Идеология просвещения

Сущность и основные принципы идеологии Просвещения

Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское Просвещение было представлено плеядой выдающихся мыслителей. Вольтер, Монтескье, Кондильяк. Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Руссо — вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей. Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции, стали общественным достоянием. Причем эти идеи распространялись не только посредством собственно философских произведений, но и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени).

В социально-политическом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции, выступало как идейное оружие в борьбе с феодально-абсолютистским строем. Можно утверждать, что прежде чем Великая французская революция свершилась в действительности, она сначала произошла в умах философов-просветителей, которые в течение всего XVIII в. ковали новое, антифеодальное сознание, новые ценностные установки и мировоззренческие ориентиры, готовили массы к штурму твердынь феодализма. Движение Просвещения, таким образом, было во Франции философской революцией, которая подготовила революцию политическую.

Философы-просветители, особенно материалистической ориентации, стремились разработать программу устранения общественных зол и нового общественного устройства, которая, несмотря на свойственные ей многочисленные иллюзорные и утопические моменты (это однозначно показал последующий исторический опыт), сыграла крупную роль в социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на последующие события европейской и мировой истории.

Развернув сокрушительную критику религиозного освящения феодальных режимов, французские философы XVIII в. продолжили работу, начавшуюся еще в эпоху Возрождения, — обесценивание религиозной веры, устранение диктата теологии, обезбоживание социально-политической и духовной жизни людей. Мыслители эпохи Просвещения были уверены, что решающую роль в исправлении социальных отношений призвано сыграть знание, и особенно познание «естественного порядка». «Естественный порядок», считали они, может быть достигнут лишь тогда, когда социальные отношения будут приведены в гармоническое соответствие с природой человека. «Естественный порядок» познаваем человеческим разумом и соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека. Виной тому, что этот порядок пока еще не утвердился в жизнедеятельности людей, являются невежество, мракобесие, религиозный фанатизм и тому подобные вещи. Именно они — главная причина человеческих бедствий, всякого зла и несчастья. Преодолеть зло и несчастье можно только избавившись от невежества, просветив разум. Исходя из этого, просветители формулируют свою главную практическую задачу — просветить разум людей, дать им правильные знания. Только на этой основе, с их точки зрения, может быть преобразована жизнь общества и человека.

Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, в прогресс наук, создающий условия для экономического и социального процветания, — вот основной пафос Просвещения. Философы этой эпохи считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума; разум и только разум является основой всякого прогресса, всякого движения вперед. Согласно им, знание, мораль, религиозная вера, — все должно быть подвергнуто беспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Увлеченные идеалом грядущего «царства разума», эти мыслители наивно полагали, что феодально-аристократическая эпоха и свойственные ей политический деспотизм, религиозный фанатизм и т.д. — это не объективно обусловленная, закономерная стадия в развитии человечества, но отклонение, «перерыв» в восходящем шествии разума, и положить ей конец можно только посредством просвещения людей.

Разум занимает в идеологии Просвещения место высшего судьи, выступает как высшая инстанция критического анализа. Сам же разум оказывается вне критики, поскольку над ним нет ничего, что могло бы подвергнуть его критической оценке. С точки зрения Просвещения разум является единым и универсальным, общим для всех людей, во все времена, поэтому культура, которая должна быть построена на принципах разума, представляется единственно возможной рациональной культурой. Все, что существовало до нее, есть лишь ложь и заблуждения, результат невежества или сознательного обмана. Убежденные в силе и независимости разума, философы Просвещения считали, что он способен преодолеть ложь и заблуждения и обеспечить прогрессивное развитие человечества. Уверенность в силе разума соединялась у них с уверенностью в неуклонности исторического прогресса.

Разум и прогресс — вот два главных лозунга философии Просвещения. При этом просветители апеллируют не просто к разуму — ведь к разуму обращались и философы XVII в., — а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от всяких «сверхопытных гипотез». Тем самым они пытались совместить рационалистические убеждения в могуществе и независимости разума с эмпирическим взглядом на происхождение знания. Они считали, что знание возникает опытным путем, но мера его истинности определяется разумом. Поэтому философов-просветителей, несмотря на явные элементы сенсуализма в их теориях познания, справедливо называли «рационалистами».

Итак, XVIII в. осознавал себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья.

Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как на высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество.

В чем суть идеологии Просвещения?

Просвещение представляет собой широкое ан­тифеодальное движение периода становления ка­питализма (XVII — XVIII вв.). Оно охватило практи­чески все европейские страны. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просве­щенным. В Австрии, Пруссии, России монархи ис­пользуют идеи Просвещения для укрепления цент­рализованной системы управления. Разум и Про­свещение превратились в основные лозунги эпохи. Однако разработка идеологии Просвещения отве­чала в целом интересам иных социальных сил. Но­вый прогрессивный класс буржуазии через своих идеологов провозгласил культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и прежде всего прогресс науки и просве­щение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующе­го законам Природы.

Идеология Просвещения наиболее ярко прояви­ла себя в Англии, Германии и особенно — во Фран­ции. В отличие от более консервативных английс­ких просветителей, озабоченных закреплением завоеваний буржуазной революции, французские просветители фактически подготавливали револю­цию в своей стране, отталкиваясь от английского опыта. Как мощное идейное движение, Просвеще­ние, начавшись в Англии, набирает силу во Фран­ции в 40-е гг. XVIII века. Монтескье, Дидро, Голь­бах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистс­кого строя, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знат­ности. Просветители считали, что причины обще­ственного неблагополучия коренятся, в первую оче­редь, в невежестве людей, в заблуждениях рассуд­ка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направ­ленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. И здесь трудно переоце­нить роль издания, которому суждено было стать крупнейшим культурным свершением XVIII века. Речь идет о получившей всемирную известность 35 томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780). Идейным вдохно­вителем и организатором издания был известный философ Д. Дидро, сумевший привлечь к сотрудни­честву многих выдающихся ученых и философов — Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д’. Аламбера, Гольбаха и других. Никогда еще бур­жуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, изящных и страстных. Способствуя распространению реаль­ных знаний, совершенствованию системы образо­вания, энциклопедисты повернули социальный ин­терес в сторону естествознания, а последнее сори­ентировали на обслуживание материальных инте­ресов, подчинили общественной пользе.

Вместе в тем Просветители продолжили тео­ретические поиски своих предшественников в вы­работке целостных представлений о мироздании, разработке буржуазного мировоззрения. Далеко не случайны их претензии на создание «истинных систем» (Дешан), соответствующих «истинному духу» законов природы. Зачастую истинные сис­темы излагаются в виде свода готовых к употреб­лению, разбитых по статьям законов, регулирую­щих практически все стороны жизни («Кодекс природы» Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Мабли, «Проект конституции для Корсики» Руссо и др.). Подобная идейная си­туация отражала процесс созревания правового сознания буржуазного общества. А апелляция к естественному, природному была главным элемен­том в пользу истинности предлагаемой теории.

XVIII век в лице просветителей вносит суще­ственно новые моменты в разработку естествен­но-правовой теории. Естественное состояние пере­стает пониматься как «война всех против всех», природа человека — как злобная и агрессивная, а природное равенство — как причина неустойчи­вости и анархии. У просветителей-коммунистов и эгалитаристов появляются сомнения относитель­но естественности права собственности. Руссо, на­пример, в отличие от Гоббса считал, что в есте­ственном состоянии человек не был ни добр, ни зол, что это было состояние изолированных инди­видов, а к возникновению государства привели соб­ственность и неравенство. С другой стороны, Мабли и Гольбах считали социальные качества чело­века столь же естественными, как и биологичес­кие, и критиковали «право силы». Мабли пола­гал, что собственность возникает как результат злоупотреблений должностных лиц, и право на нее не является естественным.

Просветители внесли существенный вклад в разработку теорий «общественного договора». Они давали различное толкование причин, побудивших людей к заключению гипотетического обществен­ного договора на заре человеческой истории: пре­кращение «войны всех против всех», охрана соб­ственности, обуздание страстей и т.д.

Одни считали возникновение государства бла­гом, другие — злом. Но даже самый выдающийся представитель буржуазной «робинзонады» Руссо в конечном счете приходит к выводу, что граж­данское общество, возникающее в результате об­щественного договора, значительно выше перво­начального «естественного состояния». Француз­ских просветителей, как и их предшественников в XVII в. , волнует вопрос, как не допустить пере­рождения государственной власти в деспотичес­кую форму правления. Развивая идеи Локка, Мон­тескье указывает, что недопустимо соединение в одном лице законодательной, исполнительной и судебной властей. А американский просветитель, интерпретатор идей Локка — Т. Джефферсон ут­верждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в ре­зультате ее правильного перераспределения. Иде­алом для него выступает «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы.

