Христианство в Англии
Цивилизация возникла 17 в. назад.
Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 4 в. в будущем
Англосаксонское завоевание Британии являлось длительным и сложным процессом, продолжалось свыше 180 лет и закончилось в начале V века. Война между бриттами и англосаксами в V веке была борьбой между римской империей англосаксами, считавшимися варварами.
Локализации цивилизация лишилась после вхождения Англии в Великобританию, но некоторые признаки англосаксонской цивилизации продолжают путешествовать по странам и государствам, отдавшим предпочтение английскому языку.
С 17 века н.э. призрак Англосаксонской цивилизации бродит по планете. Его мытарства прекратятся в эпоху установления Всемирного Правительства, когда Миру придётся делать выбор между Англосаксами, Европой и Северной Америкой, которые будут оспаривать друг у друга первенство в Правительстве. Выберут всех, но на условиях консенсуса и отказа от цивилизационных амбиций.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Термин англо-саксонская цивилизация применяется в русской цивилизациографии, в дискуссиях о причинах постоянных атак Запада на Восток.
Англосаксы — германские племена, к которым примкнули и юты. Аглы и саксы, жившие между реками Эльбой и Рейном и ангы и юты, жившие на Ютландском полуострове, в середине V века, как и многие племена Северной Европы, скорее всего, в результате климатических изменений, начали переселяться в Британию.
К кельтским первобытным жителям Англии, с которыми слились еще некоторые другие элементы, напр. иберийцы, финикияне, римляне и др., прибыли в V веке жившие до сих пор по нижнему течению Эльбы (Лабы) и Везера, а также и в Ютландии, англы и саксы, которые подчинили себе Англию и скоро получили там перевес не только в отношении языка, нравов и обычаев, но даже и в направлении физического типа.
Дальнейшие германские нашествия вскоре последовали из Скандинавии.
В третий раз примесь германской крови, сильно сопровождаемой французским элементом, последовала при завоевании Англии герцогом Вильгельмом Норманнским. Из этих смешений образовавшаяся англосаксонская раса во многом отличается от германской.
У представителей англосаксонской расы средним числом чаще являются голубые глаза и светлые волосы; череп у них поменьше и подлиннее, что встречаем также у говорящих на нижненемецком наречии (plattdeutsch) германских племен, представляющих гораздо больше длинноголовых типов, чем верхнегерманские племена.
Менее равномерно и не так окончательно смешана англо-американская раса Северной Америки, где в различных местах взяла перевес то английская, то немецкая, то французская колонизация и, кроме того, присоединились еще испанские, голландские, скандинавские и др. элементы.
Англосаксонское завоевание Британии являлось длительным и сложным процессом, продолжалось свыше 180 лет и закончилось в начале V века. Война между бриттами и англосаксами в V веке была борьбой между римской империей англосаксами, считавшимися варварами.
В VI веке англосаксы сумели создать свои королевства на территории Британии, которая после распада Римской империи распалась на многочисленные удельные независимые государства.
В процессе завоевания англосаксы истребили большое количество кельтского населения. Часть кельтов была вытеснена из Британии на континент, где они поселились на полуострове Арморика в Галлии, получившем в дальнейшем название Бретани, а часть превращена в рабов и зависимых людей, обязанных платить завоевателям дань.
Независимость отстояли только горные кельтские области на западе Британии (Уэльс и Корнуолл) и на севере (Шотландия), где продолжали существовать племенные объединения, превратившиеся впоследствии в самостоятельные кельтские княжества и королевства. Полную независимость от англосаксов сохранила и населённая кельтами Ирландия.
Англия в конце V века оказалась поделена на три значительных королевства — королевство англов, королевство саксов и королевство ютов Кент, каждое из которых было основано вождями, изначально возглавлявшими первопоселенцев или племена и утвердившими себя в качестве королей. Позже государства англов и саксов раздробились на более мелкие королевства, а иные политические формы проявились таким образом, что Англия c VI по IX века была поделена на семь основных королевств, за что этот период истории Англии называли эпохой англосаксонской Гептархии. Это были королевства: южных саксов — Сассекс, западных саксов — Уэссекс, восточных саксов — Эссекс, ютов — Кент, восточных англов — Восточная Англия, западных англов — Мерсия, северных англов — Нортумбрия (Берниция и Дейра).
