Христианство в римской империи

Христианизация Европы

В Европе христианство начало распространяться среди германских племен. В IV – начале V в. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы. Известно, что на первом Вселенском соборе (325 г.) уже присутствовал готский епископ. Вторая волна христианизации Германии началась после Великого переселения народов. В конце V-VI вв. среди германских племен следа не осталось от христиан. Только к концу VIII в. христианская вера вновь победила на всей территории Германии. Франки в конце V в. приняли крещение. Но, несмотря на это, еще многие оставались язычниками. Только с появлением монастырей и школ христианство окончательно закрепило свою победу во Франции.

Святой Пахомий

На юг Великобритании вместе с римским господством христианство проникло еще в III в. Но в IV в. Великобританию захватили язычники-англосаксы. Распространение христианства было остановлено, только в конце VI в. началась новая волна христианизации Англии. С VII в. христианство стало проникать в земли славянских народов.

Император Лев VI. Мозаика у имперских ворот Айя-Софии. IX в. н. э.

Первыми христианами среди славян стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь. Одновременно с распространением христианства среди славянских народов оно появилось в странах Скандинавии. В первой половине XI в. христианской страной стала Дания, а во второй половине XI в. – Швеция и Норвегия. Но, распространяясь среди языческих народов, христианство многое воспринимало из местных верований, что облегчало населению принятие новой религии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Глубина расхождения церквей, идей и течений, их яростное соперничество, борьба и преследования не дает нам права забыть об основном и наиболее важном процессе усиления христианизации, то есть о проникновении христианства в широкие слои населения, происходившем еще более интенсивно, чем в предшествующие века. Этот тезис, сформулированный Жаном Делюмо для западного католического и протестантского христианства, подходит и для стран Центрально-Восточной Европы. Упор, сделанный на воспитании, на необходимости охватить своими идеями все общество в целом и каждого человека в частности, дабы убедить его и способствовать тому, чтобы он лучше понимал основы учения и соблюдал религиозные обряды, — такова была цель всех церквей, вовлеченных в процесс Реформации.

В католической церкви этот замысел воплотился, прежде всего, в Ордене иезуитов, чья сознательно разработанная пасторская миссия и организационное мастерство отличались от предшествующих монашеских традиций, базируясь на методичном обеспечении руководством населения во всем его разнообразии. В сущности, можно допустить, что способы воспитания, использованные различными церквами и религиозными течениями Центрально-Восточной Европы, не отличались от методов, применяемых в западных странах.

Католическая церковь

К тому времени в интересующих нас сообществах уже сформировались церковные элиты, а монастыри, принадлежавшие к одному и тому же уставу, поддерживали между собой непрерывный контакт. В католической церкви важная роль отводилась различным типам пасторских визитов и сложнейшим видам контроля папского ведомства. Нам не хватает сравнительных исследований, посвященных методике преподавания различных конфессий, ее практическому применению, заимствованиям этих приемов, важности их конкуренции и постоянного соревнования, особенно в условиях максимальной религиозной свободы.

С наибольшей силой проявила себя необходимость порвать с традиционными конфессиональными взглядами, не потерявшими своей силы и сегодня. Показательным в этом отношении примером является стремление всех конфессий сделать доступным для верующих основной христианский текст, Библию, при помощи ее перевода на местные языки. Череда поколений реформаторов XVI в. вновь обратилась к средневековой традиции, взявшись за нелегкий труд перевода библейских посланий на местные языки, ставшие к тому времени литературными. Действительно, предшествующие переводы были приняты во внимание, улучшены и исправлены, и это, несомненно, было правилом.

Книга — источник знаний

Среди многочисленных больших редакций XVI в. особое значение (как в литературном отношении, так и в плане будущих образцов родного языка) имели три перевода: Библия «Общины Чешских братьев», изданная на чешском языке в 1588 г. в Кралице, венгерская кальвинистская Библия Гаспара Кароли (1590 г.) и Библия на польском языке, изданная в 1599 г. иезуитом Якоубом Вуеком. Основной проблемой является вопрос о результатах культурной и религиозной аккультурации, осуществленной в течение ряда поколений в больших масштабах.

Все церкви старались внести свой вклад в этот процесс, однако позиция католической церкви, победившая во всех странах Центрально-Восточной Европы XVII в., позволила ей наложить сильный отпечаток на культуру социальных элит, городов и деревень. Понимание и усвоение христианских идей в конкретной среде и во всех социальных слоях, использование этих идей в жизни и в каждой отдельной культуре — это большие темы, пока что слабо изученные в этой части Европы. Сюда же относится вопрос о христианизации и фольклоризации христианства, обладающей большим значением в народных культурах и даже в культуре общества. В X V I—XVII вв. во многих регионах происходили изменения, начатые ранее, однако нужно принимать во внимание трансформации, выходящие за данные временные рамки, происходившие в XVIII—XIX вв. Только так можно справедливо судить о том, насколько значимой была деятельность реформаторов христианства в процессах, которые понемногу становятся для нас более понятными.

Одновременно с этим, сравнительные исследования, посвященные различным религиозным сообществам, которые в ходе изменений, происходивших из поколения в поколение, все более осознавали свою самобытность и предназначение, помогли бы лучше понять то, что на самом деле значило «быть христианином» для людей того времени. Религиозные определения, к которым прибегают исследователи, порой легко приводят к ошибке. К примеру, дворянство, движимое желанием свободы, могло защищать позиции, вовсе не обязательно соответствующие положениям официальной религии.

В творчестве Миколая Рея, великого польского поэта и писателя, в последние годы жизни считавшего себя кальвинистом, ярко выражены идеи Эразма Роттердамского. Его Христос становится воплощением любви, нежности и доброты, это не правитель, возбуждающий ужас, и не строгий судья. Для Рея человек не является существом, испорченным первородным грехом: на его разум, сердце и совесть можно положиться. В этом случае Миколай Рей более близок к позициям францисканцев, нежели к кальвинистам.

