Христиане в Египте
Содержание
- Копты
- Коптский язык
- Религия
- История коптов
- Демография
- Преследование и дискриминация в Египте
- Календарь
- Генетика
- Галерея
- Литература
- Ссылки
- Кто такие копты?
- Отличительные черты христианства египтян
- Что такое коптская церковь
- Александрийская православная церковь
- Синайская архиепископия
- Русская православная церковь
- Примечания
- История христианства в Египте
Копты
У этого термина существуют и другие значения, см. Копт.
ⲛⲓⲣⲉⲙⲛⲭⲏⲙⲓ `ⲛⲭⲣⲏⲥⲧⲓⲁⲛⲟⲥ, أقباط
от 15 до 20 млн.
Египет 15-18 млн
Судан ~500,000
Ливия ~60,000
США ~0,2—1 млн
Канада ~0,2 млн
Австралия ~0,1 млн
Италия 30,000
ОАЭ 10,000
Иордания 8,000+ (2005)
Кения 8,000
Ливан 3,000 – 4,000 (2012)
Германия 3,000
Австрия 2,000 (2001)
Швейцария 1,000 (2004)
Великобритания 25,000 – 30,000 (2006)
арабский, коптский
97% Коптская православная церковь, 2,5 % Коптская католическая церковь
древние египтяне
Медиафайлы на Викискладе
Копты
Культура
Регионы
Религия
Язык
Системы письма
Ко́пты (от др.-греч. Αἰγύπτιος — египтянин, копт. ⲛⲓⲣⲉⲙⲛⲭⲏⲙⲓ `ⲛⲭⲣⲏⲥⲧⲓⲁⲛⲟⲥ (нирэменками энхрестианос), араб. قبط, мн. ч. أقباط (кубт, акбат)) — этнорелигиозная группа египтян, живущая в Северной Африке и на Ближнем Востоке, распространённая, в основном, на территории Египта. Общая численность коптского населения спорна: по официальным данным, они составляют около 8—9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек, но это число, возможно, занижено; коптские и независимые источники оценивают их численность в 10—20 млн человек.
Копты считаются прямыми потомками древних египтян.
Коптский язык
Основные статьи: Коптский язык и Египетский язык
Коптский язык — последний представитель египетской семьи, входящей в афразийскую макросемью. Является последней ступенью развития египетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. После завоевания Египта арабами (VII в.) коптское письмо стало постепенно утрачивать своё значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено арабским из официального употребления. С XI—XII вв. язык начинает вымирать, вытесняясь арабским. До сих пор сохранён в качестве основного языка богослужения, а также в качестве языка общения в некоторых коптских семьях и отдалённых районах Египта с преобладанием коптского населения.
Религия
Основная статья: Коптская православная церковь
Большинство коптов исповедуют христианство, составляя крупнейшую христианскую общину на Ближнем Востоке; принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. Часть коптов (около 150 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков.
Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века. Как полагают копты, принёс его их первый патриарх — апостол Марк, автор одного из четырёх канонических Евангелий.
История коптов
Древнейший период
Св. Мина с Христом. Одна из древнейших коптских икон (VI век). Лувр
Копты являются одной из старейших христианских общин на Ближнем Востоке. Хотя копты были интегрированы в более крупное египетское государство, они выжили как отдельная религиозная община, составляющая от 10 до 20 процентов всего населения, хотя оценки варьируются. Копты гордятся тем, что их церковь была создана одним из апостолов, которой был первым в неразрывной цепи патриархов. Основная часть церкви в течение 16 веков была вне общения как с Римско-Католической церковью, так и с различными восточными церквями.
Согласно древнему преданию, христианство было принесено в Египет евангелистом Марком во время царствование императора Клавдия около 42 г. н.э. (по утверждению Евсевия Кесарийского, Марк пришёл в Александрию в первый или третий год царствования императора Клавдия, то есть 41 или 43 года н.э. Святой Марк оставил значительное христианское сообщество в Александрии. В течение полувека христианство распространилось из Александрии по всему Египту, и Священное Писание было переведено на местный язык, сегодня известный как коптский язык, но в то время известный как египетский. Во II веке христианство начало распространяться в сельской местности, к началу III века христиане составляли большинство населения Египта, и Александрийская церковь была признана одним из четырёх патриархатов христианского мира, уступая только в чести Римской церкви. Поэтому Коптская православная церковь самая старая христианская церковь в Африке.
Арабо-мусульманское завоевание Египта
Основная статья: Арабское завоевание Египта
В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век.
Арабы наложили специальный налог, известный как джизия, на христиан, приобретших статус зимми.
Арабы в VII веке редко использовали обозначение «египтянин», предпочитая ему термин «копт». Таким образом, египтяне стали известны как «копты», и нехалкидонская египетская церковь — под именем Коптской церкви. Халкидонская же церковь оставалась известной как «Церковь мелькитов». Арабская оккупация поначалу не оказала большого воздействия на жизнь христианских общин, о чём свидетельствует развитое коптское искусство монашеских центров в Старом Каире (Фустат) и по всему Египту. Однако в VIII—IX веках, в период роста национального сопротивления, мусульманские правители запретили использование человеческих образов в искусстве (как следствие иконоборческого конфликта в Византии), вследствие чего были уничтожены многие росписи и фрески в коптских церквях.
