Иеромонах филарет сретенский монастырь
Содержание
Насельники
В центре мегаполиса
Сретенский монастырь расположен в центре мегаполиса. Бывший наместник нашего монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), говорит по этому поводу: «Если монастырь Промыслом Божиим расположился в центре большого города и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает».
Размышляя о связи внешнего и духовного служений в обители, владыка Тихон говорит также: «Данное Сретенскому монастырю послушание – воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя?.. Мы издаем книги, это внешняя деятельность – так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это духовное послушание – внутреннее делание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным)».
Наше служение
Действительно, более половины братьев обители являются иеромонахами и несут духовническое послушание, а также богослужебное и духовно-просветительское служение. Братия у нас образованная, почти все закончили или учатся в семинарии, имеют по одному-два высших светских образования, и они могут осуществлять духовное руководство студентами семинарии и прихожанами монастыря.
Мы ведем множество просветительских проектов. Среди них: «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», работа Духовно-просветительского центра имени священномученика Илариона (Троицкого), беседы с прихожанами, воскресная школа, организация молодежных хоров и юношеского клуба, окормление детского интерната и Экономического колледжа для инвалидов в городе Михайлове Рязанской области и множество других.
Наши монастырские послушания
Каждый насельник нашего монастыря несет и какое-то свое монашеское послушание. Среди них послушания благочинного и казначея, эконома и келаря, ризничных, просфорников, медиков, служащих священнослужителей. Братия трудится в скиту и издательстве, на оптовом складе и в церковных лавках, в паломнической службе и интернет-магазине, в духовной семинарии и школе-интернате.
Святой Паисий Святогорец: «Монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним»
Но своим главным послушанием мы считаем молитву. По словам святого Паисия Святогорца: «Человек мирской помогает бедняку килограммом риса и парой апельсинов… Но монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним». И братия нашего монастыря следует завету святых отцов: «Дело монаха – стать сосудом Святого Духа».
Братия монастыря о послушаниях
Иеромонах Иоанн – исполняющий обязанности наместника обители
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
В настоящее время исполняющим обязанности наместника Сретенского монастыря является иеромонах Иоанн (Лудищев). На это послушание он определен 18 мая 2018 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с решением Священного Синода о назначении многолетнего игумена обители епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) митрополитом на Псковскую кафедру.
В Сретенской обители отец Иоанн (в миру Дмитрий Владимирович Лудищев) подвизается уже без малого два десятилетия.
Родился Дмитрий в 1974 году в городе Красноармейске Московской области. В возрасте 15 лет он принял святое крещение с наречением имени в честь преподобного Димитрия Прилуцкого (день молитвенной памяти – 11/24 февраля).
По окончании школы поступил в Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. После окончания института проходил обучение в ординатуре при кафедре инфекционных болезней в КИБ № 2 города Москвы.
В 1999 году Дмитрий пришел в Сретенский монастырь. Полученная профессия пригодилась монастырской братии: в течение пяти лет он трудился врачом при медицинском кабинете обители. Одновременно исполнял и другие послушания: работал на книжном складе, в казначействе монастыря.
Окончил специалитет Сретенской духовной семинарии.
После пяти лет трудов в обители, избрав монашеский путь, 2 января 2003 года Дмитрий был пострижен в мантию своим духовным отцом наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ныне митрополитом Псковским и Порховским, с наречением имени в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (день молитвенной памяти – 20 декабря / 2 января). В том же году отец Иоанн был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
С 2004 по 2018 год иеромонах Иоанн исполнял послушания благочинного монастыря и проректора Сретенской духовной семинарии.
Будучи благочинным обители, занимался изучением ее истории. В результате этой работы появились статьи об историческом прошлом Сретенского монастыря: его игуменах и строителях в XVIII и XIX веках, жизни обители в годы Отечественной войны 1812 года, во время революции и в первые десятилетия XX века.
Иеромонах Клеопа (Данелян), заместитель эконома:
Иеромонах Клеопа (Данелян) – Эконом отвечает за всю хозяйственную жизнь обители: стройки, рабочее состояние монастырских зданий и монастырской техники, благоустройство и чистота территории. Сейчас у нас в связи с увеличением объема работ это послушание распределено по нескольким нашим насельникам, а раньше, конечно, было труднее. Работа по монастырю, закупки, строительные моменты – это еще куда ни шло, но вот общаться с городскими властями мне было особенно тяжело. Кто-то умеет строить отношения с властями предержащими, но мне было очень непросто.
Особенность экономского послушания в том, что у него нет ни начала, ни конца. Всё, что связано с экономской, пронизывает монастырь со всех сторон. Поэтому работы – непочатый край, и она никогда не может закончиться, постоянно открываются всё новые и новые дела.
Так что сейчас мое послушание – это постоянная забота о земных нуждах монашеской жизни. Но это послушание не мешает моей духовной жизни: послушание в принципе не может мешать монашеской жизни. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует сохранению внимания к себе – оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом».
Послушание не мешает монашеской жизни; сопряженное с ответственностью, оно воспитывает внимание к себе
Мешает монашеской жизни – больше всего мешает – развлечение. Фильм посмотреть, музыку послушать – вот это отвлекает от монашеской жизни. Ропот отвлекает, но никак не послушание. Иногда задают вопрос: «Какая может быть монашеская жизнь в центре Москвы, в мегаполисе, где вокруг столько соблазнов?» Но, честно говоря, я всех этих соблазнов не замечаю. В монастырь суета не проникает – если ты сам себе ее не добавишь.
Иеродиакон Серафим (Чернышук), ризничий:
– Уже много лет я несу послушание ризничего. Ризницей в монастырях называется помещение, в котором хранится вся церковная утварь – ризы (отсюда и название), сосуды, иконы, облачения. Человек, приставленный к ризнице для того, чтобы следить за всей этой утварью, и называется ризничим. Сейчас ризничий занимается не только этим, но и вообще всем внешним обустройством храма.
Иеродиакон Серафим (Чернышук)
В обязанности ризничего у нас в обители входит уборка алтаря и подготовка к богослужению: принести просфоры, налить вино для Литургии, приготовить облачения. На каждый праздник положено облачение своего цвета – соответственно, накануне праздника необходимо принести из ризницы облачение нужного цвета для всех священников, диаконов и пономарей. Конечно, самое тяжелое время работы в ризнице – накануне праздников.