Опять элиты!

Рецепция христианства в дворянской среде является одной из центральных тем социальной и религиозной истории стран этого региона. В Польше, как кажется, дворянству было нелегко принять жесткие нормы поведения, основанные на суровой дисциплине и подчинении общине. Хорошим примером в данном случае может послужить опыт «Общины Чешских братьев», появившейся в Польше с середины XVI в. В Чехии эта община изначально представляла собой движение «простых людей», проявлявших недоверие к миру и науке и ведущих скромную работящую жизнь.

В XVI в. положение дел понемногу менялось. «Чешские братья» обрели поддержку в Великой Польше, особенно среди знати, плененной примерной жизнью общины, которая расценивалась ими как образец истинно христианского поведения. Но в реальности все оказалось сложнее. «Показательно то, — пишет один из крупных специалистов, Иоланта Дворжачкова, — что в Польшу не проникнет тип нравоучительной чешской литературы, заключавшей в себе кропотливые предписания для простого народа, ведущего скромную трудовую жизнь в теории дисциплина была строгой. Малейшее упущение должно было быть наказано призывом к порядку и запретом причащения вплоть до завершения наказания, или же изгнанием за пределы общины тех, кто отказывался от наказания. . . «.

Как применить подобные законы к знати, входившей в общины «чешских братьев»? Это оказалось сложной задачей, поскольку независимо от конфессиональных различий дворянство поддерживало социальные и семейные отношения, обладавшие своими четко определенными моральными нормами. Отказ от танцев, пирушек, роскоши в одежде, пышных похорон, на чем не раз настаивали синоды «чешских братьев», наталкивался на препятствия. К слову заметим, что Сандо-мирское соглашение, заключенное в 1570 г. между тремя основными протестантскими конфессиями, тоже осуждало танцы.

Сопоставление свода повседневных правил протестантских течений и реформированного католицизма, а также то, как воспринимало эти законы дворянство, необходимо, чтобы понять, что именно повлияло на окончательный выбор вероисповедания, кроме воздействия принудительных мер. Очень важную роль в этом отношении должна была играть положительная сторона религиозной программы образа жизни и духовности. Так, Ян Блонский продемонстрировал ее для великого польского поэта конца XVI в., Миколая Семп-Шажинского. Помимо этого, в Польше большой популярностью пользовались такие произведения, как «Духовные упражнения» Игнатия (де) Лойолы или труды доминиканца Людовика из Гренады.

Уловить то, в чем заключается самобытность восторжествовавшего в каждой стране христианства, опираясь при этом на местную культуру и менталитет, является, без сомнения, настоящим научным вызовом, брошенным историкам Центрально-Восточной Европы. Например: в какой степени христианство, в частности католицизм, оказало влияние на польское дворянство и его культуру, и каким образом дворянство в ответ на это «смоделировало» свое собственное христианство? Отсутствие в Польше явных следов янсенизма, строгого образца католицизма, а также очевидный успех в XVII в. иезуитов, говорит о многом.

Для решения поставленной задачи необходимо также объективное сравнение положений каждой ветви западного и восточного христианства, стоит обратить внимание, например, на последствия знакомства венгерской знати с кальвинизмом. В случае с дворянством Речи Посполитой следует учитывать восточное христианство в двух его версиях, православной и униатской, а также анализ причин их неудач. За исключением нескольких первоначальных гипотез, все остальные догадки по-прежнему находятся в области беспорядочного, по разным причинам, поиска, на который оказывают тяжелое давление религиозные и часто национальные стереотипы.

Поделиться этой записью

Раннее христианство

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Ра́ннее христиа́нство — период в истории христианства от возникновения христианства (примерно в начале 30-х годов I века) до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века.

Существует мнение, что называть раннее христианство отдельной религиозной традицией некорректно, поскольку до середины II века движение последователей Иисуса считалось одним из направлений иудаизма.

История

Основная статья: История раннего христианства

Возникновение христианства

Основная статья: Зарождение христианства

Христианство возникло в Палестине в I веке н. э. как одно из апокалиптических мессианских движений внутри иудаизма, в основе которого лежали учение Иисуса Христа и вера в его воскресение из мёртвых. Выделение христианства как особой, отличной от иудаизма, религии, сопровождающееся конфликтами как с традиционным иудаизмом того времени, так и внутри самой христианской общины, происходит в течение нескольких десятилетий. Несомненно сходство некоторых идей, верований и культовых практик раннего христианства и современных ему апокалиптических течений в палестинском иудаизме, таких как ессеи. Тем не менее, прямая связь первых христиан с общинами, подобными кумранской, остаётся недоказанной. Среди исследователей нет также единой точки зрения на то, в какой мере раннехристианская проповедь (керигма, или, точнее, керигмы разных групп первых христиан в разное время) воспроизводит керигму Самого Иисуса. В истории раннего христианства можно выделить ряд ключевых моментов, таких как выступление «эллинистов», начало проповеди среди язычников и Иерусалимский Собор 49 года, каждый из которых делал христианство всё более несовместимым с иудаизмом.

Христианство и иудаизм

Основные статьи: Иудеи-христиане и Иудеохристианство

По мнению авторов Краткой еврейской энциклопедии, «деятельность Иисуса, его учение и его отношения с учениками — это часть истории еврейских сектантских движений конца периода Второго Храма» (фарисеев, саддукеев или ессеев и кумранской общины).

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось фарисеями в качестве иудейской секты, а позже — новой религии, развившейся из иудаизма.

Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между фарисеями и первыми христианами. Нередко именно фарисеи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I.

