Христиане
Содержание
Христианин
У этого термина существуют и другие значения, см. Христианин (значения).
Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство
Назарет описывается как дом детства Иисуса. Многие языки используют слово «Назарянин» как общее обозначение для христианской веры. Церковь Святого Петра около Антиохии (современная Антакья) — города, где ученики были названы «христианами».
Христиани́н — человек, исповедующий христианство. Большинство христиан не сомневаются в историчности Иисуса Христа, признавая Его Мессией, Сыном Божиим, Богом и Спасителем человечества.
Этимология
Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин, последователь Помазанника), образованного на основе греческого языка:
- Основа слова — Χριστός (Христос) греческого происхождения, что означает «Помазанник». В греческом переводе Библии слово Христос было использовано для передачи еврейского слова מָשִׁיחַ (Маши́ах, Мессия), имеющего то же значение «Помазанник».
- Окончание -ιανός латинского происхождения. Использовалось при обозначении чьего-либо приверженца. Употреблялось применительно к рабам или вольноотпущенникам знатных семейств в Римской империи, или же означало принадлежность к той или иной партии, например «партии Юлия Цезаря». Приверженцев Цезаря (Ке́саря) называли «цезарианцами» — кайсариано́с, то есть людьми Цезаря.
Первое известное использование слова христиано́с (др.-греч. Χριστιανους) в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами стремились уподобиться Иисусу Христу. (Известно, что Антиохийцы славились своим обычаем давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козёл».) Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но затем христиане приняли его и стали употреблять как самоназвание. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28).
Первое употребление термина вне Библии принадлежит врагу христиан, современнику Нерона, римскому историку Тациту, который отметил, что император обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 году н.э.
Кто достоин называться учеником?
Латинский крест и Ихтис — два символа, часто используемые христианами для представления их религии
Евангелие содержит множественные высказывания о христианах, учениках Христа. Ученик — тот, кто исполняет волю Отца Небесного (Мф. 12:49, 50). Некоторые из высказываний Иисуса Христа о качествах Своих учеников, в Евангелии записаны так:
Перевод: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»
Перевод: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и мать, жену и детей, братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». Параллельное место в Евангелии от Матфея: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
όστις ου βαστάζει τον σταυρον εαυτοũ και έρχεται οπίσω μου ου δύναται είναί μου μαθητής
Перевод: «И кто не несет креста своего и не приходит следом за мной, не может быть моим учеником».
πας εξ υμων ος ουκ αποτάσσεται πασιν τοις εαυτοũ υπάρχουσιν ου δύναται είναί μου μαθητής
Перевод: «Всякий из вас, кто не отказывается от всего своего имущества, не может быть моим учеником».
Среди представителей христианских конфессий существуют разные мнения по вопросу «кто может быть учеником (христианином)?» Их формулировки не всегда буквально повторяют Евангельский текст. Ниже приводится список различных христианских церквей со ссылками на их официальные документы и неофициальные мнения:
- Католицизм.
- Православие.
- Протестантизм.
Научные источники:
- Список ссылок на слово «христианин» в различных словарях и энциклопедиях.
В других языках
Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien («кретьен») во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».
Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в талмудическом иудаизме, на иврите христиане называются «Ноцрим» («назаретяне»), ибо Иисус вырос в Назарете.
Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используются два слова для обозначения христиан: 1) назаретяне (نصراني), и 2) масиха (مسيحي), имеющее смысл последователей Мессии. Там, где есть различия, «назаретяне» относится к людям с христианской культурой, а «масиха» — с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаретяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба. Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.