Существовало также несколько мелких королевств, как, например, Линдси, Суррей и Хвиссе, тем не менее, они не играли какой-нибудь значимой роли. Эти королевства сразу же начали соперничество и войны между собой.
С севера для саксов постоянную угрозу несли набеги скоттов и пиктов с территорий Ольстера и современной Шотландии. Но завоеватели часто пренебрегали существованием бриттов и увлечённо выясняли отношения между собой. Период взаимной борьбы сопровождался и различными союзами и объединениями, члены королевских семейств и высшей знати вступали в перекрёстные браки, выравнивались культурные, языковые и правовые различия между королевствами. Так что вскоре все жители этих королевств стали называться саксами или англами, а к VIII веку уже стало широко употребляться название «англы» для всех жителей этих королевств, а их язык тоже стал называться англским. Одновременно с этим происходило распространение христианства среди завоевателей, а также становление и укрепление института королевской власти.
Высшим органом государственного управления в англосаксонских королевствах являлся уитенагемот (древнеангл. witena gemot — «собрание мудрых») — совет знати при короле; в его состав входили члены королевской семьи, епископы, элдормены, королевские тэны. Основным органом местного управления являлся совет шайра, возглавляемый вначале элдорменами, а позднее шерифами.
Правитель королевства, добившийся господствующего положения на острове, получал титул бретвальда (Bretwald — «правитель Британии»). Этот титул не был номинальным: он давал право на дань от отдельных королевств (тем самым их правители признавали свою зависимость от бретвальда), право на крупные земельные пожалования. Короли должны были время от времени собираться при дворе «правителя Британии», а во время войн оказывать ему вооружённую помощь. Англо-саксонская хроника под 829 годом отмечает восемь правителей, которые были настолько могущественны, чтобы завоевать этот титул.
Король Эгберт Уэссекский в 825 году соединил большинство королевств Гептархии в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland, то есть «Земля англов»).
После датского погрома Альфред Великий снова восстановил государство на таких же основаниях, которые выработались и у остальных германских племен. Только эти основания у англосаксов развились самостоятельнее, чем у тех германских племен, которые, сблизившись с римлянами, познакомились с государственным римским устройством и с римской цивилизацией. Во главе явился вместо германского герцога (Heretoga) король (Cyning, Cyng), сыновья которого и ближайшие родственники исключительно образовали родовое дворянство (этелинги).
Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Во время мира король был окружён своими приближёнными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тегов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну.
Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались керлы и в основном оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (то есть «хлебный господин», откуда произошло слово лорд). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности по высоте пени за убийство. Последняя соизмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.
Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятки (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятков образовали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман. В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) «мудрейших», то есть танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание созывалось каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (то есть большое собрание) епископов и знатных светских людей.
Женщины носили длинные, просторные платья, которые застёгивались на плечах большими пряжками. Из украшений они носили броши, ожерелья, булавки и браслеты. Мужчины обычно надевали короткие туники поверх облегающих брюк и тёплые плащи.
Англосаксы пользовались алфавитом, состоящим из 33 рун. С их помощью делали надписи на посуде, металлических украшениях и предметах из костей. С появлением христианством англосаксы узнали о существовании латыни; некоторые рукописные книги (манускрипты) сохранились до наших дней. Иногда манускрипты украшали рисунками, свидетельствующих об образе жизни англосаксов.
Св. Августин — первый архиепископ Кентерберийский, который в конце VI в. проповедовал христианство у Этельберта, кентского короля и мужа Берты, уже крещёной прежде дочери франкского короля.
В 664 г. на синоде в Уитби, собранном королём Освайном, было провозглашено единство британской церкви с Римской.
В 668 г. Феодор Кентерберийский ввёл везде богослужение по римскому чину и первый был возведён в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах в присутствии короля и вельмож до VIII в. создавали основы управления англосаксонской церковью без влияния римского папы.
Несмотря на все попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосаксонскую церковь своей власти только в Х в. св. Дунстану удалось расширить влияние пап в Англии.