Христианская историческая наука в ряду гонений на ранних христиан, на основании Нового Завета и иных источников, рассматривает «гонение христиан от иудеев» как хронологически первое:

  • Первоначальное намерение Синедриона умертвить апостолов было сдержано его председателем — Гамалиилом (Деян. 5:33-39).
  • Первый мученик Церкви архидиакон Стефан в 34 году был бит и казнён непосредственно иудеями (Деян. 7:57-60).
  • Около 44 года Ирод Агриппа казнил Иакова Зеведеева, видя, что «это приятно иудеям» (Деян. 12:3).
  • Такая же участь ожидала чудесно спасённого Петра (Деян. 6).
  • Согласно церковному преданию, в 62 году толпой иудеев был сброшен с кровли дома Иаков брат Господень.

Архимандрит Филарет (Дроздов) (впоследствии митрополит Московский) в своём многократно переиздававшемся труде так излагает данный этап истории Церкви: «Ненависть Иудейского правительства к Иисусу, возбуждённая обличением Фарисейского лицемерия, предсказанием о разрушении храма, несогласным с предрассудками характером Мессии, учением о Его единстве с Отцем, паче же всего завистию Священников, обратилась по Нём на Его последователей. В одной Палестине было три гонения, из коих каждое стоило жизни одному из знаменитейших мужей Христианства. В гонение Зилотов и Савла умерщвлен Стефан; в гонение Ирода Агриппы, Иаков Зеведеев; в гонение первосвященника Анана или Анны младшего, бывшее по смерти Феста, — Иаков брат Господень (Иос. Древ. XX. Eus. H.L. II, c. 23).»

В окончательном разделении христиан и евреев исследователи выделяют две рубежные даты:

  • 66—70 годы: Первой иудейской войны, закончившиеся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса и указание на то, что отныне именно они стали истинными «сынами Завета».
  • около 80 года: внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины.

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

Христиане-гностики

Основная статья: Гностическое христианство

Гностическое христианство — совокупность течений в гностицизме и раннем христианстве, признававших одновременно и идеи Иисуса и другие мистические и религиозные учения, характерные для гностиков. Раннее христианство, соприкасающееся с гностицизмом, представляло собой динамическое явление, обусловленное развитием и становлением новой религиозной парадигмы. Впоследствии было объявлено еретическим, и вытеснено основным (официальным) направлением христианства, оформленным догматически на вселенских соборах.

Среди христиан-гностиков (признававших Иисуса), были такие течения как абелиты, борбориты, офиты, ираклеониты, каиниты, манихеи и др. После формирования на вселенских соборах доктрин христианства и превращения его в государственную религию Римской империи, гностики почти полностью были вытеснены.

Апостольский век

Основные статьи: Деяния святых апостолов и История христианства в Римской империи

Согласно Новому Завету, по требованию фарисеев, книжников и (соединившихся на этот раз с своими злейшими противниками) саддукеев-первосвященников Иисус Христос предан был казни, и с его смертью его враги успокоились, полагая первое время, что всё опасное галилейское движение, поднятое им, теперь умрёт само собою.

Не прошло, однако, и двух месяцев с той Пасхи, в навечерие которой погребён был «обманщик», как его ученики с непонятной для его противников смелостью в том же Иерусалиме, вблизи Голгофы и места погребения Иисуса, стали проповедовать, что распятый был действительно Мессия; что он в течение сорока дней после своей смерти, начиная уже с третьего, многократно являлся им и в Галилее, и преимущественно в Иерусалиме, в истинном, но прославленном теле, ел, пил и беседовал с ними; что в 40-й день Он на их глазах вознёсся на небо, обещав вернуться со славою, как судия живых и мёртвых, и велел им в промежуточное время проповедовать евангелие царствия Божия.

I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

Миссия апостолов Павла и Варнавы показала, что для успеха проповеди не следует связывать обращаемых язычников устаревшим иудейским законом. Апостольский Собор в 49 г. в Иерусалиме утвердил эту практику. Но не все были согласны с его решением. Т. н. «иудействующие» образовали раскол эвионитов и назореев. Эти первые десятилетия иногда называют временем «иудео-христианства», когда Новозаветная Церковь ещё существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский храм и т. д. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу. Она началась с восстания иерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинции Веспасиана и Тита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжён. Христиане, по преданию, предупреждённые откровением, заранее удалились из обречённого города. Так произошёл окончательный разрыв между христианством и иудейством.

После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.

Приблизительная хронология апостольского века

Пятидесятница (Деян 2:14)

28 мая 30 г.

Мученичество Стефана (Деян 7:54—60)

около 33—34 г.

Обращение Павла (Деян 9:1—19)

около 34—35 г.

1-е миссионерское путешествие Павла (Деян 13—14)

между 46—48 гг.

Иерусалимский собор (Деян 15:1—29)

48 или 49 г.

2-е миссионерское путешествие Павла (Деян 15:36—18:23)

между 49—53 гг.

3-е миссионерское путешествие Павла (Деян 18:23—21:17)

между 54—58 гг.

Арест Павла в Иерусалиме (Деян 21:27—33)

58 г.

Тюремное заключение Павла в Кесарии (Деян 24:27)

58—60 гг.

Путешествие Павла в Рим (Деян 27—28)

осень 60 — весна 61 г.

Павел под домашним арестом (Деян 28:30)

61—63 гг.

Освобождение Павла из 1-го тюремного заключения в Риме (патристические источники II—III вв.)

63 г.

Последующие миссионерские путешествия Павла (патристические источники)

64—67 гг.

2-е тюремное заключение и смерть Павла в Риме (патристические источники)

67—68 гг.

Смерть Иоанна в Эфесе (патристические источники)

после 98 г.

Апостольские мужи

Основная статья: Апостольские мужи

Время первохристианства I — II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).

