ Николы Можайского, а также Богородичные иконы — Иверская, Выдропужская и именуемые «Скоропослушница», «Утоли Моя Печали», «Всех Скорбящих Радость».

Примечания

  1. Свод памятников Тверской области, 2 том.
  2. 1 2 Паломнический центр Покров. Храмы Вышнего Волочка (недоступная ссылка)
  3. Православные храмы Тверской земли. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК — БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  4. Собор Богоявления Господня, Вышний Волочёк

Это заготовка статьи о христианском церковном здании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

«Нам – Голгофа…»

Дом Малышевых

В городе Вышний Волочек Тверской области местные жители выступили с инициативой устроить в расселенном под снос деревянном доме музей новомучеников и исповедников Вышневолоцких. Этот дом на улице Урицкого, 67 помнит много замечательных людей и событий. Но самое главное, этот дом – храм.

Вышний Волочек. Богоявленский собор до революции

Когда в Вышнем Волочке был закрыт последний православный храм – Богоявленский собор, здесь совершались тайные богослужения прихожанами собора. А после ареста хозяев дома здесь совершался подвиг любви: их детей спасали самоотверженные люди, ставшие их опекунами, когда все родные и знакомые в страхе отвернулись от «детей врагов народа».

На тайных храмах нет куполов с золотыми крестами, может быть, поэтому их так быстро забывают, хотя благодать Литургии не зависит от места ее совершения, и ангел Божий пребывает незримо там, где призывали имя Божие. Сейчас этот дом стоит в ожидании своей судьбы. Городские власти уже решили снести его, а верующие хотят сделать в нем музей новомучеников.

До революции Родители Бориса Малышева с друзьями и Николай Воробьев (справа)

Этот деревянный дом построил в 1926 году Алексей Иванович Малышев, известный вышневолоцкий льноторговец, купец первой гильдии, ктитор местного Казанского монастыря, вынужденный покинуть свой каменный дом на Ванчаковой линии. Однако новая власть не оставила в покое его и здесь: в Рождество 1930 года был организован продолжавшийся неделю погром, а спустя два года хозяин отправился на лесоповал. Вернувшись, Малышев-старший не стал более испытывать судьбу и бежал за границу, а в мансарде осталась жить семья его сына: Борис Алексеевич и Мария Николаевна Малышевы и двое их детей – Модест и Ольга. Борис и Мария были прихожанами Богоявленского собора, активно боролись против его закрытия в 1940 году. Мария Малышева со старостой даже ездила в Москву с ходатайством от прихода. Но собор все-таки закрыли, и тогда верующие стали служить по домам.

Мансарда

Супруги Борис и Мария Малышевы были из того поколения, чье воцерковление состоялось уже после революции. На момент ареста он был бухгалтером, она учительницей – счастливая любящая пара, растившая своих детей в любви и вере. Борис написал дочери строки, запомнившиеся ей на всю жизнь:

Борис и Мария Малышевы. 1939 год

Жизненный совет

Вдруг на чистом небе появилось облачко – в форме восьмиконечного креста. Малышевы поняли: их ждет Голгофа

Прекрасен Божий мир. Предел блаженства –
Познать основы мироздания всего.
Стремись и ты, чтоб быть частицей совершенства
Прекрасного творения Его.

По «Книге книг», как жить, учись,
Стремись познать себя, всегда трудись,
За правду стой, от злобы уклонись,
Всегда люби, и веруй, и молись.

Детей берегли от влияния безбожного окружения: Борис сам учил дочь по своим старым учебникам. Но такое положение стало слишком опасно, и Малышевы отдали Ольгу во второй класс городской школы, где когда-то сам Борис учился вместе со старшим другом Николаем Воробьевым, впоследствии ставшим знаменитым духовником игуменом Никоном. Но в семье по-прежнему жили молитвой и воспитывали детей в вере.

Борис Малышев с детьми Модестом и Ольгой

Дочь Малышевых Ольга Борисовна вспоминает, как однажды августовским вечером 1940 года они всей семьей пили чай на балконе своего дома и вдруг увидели облачко, внезапно образовавшееся на чистом небе. Потом это облачко приняло форму восьмиконечного креста с двумя четырехконечными крестами справа и слева от него. И родители, и дети застыли на какое-то время в созерцании изображения Голгофы. Мария тогда сказала: «Ну, нам – Голгофа…»

Малышевых «взяли на карандаш» еще в 1937-м, когда дочь Ольга отказалась вступать в пионеры и твердо исповедала Христа. В тот страшный год Борис и Мария ждали ночных гостей и предупреждали детей, что им делать, если утром папы с мамой почему-то не окажется дома. Однако их время еще не пришло. Потом Мария «засветилась» в двадцатке Богоявленского собора – последнего действующего храма в Вышнем Волочке, а после его закрытия повезла в Москву вместе со старостой письмо Сталину с прошением вновь открыть собор для богослужений. Письмо приняли, но собор закрыли окончательно. И с 1941 года тайные богослужения стали совершаться в домах некоторых прихожан, в том числе и в доме Бориса и Марии.

На время службы письменный стол Бориса Малышева становился жертвенником, а престолом Литургии служил неприметный столик, который больше никак не использовали. Дочь Малышевых Ольга Борисовна Анисимова вспоминает, как на Пасху они с братиком во главе маленького крестного хода внутри дома несли сделанные мамой миниатюрные хоругви.

Господь послал детям Малышевых опекунов: игумена Никона и тайную монахиню Марину

В тревожные дни осени 1941 года по городу прокатилась волна арестов потенциальных пособников оккупантов. Пострадали и участники тайных богослужений. 18 октября 1941 года в дом Малышевых внезапно вторглись «бойцы невидимого фронта». Это были критические дни для всей страны: немцы уже готовили парад победы в Москве. А в Вышнем Волочке шла «зачистка» от потенциальных пособников немцев на случай оккупации, включая монашествующих и прочих «лишних» людей. Отлаженная в 1937-м машина за неделю определила Малышевых и их знакомых в «антисоветскую группировку». Причиной для арестов вышневолоцких верующих стала трагедия малодушия священника, назвавшего имена участников и места тайных богослужений, в том числе и дом Малышевых.