Таким образом, XVIII век в лице просветите­лей внес ряд существенно новых моментов в раз­работку идеалов либеральной демократии. Либе­ральная идея начинает распространяться по стра­нам и континентам, воплощаясь в практику госу­дарственного строительства различных народов.

Что касается искусства, то во многом благода­ря атеистической пропаганде просветителей оно становится преимущественно светским. Исчезает принципиальная несовместимость культур различ­ных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над культовым, идет «обмирще­ние» в живописи и скульптуре, где жанровое направление занимает одно из главных мест. Мож­но сказать, что искусство XVIII в. совершает плав­ный переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного — к непосредственно данному, чело­веческому.

Идеология эпохи Просвещения

Общие замечания

Эпоха просвещения, которую еще называют «веком разума» и «золотым веком утопии», уложилась всего в 100 лет. В других приведенных обозначениях описываемого времени отражаются основные его черты. Эта эпоха по праву считается одной из самых ярких, наряду с Возрождением, В Европе по развитию философии и духовной культуры.

Замечание 1

Просветители провозглашали главенство разума в деле изучения окружающего мира. Наука выходила на первое место и становилась не только прерогативой узкого научного сообщества, но и остальных людей.

Еще одной особенностью идеологии Просвещения являлся деизм, т.е. представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме, т.е. господь создал вселенную, а потом она начала развиваться по законам, которые вполне поддаются изучению.

И третья особенность идеологии – это главенство воспитания и образования в формировании человека. Просветители считали, что только среда формирует человека, поэтому изменив среду и сделав образование воспитывающих гуманистов, можно через два поколения строить идеальное общество.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

Итак, равенство всех перед законом, победа разума и исторический оптимизм – это основные идеологические особенности эпохи просвещения.

Национальные особенности эпохи Просвещения

Античная философия и философия ренессанса лежат в основании идеологии просвещения. Вообще Просвещение принято рассматривать по странам – Англия, Германия, Франция – и соответственно по национальным особенностям. Начало формирования идеологии просвещения обнаруживают в Англии.

Специфику английского просветительства видят в лояльном отношении как к церкви, так и к государству. Это было вызвано тем, что уже к началу $XVII$ века в стране была парламентская монархия, а значит и демократическая борьба политических течений и партий, религиозная политика же церкви была гибкой, т.е. она не стояла в оппозиции к просвещению и поддерживала их лозунги.

Кроме того, именно с Англией связывают зарождение прагматизма, по-другому философии выгоды, культом которой были деньги.

Замечание 3

Джон Локк считается идеологом английского просвещения, так как в своей основной работе «Опыт о человеческом разумении» он провозглашает основные неотчуждаемые права человека – жизнь, свободу, собственность.

Французская идеология просветительства играла особую роль в духовной жизни Европы $XVIII$ века – Франция была эталоном, всему французскому подражала все европейские государства.

Спецификой французского просветительства, основными представителями которого были Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Д. Дидро, считается его политический радикализм, выражавшийся в антифеодализме, антиабсолютизме, оппозиционности существующему строю.

Замечание 4

Наиболее радикальной формой радикализма был руссоизм, проявлявшийся в подчинении личности общественным целям и отказом от различных форм государственности.

Спецификой просветительства Германии считается католическое просвещение. В отличие от других стран, в которых борцы с церковью выходили из нее, в этой стране стремились исправить ее изнутри.

Идеологом немецкого просвещения был Эммануил Кант, ученые и философ, который в своей основной работе «Критика чистого разума», поставив знаменитые три вопроса:

  1. Что я могу знать? (метафизика),
  2. Что я должен делать? (мораль),
  3. На что я могу надеяться? (религия),

определив духовные проблемы человека.

Замечание 5

Ученый утверждал, что ценность знания определяется тем, насколько они помогают человеку стать человечнее. Мораль учит распознавать добро и зло, а совесть – это способность самоконтроля.

