Художник Александр простев
Комментарии 11
Отсюда: красавицу видеть хотите
Свете Светлый… Картинки из глубинки. Художник Александр Простев
Александр Простев российский художник и иконописец окончил СПбГАИЖСА (Академия художеств) им. Репина.
«Не люблю «автобиографий» — в них есть какая-то самомумификация. Зрителя должны интересовать картины художника — они и есть та площадка, место встречи, на которых происходит общение. Интерес ко всему остальному — «от лукавого».
Немного текста из интервью Александра, где он делится о своем пути в иконопись, об истории прихода в Церковь.
— Было время, когда я смотрел на икону и не видел её. Со временем, когда пелена упала с глаз, я был покорён красотой древнерусской иконы – чистотой цвета, линии, гениальной простотой, и всем тем, что называется «живописью исихазма».
Мне всегда хотелось изображать самое главное. В иконе всё это есть. Писать икону – это радость. Как при этом оказаться вне Церкви? Просто невозможно. И уже затем я стал вникать во всё другое, что есть Церковь. Но сначала была красота древнерусской иконы как косвенное доказательство бытия Божьего.
Иконопись – это форма служения Богу, вид молитвы. Если, по какой-то причине, я долго не пишу икону, то возникает чувство внутренней дисгармонии. За те несколько десятилетий, что занимаюсь иконописью, это стало формой бытия.
Св. Георгий Победоносец |
Св. Александр Невский |
Икона Божией Матери Владимирская
«Иконопись и живопись у меня дружат друг с другом. — Александра еще называют — современным реаниматором такого направления русской живописи как лубок. В каком-то смысле лубок вырастает из иконописи; не удивительно, что именно иконописцы были первыми создателями лубка.»
«Серия картин «Свете Светлый». Ещё я их называю «Картинки из глубинки». Глубинкой у нас обычно называют провинцию. Тут много того, что для меня связано с детством. А детство – это уже глубинка души, со своим мироощущением, которое на самом деле никуда не уходит; оно просто с годами оказывается завалено нашим «взрослым» житейским хламом».
«Свете Светлый, светло просвети Душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле».
Борьба Ангела
Здравствуй, дедушка Егор
Ангел Хранитель дедушки Василия
Душа бабушки Полины
Любовь
Церковный сторож
Тихие беседы отца Никиты
Блаженный
Вниз под горочку
Дрались Петрович с Сашкой
Verы понимание Pavlovnы
Встреча с прадедом
Воскресный день
Архипелаг Святая Русь
- 10 причин по которым русскому народу нуж
- 100 лед ледяному походу
- 100 лет катастрофы
- 100 лет солженицыну
- 100 лет цареубийства
- 12 мгновений 17-го
- 1612
- 1812
- 1812 г.
- 1914
- 1917 г.
- 1991 г.
- 1993
- 282
- 90-е
- АРД
- Александр Третий
- Антология Русской Мысли
- Белый крест
- ВВП
- ВК Елизавета
- ВОВ
- ВР
- Вера
- ГУЛАГ
- ГЭ
- ДЗВОН
- ДНР
- ЕР
- ЖЖ
- Золото Русского Романса
- Императорский дом
- КРО
- Классика Русской Музыки
- Княгиня Урусова
- Кто мы?
- Любовь и боль моя — Россия
- Люди
- Музыка белого движения
- Музыкальная шкатулка
- Первая Мировая Война
- Песни ВОВ
- РИПЦ
- РМ
- РПЦЗ
- Российская Империя
- Русская Защита
- Русская Мысль
- Русская мысль
- Русское просвещение
- Святорусский Напев
- Синематограф
- Собор
- Стихи о России
- Страницы Истории
- Страницы русской прозы
- ТВ
- Тихие подвижники Русской Земли
- абхазия
- аверкий таушев
- адмирал колчак
- аксаков
- аксиомы бытия
- актеры
- актёры
- акции
- александр беднов
- александр великий
- александр жучковский
- александр иванов
- александр калинин
- александр колчак
- александр красногородцев
- александр ломтев
- александр пушкин
- александр редько
- александр смирнов
- александр солженицын
- александр степанков
- александр третий
- александр трушнович
- александр турик
- александр черемин
- александр чжоу
- александров
- алексей баталов
- алексей любжин
- алексей мозговой
- алексей поляхов
- алексей савельев
- алексей селиванов
- алексей смирнов
- алексей тепляков
- алексей чалый
- алексей шичанин
- алексий мечёв
- алла беднова
- алла новикова-строганова
- амвросий оптинский
- аналитика
- анастасия макарова
- анатолий жураковский
- анатолий шлыков
- андрей буховецкий
- андрей ерин
- андрей можаев
- андрей ромасюков
- андрей сошенко
- анна игорич
- анонсы
- антибольшевизм
- антикультура
- антиэлита
- антон яковлев
- антоний галицкий
- антоний храповицкий
- аристотель
- аркадий гусев
- аркадий минаков
- армения
- армия
- архив книг
- аудио
- ахматова
- багратион
- бальзак
- бардак
- бедлам
- беженцы
- безумный мир
- бел
- белая защита
- белая летопись русского лихолетья
- белое движение
- белоруссия
- белый взгляд
- белый рассвет
- белый стан
- беспамятство
- беспредел
- библия
- бисмарк
- благодетели
- ближний восток
- богдана нещерет
- богослужебное
- боевые сводки
- большая русская хрестоматия
- большевики и их наследники
- борис галенин
- борис можаев
- борис никольский
- борис ширяев
- бородин
- бояны белого креста
- бред
- бунин
- в. распутин
- вадим виноградов
- вадим дегтярёв
- валентин катасонов
- валентин непомнящий
- валентина боброва
- валентина сологуб
- валерий агафонов
- валерий задерей
- вандализм
- варварство
- василий алексеев
- василий белов
- василий ливанов
- василий мельниченко
- василий цветков
- васнецов
- ввп
- великая россия
- вениамин башлачев
- вера
- верноподданные россии
- видео
- византия
- виктор аксючиц
- виктор арсени
- виктор астафьев