Ризница была моим первым послушанием в монастыре, хотя всё-таки сначала у меня, как и у всякого трудника, были послушания «на подхвате»: подмести двор, разгрузить книги на книжном складе, помочь в саду и т.д.
Братия Сретенского монастыря
Игумен Киприан (Партс), просфорник:
Игумен Киприан (Партс) – Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, второе после храма место – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии. Послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания.
Просфорня Сретенского монастыря сегодня – это цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.
Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии – они помогают при разделке, потому что нам надо за 2,5 часа разделать около 3 тысяч просфор.
Выпечка происходит обычно по потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.
Послушание просфорника имеет особое значение, ведь им пекутся хлебы для Литургии Сколько уже было у нас из семинаристов помощников – все трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят.
Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к печению просфор так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что, понимаете… Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… И должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.
Механически – нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого – просфору испечь! Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, – говорю, – рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»
А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.
Братия Сретенского монастыря
Иеромонах Зосима (Мельник), послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта:
– Я несу послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта: обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы – богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме.
Наш монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24 часа в сутки. Конечно, ритм городской жизни неизбежно влияет и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться на приходской режим: так и богослужения построены, и весь наш распорядок и быт связан с жизнью города. Тем не менее удается и ночные богослужения совершать – более уединенно, по-монашески, – и полунощница три раза в неделю служится в 6:45 утра – тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу транспортных особенностей города могут попасть далеко не все миряне.
Иеромонах Зосима (Мельник)
Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила. Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий – повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе, – но желающий может вести монашескую жизнь даже в центре мегаполиса. Ночные богослужения – особые: на них нет мирян, мы молимся уединенно, по-монашески Среди моих послушаний была и обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. Иногда люди предпочитают задать вопрос в интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у священника. В чем причина? Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас людям гораздо легче общаться в социальных сетях, чем пойти и лично поговорить со священником в храме. Другие, может быть, стесняются своего церковного не то чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике, в традициях, в том, как нужно вести себя в храме. Приходится объяснять самые элементарные вещи: как, например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как записку о здравии правильно заполнить.
Иеромонах Лука (Ауле), послушание радиотехника:
– Когда я пришел в монастырь, то хотел закопать свой талант в землю. Считал, что электроника – дело нехорошее, нечистое. А Господь меня смирил и дал это послушание, чтобы я больше глупостей не говорил и не думал. Если применять радиоэлектронику во благо, если это служит людям, которые благодаря хорошему звуку назидают свои души словом Божиим, ничего крамольного в таком умении нет.
Иеромонах Лука (Ауле)
Послушание свое я несу уже более десяти лет. Началось с того, что на прославление священномученика Илариона нужно было сделать трансляцию с колокольни. Туда, где находились часы, надо было поставить колонку, чтобы было слышно богослужение. И отец эконом заявил обо мне тогда в первый раз, сказав, что мы напрасно нанимаем каких-то специалистов, ведь у нас есть человек, который в миру занимался компьютерными системами.
Ну и мне дали первое послушание: сделать «озвучку» на колокольне. Затем это дело потихоньку стало развиваться. Потом заболел инок Владимир, который занимался в монастыре телефонной связью. И мне поручили срочно решать вопрос с телефонной станцией. Мы купили новую систему, всё переделали. Сейчас у нас в монастыре очень мощная телефонная станция, у нее большой потенциал… В общем, так я стал участвовать во всех проектах, связанных с электроникой. Бог направил мои навыки на служение Церкви. Слава Богу за всё.
Монахи Сретенского монастыря
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь существует с XIV века (точнее с 1395 года) в Москве. За это время не мало интересных людей служило в его стенах. При монастыре действует Духовная семинария. Славен монастырь так же своим хором, имеющим статус главного хора Русской Православной церкви. Не менее славен монастырь и своим насельниками — монахами, как в предыдущее время, так и сегодня.
Конечно в силу своего расположения — большинство монахов и насельников в Сретенском монастыре — москвичи, но есть и приезжие из других городов и бывших республик СССР.
Монастырь обосновался в центре столицы на улице Большая Лубянка и его жизнь тесно связана с жизнью города, как в былые времена, так и сегодня, но ночные богослужения совершаются – более уединенно, по-монашески, – полунощница три раза в неделю служится в 6:15 утра – тоже сугубо монашеская служба.
«Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила.»-рассказывают насельники монастыря.
А для желающих отдохнуть от городской суеты могут уехать на несколько дней в скит.
В монастыре проходят службы: ежедневно совершается ранняя литургия в 5 часов 30 минут, полунощница, поздняя литургия и вечернее богослужение.
Сегодня в монастыре постоянно проживают около 50 человек, считается, что для московской обители это много., лишь некоторые насельники — в скиту в Рязанской области.
В Сретенском монастыре просветительская и интеллектуальная деятельность стала главной (после молитв) доминантой жизнедеятельности. Это уже историческая преемственность.
В смутное время монастырь служил пристанищем для ополченцев, в нем располагался штаб ополчения.
В стенах монастыря подвизались многие исторические личности, неся в мир плоды духовного просвещения.
Сегодня при монастыре работает Духовная семинария.
Имеется свое издательство, крупнейшее в России.
Ведется опека над детским домом.
Монахи монастыря участвуют в телевизионных прсветительских и богословских передачах на ТВ канале «Спас» и других каналах.
Монахи поют в хоре. И не просто хоре а главном хоре Русской Православной Церкви. Пишут книги на разные темы.
Много славных людей прошло через его стены. Среди них есть и святые и священномученики. Но если посмотреть на тех, кто поближе к нам. Тут следует вспомнить ряд исторических личностей разного толка из числа настоятелей обители.
В ХIX веке настоятелем Сретенского монастыря служил Архимандрит Вениамин (Петухов), который одновременно был помощником Митрополита Филарета (Дроздова). Был одновременно так же и наместником в нескольких монастырях. Вениамин известен, как большой благотворитель и богослов. И один из замечательных церковных деятелей своего века.
Так же в ХIХ веке в 1906 году служил настоятелем Евгений Дмитриевич Скобеев (Леонид)1851-1932гг. Известный деятель обновления. Личность противоречивая.
Много интересных людей прошло через стены монастыря в ХХ веке, так, можно назвать Илариона (Троицкого), Сергея Извекова и других.