Фатимидский период исламского правления в Египте отличался веротерпимостью, исключение составили религиозные преследования во времена халифа Аль-Хакима. Фатимиды назначали коптов на руководящие посты, сами принимали участие в коптских и местных египетских праздниках. Также были предприняты главная реконструкция и реконструкция церквей и монастырей. В Среднем и Верхнем Египте процветало коптское изобразительное искусство. Тем не менее, преследование египетских христиан достигло пика в ранний период мамлюков после крестовых походов. Мародёры-бедуины иногда совершали разрушительные набеги на монастыри, но впоследствии они восстанавливались и открывались вновь.
Современный период
Основная статья: Христианство в ЕгиптеПрезидент Насер приветствует делегацию коптских епископов (1965)
При мусульманском правлении христиане имели более низкий доступ к политической власти, но были освобождены от военной службы. Их положение резко улучшилось при правлении Мухаммеда Али в начале XIX века. Он отменил джизью (налог на немусульман) и разрешил египтянам (коптам) записываться в армию. Патриарх Кирилл IV, 1854-61 годах, реформировал церковь и поощрял более широкое участие коптов в египетских делах. Хедив Исмаил-паша, находясь у власти в 1863-79 годах, ещё больше продвинул коптов. Он назначал их судьями египетских судов и предоставлял им политические права и представительство в правительстве.
Некоторые копты участвовали в египетском национальном движении за независимость и занимали многие влиятельные посты. Два значительных культурных достижения включают основание коптского музея в 1910 году и Высшего института коптских исследований в 1954 году. Некоторые видные коптские мыслители этого периода как Салама Муса, Луи Авад и генеральный секретарь партии Вафд Макрам Эбейд.
В 1952 году Гамаль Абдель Насер возглавил несколько армейских офицеров в государственном перевороте против короля Фарука, ликвидировав таким образом Королевство Египет и основав республику. Основной политикой Насера был панарабизм и социализм. Копты были серьезно затронуты политикой панарабизма Насера, хотя они представляли приблизительно 10-20 процентов населения. Кроме того, панарабская политика Насера подорвала сильную привязанность коптов к своей египетской доарабской и неарабской идентичности, конечно же это привело к тому, что разрешения на строительство новых церквей откладывались, а христианские религиозные суды были закрыты.
Положение церкви
Египетские монахи в американской колонии, Иерусалим, между 1898 и 1914 годами.
Сегодня члены нехалкидонской Коптской православной церкви составляют большинство египетского христианского населения. Главным образом через эмиграцию и частично через европейскую, американскую и другие миссионерские работы и обращения, египетская христианская община теперь также включает другие христианские конфессии, такие как протестанты (известные у арабов как евангелисты), католики и католики восточного обряда и другие православные конгрегации. Термин Коптский остается исключительным, только для коренных жителей Египта, в отличие от христиан неегипетского происхождения. Некоторые протестантские церкви, например, называются «Коптской Евангелической церковью», что помогает отличать их родные египетские Конгрегации от церквей, посещаемых неегипетскими иммигрантскими общинами, такими как европейцы или американцы.
В 2005 году группа коптских активистов создала флаг, чтобы представлять коптов по всему миру .
Предыдущий глава коптской церкви, папа Шенуда III Александрийский, умер 17 марта 2012 года. 4 ноября 2012 года епископ Феодор II был выбран в качестве нового главы египетских христиан. Его имя было выбрано из стеклянной чаши мальчиком с завязанными глазами на церемонии в Каирском соборе Святого Марка, всего было три кандидата.
Копты в современном Судане
Основная статья: Копты в Судане Основная статья: Христианство в СуданеКоптский православный собор Святой Марии, Хартум, Судан.
Судан имеет коренное коптское меньшинство, хотя многие копты в Судане происходят от более поздних египетских иммигрантов. Копты в Судане живут в основном в северных городах, в том числе в Эль-Обейде, Атбаре, Донголе, Хартуме, Омдурмане, Порт-Судане и Вад-Медани. Они насчитывают до 500 000 человек, или чуть более 1 процента населения Судана. Благодаря их продвинутому образованию, их роль в жизни страны была более значимой, чем их число. Время от времени они сталкивались с принудительным обращением в ислам, что приводило к их эмиграции и уменьшению численности.
Современная иммиграция коптов в Судан достигла своего пика в начале XIX века, и они в целом были приняты терпимо. Однако это было прервано десятилетием преследований при правлении махдистов в конце XIX-го века. В результате этого преследования многие были вынуждены отказаться от своей веры, принять ислам и вступать в брак с коренными суданками. Англо-египетское вторжение в 1898 году предоставило коптам большую религиозную и экономическую свободу, и они расширили свою первоначальную роль ремесленников и торговцев, банковском деле, инженерии, медицине и гражданской службе. Профессионализм в бизнесе и управлении сделало их привилегированным меньшинством. Однако возвращение исламизма в середине 1960-х годов и последующие требования радикалов установления шариата побудили коптов присоединиться к общественной оппозиции религиозному правлению.
Введение Джафаром Нимейри шариата в 1983 году положило начало новому этапу репрессивного обращения с коптами, в том числе и с другими немусульманами. После свержения Нимейри коптские лидеры поддержали светского кандидата на выборах 1986 года. Однако, когда «Национальный исламский фронт» с помощью военных сверг избранное правительство Садыка аль-Махди, дискриминация коптов вернулась всерьёз. Сотни коптов были уволены с государственной службы и судебных органов.