В момент ареста в дом пришел и стал его невольным свидетелем друг семьи игумен Никон (Воробьев).

Монахиня Марина (Изотова). Послевоенный снимок. Обыск у Малышевых шел весь день. И все приходившие к ним в этот день сразу становились задержанными. Господь устроил так, что среди них оказались высланная из Питера тайная монахиня Марина (Изотова) и игумен Никон (Воробьев). Когда через неделю огласили приговор, ссыльная монахиня Марина стала опекуншей детей Малышевых. А ссыльный игумен Никон всю войну помогал им советом и делом. Детям Малышевых, от которых все родные и знакомые отвернулись после ареста родителей, Бог дал в лице этих двух монашествующих замечательных опекунов, и им не пришлось идти в детдом или умереть от голода.

Супругам Малышевым дали по 10 лет ИТЛ. В народе эту «командировку» в лесные лагеря очень точно прозвали: «зеленый расстрел». Их забросили в печально знаменитый Вятлаг, один из лагерей НКВД с наиболее тяжелыми условиями труда и быта – и с повышенной смертностью заключенных. В 1942 году в Вятлаге умерла треть зеков. Ситуация усугублялась необычайно суровой зимой 1941–1942 годов, когда морозы достигали 40 градусов. О том, что здесь перенесли заключенные, невозможно без содрогания слушать, читать, вспоминать.

ОЛП-2 в Сорде стал для супругов Малышевых последней точкой совместно пройденного земного пути. Их принимали за однофамильцев-земляков, и потому они были неразлучны – в разных бараках, но все-таки в одном лагпункте. Мария скончалась 13 апреля 1942 года. Ей достался один из последних гробов – всех последующих покойников уже просто бросали в яму. Борису сообщили вечером накануне, что ей стало хуже. Утром он пришел увидеться – и узнал, что она умерла. Когда он ее увидел, стало страшно – настолько изменилось родное лицо. Хронический понос и цинготная водянка – причины ее смерти – типичные лагерные диагнозы. Он сам закрыл ей глаза, прочитал все молитвы, какие сумел припомнить, и взял на память о жене ее подушечку-думочку, на которой потом и сам встретил свой смертный час.

Когда их дочь Ольга получила папино письмо, то от восторга скакала с бумажным треугольником. А потом ударили в сердце простые и страшные слова: «Наша дорогая незабвенная мамочка скончалась»…

В тяжелом лагерном сне Борису явилась никогда прежде не виданная им икона Богородицы – как знамение

В августе 1943 года Борис был уже в стационаре для лагерных доходяг. Ощущая приближение смерти, Борис увидел во сне никогда прежде не виданную им икону Богородицы. Среди страшной яви лагерных будней этот сон был ему таким же дуновением тепла, как детский почерк на письмах из дома.

Видно, горячо молились о папе дети Модест и Ольга и вместе с ними монахиня Марина (Изотова) и игумен Никон (Воробьев). Дети читали акафисты святителю Николаю, а монахиня Марина просила о помощи Матерь Божию перед особенно почитаемой ею Толгской чудотворной иконой. Господь услышал их: Бориса освободили. В октябре 1943 года он пишет с дороги: «Я так ослабел, что еле передвигаю ноги. Вещи мои все украли, так как я беспомощный старик, меня в вагон сажают двое. Хожу медленно и часто падаю. У меня левая нога совсем не действует, остались кожа и кости. Только Бог меня и спасает».

Вятлаг превратил его в немощного старика, в котором никто не мог признать сорокалетнего мужчину. Впереди неизвестность. Рассказы о повторных арестах и добавке срока ему приходилось слышать неоднократно. И чем его будут откармливать голодные дети? Разве что умереть у них на руках… Его спасла сестра покойной жены Валентина, которая до этого дважды возила ему передачи в лагерь, а после освобождения по просьбе монахини Марины согласилась принять его в свой дом. Две сестры выросли сиротами в разных приютах, и были очень разными: Мария стала верующей, а Валентина атеисткой. Но в решающий момент она поступила по-христиански: будучи коммунисткой, она приняла в свой дом «врага народа».

Валентина с мужем жили под Ярославлем, недалеко от закрытого Толгского монастыря. Вскоре после появления Бориса бдительные товарищи с оружием явились в их дом: непрописанному лагернику не место в жилище двух коммунистов – работников оборонного завода. Валентина побежала к своему заводскому парторгу. Тот посоветовал обратиться к одному из четырех начальников паспортных столов в Ярославле, который единственный из всех может хотя бы выслушать такую просьбу. Валентине и еле передвигавшему ноги Борису удалось добраться до Ярославля, попасть на прием и упросить начальника прописать Бориса на месяц. Чудо человеческой милости повторилось еще трижды.

Когда Борис смог выходить из дома сам, он пошел в ближайший храм и увидел там тот самый памятный образ Богородицы, явившийся ему во сне в Вятлаге: его встретила чудотворная Толгская икона Божией Матери, унесенная верующими при закрытии монастыря…

Диакон Борис Малышев в Лениградской Семинарии. 1946 г. Бог даровал ему жизнь, и диакон Борис Малышев посвятил свои последние годы служению алтарю. Вятлаг вскоре настиг его болезнью и добил. Но он успел сделать главное – направить на путь служения своего сына Модеста. В письме из только что открывшейся Ленинградской духовной семинарии он призывает сына служить Богу: «Он послал тебе жизнь, Он сохранил тебя, Он послал тебе все условия, чтобы ты был бы Его воином, был бы проводником Его Божественного слова… Дня три назад я был у о. Серафима Вырицкого, и он сказал: “Пусть подаст и будет принят”».