Архиепископ(Гурий) Алексей Иванович Степанов.1880-1937гг. В миру известный лингвист-монголовед, в богословии оставивший много трудов о буддизме и христианстве, миссионерской деятельности среди буддистов.
Назначен настоятелем обители в 1919 году. Но в этом же году в октябре были начаты аресты насельников монастыря, был арестован и Гурий. Расстрелян в 1937 году в Горьком.
В 1981 году канонизирован в лике священномученика.
Владимир Алексеевич Троицкий (Иларион). Родился в 1886 году, закончил Московскую Духовную Академию, причем, как отмечается во всей литературе о нем, был лучшим студентом по успеваемости за последние 50 лет. По окончании работал в различных церковных учреждениях, писал много богословских работ. Призывал к очищению богословия от западного влияния. Прошел через тюрьмы. После избрания Патриарха Тихона был его секретарем. В 1920 году хиротонисан.
Работая секретарем успевал служить в храмах Верейского уезда.
А 1923 году назначен настоятелем обители. И в том же 1923 г. был опять арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где пользовался почетом и уважением у местных сидельцев. Сидя в стенах лагеря продолжал свою борьбу с обновленцами и ратовал за полное отделение церкви от государства. В 1925 году, сидя в Соловках получил еще 3 года, а затем и 1929 году еще 3 года, теперь уже ссылки в Среднюю Азию. По пути на этапе среди заключенных подхватил сыпной тиф и в 1929 же году умер.
Прославлен в лике святых РПЦ за границей в 1981 году.
В 1998 году прославлен, как великомученик в лике местночтимых святых.
Его чудотворные останки помещены в Соборный храм Сретенского монастыря.
Большое количество трудов оставлено им в наследство.
И конечно нужно сказать о еще одной исторической личности на сегодня из монахов Сретенского монастыря.
Сергее Михайловиче Извекове, более известного, как Патриарх Московский Пимен. Родился в 1910 году. В 1925 году принял постриг в рясофор в Сретенском монастыре с именем Платон.
А уже в 1917 году принял постриг с именем Пимен. Служил в различных епархиях по всему СССР, твердо держался своей позиции, боролся с атеизмом, претерпел гонения. Имел множество церковных и государственных наград. В 1949 году рукоположен в Архимандриты. Будучи Митрополитом был помощником Святейшего Патриарха Алексея I. В 1971 году прошла интронизация.
Патриарха Московского Пимена. Многое сделал для церкви на своем посту. Скончался в 1990 году.
И сегодня есть монахи в Сретенском монастыре, которые довольно широко известны и в миру, и внутри церкви, в первых рядах стоит назвать Архимандрита Егорьевского Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря последние 25 лет, сегодня — уже Митрополита Псковского и Порховского, ректора Сретенской духовной семинарии, председателя Патриаршего совета по культуре, руководителя Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.
Проводящего не только большую работу в стенах Русской Православной Церкви, участвуя в различных патриарших советатах, но и большую общественную работу в миру. С 1999 года — академик РАЕН. Архимандрита Тихона можно увидеть на канале «Спас» с просветительской беседой. На официальном сайте Московской Патриархии можно прочесть интервью с Архимандритом Тихоном о месте монашества в современной жизни.
Нельзя обойти вниманием книгу этого же автора» Несвятые святые», рассказывающею о монастырской жизни простыми словами. Книга приоткрыла двери закрытых монастырей для мирян, книга переведена на множество языков.
И это только об одном из монахов Сретенского монастыря.
Считается, что архимандрит Тихон (Шевкунов) является духовником В.В. Путина.
Не он один пишет книги среди монахов Сретенского монастыря, так Геннадий Иванович Катышев иеромонах (Серафим),
бывший летчик, авиационный инженер, мастер спорта СССР, почетный академик. Является автором ряда книг автобиографических и о встречах с интересными людьми, так же и богословских.
Из одного интервью в газете с монахом монастыря Николаем (Муромцевым) можно узнать, как он пришел к монашеской жизни и о том что монахи, такие же люди, как все, например о игре в футбол с пограничниками.
Имея собственное издательство монахам Сретенского монастыря не особо трудно выпустить в печать свои произведения.
Изучив биографии нескольких монахов Сретенского монастыря, можно сделать вывод, что сретенский монастырь является каким-то прибежищем талантов в монашеской среде. Много славных имен подвижников православия прошло через Сретенский монастырь и его духовную семинарию. И не иссякнет земля Русская талантами.
Сайт Московского Сретенского монастыря
Сегодня, в день памяти небесного покровителя обители священномученика Илариона (Троицкого), открывается новый сайт Московского Сретенского монастыря www.monastery.ru.
Заставка на главную страницу сайта Сретенского монастыря
Остальное – при встрече
Если бы Христос проповедовал сегодня, использовал бы Он интернет? А апостолы?
Очевидно, что апостолы – да. Писали же они послания. Причем сколь лично адресованные, столько и читаемые потом всей полнотой Церкви. Однако отправляли они эти послания изначально тем, с кем все-таки успели пообщаться.
Доверие – это то, против чего затеваются в наши дни все информационные войны. Его посредством «фейков», «троллинга» и обезличенным под «никами» и странными «аватарами» коммуницированием пытаются подорвать. И вместе с тем за счет манипулятивных технологий паразитировать на внимании.
В самой интернет-среде уже пошла в ход такая самоирония «юзеров» (пользователей – прим. Ред.), как «осетенеть» – чрезмерно пристраститься, вплоть до зависимости, к сети (что вообще-то созвучно слову «осатанеть») – или «хроноцид» – убийство времени.
Интернет-технологии зачастую играют сегодня на страстях любопытства, зависти, осуждения и пр., провоцируют на бессмысленные, а подчас и душевредные развлечения. Не говоря уже о «группах смерти» для подростков…
– Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, – говорит Святейший Патриарх Кирилл.
Алтарная фреска нового храма
Заставка для внутренней страницы сайта Сретенского монастыря
Вы – письмо Христово, – говорит о собеседниках Христа и Его последователях апостол Павел, – написанное не чернилами, но Духом Бога живаго (2 Кор. 3: 3). Но не передашь же Дух на цифровом носителе? Он здесь, на сайте, может быть воспринят лишь в той мере, в какой дух творит формы.
