Христос в аду

Размышления в Великую Субботу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС.

Великая Суббота. Пасха совсем близко. Почти прикасаемся к Празднику Праздников. Богослужение Великой Субботы уже в свете пасхальном: белое облачение, тихая предпасхальная радость в напевах. Иисус Христос – Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мертвым эти три дня, то что было с Его душой?

В Четвероевангелии нет прямых указаний на это.

И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые ответят на этот вопрос.

Но их вполне достаточно.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18).
«…Мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6).
«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9).

Итак, Христос сходил в некое место, которое названо в указанных текстах «темницей», «преисподней», и там проповедовал мертвым.

Что это за место, о котором идет речь? Его традиционно называют адом. Христос сошел в ад!

Сейчас слово «ад» воспринимается нами как противоположность раю. В аду находятся грешники, в раю – праведники.

Но библейский ад, или по-древнееврейски «шеол», это нечто совсем иное. После грехопадения Адама и Евы рай недоступен для людей. И не в силу их личных грехов, а из-за той непреодолимой пропасти, которая возникла между Богом и человеком. В ветхозаветный шеол сходят все – и праведники, и грешники. Все люди на земле. Шеол – место, где нет радости, это место печали. И хотя в предновозаветные времена у евреев появились представления о некой градации в аду-шеоле, где праведники находятся в одном месте, а грешники – в другом, это не меняло коренным образом главного содержания учения о шеоле.

Учение о шеоле, по сути, – это учение о торжестве смерти. Смерть как главное следствие грехопадения управляет всеми. Она собирает свой оброк. И никто этого не может избежать. Образно говоря, смерть имеет право на каждого человека, потому что в каждом есть грех. А если есть грех, значит и смерть имеет власть: «…Грех вошел в мир, и грехом смерть…» (Рим. 5:12).

Это тотальное властвование смерти над родом людским апостол Павел называет царствованием смерти (Рим. 5:14). В одной из проповедей свт. Василия есть слова, ярко характеризующие власть смерти: «Смерть пасла человеков… пока не пришел истинный Пастырь…» До Христа Доброго Пастыря смерть пасет человечество… и ад-шеол ее законное царство.

Диавол как враг рода человеческого стремится всех вогнать в загон смерти. Ему это нужно, ему это в радость, потому что смерть противоположна жизни, которую создал Господь.

Бог есть не только Бог живых, но и Бог умерших, именно потому Он, являясь Моисею, называет Себя «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», которые в то время уже были умершими. Для Всевышнего все живы: и те, кто еще во плоти, и те, кто уже нет…

Богочеловек Иисус Христос пришел спасти род человеческий. И не только своих современников, но и тех, кто будет после, и тех, кто был до…

Но те, кто умер до Боговоплощения и Искупления, находились в аду-шеоле. И Христос сходит в ад, чтобы их спасти.

День Великой Субботы – это день, в который Церковь вспоминает сошествие Христа в шеол.

В творениях многих святых отцов присутствует идея, согласно которой диавол стремился убить Христа. Зная, казалось бы, несокрушимую силу и власть смерти, диавол хочет смерти Иисуса. Он думает, что, убив Христа, победит его. Именно поэтому, как пишет свт. Фотий, диавол «рвался ко Кресту», радуясь мучениям и крови Спасителя.

Христос умер. Невообразимый парадокс. Умер Тот, Кого именуют Живодавцем… Умер Податель и Источник жизни.

Как такое может быть? Как это можно объяснить?

Иисус Христос – Бог во плоти. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Сын, ради спасения людей воплотился и вочеловечился. Человеческая природа приобрела свое реальное бытие в Личности Бога-Слова, и потому «Христос весь есть совершенный Бог, но не все в Нем Бог; ибо Он – не только Бог, но и человек». Во Христе две природы: Божественная и человеческая. Но только одна Ипостась (Личность) – Ипостась Бога-Сына.

Поэтому если мы спросим «Кто?», например, совершает это или то действие, получим ответ: Бог-Слово. Но если мы зададимся вопросом «Что?», то ответ будет касаться природы. У апостола Павла есть выражение «Распяли Господа славы». Кого распяли? Господа. Что страдало на кресте? Человеческая природа.