В мае 1949 года в доме на Урицкого, 67 скончался диакон Борис Алексеевич Малышев. Приходившие в дом Малышевых письма игумена Никона к монахине Марине вполне освещают спектр духовных и житейских проблем, которые пришлось нести им обоим до конца дней, сохраняя попечение о судьбах Модеста и Ольги. Эти письма и переплетающиеся с духовными наставлениями практические советы читаются совершенно иначе, когда знаешь, куда и кому они адресованы. Уже служа в далеких от Волочка краях, отец Никон укреплял ставшую его духовной дочерью монахиню Марину, напоминая ей, что эти дети – ее послушание, данное Небесной Игуменией.

О. Модест в старости. Фото в алтаре

Дети Малышевых пошли по стопам отца: сын Модест стал священником, дочь Ольга – женой священника. Митрофорный протоиерей Модест Малышев, настоятель Князь-Владимирского храма в поселке Лисий Нос под Санкт-Петербургом, был замечательным духовником, оказавшим влияние на множество человеческих судеб. Сполна испытав человеческое горе, он мог в скорбях и страданиях утешить других. Он исполнил завет своего отца быть проводником Божественного слова, борцом за любовь и веру, отдал все таланты и знания на служение Богу.

Игумен Никон (Воробьев) сказал, словно обращаясь к людям наших дней: «Наше поколение буквально было навозом для будущих родов. Потомки наши не смогут никогда понять, что пережито было нами. Достойное по делам нашим восприняли. Что-то вы воспримете? А едва ли вы лучше нас. Да избавит вас Господь от нашей участи!» Жертва эта не напрасна, кровью тысяч мучеников очищалась страна от грехов. Их молитвами мы живы и поныне.

Услышат ли городские власти голос Церкви в защиту этого пространства памяти, или дом-храм пойдет под снос?..

Отрадно, что эстафету памяти принимает новое поколение христиан. Вышневолоцкий краевед, сын священника Денис Ивлев выступил с инициативой создания в доме Малышевых музея вышневолоцких исповедников веры. Он утверждает, что только канонизированных новомучеников, связанных исторически с этой землей, насчитывается 22 человека и нет сомнения, что этот собор новомучеников будет пополняться новыми именами в ходе исследований. Каждый из них заслуживает места, где был бы собран материал о нем, чтобы можно было прикоснуться к его памяти, к памяти эпохи гонений на веру. Монахиня Феофилакта (Левенкова), игумения Казанского монастыря, поддержала это благое намерение, обратившись к городским властям с просьбой передать дом монастырю. Ведь одним из лучших мест памяти о страдании, пережитом в годы гонений верными чадами Церкви, является их молчаливый свидетель – дом Малышевых.

Услышат ли городские власти голос Церкви в защиту этого пространства памяти, или дом-храм пойдет под снос?..

Игумения Феофилакта (Левенкова). «В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: “Сим побеждай”»

Игумения Феофилакта (Левенкова),

настоятельница Казанского женского монастыря
г. Вышний Волочек Тверской епархии

«В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: “Сим побеждай”»

Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига»

Региональный этап XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
6 декабря 2018 г., Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москвы

«Не смущайтесь, – говорит Господь, – Я Бог ваш. Я укрепляю вас и помогу вам и поддержу вас десницей правды Моей (ср. Ис 41:10). Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие и скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь (Ис 35:3–4). Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавить, или силы во Мне не стало, чтобы спасать вас (Ис 50:2)? Мои мысли – не ваши мысли, ни пути ваши – Мои пути, – говорит Господь. – Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис 55:8). В этом испытайте Меня, – говорит Господь Саваоф, – не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословение до избытка (Мал 3:10)?» Рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать (Ис 59:1).

«Я БОГОВ!» – кричал Ганечка своим родным!!! –» Я не Ваш!» Душа сливается с Ним, с Великой Пасхой!!! Христос Воскресе!!! Воистину Воскресе!!!!- сияет в сердце зажженная лампада! Тоскует оно по Бозе, когда, Безценная, когда!? И Бог являет маленькому Гане Себя!!!!

Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов — «сим побеждай».- скажет батюшка позже. Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную. Сладчайший Иисус — Он первый показал нам пример, путь спасения, неся Крест Свой, Он умер за нас на Кресте, и желая также, чтобы и мы умерли за Христа, ради своего спасения, спасая душу свою, неся крест свой, потому что если с Ним умрем, то с Ним и жить будем (Рим. 6, 8). Но… падшее естество человеческое…не сразу умирает. Тщеславие, желание выделиться из толпы, гордость!? Скольких украли они у вечности? И Ганечка не послушался родителей, да еще и в первую неделю Великого Поста. Какой силы был полон его сердечный крик к Богу, ходатаем просит быть близкого сердцу праведного Симеона Верхотурского, обещая сходить к нему. «Монахом будешь, схимником будешь!» — скажет праведный Симеон. Дитя так молилось, что Небо приблизилось! Окреп физически, будучи немощным.

Древний мудрец Иисус, сын Сирахов, сказал: Все, что ни приключится тебе, принимай охотно и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив (Сир. 2:4). Все наши скорби и горести посылаются нам от Бога для нашего же спасения, ими ведет Он нас ко благу, а от нас требует, чтобы мы все, посылаемое от Него, принимали не только безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью. Даже когда Бог отнимает у нас наших ближних – отца и мать, братьев и сестер, детей наших,– и тогда должны смиренно склонить голову свою перед Его волей, всегда благой, всегда спасительной, и за все, даже самое тяжелое, благодарить Его.

Сильнейшая буря с грозой в дер. Фролово сгубила урожай, а молитва к Богу? Я Богов!

Но почему же Господь сказал, что медлит защищать избранных Своих? Неужели Он, как гордые земные властелины, хочет того, чтобы долго и униженно просили Его? Нет, ведь гордость – свойство диавола, а Богу присущи благость и любовь, которая не превозносится над просящими. Весьма глубока та причина, по которой Господь медлит исполнять наши прошения даже тогда, когда мы просим о дарах Духа Святого. Причина в том, что молитва – наше общение с Богом, и в этом общении, таинственно и незаметно для нас, осуществляется то, о чем говорит апостол Иаков: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам.

Урожай спасен и был отменным.