Социальный портрет современного христианина
В настоящее время в мире проживает 2,3 млрд христиан. Последователей Христа можно встретить во всех 232 странах мира. Большинство христиан (64 %) проживает в городах. Средний возраст христианина — 30 лет. При этом 565 млн современных христиан — дети до 15 лет. Ожидаемая продолжительность жизни христианина соответствует среднемировому значению — 68 лет (2001 год). По индексу развития человеческого потенциала христиане находятся выше, чем «не христиане» (0,73 и 0,58 соответственно). Аналогично, уровень грамотности у христиан выше, чем у «не христиан». Читать и писать умеют 88 % взрослых христиан и 81 % взрослых христианок (для «не христиан» уровень грамотности равен 78 % и 60 % соответственно).
См. также
В родственных проектах
- Цитаты в Викицитатнике
- Медиафайлы на Викискладе
- Портал «Христианство»
- Численность христиан
- Крестьянин
Примечания
- Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета / Клеон Л. Роджерс-младший (англ. Cleon L. Rogers, Jr.), Клеон Л. Роджерс III (англ. Cleon L. Rogers III). — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001. — С. 425. — 1008 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7454-0545-7.
- Jesus of history, Christ of faith by Thomas Zanzig 2000 ISBN 0-88489-530-0 page 314
- Etymology Online: »messiah». Etymonline.com. Дата обращения 19 ноября 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- The Greek New Testament / Barbara Aland, Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini and Bruce M. Metzger. — Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1998. — С. 451. — 918 с. — ISBN 3-438-05110-9.
- Первое_соборное_послание_святого_апостола_Петра s:Первое соборное послание святого апостола Петра#4:16
- Тацит, Анналы 15:44
- Латинский текст 15:44
- Иоанна 13:34,35 Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов.
- Лк. 14:26 (греч. + подстрочник + СП)
- Православные толкования Лк. 14:26 (недоступная ссылка)
- Лк. 14:27 (греч. + подстрочник + СП)
- Лк. 14:33 (греч. + подстрочник + СП)
- Католический катехизис
- Свт. Григорий Нисский. К Армонию. Что значит имя и название «Христианин»
- Православный катехизис
- Протоиерей Димитрий Смирнов
- Диакон Андрей Кураев
- Б. катехизиз д-ра Лютера
- Краткий катехизис д-ра Лютера (недоступная ссылка). Дата обращения 12 февраля 2013. Архивировано 15 мая 2013 года.
- Вероисповедание церкви АСД
- Христианская церковь
- Церковь Пятидесятников
- Церковь ЕХБ
- Как понимать слова Иисуса в Луке 14:26?. Библейский Дискуссионный Клуб.
- Список ссылок на слово «христианин» в словарях и энциклопедиях
- Khaled Ahmed, Pakistan Daily Times.
- Социологи подсчитали количество верующих: треть населения Земли — христиане, четверть — мусульмане. «Зеркало недели. Украина» (23 декабря 2012). Дата обращения 27 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
- 1 2 Todd M. Johnson. (англ.) (недоступная ссылка). Gordon-Conwell Theological Seminary (April 2006). Дата обращения 29 августа 2013. Архивировано 7 сентября 2015 года.
Ссылки
Кто такой христианин?
Понятие «христианин» стало настолько привычным в современной жизни, что его смысл и суть оказались размытыми. Если задать вопрос о том, кто такой христианин?
Любому человеку, будь то верующий или, наоборот, атеист, прозвучит множество порой взаимоисключающих ответов. В большинстве своем верующие называют себя православными, католиками, протестантами, Свидетелями Иеговы, баптистами и т.д., но мало кто считает себя просто христианином.
Чтобы действительно разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к первоисточнику самого понятия «христианин». А это, разумеется, Библия.
Первое упоминание христиан, как особой группы верующих, приводится в Деянии Апостолов. Так назвали учеников из Антиохии. Почему? Их слова и поведение соответствовали тому, что учил Христос.
Звание христианина налагает определенную ответственность. Апостол Петр в своем первом послании говорит о том, что за имя Иисуса Христа его последователи могут быть оскорбляемы и преследуемы, но в то же время такая реакция окружающих говорит о присутствии Духа Бога в душе верующего человека.
