Идея Москва 3 Рим
Содержание
- Храм Христа Спасителя: история возведения
- Третий Рим
- Претензии на преемство от Византийской империи
- Претензии на преемство от Священной римской империи
- Италия
- Примечания
- Ссылки
- Выражение Москва — Третий Рим
- Концепция Москва — Третий Рим
- История теории
- Трансформации и критика концепции
- Видео
- torbina
- Главная церковь страны — Храм Христа Спасителя в Москве. А также, Патриарший мост и памятник Петру I
- Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве
- Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве
- Статус Храма Христа Спасителя в Москве
Храм Христа Спасителя: история возведения
Когда в 1812 году войска Наполеона были повержены, воодушевленный Александр I задумался о возведении в Москве церкви во имя Христа Спасителя. Эта идея была жестом благодарности Всевышнему за спасение русского народа. Впоследствии Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма и издал указ о празднестве 25 декабря как дня избавления от врагов. Между тем, несмотря на то, что сам замысел возведения церкви принадлежал государю, его строительная идея была воплощена генералом русской армии Михаилом Ардалионовичом Кикиным. Архитектурная же задумка была представлена Александром Витбергом. Среди множества конкурсных работ именно его оказалась более подходящей для создания храма-памятника.
Проект Храма Христа Спасителя. (theoryandpractice.ru)
Проект начал реализовываться в 1817 году. Тогда и состоялась торжественная закладка храма. Проходила она на Воробьевых горах, но возникшие вскоре проблемы, связанные с непрочностью почвы, вынудили уже нового правителя — Николая I — приостановить работу. В апреле 1832 года император утвердил новый проект храма. В этот раз архитектором выступал Константин Тон, а местом возведения храма-памятника стал берег Москвы-реки, рядом с Кремлем. Находившийся на этой территории Алексеевский монастырь был переведен в Сокольники, а церковь Всех святых разрушена. Закладка нового храма состоялась в сентябре 1839 года.
Храм Христа Спасителя строился более сорока лет
Преодолевая пожары, затопление грунтовыми водами и обвалы фундамента, рабочие строили храм больше сорока лет. В 1841 году с поверхностью цоколя были выровнены стены. В 1846 году сведен свод большого купола. Через еще три года была завершена работа по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. В 1849 году закончен свод большого купола. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами. Уже в 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствующую в первоначальном проекте. И к 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. Работы по внутренней росписи храма к этому времени тоже подошли к концу.
На всех стенах храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю, а также русских князей, отдавших свои жизни за целостность страны. Имена этих героев были начертаны на мраморных досках, разложенных в нижней галерее храма. В целом, скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков. А также те пути и средства, которые господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого спасителем.
5 декабря 1931 года храм был варварски разрушен большевиками
Освящение храма состоялось в день Вознесения Господня — 26 мая 1883 года. В это же время на престол вступил Александр III. В июне, во имя святого Николая Чудотворца, совершилось освещение предела храма, а в июле во имя святого Александра Невского был освящен второй предел. После этого в храме стали проводится регулярные богослужения. Хор, учрежденный при храме, вскоре стал считаться одним из лучших в столице.
Некоторое время на месте храма был огромный бассейн «Москва»
Всевозможные события, юбилеи и коронации с размахом отмечались в храме. Главным же престольным праздником считалось Рождество Христово, которое до 1917 года отмечалось всей православной Москвой как день победы в Отечественной войне 1812 года. В начале 1918 года, в период гонений на церковь, храм полностью лишился помощи от органов власти, а 5 декабря 1931 год был разрушен большевиками.
Проект Дворца Советов. (wikipedia.com)
В честь победившего социализма на этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов. По задумкам, это должно было быть самое высокое в мире здание, которое стало бы символом новой страны. Предполагалось, что размеры здания превысят четыреста метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина. Впрочем, воплотить проект в жизнь так и не удалось. И после Второй мировой войны на месте памятника-храма появился бассейн «Москва».
Этапы разрушения и восстановления Храма Христа Спасителя. (infourok.ru)
В годы перестройки возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя. Впоследствии было принято решение восстановить храм на его изначальном месте и в точности соответствующим оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство. Великое освящение Храма Христа Спасителя свершилось в 2000 году и ознаменовало начало нового тысячелетия.
На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.
История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.
Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.
Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров — Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.
Строительство храма. 1852 год:
Освящение храма. 1883 год:
Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:
После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:
1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:
Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.
Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.
1935-1937 гг.:
1938-1940 гг.:
По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн «Москва» (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.
По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.
Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.
Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей — посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.
Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн «Москва» был закрыт в 1994 году.
Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.
По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.
Бассейн «Москва». 1969 год:
Снос бассейна. 1994 год:
Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.
19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.
Официальный сайт: http://www.xxc.ru/
Монумент в честь императора Александра II
Патриарший мост
В шатре возле храма открыта выставка песчаной скульптуры. На фото — фрагменты экспозиции «Святая Русь».
Третий Рим
Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран как преемников Римской империи.
Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии или Западной римской империи.
Претензии на преемство от Византийской империи
Болгария
См. также: Царьград Тырнов
В 913 году Симеон I болгарский был коронован императором (царём) Константинопольским Патриархом и императорским регентом Николаем Мистиком за пределами византийской столицы. В его окончательной упрощенной форме титул гласил: «император и Самодержец всех болгар и римлян». Римский компонент в болгарском императорском титуле указывал как на господство над грекоязычными, так и на происхождение имперской традиции от римлян, однако этот компонент никогда не признавался византийским двором.
