Иеромонах евстратий
Содержание
Первым христианам пришлось принести неисчислимые жертвы, прежде чем их перестали преследовать за веру, а их религия была официально признана в Римской империи. Это произошло в 313 году по указу императора Константина Великого. Правивший перед ним император Диоклетиан придерживался языческой веры и был ярым гонителем всех, кто исповедал христианство.
День памяти: 26 декабря
Немало страстотерпцев за веру претерпели муки в его правление и впоследствии были причислены к лику святых. Одним из них был и мученик Евгений Севастийский, икона которого напоминает о его великом подвиге веры.
Гонения на христиан при императоре Диоклетиане
В 302 году Диоклетиан издал указ об ужесточении борьбы с христианством. Он обязал правителей городов уничтожать христианские храмы, а тех, кто не отступал от своей веры, предавать суду.
Однако этот варварский по жестокости закон не мог остановить ревнителей истинной веры. Лишившись храмов, они не перестали собираться вместе, чтобы помолиться и провести богослужение, только теперь все это происходило тайно, а убежищем для них служили пещеры, удаленные рощи и прочие места, далекие от людских глаз.
Видя, что его усилия по искоренению христианства не приносят плодов, Диоклетиан издал следующий указ: теперь, если христианин отказывался от языческих жертвоприношений и не отрекался от своей веры, он подлежал самой жестокой казни.
Подвиг св. Евгения Севастийского
Христианин Евгений, проживавший в городе Саталионе, имел близкого друга, также христианина, по имени Евстратий, который командовал городским войском. Из-за своего участия в христианских богослужениях они все время подвергали свою жизнь опасности, но друзей это не устрашило, хотя императорский наместник в этой области Лисий был фанатичным преследователем христиан.
Вскоре после императорского указа в их город доставили арестованного пресвитера армянской церкви Авксентия, чтобы заставить его отречься от Господа либо предать суду, в исходе которого не было никаких сомнений.
В темнице вместе с Авксентием были и другие христиане, и он неустанно молил Господа о даровании стойкости и мужества всем, кто обречен на мученичество во славу имени Господнего. Узнав, что Авксентия доставили на суд и бросили в темницу, Евгений с Евстратием поспешили к нему с просьбой, чтобы он помянул и их имена в молитвах. Они уже предчувствовали свою судьбу и готовы были бестрепетно принять все муки, но не отступить. Благодаря молитвам праведного Авксентия на них снизошел Святой Дух и укрепил их силы.
На следующий день Лисий устроил суд над пресвитером Авксентием и другими христианами, брошенными в темницу. Он хотел превратить этот суд в показательный для устрашения последователей истинной веры, а потому на нем присутствовали все именитые горожане и начальники над войском, главным из которых был Евстратий.
По замыслу Лисия, все выступавшие должны были осуждать и проклинать христиан, однако его ожидания не оправдались. Евстратий в силу своей должности должен был выступать первым. Он вызвал всеобщее потрясение, когда не просто не осудил несчастных, страдающих за христианскую веру, но и привел в ее защиту убедительные аргументы.
Это была блестящая речь, и в конце ее Евстратий не побоялся заявить о своей приверженности Христову учению. Евстратий сознательно пошел на мученичество, ибо тут же по приказу рассвирепевшего Лисия был осужден на казнь.
Все это произвело на присутствовавших потрясающее впечатление, но не успели они оправиться от ужаса, как Евгений, верный своему другу и предав себя Божьей воле, тоже произнес страстную речь об истинности христианской веры и, как и Евстратий, объявил себя ее приверженцем.
Обоих друзей тут же заковали в кандалы и бросили в ту же темницу, куда они приходили накануне к праведному пресвитеру Авксентию.
На следующее утро всех осужденных христиан повели в город Никополь, где проводились публичные казни в присутствии большого количества народа. По пути они проходили через город Аравракин, откуда оба друга были родом и где их хорошо знали и уважали.
Надсмотрщики нещадно избивали бичами Евгения, Евстратия и других страстотерпцев. Многие в толпе их узнали, но побоялись подбодрить даже словом в страхе перед неправедными начальниками. И лишь Мардарий, также исповедавший христианскую веру, проявил смелость и мужество. Он поручил заботу о своей семье надежным соседям, тоже тайным христианам, простился с родными и добровольно присоединился к процессии братьев по вере, ведомым на казнь.