Англосаксонское духовенство не менее ирландского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех славился в этом отношении Беда Достопочтенный.
Святому Бонифацию и многим другим англосаксонским и ирландским, называвшимся тогда шотландскими, священникам принадлежат большие заслуги при распространении христианства в Германии.
Церкви строились в основном из дерева. Они мало сохранились. Из камни строили меньше церквей, но их сохранилось больше, создавая впечатления, что ангосаксонское церковное строительство изначально было из камня.
Христианизация Британии
Для понимания значения Нортумбрии нужно коротко остановиться на истории христианизации Британии.
В период, предшествовавший англосаксонскому завоеванию, христианская церковь Британии имела две ветви: собственно британскую, тесно связанную с Римом, и ирландскую, в значительной мере независимую от Рима и имевшую ряд особенностей. Миссию в Ирландии возглавлял св. Патрик (ум. в 461 г.), миссию в Британии — св. Иллтуд. Патроном Уэльса был св. Давид (520–588). Иллтуд и его ученики основали первый в Британии монастырь и школу в Лланвите в конце V — начале VI в. Ирландская и британская миссии соперничали друг с другом. Посланец ирландской церкви св. Колумбан (521–597), человек королевского рода, основал на северо-западе Британии, на острове Айона, монастырь. Отсюда он начал обращение в христианство пиктов. Из монастыря на острове Айона спустя некоторое время христианство распространилось и в Нортумбрии (625). Король Нортумбрии Освальд (634–642) получил воспитание у ирландских монахов на острове Айона. Когда Освальд вернулся в Нортумбрию, с ним вместе прибыл Айдан, который затем основал монастырь в Линдисфарне. Ирландские и нортумбрийские монахи вели борьбу с мерсийским королем-язычником Пендой. Пенда одержал победу и убил Освальда, но христианство сохранилось в Нортумбрии. В первой половине VII в. весь север Британии принадлежал к ирландской церкви, более независимой от Рима и более приспособившейся к родовым институтам кельтских, а затем и саксонских королевств.
Параллельно с этим в Британии ведет работу и римская миссия. Папа Григорий I (590–604) в 595 г. велел купить у англов мальчиков и этих рабов намеревался научить христианской вере и затем отправить в Британию. Но планы Григория изменились, и в 597 г. в Британию был послан св. Августин с братьями монастыря св. Андрея. Римская миссия Августина обосновалась на острове Танет и занялась обращением в христианство короля Этельберта и всего населения Кента. Кентербери стал центром, из которого распространялось влияние римской церкви. Вслед за Кентом были обращены Эссекс, Восточная Англия и Уэссекс. В 664 г. ирландские и римские миссионеры встретились на синоде в Уитби, чтобы ликвидировать имеющиеся расхождения (форма тонзуры, дата пасхи и др.). Эти чисто обрядовые расхождения прикрывали более серьезные разногласия, вытекавшие из своеобразия ирландского христианства. Ирландские монастыри — это группы отшельников, живущих в убогих хижинах. Земли у них было мало, так как земля — собственность рода. Приходской организации в Ирландии не было. Епископы скорее напоминали странствующих проповедников: их власть была неопределенна и держалась в значительной мере на личном моральном авторитете. Римские миссионеры того времени признавали римское право, имели развитую иерархию и систему приходов, знали феодальные отношения.
Особенно активен был на соборе римский прелат Уильфред, затем ставший архиепископом Йорка. Северное ирландское духовенство представлял Кутберт, аскет из Линдисфарна. Победило на соборе римское духовенство. В 668 г. из Рима был прислан для организации епископств, приходов и системы постоянного духовенства прелат Теодор.
Бенедикт Бископ (628–690) основал монастырь в Ярроу, а ученый монах этого монастыря Беда Почтенный (672–735) в свою очередь основал школы в Ярроу и Йорке. Беда Почтенный — первый английский историк, автор «Церковной истории англов»; за свою жизнь он обучил множество монахов и клириков. Ему принадлежат латинские сочинения по теологии, философии, грамматике, арифметике, астрономии, медицине. Беда знал древнегреческий, латынь и цитировал древних авторов. Он осуществил перевод Евангелия на англосаксонский язык.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Христианизация британских островов в I-VII в.