Византийское признание императорского титула Симеона было отменено последующим византийским правительством. Десятилетие 914—924 годов прошло в разрушительной войне между Византией и Болгарией по этому и другим конфликтным вопросам. Болгарский монарх, который еще больше раздражал своего византийского коллегу, претендуя на титул «императора римлян», был в конечном итоге признан «императором Болгар» византийским императором Романом I Лакапином в 924 году. Византийское признание императорского достоинства болгарского монарха и Патриаршего достоинства Болгарского Патриарха было вновь подтверждено при заключении постоянного мира и болгаро-византийского династического брака в 927 году. Тем временем болгарский императорский титул, возможно, был также подтверждён папой римским. Болгарский императорский титул «Царь» был принят всеми болгарскими монархами вплоть до падения Болгарии под османским владычеством. Болгарские литературные произведения XIV века чётко обозначают болгарскую столицу, Тырново как преемницу Рима и Константинополя, по сути, «Третий Рим».
Сербия
В 1345 году сербский король Стефан Урош IV Душан провозгласил себя императором (царём) и был коронован в качестве такового в Скопье на Пасху 1346 года вновь созданным Сербским патриархом, а также Патриархом всей Болгарии и автокефальным архиепископом Охридским. Его императорский титул был признан Болгарией и различными другими соседями и торговыми партнёрами, но не Византийской империей. В своей окончательной упрощенной форме сербский императорский титул значился в форме «император сербов и римлян» (цар срба и римљана). Он был использован только Стефаном Урошем IV Душаном и его сыном Стефаном Урошем V в Сербии (до его смерти в 1371 году), после чего более не использовался. Сводный брат Душана, Симеон Урош, а затем его сын Иоанн Уреш, претендовали на тот же титул, до отречения последнего в 1373 году, правя в Фессалии. «Римский» компонент сербского императорского титула указывает как на господство над греками, так и на происхождение имперской традиции от римлян.
Османская империя
Султан Мехмед II с патриархом Геннадием II на мозаике 18-го века
После падения Константинополя в 1453 году нашей эры Мехмед II провозгласил себя Kayser-i Rum, буквально «Цезарем Рима». Это было признано православным Константинопольским патриархатом, но не римско-католической Западной Европой. Геннадий Схоларий, заклятый враг Запада, был возведен на престол Константинопольским Патриархом со всеми церемониальными атрибутами Византии самим Мехмедом, выступая в роли римского императора, и в свою очередь Геннадий признал Мехмеда преемником престола. Претензии Мехмеда основывались на концепции, что Константинополь был резиденцией Римской Империи, после переноса её столицы в Константинополь в 330 году нашей эры и падения Западной Римской Империи. Мехмед также имел родословную от византийской императорской семьи; его предшественник, султан Орхан I, женился на византийской принцессе, и Мехмед мог претендовать на происхождение от Иоанна Целеписа Комнина. В течение этого периода Османская империя также уничтожила Отранто и его население, и Мехмед II планировал взять сам Рим, когда итальянская кампания была прервана его внезапной смертью. Титул вышел из употребления после его смерти, но имперские органы, созданные Мехмедом II, существовали в течение многих столетий.
Россия
Основная статья: Москва — третий РимШапка Мономаха
Впервые подобная концепция была выдвинута митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492). В явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем (первое, адресованное дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства): Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе».
Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в двух посланиях игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу:
«Да вѣ́си, хрⷭ҇толю́бче и҆ бг҃олю́бче, ꙗ҆́ко всѧ̑ хрⷭ҇тїа̑нскаѧ црⷭ҇тва прїидо́ша вконе́цъ во є҆ди́но црⷭ҇тво на́шегѡ гдⷭ҇рѧ, по прⷪ҇ро́чєскимъ кни́гамъ, то̀ є҆́сть роме́йское црⷭ҇тво. два̀ ᲂу҆́бо ри̑ма падо́ша, а҆ тре́тїи стои́тъ, а҆ четве́ртомꙋ не бы́ти. <…> Да вѣ́сть твоѧ̀ держа́ва, бл҃гочести́вый цр҃ю̀, ꙗ҆́ко всѧ̑ црⷭ҇тва правосла́вныѧ хрⷭ҇тїа́нскїѧ вѣ́ры снидо́шасѧ въ твое́ є҆ди́но црⷭ҇тво: є҆ди́нъ бо ты̀ всѣ́й поднб҃е́сной хрїстїа́нѡмъ цр҃ь <…> ꙗ҆́коже вы́ше писа́хъ тѝ и҆ ны́нѣ гл҃ю: блюдѝ и҆ внемлѝ, бл҃гочести́вый цр҃ю̀, ꙗ҆́ко всѧ̑ хрⷭ҇тїа̑нскаѧ цр҃ьства снидо́шасѧ въ твоѐ є҆ди́но, ꙗ҆́ко два̀ ри̑ма падо́ша, а҆ тре́тїй стои́тъ, а҆ четве́ртомꙋ не бы́ти. Ѹ҆жѐ твоѐ хрⷭ҇тїа́нское црⷭ҇тво и҆нѣ̑мъ не ѡ҆ста́нетсѧ, по вели́комꙋ бг҃осло́вꙋ».