В феврале 1991 года коптский пилот, работавший на Sudan Airways, был казнён за незаконное хранение иностранной валюты. Перед казнью ему предложили амнистию и деньги, если он примет ислам, но он отказался. Тысячи людей присутствовали на его похоронах, а казнь была воспринята как предупреждение многими коптами, которые начали бежать из страны.
Затем последовали ограничения прав коптов на суданское гражданство, и им стало трудно получить суданское гражданство по рождению или путём натурализации, что привело к проблемам при попытке выехать за границу. Конфискация христианских школ и введение арабо-исламского акцента в преподавании языка и истории сопровождались преследованием христианских детей и введением законов о ношении хиджабов. Так был случай, когда коптского ребёнка выпороли за то, что он не прочитал стих из Корана. В отличие от широкого вещания средств массовой информации мусульманских пятничных молитв, радио прекратило освещение христианской воскресной службы. Поскольку гражданская война бушевала на протяжении 1990-х годов, правительство сосредоточило свой религиозный пыл на юге. Хотя копты и другие давно сложившиеся христианские группы на севере подвергаются дискриминации, они имеют меньше ограничений, чем у других христиан на юге.
Копты в современной Ливии
Основная статья: Копты в Ливии Основная статья: Христианство в Ливии
Самая большая христианская община в Ливии это Коптская православная церковь численностью 60,000 человек. Коптская церковь имеет исторические корни в Ливии задолго до того, как арабы продвинулись на запад из Египта в Ливию.
Демография
Живя в странах с мусульманским большинством (Египет, Судан, Ливия), численность коптов является спорным вопросом, часто по причинам религиозной вражды.
Численность коптского населения в Египте трудно оценить, поскольку египетские власти запрещают исследователям спрашивать религию у участников опросов, но в некоторых официальных оценках говорится, что христиане-копты составляют от 5 до 10 процентов или меньше 83 миллионного населения Египта. Однако другие независимые источники оценивают численность коптов гораздо выше официальной цифры, до 23 процентов населения.
Коптское население в Судане составляет около полумиллиона человек или 1% населения Судана.
Коптское население в Ливии составляет около 60,000 человек или менее 1% населения.
Диаспора
Коптская православная церковь Св. Марка в Беллэйре, штат Техас (Большой Хьюстон). Около 1–2 миллионов коптов живут за пределами Египта и известны как коптская диаспора.
За пределами основного района проживания коптов в пределах частей современного Египта, Судана и Ливии, самая большая коптская диаспора находится в США, Канаде и Австралии. Числа переписей в США, Канаде и Австралии не совсем верны, поскольку многие копты указали себя в переписи 2011 года по ошибке как египтяне, суданцы, ливийцы, американцы, канадцы или австралийцы и тем самым сократили коптское население в переписи 2011 года в США, Канаде и Австралии соответственно.
Тем не менее, численность населения коптских американцев оценивается примерно в 200 000 человек (по оценкам коптских организаций — до миллиона). Согласно опубликованным отчётам и нескольким коптским/американским источникам (включая американо-коптскую ассоциацию), Коптская православная церковь имеет от 700,000 до одного миллиона верующих в США (c. 2005-2007). Коптское население Канады, по оценкам, насчитывает около 50,000 (оценки коптских организаций варьируются до 200,000). Коптское население Австралии, по оценкам, насчитывает около 50,000 (оценки коптских организаций достигают 100,000).
Более мелкие общины (менее 100,000) находятся в Австралии, Кувейте, Великобритании , Франции, Южной Африке, и Канаде.
Незначительные общины численностью менее 10,000 человек зарегистрированы в Иордании (8,000 коптов), Ливане (3,000-4,000 коптов), Германии (3,000 коптов), Австрии (2,000 коптов), Швейцарии (1,000 коптов), и других странах.
Отмечается, что копты также проживают в Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Норвегии, России и Швеции.
Преследование и дискриминация в Египте
Основные статьи: Преследование коптов и Религия в Египте
Свобода вероисповедания в Египте в той или иной степени ограничена дискриминационной и ограничительной политикой государства. Христиане-копты, являясь крупнейшим религиозным меньшинством в Египте, также подвергаются негативному воздействию. Копты столкнулись с растущей маргинализацией после государственного переворота 1952 года во главе с Гамалем Абдель Насером. До недавнего времени христиане должны были получать одобрение президента даже на мелкий ремонт в церквях. Хотя закон был смягчён в 2005 году путём передачи полномочий на утверждение губернаторам, копты продолжают сталкиваться со многими препятствиями и ограничениями в строительстве новых церквей. Эти ограничения не распространяются на строительство мечетей.
Коптская община стала жертвой убийств со стороны исламских экстремистов. Наиболее значительными были нападения в Эль-Кошехе, где мусульмане и христиане участвовали в кровавых межрелигиозных столкновениях после ссоры между мусульманином и христианином. «Двадцать христиан и один мусульманин погибли в результате беспорядков в городе Эль-Кошех, в 440 километрах к югу от Каира». В феврале 2001 года была сожжена новая коптская церковь и 35 домов, принадлежащих христианам.