06 Философия Просвещения

06.01 Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:

Ш. Монтескье

Ж.-Ж. Руссо

Б. Спиноза

Дж. Беркли

06.02 Философы, которые развивали теории естественного права и общественного договора в XVIII в.

Ш. Монтескье

Ж.-Ж. Руссо

Т. Гоббс

Дж. Локк

06.03 Время расцвета просветительской мысли во Франции:

40-е гг. XVII в.

20-е гг. XIX в

20-е гг. XVIII в

40 -Е гг. XVIII в.

06.04 Представители философии Французского Просвещения (несколько вариантов)

Ламетри

Руссо

Лейбниц

Кампанелла

06.05 Представители философии Французского Просвещения (несколько вариантов)

Дидро

Кондорсе

Кампанелла

Абеляр

06.06 Представители философии Французского Просвещения (несколько вариантов)

Гольбах

Гельвеций

Абеляр

Монтень

06.07 Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители — …

античность

средневековье

Возрождение

Новое время

06.08 Мыслитель эпохи Просвещения, обосновавший концепцию »естественной религии»

П.Гольбах

Д. Дидро

Вольтер

Т. Гоббс

06.09 По определению французских просветителей, «истинная религия разумна и …

космополитична

универсальна

нравственна

гуманистична

06.10 Концепция природы, развитая в трудах П. Гольбаха:

идеалистическая

диалектическая

материалистическая

гуманистическая

06.11 Дидро являлся сторонником …

материализма

идеализма

субъективизма

интуитивизма

06.12 Ламетри являлся сторонником …

материализма

идеализма

субъективизма

интуитивизма

06.13 Материализм в эпоху Просвещения был связано с развитием…

науки

искусства

политики

религии

06.14 Одним из создателей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»… являлся…

Дидро

Абеляр

Лейбниц

Ньютон

06.15 Французский материализм XVIII в. опирался на достижения английского…

сенсуализма

деизма

пантеизма

идеализма

06.16 «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» способствовала критике (несколько вариантов)…

феодализма

религии

науки

искусства

06.17 Просвещение в Европе развивалось под влиянием движения…

энциклопедистов

гуманистов

студентов

пролетариев

06.18 Учение о причинно-следственных связях – это…

детерминизм

агностицизм

материализм

панлогизм

06.19 Детерминизм французских материалистов отрицал…

случайность

необходимость

вероятность

закономерность

06.20 Детерминизм французских материалистов утверждал, что все причинно-следственные связи…

случайны

возможны

вероятны

закономерны

06.21 «Фатальность — это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок», — считал… Гольбах

Монтескье

Гоббс

Фейербах

06.22 Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения…схоластика

эстетика

психология

механика

06.23 «Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал …

Руссо

Гельвеций

Ламетри

Вольтер

06.24 Причина неравенства в человеческом обществе, по Руссо…

власть

наследственность

собственность

воспитание

06.25 Действенный способ преобразования общества, согласно Руссо, система…

правильного воспитания

научных знаний

политических реформ

критики религии

06.26 Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества — …

Гольбах

Монтескье

Гоббс

Кондорсе

06.27 Основополагающая тенденция человеческой истории, по Кондорсе — …

регресс

цикличность

прогресс

необходимость

06.28 Этапы развития общества: «дикость», «варварство», «цивилизация», — характеризуют…

прогресс

регресс

эволюцию

цикличность

06.29 Философия Просвещения — это этап в развитии новоевропейской философии, относящийся к …веку.

ХVII

ХVIII

ХVI

ХIХ

06.30 Мощное общественно-культурное движение в Западной Европе ХVIII века -…

Реформация

Просвещение

Ренессанс

Модерн

06.31 Просветители были сторонниками культа …

добра

красоты

разума

права

06.32 Представитель философии французского Просвещения — …

Монтень

Вольтер

Кант

Лессинг

06.33 Французские просветители Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций занимали позиции …

материализма

дуализма

деизма

пантеизма

06.34 По отношению к религии П. Гольбах занимал позицию…

деизма

атеизма

агностицизма

гуманизма

06.35 По отношению к идее Бога Дидро являлся сторонником …

атеизма

идеализма

деизма

пантеизма

06.36 Философские взгляды Ламетри по отношению к религии выражались в позиции …

атеизма

идеализма

субъективизма

интуитивизма

06.37 Противопоставление «естественного» и «цивилизованного» человека — отличительная черта исторического мышления …

эпохи Просвещения

античности

средневековья

Ренессанса

06.38 «Назад к природе!» — призывал …

Вольтер

Дидро

Ламетри

Руссо

06.39 Носитель идей Просвещения в Германии — …

Гердер

Вольтер

Гельвеций

Ламетри

06.40 Картина мира, которая находится в основе философских систем французских просветителей, называется…

релятивистская

мифологическая

религиозная

механистическая

06.41 Философ, который выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неисчислимый вред.