А остальное – при встрече. На то и монастырь – Сретенский. Иначе зачем бы и несколько веков назад надо было нести в обреченную Москву Владимирскую икону Божией Матери?..
Тело Христово – Церковь – как созидалась, так и созидается у Чаши во время «общего дела» – Литургии. И святыням едут поклониться, не ограничиваясь просмотром фото и видео на мониторах ноутбуков и телевизоров или дисплеях мобильных телефонов.
Для всех православных христиан сайт Сретенского монастыря – еще одна возможность, общаясь, поддержать друг друга. Тем более монахам – мирян.
«Миссия монахов – возвращать Бога в жизнь современных людей»
«Мир не нуждается ни в чем ином, кроме Бога, – говорит один из самых почитаемых проповедников современности архимандрит Эмилиан (Вафидис). – Миссия монахов – возвращать Бога в жизнь современных людей».
Заставка на главную страницу сайта Сретенского монастыря
Тем же, кто еще далек от Церкви, сайт монастыря может подарить чувство потенциальной сопричастности. Кстати, именно так, сидя где-то в офисе на Украине и изучая там «Православие.ру», в Сретенской обители оказался один из нынешних братий.
Преподобный Макарий Великий увещевал каждого монашествующего смотреть на свой монастырь как на Рай и быть твердо уверенным в том, что твои духовные братья – сродники тебе в вечности. Ну кто из нас не хотел бы получать вестей из Рая? Это же собственно и есть благовестие.
Монастырский сайт, безусловно, призван отражать не только внешнюю деятельность обители, но и выражать внутреннюю жизнь ее общины и прихода. Так что измученный и утомленный мирской суетой современник сможет тут по крайней мере узнать, как почерпнуть этой живой воды, которая есть Сам Христос; познать Его через свидетельство об опыте современников; научиться покаянию…
О новом сайте – говорят и.о. наместника, духовник и братия Сретенской обители.
Объединяющий ресурс
Иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского монастыря:
Иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского монастыря
– Сегодня, в преддверии 25-летия возрождения монашеской жизни в Сретенской обители, для Вас, наших прихожан и посетителей портала «Православие.ру», открывается и начинает свою работу новый сайт Сретенского монастыря.
Вспоминая прошедшие годы, с благодарностью можно видеть, что за это время произошло немало по-настоящему радостных событий: в монастырь приходят новые насельники, была создана и уже на протяжении 20 лет существует в стенах обители Сретенская духовная семинария, благополучно завершилось строительство и состоялось торжественное освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, увеличилось число прихожан и паломников, приезжающих поклониться святыням обители из разных уголков нашего Отечества и зарубежных стран.
Теперь богослужения совершаются как в древнем соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери, так и в новом храме; при нем действуют просветительский, молодежный, паломнический центры, воскресная школа для детей и взрослых, проводятся различные циклы бесед с прихожанами и теми, кто еще только готовится принять Святое Крещение и стать на путь жизни в Церкви.
Великий вход, фреска
Заставка для внутренней страницы сайта Сретенского монастыря
Рассказать своим читателям о совершаемом в обители пастырском, миссионерском, катехизаторском служении, исследовательской, образовательной и издательской деятельности, участии монастыря в делах милосердия и призван новый сайт. С помощью размещаемых на его тематических страницах книг и фильмов, аудио- и видеозаписей, а также текстов проповедей, лекций, бесед, занятий и экскурсий каждый желающий сможет познакомиться с результатами трудов братии и сотрудников обители.
Сайт стремится дать возможность вести глубокий неспешный разговор на интересующие наших прихожан и читателей темы
Сайт также стремится дать возможность вести глубокий неспешный разговор на интересующие наших прихожан и слушателей-читателей темы: о духовном руководстве, послушании духовнику и духовной свободе, о древних монашеских уставах и жизни современных монастырей, о церковном богослужении и домашней молитве. Важно вместе с тем попытаться дать ответы и на другие богословские, литургические, аскетические вопросы, ждущие своего разрешения и требующие вдумчивого рассуждения опытных пастырей и знающих исследователей.
Хочется надеяться, что материалы нового сайта, по мере его возможностей, послужат добрым делам проповеди о Боге, наставления в вере и руководства ко спасению.
«Лучше недогрузить, чем перегрузить»
Игумен Киприан (Партс), духовник Сретенского монастыря:
Игумен Киприан (Партс), духовник Сретенского монастыря
– Наша задача – донести до тех, кто будет заходить на новый сайт обители, свидетельство о том, как спасаться в современном мире. Чего придерживаться, каких подмен опасаться, какие сегодня наиболее часто встречаются заблуждения на пути к Богу и как их избежать, как бороться со страстями и как вести себя современнику, чтобы угодить Богу?
Наша задача – донести до тех, кто будет заходить на новый сайт обители, свидетельство о том, как спасаться в современном мире
На нашем новом сайте мы будем рекомендовать ту или иную литературу к прочтению. В первую очередь мы, конечно, представим книги, которые можно посоветовать к прочтению всем, в том числе новоначальным. У них чаще всего не бывает духовника, с которым можно обсудить, что читать, а что нет. Им мы, разумеется, не будем советовать читать преподобного Исаака Сирина. Помните совет святителя Игнатия (Брянчанинова): тем, кто живет в миру, надо читать книги, которые учат жить по-христиански в миру, а не в монастыре, чтобы человек не сочинял себе «монашеской» жизни.
Также неподготовленный читатель, открывая ту или иную книгу, часто не понимает, от мнения это написано или от Духа Божия. (Как, впрочем, может и не знать, что такое значит «мнение» в аскетической литературе – прим. Ред.) Кто-то из наших святителей позапрошлого века прочитал как-то книгу своего современника-подвижника и заметил:
– О! А это от мнения написано. Враг его подзадорил.
Человек, который сам в Духе Божием живет, легко это определил. А духовным младенцам лучше читать то, о чем доподлинно известно: там всё написано в соответствии с учением Церкви. Такой литературы нам для спасения нашего достаточно.
Прежде всего мы будем ориентировать наших читателей на труды тех авторов, о ком мы точно знаем, что у них был разум не плотской и не душевный, а духовный. Это святые отцы. Наиболее близки нам святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, оптинские старцы, святой праведный Иоанн Кронштадтский, наши новомученики и исповедники Церкви Русской. Из тех, кто еще поближе к нам по времени, – это глинские старцы. Из тех, кто совсем недавно оставил этот мир, но о них мы тоже точно знаем, что они в Духе Божием жили, а не своим умствованием руководствовались, – это, конечно, в первую очередь отец Иоанн (Крестьянкин), благословивший возрождение нашего монастыря.