Там, в Никополе, они подверглись жестоким пыткам, а потом были казнены. Евгению сначала вырвали язык, затем отрубили руки и ноги и лишь после этого отсекли мечом главу.
Позднее, когда христианство наконец восторжествовало, все они были причислены к лику святых и почитаются ныне 26 декабря, а икона «Св. Евгений» есть во многих православных храмах.
В 1995 году в Новосибирске был освящен храм в его честь; икона святого Евгения напоминает о его подвиге, она дала имя и монастырю при новосибирском соборе архистратига Михаила.
Значение иконы святого Евгения
Молитва перед иконой помогает обрести мужество и веру, выстоять в житейских бурях, переносить страдания, как переносил их он. Часто в молитве поминают и тех страстотерпцев, которые вместе с ним пошли на этот подвиг: Авксентия, Евстратия, Мардария; все они также канонизированы.
>Молитва св. Евгению
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Евгение, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Тропарь
Мученик всечестных светлость, пяточисленных страстотерпцев воспоем, славу земных презревших, солнца светлаго Евстратия, премудраго витию со страдальцы, на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Смотрите также — http://sandra-nova.livejournal.com/442293.html :
23 мая 1996 года, в день своего рождения и в праздник Вознесения, принял мученический венец рядовой Евгений Родионов.
18-летний Евгений Родионов 13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым был захвачен боевиками «бригадного генерала» Руслана Хайхороева.
23 мая 1996 года, после 100 дней плена и жестоких пыток, солдаты были убиты. О подробностях смерти представителю ОБСЕ рассказал сам Руслан Хайхороев.
«У него был выбор, чтобы остаться в живых, — говорил главарь чеченских бандитов. — Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…»
Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова расстреляли, а ещё живому Евгению Родионову отрезали голову.
Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына. Его командир сообщил ей, что оно в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Любовь Васильевна просила о помощи правозащитника Сергея Ковалёва.
Она решила идти к Сергею Ковалеву, активно развернувшемуся с «Комитетом матерей» в станице Орджоникидзевская. «Комитет» почему-то оказался из одних чеченок, получавших от Ковалева гуманитарную помощь. В их окружении, явно рисуясь, Ковалев заорал на мать: «Зачем ты пришла ко мне? Вырастила убийцу». (Примечание: Запомните это! Запомните!)
В конце концов, мать была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения она опознала по нательному кресту, позже результаты опознания подтвердила экспертиза.
Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова.
На кресте, установленном на его могиле, написано: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».
Источник – www.rus-obr.ru/days/6940 Рекомендую также www.3rm.info/11536-evgenij-voin.html
Николай Иванов, полковник запаса
«ЗОЛОТИСТО-ЗОЛОТОЙ»
(рассказ)
…И сказал ей бородатый главарь, увитый по лбу зеленой лентой – тебе туда. И показал стволом автомата на горный склон – за ним ты найдешь своего сына.
Или то, что от него осталось.
Если дойдешь, конечно.
И замерли от этого жеста боевики, а в первую очередь те, кто устанавливал на этом склоне минное поле. Надежно устанавливал – для собственной же безопасности, туда-сюда, движение.
Разведка федеральных сил не прошла – откатилась, вынося раненых.
Попавшие под артобстрел шакалы, спасаясь от снарядов в ущелье, вырывались сюда на простор и на потеху Аллаху устраивали фейерверк на растяжках.
Пленные, что вздумали бежать, взлетели здесь же на небеса.
Сын? Нет, сына ее здесь нет, но они слышали о пленном русском солдате, который отказался снять православный крестик. Зря отказался – через голову и не стали снимать, делов-то — отрубили голову мечом, и тот сам упал на траву. Маленький такой нательный крестик на шелковой нитке, мгновенно пропитавшейся кровью. Гордого из себя строил, туда-сюда, движение. А то бы жил. Подумаешь, без креста… Дурак. А похоронили его как раз там, за склоном. Иди, мать, а то ночь скоро – в горах быстро темнеет. Жаль только, что не дойдешь. Никто не доходил.
Пошла.