Вольтер

Руссо

Кант

Гегель

06.42 Принцип «существовать значит быть воспринимаемым» принадлежит …

Готфриду Лейбницу

Джону Локку

Джорджу Беркли

Дэвиду Юму

06.43 Английский философ нового времени Джордж Беркли утверждал …

«Мыслю, следовательно, существую»

«Бунтую, следовательно, существую»

«Понимаю, следовательно существую»

«Существовать значит быть воспринимаемым»

06.44 Учение Юма можно назвать …

скептицизмом

релятивизмом

материализмом

прагматизмом

06.45 Все то, что возникло естественным путем, называется…

природой

биосферой

ноосферой

обществом

06.46 Согласно Монтескье тип государственного устройства зависит от…

природных условий

воли государя

политических воззрений

воли Бога

06.47 Философия Просвещения оказала влияние на …

революционные преобразования

экономическое развитие

международные отношения

социальную мобильность

06.48 Термин «философия истории» был разработан…

Руссо

Вольтером

Мабли

Морелли

06.49 Социальные факторы, которые, согласно Руссо, «портят» человека…

наука и искусство

наука и техника

религия и поэзия

поэзия и живопись

06.50 Французские просветители выражали интересы…

буржуазии

крестьянства

аристократии

духовенства

06.51 Автором «Исповеди», написанной в эпоху Просвещения, является…

Руссо

Августин

Бэкон

Абеляр

06.52 Автором «Философского словаря», написанного в эпоху Просвещения, является…

Бэкон

Вольтер

д’Аламбер

Декарт

06.53 Автором трактата «Об уме», написанного в эпоху Просвещения, является…

Ньютон

Галилей

д’Аламбер

Гельвеций

06.54 Автором трактата «Трактат о душе», написанного в эпоху Просвещения, является…

Бэкон

Ньютон

Боэций

Ламетри

06.55 Автором трактата «Человек-машина», написанного в эпоху Просвещения, является…

Абеляр

Галилей

Боэций

Ламетри

06.56 Установите соответствие между философами эпохи Просвещения и произведениями:

Ламетри — «Трактат о душе»

Руссо – «Исповедь»

Гельвеций – «Об уме»

06.57 Установите соответствие между философами эпохи Просвещения и произведениями:

Ламетри — «Трактат о душе»

Гельвеций – «Об уме»

Вольтер — «Философский словарь»

06.58 Установите соответствие между философами эпохи Просвещения и произведениями:

Ламетри — «Человек-машина»

Гельвеций – «Об уме»

Вольтер — «Философский словарь»

06.59 В последних работах Ламетри подошёл к идеям…

эволюции

ноосферы

космоцентризма

гуманизма

06.60 Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма…

Ламетри

Абеляр

Монтень

Оккам

06.61 Идея просвещенного абсолютизма получила распространение в эпоху…

Просвещения

античности

§ 2. Конституционализм и идеология Просвещения

Рассматривая развитие конституционных идей в России, нельзя пройти мимо такого феномена, как идеология Просвещения, все более настойчиво становившаяся ведущей идеологией середины — второй половины XVIII в.

в Европе. Соотношение конституционализма и философии Просвещения является непосредственным предметом рассмотрения при анализе идей русского конституционализма.

Появление Просвещения как идейного течения глубоко закономерно и вытекает из всего предшествовавшего развития общественной мысли, причем источники этого идейного течения многообразны.

Прежде всего, это теория «государства общего блага», восходящая к трудам знаменитых правоведов XVII-XVIII вв. Гуго Гроция и Самуэля Пуфендорфа . Согласно этой теории благо всех подданных может быть достигнуто только в том случае, если все сословия и каждый подданный в отдельности будут служить государству, а само государство будет управляться хорошо продуманными законами.