На Западе начальный этап Церкви был связан с двумя главными культурными центрами Европы: Афинами и Римом. Наиболее известными «апостольскими мужами» западной Церкви считаются сщмч. Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, первый епископ г. Афины, которому приписываются несколько писем и трактатов по христианской мистике (т. н. «ареопагитики»), и выдающийся проповедник св. Климент, папа Римский, из сочинений которого сохранилось только его послание к Коринфянам. По преданию, в 95 г. Дионисий Ареопагит был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана ок. 96 г. Сам св. Климент был в гонение имп. Траяна сослан в Крымские каменоломни и ок. 101 г. утоплен.

Апологеты

Основная статья: Апологет (христианство)

Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.

В 170 г. был созван Лаодикийский собор, первый крупный собор после апостольского времени. На нём решался вопрос о дне празднования Пасхи.

Ок. 179 г. африканский философ-стоик Пантен преобразовал Александрийское огласительное училище (по преданию, основанное ещё апостолом и евангелистом Марком) в богословскую школу. Здесь родилась древнейшая традиция Александрийского богословия, у истоков которого стояли:

  • св. Климент Александрийский († 215 г.) — ученик Пантена, автор знаменитой трилогии «Протрептик» — «Педагог» — «Строматы»;
  • Ориген Александрийский († 253 г.), энциклопедически образованный и очень плодовитый автор, крупнейший экзегет, пытавшийся согласовать христианство с высшими достижениями эллинской мысли. Учение Оригена впоследствии было отвергнуто Церковью из-за уклона в сторону неоплатонизма;
  • святитель Афанасий Великий;
  • святитель Кирилл Александрийский;
  • святитель Дионисий, епископ Александрийский († 265 г.) — ученик Оригена, ок. 232 г. возглавивщий Александрийскую школу, автор первой Пасхалии, известный своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами;
  • святитель Григорий Чудотворец († 270 г.) — ученик Оригена, выдающийся аскет, автор первого Символа веры, епископ Неокесарийский, глубокий проповедник, борец с ересью Павла Самосатского.

Отцом христианской догматики считается западный богослов сщмч. Ириней Лионский († ок. 202 г.). Он был учеником сщмч. Поликарпа Смирнского, а ок. 180 г. стал епископом Лионской Церкви в Галлии, где написал обширный труд «Пять книг против ересей». Мученически погиб в гонение имп. Септимия Севера.

Один из поздних латинских апологетов был Квинт Тертуллиан, живший в Карфагене (Северная Африка), где около 195 года он стал пресвитером. Гениальный антиномист и автор многих политических трактатов, он знаменит своим ригоризмом и парадоксальным противопоставлением веры разуму («Верую потому, что абсурдно»). Этот воинственный иррационализм увёл его из Церкви в секту монтанистов (примерно с 200 г.).

Другой апологет западной Церкви сщмч. Ипполит Римский († ок. 235 г), епископ Римский, был учеником сщмч. Иринея Лионского прославился как философ, экзегет, ересеолог и церковный писатель. Его главная работа «Опровержение всех ересей» (в 10-ти кн.) направлена против гностиков. Он боролся также против антитринитарного учения Савеллия. Мученически погиб в гонение императора Максимина Фракиянина.

В 251 г. началось антихристианское гонение императора Декия — одно из самых кровавых и опустошительных. В Риме погиб папа Фабиан и его кафедра пустовала целых 14 месяцев. Замечательный богослов Киприан, епископ Карфагена, вынужден был бежать и скрываться. Не все христиане могли выдержать жестокие пытки — некоторые отрекались от Христа и отпадали от Церкви. По окончании гонения встал вопрос: можно ли принимать их обратно?

Святитель Киприан Карфагенский и новый папа Корнелий считали, что это возможно (при определённых условиях). Ригористически настроенный римский пресвитер Новациан считал, что Церковь не должна прощать грешников, отрекшихся от Христа во время гонений. Он обвинил Корнелия в недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана (т. н. антипапа) и главой т. н. «Церкви чистых» («кафаров»). Святитель Киприан и Корнелий на Соборе 251 г. отлучили новатиан от Церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время след. гонения сщмч. Киприан добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых дисциплинарных расколов (т. н. новатианского).

Он имел большие последствия, потому что конец Доникейского периода ознаменовался крупнейшим гонением императоров Диоклетиана и Галерия (302 − 311 гг.). Было огромное число свв. мучеников, но и много отпавших. Опустошение дополнилось политической смутой, которая завершилась только с воцарением Константина Великого. В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т. н. «Миланский эдикт»). Но часть африканских епископов во главе с Донатом (соперником законного епископа Цецилиана) учинила новый раскол, провозгласив себя «Церковью мучеников», а остальных — предателями и соглашателями с безбожной государственной властью (св. имп. Константин принял крещение только перед смертью). Субъективно это было движением против огосударствления Церкви за сохранение её свободы. Но объективно оно разрушало африканскую (Карфагенскую) Церковь и стало главной причиной её последующего исчезновения.

Новацианский и донатистский соблазн раскольничьей «чистоты» в дальнейшем отозвался на Западе ересями катаров и вальденсов, а на Востоке — движением богомилов и стригольников.

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

Философия

Основная статья: Философия раннего христианства

С богословской стороны для древнего христианства были характерны:

  • идея, что Дух Святый во все времена действовал в церкви, и
  • правильная вера необходима для душевного спасения;

Следовательно, думать, что тот или иной догмат до такого-то собора по содержанию не существовал или понимался церковью иначе, чем определено на соборе, значит думать, что Дух Святый попускал христиан до неведения или заблуждения, при котором невозможно самое спасение.