Кто сошел в шеол? Господь. Что сошло в шеол? Душа.

В церковном песнопении говорится: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный».

Итак, Бог Сын в смерти Своей по человечеству остается с телом Своим, а душою сходит в ад и неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими».

Поэтому в ад сходит не просто очередная душа человека, как ожидал того диавол, но душа Богочеловека.

В аду, как говорится в Посланиях апостольских, Христос проповедовал душам умерших.

Свт. Епифаний Кипрский очень красочно описывает, как души, находящиеся в шеоле, ожидают избавления, потому что в шеол сходили и пророки, и праведники, которые предвозвещали приход Мессии. И вот когда душа Христа сходит в ад, когда свет наполняет темноту ада, души стремятся со всех уголков шеола к своему Спасителю, который не оставил их, но пришел за ними!

Церковь в песнопении воспевает: «Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества». Ад не выдерживает силы и славы Божьей и разрывается изнутри, сокрушается в своих основаниях.

Икона сошествия Христа во ад изображает сокрушенные врата адовы и Иисуса, держащего за руки Адама и Еву.

Ветхий Адам и Новый Адам. Новый Адам пришел забрать Ветхого Адама из места печали. Адам и Ева – прародители и первые грешники. Древнейшие обитатели шеола. Сколько поколений своих потомков они встретили в аду, и все они становились пленниками ада. Но Избавитель пришел. Диавол, смерть и ад посрамлены. Весельные владетели душ человеческих остались ни с чем! «Ад остался пуст», – гласит песнопение. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55), – восклицает апостол Павел.

Христос три дня пробыл во гробе… Мы исповедуем, что в это время Он сходил душою в ад, откуда вывел души людские.

Мы знаем, что Христос Воскрес. Нам известно это две тысячи лет, и потому для нас Великая Суббота не страшный день…

Но представим себе первую Великую Субботу… Это день после похорон Христа. Следующий день после Распятия и Смерти. Тот, кто хоронил близких, знает, что такое следующий день после похорон…

Чувства учеников Христовых в ту Субботу, наверное, никто не сможет передать…

Разве мог Бог оставить в таком горе учеников своих? Три дня. Именно столько надлежало пробыть Христу во гробе. Сам Господь говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Однако из любви к ученикам Своим, дабы сократить время их скорби и быстрее даровать им радость, Христос не убавляет количество дней Своего пребывания в гробу, но уменьшает количество часов. Он пробыл погребенным три дня, но не 72 часа. Святитель Лев Великий так объясняет это: «По Своему милосердию, чтобы долгая скорбь не терзала смятенные души учеников, Он сократил со столь удивительной быстротой объявленный трехдневный промежуток, что благодаря прибавлению к целому второму дню последней части первого и первой части третьего, Он и уменьшил срок на некоторое время, и число дней не убавилось».

Ничего нет сильнее смерти… и любви. Они несопоставимы. Они разнополюсны. И если сравнивать их, то только по силе. Ветхозаветная Книга Песнь Песней так и говорит: «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8:6).
Но Бог явил нам и открыл в Сыне Своем, что любовь сильнее смерти, потому что ради любви можно войти в границы смерти, а смерть пересечь свои границы, выйти за свои пределы не может. Любящий в силе пойти на смерть ради любимых, а смерть полюбить не может, потому что любовь – это единение, а смерть – разлучение.

Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). И ради любви Он взошел на Крест и пресек границы царства смерти. Смерть посрамлена. Смерть побеждена. Крепость ее разрушена, и смерть обессилена. Она побеждена своим же оружием, ибо Христос «смертью смерть попрал».

Древние слова Писания гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). День седьмой суббота (Исх.16:26).
Все ветхозаветные предписания и повеления – прообразы новозаветного времени.