Отличительными признаками христиан являются:
— глубокое исследование Библейских Писаний. Как для юристов основополагающими истинами являются различные кодексы и законы, так для христиан главной книгой и предметом изучения является Библия. Важным условием является применение прочитанного в своей жизни. Лишь только хорошее знание Писания не делает человека христианином. О вере говорят поступки;
— признание Иисуса Христа своим спасителем, благодарность за жизнь, принесенную в жертву Сыном Бога. Христиане считают это учение одним из основополагающих. Если кто-то отдает свою жизнь для пользы других, разве это не высшее проявление любви?
— признание Святого Божьего Духа, живущего в каждом верующем христианине. Это Дух Христа – то, что побуждает действовать правильно, руководствуясь совестью и принципами из Библии;
— молитва. Существует множество мнений о том, как именно следует обращаться к Богу. Кто-то читает специальные тексты, другим удобнее обращаться к Творцу своими словами. В любом случае, молитва очень важна в жизни каждого верующего, так как помогает осознать, что любой человек не одинок во Вселенной. Есть Господь наш Иисус Христос, способный поддержать в трудную минуту. И, в отличие от людей, Бог не бывает занят!
— посвящение Богу. Каждый христианин в какой-то момент своей жизни осознает, что любе имущество, возможности, сама жизнь предоставлены ему свыше. Понимая это, он посвящает свою жизнь Творцу. Люди делают это по-разному. Для кого-то посвящением становится уход в монастырь.
Другие стараются каждым днем своей жизни показывать окружающим пользу христианского образа жизни.
Добрые дела, благотворительность, сострадание, выполнение своих семейных обязанностей, следование закону, соблюдение ПДД и во многом другом может проявляться посвящение. Главная особенность – понимание того, что один поступок может вдохновить окружающих на еще большие добрые дела, основанные на вере. Именно это приносит славу Богу.
В то же время существует некоторое заблуждение о том, что значит быть христианином. Своего рода мифы:
1) По наследству. Факт рождения в семье христиан не делает автоматически человека христианином. Такая практика была актуальна для евреев. После выхода из земли Египетской они посвятились Богу как народ в целом, поэтому рожденные в иудейском народе уже были посвящены Творцу. Для христиан это не так.
2) Крещение. Множество матерей и отцов крестят младенцев с целью обеспечить их духовной защитой. Такой обряд не делает ребенка христианином. Многие дети, крещенные в младенчестве, впоследствии не следуют законам Христа, продолжая считать себя христианами.
3) Правильные поступки. Нравственность, соблюдение буквы Божьего закона – это не все, что требуется от христианина.
4) Вера в Бога. Множество людей верят в то, что Бог существует и создал этот мир, что не делает их христианами. Демоны тоже верят в это и страшатся своего будущего.
5) Молитва. Да, личный разговор с Богом очень важен для поддержания веры, но, опять же, не может стать поводом для причисления к группе христиан.
6) Чтение Писаний. Неверующие люди могут отлично знать текст Библии, но не позволять ему влиять на свое сердце. Они не причисляют себя к последователям Христа.
7) Разговор о Христе. Рассуждение о роли Иисуса в жизни человека, его месте в истории и т.д. не дает права называться христианином.
8) Посещение церкви. Как сказал один проповедник, посещение гаража не делает человека машиной. Так и посещение церкви, собраний или др. религиозных мест не делает человека христианином.
Вышеизложенные факты помогут определиться в том, кто такие христиане на самом деле.
Христиане
Христиане
Христианство
Портал:Христианство
·
Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь
Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух
История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация
Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства
Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии
Христиани́н — это личность, исповедующая христианство, монотеистическую религию, основанную на жизни и учении Иисуса Христа.
Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианский), которое в свою очередь от Χριστός (христос), что означает «помазанник». По греческой септуагинте иудейской Библии слово христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (маши́ах, мессия), имеющее то же значение «помазанник».