В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь. Прежде всего умертвим волю свою в себе, все восстающие страсти, помыслы худые, ропот против других, всякие подозрения, в особенности клятвы злостные: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). А в миролюбии пребывающий чудотворец есть. «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9).

Я иду к Тебе, Господи! Через боль, отец высек его, он добивается родительского благословения в монастырь! ПОЛТОРА МЕСЯЦА еще до ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ идти, идти к Богу! Встреча с великими: старцем Амвросием и отцом Иларионом, отцом Никандром.

«Аще Сын освободит вас, – то воистину свободни будете» (Ин 8:36)

И Господь Иисус Христос находит многих из нас желающих быть общниками трапезы Его, но мало желающих подражать кротости Его. Все желают радоваться со Христом, и многие следуют за Иисусом до преломления хлеба, но немногие и до чаши Его страдания… Мы благоговеем перед чудесами Его, но немногие разделяют бесчестие Креста Его. Мы любим дотоле Иисуса, пока с нами не случилось какого-нибудь несчастия. Мы хвалим и благословляем Его, доколе получаем от Него утешение, но как скроется Иисус Христос на время, обучая к терпению, то мы начинаем роптать и впадать в крайнее уныние, как неразумные дети… А кто любит Иисуса ради Самого Иисуса, а не ради самого себя, тот благословляет Его в скорби и печали так же, как и в великих утешениях. Где найти истого нищего духом, отрешившегося от всех тварей?

Чашу страданий пришлось испить до дна. 5 лет в немощи. Но не отступился, яко Богов есть!

Усиливая свой подвиг, монах начинает тщеславиться тем, что в посте и молитве стал превосходить других братьев. Иного монаха поставят игуменом, и он тщеславится своим возвышением. Хотя он и молится неустанно, но эта окаянная страсть не уходит, пока он не сумеет победить ее и не станет поистине совершенным монахом.

Батюшку не постригают, -» может уйти,»- говорит игумен.

Всякий грех – уже внутренний крест, он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, страдания, испытания, которые поневоле переносят и молодые, и старые, и красивые, и богатые. Равнодушные мучаются от своего равнодушия, гордые терзаются самомнением, богатые страдают от сребролюбия, славолюбцы – от унижения. Грехи разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, наполняют сердце унынием, тоскою, отчаянием. Все это кресты, и без них, как без врачебных мер, немыслимо излечить болящих душевно, сердечно и духовно. Есть только более видимые кресты для человеческих глаз, как многосемейность, бедность, одиночество, вдовство, потеря любимого человека, и менее видимые, как сердечные испытания, умственные болезни, нервные страдания.

Духовные болезни, естественно, могут быть излечиваемы только лишь духовными средствами. Так, надо понести крест унижения, чтобы сделаться смиренным, крест беспомощности и человеческого равнодушия – чтобы ощутить милосердие и всепрощение Божие и возлюбить Христа до желания идти за Ним. Крест своеволия – чтобы охотно отдаться благой воле Господней, крест разочарования в светской жизни – чтобы ожить для Господа, крест собственной греховности и нечистоты – чтобы истинно покаяться и решить победить в себе греховность слезною молитвою ко Христу и Богоматери, крест пленения злым духом – чтобы возжаждать Божественной благодати и, испытав на себе непреложность каждого слова Евангелия, уразуметь учение Христа, крест борьбы, страдания, терпения и искушения – чтобы сделаться сознательным христианином, праведным человеком, способным на подвиги, и полезным наставником для других. Иначе нельзя уразуметь истины, приобрести духовное зрение, оказаться на пути Христовом, познать правду Божию, уверовать в будущую жизнь и, главное, понять беспредельную, несравненную, животворную, животворящую любовь Божию и воодушевиться познанием истины до решимости ответить Христу: «Иду за Тобой, милосердный Господи, хочу спастись!»

Все сие получил сполна в Оптиной! Схимник говорит будешь в Москве, учись петь, а батюшка Амвросий говорит только не Москва. Но..

И вот Москва Высоко — Петровский!!! Эконом, принимает монашество с именем монах Тихон.

Пророк Давид поет: Тебя ради нас умерщвляют каждый день, считают за овец, закалываемых (Пс. 43:23).

Все знают, как преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей стоял на камне, в холод и в зной, под дождем и снегом. И творилось в сердцах великих праведников незримое таинство очищения, их сердца становились храмами Духа Святого. Претерпеть напраслину, клевету, издевательства зависти, заражение страшной болезнью. Человеческая ЗАВИСТЬ! Голгофа!!!

Заступница Усердная спасает Своего любимца – молитвенника – страдальца.

Батюшка молится, он уже в Богоявленском и быстро КАЗАНЬ! До распятия осталось немного.

В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели.

Поэтому нужно быть осмотрительну, видеть всякому свои недостатки и быть послушным; «смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11). Стараясь быть участниками Его страданий, тогда и будем участниками славы Его (Кол. 3, 4). Умертвим все в себе страсти. Похоть очей, всякую злобу, не будем завидовать другим, удержим язык свой от клеветы и осуждения (срав. Пс. 33, 14). Возьмем всякий крест свой и последуем за Иисусом.

Взять крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

Впрочем, бывает и иной крест — болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно — древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков.

«Несение своего креста» в жизни христианина проявляется в стремлении исполнить волю Божию, в повиновении Промыслу Божию.

Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной. Господь непрестанно направляет нас к тому, чтобы мы более всего обогащались не земными благами, но небесными, которые сможем взять за пределы этой жизни. Каждый человек может принимать волю Божию в своей жизни и следовать согласно с ней, а может отвергать ее, следуя своей собственной воле. Принимающий волю Божию в своей жизни «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест». При этом мы должны понимать, что практически никому не дано исполнить волю Божию в совершенстве, так как нечистота нашего сердца, отсутствие духовного опыта, гордость и прочие наши немощи не позволяют всегда ясно расслышать голос Божий и найти силы следовать ему.

Седмиезерная пустынь стала таковым горнилом, прославившим и восхитившим старца!

Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет.

Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).

Крест можно нести только с Божией помощью.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КЛЕВЕТА! Ради тех, кого любил и распинался, предали, отреклись. Спасо – Елезарова пустынь. Ученики забирают батюшку к себе.

Не стоит полагать, что «несение креста» относится к отдельным жизненным обстоятельствам, к отдельным важным решениям – как сегодня считают многие. На самом деле «несение креста» продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины. Ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью – между волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Пример такого жития показали нам святые угодники Божии, ученики старца Гавриила: священномученик Иувеналий (Масловский) Казанский и Свияжский митрополит; Владыко Антоний Храповицкий, был ректором Казанской Академии; митрополит Анатолий (Грисюк), архепископ Феодор (Поздеевский), епископ Иоасаф (Удалов) Чистопольский викарий Казанской епархии; епископ Осташковский, Тверской Гавриил (Абалымов), епископ Герман (Ряшинцев), епископ Евсевий (Рождественский), епископ Иона (Покровский); преподобномученик Игнатий (Лебедев) и многие другие.

«Бог любит тебя больше, чем ты сам себя любишь и заботится и печется о тебе больше, чем ты сам можешь о себе позаботиться.

Так перестань же волноваться и беспокоиться и положись на Бога, Который гораздо лучше тебя позаботится о тебе и обо всем, что тебя волнует и все устроит гораздо лучше, чем ты сам можешь устроить».прав. Иоанн Кронштадский

А кто за исполнение заповедей Христовых претерпит неизбежные в нашем мире страдания – от людей, от дьявола, от жестокой борьбы со своими страстями, кто даже и саму жизнь свою потеряет ради Бога и Евангелия, тот обретет Царство!

Батюшка воспитал сонм мучеников, пострадавших за Христа. Стояли за Русь Святую со Христом до слияния с Ним!

Все мы сами себя именуем верующими во Христа Распятого; если верим, то уже мы и последователи Иисусу Христу Распятому и сами сраспинаемся Ему и спогребаемся смертию Его и воскресению из мертвых. Эта основная жизнь наша в подвиге состоит идти вслед Христа. И много есть из нас желающих Небесного Царствия Христова приобщаться и воспевать Ему как Богу вовек, но мало охотников нести Крест Его. Многие мы желаем утешения, но мы, немногие из нас, любим скорби. Спасения желаю Вам от Господа Бога.

Мы все, возлюбленные, можем и должны быть святыми, — не своей силой и заслугами перед Богом, — нет, а силой благодати Божией, каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф.4,7).

Нет другого пути в жизни к истинному внутреннему миру, как путь Святого Креста и непрестанного самоумерщвления. Иди, куда хочешь, ищи, чего угодно и сколько угодно, не найти ни на небе пути возвышеннее, ни на земле пути вернее, как путь крестный. Никто живее не чувствует страданий Христовых, как тот, кому случалось терпеть что-нибудь подобное — с решимостью смиренно нести крест.

Что посмотреть в Вышнем Волочке – ТОП-25 мест города

Старинный Вышний Волочёк раскинулся на реке Цне. Это маленький городок с богатым прошлым, история которого написана на стенах древних зданий. На узких улочках, меж новых домов, притаились вековые церкви, покинутые усадьбы и аллеи со столетними деревьями. Данная статья расскажет о лучших достопримечательностях Вышнего Волочка, посетив которые, путешественник узнает много нового и интересного об этом городе Тверской области. Фото же покажут вам его самые интересные места наглядно.

Что посмотреть в Вышнем Волочке за один день

Сперва скажем про самые главные достопримечательности города, которые необходимо посетить в первую очередь.

Богоявленский собор

  • Адрес – Осташковская, 2.

Сохранившиеся чертежи и документы свидетельствуют о том, что собор этот был построен в 1748 году. С течением веков он менял свой архитектурный облик: в начале XIX века старое здание снесли и возвели новое, в популярном тогда стиле ампир. Но через пятьдесят лет мода изменилась и его снова перестроили, на этот раз вдохновляясь византийской архитектурой.

Последний вариант Богоявленского храма дошёл до нашего времени: белокаменные стены, круглые колокольни и традиционные золотые маковки с крестами. В 30-х гг. собор закрыли, но не разрушили, его помещения эксплуатировались в качестве складов. Большинство церквей вернулись к своей деятельности в 1980-1990 гг., в то время как Богоявленский храм был вновь открыт сразу после войны.

Сегодня он является религиозным центром города и главной достопримечательностью Вышнего Волочка. В стенах собора не раз бывали знаменитые чудотворные иконы и мощи святых. Что касается его собственного иконостаса — он состоит из ценных икон XVII-XVIII вв. Вокруг разбит небольшой парк. Скопление лиственных деревьев обнимает здание и с улицы видны только устремившиеся в небо купола.

Городской сад

  • Адрес – ул. Подбельского.

Городской сад — это крупный парк в черте города. Он популярен как среди туристов, так и у местных жителей. Он является центром активного отдыха: на его территории открыты пункты проката велосипедов, самокатов и роликовых коньков, а также действуют детские комнаты и аттракционы. В парке также располагается футбольное поле, которое в зимнюю пору заливается под каток.

Фото: © http://fotki.yandex.ru/users/desiderit/

Вдоль прогулочных дорожек размещены ларьки со сладостями и прохладительными напитками. Прогулочные террасы ведут через зелёные аллеи и цветущие сады. Парк украшают фонтаны и гипсовые скульптуры в виде львов, черепах и бегемотов. В летнее время тут проводятся различные праздники, спортивные и увеселительные мероприятия с интеллектуальными и подвижными играми для детей.

Музей «Русские валенки»

  • Адрес – Московская, 76/37.

Для жителя России валенки — обыденный элемент одежды, в котором нет ничего удивительного. Однако в Вышнем Волочке существует музей, посвящённый этой зимней обуви. Дело в том, что это единственный город, где валенки валяли вручную, по русским традициям, а не применяя станки и машины.