Исторически церковь оправдывает свой взгляд, указывая:

  • на то, что древняя церковь не признавала за собою сил и права развивать догматы по существу и
  • всегда считала себя в праве анафематствовать еретиков минувших времён, даже если при жизни их почему-либо не судили и не осудили;
  • на то, что далеко не все догматы вообще подверглись общеобязательной формулировке вселенского собора, что, однако, не мешало и не мешает им существовать (число таинств определено на Востоке и на Западе в XII веке одинаково и независимо).

Культура

Раннехристианская литература

Основные статьи: Раннехристианская литература и Кумранские рукописи

В первый век существования христианской церкви почти вся её письменная деятельность была направлена на то, чтобы:

  • фиксировать предание об истории и учении первых проповедников христианства,
  • излагать и истолковывать это учение в применении к частным вопросам по мере того, как их ставила жизнь,
  • посредством письменных актов поддерживать нравственное и вероучительное единство между рассеянными общинами.

Архитектура раннего христианства

Основная статья: Архитектура раннего христианства

Музеи раннехристианского искусства

Музей Пио-Кристиано в Ватикане.

> См. также

  • Список основателей христианских церквей

Примечания

  1. Армстронг, 2016, с. 34.
  2. Формально, окончательное разделение происходит с «исключением христиан из синагогальной жизни после 70 г.» (С. С. Аверинцев, энцикл. статья «Христианство», София—Логос. Словарь, Киев, 2006, стр. 484). Проклятие еретикам (биркат ха-миним), принятое на Синедрионе в Ямнии около 90 г., возможно относится и к иудеохристианам. Однако интерпретация биркат ха-миним как «проклятия христианам» подвергается в последнее время серьёзной критике (см., например, Boyarin, D. ‘Justin Martyr Invents Judaism’, Church History, 70, 2001, pp. 427—461).
  3. Джеймс Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. — М.: ББИ, 1999.
  4. 1 2 3 Христианство // Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005. том 9, кол. 943—952
  5. E.g., см. учебники:
    — * Протоиерей Александр Рудаков. История христианской православной Церкви. СПб., 1913, стр. 20 // § 12 «Гонение на христиан от Иудеев.»
    — * Н. Тальберг. История христианской Церкви. М., 1991, стр. 23 // «Гонения на Церковь со стороны иудеев.»
  6. Апостол Иаков, брат Господень Православный Церковный календарь
  7. Архимандрит Филарет. Начертание церковно-библейской истории. М., 1886, стр. 395.
  8. «Грех антисемитизма» (1992), ксендз, проф. библеистики Михал Чайковский
  9. Лк. 13:34—35 и Мф. 23:37—39
  10. Даты взяты из: Брюс М. Мецгер, Новый Завет: контекст, формирование, содержание. М., ББИ, 2006, стр. 196—197. Более подробную и несколько отличающуюся по предложенной датировке (как по годам, так и по точности датировки вплоть до месяцев и, в некоторых случаях, дней) хронологию см. в: Новый библейский словарь, Ч. 2, СПб.: Мирт, 2001, стр. 923—926. В частности, в качестве даты Пятидесятницы в этом издании предложено 24 мая 33 г.

Литература

  • Армстронг К. Святой Павел. Апостол, которого мы любим ненавидеть = St. Paul: The Apostle We Love to Hate (Icons) . — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 250 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-601-6.
  • Булгаков С. Н. Первохристианство и новейший социализм: Два Града. — М., 1911.
  • Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Политиздат, 1978.
  • Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М.: Политиздат, 1980. — 196 с. — ISBN 5-87245-027-3.
  • Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы древних христиан. — М.: Мысль, 1989. — 336 с. — ISBN 5-244-00269-4.
  • Спасский А. А. Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в ранний период христианской истории (150—254). — СПб. — 2006.

Ссылки

  • Христианство и библейская литература и публицистика // Библиотека Максима Мошкова

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 119363075 · GND: 4129954-1 · LCCN: sh85025620

К христианским общинам стали присоединяться ремесленники, торговцы, земледельцы, знать. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом 324г. Положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи.

Символы веры были определены на первых семи Вселенских соборах. Они без изменений сохранены в православной церкви, что дает ей дополнительные аргументы как истинно христианскому вероучению.

Согласно христианству, Бог существует в трёх лицах – Отца, Сына и Святого духа. Бог-Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей и прийти второй раз на Землю для установления царствия небесного. Святая книга христиан – Библия, состоящая из Ветхого и Нового заветов. Основные этические нормы – терпение и всепрощение.

В 1054 г. произошел полный разрыв между римской (западной) и константинопольской (восточной) ветвями христианства, оно разделилось на католицизм и православие. Основные различия между ними состоят в вопросе о происхождении Святого Духа: католики считают, что он произошел от Бога-Отца и Бога-Сына, православные – от Бога-Отца. Католики, в отличие от православных, полагают, что кроме ада и рая есть ещё и чистилище. В православной церкви допускается только хоровое пение без музыки, в католической – богослужение сопровождается органной музыкой. Существуют также различия в обрядах, в архитектуре церковных зданий, в организации церкви (строгая централизация и всевластие Папы римского в католицизме).

Стало самостоятельным после разделения церквей на Западную и Восточную в 1054. Нет строгого организационного единства, существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам. Не признаётся догмат о непорочном зачатии Богоматери. Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. Приняты семь таинств. В большинстве стран богослужение проводится на национальных языках. 


Православная церковь не управляется из единого центра, она представлена 15 автокефальным (независимым) церквям: Константинопольской, Александрийской (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийской (Сирия, Ливан), Иерусалимской (Палестина), Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (греческой), Албанской, Чешской, Словацкой, Польской, Американской. Из ряда автокефальных церквей выделены автономные церкви, имеющие большие права по самоуправлению (Синайская – юрисдикция Иерусалимского патриарха, Японская – юрисдикция Патриарха Московского и Всея Руси).