- виктор геращенко
- виктор дзансолов
- виктор кудрявый
- виктор леонидов
- виктор правдюк
- виктория тищенко
- виталий графов
- виталий даренский
- витомира белян
- вл. соловьёв
- владимир галкин
- владимир ивашов
- владимир каппель
- владимир киреев
- владимир марковчин
- владимир мелихов
- владимир мещерский
- владимир невярович
- владимир осипов
- владимир павленко
- владимир полеванов
- владимир солоухин
- владимир хандорин
- владимир чичерюкин-мейнгардт
- владислав тетерин
- власть
- власть и народ
- власть рабочих
- внешние угрозы
- внешние урозы
- внешняя политика
- внутренние враги
- внутренние угрозы
- вов
- военное обозрение
- военное обозрения
- военный обзор
- возрождение сибири
- воинство
- волошин
- вооружение
- воронцовский грант
- воры
- воспитание
- воспитание воина
- воспоминания о гоголе
- врангель
- всеволод троицкий
- всхсон
- вторая мировая война
- выборы
- выбранные места из переписки с друзьями
- вяземский
- г. карпович
- г.п. ф-в
- галина сиротинская
- галина улетова
- галкинское
- гафт
- геннадий баженов
- геннадий галкин
- геннадий дубовой
- геноцид русских в чечне
- геноцид русских на кавказе
- геополитика
- георгий солдатов
- георгий тараторкин
- георгий титов
- гергиев
- герои белой борьбы
- герои наших дней
- герои новороссии
- герои новорссии
- герои первой мировой
- герои чеченской войны
- гитана-мария баталова
- глазунов
- глеб анищенко
- глеб тюрин
- гоголь
- голод
- голос эпохи
- голоса россии
- гончаров
- города россии
- горчаков
- горький
- горячие точки
- государственные деятели
- гражданская война
- граф келлер
- грибоедов
- грэм филлипс
- гумилёв
- гёте
- д. каменевич
- дагестан
- даль
- дальний восток
- даниил холодяков
- данилевский
- дата
- даты
- делатели
- дело аракчеева-худякова
- демография
- деревня на голгофе
- дети
- деятели русского движения
- дискуссии о мигрантах
- дискуссионный клуб
- дмитрий белюкин
- дмитрий жуков
- дмитрий кедрин
- дмитрий кузнецов
- дмитрий соколов
- дмитрий сысуев
- дневники войны
- добрармия
- документальное кино
- документы
- дометий завольский
- достоевский
- досье
- дроздовский
- дроздовцы в огне
- друнина
- дубова
- дурдом
- дурят нашего брата
- духовная война
- евгений бунтов
- евгений данилов
- евгений ищенко
- евгений логинов
- евгений норин
- евгений соседов
- европa
- европа
- егор милюхин
- екатерина вторая
- екатерина кулебякина
- екимов
- елена гостева
- елена донецкая
- елена латышева
- елена мачульская
- елена семенова
- елена семёнова
- елена чудинова
- елене семенова
- елшин олег
- ермолов
- есенин
- жевахов
- жертвы
- жжёнов
- живопись белого движения
- животные
- жуковский
- забытые герои великой войны
- забытые лица
- забытые лица великой войны
- задорнов
- зайцев
- запад
- заполонение
- зарисовки
- зарубежная мысль
- зарубежные художники
- зарубежье
- зарубежье-здравый смысл
- заявления
- здравый смысл
- золотое кольцо
- золотусский
- иван есаулов
- иван ильин
- иван савин
- иван шмелев
- игнатий брянчанинов
- игорь ваганов
- игорь васильев
- игорь друзь
- игорь золотусский
- игорь иванов
- игорь карташев
- игорь колгарев
- игорь кулебякин
- игорь михеев
- игорь огурцов
- игорь острецов
- игорь стрелков
- игорь тальков
- игорь шафаревич
- игра краплёными
- идеология
- идиоты
- иеромонах иосиф
- из Facebook
- из старых тетрадей
- ильин
- императорская россия
- императорский дом
- ингушетия
- инкогнито
- интервью
- интернет
- информационная безопасность
- информационная война
- информация к размышлению
- иоанн восторгов
- иоанн златоуст
- иоанн кронштадтский
- иоанн сан-францисский
- иоанн шанхайский
- ипх
- ирина беднова
- ирина иванченко
- ирина логвинова
- искры во мраке
- искусство
- ислам
- исламизм
- историческое наследие
- история
- история кавказа
- история церкви
- итоги
- иустин попович
- к осознанию русского народа
- кавказ
- кавказская война
- казахсан
- казахстан
- казачество
- календарь
- каппель
- карамзин
- карикатура
- карташев
- картины ВОВ
- катакомбная церковь
- катастрофa
- катастрофа
- катастрофы
- католицизм
- келлер
- керсновская
- кино
- киргизия
- киреевский
- кирилл ривель
- китай
- классика мировой музыки
- клуб развития территорий
- ключевский
- кн
- книги
- книгомания
- ковалевский
- кодла и быдло
- колионово
- коллапс
- коллективизация
- колчак
- колчак — честь и слава россии
- коммуналка
- коммуняки
- конкурс памяти мозгового
- конрпропаганда
- константин бабкин
- константин воробьев
- константин воробьёв
- константин и наталия мирошники
- константин сивков
- константин фролов
- константиновские вечера
- контрпропаганда
- корин
- корнилов
- коррупция
- кощунство
- красный террор
- крестьянство
- криминал
- крылов
- крым
- крымская война
- крюков
- ксения мяло
- кторов
- культура
- культурный геноцид
- кургузова-мирошник
- курилы
- курильские острова
- курсы военного самообразования
- курсы выживания
- лавр корнилов
- лада григорьева
- лада пузыревская
- лановой
- лариса новосельцева
- ларошфуко
- лаура цаголова
- ленин
- леонид бородин
- леонид ивашов
- леонтьев
- лермонтов
- летопись разрушений
- летопись церковных событий
- либерализм
- либерастия
- лики катакомбной церкви
- лики осени
- лики русского романса
- листовки
- литература
- литературная гостиная
- лихачёв
- лихоносов
- личное
- личутин
- ломоносов
- люди
- люди искусства
- людмила фионова
- майдан в рф?