Экспозиция музея демонстрирует приспособления для изготовления валенок, рассказывает о том, как с течением времени изменялась и совершенствовалась методика валки.

В выставочных залах это достопримечательности царит уютная, душевная атмосфера. А самое приятно то, что в музее можно не только полюбоваться на нарядно украшенные валенки, но и заказать изделие по собственному эскизу, с оригинальным оформлением, не встречающимся более нигде.

Храмы и монастыри

Кроме описанного уже собора, в Вышнем Волочке существует немало православных храмов и обитель. Все они строились в разные времена и у каждого своя собственная, уникальная история.

Казанский монастырь

  • Адрес – ул. Красный Городок.

Казанский женский монастырь был основан в 1881 г. и освящен в честь иконы Богоматери. Инициатива возведения обители принадлежала князю Путятину, он выделил деньги на строительство и пожелал, чтобы настоятельницы и послушницы жили и служили согласно жёстким скитским традициям, подразумевающим строжайший пост, усиленные молебны и полное затворничество.

Главный в комплексе – Собор Казанской иконы Богоматери, построенный в 1882 году по проекту знаменитого русского архитектора Александра Каминского. Здание выполнено в византийском стиле. Глядя на замысловатое оформление фасада, чувствуется с какой любовью и фантазией талантливый мастер подошёл к работе. Несмотря на массивность, собор выглядит воздушным и лёгким, как небесное облако.

Архитектурный ансамбль монастыря состоит также из нескольких других строений религиозного характера, среди них:

  • Храм Андрониковой иконы Богоматери конца XIX — начала XX вв.
  • Храм Сирина и Неонилы — одно из первых зданий обители, возведённое в 1880 г.
  • Надкладезная часовня.
  • Церковь Боголюбской иконы Божьей Матери.
  • Жилые кельи монашек и трапезные палаты.

Интерес также вызывает часовня над захоронением старицы Любушки Сусанинской — блаженной монахини монастыря, умершей в 1997 г. в возрасте 87 лет. Рядом с ее могилой расположен мемориальный домик и молитвенная комната.

С момента основания монастырь переставал действовать лишь во времена правления советской власти. В 80-е гг. учреждение было возвращено Тверской епархии и после масштабного ремонта вновь открыло свои двери для нового поколения послушниц.

Служители обители чтут память князя Путятина и исполняют его волю, соблюдая строгие обычаи скитских канонов. Монахини живут в изоляции и нарушать их покой не смеют даже соверующие, поэтому посещение православной достопримечательности ограничено, на ее территории не проходят экскурсии. Единственное доступное здание — Казанский собор.

Церковь Александра Невского

  • Адрес — Парижской Коммуны, 27.

В 1866 г. император Александр II едва не стал жертвой убийства. Когда монарх садился в карету, над его головой просвистела пуля. Несостоявшийся убийца целился государю в висок, но стоявший рядом крестьянин толкнул стрелка и тот промахнулся. Двадцать лет спустя в честь этого события была возведена небольшая церковь, освящённая именем Александра Невского.

Скромное здание построено из белого камня в эклектическом стиле, крышу венчает маленькая маковка серебристого цвета. В прежние времена рядом с ней стояла деревянная колокольня, которая была сожжена в советские годы. В 1970-ом церковный приход расширили: основное строение соединили с несколькими близлежащими постройками.

Успенская церковь

  • Адрес — Коммунаров, 1/2.

Основанная в 1868 г., церковь стала одним из ярчайших храмов Тверской области. Комплекс состоит из двух построек разных архитектурных стилей, но единых в плане цветовой гаммы: стены выкрашены в тёмно-красный оттенок и декорированы белыми орнаментами. Здания храма и богадельни сообщаются между собой с помощью притвора, плавно переходящего в колокольню с шатровой крышей.

В 1929 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы была разграблена, но само помещение уцелело и использовалось сначала как склад, а позже в качестве военного госпиталя. Религиозная деятельность храма возобновилась в 1993 г., к этому времени здание сильно обветшало, потребовался капитальный ремонт, но даже он не смог вернуть ему былую красоту. Впрочем, церковь пользуется большим спросом среди прихожан и туристов.

Музейный Вышний Волочек

Музеев в Вышнем Волочке совсем немного, но их экспозиции славятся оригинальностью и понравятся не только взрослым, но и детям.

Музей стекла

  • Адрес — Муслима Магомаева, 17.

Музей посвящён стекольному заводу «Красный май», который закрылся несколько лет назад. Спецификой производства были изделия из цветного стекла, поэтому экспозиция полна ярких экспонатов, которые расцениваются как произведения художественного и эстетического искусства. Здесь можно увидеть расписные вазы, различные столовые приборы, фигурки и статуэтки, изображающие людей, животных и природу.

Краеведческий музей

  • Адрес — Казанский просп., 63/65.

Посещение краеведческого музея — обязательный пункт для всех, кто хочет не только познакомиться с современным Вышним Волочком, но и узнать о его прошлом. Экспозиция здешняя подробно рассказывает о зарождении города, строительстве его главных храмов, судьбах легендарных личностей и наглядно показывает, как жили горожане в разные эпохи.

Иллюстрациями к этой повести станут многочисленные экспонаты: археологические артефакты, сохранившиеся предметы быта, личные вещи, письма и фотографии людей, незабытых их потомками. Коллекция музея была собрана в 1932 г. и с тех пор ни один из её элементов не был утерян. Наоборот, она продолжает пополняться.

Памятники архитектуры

Часы не прекращают свой ход, поколения сменяются поколениями. Незыблемыми остаются лишь каменные сооружения, возведённые годы и столетия назад. Они как следы, которые люди оставляют на полотне времени. Кто начертал своё имя на улицах Вышнего Волочка?

Усадьба Сердюкова

  • Адрес — Ванчакова линия, 31.

На окраине города расположилась уникальная усадьба в стиле барокко. Её хозяином был Михаил Сердюков — купец и выдающийся инженер XVII века. Это единственная постройка времён Петра Первого, уцелевшая до наших дней. В прежние годы усадьбу окружал роскошный парк, а рядом действовал винокурный завод, от которого сейчас остались одни руины. Зато сам особняк и флигели конюшни сохранились достаточно хорошо.