Первое известное использование этого термина можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу. Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище. Оно буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деян 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).
Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э
Кто является христианином
С точки зрения церкви, чтобы быть христианином, нужно придерживаться определённых принципов.. Христианин — это не просто религиозный человек, а с другой стороны — это и не религиозный фанатик. Вот несколько принципов, которых должен придерживаться христианин.
- 1. Христианин – это ученик или последователь Иисуса Христа.
- 2. Христианин — это человек, который верой приял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
- 3. Христианин – это человек, в котором живёт Дух Христа – Святой Дух Божий.
- 4. Христианин – это человек изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
- 5. Христианин – это человек, имеющий взаимоотношения со своим Творцом.
- 6. Христианин – это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
- 7. Христианин – это человек, который служит своими дарами Телу Христа – братьям и сестрам по вере.
Член церкви
Альтернативное мнение состоит в том, что христианин — это просто человек, являющийся членом христианской церкви. С этой точки зрения, каждый человек, который регулярно посещает церковь и исполняет её обряды, называется христианином.
Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».
Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаритяне»), ибо Иисус, описанный в Новом Завете, вырос в городе Назарет.
Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используеются два слова для обозначения христиан: назаритяне (نصراني) и масиха (مسيحي), имеющих смысл последователей Мессии. Там, где есть различия, «назаритяне» относится к людям с христианской культурой, а масиха — с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаритяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба. Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.
> См. также
- Мессия
> Примечания
- Христианин Сокровищница духовной мудрости
- Христианин свт. Тихон Задонский
- Быть христианином мит. Сурожский Антоний
- Почему и я – христианин свящ. Сергий Желудков
- Как стать православным христианином. Краткая памятка
- Правило 80. Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели свт. Василий Великий
- Что христианин преп. Анастасий Синаит
- Что значит имя христианин свт. Григорий Нисский
- Слова. Слово 16. Кто истинный христианин? преп. Симеон Новый Богослов
«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». (Деян.11:26)
Христиани́н – последователь Господа Иисуса Христа, старающийся уподобиться Ему, стремящийся к единению с Богом и ближними, член Церкви Христовой. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, основанных на учении Вселенской Православной Церкви.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (Деян.11:26), (Деян.26:28), (1Пет.4:16).
Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или оглашенным, после крещения он попадает в разряд верных. Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд отпавших (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие епитимью в виде запрета причащаться на определённый срок.
О причинах появления термина христианин пишет С.С. Аверинцев: «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним»). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».
***
Святитель Феофан Затворник:
«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковию, – тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш.
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш.»
(«Домашняя беседа», Созерцание и Размышление. 1872, вып. 34, с. 772-774.)
***
прп. Иоанн Лествичник:
Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу.
***
св. Василий Кесарийский:
«Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу…
Что такое христианство?
Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».
***
«Послание к Диогнету», II век:
Христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного языка и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мыслей и изобретения людей, ищущих новизны, они не привержены какому-либо учению человеческому, как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире христиане. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают. Они всего лишены, но всем изобилуют. Их бесчестят, но они тем прославляются. Клевещут на них, но они оказываются праведны. Злословят, а они благословляют. Их оскорбляют, а они воздают почтением. Они делают добро, но их наказывают, как злодеев. Будучи наказываемы, радуются, как будто бы им давали жизнь.
Итак, «что в теле душа, то в мире христиане».
***
иеромонах Мефодий:
«В этом и заключается несчастье «половинчатых» христиан нашего времени, что они не любят Христа, но хотят служить и Ему и миру. И в этом весь ужас нарушения обета Святого Крещения, – в том, что мы не любим Его, неспособны ради Него пойти на жертву. Пойти не с ропотом и недовольством, а свободно, радостно, по своей доброй воле. Христианин не тот, кого надо заставлять исполнять Евангельский закон, а тот, кто сам стремится его исполнить, кто ищет случая быть не только слушателем, но и исполнителем Божественных заповедей».