В 2006 году один человек напал на три церкви в Александрии, убив одного человека и ранив 5–16. Злоумышленник не был связан с какой-либо из террористических организацией и МВД заявило, что он был «психологически нездоровым». В мае 2010 года газета The Wall Street Journal сообщила о растущих волнах насилия со стороны толп мусульман к коптам. Несмотря на отчаянные призывы о помощи, полиция обычно прибывала уже после того, как насилие заканчивалось. Полиция также вынудила коптов принять «примирение» со своими нападавшими, чтобы избежать судебного преследования, при этом ни один из мусульман не был осужден за какое-либо из нападений. В Мерса-Матрух толпа бедуинов, состоящая из 3000 мусульман, пыталась напасть на коптское население города, причем 400 коптов вынуждены были забаррикадироваться в своей церкви, в то время как толпа уничтожила 18 домов, 23 магазина и 16 автомобилей.
Члены Конгресса США выразили обеспокоенность по поводу «торговли людьми», а именно коптских женщин и девочек, которые являются жертвами похищений, насильственного обращения в ислам, сексуальной эксплуатации и принудительного брака с мусульманскими мужчинами.
Бутрос Бутрос-Гали копт, занимавший пост министра иностранных дел Египта при президенте Анваре Садате. Ранее в правительстве Египта было только два копта: министр финансов Юсеф Бутрос Гали и министр окружающей среды Магуед Георг во время правления президента Мубарака. Был также коптский губернатор одной из 25 провинций, который был главой провинции Кена, и является первым коптским губернатором за последние десятилетия из-за более высокой концентрации коптов в Верхнем Египте. Кроме того, Нагиб Савирис, чрезвычайно успешный бизнесмен и один из 100 самых богатых людей в мире, является коптом. В 2002 году при правительстве Хосни Мубарака коптское Рождество (7 января) было признано официальным праздником. Однако многие копты по-прежнему жалуются на то, что они минимально представлены в правоохранительных органах, органах государственной безопасности и государственных учреждениях, а также на дискриминацию при приёме на работу по признаку их религии. Большинство коптов не поддерживают движение за независимость или отделение от других египтян.
Хотя свобода вероисповедания гарантируется египетской конституцией, согласно Human Rights Watch, «египтяне в целом могут без проблем принять ислам, но мусульмане, принявшие христианство, сталкиваются с трудностями при получении новых документов, удостоверяющих личность, и некоторые из них были арестованы за якобы подделку документов». Коптское сообщество, однако, изо всех сил старается предотвратить обращение христиан в ислам из-за лёгкости, с которой христиане часто могут стать мусульманами. Государственные чиновники, будучи консервативными сами по себе, усиливают сложность правовых процедур, необходимых для признания изменения религии в соответствии с требованиями закона. Органы безопасности иногда заявляют, что обращение из ислама в христианство (или иногда наоборот) может вызвать социальные волнения, и тем самым оправдывают себя в неправомерном задержании субъектов, настаивая на том, что они просто принимают меры для предотвращения возможных социальных проблем. В 2007 году каирский административный суд отказал 45 гражданам в праве на получение удостоверений личности, подтверждающих их возвращение в христианство после обращения в ислам. Однако в феврале 2008 года Верховный административный суд отменил это решение, позволив 12 гражданам, вернувшимся в христианство, переписать свою религию на удостоверениях личности, но они уточнят, что приняли ислам на короткий период времени.
Египетская перепись 1897 года показала, что доля немусульман в провинциальных городах составляет 14,7% (13,2% христиан, 1,4% евреев). Египетская перепись 1986 года показала, что доля немусульман в провинциальных городах составляет 6,1% (5,7% христиан, 0% евреев). Упадок еврейского представительства интерпретируется через создание Государства Израиль и последующую эмиграцию египетских евреев. Нет никакого объяснения 55-процентному снижению доли христиан в Египте. Было высказано предположение, что египетские переписи, проводившиеся после 1952 года, были политизированы с целью недопредставления христианского населения.
В августе 2013 года, после государственного переворота 3 июля 2013 года и столкновений между военными и сторонниками Мурси, были широко распространены нападения на коптские церкви и египетские госучреждения со стороны мусульман-суннитов . По словам по крайней мере одного египетского ученого (Самуэль Тадрос), нападения являются худшим проявлением насилия против коптов сравнимые с 14-ым веком.
USA Today сообщила, что «сорок церквей были разграблены и подожжены, а 23 других были атакованы и сильно повреждены». Более 45 церквей по всему Египту подверглись нападению. На странице Facebook партии «Свобода и справедливость» Братьев-мусульман «изобиловали ложными обвинениями, призванными разжигать ненависть к коптам». На странице партии утверждалось, что коптская церковь объявила «войну против ислама и мусульман» и что «папа церкви участвует в смещении первого избранного президента-исламиста. Папа церкви утверждает, что исламский шариат отсталый, упёртый, и реакционный». 15 августа девять египетских правозащитных групп под эгидой группы «Египетская инициатива за личные права» выпустили заявление, в котором говорится:
«В декабре… лидеры братьев начали разжигать антихристианское подстрекательство к сектантству. Антикоптское подстрекательство и угрозы продолжались до 30 июня, а с устранением президента Мурси… трансформировались в насилие на религиозной почве, которое было санкционировано… продолжение анти-коптской риторики, услышанное от лидеров группы на сцене … на протяжении всей сидячей забастовки».