Иванова Е. А.
Британия и Ирландия находились на западной окраине Римской империи. Становление христианства на этих островах происходило в течение нескольких периодов, отчасти связанных с гражданской историей. I период: I–IV вв. — Британия под римским владычеством. II период: V–VI вв. — начало переселения из Европы языческих германских племен англов, саксов, ютов. Кельтское население вынуждено мигрировать в отдаленные районы на запад и север Британии. В это время в христианство обращаются народы Ирландии, Шотландии и Уэльса.
Британия и Ирландия находились на западной окраине Римской империи. Становление христианства на этих островах происходило в течение нескольких периодов, отчасти связанных с гражданской историей. I период: I–IV вв. — Британия под римским владычеством. II период: V–VI вв. — начало переселения из Европы языческих германских племен англов, саксов, ютов. Кельтское население вынуждено мигрировать в отдаленные районы на запад и север Британии. В это время в христианство обращаются народы Ирландии, Шотландии и Уэльса. III третий период: VII–1 четв. VIII в. — просвещение англосаксонского народа и начало становления Древнеанглийской церкви.
Теперь подробнее о каждом из этих периодов. Начальный период беден письменными свидетельствами. Однако о христианах в Британии есть упоминания у Тертуллиана и Оригена. Первым святым Британии стал Албаний, который пострадал во время гонения при Диоклетиане. Албаний укрыл у себя священника, который обратил его в христианство .
Под определением Арльского собора (314 г.) были подписи трех британских епископов: Эбория Йоркского, Реституда Лондонского, Адельфия Линкольнского, что указывает на существование управления в Британской церкви. Британские епископы не принимали участия в I Вселенском соборе, но свт. Афанасий Великий указывает на то, что Британская церковь приняла Никейские постановления. Британские епископы участвовали на соборе в Аримине в 359 г., находясь на денежном содержании правительства Констанция. Таким образом, можно утверждать, что среди кельтского населения Британии было немало христиан в начальный период, который закончился с уходом римлян из своих британских владений.
В 449 г. германские племена англов, саксов и ютов высадились на берегах острова Танет. Завладев большей частью Британии, они основали здесь семь королевств. Англия, как была переименована завоевателями Британия, оставалась языческой страной на протяжении второго периода вплоть до 597 г.
В этот же период началось просвещение светом Христовой истины народов Ирландии, Шотландии и Уэльса. Еще в 431 г. папа Целестин послал епископа Палладия с четырьмя другими миссионерами в Ирландию. Палладий нашел там несколько христиан, не объединенных в общину; вскоре он уехал в Северную Шотландию, где и умер. Собственно апостолом Ирландии был Патрик, происходивший из Римской Британии. В юношестве он был похищен и увезен в северную Ирландию. Плен стал для него средством духовного преображения. Через 6 лет, вернувшись на материк и получив образование в монастырях Мармуты и Лерин, Патрик принимает решение уехать обратно в Ирландию. После смерти Палладия и посвящения в Галлии во епископа он весною 432 г. отправился в путь. Его миссия сосредотачивалась в западной и северной Ирландии, где никогда не было проповедано Евангелие. Знание языка и обычаев страны помогли ему во время проповеди. Основанный им монастырь Армаг стал со временем митрополией Ирландии. Патрик наладил отношения с Британскою и Галльскою церквями, и первоначально духовенство избиралось из их среды, а с усилением Ирландской церкви — из ирландцев. Просвещение страны довершили монахи основанных Патриком монастырей, и уже в первой половине VI в. вся Ирландия была христианскою.
Организация ирландского общества имела свои особенности, которые оказали влияние на формирование структуры Церкви. Основой общества в Ирландии был род, и христиане получали земли для строительства храмов и монастырей от главы рода. Монашество становится в центре христианской жизни Ирландии. Как правило, настоятель монастыря или авва одновременно был и епископом, руководившим жизнью христиан данного рода. Так создались своеобразные монашеские церкви, не связанные друг с другом, подобно тому, как родовой клан Ирландии был независим от другого клана.