- майкопская бригада
- максим герасимов
- максим трошин
- маразм
- маргарита зайдлер
- марина кротова
- марков
- мгновений 17-го
- медвед
- медицина
- мельниченко
- мельпомена и гулаг
- мемориальная работа
- мемуары
- менделеев
- меньшиков
- мерзость
- меропрития
- мероприятия
- мещерский
- мигранты
- мигратны
- миграты
- миграция
- мир русской иконы
- мировое господство
- митрополит виталий
- митрополит виталий устинов
- митрополит иосиф
- михаил воронцов
- михаил задорнов
- михаил меньшиков
- михаил назаров
- михаил ножкин
- михаил ремизов
- михаил щетинин
- мнение
- мои книги
- мои рисунки
- мои сайты
- мои сказки
- мои статьи
- мои стихи
- мои фельетоны
- мои фильмы
- молдавия
- молитва
- молога
- монархизм
- московский беспредел
- моя проза
- моя публицистика
- мп
- мразь
- музей ровса
- музыка
- музыкальная шкатулка
- мумия возвращается
- мученики
- мученики наших дней
- мхат
- мысли
- мысли вслух
- мысли о вере
- мысли о россии
- мыслители
- на русском фронте
- на этнической войне
- нам без дураков скучно
- народное ополчение
- настольная книга антисоветчика
- наталия гарретт
- наталья баева
- наталья масленникова
- наталья поклонская
- наталья холмогорова
- наталья чернавская
- наука
- нахимов
- нацбезопасность
- национальная безопасносность
- национальная безопасность
- национальная политика
- национальный вопрос
- наша смена
- наши мероприятие
- наши мероприятия
- наши проекты
- не делайте меня антисемитом
- нейромир
- необольшевизм
- неоязычество
- несмелов
- нет в россии семьи такой
- никита брагин
- николаевская россия
- николай гумилев
- николай карамзин
- николай первый
- николай рубцов
- николай сербский
- николай случевский
- николай тальберг
- новейший геноцид
- новодевичий
- новомученики и исповедники хх века
- новороссийские строфы
- новороссия
- новый геноцид
- обломки империи
- обороноспособность
- образование
- образы россии
- обращения
- одесса
- одной строкой
- одоевский
- олег волков
- олег гривков
- олег мраморнов
- олег усик
- олесь бузина
- ольга александрова
- ольга флярковская
- ольга четверикова
- омофор
- опрос
- оптина пустынь
- осетия
- острова руси
- островский
- павел грудинин
- павел рыженко
- павел хлебников
- павел шустов
- палачи
- памятка
- память
- парсуны
- партия дела
- патриарх гермоген
- патриарх тихон
- патриотическая песня
- патриотическое движение
- первая мировая война
- перестройка
- петербург
- петр врангель
- петр ковалевский
- петр краснов
- петр столыпин
- петр ткаченко
- плакаты
- пленные
- победоносцев
- под пятою иуды
- подлость
- подмена
- позиция
- позор
- полемика
- поленов
- политика
- полковые праздники
- помощь
- помощь новороссии
- помощь новороссия
- поселянин
- постсоветская россия
- поэзия
- поэзия ВОВ
- поэзия первой мировой
- поэты красной голгофы
- поэты-воины
- право
- правоохранительные органы
- правопорядок
- православие
- предатели
- премия врангеля
- пресса
- преступления большевизма
- преступления большевизмаьшевизма
- преступления против священников
- преступления украинской хунты
- пресутпления большевизма
- прибалтика
- приднестровье
- природа
- провинция
- провокаторы
- провокации
- прогнозы
- программа
- продбезопасность
- проект антироссия
- проект созидатели
- проза
- производство
- промышленность
- пророчества
- просветители
- протест
- протесты
- прямая речь
- публицистика
- пути выхода из кризиса
- пути русской церкви
- пушкин
- пушкинский век
- пётр барановский
- работа с молодежью
- работа с молодёжью
- разграбление
- разное
- раис сулейманов
- расказачивание
- раскулачивание
- растление
- рахманинов
- революция
- религия
- ришелье
- ровс
- рознь
- романсы
- российская империя
- россия без большевиз
- россия без большевизма
- россия без большивизма
- россия и европа
- россия и запад
- ростислав баталов
- ростислав полчанинов
- рохлин
- рпо им. александра iii
- рубцов
- русофобия
- русская армия
- русская весна
- русская военная доктрина
- русская защита
- русская идеология
- русская идея
- русская императорская армия
- русская культура
- русская культуры
- русская литература
- русская педагогика
- русская поэзия
- русская самоорганизация
- русские беседы
- русские герои
- русские судьбы
- русский вопрос
- русский выбор
- русский геноцид
- русский ответ
- русский телеграм
- русский фронт
- русский язык
- русским о россии
- русския язык
- русское воинство
- русское зарубежье
- русское искусство
- русское просвещение
- рф
- рыженко
- с.в.о.д.
