Христианский пацифизм
Содержание
- Христианство и пацифизм
- Легко быть пацифистом, когда нет войны
- «Война сладка тому, кто её не изведал»
- «Война наносит самые страшные удары мещанству, мещанскому покою и удовлетворённости»
- Культовые символы, которые большинство из нас трактует неверно под властью навязанных стереотипов
- Пентаграмма
- Знак пацифистов
- Инь-ян
- Звезда Давида
- Роза ветров
- Весёлый Роджер
- Масонский глаз
- Полумесяц
- Свастика
- ПАЦИФИЗМ
Христианство и пацифизм
Фрагмент картины Иеронима Босха «Несение креста»
Нередко от православных христиан требуют осудить любое применение силы. В качестве аргументов используют библейские цитаты: «не убий», «взявший меч от меча и погибнет», «подставь правую щеку» и другие. А некоторые христиане порой впадают в противоположную крайность и заявляют, что насилие, если оно «во имя правды», вполне может быть делом богоугодным. Как же на самом деле смотрит Церковь на применение силы? Каким образом на протяжении истории формировалось отношение христиан к мерам общественного принуждения и к военному делу? Попробуем разобраться.
Вопрос 1
Действительно ли ветхозаветная заповедь «не убий» запрещает любое лишение жизни, в любых обстоятельствах?
Первое, на что ссылаются пацифисты, полемизируя с христианами, — на ветхозаветную заповедь «не убий», которую дал Господь Моисею на Сионской горе (Исх 20:13). Причем толкуется она расширительно — как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах.
Такое понимание не совпадает с показаниями как филологического, так и исторического характера. В пользующемся авторитетом у специалистов комментарии на книгу Исход* утверждается, что глагол רצח (рацах), употребленный в заповеди «не убий», встречается в тексте Ветхого Завета чуть более 40 раз — гораздо реже, чем глаголы הרג (hараг), означающий «убивать, уничтожать, разрушать» (встречается более 160 раз), и מות (мават) «стать причиной смерти, убить» (встречается более 200 раз). По контекстному анализу мест, где употребляется רצח (рацах), видно, что он может означать беззаконное убийство, убийство с особой жестокостью, убийство по причине кровной вражды и иногда, очень редко — убийство по неосторожности. Никогда этот глагол не применяется в случае убийства на войне, в случае убийства животного, а по отношению к смертной казни употреблен всего один раз (если кто убьет человека, то убийцу должно убить; Чис 35:30) — во всех остальных случаях, где речь идет о смертной казни, используются другие глаголы.
Есть и другие, вполне очевидные, соображения: у иудеев ветхозаветного времени не было никакого, как сейчас принято говорить, «когнитивного диссонанса» между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий».
Вопрос 2
Как первые христиане относились к войне и воинской службе?
По одним данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не порицалось. Указывают на существование при императоре Марке Аврелии отдельного христианского легиона, так называемого XII Молниеносного. Евсевий указывает также, что в правление Диоклетиана последователи Иисуса Назарянина состояли в личной охране императора.
Однако служить солдатом или быть военачальником в Римской империи означало приносить обязательную присягу и участвовать в смотрах и празднованиях. Элементы воинского ритуала тесно переплетались с языческим культом. Армия участвовала также в преследованиях христиан. В любой момент воин-христианин подвергался угрозе стать палачом братьев по вере. Неудивительно, что церковные писатели первых веков высказывались неодобрительно по поводу воинской службы. В «Диалоге с Трифоном» Иустин Мученик говорит: «Мы, которые исполнены войной, взаимным кровопролитием и всяким злом, изменили свое воинское оружие, наши мечи на орала, а наши копья на орудия по обработке почвы». Тертуллиан подробнейшим образом аргументирует недопустимость для христианина возлагать на голову лавровый венок — символ победителей. А у Ипполита Римского (ок. 170 — ок. 235) в 16-м каноне читаем: «Солдата, находящегося на государственной службе, следует учить не убивать людей и отказываться делать это, если ему это будет приказано».
В целом учителя раннего христианства не рекомендовали христианам поступать на военную службу вновь. Поступившим в армию до своего крещения полагалось необходимым избегать идолопоклоннических актов и пролития крови — то есть, по существу, пребывать на вспомогательных должностях и в охране. «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны браниться (участвовать в боевых действиях. — Ред.)», — гласит 13-й канон Ипполита Римского. В случае если христианин участвовал в боевых действиях и убивал, ему полагалась епитимья с отлучением от таинств, «чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься» (канон 14).
Вопрос 3
Что говорят святые отцы византийского времени об ответственности христиан за поддержание порядка и мира?
В византийский период воинская служба и поддержание общественного порядка рассматриваются как одни из важнейших служений. Христиан призывают к взаимовыручке, мужеству, жертвенности, гражданской солидарности и ответственности, к защите слабых. Основание для высокой оценки ратного труда усматривают в словах Иисуса Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13).
Святитель Афанасий Великий: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно».
Святитель Иоанн Златоуст: «Ты выставляешь предлогом военную службу и говоришь: я — воин и не могу быть набожным. Но разве сотник не был воином? <…> Военная служба нисколько не послужила для него препятствием».