Русский историк Андрей Каравашкин, подчёркивает, что теория «Москва — третий Рим» была результатом эсхатологических ожиданий и носила первично не политический, но религиозный характер. По мнению немецкого исследователя П. Ниче, ход мыслей Филофея в формуле «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» следующий: первые два Рима подвергнуты наказанию за их измену православию, после чего их место заняла Москва. Если же и Москва впадёт в грехи, ей не последует четвёртый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше ни одного православного государства. Это означало бы конец света.
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Историк Николай Ульянов отмечал, что в современном (политическом) виде эта концепция сложилась только в XIX веке. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.
Испания
Претендент на престол император Восточной Римской Империи Андрей Палеолог в своём последнем завещании от 7 апреля 1502 года уступил Римскую императорскую корону Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской. Многие города и учреждения в Королевстве Испания и по сей день используют двуглавого римского орла. Город Толедо, провинция Толедо и провинция Замора — лишь немногие из примеров.
Греция
Основная статья: Великая идея (Греция)
Впервые термин «Великая идея» появился во время дебатов премьер-министра Иоанниса Колеттиса с королем Оттоном I, которые предшествовали обнародованию Конституции 1844 года. Это было националистическое стремление, которое должно было доминировать во внешних отношениях и в значительной степени определять внутреннюю политику греческого государства на протяжении большей части первого столетия независимости. Выражение было новым в 1844 году, но концепция имела корни в греческой народной психологии, которое долго питало надежды на освобождение от турецкого владычества и восстановление Византийской империи.
Великая идея подразумевала возрождение Восточной Римской (Византийской) империи путём создания греческого государства, которое, как писал древний географ Страбон, будет представлять собой греческий мир, охватывающий в основном бывшие византийские земли от Ионического моря на западе до Малой Азии и Чёрного моря на востоке и от Фракии, Македонии и Эпира на севере до Крита и Кипра на юге. Это новое государство должно иметь Константинополь в качестве своей столицы: это будет «Греция двух континентов и пяти морей» (Европа и Азия, Ионическое, Эгейское, Мраморное, Чёрное и Ливийское моря соответственно).
Претензии на преемство от Священной римской империи
Утверждалось, что Каролингская империя сознательно стремилась возродить Римскую империю на Западе. Согласно раннему германскому национализму, Каролингская империя превратилась в Священную Римскую Империю как продолжение Западной Римской Империи. В 800 году титул императора римлян был пожалован Карлу Великому Папой Львом III. Слово «святой» (часто ретроспективно применяемое ко всем императорам со времён Карла Великого) было добавлено во время правления императора Фридриха I Барбароссы в 1157 году.
Германия
Германская империя в 1871 году также претендовала на роль третьего Рима, также по линии Священной Римской империи. Титул для императоров Священной Римской Империи, Австрийской империи и Германской империи был кайзер (производный от латинского Caesar), немецкое слово, обозначавшее императора.
Претензии Германской империи с 1871 по 1918 год на то, что она была «третьим Римом», подвергались критике, потому что Германская империя возглавлялась протестантским правителем, и никакого конкордата с Католической церковью, которая была главным двигателем римского экспансионизма на Западе, достигнуто не было.
Нацистская Германия использовала термин Drittes Reich (что означает «третье царство» или «третья империя»), как преемник первого царства (Священная римская империя) и Второго царства (Германская империя). Однако в 1939 году в циркуляре, не предназначенном для публикации, дальнейшее использование термина «Третий рейх» было запрещено.
Франция
Отчаянно нуждаясь в деньгах, Андрей Палеолог продал права на византийскую корону, которыми он владел после смерти своего отца. Король Франции Карл VIII приобрёл права наследования у Андрея Палеолога в 1494 году и умер 7 апреля 1498 года. Следующие короли Франции продолжали требовать и использовали императорские титулы и почести: Людовик XII, Франциск I, Генрих II и Франциск II. только после Карла IX в 1566 году Императорская претензия пришла к окончательному концу через правила вымирания давности в результате отсутствия или отсутствия использования. Карл IX писал, что императорский византийский титул «не более выдающийся, чем титул короля, который звучит лучше и слаще».
За четыре кампании Наполеон превратил свою «Каролингскую» феодальную и федеративную империю в империю, смоделированную по образцу Римской. Воспоминания об императорском Риме были в третий раз, после Юлия Цезаря и Карла Великого, использованы для изменения исторической эволюции Франции. Хотя смутный план вторжения в Великобританию так и не был осуществлен, Битва при Ульме и битва под Аустерлицем затмили поражение при Трафальгаре, а лагерь в Булони предоставил в распоряжение Наполеона лучшие военные ресурсы, которыми он располагал, в виде большой армии. Когда Наполеон провозгласил себя Императором Франции, он также назвал свою собственную императорскую корону «короной Карла Великого».
Австрия
После того как Священная Римская империя была ликвидирована в 1806 году, Австрийская империя стремилась претендовать на роль наследника Священной Римской империи, поскольку австрийские Габсбурги пытались объединить Германию под своим правлением.
Федеративное государство Австрия использовало некоторые символы из Священной Римской империи и Австрийской империи: Крест, символ фронта Отечества, был как средневековый символ — самое древнее изображение находится на (немецком) Императорском мече (одна из четырёх важнейших частей императорской регалии Священной Римской империи). Последовательное использование этого пропагандистского символа было новым для Австрии.