Календарь
Основная статья: Коптский календарь
Коптский календарь, именуемый также Александрийским календарём, используется Коптской православной церковью. Этот календарь основан на древнем Египетском календаре. Во избежание сползания календарных дат по сезонам в 238 до н. э. царь Египта Птолемей III Эвергет попытался провести реформу древнего календаря, заключавшуюся во вставке шестого эпагоменального дня каждые четыре года. Однако, эта реформа не была принята египетскими жрецами и населением, а введение нового календаря было отложено до 25 до н. э., когда египетский календарь был реформирован римским императором Августом, сохранив синхронизацию египетского календаря со вновь введённым юлианским календарём. Новый календарь получил название коптского. Его годы и месяцы совпадают с годами и месяцами эфиопского календаря, но имеют разные номера и названия.
Генетика
Генетические исследования коптских египтян показали, что они отличаются от мусульманских египтян, поскольку они содержат меньше неегипетских предков.Тем не менее, копты более тесно связаны с мусульманскими египтянами, чем любое другое население, и разделяют большую часть своей родословной с мусульманами. В более широком плане исследования показали, что копты являются генетическим посредником между популяциями Южной Европы и Нубии (два часто используемых опорных пункта), с большим европейским сродством на севере и большим восточноафриканским на юге. Исследование коптских иммигрантов из Нижнего Египта показало, что они наиболее тесно связаны с мусульманскими египтянами, а также с населением южного Леванта и Саудовской Аравии.
По данным анализа Y-ДНК (2008), около 45% коптов в Судане несут гаплогруппу J. Остальные в основном принадлежат к Гаплогруппе E1b1b (21%). Обе отцовские линии распространены среди других местных Афроазиатскоязычных групп населения (беджа, эфиопы, суданские арабы), а также среди многих нубийцев. E1b1b/E3b достигает своих самых высоких частот среди североафриканцев, левантийцев Ближнего Востока и эфиопов Северо-Восточной Африки. Следующие наиболее распространенные гаплогруппы, переносимые коптами, это связанная с Европой гаплогруппой R1b (15%), а также архаичная африканская линия B (15%).
По материнской линии в 2009 году было обнаружино, что копты в Судане несут исключительно различные потомки макрогаплогруппы N. Эта гаплогруппа мтДНК также тесно связана с местными Афроазиатскоязычными популяциями, включая берберов и Эфиопиов. Из N производных, переносимых коптами, наиболее часто встречается U6 (28%), за которым следует гаплогруппа T (17%).
Исследование 2015 года выявило наследственный аутосомный компонент западноевразийского происхождения, который является общим для многих современных афроазиатских говорящих групп населения в Северо-Восточной Африке. Известный как коптский компонент, он достигает пика среди египетских коптов, которые поселились в Судане за последние два столетия. Копты также сформировали отдельную группу в МГК, близкую к другим египтянам, афро-азиатскоговорящим Северо-африканским и ближневосточным народам. Коптский компонент развился из главного северо-африканского и ближневосточного предкового компонента, который разделен другими египтянами и также найден на высоких частотах среди других афро-азиатских говорящих популяций в Северо-Восточной Африке (~70%). Учёные предполагают, что это указывает на общее происхождение для всего населения Египта. Они также связывают коптский компонент с древнеегипетским происхождением, без более позднего арабского влияния, которое присутствует среди других египтян.
Галерея
-
Коптская надпись на камне (около III века н. э.)
-
Кафедральный собор Архангела Михаила в Асуане.
-
Коптская и арабская надписи в Старом Каире.
-
Коптский священник у алтаря коптского храма.
-
Рами Малек (фото июль 2012). Его родители — копты из Египта.
-
Мена Массуд — канадский актёр.
-
Мериам Джордж — мисс Египта 2005 года.
-
Сами Савирис — египетский предприниматель.
-
Вагих Субхи Баки Сулейман — предстоятель Коптской православной церкви.
-
Салама Муса — египетский журналист коптского происхождения.
-
Дина Хабиб-Пауэлл — экономический советник президента США Дональда Трампа (2017—2018).
-
Хани Гуда Рамзи — египетский футболист, ныне тренер.
-
Флаг коптов
-
Литургический кодекс VII века из Белого монастыря.
-
Расселение коптов в мире.
> Примечания
Литература
на русском языке
- Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. Архивная копия от 28 июля 2014 на Wayback Machine
- Копты / Кобищанов Т. Ю. // Конго — Крещение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 221. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 15). — ISBN 978-5-85270-346-0.
- Толмачёва Е. Г. Копты: Египет без фараонов. М., 2003.
- Тураев Б. А. Копты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на других языках
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Копты
- «Христиане-Копты, Каир, 2007» Материал фотографа Петра Антонова
- Menschen zweiter Klasse (документальный фильм швейцарского телевидения о коптах (нем.)