***
преподобный Макарий Великий (Беседы, 5):
«У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико».
***
См. ОБОЖЕНИЕ, БОГООБЩЕНИЕ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ, БОГОПОЗНАНИЕ, БОГОВИДЕНИЕ, ХРИСТИАНСТВО
Христианство
Портал:Христианство
Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь
Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух
История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация
Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология
Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии
Христиани́н — это человек, исповедующий христианство, монотеистическую религию, основанную на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианин верит, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христианин не сомневается в историчности Иисуса Христа.
- 1 Этимология
- 2 Кто является христианином
- 3 В других языках
- 4 См. также
- 5 Примечания
Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин), образованного на основе латинского языка:
1) Основная часть слова — Χριστός (Христос) греческого происхождения, что означает «Помазанник». По греческой септуагинте Библии слово Христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (Маши́ах, Мессия), имеющее то же значение «Помазанник».
2) Окончание -ιανός латинского происхождения, используемое при обозначении чьего-либо приверженца (употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской Империи или же означало принадлежность к какой-то партии (к примеру к «партии Кесаря»)). Например, того, кто поклонялся императору, то есть кесарю, или «кайсару», называли кайсариано́с, что означает приверженец «кайсара», человек, принадлежащий «кайсару».
Первое известное использование этого термина в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу (известно, что Антиохийцы славились своей способностью давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козел».). Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но христиане приняли и прославили его на весь мир. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).
Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э
С точки зрения большинства неопротестантских общин, чтобы быть христианином, нужно придерживаться нижеперечисленных семи принципов.. Практическое значение этих положений состоит в том, что неопротестанты не признают полноценными христианами членов традиционных деноминаций («Христианин — это не просто религиозный человек»), в том числе протестантских — лютеранства или епископального англиканства. Главными отличиями считается активное и постоянное изучение Библии и «харизматическая» молитва (составленная собственными словами — использование написанных другими людьми, широко распространённых молитв, в том числе почерпнутых из Ветхого и Нового Завета — считается проявлением «догматизма»). Исполнение остальных принципов (посвящение жизни Богу, принятие Иисуса верой и т. п.) — сложно проверить формально. Как правило, на практике следование им означает активное участие в жизни неопротестантской общины. Данные утверждения обычно формулируются следующим образом:
- 1. Христианин — это ученик или последователь Иисуса Христа.
- 2. Христианин — это человек, который верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
- 3. Христианин — это человек, в котором живёт Дух Христа — Святой Дух Божий.
- 4. Христианин — это человек, изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
- 5. Христианин — это человек, который лично общается со своим Творцом.
- 6. Христианин — это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
- 7. Христианин — это человек, который служит своими дарами Телу Христа — братьям и сестрам по вере.
Первыми христианами считались ученики и последователи апостолов в Евангельских учениях, и прозелиты (верующие в отличие от язычников в Единого Бога), считавшие Иисуса из Назарета Мессией или «Христом» (по-гречески Христос). После того, как первое естественное отчуждение от «природных» язычников (не стремившихся влиться в иудейскую общину и не выполнявших еврейских обрядов) было преодолено (Деяния 10), признание Иисуса Христом и Сыном Божьим стало доминирующим признаком. Впрочем, на протяжении первого века общины первых христиан не теряли некоторого организационного единства (все они были основаны апостолами или их учениками) и не выделялись окончательно из иудейской среды. После иудейской войны, ряда конфликтов между иудейской средой и новым течением и возникновением общин, модифицировавших учение апостолов в ту или иную сторону, вопрос о том, кто является христианином, а кто — нет, стал более проблематичным. Как правило, подтвердить христианский статус человек мог принадлежностью к конкретной христианской общине, а община утверждала свою христианскую суть возведением своего происхождения к апостолам или мужам апостольским и связями с другими христианскими общинами.