В отличие от одноголового, графически строго оформленного орла Германского рейха, орёл Государства поместий опирался на двуглавого Кватернионенадлера Священной Римской империи. С тех пор как старая Австрия веками использовала двуглавого орла, с тех пор как Габсбурги стали императорами Священной Римской империи, возвращение к ней казалось ностальгическим. Традиционная забота с элементами имперской Австрии, допуск аристократических титулов и частичная отмена закона Габсбургов вписывались в это.
Австрийские вооружённые силы получили в 1934 году (за исключением небольших военно-воздушных сил) вместо ранее носимого сравнительно современного обмундирования в стиле рейхсвера такое на манер Дунайской монархии.
Италия
В Италии понятие «Третий Рим» связано со столицей Королевства Италия, созданного в 1861 году, и нынешней Итальянской Республикой, созданной в 1946 году.
Рисорджименто
Джузеппе Мадзини, итальянский националист и патриот, продвигал идею «Третьего Рима» (итал. Terza Roma) во время рисорджименто (объединения Италии), ратуя за к объединение Италия и установлению Рима как её столицы. По его мнению, первый Рим императоров и второй Рим пап должен был сменить Третий Рим, народный. После объединения Италии в Королевство Италия, государство было названо Третьим Римом некоторыми итальянскими деятелями.
После объединения Мадзини говорил о том, что Италия как Третий Рим должна иметь имперские устремления. Мадзини сказал, что Италия должна «вторгнуться и колонизировать тунисские Земли», поскольку это был «ключ к Центральному Средиземноморью», и он рассматривал Италию как имеющую право доминировать в Средиземном море, как это сделал Древний Рим.
Фашистская Империя
В своих речах итальянский диктатор Бенито Муссолини называл свою фашистскую Италию «Третьим Римом» или новой Римской империей. Третий Рим — фашистский Рим после Имперского и Папского, также был названием плана Муссолини по расширению Рима в направлении Остии и моря. Квартал всемирной выставки стал первым шагом в этом направлении.
Примечания
- Впервые опубликованы в: Православный собеседник. — Казань, 1861, май. — С. 84—96 (послание Мисюрю-Мунехину и предисловие); 1863, март. — С. 337—348 (послание князю и предисловие).
- 1 2 «Послание о злыхъ днехъ и часѣхъ» и «Послание к великому князю Василию, в немъже о исправлении крестнаго знамения и о содомском блудѣ» Архивировано 16 июня 2013 года.
- Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. — К., 1869.
- Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси // БАН, собр. Ф. Плигина, № 57, 21.5.15, рук. XVII в. А. 121 об.
- Имеется в виду Откровение Иоанна Богослова (Откр. 17:10)
- Ниче П. Москва — третий Рим? // Спорные вопросы отеч. истории XI—XVIII веков. Тезисы докладов и сообщений Первых чтений, посв. памяти А. А. Зимина. — М., 1990. — С. 205.
- Ульянов Н. И. Комплекс Филофея Архивная копия от 10 октября 2008 на Wayback Machine// Вопросы истории. — 1994. — № 4. — С. 152—162; впервые в: Новый журнал (Нью-Йорк). — 1956. — XLV.
- Polychrones Kyprianos Enepekides, Das Wiener Testament des Andreas Palaiologos vom 7. April 1502
- History of Greece Encyclopædia Britannica Online
- Warwick Ball. Rome in the East: The Transformation of an Empire. London, England, UK: Routledge, 2000. p. 449.
- Craig M. White. The Great German Nation: Origins and Destiny. AuthorHouse, 2007. p. 169.
- Reinhard Bollmus: Das Amt Rosenberg und seine Gegner. Studien zum Machtkampf im nationalsozialistischen Herrschaftssystem. Stuttgart 1970, S. 236.
- Discorso pronunciato in Campidoglio per l’insediamento del primo Governatore di Roma il 31 dicembre 1925, Internet Archive copy of a page with a Mussolini speech.
Ссылки
- Третий Рим // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ульянов О. Г. Рим-Константинополь-Москва: концепция Translatio Frigii в «Donatio Constantini Magni»
- OLEG ULYANOV (Museo centrale della Cultura e dell’Arte della Russia, Mosca). Dalla Nuova Roma alla Terza Roma: a proposito della translatio dello stemma dell’aquila bicipite
GND: 4207361-3
Для истории развития России как централизованного государства 14-й век имеет особое значение. Именно в это время в устройстве страны происходят решающие политические и культурные изменения. Отныне Москва в составе Московского княжества становится центром страны, а московские князья становятся «собирателями» русских земель.
Выражение Москва — Третий Рим
Возвышение Московского княжества и Москвы обусловлено не только разумной политикой князей и военной мощью, но и благотворным влиянием духовных наставников того времени. Московские князья привлекали церковь на свою сторону, опираясь на нее, как на ведущую идеологическую силу страны.
Церковь находила такое сотрудничество перспективным, полагая, что политика московских князей сможет построить сильное централизованное русское государство. Именно в это время возникает концепция «Москва — третий Рим «, изложенная в письмах старца Филофея.
Происхождение выражения
Автором выражения считается монах Псковского Елизарова монастыря старец Филофей . Выражение «Москва — 3 Рим » основано на переписке священнослужителя Филофея и представителей государственной власти.