- савва ямщиков
- савинский конкурс
- саврасов
- сайты
- самарин
- самокиш
- самооборона
- самоорганизация
- саморганизация
- самоуправление
- сараскина
- сатанизм
- св. николай чудотворец
- светлана дзансолова
- светлана сысоева
- свиридов
- свобода слова
- сволочь
- святоотеческое наследие
- святые
- сделано в россии
- секты
- сельскиое хозяйство
- сельское хозяйство
- семейный сеанс
- семен резниченко
- семья
- сепаратизм
- серафим роуз
- сербия
- сергей васильев
- сергей волков
- сергей гавриленков
- сергей глушков
- сергей губанов
- сергей задумов
- сергей зайцев
- сергей зверев
- сергей зеленин
- сергей конин
- сергей мазуренко
- сергей моисеев
- сергей олюнин
- сергей рахманинов
- сергей родин
- сергей симаков
- сергей сокуров
- сергей урсуляк
- сергей чуданов
- сергий мечёв
- серебряный знак рпо
- сибирь
- сильные духом
- симонов монастырь
- синематограф
- синематонраф
- сирия
- сказки
- скобелев
- слово мозгового
- смешное
- сми
- смутное время
- современники
- созидание
- созидатели
- солженицын
- соловки
- солоневич
- солоухин
- соотечественники
- соцальная сфера
- социалка
- социальная политика
- социальная сфера
- список политзеков
- ставрополье
- сталин
- станислав зверев
- станислав минаков
- станислав смирнов
- старая москва
- старообрядцы
- старые грабли
- статистикa
- статистика
- статьи
- степан демура
- степан карпенков
- степан сулакшин
- стихия
- столп отечества
- столыпин
- стратегия
- стратегия белой россии
- струве
- суворов
- судилища над русскими офицерами
- судьбы
- суриков
- сцены из жизни
- сша
- сыны отечества
- тактическая медицина
- тальков
- татарстан
- татьяна черниговская
- театр
- театр поэта
- теги: преступления украинской хунты
- текущие события
- телеархив
- телеобзор
- террор
- террор против церкви
- терроризм
- тесты
- технологии выживания
- тихие подвижники
- тихомиров
- толстой а.к.
- топонимика
- точка зрения
- точки дестабилизации
- точки дестабилицазии
- точки нестабильности
- трагедии
- трагедия
- требуется помощь
- третья мирвая война
- третья мировая
- третья мировая война
- триэссерия
- туроверов
- тютчев
- убивавшие словом
- убийства учёных
- удивительное рядом
- узники украины
- украинa
- украина
- уроды
- усадебные волонтёры
- утраты
- ученые
- учёные
- фадеев
- февральская революция
- федор воронов
- федор достоевский
- феликс разумовский
- феодор поздеевский
- филарет московский
- филипп грилль
- финляндия
- фольклор
- фонвизин
- фонд мир искусства
- фотоархив
- фотографии
- франк
- франсиско франко
- франция
- французская революция
- харбин
- хлебников
- холуйство
- хомяков
- хроники нео-совка
- хрущов
- художественная галерея
- художник сергей глушков
- хуциев
- царская семья
- цветаева
- цензура
- цер
- церковный вопрос
- церковь
- церовь
- цитатник
- цыганова
- четверговая соль
- чехов
- чеченская война
- чечня
- чп
- чтобы помнили
- чудинова
- шаймуратово
- шаламов
- шафаревич
- шевчук
- шестая рота
- шишков
- шмелёв
- шукшин
- экология
- экономика
- экопарк суздаль
- экуменизм
- эльдар насыпов
- эпизоды из истории
- эпоха николая первого
- эт
- этнические конфликты
- этнопреступники
- этнопреступность
- этнопресутпность
- ювенальная юститиция
- ювенальная юстиция
- юлий лисовский
- юлия воинова
- юрий азиат
- юрий болдырев
- юрий горошко
- юрий евич
- юрий покровский
- юрий селинский
- юрий юрченко
- языков
- язычество
- ямщиков
- ярославль
Ангельский реализм Александра Простева
Работы петербургского художника и иконописца Александра Простева оказались столь возлюблены пользователями Интернета, что републикуются — то циклами, то выборочно — порой даже без указания имени автора. В этом, конечно, свидетельство не только признания, но и точного попадания в сердце современного русского человека, который сразу и безоговорочно принимает эту красоту, это Прекрасное — как свое, как часть личного духовно-эстетического опыта.
В популярной соцсети Александр Простев предпослал своей странице короткое высказывание преподобного Серафима Саровского «Человек человеку — радость». И мы явственно видим этот посыл в произведениях художника, к коим в самом деле приложимы два определяющих слова — «свет» и «радость». Это вам — не суждение философа Василия Розанова «человек человеку — бревно»: у Простева речь идет о земной любви как проекции любви горней.
Но немаловажны для понимания духовного самоопределения, контекста бытия Александра Простева и такие цитаты — из другого русского мыслителя минувшего века, Ивана Ильина: «Итак, мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: русское, по-русски»; «Как бы ни были велики наши исторические несчастия и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить «в кусочки», собирая на мнимую бедность. Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом — смысл русской идеи».
Простев, отучившийся полный курс, но отказавшийся от защиты диплома в Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина (СПбГАИЖСА), не любит говорить о своей биографии, считая это «самомумификацией». Но зрителю все же хочется взглянуть в глаза мастеру, создавшему волнующие полотна, приоткрыть краешек завесы, чтобы поразмышлять о непостижимом хотя бы на уровне внешних очертаний — как и почему именно в этом человеке проявляется поручение Божественной Красоты.
Потому мы и цепляемся за редкие признания Александра Евгеньевича — о том, что родился он в Брянске, где «застал еще печку, чугунные горшки, ухват», что помнит «бабушку у этой печки», которая «печет пирожки с золотистой корочкой», что «как все дети начал рисовать в раннем возрасте, но с тех пор так и не остановился». Глубинка для этого художника — не географическая провинция, а детство, «глубинку души» — оттуда и сочится окормляющий свет, а потому и свою серию картин «Свете Светлый», всю подсвеченную этим несказанным светом детства, любви, ностальгии, светом, соединенным с вечностью и Небом, автор называет также «Картинками из глубинки».