Преподобный Исидор Пелусиот: «Не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих».
Избежание чрезмерного насилия, милосердие к побежденному противнику и мирному населению вменялись христианам в обязанность. Пролитие крови, даже при крайней необходимости, расценивалось как отступление от нравственного закона. Совершивший убийство обязан был принести покаяние и пройти очищение.
13-е правило святителя Василия Великого: «Убиение на поле брани отцы наши не считали убийством, извиняя, как думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть, стоило бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались от приобщения только Святых Таин».
Преподобный Исидор Пелусиот: «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно не невинно; почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями».
Вопрос 4
Чем вызвана перемена взгляда Церкви на войну и участие в поддержании государственного порядка в послеконстантиновский период?
В первые века последователи Иисуса искусственно вытеснялись из общественной жизни. После того как император Константин прекратил гонения и начертал крест на знаменах империи, христиане не могли далее надеяться, что защитой от внешней агрессии, усмирением разбоя и бунтов займется за них кто-то другой.
Бог не есть Бог неустройства, но мира, — говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (14:33). Обращение императора и приближенных в веру Христову, удаление идолов из публичных мест не могли не радовать христиан. Христианизация империи — важная веха на пути христианства.
Учение отцов Церкви в послеконстантиновский период меняется по сравнению с учением раннего периода существования христианства. Осмыслению подверглись вопросы и темы, ранее не поднимавшиеся. В первые века в палитре евангельских добродетелей особо подчеркивались одни качества: отделение от мира и стойкость во времени преследований; в эпоху после императора Константина Церковь развивает положительную христианскую доктрину, то есть представление о том, каким должно быть христианское государство.
Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Вопрос 5
Различались ли взгляды христиан Востока и Запада на войну и употребление силы?
Западная богословская мысль испытывала значительное влияние римской юриспруденции. Опираясь на учение блаженного Августина о справедливой войне, главное внимание она уделяла правовым основаниям применения силы. По мнению учителей и авторитетов западного христианства, не погрешая, употреблял оружие тот, чьи действия соответствовали правилам законного или справедливого его использования. Бернар Клервосский в трактате «Новое воинство Христово» рассуждает о рыцарской чести, для которой убивать — безгрешно и славой христианина является смерть язычника.
В эпоху Крестовых походов учреждались особые военно-монашеские ордена. Воинам, шедшим освобождать земли от неверных, обещалось полное прощение грехов. Первоначальные августиновы тезисы легли в основание теории «креста и меча» — средневековой доктрины католичества, оправдывавшей сосредоточение власти и силы в руках Папы. Учителя Реформации были зачастую настроены не менее сурово.
В сравнении с этим восточному христианству была чужда романтизация оружия. В Х веке, из-за нарастания военных угроз император Никифор Фока вознамерился издать закон о причислении погибших в сражении воинов к лику святых и принуждал иерархов принять это в качестве догмата. Но в Церкви оказали противодействие и удержали императора от его намерения.
3-е правило святых апостолов и 7-е правило IV Вселенского Собора воспрещают монашествующим, лицам, носящим священный сан, поступать на военную службу. Безусловному осуждению подвергается убийство вне военных условий. У святителя Василия: «Вступающие в битву с разбойниками, если они не в числе служителей Церкви, да не допускаются к причастию, если же состоят в причте, да будут низложены со степени».
Отношение к убийству по сей день остается весьма строгим. Даже нечаянное лишение жизни или пролитие крови, причиненное лицом в священном сане, влечет разбирательство церковного суда и, вполне вероятно, запрещение в служении.
Вопрос 6
Кто такие «святые воины» и за что таковых почитают в православной традиции?
Наименование «святых воинов» в православной традиции означает профессиональную принадлежность. Его присваивают тем, кто в мирской своей жизни имел отношение к ратному делу, впоследствии же явил нравственное совершенство в монашеском делании, в мученичестве за Христа и прочих, не имеющих связи с войной, чинах святости. Изображения на иконах оружия, щита и доспехов не должны вводить в заблуждение. Основанием для канонизации святых в Православной Церкви являются подвиги и добродетели мирного свойства.
Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно принять за выразителей образа сильной руки. Однако же титулование их благоверными отсылает не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов одни сыграли выдающуюся роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются равноапостольными, другие же, благоверные правители, на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора.
Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других мы чтим за это, в то время как иные, по мнению некоторых, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не удостоены почестей прославления.
Вопрос 7
Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?
Нет, нельзя. Пацифист соблюдает отдельно взятый принцип о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек мирских попечений, призван принимать участие. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться.
Волей или неволей человек оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты».
Вопрос 8
Оплеуха от святителя Николая лжеучителю Арию, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве — как понимать примеры, в которых святые всё-таки применяли силу?
Пощечина святителя Николая еретику Арию, равно как и участие в Куликовской битве монахов Пересвета и Осляби — это церковные предания, по поводу историчности которых у специалистов есть разные мнения. При этом данные предания рассказывают нам именно об исключительных случаях, они показывают, что иногда, в особых обстоятельствах, применение силы допускается. Но описанные в них способы действия не должны восприниматься как образцы повседневного поведения.