Он, кстати, советовал к прочтению книги святых отцов репринтного издания. А вот предложи сейчас кому «Сокровище духовное, от мира собираемое» святителя Тихона Задонского, тем более если еще в репринтном издании, тут же отрапортуют: трудно читать!
Распятие Христа, фреска
Заставка для внутренней страницы сайта Сретенского монастыря
Как что в духе прелести написано, так неофитам нравится, а вот серьезная литература, и сразу: мол, что-то не то… Это же значит, что просто человек воспитан в современной информационной культуре, где главное «чтиво» – льстящие слоганы рекламы и тексты смс.
Как тут помочь? Привести, допустим, пример аввы Дорофея. Он тоже в свое время смотрел на книги как на «диких зверей», как он сам писал, и ужасался, что их вообще надо брать в руки. А потом настолько приохотился к чтению, что даже друзей оставлял. Лучшим другом для него стала книга.
Современного человека, и без того перегруженного, не нужно засыпать большим количеством информации, чтобы он сидел и читал всё это весь день. «Лучше недогрузить, чем перегрузить», – говорил святитель Игнатий в отношении духовной пищи.
Если взять Пролог, который раньше читался на утрени, так там приводятся совсем небольшие фрагменты житий или наставления. Это то, что ты просто можешь взять как инструмент на сегодняшний день и исполнить.
Мы будем приводить на сайте какие-то отдельные актуальные примеры следования заповедям Божиим. Часто у новоначальных складывается такое предубеждение, что 2000 лет назад, когда Господь давал заповеди, это всё было исполнимо, а сегодня, мол, «не работает». Надо просто показать, что это не так.
Надо открыть главное: самое важное в жизни – исполнить волю Божию, а заключена она в евангельских заповедях
Это же самое драгоценное, что есть в жизни каждого из нас, – исполнить волю Божию, а заключена она в евангельских заповедях Спасителя. Вот что людям надо прежде всего открыть.
Расширение возможностей общения
Иеромонах Игнатий (Шестаков), редактор сербской версии портала «Православие.ру»:
Иеромонах Игнатий (Шестаков), редактор сербской версии портала Православие.ру
– Монастырский сайт, открывающийся сегодня, сложно назвать каким-то новым информационным проектом. Типологически это уже весьма освоенная форма присутствия монастырей и храмов в информационном пространстве. Что нового, казалось бы, в появлении еще одного такого сайта?
Посредством сайта мы сможем отвечать на те проблемы, что заботят и подчас мучают людей, которые ежедневно приходят в наш монастырь
И тем не менее сайт Сретенского монастыря важен. Посредством него мы сможем отвечать на те проблемы, что заботят и подчас мучают людей, которые ежедневно приходят в наш монастырь, съезжаются на выходных на службы с окраин Москвы и даже из Подмосковья. Количество прихожан и паломников огромно, и с годами, как мы видим, только растет, а не убавляется.
Всем этим людям нужны ответы на главные, глубоко волнующие их, вопросы. Они хотят больше узнать о жизни Церкви, о Христе и Его Божественных истинах. Иеромонахи зачастую просто не в состоянии со всеми людьми столь обстоятельно пообщаться лично, чтобы всё и сразу разъяснить.
Как раз сайт и послужит тому, чтобы какие-то общие темы осветить на его страницах, а у аналоя с крестом и Евангелием уже сосредоточиться собственно на душепопечении.
Тайная вечеря, фреска
Заставка для внутренней страницы сайта Сретенского монастыря
Сретенская обитель во многом уникальна: она находится в самом центре мегаполиса – одной из столиц православного мира – Москвы. Наша миссия, без излишнего преувеличения, ответственна. Какие-то материалы будут не просто отвечать на «почемучки» новоначальных, но и укреплять, умножать веру (см.: Лк. 17: 5) тех, кто уже не один год, а то и десятилетие в Церкви.
В этом мне и видится новизна проекта – расширить возможности общения братии Сретенского монастыря и наших прихожан, паломников, а также тех, кто неизменно все эти годы слушал наши проповеди и, возможно, издалека сопереживал жизни обители по отдельным публикациям на портале «Православие.ру».
Эту новую виртуальную площадку можно использовать и как форум для самих монашествующих. Как сретенской братии, так и нашим собратиям-иеромонахам из других городских монастырей или обителей, являющихся центрами притяжения паломников на всей канонической территории Русской Православной Церкви, думаю, есть чем делиться друг с другом.
У нас еще много разных идей
Иеромонах Ириней (Пиковский), казначей Сретенского монастыря:
Иеромонах Ириней (Пиковский), казначей Сретенского монастыря
– Долгое время Сретенский монастырь ассоциировался с сайтом «Православие.ру». Этот портал освещал деятельность обители. Там размещались проповеди, фоторепортажи тех или иных событий в монастыре. Более того, костяк редколлегии, как и авторского коллектива, составляли сретенские монахи.
Потом уже стали появляться профессиональные журналисты, репортеры, и портал «Православие.ру» вышел за рамки монастырского сайта. Стал общеизвестным. Публиковал уже ведущих проповедников и публицистов со всего мира. Появилась английская и сербская версии, добавился календарь.
Этот проект превратился в интернет-площадку для обсуждения каких-то наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются современные христиане в своей повседневной жизни. А это уже разговор о Православии сегодня как таковом, вне ограды конкретной обители. Информация о самом Сретенском монастыре отошла как бы на второй план.
Если в последнее время информацию о Сретенском монастыре на портале «Православие.ру» приходилось уже просто отыскивать среди огромного потока информации, то теперь главные сведения об обители будут систематизированы в главном меню нашего нового сайта.
Здесь вы сможете более обстоятельно познакомиться с историей обители, с житием одного из настоятелей монастыря – священномученика Илариона (Троицкого), тут будет выделена информация о Предстоятеле нашего ставропигиального монастыря, о наместнике и насельниках.
Отдельный значительный блок информации на новом сайте мы подготовили для паломников, попытавшись ответить на все наиболее часто задаваемые вопросы: к каким святыням здесь можно поклониться? какие храмы и приделы посетить? о чем экскурсии, которые тут можно услышать? что приобрести на память? и т.д.