Красоту древнерусской иконы Простев понимает как косвенное доказательство бытия Божьего. «Было время, когда я смотрел на икону и не видел ее,— говорит он.— Со временем, когда пелена упала с глаз, я был покорен красотой древнерусской иконы — чистотой цвета, линии, гениальной простотой и всем тем, что называется «живописью исихазма». Мне всегда хотелось изображать самое главное. В иконе все это есть. Писать икону — это радость. Как при этом оказаться вне Церкви? Просто невозможно». И еще: «Любите, изучайте, проникайтесь древнерусской иконой. Это наше национальное сокровище удивительной красоты и широчайшего диапазона — в ней есть и высокое богословие, и живопись мирового уровня, и детская чистота, и простота божественная».
Как показать тишину, в том числе и внутреннюю? Мы помним, что великий Нестеров непостижимо останавливал звук и дребезг в своих полотнах «Лисичка», «Соловки», «Тихие воды», «Тишина», «Дмитрий, царевич убиенный». У Простева — тишина сочится не только из замерших созерцательных фигур святых, но и отовсюду — как в картине «Тихие беседы отца Никиты». Деликатно обыгрывает художник идиому «Ангельская тишина» (так называется картина), где на ветвях большой березы среди снегопада над голубеньким деревенским домом замерли два белых ангела.
Некоторые сюжеты и их воплощение у Простева столь пронзительны, что их невозможно созерцать без сердечных слез. Например, «Одна на целом свете», «Февральские метели» или, скажем, «Башмаки блаженной Ксении Петербургской», где Ангел-хранитель зашнуровывает на ногах святой прохудившиеся ботинки.
Картина «Святая Ксения и Невская “першпектива”», выполнена в серых тонах. Даже в самом названии лексически обыгран внутренний сарказм. А на картине мы видим клубящийся вокруг святой «мир сей», в котором чуть ли не каждый «звероуловлен», погружен в суетное и сиюминутное, тогда как идущая навстречу зрителю святая предстает в цвете: в белом золоте нимба и красно-зеленых одеждах (утверждают, что это были цвета мундира покойного супруга Ксении Григорьевой).
Любомудрием и космизмом обращают на себя внимание полотна «Дом человеческий», «Хлеб и звезды», «Колодец», «Планета Русь», «Святое семейство» — в серии «Свете Светлый».
Лубочное озорство проявляется у Простева в широком диапазоне: от лирической радости («Зимняя лепота») до обличения, как в полотне с отсылом к брейгелевским слепцам «Мимо церкви за козлом», или картине с показательным антиалкогольным названием «Вниз под горочку».
Мягко улыбающийся лубок открывает нам Александр Простев в картинах «Здравствуй, дедушка Егор», «Преподобный Трифон Кольский и медведь», да и «Преподобный Павел Обнорский», с его трогательными синичками на руках и зверьем у ног.
Простев любит не только ангелов, но и птиц. Достаточно назвать его большую «Сороку из детства», «Чудо с птицами» (из серии «Житие прп. Сергия»), а также философски-лиричный сюжет «Ангел и ворона», развернутый на фоне прекрасного багряного куста, колористически отсылающий к древнерусской иконе. Или «Дождь пошел. Блаженная Ксения и птичка», где святая, не имеющая жилья, находит приют от дождя там же, где и воробушек, — под зелеными ветвями куста.
Удивительной гармонии достиг художник в изображении семейной «двуединицы» — муромской четы — святых Петра и Февронии. Поражает разнообразие приемов, найденных для решения этой высокой задачи — в частности, в полотнах «Князь и крестьянка», «Семья — малая церковь», «Воскресшее дерево», «Святая любовь», «Всегда вместе», «Осенние листья», «Навечно вместе. 8 июля 1228 года».
Зададим несколько вопросов художнику.
— Александр Евгеньевич, Вы как-то сказали, что древнерусская икона, «живопись исихазма» — это центр, вокруг которого на орбите вращается живопись, и выше иконописи нет ничего. Скажите, на что у Вас уходит сил и жизни больше — на иконопись или живопись?
— Иконопись — это форма служения Богу, вид молитвы. Икона — это часть литургического пространства. Ничего подобного не скажешь о живописи. Но у меня не существует выбора: иконопись или живопись. В этом смысле я внутренне не разрываюсь. Хотя есть иконописцы, которые считают, что если пишешь икону, то не стоит заниматься чем-то другим. Возможно, они правы по-своему. Но мне кажется, что это очень индивидуально. Я же чувствую, что есть образы, которые можно наиболее сильно выразить именно в иконе, и никак иначе, но есть образы, которые выражать средствами иконы просто ни к чему. Например, у меня есть картина, где Сергий Радонежский штопает свою прохудившуюся ризу. Зачем пытаться впихнуть этот сюжет в иконопись, если он наиболее полно раскрывается в живописи?
Иконопись и живопись у меня дополняют друг друга как две сестры — старшая и младшая.
— Генезис некоторых Ваших полотен выводится из русского лубка, который, в свою очередь, «в каком-то смысле вырастает из иконописи». С духовными истоками, столпами и опорами понятно, а кого персонально Вы видите своими стилистическими предшественниками в русском изобразительном искусстве?
— Если упоминать русский лубок, то самый ранний, тот, в котором еще присутствовало наивное религиозно-поучительное содержание. Именно этот лубок мне больше всего нравится. Но я не могу сказать, что лубок оказал на меня сильное влияние. Я имею в виду свои работы из моего небольшого альбома «Свете Светлый». Кто-то видит исток этих работ из лубка, кто-то даже вспоминает малых голландцев Броувера и Остаде, а кто-то вспоминает Леонида Соломаткина, русского художника конца XIX века. Это нормально, так как художник не вырастает из пустоты. Но если взять мою работу «Душа бабушки Полины» (впрочем, как и многие другие работы, подобные этой), то вы не увидите там влияния перечисленных художников.