В этот период в монастырях Ирландии и Шотландии создавались школы, в которых изучали греческий и латинский языки, арифметику. Апостолом Шотландии был современник Патрика — Ниниан. Он начал свою проповедь в 412 г. и обратил в христианство жителей северной Британии — южных пиктов. Его деятельность среди пиктов упоминается в письмах Патрика Ирландского. Основанное Нинианом поселение, позже переименованное англосаксами в Витхорн, стало центром монашества, из которого вышли в VI в. многие миссионеры.
Между тем в политической жизни Британии произошли перемены, имевшие большое влияние на распространение в ней христианства. Кельтские племена, теснимые завоевателями, нашли пристанище в горах Уэльса и Корнуолла. Святым покровителем Уэльса стал почитаться свт. Давид (520–588 гг.). Во время посещения Святой Земли он был посвящен в архиепископа патриархом Иерусалимским и по возвращении в Уэльс стал вдохновителем и организатором монашества, что привело к открытию многих храмов и монастырей. За молчаливость, самоотверженный труд, глубокое смирение и воздержание Давида называли «the water drinker» — «тот, кто пьет только воду». Умер он в 588 г. Его последние слова были: «Радуйтесь и держитесь веры . Выполняйте то немногое, что вы могли увидеть и услышать от меня» . Давид был канонизирован папой Каллистом в 1120 г.
Христианизацию Шотландии в VI в. продолжил современник Давида — Колумба, представитель королевского рода Ирландии. Он жил в различных монастырях, где изучил Священное Писание и получил сан пресвитера. Затем основал два своих монастыря — в Дерри (546 г.) и Дарроу (553 г.). Изза ссоры с королем Диармайдом он был осужден на соборе в Телтауне, по приговору должен оставить родину и загладить свою вину миссионерским подвигом. В 563 г. Колумба оставил Ирландию и вместе с 12 спутниками высадился на берегу острова Йона вблизи берегов Шотландии. Здесь он основал свой знаменитый монастырь, в котором иноческая жизнь отличалась большой строгостью. Устав, приписываемый Колумбе, требовал полного самоотречения и послушания авве.
Свою миссионерскую деятельность Колумба начал среди северных пиктов. В 565 г. он отправился в ЛохНесс к королю Бруде, крестил его и вскоре основал в северной части Шотландии много монастырей и церквей. В 584 г. началась миссия Колумбы среди южных пиктов, которая имела громадный успех и продолжалась до его смерти в 591 г.
Параллельно с проповедью ирландских миссионеров в Нортумбрии в конце VI в. начала действовать и римская миссия.
Переселение в Британию языческих германских племен — англов, саксов, ютов — привело к тому, что к концу VI в. Британия стала восприниматься как варварская страна. После 600 г., когда завоевание в основном закончилось, образовался ряд мелких англосаксонских королевств. В результате борьбы между ними сложилось семь наиболее значительных: Эссекс, Суссекс и Уэссекс —саксонские, Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия — королевства англов и, наконец, ютский Кент (поэтому VII–VIII вв. историки называют эпохой семикоролевья или эпохой гептархии).
Папа Григорий I Великий (590–604 гг.) отправил в Англию группу миссионеров во главе с Августином, настоятелем монастыря св. Андрея. Они прибыли на юг Англии в королевство Кент в 597 г.
Бескорыстие и строгая жизнь пришедших пресвитеровчужестранцев были признаны и оценены жителями королевств, число желающих принять крещение умножалось. Счастливый результат начальной деятельности побудил Августина отправиться в Галлию, где он получил посвящение во епископа от викария папы, архиепископа Арльского. В то же время Августин отправил к папе пресвитера Лаврентия, вместе с которым прибыли в Кент в 601 г. новые миссионеры из Рима, и были получены книги, мощи, священные сосуды.
Свт. Григорий Великий руководил делом миссии с благоразумием и осторожностью. По его указанию не разрушались языческие храмы, но становились христианскими церквями, уничтожению подверглись лишь языческие идолы; обеды из жертвенного мяса не были запрещены, но удержались как трапезы благодарения, по роду агап. Августину была предоставлена свобода в принятии галльских или других литургических обычаев. Среди его клира были и женатые священники и диаконы, хотя и в незначительном количестве.