С широким распространением как т. н. «ересей» (искажающих с точки зрения самих христиан суть христианства лжеучений) и общин их разделявших, но также именовавших себя христианскими, так и споров внутри собственно христианской среды появился ряд кратких формулировок христианской веры — исповеданий и символов веры, по которым можно было определить придерживается ли тот или иной человек минимальных положений, важных для христианской веры, а также некоторые дополнительные наименования (так «православные» христиане отличали себя от тех, кто по их мнению был «неправославен», то есть допускал ошибки в представлениях о том, во что надо верить, термин «католик» означал приверженца веры, распространённой по всей «вселенной», а не частного местного заблуждения). Так к критерию принадлежности к общине, называющей себя христианской, добавился критерий исповедания определённых принципов (основ) веры.
После разделения целого ряда церквей (халкидонских и нехалкидонских, т. н. «православных» и католиков, католиков и протестантов), не согласных друг с другом в важных вопросах вероучения, но не отрицающих христианский характер оппонентов, основным критерием стала принадлежность к той или иной деноминации. Зачастую эта принадлежность могла превращаться в формальность — семейную традицию или факт идентичности. Протест против такого формального «христианства» и выражен в доктрине неопротестантизма (также в ней присутствует и полемика вокруг «форм христианской жизни» — для неопротестантов ритуализм и спиритуализм традиционных христиан представлется малоценным, не стоящим в сравнении с интеллектуальным исследованием текста Бибилии практически ничего). Современные традиционные деноминации также различают между формальными христианами и реальными. Главными критериями являются активное участие в Богослужебной и приходской жизни — то есть членство в определённой христианской общине.
> См. также
- Мессия
- Крестьянин
> Примечания
LiveInternetLiveInternet
Что значит быть христианином? Кто может назваться этим именем? Пожалуй, каждое новое поколение в странах, где распространено христианство, интересуется этими вопросами. Светское общество, со своей стороны, формирует новый ярлык. А люди Церкви обновляют образ христианства. С вопросами «Как вы считаете, кто такой христианин?» и «Относите ли вы себя к христианам?» мы обратились к прохожим на улице. Вот ответы, которые позволяют в общих чертах судить, как в нашей стране представляют христианство, самую многочисленную и значительную религию современности.
Наталья Викторовна Орлова, 42 года, врач:
— Я не задумывалась над этими вопросами. Но мне кажется, что христианин — это тот, кто исполняет Десять заповедей, даже если он не принадлежит к какой-то определенной вере. Вероятно, такой человек должен быть честным, справедливым, понимающим. Мои знакомые говорят, что я обладаю этими качествами. Хотя я и не хожу в церковь, я считаю себя христианкой, потому что в душе верю в добро и справедливость.
Виктор Иванович Тимко, 60 лет, строитель:
— По-моему, христианин — это человек честный, добрый, безобидный, можно сказать, святой. Он старается помогать всем, кому нужна помощь, — окружающим людям, друзьям, семье. Конечно, я не святой, но чту Библию и стараюсь жить в соответствии с этими принципами, думаю, что я — христианин.
Евгений Алексеевич Старыгин, 36 лет, специалист по финансовым операциям:
— Это человек, через веру ставший причастником божественной сущности, через боговоплощение. Главное качество христианина, отличающее его от приверженцев других религий, — это вера в Иисуса Христа, потому что суть христианства состоит не в субъективной морали, которая есть и у мусульман, и у буддистов, а в объективной истине искупления. И этой истине мы можем причаститься только через веру, которая является онтологической связью с Богом. Я считаю себя христианином, потому что, несмотря на грехи, которые есть у каждого человека, надеюсь получить прощение через веру.