Дело в том, что иногда злу удается искусно извратить понятия, поменять черное и белое местами. Это приводит к общему замешательству. Обличить зло как зло, разорвать наваждение должен человек, наделенный высокими нравственными достоинствами.
Святителя Николая мы почитаем как образ кротости, и резкое его выступление против Ария показало чрезвычайность происходящего. На I Вселенском Соборе, согласно преданию, Арию удалось запутать собравшихся. Многие участники Собора не были приготовлены к спорам о философских понятиях. Пощечина лжеучителю возвратила всех к осознанию вещественности битвы истины и лжи, спасения и погибели — отнюдь не отвлеченных словесных формул.
На Куликовом поле перед началом битвы русские испытывали страх. Опыт выступлений против монголо-татар был горьким. Еще немного — и войско князя Димитрия готово было спасаться бегством. В этот критический момент ответить на вызов Челубея решился Пересвет. Его поступок был лишен мстительности, азарта самоутверждения. Таково было духовное предвидение возможности русским не уступать в мужестве противнику, необходимости ценою своей жизни выполнить долг, который никто другой не брался выполнить.
Примеры святителя Николая и Пересвета с Ослябей нередко приводятся в оправдание немиролюбивых желаний и поступков. Но следует всегда помнить, что упомянутые случаи — абсолютные исключения из правила, каковых за два тысячелетия христианства насчитываются единицы. Громадная масса исторических примеров наглядно показывает, что Церковь предпочитала путь отказа от насилия. Христиане не были бы христианами, если бы принялись раздавать пощечины, отстаивать правоту в поединках.
Павел Рыженко. Победа Пересвета
Вопрос 9
Каким образом в церковной традиции отображается евангельский идеал кротости и незлобия сердца?
Чем ближе человек подходит к Богу, тем строже его нравственные требования к себе и тем меньше желания проявлять воинственность и принуждать. Сопротивление силой, участие в войнах — прискорбная участь тех, чья вера слаба. Писание говорит, что верой святые совершали невозможное: побеждали царства… заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр 11:33–34).
Типичным следует считать сюжет, в котором православный подвижник остается безропотен перед лицом преследователей, своим кротким нравом умягчает сердца, отвечает добром на причиненное зло, по завету Христа: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:44).
Вопрос 10
Как относиться к пацифизму в современных условиях? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?
Пацифизм желает доброго, однако переоценивает свою способность влиять на нравы. Это род самообмана и преднамеренного введения в заблуждение других. Остров ненасилия не может существовать в море человеческой страстности. Пока история движется, народы будут продолжать иметь дело с войной.
Неудачи одна за другой настигают последователей учений о непротивлении злу силой. Так вышло с движением толстовства, развязавшим огульную критику общественного устройства и правопорядка царской России. Кротость и благостность «непротивленцев» оказались мнимыми. Учение графа Толстого посеяло горькие плевелы несогласия и революционных исканий. Недаром предводитель большевиков В. Ульянов-Ленин именовал Толстого «зеркалом русской революции».
Другой пример: известный индийский пацифист и борец за свободу своей страны Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди), признанный эталон миролюбия, ставший для многих своего рода культовой фигурой, оказался причастен к всплеску жесточайшего насилия внутри Индии. Многие решения, принятые им на посту руководителя партии Индийский национальный конгресс, привели к нарастанию общественных противоречий, к возникновению экстремистских течений и затяжной кровопролитной вражде индуистов и мусульман. При жизни Ганди обвиняли в утопизме и потворстве насилию, число жертв столкновений в первые годы после освобождения от британского господства достигло 700 000 человек.
Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь. Вместо того чтобы рядиться в белые тоги праведности, заявлять о якобы полном неприятии использования оружия и силы, честней и полезней — как делает Церковь — искать аргументы сдерживания, способы снизить уровень насилия в период войн.
Вопрос 11
Что говорят официальные документы Русской Православной Церкви о войне и применении силы?
В 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — документ, в котором выражается отношение нашей Церкви к самым разным острым вопросам современности. В нем констатируется, что в последнее время отношение к войне определить особенно трудно: «В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии». В связи с этим, свидетельствуют «Основы социальной концепции», «вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. <…> Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих» (VIII, 3).
Легко быть пацифистом, когда нет войны
Изобретение ядерного оружия и его наглядное применение в середине XX века усилили антивоенные настроения по всему миру. Однако не стоит путать пацифизм и антимилитаризм. Они схожи: и тот и другой — против войны. Но есть и отличия.
Антимилитаристы в основном против раздувания военного бюджета, гонки вооружений и разработки новых видов оружия.
Это люди, которые хотят закрыть танковый завод и открыть на его месте шоколадную фабрику.
Антимилитаристы меркантильны. Они боятся, что государство выманит у налогоплательщиков последнюю копеечку и спустит на армейских дармоедов и ненужные железяки («а могли бы раздать пенсионерам»). Можно сказать, что антимилитаристы выступают против войны по экономическим и некоторым социальным соображениям. Война — это невыгодно и нецивилизованно. Не будем спорить. Кстати, сами по себе эти ребята — антимилитаристы — бывают иногда очень воинственными.