Египетская · Иракская · Ливанская · Марокканская · Палестинская · Сирийская
Гана · Кот-д’Ивуар · Сенегал · ЮАР · Сьерра-Леоне
Болгария · Великобритания · Германия · Греция · Дания (ливанцы, иракцы) · Испания (ливанцы, марокканцы) · Италия (марокканцы, египтяне) · Кипр · Нидерланды · Норвегия · Франция · Швеция (марокканцы, ливанцы, иракцы)
Аргентина · Бразилия · Венесуэла · Гаити · Гватемала · Канада · Колумбия · Куба · Кюрасао · Мексика · Никарагуа · Парагвай · Перу · Пуэрто-Рико · США · Уругвай · Чили · Эквадор · Ямайка
в арабских странах
копты · курды · нубийцы · суданцы · мосарабы · муваллады · лахлухи · берберы · ассирийцы · туркоманы · евреи (Ирак) · дом · франкоалжирцы · армяне (Ливан, Ирак, Египет, Бахрейн, Кувейт, Сирия, Катар, Иордания) · греки (Сирия, Ливан) · мадьярабы
ИСТОРИЯ
Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово «копт» происходит от греческого «айгюптос» и означает просто «египтянин». Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки — в основном Египта и Эфиопии.
В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.
С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.
Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.
Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.
В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.
В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.
Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.
Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.
Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год — год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь («коптами» арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.
Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями «древних восточных» или «дохалкидонских» церквей.
Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 — 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.
Но уже при Аббасидах (750 — 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.
ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ
Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
ЯЗЫК
Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.
После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или «копты», как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.
В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.
В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным…
До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.
Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем — на арабском.
ЦЕРКОВЬ – СТРУКТУРА И РИТУАЛ
Вера
Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало — и в теологии, и в традициях.
Храмы
Древний церковный центр — Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.
Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, — беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса — просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд — собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.
Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие — в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты — они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри — виден Крест.
При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов — пять.
Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.
Монашество
Египтяне дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.
Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.
В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.
Папа
Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.
Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.
Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) — глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.
Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.
Служба
Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма — распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше.
Чин их литургии — более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.
Кладбище
Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы — и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.
Духовное обучение
В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.
Проблема церкви — мусульманский фундаментализм
Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.
В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.
Расширение церкви
Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.
Коптская церковь и РПЦ
Коптская церковь — прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.
С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.
Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.
Чудеса и знамения
Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.
Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.
Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.
Мусад Садык, журналист, занимавшийся этой историей по заказу одной каирской газеты, сообщил, что однажды видение длилось целых 20 минут. Хотя ученые и пытались представить это явление как зрительный обман, массовые галлюцинации, естественный оптический феномен или даже просто как электрические разряды на куполе храма, вразумительное объяснение феномена никто так и не смог дать.
КОПТЫ — ЗНАМЕНИТОСТИ
Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали.
Все они — потомки фараонов.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом» Едва ли не самое интересное в коптском искусстве — ткани. Ткали в основном гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.
Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары — города мервых при древней столице Египта Мемфисе.
ОБЩИНА
Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.
Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. По официальным данным, в Египте их численность составляет 3 900 тыс. чел. По данным же самой Коптской Церкви (на 1995 г.), к ней принадлежит около 8 млн. верующих.
Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.
Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки
Материал подготовлен с использованием материалов сайта www . africana . ru
Среди многих религиозных конфессий египетские христиане — коптская церковь, в Египте занимает особое место. Потомки древнего народа, создавшего великую цивилизацию, и сегодня называют себя «подлинными египтянами».
Кто такие копты?
Копты — это египетские христиане, объединенные в полтора десятка диаспор по всему миру. На сегодняшний день их численность составляет 9-12% населения Египта. Коптские православные конфессии существуют во многих странах и насчитывают около миллиона верующих. Общее количество епархий — более 50. Общины коптов существуют в Канаде, Австралии и в других странах.
Самая большая диаспора за пределами Египта находится в США — более 500 тысяч человек.
Копты — одни из первых христиан. Христианская община в Египте была основана в первом веке святым евангелистом Марком. В те времена страна входила в состав Великой Римской Империи, Египет служил основной житницей для Рима, который был заинтересован в том, чтобы вывезти с плодородных берегов Нила как можно больше зерна. Кроме того, он использовался римлянами как курорт. Жрецы утратили былое величие, оракулы молчали. Египтян ждало «прошлое без памяти, будущее без надежд». Таким образом, зерно христианского учения попало в благодатную почву и дало надежду народу Египта на сохранение и возрождение нации. К началу VI века христиане составляли большинство населения Египта, их было более 9 миллионов человек.
Арабизация Египта началась с вторжения в страну арабской армии под предводительством Амра ибн Аль Аса. Несмотря на то, что отряд насчитывал менее 4 тысяч воинов, Египет был покорен менее чем через год. Как и всех иноверцев в Арабском халифате, коренных египтян, преимущественно христиан, обязали платить налог — подушную подать, который назывался джизия.
Современные копты — это те, кто, несмотря на 13 веков исламизации, не стали мусульманами. Оставшись верными египетской христианской вере, они не желают признавать себя религиозным и национальным меньшинством.
Отличительные черты христианства египтян
Христианская церковь, несмотря на то, что в ее основе всегда была фигура Спасителя, разделялась на тех, кто верил в человеческую и божественную сущность Иисуса, и на тех, кто считал, что человеческое начало растворилось в божественном «без смешения и без изменения» (монофизиты).
Одни из самых ортодоксальных христиан — копты, относятся ко вторым. Мало кто из верующих претерпел (и претерпевает) столько гонений и страданий, как приверженцы этого христианского учения.