Суббота Ветхого Завета, день почитания, день, посвященный Господу. В Новом Завете ветхозаветное почитание дня субботы толкуется как прообраз, когда Бог-Слово почил плотью Своею после свершенного на Кресте.
Сегодня поется: «Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: “И благословил Бог день седьмой”, ибо это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно благой и Человеколюбец».
Великая Суббота. Преблагословенная Суббота.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Спускался ли Иисус Христос в ад ?

Сошествие Христа в ад — учение большинства христианских церквей.

Во многих христианских церквях существует догмат о том, что Христос спускался в ад для проповеди душам умерших людей. Поддерживает ли Библия это учение?

за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 1-е Петра 3:19,20

Библия повествует, что Иисус умер и был три дня в могиле. Позже был воскрешен в духовном теле( 1-е Петра 3:18, Деяния 10:40). Но кому он проповедовал?

Для того, чтобы понять смысл приведенного текста прочитаем еще один

Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых; 2-е послание Петра 2:4,5

Можно заметить, что эти два отрывка из Библии очень сходны по смыслу. Второй точнее говорит о тех, кто назван «находящимися в темнице». И это не умершие люди времён потопа или умершие праведники, а согрешившие ангелы, которые имеют духовные тела, то есть, духи. Примечательно, что в оригинальном греческом тексте(2 Петра 2:4) используется слово «тартар». В греческой мифологии тартар это место заключения богов и титанов, бездна. Петр использовал слово «тартар» для того, чтобы смысл его письма был более понятен для христиан из не иудеев. Он показал, в каком состоянии находятся падшие ангелы(бесы). Эти ангелы лишены божьего одобрения(света)(Исаии 2:5, 1 Иоанна 1:7, Откровение 21:23) и осуждены на уничтожение. Им Иисус, воскреснув в духовном теле, и «проповедал» весть осуждения. Об этом же пишет ученик Иуда

и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
Послание Иуды 1:6

В поддержку догмата о сошествии в ад приводят текст из послания Петра

Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом. 1-е послание Петра 4:6

В этом тексте обратим внимание на качество проповеди. Написано «благовествуемо». То есть, возвещена добрая весть. Это отличается от значения слова из 1 Петра 3:19 — «проповедал». Проповедовать можно не только добрую весть, но и суд, учение и т.п. Кто же такие «мертвые», о которых пишет Петр? Мы читаем, что они подверглись «суду по человеку». Что за суд? Читаем контекст послания

почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. 1-е послание Петра 4:4

Петр пишет о человеческом суде со стороны противников истины. Приводя свою жизнь в соответствии с истиной человек перестает участвовать в мертвых делах мира, за это мир и осуждает христианина

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 1-е послание Петра 4:3

Поступая, как написано выше, человек находится в мертвом состоянии в глазах Бога

И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, Ефесянам 2:1,2

Еще один текст, который приводят в обоснование учения о схождении в ад

Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Деяния 2:31

Чтобы верно понять прочтем контекст

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Деяния 2:29

Здесь явно видно противопоставление состояния Давида и Христа. Давид не воскрес и находится в могиле, а Иисус не оставлен в могиле(шеол, гадес), но воскрешен, жизнь Иисуса прервалась на короткое время. Тело его исчезло(Луки 24:3, сравни Второзаконие 34:6), а не истлело. Главный смысл текста не в том, что Иисус был в могиле, а в том, что он там не оставлен.

Уважаемый читатель, верить догматам, основанным на преданиях, или Библии, слову Бога, выбор за тобой.

Кому проповедовал Христос в аду?

В апостольском зачале Недели по Богоявлении мы читаем следующие слова: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А ‟восшелˮ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:7–10).

Итак, апостол Павел утверждает, что Христос «нисходил… в преисподние места земли». Здесь мы видим библейское свидетельство о том, что Христос после Своей смерти сошел в ад. В подкрепление этой мысли можно привести и другие цитаты: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18–20); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6).

Каким образом Господь сошел в ад? Состояние Христа Спасителя по смерти, у апостола выраженное фразой «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», хорошо передано в известном пасхальном тропаре из Триоди Цветной: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По церковному песнопению, Христос сходил в ад Своей душой, будучи в то же время телом во гробе.