Разумеется, на сайте представлена деятельность монастыря: издательство, хор, паломнический центр, просветительские курсы, молодежный центр, миссионерские поездки на Север, золотошвейная мастерская, воскресная школа и др.
Притча о званных на пир, фреска
Заставка для внутренней страницы сайта Сретенского монастыря
Также у нас постоянно проходит масса мероприятий: вечера памяти, презентации книг нашего издательства, встречи с авторами и т.д. Каждый день в нашем Просветительском центре проходит по 2–3 события. Это либо регулярные занятия, такие как беседы с прихожанами, уроки греческого языка или спевка молодежного хора, либо знакомства с каким-то интересным человеком или с руководителем того или иного, например, благотворительного фонда, хосписа и т.п.
Теперь все эти события не будут теряться в общецерковном потоке на «Православии.ру», и у нас будет больше возможностей для освещения важных для нас текущих событий из жизни монастыря.
Теперь будет больше возможностей для освещения текущих событий из жизни обители
Какое бы мероприятие в Сретенском монастыре мы сейчас ни анонсировали, скажем, беседы с батюшкой на евангельские темы, у нас собирается не менее 30–50 человек. Даже в будни. На наших просветительских курсах, например, каждый понедельник в 19:00 на протяжении уже многих лет актовый зал Сретенской семинарии переполнен, а это более 200 слушателей.
Причем это далеко не все, кто хотел бы услышать и увидеть то, чем мы хотим поделиться. На сайте монастыря мы можем выставлять видеозаписи и трансляции – и те, кто хотел, но у них по тем или иным причинам не получилось доехать до обители, смогут в онлайн-режиме присутствовать на наших встречах. А может быть, в будущем даже и задать свой вопрос.
Со временем мы создадим списки рассылки и будем теснее общаться с нашими подписчиками.
У нас еще много разных идей. Мы только приступили к созданию нашего нового сайта.
Битва под Лубянкой
Сретенская духовная семинария в Москве. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
«Новая» неоднократно писала (можно почитать , и ), что наиболее вероятным кандидатом на патриарший престол в современной РПЦ является митрополит Псковский Тихон (Шевкунов). Вхожий в самые высокие кабинеты Кремля и Лубянки, имеющий репутацию «духовника президента» (которую ни Тихон, ни Путин не подтверждают, но и не опровергают), создавший образцово-показательные Сретенские монастырь и семинарию (с такими же образцовыми издательством и хором), аккумулировавший миллиарды спонсорских и бюджетных рублей на строительство по всей России грандиозных «исторических парков», приобщающих россиян к «правильной» идеологии, этот иерарх проник в дома и души миллионов людей своим бестселлером «Несвятые святые» — самой многотиражной православной книгой за всю советскую и постсоветскую историю. Казалось, уже ничто не остановит взлет «лубянковского архимандрита», ставшего Псковским митрополитом, к самым вершинам церковной власти.
Но слишком хорошо знающий цену этой власти патриарх Кирилл решил повернуть вспять естественный ход истории.
Что произошло?
Великолепный храм Свято-Владимирского скита, где впервые в истории 9 июля прошло заседание Синода РПЦ. В центре — патриарх. Фото: пресс-служба патриарха Кирилла
Решение провести заседание Синода РПЦ (впервые в истории!) на отдаленном и изолированном острове Валаам не предвещало ничего хорошего. Синод собрался 9 июля в великолепном храме Свято-Владимирского скита, доступ на территорию которого весьма ограничен и контролируется ФСО. Дело в том, что исторически на Валааме такого скита не было. Он был построен уже в XXI веке в честь небесного покровителя Владимира Путина — св. равноапостольного князя Владимира — у сравнительно отдаленной и хорошо защищенной бухты Валаамского архипелага. Помимо храма на территории обители выстроены два больших коттеджа в скандинавском стиле: один для президента, другой, поскромнее, для патриарха. Примерно раз в год здесь проходят самые доверительные встречи двух голов российского орла.
Скит служит живым воплощением идеи «симфонии» церковной и государственной власти, которой так грезит патриарх Кирилл, но которая стала вызывать в последнее время недоверие в Кремле.
За плотно закрытыми и охраняемыми ФСО дверями этого скита и собрался Синод во главе с патриархом. Начали с сенсационного решения об отставке и отправке в Липецк управлявшего в течение 30 лет приходами Москвы первого викария патриарха митрополита Арсения (Епифанова) — правой руки покойного Алексия II. Но следующее решение, нацеленное в митрополита Тихона, заглушило эту сенсацию. С целью «оптимизации» системы духовного образования Синод перевел в Петербург ректора созданной Тихоном Сретенской духовной семинарии, расположенной в одноименном монастыре на Лубянке, и назначил и.о. ректора архиепископа Верейского Амвросия, который одновременно является ректором Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Более того, специальной комиссии во главе с Амвросием поручено до 1 августа представить патриарху «проект оптимизации» Сретенской семинарии и Московской академии, проще говоря — поглощения семинарии академией, которая стремится переехать в Москву и овладеть богатым наследием Тихона.
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов так прокомментировал случившееся у себя в твиттере: «Патриарх Кирилл почувствовал угрозу. У митрополита Тихона «оптимизируют» его детище — Сретенскую духовную семинарию. Следом пройдет и «оптимизация» Сретенского монастыря. Грубовато, Ваше Святейшество, грубовато…»
Патриарх Кирилл на Валааме. Фото: пресс-служба патриархии РПЦ
Что будет дальше?
Смертельный удар, наносимый патриархом Кириллом по главному детищу митрополита Тихона, прикрывается, конечно, благими мотивами реформы системы духовного образования РПЦ. Эта система пребывает в глубоком и, возможно, безнадежном кризисе. Долгих 24 года (1994–2018) Учебный комитет патриархии возглавлял маловыразительный архиепископ Евгений (Решетников). После нескольких попыток реформ в подведомственном ему хозяйстве воцарился застой. Многочисленные провинциальные семинарии, пооткрывавшиеся на волне «религиозного возрождения» 90-х, не могли найти абитуриентов и средств на прокорм учащихся. Но даже ведущие духовные школы страны — Московская и Санкт-Петербургская академии — катастрофически теряли выпускников, не желавших служить по церковной линии. Пришлось вводить что-то типа частичного крепостного права — когда выпускники академий и семинарий подписывают юридически значимые обязательства как минимум три года после получения диплома отработать в церкви либо покрыть за свой счет астрономические суммы за обучение и содержание. При Евгении духовные школы РПЦ перешли на Болонскую систему, подразумевающую двухуровневую структуру высшего образования: семинарский курс приравняли к бакалавриату, а академический — к магистратуре.