Что такое коптская церковь
Официальной датой появления коптской православной церкви считается 451 год. На IV Халкидонском Вселенском соборе патриарх Александрии сделал выбор в пользу монофизитства, отказавшись осудить его как ересь. Египетские христиане вынуждены были официально заявить об отделении своей церкви. Копты преследовались как еретики все время, пока Египет входил в состав Византийской Империи.
Основы вероучения
Основу коптского вероучения составляет умеренное монофизитство. Согласно этой доктрине, Христос никогда не был богочеловеком. Человеческая природа матери Спасителя растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Основное отличие православия от христианства древнего Египта в том, что оно признает двойственную природу Христа. Это теологическое разногласие обусловило раскол между восточными христианскими церквями.
Особенности богослужения
Разрыв с Византией и завоевание Египта арабами в VI веке привели к тому, что коптский язык, восходящий к временам первых фараонов, практически вышел из употребления. Сохранился он только в церковном богослужении. Сегодня церковная литургия проводится на двух языках — арабском и коптском.
Коптские богослужения по традиции, сохранившейся с раннехристианских времен, совершаются 7 раз в течение суток и отличаются особой спецификой. Облачения коптских священников перекликаются с одеянием фараонов.
Перед входом в храм принято снимать обувь. Во время богослужения разрешается сидеть на специально поставленных скамьях или стульях. Церковь разделена на мужскую и женскую половину. Иногда их разделяет перегородка. Женщинам в храме не нужно покрывать голову.
Отношение к святыням у коптов более простое, по-детски искреннее и непосредственное. Любой верующий имеет право приложиться к престолу прямо в алтаре, что в русской православной церкви позволено только священникам.
Литургия в коптском храме более статична, чем в православном, и достаточно продолжительна. Она длится 3-4 часа и представляет собой диалог между прихожанами и предстоятелем.
Праздники и обряды
Обрядовые ритуалы коптов довольно сложны и во многом схожи с ритуалами других православных церквей. В году в церковном календаре египетских христиан семь великих и семь малых Господних праздников. Египетской православной церковью очень почитается Дева Мария. Ей посвящены 32 праздника. Введение во храм, Рождество и Успение Богородицы отмечаются с особой торжественностью.
Отношения с другими религиями
Кроме православных, существуют копты-протестанты, католики и другие копты-христиане. Но они очень малочисленны.
Если в других мусульманских странах христианские диаспоры находятся в положении национально-религиозных меньшинств, то копты в Египте — уникальная христианская община, много веков существующая в сложном, агрессивном и недружелюбном мусульманском окружении. Они составляют значительную часть населения страны и отличаются ревностным отношением к своей христианской вере.
Египет — традиционно мусульманское государство. Переход из ислама в другую религию карается смертью. Проповедовать христианство среди мусульман запрещено. В середине прошлого века, в период очередного усиления гонений, в странах, где живут копты, более 100 тысяч адептов этой религии приняли ислам.
У коптов существует традиция делать татуировки крестов на запястье еще в раннем детстве. По одной из версий, этот символ наносится для того, чтобы избежать соблазна скрыть свою принадлежность к христианству и отречься во время гонений.
Под юрисдикцией коптского патриархата находятся автокефальные Эфиопская и Эритрейская церкви. И, как отдельная митрополия, Британская православная церковь.
Русская православная церковь тесно сотрудничает с коптской церковью: в 2017 году в Москве встретились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и коптская делегация. Паломническая поездка коптских монахов была совершена с целью посещения русских православных святынь.
Сближению православных и коптов способствует взаимный обмен культурным христианским наследием. Египетский дирижер, композитор, преподаватель факультета музыкального образования Национальной академии искусств профессор Джордж Кириллос неоднократно приезжал в Россию с лекциями-выступлениями. Он является крупнейшим специалистом в области христианского музыкального наследия коптов.
Современное положение
Полный титул коптского предстоятеля — Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Святого Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки.
Патриарх избирается общим собранием архиереев. В выборах также участвуют и простые миряне.
Претендентами на этот пост могут быть не только священники, но и простые монахи. Отличительная особенность выборов патриарха коптской церкви в том, что они проходят с помощью жеребьевки. Ее результаты принимаются со смирением, как изъявление Божьей воли. Патриарх избирается пожизненно, и только он имеет право освящать миро и рукополагать епископов.
Архитектура
Первые египетские христиане не возводили крупных культовых сооружений. Архитектурный стиль современных коптских храмов отличается своеобразным примитивным фундаментализмом. Возможно, это ответ огромным мусульманским мечетям. До середины XIX века немусульмане в арабских странах не имели права строить здания крупнее, чем соседние мусульманские. Даже сохранять и реставрировать старые храмы было проблематично. Возможность напомнить о своем духовном присутствии появилась, когда был снят формальный запрет. Это произошло во времена правления в Египте вице-короля Мухаммада Али (1805—1848).
Крест, венчающий купол церкви, ориентирован по двум направлениям, поэтому виден со всех сторон.
Храм святого Марка в Каире является резиденцией патриарха. В этом грандиозном и оригинальном по своей архитектуре сооружении хранится величайшая коптская святыня — частица мощей святого, ставшего основателем египетского христианства.
Копты подарили миру монашество. Первый монастырь, основанный в IV веке преподобным Антонием Великим, существует и сегодня. В то же время на берегах Нила был заложен монастырь святого Павла.