Григорий Великий решил открыть кафедры в Лондоне и Йорке и назначил двух митрополитов, каждого с 12ю викарными епископами. Августин должен был пожизненно оставаться первым среди епископов, поэтому он основал свою кафедру в столице Кента — Кентербери, наиболее цивилизованной и христианизированной в англосаксонском королевстве. Были построены кафедральный собор и монастырь свв. Петра и Павла, впоследствии переименованные в честь св. Августина. Город Кентербери стал центром, из которого распространялось влияние Римской церкви, и одновременно центром классической латинской учености и образования. В Кентербери была основана школа, где преподавали архиепископ Августин и его спутники. Латинский язык стал одним из языков Британии, языком ее богослужения, письменности и литературы. Миссия Августина возобновила союз древней Британии со странами Европы, а вместе с христианством вернулись литература и искусство, исчезнувшие от меча английских завоевателей. Однако за семь лет своего апостольства Августину не удалось достигнуть объединения с христианамибриттами изза их отдаленности от англосаксонского народа и привязанности к кельтским обычаям.
Прибытие в Англию Августина, заложило основы Древнеанглийской церкви и поставило ее в непосредственную связь с Римом. Город Кентербери становится религиозной столицей народа англов и кафедральным городом примаса всей Англии (архиепископ Кентерберийский называется примасом и митрополитом всей Англии и по достоинству чести следует непосредственно за королем и его семьей).
После смерти Августина в 604 г. вторым архиепископом Кентербери стал Лаврентий, прибывший в Кент в составе первой миссии в 597 г. Во время его пребывания на кафедре было несколько попыток возвращения к язычеству. По преданию, он был удержан в Англии только сном, в котором он был наказан св. Петром.
После смерти Лаврентия в 619 г. кафедру наследовал Меллит, который был в 604 г. посвящен Августином во епископа восточных саксов. В Лондоне, столице королевства Эссекс, после крещения короля Сигеберта была основана епископия, и построен кафедральный собор св. Павла. Но возвращение саксов к язычеству заставило Меллита оставить Лондон и бежать в Галлию. Вернувшись через год, он оказался не в состоянии восстановить авторитет Церкви среди восточных саксов, которые не хотели оставить языческие обычаи. На кафедре в Кентербери он находился пять лет до своей смерти в 624 г. Кафедру наследовал Юст, четвертый архиепископ в Кентербери.
Первым просветителем Нортумбрии был Паулин. Посвященный во епископа Юстом 21 июня 625 г. он отправился на север как священник принцессы Этельбурги, женыхристианки короля Нортумбрии Эдвина, который принял крещение два года спустя. Паулин основал кафедру в Йорке и оттуда осуществлял многочисленные поездки на север, проповедуя и совершая крещение. Новое обращение народа к язычеству заставило вернуться Паулина в Кент. Впоследствии миссионерами Нортумбрии стали представители Кельтской Церкви — Айдан и Катберт.
Король Нортумбрии Освальд (634–642 гг.) получил воспитание у ирландских монахов на острове Йона, и при своем вступлении на престол призвал к себе миссионеров из монастыря. Первый проповедник, прибывший по его зову, не имел особенного успеха. Возвратясь в миссию, он объявил, что среди такого упорного и варварского народа, как народ Нортумбрии, успех невозможен. «Их ли упорство или твоя строгость тому виной? — заметил ему присутствующий при этом монах Айдан. — Разве ты забыл слово Божие, что надо дать им сперва млеко, а потом и мясо?» Тогда все увидели в говорившем человека, наиболее способного исполнить оставленную миссию, и Айдан отправился в Нортумбрию. Посвященный в 635 г. в епископа, он основал кафедру на острове Линдисфарн. Вскоре из монастыря, давшему этому островку название Святого острова, монахи разошлись по языческим королевствам Древней Англии. Нередко, когда миссионеры проповедовали слово Божие, сам король был для них переводчиком. Айдан также ходил пешком по Нортумбрии, проповедуя Евангелие. За свою равноангельскую жизнь святой был наделен даром чудотворения. Известная нортумбрийская легенда повествует, как по молитве Айдана во время осады города Бамбурта королем Мерсии Пендой ветер изменил направление и погнал пламя на войско осаждавших. Город был спасен. Айдан умер в 651 г., а уже в 664 г. были открыты его мощи. Вторым епископом Линдисфарна стал Еата.