Затем — это наследие культуры Возрождения с ее антиклерикализмом, гуманизмом, культом человека и верой в силу его разума.

Наконец, это знаменитая теория «естественных прав личности», разработанная английскими философами, мыслителями и публицистами XVII в. Томасом Гоббсом

(1588-1679 г.г.) и Джоном Локком (1632-1704 гг.). Им же принадлежит концепция

общественного договора и, частично, идея разделения властей И4.

Именно принципы «естественного права», признававшего равенство и свободу всех людей от рождения и, следовательно, их одинаковые права, лежали в основе идеологии Просвещения. Современное же им общество просветители считали противным разуму и несправедливым. Существует же оно только потому, что непросвещенный народ не понимает всей его несправедливости и неразумности. Следовательно, требуется просвещение народа, как первое условие реформирования неразумного общества.

Такова была основа Просвещения. Но в конкретных мерах реализации своих проектов, в политической ориентации единства не было. В целом можно выделить четыре политические концепции Просвещения:

Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер) (1694 -1779) и его последователи предполагали, что все необходимые преобразования на разумных началах осуществит «просвещенный монарх», «философ на троне». Фундаментальные законы, реформы судопроизводства, финансов, секуляризация церкви, создание светских школ, отмена крепостного состояния — таким виделся Вольтеру идеал «истинной монархии». А так как этот идеал не предполагал существенного ограничения власти монарха, то идеи Вольтера были наиболее популярны среди европейских королевских Дворов.

Шарль Луи Монтескье барон де ла Бред де Секонда (1689 -1755) — его политическим

идеалом была ограниченная конституционная монархия английского образца. Именно он в работе «О духе законов» (1748), независимо от Вольтера, разработал концепцию «истинной монархии» и трех форм государственного правления: деспотии, монархии и республики. Республика, по Монтескье, теоретически имеет преимущество, но возможна только в маленьких по территории государствах. Для большинства европейских стран больше подходит монархия, но она лишь тогда будет «истинной», когда будет основана на фундаментальных законах, которые будут преградой произволу властей, а также принципе разделения властей на независимые и контролирующие друг друга инстанции: законодательную, исполнительную и судебную.

Монтескье считал эти черты присущими идеализированной им английской монархии

и предлагал перенести их во Францию.

«Эгалитаристы» (Ж.-Ж. Руссо (1712 -1778), Анж Гудар (1720 -1791) и др.) являлись сторонниками республики, основанной на политическом равноправии, «естественных правах» и свободах личности, «народном суверенитете и праве народа на сопротивление тирании» (работа Руссо «Об общественном договоре, или принципы Политического права», 1762). Но помимо реформ политического устройства, «эгалитаристы» шли дальше и предлагали ряд социальных реформ: парцеллярное равное распределение земельных богатств, ограничение права частной собственности и т. д. При этом для «эгалитаристов» характерно отрицательное отношение к частной собственности как к источнику социальных конфликтов (Ж.-Ж. Руссо «О политической экономии», «Рассуждение о происхождении и основах неравенства среди людей», 1754; А. Гудар «Политическое завещание Луи Мандрена»).

Радикальное направление просветительства — Жан Мелье (1664 -1729), Э.-Г. Морелли, Габриэль Бонно де Мабли (1709 -1785). Все они делали акцент на социальном

преобразовании общества, в котором не будет ни частной собственности, ни классов, ни сословий. Подлинной демократией они считали общество, основанное на началах

общественной собственности и обобществленного труда, организованное «согласно законам природы». При этом политический строй не имел особого значения.

Первые три направления включают в себя так или иначе конституционные идеи. Наиболее ярко они выражены у Монтескье, чья «истинная монархия» была несомненно именно конституционной. Вольтер, хотя и был приверженцем «просвещенного абсолютизма», тоже имел в своей концепции ряд конституционных идей (фундаментальные законы, права и свободы личности). Руссо же хотя нигде и не говорит напрямую о Конституции, но его республиканский идеал несомненно содержит в себе конституционную основу. Недаром во время Французской революции нашли свое воплощение именно идеи Монтескье и Руссо.

Таким образом, конституционные идеи очень тесно связаны с идеологией Просвещения и являются одной из главных её составляющих.