Пацифисты же всегда личности духовные. Они о деньгах не думают. Они просто отрицают насилие. Без каких-либо исключений. Не важны причины, мотивы и возможные последствия, главное — никакого насилия, особенно войны. Войну как способ достижения мира они не признают. Потому что кровопролитие не может быть орудием справедливости. Все люди должны жить в мире, а все конфликты разрешаться исключительно мирным путём.
Пацифисты зачастую аполитичны и проповедуют любовь к ближним, прощение, терпимость, отмену смертной казни и вегетарианство. Некоторые из них отказываются служить в армии. Особо идейные готовы «подставить вторую щёку», но не советуем проверять это на практике.
Где-то рядом с пацифистами и антимилитаристами стоят антивоенные движения и протесты. Их отличие состоит в том, что они выступают не за всё хорошее против всего плохого, а против конкретной войны, которая уже идёт или вот-вот начнётся. Протестующие хотят повлиять на решения, принимаемые правительством, и зачастую не брезгуют силовым противостоянием с полицией.
«Война сладка тому, кто её не изведал»
Приведённая выше фраза принадлежит Эразму Роттердамскому. Он же в 1517 году написал трактат «Жалоба мира», в котором заклеймил войну как «первопричину всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий всё без различия».
Эразм Роттердамский
Голландский философ, которого прозвали «принцем гуманистов», был первым, кто аргументированно осудил войну в самом широком смысле слова. От мелких бытовых столкновений до крупных сражений между странами и городами. Конфликты заложены в человеческой природе, но есть те, кто раздувают их до размеров войн. Это тираны. А вот мудрые государи должны радеть о мире и не враждовать между собой.
Для XVI века идея, что мир приносит больше пользы, чем война, была вполне свежа. Но особенно оригинальна точка зрения, что «мир по большей части зависит от сердец, желающих мира» и что сторонники мира должны идти на всё, чтобы его сохранить.
Звучит знакомо? После работы Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас» неприятие любых форм применения силы, в том числе и вооружённой борьбы, в России получило название «толстовство». Основная идея толстовства состоит в том, что насилие не может защитить нас от насилия. Оборонительная борьба — это ложь. А главные сеятели этой лжи и основные помехи на пути всеобщего мира — это «патриотизм и правительство». Эти двое виноваты во всех войнах человечества.
Лев Толстой
Помимо христианской традиции пацифизм уходит философскими корнями в индуизм, в котором понятие непричинения зла (ахимса) имеет большое значение. Последователем Толстого был Махатма Ганди, организовавший и возглавивший ненасильственное протестное движение за освобождение Индии. Кстати, день его смерти был провозглашён Международным днём ненасилия резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году.
Мартин Лютер Кинг, продолжатель Толстого и Ганди, дал пацифизму довольно точное определение. Пацифизм — это «противостояние злу силой любви, основанное на вере в то, что лучше терпеть зло, чем причинять его».
Однако у большинства терпение не железное.
«Война наносит самые страшные удары мещанству, мещанскому покою и удовлетворённости»
Несмотря на изрядное количество сторонников, противников у идеологии ещё больше. Среди них был и Николай Бердяев, который считал, что пацифизм происходит от излишнего материализма и буржуазного малодушия.
Николай Бердяев
Кстати, трусость, эгоизм и желание отсидеться за спинами своих же сражающихся друзей — самое частое и самое тяжкое обвинение в адрес пацифистов. Более того, не сопротивляясь, например, захватчику, пацифист косвенно поддерживает его.
Другое расхожее мнение о сторонниках ненасилия — что они живут иллюзиями, не видят реальности и просто боятся запачкать руки. Кроме того, пацифизм упрекают в нелогичности. Ведь если пацифисты превыше всего ценят мир, то почему они не встают на его защиту и позволяют агрессорам его разрушать?
На самом деле, абсолютных пацифистов, последовательно придерживающихся идеи ненасилия, довольно мало. Возможно, на определённом этапе вмешивается естественный отбор — кто не сопротивляется, тот погибает. Таким образом, число приверженцев абсолютного пацифизма примерно всегда остаётся одним и тем же.
Социальную природу идеологии хорошо охарактеризовал Лев Троцкий, который писал о пацифизме как об отдушине, через которую разгневанная, но недальновидная буржуазия может выпустить пар своего негодования. Под контролем крупного капитала и с его согласия, разумеется. Заметьте, движение действительно популярно именно в среднем классе и практически неизвестно на верхах. В общем, как заметил Лев Давыдович, «передовые народы режут друг другу глотки под знаменем пацифизма», а военная индустрия прирастает миллионами.
«Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор».
Основная опасность пацифизма в том, что он не различает сражение в бою и убийство, которое является уголовным преступлением. Называя каждого солдата убийцей, пацифисты ложно обвиняют невиновных. Напомним на всякий случай, что убийство запрещено даже на войне. Игнорирование разницы между ведением боя и убийством — главный риторический козырь пацифистов. Если его убрать, то остаются лишь банальные истины, что мир лучше войны и давайте жить дружно.