Мои стилистические предшественники? Честно признаюсь, я просто не думаю об этом, не анализирую. Я пишу картину, и чувствую огромную радость от этого. Если бы не было этой радости, я к краскам даже не притрагивался бы. Зачем? Радость творчества — единственное, как мне кажется, оправдание этого творчества. Это творческий ответ человека Творцу. И в этом ответе — радость и благодарность.
— «Это — не просто красиво… — пишет мне взволнованный друг из Красноярска. — Это удивительно одухотворенная живопись… Такие прозрачные краски! Хочется спросить у художника: какая это техника и какого размера работы?» Ваши картины словно подсвечены изнутри каким-то бело-золотым свечением, в самом деле, отсылающим к иконному письму. В чем технический секрет? Вы пишете картины на левкасе? Пользуетесь волшебными красками?
— Конечно, иконопись не могла не повлиять на мою живопись. У меня есть живописные работы, написанные на доске, на левкасе. Левкас отражает свет через краску. Но немало работ, которые я писал пастелью. При этом всякая техника должна быть подчинена замыслу. Да, левкас может отражать свет через краску, но дело даже не в этом. Есть свет, который отражается не от левкаса, а от созданного художественного образа. Это другой свет, не физического свойства. Ведь на левкасе, отражающем свет, можно написать такое, от чего повеет мраком. А размеры картин разные, от совсем маленьких до больших.
— Александр Евгеньевич, Вы выходите к публике циклами, сериями работ. Это такой тип мышления у Вас или Ваша цель изначально — именно альбом? Ведь всякий раз несколько лет работы над тем или иным циклом завершались выходом альбома.
— Это связано с тем, какая задача ставится. В иконописи есть житийные клейма, в которых иконописным языком изображается жизнь святого от рождения до блаженной кончины. Я же решил создать то же самое в живописи. Увы — живописный язык более понятен и близок современному человеку, чем иконописный. Но что есть, то есть. А я люблю живопись не меньше иконописи. Так и появились мои житийные серии в живописи. Кто-то сказал, что это новый жанр. Возможно. И, понятное дело, что собрать всю серию можно под одной обложкой, как житийные клейма в одной иконе. То есть выпустить альбом. Эти серии о житиях святых я называю акафистами в красках.
— Альбомы Ваши издавались доброхотами или в этом присутствовал элемент заказа?
— Нет, никто мне таких заказов не давал. Просто очень хотелось сделать эту работу. Когда пишешь житие святого, начинаешь «присутствовать» рядом с ним, мысленно общаться. Я же живу в городе, где святая Ксения Петербургская, по историческим меркам, жила совсем недавно, шла по той же улице, по которой и ты сейчас идешь, так же в непогоду стояла на набережной, смотрела на Неву… Пять лет я работал над этим альбомом и находился «рядом» с Ксенией. Это были замечательные годы, за что я очень благодарен Ксении Петербургской. До сих пор меня переполняет чувство благодарности к ней. Какой же тут может быть элемент заказа? Такое не закажешь.
— Цикл работ «Житие прп. Сергия» создан Вами с 2001 по 2008 год, «Житие Петра и Февронии» — с 2008 по 2009 год. В 2015 году Вы закончили серию о житии блаженной Ксении Петербургской. Это очень популярные в православной среде живописные циклы. Воспоследуют ли новые «акафисты в красках»? К какому русскому святому Вы обратите в таком случае свое духовное и сердечное внимание? К Илии Муромцу? Нестору Летописцу? Серафиму Саровскому? Иоасафу Белгородскому?
— Тут я вас разочарую: я просто не знаю об этом. Вообще, я живу сегодняшним днем, ничего особо не планируя. Предыдущие житийные серии я тоже заранее не планировал. Например, желание написать житие Ксении Петербургской появилось внезапно, как с неба свалилось. Это был радостный момент. Я тогда даже очень удивился, обнаружив, что художники не обращаются к этой теме. Я увидел перед собой целину, тропы, по которым почему-то никто не прошел. А сейчас я делаю роспись в недавно построенном храме блаженной Ксении Петербургской, который находится на улице, где она жила. Ну как это можно было спланировать? Меня пригласили, неожиданно для меня, вот я и работаю сейчас там.
— Поскольку разговор сам собой пришел к блаженной Ксении, не могу не задать вопрос, занимающий не только меня. На Ваших картинах — страничках ее жития — изображена Матфиевская церковь в Санкт-Петербурге, многократно перестраивавшаяся и взорванная безбожной властью в 1932 году. В этом храме блаженная Ксения венчалась со своим супругом Андреем Федоровичем, в нем его и отпевали; и в нем же потом отпевали блаженную Ксению. Вам наверняка пришлось столкнуться с проблемой: как же показать эту церковь, то есть как именно она выглядела при жизни Ксении Григорьевны Петровой. Как Вы решали эту проблему?
— Казалось бы, тут все просто — эта церковь была первоначально построена как Петропавловская, в Петропавловской крепости. Есть рисунок этой церкви «о трех шпицах». Но оказалось, что Матфиевская уже не была похожа на Петропавловскую. Матфиевскую собрали из материала Петропавловской, но с большими изменениями. Об этом сообщил первый историк Петербурга А.И. Богданов: «Сия церковь, самая первоначальнейшая, была видом крестообразная, о трех шпицах, на среднем был небольшой купол позолоченный, который ныне на Матфиевской колокольне под шпицем».