В 90-е гг. XX в. Вследствие распада СССР встал вопрос об образовании самостоятельной Украинской церкви и отделении ее от Русской православной церкви.

В Российской Федерации, Белоруссии, Украине, Румынии, Греции, Сербии, Черногории, Болгарии, Грузии, Молдавии, Македонии, на Кипре исповедующие православие составляют большинство населения. Крупные православные общины имеются в США, Казахстане, странах Балтии, Киргизии, Чехии, Польше, Словакии, Турции, государствах Ближнего Востока.

Униатская (или Греко-католическая церковь), признающая главенство Папы Римского, появилась в районах “соприкосновения” западной и восточной ветвей христианства, вобрала в себя этические нормы и обряды обоих ветвей. Наибольшее распространение получила на Западной Украине.

Монофизическая церковь, считающая Иисуса Христа не богочеловеком, а Богом, распространена среди египетских коптов, в Эфиопии, в Армении.

Католическая церковь строго централизована. Имеет один центр – государство-город Ватикан, единого главу – Папу Римского (наместника Иисуса на Земле). Духовенство в католицизме дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор(1962-1965) разрешил службы на национальных языках.

В большинстве стран Западной Европы католицизм является господствующей религией, а в ряде стран – Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцарии – имеются крупные общины. Во всех государствах Америки большинство верующего народа исповедуют католицизм: почти треть населения США и половина канадцев — католики.

Католическая церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными организациями.

Распространение христианства, в первую очередь католичества, за пределы Европы и превращение его в мировую религию началось вместе с эпохой Великих географических открытий. Зачастую колонизация объяснялась необходимостью привнесения на новые территории истинной веры. За пределами европейских стран христианские обряды видоизменялись в соответствии с местными условиями. В XVI в. вместе с переселенцами католицизм проник в Австралию и Новую Зеландию.

Колониальные правительства объявили католицизм государственной религией в ряде стран Южной и Тропической Африки (Кабо-Верде, Реюньоне), около 50% населения Экваториальной Гвинеи, Сейшельских Островов, Анголы, Бурунди, Руанды, Камеруна – католики. Католической веры придерживаются более трети населения Габона, Демократической Республики Конго, ЦАР, Кении и Уганды; 20% населения Мозамбика. Большие группы католиков есть в Намибии, Лесото, Гане, Бенине, Того, Кот-д’Ивуаре, Нигерии, на Мадагаскаре.

В Азии католическими странами являются Филиппины и Восточный Тимор, много католиков во Вьетнаме, Республики Корее, Индонезии, Шри-Ланке.

В начале XX в. Католицизм распространился на острова Тихого Океана: Гуам, Самоа, Кирибати, Науру, Новую Каледонию.

В результате реформации в Европе в XXI В. От католиков отделились протестанты, отвергшие главенство Папы Римского как посредника между Богом и верующими. Они стали признавать искупление грехов только верой в Бога, единственным источников вероучения считать Библию. Название Простентатизма связано с протестом 6 германских князей и 14 городов против решения Шпейерского рейхстага (1529), проголосовавшего за нетерпимое отношение к лютеранству в Германии.

Вера в прямую и личную связь верующего с Христом определяет три основных принципа простентатизма:

1) Лишь Священное Писание истинно, и Библия — единственный источник божественного откровения.

2) Спасение — это Божий дар, воплощённый в искупительной смерти и воскресении Христа; оно достигается только личной верой.
3) Каждый верующий является священником. Протестанты отрицают власть Папы Римского, посредничество Девы Марии, заступничество святых, индульгенции и таинства, не преподанные Христом (в большинстве протестантских церквей признаются только крещение и причащение). Первые протестанты активно занимались переводами Библии на национальные языки.

Повышение оригинальности

2. География протестантизма………………………………………………………6

Список используемой литературы…………………………………………………13

Христианство относят к числу мировых религий, имея в виду как его влияние на ход мировой истории, так и масштабы распространения. Число приверженцев христианства приближается к 2 млрд. человек.

Христианство сегодня собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестантизм, в рамках которых существует множество различных вероисповеданий и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении двухтысячелетней истории христианства (это римско-католическая, греко-православная церкви и другие). Несмотря на все исторические изменения, современная география религий отличается довольно большой стабильностью.
Статистика приводит следующие цифры о числе христиан во всём мире: «Православная Церковь насчитывает в своих рядах около 120 млн. человек; Римско-Католическая Церковь объединяет около 700 млн. верующих; протестантские Церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек»1.
Для наиболее полного рассмотрения вопроса географии современного христианства, следует рассмотреть каждую из христианских конфессий отдельно.