Но поражение живой силы противника не может быть приравнено к убийству. Более того, отдельные силовые операции хоть и редко, но бывают полностью бескровными. Современные же дистанционные и роботизированные средства ведения войны вообще направляют разговор о том, что такое война, в новое русло.
Сбитый дрон или пролёт самолёта с «хибинами» (отечественный авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия (КРЭП). — Прим.ред.) на крыльях не укладывается в пацифистскую парадигму насилия, ненасилия, непричинения зла и любви к ближнему. Современные средства ведения войны создаются именно для того, чтобы сберечь человеческие жизни. Как ни парадоксально, военные оказываются бо́льшими гуманистами, чем сами пацифисты.
Другая опасность состоит в том, что пацифисты, полностью отрицая право государств на войну и требуя исключительно мирного решения любых споров, подразумевают создание некоего всемирного судебного органа, который эти споры будет рассматривать. Идея утопична хотя бы потому, что не все споры имеют правовую природу. Но главное то, что подчинение юрисдикции такого суда будет ограничивать государственный суверенитет. А суверенитет — это независимость государства, его самостоятельность и способность быть самим собой. Проповедуя отказ от войны, сторонники ненасилия на самом деле лишают нас свободы. Потому что в конечном итоге мы граждане настолько, насколько суверенно наше государство. И мы настолько свободны, насколько оно независимо.
Отказ от защиты свободы — дорога в никуда.
1.Осматриваем ближайшее здание.
2.Если мы находим бустер на выносливость то обязательно оставляем себе (он понадобится что бы убежать от нежелательных нам индейцев).
3.Все что мы нашли продаем (оружие и тд нам не нужно, только бустеры).
4.Как накопили на AIRDROP заказываем и забираем (желательно в тихом месте).
5.Как мы забрали наши вещи, идем прятаться до 10 минуты.
5.1.Если вдруг на нас напал индеец, просто убегайте от него (можете использовать бустер на выносливость, что бы вам проще было убежать).
5.2.Можно не прятаться, а продолжать проверять здания, но это уже на ваш страх и риск.
6. Как пошла первая стадия закрытия идем потихонечку в цент и прячемся там (если вас вдруг вычисляют по трекеру, просто бегайте по кругу и вас вряд ли станут преследовать когда вы убегаете).
7.Используйте Orange Juice на 5 минуте и начинайте подтягиваться в центр на 4 минуте (если у вас есть Alarm Gun то вы можете начать пугать противников что у вас есть огнестрел).
8.Когда газ полностью окружил вас на 2 минуте вы должны быть наверху.
8.1.Если вдруг противник оказался с вами наверху то постарайтесь его скинуть (в этом вам поможет Alarm Gun или просто столкните его на Q или ПКМ, но не в коем случае не бейте его это не наш метод !).
9.Ждем минуты когда нас начнет закрывать газ и держитесь на верху пока газ полностью не поразит вас, только тогда спрыгивайте с верху. Когда мы спрыгнули всячески отталкиваем нашего индейца и блокируем его атаки, после того как центр вот вот уже полностью закроет газом мы убегаем от индейца на большое расстояние и начинаем ширятся MED китом на 30-25XP (чем больше у нас MED KIT тем больше у нас шансов выжить).
10. Победа: так как наш индеец задохнулся и нам всем сердцем его жаль, мы победили ! Даже пацифист может выиграть игру.
Культовые символы, которые большинство из нас трактует неверно под властью навязанных стереотипов
Пострадавшие от невежества пиктограммы.
В 80-90-е годы 20 века на постсоветском пространстве существовало рекордное количество молодёжных субкультур. В связи с падением «железного занавеса» всевозможные символы и пиктограммы, пришедшие из других стран, «расхватывались» как горячие пирожки представителями различных молодёжных течений. А некоторые символы, пришедшие с Запада и Востока, до сей поры трактуются однобоко или стереотипно. Данный материал поможет разобраться с истинным значением таких «пострадавших» культовых символов.
Пентаграмма
Древний символ гармонии и женского начала.
В одной из самых популярных книг 21 века «Код Да Винчи» писатель и культуролог Ден Браун устами антагониста профессора Лэнгдона повествует истинное значение пентаграммы или пентакла — пиктограммы в виде пятиконечной звезды, в которой каждая линия равна по своей длине всем остальным. Этот символ является одним из самых могущественных образов, который на протяжении тысячелетий во многих культурах считался божественным либо магическим. Если нарисовать пентаграмму и провести в ней все диагонали, то они автоматически делятся на сегменты, соответствующие знаменитой «божественной пропорции». Именно по этой причине пятиконечная звезда всегда была символом красоты и совершенства и ассоциировалась с Венерой, богиней красоты, а также со священным женским началом. Ввиду патриархальности большинства религий мира о связи пентаграммы с Венерой и женским началом попросту стали забывать.
Пентаграмме очень не повезло из-за секты садистов в 1980-е гг.