В наши дни сохранилось четыре древних действующих монастыря IV века:
- монастырь Макария Великого (Дейр Абу Магар);
- монастырь Римлян (Эль-Барамус);
- монастырь Сирийцев (Дейр-Суриани);
- монастырь Паисия Великого (св. Бишоу).
После долгого упадка в Египте стал возрождаться институт монашества. На сегодняшний день насчитывается более 20 мужских и женских монастырей. Есть маленькие обители, где живут 2-3 монаха. Аскеты-отшельники обитают в одиночку далеко в пустыне. Кроме того, действуют собственные духовные учебные заведения.
>Видео
В видео показаны коптские монастыри.
>Православие в Египте
Православие в Египте имеет очень древнюю историю. По преданию церковь в Александрии основал Апостол Марк.
Александрийская православная церковь
Сейчас оно представлено в основном приходами Александрийского Патриархата, возглавляемой Папой Патриархом Александрийским и всей Африки, с 2004 г. им является Феодор II (Хорефтакис). На территории Египта Александрийский Патриархат имеет Александрийскую архиепископию, возглавляемую Патриархом (резиденции в Александрии и Каире), и следующие 5 митрополий:
- Мемфисская (Гелиополь-Каир),
- Леонтопольская (Исмаилия),
- Пелусийская (Порт-Саид),
- Гермопольская (Танта)
- Птолемаидская (Миния).
Численность православных в Египте составляет около 350 тысяч человек (около 0,4 % населения страны).
На территории Египта действует 30 приходов и 3 монастыря: св. Саввы Освященного в Александрии, свт. Николая в Каире и вмч. Георгия в Старом Каире.
Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии — главный храм православной Церкви в Александрии. В настоящее время здесь расположена также резиденция Александрийского Патриарха.
Синайская архиепископия
Синайская архиепископия имеет автономный статус в составе Иерусалимской Православной Церкви. Состоит из монастыря вмц. Екатерины, расположенного у подножия горы Синай, и 17 подворий (3 в Египте и 14 в других странах: в Греции, на Кипре, в Ливане и в Турции).
Русская православная церковь
Русская православная церковь имеет на территории Египта представительство при Патриархе Александрийском в Каире. Русская диаспора в Египте окормляется в посольском храме во имя вмч. Димитрия Солунского в Каире и в храме во имя блгв. Александра Невского в Александрии.
Подворье Русской Православной Церкви в Каире расположено в храме вмч. Димитрия Солунского на окраине египетской столицы. Церковь построена в 1925 году в жилом квартале, где раньше проживало много греков. После заселения этого района мусульманами, храм остался без прихожан, богослужение в нем совершалось лишь несколько раз в год. При передаче храма Русской Православной Церкви благодаря усилиям патриарха Алексия II он находился в полуразрушенном состоянии, но был отремонтирован. Торжественное открытие подворья и освящение храма состоялось 10 ноября 2000 года.
> См. также
- Православие в Африке
- Синайская православная церковь
- Список русских православных храмов в Египте
Примечания
- Сусленков В. Е. Египет // Православная энциклопедия. М., .
- Хосроев А. Л. Александрийское христианство. М., 1991.
>гора Синай христинаские святыни Египта
История христианства в Египте
Святая Семья пришла в Египет около двух тысяч лет назад, скрываясь от преследований — царя Ирода.
Египет уже приютил многих пророков, таких, как Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и Иеремия вместе с племенами израильтян, но величайшим благословением был отмечен, когда Иисус пришел сюда со своей матерью Девой Марией и оставался здесь до смерти Ирода.
Спустя четверть века молодой иудейский проповедник, странствующий по Галилее, — Иисус из Назарета, — начинает произносить свои удивительные проповеди и завоевывает невиданную народную поддержку, обретая репутацию самого влиятельного пророка той поры. Некоторые последователи Иисуса называют себя его учениками и утверждают, что он тот самый долгожданный мессия, Христос.
Согласно историческим сведениям, новое учение пришло в Египет в середине I века, во времена правления императора Нерона, его принес один из апостолов Иисуса Христа — св. Марк.
Кто такие копты?
Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян.
Сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки — в основном Египта и Эфиопии.
В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.
Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем.
Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.
Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.
Копты верят в действенность священных амулетов, предназначенных для защиты от дьявольского сглаза и всяческих наваждений, и особенно в чудодейственную силу святых покровителей. Наиболее почитаемым среди них является св. Мина, или Абу Мина, совершивший множество чудес.
В V—VII веках монастырь св. Мины становится величайшим центром паломничества, знаменитым местом исцеления от разных недугов: благодаря целебным свойствам священного масла из лампад, горевших неугасимо у мощей святого мученика за веру, тысячи людей избавлялись от болезней. Страждущие приходили сюда со всех мест христианского мира и забирали с собой чудодейственное масло в маленьких керамических кувшинчиках с изображением юного святого, стоящего между двумя верблюдами.
Сегодня в Египте насчитывается более 25 действующих монастырей и отмечается оживление монашеского движения. Молодые люди, избравшие для себя монашескую стезю, как правило, имеют высшее образование, но только после прохождения службы в армии и завершения мирских дел могут уйти в монастыри, где трудятся по специальности, полученной в мирской жизни: библиотекарями, врачами, агрономами, строителями, инженерами. До принятия монашеского сана положен испытательный срок минимумом в три года.
Добавить комментарий