Михаил Олегович Лебеденко, 19 лет, студент:
— Христианин — это тот, кто ходит в православную церковь, выполняет то, что там говорят. Думаю, он должен делать все правильно, не совершать грехов — не пить, не курить, не обманывать и так далее. Хотя точно я не знаю. У меня нет таких знакомых, и себя я к христианам не причисляю — мне это неинтересно.
Вячеслав Федорович Антонов, 61 год, кандидат экономических наук, ныне пенсионер:
— Христианин — это тот, кто соблюдает заповеди Христовы. Он должен стремиться к Христу, не грешить. Я не могу сказать, что я истинный христианин, потому что у меня много грехов; я сомневаюсь, что достоин так называться.
Евгения Виленовна Рамблер, 49 лет, по образованию химик, в настоящий момент домохозяйка:
— Это человек, который верит в Иисуса Христа. Он должен любить Бога, любить свободу, познавать Бога, читая Библию и другие книги. Ведь многие литераторы тоже стремятся к познанию, и через их произведения нам открывается истина. Я христианка. Почему? Я стремлюсь к познанию Бога, а Он является Отцом Иисуса Христа. Думаю, если выбираешь себе учителя, надо выбирать самого лучшего, поэтому своим Учителем я выбрала Иисуса Христа.
Екатерина Сергеевна Новикова, 26 лет, учитель русского языка и литературы:
— Не могу сказать определенно, но мне кажется, что христианин — это человек, который живет в соответствии с нравственными заветами, он либо православный, либо католик. Он должен обладать терпением и склонностью к самопожертвованию. Я не считаю себя верующей, потому что ни к одной из этих религий себя не причисляю, как, впрочем, и ко всем остальным.
Ответы на вопрос «Кто такой христианин?» поляризуются. Большинство респондентов представляют его в системе этических координат: христианин — добрый и отзывчивый человек. И даже продолжают: «Я тоже добрый, значит, я христианин». И лишь малая часть опрошенных — христиане или люди, приближенные к Церкви, — соотносят верующего с личностью Иисуса Христа. Иначе и быть не может. Внешнему, не церковному, человеку видны лишь поступки, поведение верующего. Внутренний мир христианина остается за кадром. Внешними людьми исповедание веры понимается лишь отчасти, ибо неверующий не причастен миру веры. Христианами же становятся люди, нашедшие воскресшего Иисуса Христа в своей жизни.
Для них Спаситель не легендарная личность, а Пастырь, вошедший в обстоятельства жизни и во внутреннее пространство личности. Это прежде всего.
В самом деле, даже если судить только по названию, христианство не может не иметь отношения к личности Иисуса Христа.
Наименование «христиане» появилось за пределами Израиля, в Антиохии, как раньше называлась Сирия. Там возникли первые общины последователей Христа. Они проповедовали спасение, которое принес Господь, и старались воплотить Его учение в жизни. Конечно, окружающие язычники дивились необычному поведению первых верующих. Скорее всего, сами язычники и дали им имя «христиане», причем в насмешку. Они были бы весьма удивлены, узнав, что так будут называться последователи крупнейшей из мировых религий.
Как и много веков назад, христианином становится тот, кто, испытывая нужду в правде, в смысле, в любви, в спасении, повстречал на своем жизненном пути воскресшего Христа. Это тот, кто искал и нашел полноту жизни во Христе. Кто пришел к Нему из благодарности. Кто не смог выдержать бессмысленности и бесцельности существования и обрел смысл в Нем. Кто был бессилен и обрел силу во Христе.
Говоря о любом христианине, мы должны понимать прежде всего, что это человек, сделавший шаг к Богу; он находится в пути.
Он соприкоснулся с вечностью и пытается в настоящих обстоятельствах жить по ее законам. Конечно, у него не все получается. И понимая это, не будем к нему строги! Ведь заслуживает бесконечного уважения одно то, что он сделал шаг в неизвестное, что он ищет, дерзает и, пусть не сразу, находит.