Отличительная особенность поместья заключается в отсутствии частной церкви, что в ту эпоху казалось необычным и даже предосудительным. Дело в том, что Михаил Сердюков, монгол по происхождению, не жаловал православие. Несмотря на это, у него были дружеские отношения с Петром I. Император часто останавливался в усадьбе и даже внёс небольшой штрих в её живописную картину — посадил барбарисовый куст, который цветёт до сих пор.

Дом Харламова

  • Адрес — улица Вагжанова, 7/29.

Небольшая деревянная изба, построенная в начале XX века, прославилась тем, что под её крышей жил знаменитый композитор, оперный и эстрадный певец Муслим Магомаев. Одноэтажный дом бросается в глаза благодаря искусной резьбе, украшающей его карнизы, оконные рамы и крыльцо. Узоры тонкой работы сохранились в идеальном состоянии. Имя мастера, создавшего всю эту красоту, к сожалению, неизвестно.

Усадьба Неручьёвой

  • Адрес – Ленинградское шоссе, 3/2.

Усадьба это появилась в Вышнем Волочке в 1798 г., её хозяйкой была дворянка Марфа Неручьёва. Позже её купил богатый торговец Алексей Соколов, из-за чего поместье иногда называют «Домом Соколова».

Трёхэтажный особняк отличался красотой и роскошью. Его стены были выкрашены в багряный оттенок, оконные рамы украшала лепнина, а у центрального входа возвышались четыре мраморные колонны.

При советской власти усадьба пришла в запустение и с тех пор не была восстановлена. Здание полностью заброшено – от внутреннего убранства остались только стены с редким тканевым покрытием, руины каминов и остатки лепнины на потолках.

Дача Рябушинских

  • Адрес – улица Нагорная.

Особняк купца Рябушинского, возведённый в XIX веке в стиле модерн, находится на Садовой площади. Это двухэтажное здание каменной постройки с элементами древесной отделки. Несмотря на ветхий вид, дом сохранил былую пестроту и своеобразие. Над каждым окном установлен узкий козырёк с зубчатой резьбой, а над обширным крыльцом нависает шатровая кровля. Внутри дачи сохранились роскошные интерьеры: массивные двери, высокие потолки со следами лепнины и широкие лестницы с витыми перилами.

Здание присутственных мест и Магистрата

  • Адрес – Осташковская, 2.

В 1780 г. архитектор П.Р. Никитин возвёл комплекс административных зданий. По его задумке строения должны были протянутся вдоль Тверецкой набережной, располагаясь на равном расстоянии друг от друга.

Однако в середине XIX века замысел Никитина был нарушен — здания соединили, построив между ними кирпичный дом с прилегающей пожарной каланчой. Тем не менее, внесённые изменения не исказили гармоничный облик комплекса: все составляющие его постройки имеют одинаковый архитектурный декор. Окна обведены простыми геометрическими наличниками и основываются на узких карнизах.

Входы обозначены ребристыми арками, а вдоль мостовой растут ухоженные кусты, постриженные по форме куба. Здание выкрашено в бело-зелёные тона и функционирует как окружная библиотека и пожарная часть.

Путевой дворец

  • Адрес – Осташковская, 3/7.

Путевые дворцы предназначались для членов Царской семьи и строились в нескольких населённых пунктах, располагающихся по дороге из Москвы в Петроград (нынешний Санкт-Петербург). Длинный трёхэтажный дворец Вышнего Волочка много раз реконструировался и в начале XIX века ему придали черты, характерные для стиля классицизм.

Обстановка дворца соответствовала привычкам и потребностям его хозяев. В просторных помещениях помещались личные покои, гостевые комнаты, кабинеты, гостиные, столовая и залы для приёмов.

Роскошные интерьеры, драгоценности и личные вещи императорской семьи были разграблены в годы революции и воин. Сегодня в здании бывшего дворцового комплекса располагается средняя школа, которая на роль достопримечательности хоть и не тянет, но все же заслуживает того, чтобы посмотреть на ее строение.

Памятники и скульптуры города

Гуляя по улицам Вышнего Волочка, можно увидеть множество памятников, посвящённых историческим личностям и людям искусства.

Памятник Петру I и Сердюкову

  • Адрес – площадь Привокзальная.

В своей скульптуре архитектор Юрий Злотя запечатлел момент, когда гидротехник Михаил Сердюков показал императору чертёж будущей водной системы Вышнего Волочка. Пётр изображён в царском мундире со шпагой на боку и треуголкой на голове. Он внимательно смотрит на развёрнутый свиток и взмахивает правой рукой, одобряя идею Сердюкова.

Бронзовые скульптуры высотой в 2 метра располагаются на каменном пьедестале. Торжественное открытие необычной памятной достопримечательности города состоялось в сентябре 2006 года. Памятник поддерживается в хорошем состоянии, на нём нет следов коррозии и граффити.

Памятник Екатерине II

  • Адрес – пр. Казанский, 20.

Ещё одна работа Юрия Злоти в честь монарха, внёсшего свой вклад в развитие населенного пункта. В 1770 г. императрица Екатерина II подарила Вышнему Волочку статус города и собственный герб. В память об этом событии и был установлен памятник.

Екатерина горделиво восседает на престоле, подлокотники которого декорированы орлиными головами, а ножки когтистыми лапами. Сама правительница облачена в парадное одеяние, с её плеч спадает мантия из шерсти горностая. В правой руке Екатерина держит скипетр, а левой протягивает венец — символ указа об основании города Вышний Волочёк.

Трёхметровая скульптура установлена на гранитной площадке и гранёном пьедестале.

Памятник Ленину

  • Адрес — проспект Казанский, 18.

Памятник В.И. Ленину был установлен в центральной части города в 1968 г. Фигура вождя вырезана из гранита и помещена на высокий постамент. Владимир Ленин изображён стоя, правая рука протянута вперёд, будто он обращается к народу, а в левой он сжимает снятую с головы кепку. Многие скульптуры города пострадали от вандализма, но данный монумент целый и ухоженный.