В своем послании (1523—1524 гг.) к дьяку М.Г. Мунехину, приближенному к великому князю Московскому Василию III, Филофей Псковский дает несколько комментариев:
- опровергает предсказание нового Всемирного потопа, ожидаемого в 1524 году;
- рассуждает о проблемах, связанных с летосчислением и астрологией.
Второе письмо адресовано уже непосредственно князю Василию III.
Оно посвящено обсуждению следующих тем:
- правильное совершение крестного знамения;
- проблема распространения мужеложества.
В письме к князю Филофей называет его не иначе как «охранителем церковного престола» и «царем всех христиан», а Москва с подачи монаха становится «царством», духовным православным центром — «Ромейским царством», вбирающем в себя все христианские земли. Свое обращение Филофей подытоживает фразой, ставшей крылатым выражением: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».
Значение
Существует множество толкований данного выражения.
По одной из версий, выражение, как и сама концепция, носит не политический, а религиозный характер, а значит, и толкование должно быть в религиозном ключе: два предыдущих Рима были православными государствами, но изменили религии, за что и были наказаны. После их падения, Москва должна занять их место, а если же и Москва падет, то из-за отсутствия православных государств четвертому Риму не бывать.
Со стороны политического аспекта, Филофей, уравнивая в пределах одного выражения Москву и Рим, надеялся таким образом поддержать молодое, набирающее силу государство. Такая идейная поддержка оказала существенное влияние на последующую централизацию и независимость государства, а также на развитие общественно-философских идей и политологии.
Об авторстве
Авторство идеи, прочно утвердившееся за отцом Псковского Елизарова монастыря Филофеем, нашло отражение в массовом сознании и в художественных произведениях.
Исследователи считают, что возможны источники, которыми Филофей мог вдохновиться:
- Митрополит Московский и всея Руси Зосима еще в 1492 году в труде «Изложение пасхалий» пишет о преемственности Москвы по отношению к Константинополю. В пример он приводит свою краткую версию христианской истории: Константину Великому принадлежит звание основателя Нового Рима — Константинополя, Святому Владимиру — крестителя Руси, а Иван III станет «новым царем Константином новому граду Константина — Москве».
- «Повесть о новгородском белом клобуке» — памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, добытый в Риме Д. Герасимовым и отправленный новгородскому архиепископу, описывал Русь, как наследницу Римской империи.
- Легенды о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и других атрибутов.
Влияние Филофея на становление концепции не оспаривается, однако как человек образованный, он мог быть знаком с выше представленными материалами и на их основе сформировать свое суждение.
Концепция Москва — Третий Рим
Концепция «Третьего Рима» имеет европейский аналог, распространенный в христианских странах. Так называемая теория «Длящегося Рима» говорит о непрерывности существования Римской империи в разных ипостасях до скончания веков.
Суть и цель
«Третьеримская» концепция по отношению к Москве основывается на том, что русское государство, в том числе и его столица, являются богоизбранными преемниками Римской империи, существовавшей с пришествия Христа, но потерявшей былое величие.
Суть идеи сводится к тому, что только Московское княжество после падения Рима и Константинополя становится единственным государством, сохранившим истинную веру — православие, поэтому Москва должна стать «третьим миром» до «скончания мира».
Целью теории была культурная и политическая централизация русских земель в одной точке — Москве.
Основные положения
Среди комплекса идей псковского старца можно выделить два наиболее значимых положения.
К основным положениям теории Филофея относятся:
- церковное (церковные дела отныне должны перейти под руководство великого князя);
- миссионерское (Московский государь должен объединить все языческие народы в его царстве под флагом христианства).
Две эти части концепции Филофея в дальнейшем были успешно реализованы государственными деятелями и в свое время заложили основу для развития страны.
История теории
После достижения своих целей теория была забыта и возродилась уже во второй половине XIX века, в связи с учреждением Патриаршего престола в Российском государстве. Письма Филофея были опубликованы, а суть теории немного изменилась: упоминания о неприятии ереси были убраны, остались лишь суждения, касающиеся мусульман.
В конце XIX — начале XX веков доктриной заинтересовались русские философы В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева.
В советское время теория интерпретировалась только с точки зрения духовных дел, другая интерпретация могла бы причинить неудобство государству, строящему коммунизм. После распада СССР народ повсеместно обратился к Богу, и теория снова актуализировалась, с большой примесью чувства гордости и величия. Путь России рассматривался верующими, как путь к Богу через запреты и политические режимы.
Письма старца Филофея
Игумен Филофей не является каннонизированным святым. Известно, что в молодости он много путешествовал, посетив города и села Италии, Польши, Германии и, наконец, гору Афон, на которой он провел 30 лет в молитвах.
По истечении времени, Филофей возвращается на Русь, ведет активную политику, за что и оказывается заключенным в Сарском монастыре, а позднее становится настоятелем этого монастыря. Под руководством Филофея Сарский монастырь становится иконописной мастерской и одним из основных центров по переводу трудов с греческого языка.
В день Воздвижения Креста Господня Филофей получает первое откровение. В первые оно было опубликовано в 1994 году.
Неизвестно, какого периода времени касаются откровения — старец не указал конкретных дат, объяснив это тем, что века казались ему мгновениями. Согласно предсказаниям, землю ждет крах в результате пришествия на нее человека, который заключит договор с дьяволом. Результатом этого договора будут являться: гонения на христиан, нарушение заповедей, голод, запустение, а после на Землю сойдет сам дьявол и совратит людей, устроит сатанинский разгул, чем и вызовет на Землю адский огонь и испепелит все живое. Только после этого настанет Царствие Божие, которое будет доступно лишь избранным.