Пошла по траве, выросшей на минах, и среди тоненьких проводков, соединявших гранаты-ловушки. Вдоль израненных осколками кустарников. Вдоль желтеющих косточек чьих-то сынков, не вывезенных с минного поля ни своими, ни чужими. Собрать бы их, по ходу, раз она здесь, похоронить по-людски, с молитовкой, но она шла-торопилась к своему дитяти, к своей кровинушке, к своему дурачку, не послушавшего бандита. О, Господи, за что? Ведь сама, прилюдно, надевала сыночку крестик на призывном пункте – чтобы оберегал. И видела ведь, видела, что стесняется друзей ее Женька, запрятывая подарок глубоко под рубашку. Думала грешным делом, что не станет носить, снимет втихаря.
Не снял…
А ей все смотрели и смотрели вслед те, кто захотел иметь собственное солнце, собственную личную власть, собственных рабов. Ухоженные, упитанные, насмешливые бородачи. Три месяца она, еще молодая женщина, ощущала на себе эти взгляды, терпела унижения, оскорбления, издевательства. Три месяца ее секли холодные дожди, от которых в иные времена могла укрыться лишь собственными руками. По ней стреляли свои и чужие: по одинокой незнакомой фигуре на войне стреляют всегда – на всякий случай или просто ради потехи. Она пила росу с листьев и ела корешки трав. Она давно потеряла в болоте туфли и теперь шла по горным тропам, по лесным чащам, по невспаханным полям босиком. Искала сына, пропавшего в чужом плену на чужой войне. Невыспавшейся переходила от банды к банде, голодной от аула к аулу, закоченевшей от ущелья к ущелью. Но знала: пока не найдет живого или мертвого, не покинет этой земли, этих гор и склонов.
«Господи, помоги. Дай мне силы дойти и отыскать. На коленях бы стояла – да идти надо. Помоги, Господи. Потом забери все, что пожелаешь: жизнь мою забери, душу, разум – но сейчас помоги…»
— Сейчас, сейчас взлетит, туда-сюда, движение.
— Живучая. Но здесь еще никто не проходил, — ждали боевики, не спуская глаз с русской женщины и боясь пропустить момент, когда вздыбится под ее ногами земля, когда закончатся ее земные муки.
Не заканчивались. То ли небеса, оправдываясь за страшную кару, выбранную для ее сына, отводили гранатные растяжки, то ли ангелы прилетели от него, от Женьки, и подстилали свои крыла под расстрескавшиеся, с запеченной кровью ноги, не давая им надавить сильнее обычного на минные взрыватели. Но она шла и шла туда, где мог быть ее сын, уходила прочь от главаря с зеленой лентой, исписанной арабской вязью. И когда уже скрывалась с глаз, исчезала среди травы, один из боевиков поднял снайперскую винтовку, поймал в прицел сгобленную спину: прошла она – проведет других. Не взлетела – так упадет…
Но что-то дрогнуло в бородаче, грубо отбил он в сторону оружие и зашагал прочь, в ущелье, в норы, в темень. Он не угадал. А тот, кто не угадывает, проигрывает…
…А еще через два дня к боевому охранению пехотного полка вышла с зажатым в руке крестиком на шелковой нити седая старушка. И не понять было с первого взгляда, русская ли, чеченка?
— Стой, кто идет? – спросил, соблюдая устав, часовой.
— Мать.
— Здесь война, мать. Уходи.
— Мне некуда уходить. Сынок мой здесь.
Подняла руки – без ногтей, скрюченные от застывшей боли и порванных сухожилий. Показала ими в сторону далекого горного склона – там он. В каменной яме, которую вырыла собственными руками, ногтями, оставленными там же, среди каменной крошки. Сколько перед этим пролежала без памяти, когда отыскала в волчьей яме родную рыжую головушку, из-за которой дразнили ее Женьку ласково «Золотистый-золотой» — не знает. Сколько потом еще пролежала рядом с найденным обезглавленным телом ее мальчика – не ведает тоже. Но очнувшись, поглядев в чужое безжизненное небо, оглядев стоявших вокруг нее в замешательстве боевиков, усмехнулась им и порадовалась вдруг страшному: не дала лежать сыночку разбросанному по разным уголкам ущелья…
…И выслушав ее тихий стон, тоже седой, задерганный противоречивыми приказами, обвиненный во всех смертных грехах политиками и правозащитниками, ни разу за войну не выспавшийся подполковник дал команду выстроить под палящим солнцем полк. Весь, до последнего солдата. С Боевым знаменем.