Но слава Катберта, анахорета и епископа, затмила в Нортумбрии славу других миссионеров. В 651 г. Катберт пришел в монастырь Мельроз, который находился в подчинении у Линдисфарна. Его наместник Бойзил, один из учеников Айдана, стал учителем Катберта, вскоре проявившего свое усердие в служении Богу. Он занялся проповеднической деятельностью, посещал отдаленные горные деревушки, которые избегали другие проповедники изза грубости жителей. Его терпение, кротость в обращении и дар чудотворений удивляли нортумбрийцев и обращали ко Христу.
Когда епископ Еата открывал новый монастырь в Рипоне, он назначил настоятелем Бойзила, а гостиничником — Катберта. Но вскоре после смерти Бойзила изза эпидемии Катберт становится настоятелем в Рипоне, а затем и в Мельрозе. В 676 г. Катберт стал отшельником и поселился на небольшом острове в девяти милях от Линдисфарна. Слава о его аскетических подвигах была так велика, что люди приходили издалека, чтобы получить его совет. В 685 г. после смерти Еаты Катберт был поставлен епископом Линдисфарна, где оставался до своей смерти в 687 г.
Первым епископом двух королевств — Мерсии и Восточной Англии — стал Кеадда, ученик апостола Нортумбрии Айдана. После гибели языческого короля Мерсии Пенды в 655 г., мерсийцы и их король обратились ко Христу. Однако на восточном берегу королевства, в дикой болотистой стране, еще держалось язычество. Здесь Гутлак — юноша из королевского рода Мерсии — искал убежища от мирской суеты. С 15 лет Гутлак поступил на военную службу, и его карьера обещала быть успешной, а девять лет спустя, оставив службу, он дает монашеские обеты в монастыре Рептон. Однако его аскетизм пробудил неприязнь братии, и, научившись в монастыре церковному пению и чтению, Гутлак поселился на острове Кроулэнд. Вступив на путь анахорета, он провел остаток жизни в созерцании и духовной брани. Многие люди стремились получить его совет, в том числе и Этельбальд, ставший королем Мерсии. Известность Гутлака была так велика, что уже через два года после его смерти на его могиле был устроен крупнейший монастырь Кроулэнд.
Постепенно труд миссионеров начинал приносить свои плоды, и язычество отступало. Но особенностью Церкви в первой половине VII в. явилось отсутствие организации. Первые миссионеры Англии, чужестранцы в стране язычников, по необходимости держались двора королей, которые первыми принимали крещение, и за их обращением следовало обращение народа. Появление короляязычника вызывало возвращение народа к язычеству. Поэтому английские епископы были сначала только королевскими капелланами, и их епархия совпадала естественным образом с королевством.
На протяжении VII в. и вплоть до 20х гг. VIII в. на территории Англии существовали две церковные традиции, условно называемые кельтской и римской. Их различия касались церковного обряда (ношение тонзуры, празднование Пасхи). Распространение римской церковной традиции шло с юга на север, но в 40х гг. VII в. на севере Англии начинают деятельность миссионерыирландцы, вновь привнося кельтскую традицию. В Нортумбрии, расположенной на севере Англии, было наиболее очевидно противостояние двух течений.
Решающую роль в духовной жизни Англии сыграли два события: собор в Витби в 663 г. и прибытие в Англию нового архиепископа Кентерберийского — уроженца Тарса Киликийского — Феодора.
Противостояние кельтской и римской традиции препятствовало укреплению христианства на Британских островах, поэтому собор в Витби после тщательного исследования и обсуждения двух традиций высказался в пользу одной — римской, предписывая всем христианам Англии ее придерживаться.
В 669 г. в Англию прибыл новый архиепископ Кентерберийский Феодор. Хотя ему было уже 67 лет, он энергично принялся за устройство Церкви, которую нашел в большом беспорядке. Кроме создания нескольких новых епископий, Феодор старался распределить епархии таким образом, чтобы они совпадали с существующими родовыми подразделениями. Он ввел григорианское пение, старался поднять дисциплину среди духовенства, заботился о распространении светского и духовного образования.