В связи с тем, что в 80-90-е года 20 века по всему мира прокатилась волна шокирующих ритуальных убийств, совершенных в рамках секты, именовавшей себя сатанистами, где перевернутый пентакл использовался в качестве основной символики, люди начали бояться этого знака, ассоциируя его не с чем иным, как с сатанистами и зверскими убийствами. На самом же деле участники этой всем известной секты ставили перед собой такую цель, как реализация собственных садистских склонностей, но никак не служение Дьяволу.
Знак гармонии человека и стихий.
Пентаграмма является древнеславянским универсальным оберегом. Кулон в виде пентакла восточно-славянские знахари по сей день рекомендуют носить где-нибудь на себе (под одеждой в качестве кулона или в кармане) в качестве универсальной защиты от сглаза и порчи.
Знак пацифистов
Бунтарство совершенно не при чем.
В 90-е годы 20 века на постсоветском пространстве было очень популярно молодёжное течение неформалов, которых отлично помнит редакция Novate.ru: они редко мыли волосы, носили клетчатые рубашки и слушали Курта Кобейна. Неформалы (как и их праотцы-хиппи) избрали своим основным символом международный знак пацифизма, в связи с чем некоторые люди по сей час ассоциируют этот в максимальной степени мирный знак с бунтом против общества, ведь тогдашние неформалы любили прогуливать школу, курить, выпивать и ссориться с НЕнеформалами. Ассоциация с бунтом воистину удивила бы создателя данного символа, узнай он в 1958 году, что приключится с его детищем в представлениях достаточно широких масс.
Истинная хиппи.
Данный знак был изначально создан для британского движения за ядерное разоружение британским графическим дизайнером Джеральдом Холтомом для марша Комитета прямых действий против атомной войны в 1958 году. Марш был проведён 4 апреля от Трафальгарской площади в Лондоне до Управления исследований ядерного оружия в Элдермэстоне в Англии. После этого символ был принят Движением за ядерное разоружение и в 1960-х годах стал международной эмблемой антивоенного движения и контркультур (хиппи и т.п.) того времени.
Инь-ян
Символ бесконечного взаимодействия контрастов.
Все полагают, что инь-ян (именно так правильно произносится название символа) является символом мужского и женского начала и только. Но это в корне неверно. Данная пиктограмма пришла от буддистов приблизительно во 2-3 веках нашей эры. На востоке он считается моделью всего сущего. Слово «инь» означает «теневой склон горы», а «ян» — «солнечный склон горы». Посему основная трактовка данного символа — бесконечное взаимодействие контрастов.
Символ, пришедший из Тибета.
Полярные силы дополняют друг друга: каждая из них несёт в себе кусочек противоположной. Данный символ — это мирная борьба, в которой окончательная победа невозможна, так как конца, согласно восточной философии, не существует ни у чего (даже у человеческой жизни, ибо буддисты верят в переселение душ).
Звезда Давида
Нет, это не только флаг Израиля!
Абсолютное большинство людей полагает, что шестиконечная звезда, в которой все линии равны друг другу по длине, является исключительно символом иудеев или всего, что связано с такой национальностью, как евреи. Этот знак действительно расположен на флаге Израиля и почитается евреями всего мира как священный. Вот только этим сфера влияния данного символа не ограничивается.
Синагога в Беларуси.
Если посмотреть на знак внимательно, можно легко понять, что это два вписанных друг в друга равнобедренных треугольника. Один направлен своей острой частью вниз, а второй, соответственно, — вверх. В очень многих культурах мира смотрящий вниз треугольник символизирует женское начало («лоно»), а смотрящий вниз — мужское («меч» как универсальный фаллический символ). Таким образом, данный знак обозначает единстве мужского и женского начал (как единственных, задуманных природой или богом) а также гармонию всего сущего.
Роза ветров
Нет, это не штучка с древних карт!
Большинство людей полагает, что данный символ означает направление ветров и более ничего. Но это слишком узкий подход. Первое упоминание данного символа относится примерно к 1300-м гг нашей эры -временам активного развития мореходства. Пиктограмма была символом путеводной звезды и оберегом для всех моряков. Они наносили на свое тело татуировки в виде розы ветров для того, чтобы из каждого плавания вернуться невредимыми домой.
Весёлый Роджер
Веселый Роджер.
В действительности пираты никогда не ходили под флагами с изображением черепа и костей (как вариант — шпаг) на черном фоне. Этот узнаваемый всеми символ, который именуется Весёлый Роджер, был порождён уже во времена, когда пираты ушли в историю, благодаря такому виду искусства, как кинематограф. А вот правдой является то, что моряки (не только пираты!!!) наносили себе на тело тату в виде черепа, однако причина для этого у каждого моряка была благая. Они верили, что если к ним нагрянет сама Смерть с косою и увидит на теле пострадавшего из-за шторма или кораблекрушения моряка череп, то решит, что тот уже умер, а значит пройдёт стороной (человек выживет).
Тату-оберег.
По сей день многие любители татуировок наносят себе тату с черепом, потому что придерживаются этого же суеверия (тату в качестве оберега от смерти от несчастного случая). А в мексиканской культуре изображение черепа является не негативным, а сугубо позитивным, поскольку является напоминанием о бесконечной благодарности духам предков!