Так Сретенская семинария стала отличаться от Московской академии только по названию: и та и другая предоставляли обучение как по программе бакалавриата, так и по программе магистратуры, их дипломы имели одинаковый вес. Более того, в рейтинге, составляемом Учебным комитетом патриархии, Сретенская семинария иногда даже обгоняла по качеству образования Московскую академию (на первом же месте рейтинга неизменно остается Санкт-Петербургская академия — альма-матер патриарха Кирилла).
Год назад Учебный комитет возглавил амбициозный московский протоиерей Максим Козлов — бывший настоятель храма св. Татианы при МГУ. За год он проинспектировал практически все духовные школы РПЦ и даже приостановил работу наиболее безнадежных.
Однако ему пришлось признать, что Сретенская семинария митрополита Тихона имеет лучшие показатели в системе:
за 20 лет существования она выпустила 550 семинаристов, из которых 70% стали священнослужителями, а остальные трудятся в различных синодальных структурах.
«Оптимизация», задуманная патриархом Кириллом, уничтожает лучшее духовное учебное заведение РПЦ. В чрезвычайно комфортные и по-домашнему уютные помещения Сретенской семинарии переезжают многочисленные студенты магистратуры из Сергиева Посада. При этом, как обещает новый и.о. ректора архиепископ Амвросий, сретенские семинаристы тоже пока остаются на своих местах (поначалу их предполагалось перевезти в Сергиев Посад). Таким образом, на Лубянке возникает неимоверная теснота — ни монастырские общежития, ни семинарские аудитории не рассчитаны на удвоение количества учащихся.
Это все объясняется тем, что магистранты из Сергиева Посада должны быть ближе к московским научным центрам, к библиотекам — кататься на электричке из лавры молодым людям «напряжно». Даже если это и так, то, как справедливо замечает протодиакон Андрей Кураев, в Москве есть пара совсем «убитых» семинарий, которым до Сретенской никогда не дорасти, — Перервинская и Угрешская. Обе расположены на территории монастырей гораздо более значительных по площади, чем Сретенский. Но почему-то их решено не «оптимизировать»…
«Сретенская семинария убита, ее уже не спасти, — пишет в соцсетях один из ее студентов. — И это при том, что в прошлом году во время проверки нашей семинарии комиссией из Учебного комитета Сретенская семинария показала лучший результат знаний студентов с большим отрывом среди всех семинарий: по итогам проверки наши студенты получили 6,51 балла, следующая семинария имеет рейтинг 5,39, а следующая 5,29… Сретенский монастырь и Сретенская семинария всегда были единым целым, одной большой семьей. Это могут подтвердить все студенты и выпускники семинарии и вся братия монастыря. А теперь в монастыре оказывается 200 чужих студентов, которые не хотели поступать в эту семинарию. Что будет с монастырем?»
«Помоги Господь дорогому владыке! — восклицает другой студент, почитатель митрополита Тихона. — Тяжело смотреть, когда твое детище дербанят, как хотят! Господи, помилуй! Как все бездарно и главное — злобно! Следующий шаг — геноцид всех сретенских выпускников. Не приведи Господь!»
Такова безжалостная логика аппаратной борьбы в Московской патриархии. Ради уничтожения личного конкурента патриарх готов пойти на уничтожение образцовой семинарии, что, естественно, повлечет за собой и радикальную трансформацию монастыря.
Московское гнездо Тихона (Шевкунова) должно быть разорено полностью.
Есть ли выход?
Митрополит Тихон, имеющий репутацию «духовника Путина», Владимир Путин и патриарх Кирилл. Фото: РИА Новости
За десять лет управления РПЦ патриарху Кириллу удалось почти полностью сломить очаги оппозиции в церкви и выстроить жесткую вертикаль власти — пожалуй, более жесткую, чем в путинской России в целом. Никто из его окружения не смеет перечить ему. «Он уничтожает все живое в Русской церкви!» — восклицает на условиях анонимности источник в Московской патриархии. Находящийся в глубокой опале бывший профессор Московской духовной академии о. Андрей Кураев замечает, что при решении вопроса о судьбе Сретенской семинарии и Московской академии патриарх вообще ни с кем не консультировался: не было заседаний Ученых советов академии и семинарии, не собиралась «профильная» комиссия Межсоборного присутствия РПЦ. «Уж сколько в XIX веке Академии боролись за свою самостоятельность! И вот всякие ее остатки растоптаны», — сокрушается Кураев. Он также замечает, что
«оптимизация» отсечет от бывшей Сретенской семинарии многих спонсоров, «адресно» помогающих только митрополиту Тихону.
А патриархия, известная своей прижимистостью и избалованная бюджетными вливаниями, не будет содержать духовную школу из собственных средств.
Архиепископа Амвросия, назначенного патриархом для исполнения черной работы, уже называют в РПЦ «могильщиком» Московской духовной академии. Столь серьезные тектонические сдвиги повлекут разрушение ее уникальной традиции, формировавшейся в стенах Троице-Сергиевой лавры с 40-х годов прошлого века и даже немного сохранявшей дореволюционное наследие. Амвросию пророчат недолгое ректорство в «объединенной» духовной школе. По мнению Кураева, на его место претендует сам глава Учебного комитета о. Максим Козлов, а по мнению историка церкви Сергея Бычкова — митрополит Иларион (Алфеев), чье место в Отделе внешних церковных связей остается очень шатким после разрыва общения РПЦ с Константинопольским патриархатом и прогрессирующей международной изоляции Московской патриархии.