Вместе с тем следовало бы отметить удивительный феномен идей Просвещения. Пожалуй, ни одно идеологическое течение за всю историю человечества не имело такого громадного авторитета, не пользовалось столь огромным влиянием, не было столь широко распространенным, как Просвещение. Причем не только среди простых подданных, но и среди коронованных особ почти всех государств Старого, а затем и Нового Света. Мир стал свидетелем настоящей «реформаторской горячки», поразившей царствующие дома Европы в 60-80-е гг. XVIII в. В литературе эти десятилетия известны как годы «союза монархов и философов».

В итальянских государствах Пьемонте, Парме и Ломбардии с 1760-х годов были упразднены или ограничены налоговые привилегии дворянства и духовенства, введено государственное начальное образование. В Неаполе запрещено дальнейшее расширение церковного землевладения, упразднена инквизиция. В 1773 г. Папа Римский был вынужден запретить Орден Иезуитов. В Тоскане герцог Петр Леопольд в 1760-80-х гг. согласно идеям знаменитого просветителя Ч. Беккариа издал уголовный кодекс с отменой пыток, смертной казни, расширил местное самоуправление, отменил средневековую систему налогообложения крестьян и впервые в Европе опубликовал государственный бюджет страны.

В Испании реформаторская деятельность в духе «просвещенного абсолютизма» была связана с именами министров короля Карла III (1759-1788) Педро Родригеса Кампоманоса, графа Аранды и графа Хосе Флоридобланки , которые отменили внутренние таможенные барьеры и монопольные права Месты, ограничили церковное землевладение, конфисковали владения ордена иезуитов, отменили средневековый запрет дворянству заниматься торгово-промышленной деятельностью, наконец, провели реформу колониального управления, позволившую сохранить американские колонии ещё на полстолетия.

Сходные реформы были проведены в Португалии маркизом Помбалой — первым министром при короле Жозе I (1750-1777) и в Швеции королем Густавом III (1772-1792) ,

прославившемся еще и в качестве покровителя науки и искусств.

Активизация политической жизни коснулась и Англии . Пришедшие к власти в 1783 г. «молодые тори» Уильяма Питта — младшего проводили достаточно либеральный политический курс. Была предоставлена парламентская и судебная автономия Ирландии и даже внесен на рассмотрение Парламента билль об избирательной реформе, который, правда, так и не был принят.

В США события приняли и вовсе революционный оборот. В результате Войны за независимость бывшие британские колонии объединились в государство с республиканской формой правления. Декларация о Независимости 1776 г. и Конституция 1787 г., основанная на принципе разделения властей, наряду с английской парламентской системой, стала объектом подражания для всех реформаторов континентальной Европы.

По сходному сценарию разворачивались события в Польше . 3 мая 1791 года после длительной политической борьбы победили сторонники реформ, была принята Конституция, отменившая принцип liberum veto и установившая конституционную монархию. Однако в развитие событий вмешались внешние силы, началась интервенция Пруссии, Австрии и России, закончившаяся разделами страны в 1793 и 1795 гг.

Наиболее же глубокие реформы, правда, с разным результатом, были проведены в Дании, Пруссии и Австрии. В этих странах монархи, проводя реформы в духе Просвещения, нередко действовали вопреки мнению своей главной социальной опоры — дворянства.

В Дании реформы были связаны с именем И. Струэнзе (1770-72) — личного врача и по совместительству первого министра при короле. В ходе реформ была введена полная свобода печати, независимость суда, свобода торговли, началась постепенная отмена крепостного права. В результате государственного переворота Струэнзе был арестован и затем казнен, но его политика вызвала удивление и восхищение всей Европы и стала примером для подражания.

В Пруссии политика «просвещенного абсолютизма» была связана с именем Фридриха II (1740-1786). Помимо военной реформы, этот монарх реорганизовал финансы и судопроизводство, запретив процессы ведьм и пытки, подтвердил свободу вероисповедания, ввел обязательное начальное образование. Пытался он решить и крестьянский вопрос, отменив крепостное право в Померании и предоставив крестьянам право наследственного владения земельными участками. Однако реформа эта не была доведена до конца, а крепостное право по всей стране было отменено лишь в 1807-1811 гг. Тем не менее подводя итоги деятельности Фридриха II, следует сказать, что из всех попыток проведения реформ в Европе того времени

эта была наиболее успешной.