Из этого следует, что изменения были существенными. Главный купол Петропавловской церкви переместился на колокольню Матфиевской. И вместо трех шпицев появились два. Мне еще повезло, что в Музее истории Петербурга удалось посмотреть План Петербурга 1753 года. Он был тогда выставлен для обозрения. Это т.н. «Махаевский план». На карте основные строения и церкви Петербурга изображены не схематично, а в аксонометрии. Есть там и Матфиевская церковь, которая, действительно, совершенно не похожа на Петропавловскую. В самом начале XIX века Матфиевскую церковь разобрали, т.к. она сильно обветшала, а материал употребили «…в пользу настоящей каменной церкви, что к чему годно будет, а паче на дрова для топления печей церковных, так как обветшала она так, что не подлежала уже ремонту». Вот поэтому первое время у меня возникла проблема — как изобразить Матфиевскую церковь?
— Храм какого периода Вы изобразили в результате?
— У меня на картинах именно та церковь, которая была при жизни святой Ксении. Именно она изображена на «Махаевском плане» 1753 года. Впоследствии рядом с ней появилась новая Покровская церковь. Затем обе церкви были снесены и построен новый каменный храм, который впоследствии был, увы, взорван при советской власти.
* * *
В картинах Александра Простева часто увидишь ангела. Ангелы-хранители в его картинах то сопровождают-осеняют святых, то помогают пострадавшим, то вступают в бой с силами зла. Эту приверженность художника хочется назвать «ангельским реализмом». В том смысле, что ангелы являются хоть и бесплотными сущностями, однако, по глубокой уверенности художника, несомненны и представляют собой существенную составляющую, как сказал бы Достоевский, «реализма действительной жизни».
Художник — Александр Простев родился в Брянске, застал ещё печку, чугунные горшки, ухват…. Помню бабушку у этой печки; печёт пирожки с золотистой корочкой. Как все дети начал рисовать в раннем возрасте, но с тех пор так и не остановился. (Это единственная разница между художником и не-художником. Художник – это даже не тот, кто хорошо рисует, а тот, кто не может не рисовать, т.к. рисовать – это его форма бытия. Или ещё как дыхание – попробуй перестать дышать.). Обучался там же, где и Вы, только на факультете живописи. На факультете два года был среди лучших, потому что учился, а потом заскучал. Остальное время просто «досиживал». Досиделся до того, что, написав дипломную картину, не стал защищать диплом. Что-то во мне тогда «щёлкнуло»: смотрю на свой холст, и чую, что это не моё, а значит враньё. А начинать врать уже с первой картины – это экзистенциальная ошибка. Легче было голышом выйти на глаза комиссии, чем с этой картиной. Ясно почувствовал, что не смогу. За несколько дней до защиты разрезал свою «твёрдую четвёрку» на лоскуты, выбросил в мусорный бак, и испытал чувство эйфории. Так что образование у меня с редкой формулировкой – «высшее недипломированное». Потом тяга к новаторству, блуждания по «духовным помойкам», ощущение, что «всё не то!», а хочется самого главного. Затем состоялось знакомство с Древнерусской Иконой. Я её и раньше видел, но тут как пелена спала с глаз. Такая чистота цвета, линии и всего того, что называется «живописью исихазма». Как дверь в новый мир открылась! Это был мой настоящий день рождения. Иконопись для меня – это центр, вокруг которого на орбите вращается живопись. Выше иконописи нет ничего. И это не моя личная гипербола, и «дело вкуса» — тут не причём. Потом начал писать серию «Житие прп. Сергия» (с 2001- по 2006гг.) Альбом вышел в 2008г. «Житие Петра и Февронии» (с 2007 – по 2009гг.) Альбом — в 2009г. В прошлом году закончил серию «Ксения Петербургская». Живопись этих серий я называю «акафистами в красках». («Акафист» на церковном языке – это хвалебное пение или чтение, посвящённое святому.) Интерес к этим святым вполне объясним: что касается прп. Сергия, то мы знаем, что он значит для Русской цивилизации. Свв. Пётр и Феврония Муромские в себе сочетают почти все чины русской святости (по Г. Федотову) – во-первых, это чин мирянской святости, во-вторых, это чин княжеской святости, в третьих это чин монашеской святости. Наконец, это святые муж и жена. Такого сочетания мы нигде не видим. Можно вспомнить свв. Димитрия Донского и Евдокию (Ефросинию), но они оба из знатных родов. Феврония же была простолюдинкой. Поэтому союз свв. Петра и Февронии в этом смысле уникальный для отечественной агиографии. Однажды я начал читать жития русских святых, притом всё подряд. Не выделить эту пару было просто невозможно. Я начал писать эту серию, а через год, в 2008г., появился «Праздник Семьи, любви и верности». Тут просто промысел Божий, и в 2009 году вышел альбом. Светлана Владимировна (Медведева), которая этот праздник и учредила, поначалу сомневалась, что эту серию я начал самостоятельно, так сказать параллельно, независимо и без чьей-либо подсказки. Картинки – это то, что я пишу постоянно. Когда их накопилось, то всё это оформилось в книжку. («Свете Светлый» Спб., 2014). Ещё я их называю «Картинки из глубинки». «Глубинкой» у нас обычно называют провинцию. Тут много того, что для меня связано с детством. А детство – это уже глубинка души, со своим мироощущением, которое на самом деле никуда не уходит; оно просто с годами оказывается завалено нашим «взрослым» житейским хламом. Ещё в некоторых (но не всех) моих картинках ощущается влияние русского лубка 19 века, в котором есть религиозная составляющая, т.к. в каком-то смысле лубок вырастает из иконописи; не удивительно, что именно иконописцы были первыми создателями лубка. (В основном я имею в виду лубок ранний). А теперь расскажу забавную историю, которая немало повлияла на меня. Было это на излёте существования СССР. Мой приятель, член молодёжной секции Союза Художников, предложил мне зайти вместе с ним на общее собрание С.Х., т.к. ему нужно было «засветиться» и за что-то проголосовать, а я должен был подождать, когда он освободится. Так я оказался на этом собрании. Сразу поразила атмосфера. Это было совсем не то, чего я, по наивности, ожидал. Ничего общего с пресловутыми «творческими вопросами». Воздух показался тяжёлым, спёртым, пахло пиджаками, стало скучно и тягостно. Я почувствовал себя плохо (в вегетативном смысле). Потом началось обсуждение вопросов, связанных с распределением каких-то продуктовых наборов. Вот тут, когда мэтры заговорили о жратве, мне окончательно поплохело, и я стал тихо «отъезжать» в прямом смысле слова. Благо, что стоял у двери. Как осьминог, я плавно перетёк из этого аквариума через дверной проём наружу и тихо обвалился в обморок. Своего приятеля я уже дожидался на улице с расстёгнутым воротником. После этого случая и до сегодняшнего дня, ни разу не возник даже позыв вступить в Союз Худ. Какой-то удивительно-устойчивый рефлекс появился, как у собаки Павлова. Короче говоря, «не был, не состоял, не числился». Автобиография художника
- «Ликвидация»
- 1905 год
- ibikeufa
- Алексей
- Англия
- Андропов
- Аненербе
- Арина-Ариадна
- Аркаим
- Байкал
- Байконур
- Брежнев
- Британия
- Булгаков
- В мире животных
- ВВС
- ВДВ
- ВДНХ
- ВЛКСМ
- ВОВ
- Важно
- Важно!