Христианин переносит центр своих устремлений с себя на Христа. Ради Христа он восстал на «себя, любимого», преодолевая эгоцентричную ограниченность, в отличие от подавляющего большинства людей.
Все его действия — молитва, крещение, причастие, чтение Священного Писания, размышления, служение — направлены на общение с Христом, на уподобление Ему. Любовь к Богу немыслима без любви к ближнему. И человек, ставший на путь, который ведет его к Богу, не может не изменить своего отношения к людям. В противном случае он находится во власти иллюзии.
Человеку, сделавшему первый шаг к Богу, предстоит пройти нелегкий путь. На нем он может столкнуться с разными заблуждениями. Но Бог поможет искренне ищущим Его. Практическое христианство, или следование за Христом, — узкая тропа. О ней Христос говорит как о единственном спасительном пути.
Пока найдешь эту тропу, можешь впасть в крайности, которые ожидают человека на широкой дороге. Писание называет две такие крайности, известные первым христианам. Одна из них — безрассудная надежда на благодать Божью, на милосердие и долготерпение, причем такая надежда, как правило, сопровождается призывом не заботиться о нравственности и чистоте собственной жизни.
Другая крайность — болезненная озабоченность исполнением закона, чтобы добиться совершенства и стать достойным спасения. Но Христос возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, и умер за нас, чтобы мы тоже возлюбили Его, научились у Него достойной жизни и благодаря этому были спасены. Если христианин ставит главной целью святость, он на опасном пути. Перфекционизм часто приводит к ханжеству, снобизму, неврозам и даже к нарушению пищеварения.
В духовной области он грозит человеку неадекватной самооценкой. Христианские подвижники прошлых веков, говоря о таком состоянии, использовали понятие «впасть в прелесть». Лишь Господь может усовершенствовать и избавить нас от многих деструктивных склонностей. Только Он способен приблизить нас к истинной праведности. Именно поэтому христианство не является сводом моральных правил. Христианство — это живое повседневное общение со Спасителем, благодаря которому человек преображается. Как верующие, так и неверующие люди должны помнить об этом. Верующие — чтобы не впадать в изнурительный, болезненный перфекционизм и самобичевание, а неверующие — чтобы иметь правильное представление о христианстве и заключенной в нем силе преображения.
Зрелый христианин самокритичен. Трезво оценивая себя, он не питает иллюзий относительно своих способностей и не тратит время на пустые надежды. Он обращается к Богу, источнику жизни, и в немощи обретает силу.
Христианин мужествен. В мире зла и хитрости он честен и прост.
Он полагается на невидимое, тогда как это кажется опасным для обывателя, ведь в нашем мире «надо крутиться». Поэтому честность и простота так часто высмеиваются. Но верующий человек всерьез полагается на Христа и не бывает постыжен. Иисус Христос уподобляет Своих последователей ветвям, привитым к лозе, под которой Он подразумевает Себя. Только тот, кто привит или, другими словами, причастен ко Христу, может приносить плод в жизни. Причем это касается всех ее сфер — внутренней, общественной, семейной.
Христианин — это не особенный человек, каким-то образом заслуживший внимание и снисхождение Господа.
Нет, это тот, кто благодаря любви Бога ко всем людям, исторически явленной во Христе, откликнулся на эту любовь в покаянии. Кто принял действенной верой приглашение Христа разделить с Ним общение, последовать за Спасителем и обрел мир, надежду, полноту жизни. Поэтому христианином может стать каждый, в ком достаточно честности признать себя несостоятельным без Христа, в ком есть мужество пригласить Его в свою жизнь.
1…Возлюбленные… берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:17–18).
2 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
3 См.: Рим. 5:6–8; 1 Ин. 4:19.
4 От лат. perfectus — «совершенство». Cо временем слово «перфекционизм» приобрело негативный оттенок, выражающий напрасное стремление к недостижимому совершенству.
5 См.: Рим. 7:21–8:2.
Добавить комментарий