По одной из версий, вероятным наставником Сретенской семинарии может стать митрополит Илларион (Алфеев), близкий помощник патриарха Кирилла, растерявший очки после разрыва отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом. Фото: РИА Новости
Близкий в прошлом к финансовой деятельности патриарха Кирилла директор Фонда св. Григория Богослова Леонид Севастьянов рассматривает события вокруг Сретенской семинарии как индикатор полного отсутствия соборности, или азов церковной демократии, в Московской патриархии. «Представьте, — говорит он, — вы запускаете проект по благословению священноначалия, находите спонсоров и энтузиастов-активистов под этот проект, вкладываете огромное количество частных денег в него — и вдруг одной подписью «начальника» этот проект закрывается! Вопрос: как в следующий раз вы сможете мобилизовать активных мирян и спонсоров под какой-то новый проект, если вы заведомо знаете, что через пару-тройку лет проект будет похоронен?» Разорение Сретенской семинарии, по его мнению, «говорит о грядущем полном падении уровня образования и подготовки священнослужителей, которые по этой причине становятся совершенно не конкурентноспособными в общественном дискурсе».
Тем временем митрополит Тихон пытается разворачиваться в Пскове, превращая его в альтернативный центр церковной жизни. Он уже строит там самый большой из своих «исторических парков», привлек деньги московских спонсоров на реставрацию ключевых монастырей и кафедрального собора епархии. А по осени собирается открывать местную семинарию в Псково-Печорском монастыре, где планируется построить аналог Сретенки — с суперсовременными аудиториями, византийскими мозаиками и самой лучшей интерактивной библиотекой. Тихон — перфекционист, только «человеческого материала» на его проекты в Пскове не хватает. Если в Москве его прихожанами считали себя почти пять тысяч человек, то на все 26 храмов Пскова насчитывается всего 1600 постоянных прихожан. Молодежь среди них составляет весьма незначительный процент.
***
Владимир Путин и митрополит Тихон. Фото: РИА Новости
Разумеется, взгляды Тихона (Шевкунова) на «неовизантийский проект», «богопомазанность» Путина, духовное преемство советской и имперской истории являются весьма спорными с точки зрения либерала. Но нынешняя
расправа над ним не связана с идеологией. Патриархия точно так же сокрушила бы любую сильную креативную фигуру с любыми взглядами, если бы ее масштаб и влияние можно было сопоставить с тихоновскими.
Зная об обширных связях митрополита Тихона на самых вершинах российских силовых структур, трудно отделаться от впечатления, что происходящее с ним является проекцией на церковную жизнь «битвы титанов», разворачивающейся вокруг наступающего «трансферта власти» перед завершением путинской эпохи. И точно так же, как пока невозможно предсказать исход этой битвы между большими генералами, невозможно предсказать ее и среди генералов в рясах. Шансы сторон пока одинаковы.
Наместник
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
30 августа 2019 года решением Священного Синода наместником Сретенского монастыря назначен архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков). Также Владыка Амвросий становится ректором Сретенской духовной семинарии.
Биография
Архиепископ Верейский
Амвросий (Ермаков)Архиепископ Верейский Амвросий (в миру Виталий Анатольевич Ермаков) родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области в семье рабочих.
С 1982 года будущий архипастырь нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в Вооруженных Силах поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 года ректором Московских духовных школ Преосвященнейшим Филаретом, епископом Дмитровским, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры был пострижен в монашество с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского.
29 мая 1994 года ректором МДАиС епископом Филаретом в Покровском академическом храме МДАиС монах Амвросий был рукоположен во иеродиакона.
В сентябре 1994 года иеродиакон Амвросий был назначен регентом образованного по благословению ректора 3-го академического хора.
8 октября 1994 года в Покровском академическом храме МДАиС иеродиакон Амвросий был рукоположен в сан иеромонаха Преосвященнейшим Стефаном, епископом Пинским и Лунинецким.
В июне 1995 года иеромонах Амвросий окончил Московскую духовную семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс Московской духовной академии. В июне 1999 года он окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». По окончании Академии иеромонах Амвросий был оставлен в духовных школах преподавателем и регентом Академического хора.
В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Амвросий был назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и был определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, отец Амвросий исполнял послушания благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.
В 2003 году иеромонах Амвросий прошел обучение в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Основы государственно-церковных отношений».
3 июня 2004 года Высокопреосвященнейшим Алексием, архиепископом Орехово-Зуевским, иеромонах Амвросий в Сретенском соборе монастыря был возведен в сан игумена.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 года игумен Амвросий был избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.
28 декабря 2004 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II игумен Амвросий был возведен в сан архимандрита.
26 марта 2005 года в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 2006 года Преосвященнейший Амвросий, епископ Прокопьевский, викарий Кемеровской епархии, был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года Преосвященнейший Амвросий, епископ Бронницкий, викарий Московской епархии, был назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Одновременно владыка Амвросий был назначен на должность ректора Санкт-Петербургских духовных школ.
2 апреля 2011 года владыка Амвросий был назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 года присвоен титул «Петергофский».
1 февраля 2014 года на Божественной литургии в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом епископ Амвросий был возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Петергофский, был освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ и назначен на должность ректора Московских духовных школ. За достойное служение на должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ на протяжении почти 10 лет владыке Амвросию была выражена благодарность. Высокопреосвященнейшему Амвросию Священный Синод РПЦ определил быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
9 июля 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Преосвященный архиепископ Верейский Амвросий назначен временно исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии с сохранением должности ректора МДА.
Член Межсоборного присутствия; член Синодальной библейско-богословской комиссии; член Синодальной комиссии по канонизации святых; член Координационного совета по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.
- Дата епископской хиротонии — 26 марта 2005 г.
- Дата иерейской хиротонии — 8 октября 1994 г.
- Дата диаконской хиротонии — 29 мая 1994 г.
- Дата пострига — 7 апреля 1994 г.
- Дата рождения — 15 июня 1970 г.
- Тезоименитство — 23 октября
Образование
- Московская духовная семинария (1995 г.)
- Московская духовная академия (1999 г.)
Стаж работы по специальности: 10 лет
Награды Государственные:
- 2015 г. — орден Дружбы.
Награды Церковные:
- 2011 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского III степени (Эстонская Православная Церковь);
- 2012 г. — орден прп. Андрея Рублева II степени;
- 2017 г. — медаль свт. Феофана Затворника I степени (Рязанская митрополия).
Библиография
- Кандидатская диссертация: «Сотериология святого Иоанна Златоуста» (1999 г.)
- Расширяя границы сердца. Издательство СПбДА, Санкт-Петербург, 2018.
Добавить комментарий