Мексиканский День Мёртвых — главный праздник в году.
Изображения с черепами ставят в каждом доме, как правило, череп сочетается с красными цветами бархатцами. Именно по их лепесткам, согласно верованиям мексиканцев, духи находят дорогу в мир живых людей во время главного праздника в году — Дня Мёртвых, который празднуется так же масштабно, как, к примеру, в России — Новый Год.
Масонский глаз
Да-да, это знак масонов!
Многие люди полагают, что коль скоро данное изображение есть на купюре столь религиозной страны, как США, то это непременно значит, что означает оно глаз божий или Всевидящее Око Всевышнего. Только вот дудки! Этот знак такого интеллектуально-философского течения, как масоны. Главной деятельностью масонов всегда была и остаётся благотворительность, во главе угла для них — нравственное совершенствование (в большинстве случаев требующее веры в Высшую Сущность), а также развитие и сохранение братской дружбы в братской среде. Культуролог и писатель Дэн Браун уверен, что при любой правящей власти в США масоны всегда являлись наиболее влиятельными членами парламента, именно поэтому данный знак проник на главную валюту мира.
Масонский знак на долларовой купюре.
Полумесяц
Этот символ чтут не только на Востоке.
Этот символ имеет сакральное значение во многих культурах. Он возник примерно за 4000 лет до нашей эры. Встречается в Египте, Греции, Индии, Византии и Шумере, где олицетворяет возрождение и бессмертие. В индуизме полумесяц олицетворяет контроль человека над своим разумом. В Христианстве это знак Девы Марии. В современной традиции он действительно наиболее широко известен как знак мусульман (вкупе со звездой).
Свастика
Самый пострадавший мирный символ.
Древний международный символ солнца, который встречался по всей территории Евразии и являлся универсальным оберегом и знаком солнца, был навсегда втоптан в грязь фашистами первой половины 20 века и их лидером Адольфом Гитлером. Во имя этого знака были убиты миллионы людей. Едва ли знаку солнца удастся реабилитироваться в ближайшие 100-200 лет.
Именно он навсегда вселил ненависть к почитаемому в Древней Руси символу солнца.
В вымышленной вселенной книг о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг есть такой персонаж, как злой маг Грин-де-Вальд, который желает поработить весь мир и убить большое количество не угодных ему социальных групп (в особенности немагов). Существует очевидная параллель между знаком Грин-де-Вальда, желавшего поработить немагов, и нацистской свастикой Адольфа Гитлера, истреблявшего неарийцев.
Являющийся Дамблдору в мечтаниях Грин-де-Вальд в исполнении Джонни Деппа.
Первоначально оба знака не несли в себе никакой агрессии, оставаясь лишь символами давно минувших дней. Окружность в треугольнике у Роулинг — изначально знак Даров Смерти из детской сказки, ставший в своё время неким флагом для тех, кто верил в реальные корни этого рассказа. Свастика — солярный (относящийся к солнцу) универсальный древний символ, используемый многими древними народами мира (от Индии до Руси), означающий движение жизни, солнца, света и благополучие. Оба знака с лёгкой руки Грин-де-Вальда и Гитлера стали символами угнетения, гонения, насилия и террора.
Ещё глубже в быт минувших поколений вас погрузит материал 8 экстравагантных предметов моды прошлого .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ПАЦИФИЗМ
ПАЦИФИЗМ — идеология, политика и общественное движение, выступающие против войн и любого рода насилия.
Термины «Пацифизм» и «пацифист» (сторонник Пацифизм) сформулированы в 1901 году группой участников 10-го Всеобщего конгресса мира в Глазго и предложены президентом Лиги мира и свободы Э. Арно (1864-1921 годы) для обозначения движения борцов за мир. Идеология Пацифизма изложена Арно в трактате «Код мира» (1901 год).
Пацифизм основан на убеждении, что убийство человека человеком, как и в целом насилие в отношениях между людьми, есть нарушение мирового порядка, зло, пусть даже и вынужденное. Исторически это убеждение по преимуществу было связано с религиозным сознанием человека. Принцип отказа от причинения вреда всему живому (ахимса) широко представлен в инд. «практической философии», он получил развитие у адживиков, в буддизме, джайнизме и других. В христианском понимании причина насилия в мире заключается в отпадении человека от Бога, нарушении Его воли и тем самым в разрушении изначального порядка отношений Бога, человека и мира. Объективный характер пребывания мира в искажённом состоянии делает невозможным полное избавление от насилия до момента окончательного воссоединения творения с Богом. Вместе с тем на субъектном уровне преодоление насилия полагается возможным и даже обязательным. Эпоха Ветхого Завета была далека от идеала мирного сосуществования как народов, так и отдельных людей, тем не менее, наряду с принципом ограничения мести «око за око, зуб за зуб» (Левит 24:19-20), была дана заповедь «не убий» (Исход 20:13). Ветхозаветное пророчество о временах, «когда не поднимет народ на народ меча» (Исход 2:4), относится к перспективе за пределами исторического времени. Новый Завет исполнен призыва любви к врагам (Матфей 5:43-48, Лука 6:27-28) и Божия благословения миротворцам (Матфей 5:9). Даже в условиях объективно существующего насилия в обществе, по христианскому учению, не следует воздавать «злом за зло», по возможности быть «в мире со всеми людьми» (Римляне 12:17-18). Последовательный и бескомпромиссный Пацифизм характерен для некоторых еретических движений и христианских направлений: катары, адвентисты седьмого дня, швейцарские братья, моравские братья, гуттерское братство, квакеры, меннониты, духоборцы, молокане, пятидесятники, толстовцы и другие.