Есть мнение, что предсказания Филофея касались истории становления СССР и связанных с этим кровавых событий.
Ситуация с РПЦ
В середине XVII века патриарх Никон взялся за осуществление церковной реформы, основной задачей которой была унификация церковных обрядов. Сама реформа по сути была уходом от традиций, а потому у Никона появилось множество противников, в том числе и протопоп Аввакум — один из лидеров старообрядческого движения.
В период религиозной борьбы были официально запрещены не только писания Филофея, но и все прямые или косвенные указания на его фигуру, ибо они доказывали законность старообрядческих правил и протестовали против различных видов ереси.
Старообрядцы унесли идеи Филофея с собой в Сибирь и отдаленные монастыри, считая, что Третий Рим — это старая ветхозаветная московская церковь, существование которой возможно до тех пор, пока существуют ее истинные и единственные последователи.
Первый и Второй Римы
Первый Рим — это древний Вечный город, разрушенный кочевниками в IX веке. Отец Филофей связывает падение Рима непосредственно с церковным расколом, разделившем империю на западную и восточную, и с «ересью Аполинариевой», в которой погрязла западная церковь. В результате этого Ромейское царство перешло в Константинополь.
Второй Рим — Константинополь — город, обладавший богатством как физическим, так и духовным, был разрушен в XVI веке турками-османами в наказание за религиозное предательство. Флорентийская уния считалась ересью, от которой царь должен был охранять древнерусское государство.
Москва приняла на себя титул преемника Рима и стала единственной хранительницей православной веры и Христа. После окончательного избавления от влияния татаро-монгольского ига, древнерусское государство раздвинуло свои границы и усилило влияние. Решающим шагом стала женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог и заимствование атрибутов царской власти у византийских императоров.
Есть мнение, что Москва как преемница Рима перестала существовать после революции 1917 года из-за смещения решающей религиозной мысли концепции. Другие источники настаивают о продолжении самобытного существования развития Москвы и по сей день.
Трансформации и критика концепции
В разные исторические моменты концепция подвергалась критике.
Наиболее обоснованные взгляды:
- Соловьев В. обращает внимание на то, что в сознании автора идеи Филофея римская государственность сохраняет свое существование, а это мешает рассмотрению идеи «переноса империи», которая в средневековой Европе побуждала к созданию новых европейских монархий, считающих себя преемниками Рима.
- Островски Д. указывает на то, что теория могла возникнуть позднее, в результате вмешательства переписчиков, изменивших в более поздних рукописях «Ромейское царство» (под которым можно подразумевать Священную Римскую империю Карла V) на «Россейское», что в корне меняет посыл теории.
- Ульянов Н. выдвигает точку зрения, согласно которой идея концепции «Москва — 3 Рим » восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, а не к Русскому государству XVI века. И возникает она на основе «восточного вопроса» и развития русского империализма.
Со времен Ивана Третьего и до середины ХIХ века концепция не привлекала к себе пристального внимания. Все изменилось в тот момент, когда отставание в социально-экономических и общественных отношениях между Россией и Европой в середине прошлого века стало более чем очевидным.
На фоне развивающегося Запада Россия выглядела феодальной страной. И в этот момент «третьеримская» теория получила «зеленый свет». Приверженцы славянофильских взглядов, настаивавшие на особой, отличной от Европы стратегии развития страны, акцентировали внимание на богоизбранности русского народа-мессии. Люди, стоявшие у власти, также по-новому вдохновились теорией и использовали ее в целях защиты государственного строя.
На данный момент доктрина напрямую не афишируется, но ее идеи функционируют в культуре. Существует даже православный информационно-аналитический портал , рассказывающий о данной концепции.
Видео
В этом фильме Аркадия Мамонтова раскрывается суть выражения «Москва — третий Рим».
torbina
Итак, на мой день рождения мы поехали гулять в Центр. Я на Красной площади не была несколько лет, а Кира — вообще ни разу.
Приглашаю полюбоваться красотами Москвы.
Начали мы как раз с Красной площади. Перед майскими праздниками там возводят разные конструкции для демонстраций и парада Победы. Под это дело очень удачно задрапировали лесами здание мавзолея. Когда уже похоронят по-человечески этого товарища?
По центру — Собор Казанской иконы Божией Матери. Первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах (в советское время на месте храма был …общественный туалет :() Воссоздали храм в 90-х годах прошлого века.
Главная святыня храма — особо чтимый список иконы Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей (а список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 года, с 1930 года пребывает в Богоявленском соборе в Елохове.)
На фоне ГУМа. Современное здание ГУМа построено в конце XIX века. Но торговые лавки в этом месте были еще в XVII веке.
За мамой и Андреем (по центру) Воскресенские (Иверские) ворота с Иверской часовней. Это двойные проездные ворота Китайгородской стены в одноимённом проезде между зданием Городской думы и Историческим музеем. Ворота дали название Воскресенской площади. В конце 20-х — начале 30-х годов ворота (разумеется, вместе с часовней) были снесены. Восстановлены в 90-х. Проезд под воротами только пешеходный (а в советские годы там было автомобильное движение).