Схождение Христа во ад – таинственная тема, которая ставит ряд вопросов перед нами. Например: кому проповедовал Христос в аду?

Согласно сообщению апостола Петра, Иисус благовествовал духам тех, кто погиб в водах потопа во времена Ноя. Однако некоторые толкователи расширяют этот круг и говорят о проповеди душам всех людей, живших до Христа. А некоторые идут еще дальше и высказывают предположение, что проповедь Христа ожидает душу всякого человека, умершего не только до первого пришествия Христа, но и после него. И эта мысль не лишена оснований, ведь все действия Христа носят абсолютный характер и имеют значение для всех людей, когда-либо живших на земле.

«Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс. 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в 1 Пет. 3:20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи апостола, где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам (Мф. XXIV:37 сл.; 2 Пет. 2:5; III:6–7; Евр. 11:7 и др.)», – говорит Толковая Библия Лопухина .

Второй важный вопрос: в чем именно заключалась эта проповедь и как она действовала?

Христос просто сообщил мертвецам об искуплении и спасении мира? Или Его проповедь имела активный характер и вывела из ада тех, кто веровал в Него? А может быть, на благовестие Спасителя откликнулись и души добродетельных язычников? Не стала ли Его проповедь для некоторых людей последней возможностью обратиться к Богу? Допустимо ли, толкуя это место, говорить, что проповедь Христа предполагает покаяние человеческих душ за гробом?

Сегодня наиболее распространенной является версия о том, что Своей проповедью Христос вывел из ада души ветхозаветных праведников. Т. е. Он просто объявил о Своем пришествии на землю и вывел из преисподней души верующих в Него. Но если посмотреть комментарии разных святых отцов и церковных писателей, можно увидеть, что они предлагают различные варианты толкований. Некоторые осторожно допускают возможность изменения участи души покойника под влиянием проповеди Христа в аду.

«Христос спустился в ад для утешения добрых или для увещания и тех, и других, так что одни во спасение себе веруют, а другие в наказание себе не веруют», – говорит Блаженный Августин . Обратим внимание на слово «увещание», которое предполагает неодинаковую реакцию увещаемого.

«Им и была благовествуема, по словам , великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять место , усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом», – пишет преподобный Максим Исповедник . Акцентными являются слова: «будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения». Очевидно, имеется в виду, что проповедь Христа в аду имела спасительный характер для тех, кто принял ее.

«Он сошел в сердце земли, чтобы Его приход стал проповедью мертвым о том, что все, кто жаждет Его, могут стать свободны», – пишет анонимный толкователь древности, прозванный Амвросиастом .

«Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере», – говорит Толковая Библия Лопухина .

Согласно этим взглядам, допотопные люди (а может, и все те, кто жили до Христа) имели некий выбор в аду – пойти за Христом или нет. Но можно ли распространять эту ситуацию на тех, кто жили, живут и будут жить в новозаветную эпоху? Будет ли звучать и для них проповедь Христа в аду, если они там окажутся?

Митрополит Иларион (Алфеев) посвятил данной теме целую книгу под названием «Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции». Приведя разные свидетельства древних отцов, богослов высказывает интересное предположение, что проповедь Христа в аду может иметь значение для всего человечества во все времена – любому умершему человеку, попавшему в ад, Христос будет проповедовать.

Может ли у такого человека появиться «последний шанс» спастись? И да, и нет. С одной стороны, Церковь говорит нам, что покаяние за гробом невозможно, ведь покаяние – это изменение жизни, а полноценной жизни за гробом нет хотя бы потому, что душа живет без тела.

Но можно несколько по-другому поставить вопрос. Допустим, человек прожил жизнь плохо, но душа его ненавидела свой грех и мучилась им. При этом он сохранил любовь к чистоте и истине, имел и некую веру во Христа как Бога и Спасителя. Может, согласно силе этого чувства, которое все же неким образом соединяет человека со Христом, душа его будет избавлена от ада, если она подвигнется ко Христу под воздействием Его проповеди в аду?