И лишь замерли взводные и ротные коробки, образовав закованное в бронежилеты и каски каре, он вывел нежданную гостью на середину горного плато. И протяжно, хриплым, сорванным в боях голосом прокричал над горами, над ущельем с остатками банд, над минными полями, покрывшими склоны, — крикнул так, словно хотел, чтобы услышали все политики и генералы, аксакалы и солдатские матери, вся Чечня и вся Россия:
— По-о-олк! На коле-ено-о-о!
И первым, склонив седую голову, опустился перед маленькой, босой, со сбитыми в кровь ногами, женщиной.
И вслед за командиром пал на гранитную пыльную крошку его поредевший до батальона, потрепанный в боях полк.
Рядовые пали, еще мало что понимая в случившемся.
Сержанты, беспрекословно доверяющие своему «бате».
Три оставшихся в живых прапорщика – Петров и два Ивановых, опустились на колени.
Лейтенантов не было – выбило лейтенантов в атаках, рвались вперед, как мальчишки – и следом за прапорщиками склонились повинно майоры и капитаны, хотя с курсантских погон их учили, что советский, русский офицер только в трех случаях имеет право становиться на колени: испить воды из родника, поцеловать женщину и попрощаться с Боевым знаменем.
Сейчас Знамя по приказу молодого седого командира само склонялось перед щупленькой, простоволосой женщиной. И оказалась вдруг она вольно иль невольно, по судьбе или случаю, но выше красного шелка, увитого орденскими лентами еще за ту, прошлую, Великую Отечественную войну.
Выше подполковника и майоров, капитанов и трех прапорщиков – Петрова и Ивановых.
Выше сержантов.
Выше рядовых, каким был и ее Женька, геройских дел не совершивший, всего один день побывший на войне и половину следующего дня — в плену.
Выше гор вдруг оказалась, тревожно замерших за ее спиной и слева.
Выше деревьев, оставшихся внизу, в ущелье.
И лишь голубое небо неотрывно смотрело в ее некогда васильковые глаза, словно пыталось насытиться из их бездонных глубин силой и стойкостью. Лишь ветер касался ее впалых, обветренных щек, готовый высушить слезы, если вдруг прольются. Лишь солнце пыталось согреть ее маленькие, хрупкие плечики, укрытые выцветшей кофточкой с чужого плеча.
И продолжал стоять на коленях полк, словно отмаливал за всю Россию, за политиков, не сумевших остановить войну, муки и страдания всего лишь одной солдатской матери. Стоял за ее Женьку, рядового золотистого воина. За православный крестик, тайно надетый и прилюдно не снятый великим русским солдатом в этой страшной и беспощадной бойне…
Евстратий Печерский
В Википедии есть статьи о других людях с именем Евстратий.
Киев
28 марта 1097
Херсонес Таврический
в Православной церкви
преподобномученика
в Православной церкви — 28 марта (по юлианскому календарю)
мученическая смерть
Евстра́тий Пече́рский (Евстратий Постник; ?, Киев — 28 марта 1097, Херсонес, Византийская империя) — святой Русской православной церкви, преподобномученик.
Весной 1097 года в Херсонесе еврейский купец купил у половцев группу захваченных ими близ Киева пленников, среди них оказался монах Киево-Печерской лавры Евстратий Постник, который вскоре умер в плену (согласно житию — убит хозяином за нежелание отказаться от Христа). Церковь причислила Евстратия к лику святых, «умученным на Пасху жидами». Итогом этого события стали казнь главы города и купца, а также изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества.
Оценки гибели Евстратия вызывают разногласия как в религиозной, так и в научной среде в связи с явной антииудейской позицией жития святого и параллелей с кровавым наветом на евреев.
Житие
Сцены жития прмч. Евстратия (мастер Илия, ксилография из издания «Патерик, или Отечник, Печерский», 1661 год)
Согласно житию святого, опубликованному в Киево-Печерском патерике, Евстратий происходил из богатого киевского рода. Раздав всё имущество бедным, он постригся в монахи Киево-Печерского монастыря (около 1076 года) и поступил к Антонию. Там он за воздержание, воспитанное им ещё с молодости, получил прозвище Постника. В 1096 году на Киев совершили набег половцы во главе с ханом Боняком и, захватив монастырь, продали Евстратия херсонесскому купцу-иудею вместе с другими пленниками — 30 монастырскими рабочими и 20 другими киевлянами.