    География католицизма

«Термин «католицизм» происходит от греческого слова «католикос», что значит «всеобщий, всемирный». Появление христианской церкви в Риме восходит к 50 г. н.э., но тогда христианство в мире было единым, и нельзя именно с этой датой связывать возникновение католицизма. В начале IV в., после долгой борьбы и многих жертв, христианство становится государственной религией Римской империи, но уже в 395 г. происходит разделение империи на Западную и Восточную. Раскол, пусть и не сразу, постиг и христианскую церковь»2.
В 1054 г. Папа Римский и константинопольский патриарх подвергли друг друга анафеме (снята лишь в 1965 г.), с этого момента западная и восточная христианская церкви считаются официально разделенными, католицизм окончательно отделился от православия, хотя фактически это произошло столетиями раньше. Все святые, канонизированные до середины XI в., в равной мере признаются и католиками, и православными.
Например, в России можно встретить церкви, освященные в память Папы Римского Климента I (жил в конце I в. н.э., известен как автор богословских произведений). Да и, казалось бы, исключительно православные святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие веру Христову в восточных землях, одинаково почитаются и католиками, ведь жили они в IX в.
В XVI в. Римско-католическую церковь постиг еще один раскол: в результате Реформации из нее выделились протестантские церкви, о которых будет рассказано в следующей главе. С тех пор ни учение церкви, ни ее география существенным образом не менялись.
Католики в основном проживают в двух регионах: в Европе и Латинской Америке. Граница католической Европы во многом совпадает с северным пределом Римской империи в эпоху наибольшего ее территориального распространения. Это связано, вероятно, с большим укоренением латинской, романской, следовательно, и католической культуры на юге Европы в исторические периоды Средневековья и Нового времени. Да и сейчас католические страны многими воспринимаются как самые верные традициям, наиболее патриархальные в Европе. Эта консервативность сыграла с южными европейцами злую шутку: они не сумели приспособиться к новым торговым отношениям, сложившимся в мире в Новое время, и уступили инициативу протестантским странам севера Европы — Нидерландам, Великобритании, а затем уже и США.
К тому времени римско-католический этнокультурный регион уже приобрел современные очертания. Наряду с метрополией — Южной Европой — в его составе появился целый континент Южная Америка, колонизированный странами Пиренейского полуострова — Испанией и Португалией. Периферией этого мира стала Центральная Америка с Мексикой и крупнейшие острова Вест-Индии (Куба и Гаити), основное население которых также исповедует католицизм. Римско-католическая церковь поощряет рождаемость.
Это связано как с запретом на аборты, признанием недопустимости однополых браков, негативным отношением к разводам, так и со стимулированием многодетности. Страны Латинской Америки, относительно недавно вступившие в стадию демографического перехода, во второй половине ХХ в. резко увеличили свое население. Теперь почти 250 миллионов католиков проживает всего лишь в двух странах Нового Света — Бразилии и Мексике. Это лишь немногим меньше численности всех европейских католиков.
«Демографический центр тяжести римско-католического мира стремительно смещается через океан в Латинскую Америку. Очевидно, что в самое ближайшее время туда постепенно будет переходить и все больше политического веса. Пока что латиноамериканцы не очень влиятельны при решении дел своей церкви. Но интересы миллионов верующих нельзя долго игнорировать. Не случайно при избрании на понтификат Бенедикта XVI впервые рассматривалась и латиноамериканская кандидатура на место Папы»3.
Частью католического мира, несомненно, являются и Филиппины. Века испанской колонизации, а затем полувековое господство США сделали эту страну аналогом латиноамериканской республики — населенной, но относительно небогатой, политически нестабильной, с большим влиянием военных, зависимой от Вашингтона. Филиппинцы, так же как латиноамериканцы, при возможности мигрируют в США, где сравнительно легко находят свою социальную нишу. Филиппины — третье по численности католиков государство мира, и с этим нельзя не считаться.
Католицизм есть и в России. Католиками являются большинство живущих в России поляков и литовцев, часть немцев, некоторая часть латышей, незначительная часть белорусов. В стране около 300 тыс. последователей Римско-католической церкви, самые крупные общины в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске, Оренбурге, Калининграде.

    География протестантизма

Официальным днем рождения протестантизма считается 31 октября 1517 г. В этот день в германском Виттенберге католический монах Мартин Лютер открыто выступил с девяносто пятью тезисами, в которых выразилось осуждение Римско-католической церкви. Единственным источником христианского вероучения Лютер определил Священное Писание, то есть Библию. Основным путем спасения души он назвал личную веру. Мартин Лютер, обвинивший Папу в насаждении учения, противного Священному Писанию, в 1520 г. был отлучен от Церкви. Но критика позиций Римско-католической церкви нашла широкую поддержку среди священства, студенчества и высшего сословия Германии, а из Германии перекинулась в другие европейские страны.
«Протестантизм изначально получил распространение в основном в северной части Северного полушария. Протестантские страны — главные центры промышленного переворота Нового времени, мировые экономические лидеры XVII—XX вв. Именно протестантизм послужил идеологической и религиозной основой развития капитализма, так как в наибольшей степени был ориентирован на поддержку частной собственности и свободы предпринимательства»4.
В Европе протестанты преобладают в Великобритании, Норвегии, Швеции, Исландии, Дании, Финляндии, Эстонии, северных частях Германии и Нидерландов. Сравнительно много приверженцев протестантизма в Швейцарии, Венгрии, Латвии. Граница между протестантами и католиками в Западной Европе — это, прежде всего, граница между присваивающим и производящим хозяйством. В северных европейских странах слишком холодно для того, чтобы обеспечивать себя продуктами питания. Для их приобретения необходимо было добиться оживления торговли, достичь свободной конкуренции, а это было немыслимо при преобладании полуфеодальных католических отношений в обществе.
Первые буржуазно-капиталистические государства мира — Республика Соединенных провинций (Нидерланды) и Соединенное королевство (Великобритания) перенесли свое вероисповедание на колонизируемые земли. Так протестантизм достиг новых территорий, укрепившись в Северной Америке (США и Канада), на юге Африки (ЮАР, Намибия), в Австралии и Океании. Теперь все эти пространства входят в протестантский этнокультурный регион, ядрами которого являются Великобритания (англиканство), Северная Европа (лютеранство) и США (баптизм).
«Численность протестантов в мире приближается к 600 миллионам человек. Прирост ныне достигается больше не по естественным демографическим причинам, а из-за активной миссионерской работы. Наиболее быстро увеличивается численность баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы»5. За последние 20—30 лет многократно увеличились общины протестантов в Бразилии, Мексике, Гватемале, Венесуэле, Южной Корее, Индонезии, некоторых африканских странах. Активно, а порой агрессивно, протестанты вербуют своих сторонников и в странах СНГ, особенно в России, на Украине, в Казахстане и Киргизии.
Ныне основная часть протестантов проживает в Северной Америке и Африке, а не в Европе, где протестантизм зародился. Подобную территориальную эволюцию мы прежде наблюдали и на примере католицизма. США — ведущая протестантская страна мира, здесь проживает более четверти всех протестантов, протестанты преобладают в правящих кругах и бизнес-элите страны. Все американские президенты, за исключением католика Джона Кеннеди, были протестантами.