Мемориал Венецианову

  • Адрес – Венециановский сквер.

Мемориал художнику Алексею Венецианову был создан в 1980 г. скульптором Олегом Комовым. Достопримечательность стала символом города и часто встречается на сувенирных открытках и в путеводителях.

На прямоугольном каменном пьедестале стоит Венецианов, позади него чистый холст, в руках палитра и кисть, а рядом присела на скамейке верная супруга и помощница Марфа. Она кормит грудью младенца.

Художник провёл в Вышнем Волочке 30 лет жизни и за этот срок написал огромное количество картин, многие из которых получили всероссийскую известность, открыл художественную школу, где дети и взрослые могли обучаться живописи у мастеров.

Памятник установлен напротив картинной галереи с полотнами Венецианова.

Памятник Лермонтову

  • Адрес – Екатерининская, 20.

Монумент великому русскому поэту и прозаику Михаилу Лермонтову расположен на пересечении улиц Екатерининской и Красных Печатников. Это совершенная копия памятника, установленного на родине Лермонтова — в Тарханах, рядом с Пятигорском, где состоялась последняя дуэль деятеля.

Лермонтов стоит на невысоком постаменте, заложив руки за спину. Он одет в военный мундир, какие носили офицеры начала XIX века.

Точные сведения об авторе скульптуры и дате создания отсутствуют. Существует версия, что это — работа скульптора Бориса Зотова, который жил в городе в конце 1950-х. За памятником практически не ухаживают, несколько лет назад «Лермонтову» отломали нос, и повреждение так и не было устранено.

Природные достопримечательности

Берега реки Цны, на которых стоит город, славятся прекрасными видами и нетронутой живой природой. Прогуляться по зелёным паркам и лесам — одно удовольствие.

Река Цна

  • Координаты — 57.577457, 34.555277.

Набережные Цны не благоустроены для туристов. Здесь нет кабинок для переодевания, шезлонгов, сувенирных лавок и перил для захода в воду. Но отсутствие удобств не омрачает выходные на берегу реки. Прогулки по лесам, купание в специально отведённых местах и зоны для разжигания костров — этого более, чем достаточно для отдыха на природе. Благодаря протяжённой береговой линии, здесь никогда не бывает тесноты из-за скопления туристов и всегда можно найти тихий, уединённый уголок.

Парк Текстильщиков

  • Координаты — 57.580499, 34.552627.

Замечательное природное место в центре города, которое, правда, совсем не ухожено. Парк расположен на двух островах, окруженных каналами и рекой. Сюда ведут несколько мостков, где можно сделать хорошие фото. Место очень удачно расположено, но вот облагораживать его почему-то никто не хочет.

Бейшлот

  • Координаты — 57.581030, 34.546900.

Так же известен как Верхне-Цнинская плотина. Бейшлот был спроектирован Михаилом Сердюковым и установлен в 1720 г. Благодаря плотине образовалось множество водохранилищ и искусственных озёр, которые в дальнейшем поддерживали судоходство по каналам Цны.

В 1786 г. Бейшлот усовершенствовали: его конструкция была укреплена, а деревянные устои заменены на гранитные. Созданная в XVIII веке плотина действует по сей день. Через неё перекинут бревенчатый мост, а на берегах расположены беседки и зоны отдыха.

Цнинский канал

  • Координаты — 57.587895, 34.546825.

Цнинский канал был прокопан в 1722 г. Его главной целью являлось выпрямление русла Цны. Длина канала достигает 1 км, а глубина — 300 м. Вдоль водоёма протянулись парковые зоны с прогулочным дорожками, удобными лавочками и мостиками через канал. Территория парков содержится в чистоте, загрязнение лесов и воды наказывается штрафом.

Озеро Мстино

  • Координаты — 57.670493, 34.504074.

Одно из крупнейших естественных озёр Тверской области. В него впадает несколько рек – Цна, Мста, Рудинка и Рундёвка. Ландшафт берегов разнообразен, здесь встречаются леса, болота, холмы и равнины.

Мстино является важнейшим рекреационным центром Вышнего Волочка. На его территории располагаются санатории и базы отдыха, наиболее престижными считаются «Серебряники», Валентиновка и Академическая дача, действующая с 1884 г.

Вышневолоцкое водохранилище

  • Координаты — 57.563677, 34.446160.

Воды водохранилища наполняют долины рек Цны и Шлины. Для купания заводи непригодны – из-за большого скопления водорослей. Зато рыбная ловля здесь весьма популярна. Рыбалка на водохранилище приносит хорошие уловы окуней, лещей и карасей, изредка попадаются щуки.

Куда еще сходить в Вышнем Волочке

Руины городской бани

  • Адрес – Тверецкая набережная.

Объект этот расположен у точки, где Стротверецкий канал сливается с рекой Цна, на Тверецкой набережной. Место сложно назвать полноценной достопримечательностью – скорее это обычная заброшенка из прошлого, но если вы любитель осмотра чего-то необычного, то точно оцените эти руины.

Драматический театр

  • Адрес – пр. Казанский, 20.

И хотя Вышний Волочек – маленький городишко, здесь есть свой театр, работающий ежедневного и показывающий горожанам интересные театральные постановки. Драмтеатр устроен близ Краеведческого музея и памятника Екатерине II. Как говорят жители В. Волочка, объект позволяет расслабиться, увидеть интересный спектакль или представление, которое понравится детям.

Не пропустите достопримечательности других городов Тверской области — Кимр, Калязина, Ржева и Твери

На примере Вышнего Волочка становится очевидно, что даже небольшие и скромные города могут представлять туристический интерес и способны предложить разнообразную культурную программу своим гостям, познавательные достопримечательности и места, которые обязательно нужно посмотреть. Посещение исторических памятников, старинных соборов и прогулки по природным просторам не только способствуют хорошему времяпровождению, но и расширяют кругозор, что, несомненно, является одной из основных целей любого путешествия.