По легенде, хозяин путём жестокого обращения пытался заставить рабов отречься от Христа. Однако Евстратий убеждал остальных не принимать еды и питья от иноверцев и не поддаваться на уговоры: «Не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». После отказа хозяин подверг рабов пытке голодом, и все они, кроме Евстратия, который имел богатый опыт постничества, умерли в течение десяти дней. Евстратий же прожил без воды и пищи 14 дней.
Тогда хозяин распял Евстратия на кресте в день иудейской пасхи, а затем убил, проткнув копьём. Перед этим Евстратий, благодаривший Бога за такую смерть, был подвержен издевательствам со стороны зрителей-евреев, на что ответил: «Придет на вас отомщение за кровь мою и за кровь замученных вами христиан». По церковной традиции считается, что Евстратий умер 28 марта 1097 года.
Согласно житию, тело Евстратия бросили в море, откуда оно было извлечено и похоронено в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где мощи святого лежат и в настоящее время. Частицы его мощей хранятся в храме преподобномученика Евстратия Печерского в Терновке (Крым).
Смерть Евстратия, по-видимому, известного в городе человека, а также большого числа других людей, вызвала волнение среди населения. Эпарх Херсонеса (крещёный иудей) был казнён по указу императора вместе с купцом, купившим монаха. Историк Джошуа Старр пишет, что казнены были также руководители еврейской общины. Итогом этого события стало изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества.
Память Евстратия Печерского отмечается 28 марта (10 апреля).
Современные оценки
См. также: Кровавый навет в России
Академик Геннадий Литаврин полагал, что составитель патерика опирался на два письменных источника: древнерусский о событиях в Киеве и греческий — о событиях в Херсонесе. Источник, по мнению учёного, «свидетельствует о традиционных симпатиях крымских греков — подданных Византии — к своим русским единоверцам». Именно греки-херсониты выступили инициаторами приобщения Евстратия к лику святых. Доктор исторических наук ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Владимир Петрухин также относит этот сюжет к византийско-херсонесской традиции, поскольку с Русью в нём связан только сам зачин — пленение Евстратия.
Н. М. Богданова делает следующие выводы из содержания легенды:
- Еврейские купцы приезжали в Херсонес за невольниками и зимовали там в ожидании открытия навигации.
- Согласно источнику, который может быть тенденциозным в данном вопросе, еврейские купцы монополизировали такую торговлю.
- «Слово» осуждает не саму работорговлю, а продажу христиан иноверцам.
С первым и третьим выводами согласен также Литаврин.
Как указывает киевский исследователь А. Е. Бартош, византийским евреям запрещалось владеть рабами-христианами, но на практике этот закон часто не выполнялся, особенно в отдалённых провинциях. Оспаривая утверждение Барташа, историк античного и средневекового Крыма кандидат исторических наук Илья Сергеев утверждает, что «корсуньский епарх действительно разрешил соплеменникам покупать христиан и обращать их в рабство». Сергеев, отмечая, что православная Византия того времени была гигантским рынком потребления славянских рабов, считает, что иудейский торговец пытался достичь равенства в своём социуме. По его оценке, расправа с иудейскими торговцами была «зачисткой» рабовладельческого рынка Корсуни от конкурентов и способом пополнения императорской казны.
Почитание мощей Евстратия Печерского некоторые специалисты полагают первой попыткой кровавого навета на евреев на территории будущей Российской империи. Доктор филологических наук Александр Панченко и Владимир Петрухин отмечают параллели между легендами о Евстратии и Вильяме Норвичском. Они связывают эти события, происходившие в одно время на противоположных полюсах христианского мира, с религиозными настроениями периода первых крестовых походов с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией. Петрухин считает, что еврейский погром в Киеве в 1113 году был следствием подобных наветов.
В конце XX века были сделаны неоднократные попытки склонить церковь к деканонизации Евстратия в связи с явной антииудейской позицией его жития и повествования о нём в целом. Попытки эти предпринимались как представителями еврейских общин и еврейскими религиозными деятелями, так и самими христианами. Православный священник-экуменист Александр Мень резко выступал за деканонизацию святого, о чём написано во многих его статьях. В интервью, данном журналу «Евреи в СССР», Мень высказался за деканонизацию русских православных святых преп. Евстратия Печерского и мученика Гавриила Белостокского, а также за пересмотр православных богослужебных текстов с целью изъятия из них «выпадов» против евреев.