    География православия

«Православной ветви христианства придерживаются около 3,6% мирового населения. Ареал размещения концентрируется в пределах Восточной и Юго-Восточной Европы; он продолжается в Сибирь и на российский Дальний Восток. Именно эти территории принято относить к так называемой славянско-православной цивилизации». Культура России, Украины, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, Сербии во многом сформировалась под воздействием православия. Греческий язык, с использованием которого проводились православные богослужения, оказал большое влияние на языки региона. На основе греческой школы иконописи и храмового строительства возникли местные художественные и архитектурные стандарты. В целом ряде стран был воспринят сочиненный святыми Кириллом и Мефодием алфавит — кириллица.
«За пределами очага зарождения православия (а к нему можно отнести и преимущественно мусульманские ныне Турцию, Ливан, Сирию, Палестину, Египет) проживает немного православных христиан. Значительная община — лишь в США и Канаде, почти 6 миллионов. Это старые и новые мигранты из России/СССР, Румынии, Греции, Болгарии, Югославии, выходцы из стран Ближнего Востока. Со средой русских, украинских, сербских, греческих и румынско-молдавских эмигрантов православие было перенесено и укрепилось в Германии (около 700 тыс. верующих) и Франции (150 тыс.). Представители тех же этнических групп поучаствовали в создании православной общины Австралии (1 млн человек). В Латинской Америке около 500 тыс. православных (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили). Как правило, приверженцами православного православного исповедания здесь служат главным образом потомки русских и украинских иммигрантов»6.
В отличие от католицизма, в православии нет единого иерархического (начальствующего) центра. В современном мире существуют 15 официально признанных автокефальных (от греческого слова «автокефалия» — самоуправление, независимость в делах) православных церквей. Все поместные церкви формально имеют одинаковые права.
Первой среди равных традиционно считается Константинопольская православная церковь. Константинопольский патриарх имеет титул Вселенского и претендует на то, чтобы выступать от всего православного мира. Администрация Константинопольской церкви находится на территории мусульманской Турции, но основная часть из 2 миллионов верующих проживает в других странах, так как Константинопольскому патриарху подчинены православные верующие Финляндии, северо-восточной Греции, святой горы Афон, некоторых греческих островов (например, Крита), многие приходы в Западной Европе, Азии, Америке, Австралии.
Александрийская православная церковь охватывает Египет и всю Африку. Резиденция патриарха расположена в египетской Александрии.
Иерархи Антиохийской православной церкви, названной по античному городу Антиохия (ныне турецкая Антакья), служат в сирийском Дамаске. К этой церкви относятся православные Ближнего Востока (за исключением Израиля, Палестины и Иордании). Возглавляет церковь Патриарх Антиохийский.
Число адептов Иерусалимской православной церкви очень невелико: всего несколько десятков тысяч человек. В этническом отношении это в основном арабы. Юрисдикция Иерусалимской церкви распространяется на Израиль, Иорданию и Палестину, под ее управлением находятся главные святыни Иерусалима и Святой Земли.
Самая большая по числу верующих православная церковь — Русская. К ней принадлежит более половины всех православных мира. Каноническая территория Русской православной церкви охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию; епархии, подчиненные Московскому патриархату расположены в Азербайджане, Казахстане, Средней Азии, Прибалтике, Западной Европе, Северной Америке. На правах автономии в Русскую православную входит Японская православная церковь.
«Православные Восточной Европы и Балкан объединены в семь поместных церквей. Самая крупная из них Румынская православная церковь (около 20 миллионов верующих). Юрисдикция Сербской православной церкви (10 миллионов последователей) распространяется на Сербию, Черногорию, Македонию и сербские районы Боснии. Элладская (Греческая) православная церковь объединяет 8 миллионов христиан. Болгарская православная церковь насчитывает 6 миллионов верующих. Существуют автокефальные православные церкви и в европейский странах, где православные не находятся в большинстве: Албанская православная церковь, Польская православная церковь, Православная церковь Чешских земель и Словакии. Основную часть верующих своих стран объединяют Грузинская православная церковь (2 миллиона) и Кипрская православная церковь (0,5 миллиона, греки-киприоты)»7.
Пятнадцатая автокефальная православная церковь — Американская, действующая в США, Канаде и Латинской Америке. К ней принадлежит лишь около 1/5 православных США, так как многие прибывшие в Америку мигранты сохраняют связь со своими национальными православными церквами. Ряд церквей (Константинопольская, Антиохийская, Московская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская) имеют епархии и приходы вне своей канонической территории, в диаспоре; другие же церкви (например, Кипрская, Элладская, Албанская) таких приходов не имеют. Официально не признаны самопровозглашенные автокефальные церкви Украины и Македонии.
Заключение
Великие географические открытия и европейская эмиграция способствовали распространению христианства во многих регионах мира. Ныне его приверженцев на Земле около двух миллиардов.
Католики составляют большинство верующих во многих странах Европы, а в ряде других стран образуют более или менее значительные группы. В Азии они формируют основной состав верующих только на Филиппинах, но группы католиков имеются там также во многих других странах. В Африке католическая вера сохранилась главным образом в бывших испанских и португальских колониях. В Австралии католики составляют примерно 1/3 верующих. Но больше всего их в Латинской Америке, где они преобладают почти во всех странах. Это следствие испанской и португальской колонизации. Католики довольно широко представлены и в Северной Америке.
и т.д……………..