Философское осмысление Пацифизма имеет свои истоки в учении древне-греческих натурфилософов о космосе как мировом порядке, гармонии и равновесии. Пифагор учил жить в согласии, творить добро врагам, не убивать невинных животных, не наносить вреда растениям. Состояние мира в Римской империи воспевал Вергилий. В стоической традиции идеи Пацифизма развивали Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, в поздней античности — Макробий, Боэций. В средние века на пацифистские теории определяющее влияние оказывало христианство. В эпоху Просвещения разрабатывалась идея «вечного мира» (М. де Бетюн Сюлли, Ш. Сен-Пьер, Ж.Ж. Руссо) — соединение всех европейских государств, включая Россию, в единый союз. Среди мыслителей Нового и Новейшего времени, развивавших идеи Пацифизма, — Эразм Роттердамский, Ф. Пасси, Л.Н. Толстой, Б. фон Зутнер, Махатма Ганди, М.Л. Кинг. Особой популярностью идеи Пацифизма пользовались после 1-й мировой войны, 1920-е годы известны как «эра пацифизма» (создание Лиги Наций, Келлога — Бриана пакт 1928 года, движение за всеобщее разоружение и тому подобное). Государственные и политические деятели (А. Бриан, П. Пенлеве во Франции, Р. Сесил, О.Чемберлен в Великобритании, Ф.Келлог, У. Бора в США и другие) активно использовали пацифистскую риторику для оправдания своих действий на международной арене (диктовались прежде всего интересами их собственных государств). В западно- европейских странах 1920-1930-х годов апелляция к пацифистским настроениям населения была важным фактором и при проведении внутренней политики, для успеха на выборах в представительные органы власти.
В России в конце XIX — начала XX веков теоретическую базу Пацифизма разрабатывали юристы и социологи М.А. Энгельгардт («Вечный мир и разоружение», 1899 год), Ф.Ф. Мартенс («Современное международное право цивилизованных народов», тома 1-2, 1882-1883 годы), Л.А. Камаровский («Главные моменты идеи мира в истории», 1895 год), М.А. Таубе («Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков», 1899 год), князь В.В. Тенишев («Вечный мир и международный третейский суд», 1909 год) и другие. Российский Пацифизм получил государственную поддержку в форме инициированной Россией Международной конференции по вопросу ограничения вооружений и учреждения международного арбитража (1899 год). В развитие этой инициативы на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, ставшие неотъемлемой частью норм международного гуманитарного права. В начале XX века Пацифизм принял в России форму антивоенного движения, он имел общественную поддержку прежде всего в интеллигентских кругах. Созданы Санкт-Петербургское и Московское общества мира, Киевское общество друзей мира (все в 1909 году) и другие. Впервые делегация пацифистов из России приняла официальное участие в 18-м Всеобщем конгрессе мира в Стокгольме (1910 год), глава российской делегации Павел Д. Долгоруков был избран вице-президентом конгресса. В последующий исторический период до 1990-х годов российский Пацифизм как движение не имел достаточных политических условий для независимого развития, уступил место движению сторонников мира, направлявшемуся партийной и госсударственной властью.
В современном мире понятие «Пацифизм» используется для обозначения мировоззренческой и нравственной позиции, идеологии общественного движения. В качестве мировоззренческой позиции Пацифизм может не ограничиваться антивоенной установкой, но представлять различные доктрины ненасилия, пассивного сопротивления, морального совершенствования, нравственной чистоты. В качестве нравственной позиции Пацифизм означает индивидуальный отказ от насилия и соучастия в нём, в частности отказ от службы в армии и от того, чтобы брать в руки оружие. В роли идеологии Пацифизм обосновывает необходимость и возможность установления всеобщего мира, используя взаимосвязанные принципы: абсолютной недопустимости войны, абсолютного запрета насилия или применения силы и абсолютной неприемлемости убийства. Как общественное движение Пацифизм предполагает широкую пропаганду миротворческих идей и ценностей, проведение манифестаций в защиту мира, осуждение гонки вооружений, призыв к снижению военной активности государств, ратование за мирное урегулирование международных и внутригосударственных конфликтов, осуждение терроризма международного. К совркмкнным пацифистским организациям относятся: Международное бюро мира (основано в 1891-1892 годы), Всемирный совет мира (1949-1950 годы), Пагуошское движение, Международная кризисная группа (основана в 1995 году) и другие. Они тесно взаимодействуют с международными и межправительственными организациями .
Добавить комментарий