Примечания
- 1 2 Кротов Я. Г. Евстратий Печерский. Словарь святых. Дата обращения 9 декабря 2009.
- Слово 16. О блаженном Евстратии-Постнике. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Дата обращения 28 февраля 2015.
- 1 2 3 Полный православный богословский энциклопедический словарь. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1912. — Т. I. — С. 828.
- 1 2 3 4 Кремлевский, 1904, с. 239.
- 1 2 3 4 5 6 Литаврин, 2001.
- Дьяченко Г. 10 апреля — память преподобного Евстратия Печерского, в Ближних пещерах // Православная газета. — Екатеринбург: Екатеринбургская епархия РПЦ, 2007. — № 14.
- Кремлевский, 1904, с. 239—240.
- 1 2 3 Кремлевский, 1904, с. 240.
- Украина. Евреи на территории Украины до конца XVIII века — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Starr J. The Jews in the Byzantine empire 641—1204. — 1939. — P. 9. — 266 p.
- Петрухин В. Я. Евстратий Постник и Вильям из Норвича — две «пасхальные» жертвы // Праздник-обряд-ритуал в славянской и еврейской культурной традиции : сборник статей. — М.: Сэфэр, ИНСЛАВ РАН, 2004. — Вып. 15, Академическая серия. — С. 85. — ISBN 5-98231-002-8.
- Бартош, А. Е. Херсонес и Тмутаракань — места духовного подвига преподобных отцов печерских / А. Е. Бартош // Софія : Культурологічний журнал . — 01/2005 . — N1 . — С.136-145
- Ильченко С. Евстратий Постник: Жертва иудеев или православной Византии?. Свободная Пресса (16 апреля 2011). Дата обращения 29 июня 2015.
- Басин Я. З. Миф о кровавом навете и современное православие // Заметки по еврейской истории. — декабрь 2012. — № 12 159).
- Панченко А. А. Кровавый навет // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2004. — С. 167. — 544 с. — ISBN 5-94282-263-8.
- Белова О. В., Петрухин В. Я. Миф 3. «Кровь на нас и на детях наших…» Религиозные наветы в книжной и устной традиции славян // «Еврейский миф» в славянской культуре. — Москва; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2008. — С. 225. — 568 с. — (Эхо Синая). — ISBN 978-5-93273-262-8.
- Панченко А. А. К исследованию «еврейской темы» в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 104. Архивировано 1 ноября 2013 года.
- Петрухин В. Я. К дискуссии о евреях в Древней Руси: национальный романтизм и «улыбка Чеширского кота» // Ab Imperio. — 2003. — № 4. — С. 656. — ISSN 2166-4072.
- № 11, 1975 г.
- Карелин Ф. О домостроительных пределах богоизбранности еврейского народа // О богословии протоиерея Александра Меня. — Житомир: NI-KA, 1999. Архивировано 6 ноября 2007 года.
Литература
- Кремлевский А. М. Евстратий, преподобномученик Печерский // Православная богословская энциклопедия / под ред. проф. А. П. Лопухина. — СПб. : Тип. Лопухина, 1904. — Т. V : «Донская епархия — Ифика». — С. 132. — 619 с. — Стб. 239—240. — 1177 стб.
- Литаврин Г. Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника // Византия и славяне : Сб. ст. — СПб. : Алетейя, 2001. — С. 478—495. — 607 с. — (Византийская библиотека. Исследования). — ISBN 5-89329-110-7.
- Лопухина Е. В., М. В. П., Черномаз И. Б. Евстратий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVII : «Евангелическая церковь чешских братьев — Египет». — С. 329—331. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.
- О блаженном Евстратии-постнике. Слово 16 // Памятники литературы Древней Руси : XII век / сост. и общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. — М.: Художественная литература, 1980. — С. 488—491. — 704 с.
Ссылки
- Кротов Я. Г. «Словарь Святых»
- Житие Евстратия Печерского (текст и аудиоверсия)
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |
>Память прпмч. Евстратия Печерского, от жидов умученного
28.03.1097 (10.04). — Память прпмч. Евстратия Печерского, от жидов умученного
Святой Евстратий, от жидов умученный
Преподобный Евстратий († 1097) родился в XI в. в Киеве в богатой семье. Следуя словам из Нового завета: «Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими» (2 Тим. 2:4), он раздал свое имение бедным и вступил в Киево-Печерскую обитель под управлением святого преподобного Антония. Инок Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании, за что вскоре получил имя «постника».