Первоначально ворота были частью крепостного сооружения, построены они в 1535 году. Надстроены шатрами в 1680. В 1917 году Иверская часовня и ворота в Воскресенском проезде использовались как оборонительный рубеж от большевиков. Новые власти им этого не простили… Но хоть не туалет возвели на их месте (всего лишь скульптуру рабочего).
На площади расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей В. И. Ленина, рядом с которым Некрополь у Кремлёвской стены, где захоронены деятели (в основном политические и военные) советского государства. К западу от площади находится Московский Кремль, к востоку — Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды, к северу — Исторический музей и Казанский собор, к югу — храм Василия Блаженного (Покровский собор). Уникальный архитектурный ансамбль площади состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Именование «Красная» (то есть красивая) закрепилось за площадью еще в XVII веке.
Общая длина Красной площади — 330 метров, ширина — 70 метров, площадь 23 100 м².
Кирюша предпочитала обозревать красоты с высоты папиного роста 🙂
Средние торговые ряды и храм Василия Блаженного.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский». В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Строительство храма обросло легендами и загадками. В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал разрушения. Но богослужения в нем запретили, колокола сняли и с тех пор началось превращение собора в музей. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.
Государственный исторический музей. Основан в 1872 году. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. В собрании отдела письменных источников музея хранится около 15 млн листов уникальных документальных памятников по истории России XVI—XX веков.
Кремлевский проезд. С него выезжает на Красную площадь вся военная техника во время парада Победы. Видите, уже нанесена специальная разметка.
Манежная площадь. Справа — конный памятник Жукову. По центру — удивительное в своих именованиях здание. Гостиница «Москва» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1933—1935 годах. Разобрана в 2004 году. На её месте завершено строительство нового здания гостиницы, в точности (по заявлениям проектировщиков) воспроизводящего внешние формы прежнего. И теперь на здании ДВА названия. Сверху — «Гостиница Москва», а над входом — «Four Seasons Hotel» (что буквально можно перевести как гостиница «Времена года»). Во время реконструкции было украдено более $87 миллионов…
Угловая Арсенальная (Собакина) башня московского Кремля. Построена в 1492 году Пьетро Антонио Солари. Круглая, наиболее мощная башня Кремля. Первое название получила в начале XVIII века после постройки на территории Кремля здания Арсенала, второе происходит от находившейся неподалёку усадьбы бояр Собакиных.
Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Зажжен 8 мая 1967 года. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»…
С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час.
Стела из красного гранита в честь городов воинской славы.
В Верхнем саду расположен грот «Руины», также известный как «Итальянский грот». Грот в саду задуман как напоминание о войне 1812 года, его крылья выложены обломками московских зданий, разрушенных армией Наполеона. Для постройки Итальянского грота была насыпана искусственная земляная гора, для которой вместо камней использовали каменные ядра, лежавшие в Кремле в большом количестве; последние в древности употреблялись вместо чугунных.
Вид на Манеж. Слева — обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых. Был открыт в 1914 году. В 1918 г. имена Романовых были заменены на имена мыслителей-социалистов и революционных деятелей, а символы царской власти и гербы губерний России удалены. Восстановлен в 2013 году. По центру памятник патриарху Гермогену (Ермогену) — бронзовая скульптура в память о втором Патриархе Всея Руси Гермогене (~1530 — 1612). Открыт в 2013 г.
Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.
Троицкая башня московского Кремля. Построена в 1495 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным (Алоизио да Милано). Проездная, считалась второй по значению после Спасской. Неоднократно меняла названия и в конце концов была названа Троицкой от Троицкого подворья в Кремле (1658 год). В настоящее время — главный вход для посетителей Кремля.
Манеж и цветник в Александровском саду.
Троицкая башня и Троицкий мост — один из старейших каменных мостов в Москве через реку Неглинную и единственный уцелевший до нашего времени (первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен уже в 1367 году, одновременно с возведением каменных стен Кремля). Соединяет Кутафью и Троицкую башни московского Кремля.
Средний сад.
У выхода из Среднего сада.
Слева — Оружейная (Конюшенная) башня. По центру — Боровицкая (Предтеченская) башня московского Кремля. Построена в 1490 году Пьетро Антонио Солари. Проездная. Первое название башни — изначальное, происходит от Боровицкого холма, на склоне которого стоит башня; название холма, видимо, происходит от древнего бора, росшего на этом месте. Второе название, присвоенное царским указом от 1658 года, происходит от располагавшейся рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи и иконы св. Иоанна Предтечи, размещавшейся над воротами. В настоящее время — основной проезд для правительственных кортежей.
Улица Боровицкая площадь. Слева от нее — Нижний Александровский сад (он закрыт для посетителей). Справа — Большой Каменный мост. Современное сооружение построено в 1938 году. Но предшественник был заложен еще в 1643 году. Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо).
Водовзводная (Свиблова) башня. Построена в 1488 году итальянским архитектором Антоном Фрязиным (Антонио Джиларди). Круглая. В башне был устроен колодец и потайной ход к Москве-реке. Первое название происходит от установленной в башне в 1633 году подъёмной машины, подававшей воду в кремлёвские сады. Второе название башни связывают с боярской фамилией Свибло, или Свибловых, отвечавших за её строительство. Справа Кремлевская набережная.