По-иному сложилась судьба реформаторских начинаний у современника Фридриха австрийского императора Иосифа II (1780-90). Его принято считать идеальным «просвещенным монархом». В административных реформах Иосиф II пошел на прямой конфликт с дворянством и духовенством в целях укрепления государства. Он лишил дворянство налоговых привилегий, изъял из его ведения осуществление исполнительной власти на местах, была проведена частичная секуляризация церковных земель, издан Толерантный патент о свободе вероисповедания. В 1781-1785 гг. было отменено крепостное право в наследственных землях Габсбургов. Недовольное дворянство выступило против политики Иосифа II. Путем интриг был искусственно раздут конфликт в Венгрии и Чехии, плелся заговор

и в самой Вене, Иосифу II реально угрожал дворцовый переворот. Хотя перед смертью он по настоянию наследников отменил практически все свои реформы за исключением Толерантного патента и отмены крепостного права в коронных землях, деятельность Иосифа II оказала огромное влияние на дальнейшее развитие империи и, возможно, предотвратила не менее мощную революцию, чем во Франции, учитывая чрезвычайную остроту национальных и социальных противоречий в Австрийской империи.

Реформы не затронули практически только германские княжества и Францию . Правители последней оказались на редкость недальновидными. В 1774-1776 гг. известный экономист-физиократ Р. Тюрго был назначен суперинтендантом финансов и попытался провести ряд реформ. Была отменена регламентация хлебной торговли, упразднены цеховые корпорации, крестьяне освобождены от дорожной повинности, которая была заменена денежным налогом, падавшем на все сословия. Кроме того, Тюрго разработал проект отмены за выкуп ряда феодальных повинностей. Но, вскоре, Тюрго попал в немилость и был отправлен в отставку, а все его реформы были отменены. В 1787 г. вторая попытка реформ была предпринята новым суперинтендантом финансов Ж. Неккером . Однако почти все его проекты остались нереализованными. Единственное, что удалось ему сделать, это отменить наконец-то дорожную барщину, заменив её денежным налогом, и отменить средневековый обычай пыток при допросах. Этими мерами реформы и ограничились. Бурбоны упорно не желали прислушиваться к мнению и советам идеологов Просвещения. Поэтому не удивительно, что именно во Франции разразилась мощная буржуазная революция, насильственным путем ликвидировавшая остатки Средневековья.

На основе приведенного выше обзора не может не возникнуть вопрос, в чем же причина столь высокой популярности и огромного влияния идей Просвещения? Ответ видится в следующем.

Во-первых , идеологи Просвещения обращались к разуму монархов и очень чутко уловили главную их слабость — боязнь потерять власть. Линия их рассуждений проходила примерно следующим образом: «если не хотите потерять власть завтра, — обращались они к монархам, — то проводите реформы сегодня, даже если они противоречат сиюминутным интересам высших классов. В будущем это воздастся Вам сторицей, избавит подвластную Вам страну от грядущих потрясений из-за неразумного государственного устройства, а мудрость Вашу будут прославлять потомки».

Большинство монархов попадали под влияние, как им казалось неопровержимых идей, строго логичных построений просветителей.

Именно в этом, скорее всего, кроется причина увлечения монархов просветительскими идеями во второй половине XVIII века, несмотря на, казалось бы, почти полное отсутствие объективных причин во многих странах, где феодализм еще был достаточно жизнеспособен, и секрет того, что часто монархи, напуганные угрозой предсказанной в будущем кровавой революции, действовали зачастую даже вопреки сиюминутным интересам своей главной социальной опоры — дворянства, как, например, Иосиф II в Австрии или Павел I в России.

Ну и, во-вторых , предлагаемый просветителями набор реформ (в основном в духе вольтерьянской концепции «философа на троне») не посягал на саму монархию, её политическое господство и даже, что тоже немаловажный факт, укреплял её.

Таким образом, идеология «Просвещения» является источником конституционализма в его классической форме. Просвещение явилось своеобразным философским обоснованием конституционных идей. Философия Просвещения имела ярко выраженную политико-правовую, практическую направленность. Она рациональным, логическим путем обосновывала необходимость изменения изживавшего себя феодального строя и его замены новыми государственными формами, основанными на разумных (рационалистических) принципах.