В 1096 г. на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь. Прп. Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство богатому иудею, жившему в городе Корсуни (Херсонес). Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом. Но инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь».
Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников друг за другом умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Нечестивый иудей решил отомстить иноку.
Приближалось Светлое Христово Воскресение, и жид-рабовладелец во время празднования иудейской пасхи, собрав своих соплеменников, распял на кресте преподобного Евстратия. Жидовин и прочие его соплеменники поносили распятого и говорили ему:
– Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: «проклят всякий, повешенный на дереве» (Втор.21:23).
Преподобный отвечал на это:
– Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь я клятвы, ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: «и будет жизнь твоя висеть пред тобою» (Втор.28:66). О празднике же пасхи Давид говорит: «Этот день сотворил Господь: возрадуемся и возвесилимся в оный!» (Пс.117:24). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники, восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего беззакония.
Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. И видна была тогда огненная колесница и огненные кони, которые понесли на небо душу ликующего мученика, и был слышен голос, говоривший: «Вот доблестный гражданин небесного града!».
Святое тело страдальца, снятое с креста, было выброшено жидами в море. Верующие христиане долго искали святые мощи мученика, но не смогли их найти. Промыслом Божиим нетленные мощи были затем обретены в пещере и источали множество чудес.
Предсказание святого мученика Евстратия о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось тотчас после его смерти. В тот же день пришло повеление Императора Византийской империи Алексея I Комнена изгнать из Корсуни всех евреев, лишив их имущества, а старейшин избить за мучение христиан. Иудей, распинавший преподобномученика Евстратия, был повешен на дереве, получив справедливое возмездие за беззаконие.
Ныне мощи прпмч. Евстратия почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Частицы мощей святого преподобномученика Евстратия хранятся в храме его имени в Терновке в Крыму (в начале текста – фотография иконы из этого храма).
Память совершается 28 марта (ст. ст).
Постоянный адрес страницы: http://rusidea.org/25041001
Мученик Марда́рий Севастийский
Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284–305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю…», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи…») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.
См. также: «Страдание святыx мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Православные источники святые и целебные.
В лесной глуши у Донских ручьёв, неподалеку от деревни Кочерицы, находится место духовных подвигов иеромонаха Мардария, жившего в XVIII веке. В начале века он родился, в конце тихо скончался. Но, после кончины его, тысячи людей из поколения в поколение чтили память о нем, приходили на его могилу. Ныне иеромонах Мардарий, почитаем уже не только местными жителями, но пока в лике святых не прославлен. Отказавшийся от общения с людьми ради служения Богу иеромонах Мардарий, последние 30 лет он прожил в полном уединении в лесной чаще. Возле святого источника, что бил неподалеку от отшельнической кельи монаха, поставили часовню. Сегодня здесь создан небольшой импровизированный водопад, в котором так хорошо искупаться, очищая тело и душу святой водой. После смерти монаха, вдохновленные его самоотверженной верой, сюда стали приезжать многочисленные паломники. Люди молились, просили о помощи, исцеления духовных и телесных болезней. И каждому страждущему святой источник неизменно помогал и помогает обрести желаемое. Среди прочего, местные жители отмечают особую действенность воды в излечении от женских хворей, бесплодия, болезней суставов. Адрес: Россия, Псковская область, Стругокрасненский район, деревня Кочерицы.
Проезд: доехать до Кочериц можно на авто или автобусе. В первом случае от Пскова следуйте по Ленинградскому шоссе на Маяково. Перед деревней поверните вправо – будет указатель на Кочерицы. Дальнейший путь лучше проделать пешком, так как асфальтированное полотно заканчивается – до Кочериц отсюда около 3 км по пути, идущему между лесных зарослей. Во втором случае вам помогут автобусы «Псков-Санкт-Петербург», «Псков-Новгород», проходящие мимо данного района. Учтите, вам заранее нужно будет уточнить у перевозчика возможность выйти в Маяково, т.к. у каждой транспортной компании могут быть свои плановые остановки и вас могут просто не захотеть высаживать в неположенном месте. Ну и, разумеется, путь до Кочериц все равно придется проделать самостоятельно.
Добавить комментарий