Доходный дом, построенный архитектором С.С. Эйбушитцем в 1889 году. Здесь располагались квартиры, склады, водочный завод; в 1913 году здесь открылись кинотеатр и театр миниатюр. Рядом с ним сохранился фрагмент старинной стены.
Пречистенская набережная и вид на Большой Каменный мост. Пешеходный переход через улицу с дивным названием Ленивка.
Мы пришли, куда хотели: к храму Христа Спасителя.
В саду у храма фонтан с уточками — Кирюшина отрада 🙂
Памятник Александру II Освободителю (открыт в 2005 г.). Царь-освободитель смотрит на храм Христа Спасителя со стороны Всехсвятского проезда. Бронзовая фигура императора высотой более 6 метров и весом 7 тонн установлена на трёхметровом мраморном постаменте, где перечислены его заслуги перед Россией: отмена крепостного права, введение системы местного самоуправления, проведение военной и судебной реформ, завершение многолетней Кавказской войны.
Ножка на ножку 🙂
Улыбаемся и машем 🙂
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроено неподалёку от прежнего места в 1994—1997 годах. Храм имеет статус Патриаршего подворья.
В храме удивительно. Мы там были впервые. Вживую он кажется компактнее внутри, чем ожидаешь после ТВ-трансляций. Но телевизор не в состоянии передать атмосферы. Храм очень воздушный, высокий, устремленный к небу. Людям тесно, а душам просторно.
Я не буду подробно рассказывать историю. Интересующиеся могут почитать сами.
Возвращаемся в сад.
В отличие от, скажем, Александровского сада, где тюльпаны высажены с расчетом на цветение к майским праздникам, тюльпаны в саду храма ХС высажены к Пасхе :love:
Фрагменты.
Патриарший мост.
Вид на Пречистенскую набережную, Большой Каменный мост через Москва-реку.
Трапезная.
Круглый павильон — магазин горячего хлеба.
Патриарший мост — пешеходный мост в Москве. Был открыт в 2004 году. Расположен напротив храма Христа Спасителя, пересекая реку Москву и соединяя Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее стилобатная часть идёт через Болотный остров и пересекает Водоотводный канал, заканчиваясь на Якиманской набережной. Сразу же после открытия этот мост стал популярным местом у влюблённых и молодожёнов. Именно на этом мосту впервые в Москве было замечено новое явление — на его ограде стали появляться «замки любви». С 2008 по 2011 год на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.
Вид на Москва-реку и знаменитый памятник Петру I работы Церетели. Слева — Берсеневская набережная, справа — Пречистенская. По центру виден Центральный дом художника с экспозицией «Искусство XX века» Государственной Третьяковской галереи.
Вид на Кремль. Большой Кремлевский дворец, башни Кремлевской стены, соборы Кремля.
Скворушка.
Закатное солнце горит на крестах храма Христа.
Надеюсь, вам было интересно!
Tags: Александровский сад, Вечный огонь, Красная площадь, Кремль, Набережная, Парки, Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Центр
Главная церковь страны — Храм Христа Спасителя в Москве. А также, Патриарший мост и памятник Петру I
Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.
Настоятель Храма Христа Спасителя — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.
Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года. После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах. Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.
В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru.
Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро — Кропоткинская. Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как Манежная площадь, площадь Революции, Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.
Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.
Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города. Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной. Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.
Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.
Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви». Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города. По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.
С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.
С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики «Красный Октябрь» и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров. Официальное название памятника — Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.
С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля — Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.
Вид на город с Патриаршего моста
Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.
Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.
Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности — холме.
С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений
Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.
Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.
Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные. Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.
Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства — чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.
Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве
В комплекс храма Христа спасителя входят естественно сам Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Часовня Державной иконы Божией Матери, Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя в Москве
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. Церковь имеет три алтаря: главный, в честь Преображения Господня и два малых придела, в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.
Освящение и открытие Преображенской церкви произошло 19 августа 1996 года.
Главными святынями Преображенской церкви являются икона Спас Нерукотворный художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари.
Часовня Державной иконы Божией Матери в Москве
Эта деревянная небольшая часовня расположена не в самом храме, а чуть поодаль, но близ Храма, ниже его уровня.
Место главной святыми Часовни Божией Матери занимает икона Богородицы «Державная», обретенная в двадцатом веке. Именно эта икона стала одной из главных святынь в современной России.
Рядом с Часовней Державной иконы Божией Матери можно видеть красивое здание, это дом Перцова. Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В. Малютина, автора русской матрешки. Вот и сам дом чем-то напоминает знаменитую русскую матрешку и теремки из русских народных сказок.
Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. На декоре фасада здания просматриваются формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома. Эдакий домик-теремок из сказки, нашедший своё место и так гармонично вписавшийся в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.
Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя в Москве
Храмом Христа Спасителя управляет Фонд Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает залы Храма в аренду, проводит выставки и устраивает экскурсии. Фонд действует на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.2004 года, заключенного с Департаментом имущества города Москвы.
Фондом Храма разработаны и проводятся следующие экскурсии:
— Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама на окрестности Москвы. Вот только подняться на эти площадки можно лишь в комплексе с экскурсией.
— Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.
— Росписи галереи Нижнего Храма (притчи), подъем на смотровые площадки.
— Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хоры.
Стоимость групповых экскурсий от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.
Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.ru.
Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве
Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.
Статус Храма Христа Спасителя в Москве
Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет негосударственная, некоммерческая организация — фонд храма Христа Спасителя.
В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.
Добавить комментарий