Но в то же время закоренелый грешник, любящий грех и зло и не верующий при жизни во Христа, все равно останется «самоосужден» (Тит. 3:11), потому что при жизни он осознано отказался от праведности, света, добра, Бога. Даже после смерти он все равно не захочет любить Господа.

Христос вывел из ада всех, кто этого хотел. Но, увы, есть люди, которые никогда не хотели быть с Господом, и для них безболезненнее находиться как бы вдали от Него (в аду). Не потому, что Бог не желает их принять, но потому, что они сами ненавидят Господа. Для того чтобы остаться в аду, человек должен при жизни полюбить ад.

Как писал Клайв Льюис в одном из своих трактатов, «Двери ада заперты изнутри». И, как это ни печально, такие люди всегда есть. И даже если прозвучит для них проповедь Христа в аду, она ничего для них не изменит…

В любом случае мы сталкиваемся здесь с некоторой тайной домостроительства нашего спасения, которая более откроется нам только после Второго пришествия Христова. До тех пор мы видим «как бы сквозь стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12).

Но все же мы знаем, что эта тайна – тайна любви. И знаем, что Бог пользуется любой возможностью, чтобы спасти грешника. И верим, что Его любовь не оканчивается за чертой нашей земной жизни.

Сошедшие в Ад

Я не могу не отдать должное упорству Мишеля Гулда, который уже третий раз, имея на руках мизерный бюджет, рвется устроить масштабное побоище людей с демонами, но увы, раз от разу у него выходит все так же слабо. Я понимаю, бюджет менее полутора миллионов долларов, все дела, но назвать «Сошедших в ад» хорошим фильмом у меня язык не поворачивается. Да, это не полнейший трэш, да, они старались показать что-то более-менее пристойное, и местами у них даже выходило, но сценарно кино настолько немощное, аж обидно становится. Суть сюжета в том, что из Ада сбегает злобный демон по имени Легион, и троица крепких парней собирается противостоять натиску его предшественников, и если бы фильм от начала до конца был одной малобюджетной экшн-сценой — я бы ничего не имел против. Но в данном случае все, что происходит между пострелушками — суть переливание из пустого в порожнее, с диалогами, монологами и неказистым сюжетом, про то, как могучий демон все время торчит в каком-то притоне, а главные герои периодически заходят к нему на чай. Вся сюжетная линия со всеми этими ритуалами, переселениями душ и прочей дребеденью выглядит перешедшей из какого-нибудь раннего киномусора от The Asylum, и абсолютно не нужна фильму, по крайней мере, в таком объеме. Слишком много объяснений, выяснения отношений и неуместных шуточек, каждый раз, когда заканчивалось очередное мордобитие я все чаще нажимал на кнопку перемотки, ну скукота ведь жуткая.
По какой-то неведомой мне причине, весь фильм старательно косит под комикс, то есть, как косит — временами происходящее внезапно помещается в маленькое окошечко, обрамленное рамкой, и поверх него пишут чего-нибудь шрифтом Comic Sans — вот и вся стилистика. Зачем это было сделано — непонятно, как непонятно и то, почему половина сцен в фильме «заблюрена» по самое не могу. Смотреть в такие моменты на происходящее невозможно, как будто поверх камеры натянули пластиковый пакет. Еще одна беда картины — лютого качества компьютерная графика. Зеленый экран неизменно отвратительный, остальные эффекты плоские и мутные, а уж когда включается вездесущий блюр — так вообще беда. Лично я считаю, что в данном случае полное отсутствие компьютерной графики фильма пошло бы только на пользу, все равно бюджет на эффекты наскребали очевидно из последних средств.
Основным достоинством фильма, конечно же, являются экшн-сцены, и я признаю — они неплохо поработали над боевой хореографией. Кто-то бодро машет мечом, другой не менее бодро палит из огнестрела, третий старательно машет кулаками — выглядит все это довольно сносно. Особенно по сравнению с другими представителями трэш-боевичков. Конечно, в Индонезии, к примеру, за такие деньги снимают «Рейд», но надо понимать что Штатах все обходится гораздо дороже чем там. Стоит отметить Джонни Йонг Боша — с колюще-режущим обращается умело, даром, что глаза накрашенные. В целом, именно в моменты действия кинцо приободряется и даже начинает приносить какое-никакое, а удовольствие. И опять же, мне абсолютно не нравится манера вести сюжет подальше от таких вот трэш-экшн сцен, я бы с удовольствием посмотрел больше стрельбы по демонам, но увы.
В конечном счете, фильм вытягивают лишь старательно исполненные копеечные экшн-сцены, и более ничего. История неинтересная, драматургия хромает на обе ноги, актеры играют еле-еле, плюс ко всему раздражает настырный блюр и бессмысленные комикс-эффекты. Я не буду ставить низкую оценку лишь потому, что видел фильмы гораздо хуже этого. Но только и всего. Надеюсь, в своей следующей вылазке Гулд все же поймет-таки в какую сторону нужно вести сюжет и вытрясет с инвесторов побольше денег на все про все, а то уже как-то несерьезно получается.