В 673 г. в Хертфорде Феодор созвал Первый собор единой Древнеанглийской церкви, на котором были приняты девять правил по организации Церкви. На следующем соборе в Хатфильде в 680 г. был составлен свод правил для Древнеанглийской церкви. Феодору приписывается пенитенциарий — покаянный канон, имевший большое значение для Западной Церкви. Его школа в Кентербери, где изучали греческий и латинский языки, философию и другие науки, стала крупнейшим центром образования. Таким образом, Древнеанглийская церковь по своей внешней форме явилась созданием Феодора.
Период формирования Древнеанглийской церкви, давшей миру множество подвижников благочестия, отличается рядом особенностей. Вопервых, существование двух церковных традиций, кельтской и римской, на протяжении VII в. и в начале VIII в. Вовторых, сочетание аскетизма и анахоретства с высокой степенью культуры в раннем христианстве Ирландии и Англии. Наконец, духовный потенциал Ирландской церкви дал большое количество миссионеров не только для Британских островов, но и для стран Западной Европы.Объявление:
Помогите пожалуйста, ответить на тесты по истории по теме : «Становление средневековой Европы (vI-XI). Выберите правильные ответы, выполняя задания, ответьте на вопросы:( Файлы прикреплены)
1. Выберете правильный ответ. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А. в 780 г. Б. в 910 г. В. в 800 г. Г. в 810 г.
Ответ: В
2. Выберете правильный ответ. Феод – это
А) земельный участок зависимого крестьянина
Б) владения короля Франкского государства
В) земельное владение, которое можно передавать по наследству, полученное конным воином за службу
Г) земельный участок свободного франка-земледельца, захваченный при завоевании Галлии
Ответ: В
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
Король, герцоги и графы, бароны, рыцари
Ответ: Феодальная лестница или все входили в феодальную лестницу
4. Выберете правильный ответ. По предположениям ученых, легендарный Артур, вероятнее всего, был вождем племени
А) англов В) бриттов
Б) саксов Г) норманнов
Ответ: В
5. Выберете правильный ответ. Верденский договор (843г.) закрепил:
А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи В) распад Франкской империи
Ответ:В
6. Соотнесите даты и события. Ответ впишите в таблицу
1) падение Западной Римской империи А. 962 г.
2) провозглашение Оттона I императором Б. 843 г.
3) заключение Верденского договора,
разделение империи Карла Великого на 3 части В. 800 г.
4) провозглашение Карла I императором Г. 476 г
1Г
2А
3Б
4В
7. Выберете правильный ответ. Посланцев папы римского, которые распространяли христианство, называли
1) мирянами 3) вассалами
2) миссионерами 4) рыцарями
Ответ: 2
8. Выберете правильный ответ. Майордом – это
1) глава народного ополчения свободных франков
2) управляющий одной из областей во Франкском государстве
3) аббат монастыря Сен-Галлен
4) управляющий королевским домом
Ответ: 4
9. Выберете правильный ответ. Каролингским возрождением историки называют
1) подъем культуры 3) развитие сельского хозяйства
2) успехи во внешней политике 4) развитие денежного обращения
Ответ:1
10. Выберете правильный ответ. «Датские деньги» — это
1) золотые и серебряные монеты, отлитые в Дании
2) дань, которую англичане платили норманнам
3) дань, которую датчане платили англичанам
4) дань, которую датчане платили шведам и норвежцам
Ответ:2
11. Прочитайте отрывок и запишите древний речной путь.
Норманны с востока Скандинавии, известные на Руси как варяги, совершали походы в Восточную Европу. Они добирались до верховьев Волги и спускались по её течению в Каспийское море, где торговали с арабами и другими народами Востока. По Днепру варяги двигались в Черное море и добирались до Константинополя.
Ответ: путь из варяг в греки
12. Выберете правильный ответ. В соборных школах при монастырях изучали науки
А) Квадривиума Б) Центуривиума
В) Милливиума Г) Тривиума
Ответ:А,Г
Добавить комментарий