- Валаам
- Ван Гог
- Варенька
- Варяг
- Вера Холодная
- Вертинский
- Верхний пост
- Вивьен Ли
- Воскресенская
- Вселенная
- Вторая Мировая война
- Высоцкий
- Гагарин
- Галина
- Гимн
- Гоголь
- Горбачев
- Горбачёв
- Горный институт
- Гражданская война
- Даманский
- Демидовы
- Деткам
- Джо Дассен
- Дзержинский
- Доброе утро
- Домострой
- Достоевский
- Друзьям!!!
- Екатерина II
- Екатеринбург
- Екатеринбург сегодня и сто лет тому наз
- Екатеринбургу 290 лет
- Елисеевский
- Ельцин
- Есенин
- Ефремов
- ЖЖ
- Задорнов
- Зингер
- История герба и титула России
- КГБ
- Карамзин
- Карл Брюллов
- Карнеги
- Кемерово
- Кеннеди
- Китай
- Кленовая — Средний Урал
- Коды
- Колчак
- Корчак
- Кремль
- Кузнецов
- Курск
- Левитан
- Левитан в Свердловске
- Леди Гамильтон
- Ленин
- МТС
- Макаренко
- Мамаев курган
- Марианская впадина
- Мата Хари
- Маша
- Маяковский
- Молодогвардейцы
- Москва
- Музей Тюссо
- Нестеров М.В.
- Новый год
- Олимпиада
- Орден Тамплиеров
- От души
- Палех
- Пасха
- Первая Мировая
- Перевал Дятлова
- Петербург
- Полезные советы
- Преданья старины
- Прокудин-Горский
- Просто красиво
- Путин
- Пушкин
- Раневская
- Романовы
- Россия
- Ру
- Русь
- Рыженко
- СССР
- Свердловск
- УВЗ
- Урал
- Фаберже
- Фаина Раневская
- Федоскинская миниатюра
- Франция
- Фрейд
- Хопкинс
- ЦРУ
- Циолковский
- Чазов
- Чайковский
- Чапаев
- Черномырдин
- Шукшин
- Эдит Пиаф
- Эрмитаж
- Юнеско
- Юрий Гагарин
- Якуталмаз
- Япония
- авария
- авто
- актерские байки
- актеры
- ангелочки
- анекдоты
- анонс
- армия
- артефакт
- археология
- архив
- архитектура
- баня
- барды
- береста
- бесподобно
- библиотека
- билайн
- биоритмы
- благотворительность
- быт
- весеннее
- весна
- ветераны
- видео
- викинги
- власть
- внучки
- вода
- война
- волки
- вороны
- воспоминания
- гадания
- генеалогия
- героизм
- гифки
- головоломка
- голуби
- гороскоп
- дебилизмы
- деньги
- деревянное зодчество
- дети
- джинсы
- документальные фильмы
- документы
- древний
- душевное
- евреи
- еда
- жаргонизмы
- женственность
- женщины
- живопись
- животные
- жуть
- загадка
- задачка
- здоровье
- зимнее
- зрение
- икра
- иллюстрации
- инвалиды
- инет
- интеллект
- интервью
- интервью с Суворовым
- интересно
- искусство
- историческое
- история
- история любви
- история моды
- календарь
- карикатуры
- карты
- кино
- клады
- книги
- колокольчики
- конкурс
- космонавтика
- космос
- котейки
- котогифки
- кофе
- криминал
- культура
- кухня
- лебеди
- легенды
- лето
- ликбез
- лингвистика
- литература
- личности
- личность
- лошади
- любовь
- люди
- мама
- масоны
- математика
- мегалиты
- медведи
- медицина
- милиция
- мода
- мое
- молитва
- моя родословная
- музыка
- наука
- наши проекты
- неведомое
- новости
- обзор
- образование
- общение
- одиночество
- оптические иллюзии
- органы
- ордена
- оружие
- осень
- открытки
- памятники
- память
- парад ВМФ
- патриотизм
- перлы от Лукашенко
- персоны
- песни
- песня
- пин-ап
- поговорки
- полезные советы
- поэзия
- правила рыцаря
- правописание
- православие
- праздники
- природа
- притча
- про жизнь
- проекты
- произношение
- психология
- разведка
- разное
- рассказы
- редкие вещи
- ретро
- рецепты
- русский язык
- сад
- север
- семья
- спорт
- старообрядцы
- стиль
- сюрреализм
- телевидение
- торговля
- трагедия
- традиции
- фильмы
- флешка
- флешмоб
- фонд
- фото
- химия
- храм
- художники
- цветы
- цыгане
- чай
- чудаки
- школа
- экология
- этикет
- юзерпики
- юмор
- ягоды
Добавить комментарий