Был ли Иисус Христос в аду — спускался ли в ад согласно Библии?

Опубликовано 26.06.2011

  • Я всегда хотела понять, что случилось с Иисусом Христом, когда он взял на себя мои грехи и умер. Был ли Иисус в аду? Действительно ли Иисус Христос спускался в ад? Не подскажете ли как бы я могла изучить это в Библии и понять, что же на самом деле произошло с Иисусом, в то время как Он был отделён от Бога и как долго это длилось?

    Ответ:

    Так был Иисус Христос в аду или нет?

    Иисус Христос был наказан за наши грехи. Он не был брошен в огненное озеро, поэтому Иисус Христос не был в аду. Более древнее кредо утверждает: «Он сошёл в ад». Но «ад» на языке древнего кредо означает Преисподняя, т.е. невидимый мир мёртвых. («ад» связан по смыслу со словом «дыра» относящееся к подземному, потустороннему, миру). По всей видимости, Иисус Христос был в в мире мёртвых.

    В 1 Петра 3 вероятно говорится об этом:

    Потому что сам Христос также умер за грехи наши раз и навсегда, Праведник за неправедных, чтобы привести вас к Богу. Тело Его было предано смерти, Дух же Его был возвращён к жизни, в котором Он пошёл и провозгласил находящимся в темнице духам, ослушавшимся Бога в далёком прошлом, во времена Ноя. Но Бог терпеливо ждал, пока будет построен ковчег. Лишь немногие попали в него, всего восемь человек, и они спаслись по воде. (1-е Петра 3:18-20)

    В любом случае даже если Иисус Христос и не спускался в Ад, Иисус знает вкус Ада. В послании Евреям сказано, что «Он вкусил смерть».

    Да, существует целый ряд мнений о том, где был Иисус Христос, и что Он делал в Пасхальные дни 30-х годов. Распространена такая точка зрения: в это время Иисус Христос спускался в царство мертвых и провозглашал там благую весть. Древний трактат «Учение двенадцати апостолов» поддерживает такой взгляд, утверждая, что Иисус Христос был в это время в аду. Но это не означает, что Иисус после распятия подвергался наказанию. Словом «ад», по-видимому, обозначено место, где люди пребывают после смерти. Лишь в более позднее время это слово стало отождествляться с посмертным наказанием.

    Согласно Библии, Иисус вознесся на Небеса только через сорок дней после воскресения (от Иоанна 20:17, Луки 24:15, Деяния 1:3, 11). Это произошло в Вифании, на дальнем склоне Масличной (Елеонской) горы. Возможно, что до этого Иисус Христос проповедовал мертвым (если мы правильно понимаем 1-е Петра 3:19 и 4:6).

    Что собой представляет эта «проповедь в аду», и поныне остается предметом споров среди ученых. Я и сам последнее время склонен изменить свою ранее опубликованную интерпретацию этого весьма интригующего отрывка!

    Даглас Джакоби

    Перевод: Владимир Головашёв

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
    Больше статей по теме
    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.